Целевое финансирование организации

Что представляет собой целевое финансирование?

целевое финансирование (ЦФ) – это получение денежных средств от государства на определенные цели. Главная особенность этого мероприятия заключается в том, что полученные деньги нужно использовать строго по заявленному назначению. Обязательно составление строгой отчетности. Также требуется оформить и утвердить смету. Финансирование направляется на следующие проекты:

  • Содержание учреждений для детского и юношеского развития.
  • Культурно-просветительские мероприятия.
  • Подготовку кадрового состава.
  • Научно-исследовательскую деятельность.
  • Капитальные вложения.
  • Возведение жилых зданий.
  • Устранение убытков.

Обычно государство направляет деньги на общественные проекты. Средства выделяются на конкретную цель.

Специфика отражения целевого финансирования в проводках

  1. если средства целевого финансирования, причитаются к получению по условиям договоров, соглашений, бюджетных уведомлений и т.п.
    • Дт $76$ — Кт $86$;
  2. зачисление денежных средств целевого финансирования:
    • Дт $50$, $51$, $52$ — Кт $76$;
  3. поступление имущества в рамках целевого финансирования:
    • Дт $08$, $10$, $41$, $58$ … — Кт $76$;
  4. использование средств целевого финансирования:
    • Дт $86$ — Кт $08$, $19$
  5. безвозмездное финансирование текущих расходов коммерческой организации:
    • Дт $60$, $76$ — Кт $51$ и одновременно на использованную сумму
    • Дт $86$ — Кт $98-2$ «Безвозмездные поступления».
  6. По мере признания в бухгалтерском учете соответствующих расходов:
    • Дт $20$ ($23$, $25$, $26$, $29$, $44$) — Кт $60$.

    На эту же сумму отражаются прочие доходы:

    • Дт $98-2$ — Кт $91-1$;
  7. при безвозмездном финансировании (приобретение основного средства):
    • Дебет $60$ — Кредит $51$ – произведена оплата поставщику основного средства;
    • Дт $08-4$ — Кт $60$ – поступление основного средство в организацию;
    • Дт $01$ — Кт $08-4$ – введение основного средства в эксплуатацию;
    • Дт $86$ — Кт $98-2$ – использование целевых средств в составе доходов будущих периодов;
    • Дт $20$ ($23$, $25$, $26$, $29$, $44$) -Кт $02$ – начислена амортизация;
    • Дт $98-2$ — Кт $91-1$ – начисленная амортизация учтена прочих доходах;
  8. использование целевого финансирования расходов некоммерческой организации:
    • Дт $20$, $26$ — Кт $60$, $76$ – оказаны услуги, выполнены работы, отражены другие расходы, произведенные за счет средств целевого финансирования;
    • Дт $20$,$26$ — Кт $10$ – израсходованы материалы;
    • Д $20$,$26$ — Кт $70$, $69$ – начислена заработная плата и страховые взносы;
    • Дт $60$, $76$ — Кт $51$ – произведена оплата исполнителям, подрядчикам, поставщикам, другим контрагентам;
    • Дт $69$ — Кт $51$ – перечислены страховые взносы
    • Дт $70$ — Кт $50$ – выдана заработная плата.
    • Дт $86$ — Кт $20$, $26$ – оплаченные расходы списаны за счет средств целевого финансирования;
  9. использование некоммерческой организацией средств целевого финансирования, полученных в виде внеоборотных активов:
    • Дт $08$ — Кт $76$
    • Дт $86$ — Кт $83$.

Средства целевого финансирования и Налоговый кодекс

В Налоговом кодексе РФ приведен перечень средств, которые относятся к целевому финансированию (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Приведем некоторые из них:

  • бюджетные ассигнования казенным учреждениям, в том числе в виде субсидий бюджетным организациям;
  • гранты (денежные средства или иное имущество), которые предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление программ в области образования, искусства, культуры, науки, физической культуры, охраны здоровья и окружающей среды;
  • инвестиции, предоставляемые по итогам инвестиционных конкурсов;
  • средства, полученные из фондов поддержки научной, инновационной деятельности.

Отметим, что основную часть средств целевого финансирования составляет, как правило, государственная помощь, особенности учета которой регламентирует ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи».

Указанным Положением предусмотрены следующие виды государственной помощи:

1) субвенции – это бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов;

2) субсидии – это бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов;

3) бюджетные кредиты (исключая налоговые кредиты, отсрочки по уплате платежей и т.п.) – это ресурсы не только в виде предоставленных денежных средств, но и в форме иного имущества (земельные участки, природные ресурсы).

ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» используется для отражения в бухгалтерском учете полученных бюджетных средств по таким направлениям расходования:

  • финансирование капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством или приобретением иным путем внеоборотных активов (основных средств, нематериальных активов);
  • на покрытие текущих расходов организации (приобретение материально-производственных запасов, оплата труда работников и другие расходы аналогичного характера);
  • как компенсация за уже понесенные организацией расходы, включая убытки, в частности в жилищно-коммунальном хозяйстве, агропромышленном комплексе (в части возмещения убытков предприятий муниципального жилищно-коммунального хозяйства, городского хозяйства, обеспечивающих объекты социальной сферы муниципальной собственности теплоэнергоресурсами (разницы между тарифами за услуги и затратами) и т.д.;
  • на оказание немедленной финансовой поддержки организации в виде чрезвычайной помощи без связи с осуществлением расходов в будущем и др.

Как правило, государственная поддержка оказывается в первую очередь предприятиям агропромышленного сектора.

Расходование целевых средств строго контролируется государственными и иными контролирующими органами.

Организация отражает бюджетные средства к бухгалтерскому учету, если организация уверена в их получении (подтверждением этому может выступать бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств и т.д.) и в том, что условия предоставления этих средств будут ею выполнены, то есть средства будут израсходованы на определенные нужды (подтверждением тому служат заключенные организацией договоры, публично объявленные решения, утвержденная проектно-сметная документация и т.д.).

К целевому финансированию не относится получение помощи в виде льгот; получение кредитов; участие государства в капитале организации.

Отчет о целевом использовании средств

Этот отчет отражает информацию об остатке полученных средств целевого финансирования на начало и на конец отчетного года, о поступлении средств и их расходовании.

Указанная информация показывается за отчетный период и за период предыдущего года, аналогичный отчетному периоду.

Составляют отчет о целевом использовании средств некоммерческие организации. Заметим, что указанный отчет, должны заполнять и коммерческие организации, но только при условии, что ими получены в отчетном году целевые средства.

Формы государственной помощи

Составляющие целевого финансирования указаны в пункте 1 статье 251 НК РФ:

  • Субсидии и бюджетные ассигнования.
  • Гранты на реализацию образовательных, культурных, научных, экологических программ, мероприятий, связанных с искусством.
  • Инвестиции, которые выдаются по результатам инвестиционных конкурсов.
  • Деньги, выдаваемые из фондов поддержки научных и инновационных работ.
  • Пожертвования.

ВАЖНО! Финансирование может обеспечиваться не только за счет денежных средств, но и за счет имущества.

Учет госфинансирования устанавливается ПБУ 13/200. Данный нормативный акт выделяет эти виды государственной помощи:

  • Субвенции – бюджетные деньги, выдаваемые на безвозмездной основе. То есть компания не должна их возвращать. Средства предоставляются на реализацию конкретных целевых расходов.
  • Субсидии – бюджетные деньги, выдаваемые на основе долевого финансирования трат.
  • Бюджетные кредиты, которые выдаются или в форме денег, или в форме имущества (земля, природные ресурсы). Они не включают в себя налоговые кредиты и отсрочки по выплате задолженностей.

В бухучете нужно отражать следующие направления трат, покрываемых целевым финансированием:

  • Капитальные траты на приобретение или строительство основных средств компании.
  • Покрытие текущих трат (к ним может относиться покупка материально-производственных запасов, выплата зарплат).
  • Компенсация уже понесенных трат, включающих убытки.
  • Немедленная денежная поддержка компании в форме чрезвычайной помощи.

ВАЖНО! За расходом государственных средств строго следят контролирующие структуры. Указывать средства в бухучете нужно только в том случае, если компания точно их получит. Подтверждением получения является бюджетная роспись, соответствующие уведомления. Также организация должна быть уверена в том, что деньги будут направлены на утвержденные цели. Подтверждающие это документы: договоры, публичные решения, проектно-сметные бумаги, утвержденные руководителем.

ВНИМАНИЕ! Целевое финансирование не включает в себя различные льготы, участие государственных структур в капитале компании.

Бухгалтерский учет

Средства ЦФ учитываются на пассиве счета 86 с соответствующим наименованием. Существует бухгалтерская инструкция, согласно которой счет 86 служит для обобщения данных о движении денег, которые были получены от государства. Деньги, полученные для реализации проектов, прописываются в корреспонденции со счетом 76. При использовании денег или имущества применяется корреспонденция со счетами 20 и 26. Последний счет применяют НКО.

