Арбитражный управляющий в деле о банкротстве: понятие, права и обязанности, правовой статус

Кто такой арбитражный управляющий?

Статус арбитражного управляющего закреплен ст. 20 Федерального закона №127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”.

Арбитражный управляющий – это физическое лицо, которое назначается судом в качестве независимого посредника между должником и кредиторами. Основной целью деятельности управляющего является управление финансовыми процессами должника для достижения максимального удовлетворения требований кредиторов на условиях их равенства под контролем арбитражного суда.

Таким посредником может стать не любой человек – он должен быть членом саморегулируемой организации (СРО), а значит, соответствовать ряду требований, установленных законом:

  • иметь высшее образование;

  • не менее одного года опыта работы на руководящей должности, и не менее двух лет работы помощником арбитражного управляющего;

  • сдать профессиональный экзамен;

  • быть стороной договора обязательного страхования ответственности;

  • не иметь наказаний: дисквалификации за совершение административного правонарушения или лишения права заниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности за совершение преступления;

  • отсутствие судимости за совершение умышленного преступления;

  • отсутствие факта исключения из СРО из-за нарушения закона или иных нормативных правовых актов, которые не были устранены в установленный СРО срок или являлись неустранимыми.

СРО – это некоммерческое объединение, целью которого является управление деятельностью арбитражных управляющих. Списки действующий организаций и состоящих в них членов – управляющих можно проверить:

  1. на сайте ЕФРСБ (Единого федерального реестра сведений о банкротстве);

  2. на сайте Росреестра (Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии);

  3. на сайте ФНС (Федеральной налоговой службы).

Кредитор или специально уполномоченный орган в рамках банкротства могут предъявить к финансовому управляющему дополнительные требования как то: наличие высшего образования по конкретной специальности; наличие конкретного стажа работы на руководящих должностях соответствующей отрасли; проведение определенного количества банкротных дел.

Кроме требований, законом установлен ряд критериев, которые препятствуют утверждению арбитражного управляющего к участию в деле о банкротстве:

  • наличие заинтересованности к участникам процесса;

  • наличие невозмещенных убытков, причиненных участникам дела о банкротстве ввиду неисполнения или ненадлежащего исполнения управляющим своих обязанностей, установленного решением суда;

  • участие управляющего в процедуре банкротства на месте должника;

  • отсутствие допуска к государственной тайне, если это обязательное условие допуска;

  • наличие засиленного (решение, которое выдержало стадию обжалования и его не отменили или не обжаловали, но уже выдали исполнительный документ) судебного акта об отстранении от исполнения обязанностей арбитражного управляющего, если с момента его принятия прошло менее одного года.

Правовая база деятельности арбитражных управляющих

Порядок действий, а также требования, предъявляемые к лицам, которые назначаются в качестве арбитражного управляющего в организацию, проходящую процедуру банкротства, нашли подробное отражение в Федеральном законе №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Деятельности арбитражного управляющего посвящены статьи с 20 по 20.7 указанного Федерального закона. Данные статьи в полном объеме описывают права и обязанности арбитражных управляющих, те действия, которые они должны осуществлять при участии в делах о банкротстве.

Кроме того, указанные статьи говорят о тех мерах ответственности, к которым может быть привлечен арбитражный управляющий, а также о порядке его привлечения к таким мерам ответственности.

Указанный Федеральный закон, кроме того, рассматривает вопрос выплаты вознаграждения арбитражному управляющему и формирует механизм такой выплаты, устанавливая порядок ее начисления путем сложения фиксированной и процентной частей.

Кроме того, в статье 24.1 указанного Федерального закона рассматривается также вопрос обязательного страхования ответственности лиц, назначаемых в качестве арбитражных управляющих по делам о банкротстве.

Так как к арбитражному управляющему предъявляются требования обязательного участия в саморегулируемых организациях, то деятельность таких организаций, из числа членов которых суд выбирает назначаемого управляющего, также отрегулирована в данном нормативном акте (речь идет о статьях 21, 21.1, 22, 22.1-22.2, 23.1, 25.1, 26.1).

Помощники арбитражного управляющего

Сопровождение банкротного дела – трудоемкий процесс, который требует наличия профессионального мастерства, организаторских способностей (не спроста у арбитражного управляющего должен быть опыт работы на руководящих должностях), и знания законодательства. Выполнение разнообразия задач, встающих перед АУ в процессе освобождения гражданина от обязательств, требует их распределения на иных лиц кроме управляющего – его помощников. Федеральный закон “О несостоятельности “банкротстве” дает управляющему право формировать собственный штат помощников для повышения эффективности исполнения его обязанностей.

Практически, обязанности помощника АУ перекликаются с функциями финансового управляющего, поскольку для дальнейшего профессионального роста помощнику необходим практический опыт в течение нескольких лет. Сопровождая процедуру банкротства вместе с управляющим, помощник готовит процессуальные документы, необходимые для рассмотрения дела; занимается канцелярской работой, рассылкой корреспонденции; готовить отчеты, необходимые для представления собранию кредиторов; проводит анализ финансового состояния должника и прочее.

Часто бывает, что с клиентами общаются преимущественно помощники арбитражного управляющего – не стоит подвергать сомнению профессионализм этих людей. По большому счету, единственное, что их отличает – отсутствие официального статуса и возложение всей ответственности за их деятельность на АУ. Сотрудники офиса управляющего – компетентные лица, заинтересованные грамотно и эффективно провести вашу процедуру.

