Централизованное снабжение бюджетных учреждений – что это?

Содержание
  1. Что такое централизованные закупки
  2. Преимущества и недостатки
  3. Порядок проведения
  4. Соглашение о проведении закупок
  5. Что собой представляют децентрализованные закупки
  6. Преимущества
  7. Недостатки
  8. Варианты централизованного снабжения и документальное оформление
  9. Централизованное снабжение подведомственных заказчику бюджетных учреждений
  10. Централизованное снабжение головным учреждением своих обособленных подразделений (филиалов).
  11. Централизованные поставки бюджетным учреждениям, не находящимся в ведомственной подчиненности заказчика, но состоящим с ним на одном бюджете бюджетной системы РФ
  12. Централизованные поставки материальных ценностей грузополучателям – бюджетным учреждениям, состоящим на других бюджетах бюджетной системы РФ
  13. Централизованные закупки в пользу бюджетных (автономных) учреждений.
  14. Участники централизованного снабжения
  15. Порядок снабжения
  16. Операции по централизованным поставкам материальных ценностей со склада заказчика – вышестоящего бюджетного учреждения, а также в случае приобретения материальных ценностей с целью их дальнейшей передачи
  17. Учет операций по централизованной поставке у заказчика
  18. Документы без груза
  19. Груз без документов
  20. Учет возвратной тары

Что такое централизованные закупки

Централизованные закупки – это способ проведения торгов, который предполагает определение подрядчика не непосредственно заказчиком, а специализированной компанией, которой передается ряд полномочий от государственного или муниципального заказчика.

Централизованные закупки применяются, когда для определенной группы заказчиков (включая органы государственной власти, муниципальные и федеральные бюджетные учреждения, органы местной власти и казенные учреждения) необходимо закупать однотипные товары, услуги и работы.

Порядок проведения централизованных закупок регламентируется ст. 26 44-ФЗ. Для того чтобы проводить торги в данной форме, необходимо создать государственный или муниципальный орган, который возьмет на себя полномочия по определению поставщика для группы заказчиков.

Имущество заказчиков, которые предполагают закупать товары и услуги в централизованной форме по 44-ФЗ, должно располагаться на одном уровне российских субъектов: федеральном, региональном или муниципальном.

Полномочия заказчика в части определения поставщика могут быть делегированы в разных объемах. Согласно ч. 1 ст. 26 44-ФЗ, уполномоченный орган может стать ответственным за выбор подрядчика по госзаказу, определение условий контракта, начальной максимальной цены. Тогда как подписание госконтракта останется за заказчиками.

По ч. 2, 3 ст. 26 44-ФЗ полномочия специализированных органов могут быть расширены. Кроме действий по отбору контрагента, уполномоченным органом могут реализовываться: планирование закупки, выбор подрядчика, заключение с ним контракта и его исполнение.

При формировании тендерной комиссии и проведении закупочных мероприятий допускается участие представителей заказчиков.

Таким образом, централизация по 44-ФЗ может быть представлена в базовой и расширенной форме.

Преимущества и недостатки

Проведение тендера в централизованной форме имеет свои преимущества и недостатки. В числе достоинств можно выделить следующие:

  1. Данный вид закупок упрощает для заказчика процесс определения поставщика из-за передачи части нагрузки на уполномоченную инстанцию.
  2. При приобретении более крупных объемов товара в централизованном формате поставщики могут “сдать” более выгодные предложения по цене, что позволит дополнительно сэкономить бюджетные деньги.
  3. Контрактный управляющий выступает квалифицированным специалистом, который может провести тендер без нарушений закона со стороны организатора и при этом получить максимальную выгоду.

Но есть и отрицательные аспекты централизации закупок:

  1. При приобретении товаров, работ и услуг при централизации могут возрасти сроки исполнения по контракту, так как закупаемые партии будут больше, чем при обычном тендере. Несмотря на экономию бюджетных денег, данный нюанс может вызывать определенные неудобства для заказчиков.
  2. Не все потенциальные поставщики могут взяться за крупный заказ, из-за чего уменьшается конкуренция, так как небольшие поставщики не могут обеспечить объемы поставок.

Порядок проведения

Порядок проведения централизованных закупок варьируется в зависимости от региона. Рассмотрим порядок проведения закупок через централизованные инстанции в разных регионах.

В Саратовской области работает ГКУ СО «Агентство по централизации закупок». Задачами данного агентства стала организация работы по проведению закупок для исполнительных органов власти Саратовской области, а также бюджетных и казенных учреждений. Агентство работает в рамках ч. 1 ст. 26 44-ФЗ. Оно принимает заявки на проведение электронных аукционов и конкурсов с разной НМЦК (кроме строительно-монтажных работ).

Порядок проведения закупок через агентство будет следующим:

  1. При планировании закупки в плане-графике заказчику необходимо установить галочку в графе о том, что предполагается централизованная закупка.
  2. Если заказчик планирует провести закупку в форме конкурса или аукциона, то он передает в адрес ГКУ СО «Агентства по централизации закупок» заявку. К ней прилагаются все необходимая документация, запросы, коммерческие предложения и ответы на них от поставщиков, расчеты НМЦК и техническое задание на закупку. Сведения передаются посредством электронной системы, разработанной агентством для взаимодействия с поставщиками.
  3. После получения заявки на проведение закупки агентство в течение 20 дней проводит проверочные мероприятия. Оно анализирует предоставленные документы, проводит экспертизу заявки, определяет соответствие заявки плану и плану-графику, проверяет комплектность документов, наличие в документации необходимой информации, соответствие закупки правовым нормам.
  4. Агентство разрабатывает необходимую документацию и начинает процедуру закупки, а также размещает извещение о закупке.
  5. Формируется комиссия по закупке, в состав которой входит представитель заказчика. С его участием будут рассматриваться заявки на участие и формироваться все протоколы.
  6. Если в ходе закупки участники направляют запрос на разъяснение закупочной документации, то такой запрос перенаправляется агентством заказчику.
  7. После проведения закупки агентство публикует протокол проведения итогов на ЭТП.
  8. Заказчик направляет проект контракта победителю закупки.