Кредитное сальто счета 86 фиксирует неиспользованные средства. Кредитный оборот указывает на целевые поступления, дебетовый – применение средств. Рассмотрим базовые операции, связанные с целевым финансированием:

  • ДТ86 КТ08. Направление денег на покупку ОС и нематериальных активов.
  • ДТ86 КТ10. Направление денег на покупку материальных активов.
  • ДТ86 КТ70. Направление денег на выплату зарплат.
  • ДТ86 КТ60. Направление средств на погашение долгов перед поставщиками.
  • ДТ86 КТ51,76. Возврат денег, которые не были истрачены.
  • ДТ51 КТ86. Получение средств от государства.
  • ДТ76 КТ86. Получение средств за счет бюджетного финансирования.
  • ДТ60,76 КТ51. Применение средств, полученных безвозмездно, на покрытие текущих расходов.
  • ДТ86 КТ98-2. Отражение средств, полученных на безвозмездной основе.

Бухгалтеру рекомендуется сформировать 2 субсчета:

  • 86.1. Получение денег из бюджетных источников.
  • 86.2. Получение денег из прочих источников.

Важно также правильно вести аналитический учет ЦФ. Необходимо указать источник получения средств, цели, на которые они будут направлены, условия получения денег. Требуется прописать величину дохода по каждому из видов ЦФ, а также остатки полученных средств.

Бухгалтерский учет операций по формированию и использованию средств целевого назначения

Для учета средств целевого финансирования предназначен пассивный счет 86 «Целевое финансирование».

Согласно Инструкции по применению Плана счетов счет 86 «Целевое финансирование» предназначен для обобщения информации о движении средств, необходимых для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций и лиц, бюджетных средств и др.

Средства целевого назначения, полученные в качестве источников финансирования тех или иных мероприятий, отражаются по кредиту счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Использование средств целевого финансирования отражается по дебету счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции со счетами 20 «Основное производство» или 26 «Общехозяйственные расходы» (при направлении средств целевого финансирования на содержание НКО).

Таким образом, кредитовое сальдо счета счет 86 «Целевое финансирование» отражает неиспользованные средства целевого назначения.

Кредитовый оборот по счету счет 86 «Целевое финансирование» отражает целевые поступления.

Дебетовый оборот по счету счет 86 «Целевое финансирование» показывает использование средств на запланированные мероприятия.

Приведем основные операции по формированию и использованию средств целевого назначения:

Содержание операции

Дебет счета

Кредит счета

Использование средств на приобретение основных средств и нематериальных активов 86

08

Использование средств на приобретение материальных ценностей 86

10

Использование средств на заработную плату персонала, выплачиваемую за счет средств целевого финансирования 86

70

Использование средств на оплату счетов поставщиков 86

60

Возврат не использованных по назначению средств 86

51, 76

Образование финансирования за счет

средств, полученных от других предприятий, государственных органов

51

86

Образование финансирования за счет суммы начисленного

бюджетного финансирования

76

86

Рекомендуется к данному счету открыть два субсчета:

  • 86.1 – Получение средств из бюджета.
  • 86.2 – Получение средств из других источников.

Аналитический учет целевого финансирования должен содержать информацию о том, кем предоставлено финансирование, каковы его цели, а также об условиях предоставления.

Также в аналитическом учете должна накапливаться информация о величине признанного дохода по каждому виду финансирования и об остатках помощи, полученной на приобретение несписанных или неамортизированных активов.

Типовые проводки по счету 86

Определим в табличной форме основную корреспонденцию по Дт счета 86:

Счет по Кт

Наименование счета

Содержание хозоперации

20, 26 «Затратные» счета Средства направлены на осуществление поставленной задачи (в некоммерческой структуре)
83 «Добавочный капитал» Средства полностью освоены и включены в добавочный капитал (в некоммерческой структуре)
98 «Доходы будущих периодов» Средства включены в состав будущих доходов (в коммерческой структуре)

Основная корреспонденция по Кт счета 86:

Счет по Дт

Наименование счета

Содержание хозоперации

07, 08, 10, 11, 15, 41 Счета учета оборудования, материалов Получены вложения в качестве целевого финансирования (внеоборотные активы, материалы, товары и т.д.)
50, 51, 52 Финансовые счета Средства поступили в кассу или на расчетный счет
20 «Основное производство» Получен в качестве объекта целевого финансирования объект незавершенного производства
76 Расчеты с прочими контрагентами Начислено целевое финансирование (ЦФ)

Учет получения и списания целевых средств на примерах

Для подробного рассмотрения различных операция с использованием целевых поступлений используем наглядные примера типовых ситуаций.

Получение государственных субвенций

АО “Министр” ведет свою деятельность в сфере строительства объектов недвижимости. В марте 2016 “Министра” принял участие в тендере на получение государственных субвенций для их последующего использования для строительства жилья социального назначения. Сумма государственной помощи – 3.478.000 руб.

В апреле 2016 по факту окончания тендера АО “Министр” признан победителем, в связи с чем на расчетный счет организации зачислены средства в сумме 3.478.000 руб. Кроме того, в виде государственной помощи “Министром” были получены строительные материалы, стоимость которых составила 1.714.200 руб.

