Что такое закупка

Содержание
  1. Государственные закупки: определение понятия
  2. Чем регламентируются госзакупки?
  3. Особенности по 223-ФЗ
  4. Где искать информацию о проводимых госзакупках?
  5. Где искать сведения о закупочных процедурах
  6. Виды закупок по 44-ФЗ
  7. Аукцион
  8. Конкурс
  9. Конкурентные виды закупок (открытые):
  10. Конкурентные виды закупок (закрытые):
  11. Запрос предложений
  12. Запрос котировок/цен
  13. Конкурентные переговоры
  14. Понятие и порядок проведения неконкурентных закупок
  15. Понятие прямой закупки
  16. Случаи проведения прямых закупок
  17. Порядок проведения прямой закупки
  18. Понятие и случаи осуществления непрямой закупки
  19. Что требуется для участия
  20. Закупка у единственного поставщика
  21. 2.1 Случаи закупки у единственного поставщика
  22. 2.3 Пошаговая инструкция закупки у единственного поставщика
  23. 2.4 Плюсы и минусы закупки у единственного поставщика
  24. Правила осуществления
  25. Правила выбора способа закупки

Государственные закупки: определение понятия

Государственные закупки (сокращенно госзакупки) — закупки (приобретение, покупка) товаров, работ или услуг для государственных или муниципальных нужд.

Как вы понимаете, наше с вами Государство это такой огромный “организм”, который регулярно нуждается в различных товарах (работах, услугах), начиная от покупки канцелярских скрепок и заканчивая строительством крупных промышленных объектов.

Для того чтобы удовлетворить эти нужды государственные и муниципальные заказчики регулярно проводят различные виды закупок среди поставщиков (участников закупок) с целью приобрести товары (работы, услуги) на самых выгодных условиях.

Поставщик (участник закупки), соответствующий всем требованиям заказчика и предложивший наилучшие условия, признается победителем, с которым заключается контракт.

Поставщик получает деньги, а заказчик необходимые ему товары (работы, услуги).

Однако хочется отметить, что отношение поставщиков к госзакупкам неоднозначное. Многие из поставщиков слышали об этом направлении бизнеса, но так и не решаются попробовать свои силы, боясь работать с государством.

Другие же, приняв участие в нескольких закупках и не получив должного результата, наотрез отказываются от дальнейших попыток. А третьи напротив считают государственные закупки отличным «инструментом» для увеличения своего портфеля заказов и расширения рынка сбыта.

Чем регламентируются госзакупки?

Госзакупки регламентируются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом № 44-ФЗ, а также другими Федеральными законами.

Основным же нормативным документом является Федеральный закон № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Поэтому если вы всерьёз решили освоить тему госзакупок, то начать свое обучение необходимо непосредственно с изучения 44-ФЗ. Это своего рода “букварь”, без знания которого вы не сможете принимать участия в закупках.

Особенности по 223-ФЗ

Заказчик по 223-ФЗ более свободен в выборе способа закупок. Он обязан прописать в Положении о закупке 4 конкурентных способа закупки: конкурс, аукцион, запрос предложений и котировок, а также один неконкурентный. Остальные закупки заказчик включает в Положение по своему усмотрению.

Закупки среди СМП по 223-ФЗ проводятся заказчиками только в электронном виде.

Где искать информацию о проводимых госзакупках?

Согласно требованиям ст.4 44-ФЗ все государственные закупки должны размещаться в единой информационной системе (сокращенно ЕИС).

Официальный сайт единой информационной системы в сфере закупок — www.zakupki.gov.ru. Вся информация, содержащаяся в ЕИС, является общедоступной и предоставляется безвозмездно.

Т.е. для того, чтобы найти информацию обо всех проводимых госзакупках, вам достаточно воспользоваться сайтом zakupki.gov.ru.

Где искать сведения о закупочных процедурах

Сведения о закупках по 44-ФЗ публикуются в Единой информационной системе.

Сведения о закупках в электронной форме дополнительно публикуются на одной из 8 площадок, прошедших правительственный отбор: Сбербанк-АСТ, РТС-тендер, НЭП, Росэлторг, ZakazRF, ТЭК-Торг, ЭТП ГПБ, АО «РАД». Для проведения закрытых электронных процедур может использоваться площадка АСТ «ГОЗ».

