Что такое аналитический отдел в налоговой инспекции

Что такое ИФНС

Многие люди, особенно бизнесмены, часто сталкиваются с ИФНС. Данная организация расшифровывается как Инспекция федеральной налоговой службы. ИФНС занимается налоговыми вопросами и вычетами, осуществляет регистрацию предпринимательской деятельности и многие другие функции.

Чтобы работа была налажена и не давала сбоев, в ИФНС вся деятельность четко распределена между отделами. Каждый из них выполняет свои функции.

Обзор посвящен контрольно-аналитическому отделу, деятельность которого носит важное значение для многих людей. Что же входит в его компетенцию? В чем особенности и нюансы обращений? Этим вопросам посвящается обзор.

Что такое аналитический отдел в налоговой инспекции

Аналитический отдел налоговой инспекции является одним из ключевых структурных подразделений данной федеральной службы, на который возложена колоссальная работа по обработке огромного массива информации, поступающей в ведомство от всех подведомственных организаций, физических лиц и прочих субъектов налогообложения.

Аналитический отдел выстраивает свою деятельность не только по вертикали ( с подотчетными ему структурами и лицами), но также по горизонтальной линии в рамках межведомственного взаимодействия с иными правительственными финансовыми структурами.

Аналитический отдел выполняет комплексную работу: это означает, что все направления его деятельности взаимосвязаны и интегрированы друг в друга.

Чем занимается

Аналитический отдел, как явствует из названия, занимается производством анализа всех находящихся в его распоряжении сведений — то есть исследованием фактов, поиском новых, обобщением информации и цифр, расстановкой информационных блоков, распределением информационных тортов, выведением общих закономерностей, на основе которых идет прогрессирование и поступательное развитие профессионализма в деятельности налоговых служб.

Данная работа требует применения всего логического инструментария и умения оперировать большими массивами цифровых данных.

Четкое следование официальным инструкциям, исключение утечек информации и неукоснительное соблюдение порядка работы (заданной последовательности и строгой подотчетности вышестоящим налоговым инстанциям) делают профессию налогового аналитика одной из наиболее взыскательных, к которым предъявляются повышенные требования личной ответственности, пунктуальности, добросовестности и владения специальными познаниями.

Основной функционал

  • — Взаимодействие с органами федерального казначейства, финансовыми органами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам учета доходов бюджетов (сверка по поступлениям, направление уведомлений о необходимости внесения исправлений в отчетность органов федерального казначейства, представление в органы федерального казначейства информации в соответствии с установленным порядком, обработка информации о доходах бюджетов, поступившей из органов федерального казначейства, финансовых органов субъекта Российской Федерации).
  • — Взаимодействие с государственными внебюджетными фондами по вопросам учета платежей (ответы на запросы).
  • — Контроль за правильностью зачисления платежей на счета по учету доходов бюджета в связи с изменениями и дополнениями, вносимыми в классификацию доходов бюджета.
  • — Подготовка решений об открытии и закрытии карточек лицевых счетов при реорганизации и ликвидации организаций, изменении места учета налогоплательщиков.
  • — Принятие решений о слиянии и разделении карточек лицевых счетов при внесении изменений в классификацию доходов бюджетов Российской Федерации.
  • — Разрешение проблемных ситуаций с начислением пени.
  • — Разрешение сложных ситуаций с невыясненными платежами.
  • — Мониторинг полноты и своевременности уплаты текущих платежей по налогам, сборам и другим платежам в бюджетную систему Российской Федерации налогоплательщиками, которым предоставлены отсрочки, рассрочки и налоговые кредиты.
  • — Анализ начислений, поступлений и задолженности по налогам, сборам и другим платежам в бюджетную систему Российской Федерации и выработка предложений по повышению их собираемости.
  • — Мониторинг, анализ и прогнозирование поступлений и начислений налоговых платежей и других доходов в бюджетную систему Российской Федерации по основным налогоплательщикам.
  • — Контроль за выполнением установленных заданий по мобилизации налогов, сборов и других платежей в бюджетную систему Российской Федерации.
  • — Прогнозирование налоговых поступлений и других доходов в бюджеты различных уровней и государственные внебюджетные фонды.
  • — Обобщение аналитических материалов, подготовленных соответствующими отделами инспекции по вопросам:
  • — — формирования базы налогообложения и начислений по налогам, сборам и другим платежам в бюджетную систему Российской Федерации;
  • — — правомерности пользования льготами и отсрочками (соответствие законодательства субъекта Российской Федерации положениям закона о федеральном бюджете) и т. д.
  • — На основании имеющихся материалов по вопросам налогового администрирования подготовка аналитических записок (справок) для представления на вышестоящий уровень и руководству инспекции.
  • — Формирование и проведение оперативного анализа установленной отчетности по предмету деятельности отдела.

