Zarplatto.ru

Со скольки лет можно ездить на мопеде или скутере и нужны ли права

Содержание

Когда уже можно порулить?

Сам по себе процесс управления скутером, да и мопедом сложности не представляет. Возьмем, к примеру, вождение скутера. При наличии хорошего аккумулятора нет необходимости использовать кик-стартер, достаточно нажать кнопку и мотор заведется. Скорости переключать не нужно, сцепление срабатывает автоматически – красота. Остается только крутить газульку, да вовремя тормозить.

Ничего сложного даже для двенадцатилетнего ребенка. С одной стороны, да. А с другой… А с другой стороны вес скутера, даже самого маленького, больше веса ребенка – это затрудняет управление. Дорожный поток может нагнетать панику на ребенка, он может растеряться и попасть в аварию.

И все-таки, со скольки лет можно ездить на скутере, например в текущем году? Определяется ли этот возраст родителями или же самим ребенком? Зачастую так и есть, особенно в глубоких селениях, где на сотрудников ГИБДД смотрят, словно на инопланетян. Но сейчас рассмотрим официальный вариант развития событий.

Учиться езде на скутере или мопеде разрешается по достижении 14 лет. Официально это можно делать в автошколе, неофициально – под присмотром взрослых. Однако становиться полноправным участником дорожного движения разрешается только в 16 лет, и только при наличии прав управления ТС нужной категории.

Возраст для теоретического обучения

Изучение теории вождения, ПДД и устройства автомобиля, в России, не ограничено возрастными рамками. Наоборот, подобные начинания приветствуются на федеральном уровне и поощряются местными органами власти.

Если в семье планируют получение водительские права ребёнком при наступлении его совершеннолетия, приступать к учёбе можно в любом возрасте.

Специальную литературу — тесты на знание ПДД и задачи с комментариями, легко приобрести в торговых точках, реализующих печатную продукцию. Кроме того, предварительное обучение проходят на тренажёрах или курсах в интернете.

Сколько месяцев занимают занятия в автошколе?

Продолжительность учёбы зависит: от сложности открываемой категории, специфики региона страны, от частоты и регулярности посещений занятий учеником и пр:

  1. Категории: А, А1, М — время обучения до 1.5 мес. Такой малый срок объясняется тем, что вождение мотоциклов и мопедов не требует специальных знаний и не представляет серьёзной угрозы для окружающих.
  2. Категория В — легковой автотранспорт — обучение не менее 3 мес.
  3. Категория С — грузовой автотранспорт; срок обучения — 2 месяца, при этом, при переподготовке и наличии категории В, срок учёбы может серьёзно сократиться.
  4. Категория D — транспорт для перевозки людей: продолжительность учёбы до 2 мес.

Указанные сроки часто не совпадают с реальными, так как многие ученики, ссылаясь на занятость и личные причины, не посещают запланированное количество занятий, поэтому автошколы вынуждены продлевать время обучения.

Аргументы в пользу раннего обучения

Этого мнения я придерживался до того момента, пока не изучил законодательство повторно и еще раз не услышал просьбу сына о скутере. Нюанс заключается в том, что, если решено приобрести ребенку сие чудо мототехники, о правах задуматься придется. Сравнительно недавно его приравняли, пусть условно, к мопедам. А для данного транспорта необходимо право на управление. Обучение можно начать также с 16 лет и получить удостоверение. Иными словами, на скутере или мопеде ребенок без прав ездить по дорогам общего пользования не сможет.

  • Еще один момент заключается в исчислении водительского стажа, от которого напрямую зависит страхование гражданской ответственности, а значит, и стоимость полиса. Чем больше стаж у водителя (безаварийный), тем дешевле обойдется страхование.
  • Не стоит забывать и о службе в армии. Еще на стадии отбора кандидатов в «служивые», сотрудники военкомата задают вопрос о наличии прав водителя, выделяя ребят, имеющих сей документ в отельный список. В дальнейшем на этапе распределения по родам войск и частям этот факт также имеет значение. Многие ребята, имеющие права, получают в армии не только опыт, возможность работать водителями, а не ходить в караул, но и повышают квалификации, открывая дополнительно категории, кстати, бесплатно.
  • С правами на мотоцикл обучение на прочие категории осуществляется по сокращенным программам, в рамках которых акцент делается на получении практических навыков.

Необходимый возраст для вождения

Прежде чем приступить к установлению введенных возрастных ограничений необходимо определить, какое транспортное средство является мотоциклом и к какой категории относятся мотоциклы различных видов.

В соответствии со статьей 1 Постановления Правительства №1090, определяющего Правила дорожного движения, мотоциклом является двухколесное транспортное средство, имеющее или не имеющее бокового прицепа (коляски) с объемом двигателя более 50 см³ (в случае наличия двигателя внутреннего сгорания) или способным развивать скорость более 50 км/ч (не зависимо от вида двигателя).

К мотоциклам так же относятся скутеры с аналогичными рабочими параметрами, трициклы и квадроциклы с мотоциклетной посадкой и рулем соответствующего типа, если:

  • масса транспортного средства без учета веса аккумуляторов составляет 400 кг (550 кг для транспорта, предназначенного для транспортировки грузов)
  • эффективная мощность до 15 кВт

Мопедом называется механическое транспортное средство, имеющее два или три колеса, конструктивная скорость которого не может быть более 50 км/ч, а двигатель в зависимости от вида имеет мощность:

  • до 50 см³ (двигатель внутреннего сгорания)
  • 0,25 кВт – 4 кВт (электродвигатель)

К мопедам так же относятся:

  • квадроциклы, соответствующие заявленным характеристикам
  • скутера с аналогичными рабочими параметрами

В соответствии со статьей 25 Федерального закона №196:

  1. Мотоциклы относятся к категории А, причем выделяется дополнительная подкатегория транспортных средств данного вида – А1 – определяющая легкие мотоциклы, с двигателем внутреннего сгорания до 125 см³ и мощностью до 11 кВт.
  2. Мопеды и скутеры относятся к категории М.

