Всенародное голосование: определение, виды и предназначение

Рефере́ндум (лат. referendum) — форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения.

Референдум — важнейший институт прямой демократии. Представляет собой непосредственное правотворчество народа. Референдум — это один из способов участия общественности в принятии решений, важных для государства и для каждого отдельного гражданина. Принятое человеком решение влияет на результат процедуры и должно быть подкреплено осведомлённостью (информированностью) по данному вопросу.

Условия проведения референдума и его процедура регулируются конституциями и законодательством соответствующих стран

Что такое всенародное голосование?

Как уже было сказано, в современных демократических государствах преобладает косвенная, или представительная, демократия. Действительно, большую часть решений и законов принимают выбранные нами органы власти. Однако существует ряд вопросов, требующих особого участия граждан государства. В таких случаях созывается всенародное голосование.

Свои истоки этот вид принятия политических решений берет в эпоху Античности, из Древней Греции, которая является прародительницей привычной нам демократии. Существовали, конечно, большие отличия. Древнегреческая демократия была прямой – это значит, что каждый свободный гражданин имел право принимать участие в обсуждении важнейших вопросов в жизни полиса, города-государства, а решения принимались путем голосования.

Формат проведения с тех пор, безусловно, изменился. Теперь всенародное голосование граждан проходит не на площадях, а в специально оборудованных помещениях, организованных на территории всей страны, посредством бюллетеней. Но его суть осталось той же — это свободное, равное и тайное волеизъявление граждан государства по особо важным политическим вопросам, от которых зависит дальнейшая судьба их страны или территории, требующих их личного участия.

Зачем проводится всенародное голосование. Отличия от референдума

В ходе своей речи Президент Путин предложил внести изменения в Конституцию и заявил о необходимости утверждения таких поправок гражданами РФ. Так как предложенные поправки не затрагивают основ конституционного строя и не имеют важного значения для функционирования российской политической системы, то проводить по ним голосование не нужно вовсе. Достаточно, чтобы поправки утвердил Совет Федерации, и они будут приняты – такая процедура сделает поправки действующими по всем законодательным правилам.

На основании поправки, предложенные к Главам 3-8, принимаются, как и любой федеральный закон, и вступают в силу после одобрения 2/3 голосов Госдумы и ¾ голосов Совета Федерации ().

При изменениях в Конституцию необходимо проведение референдума. Но это правило распространяется при внесении изменений в основополагающие Главы 1, 2, 9 Конституции и только после голосования за них 3/5 Парламента.

Процедура референдума сама по себе достаточно сложная, с точки зрения порядка и сроков проведения. Так, ее нельзя проводить менее, чем за год до окончания полномочий Госдумы, иначе оставшегося времени будет недостаточно для проведения поправок.

Референдум в стране объявляет сам Президент. По он направляет инициативы в Конституционный суд для проверки их конституционности и только после одобрения их судом может объявить референдум. Также Федеральное собрание должно перед референдумом созвать Конституционное собрание, которое разработает и утвердит конституционные поправки.

Но всего этого можно избежать, если вместо референдума провести всенародное голосование.

Своим Указом Президент вправе назначить проведение всенародного голосования. Это своего рода «упрощенный референдум» без жестких требований к форме волеизъявления граждан. Если результаты референдума обязательны для исполнения, то результаты голосования – нет. То есть формально власть все равно может принять поправки без учета мнения народа.

Более того, Конституция не содержит ответа на вопрос: как поступить в том случае, если поправки были одобрены Советом Федерации и Госдумой, а народ отказался их поддержать. Порядка отмены утвержденных поправок, которые по закону не должны утверждать граждане, не существовало. Но принятый 11 марта 2020 года закон о порядке всенародного голосования изменил данное положение дел.

Виды референдумов

В зависимости от предмета, способа проведения и сферы применения различают: референдум конституционный (на всенародное голосование выносится проект конституции или конституционные поправки) и законодательный (предмет референдума — проект закона), обязательный референдум или факультативный.

При обязательном референдуме проект соответствующего акта подлежит ратификации всем или большей частью избирательного корпуса (например, в США проект поправки к конституции США должен быть представлен Штатам после голосования в Конгрессе, при котором за нее должно быть отдано 2/3 голосов в каждой Палате, а потом не менее 3/4 Штатов должны ее ратифицировать).

Инициатива проведения факультативного референдума может исходить от избирательного корпуса (Италия), отдельных субъектов федерации (Швейцария) или центральной власти (Франция).