Осуществление взаимодействия с органами местного самоуправления, финансовыми органами по предмету деятельности отдела

Отдел урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства

  • — Осуществление мониторинга состояния, структуры, динамики и причин образования задолженности по налогам, сборам и другим платежам в бюджетную систему Российской Федерации, а также эффективности мер по ее урегулированию.
  • — Направление требований об уплате налогов, сборов и других платежей в бюджетную систему Российской Федерации.
  • — Подготовка и доведение до налогоплательщика решений об обращении взыскания на его денежные средства.
  • — Взыскание налогов, сборов и других платежей в бюджетную систему Российской Федерации за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщиков.
  • — Взыскание задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам по итогам за предшествующие годы, принятой к учету налоговыми органами в соответствии с актами сверки расчетов плательщиков страховых взносов, представленными соответствующими государственными внебюджетными фондами.
  • — Подготовка документов на возврат или зачет излишне уплаченных либо излишне взысканных сумм, а также возмещение налога на добавленную стоимость, начисленного по налоговой ставке 0 процентов.
  • — Приостановление операций по счетам налогоплательщиков для обеспечения взыскания налогов, сборов и других платежей в бюджетную систему Российской Федерации.
  • — Подготовка предложений по предоставлению права на реструктуризацию задолженности, лишению этого права, мониторинг исполнения организациями обязательств, связанных с реструктуризацией задолженности.
  • — Подготовка договоров поручительства и договоров залога имущества, заключаемых при предоставлении отсрочек, рассрочек, налоговых кредитов, инвестиционных налоговых кредитов.
  • — Контроль за выполнением налогоплательщиком условий предоставления отсрочек, рассрочек, налоговых кредитов, инвестиционных налоговых кредитов.
  • — Подготовка и проверка материалов о состоянии расчетов с бюджетной системой Российской Федерации при реорганизации и ликвидации организаций, изменении места учета налогоплательщиков.
  • — Подготовка и передача в юридический отдел материалов для обеспечения производства по делам о налоговых правонарушениях, нарушениях законодательства о налогах и сборах.
  • — Участие в производстве по делам об административных правонарушениях (составление протоколов об административных правонарушениях).
  • — Подготовка ходатайств о приостановлении или аннулировании действия лицензий на право пользования недрами при наличии задолженности по регулярным платежам за пользование недрами.
  • — Подготовка материалов для наложения ареста на имущество налогоплательщика, взаимодействие с органами прокуратуры.
  • — Подготовка материалов для взыскания задолженности за счет имущества налогоплательщика, взаимодействие со службами судебных приставов.
  • — Подготовка материалов для осуществления процедуры банкротства организаций, в отношении которых применен весь комплекс мер по принудительному взысканию, взаимодействие с территориальными органами ФСФО России.
  • — Списание задолженности, невозможной к взысканию.
  • — Контроль за уплатой административных штрафов, налагаемых налоговыми органами.
  • — Подготовка документов на возврат госпошлины по заявлениям налогоплательщиков.
  • — Организация контроля за исполнением банками решений налогового органа о взыскании налога за счет денежных средств и о приостановлении операций по счетам налогоплательщика.
  • — Работа с платежами в бюджет, задержанными неплатежеспособными банками.
  • — Участие в подготовке ответов на письменные запросы налогоплательщиков.
  • — Формирование установленной отчетности по предмету деятельности отдела.
  • — Контроль своевременности исполнения банками, состоящими на учете в налоговом органе, поручений налогоплательщиков на перечисление налогов и сборов.