Мотоцикла

Возрастные ограничения при управлении тем или иным видом транспортных средств устанавливаются статьей 26 Федерального закона о безопасности движения (ФЗ №196).

Обычного

К управлению мотоциклами, относящимися к категории А1, допускаются лица, достигшие возраста 16 лет, а к управлению мотоцикла категории А – 18 лет.

Спортивного

Езда на кроссовом мотоцикле (питбайке) так же допустима с 16 или 18 лет, в зависимости от мощности.

С коляской

Чтобы управлять мотоциклом с коляской требуется категория А. Следовательно, минимальный возраст водителя составляет 18 лет.

Мопеда

Мопеды относятся к категории М, что позволяет управлять таким видом транспортного средства с 16 лет.

Скутера

Если скутер относится к категориям А1 или М, то в соответствии с ПДД возраст водителя – от 16 лет. Если используется более мощный скутер (категория А), то получить права можно только при достижении 18-ти летнего возраста.

Что еще сказано в ПДД

Не так давно правом управления скутером или мопедом в отсутствие водительских документов имели практически все. Однако из-за невнимательности и неаккуратного вождения увеличилось количество аварий на дороге, виновниками которых становились малолетние водители.

По вполне разумной и логичной причине, правительство внесло изменения в текущее законодательство, обязывающие эксплуатировать скутер или мопед только в том случае, если имеются водительские права категории М. Как уже упоминалось выше, гражданину необязательно повторно проходить тестирование для получения категории М, если уже имеется водительский документ, содержащий отметку о наличии, например, категории А1.

Следует упомянуть о том, что если технические характеристики транспортного средства превосходят характеристики мопеда или скутера, то оно относится к иной категории транспорта, и в этом случае потребуется сдача экзаменов на открытие категории А1.

Как делать НЕ нужно

Первое, чего не стоит делать — это следовать советам “доброжелателей” на тематических форумах, которые дают напутствия вроде “получи паспорт в 14 лет, купи себе мопед и гоняй по дворам”. Паспорт не спасет от наказания в случае задержания инспекторами ГИБДД, не научит правильно вести себя в экстренных ситуациях.

Не нужно сажать за руль несовершеннолетнего, устраиваясь за его спиной с мыслью “я все контролирую” и выезжая на дороги общего пользования. Одно неверное движение подростка — учитель и ученик оказываются участниками ДТП. По статистике водители двухколесного транспорта в происшествиях страдают больше всех.

Установка на обычный велосипед бензинового двигателя автоматически превращает велотранспорт в механическое транспортное средство, т.е. мопед, для управления которым требуются права. 16 лет — минимальный возраст, с которого разрешается ездить на мопеде.

Магическая цифра 16

Увеличение количества недорогих мопедов, скутеров и легких мотоциклов привело к изменению действующего законодательства. С 2014 года введен минимальный возраст для водителей вышеперечисленных средств — 16 лет. В придачу к документам на сам транспорт управляющий мопедом человек должен иметь при себе водительское удостоверение категории “М”.

То же требование касается владельцев скутеров, которые представляют собой уменьшенные копии мотоциклов. От более мощных двухколесных “коней” их отличают уменьшенный диаметр колес и более скромный объем двигателя.

Со скольки лет можно ездить на мотоцикле?

В 16 можно получить права категории “А1” и передвигаться на мототранспорте с объемом двигателя до 125 куб.см. Для тех, кому подобные “движки” кажутся смешными, достаточно ознакомиться с каталогами производителей Honda, Yamaha, Минск — с таким объемом двигателя выпускают большинство моделей кроссовых мотоциклов.

Права на мопед

Мопеды пользовались большой популярностью в Советском Союзе. Их невысокая цена, чуть ли не бесплатный бензин, привели к массовому использованию этого транспортного средства. Множество подростков при такой езде игнорируют обязательные требования. Многие до сих пор не знают точно, нужны ли права на современный мопед, без которых раньше можно было обойтись.

Действующий уже несколько лет Регламент дорожного движения предполагает наличие водительского удостоверения у владельцев мопедов. Оно оговаривается получением категории M, разрешающей управлять данным средством, не опасаясь встречи с представителем автоинспекции. Разумеется, что это требование касается только тех, кто не имеет какой-либо другой открытой категории. Остановленный же инспектором седок подвергнется административному штрафу от 5 тысяч рублей до 15 за эксплуатацию без соответствующего удостоверения.

Рассматривая скутер и мопед, можно сказать, что они имеют различную мощность двигателя. Это выражается в необходимости получения различной категории прав. Например, электрический скутер подразумевает также категорию водителя M. Поэтому сюда причисляются все двигатели с мощностью от 0,25 до 4 киловатт. Не играет никакой роли — приобретено средство в магазине, или умелец его сконструировал сам, установив на него электромотор.

Категория C вызывает множество споров у её обладателей. Одни утверждают, что она разрешает управлять мопедом, другие — придерживаются противоположного мнения. Подобные позиции обусловлены некоторым различием типов старых и новых прав. Первые не предназначались для вручения владельцам мопедов, чьи двигатели определялись объёмом не более 50 см 3. Поэтому кататься на таком средстве можно было без сдачи экзаменов. Открытая любая высшая категория позволяла без всяких сложностей управлять средствами низшей категории.

Новые законы ужесточили правила пользования двухколёсными механическими средствами. Теперь же мопедом вправе пользоваться тот владелец, у которого открыта именно соответствующая категория. Имея разрешение водить даже грузовики всех типов, человек всё равно не имеет права сесть за руль мопеда, если у него не открыта категория M.

