Антидемпинговые меры (статья 37 44-го ФЗ): особенности использования, практика применения

Содержание
  1. Демпинг – что это
  2. Что такое антидемпинговые меры
  3. Статья 37 ФЗ-44 с последними изменениями
  4. Что регулирует статья 37 ФЗ-44 «Антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона»
  5. Изменения в статье 37 44-ФЗ в 2021 году
  6. Основания для применения антидемпинговых мер
  7. Особенности применения
  8. Особый порядок в отношении некоторых закупок
  9. Документы для подтверждения благонадежности поставщика
  10. Особые случаи применения антидемпинговых мер
  11. Сроки подачи запроса на разъяснение и ответа на него
  12. Порядок подачи запроса
  13. Статья 65 Федерального закона «О контрактной системе»
  14. Запрос разъяснений и ответ на него
  15. Изменение документации на основании запроса разъяснений
  16. Регламент изменения документации по инициативе заказчика
  17. Сфера регулирования ст. 69 44-ФЗ
  18. Процедура рассмотрения заявок
  19. Причины отклонения
  20. Сроки рассмотрения
  21. Особенности применения
  22. Ответственность за отсутствие необходимых сведений
  23. Ответственность за демпинг и недобросовестность

Демпинг – что это

Понятие демпинга уже рассматривалось выше. По сути своей, это ситуация, при которой поставщик намеренно занижает стоимость на свой товар для того чтобы стать наиболее выгодным для заключения контракта.

Демпинг в рыночной экономике применяется очень часто. Также он порождает коррупцию. Именно поэтому федеральным законом 44 предусмотрены антидемпинговые меры, дабы обеспечить благоприятные конкурсные условия и честный аукцион.

Что такое антидемпинговые меры

Это меры, направленные на обеспечение максимального соответствия аукциона требованиям законодательства. При осуществлении и использовании анти демпинговых мер применяются как нормы, разработанные министерством экономического развития и ФЗ 44.

Это меры, направленные на обеспечение честного выбора поставщика при закупках.

Статья 37 ФЗ-44 с последними изменениями

Последние изменения, внесенные в статью 37 ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», датируются 4 июнем 2014 года. От прошлой редакции ее отличает появление 12-ой части. Рассмотрим подробнее все части статьи об антидемпинговых мерах.

Первая часть

В первой части рассказывается о применяемых антидемпинговых мерах в ситуации, когда изначальная (максимальная) стоимость договора — больше, чем 15 млн. руб., а потенциальный покупатель предлагает стоимость договора, которая меньше НМЦК на 25% и выше. Это повлечет за собой антидемпинговые меры, выраженные в увеличении в 1,5 раза объема денежной гарантии выполнения договора, записанныго в бумаге о закупке. Однако, если в договоре прописана возможность оплаты аванса, то эта сумма денежной гарантии не должна быть меньше его.

Вторая часть

Ситуация, описанная в ч. 2 ст. 37 закона 44-ФЗ, оговаривает порядок действий и антидемпинговые меры, применяемые при изначальной (максимальной) стоимости соглашения в 15 млн. руб. или меньше и предложением участника торга снизить сумму на 25 и больше процентов. В этом случае предписаны те же антидемпинговые меры увеличения поставщиком в 1,5 раза объема денежного обеспечения. Также, в качестве альтернативы, поставщик имеет возможность предоставить сведения, которые подтвердят его добросовестность, что тоже является разновидностью антидемпинговых мер.

Третья часть

По ст. 37 про антидемпинговые меры сведения, которые могут доказать добросовестность участника торга, должны находиться в реестре договоров и удостоверять выполнение поставщиком:

  • 3-х и более договоров за 1 год до даты подачи заявки. Все договора должны быть выполнены без взыскания к поставщику неустоек;
  • 4-х и более договоров за 2 года. 75% вышеуказанных договоров должны быть реализованы без использования штрафов по отношению к поставщику;
  • 3-х и более договоров за 3 года. Во время выполнения договоров на участника не должны быть наложены штрафы.

Стоимость 1 контракта = стоимости, предложенной участником торга, в эквиваленте — не меньше 20%. В этом заключается общее требование антидемпинговых мер.