Отдел камеральных проверок № 1,2,3,4

  • — Мониторинг и проведение камеральных налоговых проверок налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов основных налогоплательщиков инспекции, с учетом анализа косвенной информации из внутренних и внешних источников.
  • — Проведение камеральных налоговых проверок налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов прочих налогоплательщиков.
  • — Камеральная налоговая проверка деклараций о доходах физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, детективов, охранников и других лиц, в т. ч. сдающих имущество в аренду.
  • — Проведение камеральной налоговой проверки правомерности возмещения входного НДС.
  • — Проведение камеральной проверки обоснованности применения налогоплательщиком налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по НДС.
  • — Осуществление мероприятий налогового контроля в рамках проведения проверки обоснованности применения налогоплательщиком налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по НДС, анализ и систематизация полученных результатов.
  • — Проведение камерального анализа налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов.
  • — Оформление результатов камеральной налоговой проверки.
  • — Налоговый контроль за расходами физического лица и учет сведений об операциях на сумму, превышающую установленную законодательными и нормативными актами.
  • — Контроль за правильностью исчисления регулярных платежей за пользование недрами и иных обязательных платежей при пользовании природными ресурсами.
  • — Контроль за правильностью исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
  • — Формирование информации о проведенных мероприятиях налогового контроля по проверке обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров.
  • — Передача отделу урегулирования задолженности имеющейся информации о движении денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, по которым налоговым органом вынесено решение о взыскании налога за счет денежных средств либо о приостановлении операций.
  • — Принятие мер к налогоплательщикам, не представившим налоговые декларации в установленный срок.
  • — Приостановление операций по счетам налогоплательщиков — организаций и налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей в случае непредставления или отказа в представлении налоговых деклараций.
  • — Принятие мер к плательщикам регулярных платежей за пользование недрами и иных обязательных платежей при пользовании природными ресурсами, не представившим расчеты в установленный срок.
  • — Принятие мер к плательщикам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
  • — Передача в юридический отдел материалов камеральных налоговых проверок для обеспечения производства по делам о налоговых правонарушениях
  • — Подготовка и передача в юридический отдел материалов для производства дел о нарушениях законодательства о налогах и сборах.
  • — Участие в производстве по делам об административных правонарушениях (составление протоколов об административных правонарушениях).
  • — Подготовка налоговых уведомлений индивидуальным предпринимателям на уплату авансовых платежей по единому социальному налогу, налогу на доходы физических лиц.
  • — Исчисление имущественных налогов с физических лиц, налога на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, земельного налога с физических лиц, транспортного налога с физических лиц, а также подготовка налоговых уведомлений и формирование платежных документов на уплату указанных налогов.
  • — Проведение работы по проставлению отметок на счетах-фактурах, представляемых лицами, совершающими операции с нефтепродуктами.
  • — Подготовка справок налогоплательщикам — экспортерам для представления в таможенный орган для таможенных целей.
  • — Анализ схем ухода от налогообложения, в т. ч. крупнейших и основных налогоплательщиков, выработка предложений по их предотвращению.
  • — Отбор налогоплательщиков для включения в план выездных налоговых проверок и анализ эффективности данного отбора налогоплательщиков по результатам проведенных выездных налоговых проверок.
  • — Информирование отдела регистрации и учета налогоплательщиков о наличии оснований для инициирования ликвидации налогоплательщиков — юридических лиц. Взаимодействие с правоохранительными органами и иными контролирующими органами по предмету деятельности отдела.
  • — Работа с органами, уполномоченными лицами, обязанными в соответствии с законодательством о налогах и сборах представлять в налоговые органы информацию, необходимую для налогового контроля.
  • — Участие в подготовке ответов на письменные запросы налогоплательщиков. Формирование установленной отчетности по предмету деятельности отдела.

