Государственный заказчик по 44 ФЗ в 2024 году

Что такое госзаказ, его задачи и признаки?

Государственный заказ – заказ на получение товаров, услуг или работ, то есть осуществление государственных закупок, государственным органом за счет средств федерального, местного или внебюджетного капитала.

Например, закупка оборудования в дома престарелых, создание новых образцов оружия для армии, покупка компьютеров в школы.

Признаки госзаказа:

  • оплата из средств бюджета или внебюджетных фондов государственного образования;
  • заказчиком выступает только государственный орган;
  • цель заказа – удовлетворение потребностей и нужд государства и его населения в целом.

Государство заинтересовано в законодательном регулировании процесса госзакупок в первую очередь в целях своей собственной безопасности и безопасности своих денежных средств, поскольку иногда заказы бывают на огромные суммы.

Цели и функции госзаказа

Цели государственных заказов можно рассматривать с нескольких сторон с точки зрения удовлетворения интересов участников процесса.

  • Так, целью поставщиков является – деятельность в конкурентной среде, обеспечение рынка сбыта, получение прибыли, репутации и заказов. Каждый поставщик заинтересован в участии в конкурсах, чтобы получить возможные заказы и получить долгосрочное сотрудничество.
  • Целью заказчика – приобретение качественных товаров, услуг или работ, экономия государственных средств, борьба с коррупционными действиями. Если ему понравится исполнение услуги, то в дальнейшем он сможет обращаться напрямую к тому поставщику, кто ранее выполнял заказ. Это сократит время исполнения, исключая проведение конкурсов.
  • А целью общества в целом при госзакупках – удовлетворение их нужд через потребление тех товаров или услуг.

Классификация заказчиков

В п. 7 ч. 1 ст. 3 44-ФЗ приводится указание на типы заказчиков в рамках контрактной системы закупок. Такими заказчиками могут выступать:

  1. Государственные заказчики.
  2. Муниципальные заказчики.
  3. Бюджетные учреждения.
  4. Юридические лица, в адрес которых перечислялись инвестиции из средств бюджета.
  5. Муниципальные и государственные унитарные предприятия.
  6. Автономные учреждения.

Возможные заказчики по 44-ФЗ перечислены в п. 5, 6, 7 ч. 1 ст. 3, ст. 15 44-ФЗ.

Государственные и муниципальные заказчики

Определение государственных заказчиков по 44-ФЗ приведено в п. 5 ч. 1 ст. 3 44-ФЗ. Здесь подчеркивается, что это учреждение или орган, которые действуют от имени РФ или субъекта РФ. Они уполномочены принимать бюджетные обязательства на основании Бюджетного кодекса. Их деятельность финансируется из средств федерального и регионального бюджетов.

Под государственными заказчиками понимаются:

  1. Государственный орган власти (федеральный или региональный).
  2. ГК Росатом.
  3. ГК Роскосмос.
  4. Орган госуправления внебюджетным фондом.
  5. Государственное казенное учреждение, которое действует от имени РФ или субъекта РФ.

Такое учреждение должно принимать бюджетные обязательства от имени РФ или российского региона.

По п. 6 ч. 1 ст. 3 44-ФЗ под муниципальным заказчиком понимают муниципальные органы или казенные учреждения, которые действуют от имени муниципального образования и уполномоченные принимать бюджетные обязательства по нормам БК. Спецификой данного заказчика является возможность действовать от имени муниципального образования и осуществлять закупки.

Государственные и муниципальные заказчики не отличаются между собой с позиции применения ими норм 44-ФЗ при закупках: они должны применять принципы контрактной системы при планировании закупок, выборе поставщика, подписании контракта и его исполнении и пр. Разница между данными категориями заказчиков заключается только в источнике финансирования закупок: государственные заказчики в данных целях применяют средства федерального бюджета, муниципальные – местного бюджета (бюджета муниципального образования).

Государственные и муниципальные заказчики должны проводить все виды закупок на поставку товаров, работ и оказание услуг по требованиям, установленным в 44-ФЗ. Исключения из этого правила прописаны в ч. 2 ст. 1 44-ФЗ. Так, законодательство в сфере закупок по 44-ФЗ не регулирует отношения, которые возникают по вопросам:

  1. Оказания услуг международными организациями, которые созданы по международным договоренностям с участием РФ, а также международными организациями, с которыми у РФ подписан договор.
  2. Закупки товаров, работ и услуг для обеспечения безопасности лиц под государственной защитой по ФЗ-119 от 2004 года «О государственной защите потерпевших, свидетелей и прочих участников уголовного судопроизводства», а также по ФЗ-45 от 1995 года «О государственной защите судей…».

