Федеральный закон о защите конкуренции — основные понятия и виды ответственности за нарушения

Содержание
  1. Каким законом регулируется антимонопольное законодательство
  2. Структура закона о защите конкуренции и сфера его применения
  3. ФЗ о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках
  4. Статья 4. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
  5. Сфера применения закона о защите конкуренции
  6. Во времени
  7. В пространстве
  8. Субъекты регулирования
  9. Что входит в задачи закона о конкуренции
  10. Понятие недобросовестной конкуренции
  11. Недобросовестная конкуренция в форме дискредитации
  12. Введение в заблуждение
  13. Некорректное сравнение
  14. Недобросовестная конкуренция, связанная с интеллектуальной деятельностью
  15. Использование сведений, составляющих коммерческую или иную тайну
  16. Как распознать признаки недобросовестной конкуренции
  17. Распространяется ли закон о защите конкуренции на органы власти
  18. Недобросовестная конкуренция: что это такое, ФЗ 135
  19. Виды ответственности
  20. Административная ответственность федеральных органов власти и местного самоуправления
  21. Гражданско-правовая ответственность
  22. Уголовная ответственность
  23. Устранение недобросовестной конкуренции административными методами
  24. Оформление жалобы в ФАС
  25. Что делать, если в отношении вас инициируется дело о НК
  26. Самостоятельные меры защиты
  27. Заключение

Каким законом регулируется антимонопольное законодательство

Антимонопольное законодательство состоит из нескольких правовых документов, действие которых направлено на защиту конкуренции при осуществлении экономической деятельности, а также на ограничение возможности установления монополий на экономическом рынке.

Основным актом, которым регулируются отношения, является ФЗ № 135 «О защите конкуренции», получивший юридическую силу в 2006 году.

Началом разработки государством мер, направленных на создание конкуренции на территории страны, является принятый в РСФСР закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» № 948-1.

Структура закона о защите конкуренции и сфера его применения

Если говорить кратко, то закон имеет структуру, состоящую из 10 глав.

Главы посвящены:

  1. Общим положениям (9 статей);
  2. Монополистической деятельности (6 статей);
  3. Не добросовестной конкуренции (8 статей);
  4. Перечню действий, которые не могут быть осуществлены государственными органами (2 статьи);
  5. Требованиям, установленным для организации торгов, запросов цен и предложений (4 статьи);
  6. Предоставлению государственных и муниципальных преференций (3 статьи);
  7. Перечню функций и полномочий органов (12 статей);
  8. Государственному контролю над экономической концентрацией (10 статей);
  9. Мерам ответственности за нарушение норм закона (24 статьи);
  10. Заключительным положениям (2 статьи).

ФЗ о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках

Как ранее было указано, акт федерального значения вступил в силу еще в 1991 году. Закон определил перечень задач, которые стояли перед государством.

Задачами являлись:

  • Разработка мер, направленных на способствование развития конкуренции;
  • Пресечение, ограничение развития монополий на территории страны;
  • Осуществления контроля государственными органами над исполнением разработанных мер.

Статья 4. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

1) товар — объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;

2) финансовая услуга — банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц;

3) взаимозаменяемые товары — товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях);

4) товарный рынок — сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее — определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами;

5) хозяйствующий субъект — коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации;

6) финансовая организация — хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, — кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховая организация, страховой брокер, общество взаимного страхования, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ломбард (финансовая организация, поднадзорная Центральному банку Российской Федерации), лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Центральному банку Российской Федерации);

7) конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке;

8) дискриминационные условия — условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами;

9) недобросовестная конкуренция — любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации;

10) монополистическая деятельность — злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью;

11) систематическое осуществление монополистической деятельности — осуществление хозяйствующим субъектом монополистической деятельности, выявленное в установленном настоящим Федеральным законом порядке более двух раз в течение трех лет;

