Статья 79-ФЗ О государственной гражданской службе

Содержание
  1. 79 ФЗ о государственной гражданской службе в РФ: основные положения
  2. Общая характеристика закона
  3. Положения о государственной госслужбе
  4. Правовое положение служащего
  5. Что говорит ФЗ о государственных должностях
  6. Статья 14. Основные права гражданского служащего
  7. Статья 15 ФЗ 79
  8. Статья 16 ФЗ 79
  9. Ст. 17 ФЗ 79
  10. Статья 18. Требования к служебному поведению гражданского служащего
  11. Статья 25. Срок действия служебного контракта
  12. Статья 31. Отношения, связанные с гражданской службой, при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы
  13. Статья 33. Общие основания прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы
  14. Статья 37. Расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя
  15. Статья 46
  16. Статья 50. Оплата труда гражданского служащего
  17. Ст. 57 ФЗ 79 о государственной гражданской службе
  18. Ст. 59
  19. Вакансии и конкурсы на государственной гражданской службе
  20. Изменения в законе
  21. Последняя редакция ФЗ
  22. Средняя зарплата и количество чиновников в России
  23. Изменения в законе
  24. Судебная практика

79 ФЗ о государственной гражданской службе в РФ: основные положения

Документ регулирует комплекс отношений, связанных с работой человека во властных структурах. Об общем содержании закона можно судить по оглавлению. В акте представлены:

  • общие положения: предмет, правовые основы, принципы и т.д.;
  • должности, классификация позиций, относящихся к госслужбе, ведение реестра;
  • статус служащего: права, требования, запреты, обязанности;
  • порядок занятия должности;
  • требования к трудовому контракту;
  • основания для расторжения контракта со служащим, последствия увольнения гражданина из госоргана;
  • обработка и охрана персональной информации о служащем;
  • регламентация условий труда: вознаграждение, прохождение службы, поощрение, гарантии;
  • надзор в сфере госслужбы;
  • рассмотрение трудовых споров работников;
  • вступление в силу нормативного акта.

Общая характеристика закона

Основной нормативный акт, который регламентирует деятельность госслужащих в Российской Федерации — ФЗ № 79. В этом акте содержатся все основные постулаты государственной службы страны.

Основное целевое предназначение этого нормативного акта заключается в законодательном урегулировании деятельности государственных гражданских служащих. В целом, этот документ можно сопоставить с Трудовым кодексом, так как в нем отражены все нюансы трудовых правоотношений с госслужащими.

Структура госслужбы

Чтобы начать работать в госструктуре, человек должен соответствовать нескольким требованиям:

  1. На момент трудоустройства кандидату должно исполниться 18 лет.
  2. Он должен хорошо владеть русским языком.
  3. У кандидата должны быть навыки, которые свидетельствуют о наличии у него достаточного квалификационного уровня.

Все вышеперечисленные требования оговорены в этом федеральном законе.

Из ФЗ № 79 можно почерпнуть следующую информацию:

  1. Порядок трудоустройства в госорган.
  2. Увольнение со службы.
  3. Статус госслужащего.
Внимание! Положения этого нормативного акта не противоречат нормам трудового законодательства. Частично они дублируют нормы Трудового кодекса, но не идут вразрез с ними.

Начало над проектом закона было еще в 2003 году. Готовый нормативный акт был принят только 7 июля 2004 года, но вступил в силу он только спустя полгода после его первой публикации.

Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

Положения о государственной госслужбе

Общие положения государственной гражданской службы содержатся в 7 статьях федерального закона. Именно эти статьи принято считать основной акта, так как именно в них содержится вся основная суть, дающая понимание документа и его особенностей.

В данных статьях содержится следующая информация:

  1. Основная терминология.
  2. Сферы правоотношения, являющиеся предметом, урегулированным законом.
  3. Понятие госслужбы.
  4. Принципы, по которым осуществляется деятельность гражданских госслужащих.
  5. Перечень нормативных актов, на которых базируются отношения в сфере госслужбы.
  6. Взаимосвязь государственных служб.
  7. Перечень аспектов взаимосвязи.
Именно в этих семи статьях содержится фундаментальная база, на которой и строится весь нормативный документ. Благодаря наличию такого вступления, человек понимает акт и особенности, на которых он применяется в системе законодательства.