Государственные и муниципальные заказчики должны придерживаться принципов контрактной системы без каких-либо существенных ограничений. Они не вправе применять в своей практике положения 223-ФЗ, даже если выполнят все требования данного закона в части документального оформления процесса закупок.

Бюджетные учреждения

Бюджетные учреждения проводят закупки в рамках законодательства о контрактной системе, если источником их финансирования выступают субсидии из бюджетной системы РФ. Исключения из указанного правила содержатся в ст. 15 ч. 2, 3 44-ФЗ.

Если бюджетное учреждение разработает и разместит в ЕИС до конца года Положение о закупках по нормам 223-ФЗ, то оно вправе не учитывать требования законодательства о контрактной системе. В числе таких закупок:

  1. Закупки, которые проводятся за счет средств, полученных в дар, через пожертвования, гранты, завещание, за счет грантов от иностранных организаций, которые имеют право работать на российской территории.
  2. Закупки, в которых бюджетное учреждение выступает исполнителем.
  3. Закупки, которые проводятся за счет доходов от деятельности, приносящей доход (за исключением тех закупок, которые финансируются из средств ФОМС).

Таким образом, бюджетным учреждениям в отношении некоторых закупок предоставлено право выбора: проводить их с использованием норм 44-ФЗ или по правилам 223-ФЗ. В случае выбора 223-ФЗ заказчик не вправе изменить свое решение до конца года. Порядок перехода на 223-ФЗ будет следующим:

  1. Заказчик разрабатывает Положение о закупках по 223-ФЗ.
  2. Его утверждает руководитель заказчика и оформляет свое решение в виде приказа.
  3. Положение о закупках размещается в ЕИС.
Обычно заказчики заинтересованы в переходе на закупки по правилам 223-ФЗ, так как в рамках данного закона установлены более лояльные требования к процессу проведения закупок в части планирования, выбора поставщика, исполнения контракта и пр.

При проведении закупок по 223-ФЗ заказчикам нет необходимости формировать контрактную службу или назначать контрактного управляющего.

Унитарные предприятия

В зависимости от учредителя различают государственные и муниципальные унитарные предприятия. Они могут являться заказчиками в рамках контрактной системы по нормам ч. 2.1 ст. 15 44-ФЗ.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки по требованиям законодательства о контрактной системе за исключением:

  1. Закупок, которые происходят по нормам 223-ФЗ, при условии принятия такими заказчиками Положения о закупках по требованиям этого закона.
  2. Закупок, которые имеют существенное значение для прав и интересов граждан, обороноспособности, согласованные с Правительством, осуществляемые без субсидий из федерального бюджета. Это закупки из средств, полученных в дар, пожертвований, по завещанию, грантов и прочие закупки на внебюджетные средства, которые применяют без привлечения бюджетных средств.

Автономные учреждения

Автономные учреждения осуществляют государственные закупки в порядке, который предусмотрен правилами законодательства о контрактной системе, если они осуществляют закупки из средств бюджетной системы в целях производства капитальных вложений в объекты государственной собственности (по п. 4 ст. 15 44-ФЗ). Также они могут выступать участниками закупок, если государственные и муниципальные заказчики передали таким учреждениям собственные полномочия на осуществление закупок на безвозмездной основе по договорам и соглашениям (на основе ч. 6 ст. 15 44-ФЗ).

Особенностью применения положений 44-ФЗ в отношении заказчиков является то, что на них не распространяются требования закона относительно исполнения, корректировки и расторжения контракта.

Автономные учреждения должны опираться на положения 44-ФЗ в части планирования закупочной деятельности, процедуры выбора поставщика, заключения госконтракта, мониторинговых и контрольных мероприятий в сфере госзакупок.

