Всенародное голосование: определение, виды и предназначение

Что такое всенародное голосование?

Как уже было сказано, в современных демократических государствах преобладает косвенная, или представительная, демократия. Действительно, большую часть решений и законов принимают выбранные нами органы власти. Однако существует ряд вопросов, требующих особого участия граждан государства. В таких случаях созывается всенародное голосование.

Свои истоки этот вид принятия политических решений берет в эпоху Античности, из Древней Греции, которая является прародительницей привычной нам демократии. Существовали, конечно, большие отличия. Древнегреческая демократия была прямой – это значит, что каждый свободный гражданин имел право принимать участие в обсуждении важнейших вопросов в жизни полиса, города-государства, а решения принимались путем голосования.

Формат проведения с тех пор, безусловно, изменился. Теперь всенародное голосование граждан проходит не на площадях, а в специально оборудованных помещениях, организованных на территории всей страны, посредством бюллетеней. Но его суть осталось той же — это свободное, равное и тайное волеизъявление граждан государства по особо важным политическим вопросам, от которых зависит дальнейшая судьба их страны или территории, требующих их личного участия.

В каких случаях созывается?

Но какие вопросы принято считать «особо важными»? За ответом следует обратиться к закону «О референдуме Российской Федерации». Согласно ему, может быть проведено всенародное голосование по вопросам:
  • Принятия и изменения Конституции.
  • Защиты прав и свобод граждан.
  • Вопросы войны и мира.
  • Определения статуса государственной границы.
  • Некоторым другим, по согласованию с Конституционным судом.

Для того чтобы вопрос мог быть вынесен на всенародное голосование, он должен иметь одно четкое толкование. Как правило, гражданин может проголосовать либо за, либо против этого вопроса. Возможность дать неопределенный ответ исключается.

Необходимость голосования

В демократической системе, голосование проводится при выборах должностных лиц и при принятии решений, касающихся сообщества.

Голосование может быть открытым или тайным. При открытом голосовании не скрывается, как проголосовал тот или иной участник. При тайном голосовании, наоборот, принимаются меры, чтобы эта информация была недоступна. Тем самым исключается возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателя или давления на него. Это необходимо для защиты проголосовавших «неправильно» от преследования. С другой стороны, тайное голосование невозможно верифицировать после проведения, что приводит к манипуляциям на выборах и фальсификациям результатов голосования.

Открытое голосование разнообразно в способах — от собрания участников в помещении или на открытом воздухе до голосования с использованием интернета. Проведение тайного голосования требует специальных помещений и приспособлений (например, избирательный участок, оборудованный кабинками для заполнения бюллетеня и урнами для голосования).

При оценке результатов голосования подсчитываются голоса. Во многих видах голосования каждый участник имеет один голос; однако возможны и другие варианты.

В большинстве стран принятие участия в голосовании — личное дело каждого. Существуют, однако, страны (Австралия, Бельгия, Бразилия), в которых голосование на выборах в органы государственной власти обязательно.

То, что в стране проводится голосование, не означает, что такая страна автоматически является демократической. В некоторых странах кандидаты назначаются заранее, и конкурентов на выборах нет.

Способы голосования

  • В гладиаторских боях зрители использовали жестикуляцию, чтобы проголосовать, оставить ли жить проигравшего гладиатора. Отогнутый большой палец, символизирующий вынутый из ножен меч, означал смерть, сжатый же в кулак означал жизнь.
  • Бюллетени используются в большинстве стран мира на официальных выборах и референдумах.
  • Электронное голосование охватывает как электронные средства голосования (электронная демократия), так и технические электронные средства подсчёта голосов.
    • SMS-голосование используется в различных интерактивных программах, играх, опросах. Стоимость зависит от оператора мобильной связи и от условий самого голосования.
    • Интернет-голосование применяется в различных официальных и неофициальных опросах. Впервые использовано в Эстонии на парламентских выборах: возможность проголосовать по Сети использовали 3 % граждан Эстонии.

Проведение всенародного голосования

За исключением Чечни и Татарстана, практически все регионы, даже те, где региональные Советы ранее признавали указы Б. Н. Ельцина о роспуске Советов неконституционными, а А. В. Руцкого исполняющим обязанности Президента России, включились в подготовку к всенародному голосованию и выборам в Федеральное Собрание.

Перед всенародным голосованием было отмечено проведение широкой антиконституционной агитации. Против принятия проекта Конституции Российской Федерации выступили национальные (особенно в республиках) и коммунистические (особенно в регионах «Красного пояса») движения.

Критическую позицию по проекту Конституции Российской Федерации занял Председатель Верховного Совета Башкортостана М. Г. Рахимов, выступивший против принятия проекта Конституции из-за изъятия из неё Федеративного договора.

