Что такое землепользование в Российской Федерации

Понятие права землепользования

В условиях современной земельной реформы право землепользования получает второе рождение. Введение новых форм собственности на землю не могло оставить неизменным институт права землепользования, который к моменту реформ был достаточно высоко развит. Земельное право доперестроечного периода, сохраняя право собственности на землю за государством, предусматривало возможность передачи земельных участков гражданам и организациям на праве бессрочного и временного пользования, уделяло значительное внимание широкому обеспечению права свободного доступа каждого к землям для удовлетворения различного рода личных потребностей, установив право общего пользования. Все эти виды землепользования интегрировались в реформируемое земельное законодательство.

Вместе с тем прежний уровень регулирования отношений землепользования не соответствует в полной мере меняющимся условиям. Установление права частной собственности потребовало адекватного, решения вопроса о доступе граждан-несобственников к землям. В связи с этим введено право публичного и частного сервитутов. Реанимирована аренда земельных участков, которая была распространена в России сразу в послереволюционный период и запрещена впоследствии. Восстановлен и значительно расширен применяемый короткое время в прошлом принцип платности землепользования., Таким образом, в отличие от права собственности, разработка которого по многим направлениям начиналась фактически с нуля, реформирование права землепользования происходит преимущественно на основе использования накопленного в прежней истории национального опыта регулирования этих отношений.

Право землепользования существует в двух значениях — как объективное и субъективное право. В первом случае право землепользования представляет собой институт земельного права, в состав которого входят нормы, регулирующие общественные отношения в области использования земель.

В их число входят нормы, определяющие виды землепользования, порядок и условия предоставления земель в пользование, права и обязанности землепользователей, основания возникновения и прекращения права землепользования. Как субъективное право, право землепользования означает совокупность правомочий, возникающих у конкретных субъектов земельных правоотношений в связи с предоставлением им в пользование земельных участков. Лица, получившие право землепользования, являются землепользователями. Право землепользования — родовое понятие и на практике представлено различными видами. В соответствии с делением земель на категории право землепользования можно разделить на право пользования землями сельскохозяйственного назначения, поселений, землями промышленности и иного специального назначения, землями особо охраняемых территорий, лесного, водного фондов и земель запаса. По субъектному признаку право землепользования делится на две большие группы — право землепользования граждан и организаций. В зависимости от оснований и условий возникновения право землепользования может быть общим и специальным. В свою очередь, специальное землепользование существует в виде права постоянного (бессрочного) и безвозмездного срочного пользования, права аренды, пожизненного наследуемого владения и ограниченного пользования чужим земельным участком. В зависимости от цели, для которой предоставлен земельный участок в пользование, право землепользования делится на право пользования для ведения садоводства, огородничества, дачного и подсобного хозяйства, строительства и эксплуатации жилых и нежилых зданий и сооружений, включая предприятия и другие объекты хозяйственной деятельности, прохода, проезда, размещения объектов инженерной инфраструктуры и др.

Понятия устойчивости землепользования и землевладения

Принцип устойчивости землепользования может реализоваться в разных формах. Согласно Земельному кодексу РФ, существуют такие виды пользования земли:

  • бессрочное или постоянное (ст. 39.9 ЗК РФ);
  • на определенный период, предусмотренный договором аренды (ст. 22 ЗК РФ).

Длительные сроки землепользования повышают заинтересованность субъектов в рациональном использовании наделов и соблюдении требований относительно охраны важного природного ресурса.

Бессрочные права заставляют пользователей задуматься о необходимости улучшения состояния земли, ведь от этого зависят показатели их деятельности, рост которых ведет к повышению доходов.

Принцип устойчивости не менее важен при реализации права собственности. Специалисты в области земельного права отмечают, что он является обязательным условием рационального использования участков. Только уверенный в стабильности своего права на землю субъект будет заботиться о повышении плодородности и о сохранности угодий.

Право на землю защищено Конституцией РФ. Ее нормы гарантируют гражданам право на получение земельных наделов. Отказ в их предоставлении можно обжаловать в судебном порядке.

Закон гарантирует свободу хозяйственной деятельности, определяет перечень прав и обязанностей, связанных с эксплуатацией угодий. Полномочия субъектов землевладения и землепользования надежно защищены государством.

Отличие между землепользованием и землевладением

Тем, кто планирует приобрести или арендовать участок земли, следует уяснить, чем отличается владение от пользования.

Право собственности подразумевает наличие у владельца таких полномочий:

  • владение (фактическое обладание), подтвержденное соответствующим свидетельством;
  • пользование;
  • распоряжение.

Их наличие позволяет отчуждать имущество. Выше упоминалось, что владелец может продать участок, сдать его в аренду, использовать в качестве залога и так далее.

Землепользователи могут реализовать свои потребности только в соответствии с профильным законодательством и условиями договора, на основании которого они используют надел.

Нельзя также забывать о таком понятии, как региональные особенности землепользования, ведь особенности некоторых местностей позволяют использовать землю только в определенных целях. Распоряжаться по своему усмотрению участком пользователи не имеют права.

Итак, главное отличие землевладения от землепользования заключается в том, что последнее является составляющей первого.

Что такое распоряжение земельным наделом

Вступая в любые земельные правоотношения, граждане должны знать, какими правами и обязанностями они будут наделены, и за какие деяния их могут привлечь к ответственности.

Между полномочиями собственника и пользователя есть существенная разница. На возникновение субъективных прав и обязанностей влияет категория земель и множество других факторов.

В соответствии с нормами земельного законодательства, распоряжение земельным участком – это право, позволяющее владельцу пользоваться наделом, извлекать из него полезные свойства, управлять им как имущественным объектом.

Распоряжаясь землей, собственник может заключать сделки:

  • продавать;
  • дарить;
  • менять;
  • передавать в наследство;
  • использовать в качестве залога;
  • сдавать в аренду.

Землевладелец земельного участка – это лицо, уполномоченное заключать любые имущественные сделки и распоряжаться территорией участка по своему усмотрению. Этим землевладение отличается от землепользования. Последний институт имеет не менее важное значение, поэтому мы детально рассмотрим его в следующем разделе.

Правом свободно распоряжаться угодьями закон наделяет только владельцев – субъектов права собственности. Незаконное владение земельным участком является правонарушением, за совершение которого законодательством предусмотрено привлечение к ответственности.

Методы земельного права

Общая теория права определяет метод правового регулирования как совокупность юридических приемов, средств, способов правового воздействия на поведение субъектов права или регламентацию видов общественных отношений. Тоже правило распространяется и на земельное право. В зависимости от конкретной правовой ситуации применяются методы императивного (административно-правового) или диспозитивного (договорного) характера. В первом случае субъект земельных правоотношений не может действовать по своему усмотрению, а должен следовать правилам, предписанным ЗК РФ и другими специальными нормативными актами.

