Всенародное голосование: определение, виды и предназначение

Что такое всенародное голосование?

Как уже было сказано, в современных демократических государствах преобладает косвенная, или представительная, демократия. Действительно, большую часть решений и законов принимают выбранные нами органы власти. Однако существует ряд вопросов, требующих особого участия граждан государства. В таких случаях созывается всенародное голосование.

Свои истоки этот вид принятия политических решений берет в эпоху Античности, из Древней Греции, которая является прародительницей привычной нам демократии. Существовали, конечно, большие отличия. Древнегреческая демократия была прямой – это значит, что каждый свободный гражданин имел право принимать участие в обсуждении важнейших вопросов в жизни полиса, города-государства, а решения принимались путем голосования.

Формат проведения с тех пор, безусловно, изменился. Теперь всенародное голосование граждан проходит не на площадях, а в специально оборудованных помещениях, организованных на территории всей страны, посредством бюллетеней. Но его суть осталось той же — это свободное, равное и тайное волеизъявление граждан государства по особо важным политическим вопросам, от которых зависит дальнейшая судьба их страны или территории, требующих их личного участия.

В каких случаях созывается?

Но какие вопросы принято считать «особо важными»? За ответом следует обратиться к закону «О референдуме Российской Федерации». Согласно ему, может быть проведено всенародное голосование по вопросам:
  • Принятия и изменения Конституции.
  • Защиты прав и свобод граждан.
  • Вопросы войны и мира.
  • Определения статуса государственной границы.
  • Некоторым другим, по согласованию с Конституционным судом.

Для того чтобы вопрос мог быть вынесен на всенародное голосование, он должен иметь одно четкое толкование. Как правило, гражданин может проголосовать либо за, либо против этого вопроса. Возможность дать неопределенный ответ исключается.

Необходимость голосования

В демократической системе, голосование проводится при выборах должностных лиц и при принятии решений, касающихся сообщества.

Голосование может быть открытым или тайным. При открытом голосовании не скрывается, как проголосовал тот или иной участник. При тайном голосовании, наоборот, принимаются меры, чтобы эта информация была недоступна. Тем самым исключается возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателя или давления на него. Это необходимо для защиты проголосовавших «неправильно» от преследования. С другой стороны, тайное голосование невозможно верифицировать после проведения, что приводит к манипуляциям на выборах и фальсификациям результатов голосования.

Открытое голосование разнообразно в способах — от собрания участников в помещении или на открытом воздухе до голосования с использованием интернета. Проведение тайного голосования требует специальных помещений и приспособлений (например, избирательный участок, оборудованный кабинками для заполнения бюллетеня и урнами для голосования).

При оценке результатов голосования подсчитываются голоса. Во многих видах голосования каждый участник имеет один голос; однако возможны и другие варианты.

В большинстве стран принятие участия в голосовании — личное дело каждого. Существуют, однако, страны (Австралия, Бельгия, Бразилия), в которых голосование на выборах в органы государственной власти обязательно.

То, что в стране проводится голосование, не означает, что такая страна автоматически является демократической. В некоторых странах кандидаты назначаются заранее, и конкурентов на выборах нет.

Способы голосования

  • В гладиаторских боях зрители использовали жестикуляцию, чтобы проголосовать, оставить ли жить проигравшего гладиатора. Отогнутый большой палец, символизирующий вынутый из ножен меч, означал смерть, сжатый же в кулак означал жизнь.
  • Бюллетени используются в большинстве стран мира на официальных выборах и референдумах.
  • Электронное голосование охватывает как электронные средства голосования (электронная демократия), так и технические электронные средства подсчёта голосов.
    • SMS-голосование используется в различных интерактивных программах, играх, опросах. Стоимость зависит от оператора мобильной связи и от условий самого голосования.
    • Интернет-голосование применяется в различных официальных и неофициальных опросах. Впервые использовано в Эстонии на парламентских выборах: возможность проголосовать по Сети использовали 3 % граждан Эстонии.

Проведение всенародного голосования

За исключением Чечни и Татарстана, практически все регионы, даже те, где региональные Советы ранее признавали указы Б. Н. Ельцина о роспуске Советов неконституционными, а А. В. Руцкого исполняющим обязанности Президента России, включились в подготовку к всенародному голосованию и выборам в Федеральное Собрание.

Перед всенародным голосованием было отмечено проведение широкой антиконституционной агитации. Против принятия проекта Конституции Российской Федерации выступили национальные (особенно в республиках) и коммунистические (особенно в регионах «Красного пояса») движения.