Правовое положение служащего

В третьей главе нормативного акта содержится основная информация об урегулировании статуса служащего. Именно в этой части документа полностью раскрываются моменты деятельности:

  1. Понятие государственного гражданского служащего.
  2. Полный спектр возложенных на человека обязанностей и данных ему прав.
  3. Существующие ограничения.
  4. Существующие запреты.
  5. Дозволенные рамки поведения.
  6. Особенности урегулирования конфликтов.
  7. Передача сведений о получаемых госслужащим доходах и имеющегося у него имущества.

Что говорит ФЗ о государственных должностях

В Российской Федерации утверждён перечень государственных должностей. В него включены:

  • Президент РФ;
  • Председатель Правительства и его замы;
  • Федеральный министр;
  • Судья Верховного Суда;
  • иные.

Полный список утверждён в указе Президента РФ № 32 от 11.01.1995 г. (действующая редакция от 15.05.2021 г., актуальна на 2021-й год). Лица, занимающие эти посты, не относятся к категории госслужащих.

Статья 14. Основные права гражданского служащего

1. Гражданский служащий имеет право на:

1) обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

2) ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста;

3) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

4) оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом;

5) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа;

6) доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;

7) доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;

8) ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов;

9) защиту сведений о гражданском служащем;

10) должностной рост на конкурсной основе;

11) профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

12) членство в профессиональном союзе;

13) рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

14) проведение по его заявлению служебной проверки;

15) защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения;

16) медицинское страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом и федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации;

17) государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества;

18) государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом.

2. Гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.

Статья 15. Основные обязанности гражданского служащего 1. Гражданский служащий обязан:

1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;

2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;

3) исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

4) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;

5) соблюдать служебный распорядок государственного органа;

6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;

7) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

8) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;

9) представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера (далее — сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера);

10) сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства;

11) соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

12) сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.

2. Гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению гражданского служащего, неправомерным, гражданский служащий должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства Российской Федерации, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения.

3. В случае исполнения гражданским служащим неправомерного поручения гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.

4. Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории «руководители» высшей группы должностей гражданской службы, в целях исключения конфликта интересов в государственном органе не может представлять интересы гражданских служащих в выборном профсоюзном органе данного государственного органа в период замещения им указанной должности.

5. Гражданские служащие подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в случаях и порядке, установленных федеральным законом.

Статья 15 ФЗ 79

Положения раздела регламентируют основные обязанности госслужащего. Среди прочего работник властных структур должен:

  • соблюдать требования нормативных актов РФ;
  • исполнять правила служебного распорядка и требования должностного регламента;
  • поддерживать достаточный уровень квалификации;
  • беречь государственную собственность (например, отключать электроприборы после окончания работы);
  • не разглашать госсекреты.

Госслужащий не должен исполнять неправомерное распоряжение руководителя.

Статья 16 ФЗ 79

На государственную службу не могут принять гражданина в следующих случаях:

  • дееспособность гражданина ограничена по решению суда;
  • наличие судебного запрета на занятие определённых должностей;
  • отсутствие гражданства РФ;
  • отказ от допуска к госсекретам;
  • представление подложных документов при приёме на работу;
  • не были соблюдены ограничения, установленные законодательством о коррупции;
  • служащий не указал сведения о своих доходах или представил ложную информацию;
  • гражданин не указал интернет-ресурсы, на которых он опубликовал личную информацию о себе в общем доступе, в соответствии со статьёй 20.2 ФЗ-79;
  • в иных случаях.

Ст. 17 ФЗ 79

Для действующих служащих предусмотрены определённые запреты.

Запрещается замещать должность, если человек был:

  • избран в орган самоуправления местного уровня;
  • избран в профсоюз;
  • назначен или избран на государственную должность.