Сведения о закупках по 223-ФЗ также публикуются в ЕИС. Заказчик может не размещать здесь данные о закупках на сумму в пределах 100 тыс. р., а также в пределах 500 тыс. р. при годовом объеме закупок более 5 млрд р.

Перед тем как принять участие в закупках, поставщику стоит убедиться, что поставляемые им товары, работы и услуги являются востребованными в регионе его участия. Подобрать подходящие закупки поставщик может по ОКПД-2 или ключевым словам. Также участник может ориентироваться на размещенный план-график заказчика по 44-ФЗ или закупочный план по 223-ФЗ.

В ЕИС не публикуется данные о закупках, предмет или содержание которых составляют государственную тайну.

Виды закупок по 44-ФЗ

Федеральным законом 44-ФЗ предусмотрено 11-ть видов закупок, с помощью которых Заказчики могут приобрести необходимые им товары (работы, услуги).

Закупки могут проводиться двумя способами: с проведением торгов (конкурентные) и без проведения торгов (неконкурентные).

Давайте для начала рассмотрим конкурентные способы закупок. Конкурентные закупки в свою очередь могут быть, как открытыми, так и закрытыми.

Аукцион

Аукцион — это способ закупки, по результатам которого победителем признается лицо, предложившее более выгодную цену. Федеральный закон 223-ФЗ не устанавливает случаи и условия проведения аукциона, данные нормы должны быть отражены в Положении о закупке. Чаще всего аукционы проводятся, когда характеристики закупаемого товара, работы или услуги определены и теперь необходимо получить их по наименьшей цене.

В срок, определенный в Положении о закупках, организатор должен разместить уведомление о проведении аукциона, чаще всего он составляет не менее 20 дней. Далее следуют торги, на которых участники торгуются, предлагая свой вариант цены. Снижение цены должно происходить с учетом шага аукциона — денежного интервала, на величину которого предыдущее предложение отличается от настоящего.

По окончании аукциона заказчик обязан заключить договор с победителем. Порядок заключения договора также должен быть отражен в Положении о закупке.

Конкурс

Конкурс — это разновидность закупки, в котором победителем считается лицо, которое предложит лучшие условия исполнения договора, оцениваемые по критериям, установленным в конкурсной документации в Положении о закупках.

Данный способ используется, если при заключении договора важна не только цена, но и другие условия. Победителем в конкурсе становится лицо, предложившее лучшие условия реализации договора.

Заказчик также, как и при аукционе, должен известить участников о проведении конкурса не менее, чем за 20 дней до окончания приема заявок. Для участия в конкурсе участники должны подать заявки в установленной форме с пакетом документов, отраженных в конкурсной документации.

Конкурс предусматривает проведение следующих этапов:

  • извещение о проведении конкурса;
  • прием заявок;
  • вскрытие заявок;
  • анализ и оценка заявок;
  • подведение итогов конкурса и заключение договора.

Закупочная документация должна содержать критерии, по которым будут оцениваться заявки участников. Каждый критерий соответствует своему коэффициенту значимости и позволяет набрать определенное количество баллов.

Победителем становится участник, набравший большее количество баллов. Заказчик обязан заключить договор с победителем конкурса.

Иногда конкурсы проводятся в несколько этапов, это так называемые многоэтапные конкурсы. В данном случае оценка критериев производится в несколько этапов. На следующий этап приглашаются участники, отобранные на предыдущем этапе.

Конкурентные виды закупок (открытые):

  • аукцион в электронной форме;
  • открытый конкурс;
  • конкурс с ограниченным участием;
  • двухэтапный конкурс;
  • запрос котировок;
  • запрос предложений.

Конкурентные виды закупок (закрытые):

  • закрытый аукцион;
  • закрытый конкурс;
  • закрытый конкурс с ограниченным участием;
  • закрытый двухэтапный конкурс.

К неконкурентным закупкам относятся лишь закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Статистика с официального сайта ЕИС за 2016 год свидетельствует о том, что самыми популярными на сегодняшний день способами госзакупок, являются: аукцион в электронной форме (более 57%), открытый конкурс (более 13%) и закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) (более 22%). На них приходится львиная доля всех проводимых закупок в России.

Запрос предложений

Запрос предложений — это способ закупки, при котором победителем становится лицо, которое предложит лучшие условия выполнения договора, и если заявке данного участника присвоен номер один. Запрос предложений по порядку проведения схож с конкурсом, но имеет более простую процедуру проведения.