Новое дорожное законодательство предусматривает получение водительских прав для эксплуатации мопеда и скутера не ранее 16-летнего возраста. Поездка без прав грозит обернуться водителю наложением штрафных санкций. Любая открытая высшая категория также не является разрешением для управления мопедом, скутером.

Где взять права?

Вопрос достаточно легкий. Все права можно получить в ГИБДД. Но что для этого нужно – знают не все. Специально для несведущих информация о получении прав на скутер (мопед). Чтобы получить права, человек обязан пройти курс обучения в автошколе (теорию и практику). Для получения знаний автошколы, необходимо пройти медкомиссию. Давайте начнем с медицинской комиссии.

Кто может получить права категории M

Приобретение мопеда — это ещё половина дела. Но вправе ли его эксплуатировать человек, который имеет право вождения тяжёлого грузовика, автобуса или троллейбуса? Ответ — имеет, когда у него присутствует в удостоверении отметка об открытии категории M. Если же таковая запись отсутствует, то раскатывать на снабжённых мотором двух колёсах, не получится.

Получить водительское удостоверение с упоминаемой открытой формой, вправе любой гражданин России, не имеющий противопоказаний для управления мопедом. Последнее подтверждается наличием медицинской справки. Следует напомнить, что разрешение выдаётся гражданам только при их достижении 14, а по вступлению в силу новаций законодательства — с 16 лет. Это правило распространяется на управление всеми категориями лёгких мотоциклов.

Более тяжёлые двухколёсные средства, с объёмом двигателя свыше 125 см 3 потребуют достижения владельцем совершеннолетия — 18 лет. С этого возраста можно получить разрешение управлять автомобилями. Повышение класса техники требует повышение категории и возраста одновременно.

Пройти же обучение в автошколе можно намного раньше начиная с 14 лет. Правда, допустят подростка к экзаменам в ГИБДД только через два года. Подтверждением окончания этого учебного курса послужат выданные автошколой документы.

Обязательно почитайте!  Что такое почтовый индекс на карте Visa и как его использовать

Сейчас существует много автошкол, предоставляющих услуги населению. Но это не значит, что нужно бросаться в первую попавшуюся. Решив подать документы на обучение, будущему слушателю нужно изучить предложения нескольких школ, сравнить их.

Они могут разниться следующими факторами:

  1. Возможностью обучения. Не все школы предоставляют возможность получить удостоверение для вождения скутера.
  2. Стоимость обучения может значительно изменяться, хотя само получение формы M не сопряжено с особыми сложностями.
  3. Большую пользу слушателю принесут отзывы выпускников, выложенные в интернете.

Цена обучения на водителя мопеда составляет, в среднем, 10—15 тысяч рублей. Возможно, для получения профессиональных прав, эта разница не такая уж существенная, но не для того, чтобы кататься на двухколёсном моторном велосипеде. Если у водителя имеется более высокая открытая категория, это может стать небольшим преимуществом, ведь правила дорожного движения для всех типов транспортных средств имеют единую основу. Можно просто взять частные уроки, а затем сдать экзамены.

Как и где получить права на мопед

Чтобы получить права для управления, новоиспечённому водителю придётся пройти курс «молодого бойца» и сдать экзамены в подразделении ГИБДД.

Разумеется, учебное заведение обязано обладать не только квалифицированными преподавателями, но и соответственной лицензией.

Обучение длится не более двух месяцев и подразделяется на теорию и практику. Последняя проходит на специализированной площадке, где слушатели демонстрируют владение техникой.

Проходим медосмотр

Этот этап является обязательным для достижения цели. Сразу стоит отметить причины, по которым не допустят к получению прав. В этом списке некоторые болезни и различные дефекты организма. Запрещается управлять ТС, если человек:

  • болеет шизофренией;
  • имеет различные психические заболевания, при которых необходимы психотропные лекарства;
  • имеет слепоту;
  • болеет эпилепсией.

Также в правилах оговариваются некоторые ограничения по здоровью на управление мопедом. Среди них следующие факторы:

  • видимость хуже 0,6 на лучшем и хуже 0,2 на худшем глазу;
  • зрение плохое на 1 глаз (зрение хуже 0,8 на видящем глазу);
  • 30 дней после операции на глазах;
  • хронические недуги оболочки глазного яблока и другие проблемы зрения;
  • отсутствие конечностей (достаточно одной), кисти и/или стопы;
  • отсутствие фаланг или пальцев целиком, неподвижность пальцев;
  • существенное различие в длине конечностей (если одна короче другой более 6 см);
  • нарушения вестибулярного аппарата.

Также обязательным будет получение справки от нарколога и из психоневрологического диспансера. Если со здоровьем проблем не возникает, и вы подходите в кандидаты на получение прав, переходим к следующему этапу.

Документы для сдачи экзамена

Для зачисления в группу для прохождения экзаменов потребуется предоставление следующих документов:

  • гражданского паспорта;
  • заключения психиатра и нарколога;
  • общего медицинского заключения;
  • заявления установленного образца;
  • подтверждения о прохождении необходимого обучающего курса.

Экзаменуемому предоставляется право повторной пересдачи экзамена, но не раньше 7 дней. После трёхразовой неудачной попытки возобновить пересдачу можно будет только через месяц.

Новое дорожное законодательство распространяется на все виды двухколёсных механических средств, оснащённых двигателями. Не нужно заблуждаться — на вождение мопеда с объёмом менее 50 см 3 также требуется водительское удостоверение.

Отсутствие водительских прав является основанием для запрета управлять моторными средствами. Поэтому на вопрос — нужны на мопед или скутер права или нет, ответ будет утвердительным. Отсутствие прав подразумевает наложение крупного денежного штрафа на нарушителя. В свою очередь, соблюдение установленных правил и норм является гарантией приятного времяпрепровождения на таких модных транспортных средствах, как мопед или скутер.