Четвертая часть

Указанная информация в 3-ей части 37-ой статьи про антидемпинговые меры должна быть включена в состав заявки. Если сведения неподтвержденные, то комиссия, занимающаяся проведением закупок, отклоняет запрос. Данное постановление закрепляется в соответствующем протоколе и описываются причины, почему произошло отклонение заявки. Участник уведомляется не позднее рабочего дня, который следует за днем подписания протокола.

В ФЗ-44 ч. 4 ст. 37 про антидемпинговые меры говорится, что, если в заявке нет сведений, удостоверяющих добросовестность участника, то он платит сумму в 1,5 раза превышающую объем обеспечения выполнения контракта.

Пятая часть

Антидемпинговые меры предопределяют — если проводится аукцион, участник закупки предоставляет информацию, описанную в третьей части статьи, когда направляет заказчику подписанный контракт. Если поставщик не выполнит данную процедуру или эта информация будет признана недостоверной, то будет считаться, что он отклонился от подписания контракта. По итогу комиссия составит протокол и внесет данные в реестр.

Шестая часть

Оговоренное обеспечение поставщик должен предоставить до заключения сделки. Невыполнение этого требования считается уклонением от заключения контракта. Составляется протокол и информация регистрируется в реестре. Все участники закупки уведомляются об этом, согласно ст. 37 про антидемпинговые меры.

Седьмая часть

Закон не обошел вниманием и конкурсы, где объектом выступает осуществление НИОКР, научно-технических работ и предоставление консалтинговых услуг. Антидемпинговые меры дают возможность заказчику установить в документации разные величины значимости критериев оценки заказов, если предложение о стоимости контракта:

  • до 25% ниже изначальной (максимальной) цены;
  • больше, чем на 25% ниже изначальной (максимальной) цены.

Восьмая часть

Антидемпинговые меры применяются, если предложение о стоимости контракта больше, чем на 25% ниже изначальной (максимальной) цены, то размер значимости ценового предложения — 10% от суммы величин других критериев оценки.

Девятая часть

Часть 9 ст. 37 про антидемпинговые меры закона 44-ФЗ описывает контракты на осуществление поставок товаров (продукты, лекарства, топливо). Если предложена стоимость на 25 и больше % ниже НМЦК, то участник закупки должен обеспечить подтверждение предлагаемой цены договора. Подтверждается следующими документами:

  • гарантийный документ от изготовителя, где указывается стоимость и объем поставляемого товара (узнайте срок действия банковской гарантии по 44 ФЗ при обеспечении контракта</span>);
  • бумаги, доказывающие, что товар находится на руках у участника;
  • расчеты и бумаги, доказывающие, что участник закупки сможет реализовать поставку по предложенной цене.

Десятая часть

Согласно статье про антидемпинговые меры, подтверждение предлагаемой цены договора предоставляется участником закупки:

  • чья цена договора ниже изначальной стоимости на от 25% и выше в обращении на участие в конкурсе. Отклонение заявки осуществляется комиссией, что упоминается в протоколе;
  • отправившим договор заказчику с подписью, в случае проведения аукциона. Невыполнение этого требования будет считаться избеганием подписывать контракт и будут применены антидемпинговые меры. Соглашение не подписывается и сделка заключается с другим участником аукциона, который предложил условия получше.

Одиннадцатая часть

Антидемпинговые меры применяются к участнику конкурса/аукциона в полной мере, который является победителем конкурсной процедуры, но в тоже время признан уклонившимся от заключения контракта.

Двенадцатая часть

Положения об антидемпинговых мерах не применяются при осуществлении закупок важных лекарств, если предложенная стоимость ниже не более, чем на 25 процентов от зарегистрированной предельной отпускной стоимости.

Что регулирует статья 37 ФЗ-44 «Антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона»

Демпинг – один из способов недобросовестной конкуренции, который препятствует заключению честных выгодных контрактов. Демпинг – это схема, предполагающая продажу товаров и оказание услуг по заведомо заниженным ценам (которые не соответствуют рыночным реалиям и далеки от среднерыночной отметки).

Он достаточно широко применяется в практике заключения государственных контрактов, а проблема демпинга весьма актуальна на сегодняшний день, поэтому ему посвящена отдельная 37 статья ФЗ «Антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона».

Чаще всего демпинг применяется для устранения независимых поставщиков и заключения договора с участником, который наиболее выгоден заказчику. При этом сами демпинговые цены являются убыточными для поставщика /подрядчика и фигурируют лишь на бумаге, но возможности у других поставщиков для заключения контракта отсутствуют.