Данный вид закупки оптимален, если необходимо в короткое время найти поставщика товаров, работ или услуг. Сроки проведения закупки должны быть установлены в Положении о закупках, чаще всего они составляют 5-10 дней.

При запросе предложений заявки оцениваются по критериям, отраженным в закупочной документации. При запросе предложений организатор закупки не обязан заключать договор с победителем.

Запрос котировок/цен

Запрос котировок — это способ закупки, при котором победителем становится участник, предложивший более низкую цену договора.

Запрос котировок — самый простой способ закупки товаров, работ и услуг и идеально подходит для закупки простых товаров в короткий срок.

В закупочной документации организатор закупки должен установить срок приема заявок, в среднем он составляет 5-7 дней. Запрос котировок во многом схож с запросом предложений, но при оценке заявок рассматривается один критерий — цена.

После выбора победителя заказчик не обязан заключать договор с участником.

Конкурентные переговоры

Конкурентные переговоры — это способ закупки, основанный на проведении заказчиком переговоров с поставщиками.

В данном случае победителем становится участник, который предложит наиболее выгодные условия выполнения закупки.

Организатором переговоров должно быть издано информационное оповещение о намерении провести конкурентные переговоры. Заинтересованные лица подают заявки в соответствии с закупочной документацией.

Понятие и порядок проведения неконкурентных закупок

Неконкурентная закупка в соответствии с действующим законодательством в сфере закупок – это такой вид закупок, который проводится заказчиком с одним определенным исполнителем.

Второе название у такой закупки – прямая закупка. Такое наименование возможно использовать по той причине, что заказчик заключает контракт напрямую с конкретным исполнителем, минуя процедуру конкурентного отбора в виде своеобразного соревнования потенциальных исполнителей.

Извещение о закупке у единственного поставщика также должно быть размещено на всех доступных интернет-ресурсах, включая Единую информационную систему. В таком извещении должен быть указан конкретный объект закупки, а также начальная максимальная цена заключаемого контракта (по этой же цене контракт и будет заключен в последующем). При этом проект контракта размещать заказчик не обязан.

Закупка у единственного поставщика может быть осуществлена только в соответствии с положениями статьи 93 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок» либо в соответствии с положениями Федерального закона №223-ФЗ (в данном случае происходит заключение контракта с единственным поставщиком на основании Положения о проведении закупок данным видом юридических лиц).

Понятие прямой закупки

Под прямыми закупками в настоящее время понимаются закупки, которые проводятся напрямую с поставщиком. Она может быть произведена как с использованием Федерального закона «О контрактной системе» за номером 44-ФЗ, так и с помощью Федерального закона «Об осуществлении закупок отдельными видами юридических лиц» за номером 223-ФЗ.

Прямой такая закупка называется по причине того, что в ходе ее осуществления не рассматриваются конкурентные предложения.

В случае, если закупки осуществляются с использованием Федерального закона №223-ФЗ, инициатива заключения контракта может исходить от самого потенциального исполнителя по такому контракту. В случае с закупочными мероприятиями по Федеральному закону №44-ФЗ инициатива может исходить только от самого государственного заказчика.

В то же время есть другое разделение прямых и непрямых закупок. В соответствии с другим делением на прямые и непрямые закупки под прямыми закупками следует понимать закупочные процедуры, которые проводятся с целью удовлетворения непосредственных нужд государственного или муниципального заказчика в части его непосредственного функционирования.

Случаи проведения прямых закупок

Проведение прямых закупок осуществляется чаще всего в следующих случаях:

  • размер начальной максимальной цены подписываемого контракта менее ста тысяч рублей. Возможно подписание контракта в случае, если не исчерпан установленный лимит в размере пяти процентов от совокупного годового объема закупок;
  • если необходимо осуществить закупку в максимально сжатые сроки, так как максимальный срок проведения закупки у единственного поставщика составляет не более трех дней;
  • когда закупочная процедура проводится с постоянным поставщиком, являющимся юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. В данном случае если закупка осуществляется по Федеральному закону №223-ФЗ, инициатива проведения закупки может исходить от самого поставщика.

Порядок проведения прямой закупки

Для того чтобы провести прямую закупку, будет использован стандартный алгоритм закупочных мероприятий у единственного поставщика. В этом случае алгоритм будет выглядеть следующим образом:

  • публикация извещения и обоснования проводимой закупки в Единой информационной системе в случае, если по каким-то причинам невозможно произвести необходимую закупку другим способом;
  • по истечении необходимого срока (не менее трех дней) подписывается контракт с единственным поставщиком.

