Энергосервисный контракт по 44-ФЗ: понятие и особенности

Содержание
  1. Что такое энергосервисный контракт
  2. Правовое регулирование
  3. Последние изменения и разъяснения
  4. Исходные данные для закупки
  5. Порядок заключения: алгоритм действий
  6. Особенности заключения ЭСК
  7. Этапы заключения энергосервисного контракта
  8. Требования к содержанию
  9. Кем устанавливаются требования к условиям энергосервисного контракта
  10. Обязательства сторон
  11. Право собственности на оборудование
  12. Порядок и сроки оплаты
  13. Ответственность сторон
  14. Обеспечительные меры
  15. Порядок определения размера экономии
  16. Выбор способа определения поставщика
  17. Образец энергосервисного контракта по 44-ФЗ
  18. Образец энергосервисного контракта по 44 ФЗ
  19. Образец энергосервисного контракта 2020 года
  20. Пример для бюджетной сферы
  21. Пример для сферы ЖКХ
  22. Какие сведения указывают в проекте энергосервисного соглашения
  23. Финансирование
  24. Расчет НМЦК
  25. Энергосервисный контракт: плюсы и минусы

Что такое энергосервисный контракт

Определение энергосервисного контракта представлено в п. 8 ст. 2, ч. 1 ст. 19 261-ФЗ от 2009 года «Об энергосбережении и о повышении энергоэффективности…». Согласно ему, энергосервисный договор – это договор, предметом которого является осуществление действий, направленных на энергосбережение и повышение энергоэффективности в части использования энергоресурсов государственным и муниципальным заказчиком.

Предметом энергосервисного контракта является выполнение исполнителем действий, направленных на энергосбережение и рост энергоэффективности (по ст. 19 261-ФЗ).

При заключении контракта энергосервисный подрядчик должен достигнуть определенных параметров повышения энергоэффективности у заказчика (например, снижение потребления ресурсов или уменьшение затрат на электроэнергию). В обязанности заказчика по энергосервисному контракту входит содействие исполнителю в успешной реализации энергосервисных мероприятий, а также обязанность принять и оплатить оказанные услуги на условиях контракта.

Набор существенных условий энергосервисных контрактов в целом стандартный. Он включает цену, сроки, ответственность за неисполнение обязательств и пр. Цена энергосервисного контракта обычно ниже прежнего размера коммунальных платежей и расходов на содержание инженерного оборудования и зданий.

Правовое регулирование

Условия энергосервисного договора или контракта одновременно соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе и требованиям к договорам подобного рода по действующему федеральному законодательству об энергосбережении и повышению энергоэффективности.

Подписание энергосервисных контрактов направлено на рост энергоэффективности при закупках товаров, работ и услуг из сферы естественных монополий, в частности, услуг:

  • водоснабжения;
  • теплоснабжения;
  • водоотведения;
  • газоснабжения;
  • услуг по подключению к инженерным сетям по регулируемым тарифам;
  • в части поставок электроэнергии, мазута, топлива для выработки энергии, угля.

Благодаря экономии, на использовании энергоресурсов достигается существенный экономический эффект, и заказчик получает возможность направить высвободившиеся средства на развитие и на повышение оплаты труда сотрудников.

Согласно действующему законодательству, подписание энергосервисных контрактов является правом заказчика, а в некоторых случаях – его непосредственной обязанностью. Право на подписание энергосервисных контрактов предоставлено государственным и муниципальным заказчикам, согласно ч. 1 ст. 108 44-ФЗ. Данная статья законодательства о контрактной системе регулирует особенности заключения энергосервисных контрактов.

В ФЗ-261 от 23 ноября 2009 г. также регулируются отношения между заказчиком и исполнителем по энергосервисному контракту. В ст. 21 данного закона подчеркивается, что государственные и муниципальные энергосервисные контракты заключаются и оплачиваются по нормам законодательства о контрактной системе. Это значит, что на заказчика накладываются обязанности по формированию и публикации закупочной документации, проведению закупки и определению победителя по правилам 44-ФЗ.

Среди ключевых нормативно-правовых актов, которые определяют государственную политику в части увеличения энергоэффективности, помимо вышеуказанного ФЗ-261 от 2009 года «Об энергосбережении», можно выделить:

  • Правительственное Распоряжение от 2009 года №1715-р «Об Энергетической стратегии РФ на период до 2030 года»;
  • ПП РФ от 2009 года №1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам…»;
  • ПП РФ от 2010 №636 «О требованиях к условиям…»

В регионах и муниципальных образованиях, помимо общефедеральных проектов, нередко определена собственная программа по энергосбережению и повышению энергоэффективности, на которую должны ориентироваться заказчики на местах. Внедрение подобных мероприятий является обязательным для бюджетных, казенных и автономных учреждений.