Отдел выездных проверок № 1,2,3

Планирование и пред проверочная подготовка выездных налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.

  • — Проведение выездных налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов в бюджетную систему Российской Федерации, налоговых агентов.
  • — Оформление результатов выездных налоговых проверок.
  • — Рассмотрение представленных налогоплательщиками возражений (объяснений) по актам выездных налоговых проверок.
  • — Взаимодействие с правоохранительными органами и иными контролирующими органами по предмету деятельности отдела.
  • — Передача в юридический отдел материалов выездных налоговых проверок для обеспечения производства по делам о налоговых правонарушениях.
  • — Подготовка и передача в юридический отдел материалов для производства дел о нарушениях законодательства о налогах и сборах.
  • — Участие в производстве по делам об административных правонарушениях (составление протоколов об административных правонарушениях).
  • — Передача отделу урегулирования задолженности имеющейся информации о движении денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, состоящих на учете в данном налоговом органе, по которым налоговым органом вынесено решение о взыскании налога за счет де-нежных средств либо о приостановлении операций.
  • — Проведение встречных проверок по запросам налоговых органов.
  • — Анализ схем уклонения от налогообложения, в т. ч. крупнейших и основных налогоплательщиков, выработка предложений по их предотвращению.
  • — Анализ эффективности проведенных выездных налоговых проверок.
  • — Информирование отдела регистрации и учета налогоплательщиков о наличии оснований для инициирования ликвидации налогоплательщиков — юридических лиц.
  • — Участие в подготовке ответов на письменные запросы налогоплательщиков.
  • — Формирование установленной отчетности по предмету деятельности отдела.
  • — Обеспечение контроля за исполнением законодательства о применении ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением.
  • — Проверка полноты учета выручки с использованием ККМ.
  • — Обеспечение контроля за производством, оборотом нефтепродуктов.
  • — Работа по учету и оценке имущества, перешедшего в собственность государства в порядке наследования.
  • — Осуществление проверки правильности уплаты и исчисления государственной пошлины.

Отдел оперативного контроля

  • — Обеспечение контроля за производством, оборотом этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции.
  • — Обеспечение контроля за производством, оборотом табачной продукции.
  • — Администрирование деятельности акцизных складов.
  • — Участие в производстве по делам об административных правонарушениях (составление протоколов об административных правонарушениях).
  • — Участие в подготовке ответов на письменные запросы налогоплательщиков.
  • — Формирование установленной отчетности по предмету деятельности отдела.

Отдел досудебного аудита

  • — рассматривает возражения налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сборов), по актам налоговых проверок и иных мероприятий налогового контроля;
  • — подготавливает экспертные заключения по результатам рассмотрения письменных возражений;
  • — подготавливает заключения по жалобам в соответствии с запросами в УФНС России по Краснодарскому краю;
  • — осуществляет изучение актов налоговых проверок, в целях прогнозирования возникновения спорной ситуации на стадиях досудебного урегулирования;
  • — осуществляет анализ причин возникновения налоговых споров, рассмотренных в Инспекции в досудебном порядке;
  • — оказывает консультационную помощь специалистам Отдела;
  • — в необходимых случаях выезжает в служебные командировки;
  • — выполняет поручения начальника Отдела, отданные в соответствии с его компетенцией;
  • — обеспечивает реализацию приказов ФНС России, Управления по обеспечению доступа к информационным, программным и аппаратным ресурсам Инспекции;

Функция контроля, прогнозирования и анализа

Полноценная организация с последующим контролем всех поступлений. Речь идет о том, что налоги поступают в бюджет РФ. Аналитический отдел должен безошибочно вести подсчеты, выявлять махинации.

