Алексей Учитель: любопытные факты из жизни знаменитого режиссера

Кто такой Алексей Ефимович Учитель

Советский и российский кинорежиссёр, сценарист, народный артист Российской Федерации, художественный руководитель киностудии «Рок».

Родился: 31 августа 1951 г. (68 лет), Санкт-Петербург, РСФСР, СССР
В браке с: Юлия Пересильд
Родители: Ефим Учитель
Место рождения: Ленинград
Рост: 170 см
Вес: 73 кг
Знак Зодиака: Дева
Восточный гороскоп: Кролик
Карьера: Режиссеры

Интересный факт: Учитель — это не псевдоним, просто там, где родился отец режиссёра, фамилии давались в соответствии с профессией.

Биография

Режиссер Алексей Учитель снял не один фильм, отмеченный призами и зрительской симпатией. Однако он до сих пор человек сомневающийся, только на площадке это не заметно.

«Человек, который считает себя в буквальном смысле гением, на этом заканчивается, поэтому у меня всегда есть сомнения в себе и том, что я делаю, причем на любом этапе работы над картиной».

Щепетильность Учителя в подборе исполнителей главных ролей сравнивают с болезнью – требуется стопроцентное, идеальное попадание. Если этого не происходит, кастинг будет продолжаться даже тогда, когда начнутся съемки. В команде Алексей слывет деспотом, не прощает ни малейшей мелочи, хотя признает, что позволяет себе вспылить только с близкими людьми, а потом старается загладить вину.

Детство и семья

Алексей Учитель – потомственный режиссер. Начало режиссерской династии положил его отец, Ефим Учитель, который появился на свет в 1913 году в многодетной еврейской семье из Тирасполя. Отец, наборщик в типографии, рано умер, забота о детях легла на плечи старших братьев и сестер. Одна из сестер работала в кинотеатре, поэтому у Ефима была возможность ходить на любые сеансы бесплатно. Так он увлекся кинематографом и много лет спустя стал одним из лучших режиссеров-документалистов Советского Союза.

Алексей появился на свет уже не в Тирасполе, а в Ленинграде. Отец часто брал маленького Алёшу на съёмки, и мальчик с раннего детства мог наблюдать за работой актеров и процессом создания кино. Именно отец, которым так гордится Алексей Учитель, влюбил сына в кинодокументалистику и привил ему профессиональную гордость. «Ты не можешь снять хорошее кино, если не любишь своего героя», – делился отцовской мудростью Алексей.

В конце концов родители привели 7-летнего мальчика в кинокружок Дворца пионеров. Чуть позже Алексей увлёкся фотографией и мог часами бродить по улицам с фотоаппаратом и снимать городские пейзажи. Но это увлечение оказалось временным, вскоре все вернулось на круги своя. Кроме того, Алексей был спортивным юношей: часами гонял мяч с дворовыми друзьями, делал успехи в гандболе (входил в школьную сборную), немного фехтовал, немного занимался боксом и мечтал стать футбольным тренером.

В 1968 году он окончил школу и собирался было поступать на режиссерский факультет ВГИК, но отец посоветовал ему выучиться на оператора, чтобы знать все об изображении от А до Я, а потребность к режиссуре, считал он, со временем придет сама. Алексей внял совету, но провалился на экзаменах. До следующей осени он набирался опыта в качестве ассистента оператора на студии документальных фильмов, а в 1969 году попытал счастья еще раз и поступил. В 1975 году он стал дипломированным оператором, отслужил в армии и вернулся в Ленинград, где устроился на ту же студию.

Заинтересовала необычная фамилия Учитель, разберем ее этимологию и выясним, кто по национальности известный деятель искусства, режиссер Алексей Учитель.

Алексей Учитель – сын режиссёра-документалиста Ефима Учителя. Но Алексей не уступает своему знаменитому отцу, стоит отметить его режиссерскую работу «Дневник его жены» о жизни Бунина.

Ефим Учитель был во время ВОВ фронтовым оператором, снимал (снимал героическую оборону Ленинграда. Его съемки вошли в фильмы «Берлин» и «Парад Победы» (1945).

Ефим Учитель
Ефим Учитель

В основном он снимал военные документальные фильмы, особенно его прославили «Ленинград в борьбе», «Прорыв блокады Ленинграда» (1944), «Ленинград» (1947, с Романом Карменом), «Подвиг Ленинграда» (1959), «Встреча с Ленинградом» (1970), «Ленинград. Годы и свершения» (1974), «Ленинград — город-герой» (1975).

Происхождение фамилии «Учитель»

У фамилии еврейское происхождение! Необходимость в фамилиях появилась в XVII веке, формироваться они начали из прозвищ, имен или рода деятельности.

Преподавание всегда было развито у евреев, особенно уважаемой была профессия учителя. Вот учителя и положили начало этой фамилии!

Словом «учитель» евреи называли только преподавателя в хедере – еврейской религиозной начальной школе. Занятия проходили в квартире учителя с самого раннего утра и до позднего вечера.

Национальность Алексея Учителя

Его отец, Ефим Юльевич Учитель, родом из еврейской семьи. А мама, Нина Константиновна Войцеховская, была славянкой исходя из фамилии и описаний сына «она была красавицей, натуральной блондинкой». Носителями фамилии Войцеховский являются поляки и украинцы.

Так что режиссер Алексей Учитель еврей только по отцу.

Интересные факты об Алексее Учителе:

  • Алексей Учитель начинал работать с документальных фильмов о представителях ленинградского рок-клуба. По его словам, после съёмок и общения с рокерами он ощутил себя более раскрепощённым человеком. Тогда впервые ему захотелось снять игровое кино.
  • Режиссер поддерживает себя в хорошей физической форме посредством занятий теннисом.
  • Алексей Учитель очень требователен к конечному продукту. Так эпизод с ночным разговором героев Евгения Цыганова и Евгения Миронова в фильме «Космос как предчувствие» сняли с 53-го дубля.

Карьера Алексея Учителя

Дебютным фильмом Алексея Учителя (если не считать короткометражку «Сколько лиц у дискотеки») стала документальная лента «Рок» (1987), посвященная истории о музыкантах Юрии Шевчуке,Викторе Цое, Олеге Гаркуше и Борисе Гребенщикове.

В 1990 году вышел 47-минутный документальный фильм «Обводный канал», продемонстрировавший зрителям своеобразный срез общества тех лет.

1991 год – дата основания Алексеем Учителем и его женой Кирой Саксаганской кинокомпании «Рок», под эгидой которой и сегодня проходят поиски юных дарований от режиссуры. В разные годы на студии снимались фильмы Дуни Смирновой, Александра Рогожкина, Юрия Быкова, Анны Матисон, Павла Руминова, Таисии Игуменцевой и других.

В 1992 году он представил поклонникам погибшего двумя годами ранее Виктора Цоя документальный фильм об их кумире под названием «Последний герой», затем последовала картина «Баттерфляй» о скандальном театральном режиссере Романе Виктюке.

В 1996 году Учитель попробовал себя в жанре художественного кино. Биографический фильм «Мания Жизели» был посвящен истории жизни балерины Ольги Спесивцевой, мастерски воплощенной на экране Галиной Тюниной. Сценарий был написан Учителем в паре с Авдотьей Смирновой. Картина получила гран-при кинофестиваля в Онфлере.