Требования к Арбитражному управляющему

С правовой точки зрения арбитражный управляющий – это назначенное арбитражным судом лицо, которое занимается непосредственным осуществлением процедуры банкротства организации или гражданина. Перечень его функций чрезвычайно обширен и регламентируется двумя базовыми законодательными актами. Первый – это Гражданский кодекс РФ (, , и ), а второй — , введенный в действие 26 октября 2002 года.

Федеральный закон, определяющий порядок проведения процедуры банкротства, регулярно изменяется. Актуальная на сегодня редакция документа принята 2 декабря 2019 года. Положения №127-ФЗ четко формулируют перечень требований, выполнение которых является обязательным для назначения физического лица арбитражным управляющим. Он включает:

  • гражданство РФ;
  • участие в профильной СРО (саморегулируемой ассоциации АУ);
  • страхование профессиональной ответственности АУ на сумму не менее 10 млн. руб. в год (конкретный размер определяется по правилам, установленным ст. 24.1 №127-ФЗ, и зависит от стоимости активов, находящихся в распоряжении банкрота);
  • высшее образование (желательно — в сфере управления, экономики или финансов);
  • стаж работы на руководящей должности более года;
  • деятельность в статусе заместителя АУ сроком от 2 лет;
  • прохождение обучения на курсах профессиональной подготовки арбитражных управляющих и успешная сдача экзамена по его итогам;
  • отсутствие судимостей и других наказаний за совершение умышленных преступлений, а также ограничений на деятельность в качестве АУ;
  • оформление статуса ИП для работы арбитражным управляющим;
  • отсутствие личной заинтересованности и зависимости по отношению к должнику и кредиторам, выступающими участниками процедуры банкротства.

Приведенный выше набор квалификационных требований является минимальным и установлен на федеральном уровне. Любая ассоциация АУ имеет право установить более жесткие условия для вступления и участия в профильной СРО.

Обязанности АУ

Профессиональные обязанности АУ регламентируются той же статьей №127-ФЗ – 20.3 – что и права. Положения Федерального закона обязывают специалиста:

  • защищать имущество должника, предпринимая для этого любые законные способы;
  • производить анализ текущего состояния банкрота и оценку различных сторон его деятельности – хозяйственной, управленческой, инвестиционной, финансовой и т.д.;
  • осуществлять ведение реестра организаций и лиц, имеющих статус кредиторов;
  • предоставлять в течение 3 дней с момента обращения данные реестра заинтересованным лицам, имеющим на это право;
  • сообщать в контролирующие органы сведения о выявленных в ходе профессиональной деятельности административных нарушениях и преступлениях;
  • информировать кредиторов о финансовых операциях и сделках, совершение которых станет основанием для наступления гражданской ответственности третьих лиц;
  • производить обоснованные и разумные расходы в рамках полномочий, предоставленных №127-ФЗ;
  • выявлять установленные законодательством признаки банкротства — фиктивного или преднамеренного, а также доводить информацию о них до участников разбирательства в арбитражном суде;
  • привлекать к делу третьих лиц, если это предусмотрено требованиями законодательства и находится в рамках полномочий арбитражного управляющего;
  • следить за соблюдение процессуальных требований в ходе ведения дела о банкротстве, включая исполнение должником обязательств по срокам подачи заявлений и ходатайств.

Еще одной немаловажной обязанностью АУ становится необходимость обеспечения конфиденциальности сведений, представляющих собой коммерческую или государственную тайну, которые были получены в рамках осуществления профессиональной деятельности. Разглашение подобной информации наказывается в соответствии с действующими нормами российского законодательства.

Виды АУ в банкротстве

Перечень функций, выполняемых арбитражным управляющим, определяется в зависимости от двух факторов. Первый – это стадия процедуры банкротства, а второй – правовой статус должника, в качестве которого может выступать и юридическое, и физическое лицо. Исходя из указанных параметров, различают несколько видов АУ:

  • временный. Основные функции – первичная оценка финансового состояния должника и обеспечение сохранности его имущества;
  • административный. Ключевые направления работы АУ – реструктуризация обязательств должника и финансовое оздоровление предприятия;
  • внешний. Занимается полным контролем над деятельностью несостоятельной организации, решая задачу исполнения ее финансовых обязательств перед кредиторами;
  • конкурсный. Специализируется на погашении долгов путем реализации принадлежащего компании-банкроту имущества;
  • финансовый. Ведет дела о банкротстве физлиц.

На практике арбитражный управляющий участвует на разных стадиях банкротства, совмещая исполнение перечисленных выше функций. Такая работа предъявляет более высокие требования к квалификации и опыту специалиста.

Права и обязанности арбитражных управляющих

Арбитражный управляющий имеет следующие права:

  • получать вознаграждение за свою деятельность согласно действующему законодательству;

  • созывать собрание кредиторов;

  • обращаться в арбитражный суд с требованиями и ходатайствами;

  • привлекать для выполнения своих обязанностей третьих лиц или компетентных специалистов, если это не противоречит закону о несостоятельности;

  • подавать прошение об отстранении его от ведения дела о банкротстве в судебную инстанцию.

Обязанности арбитражного управляющего заключаются в следующем:

  • проводить анализ финансовой деятельности должника;

  • составлять реестр кредиторов;

  • выявлять признаки преднамеренного или фиктивного банкротства, и при их обнаружении докладывать в судебную инстанцию о выявленных правонарушениях;

  • защищать имущество должника;

  • сохранять конфиденциальность сведений, которые были получены при осуществлении процедуры банкротства в ходе работы с должником.