В качестве императивного метода регулирования можно привести положения ст. 3 ФЗ РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 г. Норма вводит запрет для иностранцев (в том числе иностранных юридических лиц) и лиц без гражданства, приобретать сельхозугодия в собственность. Эти земли, согласно нормативно-правовому акту, можно взять только в аренду. Диспозитивные принципы развития и регулирования земельного права предполагают свободу купли-продажи, аренды, дарения, наследования земли – за исключением ограничений и запретов, указанных в законах.

Основные принципы земельного права

Основные принципы развития земельно-правовых отношений определены в ст.1 ЗК РФ. В соответствии с данными принципами, «земля» рассматривается в качестве главного ресурса для жизни и деятельности человека; защита земли (как одного из базовых компонентов окружающей среды) являются приоритетным направлением государственной политики в области охраны жизни и здоровья человека.

Земля, в соответствии с данными принципами, является важным производственным ресурсом в лесном и сельском хозяйстве. Использование участков должно осуществляться свободно, однако такие действия не должны наносить вред природе и людям; мнение граждан, общественных и религиозных объединений следует учитывать при решении вопросов, затрагивающих права на землю; необходима защита ценных и особо оберегаемых территорий. Кроме того, в нормативном акте оговорены: запрет перевода отдельных участков в другую категорию; разделение земель по целевому характеру; государственное регламентирование перехода земель в коммерческую собственность; определены единая судьба участков и расположенных на них зданий, сооружений.

Принципы российского земельного права также включают: обособление федеральной собственности на землю от аналогичного имущества субъектов РФ; различные подходы к установлению режима земель, соблюдение баланса интересов общества и граждан в земельных отношениях, дифференциация норм гражданского и земельного права. Правила Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), регулирующие порядок развития земельных отношений, не должны противоречить ЗК РФ.

Предмет, объект, субъекты земельного права

Предметом земельного права являются земельные отношения, представляющие собой юридически значимые связи между субъектами права, возникающие в процессе их взаимодействия и касающиеся приобретения прав на земельные участки, распоряжения этими правами, охраны земель, регулирования правомочий и возможностей, связанных с землепользованием, землеустройством, определением юридического статуса отдельных видов земель. Особое место отводится регламентации действий организационного характера, включая процессы рационального использования и защиты территорий госорганами и муниципальными образованиями.

Объект в системе земельного права – земля, которую следует рассматривать как природный ресурс, недвижимость и место обитания всего человечества. Отдельные правомочия – собственности, аренды, пожизненного наследуемого владения, безвозмездного срочного пользования устанавливаются нормами ГК РФ (ст. 260-287).

Субъекты земельного права – публично-правовые образования, граждане, коммерческие и некоммерческие организации. Их компетенция определяется на основании Конституции РФ, ЗК РФ, ГК РФ, федеральных законов, региональных нормативно-правовых актов: конституциями республик в составе РФ, уставами краев, областей, автономных округов, автономной области, местными законами и муниципальными актами.

Виды права землепользования

Земельное законодательство различает следующие виды права землепользования: в зависимости от срока действия – постоянное или временное; условий приобретения – приобретенные возмездно или безвозмездно; допущенности в гражданский оборот – отчуждаемое или неотчуждаемое; по характеру принадлежности права землепользования – первичное и вторичное.

Возможно также проведение классификации видов права землепользования по субъектному признаку. По указанному признаку выстраиваются следующие виды права землепользования: государственное и негосударственное; физических и юридических лиц; национальных, иностранных, а также лиц без гражданства.

Различия в субъектах, основаниях приобретения, условиях принадлежности, сроках, объектах и сферах действия права землепользования существенно влияют на объем правомочий правообладателей, обусловливают соответствующие различия в правовых режимах землепользования.

Они наиболее рельефно, выпукло проявляются, например, через ряд существенных особенностей в содержании и правовом режиме постоянного землепользования.

Право постоянного землепользования

В соответствии с Указом “О земле” институт постоянного землепользования выступал основным способом вовлечения земель в хозяйственный и рыночный оборот. Сфера его действия распространялась на значительную часть земельных отношений. Указ “О земле” предусматривал право постоянного землепользования физических и негосударственных юридических лиц. Указ соответственно различал государственное и негосударственное постоянное землепользование.

На праве постоянного землепользования земли предоставлялись главным образом для целей: а) сельскохозяйственного производства – крестьянским хозяйствам, государственным и негосударственным юридическим лицам; б) осуществления природоохранных, рекреационных задач – учреждениям особо охраняемых природных территорий; в) лесохозяйственного производства – государственным и негосударственным юридическим лицам; г) размещения и эксплуатации зданий и сооружений, принадлежащих на праве хозяйственного ведения, – государственным юридическим лицам и на праве оперативного управления, принадлежащих государственным, а также негосударственным юридическим лицам. В отношении земель, находящихся на праве негосударственного постоянного землепользования, практически был установлен режим свободного рыночного оборота.

Негосударственные землепользователи, обладающие правом постоянного землепользования, могли без какого-либо разрешения государственных органов распоряжаться этим правом, как-то: продавать, дарить, сдавать во вторичное землепользование, менять, переуступать в иных формах, сдавать в залог, вносить в качестве взноса в уставные фонды хозяйственных товариществ или пая в имущество кооперативов, в том числе с иностранным участием, а также совершать иные сделки, не запрещенные гражданским и земельным законодательством.

Таким образом, право постоянного землепользования негосударственных землепользователей по своему содержанию являлся весьма близким, почти адекватным праву частной собственности на земельный участок. В условиях сохранения государственной собственности на большинство категорий земель и видов землепользования предусмотренный правовой режим права землепользования в качестве вещного права обеспечивал его максимальное вовлечение в сферу рыночных отношений. Посредством этого происходил гражданский оборот земель, находящихся в государственной собственности. В этом заключалось его безусловное преимущество по сравнению с другими видами права землепользования.

Но с другой стороны, право негосударственного постоянного землепользования выглядело достаточно искусственной юридической конструкцией, в содержательном отношении отвергающей и лишь формально соответствующей праву государственной собственности на землю. Изложенное давало основание говорить о существовании в системе земельного права страны двух правовых институтов – права частной собственности и права негосударственного постоянного землепользования – практически адекватных и по существу, и по конкретному содержанию. Отказ от права постоянного негосударственного землепользования посредством соответствующего расширения пределов действия права частной собственности на землю способствовал бы значительному упрощению и упорядочению структуры и понятийного аппарата нового земельного законодательства. Такое действие было бы целесообразным и в плане более точного отражения в законе существа соответствующих земельных институт постоянного негосударственного землепользования полностью отменен. Правда, отмена осуществлена не за счет расширения пределов действия адекватного ему института частной собственности на землю. Законодатель сделал упор на институт временного землепользования, который теперь выступает единственным способом осуществления негосударственного землепользования. В соответствии с этими новшествами, приводящими к значительному изменению существа современных земельных отношений, негосударственные землепользователи – физические и юридические лица – могут выступать субъектами только права временного землепользования.

