Энергосервисный контракт — понятие, особенности заключения и образец 2024 года

Какими правовыми нормами регулируется

Заключение энергосервисных контрактов регулируется двумя федеральными законами и несколькими подзаконными актами, что усложняет процедуру его подписания.

Особенностям заключения энергосервисных контрактов посвящена ч. 19 ст. 108 44-ФЗ. Здесь сказано, что Правительством РФ устанавливаются определенные требования к условиям подписываемого энергосервисного контракта. В частности, на уровне Правительства определяются требования к условиям исполнения контракта и его оплаты, особенности определения НМЦК и период, в который учитываются расходы заказчика на поставку энергоресурсов.

Указанные требования детализируются Правительством РФ от 18 августа 2010 года №636.

На то, что заказчик наделен правом подписания энергосервисных контрактов, дополнительно указывается в письме Минэкономразвития от 2015 года № Д28и-2618. При этом государственные и муниципальные учреждения должны минимизировать объемы потребления энергоресурсов (газа, тепла и воды) в течение 5 лет, начиная с 2010 года. Это указано в ст. 24 261-ФЗ. С 2011 года требование распространилось и на казенные, бюджетные, автономные учреждения.

Понятия энергосбережения и энергоэффективности детализированы в ст. 2 261-ФЗ. В ч. 1 ст. 26 этого закона установлена обязанность государственных заказчиков закупать товары с учетом принципов энергоэффективности и учитывать класс энергопотребления при закупках.

Согласно последним правкам, к энергосервисным контрактам теперь относят и договоры на закупку услуг по реализации сжиженного газа, который используется как моторное топливо.

Понятие

Седьмая Глава законодательства о контрактной системе в закупочной отрасли определяет специфику закупки товаров, работ и услуг. Одной из указанных закупочных процедур выступает определение победителя для производства работ для роста энергоэффективности при использовании энергоресурсов. Например, водоснабжение, поставка топлива или угля.

Результатами торгов подобного рода становится подписание энергосервисного контракта.

Энергосервисные контракты по 44-ФЗ — это госконтракты, которые подписываются заказчиками в целях внедрения энергосберегающих технологий. Предмет и цели энергосервисных контрактов прописаны в ч. 1 ст. 108 44-ФЗ.

Цель такого контракта состоит в получении экономии на энергоэффективных технологиях при оплате энергоресурсов.

Энергосервисный контракт: плюсы и минусы

В ряде случаев такой госконтракт закрепляет договорные отношения на длительный период. За короткий срок меньше шансов получить реальную экономию. Заказчику нужно предвидеть результат, обеспечить условия выполнения принятых на себя сторонами обязательств, создать возможности для окупаемости оборудования. Иногда эти сроки превышают 10 лет. При таких долгосрочных планах сложнее предвидеть риски по расходам и точно рассчитать эффективность.

Заказчику необходимо четко представлять тот объем ресурсов, который он имеет без энергосбережения. На основании этого нужно уметь рассчитывать планируемый объем потребления. Заказчику потребуется заложить и учесть возможность непредвиденных факторов в виде изменений погодных условий или резкого увеличения числа потребителей. Потребуется думать и над правом собственности на оборудование.

Сэкономленные средства могут перераспределяться на увеличение заработной платы сотрудников (письмо Минфина от 30.12.2010 № 02-03-06/5448).

Формирование документации и проведение процедуры

Согласно Постановлению Правительства №1618, которое вступило в силу с апреля 2019 года, энергосервисные контракты в плане закупок подлежат указанию отдельной строкой. В ЕИС они публикуются с пометкой «Энергосервисные торги».

При формировании плана закупок заказчику следует определиться с тем, что контракт предполагается подписать с целями обеспечения энергоэффективности. К моменту подготовки плана-графика уже требуется рассчитать начальную цену контракта. Согласно ч. 16 ст. 108 44-ФЗ, размер обеспечения исполнения энергосервисного контракта определяется как 5-30% от НМЦК.

Проведение закупочной процедуры будет варьироваться в зависимости от выбранного заказчиком способа определения поставщика.