Правовой статус арбитражного управляющего в системе органов юридического лица и представительства

В институте банкротства арбитражный управляющий играет существенную роль. По мнению В.В. Витрянского, это одна из ключевых фигур всего дела о банкротстве. На управляющего возложено непосредственное проведение процедуры банкротства должника*(1).

При всей значимости арбитражного управляющего его правовой статус на сегодняшний день неясен в теоретическом плане. В ходе непрерывного реформирования законодательства о банкротстве (Закон РФ от 19 ноября 1992 г. “О несостоятельности (банкротстве) предприятий”, Федеральный закон от 1 марта 1998 г. “О несостоятельности (банкротстве)”, Федеральный закон от 26 октября 2002 г. “О несостоятельности (банкротстве)”) правовое положение арбитражного управляющего подверглось изменению. Иначе это положение прописано в ныне действующем Федеральном законе от 26 октября 2002 г. “О несостоятельности (банкротстве)” (далее – Закон о банкротстве).

В аспекте поставленной задачи для нас представляет интерес не объем и содержание полномочий арбитражного управляющего, а его исходный статус. Что представляет собой арбитражный управляющий: представителя органа юридического лица – должника, доверительного управляющего или иного лица? Целесообразно, на наш взгляд, этот институт выяснить в системной взаимосвязи тех полномочий, которые он осуществляет. При этом привлекаются лишь те права и обязанности, с помощью которых можно объяснить его правовой статус. Функции и полномочия арбитражного управляющего меняются по мере введения той или иной процедуры банкротства. Они одни при временном управлении и другие – при административном. А при внешнем управлении они имеют свои особенности в сравнении с конкурсным производством и указанными процедурами. В то же время их можно объединить исходной целью и интересами. В пункте 6 ст. 24 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)” записано: “при проведении процедур банкротства арбитражный управляющий, утвержденный судом, обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества”. Приведенная формула закона является фундаментальной и ключевой для понимания правовой природы арбитражного управляющего.

Арбитражный управляющий имеет статус индивидуального предпринимателя, профессионально подготовленного для выполнения своих функций (ст. 23 Закона о банкротстве). Основными его обязанностями являются: принятие мер по защите имущества должника; анализ его финансового состояния; его положение на товарных рынках; ведение реестра требований кредиторов, за исключением отдельных случаев; возмещение убытков должнику, кредиторам, третьим лицам в случае возложения на него этих обязанностей и др. (п. 4 ст. 24 Закона о банкротстве).

Приведенный перечень общих обязанностей арбитражного управляющего свидетельствует о том, что управляющий стремится выявить и защитить права должника, кредиторов и государства (общества). Назначение внешнего управляющего на должность арбитражным судом является подтверждением наличия интересов и прав государства по нейтрализации негативных последствий для гражданского оборота, вызванных неудовлетворительным финансовым положением должника – банкрота. Эти права и интересы государства нетождественны тем, которые у него могут возникнуть непосредственно как у кредитора. Их может и не быть, в то время как общие права и интересы всегда имеют место.

Реализуя права и интересы должника, кредиторов и государства, арбитражный управляющий выступает в качестве их представителя на договорной основе, т.е. речь идет о добровольном представительстве. В нашем случае представительство носит нетрадиционный характер, так как представитель реализует полномочия лиц, диаметрально противоположных по интересам (должник – кредитор). И только полномочия управляющего, полученные от государства, сглаживают (“интегрируют”) указанные противоречивые интересы, так как для государства важно восстановить финансовое положение должника или исключить его из гражданского оборота, которому он мешает.

Применительно к отношениям “кредитор – должник-банкрот” можно, на первый взгляд, применить институт коммерческого представительства (ст. 184 Гражданского кодекса РФ). Однако ближайшее рассмотрение показывает, что это невозможно. Во-первых, коммерческое представительство предназначено регулировать встречные договорные правоотношения двух контрагентов, во-вторых, и это главное, отношение с участием арбитражного управляющего объединяет и гармонизирует права и интересы не только должника-банкрота и кредиторов, но и само государства (общество). Можно, конечно, раздробить это правоотношение на отдельные элементы, но это будут элементы единого целого правоотношения с участием, конечно, арбитражного управляющего. В-третьих, должник-банкрот и кредиторы в отношениях с участием арбитражного управляющего присутствуют явно, в то время как государство “реализует себя”, главным образом посредством арбитражного управляющего. Более того, в отношении должника-банкрота арбитражный управляющий вторгается и в его правосубъектность. Учитывая то, что правовой статус арбитражного управляющего как представителя государства, должника-банкрота и кредиторов носит целостный характер, нельзя в какой-либо из банкротных процедур или же по одному тому же или иному действию определить его правовое положение, подводя его под соответствующие сходные правовые институты. Правовую оценку того или иного юридического действия арбитражного управляющего необходимо всегда соизмерять с его общей правосубъектностью. Наглядно это будет продемонстрировано в ходе анализа статуса арбитражного управляющего в той или иной процедуре банкротства, но в качестве общего вывода можно сказать следующее.