Полученные государственные субвенции были учтены “Министром” таким образом:

Дебет Кредит Описание операции Сумма Документ-основание
76 Средства целевого финансирования 86 Отражена сумма средств, начисленных в качестве государственных субвенций (3.478.000 руб. + 1.714.200 руб.) 5.192.200 руб. Договор целевого финансирования
51 76 Средства целевого финансирования Учтены средства, полученные “Министром” в качестве государственной целевой программы 3.478.000 руб. Банковская выписка
10 76 Средства целевого финансирования Учтены материалы, полученные “Министром” для использования в строительстве социального жилья 1.714.200 руб.) Банковская выписка

Возмещение государством недополученных доходов

В рамках государственной программы, АО “Столовая №1” предоставляет социальные продуктовые пойки льготным категориям населения. Стоимость пайков, выданные “Столовой №1” в ноябре 2015, составляет 412.850 руб. Данная сумма полностью компенсируется из государственного бюджета.

Бухгалтер “Столовой №1” оформил в учете такие записи:

Дебет Кредит Описание операции Сумма Документ-основание
51 76 Средства целевого финансирования Зачислены средства из бюджета в рамках государственной программы помощи социальным категориям граждан. 412.850 руб. Банковская выписка
76 Средства целевого финансирования 90.1 Отражена компенсация выручки, недополученной “Столовой №1” в связи с выдачей продуктовых пайков 412.850 руб. Договор

Вложение целевых поступлений во внеоборотные активы

АО “Прогресс” занимается производством медицинского оборудования. Между АО “Прогресс” и благотворительной организацией “Меценат” заключен договор, согласно которого:

  • “Прогресс” получает от “Мецената” средства в сумме 1.953.500 руб.;
  • средства должны быть использованы на приобретение усовершенствованной конвейерной линии, которая позволит увеличить объемы производства медицинского оборудования.

В сентябре 2015 средства от “Мецената” были получены, конвейерная линия приобретена и введена в эксплуатацию:

  • стоимость конвейерной линии – 1.953.500 руб.;
  • срок полезного использования – 12 лет;
  • сумма ежемесячной амортизации – 12.522 руб. (1.953.500 руб. / 13 лет / 12 мес.).

Получение средств от “Мецената”, приобретение и ввод в эксплуатацию конвейерной линии были оформлены в учете “Прогресса” такими записями:

Дебет Кредит Описание операции Сумма Документ-основание
76 Средства целевого финансирования 86 Отражена сумма начисленных средств в счет получения по договору с БО “Меценат” 1.953.500 руб. Договор
51 76 Средства целевого финансирования Учтены полученные от БО “Меценат” целевые средства 1.953.500 руб. Банковская выписка
08 60 Отражено поступление приобретенного конвейера 1.953.500 руб. Товарная накладная
01 08 Проведена операция по введению конвейера в эксплуатацию 1.953.500 руб. Акт ввода в эксплуатацию ОС
86 98 Отражено целевое использование средств, полученных от БО “Меценат” 1.953.500 руб. Договор, Товарная накладная, Акт ввода в эксплуатацию ОС
20 02 Учтена сумма ежемесячно начисляемой амортизации на конвейер 12.522 руб. Амортизационная ведомость
98 91.1 Учтены прочие доходы от суммы доходов будущих периодов (в размере начисляемой амортизации) 12.522 руб. Амортизационная ведомость

Использование целевых средств на текущие нужды

АО “Консул” по договору целевого финансирования перечислены средства в пользу ООО “Зоопарк” в сумме 642.300 руб. Средства предоставлены для проведения ремонта вольеров для животных. На полученные от “Консула” средства “Зоопарк” приобрел материалы, необходимые для проведения ремонта вольеров. Непосредственно ремонт осуществлен собственными милами сотрудников “Зоопарка”.

В учете “Зоопарка” сделаны записи таких операций:

Дебет Кредит Описание операции Сумма Документ-основание
76 Средства целевого финансирования 86 Отражена сумма начисленных средств в счет получения по договору с АО “Консул” 642.300 руб. Договор
51 76 Средства целевого финансирования Учтены полученные от АО “Консул” целевые средства 642.300 руб. Банковская выписка
10 60 На склад “Зоопарка” поступили материалы, приобретенные для ремонта вольеров для животных 642.300 руб. Товарная накладная
86 98 Материалы, приобретенные для ремонта, учтены как доходы будущих периодов 642.300 руб. Товарная накладная
20 10 Отражен факт использования материалов при ремонте вольеров для животных 642.300 руб. Товарная накладная
98 91.1 Учтены прочие доходы от суммы доходов будущих периодов 642.300 руб. Договор, Товарная накладная
Источники

 

tett
Зарплатто.ру - сайт о зарплатах и доходах, деньгах и финансах