12) необоснованно высокая цена финансовой услуги, необоснованно низкая цена финансовой услуги — цена финансовой услуги или финансовых услуг, которая установлена занимающей доминирующее положение финансовой организацией, существенно отличается от конкурентной цены финансовой услуги, и (или) затрудняет доступ на товарный рынок другим финансовым организациям, и (или) оказывает негативное влияние на конкуренцию;

13) конкурентная цена финансовой услуги — цена, по которой финансовая услуга может быть оказана в условиях конкуренции;

14) координация экономической деятельности — согласование действий хозяйствующих субъектов третьим лицом, не входящим в одну группу лиц ни с одним из таких хозяйствующих субъектов и не осуществляющим деятельности на товарном рынке, на котором осуществляется согласование действий хозяйствующих субъектов. Не являются координацией экономической деятельности действия хозяйствующих субъектов, осуществляемые в рамках «вертикальных» соглашений;

15) антимонопольный орган — федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы;

16) приобретение акций (долей) хозяйственных обществ — покупка, а также получение иной возможности осуществления предоставленного акциями (долями) хозяйственных обществ права голоса на основании договоров доверительного управления имуществом, договоров о совместной деятельности, договоров поручения, других сделок или по иным основаниям;

17) признаки ограничения конкуренции — сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации;

18) соглашение — договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме;

19) «вертикальное» соглашение — соглашение между хозяйствующими субъектами, один из которых приобретает товар, а другой предоставляет (продает) товар;

20) государственные или муниципальные преференции — предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий;

21) экономическая концентрация — сделки, иные действия, осуществление которых оказывает влияние на состояние конкуренции;

22) лицо, являющееся объектом экономической концентрации, — лицо, чьи акции (доли), активы, основные производственные средства и (или) нематериальные активы приобретаются или вносятся в уставный капитал, и (или) лицо, права в отношении которого приобретаются в порядке, установленном главой 7 настоящего Федерального закона;

23) потребитель — юридическое лицо или физическое лицо, приобретающие товар;

24) система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства — совокупность правовых и организационных мер, предусмотренных внутренним актом (внутренними актами) хозяйствующего субъекта либо другого лица из числа лиц, входящих в одну группу лиц с этим хозяйствующим субъектом, если такой внутренний акт (внутренние акты) распространяется на этого хозяйствующего субъекта, и направленных на соблюдение им требований антимонопольного законодательства и предупреждение его нарушения.

Сфера применения закона о защите конкуренции

Рассматриваемый закон распространяет свое действие во времени, пространстве, по субъектам регулирования.

Во времени

Нормы закона распространяют свое действие на правоотношения, возникшие после вступления в законную силу. Что касается сроков исковой давности привлечения к ответственности по правонарушениям, то применяется общий срок в 3 года с момента его совершения, а при длящемся нарушении закона — с момента выявления или его окончания.

В пространстве

Закон распространяет свое действие на правоотношения, возникшие на территории РФ. В случае если действия субъектов экономической деятельности за пределами страны, но зарегистрированных в РФ, оказывают влияние на внутреннюю конкуренцию, то закон также распространяется на такие правоотношения.

Нормы закона не распространяют свое действие на трансграничные правоотношения, регламентированные едиными правилами, соблюдение которых контролирует Евразийская экономическая комиссия.

Субъекты регулирования

Нормы закона распространяются свое действие на следующих субъектов хозяйственной деятельности:

  • юридические лица, занимающиеся коммерческой и некоммерческой деятельностью;
  • физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя;
  • адвокатские и нотариальные конторы, а также иные самозанятые лица;
  • органы государственной власти.

Указанные субъекты, за исключением государственных органов, могут быть как правонарушителями, так и стороной, чьи интересы пострадали в результате правонарушения.

Что входит в задачи закона о конкуренции

Главной целью нормативного регулирования конкуренции и монополии является обеспечение эффективной работы рыночной экономики, предпринимательства, основанного на конкуренции при наличии государственного контроля за монополиями, а также предоставление защиты публичных экономических интересов, в том числе и потребителей.

