- Правила ПДД о светоотражающих жилетах для автомобилистов
- Как обстоят дела в других странах
- Когда следует надевать светоотражающий жилет
- Как должен выглядеть светоотражающий жилет
- Как располагаются полосы на сигнальных жилетах
- Какую ткань используют для пошива сигнальных жилетов
- Можно ли использовать другую светоотражающую одежду
- Когда на автомобилисте должна быть светоотражающая одежда в 2021 году?
- Какая должна быть светоотражающая одежда по ГОСТУ
- Классификация светоотражающих жилетов
- Нюансы использования жилетов на дороге
- Жилет водителя – штраф за отсутствие
- Штраф за нахождение рядом с машиной ночью за городом
- Что ждет нарушителей?
- Можно ли обойтись без жилета в автомобиле?
- Необходимость защиты пассажиров
- Что изменилось? Когда надевать жилет?
- Что получаем
- Нужно ли всегда возить с собой в машине светоотражающие жилеты?
- Постановление Правительства РФ N 1524
- Неоднозначность текста пункта 2.3.4
Правила ПДД о светоотражающих жилетах для автомобилистов
Постановление Правительства РФ под номером 1524 было опубликовано в российской прессе 20 декабря 2017 года и вступило в силу с 18 марта 2018 года. Именно с этого дня отсутствие светоотражающего жилета в автомобиле считается правонарушением. Инициатором такого новшества стала ГИБДД.
ГИБДД Российской Федерации располагает специальным аналитическим отделом, проводящим мониторинг ситуации на российских дорогах. В его задачи входит отслеживание основных причин, приводящих к ДТП, особенно с гибелью людей. Сотрудники отдела сопоставляют актуальное положение дел с тем, что можно было наблюдать год или несколько лет назад. В их задачу входит разработка рекомендаций не только для своих коллег из автодорожной инспекции, но и для российских законодателей.
Российские законодатели обязали водителей надевать одежду сигнальных видов при остановках вне пределов населённых пунктов в тёмное время суток. Они утверждают, что причиной стала ужасающая статистика ГИБДД. Только за первое полугодие минувшего года в России под колёсами автомобилей погибло 68 человек, ремонтировавших свои авто в темноте возле дороги. Эти люди погибли по той причине, что они были незаметны для других водителей. Кроме того, статистика дорожно-транспортных происшествий по итогам первого полугодия 2017 констатировала рост числа подобных происшествий почти на 10%. Эти проценты — всего лишь цифры, но за ними стоят человеческие жизни.
Отметим, что российские пешеходы еще с 2015 года обязательно должны носить светоотражающую одежду или светоотражающие элементы на ней в тёмное время суток. После введения этой нормы количество наездов на пешеходов со смертельным исходом снизилось на 12%. А водитель, который вынужденно остановился на обочине дороги в темноте, во многом похож на пешехода и точно так же может оказаться под колёсами летящего автомобиля.
Вне пределов населённых пунктов освещение трассы минимально. У водителя много забот: ему надо избежать ослепления фарами встречных автомобилей, объехать ямы на дороге, в конце концов, он просто устал. И эти факторы зачастую не дают ему вовремя увидеть человека, который стоит или идёт по обочине. Именно по этим причинам чаще всего происходят наезды со смертельным исходом или с тяжёлыми травмами.
Как обстоят дела в других странах
Сегодня Российская Федерация является далеко не единственной страной в мире, которая ввела на законодательном уровне подобную норму. Большинство европейских государств уже давно требуют от своих водителей иметь в салоне и носить при соответствующих обстоятельствах одежду со светоотражающими элементами. В некоторых странах эта норма считается просто рекомендацией и никакие штрафные санкции за её невыполнение не предусмотрены. В большинстве же европейских государств за отсутствие у водителя светоотражающего жилета или куртки предусмотрен штраф в несколько сотен евро.