Коммунистическая партия Российской Федерации (лидер Г. А. Зюганов), выдвигая кандидатов на выборы в Федеральное Собрание, агитировала против принятия проекта Конституции. С соответствующими обращениями выступили обкомы КПРФ.

Либерально-демократическая партия России (лидер В. В. Жириновский) подвергла критике статью 5 проекта Конституции (о национальных республиках, автономных округах и автономной области), но агитировала за её принятие на всенародном голосовании.

25 ноября 1993 года Центризбирком (председатель Н. Т. Рябов) и Третейский информационный суд (председатель А. Б. Венгеров), созданный для рассмотрения споров, касающихся предвыборной агитации, сделали совместное заявление о недопустимости использования эфирного времени для агитации против принятия проекта Конституции. Вскоре на встрече Президента России с лидерами политических сил в Кремле с подобными заявлениями выступили А. А. Собчак и А. Н. Шохин. 29 ноября председатель правительственной комиссии по проведению всенародного голосования В. Ф. Шумейко выступил с разъяснением о «нечестности» кандидатов в депутаты Федерального Собрания, критикующих проект Конституции, поскольку законодательную основу для самого Федерального Собрания призвана создать предлагаемая к принятию Конституция Российской Федерации.

1 декабря Третейский информационный суд осудил разъяснения В. Ф. Шумейко, дав заключение о том, что кандидаты в депутаты вправе самостоятельно определять содержание и форму своих предвыборных выступлений и высказываний, в том числе по проекту Конституции России. 2 декабря Центризбирком постановил оставить без удовлетворения обращение В. Ф. Шумейко о снятии с регистрации КПРФ и Демократической партии России (лидер Н. И. Травкин) за их агитацию против проекта Конституции России.

10 декабря 1993 года Президент России и 11 декабря председатель Центризбиркома выступили с обращениями к гражданам России, в котором призвали всех прийти 12 декабря на всенародное голосование, описав важность значения принятия новой Конституции Российской Федерации.

Всенародное голосование проводилось с 8:00 до 22:00 часов по местному времени (по избирательным участкам, где проголосовали все зарегистрированные избиратели, соответствующие участковые избирательные комиссии были вправе прекратить голосование ранее 22:00).

Поздним вечером 12 декабря на телеканале «Останкино» начался 8-часовой телемарафон «С Новым политическим годом!» (ведущие Тамара Максимова, Валентина Жданова, Алексей Пиманов), где в прямом эфире отслеживался подсчёт голосов, шла трансляция из Государственного Кремлёвского дворца. Во время телемарафона случился конфуз: когда данные о результатах выборов поступали с задержкой и по мере их поступлениях гости, приглашенные праздновать победу про-президентских партий, один за другим начали покидать студию. Стала знаменитой реплика Ю. Ф. Карякина, сказанная тогда в эфире: «Россия, ты одурела!». Согласно заявлению Центризбиркома, никто из его членов не имел отношения к организации или проведению этого телевизионного шоу.

Тем же вечером на телеканале «РТР» после программы «Вести» начался ночной информационный канал (НИКА), где приглашённые лица рассуждали о выборах, с прямыми включениями с мест голосования.

Выборы в Федеральное Собрание Российской Федерации

Рассылавшееся в Москве приглашение на проводимые 12 декабря 1993 года выборы в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, всенародное голосование по проекту Конституции Российской Федерации и выборы в Московскую городскую Думу

Одновременно со всенародным голосованием по Конституции России были проведены выборы депутатов в Государственную думу и выборы депутатов в Совет Федерации первого созыва — органы, введение которых предусматривалось проектом новой Конституции. На выборах в Думу победила ЛДПР (лидер В. В. Жириновский). Демократические партии и блоки, включая крупнейший проправительственный блок «Выбор России» (лидер Е. Т. Гайдар) в сумме получили менее половины голосов избирателей.

При этом, согласно указу Президента России от 19 октября 1993 года № 1661 «О некоторых мерах по обеспечению государственной и общественной безопасности в период проведения избирательной кампании 1993 года», от участия в выборах в Федеральное Собрание были отстранены партии и организации, члены которых принимали участие в столкновениях в сентябре-октябре 1993 года на стороне Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации.

Региональные выборы

В ряде регионов совместно со всенародным голосованием по проекту Конституции Российской Федерации и выборами депутатов Федерального Собрания были проведены региональные выборы.

В Москве состоялись выборы в Московскую городскую Думу. В Волгоградской области прошли выборы в Волгоградскую областную Думу.