Сотрудник государственного ведомства не может:

  • заниматься коммерческой деятельностью;
  • открывать счета в кредитно-финансовых организациях, созданных в другом государстве, в отделении не на территории РФ;
  • получать подарки от компаний и граждан, передача которых обусловлена служебным положением;
  • использовать собственность государства для удовлетворения личных нужд;
  • разглашать служебную информацию или использовать её не в рамках служебных обязанностей;
  • представлять по месту работы интересы третьих лиц;
  • создавать по месту работы политические партии, общественные организации;
  • выполнять иные действия, запрещённые данной статьёй.

Статья 18. Требования к служебному поведению гражданского служащего

1. Гражданский служащий обязан:

1) исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;

2) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;

3) осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством Российской Федерации компетенции государственного органа;

4) не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам;

5) не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

6) соблюдать ограничения, установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами для гражданских служащих;

7) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций;

8) не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство;

9) проявлять корректность в обращении с гражданами;

10) проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации;

11) учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий;

12) способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

13) не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;

14) соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации.

2. Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории «руководители», обязан не допускать случаи принуждения гражданских служащих к участию в деятельности политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.

Статья 25. Срок действия служебного контракта

1. Для замещения должности гражданской службы представитель нанимателя может заключать с гражданским служащим:

1) служебный контракт на неопределенный срок;

2) срочный служебный контракт.

2. Срочный служебный контракт на срок от одного года до пяти лет заключается, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом.

3. Срочный служебный контракт заключается в случаях, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности гражданской службы или условий прохождения гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

4. Срочный служебный контракт заключается в случае:

1) замещения отдельных должностей гражданской службы категории «руководители», а также должностей гражданской службы категории «помощники (советники)»;

2) замещения должности гражданской службы на период отсутствия гражданского служащего, за которым в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами сохраняется должность гражданской службы;

3) замещения должности гражданской службы после окончания обучения гражданином, заключившим договор на обучение в образовательном учреждении профессионального образования с обязательством последующего прохождения гражданской службы;

4) замещения должности гражданской службы в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, иных представительствах Российской Федерации и представительствах государственных органов, находящихся за пределами территории Российской Федерации;

5) замещения должности гражданской службы в государственном органе, образованном на определенный срок или для выполнения определенных задач и функций;

6) замещения временной должности гражданской службы или должности гражданской службы на период временного отсутствия гражданского служащего по соглашению сторон служебного контракта;

7) замещения должности гражданской службы, по которой частью 14 статьи 50 настоящего Федерального закона установлен особый порядок оплаты труда;

8) в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

5. С гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы на основании служебного контракта, заключенного на неопределенный срок, и достигшим возраста 60 лет, указанный служебный контракт перезаключается на срочный служебный контракт на срок от одного года до пяти лет.

6. Замещение должности гражданской службы гражданским служащим по достижении им возраста 65 лет — предельного возраста пребывания на гражданской службе не допускается.

7. По достижении гражданским служащим возраста 60 лет или предельного возраста пребывания на гражданской службе и по окончании действия срочного служебного контракта по решению представителя нанимателя и с согласия гражданина с ним заключается срочный трудовой договор на замещение должности, не являющейся должностью гражданской службы, с учетом квалификации (профессионального уровня), результатов профессиональной служебной деятельности при прохождении гражданской службы, состояния здоровья и должности гражданской службы, которую замещал указанный гражданин.

Статья 31. Отношения, связанные с гражданской службой, при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы

1. При сокращении должностей гражданской службы государственно-служебные отношения с гражданским служащим, замещающим сокращаемую должность гражданской службы, продолжаются в случае:

1) предоставления гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в том же государственном органе либо в другом государственном органе;

2) направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации.

2. При реорганизации государственного органа или изменении его структуры государственно-служебные отношения с гражданскими служащими, замещающими должности гражданской службы в этом государственном органе, могут быть прекращены в случае сокращения должностей гражданской службы.

3. При ликвидации государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим могут быть продолжены в случае:

1) предоставления гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в государственном органе, которому переданы функции ликвидированного государственного органа, либо в другом государственном органе;

2) направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации.