Соглашение о проведении закупок

Для того чтобы внедрить модель централизации в закупочную отрасль, заказчику необходимо принять решение о создании центра и наделении его ряда полномочий. Такой документ называется соглашением о проведении закупок. В указанное соглашение включаются и обязанности, которые передаются центру. В данном документе необходимо остановиться на следующих аспектах:

  1. Кто и каким образом будет выбирать поставщика. Например, здесь можно установить различие по признаку НМЦК. Так, в Калининградской области заказчики могут самостоятельно провести закупку, стоимость которой находится в пределах 500 тыс. р.
  2. Процедура формирования комиссии по закупкам. Так, центр может привлекать представителей заказчика в работу комиссии или не привлекать его.
  3. Отрасль проведения тендеров в централизованной форме. Например, отечественное ПО закупают централизованно через Минкомсвязи (на основании Постановления Правительства №658 от 2018 года).
  4. Для каких заказчиков будет работать центр. Например, некоторые центры производят закупки для всех исполнительных органов власти и региональных бюджетных учреждений (как в Саратове), другие работают с ограниченным кругом заказчиков (например, в г. Кушва центр работает с четырьмя конкретными госзаказчиками).

В соглашении о проведении централизованных закупок необходимо разграничить сферу ответственности заказчика и центра. В 44-ФЗ ничего не говорится о том, как проводятся проверки при централизации закупок, следовательно, они осуществляются в штатном режиме. Контрактная служба несет ответственность в пределах тех полномочий, которые сохранились за ней и не были переданы центру по ч. 5 ст. 38 44-ФЗ.

Что собой представляют децентрализованные закупки

Децентрализованная форма закупки является стандартной для контрактной системы. Большая часть закупок по 44-ФЗ осуществляется именно децентрализованно. При децентрализованной системе закупок заказчики сами приобретают необходимые товары, работы и услуги, минуя посреднические центры.

Для работы в контрактной системе в организации-заказчике необходимо назначить конкурсного управляющего или сформировать закупочную комиссию (в зависимости от годового объема закупок).

Заказчики в данной модели несут ответственность за процедуру закупки, отвечают за ее эффективность и реализацию всех этапов от планирования до исполнения контракта по нормам 44-ФЗ.

Преимущества

В числе преимуществ децентрализованной схемы закупок можно выделить следующие:

  1. Заказчик получает возможность быстро закрыть свои потребности в товарах, работах и услугах.
  2. Заказчику не нужно ориентироваться на сроки закупок, которые установлены центром. Закупки проводятся в те временные рамки, в которые необходимо приобрести товар заказчику.
  3. Контрактная система позволяет вовлечь в закупки представителей малого бизнеса, повысить занятость и увеличить налоговые отчисления в региональный бюджет.
  4. Заказчику легче подстроиться под изменения законодательства, лимитов финансирования. Все это увеличивает гибкость и маневренность при проведении закупок.

Недостатки

Но несмотря на эти очевидные достоинства, система закупок в децентрализованном формате обладает и своими недостатками.

Так как товары закупаются небольшими партиями, то поставщики менее заинтересованы в участии в таких торгах. Связано это с тем, что их затраты на подготовку тендерной документации и участие в закупке нередко оказываются сопоставимы прибыли от поставки.

Каждый заказчик должен формировать собственную закупочную комиссию. В нее должны войти не менее 5 человек. Это создает дополнительные затраты на обучение персонала, повышение его квалификации, увеличивает штат и зарплатные расходы.

Варианты централизованного снабжения и документальное оформление

Согласно условиям договора поставки при централизованном снабжении материальные ценности могут поступать либо через склад заказчика, либо напрямую грузополучателю.

Помимо договора и сопроводительных документов поставщика, еще одним важным документом, применяемым для оформления взаимосвязанных расчетов между заказчиком и грузополучателем, является извещение (ф. 0504805). Такое извещение в обязательном порядке формируется в двух экземплярах.

Порядок и очередность оформления извещений при централизованном снабжении устанавливаются учетной политикой учреждения-заказчика:

1) в случае формирования заказчиком извещений об отправке поставщиком в адрес грузополучателя материальных ценностей последний при получении извещений осуществляет внутренний контроль за принятием к учету материальных ценностей (их поступлением) и уведомляет заказчика посредством направления ему второго экземпляра извещения о принятии к учету поступивших материальных ценностей. При неполучении материальных ценностей в период, достаточный для их транспортировки, грузополучатель уведомляет заказчика об этом также путем направления извещения;

2) в случае формирования грузополучателем извещений о получении по централизованному снабжению материальных ценностей от поставщика оба экземпляра извещения направляются заказчику. Заказчик при получении извещений заполняет их в своей части и возвращает в подтверждение сформированных взаимосвязанных показателей один экземпляр извещения грузополучателю.

Изложенные выше правила оформления извещений установлены Инструкцией № 162н. Хотя названная инструкция применяется учреждениями, являющимися участниками бюджетного процесса (в частности, казенными учреждениями), по мнению автора, указанные правила могут быть распространены и при оформлении взаимоотношений по централизованному снабжению бюджетных и автономных учреждений.