Референдумы бывают признанные, непризнанные, частично признанные различными политическими силами, странами.

От референдума следует отличать широкомасштабные опросы населения, проводимые в формах, близких к референдуму. Эти, так называемые консультативные референдумы, юридической силы не имеют.

Всенародный референдум России

Референдум России проводится на всей территории страны на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. На референдум России могут выноситься вопросы, отнесенные конституцией РФ к ведению России, а также к совместному ведению России и субъектов России (ст. 6 п. 4 ФКЗ «О референдуме России»). В частности, Конституционное Собрание вправе вынести на всенародное голосование проект новой конституции РФ. Также на референдум выносится проект нормативного акта или вопрос, обязательное вынесение на референдум которых предусмотрено международным договором России.

Референдум (Referendum) — это

Не могут выноситься на референдум России (ст. 6 п. 5 ФКЗ «О референдуме России»):

— об изменении статуса субъекта (субъектов) России, закрепленного конституцией РФ;

— о досрочном прекращении или продлении срока полномочий президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а также о проведении досрочных выборов президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ либо о перенесении сроков проведения таких выборов;

— об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности России;

— о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

— об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором России, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором России, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором России;

— о принятии и об изменении федерального бюджета, исполнении и изменении внутренних финансовых обязательств России;

— о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;

— об амнистии и о помиловании.

Референдум (Referendum) — это

Вопрос, выносимый на референдум, не должен противоречить конституции РФ, ограничивать, отменять или умалять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод (ст. 6 п. 6 ФКЗ «О референдуме России»). Вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, чтобы на него можно было дать только однозначный ответ и чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения (ст. 6 п. 7 ФКЗ «О референдуме России»).

Референдум не назначается, а проведение назначенного референдума откладывается в случае введения в отдельных местностях России военного или чрезвычайного положения. Референдум не проводится в последний год полномочий президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а также в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории России на основании решения уполномоченного федерального органа, за исключением случаев, предусмотренных ФКЗ «О референдуме России», а именно случая вынесения Конституционным Собранием на всенародное голосование проекта новой конституции РФ и случая вынесения на референдум проекта нормативного акта или вопроса, обязательное вынесение на референдум которых предусмотрено международным договором РФ.

Всероссийское голосование

Обновление Конституции не требует ни референдума, ни созыва Конституционного Собрания, но «всероссийское голосование» ( русский язык : общероссийское голосование , латинизированное : общероссийское голосование ) предусмотрено статьей 2 законопроекта о внесении поправок в российский закон. Конституция. Путин ввел этот термин впервые, и это не юридический термин с четким определением. Общероссийское голосование не предусмотрено конституцией, не упоминается ни в федеральных законах, ни в региональных законах, ни в иных правовых документах.

Отличие референдума от выборов

Что такое референдум будет проще понять, если сравнить его с выборами. Волеизъявление народа в форме референдума не имеет заданной периодичности и проводится по мере возникновения проблемных ситуаций, требующих народного волеизъявления.

Предмет референдумов гораздо шире и может охватывать любые вопросы от получения суверенитета до смены наименования региона. Выборы же ограничены задачей формирования власти.

Период действия решений референдума не ограничен, а полученные в результате выборов властные полномочия имеют конкретный срок. Инициатором референдума может выступить практически любой гражданин, а выборы проводятся в установленном законом порядке.

В каких случаях созывается?

Но какие вопросы принято считать «особо важными»? За ответом следует обратиться к закону «О референдуме Российской Федерации». Согласно ему, может быть проведено всенародное голосование по вопросам:
  • Принятия и изменения Конституции.
  • Защиты прав и свобод граждан.
  • Вопросы войны и мира.
  • Определения статуса государственной границы.
  • Некоторым другим, по согласованию с Конституционным судом.

Для того чтобы вопрос мог быть вынесен на всенародное голосование, он должен иметь одно четкое толкование. Как правило, гражданин может проголосовать либо за, либо против этого вопроса. Возможность дать неопределенный ответ исключается.

Правовое регулирование референдума в Российской Федерации

законодательство России о референдумах составляют конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон «О референдуме России», Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан России», иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов России, иные нормативные правовые акты о референдумах, принимаемые в России (ст. 11 п. 2 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан России»).

законодательство о референдуме следует отличать от законодательства о выборах. Выборы и референдумы объединяет ряд общих институтов и процедур (таких, как составление списков избирателей, участников референдума, сходный порядок голосования и т. п.), а также общий организационный механизм их проведения, основу которого составляет система коллегиальных органов: избирательных комиссий – комиссий референдума. У этих двух подотраслей конституционного законодательства имеются общие нормативные источники, важнейший из которых — Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан России».