Критическую позицию по проекту Конституции Российской Федерации занял Председатель Верховного Совета Башкортостана М. Г. Рахимов, выступивший против принятия проекта Конституции из-за изъятия из неё Федеративного договора.

Коммунистическая партия Российской Федерации (лидер Г. А. Зюганов), выдвигая кандидатов на выборы в Федеральное Собрание, агитировала против принятия проекта Конституции. С соответствующими обращениями выступили обкомы КПРФ.

Либерально-демократическая партия России (лидер В. В. Жириновский) подвергла критике статью 5 проекта Конституции (о национальных республиках, автономных округах и автономной области), но агитировала за её принятие на всенародном голосовании.

25 ноября 1993 года Центризбирком (председатель Н. Т. Рябов) и Третейский информационный суд (председатель А. Б. Венгеров), созданный для рассмотрения споров, касающихся предвыборной агитации, сделали совместное заявление о недопустимости использования эфирного времени для агитации против принятия проекта Конституции. Вскоре на встрече Президента России с лидерами политических сил в Кремле с подобными заявлениями выступили А. А. Собчак и А. Н. Шохин. 29 ноября председатель правительственной комиссии по проведению всенародного голосования В. Ф. Шумейко выступил с разъяснением о «нечестности» кандидатов в депутаты Федерального Собрания, критикующих проект Конституции, поскольку законодательную основу для самого Федерального Собрания призвана создать предлагаемая к принятию Конституция Российской Федерации.

1 декабря Третейский информационный суд осудил разъяснения В. Ф. Шумейко, дав заключение о том, что кандидаты в депутаты вправе самостоятельно определять содержание и форму своих предвыборных выступлений и высказываний, в том числе по проекту Конституции России. 2 декабря Центризбирком постановил оставить без удовлетворения обращение В. Ф. Шумейко о снятии с регистрации КПРФ и Демократической партии России (лидер Н. И. Травкин) за их агитацию против проекта Конституции России.

10 декабря 1993 года Президент России и 11 декабря председатель Центризбиркома выступили с обращениями к гражданам России, в котором призвали всех прийти 12 декабря на всенародное голосование, описав важность значения принятия новой Конституции Российской Федерации.

Всенародное голосование проводилось с 8:00 до 22:00 часов по местному времени (по избирательным участкам, где проголосовали все зарегистрированные избиратели, соответствующие участковые избирательные комиссии были вправе прекратить голосование ранее 22:00).

Поздним вечером 12 декабря на телеканале «Останкино» начался 8-часовой телемарафон «С Новым политическим годом!» (ведущие Тамара Максимова, Валентина Жданова, Алексей Пиманов), где в прямом эфире отслеживался подсчёт голосов, шла трансляция из Государственного Кремлёвского дворца. Во время телемарафона случился конфуз: когда данные о результатах выборов поступали с задержкой и по мере их поступлениях гости, приглашенные праздновать победу про-президентских партий, один за другим начали покидать студию. Стала знаменитой реплика Ю. Ф. Карякина, сказанная тогда в эфире: «Россия, ты одурела!». Согласно заявлению Центризбиркома, никто из его членов не имел отношения к организации или проведению этого телевизионного шоу.

Тем же вечером на телеканале «РТР» после программы «Вести» начался ночной информационный канал (НИКА), где приглашённые лица рассуждали о выборах, с прямыми включениями с мест голосования.

Выборы в Федеральное Собрание Российской Федерации

Рассылавшееся в Москве приглашение на проводимые 12 декабря 1993 года выборы в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, всенародное голосование по проекту Конституции Российской Федерации и выборы в Московскую городскую Думу

Одновременно со всенародным голосованием по Конституции России были проведены выборы депутатов в Государственную думу и выборы депутатов в Совет Федерации первого созыва — органы, введение которых предусматривалось проектом новой Конституции. На выборах в Думу победила ЛДПР (лидер В. В. Жириновский). Демократические партии и блоки, включая крупнейший проправительственный блок «Выбор России» (лидер Е. Т. Гайдар) в сумме получили менее половины голосов избирателей.

При этом, согласно указу Президента России от 19 октября 1993 года № 1661 «О некоторых мерах по обеспечению государственной и общественной безопасности в период проведения избирательной кампании 1993 года», от участия в выборах в Федеральное Собрание были отстранены партии и организации, члены которых принимали участие в столкновениях в сентябре-октябре 1993 года на стороне Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации.