Централизованное снабжение подведомственных заказчику бюджетных учреждений

Разъяснения по отражению операций по централизованным поставкам материальных ценностей у заказчика и у грузополучателя, приведенные в Письме Федерального казначейства N 42-7.1-01/2.2-397, в случае если заказчик является вышестоящим учреждением, не отличаются от правил учета, предусмотренных п. 245 Инструкции N 70н. Прокомментировать их можно следующим образом:

  • суммы перечисленных авансов отражаются по дебету аналитических счетов счета 1 206 00 000 “Расчеты по выданным авансам” и кредиту аналитических счетов счета 1 304 05 000 “Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов”;
  • на суммы отправленных ценностей согласно документам поставщиков проводки делаются по дебету аналитических счетов счета 1 304 04 000 “Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств” и кредиту счетов 1 302 xx 730 как увеличение кредиторской задолженности по приобретению соответствующих нефинансовых активов;
  • зачет аванса отражается по дебету счетов 1 302 xx 830 как уменьшение кредиторской задолженности по приобретению соответствующих нефинансовых активов и кредиту счетов аналитического учета счета 1 206 00 000 “Расчеты по выданным авансам”;
  • оплата заказчиком счетов поставщиков отражается по дебету счетов 1 302 xx 830 как уменьшение кредиторской задолженности по приобретению соответствующих нефинансовых активов и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 1 304 05 000 “Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов”;
  • у бюджетного учреждения – получателя материальных ценностей суммы поступивших основных средств, нематериальных активов, материалов отражаются по дебету аналитических счетов счета 1 106 00 000 <3> как увеличение капитальных вложений в соответствующие нефинансовые активы и кредиту аналитических счетов счета 1 304 04 000 “Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств”. Затем стоимость полученных активов подлежит отражению на счетах учета нефинансовых активов.

Обратите внимание: в Письме Федерального казначейства N 42-7.1-01/2.2-397 не упоминается о централизованных поставках услуг, работ. Если обратиться к Инструкции N 70н, то в ней также не упоминается о работах и услугах. Речь в указанных нормативных документах идет лишь об основных средствах, нематериальных активах и материальных запасах. Это следует из приведенных в указанных документах корреспонденций счетов. Однако на данном этапе многие бюджетные учреждения в порядке централизованного снабжения получают не только нефинансовые активы, но и работы, услуги.

Например, поставка учреждениям программного продукта, адаптированного к новому Плану счетов, в основном осуществляется в централизованном порядке. В свою очередь, программное обеспечение нельзя отнести ни к одному из перечисленных выше нефинансовых активов. В соответствии с правилами новой Инструкции программный продукт, на который у учреждения отсутствует исключительное право пользования, должен учитываться в составе расходов по подстатье 226 “Прочие услуги” ЭКР <4>, а следовательно, сразу списываться на расходы учреждения, минуя счета учета материальных ценностей. Как в этом случае поступать? По мнению автора, счета учета расходов (в данном случае счет 1 401 01 226 “Расходы на прочие услуги”) следует ставить в один рад со счетами учета материальных ценностей, а счета учета увеличения (уменьшения) кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате прочих услуг (в данном случае счет 1 302 07 xx0) в один ряд со счетами учета увеличения (уменьшения) кредиторской задолженности по оплате соответствующих материальных ценностей.

Пример 1. В январе 2006 г. распорядитель, он же заказчик, заключил договор на поставку программного продукта в количестве 30 ед. для подведомственных организаций на общую сумму 1 200 000 руб. В этом же месяце в соответствии с договором был перечислен аванс в размере 30% от общей стоимости договора. В феврале распорядитель получил от поставщика счета-фактуры на отгрузку программного продукта грузополучателям на сумму 320 000 руб., в марте – на сумму 880 000 руб.

В учете у распорядителя-заказчика операции отражаются на счетах бюджетного учета следующими записями.

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма,

руб.

Январь 2006 г.

Перечислен аванс под поставку

программного продукта

(1 200 000 руб. x 30%)

1 206 06 560

1 304 05 226

360 000

Февраль 2006 г.

Согласно документам поставщика

программный продукт отправлен

грузополучателю

1 304 04 226

1 302 07 730

320 000

Зачтен ранее перечисленный

аванс

1 302 07 830

1 206 06 660

320 000

Март 2006 г.

Согласно документам поставщика

программный продукт отправлен

грузополучателю

1 304 04 226

1 302 07 730

880 000

Зачтен ранее перечисленный

аванс

1 302 07 830

1 206 06 660

40 000

Произведен окончательный

расчет с поставщиком

программного продукта

1 302 07 830

1 304 05 226

840 000

В учете у грузополучателей (каждого бюджетного учреждения в отдельности) операции отражаются в месяце получения от распорядителя Извещения (ф. 05048050) и копии счета поставщика об отправке в его адрес программного продукта следующими записями.

Централизованное снабжение головным учреждением своих обособленных подразделений (филиалов).

При централизованной закупке головным учреждением материальных ценностей для своих обособленных подразделений, наделенных полномочиями по ведению бухгалтерского учета, заказчиком выступает головное учреждение, а грузополучателем – обособленное подразделение.

Отражение взаимосвязанных расчетов в рамках таких операций осуществляется с применением счета 0 304 04 000 «Внутриведомственные расчеты», при этом на основании оформленных извещений (п. 142, 143 Инструкции № 174н, п. 170, 171 Инструкции № 183н):

  • у головного учреждения передача нефинансовых активов отражается по дебету счета 0 304 04 000 и кредиту соответствующих аналитических счетов по счетам 0 101 00 000 «Основные средства», 0 102 00 000 «Нематериальные активы», 0 105 00 000 «Материальные запасы», 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы»;

  • у обособленного учреждения получение нефинансовых активов – по дебету соответствующих аналитических счетов по счетам 0 101 00 000 «Основные средства», 0 102 00 000 «Нематериальные активы», 0 105 00 000 «Материальные запасы», 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы» и кредиту счета 0 304 04 000.