Поэтому к работе допускаются высококвалифицированные специалисты, которые постоянно повышают свою квалификацию. Пожалуй, это одна из самых важных задач, стоящих перед рассматриваемым в обзоре отделом. Но существуют и другие, которые также нужно рассмотреть.

Перспективное прогнозирование всех имеющихся средств. Важно оценить ситуацию, да и в компетенцию специалистов входит анализ дальнейших поступлений. Это важный момент. Управляя ситуацией, профессионалы делают прогнозы.

Это позволяет выше стоящим инстанциям рационально подходить к обращению денежными средствами, не забывая и о рисках. Как правило, специалист должен делать прогнозирование для всех уровней бюджета. Это кропотливая работа, требующая большой ответственности.

Осуществляется анализ по области и внутриведомственный аудит. Это также приоритетное направление деятельности контрольно-аналитического отдела. Как правило, данная компетенция позволяет проводить анализ по всей области.

От точности данных зависят будущие результаты. Поэтому после всех подсчетов наступает этап перепроверки. Это важный и ответственный момент, впрочем, как и вся работа.

Если пеня начислена неверно, то в аналитическом отделе специалисты должны помочь. Ошибки не допускаются, ведь финансовая сфера требует предельной точности. Не всегда налоговая служба ошибается, но иногда бывают и такие отрицательные моменты.

Чаще люди не понимают, почему им начисляют определенную сумму пени. Тогда работа специалиста заключается в разъяснении всех непонятных моментов.

Стоит понимать: работники контрольно-аналитического отдела сталкиваются с необходимостью работать с неклассифицированными платежами. Это достаточно сложная сфера. Поэтому каждый сотрудник проходит соответствующую подготовку.

Другие функции

Сохранность и хранение данных, что носят характер коммерческой тайны. Специалисты также учитывают налоговую тайну, поэтому всесторонне подходят к вопросу безопасности информации. Каждый специалист, ведающий данным вопросом, подписывает специальное соглашение.

Если он разгласит сведения третьим лицам, то ждут серьезные меры. Поэтому клиенты получают полную безопасность и конфиденциальность. Это один из базовых принципов деятельности специалистов.

Если от клиентов поступают жалобы, то они должны быть рассмотрены в рамках компетенции специалиста. В приоритетах стоит точность данных, решение имеющейся проблемы. Современные условия диктуют требования оперативной работы.

Только профессионалы, обладающие опытом, могут совмещать оперативную и результативную работу.

Неплательщики требуют работы. Тоже можно сказать и о бизнесменах, проигнорировавших вопрос предоставления декларации. Инспектор контрольно-аналитического отдела берется за дело. Применяются методы и формы воздействия, строго прописанные законом.

Специалист никогда не выходит за их рамки. Соответствие инструкции и точность сведений всегда стоят в приоритетах. Инспектор не должен допускать ошибок. Каждая ситуация требует скрупулезного подхода.

 

Полномочия инспекторов. Как и что они могут проверить

Для выполнения своих функций представители налоговой инспекции имеют следующие права:

  • контроль за налогоплательщиками;
  • проведение камеральных и выездных налоговых проверок по утвержденному графику;
  • расчет налога, который подлежит удержанию, а также предъявление налоговых требований.

Проверка юридических лиц

Первое направление для контроля – это юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые работают в России. В ходе проверок компаний инспекторы вправе:

  • вскрывать, опечатывать, обследовать торговые и производственные помещения;
  • контролировать соблюдение порядка использования ККТ;
  • изымать бухгалтерские документы, если есть риски их уничтожения;
  • получать доступ к бухгалтерским программам налогоплательщиков;
  • изымать у налогоплательщиков бумаги, свидетельствующие о нарушениях;
  • проводить встречные проверки у контрагентов юрлица;
  • приостанавливать действие выданной лицензии.

