Заключение и исполнение государственного контракта по 44 ФЗ в 2021 году

Что представляет собой государственный контракт по 44-ФЗ

Сделки, заключаемые между хозяйствующими субъектами в сфере государственных закупок, регулируются положениями 44-ФЗ и оформляются документом, который называется государственный контракт. Дело в том, что одной из сторон сделки выступает государственный заказчик, приобретающий товары, услуги и работы для собственных нужд.

В качестве государственных заказчиков могут выступать органы власти, а также казенные учреждения федерального, регионального и местного уровней. Соответственно, они представляют интересы государства, регионов или муниципалитетов.

Второй стороной, которая заключает контракт по 44-ФЗ, выступают любые юридические (кроме представителей офшоров) и физические лица, а также частные предприниматели. Некоторым категориям субъектов в соответствии с законом предоставляется ряд преференций при заключении контрактов. В частности, на льготы могут рассчитывать предприятия малого и среднего бизнеса.

Государственный контракт – это гражданско-правовой договор, отличие которого от обычного договора состоит в наличии некоторых регламентированных законом 44-ФЗ положений по причине того, что одним из контрагентов выступает государственный заказчик.

Выделим конкретные элементы государственного контракта, которые не включаются в обычный договор:

  1. Первым этапом при заключении государственного контракта по 44-ФЗ является конкурсная процедура выбора исполнителя. Этот договор может быть оформлен иногда и без проведения тендера – в случаях, регламентированных вышеуказанным нормативным актом. Закон не запрещает организовывать конкурсные процедуры хозяйствующим субъектам, заключающим сделки вне сферы государственных закупок. Подобный механизм помогает предприятиям снижать затраты, но на практике он используется редко, обычно сделки заключаются путем предоставления одной стороной оферты и ее акцепта контрагентом.
  2. При заключении контракта по 44-ФЗ сроки всех этапов четко расписаны, тогда как в рамках обычного договора стороны устанавливают сроки по собственному желанию.
  3. Гражданский кодекс РФ определяет такое понятие, как существенные условия договора. Применительно к госзакупке они также актуальны, но в перечень вводятся дополнительные положения на основании 44-ФЗ.
  4. Статьей 34 44-ФЗ предусматривается обязательное включение в текст госконтракта пунктов об ответственности сторон за нарушение условий договора, причем данные положения нельзя изменять. При заключении простого договора субъекты вправе сами определить степень ответственности или могут руководствоваться положениями Гражданского кодекса РФ.
  5. Заключая обычное соглашение, стороны договариваются по всем вопросам, в том числе по существенным, а также имеют право в дальнейшем менять условия, составляя дополнительное соглашение. Положения госконтракта изменению не подлежат. Немногочисленные случаи, являющиеся исключением, перечислены в ст. 95 44-ФЗ.
  6. 44-ФЗ допускает оформление протоколов разногласий при заключении госконтрактов при наличии следующих обстоятельств:
  • положения проекта госконтракта не совпадают с информацией, содержащейся в конкурсной документации;
  • условия госконтракта расходятся с предложением потенциального исполнителя, изложенным им в заявке.

Закон не содержит никаких указаний относительно урегулирования разногласий при составлении обычных договоров.

Государственный контракт может быть заключен на любой срок, зависящий от объекта закупки и условий исполнения. Стороны обязаны выполнить все взятые на себя обязательства. Поэтому, даже если срок по договору истек, он будет действовать до тех пор, пока все условия не окажутся выполненными.

После заключения госконтракта по 44-ФЗ наступает стадия его исполнения, состоящая из нескольких этапов, которые также регулируются положениями закона:

  • Заказчик принимает товар или работу и проводит экспертизу, подтверждающую надлежащее качество объекта закупки.
  • Заказчик подтверждает поставку товара или выполнение работ (услуг) и оплачивает их.
  • Если в ходе исполнения контракта возникает необходимость изменения его положений или расторжения, то эти процедуры проводятся в соответствии с нормами ст. 95 44-ФЗ.

Одним из этапов исполнения госконтракта по 44-ФЗ является экспертиза предоставленных исполнителем товаров, работ или услуг. Для этого привлекаются экспертные компании или независимые специалисты, результатом работы которых становится экспертное заключение. Эта информация должна быть опубликована в ЕИС и открыта всем заинтересованным.

