Что такое ТБО?

Содержание
  1. Что считается твердыми коммунальными отходами
  2. Виды ТКО и их состав
  3. Что относится к ТКО
  4. Относятся ли пищевые отходы к ТКО
  5. Перечень твердых коммунальных отходов по ФККО
  6. Вывоз ТКО: статус услуги с точки зрения закона
  7. Для чего нужен вывоз ТБО?
  8. Классы опасности
  9. Кто отвечает за сбор и вывоз ТБО
  10. Как определяется оператор
  11. Услуга вывоза ТБО
  12. Кто регулирует данную услугу?
  13. Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов
  14. Порядок определения регионального оператора по вывозу ТБО
  15. Нужно ли заключать договор с региональным оператором?
  16. Как заключается соглашение с региональным оператором
  17. Как формируются тарифы и стоимость услуг
  18. Изменения в законодательстве с 1 января 2021 года
  19. Важные пункты законодательства
  20. Договорённость
  21. Процедура уборки свалок
  22. Кто несёт ответственность за вывоз мусора?
  23. Мусоропроводы
  24. Зона ответственности регионального оператора, УК и ТСЖ
  25. Основные понятия
  26. Что изменилось в результате Мусорной реформы в 2021 году
  27. Размер и способы начисления платы за услуги вывоза
  28. Как вывозятся отходы из частного сектора
  29. Способы утилизации ТКО
  30. Слабые стороны нового закона

Что считается твердыми коммунальными отходами

К твердым бытовым отходам относятся продукты и предметы, утратившие свои качества в процессе эксплуатации в жилых помещениях и пришедшие в негодность. Жильцы выбрасывают их в специальные контейнеры – емкости, предназначенные для сбора мусора. Так Закон от 29.12.14 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об отходах производства и потребления…» определяет, что такое ТКО в ЖКХ.

Образующиеся в процессе деятельности индивидуальных предпринимателей (ИП), а также юридических лиц и аналогичные по составу отходы тоже относятся к категории ТКО. Их вывоз оплачивается в соответствии с установленными правилами.

Наиболее распространенные виды ТБО:

  • упаковочные материалы: пленка, различная тара, обертки;
  • полимеры;
  • стекло;
  • текстиль;
  • резина;
  • пищевые отходы;
  • бумага.

Стоит также пояснить, что такое обращение с ТКО в коммунальных услугах, которое предстоит оплачивать жильцам МКД.

Прежде, согласно ст. 156 Жилищного кодекса РФ, операции, которые касались обращения с мусором, относились к категории жилищных услуг и оплачивались как содержание жилья. Реформа ЖКХ затронула все стороны деятельности предприятий, в том числе тарифы и схему расчета оплаты за сбор и утилизацию бытовых отходов.

Введенные постановлением Правительства РФ № 232 от 27.02.17 изменения вступили в силу и термин «обращение с ТКО» теперь подразумевает обязанности уполномоченной организации по их:

  • правильному сбору;
  • транспортировке;
  • утилизации;
  • захоронению;
  • обработке;
  • обезвреживанию.

Виды ТКО и их состав

По закону твердый коммунальный мусор не должен содержать радиоактивных, ядовитых и прочих вредных для здоровья веществ. Наличие металлических и пластиковых материалов также сведено к минимуму.

Что относится к ТКО

Перечень ТКО по состоянию на 2019 год небольшой. К данной категории относятся:

  • бумажные и картонные изделия;
  • уличный мусор (листья, ветки, пыль);
  • растительные и пищевые остатки;
  • битые бытовые приборы, мелкая электроника;
  • старая деревянная мебель;
  • бытовые химические вещества;
  • старая обувь и одежда;
  • мелкие металлические и пластмассовые элементы;
  • старая музыкальная аппаратура;
  • остатки старого дорожного покрытия.
Внимание! Твердые коммунальные отходы должны исключать содержание опасных для здоровья веществ. Сброс ядовитых веществ в общественные баки для мусора категорически запрещён.

Относятся ли пищевые отходы к ТКО

Согласно мусор пищевого и растительного характера имеет прямое отношение к твердым коммунальным отходам. Вывоз и утилизация данной категории осуществляется на общих основаниях. Региональный оператор, осуществляющий вывоз может разместить на площадке отдельный контейнер для сбора пищевых отходов, но может этого и не делать.

