- Что такое страховые взносы и когда возникли
- ЧТО ЖЕ ТАКОЕ СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ С ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ?
- Кто обязан уплачивать страховые взносы с зарплаты
- Куда уплачивать страховые взносы за сотрудников в 2021 году
- Объект обложения страховыми взносами
- Суммы, не облагаемые взносами
- Какие КБК по страховым взносам за сотрудников действуют в 2021 году
- Взносы за сотрудников в ФНС: тарифы
- Стандартные тарифы
- Пониженные тарифы для страховых взносов в 2021 году
- Дополнительные тарифы для страховых взносов в 2021 году
- Страховые взносы с зарплаты сотрудника-инвалида
- Страховые взносы с зарплаты умершего сотрудника
- Страховые взносы с подарков сотрудникам (детям сотрудников)
- Страховые взносы по сверхнормативным суточным
- Порядок уплаты страховых взносов и декларирования в 2021-2021 годах
- Оплата взносов на пенсионное страхование
- Оплата взносов на медицинское страхование
- Оплата взносов на социальное страхование
- Представление отчетности
- Отчетность в ФНС
- Отчетность в ПФР
- Отчетность в ФСС
- Кто вправе применять льготы при уплате страховых взносов
- Кто уплачивает дополнительные взносы за сотрудников
- Какую ответственность несет работодатель за неуплату страховых взносов
- ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ НА НИХ
- Итоги
Что такое страховые взносы и когда возникли
Страховые взносы – это обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования ().
Обязательное социальное страхование — часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании ().
История страховых взносов довольно молодая. Появлению социального страхования способствовало развитие экономики, появление трудовых отношений, вследствие чего наемные работники стали нуждаться в социальной защите. Первые упоминания о социальном страховании уходят в 19 век, в это время в Германии появляется Бисмарский «Свод имперских законов».
В России значительным скачком в развитии страхования явилась отмена крепостного права. В это время принимается первый закон в этой области страхования «Об обязательном учреждении вспомогательных товариществ на казенных горных заводах».
Для обеспечения более прогрессивных экономических механизмов и для урегулирования пенсионного обеспечения 22 декабря 1990 года создается Пенсионный фонд. Еще до образования Пенсионного фонда бюджет пополнялся из общего фонда заработной платы организаций.
1 января 1991 года создается Фонд социального страхования, призванный регулировать отношения в области социального страхования граждан.
24 февраля 1993 года для финансирования медобслуживания создается Фонд медицинского страхования.
ЧТО ЖЕ ТАКОЕ СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ С ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ?
Страховые взносы представляют собой регулярные и обязательные платежи во внебюджетные фонды, не являющиеся налогами. Их должны уплачивать все юридические лица, включая индивидуальных предпринимателей. Они не могут быть удержаны из заработной платы, а оплачиваются работодателем за свой счет, именно поэтому многие организации прибегают к выплате «серой» заработной платы. Но выгода от такого подхода весьма сомнительна.
Основной функцией уплаты взносов по обязательному страхованию во внебюджетные фонды является оказание поддержки со стороны государства гражданам, у которых наступил страховой случай.
Кто обязан уплачивать страховые взносы с зарплаты
Взносы с заработной платы сотрудников обязаны уплачивать работодатели. Если между компанией и гражданином заключен трудовой договор, то фирма обязана производить следующие отчисления:
- в фонд социального страхования на случай нетрудоспособности, материнства;
- в фонд ОМС на медицинское страхование, а также на случай получения работником профессиональной травмы;
- в ПФ РФ на пенсионное страхование работника.
За работников, трудящихся на основании гражданско-правового договора, работодатель также обязан уплачивать взносы. Однако их перечень ограничивается. С заработной платы сотрудника производят отчисления на пенсионное и медицинское страхование.
Расширение списка взносов на трудящихся по ГПР возможно при отражении данной обязанности в договоре.