Сама схема проведения процедуры оценки заявок и их рассмотрения отличается от классической схемы проведения конкурса или запроса котировок исходя из особенностей определения цены контракта. Если закупка проводится в формате аукциона, то при этом в ходе торгов происходит снижение не НМЦК, а ценовых предложений по сумме, цене контракта и проценте экономии.

Таким образом, энергосервисный контракт – это особенное соглашение, которое направлено на энергосбережение у заказчика и повышение его эффективности. В закупочной документации на проведение торгов на поставку энергосберегающих технологий заказчику необходимо прописать начальную цену контракта и привести расходы на поставку энергоресурсов каждого вида с указанием их количества. НМЦК по таким контрактам определяется исходя из фактически подтвержденных расходов на поставку энергоресурсов за прошлый год и не может превышать их.

Как работает энергосервисный контракт?

Энергосервисный контракт – это договор на внедрение энергосберегающих технологий. Его заключают между собой предприятие, которое нуждается в модернизации энергоносителей и энергосервисная компания, которая будет ее проводить.

При заключении контракта расходы на модернизацию оборудования полностью берет на себя энергосервисная компания. Свои затраты она возмещает из экономии оплаты энергоресурсов предприятием заказчика, полученной за счет внедрения энергосберегающих технологий. Таким образом предприятию, нуждающемуся в модернизации, не приходится привлекать собственные средства или кредитоваться в банке. Причем энергосервисная компания не только устанавливает оборудование, но и осуществляет его полное техническое обслуживание на протяжении всего времени действия контракта. Потом оно переходит в собственность предприятия заказчика.

Как заключить энергосервисный контракт

Закон дает заказчику право заключать ЭСК, это дополнительно подчеркнуто в письме Минэкономразвития от 09.09.2015 № Д28и-2618. При этом с 2010 года государственные и муниципальные учреждения обязаны минимизировать объем потребления воды, топлива, природного газа, тепловой энергии в течение пяти лет (ст. 24 № 261-ФЗ). С 2011 года требования распространились на все государственные (муниципальные) учреждения: казенные, бюджетные, автономные (подтверждено письмом Минфина от 30.12.2010 № 02-03-06/5448).

Заказчики могут заключать энергосервисный контракт по результатам электронных способов определения поставщика (ст. 108 44-ФЗ). На основании ч. 2 ст. 108 он заключается отдельно от контрактов:

  • в области деятельности субъектов естественных монополий</span>;
  • на оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению;
  • по подключению к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым ценам;
  • на поставки электроэнергии, мазута, угля, топлива в целях выработки энергии.

Одновременно условия энергосервисного контракта могут включаться в договоры купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов (ст. 20 261-ФЗ).

Основной объем деятельности приходится на энергосервисные контракты в бюджетной сфере (его образец предоставлен в конце статьи), в жилищном секторе и в промышленности.

ВАЖНО!
С 01.04.2019 вступило в силу постановление правительства № 1618 от 21.12.2018. В нем указано, что в плане закупок энергосервисные контракты придется прописывать отдельной строкой. Подробнее об этом рассказали в статье «Установили особенности энергосервисных контрактов».

Особенности заключения энергосервисных контрактов

Данные соглашения могут предполагать уменьшение расходов заказчика или увеличение эффективности потребления ресурса. Они заключаются на длительный срок.

Связано это с тем, что достигнуть за короткий период экономии бывает очень сложно. Достаточно часто сроки энергосберегающих контрактов превышают 10 лет. При подобных долгосрочных контрактах бывает весьма нелегко оценить эффективность его заключения и просчитать потенциальные риски. Заказчику необходимо четко спрогнозировать потребление энергоресурса без учета энергосбережения, а также заложить влияние непредвиденных факторов в виде изменения погоды или резкого роста численности потребителей.

В ч. 2 ст. 108 44-ФЗ указано, что государственные контракты на энергосервисные услуги заключаются отдельно от договоров поставки на ресурсы от естественных монополий. На основании ч. 2 ст. 108 44-ФЗ такие контракты подписываются отдельно от договора на водоснабжение и водоотведение, теплоснабжение и газоснабжение, подключение к инженерным сетям, на поставку мазута и топлива, подключение к энергосетям.

При этом условия энергосервисного контракта могут быть включены в договоры купли-продажи и поставки энергоресурсов, согласно ст. 20 261-ФЗ.

