Учет детей, оставшихся без попечения родителей — основания для усыновления в 2024 году

Содержание
  1. Формы устройств детей, оставшихся без попечения
  2. Основания установления опеки и попечительства
  3. Порядок устройства детей, оставшихся без попечения родителей
  4. Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей
  5. Устройство ребенка, оставшегося без попечения родителей
  6. Учет детей, оставшихся без попечения родителей
  7. Банк данных о детях
  8. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей
  9. Законодательное регулирование
  10. Истоки устройства детей, оставшихся без попечения родителей в России
  11. Деятельность органов опеки и попечительства по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей
  12. Государственный банк детей, оставшихся без родительского попечения
  13. Порядок передачи детей на воспитание
  14. Психологические проблемы социализации детей, оставшихся без попечения родителей
  15. Законы Российской Федерации по ст. 122 СК РФ
  16. Законы Российской Федерации по СК РФ
  17. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации по ст. 122 СК РФ
  18. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации по СК РФ

Формы устройств детей, оставшихся без попечения

Защита детей, которые остались без родительского попечения, является обязанностью государства. Одним из ее проявления является устройство детей. Законодателем определены три формы, в рамках которых сироты и дети, лишенные родительской опеки, могут быть устроены.

Одной из таких форм является усыновление. Под усыновлением необходимо понимать принятие ребенка, признанного сиротой, в семью, где он будет считаться кровным родственником, являться носителем прав и обязанностей, вытекающих из такого принятия. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в форме усыновления, является для государства приоритетным. После прохождения процедуры усыновления, родители, принявшие ребенка, являются носителями обязанности по его воспитанию, развитию и содержанию. Существует ряд ограничений в отношении детей, которые не могут быть усыновлены.

Установление опеки и попечительства означает передачу ребенка в семью на праве воспитанника. Детям, которые не достигли 14 лет, назначается воспитатель – опекун. Попечитель назначается детям, возраст которых находится в пределах 14 – 18 лет. Лицо, принявшее на себя опеку над несовершеннолетним, наделяется практически полным спектром прав, которые были бы присущи родителю по воспитанию, обучению и содержанию несовершеннолетнего. Такие лица принимают на себя ответственность за действия ребенка, принятого под опеку. Обязанностью органов опеки является осуществления регулярного контроля за условиями, в которых проживает ребенок, его воспитанием и обучением. Назначение опеки может быть осуществлено с установлением ее срока или без него. Статистика показывает, что опека нередко выступает в виде промежуточной формы, используемой на пути усыновления ребенка.

Дети, которые не имеют опеки со стороны биологических родителей, могут быть устроены в приемную семью. Пребывание ребенка в приемной семье осуществляется в договорном порядке. Над ребенком, который передается на воспитание приемной семье, устанавливается опека или попечительство, в зависимости от его возраста. Договор о передаче ребенка в приемную семью является срочным. Сторонами его заключения выступают приемные родители или родитель, а также орган опеки и попечительства. Как правило, сирот передают на воспитание приемной семьи в том случае, если усыновить или взять под опеку такого ребенка невозможно. Примером может послужить фактическое воспитание в одной приемной семье нескольких братьев и сестер. Таким образом, при помощи домашнего воспитания обеспечивается процесс развития детей, их обучения и содержания.

Данные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, имеют различные основания, среди которых судебное решение и договор, но все они направлены на удовлетворение интересов ребенка.

Основания установления опеки и попечительства

Детьми, оставшимися без родительского попечения, считают тех детей, у которых умерли родители или имеют статус недееспособных, а также тех, у которых родителей лишили или ограничили в их правах. Такие дети нуждаются в социальной защите, которую обеспечивается государство в лице органов опеки и попечительства.

Единственной причиной, по которой в отношении детей устанавливается опека или попечительство, является утрата родительского попечения в их отношении. Установление такого правового положения ребенка осуществляется с целью воспитания данной категории детей, а также защиты тех прав и интересов, которыми они наделены. Данное положение законодательно закреплено в ст. 45 СК и 31 ГК РФ.

В отношении малолетнего ребенка, который не достиг 14-летнего возраста, устанавливается опека. Попечитель назначается детям, находящимся в возрасте 14 – 18 лет.

Оба понятия не имеют существенных различий в разрезе воспитательного и образовательного направления. Отличие понятий имеет важность в сфере осуществления имущественных прав детей. Здесь большое значение придается именно возрастному критерию ребенка.