В 2000 году режиссера вновь ждал успех. «Дневник его жены» – байопик, посвященный писателю Ивану Бунину, точнее, приватной стороне его биографии. Бунина сыграл Алексей Смирнов, его жену – Галина Тюнина, также в работе над фильмом принимали участие Евгений Миронов и Ольга Будина.

Три года спустя Учитель вернулся с фильмом «Прогулка» – душевной мелодрамой о трех молодых людях (играли их еще мало кому известные актеры «Театра Петра Фоменко» Евгений Цыганов, Ирина Пегова и Павел Баршак), гуляющих по Петербургу. Фильм, подкупавший трогательностью и непередаваемой словами атмосферой, завоевал награду за лучшую режиссуру на фестивале «Окно в Европу», был номинирован как лучший фильм на 25-м Московском кинофестивале и получил несколько номинаций на «Нику» и «Золотой орел».

В 2005 году на экраны вышла драма «Космос как предчувствие» – ностальгический фильм о периоде между запуском первого спутника и первым полетом Юрия Гагарина в космос. К слову, в этом фильме Учитель побил свой рекорд по количеству дублей одной сцены. Эпизод с ночным разговором героев Евгения Цыганова и Евгения Миронова снимали 53 раза.

5 сентября 2008 года состоялся предпоказ фильма «Пленный» – драмы о временах Чеченской войны. «Я не стремился снять фильм о Чеченских кампаниях. Главное в фильме – скрытые, но психологически напряженные взаимоотношения троих ребят, эволюция молодых парней, которые провели вместе несколько дней. Их эмоциональные, нервные потери, что с ними произошло», – утверждает Учитель.

Бесспорной удачей режиссера стал фильм «Край» (2010), работа над которым началась мгновенно по завершении съемок «Пленного». Лента о жизни бывшего танкиста в таежной железнодорожном поселке среди плененных немцев собрала четырех «Золотых орлов» и была номинирована на «Золотой глобус» как лучший фильм на иностранном языке. Главные роли в фильме исполнили Владимир Машков, Сергей Гармаш, Юлия Пересильд и немецкая актриса Аньорка Штрехель.

А вот фильм «Восьмерка» (2013) в необычном для Учителя жанре боевик, экранизацию романа Захара Прилепина, в России встретили прохладно.

Фильмы

Диплом ВГИКа Алексей учитель получил в 1975-м, отслужил положенный срок в армии, и уехал домой, в Ленинград. Его приняли на работу на ту же студию, где он набирался опыта перед поступлением. Он не изменил своей студии до сих пор, хоть уже имеет свою, получившую название «Рок».

Кадр из фильма Алексея Учителя
Кадр из первого фильма Алексея Учителя «Сто тысяч я»

Режиссерская биография Алексея Учителя стартовала в 1977-м, когда он снял свой первый проект «Сто тысяч «я». В 1980-м он выпустил документальную короткометражку, в которой рассказал о лучших танцплощадках СССР. Лента называлась «Сколько лиц у дискотеки». Затем фильмография Учителя пополнялась с завидной регулярностью – каждые два года он снимал по одному проекту.

Алексей набрался опыта, у него уже имелся свой стиль и видение картины. Он начал снимать кино, которое отображало существующую действительность, перекликалось с общественной жизнью и застрагивало частную жизнь советских людей.

Значимым событием в его жизни стал 1986 год, когда он выпустил свою картину «Рок». В нее входили несколько новелл, каждая из которых рассказывала о каком-то из рок-исполнителей. Перед Учителем стояла задача показать зрителю как живут и творят настоящие таланты. Алексей снял Бориса Гребенщикова, который создает свои шедевры дома, потом побывал в котельной под названием «Камчатка», где застал за работой Виктора Цоя. Принимал участие в съемках и Виктор Шевчук, совместно со своим коллективом «ДДТ», и группа «АукцЫон». Этот документальный проект уникальный в своем роде, никто ни до него ни после не снимал рок-музыкантов в среде их обитания.

После этого фильма Учитель почувствовал себя каким-то обновленным, более свободным и раскрепощенным. Он понял, что созрел для съемок игрового кино.

Режиссер Алексей Учитель
Режиссер Алексей Учитель

Свою следующую работу режиссер считает самой удачной и любимой. Документальный фильм получил название «Обводной канал». Вдоль этих пяти километров созданного людьми канала мирно соседствуют между собой настолько разные здания и заведения, что невозможно их объединить в мало-мальски логическую цепочку. Дворцы культуры расположены рядом с сумасшедшими домами, где-то рядом с ними приютилось здание духовной академии. Режиссер хотел донести до зрителя мысль о том, что не нужно судить сгоряча, ведь на самом деле неизвестно, за какими стенами больше сумасшествия.

После десятка успешных документальных проектов Учитель решил попробовать силы в игровом кино. Толчком к этому послужило и то обстоятельство, что в 1995-м он собирался снять документальный проект о судьбе прославленной балерины Ольги Спесивцевой. Он уже приступил к работе, но его героиня умерла, в довольно почтенном возрасте. Некоторые режиссеры в таких случаях просто снимают интервью родных и близких главного героя, но это не соответствовало стилю Алексея Учителя.

Режиссер никогда не строит свои картины на интервью, он старается работать напрямую со своими героями, чтобы видеть их эмоции, слышать их живую речь и показать зрителю своего героя таким, кокой он есть, без прикрас. А когда умерла Спесивцева, Учитель решился на игровое кино. Автором сценария к картине стала Авдотья Смирнова, роль главной героини досталась Галине Тюниной. Остальных центральных персонажей зрители увидели в исполнении Евгения Сидихина и Михаила Казакова.

Кадр из фильма
Кадр из фильма «Мания Жизели»

После выхода художественной ленты под названием «Мания Жизели», Учитель воочию увидел разницу между режиссером документального и игрового кино, хотя, казалось бы, это одна и та же профессия. Картина завоевала много разных наград и на родине и за рубежом.

Авдотья Смирнова стала автором сценария еще одной биографической картины – «Дневник его жены»,вышедшей в 2000-м. И снова успех картины был ошеломляющим – ее наградили «Никой» и Гран-при фестиваля «Кинотавр».

В 2003-м зрители могли оценить еще одну ленту под названием «Прогулка». Автором сценария снова была Смирнова. Ее транслировали на открытии 15-го Московского фестиваля, и по мнению критиков ее вправе отнести к классике современного кинематографа. И опять ленту Учителя ждал грандиозный успех и всевозможные награды. В роли главных героев снялись Павел Баршак, Ирина Пегова, Евгений Цыганов.

В 2005-м Учитель выпустил новый проект, получивший название «Космос как предчувствие». Режиссерская работа была отмечена призом «Золотой Орел». Интересной получилась и мелодрама «Связь», снятая по сценарию уже известной Смирновой. Учитель впервые выступил в качестве продюсера, а Авдотья примерила на себя режиссерские полномочия. В главных ролях снялись Анна Михалкова и Михаил Пореченков.

Фильм
Фильм «Пленный» Алексея Учителя

В 2008-м поклонники творчества Алексея Учителя были приятно удивлены его новой лентой «Пленный». В основу картины легло произведение писателя Владимира Маканина. Премьерный показ прошел в городе на Неве осенью 2008-го. Мнения критиков и зрителей разделились, лента не была отмечена на фестивале «Кинотавр», но зато привезла из Карловых Вар приз в номинации лучшая режиссура.