Если контракт предполагает оказание энергоаудиторских услуг, то компания-поставщик должна состоять в специализированном СРО и подтвердить указанный факт документально. В качестве документального подтверждения выступает свидетельство о членстве в СРО. Для получения указанного свидетельства поставщик должен соответствовать всем законодательным требованиям №261-ФЗ. Так, в штате компании должно быть как минимум 4 лица с должным уровнем квалификации.

Статья 108 ФЗ. Особенности заключения энергосервисных контрактов

Статья 108. Особенности заключения энергосервисных контрактов

1. В целях обеспечения энергоэффективности при закупке товаров, работ, услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа, неиспользуемого в качестве моторного топлива), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), а также поставок электрической энергии, мазута, угля, поставок топлива, используемого в целях выработки энергии, заказчики вправе заключать энергосервисные контракты, предметом которых является совершение исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования указанных энергетических ресурсов (далее — энергосервисный контракт).

2. Энергосервисный контракт заключается отдельно от контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, на оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению, по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), на поставки электрической энергии, мазута, угля, на поставки топлива, используемого в целях выработки энергии (далее в целях настоящей статьи — поставки энергетических ресурсов). Заключение энергосервисного контракта осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом положений, предусмотренных настоящей статьей.

3. Начальная (максимальная) цена энергосервисного контракта (цена лота) определяется с учетом фактических расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов за прошлый год и не может превышать указанные расходы с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 19 настоящей статьи. В конкурсной документации, документации об аукционе, извещении о проведении запроса котировок указывается начальная (максимальная) цена энергосервисного контракта (цена лота), в том числе расходы на поставки энергетических ресурсов, в отношении каждого вида товаров, работ, услуг с указанием количества таких товаров, работ, услуг и стоимости единицы каждого товара, каждой работы, каждой услуги, а также одно из следующих условий:

1) фиксированный размер экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, максимальный процент указанной экономии, который может быть уплачен исполнителю в соответствии с энергосервисным контрактом;

2) подлежащий уплате исполнителю в соответствии с энергосервисным контрактом фиксированный процент экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, минимальный размер указанной экономии в денежном выражении;

3) минимальный размер экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, максимальный процент указанной экономии, который может быть уплачен исполнителю в соответствии с энергосервисным контрактом.

4. При заключении энергосервисного контракта проект такого контракта, направляемый заказчиком поставщику, должен быть основан на объеме потребления энергетических ресурсов, согласованном в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

5. Заказчик, уполномоченный орган, уполномоченное учреждение в конкурсной документации, документации об электронном аукционе, извещении о проведении запроса котировок вправе указать предельный размер возможных расходов заказчика в связи с исполнением энергосервисного контракта.

6. При заключении энергосервисного контракта путем проведения конкурса или запроса котировок заказчик, уполномоченный орган, уполномоченное учреждение указывают также в конкурсной документации или извещении о проведении запроса котировок на необходимость включения в заявку на участие в конкурсе или заявку на участие в запросе котировок одного из следующих предложений:

1) предложение о цене контракта или в случае, предусмотренном пунктом 1 части 3 настоящей статьи, о проценте экономии;

2) предложение о сумме, определяемой как разница между соответствующими расходами заказчика на поставки энергетических ресурсов (начальной (максимальной) ценой контракта) и предложенной участником закупки экономией в денежном выражении указанных расходов заказчика, в случае, предусмотренном пунктом 2 части 3 настоящей статьи;

3) предложение о сумме, определяемой как разница между соответствующими расходами заказчика на поставки энергетических ресурсов (начальной (максимальной) ценой контракта) и экономией в денежном выражении указанных расходов заказчика, предложенной участником закупки и уменьшенной на стоимостную величину, соответствующую предложенному участником закупки проценту такой экономии, в случае, предусмотренном пунктом 3 части 3 настоящей статьи.

7. При заключении энергосервисного контракта путем проведения конкурса или запроса котировок заявка на участие в конкурсе или заявка на участие в запросе котировок должна содержать предложения, предусмотренные пунктами 1 — 3 части 6 настоящей статьи, в зависимости от условий, предусмотренных конкурсной документацией или извещением о проведении запроса котировок.