Лица, получающие инвестиции из бюджета

Лица, которых нельзя рассматривать, как государственных и муниципальных заказчиков, бюджетные и автономные учреждения, государственные и муниципальные предприятия, также могут стать заказчиками по 44-ФЗ. Такую обязанность за ними закрепляет ч. 5 ст. 15 44-ФЗ в следующих случаях:

  1. Если закупка происходит за счет инвестиций из бюджета.
  2. Если закупка осуществляется в рамках реализации инвестпроекта по строительству, реконструкции и ремонту.

Указанные выше юрлица имеют обязанность применять положения 44-ФЗ, но только в пределах конкретных договоров об участии РФ, российского субъекта или муниципального образования.

Госзаказчики с точки зрения 44-ФЗ

Нормативный документ, к которому можно обратиться за определением, кто такой государственный заказчик — это 44 ФЗ. Он закрепил правовой статус и роль госзаказчика в контрактной системе и возложил на него основные функции по обеспечению закупочной деятельности в масштабе всей страны.

В п. 5 ст. 3 44-ФЗ указано, что государственный заказчик — это орган, который действует от имени Российской Федерации или субъекта РФ и наделен полномочиями принимать бюджетные обязательства и проводить закупки. Закон позволяет называть его коротко — заказчик. Одновременно этот термин употребляется и в отношении других учреждений и предприятий, которым специально посвящена 15-я статья контрактного закона. Важно не путать одних с другими. Ключевое, что нужно понимать, — госзаказчики расходуют деньги из бюджета и проводят закупки только по 44 ФЗ.

Нормативная основа определения государственного заказчика

С нормативной точки зрения, государственные заказчики, кроме указанных выше двух федеральных нормативных актов, пользуются также и специально принимаемыми подзаконными актами, принимаемыми различными министерствами и ведомствами, а также Правительством Российской Федерации.

Кроме того, если речь идет о государственном заказчике, осуществляющем всю свою закупочную деятельность на основании Федерального закона №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», то в качестве нормативного акта, которым они должны руководствоваться, следует рассматривать также Положение о закупках, которое такие заказчики обязаны принять с целью исполнения требований действующего законодательства.

Кто является госзаказчиком

Итак, по государственному контракту государственными заказчиками могут выступать:

  • госорган (в том числе орган госвласти);
  • орган управления внебюджетным фондом;
  • казённое учреждение;
  • бюджетное учреждение;
  • корпорация «Росатом»;
  • корпорация «Роскосмос».

Также закон обязывает муниципальных заказчиков проводить закупки по 44-ФЗ. Сюда относятся муниципальный орган или казённое учреждение, у которого есть бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством, и которые действуют от имени муниципального образования.

Государственные заказчики и их характеристика

Понятие государственного заказчика на сегодняшний день достаточно точно сформулировано, так как данный процесс занимает длительный период.

В соответствии с имеющейся практикой правоприменения в качестве государственного заказчика сейчас следует признавать специально созданное на федеральном или региональном уровнях учреждение, обладающее всеми признаками юридического лица, главной целью образования которого является представление и защита всего государства в целом или отдельного региона.

Специфика работы таких организаций может различаться, но получить статус государственного заказчика они могут только в том случае, если при их создании на них была возложена финансовая обязанность к принятию различных видов бюджетных обязательств, которые будут направлены на осуществление закупочной деятельности в интересах всего государства в целом или какого-то отдельного его субъекта (региона).

Типы заказчиков и их права в сфере госзакупок

В качестве основных видов государственных заказчиков следует выделить:

  • образовательные учреждения различных видов образования;
  • медицинские учреждения, в том числе предоставляющие услуги санаторно-курортного пребывания;
  • государственные органы обеспечения занятости населения;
  • государственные органы, осуществляющие обеспечение безопасности граждан Российской Федерации и защиту интересов самого государства и т. д.
Для первых двух типов заказчиков характерно получение финансирования не только из государственного бюджета различных уровней, но также и за счет оказания различного рода платных услуг населению, например, дополнительные платные занятия, которые осуществляются в образовательных учреждениях различного уровня образования.

Остальные же государственные заказчики имеют только бюджетное финансирование, в результате чего могут осуществлять свою деятельность только на основании Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе».