  • Арбитражный управляющий является представителем должника-банкрота, кредиторов и государства. Элемент представительства от имени государства является ведущим по отношению к двум другим элементам (должник-банкрот, кредиторы).
  • Ведущий элемент не позволяет отдельные действия, совершенные арбитражным управляющим от имени должника-банкрота как от своего имени, рассматривать в целом как действие от себя или от должника в качестве органа юридического лица.
  • Институт представительства арбитражного управляющего – это представительство его от имени государства и в то же время – от имени должника и кредиторов. И, наоборот, представительство от имени кредитора есть одновременно представительство от имени должника и государства. Именно поэтому оно является целостным правовым явлением.
  • Действия указанных элементов в полномочии арбитражного управляющего неодинаковы в той или иной банкротной процедуре, но одновременно они всегда имеют место в его целостном правовом статусе.

Рассмотрим подробнее этот динамический процесс в ходе реализации полномочий арбитражного управляющего. Процедура банкротства – (наблюдение) – по ныне действующему законодательству вводится по общему правилу, – до возбуждения производства по делу о банкротстве должника (ст. 62 Закона о банкротстве). Временный управляющий, назначенный определением арбитражного суда, анализирует финансово-хозяйственную деятельность должника-банкрота и ограничивает деятельность должника-банкрота таким образом, чтобы можно было потом или восстановить платежеспособность должника, или ликвидировать его. При этом управленческая структура должника полностью сохраняется. Отстранение руководителя должника от должности сопровождается заменой его другим лицом (ст. 68-69 Закона о банкротстве). В плане ограничения прав органов управления должника установлено, что они могут исключительно с согласия временного управляющего совершать сделки с определенным процентом от балансовой стоимости, получением и выдачей займов и т.п. В то же время органы управления должника не вправе принимать решения о реорганизации, создании юридических лиц, выходе из состава учредителей (участников должника), заключении договора простого товарищества (ст. 62 Закона о банкротстве). По определенным исковым требованиям, касающимся защиты и сохранения имущества должника, временный управляющий выступает в суде от своего имени (ст. 66 Закона о банкротстве).

Таким образом, статус арбитражного управляющего в процедуре наблюдения выглядит следующим образом. Одна часть компетенционных прав касается контроля над деятельностью должника, т.е. включает в себя и запрет на совершение его определенных действий. Другая часть затрагивает активные действия временного управляющего по оценке финансового состояния должника, возврату его имущества, оказавшегося у третьих лиц. И в ряде случаев он выступает от своего имени. Но было бы заблуждением полагать, что, выступая от своего имени, временный управляющий реализует свою волю и свой интерес. Отнюдь нет. Он реализует своей дееспособностью полномочие, которое состоит из прав и интересов должника, кредиторов и государства на основе отношений представительства. Для процедуры наблюдения характерно то, что функции и полномочия временного управляющего (представительство) не влекут за собой “слома” управленческих структур должника; они осуществляются наряду с деятельностью этих органов, но, так или иначе, касаются последних.

Финансовое оздоровление должника – одна из процедур банкротства, главная цель которой состоит в его реабилитации, т.е., в восстановлении финансового состояния. Административный управляющий реализует здесь функции и полномочия во многом сходные с полномочиями внешнего управляющего. Его контроль над деятельностью должника направлен на погашение задолженности перед кредиторами с одновременным оздоровлением его финансового состояния (ст. 82-83 Закона о банкротстве). В процедуре финансового оздоровления административный управляющий является, как и в процедуре наблюдения, представителем должника, кредиторов и государства.

В банкротной процедуре внешнего управления компетенционные права внешнего управляющего в части ограничения прав должника-банкрота расширяются. Его полномочиями существенно сужается деятельность органов должника, а полномочия руководства должника и вовсе прекращаются, их исполняет внешний управляющий (ст. 94 Закона о банкротстве). Однако сохраняются высшие (руководящие) органы должника, которым предоставлены достаточно широкие полномочия. Реализация этих полномочий направлена на восстановление платежеспособности должника (п. 2 ст. 99 Закона о банкротстве).

Внешний управляющий приобретает права, которые в целях восстановления финансового состояния должника позволяют ему распоряжаться его имуществом, заключать от имени должника мировое соглашение, предъявлять от своего имени исковые требования о признании недействительными сделок и решений, применения последствий недействительности ничтожных сделок и других действий (п. 1 ст. 99 Закона о банкротстве).

В то же время внешний управляющий обязан принять в управление имущество должника, разработать план внешнего управления и представить его на утверждение собранию кредиторов, вести бухгалтерский, финансовый, статистический учет и отчетность, вести реестр требований кредиторов, осуществлять иные, предусмотренные Законом о банкротстве полномочия (п. 2 ст. 99 Закона о банкротстве).

Круг приведенных и иных полномочий внешнего управляющего свидетельствует о том, что исполнительная деятельность должника осуществляется внешним управляющим. Причем по одним юридическим действиям он выступает от своего имени, а по другим – от имени должника. Но и в том и в другом случае он остается представителем должника, кредиторов и государства. И если, например, он реализует функции и полномочия исполнительного органа должника-банкрота, то не перестает выполнять в этом же конкретном действии и полномочия государства и кредиторов.

Особая роль отводится арбитражному управляющему в конкурсном производстве, где он именуется конкурсным управляющим. Со дня принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных его органов управления за отдельными, предусмотренными законом исключениями. Все существующие до этого исполнительные органы должника (руководитель, временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий) обязаны обеспечить передачу конкурсному управляющему бухгалтерской и иной документации должника-банкрота, печатей, штампов, материальных и иных ценностей (п. 2 ст. 126 Закона о банкротстве). Конкурсный управляющий осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника – унитарного предприятия в порядке, пределах и условиях, установленных Законом о банкротстве (п. 1 ст. 129). Совершая юридические действия, конкурсный управляющий выступает и от своего имени, и от имени должника (п. 4 ст. 129 Закона о банкротстве).