Задачами закона являются предоставление государственной защиты и поддержки конкуренции, реализуемой путем применения следующих правовых методов:

  • создание благоприятной атмосферы для осуществления хозяйственной деятельности в рамках добросовестной конкуренции;
  • признание права за субъектами хозяйствования на конкуренцию и защиту этого права;
  • контроль за образованием монополий, занятия доминирующего положения на рынке и концентрации капиталов;
  • предупреждение и пресечение правонарушений в сфере антимонопольного законодательства.

Понятие недобросовестной конкуренции

Под недобросовестной конкуренцией в настоящее время понимаются такие действия или бездействие определенного круга хозяйствующих субъектов или конкретных организаций, которые нарушают сложившиеся моральные, этические и экономические нормы с целью улучшения своего экономического положения. Итогом проявления таких действий или бездействия становится вытеснение других организаций с рынка и сокращение количества существующих предложений.

В Федеральном законе «О защите конкуренции» №135-ФЗ от 26.07.2006 отдельная глава посвящена формам недобросовестной конкуренции, которые могут быть использованы на территории Российской Федерации отечественными и зарубежными организациями.

В рамках этой же главы указанного нормативного акта говорится о недопустимости использования различных методов недобросовестной конкуренции для улучшения своего положения определенными хозяйствующими субъектами.

Недобросовестная конкуренция в форме дискредитации

Объяснение данной формы недобросовестной конкуренции содержится в статье 14.1 указанного выше Федерального закона.

В данном случае дискредитация выражается в виде распространения искаженных, неточных или ложных сведений, которые могут нанести ущерб и экономическому положению, и деловой репутации того или иного субъекта экономической деятельности.

Распространение таких сведений касается чаще всего:

  • условий, в которых реализуется тот или иной товар или предлагается к продаже, например, относительно цены товара (могут распространяться сведения о том, что цена товара или услуги сформирована неправомерным образом или занижена ввиду плохого качества такого товара);
  • качества товара или услуги, а также потребительских свойств предлагаемого к приобретению товара;
  • способов изготовления товара, а также условий, в которых поставляемый товар изготавливается;
  • результатов, которые ожидаются потенциальным потребителем от приобретения того или иного товара, а также возможности использовать тот или иной товар для достижения определенных целей;
  • количества товара, которое может предложить к приобретению другая организация-конкурент, а также возможностей приобретения такого товара, в том числе с определенными условиями такого приобретения</span>;
  • фактически существующего спроса на тот или определенный товар.

Введение в заблуждение

Введение в заблуждение также рассматривается в указанном Федеральном законе, в статье 14.2. Это еще один метод, который направлен на получение лучшего финансово-экономического результата одним хозяйствующим субъектом по сравнению с другими такими субъектами.

В данном случае распространяемые сведения имеют целью не представить в невыгодном свете услуги, товар или работы других участников определенного сектора рынка, а улучшить в глазах потенциального потребителя свой товар, предлагаемый к приобретению.

Такие сведения, которые улучшают качественные характеристики товара или работ и услуг, распространяются чаще всего в отношении:

  • качеств товара и его потребительских свойств, а также в отношении назначения товара (например, путем расширения возможностей использования);
  • способов и условий, в которых тот или иной товар производится, а также проводится подготовка к оказанию услуг или выполнению работ;
  • количества товара, который можно приобрести, его ассортимента, а также объема услуг или работ, который может быть выполнен потенциальным исполнителем заключаемых соглашений;
  • гарантийных обязательств относительно производимого товара, работ или услуг (например, путем заявлений об увеличенном сроке гарантийного обслуживания, в то время как такие сроки не соблюдаются);
  • условий предложения товара или услуг и работ к приобретению (например, в части указания цены ниже той, которую фактически придется заплатить приобретателю).