В Башкортостане состоялись выборы из двух кандидатов Президента Республики Башкортостан. Им был избран Председатель Верховного Совета Республики Башкортостан М. Г. Рахимов, набравший 63 % голосов избирателей. При этом, после объявления официальных результатов он заявил, что «всегда выступал против института президентства Башкортостана, считая, что в России должен быть один президент».

В Чувашии выборы Президента Чувашской Республики не выявили победителя в первом туре, так как ни один из семи претендентов не набрал необходимого большинства голосов. По результатам второго тура голосования, прошедшего через неделю, первым президентом Чувашской Республики стал бывший Министр юстиции Российской Федерации Н. В. Фёдоров.

Республика Татарстан

Ещё 24 июня 1993 года власти Татарстана отозвали свою делегацию из Конституционного совещания из-за «игнорирования им законодательной инициативы Республики Татарстан о новом видении федерализма в России».

В ноябре в республике был создан Координационный совет, в который вошли более 37 различных политических организаций (большей частью национальные и коммунистические). Задачей совета была организация бойкота, использование всех легальных средств для того, чтобы не допустить всенародного голосования и выборов на территории Татарстана. В конце ноября сессия Верховного Совета Республики Татарстан приняла постановление о несогласии с проектом российской Конституции. К всенародному голосованию по всей республике было организовано распространение газеты «Суверенитет», вышедшей тиражом 500 тысяч экземпляров, в которой заявлялось, что участие в выборах в Федеральное Собрание — это «измена государственным интересам Татарстана».

Перед всенародным голосованием Президент Татарстана М. Ш. Шаймиев подтвердил, что в республике созданы все условия для свободного волеизъявления, поскольку граждане Республики Татарстан по Конституции Татарстана 1992 года обладают гражданством России. Он также указал, что власти республики будут считать новую Конституцию Российской Федерации принятой в целом по стране, даже если она не найдёт поддержку в некоторых республиках, в частности в Татарстане.

Вследствие призыва властей и различных политических сил Татарстана бойкотировать всенародное голосование 12 декабря 1993 года в республике была зафиксирована рекордно низкая явка избирателей (менее 15 %). Так, в Актанышском районе на избирательные участки пришло всего три человека.

Выборы депутатов Совета Федерации 12 декабря в Татарстане не проводились, а выборы депутатов Государственной Думы в республике были признаны не состоявшимися. Довыборы прошли после подписания 15 февраля 1994 года Договора между Российской Федерацией и Татарстаном, в котором признавалось, что «Республика Татарстан как государство объединена с Российской Федерацией Конституцией Российской Федерации».

Чеченская республика

Власти Чеченской республики (Ичкерии) во главе с президентом Д. М. Дудаевым с 1991 года заявляли о независимости республики и воспрепятствовали проведению всенародного голосования и парламентских выборов 12 декабря 1993 года. Однако в соседних регионах в приграничных к Чечне населённых пунктах (например, в станице Галюгаевская Ставропольского края) жителям Чечни была предоставлена возможность принять участие в голосовании, несмотря на то, что воскресенье в республике было объявлено рабочим днём.

Методы подсчёта

Итоговый результат подводится согласно набранным голосам. Могут применяться различные методы.

Результаты всенародного голосования[править | править код]

Разность победившего ответа и проигравшего по субъектам федерации.

Днём 13 декабря 1993 года Центральная избирательная комиссия обнародовала первую официальную информацию, содержащую предварительные результаты голосования. 15 декабря председатель Центризбиркома подтвердил в пресс-центре МИД России, что считает новую Конституцию принятой. В течение 10 дней после голосования службы Центризбиркома вели при подсчёте голосов обработку поступающих от участковых и окружных избирательных комиссий протоколов.

22 декабря Центризбирком обнародовал общие итоговые результаты, объявив о том, что всенародное голосование состоялось, а проект Конституции Российской Федерации одобрен необходимым большинством населения. C подобным заявлением 22 декабря выступил Президент России на пресс-конференции в Кремле.

Согласно официальным итоговым данным, во всенародном голосовании приняло участие 58 187 775 зарегистрированных избирателей (54,8 %), большинство из которых — 32 937 630 (58,4 %) проголосовали за принятие новой Конституции. Таким образом, за новую Конституцию проголосовало 58,43 % от числа принявших участие в голосовании, что при явке в 54,81 % составляло 31,02 % от числа зарегистрированных избирателей в России, что существенно меньше половины всех избирателей.