Перечень твердых коммунальных отходов по ФККО

В 2018 году внесли поправки в законодательство относительно классификации отходов. Речь идет о внедрение специальных кодов, на основании которых определяется категория мусора. Они приведены в Федеральном классификационном каталоге. Официальная версия доступна для просмотра в справочно-правовых системах, её можно найти в интернете или скачать у нас на сайте.

Вывоз ТКО: статус услуги с точки зрения закона

Законодательные поправки изменили статус операций, связанных с обращением с ТБО. В результате сбор и вывоз мусора – коммунальная услуга с 2017-го года.

До вступления в силу изменений в законодательстве услуги по вывозу мусора оказывали управляющие компании (УК) или товарищества собственников жилья (ТСЖ). Они заключали договоры и контролировали исполнение подрядчиками его требований.

Изменения в правилах обращения с ТКО, закрепленные законодательно, позволяют легко установить, вывоз ТБО – это жилищная услуга или коммунальная услуга. Нормы закона теперь четко определяют, что обращение с твердыми отходами относится к сфере ответственности коммунальных служб, выводя такие операции из перечня услуг по содержанию жилья.

Закон расширяет и изменяет терминологию, определяя этот тип услуг как коммунальные.

В расшифровке обновленной аббревиатуры ТКО (твердые коммунальные отходы) содержится ответ на вопрос, является ли коммунальной услугой или нет обращение с подобным мусором.

Для чего нужен вывоз ТБО?

Горы мусора снижают эстетическую привлекательность населенных пунктов. Однако вред, наносимый разбросанными отходами, гораздо серьезнее. Продукты разложения легко проникают в природные компоненты: водные объекты, почву, атмосферный воздух.

Продукты сельского хозяйства, выращенные в экологически неблагоприятных районах, впитывают вредные вещества. Таким образом, токсины попадают во внутреннюю среду человека.

Ситуация осложняется размножением и питанием на несанкционированных свалках грызунов − переносчиков заразных заболеваний.

Для недопущения негативного влияния ядовитых веществ на здоровье жителей населенных пунктов и окружающую среду, необходимо правильно организовывать качественный вывоз твердых коммунальных отходов.

Классы опасности

Чтобы уменьшить вредное воздействие мусора, было выделено 5 классов его опасности:

  1. К первому относятся отходы, наносящие природе максимальный вред при захоронении. Например, батарейки, аккумуляторы и ртутьсодержащие термометры выделяют токсины, которые не могут быть нейтрализованы окружающей средой.
  2. Второй класс опасности подразумевает материалы, вред от которых достаточно ощутим, но нейтрализуется природой в течение 30 или более лет. В эту группу входят электролитные аккумуляторы, машинное масло.
  3. К третьему относится мусор, последствия захоронения которого проходят в 10-летний срок (строительные материалы, например).
  4. Четвертый класс представлен относительно безвредными материалами, загрязняющими окружающую среду не более 3 лет – древесиной, бумагой, пластиком.
  5. В пятой группе находятся полностью безопасные, быстро разлагающиеся пищевые отходы и созданная из природного сырья (керамика) посуда.

Классификация мусора в соответствии со степенью его опасности определяется специальным документом – паспортом. Узнать, к какой категории относится тот или иной вид ТБО можно из ФККО (федерального классификационного каталога отходов).

Кто отвечает за сбор и вывоз ТБО

Как упоминалось выше, сбор, обработка, утилизация, обезвреживание и размещение отходов входят в понятие деятельности по обращению с ТКО и поручаются региональному оператору. Так называется юридическое лицо, заключающее договор на оказание подобных услуг с собственником отходов, места сбора которых расположены в зоне его деятельности.

Региональные операторы осуществляют все процедуры самостоятельно или привлекают субподрядчиков.

Плата за вывоз мусора в тарифах ОСМД рассчитывается по новым правилам, установленным законодательством.

Как определяется оператор

Деятельность операторов регулируют положения ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». В ФЗ № 89 установлен порядок присвоения такого статуса организациям, работающим с ТКО.

Региональные операторы получают статус на 10 лет. Закон предписывает организацию конкурса для выбора оператора и наделяет правами на его проведение уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ.