Важно! Индивидуальные предприниматели обязаны производить отчисления самостоятельно.
Куда уплачивать страховые взносы за сотрудников в 2021 году
С 2017 года администратором страховых платежей в государственные фонды (ПФР, ФСС и ФФОМС) становится ФНС РФ. Именно на счета налоговой службы необходимо переводить взносы по программам пенсионного, социального (в части взносов по временной нетрудоспособности и материнству — ВНиМ) и медицинского страхования. Впоследствии ФНС передает сведения в указанные фонды о платежах граждан и организаций, то есть функция персонального учета страховых сумм на счетах застрахованных лиц сохраняется за фондами.
В ведении ПФР и ФСС также останется ряд иных значимых компетенций. Например, в части принятия некоторых разновидностей отчетности, осуществления выплат по страховым программам гражданам и организациям. ФСС продолжает администрировать взносы на травматизм.
Объект обложения страховыми взносами
В качестве объекта обложения взносами выступают вознаграждения и прочие выплаты наемным сотрудникам, с которыми у работодателя оформлены трудовые отношения.
1) Для организаций и ИП объект обложения взносами образуется при заключении следующих видов договоров:
- трудовые (облагаются: заработок, премии и пр.);
- ГПХ (вознаграждение за работы, услуги), за исключением случаев, когда соглашение заключено с лицом, обязанным перечислять страховые платежи самостоятельно (ИП, адвокатом, нотариусом, другим лицом, ведущим частную практику);
- авторского заказа;
- передачи исключительного права на научные разработки, произведения литературы, искусства;
- на лицензионную издательскую деятельность;
- на предоставление права использовать произведения литературы, науки, искусства.
2) Для физлиц-работодателей объект обложения взносами появляется при заключении трудовых соглашений или договоров ГПХ с наемными работниками, не являющимися ИП (нотариусами, врачами, адвокатами и прочими лицами, практикующими в частном порядке).
Объектами обложения взносами не признаются:
- выплаты по соглашениям ГПХ, согласно которым происходит переход права собственности (кроме авторских и лицензионных договоров), т. е. если речь идет о займе, аренде, купле-продаже и пр.;
- вознаграждения по трудовым соглашениям, выплачиваемые иностранцам (лицам без гражданства), которые трудятся в обособленном подразделении российской фирмы за границей РФ или выполняют работы по соглашению ГПХ также за пределами России;
- возмещение расходов добровольцам, занимающимся благотворительностью по договорам ГПХ, кроме затрат на питание сверх установленного размера суточных;
- выплаты иностранцам (лицам без подданства) по гражданско-правовым или трудовым договорам, подписанным с FIFA, ее подразделениями, российским оргкомитетом в рамках подготовки чемпионата мира по футболу.
Взносы по договорам гражданско-правового характера:
С выплат физлицам, занятым по договорам ГПХ, в обязательном порядке перечисляются в бюджет только взносы на ОПС и ОМС. Взносы на ОСС не уплачиваются совсем, а платежи на травматизм перечисляются, если такое условие отражено в договоре.
Суммы, не облагаемые взносами
Не облагаются взносами виды выплат, перечисленные в закрытом перечне ст. 422 НК РФ, в т. ч.:
- Госпособия, назначаемые федеральными нормативными актами или органами местного самоуправления (пособия безработным и прочие виды социального обеспечения);
- Все виды компенсационных выплат в пределах лимитов, утвержденных законодательством РФ (Например: возмещение вреда здоровью, выходное пособие, профподготовка, компенсация за неиспользованный отпуск и т.д.);
- Разовые выплаты матпомощи сотрудникам, пострадавшим в терактах или стихийных бедствиях, в связи со смертью члена семьи, при рождении детей (в пределах 50 000 руб. на каждого ребенка);
- Взносы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, платежи по договорам на оказание медицинского обслуживания сотрудников, заключенные на период не менее года; платежи по договорам страхования жизни работников;
- Платежи работодателя на накопительную пенсию (до 12 000 руб. ежегодно на каждого трудящегося);
- Матпомощь в пределах 4 000 руб. на каждого сотрудника в течение года;
- Плата за профессиональное обучение работников;
- Суточные по командировкам в пределах установленного лимита, а также стоимость проезда и прочие целевые затраты по командировке, подтвержденные документально;
- Возмещение работодателем затрат сотрудника на уплату процентов по жилищному кредиту и т. д.