Результаты по регионам
Код и именование региона Избирателей Выданных
бюллетеней
Бюллетеней
в ящиках
Недействи-
тельных
бюллетеней
Действи-
тельных
бюллетеней
Голосов ЗА
принятие
конституции
Голосов
ПРОТИВ
принятия
конституции
% голосов
ЗА от числа
действи-
тельных
бюллетеней
1 Республика Адыгея (Адыгея) 323 612 196 576 195 574 3157 192 417 74 846 117 571 38,90
2 Республика Башкортостан 2 824 125 1 780 808 1 770 017 52 113 1 717 904 721 769 996 135 42,01
3 Республика Бурятия 663 957 370 824 368 805 15 479 353 326 204 779 148 547 57,96
4 Республика Алтай¹ 123 091 81 559 80 763 2818 77 945 43 629 34 316 55,97
5 Республика Дагестан¹ 1 089 626 692 326 690 630 11 332 679 298 141 697 537 601 20,86
6 Ингушская Республика 124 754 67 004 66 929 877 66 052 37 583 28 469 56,90
7 Кабардино-Балкарская Республика 508 683 303 473 298 616 5849 292 767 185 214 107 553 63,26
8 Республика Калмыкия — Хальмг Тангч 206 944 118 367 117 497 6359 111 138 57 258 53 880 51,52
9 Карачаево-Черкесская Республика 286 579 202 260 201 608 3353 198 255 55 512 142 743 28,00
10 Республика Карелия 577 618 307 107 305 061 7760 297 301 210 730 86 571 70,88
11 Республика Коми 808 418 386 226 384 231 9158 375 073 239 180 135 893 63,77
12 Республика Марий Эл 537 282 309 094 308 109 10 235 297 874 156 179 141 695 52,43
13 Республика Мордовия¹ 689 309 425 461 424 735 10 737 413 998 153 778 260 220 37,14
14 Республика Саха (Якутия) 625 432 411 494 408 919 19 403 389 516 214 263 175 253 55,01
15 Республика Северная Осетия¹ 421 500 258 199 256 629 7626 249 003 132 202 116 801 53,09
16 Республика Татарстан (Татарстан)² 2 638 575 367 088 366 220 13 434 352 786 264 028 88 758 74,84
17 Республика Тыва¹ 165 620 109 591 104 549 4240 100 309 31 310 68 999 31,21
18 Удмуртская Республика 1 134 009 542 125 540 390 16 452 523 938 301 026 222 912 57,45
19 Республика Хакасия 384 234 176 274 175 722 5146 170 576 99 737 70 839 58,47
20 Чеченская Республика³ 0 0 0 0 0 0 0
21 Чувашская Республика — Чаваш Республики 943 458 594 454 592 553 22 315 570 238 237 107 333 131 41,58
22 Алтайский край 1 929 497 1 054 793 1 046 013 22 039 1 023 974 524 005 499 969 51,17
23 Краснодарский край 3 546 775 1 937 754 1 931 992 34 229 1 897 763 970 838 926 925 51,16
24 Красноярский край 2 117 784 1 156 667 1 080 258 23 596 1 056 662 653 489 403 173 61,84
25 Приморский край 1 549 823 799 748 791 651 19 836 771 815 551 447 220 368 71,45
26 Ставропольский край 1 809 146 1 148 581 1 141 466 18 948 1 122 518 607 825 514 693 54,15
27 Хабаровский край 1 081 802 520 315 514 154 13 692 500 462 352 619 147 843 70,46
28 Амурская область 670 701 402 678 387 102 6811 380 291 191 060 189 231 50,24
29 Архангельская область 1 059 404 577 318 573 974 12 960 561 014 410 905 150 109 73,24
30 Астраханская область 723 936 366 117 365 003 8791 356 212 208 298 147 914 58,48
31 Белгородская область 1 055 318 707 469 704 984 11 758 693 226 311 577 381 649 44,95
32 Брянская область 1 094 780 709 609 705 313 12 377 692 936 293 494 399 442 42,36
33 Владимирская область 1 227 727 736 396 732 899 19 230 713 669 425 548 288 121 59,63
34 Волгоградская область 1 926 086 1 067 007 1 061 942 28 743 1 033 199 503 391 529 808 48,72
35 Вологодская область 974 026 578 605 576 482 13 633 562 849 393 088 169 761 69,84
36 Воронежская область 1 922 595 1 136 303 1 131 657 19 293 1 112 364 502 358 610 006 45,16
37 Ивановская область 966 579 552 281 550 679 14 274 536 405 343 390 193 015 64,02
38 Иркутская область 1 767 955 864 141 856 194 17 947 838 247 621 676 216 571 74,16
39 Калининградская область 691 226 390 777 388 235 8949 379 286 251 575 127 711 66,33
40 Калужская область 806 958 507 809 505 299 9896 495 403 250 653 244 750 50,60
41 Камчатская область 286 983 126 537 123 989 2574 121 415 86 239 35 176 71,03
42 Кемеровская область 2 147 965 1 144 019 1134 485 37 252 1 097 233 683 552 413681 62,30
43 Кировская область 1 199 823 694 621 692 204 19 851 672 353 412 671 259 682 61,38
44 Костромская область 594 812 356 212 354 996 7237 347 759 201 711 146 048 58,00