Идем в автошколу

Уже есть любимая «Альфа» и сильное желание на ней гонять? Тогда вперед в автошколу! Здесь придется выучить все правила дорожного движения, как должны ездить другие участники дороги, да и сам водитель скутера. 

Ни много ни мало, а на занятия придется ходить целых два месяца! Но грустить не стоит, ведь теоретические занятия будут чередоваться с практикой – где разрешено законно кататься на любимом двухколесном транспорте.

Совет! Хотя получение прав возможно только при достижении полных 16 лет, обучение в школе можно пройти и в 15. Загляните в автошколу за несколько месяцев до 16-летия, тем самым сэкономив драгоценное время!

Итак, после получения свидетельства о прошедшем обучении в школе и достижении 16-го года жизни, можно смело отправляться на экзамен в ГИБДД.

Готовимся к экзамену

К чему нужно быть готовым, приходя в ГИБДД? Неплохо будет захватить деньги, ведь придется заплатить в кассу сумму госпошлины. Также пригодятся документы из автошколы, медицинские справки, паспорт.

Экзамен состоит из нескольких частей. Первый этап – теоретические знания. Экзаменуемому необходимо правильно ответить на вопросы из билета. Допускается только 2 ошибки. В случае успешной сдачи теории, придется кататься на мопеде или скутере по площадке, а затем по городу.

Если с первого раза не получилось, не стоит расстраиваться. Пройдет неделя и вы получите второй шанс, чтобы все сделать, как положено! Правда, если и с нескольких попыток не удалось завершить начатое, придется подождать месяц, поучить правила и пытаться снова.

Ура! Когда все успешно пройдено вам выдадут права категории М (мопеды и скутеры), а вот чтобы ездить на мотоцикле, придется открывать категорию А. Кстати, если человек уже имеет водительские права любой категории, то ему не запрещается управлять мопедом или скутером.

Помните! Техника с двигателем, объемом до 50 кубиков, попадает в категорию М. Если объем от 50 до 125 куб.см. – это категория А1. Все, что на двух колесах и свыше 125 куб, требует категорию А.

Советы по получению прав на мотоцикл

Каждому подростку не терпится получить права на мотоцикл. Начинать подготовку можно уже с четырнадцати лет. Многие мотошколы занимаются обучением подростков навыкам вождения мототехники и преподают им теорию.

Что дает обучение в мотошколе в 14 летнем возрасте:

  • возможность после достижения 16 лет без лишних временных затрат получить водительское удостоверение категории A1,
  • большое количество знаний ПДД, которые можно использовать в последующем для сдачи итоговых экзаменационных испытаний после достижения 16 лет,
  • получение навыков управления мотоциклетной техникой.

Если подросток хочет получить водительское удостоверение на мотоцикл, но ему нет еще 16 или 18 лет, то можно оплатить его обучение в мотошколе, чтобы он хорошо подготовился к испытаниям в ГИБДД.

Для обучения лучше всего выбирать качественные учреждения, которые обладают надежной материальной базой. Во многих мотошколах имеются специализированные мотоплощадки, на которых можно оттачивать навыки вождения. Это пойдет только на пользу. Ведь на мтотрассах крытого типа в автошколах установлены определенные препятствия, прохождение которых является обязательным этапом при сдаче практической части в ГИБДД.

Внимание: Обучение в мотошколе требует определенных затрат. В среднем по стране получение прав может обойтись в двадцать пять тысяч рублей.

Как правильно ездить?

Вот некоторые правила, которые обязательно нужно запомнить!

  • Скутер должен двигаться по краю крайней правой полосы движения. В правилах оговаривается исключение – выезжать можно только для объезда автобуса, осуществляющего посадку пассажиров.
  • На многополосной проезжей части, в случае необходимости разворота или поворота налево, скутер или мопед не имеет права на такие действия. Однако, водитель может остановиться, провести в руках транспортное средство через пешеходный переход, вновь оседлать железного коня и ехать дальше.
  • Обязательно наличие шлема!
  • Интересный момент по поводу перевозки пассажиров. Количество мест для сидения должно оговариваться в техническом паспорте мопеда. Дети до 7 лет должны перевозиться исключительно в специальных креслах.
  • Водители, не имеющие опыт вождения, не могут перевозить пассажиров, даже при наличии места. Такими водителями считаются те, у которых с момента получения прав не прошло 2 года.
  • Нельзя бросать руль! Хотя бы одной рукой, но всегда нужно держать руль мопеда во время езды.
  • Запрещается транспортировка. Вообще! Нельзя транспортировать скутер или мопед другим транспортным средством. Также не разрешается буксировать мопедом или скутером никаким способом. Допускается только наличие специально предназначенного прицепа. Обычно это боковой прицеп – коляска.
  • Обязательно во время движения включать ближний свет фар. Это поможет другим участникам движения ясно определять положения вашего транспортного средства. В этом значительно выигрывают скутеры японского производства. У них, как правило, свет автоматически всегда включен.

Ограничения для категории

Получение права вождения мопеда ограничивается наличием некоторых заболеваний, которые выявляются на медицинском освидетельствовании. Есть ряд противопоказаний.

К ним относятся:

  • патологическое психическое расстройство;
  • психологическое расстройство, вызванное использованием психотропных медикаментов;
  • отсутствие верхней или нижней конечности, пальцев на руке;
  • нарушение функций вестибулярного анализатора.

Заключает список отсутствие зрения. Несмотря на это, имеются некоторые допустимые показатели, на которые можно рассчитывать на получение прав.

Лучший глаз должен видеть не меньше 0.6, худший — 0.2:

  1. Отсутствие зрения на одном глазу, 0.8 единиц — зрячем.
  2. Более 30 дней после офтальмологической операции.