Таким образом, несмотря на то, что конкурсный управляющий осуществляет практически все функции и полномочия бывших органов должника, он не становится “чисто” органом юридического лица, так как все эти действия он совершает не только от имени и в интересах должника, но и в интересах кредиторов и государства. И то, что он в отдельных случаях действует от своего имени, подтверждает сказанное. “От своего имени” означает, что он действует от указанных трех субъектов. Он наделяется полномочиями по осуществлению компетенции должника-банкрота, однако они (полномочия) только к этому не сводятся. Поэтому нельзя согласиться с суждениями, что управляющего следует рассматривать в качестве представителя должника*(2). Мы не видим оснований для определения правового статуса конкурсного управляющего и с помощью применения норм о доверительном управлении*(3).

В связи с тем, что конкурсный управляющий одновременно представительствует от имени кредиторов, должника и государства, на передний план выходят полномочия того субъекта, чьи права он реализует непосредственно. Например, конкурсный управляющий предъявляет иск от имени должника. Именно полномочие “от имени должника-банкрота” и выдвигается на передний план, но одновременно реализуются интересы и права кредиторов. Государство же, от имени которого он действует, присутствует в полномочиях представителя – конкурсного управляющего всегда, в том числе и тогда, когда управляющий выступает от своего имени. И попытки подвести какие-то отдельные полномочия и юридические действия конкурсного управляющего, да и вообще любого арбитражного управляющего под классический институт (доверительное управление, представительство от имени должника и т.п.) не дает возможности охватить полностью правовой статус арбитражного управляющего, который содержит на самом деле три группы органически взаимосвязанных полномочий, посредством которых в рамках правоотношения добровольного представительства и реализуются взаимосогласованные и, по мере возможности, сбалансированные права и интересы должника, кредиторов и государства (общества).

Порядок назначения арбитражных управляющих

Порядок назначения арбитражных управляющих установлен законом «О банкротстве» и выглядит следующим образом:

Сначала в Арбитражный суд подаётся заявление о признании должника банкротом.

В этом заявлении указывается наименование и адрес саморегулируемой организациии, из числа членов которой нужно определить арбитражного управляющего.

Далее саморегулируемая организациия получает определение арбитражного суда о принятии заявления и представляет арбитражному суду информацию о кандидатура арбитражного управляющего.

После этого, если кандидатура арбитражного управляющего удовлетворяет установленным требованиям, то арбитражный суд утверждает этого кандидата.

Какие этапы нужно пройти, чтобы стать арбитражным управляющим

Стать арбитражным управляющим сможет далеко не каждый желающий. Для этого он должен пройти следующие стадии:

  1. Пройти 2-3-месячное обучение по направлению «Антикризисное управление» и успешно сдать теоретический экзамен.
  2. Пройти двухгодичную стажировку на базе СРО.
  3. Застраховать свою ответственность.
  4. Вступить в СРО. Сегодня требования об обязательном лицензировании отдельных видов деятельности упразднили. Например, среди оценщиков. Вместо лицензий в обязанности для работы по некоторым профессиям вошло обязательное членство в СРО. Такая организация призвана контролировать профессиональный уровень своих членов и соответствие их квалификации требованиям закона. Аналогичный подход действует в сфере арбитражных управляющих.

Таким образом, обучение управляющего предполагает прохождение теоретического и практического курсов.

Подготовка

Обычно профильные курсы подготовки управляющих организуются на базе университетов на базе кафедры по специальности «Антикризисное управление». Обучение по этой специальности занимает до 2-3 месяцев, а стоимость прохождения подготовки обычно составляет 30-40 тыс. р.

Для того чтобы попасть на обучающие курсы, нужно собрать следующие документы:

  1. Паспорт.
  2. Диплом о высшем образовании.
  3. Фотография в формате 3*4.
  4. Подписанный договор на прохождение обучения.
  5. Квитанция об оплате стоимости обучения.
  6. Согласие на обработку персональных данных.

Программа обучения управляющих структурно подразделяется на 5 основных блоков:

  1. Вопросы правового обеспечения процедур банкротства (87 вопросов).
  2. Российское законодательство по вопросам банкротства (80 вопросов).
  3. Экономическое обеспечение арбитражного управления и деятельности управляющих (50 вопросов).
  4. Законодательство об оценочной деятельности в РФ (32 вопроса).
  5. Практические аспекты деятельности арбитражного управляющего (38 вопросов).
По результатам обучения слушатели должны сдать устный экзамен по прослушанным дисциплинам. В каждом билете по стандарту будет 5 вопросов, а на подготовку к ответам отводится 50 минут. В состав экзаменационной комиссии входят представители Минюста, образовательного учреждения и национального объединения саморегулируемых организаций, а также контролирующие органы.

Для оценки ответа управляющего используются критерии «удовлетворительно» и «неудовлетворительно». Для того чтобы результаты экзамена были оценены положительно, управляющий должен дать 80% ответов правильно (на один ответ можно ответить неправильно).

При успешной сдаче экзамена через месяц управляющий может получить свидетельство о профильной подготовке в Росреестре. При неудачной первой попытке сдачи экзамена можно попробовать пересдать его, но не ранее, чем через 2 месяца.

Стажировка

Стажировка является обязательным этапом после прохождения обучения. Это первый практический опыт работы для кандидата на должность управляющего. Стажировка длится как минимум 2 года. Только для бывших руководителей предусмотрена возможность сокращения указанного срока до 6 месяцев.