Какие КБК по страховым взносам за сотрудников действуют в 2021 году
КБК по страховым платежам с момента перехода к ФНС компетенций по их сбору можно разделить на 2 основные группы:
1. Коды, по которым налогоплательщики должны перечислять на счета ФНС задолженности по страховым платежам за периоды до 2017 года.
Речь идет о следующих КБК:
- по платежам на обязательное пенсионное страхование (ОПС) — 182 (код ФНС) 1 02 02010 06 1000 160;
- по платежам на обязательное медицинское страхование (ОМС) — (код ФНС) 1 02 02101 08 1011 160;
- по платежам на обязательное соцстрахование (ОСС) по ВНиМ — (код ФНС) 1 02 02090 07 1000 160.
2. Коды, по которым фирмы должны перечислять в ФНС страховые платежи за периоды с 2017 года:
- для взносов на ОПС — (код ФНС) 1 02 02010 06 1010 160;
- для взносов ОМС — (код ФНС) 1 02 02101 08 1013 160;
- для взносов ОСС — (код ФНС) 182 1 02 02090 07 1010 160.
Перечень КБК для уплаты дополнительных взносов, а также фиксированных взносов ИП см. в готовом решении от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Что касается пеней — в общем случае при их перечислении в платежках следует фиксировать КБК, в котором в 14–17-м разрядах присутствует значение 2100 — вместо того, что соответствует основной сумме взноса. При штрафе, в свою очередь, проставляется показатель 3000.
Взносы за сотрудников в ФНС: тарифы
Что касается тарифов, по которым работодатели перечисляют взносы за сотрудников в ФНС, их можно классифицировать на 3 типа:
1. Стандартные.
2. Льготные:
- с уменьшенными ставками;
- с частичным применением нулевых ставок;
- с полностью нулевыми ставками.
3. Дополнительные.
Стандартная тарификация страховых платежей предполагает применение ставок в величине:
- 22% — при уплате взносов на ОПС (в пределах максимальной базы);
- 10% — при уплате взносов на ОПС (по зарплате, превышающей максимальную базу);
- 2,9% — при уплате взносов на ОСС (в пределах базы), 1,8% — за иностранных сотрудников;
- 5,1% — при уплате взносов на ОМС.
Налогоплательщик может иметь установленные ст. 427 НК РФ льготы по страховым платежам, а также обязанности по перечислению государству дополнительных взносов.
Стандартные тарифы
Базовые ставки страховых отчислений прописаны в статье 425 НК РФ. Они таковы:
- пенсионное страхование – 22% до достижения предельной базы, далее – 10%;
- взносы на медицинское страхование – 5,1% вне зависимости от суммы;
- взносы на случай болезни или материнства – 2,9% до достижения предельной величины базы, далее не начисляются.
Работник крупной организации Смирнов А.А. получает ежемесячно 180 000 рублей. Рассмотрим, как рассчитать, сколько взносов заплатит за него работодатель в первом полугодии 2021 года при условии, что других выплат сотруднику не производилось. Страховые взносы за 6 месяцев будем считать нарастающим итогом с начала года.
Предельная величина базы для пенсионных взносов в первом полугодии не превышена (180 000 * 6 < 1 292 000), поэтому будет применяться тариф 22%. В каждом месяце будет уплачиваться одинаковая сумма, так как условия не меняются. Всего за полгода работодатель перечислит: 180 000 * 6 * 22% = 237 600 рублей.