Правовые основания для заключения госконтракта

Контракт между госзаказчиком и победителем отборочной процедуры заключается на основе итогового протокола рассмотрения заявок, закупочной документации и содержании заявки победителя.

Юридические основания для заключения госконтракта приведены в . Согласно положениям , госзаказчик обязан подписать контракт с победившим в конкурсе или иной процедуре исполнителем, если извещение о госзаказе было размещено в соответствии с требованиями 44-ФЗ (в системе ЕИС или местных СМИ).

Победитель конкурса вправе отказаться от заключения контракта с заказчиком, оплатив убытки, понесенные заказчиком на проведение отборочной процедуры. При этом устанавливает, что взыскание убытков с победителя не происходит, если будет доказано, что заказчик умышленно занизил цену контракта.

Порядок заключения государственного контракта

Госконтракт может быть заключен согласно установленным требованиям законодательства. Порядок, на основании которого происходит заключение госконтрактов обязательно носит соответствие 44 ФЗ и имеет ряд своих особенностей.

Основные этапы заключения госконтракта:

  • На начальном этапе происходит выявление нужд государственного или муниципального заказчика по приобретению ТРУ, которые приобретаются согласно плану-закупок и плану-графику</span>;
  • Далее происходит публикация проведенной закупки с применением конкурентных способов выбора исполнителя. Для поставщиков, которые являются лидерами рынка определенных товаров, выступающих монополистами, происходит заключение муниципального контракта;
  • В обязанности заказчика входит разработка и оформление проекта контракта.

Подготовка проекта контракта

Первый шаг здесь – проверить, нет ли в сфере закупки утвержденного проекта типового контракта. Это облегчит задачу т.к. типовой контракт – обязательная форма, менять в ней ничего нельзя, только дополнять.

По вопросу разработки индивидуального проекта контракта рекомендуем изучить готовое решение в системе “КонсультантПлюс”. Вы можете зайти в систему по своему логину или использовать нашу ссылку и оформить бесплатный прбный доступ на 2 дня.

Предлагаем вместе разобраться, “как применяется типовой контракт на поставку продуктов питания”.

Обращаем внимание, что договор по 44-ФЗ можно заключать в том числе на закупку с неизвестным объемом. В этом случае нужно составить рамочный договор. Читаем, как его оформить в статье “Рамочный договор по 44-ФЗ”.

Размещение проекта контракта

В течение 5 дней с даты публикации протокола госзаказчик должен разместить в системе и на электронной площадке неподписанный проект контракта (ч. 2 ст. 83.2 закона о закупках).

Подробно об электронных площадках и порядке аккредитации на них, рассказываем в нашей статье “Как пройти аккредитацию на торговой площадке”.

Причем проект изначально всегда включен в конкурсную документацию (ч. 2 ст. 50 закона о закупках), и участники торгов могут ознакомиться с его содержанием заранее. После же завершения торгов проект размещается с внесенными в него конкретными данными:

  • о поставщике (победителе торгов);
  • товаре или услуге (точные характеристики);
  • цене.

Подписание проекта контракта либо направление протокола разногласий

Поставщик, изучив предложенный проект, в течение 5 дней должен поступить по одному из следующих сценариев (ч. 3 ст. 83.2 закона о закупках):

  • при согласии с условиями подписать цифровой подписью и разместить в системе и на электронной площадке;
  • если имеются поправки, составить протокол разногласий и разместить его.

Обратите внимание! Протокол разногласий можно размещать только единожды в отношении одного и того же госконтракта.

В течение 3 рабочих дней ответственная за заключение контракта комиссия должна ознакомиться с замечаниями поставщика:

  • и либо при необходимости внести поправки в проект;
  • либо отказаться от изменения его положений, мотивировав отказ в отдельном документе.

После этого доработанный / оставленный в силе проект вновь размещается на электронной площадке без подписи заказчика (ч. 5 ст. 83.2 закона о закупках). Если заказчик не согласился с замечаниями победителя торгов, он обосновывает отказ в отдельном документе, тоже размещаемом на электронной площадке. Предлагаем вам скачать образец отказа заказчика изменить проект контракта.

Поставщик в течение 3 рабочих дней должен подписать проект и вновь разместить его. Заказчику также дается 3 рабочих дня для подписи и размещения контракта.