Впервые о светоотражающих жилетах для водителей заговорили в Соединённых Штатах Америки в середине шестидесятых годов прошлого века. Именно тогда и были изобретены подобные жилеты. Лет через десять это стало законодательной нормой для США. В некоторых европейских государствах есть требование для водителей, которые вышли из автомобилей, носить светоотражающие жилеты даже в дневное время.
Россияне, которые успели, например, побывать в Европе за рулём, довольно спокойно восприняли норму, принятую их Правительством в декабре 2017 года. Наименее же толерантны в этом отношении водители отдалённых российских регионов, которые считают, что в их местности и при их интенсивности дорожного трафика наличие светоотражающей одежды попросту нецелесообразно и никто не будет выполнять эту норму. Большинство же автовладельцев и водителей российских мегаполисов вообще никак не отреагировали на нововведение.
Когда следует надевать светоотражающий жилет
Светоотражающая жилетка надевается в том случае, когда автомобиль вынужденно остановился вне пределов города на обочине или на краю дороги, а водитель вышел из машины и находится возле неё или на небольшом расстоянии. При этом всё должно происходить в тёмное время суток или при других обстоятельствах, ограничивающих видимость. Понятие тёмного времени суток определяется ограниченной видимостью и периодом, когда автомобили, мотоциклы и другие транспортные средства едут с включёнными габаритными огнями, ближним или дальним светом фар. При этом начало и конец тёмного времени суток весьма относительны, поэтому в случае претензий со стороны сотрудников дорожной полиции их можно оспорить. Никто с точностью до метра не сможет сказать, какова была видимость в момент, когда сотрудники ГИБДД зафиксировали данное нарушение.
Напомним, что пределы населённого пункта ограничиваются соответствующим знаком с его названием. Следует сказать, что формулировка «вне города» означает и «вне населённого пункта», будь это даже небольшая деревня. Главное, чтобы название этой деревни на соответствующем знаке было изображено на белом фоне.
К ограниченной видимости относится не только тёмное время суток, но и дождь, туман, соответствующий рельеф местности, который не позволяет достаточно далеко просматривать дорогу. Видимость могут ограничивать дома, стоящие автомобили, деревья, кустарники, нависшие над дорогой, повороты и так далее. Указанное выше Постановление российского правительства оперирует именно термином ограниченной видимости. Согласно Правилам дорожного движения, понятие недостаточной видимости идентично ограниченному обзору, который предполагает, что водитель может просматривать дорогу не более чем на 300 метров по причине плохой погоды, ночью или при наступлении сумерек.
Правила дорожного движения говорят о том, что жилет следует надевать при вынужденной остановке. Под этим подразумеваются такие ситуации:
- на дороге возникла опасность, и водитель вынужден остановиться и выяснить ситуацию;
- сломалась машина;
- возникло препятствие на пути движения;
- водитель почувствовал себя плохо и решил, что дальнейшее движение может быть связано с опасностью для него, его пассажиров или других участников дорожного движения.
В то же время, если водитель заехал на стоянку придорожного кафе и вышел из машины, то это будет остановка запланированная, а не вынужденная, и при этом надевать светоотражающий жилет ему необязательно.
О пассажирах в Постановлении не сказано ни слова. Но логика подсказывает, что любой человек без светоотражающего жилета, стоящий возле автомобиля, рискует точно так же, как и водитель. Поэтому следует руководствоваться обычным здравым смыслом. Если двух жилетов в машине нет, то по крайней мере необходимо стоять по ходу движения за водителем, который обозначил своё присутствие соответствующей одеждой. Проезжающие его заметят и постараются объехать, как и стоящего за ним пассажира.
Как должен выглядеть светоотражающий жилет
Светоотражающая жилетка должна соответствовать требованиям ГОСТа 12.4.281–2014. Стандартизация светоотражающей одежды относится к сфере безопасности труда. Инженерам по технике безопасности большинства предприятий хорошо знаком этот ГОСТ. Практичность светоотражающей одежды, соответствующей ему, была доказана на протяжении многих лет и спасла не одну жизнь. Светоотражающая одежда относится к категории специальной одежды, обладающей повышенной видимостью. Также потребуется, чтобы на ней были износостойкие маркировки, характеризующие изделие. Необходимо также, чтобы на бирке, вшитой в жилетку, содержались данные её изготовителя, ГОСТ, параметры, а также уровень защиты.