законодательство о референдуме является одной из подотраслей российского конституционного права. В настоящий момент оно чрезвычайно активно развивается и представлено значительным числом законодательных актов, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов России. Источники законодательства о референдуме в Российской Федерации образуют систему. Отдельные законодательные акты о референдуме являются элементами этой системы. В зависимости от предмета регулирования они группируются в подсистемы: законодательство о референдуме России, законодательство о референдуме субъекта России, законодательство о местном референдуме. Следует отметить, что все три подсистемы законодательства о референдуме имеют общие нормативные источники. К ним, в частности, относятся конституция Российской Федерации и Федеральный закон « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан России».

конституция Российской Федерации является основным источником законодательства о референдуме. Все источники законодательства о референдуме основываются на общих принципах регулирования референдумов, заложенных в конституции Российской Федерации. В конституции дается политико-правовая характеристика института референдума. В ч. 3 ст. 3 конституции РФ референдум и свободные выборы определяются как высшее непосредственное выражение народоправства. Тем самым устанавливается наивысший авторитет решений, принятых на референдуме, и результатов свободных выборов. Также в конституции устанавливается конституционное право граждан России участвовать в референдуме (ст. 32 конституции РФ). В ст. 60 конституции РФ устанавливается возраст (18 лет), с которого гражданин России может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности, в том числе и участвовать в референдуме. Более подробно право на участие в референдуме закреплено в ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан России».

На конституционном уровне разграничиваются полномочия России и субъектов России по регулированию отношений, имеющих непосредственное значение для построения законодательства о референдуме (статьи 71, 72, 73 конституции РФ). В этой связи особенно важно положение пункта «в» статьи 71 конституции РФ, согласно которому регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина находится в ведении России; именно на этом положении базируется весьма обширное федеральное регулирование основных гарантий права граждан на участие в референдуме. В соответствии со статьей 84 конституции РФ президент России назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

Федеральный конституционный закон «О референдуме России» регулирует проведение референдума России. Кроме того, на референдум России распространяются нормы Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан России», однако Федеральный конституционный закон обладает большей юридической силой. Положения Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан России» распространяют свое действие на все три вида референдумов в России: референдум России, референдум субъекта России, местный референдум. Значение этого Федерального закона исключительно велико: акты законодательных органов государственной власти субъектов РФ о выборах в свои органы власти, а также о выборах в органы местного самоуправления не могут противоречить настоящему Федеральному закону. Субъекты федерации могут устанавливать только дополнительные гарантии избирательных прав граждан.

 

Референдум (Referendum) — это

референдум субъекта РФ, помимо положений Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан России», также регулируется конституциями республик, уставами краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов и принимаемыми ими законами. Системы проведения референдума субъекта РФ во многом повторяют федеральную модель, но в то же время обладают, хотя и не принципиальными, различиями. На сегодня в большинстве субъектов РФ оформилась законодательная база проведения референдумов субъектов России. В конституциях, уставах субъектов России закрепляются наиболее важные вопросы проведения референдумов. В них, как правило, содержится общая характеристика референдума субъекта РФ как высшего непосредственного выражения народного правления и установлено, к полномочиям какого органа государственной власти субъекта РФ относится назначение референдума субъекта РФ.

Следует отметить, что в большинстве субъектов РФ право назначения референдума предоставлено законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта РФ. В некоторых субъектах РФ действуют законы, регулирующие одновременно проведение и референдумов субъектов РФ, и местных референдумов. В ряде субъектов РФ референдумы субъектов РФ и местные референдумы регулируются избирательными кодексами. В большинстве же других субъектов РФ референдумы субъектов РФ и местные референдумы регулируются отдельными законами.Основными источниками правового регулирования местного референдума являются Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан России», Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в России», а также конституции и уставы субъектов РФ.

Право граждан на участие в референдуме

При проведении референдума России действуют общие принципы избирательного права: всеобщего, равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Практически общими являются основные гарантии избирательных прав и прав на участие в референдуме — не случайно они закреплены в одном федеральном законе. Каждый участник референдума обладает одним голосом и голосует лично. Участие в референдуме является свободным, контроль за волеизъявлением гражданина не допускается. В ходе референдума никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Вопросы, связанные с подготовкой и проведением референдума, рассматриваются избирательными комиссиями, комиссиями по проведению референдума России, органами государственной власти и органами местного самоуправления открыто и гласно.