С точки зрения гражданско-правовых норм, опека и попечительство есть способом восполнения объема дееспособности. Малолетние дети, возраст которых находится в промежутке 6 – 14 лет, имеют право на самостоятельное совершение ограниченного круга сделок, среди которых: мелкие бытовые сделки; действия, результат которых направлен на безвозмездное достижение выгода; сделки, которые не требуют нотариальных и регистрационных процедур; сделки, связанные со свободным распоряжением средствами, которые предоставлены законными представителями.

Иные виды сделок совершаются в интересах малолетнего опекуном или лицом, выступающим его законным представителем. Участие опекуна позволяет малолетнему ребенку являться участником любых гражданских правоотношений.

Наибольшим кругом прав обладают несовершеннолетние дети, возраст которых находится в границах 14 – 18 лет. Они являются практически полноправными участниками гражданско-правовых отношений.

Такие дети имеют право на самостоятельное совершение сделок, которые предусмотрены для лиц, находящихся в возрасте с 6 до 14 лет. Также, закон позволяет им: осуществлять распоряжение собственным заработком, стипендией и иным доходом; нести авторские права, права изобретателя, а также иные права, связанные с интеллектуальной деятельностью; вкладывать средства в учреждения кредитной сферы, а также осуществлять распоряжение ими.

Иные виды сделок могут быть совершены только при наличии письменного согласия попечителя или законного представителя, что является проявлением защиты прав несовершеннолетнего в гражданско-правовом обороте.

Процедура установления опекунства и попечительства, равно, как и их прекращение, регламентируется нормами гражданского права. ГК наделяет органы опеки и попечительства всем спектром прав и функциональных обязанностей по установлению данной формы устройства детей, оставшихся без родительского попечения.

Порядок устройства детей, оставшихся без попечения родителей

Определить порядок действий, необходимый для устройства ребенка, не имеющего родительского попечения, можно исходя из формы, в рамках которой он передается на воспитание в новую семью.

При усыновлении, подразумевающим принятие детей в семью на правах кровных, потребуется прохождение судебной процедуры, результатом которой станет решение суда об усыновлении. Дата вступления решения суда в силу является день, с которого у ребенка появляются новые родители, а у родителей – круг прав и обязанностей в отношении несовершеннолетнего. Усыновление не имеет сроков, что говорит о продолжении существования взаимных прав и обязанностей, определенных законодателем среди родителей и их детей.

Установление опеки или попечительства, являющееся принятием ребенка на воспитание в семью, осуществляется на основании приказа органа опеки и попечительства. Основное предназначение такой формы устройства ребенка относится к защите прав и интересов ребенка, без порождения родительских правоотношений. Такой вид устройства является срочным. Опека прекращается с момента наступления 14-летия ребенка, а попечительство датой совершеннолетия.

Договорную основу имеет устройство детей оставшихся без попечения родителей в виде передачи на воспитание в приемные семьи. Права, возникающие у приемных родителей, не ограничиваются только полномочиями опекуна или попечителя.

Такие лица являются законными представителями несовершеннолетнего. Передача ребенка происходит на основании договора, который подписывается между приемными родителями или отдельным гражданином и органами опеки. Срок действия такого договора устанавливается соглашением обеих сторон.

Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей

Статья 122 Семейного кодекса РФ устанавливает обязанность в отношении должностных лиц организаций дошкольного образования, общеобразовательных, медицинских учреждений и других организаций сообщать информацию о том, что ребенок остался без попечения родителей органу опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. Такая обязанность возложена и на граждан.

То есть всякое лицо, обладающее сведениями об отсутствии у несовершеннолетнего попечения родителей, должно сообщать об этом органу опеки и попечительству (далее ООП).

После получения ООП информации об отсутствии у ребенка попечения, в течение трех рабочих дней обязан проверить поступившую информацию, а также провести обследование условий жизни ребенка. При выявлении органом опеки и попечительства достоверности поступившей информации должен предпринять определенные действия в защиту прав и законных интересов ребенка до его устройства в приемную семью.