Налоговики могут привлекать экспертов и переводчиков для повышения эффективности налогового контроля, а также свидетелей.

Проверка физических лиц

Многие ошибочно полагают, что проверки со стороны налоговой службы могут затронуть только юридические лица. На самом деле это не так: налоговики контролируют работу граждан в том числе.

Наиболее пристально инспекторы отслеживают факты мошенничества при получении налоговых вычетов (например, предоставление подложных справок 2-НДФЛ или фиктивных договоров купли-продажи), а также факты незаконного предпринимательства (например, организация торговли или сдачи квартиры в аренду без уплаты налогов).

При проверках физических лиц инспекторы вправе:

  • проверять представленные декларации по форме 3-НДФЛ;
  • уточнять корректность уплаты и внесения налоговых платежей;
  • проверять сомнительные поступления на счет (обычно речь идет о крупных неустановленных платежах);
  • запрашивать необходимые разъяснения и документы;
  • изымать свидетельства сокрытия доходов;
  • вызывать граждан в инспекцию для дачи пояснений;
  • осуществлять проверку сведений на факт достоверности и соответствия данных;
  • начислять штрафы и пени;
  • требовать предоставить подтверждающие документы.

В основном речь идет о камеральных проверках, выездные проверки в отношении рядовых граждан проводятся редко. Если в ходе проверки были выявлены нарушения, то инспекторы принимают меры для их устранения:

  • выдвигают требования об уплате налогов;
  • взыскивают недоплату и пени, а также штрафы;
  • выносят решения о привлечении к ответственности при выявлении нарушений;
  • предъявляют иски, связанные с налогообложением, в соответствующие суды;
  • накладывают арест на имущество неплательщиков;
  • приостанавливают операции по банковским счетам налогоплательщиков или накладывают арест на них;
  • реализуют принудительное исполнение обязательств.

Ответственность за превышение полномочий

Несмотря на то что сотрудники ФНС наделены широкими правами, они не должны переступать черту закона. При исполнении своих полномочий налоговые инспекторы не вправе превышать свои полномочия и нарушать принцип свободы предпринимательской активности. В частности, нарушать процедуру сбора доказательной базы, использовать полномочия в целях, противоречащих закону.

За превышение полномочий инспектора могут привлечь к уголовной ответственности по , а также , если в действиях должностного лица обнаружен корыстный интерес.

Сотрудничество с другими отделами

Соприкасаясь с юридическим отделом, здесь отдел аналитики собирает статистическую информацию по выигранным и проигранным делам, об итоговых суммах, затребованных и взыскиваемых с ответчиков, о суммах, уже поступивших на счета налоговой. Кроме этого, он:

  • Выстраивает взаимодействие с подразделениями федерального казначейства и финансовыми подразделениями в составе органов власти по поводу правильного заполнения и оформления отчетностей, верности данных о бюджетных доходах и ведения этой информации.
  • Ведет все операции, касающиеся манипуляций с лицевыми счетами, открытых для определенных источников бюджетных доходов;
  • Выводит прогнозы по сумме налоговых сборов на будущие периоды;
  • Проводит проверку правомерности предоставления какому-либо субъекту налогообложения налоговых отсрочек.

Аналитический отдел по итогам отчетных периодов формирует заключение по проделанной работе, которое далее поступает на ознакомление к начальнику отдела налоговой службы, который по результатам рассмотрения делает замечания и поправки к произведенному аналитическому труду, направленные на повышение качества функционирования аналитического отдела в целом.

Источники
  • https://gidinform.ru/kontrolno-analiticheskij-otdel-ifns-chem-zanimaetsya/
  • https://fit-book.ru/chem-zanimaetsya-analiticheskij-otdel-v-nalogovoj-inspektsii/
  • https://studwood.ru/1357512/finansy/analiticheskiy_otdel
  • https://zakonguru.com/nalogi-2/nalogovaya-inspektsiya.html

tett
Зарплатто.ру - сайт о зарплатах и доходах, деньгах и финансах