Медицинские взносы за каждый месяц считаем по ставке 5,1%. Всего за полгода работодатель уплатит на медицинские отчисления за сотрудника Смирнова: 180 000 * 6 * 5,1% = 55 080 рублей.
При расчёте страховых взносов за 6 месяцев на нетрудоспособность учтём, что база составит 180 000 * 6 = 1 080 000 рублей, тогда как её предельная величина равна 912 000 рублей. Поэтому социальные взносы нарастающим итогом будем начислять только в пределах этого лимита: 912 000 * 2,9% = 26 448 рублей.
Итого сумма взносов за работника Смирнова за первое полугодие 2021 года составит: 237 600 + 55 080 + 26 448 = 319 128 рублей.
Пониженные тарифы для страховых взносов в 2021 году
| Категория плательщиков | ПФР | ФФОМС | ФСС | Итого |
|---|---|---|---|---|
| МСП с выплат свыше МРОТ | 10% | 5% | — | 15% |
| НКО на УСН, ведущие деятельность в области соц. обслуживания, науки, образования, здравоохранения, спорта, культуры и искусства | 20% | — | — | 20% |
| Благотворительные организации на УСН | ||||
| Компании и ИП, ведущие деятельность в свободной экономической зоне в Крыму и Севастополе, на территориях опережающего социально-экономического развития, в свободном порту Владивосток и в особой экономической зоне в Калининградской области | 6% | 0,1% | 1,5% | 7,6% |
| Организации, получившие статус участника проекта «Сколково» | 14% | — | — | 14% |
| Организации и ИП, осуществляющие выплаты членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов | — | — | — | 0% |
| Компании и ИП, осуществляющие производство и реализацию произведенной ими анимационной аудиовизуальной продукции и (или) оказание услуг по созданию такой продукции | 8% | 4% | 2% | 14% |
| Организации в области ИТ, проектирования и разработки изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции (при условии, что доходы от этой деятельности по итогам 9 месяцев не менее 90%, а количество работников не менее 7 человек | 6% | 0,1% | 1,5% | 7,6% |
Примечание: В случае превышения лимитов льготникам перечислять взносы на социальное и пенсионное страхование не нужно.
Дополнительные тарифы для страховых взносов в 2021 году
| Категория плательщиков | ПФР | ФФОМС | ФСС | Итого |
|---|---|---|---|---|
| Плательщики, указанные в пп. 1 п.1 ст. 419 закона № 400-ФЗ в отношении выплат физлицам, поименованным в пп.1 п. 1 ст. 30 данного закона | 9%* | — | — | 9% |
| Плательщики, указанные в пп. 1 п.1 ст. 419 закона № 400-ФЗ в отношении выплат физлицам, поименованным в пп.2-18 п. 1 ст. 30 данного закона | 6%* | — | — | 6% |
*После проведения специальной оценки условий труда в зависимости от ее результатов тариф дополнительных страховых взносов составит от 0 до 8% (подробности в п.3 ст. 428 НК РФ).
Примечание: дополнительные взносы платятся независимо от лимитов.
Страховые взносы с зарплаты сотрудника-инвалида
До 2015 года применялись льготные тарифы по начислению взносов с вознаграждений сотрудников, являющихся инвалидами I-III групп. С отменой закона № 212-ФЗ с 01.01.2015 льготные тарифы больше не применяются.
Причем такое правило действует для всех категорий работодателей: как для обычных организаций и ИП, так и для общественных организаций.
Следовательно, работодатели, использующие труд инвалидов, уплачивают страховые взносы в ФНС по стандартным тарифам.
Иная ситуация складывается с платежами на травматизм. Если у плательщика работают инвалиды I-III групп, то взносы за них выплачиваются в размере 60% от установленного тарифа.