К числу основных прав и полномочий любого государственного заказчика относятся:

  • возможность осуществления планирования потенциально проводимой закупочной деятельности на основании имеющихся нужд, а также на основании полученного объема государственных бюджетных обязательств, которые и означают выделение финансирования;
  • проведение различного рода закупочных процедур исходя из установленных ранее потребностей конкретного заказчика, в том числе с собственным обоснованием того или иного вида выбранной процедуры;
  • заключение контракта, который может быть подписан только по итогам проведенной закупочной процедуры;
  • проведение внутренних проверок функционирования созданной внутри организации контрактной системы, а также выступление в качестве инициатора внешней аудиторской проверки в случае, если у самого государственного заказчика возникает вопрос о верном соблюдении тех или иных норм действующего законодательства в сфере закупок.

Для государственного заказчика, кроме прав и полномочий в сфере закупок, законодатель предусмотрел также и целый ряд специальных обязанностей, которые сформулированы исходя из серьезной ответственности относительно расходования бюджетных средств. К числу основных особенностей относятся:

  • регулярное соблюдение установленных законом сроков относительно проводимых процедур осуществления различного рода государственных и муниципальных закупок, в том числе в части размещения всей необходимой информации в ЕИС;
  • составление отчетности, которая предусмотрена действующим законодательством, и направление ее для проверки в уполномоченные контролирующие органы, в том числе для принятия решения о необходимости проведения срочного мониторинга относительно сложившейся ситуации в рамках функционирования контрактной системы конкретного государственного или муниципального заказчика;
  • предоставление отчетов о механизмах и путях расходования тех средств, которые были получены не только из государственного бюджета, но и из сторонних источников доходов, если такое дополнительное финансирование предусмотрено действующим законодательством в отношении конкретного типа государственных заказчиков;
  • участие в проводимых исследованиях относительно правильной и грамотной реализации основных функций существующей контрактной системы, если такие исследования направлены на улучшение функционирования такой системы, а также играют роль маяков относительно существующих проблем, что в последующем повлечет изменение действующих норм права.
В том случае, если государственный заказчик не выполняет свои обязательства, то он сам как юридическое лицо, а также его должностные лица, ответственные за осуществление такой деятельности, могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии с той или иной статьей Кодекса об административных правонарушениях.

Виды

Если говорить о видах государственных заказчиков, то можно выделить следующие:

  • учреждения образования, создаваемые на различных уровнях образовательной системы, а также на различных уровнях государства;
  • учреждения здравоохранения, также функционирующие на различных государственных уровнях, а также оказывающие услуги санаторно-курортного пребывания;
  • учреждения, осуществляющие социальную защиту лиц, проживающих на территории Российской Федерации;
  • учреждения, отвечающие за трудоустройство физических лиц на территории Российской Федерации, а также защиту прав в сфере труда таких лиц;
  • учреждения, чьей целью создания было обеспечение безопасности населения государства и самого такого государства;
  • иные организации, которые были созданы с привлечением государственных средств или которые функционируют для обеспечения полноценного существования Российской Федерации, как государства.

Если говорить о существенных различиях, позволяющих выделить государственных заказчиков и иные юридические лица, которые могут быть к ним приравнены, то следует помнить о том, что такие различия строятся на основе финансирования.

Для образовательных и медицинских учреждений характерно использование не только государственных средств уровня федерального или регионального бюджетов, но и полученных от собственной коммерческой деятельности. Они имеют право использовать для регламентации своей деятельности Федеральный закон №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Остальные перечисленные виды заказчиков получают финансирование только из федерального или регионального бюджетов, что накладывает на них обязательство использования для нормативного регулирования своей закупочной деятельности Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Права и обязанности

Любой государственный заказчик наделен определенными правами и обязанностями в соответствии с действующими нормами законодательства. К числу таковых относятся:

  • полномочия по проведению плановых мероприятий для организации своей закупочной деятельности на основании сведений об имеющихся нуждах самой организации-заказчика, но с учетом того, какие лимиты бюджетных обязательств были выделены такому заказчику;
  • осуществление своей закупочной деятельности на основании сформированного перечня потребностей и имеющегося плана по их удовлетворению на основании имеющихся бюджетных средств;
  • подписание специальных соглашений – контрактов и договоров, оформление которых становится возможным только после завершения закупочной процедуры;
  • осуществление проверочных мероприятий внутри своей собственной контрактной системы с целью выявления случаев и фактов нецелевого и (или) неполноценного использования предоставленных бюджетных средств, а также с целью выявления нарушений в части соблюдения закупочного законодательства;
  • проведение внешних аудиторских проверок с целью установления нарушений в организации закупочной деятельности.