Правила конкурса содержатся в постановлении Правительства РФ от 05.09.16 № 881.

Услуга вывоза ТБО

В 2016 году ЖК РФ претерпел изменения. В соответствии со статьей 154 кодекса, удаление ТБО относится к коммунальным услугам. Оплата проводится отдельной строкой. Положениями кодекса установлено, что рассчитывается размер оплаты исходя из количества прописанных жильцов отдельного жилого помещения.

В состав услуги по вывозу ТБО входит:

  • Накопление мусора на специально оборудованных контейнерных площадках. Количество контейнеров исходит из доли обслуживаемых домов.
  • Перевозка собранных отходов специализированным транспортом на оборудованные должным образом полигоны.
  • Переработка части мусора.
  • Захоронение отходов, непригодных переработке.

Положениями статьи 36 кодекса установлено, что состав общего имущества включает участок земли, на котором расположен МКД. Таким образом, уборка мусора закреплена за обслуживающей организацией.

Кто регулирует данную услугу?

До 2018 года деятельность по вывозу твердых бытовых отходов находилась в зоне ответственности местных органов власти.

Согласно ФЗ о вывозе ТБО с 2018 года удаление мусора осуществляет единый региональный оператор по вывозу отходов.

Законодательство предоставляет право осуществления подобной деятельности для различных организаций, занимающихся эксплуатацией жилого фонда.

Проблему составляют жесткие требования:

  • наличие специализированных мест первичного сбора;
  • принадлежащая на праве собственности спецтехника;
  • возможность законной утилизации.

Выполнить условия трудно. Поэтому регоператоры заняли рассматриваемую нишу.

Органы исполнительной власти субъектов РФ проводят надзор качества удаления ТБО, а также регулируют следующие вопросы:

  • регулирование тарифной политики;
  • надзор за качеством санитарной очистки территории;
  • рассмотрение жалоб местных жителей на действия (бездействие) регионального оператора.

Закон защищает собственника тем, что работа региональных операторов тщательно контролируется надзорными органами.

Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов

Законодателями принят свод нормативов, регулирующих услуги по вывозу ТБО. Перечислим главные нормативные акты:

  1. Правила обращения с ТКО, утвержденные Постановлением Правительства РФ 12.11.2016 за номером 1156. Регулируют нормы накопления ТКО, алгоритм получения услуги по удалению мусора.
  2. Постановление ПРФ от 30.05.2016 за номером 484. Регламентирует тарифы, порядок образования цен рассматриваемой области, экономическую целесообразность работы региональных операторов.
  3. Приказ антимонопольной службы от 21.11.2016 за номером 1638/16, содержащий разъяснения относительно установления тарифов на удаление ТБО.

Удаление жидких отходов возложено на специализированные организации или органы местного самоуправления.

Собственники отходов обязаны подписать договор на вывоз ТБО с действующим региональным оператором.

Порядок определения регионального оператора по вывозу ТБО

Право стать региональным оператором получает организация, выигравшая соответствующий конкурс, проводимый на электронной площадке региональными органами исполнительной власти, контролирующие сферу ЖКХ.

Претендентам выдвигает следующие требования:

  • возможность организации утилизации отходов в соответствии с действующим законодательством;
  • наличие специализированной техники для оказания услуги: мусоровозов, погрузчиков;
  • разделение собранного мусора на фракции для дальнейшей переработки или захоронения;
  • дезинфекция объектов, угрожающих санитарному и экологическому благополучию обслуживаемой местности;
  • строительство полигонов захоронения ТБО, надлежащая эксплуатация данных объектов.

Победитель электронного конкурса получает право обслуживать десять лет отдельные населенные пункты, части субъектов, полностью территории субъектов. Обязанности регоператора отображаются специальным соглашением, подписанным с региональными органами исполнительной власти.

Нужно ли заключать договор с региональным оператором?

С одной стороны, да, нужно. Собственники мусора обязаны заключить такой договор с региональным оператором, в зоне деятельности которого находятся места накопления их отходов (п. 4 ). Если они проживают в многоквартирном доме, каждому жильцу лично заключать такой договор не нужно – от их лица это может сделать управляющая организация или ТСЖ. Если такой договор отсутствует, собственники квартир могут заключить его самостоятельно.