Региональные выборы

В ряде регионов совместно со всенародным голосованием по проекту Конституции Российской Федерации и выборами депутатов Федерального Собрания были проведены региональные выборы.

В Москве состоялись выборы в Московскую городскую Думу. В Волгоградской области прошли выборы в Волгоградскую областную Думу.

В Башкортостане состоялись выборы из двух кандидатов Президента Республики Башкортостан. Им был избран Председатель Верховного Совета Республики Башкортостан М. Г. Рахимов, набравший 63 % голосов избирателей. При этом, после объявления официальных результатов он заявил, что «всегда выступал против института президентства Башкортостана, считая, что в России должен быть один президент».

В Чувашии выборы Президента Чувашской Республики не выявили победителя в первом туре, так как ни один из семи претендентов не набрал необходимого большинства голосов. По результатам второго тура голосования, прошедшего через неделю, первым президентом Чувашской Республики стал бывший Министр юстиции Российской Федерации Н. В. Фёдоров.

Республика Татарстан

Ещё 24 июня 1993 года власти Татарстана отозвали свою делегацию из Конституционного совещания из-за «игнорирования им законодательной инициативы Республики Татарстан о новом видении федерализма в России».

В ноябре в республике был создан Координационный совет, в который вошли более 37 различных политических организаций (большей частью национальные и коммунистические). Задачей совета была организация бойкота, использование всех легальных средств для того, чтобы не допустить всенародного голосования и выборов на территории Татарстана. В конце ноября сессия Верховного Совета Республики Татарстан приняла постановление о несогласии с проектом российской Конституции. К всенародному голосованию по всей республике было организовано распространение газеты «Суверенитет», вышедшей тиражом 500 тысяч экземпляров, в которой заявлялось, что участие в выборах в Федеральное Собрание — это «измена государственным интересам Татарстана».

Перед всенародным голосованием Президент Татарстана М. Ш. Шаймиев подтвердил, что в республике созданы все условия для свободного волеизъявления, поскольку граждане Республики Татарстан по Конституции Татарстана 1992 года обладают гражданством России. Он также указал, что власти республики будут считать новую Конституцию Российской Федерации принятой в целом по стране, даже если она не найдёт поддержку в некоторых республиках, в частности в Татарстане.

Вследствие призыва властей и различных политических сил Татарстана бойкотировать всенародное голосование 12 декабря 1993 года в республике была зафиксирована рекордно низкая явка избирателей (менее 15 %). Так, в Актанышском районе на избирательные участки пришло всего три человека.

Выборы депутатов Совета Федерации 12 декабря в Татарстане не проводились, а выборы депутатов Государственной Думы в республике были признаны не состоявшимися. Довыборы прошли после подписания 15 февраля 1994 года Договора между Российской Федерацией и Татарстаном, в котором признавалось, что «Республика Татарстан как государство объединена с Российской Федерацией Конституцией Российской Федерации».

Чеченская республика

Власти Чеченской республики (Ичкерии) во главе с президентом Д. М. Дудаевым с 1991 года заявляли о независимости республики и воспрепятствовали проведению всенародного голосования и парламентских выборов 12 декабря 1993 года. Однако в соседних регионах в приграничных к Чечне населённых пунктах (например, в станице Галюгаевская Ставропольского края) жителям Чечни была предоставлена возможность принять участие в голосовании, несмотря на то, что воскресенье в республике было объявлено рабочим днём.

Методы подсчёта

Итоговый результат подводится согласно набранным голосам. Могут применяться различные методы.

Результаты всенародного голосования[править | править код]

Разность победившего ответа и проигравшего по субъектам федерации.

Днём 13 декабря 1993 года Центральная избирательная комиссия обнародовала первую официальную информацию, содержащую предварительные результаты голосования. 15 декабря председатель Центризбиркома подтвердил в пресс-центре МИД России, что считает новую Конституцию принятой. В течение 10 дней после голосования службы Центризбиркома вели при подсчёте голосов обработку поступающих от участковых и окружных избирательных комиссий протоколов.

22 декабря Центризбирком обнародовал общие итоговые результаты, объявив о том, что всенародное голосование состоялось, а проект Конституции Российской Федерации одобрен необходимым большинством населения. C подобным заявлением 22 декабря выступил Президент России на пресс-конференции в Кремле.