В 2010-м Алексей Учитель представил на суд зрителей новую работу – картину «Край». Премьерный показ прошел в Торонто осенью 2010 года, а российский зритель посмотрел ее через две недели. Картина была представлена на нескольких престижных фестивалях. Эта лента отмечена четырьмя премиями «Золотой орел», и выиграла номинацию лучший фильм на иностранном языке на фестивале «Золотой глобус». Картина обошлась создателям в 12 миллионов долларов, причем от государства не было выделено ни одного рубля.

Алексей Учитель на съемках
Алексей Учитель на съемках «Матильды»

В 2013-м Учитель повез на фестиваль в Торонто свой новый проект – ленту «Восьмерка». В 2016-м анонсировали новую работу режиссера – исторический фильм «Матильда», сюжет которого повествует о романе будущего императора Николая II с балериной Матильдой Кшесинской. Актерский состав этой картины был очень сильным, поэтому она была просто обречена на успех. Однако после премьеры осенью 2017-го, она вызвала жаркие споры и протесты общественности, которые утверждали, что в ней искажены исторические события и вообще, назвали ее провокационной. Некоторые призывали организовать проверку ее на наличие сцен, оскорбляющих чувства верующих людей, но результатов эта проверка не дала.

Режиссер

  • 2017 Матильда
  • 2013 Восьмерка
  • 2010 Край
  • 2009 Последний герой: Двадцать лет спустя
  • 2008 Пленный
  • 2005 Космос как предчувствие
  • 2003 Прогулка
  • 2000 Дневник его жены
  • 1997 Элита
  • 1996 Мания Жизели
  • 1993 Баттерфляй
  • 1992 Последний герой
  • 1987 Рок

Продюсер

  • 2021 Стрельцов
  • 2021 #яздесь
  • 2021 Битва
  • 2021 Сокровища Ермака
  • 2021 Позвоните Мышкину
  • 2017 Матильда
  • 2016 Амун
  • 2016 Святый Боже
  • 2014 Пашки
  • 2014 Орловы
  • 2014 Дурак
  • 2013 Валерий Гергиев и Мариинский театр
  • 2013 Друзья из Франции
  • 2013 Восьмерка
  • 2013 7 главных желаний
  • 2013 Отдать концы
  • 2013 Майор
  • 2012 Нет проблем
  • 2012 Море
  • 2012 Я буду рядом
  • 2011 Дорога на…
  • 2011 Захар
  • 2011 Бизнес по-русски
  • 2011 Суходол
  • 2010 Край
  • 2010 Слон
  • 2010 Жить
  • 2008 Пленный
  • 2008 Игра
  • 2007 Враги
  • 2006 Связь
  • 2005 Собака Павлова
  • 2003 Прогулка
  • 2000 Сиреневые сумерки
  • 2000 Дневник его жены
  • 1996 Мания Жизели

Сценарист

  • 1997 Элита
  • 1996 Мания Жизели
  • 1993 Баттерфляй
  • 1992 Последний герой

Награды

  • 2011 — Премия «Мастер» на Ереванском кинофестивале «Золотой абрикос».
  • 2007 — Орден Дружбы .
  • 2002 — Народный артист России.
  • 1995 — Заслуженный деятель искусств РФ.
  • 2013 — Орден Почёта.

Общественная позиция

В октябре 2008 года подписал открытое письмо-обращение в защиту и поддержку освобождения юриста нефтяной компании ЮКОС Светланы Бахминой .

11 марта 2014 года подписал обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики Президента РФ Владимира Путина на Украине и в Крыму.

Недвижимость в Москве и Подмосковье на 120 миллионов рублей

После того, как между режиссером фильма «Матильда» Алексеем Учителем и Минкультуры возник спор о правомерности трат государственных субсидий, выделенных на съемку кинокартин, он может попасть под проверку правоохранительных органов. По данным Лайфа, силовики собираются выяснить, на что именно тратились казенные деньги. Как выяснилось, в последнее время режиссер обзавелся недвижимостью в центре Москве и в престижных районах области на общую сумму примерно в 120 миллионов рублей.

На прошлой неделе стало известно, что Минкульт отказался принимать снятую Учителем картину с рабочим названием «Сокровища Ермака», на которую ранее выделил 35 бюджетных миллионов. Выяснилось, что съемочная группа здорово отошла от первоначально согласованного сценария. В пресс-службе Министерства культуры Лайфу пояснили, что из-за нарушений авторам фильма было предложено два варианта: либо переснять картину в соответствии с утверждённым сценарием, либо вернуть бюджетные деньги. Киностудия выбрала первый вариант и уже начала переснимать фильм.

По данным Лайфа, силовики заинтересовались как расходовались средства на создание этой картины, и не мог ли именитый деятель искусства потратить их не на фильм, а на собственные нужды — в частности, на покупку недвижимости.

Как стало известно Лайфу, у семьи режиссера в Москве имеются две квартиры в элитных домах, а за чертой города — коттедж, 8 земельных участков, подсобки и гаражный комплекс.

Московские квартиры семья Учителя в основном выбирала в ЦАО. Одни из апартаментов находятся в историческом центре, близ Водоотводного канала на Пятницкой улице. Там, в трехэтажном бывшем особняке, на последнем этаже, у семьи режиссера жилище площадью 100 «квадратов». В паре сотен метров — набережная Москвы-реки и Кремль, а к услугам жильцов вся инфраструктура центральных районов: тут и бутики, и магазины, и кинотеатр. Кадастровая стоимость их жилья — 34,3 миллиона, но по сравнению с рыночными расценками это весьма скромно. Средняя цена квартиры с аналогичным метражом на Пятницкой — 100 миллионов.

От апартаментов на Пятницкой рукой подать до другой квартиры режиссера на Фрунзенской набережной, 8. Она примечательна с архитектурной точки зрения, потому что расположена в одном из двух знаменитых сталинских «домов с колоннадами». Эти дома в двух шагах от Минобороны строил известный советский архитектор Константин Джус-Даниленко в 1939-1943 годах, и их можно причислить к образчикам сталинского ампира. Фасад украшен лепниной, а арочные окна и колоннада придают дому объем.

Благодаря хорошему расположению, инфраструктуре и видам здесь самые высокие цены на «сталинское» жилье. Площадь квартиры режиссера здесь всего 50 «квадратов», но стоят они по кадастру 18,3 миллиона рублей. В доме, где живет семья Учителя, квартиры не продаются, но в соседнем доме-близнеце с колоннадой 50-метровая «двушка» выставлена за 24 миллиона.

Обе квартиры — на Пятницкой и на Фрунзенской набережной — сейчас принадлежат супруге режиссера, Кире Саксаганской. Она владеет апартаментами на пару с сыном, Ильей Учителем — он, кстати, пошел по стопам отца, и, закончив ВГИК, в 25-летнем возрасте стал режиссером.

Саксаганская же владеет и подмосковной резиденцией семьи. Двухэтажный кирпичный коттедж семьи Учителя расположен в лесу на территории закрытого элитного поселка «НИИ Радио» Одинцовского района.

Там у них дом с гаражом, которые стоят на двух земельных участках и оцениваются в 50 миллионов рублей. В этом поселке семья Алексея Учителя всего владеет четырьмя земельными участками площадью более 5 тыс. кв.м По минимальным оценкам, стоимость земель превышает 40 миллионов рублей.