С учетом специфики действия ФЗ-44 искусственное занижение стоимости является эффективным способом для устранения конкурентов. Зачастую применению демпинговой политики предшествует предварительный сговор заказчика с подрядчиком (поставщиком).

Демпинг в процессе проведения государственных закупок опасен по следующим причинам:

  1. Он негативно влияет на формирование здоровой конкурентной борьбы среди участников.
  2. Ухудшается качество исполнения государственных контрактов (срываются сроки, поставляется товар низкого качества или выполняются некачественные работы).
  3. Часто срывается исполнение контракта и приходится его аннулировать, проводить новый аукцион и заключать новый договор.
  4. Он активно используется в коррупционных схемах и приводит к убыткам бюджета. В этом случае в результате демпинга побеждает аффилированная с заказчиком компания, что позволяет ему фактически присвоить деньги.
В ст. 37 ФЗ-44 прописаны меры, которые призваны сделать процесс государственных закупок предельно открытым и на практике должны максимально снизить вероятность демпингового сговора.

Хотя эксперты признаются, что указанных мер зачастую недостаточно для полного устранения демпинговых схем.

Изменения в статье 37 44-ФЗ в 2021 году

Согласно новой ч. 13 ст. 37, введенной в силу в мае 2021 года, при подписании контракта с участниками закупки в форме конкурса и аукциона, которые снизили цену более, чем на 25%, не допускается авансирование со стороны заказчика. Эта мера направлена на недопущение получения аванса из бюджетных средств недобросовестными участниками, которые не планируют исполнять условия контракта.

С начала 2021 года была устранена возможность неоднозначного трактования законодательного правила об антидемпинговых мероприятиях в отношении контрактов с ценой до 15 млн р. Ранее некоторые участники контрактной системы полагали, что у участника в данном случае есть выбор: или подтвердить свою добросовестность, или внести обеспечение. Теперь в нормы закона внесена ясность: участник одновременно должен предоставить обеспечение в стандартном размере и подтверждение добросовестности.

Основания для применения антидемпинговых мер

На основании ч. 1 ст. антидемпинговые меры применяются к поставщикам, которые перешли лимиты в процессе снижения цены на торгах. Антидемпинговые меры вводятся, если НМЦК в ходе аукциона или конкурса была снижена поставщиком на 25% и более.

Целью антидемпинговых мероприятий является недопущение искусственного снижения цены закупок на 25% и более. На первый взгляд, контрактная система не должна ограничивать право участников на снижение цены исполнения контракта, ведь это отвечает принципам бюджетной экономии. Но на практике все не так просто: такие существенные скидки повышают риски для заказчика получить некачественные товары. Обычно схема существенного снижения стоимости применяется недобросовестными поставщиками для устранения конкурентов.

Но иногда инициатива по существенному снижению цены контракта исходит от новых участников рынка, которые могут работать даже ниже себестоимости, чтобы хорошо зарекомендовать себя в сфере госзаказа и получить опыт исполнения госконтрактов. По этой причине для таких участников не закрываются возможности участия в закупках, но они должны предоставить доказательства своей добросовестности.

Особенности применения

Антидемпинговые меры в 44-ФЗ направлены на то, чтобы поставщик, который пошел на существенное снижение цены, косвенно подтвердил свою добросовестность. Дополнительные требования к поставщику в рамках антидемпинговых мероприятий зависят от НМЦК закупки.

Согласно п. 1 ст. 37 44-ФЗ, при НМЦК более 15 млн р. поставщик обязан внести обеспечение исполнения контракта в размере, который в 1,5 раза превышает указанный в извещении о закупке в виде конкурса и аукциона. Если по контракту предусмотрено авансирование, то обеспечение вносится в размере, который не меньше аванса.

Обеспечение исполнения контракта в повышенном размере должно поступить на спецсчет заказчика до подписания контракта. Участник, который не исполнил требование о внесении обеспечения, признается уклонившимся от подписания контракта (по п. 6 ст. 37 44-ФЗ). Его уклонение от подписания контракта оформляется в виде протокола, и это может стать основанием для включения сведений о победителе в реестр недобросовестных поставщиков.

В случае если НМЦК не превышает отметки в 15 млн р., то у победителя закупки есть два варианта для подтверждения своей добросовестности:

  1. Внести обеспечение исполнения контракта в 1,5-м размере.
  2. Внести обеспечение в стандартном размере, согласно закупочной документации, но предоставить документальное подтверждение своей добросовестности и надежности.