Действующим законодательством институт постоянного землепользования сохранен в отношении государственных юридических лиц.

Субъектами права постоянного землепользования выступают лишь национальные государственные землепользователи. Таковыми не могут являться негосударственные землепользователи – юридические лица и граждане РК, иностранные граждане и юридические лица, а также лица без гражданства. На праве постоянного землепользования предоставляются земельные участки следующим государственным землепользователям:

юридическим лицам, владеющим зданиями (строениями, сооружениями), помещениями в объектах кондоминиума, на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления;

юридическим лицам, осуществляющим сельскохозяйственное и ле-сохозяйственное производство;

юридическим лицам, осуществляющим землепользование на землях особо охраняемых природных территорий;

в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.

В отношении государственных землепользователей действует особый режим осуществления права землепользования. Так, Земельный Кодекс предусматривает следующие принципиальные особенности правового положения государственных землепользователей. Государственные постоянные землепользователи лишь в исключительных случаях вправе осуществлять распоряжение принадлежащим им правом землепользования. Государственный землепользователь не вправе отчуждать, а также сдавать в залог принадлежащее ему право землепользования, за исключением случаев, когда это связано с отчуждением в установленном порядке расположенного на земельном участке недвижимого имущества либо его залога.

Право землепользования, принадлежащее государственным землепользователям, не может быть предметом взыскания по требованиям кредиторов, включая случаи банкротства землепользователей. Исключение составляет обращение взыскания на право землепользования в связи с обращением взыскания по требованиям кредиторов на здания (строения, сооружения), принадлежащие государственным землепользователям. Не допускается сдача государственным землепользователем принадлежащего ему земельного участка во временное безвозмездное землепользование, кроме случаев предоставления земельного участка в порядке служебного надела.

Государственный землепользователь вправе сдать принадлежащий ему земельный участок в долгосрочную аренду. Но для этого в обычных случаях в обязательном порядке необходимо согласие государства в лице уполномоченного органа.

Таким образом, государственные землепользователи не обладают таким объемом земельных прав и свободой распоряжения ими, какими обладали негосударственные постоянные землепользователи в соответствии с отмененным Указом “О земле”.

Их право распоряжения сильно ограничено как по содержанию, так и по процедуре, связано главным образом с необходимостью распоряжения зданиями и сооружениями, расположенными на земельном участке.

Это объясняется тем, что государственные юридические лица владеют полученным государственным имуществом, необходимым для обеспечения своей уставной деятельности на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Режим этих прав предусматривает исключительность и разрешительный порядок совершения сделок в отношении вверенного им имущества. Так, например, учреждение не вправе самостоятельно отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом. Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества (статья 206 Гражданского кодекса РК). Государственное предприятие, осуществляющее деятельность на праве хозяйственного ведения, без согласия собственника или уполномоченного им государственного органа не вправе: продавать или передавать иным лицам, обменивать, сдавать в долгосрочную аренду (свыше трех лет), предоставлять во временное безвозмездное землепользование принадлежащие ему здания, сооружения, оборудование и другие основные фонды предприятия.

Известно, что действует принцип подчиненности и соответствия правового режима земельного участка режиму использования и распоряжения расположенных на нем объектов недвижимости. Все это в совокупности предопределило необходимость установления того правового режима государственного землепользования, который предусмотрен в действующем земельном законодательстве и принципиально отличается от режима действовавшего в прошлом аналогичного права негосударственных землепользователей.

Право временного землепользования

В соответствии с действующим земельным законодательством страны право временного землепользования является основной, в некоторых сферах единственной формой реализации земельных прав граждан и юридических лиц. Право временного землепользования ограничено сроком, определенным законом, либо основанном на законе договором. Право временного землепользования может быть краткосрочным (до 5 лет) и долгосрочным (от 5 до 49 лет), первичным и вторичным.

Право временного землепользования является первичным, если оно получено правообладателем непосредственно от государства либо от других первичных землепользователей в порядке отчуждения этого права. Право вторичного временного землепользования возникает на основе договора о вторичном землепользовании от первичного землепользователя, сохраняющего за собой этот статус.

В отличие от права постоянного землепользования, закон не содержит какого-либо специального исчерпывающего перечня случаев передачи (предоставления) государством земель на праве временного землепользования. Тем не менее, анализ законодательства позволяет выделить следующие обязательные случаи возникновения права временного землепользования:

  • а) если субъектом права землепользования являются физические лица и негосударственные юридические лица;
  • б) если субъектом права землепользования являются иностранцы,

лица без гражданства, иностранные юридические лица, иностранные государства, международные объединения и организации;

  • в) если земельный участок предоставлен на условиях аренды, в порядке вторичного или первичного землепользования;
  • г) если право землепользования возникает в порядке вторичного землепользования.

Правовой режим права временного землепользования также зависит от целой системы факторов: категориальной принадлежности и целевого назначения земельного участка; статуса правообладателя; характера принадлежности права землепользования; условий предоставления и срока права временного землепользования.

Краткосрочное временное землепользование предоставляется, как правило, на период осуществления строительства и ремонта магистральных трубопроводов, дорог, линий связи и иных объектов инфраструктуры. Могут быть и другие основания для возникновения краткосрочного землепользования. При краткосрочном временном землепользовании участка, хотя и осуществляется деятельность, не связанная с основным целевым назначением, земельный участок возвращается в состояние, пригодное для использования по целевому назначению. Краткосрочное временное землепользование возникает в порядке вторичного землепользования, как правило, на основе договора.

Право долгосрочного временного землепользования может быть как вторичным, так и первичным. Оно предоставляется для весьма разнообразных целей за счет земель всех категорий земельного фонда.

Для разграничения правовых режимов временного землепользования определяющее значение имеет существующее в законе деление землепользователей на первичных и вторичных. Негосударственные землепользователи с правом первичного возмездного долгосрочного землепользования вправе сдавать принадлежащие им земельные участки (или их части) в аренду (субаренду) или во временное безвозмездное землепользование, а также отчуждать принадлежащее им право временного землепользования. То есть за некоторыми изъятиями здесь просматривается сходство с правовым режимом отмененного института постоянного негосударственного землепользования. Вторичное землепользование возникает на основе договора о вторичном землепользовании в случаях, когда первичный землепользователь не производит отчуждения своего права землепользования, а передает другому лицу принадлежащий ему участок (или его часть) во временное землепользование с уведомлением уполномоченного органа. При передаче земельного участка во вторичное землепользование наряду со вторичным землепользователем первичный землепользователь продолжает нести перед государством обязанности землепользователя в полном объеме (в том числе по уплате налогов, обеспечению целевого использования земли и ее охране).