В рамках ч. 1 ст. 108 44-ФЗ заказчики вправе подписывать энергосервисные контракты, тогда как по 261-ФЗ прописана их обязанность проведения комплекса энергосберегающих мероприятий. Необходимость подписания контрактов для роста энергоэффективности дополнительно подчеркивается в письме МЭР от 2015 года №Д28и-2618.

По ст. 24 ФЗ-261 государственное или муниципальное учреждение обязано обеспечить снижение потребления воды и суммарного объема потребляемого топлива, мазута, газа и электроэнергии и пр. С 2011 года требования были распространены на все государственные контракты (казенные, автономные, бюджетные), что нашло подтверждение в письме Минфина от 2010 года №02-03-06/5448.

С апреля 2019 года вступило в силу Постановление Правительства №1618 от 2018 года. В нем подчеркивается, что энергосервисные контракты прописываются в документах о планировании закупок отдельной строчкой и публикуются в ЕИС с особыми пометками.

Последние изменения и разъяснения

16.09.2020 ФАС выпустила письмо № ИА/80326/20, в котором разъяснила, что в энергосервисных госконтрактах обязательно учитываются правила национального режима для радиоэлектроники. Ведомство указало, что в госзакупках на выполнение мероприятий в рамках энергосервисного контракта фактически поставляется осветительное оборудование, которое передается в собственность заказчика.

Если в такой контракт входит радиоэлектронная продукция из перечня, который утвержден постановлением правительства № 878 от 10.07.2019, то заказчики обязаны установить в закупочных документах ограничения допуска по этому постановлению или разместить в ЕИС обоснование того, что их невозможно соблюсти.

Исходные данные для закупки

Переходим от общих формулировок к конкретным мероприятиям. Тут необходимо заметить, что прежде, чем получить экономию, заказчикам придется приложить немалые усилия и осуществить затраты, связанные с реализацией политики энергосбережения и повышения энергоэффективности. При любой закупочной процедуре исходные данные, конкретизирующие предмет контракта, содержатся в так называемом техническом задании. Применительно к специфике энергосервисных контрактов заказчику необходимо прежде всего определиться с перечнем мероприятий, которые направлены на энергосбережение и повышение энергетической эффективности (далее – энергосервисные мероприятия), и обозначить сроки их исполнения

В зависимости от сложности и масштабности энергоконтракта возможно несколько вариантов описания энергосервисных мероприятий. Например, если у заказчика нет четкого понимания, какие конкретно виды работ необходимо выполнить, то перечень мероприятий будет содержать ориентировочные задания для исполнителя, например:

Мероприятие

Этапы мероприятия

Дата начала этапа

Дата окончания этапа

Проведение натурного обследования объектов учреждений Визуальное и приборное (при необходимости) обследование существующей системы отопления и горячего водоснабжения.
Проведение геометрических замеров мест установки оборудования.
Визуальное обследование с целью выявления схемы теплового узла (для уточнения проекта или при его отсутствии).
Получение информации от представителя заказчика о работе систем отопления и горячего водоснабжения в предыдущие годы (включая показатели «комфортности»).
Опрос представителя заказчика о состоянии вводных задвижек и фильтров, натурная оценка вводных задвижек и фильтров.

ХХ.09.2019

ХХ.10.2019

Проектирование Получение и анализ посуточных «распечаток» с теплосчетчика, технических условий, проектов теплового пункта, результатов натурного обследования объектов.
Выбор принципиальной схемы.
Выполнение проектных работ с разработкой рабочих чертежей и монтажных схем, расчет гидравлических сопротивлений в соответствии с требованиями действующих технических регламентов (ТР), строительных норм и правил (СНиП), требованиями органов пожарной безопасности и иными действующими нормами и техническими условиями, а также в соответствии с техническими условиями и инструкциями заводов-изготовителей материалов, изделий, оборудования, технологическими картами и схемами

ХХ.03.2019

ХХ.06.2019

Если у заказчика есть четкое понимание, что именно следует сделать в рамках программы энергосбережения, то перечень мероприятий будет содержать наименования и виды конкретных действий (работ), выполняемых исполнителем, например:

п/п

Наименование работ (мероприятие), краткая характеристика

Сроки выполнения работ

1

Демонтаж установленных светильников наружного освещения в количестве 247 штук

В период не более 30 календарных дней более даты заключения муниципального контракта

(с «___»_______201_ г. до «___»_______201_ г.)