45 Курганская область 780 223 472 793 471 729 9186 462 543 264 749 197 794 57,24
46 Курская область 996 385 639 130 637 470 10 119 627 351 274 704 352 647 43,79
47 Ленинградская область 1 258 387 710 147 705 357 15 586 689 771 466 167 223 604 67,58
48 Липецкая область 923 922 554 522 552 963 12 352 540 611 229 086 311 525 42,38
49 Магаданская область 186 780 91 051 90 498 1732 88 766 60 854 27 912 68,56
50 Московская область 5 374 056 3 035 578 3 016 912 90 718 2 926 194 1 841 771 1 084 423 62,94
51 Мурманская область 806 705 412 117 408 506 8824 399 682 284 984 114 698 71,30
52 Нижегородская область 2 832 863 1 480 964 1 469 243 41 952 1 427 291 820 215 607 076 57,47
53 Новгородская область 559 612 330 501 329 477 7709 321 768 202 832 118 936 63,04
54 Новосибирская область 2 005 969 1 020 759 1 012 276 23 205 989 071 509 592 479 479 51,52
55 Омская область 1 506 471 881 047 873 378 22 419 850 959 491 751 359 208 57,79
56 Оренбургская область 1 551 638 856 785 852 464 20 026 832 438 482 966 349 472 58,02
57 Орловская область 687 002 445 592 444 914 7361 437 553 186 463 251 090 42,61
58 Пензенская область 1 152 399 742 617 739 011 13 496 725 515 289 550 435 965 39,91
59 Пермская область 1 995 770 924 516 920 730 24 379 896 351 715 229 181 122 79,79
60 Псковская область 643 485 431 641 430 134 6498 423 636 241 283 182 353 56,96
61 Ростовская область 3 236 960 1 857 250 1 846 597 41 588 1 805 009 929 506 875 503 51,50
62 Рязанская область 1 019 518 665 216 661 581 13 465 648 116 327 812 320 304 50,58
63 Самарская область 2 424 184 1 290 440 1 273 514 33 205 1 240 309 705 425 534 884 56,87
64 Саратовская область 2 009 819 1 177 442 1 171 076 23 346 1 147 730 586 019 561 711 51,06
65 Сахалинская область 473 474 238 016 236 321 5863 230 458 147 406 83 052 63,96
66 Свердловская область 3 426 954 1 671 931 1 665 832 38 543 1 627 289 1 299 299 327 990 79,84
67 Смоленская область 873 729 563 283 561 330 9944 551 386 236 097 315 289 42,82
68 Тамбовская область 977 867 627 620 625 765 13 331 612 434 257 133 355 301 41,99
69 Тверская область 1 239 450 773 399 770 524 16 657 753 867 387 026 366 841 51,34
70 Томская область 728 062 328 433 326 993 9061 317 932 217 624 100 308 68,45
71 Тульская область 1 441 233 866 963 862 959 23 602 839 357 488 714 350 643 58,22
72 Тюменская область 883 203 431 344 429 428 11 935 417 493 282 917 134 576 67,77
73 Ульяновская область 1 059 023 630 382 628 198 14 056 614 142 314 216 299 926 51,16
74 Челябинская область 2 631 098 1 343 052 1 335 437 27 893 1 307 544 1 009 544 298 000 77,21
75 Читинская область 790 137 409 438 405 715 10 428 395 287 224 548 170 739 56,81
76 Ярославская область 1 098 483 618 127 616 259 16 348 599 911 397 898 202 013 66,33
77 город Москва 6 987 494 3 664 296 3 613 747 75 817 3 537 930 2 474 524 1 063 406 69,94
78 город Санкт-Петербург 3 760 852 1 995 876 1 972 060 28 408 1 943 652 1 391 887 551 765 71,61
79 Еврейская автономная область 137 038 70 760 70 629 2152 68 477 44 406 24 071 64,85
80 Агинский Бурятский автономный округ 44 387 28 391 28 317 846 27 471 19 201 8270 69,90
81 Коми-Пермяцкий автономный округ 102 909 58 685 58 615 1603 57 012 46 432 10 580 81,44
82 Корякский автономный округ 22 828 13 506 13 318 792 12 526 9267 3259 73,98
83 Ненецкий автономный округ 31 470 18 553 18 479 554 17 925 13 338 4587 74,41
84 Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ 29 411 17 478 17 396 507 16 889 13 815 3074 81,80
85 Усть-Ордынский Бурятский автономный округ 82 871 57 364 57 337 996 56 341 45 577 10 764 80,89
86 Ханты-Мансийский автономный округ 794 131 323 408 315 601 5919 309 682 253 458 56 224 81,84
87 Чукотский автономный округ 75 661 42 510 42 394 876 41 518 31 503 10 015 75,88
88 Эвенкийский автономный округ 13 863 7710 7685 177 7508 5176 2332 68,94
89 Ямало-Ненецкий автономный округ 284 532 131 055 130 175 2676 127 499 102 430 25 069 80,34
ИТОГО 106 170 835 58 187 755 57 726 872 1 357 909 56 368 963 32 937 630 23 431 333 58,43