После сдачи теоретического экзамена управляющий может приступать к поиску подходящей СРО арбитражных управляющих. Перед прохождением стажировки управляющему следует собрать определенный комплект документов. Это:

  1. Справка из ФНС об отсутствии лица в перечне дисквалифицированных лиц (для ее получения нужно обратиться в любую налоговую инспекцию с запросом).
  2. Справка об отсутствии судимостей в МВД (ее можно получить в Информационном центре ГУ МВД, отделении полиции либо в любом удобно расположенном МФЦ).
  3. Трудовая книжка или иной документ, который подтверждает руководящий стаж.
  4. Паспорт, ИНН, СНИЛС.

К предоставленному комплекту документов прилагается заявление на прохождение стажировки в выбранной СРО. Сама организация обязана предоставить ответ на поступивший запрос в течение 14 дней после поступления заявления.

В большинстве случаев стажировки управляющего являются неоплачиваемыми, стажер проходит ее безвозмездно. Только немногие компании подписывают с управляющими гражданско-правовые договоры, которые предполагают выплату вознаграждения на период стажировки.

После одобрения заявления разрабатывается план стажировки. Сущность стажировки состоит в том, что стажера прикрепляют к профессиональному управляющему. В ходе стажировки управляющий познакомит ученика с разными этапами банкротства. В частности, с наблюдением, внешним управлением, оздоровлением и конкурсным производством. В подчинении руководителя должно быть не более 3 человек, иначе степень контроля за качеством выполнения ими своих обязанностей снижается.

Потенциальный управляющий должен будет оказывать содействие профессиональному участнику процесса банкротства в подсчете кредиторских требований и подготовке реестра, в организации собраний кредиторов, в анализе финансового состояния банкрота в проведении оценки и инвентаризации имущества должника; в управленческом и бухгалтерском учете; в приеме и рассмотрении возражений и ходатайств кредиторов и пр.

Лицо вправе в любой момент прекратить стажировку. Об этом решении оно должно уведомить СРО за 7 дней до прекращения. При этом нужно подготовит промежуточный отчет по результатам неполной стажировки.

В качестве причин для досрочного отчисления стажера могут выступать:

  • признание его недееспособным по решению суда
  • недостаточный уровень квалификации
  • состояние здоровья
  • нарушение действующего законодательства
  • неисполнение поручений управляющего
  • признание судебной инстанции вины в совершении экономических преступлений.

По результатам прохождения стажировки управляющий представляет в СРО отчет о проделанной работе за определенный временной промежуток. В отчетности указывается ФИО управляющего, название СРО, период прохождения стажировки и перечень выполненных работ, в отношении каких компании стажер участвовал в процессе банкротства и на каких этапах был задействован.

Руководитель стажировки должен дать отзыв на стажера и оценить результаты его работы. В своем заключении управляющий отображает профессиональные качества стажера и полученные им навыки. Если руководитель решит, что стажер не заслуживает назначения на должность управляющего, то руководителю стажировки предстоит грамотно мотивировать такой отрицательный отзыв. В свою очередь, стажер вправе обжаловать в судебном порядке поступивший отрицательный отзыв на его работу.

Если СРО утвердит отчет и полученное от руководителя заключение, то помощнику управляющего выдадут официальное свидетельство о прохождении стажировки. Отчет стажера и его руководителя рассматривается в течение 14 дней. На выдачу свидетельства о прохождении стажировки СРО отводится одна неделя.

При возникновении разногласий между стажером и управляющим они рассматриваются специальной комиссией СРО по разрешению споров. По результатам стажера могут перевести к другому руководителю.

Страхование гражданской ответственности

Страхование профессиональной ответственности на предмет причинения убытков из-за некачественно оказанных услуг или неисполнения обязанностей – обязательное условие для того, чтобы управляющий мог работать в сфере банкротств физических и юридических лиц.

Управляющему предстоит застраховать свою ответственность в страховой компании с лицензией и только потом он сможет приступить к исполнению профессиональных обязанностей. Размер страхования ответственности арбитражным управляющим составляет не менее 10 млн р.

Такая страховая сумма при необходимости покроет убытки и имущественный ущерб, которые были нанесены деятельностью или бездействием управляющего в деле о банкротстве.

Наиболее распространенными страховыми случаями являются:

  1. Срыв сроков подачи отчетности.
  2. Использование неэффективных решений при реализации имущества или в процессе распределения денег между кредиторами.
  3. Превышение полномочий, которыми наделил управляющего 127-ФЗ.
  4. Завышение расходов при ведении дела.
  5. Бездействие.
  6. Игнорирование законных требований суда и кредиторов.

Отнести тот или иной случай к страховым может только арбитражный суд.

Вступление в СРО

Ранее законодательно было предусмотрено требование для всех управляющих оформить регистрацию в качестве ИП. Но сегодня статус управляющего был изменен с «субъекта, который занимается частной практикой» на «субъекта профессиональной деятельности». В результате требование об оформлении ИП было упразднено и управляющему достаточно вступить в одну из СРО. В России сегодня работает около 50 таких организаций. Наличие действующего членства в СРО является обязательным условием для работы управляющим.

Для вступления в СРО управляющему нужно собрать определенный комплект документов, включая:

  • паспорт
  • трудовую книжку
  • справку об отсутствии судимостей
  • справку об отсутствии в реестре дисквалифицированных лиц
  • свидетельство о сдаче теоретического экзамена
  • свидетельство о прохождении стажировки
  • копию страхового полиса или страхового договора;
  • диплом о высшем образовании.