Пару лет назад резиденцией владел сам Алексей Учитель, однако позже имущество переписали на супругу.

На самого Учителя оформлены земли и постройки в другом районе Подмосковья — в Волоколамске. Там у кинорежиссера 6 нежилых помещений в деревне Власьево. Общая стоимость его владений под Волоколамском оценивается примерно в 20 миллионов рублей.

Таким образом, общая стоимость имущества семьи приближается к 120 миллионам рублей.

Надо отметить, что раньше семье принадлежала квартира на улице 26-ти Бакинских комиссаров площадью 64 «квадрата» и стоимостью 12 миллионов, но в середине нулевых ее продали. В Москве ему раньше принадлежал и отдельный подземный гараж на Троицкой улице.

Эксперты говорят, что нецелевое расходование средств и хищения государственных денег на производстве фильмов — довольно распространенная вещь.

— Деньги, которые выделяет государство на производство фильмов, часто идут не на первоначальные цели, а, например, на личные нужды участников съемочной группы. Дотации поступают на счет кинокомпании, после чего эти госдотации начинают переводить на различные счета фирм-однодневок за фиктивно оказанные услуги и на счета обнальных контор, — рассказала Лайфу директор кинокомпании «ВСБ» Анастасия Иванова. — У нас в кинокомпании [по подобным схемам] было похищено две госдотации. Я обращалась в налоговую, в Счетную палату, в полицию — ноль эмоций. Говорят, это гражданское [дело].

Анастасия Иванова считает, что благосостояние Учителя необходимо проверять, потому что при производстве его картин уже были случаи, когда госденьги тратились не на те цели.

— И возможный факт растраты госденег при создании фильма «Сокровища Ермака» надо проверить, — считает Иванова. — Вопрос только в добросовестности людей, которые будут это проверять, и в том, чтобы эти люди не были коррумпированы.

Личная Жизнь Алексея Учителя

Законная супруга Алексея Учителя – продюсер и соруководитель студии «Рок» Кира Саксаганская. Поженились они в 1981 году; в браке родились двое сыновей.

Жена Алексея Учителя – Кира Саксаганская

Один из них, Илья Учитель (1992 г.р.), продолжил режиссерскую династию, в 2016 году представив зрителям комедию «Огни большой деревни» с Дмитрием Дюжевым, получившую не самые лестные отзывы, но отмеченную дипломом Кинотавра с формулировкой «За лучшее кино о кино».

На фото: Алексей Учитель и его сын Илья Учитель

Во время съемок «Пленного» Алексей Учитель не на шутку увлекся 23-летней актрисой Юлией Пересильд. Папарацци часто «ловили» их вместе с дочерьми Юлии Аней и Машей. В прессе не раз высказывались предположения, что именно режиссер является отцом малышек; также он был замечен на крестинах второй дочери Юлии. В сентябре 2017 года Пересильд подтвердила, что Учитель – отец ее дочерей.

Юлия Пересильд и Алексей Учитель встречаются

Одно из самых больших увлечений в жизни Учителя – игра в большой теннис. Режиссер находится в хорошей спортивной форме. Несмотря на занятость, он старается играть хотя бы два раза в неделю и с удовольствием принимает участие в любительских состязаниях. Также Учитель любит футбол и всей душой болеет за «Зенит».

Режиссер Учитель за работой

Алексей Учитель и Юлия Пересильд

Алексей Ефимович увлёкся актрисой во время съёмок картины «Пленный». Они регулярно появлялись на светских мероприятиях вместе. Пресса пестрила совместными снимками режиссёра и актрисы. Сами же Алексей Учитель и Юлия Пересильд никак не комментировали свои отношения. Режиссёр заявлял, что молодая актриса просто является его музой и никакой любви между ними нет. Но журналисты его словам не верили.

Алексей Учитель и Юлия Пересильд

С Юлией Пересильд

Поводом для новых сплетен послужило рождение дочек у Пересильд, которая не была в официальном браке. Окружающие не сомневались, что отцом девочек является женатый режиссёр. Всё это оставалось на уровне слухов до 2017 года. В конце концов Юлия не выдержала и сделала сенсационное заявление:

«Отец моих детей – Алексей Учитель. Алексей хороший папа, который заботится о дочерях».

При этом остаётся неизвестно, бросил ли режиссёр первую семью. Алексей Ефимович приобрёл для своей молодой возлюбленной квартиру, стоимостью 70 миллионов рублей.

Информации о разводе с Кирой Саксаганской нет. Первая жена не даёт никаких комментариев по поводу романа супруга с молодой актрисой.

Дети Алексея Учителя

В свои 68 лет легендарный режиссёр является отцом 4 детей. Кира и Юлия подарили Алексею по двое детей: в официальном браке у него появились два сына, Пересильд родила Учителю двоих дочек.

Андрей Алексеевич Учитель

Андрей Алексеевич Учитель

Будучи известным режиссёром, Алексей Ефимович впервые стал отцом. Учитель был занят работой, поэтому воспитанием ребёнка занималась мама. С юных лет Андрей увлёкся театром и кино. Первый сын Алексея Учителя часто бывал с папой на съёмочной площадке. Однако с годами тяга к искусству у юноши начала угасать. Окончив школу, он поступил на экономиста. После получения диплома Андрей Алексеевич пошёл работать в банк. Сегодня он женат, у него растут двое детей.

Илья Алексеевич Учитель

Второй раз режиссёр стал отцом в 1992 году, когда на свет появился Илья. Алексей Ефимович часто брал младшего сына в командировки, на съёмки различных фильмов. Мир кино настолько поразил Илью, что он с ранних лет знал, чем хочет заниматься в жизни.

Сын Учителя рано освоил все тонкости режиссёрской профессии. Младший сын решил пойти по стопам своих легендарных отца и деда, став студентом ВГИКа. На сегодняшний день Илья Алексеевич является молодым режиссёром, свет уже увидел первые его картины. Биографию и личную жизнь младший сын Учителя предпочитает держать в секрете.

Дочки Алексея Учителя: Анна и Мария

Младшие дети Алексея Учителя носят фамилию мамы. По словам Юлии, она пообещала своему дедушке не прерывать род Пересильдов.

Дочки Алексея Учителя: Анна и Мария

С Юлией Пересильд и дочками Аней и Машей

Старшая дочка Анна режиссёра появилась на свет в 2009 году. У девочки с ранних лет проявился талант, сегодня она профессионально занимается бальными танцами, посещает уроки вокала. Аня даже успела сняться в картине «Черновик», где одну из главных ролей играет её звёздная мама.

«Мои дочки просто чудо! Они ещё маленькие, но думаю, точно станут актрисами. Задатки есть» – гордится своими дочками Учитель.

В 2012 году Алексей Учитель и Юлия Пересильд стали родителям маленькой Марии. Не исключено, что девочка продолжит карьеру матери.

Имя Марии Пересильд есть на тарелке кинокартины «47. Цой», режиссёром которой является Алексей Ефимович.

Самоубийство… телефоном

Сергей Грачёв, «АиФ. Здоровье»: Алексей Ефимович, вы как-то сказали, что на период съёмок фильма на сон у вас остаётся всего четыре часа в сутки. Зачем вам при вашем статусе убиваться в таком режиме? Или нравится себя мучить?