Что заказчик должен включить в контракт по 44-ФЗ

Заказчик, инициирующий торги, оформляет документацию, в состав которой должен входить и проект контракта. Таким образом все участники конкурса до начала процедуры имеют возможность получить информацию по условиям закупки, за исключением тех моментов, которые определяются при выборе конкретного исполнителя. Контракт в том числе содержит пункты, касающиеся ответственности сторон, порядка и сроков расчетов, обеспечения исполнения договора, регламента приемки товара и работы, а также прочих существенных условий.

Следующим этапом заключения контракта по 44-ФЗ является уточнение его положений на основании информации, касающейся победителя торгов. А именно в проект вносятся стоимость сделки, реквизиты поставщика, конкретизируется объект закупки.

Любой госконтракт, таким образом, должен содержать следующие положения:

1. Стоимость сделки

Поставщик имеет право заложить в цену поставки все связанные с исполнением госконтракта затраты. Это не только стоимость товара, но и расходы на его упаковку, доставку, включая погрузо-разгрузочные работы и таможенные пошлины. Но заказчик не должен оплачивать прочие издержки поставщика.

Особенностью исполнения государственного заказа являются следующие положения:

  • Цена, заявленная исполнителем, отражается в госконтракте и не подлежит корректировке в течение всего периода его действия.
  • Иногда вместо фиксированной стоимости в договоре указывают формулу образования цены, максимально возможную сумму поставки или стоимость 1 единицы товара (работы, услуги).
  • Необходимо указать источник финансирования.

2. Приемка товара и выполненных работ

Регламент передачи поставщиком товара и работ подробно прописывается в договоре: в какие сроки и в каком порядке осуществляются мероприятия, действия сторон, ответственные лица и их контакты. Сама процедура часто бывает довольно сложной, поэтому в тексте договора следует предусмотреть уведомление о готовности к приемке.

Приемка товара и выполненных работ фиксирует факт исполнения обязательств поставщика по контракту, поэтому оформляется отдельным документом. Можно использовать общепринятые формы актов приемки товаров и актов выполненных работ.

3. Регламент расчетов между сторонами

Оплата поставки – важный этап исполнения госконтракта по 44-ФЗ. После того как подписан акт приемки товаров или услуг (работ), заказчик обязан перечислить деньги поставщику, принадлежащему к СМП, в течение 15 рабочих дней, а прочим категориям предприятий – в течение 30 дней. Весь порядок расчетов – сроки, авансы, этапы оплаты – подробно описывается в тексте договора.

4. Обеспечение госконтракта

Госконтракт должен содержать всю информацию об обеспечении: в каком виде оно вносится (денежный перевод на счет заказчика или предоставление банковской гарантии – на усмотрение исполнителя), в каком порядке и в какой период должно быть возвращено исполнителю.

5. Срок действия госконтракта

Проект контракта должен содержать информацию об общем сроке его действия, а также о продолжительности этапов исполнения. При этом надо учитывать, что стороны несут ответственность за неисполнение обязательств даже после окончания срока действия договора. Это условие должно непременно содержаться в тексте (Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042).

6. Внесение корректировок и расторжение госконтракта

При заключении таких договоров внесение изменений допускается лишь по обстоятельствам, предусмотренным 44-ФЗ. Если закупка небольшая по сумме и срокам, а также несложна по процедуре, то заказчик может не включать это положение в содержание контракта. Также на усмотрение заказчика вписывается пункт, касающийся возможности расторжения договора в одностороннем порядке.

7. Условия контракта

Фиксируются существенные условия:

  • права и обязанности сторон. Эту часть необходимо изложить максимально подробно, так как при возникновении конфликтов их разрешение всегда становится проблемой;
  • критерии качества товара, услуг, работ;
  • требования к соблюдению технологий;
  • режим доставки;
  • условия, касающиеся ввода в эксплуатацию оборудования, его монтажа и наладки;
  • перечень и требования к документам, которые поставщик обязан предоставить одновременно с объектом закупки или после выполнения работ;
  • форс-мажор;
  • заключительные положения;
  • реквизиты и контактные данные поставщика и заказчика.

