- Транспортный налог – что это
- За что мы платим транспортный налог?
- Налогоплательщики
- Что является объектом налогообложения
- Как рассчитывается размер транспортного налога
- Ставки транспортного налога
- Что влияет на размер налога?
- Льготы при уплате транспортного налога
- Налог на роскошь
- Какие автомобили считаются роскошными
- Налог с продажи
- А есть же ещё утилизационный сбор?
- Сроки уплаты налога
- Санкции за неуплату налогов
- Транспортный налог 2020: сколько и за что платят в мире
- Европа – налог на выхлоп, налог на дизель, налог на старость, техосмотр
- США – включен в стоимость бензина
- Китай – номера на аукционе, дорогая постановка на учет и плата за электрокары
- Япония – парковочное место по размерам и техосмотр
- Сингапур – сертификат на автовладение, регистрация дороже машины
- Транспортный налог – 2021: отменят или нет
Транспортный налог – что это
Транспортный налог – это региональный налог, который регулируется главой 28 Налогового кодекса РФ. В НК РФ прописаны основные правила, регулирующие объект налогообложения, плательщиков налога, правил расчета и уплаты.
То есть, базовые условия прописаны на федеральном уровне, но региональные власти имеют право вносить свои корректировки. Важно: региональные власти не могут ухудшать права налогоплательщиков. Кроме того, регионы устанавливают ставки налога и льготные категории плательщиков.
За что мы платим транспортный налог?
Покупая автомобиль нужно быть готовым к постоянным затратам: бензин, эксплуатация, замена шин и так далее. Поэтому многие не согласны с оплатой еще и транспортного налога.
Уже несколько лет идет речь о том, чтобы отменить транспортный налог. Но тогда государственный бюджет останется в большом минусе, и как альтернатива могут повыситься цены на акциз бензина. В любом случае, если человек позволяет купить себе машину, то должен быть готов платить за это пошлину.
Возможно в будущем изменится подход к расчету налога: не будут учитываться лошадиные силы, а только объем двигателя, возраст машины и влияние его на экологию. Но пока все остается по-прежнему, поэтому не забывайте вовремя осуществлять оплату во избежание возникновения задолженности.
Налогоплательщики
Каждый человек, у которого есть недвижимое имущество, в частности транспортное средство, является налогоплательщиком.
Если вы являетесь физическим лицом, то должны оплатить определенную сумму, которую вам выставит налоговая. Чтобы произвести расчет, необходимо знать сведения о транспортном средстве. Их в свою очередь предоставляют органы, которые осуществляют государственную регистрацию транспорта.
Если нет особых указаний, то сумма налога рассчитывается путем умножения налоговой базы и налоговой ставки. Итог подводится каждый налоговый период.
Сумма для юридического лица рассчитывается несколько иначе. На протяжении всего налогового периода вносится авансовый платеж. Далее из полученной суммы внесенный аванс вычитается.
Юридические компании оплачивают денежные средства в конце каждого отчетного периода. Окончательная цифра рассчитывается как ¼ от налоговой базы, умноженной на налоговую ставку.
Что является объектом налогообложения
Объектом налогообложения являются:
- автомобили;
- мотоциклы;
- самоходные машины и транспортные средства на пневматическом и гусеничном ходу;
- снегоходы и мотосани;
- авиатранспорт (самолеты и вертолеты);
- морские транспортные средства (теплоходы, катера, яхты и гидроциклы).
Но есть и исключения, к которым относятся:
- легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (приобретенные через отдел соцзащиты);
- автомобили, оборудованные для инвалидов;
- тракторы, самоходные комбайны и спецмашины для перевозки молока, птицы, которые используются для сельского хозяйства (для ИП);
- промысловые суда (для ИП).
В отношении этих транспортных средств налог не рассчитывается.
Как рассчитывается размер транспортного налога
Собственник ТС самостоятельно не должен рассчитывать размер транспортного налога, это обязанность налоговой службы. Именно ФНС на основе данных, полученных от ГИБДД, рассчитывает размер налога и направляет уведомление о сумме транспортного налога и сроках его оплаты на адрес собственника транспортного средства.