Типовая утверждена правительственным Постановлением о вывозе мусора № 1156 от 12.11.2016. Он является публичным, потому достаточно заполнить его и направить письмом в адрес оператора. Обратно вернется подписанный экземпляр с печатью компании.

С другой стороны, это не обязательно. Минстрой уверяет: если управляющая организация такой договор с оператором не подписала, он считается подписанным со всеми жильцами многоэтажки с момента заключения соглашения между оператором и муниципалитетом ( Письмо Минстроя РФ № 41963-АЧ/04 от 16.10.2018).

Как заключается соглашение с региональным оператором

С победителем конкурса заключается договор на предоставление услуг по обращению с ТКО. Его обязательно подписывают ИП и юридические лица.

С жителями частного сектора и МКД подписывается договор публичной оферты, в рамках которого будет оказываться услуга. Возможно также конклюдентное соглашение. Это значит, что на основании совершения обусловленных обоюдным согласием действий договор считается заключенным без составления письменного контракта. Жильцы собирают мусор в отведенных для этого местах, откуда его вывозит региональный оператор.

Услуга по обращению с ТКО может предоставляться жителям МКД на основании договора с каждым из собственников жилья. Это решение принимается на общем собрании жильцов.

Если домом управляет УК, именно она заключает договор с региональным оператором. Форма соглашения определена в постановлении Правительства РФ от 12.11.16 № 1156. В нем обозначены основные права и обязанности сторон, включая то, как оплачивается данная услуга.

Как формируются тарифы и стоимость услуг

В связи с переводом услуги по обращению с твердыми отходами в категорию коммунальных изменился принцип ее тарификации и, как следствие, стоимость. Например, раньше плата за данную операцию определялась исходя из расчета за 1 м2 занимаемой жильцом в МКД площади. То, как рассчитывается оплата за вывоз мусора в многоквартирном доме в 2021 году по новым правилам, определено в постановлении Правительства РФ №269 от 04.04.16.

Размер оплаты вычисляется с учетом нормативов накопления твердых отходов на одного человека.

Нормативом считается среднее количество твердых коммунальных отходов, которое образуется за единицу времени.

Вторым значимым элементом для расчета величины оплаты служат тарифы на вывоз ТБО для на 2021 год для населения.

Изменения в законодательстве с 1 января 2021 года

Закон о вывозе мусора с 2021 года №89-ФЗ регулирует новый порядок обращения с отходами. Им утверждены следующие основные положения:

  1. Твёрдые бытовые отходы должны подвергаться сортировке по материалу, из которого они изготовлены (пластик, бумага, стекло и т. д.).
  2. Вывоз и утилизацию отходов могут осуществлять только уполномоченные операторы, выбранные на конкурсной основе.
  3. Местные органы власти должны обеспечить тарифное регулирование и предоставить операторам площадки для сбора мусора, при этом самостоятельно собирать, хранить или утилизировать ТБО они не вправе. Плата за вывоз мусора теперь будет производиться всеми категориями граждан, то есть:
  • Владельцами и жильцами квартир и частных домов.
  • Собственниками нежилых помещений.
  • Дачниками, состоящими в садоводческих товариществах.

При этом, если в доме или квартире никто не проживает, а нежилое помещение не используется по назначению, платить за услугу их собственникам всё равно придётся. Кроме того, Законом изменён порядок борьбы со стихийными свалками. Обязанность по устранению стихийной свалки возложена на собственника земельного участка, а при его отсутствии — на местный муниципалитет.

Важные пункты законодательства

Ещё на этапе разработки законопроекта было введено новое понятие – твёрдые коммунальные отходы или ТКО. Это утиль, образуемый в жилых помещениях, как результат деятельности:

  • юридических лиц;
  • физических лиц;
  • предпринимателей.

Также к ТКО относится всё, что утратило первоначальные свойства и не может быть использовано в дальнейшем. В категорию входят:

  • мусор, образовавшийся в результате осуществления косметического ремонта;
  • предметы мебели;
  • бытовая техника;
  • пищевые отбросы;
  • металл;
  • бумага;
  • пластик и т. п.

Изменённые правила утилизации призваны приучить граждан к раздельному сбору утиля. На контейнерных площадках вскоре будут размещаться баки разных расцветок. Каждый цвет соответствует определённому виду мусора.