Перечень документации, которая подтверждает добросовестность поставщика, отдельно прописан в ч. 3 ст. 37 44-ФЗ. К таким сведениям относят выписку из реестра контрактов, подписанных заказчиками по 44-ФЗ. Она должна указывать на то, что победитель закупки за последние три года до подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе успешно реализовал минимум три контракта. Под успешной реализацией понимается своевременная сдача качественных результатов контракта заказчика, в рамках которого не начислялись пени и штрафы. Цена одного из указанных контрактов должна составлять как минимум 20% от цены контракта из закупочного извещения.

Поставщику достаточно передать заказчику сведения о номерах успешно реализованных контрактов в реестре и заказчик сможет найти их самостоятельно. Никаких копий от поставщика не потребуется и заказчик не вправе их запрашивать.

На основании ч. 4 ст. 37 44-ФЗ участник закупке в форме открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса или закрытого конкурса передает сведения о своей добросовестности в составе заявки на участие. Если заказчик признает их недостоверными, то заявку такого участника отклонят. Но если участник таких закупок не предоставил данные об опыте исполнения им контрактов, то договор с ним подписывается после внесения обеспечения в повышенном размере.

При проведении закупки в формах электронного конкурса или аукциона сведения из реестра контрактов передаются участником после победы в закупке и отправке ему проекта контракта заказчиком. При признании сведений из реестра недостоверными участник признается уклонившимся от подписания контракта. Решение о признании участника уклонившимся заказчик оформляет в форме протокола и публикует его в ЕИС не позднее следующего рабочего дня (по ч. 5 ст. 37 44-ФЗ).

Особый порядок в отношении некоторых закупок

В отношении некоторых закупок по 44-ФЗ предусмотрен особый порядок применения антидемпинговых мер. Например, при заказе на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ заказчик вправе установить разные критерии оценки заявок на участие: с ценой снижения до 25% и более 25% от НМЦК (по ч. 7 ст. 37 44-ФЗ).

В ч. 9 ст. 37 44-ФЗ прописан специальный порядок закупки товаров, работ и услуг в целях нормального жизнеобеспечения населения. Это, например, продовольствие, топливо, средства оказания неотложной помощи и пр. Поставщики, которые участвуют в таких закупках, помимо стандартных антидемпинговых мер в виде 1,5-кратного обеспечения и документального подтверждения добросовестности, должны дополнительно обосновать снижение цены через предоставление:

  • гарантийного письма от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара</strong>;
  • документов, подтверждающих наличие данного товара у участника закупки (это, например, платежные документы, передаточные акты, товарная накладная);
  • прочих документов, подтверждающих возможность участника поставить товары по предлагаемой стоимости.

Документы для подтверждения благонадежности поставщика

В качестве документов, которые могли бы указать на благонадежность поставщика, могут выступать:

  1. Информация из реестра контрактов, которая указывает на добросовестное исполнение им своих обязательств в предыдущих госзакупках (учитывается период в 1-3 года до заключения контракта).
  2. Сведения об отсутствии применения штрафных санкций и пени в отношении поставщика.

В ч. 3 ст. 37 ФЗ-44 указаны условия для удостоверения надежности компании. Она должна предоставить сведения из соответствующего реестра:

  • 3 и более договора за последний год до подачи заявки (без пени и штрафов);
  • 4 и более договора за последние 2 года (75% из них не должны предполагать штрафные санкции) или 3 и более безукоризненно выполненных контракта за последние 3 года.

При этом цена каждого контракта не должна быть менее 20% от стоимости заключаемого.

Таким образом, если компания является новичком на рынке государственных закупок, то обосновать, почему она пошла на столь существенное повышение цены, будет весьма непросто и поэтому ей, вероятно, откажут в заключении контракта (только если она не обладает существенными финансовыми ресурсами для внесения повышенного размера обеспечения).

Шанс реабилитироваться и доказать свою благонадежность есть только у давно работающих на рынке госзакупок поставщиков, которые за последние 1-3 года имеют успешно реализованные контракты.

При участии компании в аукционе дополнительные документы о благонадежности запрашиваются у нее уже после объявления победителя.