Налоговое уведомление должно быть направлено не позднее, чем за 30 дней до срока уплаты налога, то есть до 1 ноября. Однако, чаще всего, налоговые извещения направляются на адреса плательщиков в августе-сентябре.
Сумма налога уплачивается в полных рублях. Если при расчете транспортного налога сумма получилась с копейками, то 50 копеек и более округляется до 1 рубля, а менее 50 копеек вообще не учитывается.
Стоит отметить, что в уведомлении на уплату транспортного налога расчет может быть произведен за период, не превышающий трех лет.
Плательщик имеет право проверить правильность расчета самостоятельно. Если специалисты ФНС допустили ошибку в расчете – например, не учли льготу или рассчитали налог по другой ставке, то плательщику нужно обратиться в ФНС с заявлением о перерасчете и документами, подтверждающими ошибку.
После исправления ошибки, специалисты ФНС направят собственнику транспортного средства новое налоговое уведомление с указанием исправленной суммы.
Проверить правильность исчисления транспортного налога можно с помощью онлайн-калькулятора, размещенного на сайте ФНС. Перед проведением расчета следует выбрать регион, в котором было зарегистрировано транспортное средство в правом нижнем углу.
Достаточно подробно расчёт размера уплачиваемого налога представлен в личном кабинете на сайте федеральной налоговой службы:

Выбрав свой автомобиль, можно детально увидеть параметры расчёта налога:

Ставки транспортного налога
Ставки транспортного налога устанавливают региональные власти. Однако в статье 361 НК РФ указаны примерные значения транспортного налога, которые регионы имеют право уменьшать или увеличивать не более чем в 10 раз, за исключением автомобилей с мощностью двигателя до 150 л.с.
Основным критерием для определения налоговой ставки является мощность двигателя. Кроме этого, региональные власти имеют право устанавливать дополнительные ставки налога в зависимости от экологического класса автотранспортного средства и количества лет использования.
Для примера возьмем ставки транспортного налога в Москве, утвержденные Законом г. Москвы от 09.07.2008 №33 «О транспортном налоге»:
- мощность двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно – 12 руб./л.с.;
- свыше 100 л.с. до 125 л.с. (свыше 73,55 кВт до 91,94 кВт) включительно – 25 руб./л.с.;
- свыше 125 л.с. до 150 л.с. (свыше 91,94 кВт до 110,33 кВт) включительно – 35 руб./л.с.;
- свыше 150 л.с. до 175 л.с. (свыше 110,33 кВт до 128,7 кВт) включительно – 45 руб./л.с.;
- свыше 175 л.с. до 200 л.с. (свыше 128,7 кВт до 147,1 кВт) включительно – 50 руб./л.с.;
- свыше 200 л.с. до 225 л.с. (свыше 147,1 кВт до 165,5 кВт) включительно – 65 руб./л.с.;
- свыше 225 л.с. до 250 л.с. (свыше 165,5 кВт до 183,9 кВт) включительно – 75 руб./л.с.;
- свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) – 150 руб./л.с.
Кроме этого, в соответствии с пунктом 2 статьи 362 НК РФ в отношении дорогостоящих автомобилей применяется повышающий коэффициент в размере:
- 1,1 – для автомобилей стоимостью от 3 до 5 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более трех лет;
- 2 – для автомобилей стоимостью от 5 до 10 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более пяти лет;
- 3 – для автомобилей стоимостью от 10 до 15 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет, и стоимостью от 15 миллионов рублей с года выпуска которых прошло не более 20 лет.
Ежегодно Минпромторг определяет перечень автомобили, стоимость которых превышает 3 миллиона рублей, и публикует его на своем официальном сайте до 1 марта каждого года.
Что влияет на размер налога?
Налоговую ставку определяет закон в каждом отдельном субъекте РФ. Она зависит от:
- Лошадиных сил двигателя.
- Объема закрытых помещений судна.
- Категории транспорта.
- Возраста транспорта и длительности его эксплуатации.
Если стоимость автомобиля более 3 млн. рублей, то используется повышающий коэффициент.