Пример 2.

Государственный университет физической культуры и спорта (бюджетное учреждение) имеет в других регионах два филиала, наделенных полномочиями по ведению бухгалтерского учета. За счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, университет заключил договор поставки спортивной одежды на сумму 40 000 руб. (20 комплектов по 2 000 руб.). Условиями договора предусмотрено поступление спортивной одежды на склад университета с дальнейшей передачей в адрес филиалов. Аванс по договору составляет 12 000 руб.

В бухгалтерском учете указанные операции будут отражены следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

В учете головного учреждения

Перечислен аванс поставщику

2 206 34 560

2 201 11 610

12 000

Забалансовый счет 18 (КОСГУ 340)

Поступила спортивная одежда на склад головного учреждения

2 105 35 340

2 302 34 730

40 000

Зачтен ранее перечисленный аванс

2 302 34 830

2 206 34 660

12 000

Произведен окончательный расчет с поставщиком
(40 000 – 12 000) руб.

2 302 34 830

2 201 11 610

28 000

Забалансовый счет 18 (КОСГУ 340)

Отражена передача спортивной одежды в адрес обособленных подразделений (на основании оформленных и переданных извещений)

2 304 04 340

2 105 35 440

40 000

Забалансовый счет 05*

Предоставлены филиалами заполненные извещения, подтверждающие получение ими спортивной одежды

Забалансовый счет 05

40 000

В учете каждого из филиалов

Поступила спортивная одежда (один экземпляр извещения возращен в головное учреждение)

2 105 35 340

2 304 04 340

20 000

* В соответствии с п. 341 Инструкции № 157н забалансовый счет 05 «Материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению» предназначен для учета материальных ценностей, оплаченных субъектом учета, уполномоченным на централизованное заключение контракта (договора) и отгруженных грузополучателям в рамках централизованной закупки.

Принятие к учету на счет 05 материальных ценностей отражается заказчиком на основании первичных документов, подтверждающих отгрузку материальных ценностей в пользу грузополучателя, в сумме выплат на их приобретение.

При получении заказчиком подтверждения о получении грузополучателем материальных ценностей, отгруженных в их адрес, указанные ценности подлежат списанию с забалансового учета по стоимости, по которой они ранее принимались к учету.

Централизованные поставки бюджетным учреждениям, не находящимся в ведомственной подчиненности заказчика, но состоящим с ним на одном бюджете бюджетной системы РФ

Схема проводок по отражению операций по централизованным поставкам неподведомственным учреждениям и у заказчика, и грузополучателя несколько изменится. У заказчика суммы перечисленных авансов, зачет аванса и оплата счетов поставщика отражаются теми же проводками, что и в первом случае. У заказчика меняется корреспонденция счетов по отражению сумм отправленных ценностей согласно документам поставщиков. Указанные суммы отражаются по дебету счета 1 401 01 241 “Расходы на субсидии государственным организациям” и кредиту счетов 1 302 xx 730 как увеличение кредиторской задолженности по приобретению соответствующих нефинансовых активов.

У грузополучателя – бюджетного учреждения, не подведомственного заказчику, суммы поступивших нефинансовых активов отражаются по кредиту счета 1 401 01 180 “Прочие доходы” и дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 1 106 00 000 “Вложения в нефинансовые активы”.

Пример 2. Заказчик заключил договор с поставщиком на поставку основных средств для централизованного снабжения учреждений на сумму 1 350 000 руб. Основные средства на сумму 1 000 000 предназначены для централизованного снабжения подведомственных учреждений и 350 000 руб. – не подведомственных заказчику.

Предоплата составила 30%, или 405 000 руб.

В учете у заказчика операции отражаются на счетах бюджетного учета следующими записями.

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма,

руб.

Перечислен аванс под

поставку программного

продукта

(1 350 000 руб. x 30%)

1 206 08 560

1 304 05 310

405 000

Согласно документам

поставщика основные средства

отправлены грузополучателю,

подведомственному заказчику

1 304 04 310

1 302 17 730

1 000 000

Согласно документам

поставщика основные средства

отправлены грузополучателю,

не подведомственному

заказчику

1 401 01 241

1 302 17 730

350 000

Зачтен ранее перечисленный

аванс

1 302 17 830

1 206 08 660

405 000

Произведен окончательный

расчет с поставщиком

программного продукта

1 302 17 830

1 304 05 310

945 000

В учете у грузополучателей, подведомственных заказчику, операции отражаются следующими записями.

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

На основании Извещения

ф. 05048050 и копии счета

поставщика об отправке

основных средств

оприходованы основные

средства

1 106 01 310

1 304 04 310

1 000 000

В учете у грузополучателей, не подведомственных заказчику, операции отражаются следующими записями.

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

На основании Извещения

ф. 05048050 и копии счета

поставщика об отправке

основных средств оприходованы

основные средства

1 106 01 310

1 401 180

350 000

Централизованные поставки материальных ценностей грузополучателям – бюджетным учреждениям, состоящим на других бюджетах бюджетной системы РФ

Бюджетная система РФ – это совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Эффективное функционирование бюджетной системы предполагает определенные экономические отношения между бюджетами разного уровня. Однако Инструкция N 70н не содержит правила отражения операций по межбюджетной передаче материальных ценностей. Как один из вариантов межбюджетной передачи в Письме Федерального казначейства N 42-7.1-01/2.2-397 рассмотрен вопрос по межбюджетным централизованным поставкам.

Обратите внимание: для того чтобы отразить в учете межбюджетную передачу товаров, работ, услуг как централизованные поставки, необходимо оформить эти операции документально в соответствии с требованиями бюджетного законодательства.