2

Приобретение и установка энергосберегающих светильников наружного освещения в количестве 247 штук

3

Приобретение и установка шкафов управления системы наружным освещением (ШУНО) и системы учета и контроля потребления электрической энергии (АСКУЭ) в количестве 11 штук

В целях методической поддержки заказчиков в 2010 году Постановлением № 636 были установлены требования к условиям энергосервисного договора (контракта), которые позволяют заказчикам получить ответы на отдельные вопросы, в том числе и в отношении исходных данных для формирования перечня энергосервисных мероприятий.

В частности, перечень таких мероприятий заказчики могут формировать на основании энергетического паспорта, составленного соответственно по результатам обязательного энергетического обследования. Обратите внимание, такой паспорт, при его наличии, заказчики обязаны включить в состав закупочной документации.

Если у заказчика нет энергетического паспорта, то перечень мероприятий формируется на основе актуальных (на дату его формирования) сведений об объекте. При этом может использоваться информация о количестве объектов (зданий), годе постройки, типе ограждающих конструкций, годе капитального ремонта, технических характеристиках оборудования, потребляющего энергетический ресурс, наличии приборов учета используемого энергетического ресурса, об объеме потребления ресурса за предыдущие периоды. И при отсутствии энергетического паспорта данная информация должна быть включена заказчиком в закупочную документацию. Кроме этого, при подготовке заявки участники процедуры закупки имеют право самостоятельно собирать информацию об объекте закупки, в том числе путем его посещения.

Подчеркнем: заказчик обязан обеспечить потенциальным участникам свободный доступ к объекту(ам), в отношении которого(ых) предполагается осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности. Все затраты, связанные с подготовкой заявки на участие в закупке, – это хозяйственные риски потенциальных участников, потому заказчики не обязаны компенсировать участникам закупок затраты, понесенные ими при проведении подготовительных работ для подготовки заявки на участие в закупочной процедуре. Данное условие целесообразно прописать в положениях закупочной документации, чтобы у потенциальных участников не возникало желания после проигрыша обращаться в суд с иском о компенсации подобного рода затрат.

Если у заказчика нет возможности изначально в закупочной документации установить перечень энергосервисных мероприятий, такой перечень составляет победитель. А именно, в составе заявки потенциальные участники предлагают свое решение – что именно необходимо сделать, то есть свой перечень энергосервисных мероприятий. При заключении контракта перечень мероприятий из заявки победителя включается в контракт, например в виде одного из приложений.

Порядок заключения: алгоритм действий

Для заключения энергосервисного контракта заказчику следует придерживаться следующего алгоритма:

  1. Выбрать способы определения поставщика.
  2. Сформировать закупочную документацию.
  3. Опубликовать извещение о закупке в ЕИС.
  4. Провести закупочную процедуру.
  5. Выбрать победителя закупки.
  6. Подготовить и направить ему проект контракта.
  7. Подписать контракт с победителем.
  8. Принять оказанные услуги и подписать итоговую документацию.
  9. Оплатить услуги поставщика.

Особенности заключения ЭСК

В закупочной документации, помимо технических характеристик и требований энергоэффективности, необходимо определить НМЦК, продемонстрировав при этом затраты на поставку энергоресурсов каждого отдельного вида и указав их количественные значения (ч. 3 ст. 108). Таким образом, начальная максимальная цена энергосервисного контракта определяется путем фактического подтверждения затрат на поставку энергоресурсов за прошлый отчетный период (год). НМЦК не может быть выше издержек заказчика на энергоресурсы. Обеспечение исполнения такого договора устанавливается в пределах 5-30 % (ч. 16 ст. 108).

Энергосервисный контракт заключается по цене, которая определяется как процент от экономии затрат на поставку энергетических ресурсов согласно ценовому предложению, указанному в заявке победителя торгов (ч. 13 ст. 108):

  • в соотношении с максимальным процентом, установленным закупочной документацией (п. 1 ч. 3 ст. 108 44-ФЗ);
  • как минимальный размер экономии издержек организации-заказчика, максимальный процент которого перечисляется участнику-победителю (п. 3 ч. 3 ст. 108);
  • в соответствии с процентом экономии, который может быть перечислен поставщику в минимальном размере (п. 2 ч. 3 ст. 108).