Выделяют следующие виды коэффициентов:
- k 1, если стоимость авто 3–5 млн., а возраст 2–3 года;
- k3, если стоимость авто 3–5 млн., а возраст 1–2 года;
- k5, если стоимость авто 3–5млн., а возраст до 1 года;
- k 2, если стоимость авто 5–10 млн., а возраст до 5 лет;
- k 3, если стоимость авто 10–15 млн., а возраст авто до 10 лет;
- k 3, если стоимость авто от 15 млн., а возраст авто до 20 лет.
Если налоговая выставила неверную сумму, то ее можно оспорить:
- Оплачивается стоимость по квитанции.
- Заполняется бланк с возражениями.
- Предоставляются документы о льготах или о том, что автомобиль снят с учета и прочие.
Если человек переехал в другой город, то нужно обратиться и встать на учет в МРЭО по месту жительства. В налоговую службу самостоятельно обращаться не нужно, данные будут переданы автоматически.
Льготы при уплате транспортного налога
Не всем нужно платить транспортный налог в полной мере, а часть автовладельцев вообще от него освобождена. Поскольку налог – региональный, льготы по нему в каждом субъекте РФ отличаются друг от друга.
В категорию льготников попадают инвалиды I и II групп, участники боевых действий и ВОВ, Герои Советского Союза и России, многодетные семьи, опекуны инвалидов детства и т.д.
Кроме того, иногда налог за машину снимается вне зависимости от личности владельца. В некоторых регионах послабление дают маломощным (например, в Москве нижний порог – 70 л.с., а в Тюмени – уже 150 сил), отечественным или очень пожилым автомобилям, возрастом 30–50 лет.
Наконец, есть и единые для России причины обнуления транспортного налога:
- пока автомобиль числится в угоне;
- если автомобиль куплен и передан владельцу через органы социальной защиты, а также имеет мощность менее 100 л.с.;
- легковые автомобили для инвалидов, в том числе предназначенные для их перевозки.
Кстати, помните, что «налог на роскошь» — это повышающий коэффициент транспортного налога? Поэтому на него тоже есть льготы – для тех же категорий граждан (инвалиды, многодетные и проч.). С одной важной поправкой: мощность «роскошного» автомобиля не должна превышать 200 л.с.
Налог на роскошь
Так принято называть дополнительную плату за обладание дорогим автомобилем – от 3 миллионов рублей. На самом деле «налог на роскошь» – это повышающий коэффициент для транспортного налога. И он одинаковый для всех регионов РФ: его устанавливает Минпромторг.
При определении повышающего коэффициента в расчёт берут не мощность автомобиля, а его цену и возраст. В 2019 году сетка «налога» выглядит так:
| Цена автомобиля | Возраст | Коэффициент |
|---|---|---|
| от 3 до 5 млн. рублей включительно | до 3 лет включительно | 1,1 |
| от 5 до 10 млн. рублей включительно | до 5 лет включительно | 2 |
| от 10 до 15 млн. рублей включительно | до 10 лет включительно | 3 |
| свыше 15 млн. рублей | до 20 лет включительно | 3 |
Пример:Bentley Continental GT 2017 года выпуска и стоимостью более 15 млн. рублей. Стандартный транспортный налог: 635 л.с. * 150 руб./л.с. = 95 250 рублей — нужно умножить на три. Итого получается: 95 250 * 3 = 285 750 рублей за каждый год владения.
По достижении указанного в таблице возраста автомобиль из «роскоши» превращается в средство передвижения, и транспортный налог рассчитывается уже без коэффициента.
Какие автомобили считаются роскошными
Сколько кровных лично вы отдали за машину, никого не интересует. Минпромторг ориентируется на каталожные цены, то есть те, что объявлены производителем для каждой модели и её модификации. Перечень таких автомобилей ведомство публикует ежегодно, с разбивкой по перечисленным выше категориям. Список постоянно растёт, вслед за ценами на машины – сегодня в нем числятся 1194 модификации дорогих моделей.
Соответственно, факт покупки автомобиля со скидкой, по итоговой цене ниже пороговой, не спасает от повышающего коэффициента. С другой стороны, и опции, порой увеличивающие стоимость автомобиля раза в полтора, тоже на налогообложение не влияют.
Более того, повышенного налога может не быть, даже когда базовая цена автомобиля зашкаливает далеко за 3 миллиона. Просто потому, что Минпромторг не включил эту модель в свой «роскошный» список. Например, там нет минивэна Chrysler Pacifica, ценой почти в 5 миллионов (но есть прямой конкурент, Toyota Alphard примерно за те же деньги).