Примечание. Централизованные поставки бюджетным учреждениям, состоящим на других бюджетах, возможны только после внесения соответствующих изменений в бюджетную роспись.

Операции у заказчика в этом случае отражаются аналогично операциям по централизованным поставкам материальных ценностей неподведомственному грузополучателю с той лишь разницей, что на суммы отправленных ценностей согласно документам поставщиков записи делаются по дебету счета 1 401 01 251 “Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации” в корреспонденции с кредитом счета 1 302 xx 730.

У грузополучателя в этом случае суммы поступивших материальных ценностей (основных средств, нематериальных активов, материалов) отражаются по кредиту счета 1 401 01 151 “Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации” в корреспонденции с дебетом аналитических счетов счета 1 106 00 000 “Вложения в нефинансовые активы”.

Пример 3. Изменим условия примера 2. Заказчик, состоящий на федеральном бюджете, заключил договор на поставку основных средств на сумму 1 350 000 руб. Основные средства предназначены для централизованного снабжения бюджетных учреждений, финансируемых из местных бюджетов. Размер перечисленного аванса составляет 30% от общей суммы договора.

У заказчика операции отражаются следующим образом.

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Перечислен аванс под

поставку основных средств

1 206 08 560

1 304 05 310

405 000

Согласно документам

поставщика основные

средства отправлены

грузополучателям,

состоящим на местных

бюджетах

1 401 01 251

1 302 17 730

1 305 000

Зачтен ранее выданный

аванс

1 302 17 830

1 206 08 660

405 000

Оплачен счет поставщика

основных средств

1 302 17 830

1 304 05 310

945 000

У грузополучателей в учете делается следующая бухгалтерская запись.

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Поступили основные

средства

1 106 01 310

1 401 01 151

1 305 000

Централизованные закупки в пользу бюджетных (автономных) учреждений.

На практике нередки случаи, когда главный распорядитель бюджетных средств (учредитель) осуществляет централизованные закупки в пользу подведомственных бюджетных (автономных) учреждений. Возникает вопрос, как отражать такие операции в бухгалтерском учете, ведь в инструкциях № 174н, 183н проводок по централизованному снабжению бюджетных (автономных) учреждений не предусмотрено.

По мнению автора, в данном случае взаимосвязанные расчеты между заказчиком-учредителем и грузополучателями – бюджетными, автономными учреждениями отражаются как безвозмездная передача. Рассмотрим порядок отражения таких операций на примере.

Пример 3.

Департаментом спорта (заказчик) заключен договор централизованной закупки велосипедов для подведомственных спортивных школ (бюджетные учреждения). Общая стоимость закупки составляет 255 000 руб. (стоимость 1 велосипеда – 17 000 руб.). Согласно условиям договора поставка осуществляется непосредственно в школу (по 5 велосипедов в каждую из 3 школ). Поставка производится после внесения заказчиком предоплаты в сумме 76 500 руб.

В бухгалтерском учете данные операции будут отражены следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

В учете заказчика

Перечислен аванс по договору поставки

1 206 31 560

1 304 05 310

76 500

Отражены произведенные вложения

1 106 31 310

1 302 31 730

255 000

Отражена безвозмездная передача произведенных вложений (на основании оформленных извещений)

1 401 20 241

1 106 31 410

255 000

Зачтен ранее перечисленный аванс

1 302 31 830

1 206 31 660

76 500

Произведен окончательный расчет с поставщиком
(255 000 – 76 500) руб.

1 302 31 830

1 304 05 310

178 500

В учете спортивной школы

Приняты к учету велосипеды (с закреплением права оперативного управления на них)
(5 шт. x 17 000 руб.) (согласно поступившим извещениям с приложением сопроводительных документов от поставщика)

4 101 36 310

4 401 10 180

85 000

Участники централизованного снабжения

Участниками централизованных поставок являются:

1) поставщик – организация, осуществляющая поставку материальных ценностей;
2) заказчик – учреждение (государственный орган), наделенное полномочиями по заключению договора (государственного контракта) с поставщиком;
3) грузополучатель – учреждение, которому непосредственно поступают материальные ценности.

В денежных расчетах, связанных с централизованным снабжением, участвуют заказчик и поставщик. Грузополучатель при этом лишь принимает материальные ценности.

При осуществлении централизованных закупок за счет средств бюджета (субсидий, предоставленных из бюджета) заказчики, за исключением автономных учреждений, обязаны руководствоваться положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Порядок снабжения

Схема реализации снабжения состоит из таких этапов:

  1. Подача подведомственными структурами в снабженческий орган заявок на плановый расход материалов в будущем периоде с детализацией по видам активов и обоснованием необходимости заявленного количества ценностей.
  2. Составление плана закупок и истребование финансирования под него головным распорядителем.
  3. Поиск и выбор поставщиков организацией, выполняющей роль заказчика.
  4. Согласование деталей сотрудничества между заказчиком и поставщиком, подписание договора поставки.
  5. Доставка и отгрузка товаров грузополучателю.
  6. Оплата распределителем суммы по договору.

Система документооборота требует оформлять договор, сопроводительные бланки к нему, извещения формы 0504805. Извещение составляется в двух экземплярах. Каждый новый бланк заполняемого документа формы 0504805 должен быть зарегистрирован в специальном журнале. Правила оформления закреплены в Приказе №52н от 30 марта 2015 г. Возможны два способа составления этого документа:

  1. Извещение формируется заказчиком. Грузополучатель на базе отраженной в форме информации производит проверку ценностей при их поступлении и заполняет свою часть бланка. Второй экземпляр со всеми заполненными реквизитами направляется заказчику для оповещения его о приходовании активов в полном объеме (или сообщает о неполной комплектации, обнаружении брака).
  2. Грузополучатель создает извещение и отправляет все экземпляры вышестоящей инстанции, являющейся заказчиком по договору поставки. Заказчик проверяет документы, заполняет вторую часть извещения и возвращает один из бланков получателю материалов.