4. В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона.

5. При сокращении в государственном органе должностей гражданской службы представитель нанимателя за два месяца до сокращения сообщает об этом в письменной форме гражданским служащим.

6. В течение срока, указанного в части 5 настоящей статьи, в государственном органе может проводиться внеочередная аттестация гражданских служащих в соответствии со статьей 48 настоящего Федерального закона. По результатам внеочередной аттестации гражданским служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.

7. Преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.

8. Представитель нанимателя с письменного согласия гражданского служащего вправе расторгнуть с ним служебный контракт без предупреждения об освобождении от замещаемой должности гражданской службы за два месяца.

9. При увольнении с гражданской службы в связи с реорганизацией государственного органа или изменением его структуры, ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.

Статья 33. Общие основания прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы

1. Общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы являются:

1) соглашение сторон служебного контракта (статья 34 настоящего Федерального закона);

2) истечение срока действия срочного служебного контракта (статья 35 настоящего Федерального закона);

3) расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего (статья 36 настоящего Федерального закона);

4) расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя (статья 37 настоящего Федерального закона);

5) перевод гражданского служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган или на государственную службу иного вида;

6) отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы (часть 4 статьи 31 настоящего Федерального закона);

7) отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта (статья 29 настоящего Федерального закона);

8) отказ гражданского служащего от перевода на иную должность гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением либо отсутствие такой должности в том же государственном органе (части 2 и 3 статьи 28 настоящего Федерального закона);

9) отказ гражданского служащего от перевода в другую местность вместе с государственным органом;

10) обстоятельства, не зависящие от воли сторон служебного контракта (статья 39 настоящего Федерального закона);

11) нарушение установленных настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами обязательных правил заключения служебного контракта, если это нарушение исключает возможность замещения должности гражданской службы (статья 40 настоящего Федерального закона);

12) выход гражданского служащего из гражданства Российской Федерации (статья 41 настоящего Федерального закона);

13) несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

14) нарушение запретов, связанных с гражданской службой, предусмотренных статьей 17 настоящего Федерального закона;

15) отказ гражданского служащего от замещения прежней должности гражданской службы при неудовлетворительном результате испытания (часть 7 статьи 27 настоящего Федерального закона).

2. Прекращение служебного контракта, освобождение от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службы оформляются правовым актом государственного органа.

Статья 37. Расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя

1. Служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае:

1) несоответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы:

а) по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением;

б) вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации;

2) неоднократного неисполнения гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание;

3) однократного грубого нарушения гражданским служащим должностных обязанностей:

а) прогула (отсутствия на служебном месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение служебного дня);

б) появления на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

в) разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей;

г) совершения по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;

д) нарушения гражданским служащим требований охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда), если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на службе, аварию, катастрофу) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий;

4) совершения виновных действий гражданским служащим, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему представителя нанимателя;

5) принятия гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа;

6) однократного грубого нарушения гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», своих должностных обязанностей, повлекшего за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства Российской Федерации;

7) предоставления гражданским служащим представителю нанимателя подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении служебного контракта;

8) прекращения допуска гражданского служащего к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей требует допуска к таким сведениям;

9) в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

2. Увольнение с гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 настоящей статьи, допускается, если невозможно перевести гражданского служащего с его согласия на иную должность гражданской службы.

3. Гражданский служащий не может быть освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя в период временной нетрудоспособности гражданского служащего и в период его пребывания в отпуске.

4. Гражданский служащий в день освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы обязан сдать служебное удостоверение в подразделение государственного органа по вопросам государственной службы и кадров.

Статья 46

В этой части, закон регламентирует порядок исчисления и предоставления отпуска гражданским служащим.

Статья 50. Оплата труда гражданского служащего

1. Оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

2. Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее — должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее — оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее — оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее — дополнительные выплаты).

3. Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. По отдельным должностям гражданской службы указом Президента Российской Федерации может устанавливаться денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором учтены должностной оклад, оклад за классный чин и ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, но не учтены премии и ежемесячное денежное поощрение.

4. Размеры должностных окладов и окладов за классный чин государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации устанавливаются в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

5. К дополнительным выплатам относятся:

1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе в размерах:

при стаже гражданской службы в процентах

от 1 года до 5 лет 10

от 5 до 10 лет 15

от 10 до 15 лет 20

свыше 15 лет 30;

2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада;

3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации;

4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается);

5) ежемесячное денежное поощрение;

6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

6. Размеры ежемесячного денежного поощрения, выплачиваемого федеральным гражданским служащим, устанавливаются по федеральным государственным органам дифференцированно указами Президента Российской Федерации.

7. Порядок выплаты ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы определяется представителем нанимателя.

8. Порядок выплаты материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих определяется соответствующим положением, утверждаемым представителем нанимателя.

9. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к денежному содержанию гражданского служащего устанавливается районный коэффициент (коэффициент).

10. Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

11. Размеры окладов денежного содержания по должностям федеральной гражданской службы ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Решение об увеличении (индексации) размеров окладов денежного содержания по должностям федеральной гражданской службы принимается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

12. Размеры окладов денежного содержания по должностям гражданской службы субъекта Российской Федерации ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий год с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Увеличение (индексация) размеров окладов денежного содержания по должностям гражданской службы субъекта Российской Федерации производится в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.

13. Федеральным гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы в государственном органе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, денежное содержание выплачивается в иностранной валюте и в рублях в порядке и размерах, установленных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.

14. По отдельным должностям гражданской службы может устанавливаться особый порядок оплаты труда гражданских служащих, при котором оплата труда производится в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, определяемых в срочном служебном контракте. К гражданским служащим, оплата труда которых производится в указанном особом порядке, не применяются условия оплаты труда, установленные иными частями настоящей статьи. Обобщенные показатели эффективности и результативности деятельности государственных органов, принятия и исполнения управленческих и иных решений, а также правового, организационного и документационного обеспечения исполнения указанных решений, общие для государственных органов и гражданских служащих, утверждаются соответственно Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.

15. Перечень должностей гражданской службы, по которым может устанавливаться особый порядок оплаты труда, а также порядок установления оплаты труда гражданских служащих, предусмотренный частью 14 настоящей статьи, утверждаются соответственно указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

16. Оплата труда, предусмотренная частью 14 настоящей статьи, производится в пределах установленного фонда оплаты труда гражданских служащих.

17. Специфические показатели эффективности и результативности деятельности государственного органа, принятия и исполнения управленческих и иных решений, а также правового, организационного и документационного обеспечения исполнения указанных решений утверждаются правовым актом государственного органа в соответствии с особенностями его задач и функций.

Впредь до введения в действие статьи 51 в части установления размера ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет руководствоваться Указами Президента РФ от 09.04.1997 N 310 и от 06.03.1998 N 265 (Приказ ФНС РФ от 18.02.2005 N САЭ-3-15/50@).

Положения статьи 51 вступают в силу в отношении федеральных гражданских служащих одновременно с вступлением в силу указа Президента Российской Федерации о денежном содержании федеральных гражданских служащих (часть 3 статьи 71 данного документа).

Порядок вступления в силу статьи 51 в отношении гражданских служащих субъектов Российской Федерации определяется законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом положений статьи 71 данного документа (часть 4 статьи 71 данного документа).

Ст. 57 ФЗ 79 о государственной гражданской службе

В статье утверждён перечень взысканий за дисциплинарные проступки. Служащий может быть подвергнут:

  • увольнению;
  • выговору;
  • замечанию;
  • предупреждён о неполном соответствии занимаемой должности.

Ст. 59

Статья регламентирует проверку исполнения служащим его обязанностей. Мероприятие инициирует представитель ведомства по собственной инициативе или после получения письменного обращения гос. служащего.

Руководство должно установить наличие или отсутствие дисциплинарного нарушения. Максимальный период проверки – 1 месяц.