Также в поле зрения ведомства пока не попадают машины, официально не продающиеся в России – владельцы моделей Tesla, Bugatti или McLaren платят транспортный налог без повышающих коэффициентов. Другое дело, что он и так получается немаленьким.
Налог с продажи
Ставка налога с продаж для автомобиля такая же, как для подоходного — 13 процентов от вырученных за реализацию средств. Под действие налога попадают как новые, так и подержанные машины. Но не все.
Продажа не облагается налогом, если с момента предыдущей покупки автомобиля прошло как минимум три года. Точнее, со дня подписания договора купли-продажи, договора дарения или со дня смерти прошлого владельца, если машина перешла к нынешнему собственнику по наследству. В этих случаях даже уведомлять налоговую инспекцию не требуется – всю информацию ФНС получит из ГИБДД после переоформления автомобиля.
В первые три года на отчислении в бюджет тоже можно сэкономить. Во-первых, налог не начисляется, если цена при продаже не превысила 250 тысяч рублей. Во-вторых, если она оказалась равной или ниже, чем при покупке. Но тут уже придётся предоставить в налоговую подтверждающие документы.
Умудрились «сдать» машину дороже, чем купили? Можно воспользоваться предусмотренным законодательством налоговым вычетом в те же 250 тысяч из полученной от покупателя суммы (способ работает не чаще раза в год) или заплатить «подоходный» только с разницы между ценами покупки и продажи.
А есть же ещё утилизационный сбор?
Да, но с ним большинству автовладельцев сталкиваться не приходится. Неочевидная для налогоплательщиков дань государству лежит на плечах автопроизводителей и импортёров – она единовременно взимается с каждого реализованного автомобиля. И, естественно, закладывается в цену машины.
Физическому лицу утилизационный сбор приходится платить только в том случае, если он самостоятельно ввозит автомобиль из-за границы. В этом случае базовая ставка сбора – 20 000 рублей (для легковых автомобилей) умножается на коэффициент в зависимости от возраста ТС:
- 0,17 – для машин младше 3 лет;
- 0,26 – для машин старше 3 лет.
Кстати, для автопроизводителей коэффициенты утилизационного сбора уже повышающие – и суммы, соответственно, намного выше. Например, за любой новый автомобиль Lada (от 1000 до 2000 см3) государство взымает 20 000 * 2,21 = 44 200 рублей.
Сроки уплаты налога
Срок уплаты транспортного налога указан в пункте 1 статья 363 НК РФ. Собственники ТС обязаны уплатить налог не позднее 1 декабря года, следующего за годом расчета налога.
Если плательщик своевременно не оплатит налог, то на всю сумму неуплаченного налога ежедневно будут начисляться пени.
Проще всего оплатить налог будет на сайте госуслуг либо в личном кабинете на сайте ФНС:

Санкции за неуплату налогов
До Соединённых Штатов с их маниакальным отношением к налогам России пока далеко, но и безнаказанной неуплата налогов на автомобиль тоже долго не останется. Если до 1 декабря необходимая сумма не появится на счетах ФНС, то сперва за каждый календарный день просрочки будет начисляться пеня. Формула расчёта пени следующая: сумма налога умножается на 1/300 часть ставки рефинансирования ЦБ РФ (сегодня это 7,25%) и на количество дней просрочки.
А если владелец игнорирует и уплату пени, на него дополнительно наложат штраф в размере 20 процентов от налога, а когда задолженность превысит 30 000 рублей – запретят выезд за границу. Если и это не подействует, ФНС обратится в суд, который арестует имущество должника и принудительно спишет долг с его банковских счетов.
Транспортный налог 2020: сколько и за что платят в мире
Транспортный налог в России – один из самых одиозных вопросов современной налоговой политики государства. Причина проста: россияне платят его дважды, а некоторые даже трижды. Судите сами: транспортный налог сначала отдается через акцизы на топливо – то есть мы пополняем бюджет во время каждой заправки, потом в почтовый ящик приходит ежегодный квиток, а в самом печальном случае – еще и налог на роскошь, коей автомобиль снова становится уже для многих.