Операции по централизованным поставкам материальных ценностей со склада заказчика – вышестоящего бюджетного учреждения, а также в случае приобретения материальных ценностей с целью их дальнейшей передачи

Особенность таких операций заключается в том, что материальные ценности вначале приходуются (ставятся на учет) заказчиком как ценности, находящиеся на складе. Схема отражения операций следующая:

  • полученные ценности согласно документам поставщика отражаются в учете у заказчика вначале по дебету аналитических счетов счета 1 106 00 000 “Вложения в нефинансовые активы” как увеличение капитальных вложений в соответствующие нефинансовые активы в корреспонденции с кредитом счетов 1 302 xx 730 (счета учета увеличения кредиторской задолженности по приобретению нефинансовых активов);
  • затем стоимость затрат, собранная на счете 1 106 00 0000, списывается в дебет счетов учета нефинансовых активов (1 101 xx 310, 1 103 01 320, 1 105 xx 340).

Таким образом, финансовое ведомство отвечает на вопрос: на каких счетах учитывать материальные ценности, находящиеся на складе: на счетах учета вложений в нефинансовые активы или на счетах учета нефинансовых активов? С момента введения в действие новой Инструкции по бюджетному учету этот вопрос часто возникал у бухгалтеров бюджетных учреждений. Теперь можно считать, что он решен. Материальные ценности, находящиеся на складе, следует учитывать на тех же счетах, что и ценности, находящиеся в эксплуатации. Однако, по мнению автора, в этом случае следует организовать раздельный учет материальных ценностей, находящихся на складе и в эксплуатации, путем открытия дополнительного субсчета (дополнительного уровня аналитического учета).

Отражение операций по распределению материальных ценностей со склада заказчика также имеет свои особенности, обусловленные статусом грузополучателя. Как указывалось выше, грузополучатель может быть:

  1. подведомственным учреждением;
  2. не подведомственным заказчику учреждением;
  3. бюджетным учреждением, состоящим на другом бюджете бюджетной системы РФ.

От статуса грузополучателя зависит, в дебет какого счета заказчик списывает стоимость материальных ценностей, учтенных на счетах 1 101 xx 000, 1 103 01 000, 1 105 xx 000. Так, при отправке ценностей:

  1. подведомственному учреждению дебетуются счета аналитические учета счета 1 304 041 000 “Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств” (1 301 04 310, 1 304 04 320, 1 304 04 340);
  2. не подведомственному заказчику учреждению, но состоящему с ним на одном бюджете, дебетуется счет 1 401 01 241 “Расходы на субсидии государственным организациям”;
  3. грузополучателю другого бюджета операции отражаются по дебету счета 1 401 01 251 “Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации”.

Особенность отражения операций по получению материальных ценностей у грузополучателя в том, что ценности приходуются в дебет счетов 1 101 xx 000, 1 103 01 000, 1 105 xx 000, минуя счета учета вложений в нефинансовые активы. При этом у подведомственного грузополучателя кредитуется счет 1 304 04 000, у неподведомственного – счет 1 401 01 180, у бюджетного учреждения, состоящего на другом бюджете, – счет 1 401 01 151.

Операции по перечислению, зачету перечисленных авансов и по окончательному расчету заказчика с поставщиками отражаются во всех случаях централизованных поставок однотипно (см. выше), поэтому в приведенном ниже примере мы не будем их рассматривать.

Пример 4. Заказчиком получено и оприходовано на склад оборудование, предназначенное для централизованных поставок, на сумму 981 000 руб., в том числе для снабжения:

  • подведомственных учреждений на сумму 408 000 руб.;
  • неподведомственных, но состоящих на одном бюджете, на сумму 226 000 руб.;
  • бюджетных учреждений, состоящих на других бюджетах, на сумму 347 000 руб.

Затем оборудование направлено грузополучателям.

У заказчика в учете операции отражаются следующим образом.

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Получено оборудование

1 106 01 310

1 302 17 730

981 000

Приняты к бухгалтерскому

учету основные средства

(оборудование)

1 101 04 310

1 106 01 410

981 000

Отправлено оборудование

подведомственному

бюджетному учреждению

1 304 04 310

1 101 04 410

408 000

Отправлено оборудование

грузополучателю другого

ведомства

1 401 01 241

1 101 04 410

226 000

Отправлено оборудование

бюджетным учреждениям,

состоящим на других

бюджетах

1 401 01 251

1 101 04 410

347 000

Получение материальных ценностей у грузополучателя, подведомственного заказчику, отражается бухгалтерскими записями:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Поступило оборудование

1 101 04 310

1 304 04 310

408 000

  • у грузополучателя – бюджетного учреждения, не подведомственного заказчику:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Поступило оборудование

1 101 04 310

1 401 01 180

226 000

  • у грузополучателя – бюджетного учреждения, состоящего на другом бюджете бюджетной системы РФ:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Поступило оборудование

1 101 04 310

1 401 01 151

347 000

 

Учет операций по централизованной поставке у заказчика

Для осуществления полноценного процесса централизованного снабжения необходимо три участника:

  1. Поставщик материальных ценностей — сторона, с которой заключается государственный (муниципальный) контракт (договор).
  2. Заказчик — вторая сторона заключенного контракта (договора), обеспечивающая расчетную часть процесса.
  3. Грузополучатель — сторона, в адрес которой поступят материальные ценности.

Отражение порядка оформления операций по централизованному снабжению закреплено в Инструкции № 162н разд. 6 «Порядок учета операций по централизованному снабжению материальными ценностями».

