Изменение цены контракта по 44-ФЗ: возможно ли ее увеличение на 10 процентов?

Содержание
  1. Правовое регулирование
  2. Возможность изменения цены контракта
  3. В каких случаях возможно уменьшение цены контракта по 44-ФЗ
  4. Условия изменения цены
  5. Что нужно сделать, чтобы уменьшить стоимость
  6. Что такое понижающий коэффициент?
  7. Когда можно уменьшить цену контракта?
  8. Как рассчитать коэффициент для снижения цены по 44-ФЗ
  9. Закон № 44-ФЗ и упрощенная система налогообложения
  10. Ограничения по одностороннему изменению цены контракта
  11. Двойное налогообложение поставщика
  12. НДС как прибыль поставщика
  13. Алгоритм изменения цены
  14. 1. Увеличение цены контракта по 44 ФЗ
  15. 2. Увеличение цены контракта на 10 процентов
  16. 3. Изменение увеличения цены контракта 44 ФЗ
  17. Изменение цены контракта при пересмотре НДС
  18. Изменение цены до подписания контракта
  19. Как снизить цену контракта в электронном запросе котировок?
  20. Возможно ли уменьшение цены контракта на сумму НДС по 44-ФЗ
  21. Закупка у единственного поставщика
  22. Как составить дополнительное соглашение об уменьшении цены контракта?
  23. Ответственность за нарушение порядка пересмотра стоимости

Правовое регулирование

Возможность и порядок внесения изменений в цену контракта по 44-ФЗ допускается с опорой на положения:

  • ст. 95 44-ФЗ;
  • Гражданского кодекса.

Ответственность сторон за нарушение положений контрактной системы указана в КоАП.

Для уменьшения цены и одновременного сокращения количества товаров или объемов работ и услуг нужно использовать методику, утвержденную Постановлением Правительства №1090 от 2013 года.

Возможность изменения цены контракта

На основании п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса договор между сторонами не может быть подписан без достижения согласия по предмету сделки и условий, которые названы в качестве существенных. С учетом ст. 34 44-ФЗ можно сделать вывод, что цена контракта входит в число существенных условий. По общим правилам изменение существенных условий не допускается, но в ч. 1 ст. 95 44-ФЗ прописаны исключения.

Стоимость исполнения государственного контракта можно пересмотреть в сторону уменьшения, если объем поставки сохраняется, но поставщик согласен добровольно пересмотреть цену (на основании п. 1 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ). Увеличение стоимости по этому основанию не допускается. Сниженная цена контракта фиксируется в данном случае в дополнительном соглашении.

При изменении доведенных до заказчика лимитов бюджетных обязательств тот так же вправе пересмотреть цену в сторону уменьшения. При этом необходимо соразмерно уменьшить объем поставки товаров, работ и услуг с учетом правил из методики Постановления Правительства от 2013 года №1090. В первую очередь, заказчику следует оплатить контракты на поставку товаров в целях нормального жизнеобеспечения, по которым поставщиком были исполнены обязательства. Но если подрядчик соглашается не снижать объемы работ или поставки, несмотря на снижение цены контракта, то можно оставить их в силе и не пересчитывать.

При снижении регулируемой цены на товар цену контракта также можно пересмотреть в меньшую или большую сторону. При этом нужно сохранить неизменными объем и качество продукции, а изменять условия можно только при достижении соглашения между сторонами. Если тарифы в период реализации контракта были пересмотрены, то необходимо умножить новый тариф на недопоставленные товары, работы и услуги. Например, в ходе исполнения контракта на водоснабжение изменились тарифы на воду. Затем подписывается дополнительное соглашение с пересмотренными условиями.

Стоимость контрактов с ценой исполнения, которая превышает размер по Постановлению Правительства №1186 от 2013 года, допускается изменять в большую или меньшую сторону по решению органов исполнительной власти. Это правило распространяется на контракты:

  1. Для федеральных и региональных нужд, подписанные на три года.
  2. Для муниципальных нужд, подписанные на год.
Для федеральных контрактов минимальная цена составляет 10 млрд р., региональных – 1 млрд р., местных – 500 млн р. Исключение составляют федеральные контракты на выполнение клинических исследований лекарств для медицинских целей. Для подобных целей минимальный лимит установлен в размере 40 млн р. Пересмотр цены контракта по указанному основанию происходит через подписание дополнительного соглашения.