Зрение в результате операций или упражнений может улучшиться, поэтому при положительной динамике можно снова посетить окулиста. Зафиксированные им данные станут одним из правовых оснований к получению желаемого допуска.

Почему именно скутер?

Напомним, со скольки лет можно ездить на скутере — с 16. Особо нетерпеливым соискателям на права можно начинать обучение с более раннего возраста. Скутер — оптимальное решение для подростка, решившего освоить управление двухколесным транспортом. Перечислим несколько причин:

  • Максимальное сходство управления с мотоциклом. В отличие от мопеда, скутер оснащен коробкой передач, позволяющей регулировать скорость передвижения.
  • Простота управления. Все органы управления расположены на руле, не требуют приложения больших усилий.
  • Максимальный комфорт. Во время движения ноги водителя располагаются на удобной широкой подставке.
  • Экономичность. Скутер — очень неприхотливая машина в плане расхода топлива. Агрегаты, выпущенные заводами мировых брендов, не требуют частого обслуживания и замены дорогостоящих запчастей.
  • Привлекательный внешний вид и багажник. Каркас и силовая установка закрыты пластиковыми обводами, которые снижают воздействие потоков воздуха, придают машине современный облик. В заднюю часть скутера часто встраивают достаточно объемный отсек для полезных грузов.

Преимущества скутера

  1. Во-первых, он намного доступнее, чем другие средства передвижения. В зависимости от характеристик, его средняя цена может варьироваться от 25 000 до 75 000 рублей. Особенно этот аспект будет приятен родителям, которые хотят сделать подарок своему ребёнку. За такие деньги можно купить либо посредственный скутер, либо дорогой фирменный велосипед. Любой подросток будет больше рад этому «железному пони», чем обычному велосипеду.
  2. Во-вторых, он более экономичен в плане топлива. Среднее значение расхода топлива на 100 км составляет всего около 2 л. Но, разумеется, это значение применимо только при поддержании идеального состояния скутера и соблюдении некоторых правил при езде. Например, необходимо не превышать скорость (более 40 кмч). Можно ездить вдвоем на скутере, но это тоже оказывает большое влияние на расход топлива. Если соблюдать эти нехитрые условия, по сравнению с автомобилем экономия получается колоссальной.
  3. Ещё одним немаловажным фактором является простота в его эксплуатации. С системой управления может справиться даже самый маленький ребёнок, а манёвренность и небольшие размеры делают его весьма удобным для езды по пробкам. Это будет весьма полезно не столько для детей, сколько для молодёжи, которой будет удобно использовать скутер для подработок.
  4. Ну и, конечно, стоит отметить такой фактор, как его компактность. Вес среднестатистического скутера варьируется в районе 40-70 кг, что делает его весьма удобным в плане хранения. На зиму его можно оставлять прямо в квартире или, как вариант, в подъезде.

Каковы правила перевозки пассажиров на мото

В существующих ПДД в пункте 22.2 подробно описано, кто имеет право перевозить пассажиров на мототранспорте. К ним относятся водители с водительским удостоверением категории «А» и имеющие подкатегорию «А1» более чем 2 года.

В правилах, определяющих условия, в которых перевозятся пассажиры мототранспортными средствами, говорится:

  1. Водители и их пассажиры в обязательном порядке надевают мотошлемы, которые застёгиваются перед посадкой. Это основное правило распространяется на поездку по сельской или городской местности, в любую погоду, хоть днём хоть ночью, не зависимо от скорости транспорта и продолжительности маршрута. Шлем защищает голову в экстренных случаях!
  2. На транспорте без коляски разрешается провозить одного пассажира, если есть заднее сидение, подножки и прочно прикреплённая ручка.
  3. На мотоцикле с коляской можно везти двух пассажиров, один из которых находится позади водителя, другой — в боковом прицепе.
  4. Нельзя пользоваться для перевозки людей кузовом грузового или спортивного мототранспорта;
  5. Посадка и высадка пассажиров осуществляется после окончательной остановки мотоцикла и только со стороны пешеходной дорожки или обочины.
  6. При возникновении неисправности транспорта, его нужно остановить на дороге и предложить пассажирам сойти и покинуть дорожное полотно.

Важно! Сидящего в коляске защищает не только шлем, но и тент, который закрывается до начала поездки. По правилам сидящему в прицепе человеку запрещается во время пути размахивать руками, вставать с сидения и отцеплять тент.

Правилами особое внимание уделяется пассажиру – ребёнку.

В них говорится об условиях перевозки детей:

  1. Скорости, которая не должна быть более 50 км/час.
  2. Недопустимости безостановочной перевозки в течение целого дня, ребёнку нужен отдых.
  3. Запрет на крутые маневры мотоциклистом.
  4. Обязательного наличия защитных шлемов, которые запрещено надевать во время движения. Детский шлем должен соответствовать размеру головы ребёнка, он дополнен смягчающими подушечками, небьющимся стеклом и крепкими ремешками.
  5. Допускается везти двух пассажиров на сидении позади водителя, если один из них ребёнок, при достаточной длине сидения.
  6. Чтобы ребёнок не мог препятствовать движению, необходимо применение специальных транспортных приспособлений для его фиксации: кенгуру или слинги.
  7. Если малышу нет 12 лет и он едет в мотоколяске, то он должен быть посажен в дополнительное автокресло; в противном случае он садится в коляску только с взрослым.
  8. В пункте 22.9 говорится о детях до 12 лет, которые должны сидеть перед мотоциклистом и ни в коем случае позади него.

Внимание! Есть исключение, когда грудные дети могут перевозиться позади водителя, но на руках взрослого человека, и в редких случаях!