8. В случаях, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 настоящей статьи, победителем запроса котировок признается лицо, сделавшее предложение о наиболее низкой сумме.

9. В случаях, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 настоящей статьи, для определения лучших условий исполнения энергосервисного контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия вместо такого критерия оценки заявки на участие в конкурсе, как цена контракта, оценивает и сопоставляет такой критерий, как предложение о сумме, в целях выявления лучших условий исполнения этого контракта, соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, которые заказчик осуществит в результате заключения, исполнения энергосервисного контракта, а также расходов, которые заказчик понесет по энергосервисному контракту. При этом рассмотрение и оценка заявок на участие в конкурсе в соответствии с таким критерием, как предложение о сумме, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 8 статьи 32 настоящего Федерального закона в отношении такого критерия, как цена контракта, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

10. При заключении энергосервисного контракта путем электронного аукциона такой аукцион проводится путем снижения одного из следующих показателей:

1) цена энергосервисного контракта или в случае, предусмотренном пунктом 1 части 3 настоящей статьи, процент экономии;

2) предложение о сумме, определяемой как разница между соответствующими расходами заказчика на поставки энергетических ресурсов (начальной (максимальной) ценой контракта) и предложенной участником такого аукциона экономией в денежном выражении указанных расходов, в случае, предусмотренном пунктом 2 части 3 настоящей статьи;

3) предложение о сумме, определяемой как разница между соответствующими расходами заказчика на поставки энергетических ресурсов (начальной (максимальной) ценой контракта) и экономией в денежном выражении указанных расходов, предложенной участником такого аукциона и уменьшенной на стоимостную величину, соответствующую предложенному участником такого аукциона проценту этой экономии, в случае, предусмотренном пунктом 3 части 3 настоящей статьи.

11. В случаях, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 10 настоящей статьи, победителем электронного аукциона признается лицо, сделавшее предложение о наиболее низкой сумме.

12. В случае, предусмотренном пунктом 3 части 10 настоящей статьи, при заключении энергосервисного контракта победитель электронного аукциона или участник данного аукциона, с которым заключается энергосервисный контракт при уклонении от заключения контракта этого победителя, определяет размер экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов и процент такой экономии с учетом предусмотренных документацией об электронном аукционе минимального процента такой экономии и максимального процента такой экономии, а также предложения о сумме этого победителя или этого участника.

13. Энергосервисный контракт заключается по цене, которая определяется в виде:

1) фиксированного процента экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, предложенного участником закупки, с которым заключается такой контракт, в случае, указанном в пункте 1 части 3 настоящей статьи;

2) фиксированного процента экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, предложенного участником закупки, с которым заключается такой контракт, в случае, указанном в пункте 2 части 3 настоящей статьи;

3) процента экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, предложенного участником закупки, с которым заключается такой контракт, в случае, указанном в пункте 3 части 3 настоящей статьи.

14. При заключении энергосервисного контракта в нем указывается экономия в натуральном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов по каждому виду таких ресурсов, рассчитываемая из фиксированного размера экономии в денежном выражении (в случае, предусмотренном пунктом 1 части 3 настоящей статьи) или предложенной участником закупки (в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 3 настоящей статьи) экономии в денежном выражении указанных расходов, а также стоимости единицы каждого товара, каждой работы или каждой услуги, указанных в конкурсной документации, документации об электронном аукционе, извещении о проведении запроса котировок.

15. При заключении энергосервисного контракта в этом контракте также указывается в случае, предусмотренном пунктами 1 и 3 части 3 настоящей статьи, предложенный участником закупки процент экономии соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов или в случае, предусмотренном пунктом 2 части 3 настоящей статьи, фиксированный процент такой экономии. Процент такой экономии, указанный в энергосервисном контракте, не может изменяться в ходе исполнения этого контракта.

16. Размер обеспечения исполнения энергосервисного контракта определяется заказчиком в документации о закупке от пяти до тридцати процентов одной из следующих величин:

1) максимальный процент фиксированного размера экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, который может быть уплачен исполнителю по энергосервисному контракту, в случае, указанном в пункте 1 части 3 настоящей статьи;

2) фиксированный процент минимального размера экономии в денежном выражении расходов заказчика на поставки соответствующих энергетических ресурсов, подлежащий уплате исполнителю по энергосервисному контракту, в случае, указанном в пункте 2 части 3 настоящей статьи;

3) максимальный процент минимального размера экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, который может быть уплачен исполнителю по энергосервисному контракту, в случае, указанном в пункте 3 части 3 настоящей статьи.