После подтверждения поступившей информации орган опеки и попечительства направляет данную информацию о ребенке в соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ, где осуществляется первичный учет детей, оставшихся без попечения родителей, в региональном банке данных. Одновременно информация направляется о ребенке в федеральный орган исполнительной власти для первичного учета в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Основные правила о порядке формирования и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей устанавливается в Федеральном законе от 16.04.2001 N 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

После направления органом опеки и попечительства первичной информации о ребенке в течение месяца он должен подготовить документированную информацию о ребенке и направить её в соответствующие органы, осуществляющие учет на региональном и федеральном уровне банка данных.

Устройство ребенка, оставшегося без попечения родителей

Орган опеки и попечительства в течении месяца с момента поступления сведений о ребенке без попечения родителей обязан обеспечить устройство ребенка. Также такая обязанность лежит на органах, осуществляющие ведение банка данных, как на региональном уровне, так и на федеральном.

Региональные банки данных вместе с федеральными образуют государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Существует специальный Интернет-проект Министерства образования и науки РФ, который организован Департаментом государственной политики в сфере защиты прав детей: http://www.usynovite.ru/

На данном ресурсе лица, желающие усыновить ребенка, смогут ознакомиться с федеральным банком данных детей, оставшихся без родителей, а также подобрать себе ребенка на прием в свою семью.

Учет детей, оставшихся без попечения родителей

Если несовершеннолетнего не удается определить в семью в населенном пункте, где он находится, в месячный срок, то информация о нем направляется в региональную базу данных, ведущуюся исполнительной властью области, края, республики. Далее принимаются меры по устройству одинокого малыша в новую семью на всей территории региона.

Граждане, которые хотят взять себе ребенка, обращаются к операторам, ведущим банки данных (в местных и региональных исполнительных органах власти, Минобразовании РФ) с документами:

  • заявлением о предоставлении сведений о детях, находящихся в банке данных, в связи с желанием взять в семью малыша;
  • анкетой;
  • заключением органа опеки и попечительства, подтверждающим возможность заявителя стать приемным родителем, опекуном, усыновителем.

Оператор рассматривает полученный пакет документации 10 дней. После изучения он предоставляет заявителю детские анкеты и фотографии, которые соответствуют его пожеланиям. Для посещения понравившегося ребенка выписывается направление. В установленный срок человек, желающий взять малыша под опеку, должен письменно известить ответственный орган о своем решении. В случае отказа ему выдается направление к следующему.

Банк данных о детях

Информация о каждом ребенке, потерявшем родительскую опеку, вносится в специальную базу, называющуюся государственным банком данных. Такое правило учета установлено ФЗ № 44 и правительственным постановлением № 217 от 2002 г.

Информационные базы ведутся на всех уровнях управления. Региональные банки и единый федеральный банк составляют единую государственную базу. Порядок ее формирования и использования определяется законом.

Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей

Малыш может быть устроен в одной из следующих форм:

  • усыновлен;
  • оформлен под опеку (попечительство);
  • передан в приемную семью;
  • зачислен в специализированную организацию, оказывающую услуги воспитания и образования (к примеру, лечебное учреждение, соцзащита, детдом семейного типа и др.).

Этот список открытого характера: возможно устройство детей и в иных формах (абз. 2 п. 1 ст. 123 СК РФ).

Законодательное регулирование

  1. Статьи 121-123 Семейного кодекса РФ от 29.12.1995 г. N 223-ФЗ (ред. от 29.12.2017).
  2. Статья 5.36 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. N 195-ФЗ (ред. от 03.04.2018).
  3. Статьи 125, 239 Уголовного кодекса РФ от 13.06.1996 г. N 63-ФЗ (ред. от 19.02.2018).
  4. Федеральный закон N 44-ФЗ от 16 апреля 2001 г. «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».
  5. Постановление Правительства РФ N 217 от 4 апреля 2002 г. (ред. от 21.07.2014) «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием».
  6. Приказ Минобрнауки РФ N 334 от 14 сентября 2009 г. «О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423».

Истоки устройства детей, оставшихся без попечения родителей в России

До образования единого Российского государства, защита осиротевших детей возлагалась на общину, князей и церковь. Если ребенка не забирали родственники, то он передавался на подворное кормление и переходил из дома в дом, пока не оставался в семье, готовой заботиться о нем постоянно.

Деятельность органов опеки и попечительства по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей

Органы опеки и попечительства Семья является наиболее благоприятной для развития ребенка социальной средой. Однако в России немало детей растет без семьи и заботящихся о них родственников. По данным Министерства образования и науки РФ, ежегодно выявляется свыше 100 тыс. детей, оставшихся без попечения.