Некорректное сравнение

Статья 14.3 указанного Федерального закона запрещает любые формы сравнения, которое может быть расценено как некорректное. В соответствии с положениями пункта 1 данной статьи к таким случаям сравнения можно отнести:

  • сравнение, осуществляемое с другими участниками экономической и финансовой деятельности, если такое сравнение осуществляется с использованием слов, которые создают впечатление у потенциального потребителя о том, что предлагаемые ему товар, услуга или работа существенно лучше, чем у конкурентов;
  • сравнение осуществляется без указания конкретных параметров, а также характеристик предлагаемого к приобретению товара или услуги, что не позволит выполнить действительное качественное сравнение с аналогичным товаром или услугами у других участников рынка;
  • сравнение, при котором с использованием слов, направленных на создание впечатления о лучшем предложении на рынке у потребителя, не имеет под собой не только практического подтверждения, но и представляет собой ложные утверждения либо искаженные и неточные, что может быть доказано при проведении фактического сравнения.

Недобросовестная конкуренция, связанная с интеллектуальной деятельностью

Данные виды недобросовестной конкуренции чаще всего связаны с использованием либо присвоением права на средства индивидуализации другого юридического лица (например, приобретение и оформление на себя товарного знака, обозначающего наименование продукции, которая подлежит реализации на территории Российской Федерации, в то время как по договору дилерского представительства возможно только реализовывать товар, но товарный знак на себя оформлять запрещено).

Другим вариантом проявления недобросовестной конкуренции является реализация товара или введение его в оборот, если при этом каким-либо образом нарушаются права других лиц, имеющих исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности.

Еще одним вариантом проявления такого вида недобросовестной конкуренции является осуществление действий или бездействия организации-участника рынка, в результате которых возникают случаи использования своего обозначения юридического лица, создаваемого в виде тождественного обозначению другого юрлица. Итогом таких действий или бездействия становится затруднение идентификации юридических лиц, участвующих в одном секторе рынка. Такой вид конкуренции называется смешением.

Другим ее проявлением может являться копирование внешнего вида или общая имитация товара, который вводится в оборот, либо упаковки товара, его этикеток, наименований и других идентификационных данных.

Все указанные виды конкуренции и возможные ее направления рассмотрены в статьях 14.4-14.6 Федерального закона.

Использование сведений, составляющих коммерческую или иную тайну

Некоторые участники рынка занимаются хозяйственной деятельностью с использованием сведений, содержащих коммерческую тайну либо какой-либо другой ее вид, который также охраняется законом. К числу таких случаев относятся:

  • получение информации, которая составляет коммерческую тайну, если эта информация принадлежит другой организации, участвующей в экономической деятельности на рынке, при этом согласия на распространение такой информации ее обладатель не давал;
  • нарушение условий договора в отношении использования информации лицом, которому информация, составляющая коммерческую тайну, была передана для использования. Нарушение может выражаться в распространении предоставленной для пользования информации;
  • распространение информации, составляющей коммерческую тайну, если такая информация была получена конкурирующим участником рынка в нарушение условий соглашения о неразглашении такой тайны. Считаться фактом недобросовестного конкурирования такое действие может, если указанная информация была получена от должностного лица, которое имело доступ к такой информации в силу выполнения возложенных на него обязанностей по его должностной инструкции.

Как распознать признаки недобросовестной конкуренции

Незаконные методы борьбы с оппонентами нарушают устоявшиеся нормы, которые приняты в любой деятельности. При вытеснении фирмы с рынка затрагивается и моральный аспект. Рассмотрим формы недобросовестной конкуренции, по которым идентифицируется это явление.

  • Конкретные действия незаконной направленности, нарушающие общепринятые нормы и правила. Если таковых проступков нет, то говорить о недобросовестном противостоянии мы не можем.
  • Целевые действия по захвату преимуществ. То есть они не бесцельные, а направленные на получение чего-либо, например лидирующего положения на рынке.
  • Недобросовестные действия, которые идут вопреки закону, правилам ведения предпринимательской деятельности, моральным нормам.
  • Убытки конкурентов. Они могут быть реальными и потенциальными, предполагающими дополнительные расходы, упущенную выгоду. Например, фирма не заключила очередной договор на поставку, потому что у неё конкуренты испортили репутацию.
  • Причинение ущерба престижу компании, что ведет к реальным убыткам в виде уменьшения прибыли, потери контрактов. Вред может быть потенциальным, наподобие возможного урона из-за распространения клеветы о компании. Репутация – это как раз тот нематериальный актив организации, который напрямую влияет на её успешное функционирование.