Печально и даже обидно, ведь изначально планировалось транспортный налог полностью включить в стоимость горючего, а «жировочки» убрать. Будем, как в Европе: кто сколько ездит, тот столько и платит! Но вышло, как вышло – и бензин подорожал, и счет исправно требует оплаты.
Однако грозить кулаком из-за кухонного стола и клеймить кровопийц с грядки, чем мы регулярно занимаемся на протяжении без малого полутора десятков столетий, бесполезно. Ибо ответ будет один: посмотрите на соседей, они платят еще больше. Так сколько же относят в кассу те, кого нам постоянно ставят в пример? И кому стоит завидовать?
Европа – налог на выхлоп, налог на дизель, налог на старость, техосмотр
Немцы платят много налогов и сборов: 52 евро за постановку на учет, 20 евро ежегодного налога за каждый литр объема бензинового мотора и 90 евро – за каждый литр агрегата на «тяжелом топливе». Далее следует такой интересный побор как налог на выхлоп: каждый грамм CO2, вырабатываемый вашим ДВС, обойдется в 2 евро. Освобождены от уплаты лишь те, чьи машины не превышают норму в 95 граммCO2 на сотню километров. Как вы уже догадались, это гибриды. Впрочем, за кубатуру платят и они. А вот «электрички» от подобных сборов освобождены.
Однако в разных странах – разные налоги. Так, в Дании транспортный налог включен в стоимость горючего и составляет примерно 25 рублей с литра, но при покупке машины нужно единовременно оплатить взнос в размере 108% от стоимости автомобиля. То есть ценник машины местные фактически оплачивают дважды!
В Великобритании главный показатель – выхлоп, а старый автомобиль может быть обложен налогом в размере 100 000 рублей, если его двигатель производит более 225 граммCO2 на 100 кмпробега. Зато владельцы электрокаров вообще освобождены от уплаты налога, а хозяева гибридов заплатят около 10 000 рублей.
Во Франции автомобили с выбросом более 212 граммуглекислого газа на 100 кмпробега заплатят в бюджет по 20 000 евро, или 1,6 млн рублей. Считаете, что это удел старых авто? Разочарую: новый Mercedes AMG GLC 43 и Jaguar F-Type R заходят под эту статью, как дети в школу. Ах да, есть же еще техосмотр! Готовьте 75 евро.
А вот в Чехии, Эстонии и Литве транспортный налог платят только организации, для физических лиц он просто не предусмотрен.
США – включен в стоимость бензина
Машина в Штатах – обязательный аксессуар любой семьи, а 16-летний подросток вправе сесть за руль собственного авто. Все потому, что Америка – страна дорог, и личный автомобиль там доступен каждому. Судите сами: при покупке нужно уплатить сбор, который зависит от жадности конкретного штата, но не превышает 7%, а также постановку на учет, которая при самом «плохом» раскладе обойдется в 500 долларов, или 35 000 рублей.
Транспортный налог в Соединенных Штатах включен в стоимость горючего: порядка трех рублей с галлона идет в федеральный бюджет, и еще от 12 до 42 рублей – в региональный. Галлон – это 3,7 литра, если что.
Китай – номера на аукционе, дорогая постановка на учет и плата за электрокары
Рост китайского автомобильного рынка смог остановить только коронавирус, бушевавший в Поднебесной без малого полгода. До того момента как COVID-19 обрушился на нашего главного восточного соседа, количество транспортных средств в Китае росло не по дням, а по часам. Казалось, что китайцы покупают новую машину хотя бы раз в месяц. А то и чаще.
Однако стоимость обладания автомобилем, несмотря на низкие относительно российских цены на саму машину, в Китае высока. Начинается все со сбора в 10% от стоимости, который нужно заплатить при покупке. Десять процентов – это если автомобиль сделан в Китае, а вот если речь идет про импортную машину , то готовьте 40%. Далее следует ежегодный налог от 60 до 660 юаней в зависимости от вида транспортного средства. Кстати, «электрички» его тоже платят. Ну а потом начинается региональная специфика.