Страховые взносы с зарплаты умершего сотрудника
При расчете заработка и компенсации за неиспользованный отпуск умершему сотруднику и выдачи таких сумм членам его семьи страховые взносы удерживать не нужно.
В соответствии п. 1 ст. 420 НК РФ объектом обложения взносами для работодателей признаются выплаты, произведенные застрахованным физлицам. Учитывая, что застрахованное физлицо в данной ситуации отсутствует, то и обязанность начислять взносы не наступает.
Страховые взносы с подарков сотрудникам (детям сотрудников)
Обязанность по начислению взносов на подарок сотруднику может возникнуть в зависимости от цели выдачи такого подарка:
- если презент полагается работнику в качестве поощрения за труд, то его стоимость будет считаться премией, т. е. являться частью оплаты труда. Так как выплаты в рамках трудовых отношений считаются объектом обложения взносами, работодателю следует рассчитать и перечислить страховые платежи со стоимости такого подарка;
- если же подарок не связан с трудовой деятельностью сотрудника, а выдается к празднику (ко дню рождения, юбилею и пр.), причем такая выплата не отражена в трудовом или коллективном соглашении, то объекта обложения взносами не возникает.
Чтобы избежать вопросов со стороны контролирующих органов, выдачу подарка стоит оформить договором дарения. При этом в содержании договора не должно быть упоминания о трудовых нормативных актах, а стоимость подарка не должна быть привязана к окладу работника или другим показателям трудовой деятельности.
Если работодатель делает подарки детям сотрудников к Новому году, возможны следующие варианты:
- стоимость детского подарка выплачивается сотруднику на руки – следует начислить и уплатить страховые взносы в общем порядке;
- детские подарки куплены работодателем самостоятельно – объекта обложения взносами не возникает, так как дети работников не могут состоять в трудовых отношениях с плательщиком и, соответственно, не являются застрахованными лицами.
Страховые взносы по сверхнормативным суточным
С 2017 года плательщики обязаны начислять страховые взносы на ОПС, ОМС и ОСС на суточные сверх установленных лимитов (п. 2 ст. 422 НК РФ), т. е. на суммы суточных, превышающих:
- 700 руб. – при служебных поездках внутри страны;
- 2 500 руб. – при зарубежных командировках.
При этом взносы на травматизм, регулируемые законом от 24.07.1998 №125-ФЗ, на суточные, независимо от их размера (в пределах или сверх лимита), не начисляются.
Порядок уплаты страховых взносов и декларирования в 2021-2021 годах
На 2021 и 2021 годы установлены базы для применения основных и пониженных ставок взносов. После достижения лимита предельной базы действуют более низкие ставки.
|
2021 год |
||||
|
Взносы |
Предельная сумма |
Основная ставка |
Пониженная ставка |
|
|
на ОПС |
1 150 000 руб. |
22% |
10% |
|
|
на ОСС |
865 000 руб. |
2,9% |
взносы не начисляются |
|
|
на ОМС |
не установлена |
5,1% |
||
|
2021 год (планируется) |
||||
|
Взносы |
Предельная сумма |
Основная ставка |
Пониженная ставка |
|
|
на ОПС |
1 292 000 руб. |
22% |
10% |
|
|
на ОСС |
912 000 руб. |
2,9% |
взносы не начисляются |
|
|
на ОМС |
не установлена |
5,1% |
||
Начисленные взносы перечисляются по соответствующим реквизитам один раз в месяц. Месяцу уплаты предшествует месяц начисления. Уплата производится до 15-го числа включительно. Декларирование осуществляется путем подачи расчета установленной формы. И платежи, и расчет по взносам направляются в ИФНС.

Порядок уплаты и декларирования взносов на ОСС от несчастных случаев на производстве несколько отличается. Декларирование осуществляется ежеквартально по форме 4-ФСС, а исчисление производится по страховому тарифу, указанному в законе «О страховых тарифах» от 22.12.2005 № 179-ФЗ.