17. Обязательством исполнителя, предусмотренным энергосервисным контрактом, является обеспечение предусмотренной контрактом экономии в натуральном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов без учета экономии в стоимостном выражении. При этом принимаются во внимание требования к условиям исполнения энергосервисного контракта, установленные в соответствии с частью 19 настоящей статьи.

18. Оплата энергосервисного контракта осуществляется исходя из размера предусмотренных этим контрактом экономии в натуральном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, а также процента такой экономии, определенной в стоимостном выражении по ценам (тарифам) на соответствующие энергетические ресурсы, фактически сложившимся за период исполнения этого контракта.

19. Правительством Российской Федерации устанавливаются требования к условиям энергосервисного контракта, в том числе требования к условиям исполнения такого контракта, включая условия об оплате такого контракта (в части порядка определения фактически сложившихся цен (тарифов) на энергетические ресурсы в целях оплаты такого контракта), особенности определения начальной (максимальной) цены энергосервисного контракта (цены лота) (в том числе период, за который учитываются расходы заказчика на поставки энергетических ресурсов).

 

Требования к содержанию

Действующим законодательством определено, кем устанавливаются требования к условиям энергосервисного контракта. Такими полномочиями наделили правительственные органы. Постановлением правительства от 18.08.2010 № 636 установлены два приложения, которые содержат требования к условиям и особенности определения НМЦК.

Требования к некоторым условиям ЭСК определены необходимостью:

  • наличия перечня мероприятий энергоэкономии с техническим описанием каждого мероприятия и сроками выполнения;
  • отсутствия компенсации участникам затрат при проведении подготовительных работ для подачи своей заявки;
  • определения размера экономии энергоресурса для стороны исполнителя;
  • наличия положения, по условиям которого обязательство исполнителя по экономии считается исполненным при достижении или превышении того размера экономии, который закреплен в договорном документе;
  • учета факторов, которые влияют на размер экономии и исполнения договорных отношений, вплоть до изменения площади и объемов помещений;
  • обозначения механизма распределения между сторонами договора дополнительной экономии энергетического ресурса;
  • указания начального и конечного срока достижения предусмотренного договором размера экономии.

Примеры энергосервисных контрактов

Начнем с бюджетной сферы – больницы, школы, поликлиники, административные здания.

Министерство энергетики и Правительство Москвы ежегодно проводят международный форум «Энергоэффективность и энергосбережение», рамках которого проводится ежегодный всероссийский конкурс реализованных проектов в области энергосбережения и повышения энергоэффективности. Рассмотрим в качестве примера реализации энергосервисного контракта одного из победителей данного конкурса – ООО «Взлет-Алтай Сервис».

ООО «Взлет-Алтай Сервис» в Алтайском крае, г. Барнаул, реализовал проект «Повышение эффективности использования тепловой энергии, внедрение энергосервисных контрактов в сфере образования». В начале 2015 года компания ООО «Взлёт-Алтай Сервис» выполнила работы по установке автоматизированных тепловых пунктов системы отопления на четырех образовательных учреждениях (МБОУ «Лицей № 130 «РАЭПШ», МБОУ «СОШ № 102», МБОУ «СОШ № 106», СБОУ «СОШ № 164»). Проект был реализован в несколько этапов. На первом этапе было проведено энергетическое обследование всех образовательных учреждений г. Барнаула, в результате которого были отобраны четыре объекта, на которых экономия тепловой энергии могла быть максимальной – 20-25%. На следующем этапе была сформирована тендерная документация, объявлены торги и проведен аукцион. Итогом второго этапа было подписание энергосервисного контракта. Третий этап – непосредственно установка автоматизированных тепловых пунктов. В рамках этого этапа было проведено предпроектное обследование объекта, изготовление и установка автоматизированного теплового пункта, проведение пуско-наладочных работ. Далее работы сдаются заказчику, подписываются акты выполненных работ. На протяжении срока действия контракта Подрядчик бесплатно производит техническое обслуживание для минимизации тепловых потерь и обеспечения бесперебойной работы всего оборудования. Четвертый этап – выполнение обязательств по энергосервисному контракту, оплата денежных средств. Окончательный срок расчета по достижению предусмотренной контрактом экономии не должен превышать 5 лет. На протяжении срока действия контракта производится бесплатное техническое обслуживание.