Если речь идет о закупках, которые будут удовлетворять нужды государственного или муниципального заказчика в части его непосредственного функционирования, то потребуется соблюсти алгоритм для любой конкурентной закупки:

  • публикация извещения и документации о проводимой закупочной процедуре;
  • проведение самой закупки (от рассмотрения поданных заявок до собственно торгов или иного варианта конкурентного определения потенциального исполнителя на основании произведенного отбора наиболее выгодных предложений по цене и качеству товара);
  • подписание контракта на основании положений статьи 83.2 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок» либо в соответствии с положениями Федерального закона №223-ФЗ.

Понятие и случаи осуществления непрямой закупки

Под непрямой закупкой понимаются те закупочные мероприятия, которые осуществляются с использованием конкурентных процедур.

Чаще всего использование таких процедур происходит в случаях, когда прямые закупки не могут быть осуществлены по различным причинам (например, в соответствии с установленными ограничениями Правительством Российской Федерации).

В соответствии с упомянутым выше разделением под непрямыми закупками может также пониматься тип закупочных процедур, предметом которых становится закупка сопутствующих основной деятельности заказчика товаров, услуг и работ.

Так, к сопутствующим закупкам можно отнести мероприятия по приобретению канцелярских товаров и т. д., если это не относится именно к деятельности самого заказчика. Например, речь идет о государственном предприятии, осуществляющем производство каких-либо товаров, где канцелярские принадлежности используются только при работе офисных подразделений, но не оказывают влияние на сам производственный процесс.

Предквалификационный отбор

Предквалификационный отбор — это механизм, в соответствии с которым по причине высоко сложного или специализированного характера товара (услуг, работ) проводится первоначальный отбор поставщиков определенного направления деятельности.

Вначале по критериям, установленным в предквалификационной документации, осуществляется отбор участников из любых заинтересованных лиц. Далее с отобранными участниками проводятся различные закупочные процедуры.

Что требуется для участия

Участие в закупках представляет собой способ заработка на продаже товаров, работ и услуг. Для того чтобы принять участие в закупках, поставщику необходимо хорошо подготовиться.

Первоначально необходимо заняться подготовкой необходимых документов. Таким документами являются:

  • уставные документы: копия устава, свидетельство ИНН, выписка из ЕГРЮЛ;
  • документы, служащие подтверждением полномочий гендиректора;
  • решение об одобрении крупной сделки;
  • лицензия, если деятельность относится к лицензируемой;
  • свидетельство СРО (например, для оказания строительных услуг).

Такой комплект документов передается участником для прохождения регистрации в ЕИС. Прохождение регистрации открывает поставщикам доступ к электронным закупкам, которые проводятся на ЭТП. По новым правилам участникам не нужно получать аккредитацию на каждой площадке – достаточно зарегистрироваться в ЕИС.

В дальнейшем в процессе закупок от участника могут потребовать дополнительную информацию. Это сведения по квалификации персонала, мощности оборудования, справки об отсутствии задолженности по налогам и сборам.

Существенный объем закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ проводится в формате электронного аукциона, конкурса, запроса предложений или котировок на специализированных торговых площадках. Именно на ЭТП участники оформляют заявки и подписывают договоры, а для этого им необходима электронная цифровая подпись (ЭЦП).

Раньше законодательно не регламентировалось, какую подпись стоит оформить поставщику. Но, согласно последней редакции 44-ФЗ в его ст. 5, подчеркивается, что участнику нужна квалифицированная электронная подпись.

ЭЦП – это флешка, на которой сохранен цифровой ключ. Он подтверждает полномочия лица, которое пользуется этой подписью, и полностью заменяет собственноручную подпись. Ключи выдают специализированные организации, которые аккредитованы Минсвязи. ЭЦП, которая подойдет для участия в госзакупках, обойдется участнику в 5000 р. в год. После истечения сроков действия ЭЦП ее необходимо обновить.

Для получения ключа заявка на участие передается в удостоверяющий центр. Участники также предоставляют определенный комплект документов. Сроки оказания услуги составляют около 2-3 дней.

Перед участием в закупке участнику стоит в поисковой строке в ЕИС подобрать подходящий под свои параметры тендер. Участнику нужно с использованием сервиса «Расширенный поиск» установить:

  • диапазон начальной цены;
  • регион поставки;
  • ключевые слова в извещении;
  • наименование заказчика и пр.