Таким образом, недобросовестная конкуренция наносит реальный и потенциальный ущерб компаниям.

Распространяется ли закон о защите конкуренции на органы власти

Нормы, закрепленные законом обязательны для исполнения не только субъектами экономической деятельности, но также государственными и муниципальными органами.

Государственные органы не вправе издавать акты, способствующие занятию доминирующего положения одними из субъектов экономической деятельности, допускать к информации, имеющей значения для ведения предпринимательской деятельности одних субъектов ранее других.

То есть органы власти непосредственно участвуют в реализации мер, направленных на поддержание конкуренции.

Недобросовестная конкуренция: что это такое, ФЗ 135

Понятие недобросовестной конкуренции, установлено в ст. 4 ФЗ № 135. Она представляет собой действия, которые соответствуют следующим характеристикам:

  1. Целью действий является получение каких – либо преимуществ, в процессе ведения предпринимательской деятельности;
  2. Действия противоречат установленным нормам действующего законодательства, обычаям делового оборота, добропорядочности, справедливости и разумности;
  3. Действия причиняют убытки другим субъектам, осуществляющим предпринимательскую деятельность;
  4. Действия способны нанести вред деловой репутации иных субъектов хозяйствующих на рынке.

Виды ответственности

Варианты ответственности за нарушения в сфере антимонопольного законодательства определены в ст.37 Закона. Он предусматривает возможность несения административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности.

Следует отметить, что большая часть правонарушений, связанных с конкуренцией являются административными, а, следовательно, приводят к административным наказаниям. Такой их численный объем объясняется в первую очередь тем, что уголовная ответственность для юрлиц российским законодательством не предусмотрена.

Состав административных правонарушений и возможная ответственность по ним закреплены в статьях КоАП РФ. Главным основанием для привлечения к ответственности согласно Кодексу могут стать различные нарушения в сфере материального права, которые отображены в ФЗ № 135 и прочих актах, которые затрагивают антимонопольную тему. Он предусматривает два вида наказаний:

  • Наложение штрафа.
  • Объявление дисквалификации.

Административная ответственность федеральных органов власти и местного самоуправления

К административной ответственности согласно ст. 14.9 могут привлекаться должностные лица, занимающие посты в исполнительных органах власти на федеральном уровне и в территориальных органах местного самоуправления. А также служащие государственных и внебюджетных фондов и организаций, чья деятельность ориентирована на предоставление государственных услуг. Кроме того, административные правонарушения в сфере антимонопольного законодательства могут быть совершены группой организаций (т.е. юридических лиц).

Основанием для административной ответственности вышеперечисленных лиц могут быть следующие деяния:

  • Подписание актов, а также осуществление действий, которые влекут за собой ограничения в сфере конкуренции. Это может быть установление завышенных требований к товарам или к субъектам экономической деятельности или создание условий, в которых ощущается дискриминация какого-либо из хозяйствующих субъектов.
  • Установление преференций для отдельных хозяйствующих субъектов.
  • Передача любым органам власти полномочий, не предусмотренных законом, если это может привести к нарушению условий конкуренции.
  • Совмещение в одном лице функций, отведенных федеральным органам исполнительной власти и прочим властным структурам, в том числе муниципальным с функциями, которые предписаны хозяйствующим субъектам. А также наделение этих хозяйствующих субъектов полномочиями структур, отвечающих за госконтроль и надзор.
  • Противоправные действия при проведении торгов, если таковые приводят к снижению или устранению конкуренции. Это может быть необоснованный запрет на участие или нарушение условий для определения победителя. Штраф при проведении аукциона в зависимости от типа правонарушения составляет от 20 тыс. до 50 тыс. руб.
  • Передача в аренду и в безвозмездное пользование объектов, принадлежащих государству без проведения конкурсного отбора.
  • Заключение договора с финансовой структурой на оказание профильных услуг без проведения конкурса.