– Конечно, в таком режиме мне работать не хочется. (Смеётся.) Но моя беда в том, что помимо режиссуры я занимаюсь ещё и продюсированием, руковожу студией, где снимаются не только мои проекты. Кроме того, являюсь президентом кинофестиваля «Послание к человеку». Это крупный международный фестиваль, его каждый год надо готовить. Плюс к тому я веду мастерскую во ВГИКе. Каждый раз соглашаюсь её вести, а потом проклинаю себя: ну зачем я за это взялся?! Но на самом деле отказаться от всего этого практически невозможно. Понимаете, все эти проекты, дела, они уже давно мне как близкие родственники. Кажется, если ты от чего-то откажешься, это будет предательство с твоей стороны. Поэтому приходится работать в бешеном ритме, и времени на сон порой чудовищно не хватает.

– Но вы же не «железный человек»! Наверное, всегда можно построить свой график так, что и на отдых будет времени хватать.

– Можно, наверное, но у меня не получается. В этом смысле я по-хорошему завидую оператору Юрию Клименко, с которым мы работаем практически на всех моих картинах. У человека железные нервы просто! Вот едем мы, допустим, час в машине, и он на этот час может спокойно заснуть. Я так не могу. Даже после съёмок приезжаю в гостиницу в час ночи и начинаю о чём-то размышлять, что-то решать, кому-то звонить. Телефон – это вообще орудие самоубийства в моих руках. Он звонит беспрерывно! А если не звонит, значит, я сам в этот момент кому-то звоню. Я не умею расслабляться, при этом понимаю, насколько это ужасно и вредно. У меня не получается, даже когда я раз в два года выбираюсь на неделю куда-нибудь в отпуск. Мне, конечно, все говорят: «Не вздумай брать телефон! Отдыхай!» Естественно, телефон я беру. Через два-три дня начинаю нервничать – нужно что-то делать, куда-то бежать. Начинает казаться, что без меня всё разваливается, надо срочно заниматься делами.

Алексей Учитель
Алексей Учитель: историю вершит череда случайностей

Без права на ошибку

– Трудоголизм, кстати, считается если не заболеванием, то нарушением точно!

– Не знаю, трудоголизм ли у меня, но порой страдают и другие. Съёмочная группа меня обычно ненавидит и в то же время посмеивается надо мной за то, что я делаю всё возможное, чтобы во время съёмок не было перерыва на обед.

На меня зверем смотрят за это, но я, конечно, делаю вид, что ничего не замечаю. (Смеётся.) Я считаю, что прав. Как только объявлен перерыв на обед, можно считать, что съёмка на сегодня закончена. Люди теряют энергетическую волну, выпадают из той рабочей атмосферы, которая была достигнута за весь день. И потом, чтобы прийти к тому, на чём закончили, нужно потратить час-два, а то и больше. Поэтому я всех умоляю, хотя и не всегда результативно, переносить обед на конец рабочей смены. Одиннадцать часов поработали, а на двенадцатый час – обед. Вот тогда замечательно!

– Вас любой врач-гастроэнтеролог пригвоздил бы к доске позора за такую политику!

– Согласен… Я понимаю, что обед, правильное питание, режим – всё это важно. Но для меня главное в работе – результат, который увидит зритель на экране. И, если тот же обед может привести к снижению качества работы, я с ним буду бороться.

Съёмочный процесс в кинематографе отличается от театральной репетиции тем, что в этот конкретный день ты обязан получить максимально выдающийся результат. Кино – очень дорогое производство. Ты не имеешь права ошибиться, получив плохой или даже средний результат.

Алексей Учитель

Обмен энергиями

– Условия съёмок бывают разные, в том числе экстремальные или почти экстремальные, как в случае с вашим фильмом «Край». Тут и заболеть немудрено… Что делать в такой ситуации?

– Не болеть!

– Просто суперрецепт!

– (Смеётся.) Ну, к сожалению, бывает всякое. Вот, например, в начале лета у меня всю съёмочную группу какой-то вирус сразил. Чуть ли не поголовно все чихали, кашляли и перезаражали друг друга. Но я во время съёмок как-то держусь. Обычно болячки у меня начинают вылезать наружу, как только заканчивается съёмочный период. По ходу съёмок же могу простыть, заболеть, как все, но всё равно заставляю себя вставать и работать. Отменяю смену в редчайших случаях – когда температура под сорок и я совсем не могу подняться с постели. Но такое было всего несколько раз за всю мою биографию.

– Вы сказали, что режиссёр обязан заряжать энергией, иначе ничего хорошего не получится. Но отдавать же всё время нельзя… Где-то нужно и подпитываться.

– Разумеется! Я черпаю энергию в окружающих меня людях – в тех, с кем работаю, общаюсь. Сейчас в картине у меня снимались такие отличные актёры, как Женя Миронов, Ингеборга Дапкунайте, Данила Козловский, Гриша Добрыгин, и многие другие. Они меня очень подпитывают, дают творческий, жизненный импульс. Но это обоюдная реакция.

– Обоюдный вампиризм?

– Абсолютно точно! Но иначе никак… Обмен энергиями, перекачка психоэмоциональных состояний должны происходить обязательно. Если бы этого не происходило, я бы уже не выдержал.

Алексей Учитель сейчас

В 2021 году Алексей Учитель приступил к съемкам 2 картин, рассказывающих о реальных личностях. Первая, по информации инсайдеров, в жанре роуд-муви, посвящена Виктору Цою, однако лидер «Кино» появится только на архивных кадрах, а как такового персонажа артиста не будет.

Сюжет фильма охватывает дни, в течение которых тело погибшего музыканта перевозили в Санкт-Петербург. Режиссер хочет приковать внимание зрителей к водителю автомобиля, в столкновении с которым погиб кумир миллионов. Съемки пройдут в городе на Неве, Латвии и Литве. Бюджет киноленты составляет 150 млн руб., и Учитель рассчитывает, что 90 из них выделит Фонд кино.

Вторая картина – байопик об адвокате Федоре Плевако. На главную роль приглашен Владимир Машков. Консультантом картины о блистательном юристе 19 века, на чьи выступления в суде собирались толпы народа, выступил знаменитый адвокат века 21 Генри Резник, к которому обращаются звезды политики и шоу-бизнеса.

Фильмографию Учителя пополнит и экранизация романа татарской писательницы Гузель Яхиной «Дети мои». По ее знаменитому произведению «Зулейха открывает глаза» телеканалом «Россия» снимается фильм с Чулпан Хаматовой в главной роли.

Кто будет участвовать в новом проекте, пока неизвестно, но создатели намерены пригласить артистов из Германии, так как персонажи книги – поволжские немцы. Сама Гузель отказалась разрабатывать сценарий, поскольку занята очередным романом. Перед съемочной группой теперь стоит задача найти такого сценариста, который бы не исказил идеи писательницы, сказал Алексей.

Небезызвестную «Матильду» Алексей Учитель планирует перевести в формат сериала и показать в прайм-тайм на Первом канале. Однако о чем-то конкретном говорить пока рано. Возможно, изменится первоначальный актерский состав. В сюжет добавятся новые, неожиданные для зрителей материалы об императоре Николае II. Блюстителям морали не придется беспокоиться – «порочащих царя» кадров не предвидится.