Также проведение централизованных закупок и заключение контрактов с поставщиками регулируется Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Заключение контракта (договора) и денежные расчеты при централизованном снабжении казенных учреждений берет на себя сторона заказчик, которая выступает их главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств. Сторона-грузополучатель только принимает материальные ценности.

Все текущие взаиморасчеты между заказчиком и грузополучателем оформляются извещениями в двух экземплярах согласно первичным учетным документам. (п.154 Инструкции № 162н).

Первичный экземпляр извещения формируется заказчиком и уведомляет грузополучателя о том, что материальные ценности отправлены в его адрес, в свою очередь грузополучатель со своей стороны осуществляет внутренний контроль за принятием к учету материальных ценностей и уведомляет об этом заказчика ответным (вторым) экземпляром извещения о принятии к учету поступивших материалов. Согласно п. 155 Инструкции № 162н, существует и вариант когда грузополучатель при получении материальных ценностей от поставщика самостоятельно оформляет извещение в двух экземплярах и направляет их заказчику для заполнения его части.

Принятие к учету поступивших материальных ценностей осуществляется на основании первичных документов учреждения-заказчика. Помимо первичных документов заказчика, содержащихся в п. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», необходимо указать следующие реквизиты:

  • полное наименование заказчика;
  • полное наименование грузополучателя;
  • реквизиты контракта, по которому осуществляется централизованная поставка;
  • код классификации расходов соответствующего бюджета, по которому принимаются и (или) исполняются бюджетные обязательства;
  • иные реквизиты, предусмотренные заказчиком в рамках учетной политики.

Хозяйственные операции по централизованному снабжению на стороне заказчика могут отражаться двумя способами, в зависимости от условий заключения контракта (договора) с поставщиком.

Первый вариант, когда поставка материальных ценностей осуществляется напрямую грузополучателям. В этом случае заказчик отражает расчеты с поставщиками и грузополучателями и оформляет бухгалтерские записи на основании полученных от поставщиков оправдательных документов, которые будет подтверждать исполнение обязательств по поставке материальных ценностей грузополучателям и (или) извещений от грузополучателей, подтверждающих поставку.

Обращаю ваше внимание, что при условии формирования извещения заказчиком стоимость материальных ценностей, которые были отгружены грузополучателям, должна учитываться на забалансовом счете 05 «Материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению» до момента их фактического получения грузополучателем. После того, как заказчиком будет получено извещение о подтверждении получения материальных ценностей грузополучателем, сумма со счета 05 подлежит списанию.

Второй вариант, когда поставка имущества осуществляется непосредственно заказчику для дальнейшей передачи грузополучателям. В этом случае вложения в данные материальные ценности заказчик отражает в бюджетном учете при его получении от поставщика. Затем заказчик передает имущество грузополучателям, высылая им извещение с приложенными первичными документами, представленных поставщиком в подтверждение исполнения им обязанностей по поставке материальных ценностей в рамках централизованного снабжения. При получении имущества грузополучатель должен направить второй экземпляр извещения заказчику с подтверждением получения материальных ценностей.

Для упрощения понимания отражения хозяйственных операций по централизованному снабжению можно обратиться к таблице 1, где расписаны основные хозяйственные операции и бухгалтерские проводки для их отражения.

Таблица 1. Проводки для операций по централизованному снабжению

Операция

Дт

Кт

Перечисление аванса поставщику по условиям заключенного контракта (договора)

1 206 3Х 56Х

1 304 05 3Х0

Поступление имущества напрямую грузополучателю

1 304 04 3Х0

1 302 3Х 73Х

Отражение стоимости материальных ценностей, отгруженных поставщиком в адрес грузополучателя

1 304 04 3×0

1 302 3Х 73 х

Отражена одновременно по забалансовому учету стоимость оплаченных и отгруженных грузополучателю материальных ценностей

Забаланс 05

Списана с забалансового учета стоимость материальных ценностей, полученных грузополучателями по централизованному снабжению на основании полученных от них вторых экземпляров извещений

Забаланс 05

Отражена стоимость произведенных вложений в объекты

1 106 3Х 3Х0

1 302 3Х 73Х

Отражена передача грузополучателю сформированных вложений в объекты

1 304 04 3Х0

1 106 3Х 4Х0

Произведен зачет ранее перечисленного поставщику аванса в рамках централизованного снабжения

1 302 3Х 83Х

1 206 3Х 66Х

Произведен окончательной расчет с поставщиком за поставку

1 302 31 83Х

1 304 05 3Х0

Документы без груза

Изменениями в Инструкцию N 162н предусмотрена ситуация, когда в адрес Грузополучателя поступили только документы (Извещение (ф. 0504805)), сами нефинансовые активы еще не поступили. В этом случае Грузополучатель отражает указанный факт хозяйственной жизни следующими бухгалтерскими записями:

Дебет 1 107 11 310, 1 107 31 310, 1 107 33 340

“Увеличение стоимости основных средств – недвижимого имущества учреждения в пути”, “Увеличение стоимости основных средств – иного движимого имущества учреждения в пути”, “Увеличение стоимости материальных запасов – иного движимого имущества учреждения в пути”

Кредит 1 304 04 310, 1 304 04 320, 1 304 04 340

“Внутриведомственные расчеты по приобретению основных средств”, “Внутриведомственные расчеты по приобретению нематериальных активов”, “Внутриведомственные расчеты по приобретению материальных запасов”

  • нефинансовые активы, полученные в порядке внутриведомственных расчетов в пути.