Согласно официальным итоговым данным, во всенародном голосовании приняло участие 58 187 775 зарегистрированных избирателей (54,8 %), большинство из которых — 32 937 630 (58,4 %) проголосовали за принятие новой Конституции. Таким образом, за новую Конституцию проголосовало 58,43 % от числа принявших участие в голосовании, что при явке в 54,81 % составляло 31,02 % от числа зарегистрированных избирателей в России, что существенно меньше половины всех избирателей.

Результаты по регионам
Код и именование регионаИзбирателейВыданных
бюллетеней
Бюллетеней
в ящиках
Недействи-
тельных
бюллетеней
Действи-
тельных
бюллетеней
Голосов ЗА
принятие
конституции
Голосов
ПРОТИВ
принятия
конституции
% голосов
ЗА от числа
действи-
тельных
бюллетеней
1Республика Адыгея (Адыгея)323 612196 576195 5743157192 41774 846117 57138,90
2Республика Башкортостан2 824 1251 780 8081 770 01752 1131 717 904721 769996 13542,01
3Республика Бурятия663 957370 824368 80515 479353 326204 779148 54757,96
4Республика Алтай¹123 09181 55980 763281877 94543 62934 31655,97
5Республика Дагестан¹1 089 626692 326690 63011 332679 298141 697537 60120,86
6Ингушская Республика124 75467 00466 92987766 05237 58328 46956,90
7Кабардино-Балкарская Республика508 683303 473298 6165849292 767185 214107 55363,26
8Республика Калмыкия — Хальмг Тангч206 944118 367117 4976359111 13857 25853 88051,52
9Карачаево-Черкесская Республика286 579202 260201 6083353198 25555 512142 74328,00
10Республика Карелия577 618307 107305 0617760297 301210 73086 57170,88
11Республика Коми808 418386 226384 2319158375 073239 180135 89363,77
12Республика Марий Эл537 282309 094308 10910 235297 874156 179141 69552,43
13Республика Мордовия¹689 309425 461424 73510 737413 998153 778260 22037,14
14Республика Саха (Якутия)625 432411 494408 91919 403389 516214 263175 25355,01
15Республика Северная Осетия¹421 500258 199256 6297626249 003132 202116 80153,09
16Республика Татарстан (Татарстан)²2 638 575367 088366 22013 434352 786264 02888 75874,84
17Республика Тыва¹165 620109 591104 5494240100 30931 31068 99931,21
18Удмуртская Республика1 134 009542 125540 39016 452523 938301 026222 91257,45
19Республика Хакасия384 234176 274175 7225146170 57699 73770 83958,47
20Чеченская Республика³0000000
21Чувашская Республика — Чаваш Республики943 458594 454592 55322 315570 238237 107333 13141,58
22Алтайский край1 929 4971 054 7931 046 01322 0391 023 974524 005499 96951,17
23Краснодарский край3 546 7751 937 7541 931 99234 2291 897 763970 838926 92551,16
24Красноярский край2 117 7841 156 6671 080 25823 5961 056 662653 489403 17361,84
25Приморский край1 549 823799 748791 65119 836771 815551 447220 36871,45
26Ставропольский край1 809 1461 148 5811 141 46618 9481 122 518607 825514 69354,15
27Хабаровский край1 081 802520 315514 15413 692500 462352 619147 84370,46
28Амурская область670 701402 678387 1026811380 291191 060189 23150,24
29Архангельская область1 059 404577 318573 97412 960561 014410 905150 10973,24
30Астраханская область723 936366 117365 0038791356 212208 298147 91458,48
31Белгородская область1 055 318707 469704 98411 758693 226311 577381 64944,95
32Брянская область1 094 780709 609705 31312 377692 936293 494399 44242,36
33Владимирская область1 227 727736 396732 89919 230713 669425 548288 12159,63
34Волгоградская область1 926 0861 067 0071 061 94228 7431 033 199503 391529 80848,72
35Вологодская область974 026578 605576 48213 633562 849393 088169 76169,84
36Воронежская область1 922 5951 136 3031 131 65719 2931 112 364502 358610 00645,16
37Ивановская область966 579552 281550 67914 274536 405343 390193 01564,02
38Иркутская область1 767 955864 141856 19417 947838 247621 676216 57174,16
39Калининградская область691 226390 777388 2358949379 286251 575127 71166,33
40Калужская область806 958507 809505 2999896495 403250 653244 75050,60
41Камчатская область286 983126 537123 9892574121 41586 23935 17671,03
42Кемеровская область2 147 9651 144 0191134 48537 2521 097 233683 55241368162,30
43Кировская область1 199 823694 621692 20419 851672 353412 671259 68261,38
44Костромская область594 812356 212354 9967237347 759201 711146 04858,00