За совершение указанных противоправных действий административного характера на виновных лиц полагается наложение штрафа. При повторном привлечении за подобные деяния сумма штрафа увеличивается. Кроме того лицо, признанное виновным, может быть подвергнуто дисквалификации на срок до 3 лет.

Гражданско-правовая ответственность

Гражданско-правовая ответственность в сфере антимонопольного законодательства предполагает необходимость компенсировать убытки. Но вынесение решений о подобных мерах не находятся в сфере компетенции антимонопольных органов. Для привлечения к ответственности пострадавшей стороне необходимо подать исковое заявление в суд.

Заявленный ущерб может быть причинен вследствие приобретения товаров, не соответствующих стандартам качества или по причине предоставления недостоверной информации о товаре или услуге. Материальный вред должен быть компенсирован поставщиком или изготовителем, а также лицом, предоставившем услугу. Т.е. в данной связи можно говорить о существовании субсидиарной ответственности.

Уголовная ответственность

Следует учитывать, что уголовная ответственность в России предусматривается только для физических лиц, но не для юридических. Основаниями для ее применения в сфере антимонопольного законодательства становятся следующие деяния:

  • Многократные злоупотребления служебными полномочиями, приведшие к нарушениям в сфере установления цен на товары (когда они поддерживаются или необоснованно высокие, или необоснованно низкие).
  • Ограничения, вводимые для хозяйствующих субъектов с целью перекрыть доступ на рынок.
  • Немотивированный отказ хозяйствующему субъекту в заключении договора.

В качестве мер наказания при таких правонарушениях предусматриваются следующие:

  • Лишение свободы на срок до 3 лет и параллельно запрет на возможность занимать определенные должности.
  • Принудительные работы на срок до 3 лет.
  • Высокий штраф (до 500 тыс. руб.).

Можно предположить, что антимонопольное законодательство будет претерпевать еще множество изменений. Поэтому всем лицам, задействованным в этой сфере, следует периодически отслеживать необходимые нововведения.

Устранение недобросовестной конкуренции административными методами

Для выбора способа устранения недобросовестной конкуренции нужно проанализировать анализ деятельности компании. Выбор выполняется исходя из индивидуальных условий. Рассмотрим методы борьбы:

  1. Вынесение предписания антимонопольной структурой. Предписание представляет собой документ с требованиями к правонарушителю, которые являются обязательными к исполнению. Если конкурент не выполнит эти требования, к нему будут приняты соответствующие меры. Для получения предписания необходимо обратиться с заявлением в антимонопольный комитет. К нему прилагаются бумаги, которые подтверждают факт недобросовестной конкуренции.
  2. Контрреклама. Контрреклама предполагает пресечение влияния на потребителя неправомерной рекламы. Все затраты на такую рекламу возлагаются на правонарушителя. К контррекламе предъявляются эти требования: совпадение с основной рекламой по таким показателям, как длительность, порядок. Содержание материала согласуется с антимонопольным комитетом. Комитет может вносить изменения в рекламу.
  3. Отзыв продукции от потребителя. НК может нанести вред не только компании, но и потребителю. В этом случае следует руководствоваться Законом о защите прав потребителя. Некачественный товар, не соответствующий заявленным характеристикам, отзывается. Производство и реализация приостанавливаются. Отзыв товара от потребителя осуществляется только в том случае, если товар небезопасен для человека или окружающей среды.
  4. Признание сделок недействительными. Недействительные сделки подразделяются на два типа: ничтожные и оспоримые. Первые предполагают аннулирование без обращения в суд. Оспоримые сделки противоречат Закону о конкуренции. Иск об оспаривании подается антимонопольным органом.
  5. Установление недействительности государственных актов. Если акты, изданные государственными органами, нарушают закон о конкуренции, они признаются недействительными.

Для применения всех этих мер нужно обращаться в антимонопольный комитет. Однако от недобросовестной конкуренции можно защититься и своими силами.