Процесс госзакупок со стороны заказчика:

  • выбор способа проведения закупок – торги, конкурс, прямая закупка;
  • оформление конкурса с указанием точных требований;
  • проведение конкурса;
  • выбор исполнителя;
  • заключение контракта;
  • получение услуги, контроль;
  • оплата заказа.

Обязанности госзаказчиков

Поскольку такие организации получают бюджетные деньги, они распоряжаются ими строго при наличии обоснований для каждого действия, а документы, в которых отражаются планируемые затраты, согласовывают с финансовыми органами.

Так, они обязаны подробно планировать все госзакупки. При этом план закупок утверждается государственным или муниципальным заказчиком по формам, установленным правительством. Это нужно сделать в течение десяти рабочих дней после получения информации о том, сколько денег выделено им из соответствующих бюджетов.

Также они должны документально отчитываться о своей работе. Итогом их деятельности является госконтракт. Государственный контракт — это договор заключенный государственным заказчиком от имени Российской Федерации для обеспечения нужд государства (п. 8 ст. 3 44-ФЗ).

А вся информация, касающаяся госзакупок, публикуется в Единой информационной системе в оговоренные законом сроки. Ответственность за это также несет госзаказчик.

Особенности организации единого заказчика

Публично-правовая компания, в форме которой будет зарегистрирован единый госзаказчик, — это особый вид некоммерческих организаций, создающихся государством. Сейчас в России всего три компании с такой формой организации — «Фонд защиты прав дольщиков», который занимается достройкой проблемных жилых объектов, «Российский экологический оператор», отвечающий за комплексное обращение с отходами, и Военно-строительная компания, созданная для строительства объектов гособоронзаказа.

Главным органом управления компании станет наблюдательный совет, в который должны войти в том числе вице-премьер правительства, министр строительства и гендиректор новой госкомпании. Единого госзаказчика нельзя будет признать банкротом, а для его реорганизации или ликвидации нужно будет принимать федеральный закон.

Кроме основной деятельности новая госкомпания сможет совершать сделки с недвижимостью — по покупке и продаже, сдаче в аренду и субаренду. Также единый госзаказчик получит право инвестировать свободные средства, выпускать облигации и «осуществлять иную приносящую доход деятельность».

Плюсы и минусы работы с государственными заказчиками

В существующей контрактной системе (или системе государственных закупок) существует два ключевых звена – государственный заказчик (законодатель позволяет называть его просто заказчиком) и исполнитель.

Если для государственного заказчика участие в созданной контрактной системе является обязательным, то исполнитель вправе выбрать, принимать участие в ней или нет.

Для того чтобы принять окончательное решение, следует взвесить все существующие положительные и отрицательные стороны. Так, к плюсам работы с государственными заказчиками следует отнести:

  • стабильность взаимодействия, так как осуществление оплаты по исполненным контрактам происходит на основании выделенных бюджетных средств (в том случае, если контракт исполнен без нарушения действующих норм права и сроков);
  • возможность принимать участие одновременно в нескольких закупках;
  • получение хорошей бизнес-репутации для тех случаев, когда речь идет о регулярном выполнении взятых на себя обязательств без каких-либо нарушений;
  • получение различного рода преференций и льгот, а также субсидий, которые государство предусматривает для участников государственных закупок, если таковые исполняют взятые на себя обязательства добросовестно.

Среди минусов взаимодействия с государственными заказчиками следует рассматривать:

  • необходимость иметь достаточно большой объем средств на счетах юридического лица, которые при необходимости можно вывести из оборота на длительный срок, особенно для тех случаев, когда речь идет об участии в электронных торговых процедурах, в которых необходимо для участия вносить средства в качестве обеспечения заявки, а также предоставлять гарантию заказчику своей добросовестности в виде внесения обеспечения исполнения контракта, которое не будет возвращено до момента, пока контракт не будет полностью исполнен, а его результаты приняты;
  • возможность включения в Реестр недобросовестных поставщиков, если будут установлены случаи нарушения сроков или условий исполнения контракта по причинам, которые напрямую зависят от исполнителя, но он не уведомил об этом заказчика заранее;
  • риск больших финансовых потерь из-за применения различного рода антидемпинговых мер, если такое применение предусмотрено законом;
  • ограничение возможностей принимать участие в различных закупочных процедурах по причинам установления заказчиком перечня категорий юридических лиц, которые могут принимать участие в тех или иных закупках (например, некоторые закупки проводятся для поддержки только субъектов малого предпринимательства, а остальные юридические лица не имеют права подавать заявки на участие в таких закупочных процедурах).
Перечисленные положительные и отрицательные стороны не являются исчерпывающим перечнем и в каждом конкретном случае исполнителю следует самостоятельно принимать решение о необходимости и возможности участия в тех или иных закупочных процедурах.

Государственный заказчик – это ключевое звено созданной в России системы госзакупок. Для того чтобы эта система работала максимально прозрачно, государственному заказчику даны достаточно широкие права и полномочия в сфере осуществления закупок в своих интересах, но также на них наложены достаточно серьезные обязанности, неисполнение которых влечет наложение существенных мер административной ответственности.

Особые случаи

Отдельно стоит оговорить ситуации, когда те, кто не относится к государственным заказчикам, может исполнять их функции.

Организации или юрлица, которые в обычной деятельности не используют бюджетные деньги, для проведения закупок руководствуются не Законом о контрактной системе, а Законом о закупках отдельными видами юридических лиц № 223-ФЗ. Однако возможна ситуация, когда они получают доступ к бюджетным средствам. Например, обычное юрлицо реализует инвестиционные проекты по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства. И, если проводят закупки за счет этих денег, то обязаны делать это, соблюдая все требования 44-ФЗ. Это требование распространяется даже на организации, в которых вообще нет участия государства:

  1. Автономные учреждения.
  2. Юридические лица.
  3. Унитарные предприятия

Ответственность за нарушение положений 44-ФЗ

44-ФЗ достаточно строго регулирует положения законодательства в рамках контрактной системы. За нарушение норм ответственность для заказчика наступает по Уголовному или Административному кодексам.

В КоАП не предусмотрено разделение по типу заказчиков при применении наказания. Все заказчики по 44-ФЗ привлекаются к ответственности по единым правилам. Отдельное наказание предусмотрено для заказчика, как юрлица, и для его должностных лиц.

Что касается уголовной ответственности, то она применяется только по отношению к физлицам и на юрлицо-заказчика не распространяется. Но это не лишает правоохранительные органы права привлечь к наказанию должностное лицо заказчика.

При нарушении заказчиком порядка планирования закупок ему грозит ответственность по ст. 7.29.3 КоАП. Если он ошибется при подготовке плана-графика, то штраф для него составит 20-50 тыс. р. При нарушении формы обоснования НМЦК или объекта закупки штраф установлен в размере 10 тыс. р. В части планирования предусмотрены следующие штрафы:

  1. Нарушение порядка и сроков общественного обсуждения закупок – 30 тыс. р.
  2. Нарушение сроков размещения плана-графика в ЕИС – 5-30 тыс. р.
Если заказчиком были нарушены нормы о способе выбора поставщика, то это грозит ему ответственностью в виде штрафа по ст. 7.29 КоАП (например, заказчик провел процедуру в виде запроса котировок при НМЦК более 500 тыс. р. или провел конкурс, хотя товар был представлен в аукционном перечне). Штрафные санкции составляют 30-50 тыс. р. Ответственность по данной статье предусмотрена в случае нарушения порядка согласования закупки с уполномоченным органом.

Нарушение сроков размещения документации и сведений по закупкам грозит заказчику штрафами по ст. 7.30 КоАП:

  1. По открытому конкурсу и аукциону – если сроки размещения сведений были нарушены не более, чем на 2 дня, штраф составляет 5 тыс. р., для заказчика в статусе юрлица – 15 тыс. р. При нарушении сроков более, чем на 2 дня, ответственность должностного лица составит 30 тыс. р., юридического – 100 тыс. р.
  2. В случае нарушения сроков публикации по запросу котировок или предложений штраф для специалиста со стороны заказчика составляет 3 тыс. р. при задержке не более, чем на день, и 10 тыс. р. при более длительной просрочке. Для юрлица заказчика штрафы за такое деяние составляют 15 тыс. и 50 тыс. р. соответственно.
  3. При размещении в ЕИС недостоверных сведений по вопросам проведения конкурса или аукциона штрафные санкции для должностного лица составят 15 тыс. р., для заказчика – 50 тыс. р. Штраф в указанном размере последует за нарушения при приеме заявок на участие в закупках.
  4. Различают штрафные санкции за нарушения в части рассмотрения заявок на участие. Неправомерное отклонение заявки участника или допуск участника, не соответствующего требованиям 44-ФЗ, грозит штрафом, размер которого не является фиксированным. Он составляет 1% от НМЦК (от 5 до 30 тыс. р.). Аналогичное наказание наступает и за нарушение заказчиком порядка рассмотрения заявок, за установление неправомерных требований, некорректной величины обеспечения заявки или госконтракта.
  5. Если по какой-либо закупке в адрес заказчика было вынесено предписание об устранении нарушений, но оно не было исполнено, то ему грозит штраф в размере 30 тыс. р. Аналогичное наказание КоАП предусмотрел и за невключение информации о закупке в план-график.
  6. Неправомерное отклонение заявок на участие в запросе котировок и предложений влечет штраф в размере 5% от НМЦК, но не менее 30 тыс. р. Аналогичное наказание наступает за допущенные нарушения при рассмотрении заявок на процедуру.
  7. Если требования к объекту закупки привели к ограничению конкуренции, то штрафные санкции составят 1% от НМЦК. Минимальная сумма штрафа – 10 тыс. р., максимальная – 50 тыс. р.
  8. Когда документация по закупке утверждена с нарушением правил, штраф для заказчика составляет 3 тыс. р.
  9. За задержку при подготовке закупочного протокола штраф составит 3 тыс. р. при задержке до 2 рабочих дней и 30 тыс. р. – при более длительных нарушенных сроках.
  10. Штрафные санкции в размере 50 тыс. р. предусмотрены для заказчиков, которые не соблюли лимиты закупок у СМП и СОНКО.

Крупные штрафные санкции предусмотрены для заказчиков по правилам ст. 7.32 КоАП за нарушение порядка подписания контракта и внесения поправок:

  1. Если заказчик подпишет контракт на отличных условиях от тех, которые были размещены в проекте, штрафы составят 1% от НМЦК. Его предельная величина составит – 5-30 тыс. р. для должностного лица и 50-300 тыс. р. – для юрлица.
  2. Если же результатом нарушения установленного законом порядка подписания госконтракта или его корректировок стали дополнительные расходы из бюджета, то штраф назначается в двойном размере от указанных расходов.
  3. В случае если победитель закупки нарушит сроки подписания контракта, то ему грозит попадание в реестр недобросовестных поставщиков, тогда как заказчику – административная ответственность. При нарушении сроков подписания контракта штраф для заказчика составит 50 тыс.р.
  4. За изменение государственного контракта без учета требований 44-ФЗ (например, если были изменены его существенные условия, или не было подписано дополнительное соглашение) размер штрафных санкций для должностных и юридических лиц составит 20 тыс. р. и 200 тыс. р.
  5. При расторжении контракта сторонами или при отказе от контракта в одностороннем порядке с нарушением норм законодательства (например, без уведомления второй стороны) сумма штрафа для должностных лиц составит 50 тыс. р. и 200 тыс. р.- для юрлиц.
  6. В случае неисполнения госконтракта в результате действий или бездействия заказчика на него будет наложен штраф. Величина штрафа для должностного лица составит 5-15% от неисполненных обязательств, но не менее 30 тыс. р. Также должностному лицу грозит дисквалификация на срок до 2 лет за подобный проступок. Заказчику грозит штраф до 3-кратной стоимости неисполненных обязательств или до 300 тыс. р.
  7. При приемке товара заказчик занимается проведением экспертизы, составляет документы в виде акта или накладной. При нарушениях в указанных процедурах заказчику грозит штраф 20-50 тыс. р.
Заказчики должны передавать сведения о подписанных контрактах в реестр. Помимо прочего, в отношении поставщиков, действия которых были признаны недобросовестными, заказчики должны передавать сведения в контролирующий орган для включения в РНП. За непередачу или передачу недостоверных сведений о поставщике заказчику грозит штраф 20-50 тыс. р., согласно ст. 7.31.