В самом ЭСК образовавшаяся экономия указывается в натуральных величинах по каждому виду расходов заказчика на энергоресурсы.

Оплата энергосервисного контракта осуществляется согласно предусмотренной в нем величине экономии от затрат на энергетические ресурсы и ее процента. Величина такого сбережения рассчитывается по актуальным на момент исполнения контрактных обязательств ценам на энергоресурсы.

Этапы заключения энергосервисного контракта

Перед тем, как подготовить соглашение и провести закупку, у заказчика есть возможность провести диагностику в соответствии со ст. 15 ФЗ № 261. Именно по результатам энергообследования можно будет понять реальные потребности . Анализ также поможет выставить стартовую стоимость тендера. Все это необходимо для заключения договора, который осуществляется по результатам закупки.

Федеральный закон 44-ФЗ регламентирует проведение закупки. После того, как все подготовительные этапы проведены, заказчик инициирует проведение конкурса по подбору подрядчика для заключения энергосервисного контракта. Последовательность действий прописана в 44-ФЗ.

Пошаговая инструкция рекомендует на первом этапе произвести подбор типа тендера. Может использоваться любая конкурентная процедура, а именно конкурс или аукцион. Самое главное, чтобы тендер проводился в электронном виде. Для этого код аукциона ОКПД2 должен входить в перечень федерального и регионального уровня. Чтобы победить, участник должен предложить самую оптимальную цену на указанные в документации действия.

Если код ОКПД2 не указан в обоих реестрах или в одном из них, то обязательно проведение конкурса. В электронном конкурсе оценивается не только цена работ, но и качественные, а также квалификационные критерии. Выигрывает тот участник, который по всем этим признакам лучше других.

После того, как победитель определен, рассчитывается первоначальная стоимость и выбирается метод оплаты. Для этого используется формула НМЦК – начальная максимальная цена контракта. Она учитывает ресурсы (V), фактически потребленные за прошедший год, их цену (C) и ожидаемую длительность работ по контракту (CK).

НМЦК = V × С × СК.

Размер обеспечения исполнения ЭСК определяет заказчик. Он может исчисляться в размере 5%-30%, как указано в ч.18 ст.108 ФЗ № 44. После этого определяется система оплаты услуг. Расчет может производиться в соответствии:

  • с размером экономии, которая нужна заказчику, а также максимальным процентом от этой суммы, который будет выплачен исполнителю
  • минимальной требуемой экономии для заказчика и проценту, выплачиваемому подрядчику
  • минимальной требуемой экономии для заказчика и максимальному проценту, положенному подрядной компании

Размер экономии будет указываться в натуральном выражении затрат заказчика, которые он будет нести при поставке каждого вида энергоресурса. Показатель считается согласно п. 1-3 ч. 3 ст. 108 ФЗ №44.

После этого готовится пакет документов и извещений. И только после этого запускается процедура и заключается энергосервисное соглашение.

Требования к содержанию

В ст. 108 44-ФЗ указано, что требования к содержанию контракта определяются Правительством. В Постановлении Правительства №636 от 2010 года были определены требования к условиям энергосервисного контракта. В частности, здесь приведены рекомендации по указанию исходных данных для формирования перечня энергосервисных мероприятий.

Требования к отдельным условиям энергосервисного контракта обусловлены такими специфическими чертами государственных контрактов, как:

  1. Наличие списка мероприятий энергетической экономии с описанием каждого мероприятия и сроками их выполнения.
  2. Отсутствие компенсации затрат на подготовку заявки на участие.
  3. Определение размера экономии ресурса для исполнителя.
  4. Наличие положения, по условиям которого обязательство исполнителя по экономии ресурсов считается исполненным при достижении размера экономии, закрепленным в договоре.
  5. Необходимость учета факторов, которые могут повлиять на размер экономии.
  6. Указание на механизм распределения между сторонами договора дополнительной экономии энергоресурса.
  7. Указание начального и окончательного сроков достижения экономии. По ч. 11 вышеуказанного Постановления контракт подписывается на период не менее месяца и не более года.
По Постановлению Правительства №636 в контракт включаются требования к условиям оплаты энергосервисного контракта.

В государственном контракте по энергосервисным услугам также прописываются такие типовые условия, как:

  1. Сроки оплаты по государственному контракту.
  2. Штрафные санкции при недостижении исполнителем положенных показателей энергосбережения.
  3. Порядок перехода права собственности от поставщика к заказчику на поставленное оборудование для повышения энергоэффективности.
  4. Возможность полной или частичной уступки права требования оплаты по контракту или, наоборот, отсутствие такого права.