45Курганская область780 223472 793471 7299186462 543264 749197 79457,24
46Курская область996 385639 130637 47010 119627 351274 704352 64743,79
47Ленинградская область1 258 387710 147705 35715 586689 771466 167223 60467,58
48Липецкая область923 922554 522552 96312 352540 611229 086311 52542,38
49Магаданская область186 78091 05190 498173288 76660 85427 91268,56
50Московская область5 374 0563 035 5783 016 91290 7182 926 1941 841 7711 084 42362,94
51Мурманская область806 705412 117408 5068824399 682284 984114 69871,30
52Нижегородская область2 832 8631 480 9641 469 24341 9521 427 291820 215607 07657,47
53Новгородская область559 612330 501329 4777709321 768202 832118 93663,04
54Новосибирская область2 005 9691 020 7591 012 27623 205989 071509 592479 47951,52
55Омская область1 506 471881 047873 37822 419850 959491 751359 20857,79
56Оренбургская область1 551 638856 785852 46420 026832 438482 966349 47258,02
57Орловская область687 002445 592444 9147361437 553186 463251 09042,61
58Пензенская область1 152 399742 617739 01113 496725 515289 550435 96539,91
59Пермская область1 995 770924 516920 73024 379896 351715 229181 12279,79
60Псковская область643 485431 641430 1346498423 636241 283182 35356,96
61Ростовская область3 236 9601 857 2501 846 59741 5881 805 009929 506875 50351,50
62Рязанская область1 019 518665 216661 58113 465648 116327 812320 30450,58
63Самарская область2 424 1841 290 4401 273 51433 2051 240 309705 425534 88456,87
64Саратовская область2 009 8191 177 4421 171 07623 3461 147 730586 019561 71151,06
65Сахалинская область473 474238 016236 3215863230 458147 40683 05263,96
66Свердловская область3 426 9541 671 9311 665 83238 5431 627 2891 299 299327 99079,84
67Смоленская область873 729563 283561 3309944551 386236 097315 28942,82
68Тамбовская область977 867627 620625 76513 331612 434257 133355 30141,99
69Тверская область1 239 450773 399770 52416 657753 867387 026366 84151,34
70Томская область728 062328 433326 9939061317 932217 624100 30868,45
71Тульская область1 441 233866 963862 95923 602839 357488 714350 64358,22
72Тюменская область883 203431 344429 42811 935417 493282 917134 57667,77
73Ульяновская область1 059 023630 382628 19814 056614 142314 216299 92651,16
74Челябинская область2 631 0981 343 0521 335 43727 8931 307 5441 009 544298 00077,21
75Читинская область790 137409 438405 71510 428395 287224 548170 73956,81
76Ярославская область1 098 483618 127616 25916 348599 911397 898202 01366,33
77город Москва6 987 4943 664 2963 613 74775 8173 537 9302 474 5241 063 40669,94
78город Санкт-Петербург3 760 8521 995 8761 972 06028 4081 943 6521 391 887551 76571,61
79Еврейская автономная область137 03870 76070 629215268 47744 40624 07164,85
80Агинский Бурятский автономный округ44 38728 39128 31784627 47119 201827069,90
81Коми-Пермяцкий автономный округ102 90958 68558 615160357 01246 43210 58081,44
82Корякский автономный округ22 82813 50613 31879212 5269267325973,98
83Ненецкий автономный округ31 47018 55318 47955417 92513 338458774,41
84Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ29 41117 47817 39650716 88913 815307481,80
85Усть-Ордынский Бурятский автономный округ82 87157 36457 33799656 34145 57710 76480,89
86Ханты-Мансийский автономный округ794 131323 408315 6015919309 682253 45856 22481,84
87Чукотский автономный округ75 66142 51042 39487641 51831 50310 01575,88
88Эвенкийский автономный округ13 8637710768517775085176233268,94
89Ямало-Ненецкий автономный округ284 532131 055130 1752676127 499102 43025 06980,34
ИТОГО106 170 83558 187 75557 726 8721 357 90956 368 96332 937 63023 431 33358,43

Примечания:

¹ Именования ряда регионов (Республики Горный Алтай, Дагестанской Советской Социалистической Республики — Республики Дагестан, Мордовской Советской Социалистической Республики, Северо-Осетинской Советской Социалистической Республики, Республики Тува) изменились с принятием новой Конституции Российской Федерации.
² Власти Республики Татарстан призвали население бойкотировать всенародное голосование (что обусловило крайне низкую явку), но не препятствовали его проведению.
³ Власти Чеченской республики воспрепятствовали проведению всенародного голосования на территории республики.