Оформление жалобы в ФАС

Обращение в ФАС – наиболее эффективная мера. Заявление составляется в свободной форме. Однако оно должно отвечать этим требованиям:

  • Письменная форма.
  • Адресат – региональное подразделение ФАС.
  • К заявлению прилагаются документы, подтверждающие позицию инициатора дела.

Ответ на заявление будет дан в течение 30 дней с момента принятия. Если для вынесения решения нужно дополнительное расследование, этот срок продлевается до 60 дней.

Что делать, если в отношении вас инициируется дело о НК

Что делать, если в отношении организации возбуждается дело о НК? Предотвратить начисление штрафов можно на этапе расследования дела. Компании-правонарушителю нужно доказать наличие этих фактов:

  • Отсутствие в составе дела нарушения законодательства.
  • Незначительность проступка.
  • Использование незаконных мер было необходимым, избежать этого было нельзя.

К примеру, компания действительно вела недобросовестную конкурентную борьбу. Однако проступок был незначительным. В этом случае никого штрафа накладываться не будет. Рассмотрим признаки незначительности правонарушения:

  • Конкуренту не было нанесено значительного ущерба.
  • ЮЛ до обращения в суд не принимало никаких мер по противодействию незаконным мерам.
  • Стороны дела являются партнерами.

Компании, в отношении которой инициируется дело, рекомендуется собрать максимум документов, получить поддержку свидетелей. Если дело не так однозначно, как на то указывает истец, фирма имеет все шансы уйти от административной ответственности.

Самостоятельные меры защиты

Компания может нивелировать действия недобросовестного конкурента. Для этого используются следующие меры:

  • Защита конфиденциальных сведений о компании. Часто в рамках недобросовестной конкуренции лицо пытается извлечь конфиденциальную информацию о компании. Это можно предупредить. Необходимо обеспечить защиту базы данных, повысить лояльность сотрудников. Рекомендуется составить свод правил о доступе к информации, оформить договор о соблюдении тайны. Распространение важной информации должно быть контролируемым.
  • Противодействие незаконного использования административного ресурса. Часто конкуренты для создания препятствий к деятельности компании используют административный ресурс. К примеру, в отношении фирмы может быть возбуждено дело, что затормозит все рабочие процессы. В этом случае следует обжаловать действия должностного лица. Следует обратиться к его руководителю с заявлением. Следующий шаг – обращение в судебный орган. Если в компании проводится проверка, инициированная конкурентом, на нее следует пригласить своего юриста.
  • Знание законодательства. Знание всех законов и наличие в компании грамотного юриста – самое важное для противодействия незаконной конкуренции.

На первом этапе имеет смысл действовать самостоятельно. Если же самостоятельные меры не помогают, следует обращаться в антимонопольный орган.

Заключение

Государство стремится совершенствовать законодательство в экономической сфере правоотношений, а также старается пресекать факты образования недобросовестной конкуренции. Создание равных условий для субъектов хозяйствования является основополагающей задачей для правительства страны, что способствует увеличению экономических показателей и развитию предпринимательства. Закон № 135-ФЗ является одним из многих нормативных актов, целью которого является регламентация конкретных хозяйственных правоотношений, а также пресечение нарушений субъектами хозяйствования.

Источники
  • https://rusfz.ru/fz-135-o-zashhite-konkurentsii-kratko-kommentarii-narusheniya-i-otvetstvennost-affilirovannye-litsa-i-diskriminatsionnye-usloviya
  • https://RuLaws.ru/laws/Federalnyy-zakon-ot-26.07.2006-N-135-FZ/Statya-4/
  • https://zakonoved.su/federalnyj-zakon-o-zashchite-konkurencii-polozheniya.html
  • https://zakonguru.com/goszakupki/nedobrosovestnaa-konkurencia.html
  • https://sales-generator.ru/blog/nedobrosovestnaiy-konkurentsiya/
  • https://adm-pravo.ru/pravonarushenie/predprinimatelstvo/narushenie-zakona-o-konkurencii/
  • https://assistentus.ru/vedenie-biznesa/nedobrosovestnaya-konkurencia/

tett
Зарплатто.ру - сайт о зарплатах и доходах, деньгах и финансах