В случае если контракт предполагает оказание услуг по энергоаудиту, поставщик обязан состоять в СРО. Наличие действующего членства в СРО, а также соответствующего свидетельства является обязательным для участия в закупке. Чтобы вступить в СРО, поставщик обязан соответствовать ряду условий по 261-ФЗ, внести обеспечительные и членские взносы, а также иметь минимум 4 специалистов в штате с должным уровнем квалификации.

По «Методическим рекомендациям…» по подготовке энергосервисных контрактов от 2017 года №15627-НП/Д07и, составленных МЭР, предметом такого контракта является повышение энергоэффективности за счет оказания услуг поставщиком. Перечень мероприятий по повышению энергоэффективности прописываются заказчиком в виде приложения к контракту.

Сроки контракта являются существенным условием и не могут быть менее месяца. Но окончание сроков контракта не освобождает стороны от гарантийных обязательств.

В разделе, где указывается объект контракта, перечисляются те объекты, на которых исполнители будут производить работу по повышению энергоэффективности. Характеристика потребления энергоресурсов прописывается в приложении к контракту. В отношении данных объектов заказчик должен проинформировать исполнителя об актуальном состоянии: наличии приборов учета, технических характеристиках, дате постройки, типе ограждения и пр.

Заказчик берет на себя обязательства по регулярной оплате услуг, которые оказаны исполнителем. Плата фиксируется в разделе ценой контракта. Заказчику необходимо соблюдать санитарно-гигиенические, технические и прочие требования к эксплуатируемым объектам.

Отдельный раздел энергосервисного контракта посвящен актуальному уровню потребления энергоресурсов. Обычно он указывается за год, так как потребление ресурсов обладает выраженной сезонностью с учетом климатических и природных особенностей. Разбивка потребления должна быть указана с помесячными показателями. На основании этого стороны определяются с факторами, которые влияют на объем потребления. Это могут быть температура, длительность температурного режима и пр.

Объем потребления ресурсов до внедрения энергоэффективных технологий прописывается в акте, который становится неотъемлемой частью государственного контракта. Затем этот показатель сравнивается с показателями после реализации мероприятий энергосервисного контракта, и на основании этого определяется размер экономии. Уровень потребления ресурсов должен быть указан с учетом показаний приборов учета (если такие имеются).

Изменения в энергопотреблении фиксируются заказчиком в заранее оговоренные временные промежутки: например, за месяц или квартал. По требованию исполнителя заказчик в течение 3 дней передает ему такие сведения. Размер экономии считается отдельно по каждому виду ресурса: по газу, углю, воде и пр.

В контракт может быть включен план-график реализации мероприятий по повышению энергоэффективности. При выполнении таких мероприятий исполнителем должны учитываться действующие нормы, государственные стандарты, технические регламенты, санитарные нормы и пр. Используемые в работе материалы должны быть сертифицированы, а исполнитель обязан предоставлять сертификаты по требованию заказчика в течение 3 дней.

Кем устанавливаются требования к условиям энергосервисного контракта

В нормативно-правовых актах зафиксированы требования к условиям содержания контракта. Регламент указан в ФЗ №261 от 23.11.2009 г., ФЗ №44 от 05.04.2013г. Именно в этих законах указано, кто устанавливает требования к содержанию энергосервисного контракта и к заказчику. Заказчиком составляется проект соглашения, осуществляется закупочная процедура и определяется потенциальный исполнитель.

Занимаясь подготовкой проекта контракта, необходимо учитывать положения, изложенные в требованиях Постановления Правительства № 636 от 18 августа 2010 года.

Обязательства сторон

В соответствии с Постановлением № 636 в проект контракта необходимо включить как минимум следующие обязательства заказчика:

  • предоставление актуальных сведений об объекте, в том числе о количестве объектов (зданий), дате постройки, типе ограждающих конструкций, дате капремонта, технических характеристиках оборудования, потребляющего энергоресурс, наличии приборов учета используемого энергоресурса, в отношении которого планируются энергосберегающие мероприятия;
  • надлежащее содержание и обслуживание объекта, в отношении которого осуществляются энергосберегающие мероприятия, если такие обязанности не возложены условиями контракта на исполнителя, а также оборудования, установленного в ходе проведения указанных мероприятий;
  • обеспечение согласованных сторонами режимов и условий использования энергоресурсов;
  • допуск представителей исполнителя на соответствующий объект;
  • предоставление исполнителю информации об изменении условий договоров купли-продажи и поставки энергоресурса, экономия которого должна обеспечиваться исполнителем в результате исполнения контракта.