Вся одежда, относящаяся к категории сигнальной, предназначена для визуального обозначения присутствия людей, которые в неё одеты. Требования существуют лишь к свойствам одежды в плане светоотражения. Но её материал, форма или дизайн могут быть различными. Например, выпускаются тефлоновые жилеты, непромокаемые, со множеством карманов.
Как располагаются полосы на сигнальных жилетах
Рассмотрим, как выглядит светоотражающий жилет по ГОСТу. Перечислим основные требования к внешнему виду и варианты расположения полос:
- Ширина полосок из световозвращающей ткани должна составлять не меньше 50 мм.
- Расстояние от низа жилетки до первой полосы – 50 мм.
- Две полоски проходят вокруг всего туловища в районе поясницы.
- Такие же две полосы, вертикально пересекающие плечи, соединяются с верхним обозначением на торсе.
- На безрукавку могут наноситься только две горизонтальные полосы на торсе.
Какую ткань используют для пошива сигнальных жилетов
Жилет сигнальный светоотражающий (ГОСТ 12.4.218-2014) обязан соответствовать определенным параметрам яркости. Приведем показатели, характерные для флуоресцентной ткани разных расцветок:
- Желтая – 0,76 кд/кв.м.
- Оранжевая – 0,4 кд/м.кв.
- Красная – 0,25 кд/м.кв.
Желательно, чтобы коэффициент яркости немного превышал минимальные показатели, указанные выше
Требования ГОСТа к светоотражающему жилету указывают, что материал, используемый для пошива безрукавок, должен быть не только очень ярким, но и очень устойчивым к таким факторам, как:
- Ультрафиолет.
- Солнечный свет.
- Трение.
- Осадки в виде дождя и снега.
- Выделение пота.
- Стирка или химчистка.
Можно ли использовать другую светоотражающую одежду
Представим, что автомобиль был пригнан из Европы, а в наследство новому владельцу достались светоотражающие жилетки европейского образца. Будет ли нарушением Правил дорожного движения их применение? С большой долей вероятности можно предположить, что нет, если их защитные свойства хотя бы приблизительно соответствуют вышеуказанному ГОСТу. Да и сотрудники дорожной полиции в большинстве своём адекватные люди, которые понимают, что изделие должно в первую очередь выполнять свои функции, а не находиться в автомобиле «для галочки».
При возникновении непредвиденных ситуаций и отсутствии жилета очень желательно обозначить свою одежду какими-либо светоотражающими элементами. Безусловно, это не спасёт от претензий дорожной полиции, но поможет уберечься от наезда другого автомобиля, водитель которого сможет вовремя заметить человека.
Когда на автомобилисте должна быть светоотражающая одежда в 2021 году?
Одежда со светоотражающими деталями в обязательном порядке должна быть на автомобилистах в следующих случаях:
- Если они вынужденно остановились за территорией города ночью или поздно вечером.
- Если они вынуждено остановили движение машины за городом, вышли из нее, а видимость плохая.
- Если они попали в аварию на трассе, когда уже стемнело.
- Если они попали в аварию ночью и была плохая видимость.
Плохая видимость на дороге — это когда другие автомобилисты не видят по направлению вперед ситуацию по маршруту следования из-за определенного рельефа местности, растений, зданий, сооружений, в том числе и других автомобилей. Именно поэтому на человеке должна быть одежда со светоотражающими элементами не только ночью, но и когда на дороге присутствует явная плохая видимость.
Какая должна быть светоотражающая одежда по ГОСТУ
В понимании службы ГАИ ГИБДД в качестве светоотражающей одежды может применяться жилет, накидка, куртка, которая подходит по всем параметрам под ГОСТ 12.4.281-2014, а именно:
- На одежде имеется 1 или 2 светоотражающие полосы, которую идут вокруг торса и промежуток между которыми от 55 мм.