При нажатии на извещение открывается страница, которая содержит полную подробную информацию о закупке, а также требования к участнику. На этом этапе участнику нужно понять, подпадает ли он под установленные требования, а затем необходимо корректно составить заявку на участие в закупке.

Важно обращать внимание на наличие требований о внесении обеспечения заявки, сроки исполнения договора, соответствие объекта закупки возможностям поставщика, наличие штрафов за ненадлежащее исполнение контракта и пр.

При наличии в закупочной документации требования о внесении обеспечения заявки на участие участнику стоит заблаговременно позаботиться об открытии спецсчета. Раньше деньги в виде обеспечения участник вносил на свой лицевой счет на электронной торговой площадке. С 2019 года поставщику необходимо открывать спецсчет в банке, на который переводятся деньги. С указанного счета будет списываться плата за победу в закупке.

Далее участник готовит заявку на участие в закупке в соответствии с требованиями закупочной документации. Заявка на участие может передаваться в электронном или бумажном видах с приложением документов. При наличии сложностей в процессе заполнения заявки на участие поставщик вправе обратиться к заказчику с запросом на разъяснение положений.

Заявка должна быть подана в строго оговоренные сроки, иначе она будет отклонена. Эти сроки можно найти в извещении о закупке.

В случае победы в закупке заказчик передает участнику проект контракта. Например, в рамках электронного аукциона на эту процедуру отводится 5 календарных дней. У победителя будет пять дней на ознакомление с документом и подписание его. Проект контракта должен полностью соответствовать тому, который был представлен в извещении.

Если участник не согласен с результатами закупки, то он вправе пожаловаться на заказчика в антимонопольную службу.

Преимущества для участников

Преимущества государственных закупок для участников очевидны:

  1. Они получают крупные финансовые вливания.
  2. Приобретают крупных клиентов.
  3. Формируют положительный имидж на рынке.
  4. Приобретают колоссальный опыт работы и полезные связи.

Для участников из числа малого бизнеса в государственных закупках действуют квоты, что позволяет им расширить свое участие на рынке и увеличить прибыль.

Закупка у единственного поставщика

Федеральным законом 223-ФЗ предусмотрен такой вид закупки, как закупка у единственного поставщика. Данный способ закупки может быть предусмотрен в Положении о закупке.

Единственный поставщик — это лицо, с которым заказчик готов заключить договор без проведения процедуры конкурентных видов закупки.

Для закупки у единственного поставщика заказчиком должны быть определены условия, когда может применяться подобный вид закупки, например, пределы цены договора.

2.1 Случаи закупки у единственного поставщика

Закупать товары (работы, услуги) у единственного поставщика нельзя, если такая закупка не указана в перечне случаев, установленных Федеральным законом № 44-ФЗ. Перечень случаев, в которых закупка может осуществляться у ЕП, установлен в ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. В этом перечне в настоящий момент предусмотрено 55 случаев закупки у единственного поставщика. Перечислять их все в данной статье нет абсолютно никакого смысла, можете перейти и самостоятельно с ними ознакомиться.

Скажу лишь, что условно все эти случаи можно разделить на следующие группы:

  • Закупки в случае признания конкурентных процедур несостоявшимися;
  • Закупки, связанные со строительством (приобретением, арендой), а также ремонтом и содержанием имущества;
  • Закупки в сфере культуры, спорта, науки и образования;
  • Закупки в сфере медицины и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
  • Закупки коммунальных услуг, услуг электро- и теплоснабжения;
  • Закупки у субъектов естественных монополий;
  • Закупки в сфере государственного управления и обороны;
  • и иные случаи, в которых закупка может осуществляться у единственного поставщика.

Отдельно можно выделить разовые закупки товаров (работ, услуг) у единственного поставщика по выбору заказчика на сумму не более 300 тыс. руб. Годовой объем таких закупок (за исключением закупок для нужд сельских поселений) не должен превышать 2 млн. рублей или не должен превышать 5% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 50 млн. рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ).

Также интерес представляют закупки у ЕП на сумму не более 600 тыс. руб. (п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ). Это закупки, проводимые государственными или муниципальными учреждениями культуры, а также иными государственными или муниципальными учреждениями (зоопарки, планетарии, парки культуры и отдыха, заповедники, ботанические сады, музеи, библиотеки, архивы, цирки и т.д.). Здесь также установлены свои ограничения: годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании п. 5 ч. 1 ст. 93, не должен превышать 5 млн. рублей или не должен превышать 50% СГОЗ заказчика и не должен составлять более чем 30 млн. рублей.