В некоторых организациях предъявляются дополнительные требования к составу предъявляемых документов. Например, расширенный пакет документов понадобится в случае участия в банкротстве стратегических компаний, наукоемких организаций или кредитных учреждений. Иногда от управляющего требуется наличие допуска к работе с государственной тайной.

Документы рассматриваются на предмет достоверности и полноты в течение месяца. За это время саморегулируемая организация проводит оценку соответствия управляющего требованиям, и, если он им не соответствует, то может отказать в приеме нового члена в свои ряды.

В СРО может действовать собственный регламент приема новых кандидатов на должность управляющего. После приема управляющего его кандидатуру должны внести в реестр в течение 3 дней и выдать свидетельство о членстве СРО. Оно оформляется в течение 30 дней.

Стоит учесть, что участие в СРО потребует от управляющего регулярной оплаты членских взносов. Первичный обеспечительный взнос в СРО может достигать 200 тыс. р. После этого управляющий должен делать ежеквартальные взносы в размере 50 тыс. р. и около 30 тыс. р. отчислять в ПФР ежемесячно. В случае игнорирования управляющим требований по внесению обязательных платежей его могут исключить из СРО. Освобождения от уплаты взносов можно добиться, только если управляющего не назначают на должность.

При этом гарантированный размер ежемесячного вознаграждения в виде оклада у управляющего отсутствует. Он состоит из определенной фиксированной суммы в деле о банкротстве и определенного процента от исполненных кредиторских требований.

В отдельных случаях величина оплаты труда управляющего составляет 25-45 тыс. р. ежемесячно при банкротстве юрлиц или за весь этап при банкротстве граждан. Величина вознаграждения в виде процентов может достигать нескольких миллионов. Банкротство физлица в среднем длится 6-8 месяцев, юрлица – 1-2 года.

В процессе работы управляющий будет контролироваться со стороны арбитражного суда и СРО. Он назначается на основании заявления кредиторов или банкрота или по выбору СРО.

Таким образом, к арбитражному управляющему в деле о банкротстве предъявляются серьезные требования. Он должен пройти специализированные курсы, стажировку на базе СРО и сдать экзамен по результатам ее окончания, вступить в СРО и застраховать свою ответственность. Без окончания специализированных курсов арбитражного управляющего не допустят к работе. Но перед тем как пройти обучение, ему необходимо доказать факты отсутствия судимости, статуса банкрота, наличие высшего образования и в отдельных случаях – опыта руководящей работы.

Порядок действий арбитражного управляющего

Деятельность арбитражного управляющего можно разделить на несколько этапов.

Этап 1. Сбор сведений о должнике.

В рамках первого этапа основной обязанностью арбитражного управляющего является проведение объективного анализа финансового статуса должника как для юридических, так и для физических лиц. Арбитражный управляющий проверяет имущественные активы должника, его деятельность и собирает любые другие сведения, необходимые для принятия решения. Кроме этого, арбитражный управляющий обязан выяснить, существуют ли основания для подозрения должника в фиктивном или преднамеренном банкротстве.

Этап 2. Извещение кредиторов.

На этом этапе арбитражный управляющий извещает кредиторов о проведении процедуры банкротства. При этом арбитражный управляющий ведет реестр кредиторов, в котором учитывается вся задолженность.

Этап 3. Составление плана внешнего управления.

На этом этапе арбитражный управляющий составляет план внешнего управления и представляет его кредиторам. В этом документе содержатся меры по восстановлению платежеспособности организации или физического лица, порядок реализации данных мер и предстоящие расходы на проведение указанных мероприятий.

Этап 4. Собрание кредиторов.

На этом этапе арбитражный управляющий созывает первое собрание кредиторов, на котором обсуждается возможность восстановления платежеспособности должника и принимаются решения между кредитором и должником. Также собрание обсуждает план внешнего управления или выносит решение о проведении конкурсного производства.

Этап 5. Передача утвержденного плана в судебную инстанцию.

План внешнего управления или конкурсного производства обязательно передаются в арбитражный суд.

Этап 6. Судебное заседание и получение решения арбитражного суда.

Арбитражный суд назначает заседание, на котором подводятся итоги деятельности арбитражного управляющего и выносится определение о дальнейших действиях в отношении должника.

Этап 7. Реализация имущества должника.

Расходы арбитражного управляющего

Финансирование деятельности арбитражного управляющего, включая оплату труда — его и привлеченных специалистом третьих лиц, осуществляется за счет финансовых ресурсов должника. Перечень расходов АУ, подлежащих компенсации, определяется ст. 59 №127-ФЗ. Он включает следующие статьи затрат:

  • публикация сведений о начале и текущем состоянии дела о банкротстве в различных средствах массовой информации;
  • привлечение к работе на возмездной основе специалистов, необходимых для эффективного исполнения обязанностей;
  • рассылка корреспонденции и другие операции по ведению документооборота, связанного с процедурой банкротства;
  • другие действия и операции специалиста, осуществляемые в рамках полномочий и обязательств арбитражного управляющего по делу.

Каждый участник разбирательства имеет право оспорить обоснованность любой статьи расходов АУ. Если судья признает претензии обоснованными, компенсация затрат не производится, что становится проявлением материальной ответственности арбитражного управляющего за собственную профессиональную деятельность.