Еще один пункт в планах режиссера – снять картину о Дмитрии Шостаковиче. Учителю интересна не просто жизнь композитора-новатора. Главная идея фильма – показать отношения музыканта и власти. За основу сценария поначалу взяли роман – биографию советского композитора «Шум времени», написанную британским писателем Джулианом Барнсом. Но условие – выпустить фильм на английском языке – оказалось невыполнимым, потому что Алексей хочет опять прибегнуть к помощи государства, а Фонд кино финансирует только русскоязычные проекты. Поиски сценариста ведутся в Англии, Америке и России.

Алексей Учитель завершает фильм о Цое, играющем самого себя

Кинорежиссер и продюсер Алексей Учитель возобновляет работу после карантина, когда все съемки студии «РОК» были приостановлены. Он завершает фильм под рабочим названием «47» (по названию последнего альбома группы «Кино») о том, что происходило после гибели Виктора Цоя. Евгений Цыганов сыграл водителя автобуса, столкнувшегося с «Москвичом» Виктора Цоя 15 августа 1990 года. В 2021-ом исполняется 30 лет со дня гибели культового музыканта.

Алексей Учитель завершает фильм о Цое, играющем самого себя

Алексей Учитель. Фото от студии «Рок».

Еще тогда, в августе 90-го, Алексей Учитель сразу же поехал на место аварии в Латвию, где и познакомился с водителем «Икаруса». Режиссера поразил этот человек, жизнь которого в одночасье перевернулась после рокового столкновения с музыкантом, чьих песен он никогда даже не слышал. По официальной версии Цой заснул за рулем.  Водитель не пострадал, хотя автобус от удара упал на бок.  А фанаты Цоя еще долго били окна в его доме, пытались подстеречь и избить.

Мы поговорили с Алексеем Учителем не только об этой картине, но и о съемках нового фильма о Дмитрии Шостаковиче, «раскаявшейся» Наталье Поклонской, возможности работать в кино в масках и перчатках.

— Карантин закончился, пора возобновлять кинопроизводство. Какие ваши первые шаги?

— По нашей студии сильно ударило все, что происходило в последние месяцы. Сорвался прокат фильма «Стрельцов» Ильи Учителя, премьера которого должна была состояться 16 апреля. Что теперь делать? Откладывать фильм на год? Мы привязывали его выход к чемпионату Европы, который частично должен был пройти  в Санкт-Петербурге. Но пока не ясно, что будет со зрителями. Пойдут ли они в кинотеатры? Во что выльется развившееся чувство страха, особенно в крупных городах?

Одни считают, что зритель рванет в кино, другие, в том числе и я, что взрыв произойдет не сразу, а позже. К осени накопится огромное количество картин — наших, американских, снятых в других странах. Толкучка будет неимоверная. Мы планировали выпустить фильм о Цое осенью, но теперь неизвестно, когда это лучше сделать.

Алексей Учитель на съемочной площадке. Фото от студии «Рок».

Все, что было по команде «стоп» остановлено, надо реанимировать, что мы и делаем. Потери огромные, и, тем не менее, съемочные группы мы практически полностью сохранили. На финишной прямой четыре картины. Две из них – дебютные.

«Китобой» моего ученика Филиппа Юрьева снят на Чукотке. Он претендовал на участие в Каннском и еще нескольких международных фестивалях. Другой мой ученик Дмитрий Рудаков снял необычный для молодого человека фильм «Сентенция» о последних днях жизни Варлама Шаламова. Это авторская картина, и мы надеемся на ее успешную фестивальную судьбу. Мы должны были в мае уже все закончить.

Летом будет еще один дебют – история о примирении двух братьев «Земун» петербургского режиссера Эдуарда Жолнина. Я эти работы отстаиваю вопреки финансовым результатам, которых, как правило, невозможно достичь на дебютной картине. Фильм о Цое мы тоже частично приостановили,  но на днях уже приступили к записи оригинальной музыки для него, которую написал талантливый молодой композитор Федор Журавлев.

Продолжаем работу еще над двумя большими проектами: разрабатываем фильм-сказку «Летучий корабль», а также запускаем «Пальмиру» режиссера Андрея Кравчука по сценарию Арифа Алиева. Помимо того, что это масштабное военное кино, это еще и сильная человеческая история, драма немолодого сапера.

— Ваша история с Цоем приобретает новый акцент в свете того, что происходит вокруг ДТП с участием Михаила Ефремова.  

— Ассоциаций можно провести много. Вспомните фильм «Джокер» с потрясающим Хоакином Фениксом. Уж он-то многое предсказал. Хотя я снимал не с этой целью.

— Но жизнь подбросила такую карту, и восприятие картины теперь может быть совсем иным.

— Это, к сожалению, беда. Лучше бы жизнь ничего не подбрасывала. Я очень сочувствую семье погибшего. И замечательного актера Михаила Ефремова мне тоже жаль. Безусловно, происходящие события вносят свои акценты, но я пытался делать картину не совсем о Цое. Скорее притчу.

Меня всегда впечатляло необыкновенно мощное воздействие его творчества на умы и сердца людей самых разных поколений. Из-за этого я и взялся за картину. Для меня это удивительный парадокс, который я не могу объяснить, и пытался с помощью съемок как-то к этому подступиться. Я же Виктора знал лично, снимал, встречался с водителем автобуса. У меня не выходила из головы сама эта авария и все, что происходило вокруг. Почему-то она не давала многие годы спокойно жить.

Игорь Верник и Маруся Пересильд на съемочной площадке фильма «47». Фото от студии «Рок».

— Вы видели программу Гордона с участием Поклонской? Меня поразило, когда она совершенно спокойно заявила о том, что была не права в оценке вашего фильма «Матильда», что нельзя указывать другим, что смотреть. Вам ведь никто не принес извинения за вакханалию вокруг картины, за нанесенный ущерб, в том числе и здоровью?

— От госпожи Поклонской извинений точно не было. Я видел эту программу. Мне кажется, что это новый поворот в пиар-политике конкретного человека. Не думаю, что это искренне, хотя хотелось бы верить.

Все, что тогда происходило, сильно повлияло на судьбу картины. Прокат был довольно успешный, но он проходил без какой-либо рекламы, включая телевизионную. Заметьте, до сих пор, сколько бы я не предпринимал усилий, фильм не был показан ни на одном канале. При том, что у него есть прокатное удостоверение, он прошел многочисленные проверки, и ни один закон не был нарушен. Возможно, ваше издание могло бы нам помочь преодолеть эту проблему, которая, как мне кажется, связана не только с Поклонской.

— Выйдет фильм про Цоя, и тоже появится масса недовольных. 

— Они появились еще до начало съемок. Но в данном случае, это могут быть только вкусовые вещи. Наша история по большей части представляет собой художественный вымысел, плод творческого труда сценаристов фильма.

Мне кажется, что я правильно поступил, отказавшись от актера на роль Цоя. В фильме Цой будет настоящий – мы используем те кадры, которые я снимал для документальной картины «Рок».

Поклонская, говоря современным языком, фанатка Николая II, и ее поступок еще как-то можно объяснить. А вот почему родственники великих людей, как правило, пытаются что-то диктовать, требовать, запрещать – это для меня загадка. Знаю, что были сложности  у Кирилла Серебренникова, когда он снимал «Лето».

На съемочной площадке фильма о Викторе Цое. Фото от студии «Рок».