По достижению экономии, предусмотренной контрактом, контракт считается выполненным. Тепловой пункт переходит в собственность Заказчика после подписания акта приема-передачи.
Цена контракта не может быть изменена, является фиксированной и пересмотру сторонами не подлежит. Таким образом, заказчик может выплатить подрядчику цену контракта досрочно, что выгодно и подрядчику ввиду высокой инфляции в стране. В случае, если экономия энергоресурса оказывается меньше 15% (заявленных в контракте), оплата не производится. Получается, что финансовые затраты лицея остаются такими же, как если бы он не заключал энергосервисный контракт, но через 4-5 лет у него высвободятся средства за счет продолжающейся экономии энергоресурса. В выигрыше оказываются все: лицей получает комфортную температуру в помещениях, экономию теплоресурса, оборудование и значительную (15-20%) экономию оплаты теплоснабжения после выплаты цены контракта (через 4-5 лет); подрядчик – ООО «Взлет-Алтай Сервис» — получает прибыль за проведенные работы: очевидно, что цена контракта включает стоимость выполняемых работ, материалов используемых для выполнения работ, расходы на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей, необходимых для выполнения всех обязательств по контракту, а также прибыль энергосервисной компании. И заказчику, и подрядчику выгодно выполнить контракт досрочно и максимально эффективно.

Рассмотрим применение энергосервисных контрактов в коммерческой компании. Ярким примером здесь может быть АВТОВАЗ – крупнейший завод страны по производству автомобилей.
АВТОВАЗ заключил энергосервисный контракт на 10 лет с компанией ЭДФ Фениче РУС. Эта компания полностью управляется группой ЭДФ (Electricite de France), мировым лидером в области энергетики. ЭДФ Фениче работает в качестве энергосервисной компании в Италии, Испании, Польше и России. Сейчас на заводе АВТОВАЗ в рамках энергосервисного контракта реализуется 4 проекта:

  • Производство сжатого воздуха
  • Оптимизация отопительной системы
  • Установка систем коррекции мощности
  • Модернизация системы освещения

Согласно данным энергосервисной компании (http://www.fenicerus.ru/ru/projects), экономия электроэнергии по первому контракту составляет 40%, энергосбережение – 100 000 МВт*ч/г; в результате оптимизации отопительной системы удалось сэкономить 20% тепловой энергии, или 245 000 Гкал/г; установка систем коррекции мощности позволяет экономить еще 7% электроэнергии ежегодно, что составляет 11 500 МВт*ч/г; модернизация системы освещения выглядит наиболее эффективной, по крайней мере, в процентном выражении: сокращение потребления электроэнергии достигло 80%, что составляет 14 900 МВт*ч/г.

Если пересчитать экономию от этих проектов в денежном выражении путем умножения сэкономленных МВт*ч/г и Гкал/г на их тарифную стоимость, получится, что АВТОВАЗ в результате реализации этих проектов экономит почти 506 млн. рублей в год. Не стоит забывать, что эти деньги идут на оплату энергосервисного контракта. После исполнения контракта АВТОВАЗ будет продолжать экономить крупную сумму на потреблении энергоресурсов, которую сможет использовать более рационально.

Образец энергосервисного контракта по 44 ФЗ

Образец энергосервисного контракта 2020 года

Пример для бюджетной сферы

Пример для сферы ЖКХ

Выбор способа определения поставщика

Для определения поставщика по энергосервисному контракту по ст. 108 44-ФЗ заказчик может использовать один из нижеупомянутых способов:

  • конкурс;
  • аукцион;
  • запрос котировок.

Согласно ст. 108 44-ФЗ, заказчики вправе заключать энергосервисные контракты по результатам проведения электронных закупок.