Право на участие в референдуме — конституционное право граждан России участвовать в референдуме России, референдуме субъекта РФ, местном референдуме, в том числе голосовать по проектам законов и нормативных правовых актов, действующим законам и нормативным правовым актам, другим вопросам государственного и местного значения, находящимся соответственно в ведении России, субъекта РФ, муниципального образования. Право на участие в референдуме предусмотрено частью 2 статьи 32 конституции РФ и включает возможность гражданина голосовать на референдумах, проводимых на уровне России, субъекта РФ и муниципального образования. Поэтому для реализации права гражданина на участие в референдуме должна быть создана правовая база проведения референдума соответствующего уровня.

Основное содержание права на участие в референдуме заключается в голосовании гражданина по проектам законов и иных нормативных правовых актов, другим вопросам государственного и местного значения, находящимся соответственно в ведении России, субъекта РФ, муниципального образования. Для обеспечения реализации этого права законодательством предусматриваются права граждан по инициированию референдума, участию в агитации при проведении референдума, наблюдению за порядком голосования и так далее. Перечисленные права представляют собой гарантии реализации конституционного права гражданина на участие в референдуме.

Участники референдума — граждане России, достигшие на день проведения референдума 18 лет, обладающие активным избирательным правом, постоянно или преимущественно проживающие в России, на территории соответствующего субъекта РФ, муниципального образования, а в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъекта РФ, — находящиеся в местах временного пребывания участников референдума (например, в больницах, домах отдыха) при проведении референдума соответствующего уровня. Гражданин России, проживающий или находящийся в период подготовки и проведения референдума России за ее пределами, обладает всей полнотой прав на участие в референдуме России. Не имеет права участвовать в референдуме России гражданин РФ, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.

В каком порядке будет проходить всенародное голосование

11 марта Государственная дума и Совет Федерации приняли закон о внесении поправок в Конституцию. Его статьи 2 и 3 посвящены механизму принятия конституционных поправок. Он предполагает предварительное утверждение поправок Конституционным судом и проведение общенародного голосования.

После одобрения поправок они будут переданы в конституционный суд для оценки их соответствия нормам 1, 2, 9 Глав Конституции. Конституционному суду отводится на проведение оценки и выдачу заключения 7 дней. Стоит отметить, что проведение такой оценки не совсем входит в полномочия суда: он не может оценить то, что формально еще не имеет юридической силы и не вступило в действие (а до проведения голосования поправки не считаются вступившими в силу).

Если суд примет отрицательное решение, то поправки не вступят в силу, и общенародное голосование по ним не проводится. Если суд подтвердит конституционность поправок, то будет проведено всенародное голосование, назначенное Президентом. В случае если за поправки проголосуют более половины граждан, то они вступят в силу. Если менее 50%, то поправки не вступят в силу.

Сбор подписей

После регистрации инициативная группа в течение 45 дней должна собрать не менее 2 млн подписей избирателей. При этом в одном субъекте Федерации разрешено собрать не более 50 тыс. подписей.

Подписные листы передаются в ЦИК, который в течение 30 дней проверяет не менее 40% подписей, отобранных путем жеребьевки. Количество недостоверных или недействительных подписей должно составлять менее 5% от проверенных. По итогам проверки ЦИК в течение пяти дней принимает решение о результатах выдвижения инициативы проведения референдума и направляет его президенту страны, уведомляя при этом обе палаты парламента.

Подведение итогов

Голосование считается состоявшимся, если в нем примут участие более половины избирателей. Результаты плебисцита определяются по большинству голосов его участников.

Решение, принятое на референдуме, вступает в силу со дня его официального опубликования ЦИК (в течение трех дней со дня подписания итогового протокола). Оно является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении каким-либо правовыми актами.

Источники
  • http://wikiredia.ru/wiki/%D0%92%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5
  • https://FB.ru/article/438736/vsenarodnoe-golosovanie-opredelenie-vidyi-i-prednaznachenie
  • https://zakonguru.com/izmeneniya/vsenarodnoe-golosovanie.html
  • https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/854161
  • https://investments.academic.ru/1349/%D0%A0%D0%B5%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D1%83%D0%BC
  • https://ru.qaz.wiki/wiki/2020_Russian_constitutional_referendum
  • https://KtoNaNovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/referendum-chto-ehto-takoe.html
  • https://tass.ru/info/5440292

tett
Зарплатто.ру - сайт о зарплатах и доходах, деньгах и финансах