Примечания:

¹ Именования ряда регионов (Республики Горный Алтай, Дагестанской Советской Социалистической Республики — Республики Дагестан, Мордовской Советской Социалистической Республики, Северо-Осетинской Советской Социалистической Республики, Республики Тува) изменились с принятием новой Конституции Российской Федерации.
² Власти Республики Татарстан призвали население бойкотировать всенародное голосование (что обусловило крайне низкую явку), но не препятствовали его проведению.
³ Власти Чеченской республики воспрепятствовали проведению всенародного голосования на территории республики.

При публикации предварительных результатов всенародного голосования публицисты трактовали «скромные его результаты как всенародное одобрение, не беря во внимание сколько республик (9) и областей (10) высказалось против», по условиям проведённого всенародного голосования[45]. Однако в прессе встречались отдельные высказывания о том, что в некоторых регионах оно не состоялось[40]. В двадцати регионах (не считая Чеченской республики) явка составила менее 50 % (во всех из них «за» проголосовало большинство из пришедших). Только в одном регионе — Усть-Ордынском Бурятском автономной округе — «за» проголосовало большинство от всех зарегистрированных избирателей; во всех остальных регионах большинство избирателей не проголосовало «за» (то есть либо не пришли, либо проголосовали «против», либо испортили бюллетень).

Несмотря на то, что в ряде субъектов Российской Федерации всенародное голосование не проводилось, либо большинство населения проголосовало против проекта конституции, это не имело значения для констатации факта принятия Конституции Российской Федерации. Если правовые требования для принятия Конституции, установленные указами Президента России, были соблюдены, то федеральная конституция вступала в действие и на территории таких субъектов (случаи голосования субъектов федерации против принятия федеральной конституции имели место и в других странах, например, ландтаг Баварии отклонил Основной закон ФРГ 1949 года, что не помешало тому вступить в силу для всех земель ФРГ, а в последующем распространить своё действие на присоединённые новые земли).

Последующие события

Постановление ЦИК РФ от 20 декабря 1993 года «О результатах всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации»

В соответствии с п. «и» ч. 2 ст. 22 «Определение результатов всенародного голосования» «Положения о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года», утверждённого Указом Президента РФ от 15 октября 1993 года № 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации», Центризбирком признал всенародное голосование состоявшимся и при подведении его итогов признал Конституцию принятой. Центризбирком также направил текст Конституции Российской Федерации для официального опубликования в газетах «Российская газета» и «Российские вести», в Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС), а также для издания массовым тиражом издательством «Юридическая литература».

Согласно п. 5 Указа Президента РФ от 15 октября 1993 года № 1633, принятая Конституция Российской Федерации вступила в силу с момента опубликования результатов всенародного голосования. Согласно п. 1 Раздела второго «Заключительные и переходные положения» самой Конституции России, Конституция Российской Федерации вступила в силу «со дня официального её опубликования по результатам всенародного голосования», а «день всенародного голосования 12 декабря 1993 года считается днём принятия Конституции Российской Федерации».

Впервые постановление Центризбиркома об итогах всенародного голосования и официальный текст Конституции Российской Федерации были опубликованы 25 декабря 1993 года в «Российской газете» и «Российских вестях». Перед этим президентом был подписан ряд указов, направленных на приведение законов Российской Федерации в соответствие новой конституции.

Со вступлением в силу новой конституции в стране был установлен новый государственный строй, российские регионы приобрели статус равноправных субъектов федерации, Россия становилась смешанной республикой с двухпалатным парламентом при сохранении на посту действующего на тот момент Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина.

24 февраля 1994 года Президент России направил вновь избранному Федеральному Собранию ежегодное Послание, в котором призвал на практике реализовать положения принятой Конституции Российской Федерации и содержащиеся в Послании политические, экономические и социальные ориентиры внутренней и внешней политики государства:

Россия переживает сейчас один из важнейших этапов развития своей государственности. В конце минувшего года всенародным голосованием была принята первая в её истории демократическая Конституция.
Несмотря на острейшую политическую борьбу и духовный разлад, несмотря на огромную психическую и физическую усталость, российское общество нашло в себе силы сделать трудный, но решающий шаг на пути к обновлению и стабильности. И это многократно повышает его ценность. Долг всех нас, кто напрямую причастен к судьбе России, максимально использовать этот шанс…

Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 24 февраля 1994 года «Об укреплении Российского государства».