Обжалование действий арбитражного управляющего

Деятельность АУ не контролируется участниками дела по банкротству. Вместе с тем, любая заинтересованная сторона имеет возможность обжаловать действия специалиста в одну из четырех инстанций:

  • непосредственно в арбитражный суд;
  • в саморегулируемую ассоциацию арбитражных управляющих;
  • в Росреестр, наделенный функциями контролирующего органа;
  • в правоохранительные органы.

Обязательным условием принятия решения по теме обращения выступает включение в заявление следующих сведений:

  • данные о нарушениях законодательства, допущенных АУ;
  • документальные доказательства указанных фактов;
  • ходатайство о принятии мер в отношении правонарушителя.

У каждого из перечисленных органов имеется достаточно законных полномочий для того, чтобы повлиять на работу арбитражного управляющего. Результат обращения зависит от того, насколько аргументированной является позиция заявителя. При этом необходимо учитывать сложность правовой квалификации действий АУ, которая дополняется далеко не полной проработанностью правовой базы, регламентирующей деятельность подобных специалистов.

Жалоба на арбитражного управляющего

Если АУ ведет свою деятельность вопреки закону или интересам кредиторов или должника, его действия можно обжаловать не только в судебном порядке. Подать жалобу могут только лица – участники дела о банкротстве.

Обжалованию подлежат любые действия финансового управляющего каким-либо образом ущемляющие права участников дела о несостоятельности, такие как:

  • предоставление приоритета АУ одному участнику процедуры банкротства из-за чего другие участники понесли убытки;

  • нарушение порядка созыва собрания кредиторов;

  • намеренное затягивание процедуры банкротства;

  • отсутствие действий, направленных на выявление имущества должника и т.д.

Жалобу на действия АУ можно подать в Росреестр – орган, осуществляющий контроль (надзор) за деятельностью СРО и арбитражных управляющих, или непосредственно в СРО.

После подачи жалобы Росреестру, уполномоченный орган осуществляет проверку по жалобе, при необходимости направляет запрос саморегулируемой организации, членом которой является АУ, и по результатам проверки обращается в установленном порядке в суд с заявлением о привлечении арбитражного управляющего или саморегулируемой организации арбитражных управляющих к административной ответственности.

Форму жалобы на действия арбитражного управляющего, доступная для скачивания и заполнения, можно скачать из справочной правовой системы “Консультант Плюс” или составить ее самостоятельно, опираясь на правила составления исковых заявлений.

Основная мысль данного материала в том, что финансовый управляющий – независимый участник дела о несостоятельности. Часто наши клиенты обвиняют АУ в том, что он “играет” на стороне кредиторов и не заинтересован им помогать. Здесь отчасти есть доля правды – управляющий не должен помогать вам – он призван осуществлять свои функции для достижения баланса между возможностями должника и потребностями кредиторов, для соблюдения равенства между кредиторами. Негативные отзывы об АУ поступают от недобросовестных клиентов, которые пытались скрыть свое имущество и избежать его продажи в процедуре, которые врали относительно размера своих доходов и всячески не шли на контакт с АУ.

Компания “Банкрот-Сервис” имеет в штате собственных арбитражных управляющих и помощников арбитражных управляющих, что делает прохождение процедуры банкротства для клиента удобнее и оперативнее.

Если у вас проблемы с долгами, нечем платить по кредиту, имеются неразрешимые финансовые сложности, обращайтесь в нашу компанию, и, в ходе бесплатной консультации, мы ответим на любые вопросы и поможем законно освободиться от обязательств.

Ответственность арбитражного управляющего

В том случае, если было установлено, что арбитражный управляющий каким-либо образом нарушил возложенные на него обязанности, он может быть привлечен к различным видам ответственности.

Если речь идет о первичном привлечении к ответственности, может быть назначено административное наказание в виде штрафа в размере до пятидесяти тысяч рублей. При этом как только саморегулирующаяся организация получит уведомление о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности, она должна направить в суд ходатайство об отстранении такого арбитражного управляющего от участия в деле о банкротстве. Суд выносит такое решение, после чего даже в случае, если решение было отменено, арбитражный управляющий не возвращается к тому делу о банкротстве, которое он вел ранее.

Если было установлено повторное нарушение, арбитражный управляющий подвергается наказанию в виде дисквалификации, а также исключается из числа членов саморегулирующейся организации. Если суд отменит вынесенное ранее решение о дисквалификации, арбитражный управляющий не возвращается к тому делу, который он ранее вел и от которого был отстранен.

Срок, в течение которого саморегулирующаяся организация должна подать ходатайство в арбитражный суд со дня получения уведомления о том, что на арбитражного управляющего наложено взыскание, равняется десяти дням. В том случае, если в данный период такое ходатайство не было подано, на саморегулирующуюся организацию также может быть наложено взыскание.

Источники

  • https://bankrotserv.ru/blog/arbitrazhnyy-upravlyayushchiy/
  • https://zakonguru.com/bankrotstvo/yuridicheskix-lic/arbitraznyj-upravlausij.html
  • https://fizbankrot.com/arbitrazhnyj-upravlyayushhij/arbitrazhnyj-upravlyayushhij-bankrotstvo/
  • https://www.audit-it.ru/terms/agreements/arbitrazhnyy_upravlyayushchiy.html
  • https://fassko.arbitr.ru/novosti/vestnik/archive/8343.html
  • https://zakonguru.com/bankrotstvo/yuridicheskix-lic/arbitraznyi-upravlausiy.html

Tikhanova-k@mail.ru
Зарплатто.ру - сайт о зарплатах и доходах, деньгах и финансах
Adblock
detector