В случае, когда первичный временный землепользователь передает земельный участок по договору о вторичном землепользовании, срок последнего не может превышать срока первичного землепользования и не должен приводить к нарушению целевого назначения земельного участка.

Залог права временного долгосрочного землепользования в форме аренды земельного участка допускается на срок действия договора аренды. Залог права краткосрочного возмездного и временного безвозмездного землепользования не допускается.

По своему содержанию весьма близко к вторичному землепользованию право временного пользования земельным участком, находящимся в частной собственности. Его существование в системе вещных прав на землю напрямую связано с правом частной собственности на землю. В соответствии с Земельным Кодексом собственник наделен обширным перечнем правомочий по свободному распоряжению своим земельным участком. В частности, вправе сдавать принадлежащий ему земельный участок во временное пользование на основе договора о временном пользовании земельным участком. Договор о временном пользовании земельным участком заключается в форме договора аренды (с арендатором) или договора о безвозмездном пользовании (с безвозмездным пользователем).

Представляется, что к рассматриваемой разновидности вещных прав на землю в полной мере применимы вышеизложенные положения о праве вторичного землепользования.

При всех различиях между правом частной собственности на земельный участок (а также отмененным правом негосударственного постоянного землепользования) и правом временного землепользования имеется много общего и сходств в их содержании. Наибольшее совпадение приходится на права и обязанности собственников и землепользователей по использованию земель. Так, изложенное обнаруживается в следующих общих и обязательных для субъектов права частной собственности и права землепользования правовых нормах:

использовать землю в соответствии с ее целевым назначением, а при временном землепользовании – в соответствии с актом предоставления земельного участка или договором аренды (договором временного безвозмездного землепользования);

применять технологии производства, соответствующие санитарным и экологическим требованиям, не допускать причинение вреда здоровью населения и окружающей среде, ухудшения санитарно-эпидемиологической, радиационной и экологической обстановки в результате осуществляемой ими хозяйственной и иной деятельности;

не ухудшать плодородие почв, осуществлять предусмотренные законом мероприятия по охране земель;

своевременно вносить земельный налог (арендную плату) и другие предусмотренные законодательством и договором платежи;

соблюдать порядок пользования лесными, водными и другими природными ресурсами, обеспечивать охрану памятников истории, архитектуры, археологического наследия и других, расположенных на земельном участке объектов, охраняемых государством, согласно законодательству;

при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на земельном участке соблюдать строительные, экологические, санитарно-гигиенические и иные специальные требования (нормы, правила, нормативы);

своевременно представлять в государственные органы установленные земельным законодательством сведения о состоянии и использовании земель;

не нарушать прав других собственников и землепользователей;

не допускать снятия плодородного слоя почвы с целью продажи или передачи ее другим лицам, за исключением случаев, когда такое снятие необходимо для предотвращения безвозвратной утери плодородного слоя;

обеспечивать предоставление сервитутов в порядке, предусмотренном Законом.

В Земельном Кодексе изложен перечень основных прав, принадлежащих собственникам земельных участков, всем или большинству субъектов права землепользования:

1) самостоятельно хозяйствовать на земле, используя ее в целях, вытекающих из назначения земельного участка;

на посевы и посадки сельскохозяйственных и иных культур и насаждений, на произведенную сельскохозяйственную и иную продукцию, полученную в результате использования земельного участка, и доходы от ее реализации;

  • 3) на использование в установленном порядке без намерения последующего совершения сделок для нужд своего хозяйства имеющиеся на земельном участке песок, глину, гравий и другие общераспространенные полезные ископаемые, торф, насаждения, поверхностные и подземные воды, а также эксплуатировать иные полезные свойства земли;
  • 4) на возмещение убытков в полном объеме при изъятии (выкупе) земельного участка для государственных надобностей;
  • 5) возводить на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления жилые, производственные, бытовые и иные здания (строения, сооружения), не противоречащие целевому назначению земельного участка;
  • 6) проводить оросительные, осушительные и иные мелиоративные работы, строить пруды и иные водоемы в соответствии с установленными строительными, экологическими, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями.

В отношении временных землепользователей некоторые из перечисленных полномочий могут быть ограничены актом предоставления земельного участка или договором аренды (договором о временном безвозмездном землепользовании).

Право землепользования служебным земельным наделом

В Земельном кодексе в качестве особой разновидности временного долгосрочного землепользования был выделен служебный земельный надел.

Служебный земельный надел относится к вторичному землепользованию, поскольку выделяется из земель, находящихся в землепользовании юридических лиц, где работают лица, имеющие право на надел. Служебные земельные наделы предоставляются отдельным категориям работников для обслуживания служебного жилого дома, возделывания сельскохозяйственных культур, сенокошения и пастьбы скота. Перечень категорий работников, имеющих право на служебный земельный надел, утвержден постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 мая 1996 г. № 634 “Об утверждении перечня категорий работников, имеющих право на служебный земельный надел” (САПП. 1996. № 22. Ст. 198).

Предоставление земельного участка в порядке служебного земельного надела осуществляется на основе договора о предоставлении служебного земельного надела, заключаемого между работником и администрацией юридического лица.

Правовой режим служебного земельного надела характеризуется следующими особенностями:

  • а) не допускается совершение сделок в отношении права землепользования служебным земельным наделом;
  • б)служебные земельные наделы относятся к временному безвозмездному землепользованию и предоставляются на период работы, в связи с которой они выделены. Прекращение трудовых правоотношений является основанием прекращения права на служебный земельный надел;
  • в) предусматривается сохранение служебного земельного надела: 1) за работниками, прекратившими трудовые отношения после ухода на пенсию по возрасту или инвалидности; 2) за семьями работников, призванных на действительную срочную службу в ряды вооруженных сил или поступивших на учебу – на весь срок нахождения этих работников на действительной службе или в учебном заведении; 3) за семьями работников, погибших в связи с исполнением служебных обязанностей: для нетрудоспособного супруга и престарелых родителей – пожизненно, для детей – до их совершеннолетия;
  • г) право на служебный земельный надел в виде участка для обслуживания служебного жилого дома также сохраняется, если в соответствии с жилищным законодательством сохраняется право проживания в служебном жилом помещении;
  • д) если на служебном земельном наделе произведен посев сельскохозяйственных культур, право пользования уволенного работника служебным наделом прекращается после снятия урожая.

Общее землепользование граждан. Публичный сервитут

Под общим землепользованием понимается использование гражданами земель в целях, не связанных с удовлетворением хозяйственно-экономических нужд и не требующих закрепления индивидуально-определенного земельного участка за конкретными субъектами.