Положениями Постановления № 636 в отношении исполнителей предусмотрены следующие обязательства, которые включаются в контракт:

  • обеспечение надлежащих условий для осуществления заказчиком текущей деятельности, соответствующих законодательству РФ, в том числе требованиям техрегламентов, госстандартов, строительных норм и правил, других нормативов в области строительства, санитарных правил и норм, гигиенических нормативов;
  • обеспечение согласованных сторонами режимов и условий использования энергоресурсов.

Кроме специфических обязательств, в проект контракта целесообразно включать и «общепринятые», например:

  • информация о состоянии работ по выполнению контракта предоставляется по запросу заказчика;
  • по окончании производства работ исполнитель обязан предоставить заказчику руководство по эксплуатации оборудования. Исполнитель обязан провести инструктаж персонала заказчика по требованиям к эксплуатации, сохранению, восстановлению оборудования и системы в случае аварий;
  • гарантии на материалы и оборудование предоставляются в соответствии с гарантией заводов-изготовителей.

Право собственности на оборудование

В контракт необходимо включить условия о порядке перехода к заказчику права собственности на оборудование, установленное исполнителем у заказчика в ходе осуществления энергосберегающих мероприятий. Например:

По истечении срока действия Контракта право собственности на оборудование, созданное или установленное на Объекте(-ах), переходит в собственность Заказчика без дополнительной платы. Исполнитель обязан передать Заказчику указанное оборудование в исправном состоянии по акту приема-передачи оборудования.

Порядок и сроки оплаты

Срок оплаты заказчиком долей размера экономии по контракту должен составлять 5 – 30 дней со дня окончания периода достижения доли размера экономии, за который происходят расчеты. Окончательные расчеты по контракту должны осуществляться сторонами по факту достижения предусмотренного контрактом размера экономии. Например:

Оплата по настоящему Контракту производится путем безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя на основании подписанного обеими сторонами акта об определении экономии энергетических ресурсов.

В целях проведения расчетов Исполнитель в течение 10 (десяти) рабочих дней, следующих за отчетным периодом, направляет Заказчику акт об определении экономии соответствующих энергетических ресурсов за отчетный период, в том числе содержащий расчет фактической экономии энергетических ресурсов и расчет подлежащего уплате Исполнителю процента от такой экономии, а также счет на оплату. Акт об определении экономии энергетических ресурсов заполняется по форме, предусмотренной приложением 10 к настоящему Контракту.

Заказчик в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня поступления акта об определении экономии энергетических ресурсов обязан рассмотреть и подписать этот акт. При наличии разногласий Заказчик обязан в этот же срок предоставить мотивированный отказ от подписания акта с приведением расчетов, после чего Стороны в течение 5 (пяти) рабочих дней урегулируют разногласия и далее акт об определении экономии энергетических ресурсов подписывается Заказчиком в течение 1 (одного) рабочего дня после урегулирования разногласий. В случае отсутствия мотивированного отказа в указанный срок размер экономии считается достигнутым и Акт подписанным.

Срок оплаты Заказчиком долей размера экономии по Контракту составляет 5 (пять) рабочих дней с момента подписания акта об определении экономии энергетических ресурсов, в том числе с учетом условий п. № … Контракта.

Ответственность сторон

Исходя из целей заключения энергоконтракта исполнитель несет перед заказчиком ответственность за недостижение предусмотренного размера экономии (доли размера экономии) для соответствующего календарного периода. Размер неустойки определяется как произведение цены (тарифа) на соответствующий энергоресурс и разницы между предусмотренным размером экономии энергоресурса в натуральном выражении, и фактически достигнутым в этот же период.

Неустойка за неисполнение заказчиком обязательства по оплате энергоконтракта начисляется за каждый день просрочки, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного энергосервисным контрактом срока оплаты. Размер такой неустойки (штрафа, пеней) устанавливается в размере 1/300 действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования ЦБ РФ от размера платежа, который должен быть внесен заказчиком.

Пример.

Оплата составляет 10 000 руб. Заказчиком допущена просрочка оплаты – 30 дней. С 09.09.2019 ключевая ставка составляет 7% согласно Информации ЦБ РФ от 06.09.2019.

Размер пеней определяется следующим образом: 10 000 х 30 х (1/300 х 0,07) = 70 (руб.).