В 2021 году порядок уплаты и декларирования взносов не изменится. Перечень взносов к уплате также останется прежним. Не претерпят изменений и тарифы отчислений в фонды с заработной платы, установленные в ст. 425 НК РФ и ст. 1 закона № 179-ФЗ.
Оплата взносов на пенсионное страхование
Оплата взносов на медицинское страхование
Оплата взносов на социальное страхование
Примечание: страховые взносы необходимо уплачивать и указывать в отчетности в рублях и копейках.
Представление отчетности
С 2021 года для организаций, численность работников которых составляет более 10 человек, обязательна электронная форма расчета. Соответствующие поправки были внесены Федеральным законом от 29.09.2021 № 325-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 325-ФЗ).
Напомним, что до этого требование представлять отчетность в электронной форме распространялось на фирмы со штатом, превышающим 25 человек. Такое ограничение осталось для некоторых других отчетных форм (СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ, 4-ФСС).
К сведению
В целях выработки единой правовой позиции о применении положений Федерального закона № 325-ФЗ ФНС в Письме от 15.11.2021 №БС-4-11/23242@ «О направлении разъяснений» уточнила, что новые требования к представлению отчетности в электронной форме распространяются на отчетность за 2021 год.
Следует отметить, что для проверки расчета по страховым взносам письмами ФНС РФ от 17.10.2021 №БС-4-11/21381@, БС-4-11/21382@ были введены дополнительные контрольные соотношения в части сравнения зарплаты с МРОТ и средней зарплатой в регионе (по отрасли экономики за предыдущий год).
В расчете по страховым взносам (его форма утверждена Приказом ФНС РФ от 10.10.2016 №ММВ-7-11/551@, действует для отчетности за 2021 год) будут сравнивать разницу значений граф 210 и 230 подразд. 3.2 разд. 3 за каждый месяц. При этом показатель не должен быть меньше:
— МРОТ;
— средней зарплаты в регионе по отрасли экономики за предыдущий расчетный период.
Если хотя бы одно из соотношений не будет соблюдено, налоговая инспекция может сделать вывод, что страхователь занизил базу. В этом случае инспектор может запросить пояснения или исправления отчетности. В дальнейшем возможно проведение мероприятий налогового контроля.
К сведению
За I квартал 2021 года отчитаться по страховым взносам нужно по новой форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 18.09.2021 №ММВ-7-11/470@.
Отчетность по страховым взносам для работодателей, которые являются участниками пилотного проекта ФСС по прямым выплатам, оформляется с учетом ряда особенностей:
в поле 001 приложения 2 к разд. 1 проставляется код «1» (п. 11.1 Порядка заполнения расчета по страховым взносам, утвержденного Приказом ФНС РФ №ММВ-7-11/551@ (далее — Порядок));
не нужно заполнять строки 070 и 080 приложения 2 к разд. 1 (Письмо ФНС РФ от 23.08.2017 №БС-4-11/16751@). В этих строках следует проставить нули (п. 2.20, 11.13, 11.14 Порядка);
не надо заполнять приложения 3 и 4 к разд. 1, поэтому в состав расчета они не включаются (п. 2.7 Порядка). Приложения 3 и 4 к разд. 1 потребуется заполнить, если страхователь в течение отчетного периода выплатил пособие по социальному страхованию до того, как стал участником пилотного проекта (Письмо ФНС РФ от 03.07.2017 №БС-4-11/12778@). Страхователь заполняет эти приложения только в части сумм расходов, понесенных до начала участия в пилотном проекте (Письмо ФНС РФ от 21.08.2017 №БС-4-11/16544@).