Референдум

Референдум — это самая распространенная форма всенародного голосования. Из-за этого термин часто используется в качестве его синонима как в обычной речи, так и в официальных юридических документах.

Референдум проводится по поводу принятия особо важных законов и законопроектов, когда существует потребность в принятом всенародным голосованием решении.

Порядок проведения референдума регламентируется законодательством каждой конкретной страны. Так, в России для того, чтобы референдум считался проведенным успешным, а его результаты легитимными, явка должна составить не менее 50 %, а конкретное решение должно быть поддержано не менее, чем 50 % от проголосовавших.

Чем отличается референдум от плебисцита

Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 18.06.2017) «О референдуме Российской Федерации» Статья 1:

«Референдум Российской Федерации (далее также — референдум) — всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения». Например, принятие поправок в Конституцию.

«Плебисцит» переводится с латинского как «постановление простого народа». Предполагается, что плебисцит – это голосование по локальным вопросам. Например, переход на летнее время в отдельных региона, объединение территорий регионов. Референдум тоже может быть проведен по локальным вопросам, а вот плебисцит по вопросам государственного значения – нет.

Хотя это лишь мнение отдельных авторов. В некоторых странах понятие плебисцит и референдум являются синонимами. Например, во Франции Наполеон Бонапарт стал императором, как раз в результате «плебисцита».

Виды референдумов

В соответствии с законодательством, референдумы возможно поделить на следующие виды:

  1. конституционный — поправки либо дополнение Конституции, её проекта, принятое на основе всенародного голосования;
  2. местный — пожелание населения в масштабе определённой территории (страны, региона, области, округа, района);
  3. императивный – решение населения, принятое путём прямого пожелания, и содержащееся обязательную законодательную силу;
  4. законодательный — результаты народного голосования по согласию либо не согласию проблемы о принятии законопроекта;
  5. консультативный — всеобщая позиция граждан, по государственно-актуальному вопросу, которое должны брать во внимание при принятии решения (законодательства либо иного НПА) власть;
  6. обязательный — это всенародный опрос по определённому вопросу, учтённый законодательством;
  7. факультативный — опрос, назначенный федеральными структурами по собственной предприимчивости, по проблемам, учтённых законодательством.

Конституционный референдум – это завершающий этап в процедуре конституционных изменений.

Референдумы в России

Впервые понятие всенародного референдума появилось в Конституции СССР 1936 года — в ст. 49 указывалось, что «Президиум Верховного Совета СССР производит всенародный опрос (референдум) по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик».

Единственный в СССР всесоюзный референдум состоялся 17 марта 1991 года. На него был вынесен вопрос: «Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?». В референдуме приняло участие 75,44 % граждан СССР, имеющих право голоса. За сохранение СССР высказалось 76,4 % участников опроса. Это, однако, не помешало распаду СССР уже в декабре того же года.

В тот же день — 17 марта 1991 года прошёл первый всероссийский референдум о введении поста президента Российской Федерации. В нём приняло участие 75,09 % граждан России, из них 69,85 % поддержало это предложение. Через три месяца, 12 июня 1991 года, первым президентом Россиской Федерации был избран Борис Ельцин.

25 апреля 1993 года, во время противостояния президента и Верховного совета РФ, прошёл референдум, на который были вынесены четыре вопроса. В референдуме приняли участие 64,51 % избирателей. На вопрос «Доверяете ли вы президенту РФ Борису Ельцину?» ответило «да» 58,66 % голосовавших, на вопрос «Одобряете ли вы социально-экономическую политику, осуществляемую президентом и правительством РФ с 1992 года?» — 53,04 %. За досрочные выборы президента высказалось 49,49 %, за досрочные выборы народных депутатов — 67,16 % от числа проголосовавших, но менее половины от общего числа избирателей. В итоге внеочередных выборов не проводилось, а Верховный Совет РФ был разогнан 4 октября 1993 года с применением бронетехники, по приказу президента Ельцина.

12 декабря 1993 года, одновременно с выборами в Госдуму первого созыва, прошло «всенародное голосование» по проекту Конституции России. Этот плебисцит был назван всенародным голосованием, чтобы обойти требование действовавшего на тот момент закона «О референдуме РСФСР» об изменении Конституции лишь большинством от общего числа избирателей. В голосовании участвовало 54,79 % избирателей, из них 58,42 % поддержало новый Основной закон, который действует по настоящее время.