Почему к фильму относятся как к документальному киножурналу, где все должно буквально соответствовать реальности? Почему не может быть особого видения режиссера? Это не значит, что можно осквернять. Я в данном случае говорю не о себе, потому что имею моральное право на свое личное высказывание в силу того, что общался с Виктором, и не потому, что заранее жду чего-то плохого. Просто подобные вещи сопровождают многие картины. С юридической точки зрения таких запретов не существует.

По «Движению вверх» тоже был суд, и создатели фильма вынуждены были поменять фамилию главного героя. Тут есть какая-то юридическая недоработка. Если нарушаются законы, то, конечно, надо это остановить. А когда нет? Почему творческие люди не могут выразить то, как они это видят? Если так часто возникают конфликты, значит, имеет смысл действительно расставить все точки, связанные с законодательством.

— Да и состояние в обществе такое, словно люди только и ждут, что им подбросят кость, чтобы всем миром налететь. Так было с «Матильдой», сериалом «Зулейха открывает глаза», а сейчас и в ситуации вокруг Ефремова. Почти всегда это связано с творческими людьми.

— А на что еще кидаться? Это же острые темы. К тому, что вы перечислили, можно еще добавить «Братство» Лунгина. К чести  Министерства культуры, надо сказать, что к «Матильде» там отнеслись правильно. Юридических нарушений не было, и они выдали прокатное удостоверение. Думаю, так надо поступать и с другими фильмами. Не нравится что-то – высказывайся, но нельзя требовать снятия фильма с экранов. Тут именно чиновникам надо четко держать позицию. Их дело – отстаивать букву закона.

— У вас не появилось чувства страха, осторожности после скандала вокруг «Матильды»?

— Наоборот. Пока шла борьба с Поклонской и другими оскорбленными, был момент, когда фильм мог бы не выйти. Если бы мы все вместе не победили, то восторжествовало бы мракобесие. Меня многие спрашивали, буду ли я еще снимать историческое кино, фильмы о реальных и известных людях? Буду, конечно. Даже не сомневайтесь. Доказываю это фильмом о Цое. Да и предстоящей картиной о Шостаковиче тоже. Я перелопатил уже горы материала. Мы даже не представляем себе, каким он был. Это не тихий человек в очках, писавший гениальную музыку. Он был совершенно другим, уникальным явлением, и снять кино об этом безумно интересно. Это будет не совсем биографический фильм.

На съемочной площадке фильма о Викторе Цое. Фото от студии «Рок».

«Я до сих пор уверен, что любовь в жизни человека за 60 многое может изменить» 

— Был уже готовый сценарий, который вас вдохновил, или же возникла идея, под которую вы нашли сценариста?

— Скорее, второе. Были абсолютно неизвестные или мало известные свидетельства и моменты из жизни Шостаковича, из которых стало что-то складываться. Многие мы почерпнули из книги Оксаны Дворниченко «Дмитрий Шостакович. Путешествие». Мы начали искать автора. Так появился Роланд Уолтерс, перспективный молодой британский сценарист.

Совместная работа во многом помогла нам нащупать как ключевые для фильма эпизоды, так и болевые точки. Ему непросто понять какие-то факты, связанные, например, с 1930-ми. Да и сама фигура Шостаковича дело не облегчает – он слишком многогранен, слишком противоречив. Мы пригласили другого автора, известного писателя и сценариста Александра Терехова, методы работы которого меня лично всегда восхищают. Очень рассчитываю на то, что он поможет нам проникнуть в самую суть нашего героя.

— Есть пьеса «День Победы среди войны» Инги Гаручавы и Ильи Хотяновского, ставившаяся во многих театрах, о том, как в блокадном Ленинграде играют Седьмую симфонию Шостаковича.

— Я познакомился с Мариной Аршиновой, музыковедом из Санкт-Петербурга, и она передала мне небольшую радиопьесу о том, как в течение всего 1948 года  Дмитрия Шостаковича вызывали  в НКВД, где с ним беседовал следователь, готовя его к поездке на конгресс в США в составе советской делегации. Пьеса навеяла какие-то настроения, и я решил снимать не байопик от детства до самой смерти, а сфокусироваться на более локальном фрагменте жизни.

В чем-то я проводил параллель с «Дневником его жены», за который меня упрекали в копании в грязном белье. В фильме о Бунине я тоже сосредоточился на определенном отрезке жизни писателя – том моменте, когда он, уже пожилой человек, внезапно влюбился в молодую поэтессу Галину Кузнецову. Это событие изменило его жизнь и дало толчок к созданию «Темных аллей» — произведения, которое сам Бунин называл своим лучшим.

Евгений Цыганов сыграл водителя автобуса, столкнувшегося с автомобилем Цоя. Фото от студии «Рок».

Личная жизнь, как и то, что происходит в стране в те или иные времена, колоссального влияет на то, что происходит в творчестве конкретного человека. Погружаясь в это, лучше понимаешь, почему возникли, скажем, Пятая или Седьмая симфонии Шостаковича, опера «Леди Макбет Мценского уезда» и многие другие его гениальные произведения. Меня спрашивали, почему Бунин в фильме ни разу не сидит за столом, не пишет. Несложно сделать такой кадр, но много ли он скажет? Поймем ли мы, почему Бунин гениальный писатель? И в фильме о Шостаковиче, наверное, какие-то кадры у рояля необходимы, но суть совершенно в другом.

— Тему блокадного Ленинграда наверняка воспримут в штыки.

— В головах людей почему-то засело, что первое исполнение Седьмой симфонии  состоялось в блокадном Ленинграде, хотя это не так. Впервые ее  исполнили в Куйбышеве, потом в Большом театре в Москве и по всему миру. Только после этого – в блокадном Ленинграде. И в самой истории создания Седьмой симфонии много интересного.

— Когда вы начнете снимать «Шостаковича» и как быть с новыми требованиями Роспотребнадзора на съемочной площадке?

— Я хотел закончить сценарий в этом году, в начале следующего начать подготовку, а ближе к концу лета снимать. Понятно, что нужны маски, перчатки, но понятно и то, что актеры в кадр должны выходить без них. Надо еще гримироваться. Ежедневно делать тесты всей группе невозможно ни физически, ни финансово. Проблем много. Риск, безусловно, существует.

Это мы еще говорим о более или менее локальных съемках, а если вспомнить сцену коронации в «Матильде», в которой участвовало 600 актеров массовки и 300 человек съемочной группы. Мы сейчас по «Пальмире» должны отправлять группу на окончательный выбор локаций. Надеялись на 1 июня – не получилось. С 15-го Крым открыли, можно въезжать, но при этом все гостиницы до 1 июля закрыты. А как снимать детей и гарантировать их родителям, что ничего не произойдет? Даже если трех врачей привести, то кто поручится, что ты не дотронешься до какой-то ручки и не заразишься?

Сложности возникают каждую секунду. Мы долго можем не вернуться к прежнему формату съемок, общению на студии, планеркам. Внутри у многих сидит осторожность, и она оправданна. Помимо физической проблемы, связанной с вирусом, есть и моральные, которые я, как продюсер и режиссер, не знаю пока, как преодолеть.

Как только начались  суровые дни изоляции,  мне нужно было для фильма о Цое снять одну деталь – руки, ломающие  очки. Мы на трех машинах подъехали в поселок, где живет наш замечательный оператор Юрий Клименко, чтобы ему никуда самому не выезжать. При двух осветительных приборах 10-12 человек в масках, перчатках и пластмассовых прозрачных очках, на чем я настоял, сделали крошечную локальную съемку. Переволновались все жутко. Приказ был близко не подходить, соблюдать дистанцию в два метра. Хорошо, что актеру не нужно было оставаться без маски. Снимали только руки. Таким было первое столкновение с новой реальностью.