Государственный банк детей, оставшихся без родительского попечения

Первым этапом защиты детей, не имеющих родительского попечения, со стороны государства, является их выявление и постановка на учет.

Государственные органы опеки осуществляют такой учет путем фиксации данных о ребенке в банке детей, чьи родители не осуществляют возложенных на них обязанностей.

Первоисточником сведений, отражаемых в «Банке», являются результаты обследования, которые были получены в результате посещения места жительства ребенка.

Порядок проведения учета беспризорников определен законодательно. В основу такого порядка легли нормы СК и ФЗ «О государственном банке данных о детях…».

Основная цель, с которой проводится учет детей, оставшихся без родительского попечения, заключается в дальнейшей работе с такими несовершеннолетними. Централизованный учет позволяет определять общую численность детей, нуждающихся в помещении в детские учреждения определенной специализации, защищать их интересы.

Порядок передачи детей на воспитание

Усыновления относится к наиболее длительной и процессуально усложненной процедуре устройства ребенка в семью. Процессуальный акт, дающий право на усыновление, является основанием для передачи ребенка новым родителям, в качестве кровного.

Судебная процедура позволяет установить готовность и способность новых родителей к воспитанию ребенка, его обеспечению и образованию.

Практика показывает, что в большом количестве случаев, усыновлению предшествует установление опеки над несовершеннолетним.

После того, как ребенок передан новым родителям, органы опеки не прекращают работу с ним, на протяжении нескольких лет они контролируют его проживание в семье, при полном сокрытии тайны усыновления. Проверки проводятся через 6 месяцев после усыновления, через год и еще на протяжении двух лет, по одному разу. Необходимость в более пристальном контроле за семьей является основанием для более частых посещений ребенка государственными органами.

Любая передача ребенка органами опеки на воспитание сопровождается исполнением контрольных функций, что является еще одним проявлением защиты несовершеннолетних со стороны государства.

Дети, не имеющие родителей, могут передаваться на воспитание в специализированные детские учреждения, и осуществляется с учетом возраста ребенка, его физического и умственного развития, медицинских показателей.

Психологические проблемы социализации детей, оставшихся без попечения родителей

В настоящее время все больше становится детей, оставшихся без попечения родителей и попадающих в государственные учреждения различного вида. Проблема оказания социально-психологической помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, сегодня мало изучена, но чрезвычайно востребована.

Законы Российской Федерации по ст. 122 СК РФ

Законы Российской Федерации по СК РФ

Указы и распоряжения Президента Российской Федерации по ст. 122 СК РФ

  • Письмо Президента РФ

    «Заключение на проекты Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации» и «О внесении изменений и дополнений в статьи 193.1, 193.2 и 202 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях»

Указы и распоряжения Президента Российской Федерации по СК РФ

  • Распоряжение Президента РФ от 14.10.2020 N 255-рп

    «О назначении официальных представителей Президента Российской Федерации при рассмотрении палатами Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов»

  • Письмо Президента РФ

    «Заключение на проекты Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации» и «О внесении изменений и дополнений в статьи 193.1, 193.2 и 202 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях»

  • Письмо Президента РФ

    «Заключение на проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР»

Источники
  • https://advokat-malov.ru/opeka-i-usynovlenie/formy-ustrojstva-detej-bez-popecheniya-roditelej.html
  • https://konra.ru/%D1%83%D1%87%D0%B5%D1%82-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9-%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D1%88-%D0%B1%D0%B5%D0%B7-%D0%BF%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%87-%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B9/
  • https://opekarf.ru/opeka-i-popechitelstvo/nad-detmi/poisk-detej-bez-popecheniya
  • https://studme.org/129111/pravo/ustroystvo_detey_ostavshihsya_popecheniya_roditeley
  • https://advokat-malov.ru/opeka-i-usynovlenie/vyyavlenie-detej-bez-popecheniya-roditelej.html
  • https://studme.org/59841/pravo/uchet_detey_ostavshihsya_popecheniya_roditeley
  • https://RuLaws.ru/Semeynyy-kodeks/Razdel-VI/Glava-18/Statya-122/

tett
Зарплатто.ру - сайт о зарплатах и доходах, деньгах и финансах