Следует отметить, что в 2021 году к пилотному проекту ФСС присоединятся новые регионы:
|
С 01.01.2021 |
Республики Коми, Саха (Якутия), Удмуртская Республика, Иркутская, Кировская, Кемеровская, Оренбургская, Саратовская, Тверская области, Ямало-Ненецкий автономный округ. К сведению: сначала планировалось, что Иркутская область будет участником пилотного проекта с 01.07.2021 (Постановление Правительства РФ от 01.12.2021 № 1459). Постановлением Правительства РФ от 13.11.2021 № 1444 дату присоединения этого региона к пилотному проекту перенесли на более ранний срок |
|
С 01.07.2021 |
Республики Башкортостан, Дагестан, Красноярский и Ставропольский края, Волгоградская, Ленинградская, Тюменская, Ярославская области |
Отчетность в ФНС
Отчетность в ПФР
Отчетность в ФСС
Обратите внимание! С 2021 года страхователи, у которых среднесписочная численность работников более 10 человек, обязаны подавать отчетность в электронном виде. Это относится к расчету по страховым взносам (РСВ), а также формам 2-НДФЛ и 6-НДФЛ. Такие пояснения даются в письме ФНС РФ от 15.11.2021 N БС-4-11/23242@. По факту же это означает, что всем компаниям и ИП, у кого более 10 сотрудников, придется переходить на электронную форму подачи отчетности. Изменения внесены законом от 29.09.19 № 325-ФЗ.
Кто вправе применять льготы при уплате страховых взносов
Пониженные ставки можно разделить на несколько видов:
1. Для страхователей, включенных в перечень СМП.
С 01.04.2021 все страхователи, включенные в перечень СМП вправе применять пониженные взносы с зарплаты сотрудников, превышающей МРОТ.
Ставки взносов на сумму, превышающую МРОТ:
- на ОПС — 10%;
- на ОМС — 5%
- на ОСС — 0%.
ПРИМЕР расчета взносов по пониженной ставке для СМП
За период январь — март 2021 г. организация начислила своему директору зарплату в общей сумме 750 000 руб. (по 250 000 руб. в месяц). Сумма взносов на ОПС по ставке 22% за этот период составила 165 000 руб.
С 1 апреля 2021 г. организация применяет пониженный тариф на ОПС — 10% с части выплат, которая превышает МРОТ.
МРОТ на 1 января 2021 г. — 12 130 руб.
2. Ставки на 2021 год, определенные для предприятий в сфере IT, а также российские организации, проектирующие и разрабатывающие изделия электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции:
- по платежам на ОПС — 6%;
- по платежам на ОСС — 1,5%;
- по платежам на ОМС — 0,1%.
3. Ставки, определенные для фирм Севастополя, Крыма, а также резидентов свободного порта во Владивостоке:
- по взносам на ОПС — 6%;
- по взносам на ОСС — 1,5%;
- по взносам на ОМС — 0,1%.
Данными льготными ставками предприятия в указанных регионах могут пользоваться в течение 10 лет после приобретения своего льготного статуса.
4. Организации, которые включены в единый реестр резидентов Особой экономической зоны (ОЭЗ) в Калининградской области в период с 01.01.2021 по 31.12.2024 (включительно):
- на ОПС — 6,0%;
- на ОМС — 0,1%;
- на случай ВНиМ — 1,5%.
Применять пониженные ставки можно в течение 7 лет с момента получения статуса резидента (предельный срок — до 31 декабря 2025 г.). Семь лет отсчитываются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем включения в реестр резидентов ОЭЗ.
Кто уплачивает дополнительные взносы за сотрудников
Некоторые хозяйствующие субъекты обязаны перечислять дополнительные страховые взносы. Это фирмы, нанимающие работников:
- на вредные условия труда (ставка дополнительного взноса — 9%);
- на тяжелые условия труда (ставка взноса — 6%).
При этом, если данные компании проводят спецоценку, по итогам которой рабочим местам присваивается тот или иной подкласс опасности или вредности, устанавливается дифференцированный тариф в зависимости от конкретного подкласса. Он может составлять от 2% (подкласс 3.1 вредных условий) до 8% (подкласс 4 опасных условий).