Особенности заключения государственных контрактов

При процедуре на право заключения государственного контракта необходимо учесть ряд особенностей:

  • Заказчиком являются госорганы, органы управления, органы местного самоуправления и другие бюджетные учреждения;
  • Процедура поставки продукции происходит с помощью бюджетных средств и иных внебюджетных источников, осуществляющих финансирование;
  • В обязанности заказчика входит формирование заказов, которые в последующем публикуются на сайте госзакупок;
  • Победитель по результатам тендера или аукциона, в которых принимают участие физ, юр лица и ИП;
  • Еще одной отличительной особенностью госконтракта является то, что он заключается на основании с заказом, который формируется согласно закону;
  • Согласно проекту госконтракта заказчик может осуществлять контроль за порядком работ и за оказанием консультации, которая требуется для поставщика.

Согласно принятого решения Правительства России со стороны госзаказчика могут вноситься все требующиеся изменения в госконтракт или возможно прекращение его действия вовсе. Но при последнем варианте, необходимо будет возместить поставщику все убытки, которые он понес согласно 44 ФЗ.

Сроки заключения контракта по 44 ФЗ по аукциону

Срок подписания контракта по 44-ФЗ зависит от того, в какой именно форме проводилась закупка. Ниже, приведена таблица, в которой отмечены сроки подписания договора исполнителем. Стоит отметить, что заказчик всегда подписывает договор со своей стороны в последнюю очередь, после подрядчика.

Способы определения поставщикаКогда заключается контракт
Открытый конкурс в электронной формеКонтракт может быть заключен не ранее, чем через 10 дней с даты размещения
Конкурс с ограниченным участием в электронной формеКонтракт может быть заключен не ранее, чем через 10 дней с даты размещения
Двухэтапный конкурс в электронной формеКонтракт может быть заключен не ранее, чем через 10 дней с даты размещения
Закрытый конкурс в электронной формеКонтракт может быть заключен не ранее, чем через 10 дней с даты размещения
Электронный аукционКонтракт может быть заключен не ранее, чем через 10 дней с даты размещения
Закрытый аукцион в электронной формеКонтракт может быть заключен не ранее, чем через 10 дней с даты размещения
Запрос котировок в электронной формеКонтракт может быть заключен не ранее, чем через 7 дней с даты размещения
Запрос предложений в электронной формеКонтракт может быть заключен не ранее, чем через 7 дней с даты размещения

Исполнение государственного контракта

Одно из условий заключения контракта по 44-ФЗ по аукциону — это предоставление заказчику обеспечения исполнения.

Как правило, это 10-30% от НМЦК. В этой роли может выступать денежные средства в сумме, указанной в договоре, или наиболее распространенный вариант — банковская гарантия. Ее выгода состоит в том, что исполнителю не требуется изымать необходимую сумму денежных средств из оборота для доказательства своей благонадежности.

Для обеспечения контракта по 44-ФЗ принимается документ только тех банков, которые занесены в Реестр банков Минфина, имеющих лицензию на выпуск банковских гарантий.

Идентификатор государственного контракта

Ст. 6.1 Федерального закона №275 «О государственном оборонном заказе» устанавливает, что каждому госконтракту должен присваиваться идентификатор.

Только после этого сведения о госконтракте включаются в реестр.

Идентификатор контракта представляет собой 25-значный код, каждый блок которого отображает определенную информацию:

  1. идентификационный код госзаказчика;
  2. способ определения поставщика, по результат которого был подписан контракт;
  3. дата начала и окончания действия контракта.
  4. непосредственно порядковый номер госконтракта, в соответствии с внутренней нумерацией каждого госзаказчика.

В соответствии с вышесказанным – ИГК является уникальным и не может быть присвоен другому контракту заказчика.

Идентификатор государственного контракта присваивается не только контрактам в сфере гособоронзаказа, но и в госзакупках других отраслей.

Порядок присвоения ИГК договорам, заключенным не в сфере ГОЗ подробно изложен в статье 5 части 2 415-ФЗ.

Идентификатор государственного контракта в счетах фактурах

С 1 июля 2017 года вступили в силу изменения ст. 169 Налогового Кодекса РФ.

НК РФ предписывает изменить список заполняемых полей в счетах-фактурах. Одним из нововведений формы стало поле, где необходимо указывать идентификатор госконтракта при его наличии.

Изменения коснулись и корректировочного счета-фактуры.