В ходе проверки государственный служащий имеет право:

  • давать комментарии, подавать заявления;
  • жаловаться на действия проверяющих;
  • просмотреть итоговое заключение и другие материалы проверки после её завершения.

Вакансии и конкурсы на государственной гражданской службе

Конкурсы Вакансии Порядок проведения конкурса на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Документы для участия в конкурсе Порядок обжалования результатов конкурса Архив вакансий и конкурсов Статистика Контактная информация по вопросам замещения вакантных должностей государственной службы Состав конкурсной (аттестационной) комиссии по организации и проведению конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы.

Изменения в законе

Рассмотрим более подробно.

Последняя редакция ФЗ

В 2017 году закон о государственных служащих претерпел существенные изменения. С этого момента к кандидатам на поступление на службу предъявляются более высокие требования.

У граждан, которые претендуют на получение высокой должности, должно быть полное высшее образование (бакалавриат не учитывается). Новые изменения не распространяются на тех лиц, которые поступили на службу до их вступления в силу. Требования не относятся и к гражданам, которые окончили высшее учебное заведение до августа 1996 года.

Средняя зарплата и количество чиновников в России

Все требования, предъявляемые к квалификации служащего, должны соответствовать с его должностью. Все сотрудники должны отвечать следующим требованиям:

  1. Наличие профессиональной подготовки.
  2. Наличие знаний, которые позволяет ему качественно выполнять все возложенные на него профессиональные обязанности.
Отдельным гражданам отдаются предпочтения ввиду наличия специальной подготовки — такие лица проходят специальную подготовку для службы в определенном госоргане.

В целом, в новую редакцию нормативного акта были внесены следующие изменения:

  1. Корректировка статьи 7 заключается в изменении звучания первого пункта без изменения смысла написанного.
  2. Статья 12 претерпела изменения, и теперь в ней значится, что для поступления на определенную должность, человек должен иметь соответствующее образование, уровень подготовки и достаточный трудовой стаж. Конкретные условия напрямую зависят от занимаемой должности.
  3. В статье 16 появился новый пункт, согласно которому ряд обязательных сведений, оговоренных в статье 20.2 этого нормативного акта, допускается не обозначать.
  4. В статью 17 была внесена корректировка, согласно которой госслужащий, его супруг и несовершеннолетние дети не должны иметь банковского счета за пределами Российской Федерации.
  5. Согласно статье 20 акта, каждый служащий вправе пользоваться интернетом с целью передачи персональных данных, если это необходимо для последующего проведения процедуры идентификации.
    Лица, которые представляют интересы нанимателя, вправе обрабатывать поступившую информацию, если она была размена претендентом на получение должности. Работники вправе проводить проверку того, насколько полно человек предоставил сведения о себе.
  6. Статья 22 акта тоже претерпела изменения в звучании, но это не отразилось на смысловой нагрузке нормы.

Изменения в законе

В декабре 2021 года в федеральный закон были внесены некоторые изменения. В основном они коснулись порядка проведения расчета стажа гражданской службы и упразднения такого понятия, как правоохранительная служба.

Стаж службы представляет собой суммарную продолжительность периодов, в течение которых человек осуществлял государственную службу или иные виды деятельности, принимаемые во внимание при определении права на получение пенсии госслужащего и размера такого обеспечения.

В стаж включаются следующие временные промежутки:

  1. Периоды работы на должностях служащего в госорганах.
  2. Периоды работы в должностях федеральных госслужащих и на прочих должностях.

Для получения надбавки к страховой пенсии человек должен набрать достаточный стаж работы на выборной должности:

  1. При стаже работы в пять лет размер прибавки составит 55% от должностного оклада.
  2. Если стаж работы составит десять лет, то размер прибавки увеличится до 75%.

Судебная практика

Приказ Росреестра от 29.05.2017 N П/0260 «Об утверждении Положения о Правовом управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»
10.22. Участвует в проведении служебных проверок в отношении федеральных государственных гражданских служащих (далее — гражданские служащие), предусмотренных положениями Федерального закона от 27.07.2014 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», осуществляемых структурным подразделением по вопросам государственной гражданской службы и кадровой политики.