Транспортируя пассажира, опытный водитель всегда учтёт особенности своего «железного коня»: его вес и грузоподъёмность. Поездка одному на мотоцикле отличается от поездки с кем-либо. С пассажиром труднее делать повороты и изменять скорость из-за смещения центра тяжести. Поэтому запрещено начинающему, не имеющему опыта мотоциклисту заниматься перевозкой людей.

Обязательно почитайте!  Покупка авто у юридического лица физическим: инструкция

Какая категория нужна

Подкатегория М1 делится на следующие группы:

Группа Значение
L1 Мопеды 2-х колесные, мокики, скутеры
L2 Мопеды 3-х колесные, мокики, скутеры
L3 2-х колесные:
  • мотоциклы;
  • трициклы;
  • мотороллеры.
L4 Мотоциклы, имеющие прицепное устройство – коляску
L5 Любые другие с симметричным расположением колес
L6 Мотоцикл 4-х колесный

Сюда же еще относится и легковой автомобиль с объемом мотора не больше 50 куб.см, способный провозить пассажиров не более 8 человек и разрешенной массой без груза – до 3,5 т.

Для обычного городского

Городские мотоциклы для законного вождения требуют наличия прав с открытой категорией А. Такая техника работает в максимальном режиме в пределах 150 кубов, она может выдержать 1-х или 2-х пассажиров со средним и малым весом.

Некоторые модели снабжены прицепным приспособлением – коляской, и могут провозить 2-х пассажиров.

Если такого устройства нет, и возможность прицепа не предусматривается конструкцией, тогда разрешается провозить только 1-го пассажира. Детей провозить нельзя.

Для кроссового, спортивного

Кроссовый мотоцикл создан для езды по грунтовым дорогам. Они могут участвовать в соревнованиях, на кроссах. По умолчанию подразумевается, что они часто используются исключительно вне городских дорог.

Поэтому на управление таким видом водительское удостоверение не нужно в России.

На спортивный права не делаются, когда его эксплуатируют исключительно в рамках соревнований, на каких-либо презентациях, городских мото-шоу и прочих мероприятиях, где не требуется нахождение в потоке общегородского транспорта.

Категория «А» для обоих вариантов присваивается, когда их используют в городском движении.

Важно! Без прав выезжать на городскую дорогу (или на трассу вне населенных пунктов) на таких мотоциклах запрещается!

Требования к мотоциклу

Пассажир добавляет веса и смещает центр тяжести. Это ухудшает динамику и усложняет прохождение поворотов. Водитель должен отрегулировать подвеску и давление в шинах, чтобы частично компенсировать дополнительные нагрузки.

Для перевозки пассажира на мотоцикле должны быть подножки и ручки. Человек может расположиться на втором сиденье или в коляске.

Требования к водителю

Перевозить людей на мотоцикле может водитель с правами категории А или А1. Чтобы уверенно ехать на мотоцикле со смещённым центром тяжести, нужна подготовка и опыт. Поэтому в ПДД говорится, что перевозить людей могут только мотоциклисты со стажем от двух лет.

Инструкция пилоту

Водитель – ответственное лицо, от которого зависит, насколько комфортной окажется поездка для двоих. В его власти сохранность здоровья, жизни обоих. Необходимо уметь держать баланс с грузом, что требует особой сноровки. Иначе могут быть падения на месте или при перемещении. Поэтому, даже будучи крутым одиночником, следует попрактиковаться езде вдвоем.

Наилучший вариант – взять с собой друга-байкера, произвести обкатку сначала вне оживленных дорог. Он подскажет неправильные манипуляции. После корректировки можно отправиться в кипучие просторы городских улиц, не давая сильный газ, постоянно балансируя. Если обкатывание пройдет нормально, смело предлагайте прокатиться другим.

Райдеру следует предупреждать о соответствии одежды мотопассажира требованиям: плотные брюки, куртка, перчатки, очки. Нужны ботинки, закроющие голеностоп. Такая экипировка подбирается, независимо от погоды. Даже если на улице тепло, разогнавшийся байк доставит массу неприятностей при её отсутствии (как минимум пронизывающий ветер). Если произойдет падение, одежда сможет защитить тело. Для предотвращения повреждений байка, используйте защиту мотоцикла.

Настраиваться нужно на безаварийную езду, чувствовать уверенность. Иначе лучше не выезжать. Если пассажирские подножки были спрятаны, их следует прикрутить. Сделать разъяснение, что ноги ставятся на них (выхлопные трубы исключаются). Необходимо помнить – садиться следует на мотоцикл с поднятой боковой подставкой. После этого передача не включается, пока не устроится на своем месте седок.

С ним нужно установить контакт до того, как мотобайк тронется с места. Объяснить, как вести себя на ходу: не дергаться, не бояться, стараться следить за вашими движениями и повторять их, особенно на поворотах. Выработать условные сигналы типа: стук по плечу – пожалуйста, медленнее, по колену – остановка.

Готовим пассажира к поездке

  • Во-первых, узнайте, был ли у вашего друга/подруги опыт езды на пассажирском сиденье мотоцикла, известно ли, как сидеть в седле и за что держаться.
  • Второй, не менее важный аспект – это одежда. Лучше всего было бы, чтобы спутник был одет в специальную одежду: имел мотообувь, шлем, перчатки и другие основные элементы защиты. Обязательно нужно, чтобы шлем подходил по размеру, а не тот первый попавшийся, который вы нашли в шкафу.

Если же этот человек собирается ездить с вами не один раз, позаботьтесь, чтобы он имел свой личный шлем, который идеально фиксируется на голове и не был бы слишком велик. Не забывайте: шлем должен быть застегнутым и не закрывать глаза! Однако зачастую бывает, что специальной одежды у вашего пассажира нет, ведь поездку он не планировал: друг попросил подвезти до работы, взяли попутчика на дороге, жену из магазина забрали, чтобы не несла тяжелые сумки … В таких случаях знайте: открытых частей тела не должно быть. Брюки, ботинки, куртка– непременные атрибуты безопасной езды на мотоцикле.