При публикации предварительных результатов всенародного голосования публицисты трактовали «скромные его результаты как всенародное одобрение, не беря во внимание сколько республик (9) и областей (10) высказалось против», по условиям проведённого всенародного голосования[45]. Однако в прессе встречались отдельные высказывания о том, что в некоторых регионах оно не состоялось[40]. В двадцати регионах (не считая Чеченской республики) явка составила менее 50 % (во всех из них «за» проголосовало большинство из пришедших). Только в одном регионе — Усть-Ордынском Бурятском автономной округе — «за» проголосовало большинство от всех зарегистрированных избирателей; во всех остальных регионах большинство избирателей не проголосовало «за» (то есть либо не пришли, либо проголосовали «против», либо испортили бюллетень).

Несмотря на то, что в ряде субъектов Российской Федерации всенародное голосование не проводилось, либо большинство населения проголосовало против проекта конституции, это не имело значения для констатации факта принятия Конституции Российской Федерации. Если правовые требования для принятия Конституции, установленные указами Президента России, были соблюдены, то федеральная конституция вступала в действие и на территории таких субъектов (случаи голосования субъектов федерации против принятия федеральной конституции имели место и в других странах, например, ландтаг Баварии отклонил Основной закон ФРГ 1949 года, что не помешало тому вступить в силу для всех земель ФРГ, а в последующем распространить своё действие на присоединённые новые земли).

Последующие события

Постановление ЦИК РФ от 20 декабря 1993 года «О результатах всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации»

В соответствии с п. «и» ч. 2 ст. 22 «Определение результатов всенародного голосования» «Положения о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года», утверждённого Указом Президента РФ от 15 октября 1993 года № 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации», Центризбирком признал всенародное голосование состоявшимся и при подведении его итогов признал Конституцию принятой. Центризбирком также направил текст Конституции Российской Федерации для официального опубликования в газетах «Российская газета» и «Российские вести», в Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС), а также для издания массовым тиражом издательством «Юридическая литература».

Согласно п. 5 Указа Президента РФ от 15 октября 1993 года № 1633, принятая Конституция Российской Федерации вступила в силу с момента опубликования результатов всенародного голосования. Согласно п. 1 Раздела второго «Заключительные и переходные положения» самой Конституции России, Конституция Российской Федерации вступила в силу «со дня официального её опубликования по результатам всенародного голосования», а «день всенародного голосования 12 декабря 1993 года считается днём принятия Конституции Российской Федерации».

Впервые постановление Центризбиркома об итогах всенародного голосования и официальный текст Конституции Российской Федерации были опубликованы 25 декабря 1993 года в «Российской газете» и «Российских вестях». Перед этим президентом был подписан ряд указов, направленных на приведение законов Российской Федерации в соответствие новой конституции.

Со вступлением в силу новой конституции в стране был установлен новый государственный строй, российские регионы приобрели статус равноправных субъектов федерации, Россия становилась смешанной республикой с двухпалатным парламентом при сохранении на посту действующего на тот момент Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина.

24 февраля 1994 года Президент России направил вновь избранному Федеральному Собранию ежегодное Послание, в котором призвал на практике реализовать положения принятой Конституции Российской Федерации и содержащиеся в Послании политические, экономические и социальные ориентиры внутренней и внешней политики государства:

Россия переживает сейчас один из важнейших этапов развития своей государственности. В конце минувшего года всенародным голосованием была принята первая в её истории демократическая Конституция.
Несмотря на острейшую политическую борьбу и духовный разлад, несмотря на огромную психическую и физическую усталость, российское общество нашло в себе силы сделать трудный, но решающий шаг на пути к обновлению и стабильности. И это многократно повышает его ценность. Долг всех нас, кто напрямую причастен к судьбе России, максимально использовать этот шанс…

Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 24 февраля 1994 года «Об укреплении Российского государства».

Референдум

Референдум — это самая распространенная форма всенародного голосования. Из-за этого термин часто используется в качестве его синонима как в обычной речи, так и в официальных юридических документах.