Субъектами права общего землепользования могут быть только граждане. При реализации права общего землепользования круг граждан не индивидуализируется и не ограничивается по числу или иным критериям. Изначально любые граждане могут находиться на участке, проходить, проезжать по земельным участкам, предназначенным для общего пользования.

Объектом права общего землепользования могут быть государственные и муниципальные земли, а также земельные участки, находящиеся в частной собственности граждан и организаций. В первом случае общее землепользование возникает непосредственно на основании закона. Для общего пользования земельным участком, находящимся в частной собственности, требуется установление публичного сервитута. Общее землепользование характеризуется тем, что является общедоступным, т. е. не требует получения индивидуального разрешения в каждом случае со стороны собственника. По общему правилу, общее землепользование осуществляется везде, где это не запрещено законом, компетентными государственными или муниципальными органами или в установленном законом порядке субъектами права пользования данным земельным участком, права владения или аренды. В содержание права общего землепользования входит право находиться на участке, проходить и проезжать по земельному участку. В отдельных случаях оно может включать дополнительные права, определяемые законодательством. К примеру, право общего пользования лесным фондом охватывает не только право находиться в его границах, но и собирать объекты растительного мира.

Содержание права общего землепользования определено ст. 262 ГК РФ, в соответствии с которой граждане имеют право свободно без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, являющихся государственной и муниципальной собственностью, а также использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка. Это означает, что если земельный участок не огорожен или его собственник иным образом не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может находиться на данном земельном участке, проходить и проезжать по нему.

В отдельных случаях предусматривается выделение части государственных и муниципальных земель, специально предназначенных для общего пользования. К ним относятся земли, занятые дорогами, площадями, набережными, парками, садами, скверами, пляжами в поселениях, а также автомобильными дорогами вне поселений. Режим общего землепользования действует и в пределах земель лесного и водного фондов.

Режим общего пользования не исключает права собственника обособлять часть земель для специальных целей, связанных с обслуживанием объектов общего пользования. Например, для федеральных автомобильных дорог общего пользования предусматривается выделение придорожных полос, в пределах которых допускается содержание объектов дорожной службы, Государственной инспекции безопасности дорожного движения, МВД РФ, дорожного сервиса.

Земли общего пользования, относящиеся к государственной и муниципальной собственности, не следует смешивать с землями, имеющими такое же название, но выделяемые в пределах земельных участков, предоставляемых гражданам для садоводства, огородничества и дачного хозяйства.

В последнем случае земли общего пользования, скажем, садоводческого товарищества находятся либо в частной собственности данного товарищества как юридического лица, либо в общей совместной собственности. Право общего пользования такими землями распространяется не на всех граждан, а только на членов данного объединения.

По общему правилу, общее землепользование является бесплатным, что, однако, не исключает права собственника взимать платежи в отдельных случаях. Типичным примером применения данного исключения являются платные стоянки, платный вход в парки, на пляжи.

Общее землепользование граждан на земельных участках, находящихся в частной собственности, допускается только в случае установления публичного сервитута. Публичный сервитут означает право граждан-несобственников проходить и проезжать по той части земельного участка, на которую установлен публичный сервитут. Установление публичного сервитута не означает изъятия части земельного участка у собственника и прекращения права частной собственности.

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, субъекта РФ, органа местного самоуправления для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения с учетом результатов публичных слушаний. При этом процедура изъятия земельного участка не применяется, т.е. никаких компенсаций в виде выкупа не производится (ст. 23 ЗК). Соответствующая запись об обременении вносится в свидетельство о регистрации права частной собственности. При ведении градостроительной деятельности публичный сервитут устанавливается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления на основании градостроительной документации и правил застройки в случаях, если это определяется государственными и общественными интересами (ст. 64 Градостроительного кодекса РФ).

В настоящее время институт публичного сервитута разработан недостаточно полно. Не до конца определена процедура установления публичного сервитута. Неясны критерии, по которым можно требовать установления публичного сервитута. Неясно, скажем, может ли собственник влиять на этот процесс. Можно ли установить публичный сервитут на другую часть земельного участка взамен выбранного. Остается открытым вопрос об исчислении земельного налога. Было бы, вероятно, справедливо освободить собственника от уплаты земельного налога, однако Закон «О плате за землю» не предусматривает такой льготы. Неясны и взаимные обязательства государства и собственника, в частности касающиеся содержания в исправности дорог и земель, на которые установлен публичный сервитут.

Индивидуальное землепользование граждан

Под индивидуальным землепользованием понимается использование гражданами предоставленных им земельных участков собственными силами для ведения садоводства, огородничества, дачного и подсобного хозяйства, индивидуального жилищного и гаражного строительства, использования земельного участка в качестве служебного земельного надела.

Для целей индивидуального землепользования земельные участки предоставляются по желанию заинтересованных граждан на праве частной собственности либо аренды, в том числе с правом последующего выкупа. Допускается приватизация земель, предоставленных ранее гражданам на праве постоянного пользования либо пожизненного наследуемого владения. Такая приватизация производится бесплатно только один раз.

Большинство видов индивидуального землепользования связано с ведением сельского хозяйства, поэтому для индивидуальных целей выделяются земельные участки преимущественно из категории земель сельскохозяйственного назначения. Для индивидуального жилищного строительства соответственно могут предоставляться земельные участки из категории земель поселений.

Индивидуальное землепользование предполагает право граждан возводить на предоставленных земельных участках жилые строения и хозяйственные объекты, необходимые для обслуживания земельного участка и личных целей, использование земельного Участка для отдыха, выращивания сельскохозяйственной продукции, содержания скота. Строительство ведется в соответствии с Установленными техническими стандартами и нормами застройки. В соответствии с нормами гражданского права пользователь земельного участка приобретает право собственности на возведенные строения и выращенные сельскохозяйственные культуры (ст. 40, 41 ЗК). Для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства земельные участки выделяются гражданам либо объединениям граждан в соответствии со схемами зонирования и среднерайонными нормами. Наличие у гражданина земельного участка, исполь-, зуемого для этих же целей, является основанием для отказа в предоставлении другого земельного участка, если это ведет к превышению предельных норм. Отказ может следовать и в случае, если гражданин совершил сделку по отчуждению предоставленного ранее бесплатно земельного участка.

Часть земельного участка, предназначенная для общего пользования, предоставляется в собственность объединению как юридическому лицу либо общую собственность членов объединения.

Остальная часть распределяется между его членами и закрепляется на праве частной собственности или аренды. Ведение подсобного хозяйства означает использование земельного участка для выращивания сельскохозяйственных культур и содержания скота. Основную категорию пользователей составляют сельские жители, которым выделяются земельные участки вблизи дома. Не исключается возможность получения земельного участка и жителями городов, при условии, что для этого имеются свободные площади.