Допускается изменение цены и при изменении перечня услуг на лечение российского гражданина за пределами РФ. Первоначальная стоимость контракта уменьшается на цену услуг, которые остались невостребованными. Затем новые договорные условия фиксируются в дополнительном соглашении (на основании п. 7 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ).

В каких случаях возможно уменьшение цены контракта по 44-ФЗ

Статья 95 44-ФЗ описывает ситуации, в которых допускается уменьшение цены договора по инициативе выгодоприобретателя:

    1. Сохранение поставки неизменного объема.Уменьшение цены контракта без изменения объема по 44-ФЗ при заключении соглашения возможно, однако подобная ситуация встречается нечасто. Причина в том, что поставщик сразу предлагает минимальную стоимость.Такое снижение цены контракта без изменения количества товара по 44-ФЗ допускается при закупке жизненно необходимых лекарств, обладающих фиксированной стоимостью. Победитель тендера изначально прописал в заявке определенное торговое наименование, поэтому должен отталкиваться от стоимости, установленной на государственном уровне. Согласно п. 2 ч. 10 ст. 31, заказчик обязан отказаться от подписания соглашения с поставщиком, если он не готов уменьшить расценки.
    2. Корректировка объема ТРУ.Уменьшение цены контракта без изменения объема по 44-ФЗ происходит редко, тогда как такая ситуация более распространена. Заказчик может предложить исполнителю произвести уменьшение цены контракта, но не более чем на 10 процентов от стоимости ТРУ (товаров, работ, услуг) по 44-ФЗ. В качестве разъяснения стоит отметить, что расценки сокращаются пропорционально объему, в соответствии со стоимостью единицы ТРУ. Чтобы вычислить данную сумму, делят изначальную стоимость договора на предусмотренное количество товаров.
    3. Внешние обстоятельства, из-за которых участники соглашения не могут выполнить его условия.Речь идет о контрактах для нужд федерального масштаба или субъекта РФ, срок исполнения которых не может быть менее 3 лет. Соглашения для муниципальных нужд рассчитываются не менее чем на год. Стоимость контракта должна быть равна либо превышать сумму, зафиксированную в постановлении Правительства № 1186 от 19.12.2013 г.Для государственных контрактов, обеспечивающих федеральные нужды, максимальная сумма – 10 миллиардов рублей, для региональных нужд данная цифра находится на уровне миллиарда рублей и она в два раза меньше для местных. Исключение составляет федеральный госконтракт, цель которого состоит в проведении клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения. Для него максимальный порог – 40 миллионов рублей.
  1. Изменение стоимости контракта допускается во всех названных случаях, если есть соответствующее решение Правительства, высшего исполнительного органа субъекта РФ, местной администрации по договорам для обеспечения нужд соответствующего уровня.
  2. Изменение регулируемых тарифов.Если происходит уменьшение тарифов на электрическую, тепловую энергию, услуги связи, государство не должно переплачивать за услуги исполнителя. Поэтому стоимость контракта снижается аналогично тарифу
  3. Уменьшение ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств.Достаточно часто случается, что заказчику снижают объемы финансирования. Для сторон договора такая ситуация становится форс-мажорным обстоятельством.Аналогично всем остальным примерам, расчет снижения производится пропорционально уменьшенному объему, при этом заказчик и поставщик утверждают новый объем закупки посредством принятой постановлением Правительства № 1090 от 28.11.2013 «Методики сокращения количества РУ при уменьшении стоимости контракта».
  4. Корректировка списка услуг в процессе лечения гражданина РФ за пределами страны.Если пациент начинает выздоравливать, список необходимых лекарств может сократиться, как и цена договора.Помните: стоимость соглашения снижается лишь в том случае, когда документация допускает соответствующую возможность (п. 1 ч. 1 ст. 95).