- На одежде имеется светоотражающий материал, который соединяется с верхней полоской спереди на торсе и через плечи сзади.
- Нижний край нижней полосы расположен в области торса с промежутком от 55 мм от самого низа одежды.
Если на человеке имеется светоотражающая куртка или жилет, но она не соответствует нормам ГОСТа, то инспектором ГАИ ГИБДД это будет приравнено к полному отсутствию специальной одежды, и он вправе будет выписать штраф.
Классификация светоотражающих жилетов
Согласно ГОСТ 12.4.218 2014, светоотражающий жилет высокой видимости разделяется на три категории. Степень защиты определяется площадью предупредительных обозначений в виде полос. Сигнальная экипировка изготавливается из материалов яркой расцветки, при этом жилеты могут быть или только тканевыми, или дополняться элементами, отражающими свет.
В таблице представлена минимальная площадь светоотражающих полос в квадратных метрах:
Характеристики ткани | Жилеты III класса | Жилет II класса | Жилеты I класса |
Фоновая | 0,8 | 0,5 | 0,14 |
Световозвращающая | 0,2 | 0,13 | 0,1 |
Комбинированная | — | — | 0,2 |
По статистике, наибольшей популярностью пользуется сигнальная экипировка II класса, поскольку ее очень хорошо видно как днем, так и ночью
Нюансы использования жилетов на дороге
Штрафная санкция по отношению к автомобилистам и их пассажирам по состоянию на 2021 год за отсутствие светоотражающего жилета не предусмотрена. Кроме того, пассажиры могут даже ночью на трассе находиться возле автомобильного транспорта без специальной одежды.
Сейчас органы судебной власти РФ занимаются проверкой норм, касательно отсутствия светоотражающих жилеток у автомобилистов, на предмет внесения изменений и правок. Дело в том, что выйдя из машины на остановке или если в случае аварии, водителю уже нельзя присвоить статус «водителя» и в связи с этим по закону к нему как бы и не могут быть применены штрафные санкции согласно КоАП.
Жилет водителя – штраф за отсутствие
Законодительная система РФ предусматривает взыскание административного характера по статье 12.27 КоАП РФ о «Невыполнении водителем обязанностей, предусмотренных ПДД». Штраф за неимение жилета в автомобиле на сумму 1000 рублей может быть предъявлен только если произошло ДТП.
Если приехавшие на место аварии сотрудники ДПС зафиксируют отсутствие жилетки у владельца автомобиля, они вправе выписать квитанцию об оплате штрафа. При этом они не имеют право оштрафовать водителя просто так, не обнаружив специальную сигнальную накидку при досмотре машины.
Новые правила дорожного движения об использовании обязательных жилетов пока непривычны для отечественных владельцев машин, в то время как в странах Европы законодательно предусмотрена серьезная ответственность за отсутствие необходимой защищающей одежды в авто. К примеру, португальскому водителю, не имеющему такого изделия, может грозить штраф в размере 600 евро.
Закон продолжает прорабатываться. Не исключено, что в скором времени в статью КоАП добавится положение об обязательном штрафе для тех, кто не приобрел сигнальную накидку. Будут ли внесены поправки в 2020 году, покажет время.
Штраф за нахождение рядом с машиной ночью за городом
Нарушением ПДД считается не отсутствие светоотражающего жилета в машине, а факт нахождения водителя без него на дороге или обочине в темноте за городом. При этом специального положения об ответственности в КоАП не внесено. Но это не всегда может избавить водителя от наказания. Законодательные неточности уже позволили сотрудникам ГИБДД налагать штрафы по другим статьям КоАП РФ.
Например, на сайтах некоторых региональных Госавтоинспекций (например, Тульской области) появилось предупреждение, что нахождение вне пределов ТС фактически превращает водителя в пешехода. А последние, согласно п. 4.1 ПДД, обязаны вне городов и деревень иметь при себе светоотражающие элементы и обеспечивать их видимость участникам движения. За неисполнение грозит ответственность — устный выговор или штраф в 500 руб. по ст. 12.29 КоАП, ч. 1.