Если же компания-поставщик участвует в конкурсе, то документы включаются в общий состав конкурсной документации. Когда цена снижена на 25%, а документы не предоставлены, то такая заявка на участие автоматически отклоняется. При этом составляется протокол о причинах отклонения заявки, с которым дают ознакомиться участнику.

Особые случаи применения антидемпинговых мер

Статья 37 не применяется в случае проведения тендера на закупку жизненно важных препаратов, медицинских товаров и лекарств.

В данном случае предельная цена на товары определяется государственными органами, а не конкретным заказчиком, поэтому снижение 25% учитывается не от начальной максимальной цены, а от предельной стоимости.

В указанной ситуации потенциальному исполнителю контракта требуется предоставить такой комплект сведений:

  1. Гарантийные письма от производителей.
  2. Документы, которые подтверждают факт наличия медицинской продукции в текущий момент (например, контракты с производителем, накладные и пр.).
  3. Документы, которые подтверждают факты возможности поставки по указанной цене в текущий момент.

Помимо поставок медицинской продукции, исключение составляют специальные закупки, которые включают конкурсы на научно-исследовательские работы, консультирование и различные технологические решения и пр. В этом случае при заключении контракта может учитываться не только низкая цена, но и другие критерии, которые заказчик сочтет важными.

При участии в спецзакупке и снижении стоимости на 25% и более применяется следующая антидемпинговая схема: значимость критерия «цена» считается равной 10% от суммы значимости всех критериев (согласно ч. 8 ст. 37).

Пожаловаться на демпинг вправе любой участник госзакупок. Если участник не аффилирован с заказчиком, то разбирательство инициируется именно организатором закупок.

В случае если обвинения участника в демпинге будут признаны обоснованными, то его могут внести в реестр госзакупок. Это практически полностью закроет ему доступ на работу с госконтрактами.

В статью 37 ФЗ-44 постоянно вносятся изменения, последние из них датируются концом 2017 года. Полная актуальная версия ст. 37 ФЗ-44 находится по .

Таким образом, статья 37 ФЗ-44 содержит перечень мер по противодействию демпингу при проведении государственных закупок. Статья предполагает следующие способы противодействия искусственному занижению стоимости: предоставление участником дополнительных документов, указывающих на его благонадежность (при цене контракта до 15 млн. р.) и внесение повышенного обеспечения (при стоимости контракта свыше 15 млн. р.).

Сроки подачи запроса на разъяснение и ответа на него

Запрос на разъяснение положений закупочной документации в отношении одного аукциона подается в установленные сроки. Такие сроки указываются в самой документации об электронном аукционе, согласно п. 11 ч. 1 ст. 64 44-ФЗ.

Сроки запроса разъяснений должны заканчиваться максимум за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке в форме электронного аукциона по ч. 4 ст. 65 44-ФЗ.

На основании разъяснений Минэкономразвития от 2014 года №Д28и-2880 в закупочной документации должны быть указаны конкретные даты начала и окончания срока предоставления разъяснений, а именно дата, месяц и год. Для определения финальной даты предоставления разъяснений заказчику следует отнять три дня от даты окончания подачи заявок. Четвертый день станет финальным для предоставления участникам разъяснений по документации. Если финальный срок приходится на выходной, то последним становится следующий рабочий день: этот вывод следует из положений Гражданского кодекса по ст. 193.

Запросы на дачу разъяснений, поданные за два или один день, считаются поданными с нарушением сроков. Это означает, что заказчик вправе не отвечать на поступившие запросы с нарушением сроков, но может ответить на них по своему желанию.

На подготовку ответа по закупочной документации заказчику дается два дня с момента получения запроса. Заказчик может предоставить ответ на поступивший в его адрес запрос на следующий день (с учетом ч. 4 ст. 65 44-ФЗ). Несоблюдение сроков или игнорирование поступившего запроса без веских оснований грозит заказчику административной ответственностью.

Проигнорировать запрос заказчик вправе, только если запрос поступил с нарушением сроков или формы подачи заявки.

Порядок подачи запроса

Запрос разъяснений закупочной документации подается участником в свободном формате, главное, чтобы из текста обращения была понятна суть запроса. Для передачи запроса используется функционал ЭТП, где проводится электронный аукцион.

Проведение электронного аукциона предполагает прохождение следующих этапов:

  1. Необходимо найти на ЭТП нужную закупку, открыть ее и выбрать опцию «Подать запрос».
  2. Заполнить открывшуюся форму с темой документа и текстом. Допускается указать дополнительный адрес электронной почты и прикрепить нужный документ.
  3. Нажать кнопку «Подписать и отправить».