Условия изменения цены

Изменение цены после подписания госконтракта допустимо, если:

  • внесение корректировок в контракт допускается по условиям закупки;
  • цена контракта превышает значение, устанавливаемое Постановлением №1186 при невозможности исполнить обязательства на текущих условиях;
  • изменились регулируемые тарифы;
  • уменьшилось финансирование госзаказчика из бюджета.
Важно учесть, что изменение цены контракта после его подписания при наличии соответствующего условия в извещении о закупке допустимо только по взаимному согласию заказчика и исполнителя, при отсутствии соглашения цена может измениться только по решению арбитражного суда.

Изменение тарифов на энергоносители и коммунальные услуги является достаточным основанием для изменения цены контракта, если для его надлежащего исполнения требуется электричество, постоянное водоснабжение и т. д. Урезание закупочного бюджета госзаказчика происходит независимо от его воли, поэтому также является основанием для изменения цены.

Обычно стороны изменяют цену контракта при изменении объема поставляемых товаров, выполняемых работ или услуг, при этом максимальный предел изменения цены составляет 10% от действующей цены контракта.

Цена изменяется пропорционально изменению объема поставок, например, если по контракту заказчик должен получить 10 единиц товара за 10000 рублей, то при поставке 11 единиц цена увеличивается до 11000 рублей. При этом после подписания контракта нельзя докупать ранее незаявленные товары, можно только увеличить или уменьшить количество уже обозначенных товаров.

Если заказчику требуются другие товары от данного поставщика или нужно увеличить объем поставок более, чем на 10%, то необходимо организовывать новую закупку.

Важно учесть, что если контракт подписан с единственным поставщиком, то изменение цены в сторону уменьшения допустимо без уменьшения объема поставок товаров.

Что нужно сделать, чтобы уменьшить стоимость

Чтобы снизить цену контракта, заказчику следует придерживаться определенного алгоритма.

Шаг 1. Проверка положений документации и договора.

Необходимо уточнить условия объявленной закупки. К примеру, изначально при публикации заказчик может предусмотреть в документации и контракте раздел «Информация о возможности изменить условия» и использовать следующую формулировку, позволяющую уменьшать стоимость.

Шаг 2. Анализ причины изменения.

Заказчик должен проанализировать, подходит ли его случай под установленный законом о контрактной системе.

Шаг 3. Уведомление поставщика о планируемом снижении стоимости.

В целях оперативного разрешения вопроса о возможности изменения цены заказчику целесообразно направить поставщику сопроводительное письмо, указывающее на предложение изменить стоимость договора (уточним, что в некоторых случаях это не право поставщика снизить расценки, а его обязанность: предел стоимости лекарственных препаратов, уменьшение регулируемых тарифов и др.).

Как оформить сопроводительное письмо, какую информацию в него включать — приведено в отдельной статье «Как правильно написать сопроводительное письмо к документам при осуществлении закупок».

Шаг 4. Составить дополнительное соглашение.

Необходимо документально зафиксировать взаимное согласие сторон об уменьшении стоимости договора.

Форма соглашения нормативно-правовыми актами не урегулирована, можно указать следующие данные:

  • контактные данные заказчика и поставщика;
  • вывод о взаимном решении об уменьшении цены с указанием пункта документации и контракта;
  • указание на нормы договора, подлежащие изменению (цена, объем);
  • реквизиты и подписи.

Соглашение составляется в письменной форме в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для заказчика и поставщика.

Что такое понижающий коэффициент?

В ч.10 ст.70 44-ФЗ отмечается, что государственный контракт заключается на условиях, указанных заказчиком в извещении на проведение закупки и документации к ней, по цене, предложенной победителем закупки.

Понижающий коэффициент – это соотношение итоговой цены, предложенной победителем торгов к начальной максимальной цене контракта, выраженное в процентном показателе.

Однако не только 44-ФЗ о контрактной системе руководствуется заказчик при определении цены договорных обязательств, но и Письмом Минфина РФ от 2017 г. №24-01-06/64782, от 2015 года №Д28и-3334, Письмом ФАС РФ от 2018 года №АЦ/61403/18.

Расчет понижающих коэффициентов применяется при поставке нескольких позиций определенной продукции, отдельных услуг или нескольких этапов работы. В этих случаях организатор торгов должен пересчитать стоимость каждой позиции или каждого этапа пропорционально полученному коэффициенту понижения.

При этом в проекте контракта указывать коэффициент не обязательно, а вот в сметной таблице, которая является неотъемлемой частью документации, заказчик должен уменьшить каждую позицию на рассчитанный процент.