Также стоит отметить, что в соответствии с с 1 июля 2018 г. заказчики вправе осуществлять закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с п. 4, 5 и 28 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ на сайте Единого агрегатора торговли «Березка». Об этой площадке более подробно я рассказал в этой статье. Помимо этого сайта существуют и другие «электронные магазины малых закупок», на которых Заказчики проводят закупки до 300 (600) тыс. рублей. Например, это Портал поставщиков Москвы, ОТС-Маркет, РТС-тендер и другие.

2.2 Случаи согласования и уведомления контрольного органа о заключении контракта с единственным поставщиком

В большинстве установленных 44-ФЗ случаев решение о заключении контракта с единственным поставщиком заказчик принимает самостоятельно без каких-либо согласований и уведомлений контрольного органа. Но в некоторых случаях такие согласования и уведомления необходимы. Ниже на схеме представлена информация о том, в каких случаях требуются согласования и уведомления, а в каких нет.

2.3 Пошаговая инструкция закупки у единственного поставщика

Ниже я привел пошаговую инструкцию для заказчиков по осуществлению закупки у ЕП. Поставщикам она, скорее всего, будет не нужна, но для полного представления о данной процедуре рекомендую все-таки с ней ознакомиться.

Этап 1. Подготовка к проведению закупки у ЕП

Шаг №1. Подготовка Приказа (или иного документа) об осуществлении закупки у единственного поставщика.

Шаг №2. Подготовка обоснования соответствия ЕП требованиям закона и документации о закупке.

Шаг №3. Подготовка обращения о согласовании заключения (возможности заключения) контракта с ЕП.

Этап 2. Подготовка документов для проведения закупки у ЕП

Шаг №4. Разработка и утверждение проекта контракта.

Шаг №5. Выполнение расчета и обоснования цены контракта.

Примечание: Согласно ч. 4 ст. 93 44-ФЗ при осуществлении закупки у ЕП в случаях, предусмотренных п. 3, 6, 9, 11, 12, 18, 22, 23, 30-32, 34, 35, 37-41, 46, 49 ч. 1 ст. 93 контракт должен содержать расчет и обоснование цены контракта.

Шаг №6. Подготовка отчета с обоснованием заключения контракта с ЕП и нецелесообразностью проведения конкурентных способов закупки.

Примечание: Согласно ч.3 ст. 93 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не требуется.

Этап 3. Заключение контракта с ЕП

Шаг №8. Обращение в контрольный орган о согласовании заключения контракта с ЕП (до заключения контракта, в случаях осуществления закупки, предусмотренных п.п. 24 и 25 ч. 1 ст. 93).

Т.е., когда не состоится процедура конкурентных способов закупки, поскольку только один участник подал заявку или подано несколько заявок, но соответствует всем требованиям извещения и документации только один участник.

Примечание: Порядок согласования возможности заключения контракта с ЕП утвержден . В данном Приказе определено, что должно содержать обращение о согласовании и куда оно должно быть направлено. Установлен срок рассмотрения обращения (не более 10 рабочих дней) и причины отказа в согласовании.

Шаг №9. Подписание контракта после предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документа по обеспечению исполнения контракта.

Примечание: Согласно ч. 2 ст. 96 44-ФЗ заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в случаях осуществления закупки у ЕП, предусмотренных пунктами 4 — 11, 13 — 15, 17, 20 — 23, 26, 28 — 34, 40 — 42, 44, 45, 46, 47 — 48 (если контрактами, заключаемыми в соответствии с пунктами 47 — 48, не предусмотрена выплата аванса), 51, 52 ч. 1 ст. 93.

Этап 4. Уведомление контролирующего органа о заключении контракта с ЕП

Шаг №10. Направление уведомления (с копией заключенного контракта и обоснованием его заключения) в контрольный орган (в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта).

Примечание: В качестве контрольного органа при закупках для федеральных нужд и в рамках государственного оборонного заказа выступает ФАС России, при закупках для муниципальных нужд или нужд субъекта федерации – уполномоченный контрольный орган муниципального образования или субъекта федерации соответственно.