Конституция Российской Федерации

Действующая Конституция РФ говорит о референдуме как высшем непосредственном выражении власти народа наряду со свободными выборами (статья 3, часть 3).

Конституция не ограничивает применение референдума определённым кругом вопросов. Наряду с общефедеральным Конституция предусматривает и местный референдум как важный институт местного самоуправления. Проведение референдума на уровне субъектов федерации может быть предусмотрено их конституциями и уставами. Однако сами уставы не должны приниматься путём референдума, так как это противоречит статье 66 Конституции РФ. В главе о конституционных поправках и пересмотре Конституции предусмотрена возможность референдума для принятия новой Конституции (статья 135, часть 3).

Закон России о референдуме

В октябре 1995 года в России был принят Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации», в котором установлено, что инициатива по проведению референдума принадлежит не менее чем 2 млн граждан с охватом многих субъектов федерации; на основании этой инициативы Президент с согласия Конституционного Суда РФ назначает дату референдума.

Референдум нельзя проводить одновременно с выборами, а также при чрезвычайном или военном положении. Референдум считается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины избирательного корпуса. Результаты определяются по большинству голосов участников референдума.

На референдумы не могут выноситься вопросы изменения статуса субъектов федерации, досрочного прекращения или продления срока полномочий Президента РФ и палат Федерального Собрания; принятия и изменения федерального бюджета; введения или отмены налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты; принятия чрезвычайных и срочных мер безопасности; амнистии и помилования. Вопросы, выносимые на референдум, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.

Практика проведения референдумов в современной России

На федеральном уровне после принятия Конституции Российской Федерации референдумов не проводилось. Различные политические силы — коммунисты, правые, экологи — выдвигали инициативы проведения референдумов по различным вопросам, но все эти инициативы были остановлены на стадии выдвижения.

2003 г. — Референдум в Чечне.

Согласно федеральному конституционному закону от 17 декабря 2001 года № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации» [2] вопрос об образовании нового субъекта Российской Федерации подлежит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов Российской Федерации. Так, в 2003—2007 в ряде регионов прошли референдумы об объединении регионов.

Референдумы на постсоветском пространстве и в Европе

  • 1992 г. — Референдум в Южной Осетии.
  • 2006 г. — Референдум в Южной Осетии.
  • 2006 г. — Референдум о независимости Черногории.
  • 2006 г. — Референдум о независимости Приднестровья 2006 года
  • 2008 г. — Референдум по Косову

Референдумы в мире XXI век

  • Австралийский референдум (1999)
  • Референдум о независимости Токелау в 2007 г.

Как назначается и проводится референдум?

Для того чтобы провести референдум, необходимо выдвижение инициативы. Таким правом обладают:

  • 2 миллиона граждан Российской Федерации, которые имеют право на участие в референдуме (из них не более 50 тысяч могут проживать на территории одного субъекта или за пределами РФ).
  • Конституционное собрание.
  • Федеральные органы государственной власти.

Референдум назначается Президентом РФ, по предварительному согласованию с Конституционным судом относительно того, соответствует ли вопрос, выносимый на референдум, Конституции РФ. Получив одобрение Конституционного суда, Президент назначает день проведения референдума.

Плебисцит

Существуют разные трактовки понятия «плебисцит». Это связано с тем, что четкой грани между ним и референдумом не существует, в законодательствах некоторых стран даже не предусмотрена процедура его проведения.

Согласно самому распространенному определению, плебисцит – это всенародное голосование по поводу принадлежности и судьбы территорий и других локальных вопросов. Иногда плебисцитом называют любой другой всеобщий опрос, кроме тех, что проводятся по поводу принятия новых законопроектов.

Всенародный опрос

Иногда выделяется третья форма всенародного голосования – всенародный опрос, хотя зачастую он приравнивается к референдуму (как, например, это было принято в законодательстве СССР).

Целью всенародного опроса является выяснение мнения граждан по определенному вопросу.

Источники
  • https://FB.ru/article/438736/vsenarodnoe-golosovanie-opredelenie-vidyi-i-prednaznachenie
  • https://wiki2.info/%D0%93%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BF%D0%BE_%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%83%D1%86%D0%B8%D0%B8_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8
  • https://zen.yandex.ru/media/familyhistory/istoriia-referendumov-rossii-vse-li-oni-byli-udachnymi-5e774af84a6a9a79fd73c80d
  • https://yurlitsa.ru/vsenarodnoe-golosovanie-eto-chto-takoe-otlichie-vsenarodnogo-golosovaniya-ot-referenduma-usloviya-ut/
  • https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/854161

tett
Зарплатто.ру - сайт о зарплатах и доходах, деньгах и финансах