Подобное наказание для вышедшего из машины пассажира ТС вполне законно. Однако Апелляционная коллегия ВС РФ установила, что водитель обязан соблюдать ПДД даже за пределами своего транспортного средства. Это прописано в Определении № АПЛ18-387 от 22.10.2018 г. Выйдя из машины, водитель все равно остается водителем. А штраф по ст. 12.29 ч. 1 КоАП РФ предусмотрен только для пассажиров и пешеходов.
Езда без жилета в авто может обернуться штрафом по ст. 12.27 КоАП, ч. 1, если водитель ночью за городом попадет в ДТП. ПДД диктуют порядок действий участников аварии. Нужно остановиться, включить аварийные сигналы, пометить место происшествия знаком, помочь раненым и т. д.
Новый пункт 2.3.4 фактически добавляет в список надевание одежды со светоотражающим рисунком. За неисполнение предусмотрен штраф в 1000 руб. Оспорить взыскание достаточно сложно.
Что ждет нарушителей?
Водителю ТС, не имеющему светоотражающего изделия, сотрудники Госавтоинспекции могут вменить несколько статей КоАП, выбор которых обусловлен обстоятельствами дела:
- Нет жилета в ТС, но ситуация, предусмотренная разделом 2 пункта 3.4 ПДД не возникла – наказание за это отсутствует.
- Совершена остановка за городом в условиях, затрудняющих видимость, а водителем, покинувшим ТС, не надет жилет – придется заплатить в бюджет 500 рублей либо получить предупреждение (часть 1 статьи 12.29 КоАП).
- Авария с участием ТС возникла на загородной трассе в условиях ограниченной видимости, водителем не надет жилет – по статье 12.27 КоАП части 1 ему будет вынесен штраф на 1000 рублей.
Часть 1.3 статьи 32.2 КоАП позволяет оплатить штрафы по статьям 12.27 и 12.29 в 20-тидневный период со скидкой 50%. В таком случае размер штрафа составит 500 и 250 рублей.
Можно ли обойтись без жилета в автомобиле?
Количество транспортных средств на дорогах ежегодно увеличивается, а вместе с ними растет и число людей, получающих травмы на дороге только из-за легкомысленного отношения к собственной безопасности.
Обратите внимание на ужасающие данные статистики, собранной инспекторами ГИБДД. В 2020 году около 400 водителей, покинувших свое авто в темное время суток на дороге, были сбиты. Еще одна страшная цифра: 67 из них не выжили, медицинская помощь оказалась бессильна.
Вот некоторые реально произошедшие ситуации:
- Гражданин из Ростова Григорий Тингаев был вынужден остановиться на загородной трассе, чтобы поменять колесо. Не успел он открутить винты, как мимо него промчалась машина, чудом не зацепив Григория в кромешной темноте. После такой ситуации водитель принял правильное решение – приобрел жилет.
- Жертвами на дороге становятся не только простые граждане, но и известные личности. Так, Егор Клинаев, молодой российский актер, лишился жизни из-за своей небрежности. В ночное время юноша ехал по МКАДу и стал свидетелем аварии. Молодой человек вышел из машины, чтобы помочь другому водителю, но не успел ничего сделать. На огромной скорости его сбил насмерть проезжающий мимо автомобиль.
Необходимость защиты пассажиров
Новые ПДД, установленные Правительством РФ, не предусматривают обязательное наличие жилетки сигнальной в машине для использования пассажирами. Действие закона распространяется только на людей, управляющих транспортным средством. Однако попасть в опасную ситуацию может не только водитель, но и пассажиры автомобиля.
Сотрудники ГИБДД настойчиво рекомендуют запастись несколькими комплектами спецодежды. Во время вынужденной остановки на ночной дороге пассажирам тоже рекомендуется обезопасить себя от случайного наезда в темноте. Особенно важно использование светоотражающей одежды на пригородных трассах, в условиях отсутствия источников освещения. Кстати, хранить ее следует не в багажнике, а в салоне автомобиля.