В течение часа после поступления запрос передается оператором ЭТП в адрес заказчика.

Статья 65 Федерального закона «О контрактной системе»

Так как нередко происходят ситуации, когда заложенные в аукционной документации сведения требуют дополнительной расшифровки, законодателем в период принятия Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок» было принято решение о необходимости внесения в данный закон специальных положений, которые позволят максимально широко и подробно расшифровывать положения такой документации, при этом делать это строго регламентировано, чтобы привести все проводимые путем аукционов закупки к единому образцу.

Статья 65 Федерального закона № 44-ФЗ является регулятором, на который возложена обязанность максимально подробно отразить все необходимые действия, вменяемые в обязанности государственного или муниципального заказчика при проведении разъяснительной работы в отношении тех или иных вопросов, которые возникли у потенциального участника закупочной процедуры.

Так как нередко по итогам проведения такой разъяснительной работы возникает необходимость внести изменения в имеющуюся аукционную документацию, регламентация этого действия также возложена на статью 65 Федерального закона №44-ФЗ, а именно на часть 6, которая отражает не только права, но и обязанности государственного заказчика, если он принял решение в каком-то объеме изменить имеющуюся аукционную документацию.

Запрос разъяснений и ответ на него

Запрос разъяснений аукционной документации – это форма взаимодействия между участником закупки и возможным потенциальным исполнителем государственного контракта и самого государственного заказчика.

Именно общение путем направления запросов на разъяснение аукционной документации является единственно возможной формой для общения между государственным заказчиком и участником закупочной процедуры до момента, пока не будет заключен контракт по итогам проведения самого аукциона.

Такая форма общения предусмотрена статьей 65 указанного федерального закона, а любые другие формы являются прямым нарушением действующего законодательства.

Запрос на разъяснение аукционной документации может быть направлен только участником закупки, который аккредитовался на конкретную закупочную процедуру. Направление такого запроса возможно только в том случае, если не превышен установленный частью 3 статьи 65 лимит на такие запросы, а именно направлено не более трех запросов на разъяснение.

В запросе могут быть указаны любые положения, которые, по мнению участника закупочной процедуры, требуют разъяснения для него. При этом подача такого запроса возможна только посредством использования функционала электронной торговой площадки.

Непосредственно государственному заказчику такой запрос будет передавать оператор торговой площадки. На такую передачу оператору дается не более часа с момента поступления.

Ответить на предоставленный запрос государственный заказчик обязан в течение не более двух дней с момента поступления такого запроса. К форме ответа часть 4 статьи 65 предъявляет достаточно серьезные требования, а именно:

  • ответ на запрос должен быть размещен в Единой информационной системе, а также направлен непосредственно автору такого запроса;
  • при формировании самого ответа на запрос необходимо обозначить предмет полученного запроса, но указывать его автора нельзя даже в том экземпляре, который направляется непосредственному автору запроса;
  • ответ должен быть сформирован только в том случае, если запрос поступил заказчику не менее, чем за три дня до даты окончания подачи заявок на участие в конкретном аукционе;
  • сформированный ответ на запрос не должен изменять суть аукционной документации, а если по итогам такого запроса требуется изменение документации, такие изменения должны быть осуществлены в соответствии с положениями части 6 статьи 65 указанного федерального закона.

Изменение документации на основании запроса разъяснений

Документация, по которой предоставляются различные ответы на запросы разъяснений, может быть изменена в части технических условий. При этом строго запрещено менять сам объект закупки или увеличение размера обеспечения исполнения контракта.

При этом все проведенные изменения должны быть опубликованы в Единой информационной системе. В противном случае такие изменения не могут считаться действительными.

Изменение аукционной документации на основании отработанных запросов разъяснений может быть осуществлено в случаях, когда:

  • требуется уточнение или, наоборот, обобщение основных технических или иных показателей, которые до своего изменения ограничивали возможности широкого доступа потенциальных участников проводимой закупочной процедуры;
  • в описании объекта закупки допущены ошибки, либо по каким-то причинам указанные сведения являются некорректными, например, в силу использования устаревших информационных ресурсов;
  • внесение изменений необходимо по причине необходимости увеличения потенциальных сроков исполнения контракта в силу объективной невозможности исполнить контракт в установленные ранее заказчиком сроки. Однако необходимость такого изменения должна быть отражена в запросе разъяснений положений аукционной документации, например, в силу формирования в направляемом запросе соответствующего требования от потенциального исполнителя.