В части неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств исполнителя по соблюдению параметров условий деятельности заказчика, установленных законодательством РФ, включая требования техрегламентов, госстандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства, санитарных правил и норм, гигиенических нормативов при выполнении мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергоэффективности – в качестве меры ответственности устанавливается обязанность исполнителя безвозмездно устранить выявленные недостатки и компенсировать убытки, возникшие из-за этого у заказчика.

При этом на энергосервисные контракты распространяются общие правила определения штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта, которые предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042.

Обеспечительные меры

В целях снижения риска ненадлежащего исполнения обязательств заказчик обязан устанавливать обеспечение исполнения контракта. По общему правилу обеспечение устанавливается в диапазоне от 5 до 30% начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК). Постановлением № 636 определены специальные правила расчета и установления НМЦК и поэтому размер обеспечения исполнения энергоконтракта определяется в процентах от одной из следующих величин:

1) максимальный процент фиксированного размера экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергоресурсов, который может быть уплачен исполнителю по энергоконтракту;

2) фиксированный процент минимального размера экономии в денежном выражении расходов заказчика на поставки соответствующих энергоресурсов, подлежащий уплате исполнителю по энергоконтракту;

3) максимальный процент минимального размера экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергоресурсов, который может быть уплачен исполнителю по энергоконтракту.

От варианта, выбранного заказчиком при обосновании НМЦК, будет зависеть и база для определения размера обеспечения исполнения контракта.

При разработке проекта контракта заказчики могут воспользоваться методическими рекомендациями по подготовке энергосервисных договоров (контрактов), изложенными в Письме Минэкономразвития РФ от 07.06.2017 № 15627-НП/Д07и. Однако за период их разработки в сфере закупок неоднократно корректировались нормативные акты. Поэтому рекомендации следует применять с учетом актуальной редакции Закона о контрактной системе и подзаконных актов в сфере закупок.

Порядок определения размера экономии

В контракте должен быть установлен порядок определения размера экономии энергоресурса (доля размера экономии). Этот размер должен обеспечиваться исполнителем контракта в натуральном выражении исходя из размера экономии в денежном выражении. Например, формулировка в проекте контракта может быть следующей:

Размер экономии энергетического ресурса в натуральном выражении, который должен обеспечиваться Исполнителем в результате исполнения настоящего Контракта в течение срока его действия, определяется в соответствии со следующей таблицей:

Период

Экономия электроэнергии, обеспечиваемая Исполнителем

Экономия в натуральном выражении, кВт/ч

Экономия в стоимостном выражении (с НДС), руб.

Май 2020 г.

541 316

4 270 983,24

Июнь 2020 г.

425 649

3 358 374,56

Июль 2020 г.

444 157

3 504 398,73

Август 2020 г.

592 209

4 672 529,01

Сентябрь 2020 г.

742 575

5 858 916,75

Октябрь 2020 г.

932 267

7 355 586,63

Ноябрь 2020 г.

1 022 486

8 067 414,54

Декабрь 2020 г.

1 133 526

8 943 520,14

ИТОГО за 2020 г.

5 834 185

46 031 723,6

И т. д.

Ввиду того, что здесь приводится информация не на один год, а на несколько лет, то такую таблицу целесообразно вынести в отдельное приложение, а в проекте контракта сделать ссылку на это приложение.

В контракте также необходимо установить временные рамки для достижения размера экономии, например:

Начальный срок достижения предусмотренного Контрактом размера экономии – первый полный календарный месяц, следующий за месяцем, в котором было реализованы все энергосберегающие мероприятия.

Конечный срок достижения предусмотренного Контрактом размера экономии – по истечении 60 месяцев после реализации всех энергосберегающих мероприятий.

В соответствии с Постановлением № 636 в проекте контракта необходимо указать начальный и конечный сроки достижения предусмотренного размера экономии, а также периоды достижения долей размера экономии, продолжительность которых не может быть менее одного месяца и более одного года.

Выбор способа определения поставщика

Для определения поставщика по энергосервисному контракту по ст. 108 44-ФЗ заказчик может использовать один из нижеупомянутых способов:

  • конкурс;
  • аукцион;
  • запрос котировок.

Согласно ст. 108 44-ФЗ, заказчики вправе заключать энергосервисные контракты по результатам проведения электронных закупок.

По ч. 2 ст. 57 44-ФЗ у заказчика есть возможность проведения двухэтапного конкурса на право подписания энергосервисного контракта.