Референдум проводится по поводу принятия особо важных законов и законопроектов, когда существует потребность в принятом всенародным голосованием решении.

Порядок проведения референдума регламентируется законодательством каждой конкретной страны. Так, в России для того, чтобы референдум считался проведенным успешным, а его результаты легитимными, явка должна составить не менее 50 %, а конкретное решение должно быть поддержано не менее, чем 50 % от проголосовавших.

Чем отличается референдум от плебисцита

Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 18.06.2017) “О референдуме Российской Федерации” Статья 1:

«Референдум Российской Федерации (далее также – референдум) – всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения». Например, принятие поправок в Конституцию.

«Плебисцит» переводится с латинского как «постановление простого народа». Предполагается, что плебисцит – это голосование по локальным вопросам. Например, переход на летнее время в отдельных региона, объединение территорий регионов. Референдум тоже может быть проведен по локальным вопросам, а вот плебисцит по вопросам государственного значения – нет.

Хотя это лишь мнение отдельных авторов. В некоторых странах понятие плебисцит и референдум являются синонимами. Например, во Франции Наполеон Бонапарт стал императором, как раз в результате «плебисцита».

Виды референдумов

В соответствии с законодательством, референдумы возможно поделить на следующие виды:

  1. конституционный — поправки либо дополнение Конституции, её проекта, принятое на основе всенародного голосования;
  2. местный — пожелание населения в масштабе определённой территории (страны, региона, области, округа, района);
  3. императивный – решение населения, принятое путём прямого пожелания, и содержащееся обязательную законодательную силу;
  4. законодательный — результаты народного голосования по согласию либо не согласию проблемы о принятии законопроекта;
  5. консультативный — всеобщая позиция граждан, по государственно-актуальному вопросу, которое должны брать во внимание при принятии решения (законодательства либо иного НПА) власть;
  6. обязательный — это всенародный опрос по определённому вопросу, учтённый законодательством;
  7. факультативный — опрос, назначенный федеральными структурами по собственной предприимчивости, по проблемам, учтённых законодательством.

Конституционный референдум – это завершающий этап в процедуре конституционных изменений.

Референдумы в России

Впервые понятие всенародного референдума появилось в Конституции СССР 1936 года — в ст. 49 указывалось, что «Президиум Верховного Совета СССР производит всенародный опрос (референдум) по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик».

Единственный в СССР всесоюзный референдум состоялся 17 марта 1991 года. На него был вынесен вопрос: «Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?». В референдуме приняло участие 75,44 % граждан СССР, имеющих право голоса. За сохранение СССР высказалось 76,4 % участников опроса. Это, однако, не помешало распаду СССР уже в декабре того же года.

В тот же день — 17 марта 1991 года прошёл первый всероссийский референдум о введении поста президента Российской Федерации. В нём приняло участие 75,09 % граждан России, из них 69,85 % поддержало это предложение. Через три месяца, 12 июня 1991 года, первым президентом Россиской Федерации был избран Борис Ельцин.

25 апреля 1993 года, во время противостояния президента и Верховного совета РФ, прошёл референдум, на который были вынесены четыре вопроса. В референдуме приняли участие 64,51 % избирателей. На вопрос «Доверяете ли вы президенту РФ Борису Ельцину?» ответило «да» 58,66 % голосовавших, на вопрос «Одобряете ли вы социально-экономическую политику, осуществляемую президентом и правительством РФ с 1992 года?» — 53,04 %. За досрочные выборы президента высказалось 49,49 %, за досрочные выборы народных депутатов — 67,16 % от числа проголосовавших, но менее половины от общего числа избирателей. В итоге внеочередных выборов не проводилось, а Верховный Совет РФ был разогнан 4 октября 1993 года с применением бронетехники, по приказу президента Ельцина.

12 декабря 1993 года, одновременно с выборами в Госдуму первого созыва, прошло «всенародное голосование» по проекту Конституции России. Этот плебисцит был назван всенародным голосованием, чтобы обойти требование действовавшего на тот момент закона «О референдуме РСФСР» об изменении Конституции лишь большинством от общего числа избирателей. В голосовании участвовало 54,79 % избирателей, из них 58,42 % поддержало новый Основной закон, который действует по настоящее время.

Конституция Российской Федерации

Действующая Конституция РФ говорит о референдуме как высшем непосредственном выражении власти народа наряду со свободными выборами (статья 3, часть 3).