3. Организации, являющиеся работодателями:
- для экипажей самолетов и вертолетов (ставка — 14%);
- работников угольной промышленности (ставка — 6,7%).
Какую ответственность несет работодатель за неуплату страховых взносов
В случае неуплаты страховых взносов работодатель несет налоговую, административную и уголовную ответственность.
К налоговой ответственности привлекают за неуплату, неполную уплату взносов в результате занижения базы для исчисления страховых взносов, других неправомерных действий. Данный вид ответственности является наиболее распространенным видом ответственности за неуплату страховых взносов. И, как правило, влечет одновременно взыскание недоимки (суммы неуплаченного налога) с работодателя и начисление пеней за каждый день просрочки платежа, а также, вместе с тем, возможно наложение штрафа в размере 20% от суммы неуплаченных страховых взносов, а в случае, если неуплата умышленная — 40% от этой суммы. Однако, данный штраф можно избежать. Разъяснения о назначении штрафа за неуплату страховых взносов дает Минфин в г.: «Бездействие налогоплательщика, выразившееся исключительно в неперечислении в бюджет указанной в налоговой декларации суммы налога, не образует состав правонарушения, установленного статьей 122 Налогового Кодекса. В этом случае с налогоплательщика подлежат взысканию пени.»
Таким образом, если Вы несвоевременно оплатили страховые взносы, но верно отразили начисления и вовремя сдали расчет, штраф не назначается. Вам необходимо будет оплатить только недоимку и начисленные пени. Избежать штрафа можно и в случае, если вы неверно отразили начисления, что привело к занижению налоговой базы. Для этого необходимо вначале погасить возникшую недоимку и пени, а затем сдать уточненный Расчет по страховым взносам. При этом, организация должна обнаружить ошибку до того, как ее найдет налоговая и до того, как узнает, что инспекция назначила выездную проверку (ст. 81 НК РФ).
ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ НА НИХ
Вопрос №1: Если организация не предоставила расчет по страховым взносам во время, какой размер штрафа стоит ожидать от налоговой?
Ответ: На практике распространены следующие штрафные санкции для организаций за не своевременное предоставление отчетности: 5000 рублей и блокировка банковского счета до момента предоставления отчетности.
Вопрос №2: По последним поправкам в законодательстве перечисление заработной платы двумя частями теперь прямая обязанность работодателя. Существует ли такая же обязанность для начисления налогов и страховых взносов?
Ответ: Нет, налоги и страховые взносы на аванс не начисляются, а рассчитываются из полной суммы месячного заработка. Таким образом выплаты в страховые фонды и налоговые органы производится только один раз в месяц.
Итоги
Существует три основных вида страховых взносов с зарплаты: на ОПС, на ОСС от ВНиМ и на ОМС. Все они перечисляются в ФНС до середины месяца, следующего за периодом начисления. Порядок уплаты и декларирования взносов в 2021 году не претерпит изменений.
- https://firmmaker.ru/stat/nalogovye/strakhovye-vznosy-opredelenie-vidy-platelshchiki-i-raschet
- https://rabotniky.com/straxovye-vznosy-s-zarabotnoj-platy-2/
- https://nalog-nalog.ru/strahovye_vznosy/nachislenie_strahovyh_vznosov/strahovye_vznosy_za_sotrudnikov/
- https://nalog-spravka.ru/straxovye-vznosy-za-rabotnikov.html
- https://www.regberry.ru/malyy-biznes/strahovye-vznosy-za-rabotnikov
- https://www.malyi-biznes.ru/nalogi-za-rabotnikov/vznosy/
- https://nalog-nalog.ru/strahovye_vznosy/raschet_ischislenie_strahovyh_vznosov/vznosy_s_zarplaty_kakovy_otchisleniya_v_fondy/
- https://www.klerk.ru/buh/articles/495024/