Образец энергосервисного контракта по 44-ФЗ

Образец энергосервисного контракта по 44 ФЗ

Образец энергосервисного контракта 2020 года

Пример для бюджетной сферы

Пример для сферы ЖКХ

Какие сведения указывают в проекте энергосервисного соглашения

Согласно ст. 19 ФЗ №261 в тексте договора должны быть указаны:

  • Конечные показатели, которые должен получить заказчик. Именно этих показателей экономии исполнитель должен добиться
  • Сроки соглашения, в которые исполнитель добьется зафиксированных параметров

Это обязательные условия, которые должны быть зафиксированы в проекте. Помимо них в обязательном порядке стоит указать:

  • порядок согласования режимов пользования ресурсами
  • что установка и ввод в эксплуатацию счетчиков учета лежит на исполнителе
  • сумму соглашения и ее соотношение с размером экономии

Также рекомендуется составить дополнительный перечень данных:

  1. Со стороны исполнителя: списки мер, сроки их проведения и точные технические характеристики работ
  2. Со стороны заказчика: размер экономии, регламент, по которому будет распределяться дополнительная экономия, сроки оплат

Кроме того, важно указать ответственность сторон и порядок перехода прав собственности на смонтированное оборудование.

Финансирование

Исходя из существующей реальности и конечного результата, инвесторы могут выбрать несколько схем финансирования: лизинг, собственные средства, кредит. Оплата контракта может осуществляться только согласно подписанному заказчиком проценту экономии. Он рассчитывается пропорционально стоимости энергоресурсов в течение периода исполнения договора.

Договор заключается по цене, которая определяется, как процент экономии средств. В статье 108, ФЗ №44 указано несколько способов расчета:

по максимальному проценту;
в соответствии с процентом сбережений, по минимальному параметру;
согласно минимальному размеру уменьшения расходов по государственному или муниципальному заказу.
Процент экономии расходов рассчитывается в соответствии с предложением победителя конкурса или аукциона закупки. При этом у исполнителя есть право оказания дополнительных услуг по исполнению соглашения без увеличения суммы контракта.

Расчет НМЦК

Кроме тех условий, которые указаны выше, особенностью контракта является то, что его цена рассчитывается в особом порядке.

В приложении №2 ПП №636 Правительством устанавливаются особые условия для расчета и формирования НМЦК. Так, для контрактов, которые заключаются на период один год (либо на более краткосрочный период) цена определяется путем умножения фактического объема энергопотребления за год со стороны заказчика и стоимости энергоресурса на дату публикации извещения.

Для контрактов, которые заключаются на долгосрочный период (на календарный год и дольше), для определения НМЦК заказчику нужно перемножить фактический объем потребления за прошлый год, стоимость энергоресурса на дату публикации и минимальное количество лет, которые прописаны в контракте. Если заказчик оплачивает энергоресурсы по разным тарифам, то следует учитывать средневзвешенную цену.

При этом оплата по энергосервисному контракту производится в виде определенного процента экономии исходя из цен, которые действовали на период исполнения договора на основании ч. 13 ст. 108 44-ФЗ.

Энергосервисный контракт: плюсы и минусы

ЭСК заключается на длительный период, поэтому заказчик должен помнить, что в условиях договора необходимо четко и корректно сформулировать планируемые результаты деятельности по достижению энергоэффективности, а затем должным образом обеспечить исполнение своих обязательств. Детерминация расходов исполнителя и продуктивности его работы, а также объемов энергоресурсов является весьма затруднительной в таких условиях. В ЭСК необходимо грамотно установить объемы потребления ресурсов по их видам и включить возможность влияния на результат работы непредвиденных и форс-мажорных обстоятельств.

Источники
  • https://pravo.team/zakupki/44/energoservisniy-kontrakt.html
  • https://goskontract.ru/kontrakt/energoservisnyy-kontrakt-po-44-fz
  • https://www.audit-it.ru/articles/account/otrasl/a100/996480.html
  • https://zakonguru.com/goszakupki/44/energoservisnyj-kontrakt.html
  • https://gosuchetnik.ru/goszakupki/kak-pravilno-zapolnit-i-zaklyuchit-energoservisnyy-goskontrakt
  • https://m2keep.ru/energoeffektivnost/energoservisnyj-kontrakt
  • https://www.audit-it.ru/articles/account/contracts/a67/1001346.html

tett
Зарплатто.ру - сайт о зарплатах и доходах, деньгах и финансах