Индивидуальное жилищное строительство предполагает использование выделенного земельного участка преимущественно в качестве пространственного базиса, хотя занятие сельским хозяйством не запрещается. Возведенные жилые дома предназначены для постоянного проживания. Земельные участки выделяются как в пределах поселений, так и на других землях. Земельные участки предоставляются по запросам граждан и организаций в порядке предоставления земельных участков для строительства и за плату. Служебные земельные наделы предоставляются отдельным категориям работников предприятий, учреждений и организаций транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, водного, рыбного и охотничьего хозяйства, государственных природных заповедников и национальных парков, которые по роду службы вынуждены проживать вдали от населенных пунктов. Обязательным условием получения служебного земельного надела является наличие трудовых отношений между заинтересованными гражданами и организациями, выделяющими земельные участки. Земельные участки предоставляются на праве безвозмездного срочного

пользования по заявлению работников и по решению соответствующих организаций. Прекращение трудовых отношений влечет прекращение землепользования. Служебные земельные наделы сохраняются за работниками, вышедшими на пенсию по старости или инвалидности, а также за одним из членов семьи работника, призванного на срочную военную службу, поступившего на учебу, или работника, погибшего в связи с исполнением служебных обязанностей (ст. 47 ЗК).

Специальное землепользование граждан и организаций

Специальное землепользование осуществляется в соответствии с существующей разрешительной системой. Оно характеризуется тем, что требует выделения индивидуально-определенного земельного участка и его закрепления в обособленное пользование за конкретным лицом. Специальное землепользование может осуществляться как гражданами, так и юридическими лицами. Основаниями возникновения права специального землепользования являются оформленные в установленном порядке разрешительные документы: договоры, лицензии, свидетельства. Право постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, ограниченного пользования (сервитут), а также право аренды на срок более одного года подлежат государственной регистрации.

Специальное землепользование осуществляется для строго определенных целей, предусмотренных законодательством. К ним относятся строительство и эксплуатация промышленных объектов, жилых строений, ведение сельскохозяйственного производства, садоводства, огородничества, дачного и подсобного хозяйства и некоторых других. Действует правило о недопустимости измене-1 ния целевого назначения земельного участка. По общему правилу,/ специальное землепользование является платным, хотя допускается полное или частичное освобождение от земельных платежей. Специальное землепользование осуществляется на основе права постоянного (бессрочного) и безвозмездного срочного пользования, пожизненного наследуемого владения, аренды, права ограниченного пользования чужим земельным участком (частного сервитута).

Право постоянного и временного пользования. В зависимости от срока, на который предоставляется земельный участок в пользование, различают право постоянного (бессрочного) и безвозмездного срочного пользования.

Право постоянного (бессрочного) пользования означает право пользования земельным участком без заранее установленного срока либо отменяющих условий. Оно не является вечным или пожизненным, и собственник земельного участка не лишается возможности прекратить постоянное пользование при возникновении достаточных оснований. Право постоянного пользования прекращается в порядке отказа пользователя от права на земельный участок (ст. 53 ЗК) либо принудительно в порядке прекращения права землепользования за совершенное правонарушение по решению суда (ст. 54 ЗК). Примечательно, что ЗК и ГК не предусматривают возможность прекращения права постоянного пользования для государственных или муниципальных нужд.

На праве постоянного (бессрочного) пользования предоставляются земельные участки, находящиеся только в государственной или муниципальной собственности. Право постоянного пользования может быть предоставлено только государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются. Право постоянного пользования на земельные участки, предоставленное гражданам или

юридическим лицам до введения в действие нового ЗК, сохраняется. При этом граждане имеют право по собственному усмотрению и в любое время однократно и бесплатно приобрести земельный участок в собственность. Юридические лица, не относящиеся к вышеперечисленным категориям, т.е. негосударственные и иные Коммерческие и некоммерческие организации, обязаны до 1 января 2004 г. переоформить право постоянного (бессрочного) пользования на право аренды либо приобрести земельные участки в собственность.

Законодательством установлены случаи, когда постоянное пользование не допускается. К примеру, невозможно постоянное пользование землями лесного фонда.

Пользователи не имеют право отчуждать находящиеся в их постоянном (бессрочном) пользовании земельные участки. Они также не могут передавать их в аренду либо безвозмездное срочное пользование, за исключением предоставления земельных участков в качестве служебных наделов государственными и муниципальными учреждениями, федеральными казенными предприятиями, органами государственной власти и органами местного самоуправления из числа принадлежащих им земельных участков. Право постоянного пользования возникает на основании решений государственных и муниципальных органов, уполномоченных предоставлять земельные участки, и оформляется свидетельством о регистрации права пользования, выдаваемым учреждениями юстиции.

Право безвозмездного срочного пользования означает право его обладателя пользоваться земельным участком в течение заранее определенного срока. При этом земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, органам государственной власти и местным органам самоуправления на срок не более одного года. В безвозмездное срочное пользование могут предоставляться земельные участки, находящиеся в государственной, муниципальной или частной собственности, в том числе земельные доли. Срок и другие условия пользования землями, находящимися в собственности граждан и юридических лиц, устанавливаются по взаимной Договоренности и фиксируются в договоре. По отношению к некоторым категориям земель допускается временное пользование. Временное землепользование может быть краткосрочным и долгосрочным. В зависимости от категории земель и целей землепользования сроки могут быть различными. Например, участки лесного фонда предоставляются в краткосрочное пользование на срок до одного года. Максимальный срок долгосрочного пользования для этой категории земель — 49 лет. При использовании недр земельные участки предоставляются на срок не более 25 лет.

Пожизненное наследуемое владение. Новый ЗК реализует политику постепенного отказа от права пожизненного наследуемого владения. Закрепление этой политики в ряде положений Земель-А Аого кодекса привело к возникновению прямых противоречий соответствующими положениями Гражданского кодекса, разреше ние которых невозможно без принятия поправок в тот или иной закон. В частности, ст. 21 ЗК предусматривается запрет на дальнейшее с момента введения в действие Земельного кодекса предоставление земельных участков на праве пожизненного’наследуемого владения. Одновременно ст. 265 ГК не содержит такого запрета, а, наоборот, допускает предоставление земельных участков гражданам на этом праве. Статьи 22 и 24 ЗК не предусматривают права владельцев передавать земельные участки в аренду либо безвозмездное срочное пользование, в то время как ст. 267 ГК это допускает.

Одновременно новым Земельным кодексом предусмотрено, что граждане, получившие земельный участок на этом праве ранее, сохраняют его без ограничений по времени, но без права распоряжения, за исключением передачи по наследству.