По ч. 2 ст. 57 44-ФЗ у заказчика есть возможность проведения двухэтапного конкурса на право подписания энергосервисного контракта.

Расчет НМЦК

Кроме тех условий, которые указаны выше, особенностью контракта является то, что его цена рассчитывается в особом порядке.

В приложении №2 ПП №636 Правительством устанавливаются особые условия для расчета и формирования НМЦК. Так, для контрактов, которые заключаются на период один год (либо на более краткосрочный период) цена определяется путем умножения фактического объема энергопотребления за год со стороны заказчика и стоимости энергоресурса на дату публикации извещения.

Для контрактов, которые заключаются на долгосрочный период (на календарный год и дольше), для определения НМЦК заказчику нужно перемножить фактический объем потребления за прошлый год, стоимость энергоресурса на дату публикации и минимальное количество лет, которые прописаны в контракте. Если заказчик оплачивает энергоресурсы по разным тарифам, то следует учитывать средневзвешенную цену.

При этом оплата по энергосервисному контракту производится в виде определенного процента экономии исходя из цен, которые действовали на период исполнения договора на основании ч. 13 ст. 108 44-ФЗ.

Ответственность за неисполнение 261 ФЗ

Статья 14 Федерального закона № 261 «Об энергоэффективности…» обязывает государственные (муниципальные ) организации иметь программы энергосбережения. Согласно части 10 ст. 9.16 Кодекса об административных правонарушениях несоблюдение требований о принятии программ энергоэффективности наказывается штрафом: для должностных лиц – от 30 до 50 тысяч рублей, для юридических лиц – от 50 до 100 тыс. рублей.

Ст. 15 и 16 261-ФЗ посвящены энергетическим обследованиям. В ней, в частности, сказано, что органы государственной власти и местного самоуправления, а также организации с участием государства и муниципального образования должны до 31 декабря 2012 года провести обязательное энергетическое обследование. Далее они обязаны проводить энергообследование не реже 1 раза в 5 лет. За несоблюдение сроков проведения обязательного энергетического обследования Кодекс об административных правонарушениях предусматривает штрафы: должностные лица и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, должны будут заплатить штраф 10-15 тысяч рублей, юридические лица – от 50 до 250 тысяч рублей. Это прописано в ч. 8 ст. 9.16 КоАП РФ.

В статье 26 ФЗ № 261 написано, что государственные учреждения должны размещать заказы исходя из максимизации энергоэффективности, но при этом учитывая экономическую целесообразность. Статья не дает конкретных цифр, формулировки типа «…должны обеспечивать достижение максимально возможное энергосбережение». Если госзаказ не соответствует этим требованиям, то это влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 25 до 30 тысяч рублей, на юридических лиц – 50-100 тысяч рублей (согласно ч. 11 ст. 9.16 КоАП РФ).

Ответственным на предприятии является генеральный директор. Проверки проводит Ростехнадзор. График плановых проверок можно посмотреть на официальном сайте Ростехнадзора.

Отметим, что данные штрафы распространяются только на государственные и муниципальные предприятия, коммерческие и некоммерческие организации не подпадают под данные штрафы.

Заключение

В данной статье мы рассмотрели понятие энергоэффективности, чем энергоэффективность отличается от энергосбережения и подробно разобрали энергосервисный контракт: его регулирование в российском законодательстве, как он работает и примеры реализации энергосервисного контракта в бюджетной и коммерческой сфере. Еще раз отметим, что введение в правовое поле энергосервисного контракта позволяет заказчику и энергосервисной компании работать на выгодных для обеих сторон условиях.

Источники
  • https://zakonguru.com/goszakupki/44/energoservisnyj-kontrakt.html
  • https://goscontract.info/kontrakt/energoservisnyy-kontrakt-po-44-fz
  • https://www.unitalm.ru/blog/energoeffektivnost-i-energoservisnyiy-kontrakt-kak-eto-rabotaet/
  • https://vgkh.ru/jsk/formy/ehnergoservisnyj-kontrakt/
  • http://www.kremlin.ru/acts/bank/37056
  • https://bazanpa.ru/gd-rf-zakon-n44-fz-ot05042013-h2052517/glava7/statya108/

tett
Зарплатто.ру - сайт о зарплатах и доходах, деньгах и финансах