  • В-третьих, не рискуйте сажать на заднее сиденье попутчицу в мини-юбке, какие бы обстоятельства вас к этому не побуждали. Особое внимание уделите также тому, чтобы никакие ремни, шнурки, шарфы не заслоняли обзор и не развивались на ветру, во избежание попадания в двигающиеся детали мотоцикла.

Что должен знать «второй номер»

Пассажир – важная часть звена, от поведения которого зависит результат совместного путешествия. Ему необходимо:

  • залезать на сиденье после разрешения водителя, держась за него;
  • расположиться как можно ближе;
  • колени прижать к мотоциклу, ноги не опускать вниз;
  • при передвижении не отвлекать без лишнего повода водителя;
  • если необходимо, воспользоваться установленными сигналами;
  • учитывать ускорение, торможение, чтобы не удариться головой о шлем райдера.

При выполнении рекомендаций с обеих сторон поездка будет благополучной и подарит массу удовольствия. Если она не одноразовая, стоит подумать о хорошей мотоциклетной экипировке. Тогда можно отправляться даже в дальнее путешествие.

Обязателен ли шлем на мотоцикле?

Вопрос использования шлема на мотоцикле регламентируется пунктами 2.1 и 5.1 ПДД:

2.1. Водитель механического транспортного средства обязан:

2.1.2. При движении на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутым и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями. При управлении мотоциклом быть в застегнутом мотошлемеи не перевозить пассажиров без застегнутого мотошлема.

5.1. Пассажиры обязаны:

  • при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими, а при поездке на мотоцикле – быть в застегнутом мотошлеме

То есть при поездке на мотоцикле, шлем должен быть надет и на водителя, и на пассажиров. В том числе и на пассажиров, которые едут в коляске (люльке).

Скорость движения мотоциклов

Для мотоциклистов действуют точно такие же ограничения, как для легковых автомобилей:

  • 110 км/ч – на автомагистрали.
  • 90 км/ч – вне населенных пунктов.
  • 60 км/ч – в населенных пунктах.
  • 20 км/ч – в жилых зонах, велосипедных зонах и на дворовых территориях.

Поворот налево и разворот

В отличие от мопедов, мотоциклы могут поворачивать налево и разворачиваться на любых дорогах (независимо от наличия трамвайных путей и количества полос движения).

Постановка мотоцикла на стоянку

Пункт 12.2 ПДД:

Стоянка на краю тротуара, граничащего с проезжей частью, разрешается только легковым автомобилям, мотоциклам, мопедам и велосипедам в местах, обозначенных знаком 6.4 с одной из табличек 8.4.7, 8.6.2, 8.6.3, 8.6.6 – 8.6.9.

Также как легковые автомобили, мотоциклы могут быть поставлены на стоянку на околотротуартной стоянке при наличии знака 6.4 с одной из следующих табличек:


Перевозка пассажиров на мотоцикле

22.21. Перевозка людей на мотоцикле должна осуществляться водителем, имеющим водительское удостоверение на право управления транспортными средствами категории “А” или подкатегории “A1” в течение 2 и более лет, перевозка людей на мопеде должна осуществляться водителем, имеющим водительское удостоверение на право управления транспортными средствами любой категории или подкатегории в течение 2 и более лет.

Перевозить пассажиров на мотоцикле может только водитель, который имеет стаж 2 года или более по категории А или подкатегории А1.

Примечание. Данный факт никак не связан с тем, что водитель является начинающим.

Например, водитель имеет водительское удостоверение категории В в течение 20 лет, то есть начинающим с точки зрения ПДД он не является. Однако права на мотоцикл он получил недавно, поэтому перевозить пассажиров не может.

22.8. Запрещается перевозить людей:

  • вне кабины автомобиля (кроме случаев перевозки людей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой или в кузове-фургоне), трактора, других самоходных машин, на грузовом прицепе, в прицепе-даче, в кузове грузового мотоциклаи вне предусмотренных конструкцией мотоцикла мест для сидения

Кроме того, пассажиров запрещается перевозить вне предусмотренных для этого мест.

Буксировка мотоциклов

20.4. Буксировка запрещается:

  • двухколесными мотоциклами без бокового прицепа, а также таких мотоциклов;

Буксировка с участием двухколесных мотоциклов запрещена правилами.

Однако не запрещается буксировать мотоциклы с боковым прицепом (люлькой), трехколесные и четырехколесные мотоциклы:

Знак “Движение мотоциклов запрещено”

В ПДД имеется знак 3.5, который запрещает только движение мотоциклов:

Знак “Начинающий водитель” на мотоцикле

В 2020 году водитель, который имеет общий стаж менее 2-х лет, обязан устанавливать знак начинающий водитель на заднюю часть транспортного средства. Однако на мотоциклистов данное требование не распространяется:

“Начинающий водитель” – в виде квадрата желтого цвета (сторона 150 мм) с изображением восклицательного знака черного цвета высотой 110 мм – сзади механических транспортных средств ( за исключениемтракторов, самоходных машин, мотоциклови мопедов), управляемых водителями, имеющими право на управление указанными транспортными средствами менее 2 лет.

Аптечка, огнетушитель, знак аварийной остановки

7.7. Отсутствуют:

  • на мотоцикле с боковым прицепом – медицинская аптечка, знак аварийной остановки по ГОСТу Р 41.27-2001.

Медицинская аптечка и знак аварийной остановки должны присутствовать только на мотоцикле с коляской.

Огнетушитель на мотоциклах не требуется.