Владельцы не могут продать земельный участок, совершать иные сделки, связанные с отчуждением участка. Наследование осуществляется на общих основаниях, предусмотренных Гражданским кодексом. Такие общие основания содержатся в положениях разд. V ГК. Право пожизненного наследуемого владения в отличие от права постоянного (бессрочного) пользования является «вечным». Оно принадлежит гражданину вплоть до его смерти, и государство не может прекратить землепользование, за исключением принудительного прекращения права на земельный участок в случаях ненадлежащего его использования по решению суда. Гражданин может отказаться от права владения добровольно при условии, что данный отказ принят собственником. Отказ не влечет для владельца права на получение компенсации стоимости земельного участка. Владелец вправе по своему желанию приобрести право собственности на земельный участок в установленном порядке. При этом однократно в любой удобный момент каждый гражданин имеет право приобрести земельный участок, находящийся в его пожизненном наследуемом владении, бесплатно. Право пожизненного наследуемого владения удостоверяется свидетельством о регистрации права.

Аренда. Право аренды — право граждан или организаций пользоваться земельным участком в течение определенного, заранее оговоренного срока либо без установления такового, но с правом каждой стороны в этом случае отказаться от права аренды, предупредив об этом другую сторону за один месяц. При этом договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения может быть заключен на срок, не превышающий 49 лет. Не допускается досрочное расторжение договора аренды государственных или муниципальных земель, заключенного на срок более 5 лет, по требованию арендодателя. Такой договор может быть расторгнут только по решению суда при существенном нарушении условий договора арендатором. Арендные отношения закрепляются договором, который является основанием возникновения права аренды. Договор подлежит государственной регистрации. Арендатор платит собственнику арендную плату, размер которой определяется договором. Специальные льготы установлены для транспортных систем естественных монополий — газопроводов, электросетей и т.д. Для них размер арендной платы за использование государственных или муниципальных земель не может превышать размеры ставок земельного налога, установленных для земель промышленного и иного специального назначения.

На праве аренды могут передаваться земельные участки, находящиеся в собственности, в том числе долевой, граждан и юридических лиц, государства и муниципальных образований (ст. 22 ЗК), за исключением земельных участков, изъятых из оборота. Право аренды может быть предметом залога. В соответствии со ст. 22 ЗК согласия собственника для залога права аренды не требуется. Арендатор обязан лишь уведомить собственника об этом. Примечательно, что данное положение противоречит ст. 6 Закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)», которая требует согласия арендодателя на залог прав аренды. Право аренды может быть внесено арендатором в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив при условии уведомления собственника. Согласия собственника не требуется. Арендатор также может передать арендованный земельный участок в субаренду. Допускается заключение договоров аренды, предусматривающих последующий переход арендованного земельного участка в собственность арендатора. В этом случае договор аренды заключается по форме договора купли-продажи (ст. 624 ГК). Такая форма аренды применяется при предоставлении государственных и муниципальных земель гражданам и негосударственным организациям для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов. Допускается возможность продажи права аренды в пределах срока договора аренды. При аренде земельного участка,! находящегося в государственной или муниципальной собственное-! ти, передача прав арендатором третьим лицам, включая их продажу, заем, субаренду, допускается только в случае, если земельный участок арендован на срок более пяти лет.

Установлены некоторые дополнительные требования на передачу в аренду земельных участков, находящихся в долевой собственности, из земель сельскохозяйственного назначения. Такие участки передаются по договору аренды либо со всеми участниками долевой собственности, либо с одним из них, действующим на основании доверенностей от других участников долевой собственности. Частный сервитут. Разновидностью права ограниченного пользования чужим земельным участком наряду с публичным сервитутом является частный сервитут. Частный сервитут устанавливается лишь для определенных целей — прохода, проезда, прокладки коммуникаций, трубопроводов, систем водоснабжения. Право ограниченного пользования (частный сервитут) может принадлежать лишь конкретным лицам, включая собственников, владельцев, пользователей, арендаторов соседних земельных участков, а также организации, занимающейся прокладкой и эксплуатацией систем коммуникаций и других инженерно-технических сооружений.

Для возникновения права ограниченного пользования (частного сервитута) необходимо заключение договора между собственником (владельцем, пользователем) земельного участка и лицом, заинтересованным в его ограниченном использовании. В случае отказа собственника земельного участка от заключения договора частный сервитут может быть установлен судебным решением. Для участков лесного фонда, передаваемых в пользование, частный сервитут может быть установлен решением государственных органов или органов местного самоуправления (ст. 21 Лесного кодекса).

Сервитут не может быть самостоятельным предметом сделок. При продаже земельного участка либо совершении иных сделок право ограниченного пользования сохраняется за пользователем. Сервитут может быть прекращен, если более не существуют основания, по которым он был предоставлен. Собственник земельного участка, обремененного сервитутом, может потребовать в судебном порядке прекращения сервитута, если земельный участок в таком виде использоваться по назначению не может. По усмотрению собственника пользование земельным участком на праве частного сервитута может быть платным. Сервитут является одним из видов обременения земельного участка. Он подлежит государственной регистрации, а соответствующая запись вносится в свидетельство о регистрации права на земельный участок.

Чем отличается единое землепользование от многоконтурного участка

Поскольку выделенные единые землепользования, которые не были преобразованы, продолжают существовать, важно знать, чем они отличаются от многоконтурных участков.

Главное отличие заключается в том, что землепользования объединяют несколько наделов, каждый из которых имеет свой кадастровый номер. Что касается многоконтурных участков, то у его составляющих нет собственного идентификатора.

Кадастровый номер присваивают только самому многоконтурному угодью.

Процедура регистрации землевладений и землепользований

Регистрация землевладений и землепользований – это внесение специальной записи в документы установленного законом образца. В ней отображаются сведения о земельном наделе, позволяющие закрепить его правовое положение, качественные, количественные и ценностные характеристики, географическое положение и параметры.

Процедуру выполняет уполномоченный орган – Росреестр.

Зарегистрированное в соответствии с законодательством РФ землевладение находится под охраной государства, которое обеспечивает защиту прав владельцев земельных угодий.

Регистрация землевладений и землепользований происходит на основании:

  • принятого уполномоченным госорганом решения о выделении надела для строго определенных нужд;
  • документов о проведении работ по землеустройству и установлению границ на местности.

О том, как происходит регистрация и какие документы необходимо предоставить для ее проведения, можно узнать в статье «Единый государственный реестр недвижимости».

Виды права землепользования, закрепленного в законодательстве

По общему правилу, пользование земельным участком осуществляется за плату. Одновременно допускается установление исключений, которые по земельному законодательству выражены в виде льгот для отдельных категорий субъектов и по отношению к отдельным категориям земель.