44-ФЗ также предполагает штрафные санкции за несоблюдение порядка в части возврата поставщику обеспечения. При возврате с задержкой на 3 рабочих дня штраф составит 5-30 тыс.р., согласно ч. 1 ст. 7.31.1. Если просрочка за возврат обеспечения составит более 3 дней, то штраф для должностного лица составит 15 тыс. р., для заказчика – 90 тыс. р. по ч. 2 ст. 7.31.1.

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность наступает не за нарушение законодательства о закупках, а за совершение преступлений. В числе наиболее распространенных деяний, которые преследуются по нормам УК:

  1. Мошенничество по ст. 159 УК. Наказание за проступок составляет до 10 лет лишения свободы.
  2. Получение взятки по ст. 290 УК. Например, за победу на тендере или содействие в приемке работ. Наказание по данной статье – до 15 лет лишения свободы или штраф в сумме, в 70 раз превышающей взятку.
  3. Посредничество во взяточничестве по ст. 291.1 УК для лиц, которые передадут взятку от участника представителю заказчика. Наказание по указанной статье составляют до 7 лет лишения свободы или 30-кратный размер взятки.
  4. Нецелевое расходование бюджетных денег по ст. 285.1 УК. Наказание грозит при сумме нецелевых расходов в размере свыше 1,5 млн р. и составляет вплоть до 5 лет лишения свободы. Если траты составят меньшую сумму, то сторонам грозит административное наказание по ст. 15.14 КоАП в виде штрафа, который составляет 50 тыс. р.

Таким образом, под заказчиком в рамках системы госзакупок подразумевается лицо, которое закупает товары, работы и услуги для государственных нужд, региональных нужд и муниципальных нужд или для конкретного предприятия или учреждения на бюджетные средства. Заказчиком по 44-ФЗ выступает лицо, которое действует в интересах РФ, субъектов и принимает бюджетные обязательства. Перечень юридических лиц, которые должны осуществлять закупки по нормам 44-ФЗ, приведен в пп. 5-7 ч. 1 ст. 3 44-ФЗ.

Поможет ли единый госзаказчик повышению эффективности

Централизация закупок в определенный момент может нести выгоды в связи с экономией на масштабе, сокращением административных издержек и облегчением контроля, говорит директор Института повышения конкурентоспособности Алексей Ульянов. «Но есть риски бюрократизации, а также, как часто шутят, — если закупки централизуют, то возрастет процент отката», — рассуждает собеседник РКБ.

Проблема системы госзаказа не в госзаказчиках, а в правоприменении законов — оно происходит формально, говорит партнер, руководитель практики по недвижимости и инвестициям адвокатского бюро «Качкин и партнеры» Дмитрий Некрестьянов. «Зачастую происходит следующее: или на тендер приходит компания, которая получает заказ с помощью жесткого демпинга, а потом ничего не строит, или конкурс проводится под конкретную компанию, то есть превращается в формальность, которая растягивает сроки проекта», — рассуждает Некрестьянов.

Ульянов полагает, что при создании единого госзаказчика в форме публично-правовой компании власти смогут перейти с закупок по 44-ФЗ «О госзакупках» к 223-ФЗ, которые регламентирует закупки госкорпораций и компаний с государственным участием.

«Работать по 44-ФЗ просто невозможно, и его исполнение ведет не к экономии средств, а к некачественным закупкам. Растут мошеннические схемы, в результате государство покупает ненужное по завышенным ценам. 223-ФЗ, хотя и совсем не идеален, но менее забюрократизирован и более настроен на результат, поэтому желание государства перейти в закупках на него понятно», — уверен Ульянов.

 

Источники
  • https://44fzrf.ru/goszakaz/
  • https://pravo.team/zakupki/44/zakazchik.html
  • https://goskontract.ru/shkola-goszakupok/kto-takie-gosudarstvennye-zakazchiki
  • https://pravo.team/zakupki/44/gosudarstvennyi-zakazchik.html
  • https://zakonguru.com/goszakupki/44/goszakazcik.html
  • https://www.rbc.ru/business/25/09/2020/5f6dfe809a79478ef3eaff6e

tett
Зарплатто.ру - сайт о зарплатах и доходах, деньгах и финансах