Конституция не ограничивает применение референдума определённым кругом вопросов. Наряду с общефедеральным Конституция предусматривает и местный референдум как важный институт местного самоуправления. Проведение референдума на уровне субъектов федерации может быть предусмотрено их конституциями и уставами. Однако сами уставы не должны приниматься путём референдума, так как это противоречит статье 66 Конституции РФ. В главе о конституционных поправках и пересмотре Конституции предусмотрена возможность референдума для принятия новой Конституции (статья 135, часть 3).

Закон России о референдуме

В октябре 1995 года в России был принят Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации», в котором установлено, что инициатива по проведению референдума принадлежит не менее чем 2 млн граждан с охватом многих субъектов федерации; на основании этой инициативы Президент с согласия Конституционного Суда РФ назначает дату референдума.

Референдум нельзя проводить одновременно с выборами, а также при чрезвычайном или военном положении. Референдум считается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины избирательного корпуса. Результаты определяются по большинству голосов участников референдума.

На референдумы не могут выноситься вопросы изменения статуса субъектов федерации, досрочного прекращения или продления срока полномочий Президента РФ и палат Федерального Собрания; принятия и изменения федерального бюджета; введения или отмены налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты; принятия чрезвычайных и срочных мер безопасности; амнистии и помилования. Вопросы, выносимые на референдум, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.

Практика проведения референдумов в современной России

На федеральном уровне после принятия Конституции Российской Федерации референдумов не проводилось. Различные политические силы — коммунисты, правые, экологи — выдвигали инициативы проведения референдумов по различным вопросам, но все эти инициативы были остановлены на стадии выдвижения.

2003 г. — Референдум в Чечне.

Согласно федеральному конституционному закону от 17 декабря 2001 года № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации» [2] вопрос об образовании нового субъекта Российской Федерации подлежит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов Российской Федерации. Так, в 2003—2007 в ряде регионов прошли референдумы об объединении регионов.

Референдумы на постсоветском пространстве и в Европе

  • 1992 г. — Референдум в Южной Осетии.
  • 2006 г. — Референдум в Южной Осетии.
  • 2006 г. — Референдум о независимости Черногории.
  • 2006 г. — Референдум о независимости Приднестровья 2006 года
  • 2008 г. — Референдум по Косову

Референдумы в мире XXI век

  • Австралийский референдум (1999)
  • Референдум о независимости Токелау в 2007 г.

Как назначается и проводится референдум?

Для того чтобы провести референдум, необходимо выдвижение инициативы. Таким правом обладают:

  • 2 миллиона граждан Российской Федерации, которые имеют право на участие в референдуме (из них не более 50 тысяч могут проживать на территории одного субъекта или за пределами РФ).
  • Конституционное собрание.
  • Федеральные органы государственной власти.

Референдум назначается Президентом РФ, по предварительному согласованию с Конституционным судом относительно того, соответствует ли вопрос, выносимый на референдум, Конституции РФ. Получив одобрение Конституционного суда, Президент назначает день проведения референдума.

Плебисцит

Существуют разные трактовки понятия «плебисцит». Это связано с тем, что четкой грани между ним и референдумом не существует, в законодательствах некоторых стран даже не предусмотрена процедура его проведения.

Согласно самому распространенному определению, плебисцит – это всенародное голосование по поводу принадлежности и судьбы территорий и других локальных вопросов. Иногда плебисцитом называют любой другой всеобщий опрос, кроме тех, что проводятся по поводу принятия новых законопроектов.

Всенародный опрос

Иногда выделяется третья форма всенародного голосования – всенародный опрос, хотя зачастую он приравнивается к референдуму (как, например, это было принято в законодательстве СССР).

Целью всенародного опроса является выяснение мнения граждан по определенному вопросу.

Источники
  • https://FB.ru/article/438736/vsenarodnoe-golosovanie-opredelenie-vidyi-i-prednaznachenie
  • https://wiki2.info/%D0%93%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BF%D0%BE_%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%83%D1%86%D0%B8%D0%B8_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8
  • https://zen.yandex.ru/media/familyhistory/istoriia-referendumov-rossii-vse-li-oni-byli-udachnymi-5e774af84a6a9a79fd73c80d
  • https://yurlitsa.ru/vsenarodnoe-golosovanie-eto-chto-takoe-otlichie-vsenarodnogo-golosovaniya-ot-referenduma-usloviya-ut/
  • https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/854161

Tikhanova-k@mail.ru
Зарплатто.ру - сайт о зарплатах и доходах, деньгах и финансах
Adblock
detector