Правовые основы взимания платежей сформулированы в ЗК и в специально принятом по этому вопросу Законе «О плате за землю» 1991 г., постоянно остающемся в поле зрения законодателей, вносящих в него дополнения и поправки, а также в Налоговом кодексе РФ.

Основным видом платежа является земельный налог. Планируется, что с принятием части III Налогового кодекса его заменит налог на недвижимость. Земельный налог взимается в подавляющем большинстве случаев землепользования. Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость устанавливается по результатам кадастровой оценки земель либо в процентном соотношении к рыночной стоимости земельного участка. За аренду земельного участка вносится арендная плата. Сумма арендной платы устанавливается договором и выплачивается арендодателю. Если арендодателем являются государство или местные органы самоуправления, плата поступает на соответствующие бюджетные счета.

Размер налога в виде стабильных платежей за единицу земельной площади устанавливается в расчете на год. Методики расчета различаются в зависимости от категории земель. Для сельскохозяйственных земель, земель сельских поселений, земель водного фонда, а также сельскохозяйственных угодий в составе земель лесного фонда основу расчета составляют средние размеры земельного налога, устанавливаемые Законом «О плате за землю».

Для земель поселений Законом «О плате за землю» определены средние ставки земельного налога, размер которых зависит от экономического района страны и категории населенного пункта. Предусматриваются деление территории на 11 районов и классификация населенных пунктов на 8 категорий в зависимости от численности населения. Действует принцип «чем выше численность населения, тем выше ставка земельного налога».

Налог на земли сельскохозяйственного использования в пределах городской (поселковой) черты устанавливается в двукратном размере ставок налога на сельскохозяйственные угодья аналогичного качества. Органы субъектов РФ и органы местного самоуправления имеют право повышать или понижать ставки земельного налога.

Платежи за земли городов и поселков, а также сельскохозяйственные угодья перечисляются в полном объеме на счета органов федерального казначейства с последующим распределением доходов от их поступлений между уровнями бюджетной системы РФ.

Важную роль в порядке налогообложения играют положения Закона «О плате за землю», устанавливающие льготы. Так, данным Законом освобождены от уплаты земельного налога более 20 категорий граждан и организаций. Представительные органы субъектов РФ и местные органы самоуправления имеют право устанавливать дополнительные льготы в виде частичного освобождения, отсрочки выплат и понижения ставки земельного налога.

Плата за землепользование

По общему правилу, пользование земельным участком осуществляется за плату. Одновременно допускается установление исключений, которые по земельному законодательству выражены в виде льгот для отдельных категорий субъектов и по отношению к отдельным категориям земель.

Правовые основы взимания платежей сформулированы в ЗК и в специально принятом по этому вопросу Законе «О плате за землю» 1991 г., постоянно остающемся в поле зрения законодателей, вносящих в него дополнения и поправки, а также в Налоговом кодексе РФ.

Основным видом платежа является земельный налог. Планируется, что с принятием части III Налогового кодекса его заменит налог на недвижимость. Земельный налог взимается в подавляющем большинстве случаев землепользования. Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость устанавливается по результатам кадастровой оценки земель либо в процентном соотношении к рыночной стоимости земельного участка. За аренду земельного участка вносится арендная плата. Сумма арендной платы устанавливается договором и выплачивается арендодателю. Если арендодателем являются государство или местные органы самоуправления, плата поступает на соответствующие бюджетные счета.

Размер налога в виде стабильных платежей за единицу земельной площади устанавливается в расчете на год. Методики расчета различаются в зависимости от категории земель. Для сельскохозяйственных земель, земель сельских поселений, земель водного фонда, а также сельскохозяйственных угодий в составе земель лесного фонда основу расчета составляют средние размеры земельного налога, устанавливаемые Законом «О плате за землю».

Для земель поселений Законом «О плате за землю» определены средние ставки земельного налога, размер которых зависит от экономического района страны и категории населенного пункта. Предусматриваются деление территории на 11 районов и классификация населенных пунктов на 8 категорий в зависимости от численности населения. Действует принцип «чем выше численность населения, тем выше ставка земельного налога».

Налог на земли сельскохозяйственного использования в пределах городской (поселковой) черты устанавливается в двукратном размере ставок налога на сельскохозяйственные угодья аналогичного качества. Органы субъектов РФ и органы местного самоуправления имеют право повышать или понижать ставки земельного налога.

Платежи за земли городов и поселков, а также сельскохозяйственные угодья перечисляются в полном объеме на счета органов федерального казначейства с последующим распределением доходов от их поступлений между уровнями бюджетной системы РФ.

Важную роль в порядке налогообложения играют положения Закона «О плате за землю», устанавливающие льготы. Так, данным Законом освобождены от уплаты земельного налога более 20 категорий граждан и организаций. Представительные органы субъектов РФ и местные органы самоуправления имеют право устанавливать дополнительные льготы в виде частичного освобождения, отсрочки выплат и понижения ставки земельного налога.

Минусы землевладений и землепользований

Под недостатками землевладений и землепользований следует понимать неудобства и отклонения, негативно влияющие на рациональное использование угодий, экономику и организацию производств. К ним относят:

  • нерациональный размер и структуру;
  • чересполосицу, в том числе топографическую;
  • вкрапления;
  • изломанность границ;
  • дальнее расположение.

К основным способам ликвидации недостатков землепользований относятся следующие действия:

  • перенесение границ наделов;
  • обмен. Допускается два варианта: заинтересованные стороны обмениваются наделами или неравноценными участками с денежной доплатой;
  • передача угодий одного хозяйства другому;
  • проведение организации.

Если реализовать указанные способы невозможно, сельхозпредприятия могут совершенствовать или уточнить свою специализацию для того, чтобы использовать земли по назначению.

Недостатки землепользования и методы их устранения описывают многие специалисты в области земельного права. Это позволяет собственникам наделов, обнаруживших в их использовании определенные неудобства, подобрать оптимальное решение проблемы.

Заключение

Землепользование в РФ регламентируется профильным законодательством. Оно наделяет владельцев и пользователей рядом прав и обязанностей, определяет допустимые способы использования угодий.

Чтобы не нанести вред окружающей среде, граждане должны знать, как правильно использовать свои участки.

Источники
  • https://be5.biz/pravo/z009/9.html
  • https://zem-advokat.ru/practice/item/pravo-zemlepolzovaniya/
  • https://pravovdom.ru/zemlya/zemlepolzovanie-v-rf.html
  • https://advokat-malov.ru/zemelnoe-pravo/novyj-resurs.html
  • https://studwood.ru/1576085/pravo/vidy_prava_zemlepolzovaniya
  • https://studopedia.info/2-80477.html
  • https://studfile.net/preview/5368972/page:11/

Tikhanova-k@mail.ru
Зарплатто.ру - сайт о зарплатах и доходах, деньгах и финансах
Adblock
detector