Договорённость

В законе за №89-ФЗ, статье 24,7, пункте 5-м предлагается форма договора на предоставление сервиса по обращению с ТКО.

В документе обязательно указываются дата заключения соглашения и место. В нём должно быть чётко прописано наименование оператора и лаконично дана информация о нём, перечислены обязанности компании-оператора, которая будет заниматься утилизационными вопросами.

В договоре должны быть перечислены все необходимые потребителю сведения:

  • где будет складироваться мусор;
  • по каким тарифам работает поставщик услуги;
  • график вывоза отбросов.

Процедура уборки свалок

Одна из целей постановления о вывозе мусора – полное уничтожение незаконных свалок. Назначенный властью оператор должен выявлять их в городской и сельской местности, и предпринимать меры для ликвидации несанкционированных мусоросвалок размером более 1 м3.

Кто несёт ответственность за вывоз мусора?

Вывоз отходов с контейнерных площадок осуществляет региональный оператор, назначенный властью. В роли такового может выступать компания, которая отвечает всем требованиям закона. ГУПы и МУПы могут заниматься перевозкой утиля только при наличии соответствующей лицензии.

Если оператор обнаруживает несанкционированную свалку, он должен действовать следующим образом:

  1. Узнать, кто является владельцем территории расположения незаконного сброса отходов.
  2. Обратиться к собственнику с официальным требованием в течение 30 суток ликвидировать свалку.
  3. Проверить выполнение предписания.
  4. Если требование не выполнено, обратиться в судебную инстанцию.

Важно: Ликвидировать несанкционированную свалку обязан владелец участка, на котором она образовалась. Оператор обязан проконтролировать решение этого вопроса.

Мусоропроводы

За состояние мусоропроводов, размещённых в многоквартирных домах, по закону, отвечают управляющие компании. Им вменяется в обязанности:

  • содержать мусоропроводы в должном санитарном состоянии;
  • поддерживать порядок в зоне выброса отходов;
  • своевременно осуществлять очистку, дезинфекцию и дезинсекцию.

Зона ответственности регионального оператора, УК и ТСЖ

Для начала нужно разделить понятия жилищная услуга и коммунальная услуга.

Жилищная услуга — это содержание и ремонт жилых многоквартирных домов. Этим занимается Управляющая компания (УК) или Товарищество собственников жилья (ТСЖ).

Коммунальная услуга — это электроснабжение, газоснабжение, водоподача и водоотведение, а с 1 января 2021 года и вывоз мусора.

Таким образом, организацией установки контейнеров для отходов на придомовой территории, а также процесса сбора и хранения ТБО должна заниматься УК (или ТСЖ), а закон о региональном операторе по вывозу мусора возлагает на него ответственность за сбор ТБО из контейнеров, его транспортировку к месту хранения и накопления, а также последующую утилизацию.

Основные понятия

В первую очередь следует обратить внимание на изменение в терминологии. Твердые коммунальные отходы (ТКО) – термин впервые употребленный в законе. В законе излагаются организации, в обязанности которых входит работа с ТКО. Регламентирован порядок начисления оплаты за сбор ТКО.

Цель реформы – это улучшение экологической ситуации в регионах, оптимизация и сортировка отходов.

Закон содержит информацию о хранении, переработке и утилизации отходов.

Суть нововведений можно объяснить следующими терминами:

  1. Жилищные услуги организовываются управляющей компанией. В данную категорию входят услуги содержания жилищной площади;
  2. Коммунальные услуги подразумевают поставку газа, воды и электричества. Согласно новшествам 2021 года вывоз мусора также относится к коммунальным услугам.

Что изменилось в результате Мусорной реформы в 2021 году

Было Стало
Организацией вывоза мусора занимались муниципальные власти. Вывоз мусора осуществляет единый региональный оператор.
Тарифы устанавливались каждым участником рынка самостоятельно и произвольно. Тарифы устанавливаются едиными для региона и утверждаются местным органом власти.
Владельцы частных домов и жилых дач не платили за вывоз мусора. За вывоз мусора платят собственники любых жилых и нежилых помещений.
Плату за вывоз мусора собирали Управляющие компании. Плата за вывоз мусора включена в состав коммунальных платежей и производится в адрес регионального оператора.
Сортировка мусора не предусмотрена. Установлена необходимость сортировки мусора.