Этап 5. Приемка товаров (работ, услуг)

Шаг №11. Проведение экспертизы товаров (работ, услуг).

2.4 Плюсы и минусы закупки у единственного поставщика

Давайте для начала рассмотрим плюсы закупки у ЕП:

1) возможность заключить контракт с известным заказчику поставщиком;

2) минимальный риск нарушения процедуры заключения контракта (например, из-за возникновения технических сбоев);

3) минимальные трудовые издержки на проведение процедуры;

4) меньшая длительность и простота процедуры по сравнению с конкурентными способами определения поставщика.

Минусы закупки у ЕП:

1) недостаточная экономия бюджетных средств и не всегда высокое качество исполнения контракта;

2) высокий риск возникновения претензий со стороны контрольных органов в связи с тем, что данный способ закупки связан с широкими возможностями для злоупотреблений при расходовании бюджетных средств (риск сговора с поставщиком).

Для того чтобы лучше закрепить выше изложенный материал, предлагаю вам посмотреть небольшое видео.

Правила осуществления

Для того чтобы проводимая конкурентная закупка была признана состоявшейся и соответствующей требованиям действующего законодательства, необходимо соблюсти правила ее проведения, а именно:

  • сведения о проведении закупочного мероприятия должны быть опубликованы в Единой информационной системе, а также на тех интернет-ресурсах, которые доступны заказчику (ЕИС используется в случае проведения государственных или муниципальных торгов; в федеральном законе №44-ФЗ говорится о том, что заказчик обязан разместить документацию о проводимой закупке на своем сайте для ознакомления с ее условиями тех лиц, которые заинтересованы в участии в таких процедурах);
  • размещение извещения и документации о закупочном мероприятии должно быть осуществлено в соответствии с установленными законодательством о закупках сроками. В противном случае потенциальный участник таких закупочных мероприятий имеет право подать жалобу на неправомерные действия заказчика;
  • в документации должны содержаться все подробные сведения о предмете закупки, а также об алгоритме подведения итогов и заключения контракта по итогам такого мероприятия;
  • в качестве приложения к документации необходимо разместить проект контракта, который будет заполняться по итогам определения поставщика;
  • подведение итогов каждого этапа проводимой закупки, а также всей процедуры в целом должно происходить только в соответствии с правилами действующего законодательства и фиксируется в виде специально оформляемых протоколов, в которых расписываются все члены закупочной комиссии заказчика. При этом если у кого-то из членов комиссии есть свое особое мнение насчет итогов конкретного этапа или всей процедуры, оно должно быть оформлено в виде специального приложения к протоколу такого этапа или всей процедуры;
  • контракт подписывается в сроки, которые регламентированы для этого процесса в действующем законодательстве. В случае с электронной процедурой данные сроки находятся в диапазоне от десяти до двадцати дней со дня завершения оценки всех предоставленных условий.

Правила выбора способа закупки

Выбор закупочной процедуры, в том числе конкурентного или неконкурентного способа, должен осуществляться заказчиком на основании его потребностей и того, сколько времени у него на заключение самого контракта. При выборе между конкурентной или неконкурентной процедурой, а также при определении самого типа процедуры следует опираться:

  • на величину начальной максимальной цены контракта, которая была определена для конкретного предмета закупки;
  • на сроки, в течение которых должно быть осуществлено подписание контракта;
  • на качественные и ценовые характеристики контракта и возможности изменения таких характеристик при осуществлении закупки;
  • на требования действующего законодательства в части проведения закупки по определенному предмету с использованием конкретной закупочной процедуры (например, проведение закупок у организаций-монополистов, которые могут быть закуплены только путем неконкурентного мероприятия в виде закупки у единственного поставщика либо приобретение определенных товаров только путем конкурентной закупки);
  • на ресурсы заказчика, которые он может направить на проведение конкретного вида закупочного мероприятия. 
Источники
  • https://azbukatenderov.ru/uchastniku-zakupok/chto-takoe-goszakupki.html
  • https://pravo.team/zakupki/ponytie.html
  • https://zakonguru.com/goszakupki/223/sposoby.html
  • https://zakonguru.com/goszakupki/osnovnye-vidy-2.html
  • https://zakonguru.com/goszakupki/pramye-i-nepramye.html
  • https://zakupkihelp.ru/uchastniku-zakupok/zakupka-u-edinstvennogo-postavshika.html

tett
Зарплатто.ру - сайт о зарплатах и доходах, деньгах и финансах