Приказ Минтруда России от 21.04.2017 N 377н Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда
Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3215; 2017, N 15, ст. 2139);
Постановление ЦИК России от 31.05.2017 N 85/736-7 «Об утверждении Положения о кадровом резерве Аппарата Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»
е) иные документы, предусмотренные Федеральным законом «О государственной гражданской службеРоссийской Федерации», другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.19. Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы в Аппарате ЦИК России и изъявивший желание участвовать в конкурсе, подает заявление по форме согласно приложению N 2 к настоящему Положению.

«Отраслевое соглашение между Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Общероссийским профессиональным союзом работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации на 2017 — 2021 годы» (утв. Общероссийским профсоюзом работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ, Генпрокуратурой России 22.03.2017)
1.1. Отраслевое соглашение между Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Общероссийским профессиональным союзом работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации на 2017 — 2021 годы (далее — Соглашение) заключено на федеральном уровне, разработано на основе Конституции Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»), Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Приказ Минкомсвязи России от 02.05.2017 N 219 (ред. от 12.03.2021) Об утверждении Положения о кадровом резерве Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
е) иные документы, предусмотренные Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

21. Гражданский служащий Минкомсвязи России, изъявивший желание участвовать в конкурсе, проводимом в Минкомсвязи России, подает заявление на имя представителя нанимателя.

Приказ Росархива от 02.05.2017 N 83 Об утверждении Положения о кадровом резерве Федерального архивного агентства
е) иные документы, предусмотренные Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

21. Гражданский служащий Росархива, изъявивший желание участвовать в конкурсе, проводимом в Росархиве, подает заявление на имя руководителя Росархива.

Приказ Роспечати от 09.03.2017 N 75 Об утверждении примерного должностного регламента федерального государственного гражданского служащего Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
— дополнительное профессиональное образование в порядке, установленном Законом о гражданской службе и другими федеральными законами;

— членство в профессиональном союзе;

— рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с Законом о гражданской службе и другими федеральными законами;

Приказ Счетной палаты РФ от 15.05.2017 N 35 «Об утверждении Положения о кадровом резерве Счетной палаты Российской Федерации»

8) иные документы, предусмотренные Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

3.9. Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы в аппарате Счетной палаты и изъявивший желание участвовать в конкурсе, подает заявление на имя Председателя Счетной палаты.

Приказ СК России от 11.01.2017 N 10 (ред. от 04.04.2021) «Об обработке персональных данных сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих, работников Следственного комитета Российской Федерации, кандидатов на государственную службу (работу) в системе Следственного комитета Российской Федерации» (вместе с «Правилами обработки персональных данных сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих, работников Следственного комитета Российской Федерации, кандидатов на государственную службу (работу) в системе Следственного комитета Российской Федерации») (Зарегистрировано в Минюсте России 10.05.2017 N 46646)

155. Персональные данные являются служебной информацией, отнесенной к конфиденциальным сведениям (служебной тайне), доступ к которой ограничен в соответствии с Федеральным законом «О персональных данных», Федеральным законом от 27.05.2003 N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» <18>, Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» <19>, Указом Президента Российской Федерации от 06.03.1997 N 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера» <20>, и подлежат защите уполномоченными должностными лицами при осуществлении их обработки.

Источники
  • https://rusfz.ru/79-fz-o-gossluzhbe-s-izmeneniyami-goda-chto-novogo-soderzhanie-vazhnejshih-statej
  • https://zakonoved.su/zakon-o-gossluzhbe.html
  • https://mintrud.gov.ru/docs/laws/29
  • https://minstroyrf.gov.ru/about/public-service/zakonodatelstvo-rossiyskoy-federatsii-o-gosudarstvennoy-grazhdanskoy-sluzhbe-rossiyskoy-federatsii/6/
  • https://legalacts.ru/doc/79_FZ-o-gosudarstvennoj-grazhdanskoj-sluzhbe/

tett
Зарплатто.ру - сайт о зарплатах и доходах, деньгах и финансах