Размер и способы начисления платы за услуги вывоза

Тариф на услугу по вывозу, утилизации ТБО в зоне действия одного регионального оператора является единым. Расчет стоимости удаления мусора с территорий жилых застроек производит организация самостоятельно.

Предварительный тариф с обоснованиями регоператор направляет в региональную службу по тарифам соответствующего субъекта. Ведомство имеет право утвердить стоимость, или направить расчет на доработку.

Законодателем установлены главные принципы, необходимые для соблюдения при расчете стоимости услуг:

  • прозрачность для потребителя, готовность предоставить обоснование полученных цен;
  • начисления производятся в зависимости от количества прописанных в квартире человек;
  • при наличии госконтракта на вывоз, утилизацию ТБО допускается расчет исходя из занимаемой площади помещения в соответствии с документом на право собственности;
  • запрещено своевольное надуманное завышение тарифа, направленное на обогащение организации.

Сколько стоит вывоз с последующей утилизацией ТБО, должно содержаться в договоре. Информация дополнительно раскрывается на официальном сайте мусоровывозящей организации.

Как вывозятся отходы из частного сектора

До принятия изменений в законодательстве жители частного сектора могли не заключать договоры на вывоз мусора с территории домовладений, но теперь оплата этой услуги для них обязательна.

Квитанции на оплату вывоза ТКО получит каждый собственник и гражданин, зарегистрированный в частном доме, непосредственно с начала деятельности регионального оператора.

Основанием для получения услуги по обращению с ТКО и начисления оплаты является публичный договор, заключаемый независимо от желания собственника.

Тарифы на вывоз мусора в частном секторе рассчитываются по специальным формулам. Стоимость услуги устанавливают уполномоченные органы, как и в случае многоквартирных домов.

Кроме того, для жильцов индивидуальных жилых строений по установленной формуле производится расчет в отношении нормативов накопления твердых коммунальных отходов. На конечную стоимость влияет тариф за вывоз мусора с человека и нормативы накопления.

Для оказания услуги оператор, в соответствии с региональной схемой размещения мест накопления ТКО, должен обеспечить обслуживаемую территорию контейнерами.

Способы утилизации ТКО

В нашей стране распространены несколько вариантов утилизации бытовых коммунальных отходов.

  1. Сжигание. Этот метод не требует много финансовых средств, но в процессе сгорания выделяется огромное количество токсичных веществ. Естественно, такой вариант невозможно назвать экологически безопасным.
  2. Захоронение. Самый распространенный способ утилизации, так как наиболее экономически выгодный. Однако, несмотря на экономическую выгодность, городские свалки занимают большую территорию.
  3. Компостирование. Этот метод подходит исключительно для утилизации растительных и пищевых отходов. Перед обработкой необходимо рассортировать мусор.
  4. Повторное использование. Вариант касается искусственных материалов. Те вещества, которые подлежат повторной обработке (металлолом, пластик, стекло), могут использоваться в качестве вторичного сырья.

К сожалению, по сравнению с более развитыми странами Россия пока не может похвастаться продуманной системой утилизации мусора. Хочется надеяться, что новая программа Экология даст свои результаты. Её задача повысить сортировку и переработку отходов до 60% к 2024 году.

Слабые стороны нового закона

Реформирование сферы обращения с ТБО в полной мере началось с 1 января 2019-го года. Однако изменения в законодательстве оставили ряд спорных вопросов. В частности, они касаются определения термина ТКО в законодательном акте и возможности отнесения к ним некоторых категорий отходов.

Открытым остается вопрос финансирования обслуживания контейнерных площадок управляющими компаниями. Пока непонятно, из каких средств УК будут выделять деньги на их содержание, если оплата направляется региональному оператору.

Источники
  • https://pravovdom.ru/zhkx/vyvoz-tbo.html
  • https://promusor.info/othody/tko/perechen/
  • https://bezotxodov.ru/othody/vyvoz-tbo
  • https://musor.moscow/blog/chto-takoe-tbo/
  • https://pravoved.ru/journal/federalnyi-zakon-o-vyvoze-musora/
  • https://BaikalHangkai.ru/othody/tko-2019.html

tett
Зарплатто.ру - сайт о зарплатах и доходах, деньгах и финансах