Как только Грузополучатель получит материальные ценности, указанные в Извещении (ф. 0504805) и прилагаемых к нему документах, он должен принять их к учету в качестве материальных вложений:

Дебет 1 106 11 310, 1 106 31 310, 1 106 32 320, 1 106 34 340

“Увеличение вложений в основные средства – недвижимое имущество учреждения”, “Увеличение вложений в основные средства – иное движимое имущество учреждения”, “Увеличение вложений в нематериальные активы – иное движимое имущество учреждения”, “Увеличение вложений в материальные запасы – иное движимое имущество учреждения”

Кредит 1 107 11 410, 1 107 31 410, 1 107 33 440

“Уменьшение стоимости основных средств – недвижимого имущества учреждения в пути”, “Уменьшение стоимости основных средств – иного движимого имущества учреждения в пути”, “Уменьшение стоимости материальных запасов – иного движимого имущества учреждения в пути”.

Груз без документов

Но бывает и обратная ситуация, также предусмотренная изменениями, внесенными в Инструкцию N 162н, – поставщик в рамках заключенного с ним государственного (муниципального) контракта доставил материальные ценности Грузополучателю до поступления Извещения (ф. 0504805) и прилагаемых к нему документов (акта приема-передачи осуществленных вложений в материальные ценности и (или) копий документов, представленных поставщиком в подтверждение поставки материальных ценностей в адрес Грузополучателя).

В этом случае Грузополучатель производит принятие к учету материальных ценностей с отражением их на забалансовом счете 22 “Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению”. Как только подведомственное учреждение получит необходимые документы, материальные ценности принимаются к учету с одновременным списанием материальных ценностей с забалансового счета 22 “Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению”.

Учет возвратной тары

Тара, используемая поставщиком при поставке материальных ценностей, может совершать однократный или многократный оборот (многооборотная тара). Договором поставки может предусматриваться использование многооборотной тары, подлежащей обязательному возврату поставщику (возвратная тара). За некоторые виды многооборотной тары, поставляемой с материальными ценностями, поставщиком может взиматься с покупателя залог (вместо стоимости тары), который ему возвращается после получения от него порожней тары в исправном состоянии. Взимание залоговых сумм за тару производится в случаях, предусмотренных договорами. Эта плата возвращается покупателю после получения от него порожней тары в исправном состоянии. К возвратной таре, как правило, относятся: деревянная тара (ящики, бочки, кадки и др.), картонная тара (ящики из гофрированного и плоского склеенного картона и др.), металлическая и пластмассовая тара (бочки, фляги, ящики, бидоны, корзины и др.), стеклянная тара (бутылки, банки, бутыли и др.), текстильная тара из тканей и нетканых материалов (мешки тканевые, упаковочные ткани, нетканые упаковочные полотна и др.), а также специальная тара, то есть тара, специально изготовленная для упаковки определенной продукции (товаров).

При поступлении материальных запасов в возвратной таре Грузополучатель делает запись на сумму поступивших материальных запасов (в том числе возвратной тары):

Дебет 1 106 34 340

“Увеличение вложений в материальные запасы – иное движимое имущество учреждения”

Кредит 1 304 04 340

“Внутриведомственные расчеты по приобретению материальных запасов”

  • принята к учету сумма произведенных вложений в материальные запасы, в том числе возвратной тары, полученных в порядке внутриведомственных расчетов.

Возвращая поставщику возвратную тару, Грузополучатель высылает Заказчику для расчетов с поставщиком все документы, подтверждающие отправку тары, с указанием ее количества, цены и стоимости. По этим операциям Грузополучатель производит следующие записи:

Дебет 1 304 34 340

“Внутриведомственные расчеты по приобретению материальных запасов”

Кредит 1 105 31 440 – 1 105 36 440

“Уменьшение стоимости материальных запасов”

  • уменьшена стоимость материальных запасов на сумму стоимости возвратной тары.

Заказчик операции отправки поставщику возвратной тары в учете отражает следующими записями:

  • по получении документов от Грузополучателя на отправленную возвратную тару и предъявлении за нее счета поставщику:

Дебет 1 206 34 560

“Увеличение дебиторской задолженности по авансам по приобретению материальных запасов”

Кредит 1 304 04 340

“Внутриведомственные расчеты по доходам от выбытия материальных запасов”

  • отражена дебиторская задолженность по авансам по приобретению материальных запасов на сумму стоимости возвратной тары;

Дебет 1 401 20 272

“Расходование материальных запасов”

Кредит 1 304 04 340

“Внутриведомственные расчеты по доходам от выбытия материальных запасов”

  • отражена разница между ценой приобретения тары и ценой, по которой возвращена тара поставщику.

При получении от поставщика денежных средств за возвратную тару Заказчик делает запись:

Дебет 1 210 02 440, 1 303 05 830

“Расчеты с финансовыми органами по поступлениям в бюджет от выбытия материальных запасов”, “Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет”

Кредит 1 206 34 660

“Уменьшение дебиторской задолженности по авансам по приобретению материальных запасов”

  • получены от поставщика денежные средства за возвращенную ему тару.

Если возвратная тара приобреталась в прошлом году, Заказчик перечисляет средства с лицевого счета получателя бюджетных средств в доход соответствующего бюджета.

Источники

  • https://zakonguru.com/goszakupki/44/centralizovannye-2.html
  • https://pravo.team/zakupki/44/tsentralizovannye.html
  • https://www.audit-it.ru/articles/account/assets/a11/906480.html
  • https://WiseEconomist.ru/poleznoe/1505-centralizovannoe-snabzhenie-byudzhetnyx-uchrezhdenij
  • https://assistentus.ru/buhuchet/centralizovannoye-snabzheniye/
  • https://www.klerk.ru/buh/articles/508770/
  • https://WiseEconomist.ru/poleznoe/87749-centralizovannye-postavki

tett
Зарплатто.ру - сайт о зарплатах и доходах, деньгах и финансах
Adblock
detector