Изменяются положения документации об аукционе на основании запроса о разъяснении положений аналогично процедуре внесения таких изменений по инициативе заказчика.

Регламент изменения документации по инициативе заказчика

Если речь идет о внесении изменений в аукционную документацию по инициативе заказчика, то следует соблюдать ряд важных правил, которые позволят признать такое изменение законным. К числу основных правил относятся:

  • решение о внесении изменений должно быть осуществлено не менее, чем за два дня до окончания срока подачи заявок на участие в конкретном аукционе;
  • внесение изменений должно быть осуществлено путем публикации измененной формы документации в Единой информационной системе, а также на электронной торговой площадке, на которой будет происходить итоговая реализация закупочной процедуры;
  • максимальный срок на публикацию внесенных изменений в ЕИС – не более одних суток с момента принятия решения о внесении таких изменений, в том числе если такое изменение вызвано внесенным в адрес государственного заказчика запроса разъяснений;
  • после публикации измененной документации срок подачи заявок на участие в аукционе должен быть продлен. Максимальный срок для такого продления – пятнадцать дней – используется в тех случаях, когда речь идет о заключении контракта, чья начальная максимальная цена превышает три миллиона рублей. Если НМЦК меньше этой суммы, то максимальный срок подачи заявок на участие может равняться или быть больше семи дней.
Только в этом случае можно говорить о том, что все требования действующего законодательства к внесению таких изменений выполнены в полном объеме.

Документация об электронном аукционе – это целый комплекс документов, которые готовит государственный заказчик, чтобы предоставить максимум информации о планируемом объекте закупки для всех потенциальных участников закупочной процедуры. В соответствии с требованиями статей 64 и 65 Федерального закона «О контрактной системе» размещение такой документации и предоставление ответов на запросы разъяснений различных положений должны быть абсолютно безвозмездными.

При наличии особой необходимости государственный заказчик вправе внести изменения в аукционную документацию, кроме изменения самого объекта проводимой закупки, а также кроме размера обеспечения исполнения заключаемого по итогам проведенной процедуры государственного или муниципального контракта.

Сфера регулирования ст. 69 44-ФЗ

В частности, статья 69 определяет:

  • сроки рассмотрения заявок и публикации результатов в ЕИС;
  • порядок рассмотрения и отбора подходящих заявок;
  • причины для отклонения заявок.

Кроме того, гласит, что аукцион считается несостоявшимся, если соответствующей условиям закупки и поданной по правилам закона 44-ФЗ была признана только одна заявка или ни одной.

Процедура рассмотрения заявок

Рассмотрение вторых частей заявок включает следующие шаги:

  1. В течение часа после завершения аукциона оператор онлайн-площадки высылает протокол с результатами торгов заказчику.
  2. Заявки участников аукциона рассматриваются, и отбираются 5 соответствующих требованиям закупки.
  3. Составляется протокол рассмотрения заявок с указанием решения по каждой заявке с обоснованием.
  4. Протокол размещается на онлайн-площадке и публикуется в ЕИС.
  5. Участникам рассылаются извещения с результатами рассмотрения.

гласит, что рассмотрением вторых частей заявок занимается аукционная комиссия, которая оценивает содержание заявок на предмет соответствия требованиям закупочной документации.

Сначала оператор онлайн-площадки направляет аукционной комиссии 10 вторых частей заявок начиная с заявки того, кто предложил самую низкую цену за выполнение заказа, и далее по возрастанию предложенной цены. Из полученных заявок аукционная комиссия выбирает первые 5, соответствующих требованиям. Если из 10 заявок не нашлось пяти подходящих, аукционная комиссия направляет запрос на оставшиеся заявки, и оператор высылает их в течение часа.

Протокол рассмотрения заявок должен содержать:

  • дату и время заседания комиссии;
  • результат рассмотрения каждой заявки;
  • обоснование признания заявки подходящей или неподходящей.
По каждой заявке решение принимается после ее обсуждения путем голосования, и заявка проходит при простом большинстве голосов «за» из числа присутствующих членов комиссии. При этом заседание комиссии считается правомочным, если присутствует не менее половины ее членов, обладающих правом голоса.