Что изменилось? Когда надевать жилет?
Приведем полностью новый пункт Правил 2.3.4:
В случае вынужденной остановки транспортного средства или дорожно-транспортного происшествия вне населенных пунктов в темное время суток либо в условиях ограниченной видимости при нахождении на проезжей части или обочине быть одетым в куртку, жилет или жилет-накидку с полосами световозвращающего материала, соответствующих требованиям ГОСТа 12.4.281-2014.
Что получаем
Где надевать? Только вне населенных пунктов, если вы вышли из машины и находитесь на обочине или проезжей части.
При каких условиях надевать? Если на улице темно либо если видимость на дороге ограничена рельефом местности, параметрами дороги, разными объектами (сооружениями, транспортными средствами и т.п.), растительностью. Расстояние, на котором видимость может быть ограничена, отдельно не уточняется.
В каких случаях надевать? Если водитель попал в дорожно-транспортное происшествие либо был вынужден совершить остановку и выйти из машины по причине её поломки, из-за препятствия на пути движения ТС либо плохого самочувствия.
Нужно ли всегда возить с собой в машине светоотражающие жилеты?
У большинства автомобилистов наверняка возникает этот закономерный вопрос. Ответ на него вполне логичен: нет, не нужно. Водитель не обязан иметь при себе соответствующую спецодежду, если транспортное средство не покидает пределы населенного пункта, а уж тем более не обязан предъявлять ее инспектору ДПС. С другой стороны, наличие жилета повышает безопасность владельца ТС, если планируется дальняя поездка.
К внесению изменений в ПДД подтолкнули, во-первых, неутешительная статистика ДТП в России, во-вторых, успешный европейский опыт, где во многих странах светоотражающая одежда считается таким же обязательным атрибутом при поездке за город, как огнетушитель или аптечка.
Постановление Правительства РФ N 1524
В других странах специалисты отмечают снижение числа ДТП. Положительные результаты использования флюоресцентных материалов, полученные в Европе, послужили поводом для внесения изменений в ПДД. Под колесами машины рискуют оказаться не только водители, которые решили выйти из автомобиля. Опасность подстерегает и пешеходов, которые передвигаются по краю дороги в ночное время.
Автомобилисты обязаны надевать светоотражающие жилеты, если произошла поломка машины. Необходимо выставить знак аварийной остановки. При этом водитель должен надеть спецодежду, чтобы повысить свою видимость для других участников движения.
Сотрудники ГИБДД могут наложить штраф за отсутствие светоотражающего жилета в автомобиле в размере 1000 руб.
Неоднозначность текста пункта 2.3.4
Думаю, внимательный читатель уже приметил, что текст пункта 2.3.4 вносит в правила некоторую неопределенность. Обратимся к пункту 1.2 правил дорожного движения:
«Водитель» — лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.
«Пешеход» — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.
Обратите внимание, пока человек находится за рулем автомобиля он является водителем. Однако если он находится вне транспортного средства, он автоматически становится пешеходом.
Однако в новом пункте 2.3.4 говорится о том, что водитель автомобиля может находиться в том числе и на проезжей части дороги. В данном случае имеет место противоречие. Чтобы его исключить законодателям придется внести дополнения в пункт 1.2 ПДД, однако рассматриваемое постановление этого не предусматривает.
- https://ozakone.com/avtopravo/poleznoe/svetootrazhayushhaya-zhiletka-dlya-voditelya-pdd.html
- https://prosto-print.ru/useful/svetootrazhayushhij-zhilet-gost-pdd/
- https://auto-pravda.online/shtrafy/281-est-li-shtraf-za-otsutstvie-svetootrazhayuschego-zhileta.html
- https://gzt-gorod.ru/prava/shtraf-za-otsutstvie-zhileta-v-mashine.html
- https://zhylet-pdd.ru/pdd/signalnyj-zhilet-dlya-voditelya-zakon.html