Перевозка детей

ГИБДД уделяет особое внимание безопасности детей. Ребёнка нельзя перевозить со скоростью выше 50 км/ч. Непрерывно ехать целый день с ребёнком недопустимо — нужно делать перерывы для отдыха.

На ребёнке должен быть шлем — его нельзя надевать или снимать во время движения. Детский шлем может дополняться мягкими подушечками.

Для перевозки ребёнка до 12 лет в коляске нужно иметь подходящее автокресло. Если коляски нет, малыш садится перед водителем, или со вторым взрослым позади водителя. Фиксаторы по типу слингов или кенгуру обезопасят райдера от непредсказуемых движений малыша.

При неправильной перевозке несовершеннолетних пассажиров предусмотрены штрафы и санкции.

Есть ли штраф за нарушение правил перевозки пассажиров на мото?

Законодательством предусмотрены штрафы за невыполнения ПДД:

  1. За отсутствие мотошлемов или шлемов, которые не были застёгнуты — наказание в виде административного штрафа — 1000 рублей;
  2. За перевозку пассажиров, сидящих на местах, не предусмотренных для этого – 1000 рублей;
  3. За отсутствие прав, разрешающих перевозить людей – 500 рублей;
  4. При отсутствии прав на перевозку, если мотоциклист транспортирует ребёнка – 2500 рублей и лишение водительских прав;
  5. Если совсем нет водительских прав – штраф 5000 рублей, плюс к этому арест водителя на 15 суток и вывоз мотоцикла на стоянку ГИБДД.

Перевозка несовершеннолетних – ответственное дело, за нарушение ПДД водитель может быть наказан сотрудниками ГИБДД не только штрафом, может быть арестовано транспортное средство.

С весны 2017 года разрешено увеличение скорости на автомагистралях до 110 кмчас. Но это не относится к мототранспорту, перевозящему ребёнка!

Ответственность родителей за нарушения несовершеннолетних

Родители и опекуны несут всю полноту ответственности за действия несовершеннолетних на проезжей части.

Родителей ребенка, пойманного без удостоверения, ожидает штраф до 30 тыс. руб. либо альтернативные санкции: 100-200 часов общественных работ либо 15 дней ареста. Им придется выкупать транспорт со спецстоянки, оплачивая расходы эвакуатора.

Если несовершеннолетний спровоцирует серьезную аварию, то родители понесут уголовное наказание за причинение смерти или нанесение тяжких телесных повреждений. Максимальный срок при этом составляет 5 лет заключения.

Ситуация в других странах

Россию можно смело назвать государством, в котором возрастные ограничения для управления наземным транспортом самые строгие. В некоторых странах Европы, Азии, Америки ситуация кардинально отличается.

  1. В США в одних штатах управлять автомобилем можно с 15 лет, в других — с 16 лет. Правда только если рядом находится взрослый и опытный водитель. В некоторых штатах законами запрещено возить других молодых людей в течение первых 6 месяцев после получения прав (за исключением братьев и сестер).
  2. В некоторых землях Германии с 17 лет, но только в сопровождении взрослого.
  3. В Исландии права дают в 17 лет, но они временные и действуют 2 года, затем меняются.
  4. На Марианских островах и в Сальвадоре управлять автомобилем можно уже с 15 лет.
  5. В Эстонии, Израиле, Франции можно без опасения на законных основаниях ездить за рулем уже в 16 лет, но только в сопровождении родителя.

Обычно минимальный возраст вождения выбирается с учетом способности человека нести ответственность за свои поступки. Потому, чем больше опасности от техники для других людей, тем выше минимальный возраст водителя.

Выводы

Подведем итог. Учиться ездить в автошколе можно с 14 лет. Права категории М подходят для мопедов и скутеров. Их можно получить с 16 лет. Для получения прав придется пройти обучения в автошколе, доказать медкомиссии, что у вас хорошее здоровье и успешно сдать экзамен (теоретический и практический) в ГИБДД. Водите ваш скутер с удовольствием и по всем правилам. Только тогда вы можете не волноваться за свою безопасность.

Источники

  • https://proscootera.ru/pravila/so-skolki-let-mozhno-ezdit-na-mopede-scutere
  • https://auap.ru/oformlenie/so-skolki-let-mozhno-ezdit.html
  • https://regalos.ru/dokumenty/so-skolki-let-mozhno-vodit-motocikl.html
  • https://yurzone.ru/s-kakogo-vozrasta-razresheno-ezdit-na-motocikle.html
  • https://uosago.ru/stati/so-skolki-let-mozhno-upravlyat-mopedom-i-skuterom/
  • https://subsidii.net/%D0%B5%D1%89%D1%91-%D0%B2%D1%8B%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%82%D1%8B/%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82/item/1500-%D1%81%D0%BE-%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BA%D0%B8-%D0%BB%D0%B5%D1%82-%D0%BC%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%BE-%D0%B5%D0%B7%D0%B4%D0%B8%D1%82%D1%8C-%D0%BD%D0%B0-%D0%BC%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B5,-%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%BA%D0%BB%D0%B5-%D0%B8-%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B5.html
  • https://avtoved.com/pdd/ezdit-na-mopede
  • http://motoking.ru/spravochnik/so_skolki_let_mozhno_ezdit_na_motocikle
  • https://prava.expert/avtoyurist/shtrafy/za-narushenie-pravil-perevozki-passazhirov-na-mototsikle-i-motorollere.html
  • https://awm-trade.ru/mototsikly/exploitation-m/perevozka-passazhira-na-mototsikle/
  • https://synergosmoto.com/articles/ezda-s-vtorym-nomerom
  • https://ekipka.ru/articles/perevozka_passazhirov_na_mototsikle_chto_nuzhno_znat_/
  • https://pddmaster.ru/pdd/dlya-motociklov.html

[свернуть]

Ссылка на основную публикацию