Паулина Андреева и Алексей Учитель на съемках. Фото от студии «Рок».

— Почему вашу студию исключили из списка лидеров?

— Прошла неверная информация, что нас выгнали из лидеров, как и студии Роднянского, Толстунова. Это не так. Каждый год происходит процедура подсчета баллов, в основном связанных с прокатом. А у нас не состоялся выход «Стрельцова», и по существующим правилам мы выпали. Это создает сложности в поиске инвесторов и получении тех финансов, которые распределяются между лидерами в Фонде кино, а они получают больше, чем другие.

Правила выбора лидеров кинопроизводства, существующие с 2010 года, пора скорректировать. Мы попали в эту категорию, благодаря «Матильде», но за год невозможно снять и выпустить другой фильм, снова доказав, что ты лидер. Для этого нужно как минимум два года.

Лидеров может быть и 10-12, и стоит ввести гроссмейстерскую планку в прокате, например, в 500 млн. Взял ее — становишься лидером. Когда есть соревнование, тогда это справедливо. Тем более, что среди студий-лидеров тоже происходит дальнейший отбор, и финансирование получают самые интересные проекты. А сейчас, на мой взгляд, стоило оставить 10 лидеров и присоединить к ним еще две достойные студии, хотя бы на тот период, пока существует критическая финансовая ситуация, связанная с пандемией.

— Сейчас, наверное, многое поменяется?

— Главное, чтобы на пользу. Перемены нужны. Важно совсем не разрушить то, что было. А вот привнести что-то новое, соответствующее сегодняшней ситуации, было бы неплохо. С трудом представляю, каким будет следующий год в прокате. Ни Минкульт, ни Фонд кино конкурсов еще не провели. Пока их проведут, пока деньги поступят, лето выпадет. У кого есть запасы, те могут снимать. Но в силу обстоятельств, в следующем году не будет огромного количества российских картин, которые мы побежим смотреть.

— Может произойти крен в сторону камерных историй? А большое кино подождет?

— Я бы этого не хотел. Но самое главное — это чтобы художественная планка не упала. Гениальных фильмов в любые годы было немного, но в целом наш кинематограф набирал обороты. Средний уровень начал расти, но теперь, возможно, нас отбросит назад. Боюсь, что на пандемию можно многое списать.

Думаю, сейчас многие кинутся снимать карантинные истории. Актуальность хороша, но не в массовом порядке. Мои студенты во ВГИКе, а это четвертый режиссерский курс, должны были в марте-апреле снимать курсовые, преддипломные работы. Они были запущены на учебной студии, но все встало. Ребята поникли, и мне стоило большого труда, чуть ли не клещами, заставить их снимать происходящее вокруг.

Возникло несколько интересных работ. Например, одна студентка из Санкт-Петербурга, мама которой работает на скорой помощи, начала присылать документальные материалы про медицинских сотрудников. Но это не стандартное изображение подвига. Мы видим, как они пьют чай перед выездом, обсуждают, что на одной станции два врача умерли, пять заболели, а на другой остался всего один врач. Они знают, что точно заболеют, и фантазируют, как поедут все на дачу и будут там дружно пить, чтобы выздороветь.

Так случилось, что в жизни мамы этой студентки именно во время пандемии произошло много невероятного. Когда я попытался пересказать происходящее в реальности сценаристу, получил ответ: «Это все правда, но когда мы напишем игровой сценарий, никто в это не поверит». Работа другой студентки снята на даче, куда она переехала на время карантина с однокурсницами. Они фиксировали жизнь студенческой компании, и получился очень любопытный материал.

— Интенсивно вы живете.

— Главное, чтобы не помешали. Много интересного. Я сплю по 3-4 часа в сутки, работаю без выходных и отпусков, но еще как-то держусь. А мы еще готовили юбилейный фестиваль «Послание к Человеку» — 30-й по счету. Много гостей пригласили. Но уже ясно, что нам его не провести, придется отложить на следующий год, а пока провести обычный. Он состоится с 3 по 8 ноября.

«Раздевающаяся девушка»: Учитель рассказал о роли Асмус в новой обнаженке

Известный кинорежиссер раскрыл подробности диалога с актрисой перед съемками откровенных сцен в новом фильме.

Грандиозный скандал после выхода фильма «Текст» с Кристиной Асмус в главной роли, кажется, запомнят на долго не только ее родственники, но и коллеги, и поклонники. Тогда, снявшуюся в чересчур откровенных сценах звезду буквально заклеймили позором. При этом несладко пришлось и супругу актрисы, юмористу Гарику Харламову, которого выставили «глупцом». Вскоре после премьеры картины влюбленные объявили о разводе, впрочем сами они утверждают, что роль актрисы в кинокартине на их размолвку никак не повлияла.

Так или иначе, от предложений сняться в откровенных сценах Асмус отказываться не перестала. В частности, речь идет о новом проекте «Китобой», где актриса вновь предстанет перед зрителем в образе секси-герл. Подробнее о том, при каких обстоятельствах звезда согласилась участвовать в новой картине рассказал кинорежиссер Алексей Учитель.

«Потрясающая история! По сюжету там китобои смотрят компьютер, где показана раздевающаяся девушка из секс-чата. И эту героиню должна была сыграть Кристина Асмус. Она прочитала сценарий, ей понравилось, дала согласие. Потом выходит фильм „Текст“, происходит вся эта история. И вот мне звонит агент и объясняет, что Кристина не может сниматься в нашей сцене…»

Учитель признался, что не мог упустить шанс договориться с актрисой. Поэтому в спешке набрал ее номер и уговорил прийти на киностудии «Рок», где и должен был быть снять полнометражный дебют своего ученика Филиппа Юрьева.

«Я упросил прийти их на студию. Асмус долго извинялась, что сыграть не получится. Ни на что не надеясь, я включил ей десять минут фильма, она посмотрела и говорит: „Все. Давайте. Когда снимать?“. Я переспросил: „Вы не боитесь, что снова начнут полоскать?“. „Это мое дело“, — сказала она твердо и снялась замечательно. Я был поражен!» — признался Алексей Учитель.

Известно, что сама актриса, не боясь очередной атаки хейтеров, активно пиарит новый фильм в личном Instagram-аккаунте.

Источники
  • https://24smi.org/celebrity/544-aleksei-uchitel.html
  • https://uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-aleksey-uchitel.html
  • https://teleprogramma.pro/name/293329/
  • https://biographe.ru/znamenitosti/alexey-uchitel/
  • https://www.ivi.ru/person/aleksej_uchitel
  • https://wiki2.org/ru/%D0%A3%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B9_%D0%95%D1%84%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
  • https://life.ru/p/975895
  • https://ego-zhena.ru/blog/aleksey-uchitel-zheny-i-zhenschiny-deti-lichnaya-zhizn-rezhissera/2021-04-15-1073
  • https://aif.ru/culture/person/aleksey_uchitel_ya_cherpayu_energiyu_v_teh_s_kem_rabotayu_obshchayus

tett
Зарплатто.ру - сайт о зарплатах и доходах, деньгах и финансах