Важно учесть, что для каждой заявки в протоколе указывается решение каждого члена комиссии, а при необходимости фиксируется дословно особое мнение члена комиссии, голосовавшего против решения по данной заявке.

Причины отклонения

Вторые части заявок могут быть отклонены аукционной комиссией по следующим основаниям ():

  • отсутствие требуемой информации или документов;
  • наличие ложных сведений в заявке и прилагаемых документах;
  • иностранное происхождение поставщика товаров, работ или услуг, для которых установлен национальный режим закупок;
  • нахождение участника в списке недобросовестных участников закупок.
Достаточность разрешительной документации определяется с учетом требований законодательства – для каждого товара, требующего обязательной сертификации, должны предоставляться сертификаты, а при закупке некоторых видов работ или услуг необходимо прикрепление действующей лицензии, выданной на участника, реквизиты которого указаны во второй части заявки.

Для каждой отклоненной заявки аукционная комиссия составляет обоснование отклонения с указанием списка причин, после чего направляет это обоснование участнику через оператора торговой площадки. Важно учесть, что отклонение заявки по причинам, не содержащимся в ч. 6 ст. 69, незаконно.

Сроки рассмотрения

Согласно , срок рассмотрения вторых частей заявок аукционной комиссией не может составлять более трех рабочих дней с момента публикации протокола с результатами первого этапа аукциона.

Результаты рассмотрения вторых частей оформляются в виде протокола, который размещается на онлайн-площадках для торгов в течение двух рабочих дней, включая день подписания, согласно . Электронные торги на понижение длятся 10 минут, а результаты торгов направляются участникам в течение часа после публикации протокола с результатами.

Особенности применения

В процессе рассмотрения второй части заявки наиболее частые проблемы возникают при определении перечня необходимых документов, которые представляет участник, а также формам таких документов в электронном виде.

Избежать отсева на этапе анализа документации можно путем предоставления всех имеющихся сертификатов на каждую единицу однотипного товара или услуги, особенно если они имеют иностранное происхождение.

Формы документов могут утверждаться местным нормативным актом непосредственно перед проведением закупки, поэтому необходимо отслеживать принятие таких актов, особенно если закупка организуется местными муниципальными или региональными бюджетными учреждениями.

Ответственность за отсутствие необходимых сведений

Заказчик обязан указать антидемпинговые меры в конкурсной документации, закупочной документации об аукционе. Отсутствие таких положений грозит заказчику административной ответственностью.

Согласно ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП, за подготовку закупочной документации с нарушением требований законодательства о контрактной системе заказчику грозит наказание в виде штрафа 3000 р.

Таким образом, антидемпинговые меры в рамках 44-ФЗ применяются по правилам, указанным в ст. 37 44-ФЗ. Они применяются по отношению к конкурсам и аукционам по 44-ФЗ, если НМЦК снижается на 25% и более. При применении антидемпинговых мер победитель закупки должен внести обеспечение исполнения контракта в 1,5-м размере от суммы обеспечения по документации. При цене закупки менее 15 млн р. поставщик подтверждает свою добросовестность документально, указав на свой успешный опыт в реализации контрактов в последние три года.

Ответственность за демпинг и недобросовестность

Применение данной статьи и разъяснения к ней закрепляют, что для недобросовестных предпринимателей предусмотрена ответственность. Так, начальная ответственность заключается в отказе от заключения контракта. Далее могут быть внесены сведения о реестр по поводу недобросовестности.

Источники
  • https://rusfz.ru/antidempingovye-mery-statya-37-44-go-fz-osobennosti-ispolzovaniya-praktika-primeneniya
  • https://210fz.ru/statya-37-antidempingovye-mery-pri-provedenii-konkursa-i-aukciona/
  • https://zakonguru.com/goszakupki/44/antidempingovye-mery.html
  • https://pravo.team/zakupki/44/antidempingovye-mery.html
  • https://pravo.team/zakupki/44/razyasneniya-dokumentatsii.html
  • https://zakonguru.com/goszakupki/44/razasnenia-dokumentacii.html
  • https://pravo.team/zakupki/44/st-69.html
  • https://zakonguru.com/goszakupki/44/st-69.html

tett
Зарплатто.ру - сайт о зарплатах и доходах, деньгах и финансах
0 0 голос
Article Rating
Подписаться
Уведомить о
guest

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x
Adblock
detector