Самый острый в этом смысле город – Шанхай, финансовая столица Китая, в котором большиеденьги соседствуют с большими тратами. Например, борьба с пробками вынудила власти сократить количество выдаваемых ежемесячно автомобильных номеров до 10 000. И это в 24-миллионном городе! Кто получает госзнак? Конечно тот, кто больше предложит на аукционе! Так постановка на учет обойдется не менее 10 000 долларов США для частного лица и 200 000 долларов для юридического. Ну а если номер красивый, то ценник будет еще выше! Например, «все девятки» продали физлицу за 150 000 долларов.
Япония – парковочное место по размерам и техосмотр
Каждый второй японец обладает собственным автомобилем, тогда как в России эта цифра колеблется на отметке в 200 машин 1000 человек. Однако право на личную машину в Стране Восходящего солнца стоит невероятно дорого: несмотря на все усилия японского правительства сделать само приобретение как можно дешевле (как не вспомнить про «отрицательный кредит», который компенсируется государством), ежегодные платежи сжирают всё!
Во-первых, купить машину, не обладая парковочным местом, просто нельзя, а паркинг стоит, как квартира.
Более того, имеет значение и размер самого места: если оно небольшое, то приобрести кроссовер или большой седан не разрешат. Во-вторых, японский аналог ОСАГО обойдется примерно в 20 000 рублей, а годовой налог – минимум в 7000 рублей за «кейкар», крошечный автомобильчик строго заданных размеров с двигателем 0,6 литра. Каждые два года нужно проходить техосмотр, который обойдется не менее 70 000 рублей, но с каждый год будет дорожать. Чем старше машина – тем дороже.Добавляем сюда дорогой бензин и парковки, а после молимся, чтобы взгляд из центральной российской налоговой никогда не достиг Японии.
Сингапур – сертификат на автовладение, регистрация дороже машины
Вишенка на торте – Сингапур. Тут сборы на автомобиль просто чудовищные и не поддаются пониманию ни одному из простых отечественных автовладельцев. Прежде всего, нужно получить разрешающий сертификат, дающий право на обладание автомобилем в течение 10 лет. По истечении срока его можно либо продлить, либо продать автомобиль за границу. Проблема лишь в том, что «Свидетельство» разыгрывается через тендер, а количество строго ограничено самим государством, потому что, по замыслу законотворцев, число машин не должно увеличиваться более чем на 3% в год. Цены на COE, понятное дело, зашкаливают: сертификат будет стоить около 4 500 000 рублей.
Все экспортируемые автомобили облагаются обязательным налогом в 31% от стоимости, за регистрацию ТС придется заплатить 70 000 рублей физическому лицу и 350 000 – юридическому. Кроме того, при первичной регистрации нового или подержанного автомобиля нужно уплатить государству 140% рыночной стоимости машины.
Продолжать?Все дороги и парковки – только платные, литр бензина стоит более 100 рублей, техосмотр обойдется в целое состояние…
Если подвести итог всем семи кругам сингапурского автовладельческого ада, то выглядеть он будет следующим образом: Mercedes-Benz E200, который в России со всеми налогами, пошлинами, постановками на учет и страховками (полным КАСКО, замечу) обойдется в 4 500 000 рублей, в Сингапуре будет стоить порядка 14 500 000 рублей.
Транспортный налог – 2021: отменят или нет
С середины лета в интернете периодически публикуется много информации о том, что транспортный налог будет отменен в 2021 году. И автовладельцы, читая такие статьи, вводят сами себя в заблуждение.
На самом деле в депутатом Госдумы А.В. Барышевым был внесен на рассмотрение законопроект №1010832, по которому предлагалось отменить транспортный налог, то есть исключить 28 главу из Налогового кодекса.
Но 14 сентября 2020 года законопроект был перенесен в архив в связи с отсутствием заключения Правительства РФ. То есть, проект закона отклонили, не пройдя даже первое чтение. Как следствие, транспортный налог в 2021 году не будет отменен.
- https://bankstoday.net/last-articles/transportnyj-nalog-v-2021-godu-dlya-fizicheskih-lits-obekty-stavki-lgoty-osobennosti
- https://advicelawyer.ru/transportnyj-nalog/transportnyiy-nalog.html
- https://mag.auto.ru/article/cartaxes/
- https://matador.tech/articles/transportnyj-nalog-2020-skolko-i-za-cto-platat-v-rossii-i-v-mire