Когда победитель считается уклонившимся от заключения контракта

Нарушение установленной процедуры расценивается по 44-ФЗ как уклонение от заключения контракта. Согласно ч. 13 ст. 83.2 закона о закупках победитель признается уклонившимся, если он:

  • не направил заказчику подписанный проект договора или протокол разногласий в течение 5 рабочих дней;
  • не предоставил обеспечение исполнения контракта, если это было предусмотрено конкурсной документацией;
  • не предоставил повышенное обеспечение, когда цена ГК была снижена на 25% по сравнению с начальной (максимальной) ценой.

При наличии одного из вышеназванных обстоятельств заказчик оформляет протокол о признании заказчика уклонившимся от заключения контракта по 44-ФЗ.

Протокол должен обязательно содержать следующую информацию:

  • место и время его составления;
  • данные об уклонившемся победителе;
  • основания для признания уклонившимся и соответствующие документы.

Сторона уклоняется от подписания контракта: последствия

Победитель признан уклонившимся от заключения контракта по 44-ФЗ – последствия будут следующие:

  • Поставщик попадает в реестр недобросовестных поставщиков.
  • Заказчик удерживает обеспечение исполнения контракта, если оно было внесено.
  • Заказчик вправе обратиться в суд с требованием о возмещении убытков, причиненных уклонением поставщика.
  • Заказчик имеет право согласно ч. 14 ст. 83.2 44-ФЗ на заключение контракта со вторым участником. Проект ГК направляется ему в течение 5 дней с даты подписания протокола о признании победителя уклонившимся. Второй победитель может как согласиться, так и отказаться от подписания ГК.

Обратите внимание! Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий, которое предполагает его недобросовестное поведение (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.06.2019 по делу № А66-15601/2018).

Итак, процедура заключения контракта по итогам аукциона или конкурса по 44-ФЗ состоит из нескольких этапов, каждый из которых должен быть пройден в определенные сроки. Нарушение порядка, установленного законом, влечет за собой признание поставщика уклонившимся от заключения контракта. Моментом, когда контракт считается заключенным по 44-ФЗ, является подписание контракта заказчиком.

Расторжение госконтракта

Эта процедура находится в ведении Гражданского кодекса РФ. Расторжение возможно в одном из 3 законодательно предусмотренных случаев:

  • по соглашению сторон;
  • в результате судебного решения;
  • в случае отказа одной из сторон от исполнения обязательств по контракту.

Если с первыми двумя способами расторжения все относительно прозрачно, то с односторонним расторжением может возникнуть ряд вопросов.

Контракт разрывает заказчик

Если в контракте указывались условия, гласящие, что заказчик может оказаться вправе его разорвать в одностороннем порядке и эти условия наступили, то муниципальный (государственный) заказчик вправе прекратить действие контракта в соответствии с ч. 9 ст. 95 ФЗ №44. Это может произойти по следующим причинам:

  • товары, услуги, работы ненадлежащего качества;
  • поставка недоукомплектованной продукции;
  • нарушения временных рамок;
  • выявленные в ходе исполнения недостатки не исправляются.

Если к моменту одностороннего расторжения поставщик уже исполнил часть заказа, то новый контракт, естественно, должен быть уменьшен на соответствующее количество товара (работ, услуг).

Контракт разрывает поставщик

Одностороннее прекращение контракта с госзаказчиком подрядчик может осуществить по таким причинам:

  • поставленные товары, оказанные услуги или выполненные работы не оплачены своевременно;
  • работы, услуги или товар не приняты без надлежащих на то оснований;
  • заказчик специально препятствует исполнению обязательств подрядчика по контракту.
Источники
  • https://cett.biz/poleznaya-informaciya/statii/etapy-zaklyucheniya-kontrakta-po-44-fz/
  • https://zakonguru.com/goszakupki/44/zaklucenia-kontrakta.html
  • https://cpp-group.ru/baza-znaniy-smp/poleznye-stati-i-sovety/zaklyuchenie-gosudarstvennogo-kontrakta-po-44-fz/
  • https://rusjurist.ru/goszakupki_i_tendery/poryadok-zaklyucheniya-gosudarstvennogo-kontrakta-po-44-fz/
  • https://tender-rus.ru/articles/kak-zarabotat-v-sisteme-goszakaza-44-fz-i-223fz/zaklyuchenie-gosudarstvennogo-kontrakta
  • https://assistentus.ru/vedenie-biznesa/gosudarstvennyj-kontrakt/

Tikhanova-k@mail.ru
Зарплатто.ру - сайт о зарплатах и доходах, деньгах и финансах
Adblock
detector