На практике это выглядит так: при проведении электронного аукциона на строительно-отделочные работы будущий исполнитель указал общую стоимость исполнения обязательств. Заказчику же при составлении проекта работ предстоит пересчитать все этапы работы, применяя коэффициент снижения. Заказчик имеет право включить в документацию о закупке и извещение условия об использовании понижающего коэффициента за единицу товара.

Когда можно уменьшить цену контракта?

В ходе проведения закупки по 44-ФЗ цена контракта может поменяться. Соотношение итоговой цены контракта и начальной является исчисляемой величиной, которая называется коэффициентом снижения цены контракта по 44-ФЗ. Это соотношение сумм выражается в процентном показателе.

Снижение цены происходит в нескольких случаях:

  1. Исполнитель снижает цену, не изменяя объем и качество поставок. В этом случае составляется дополнительное соглашение, в тексте которого отмечается новая стоимость договорных обязательств. Однако, если сумма контракта стала ниже порога, влияющего на штрафы, в допсоглашение вносится пересчитанная величина взысканий (ч.2, 5, 8 ст.34 44-ФЗ, Письмо Минэкономразвития № Д28и-3400 от 12.12.2016 г.).
  2. В ходе закупки заказчику потребовалось сократить объем закупаемой продукции. В этом случае позволяется снизить цену контракта не более чем на 10% (пп. «б» п.1 ч.1 ст.95 44-ФЗ, Письмо Минэкономразвития № ОГ-Д28-4691 от 19.04.2017 г.). А расчет коэффициента понижения зависит от стоимости одной единицы товара или услуги. В дополнительном соглашении организатор торгов указывает новые стоимость, объемы поставки и новые штрафы (при необходимости).
  3. Контракт заключен согласно Постановлению Правительства РФ № 1086. В этом случае право изменять ценовые условия договорных обязательств основано на указании Правительства РФ, государственных органов субъекта РФ или местных ведомств (п. 2-4 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ). При этом изменять можно не только стоимость контракта, но и объемы и сроки поставляемой продукции. Все необходимые моменты также вносятся в дополнительное соглашение.
  4. Урезан бюджет у казенного учреждения. Возможно два варианта развития событий:
  • Исполнитель соглашается со снижением суммы, и стороны подписывают допсоглашение.
  • Исполнитель не принимает возникшие условия. В этом случае Заказчик прописывает в допсоглашении пропорционально сниженные объемы продукции к уменьшенной цене договора.
  1. Снижение тарифных показателей (п.5 ч.1 ст.95 44-ФЗ). В тексте дополнительного соглашения указывается новый расчет – остаток объема поставки умножается на новый тариф.

Кроме перечисленных ситуаций есть еще одна, когда возможно снижение ценовых показателей: заключение контракта на лечение гражданина РФ за рубежом. Сумма обязательств может уменьшиться при сокращении перечня медицинских услуг (п.7 ч.1 ст.95 44-ФЗ). Чтобы правильно рассчитать коэффициент снижения цены в этом случае, достаточно из НМЦК вычесть сумму отмененных услуг. Организатор закупки также составляет допсоглашение и подписывает его у исполнителя.

Как рассчитать коэффициент для снижения цены по 44-ФЗ

Понижающий коэффициент для госконтракта рассчитывают, чтобы провести уменьшение его стоимости либо принять решение о применении антидемпинговых мер по отношению к исполнителю. Понижающий коэффициент – это определенный процент, и для его вычисления необходимо знать начальную цену договора, обладать данными из закупочной документации, представлять себе итоговую стоимость.

Заказчик сравнивает изначально представленную и реальную стоимость контракта и может использовать по отношению к поставщику антидемпинговые меры либо отказаться от подобных действий. Соответствующие меры применяются в случае, когда потенциальный исполнитель предложил стоимость на четверть ниже НМЦК и победил в тендере. Тогда он обязан внести больший залог, а именно – в полтора раза превышающий стандартное обеспечение исполнения контракта.

ФАС рекомендует не округлять полученную величину снижения до целого значения, так как есть четкие правила относительно снижения цены на 25 % и более по 44-ФЗ. Судебные органы придерживаются такого же мнения. По постановлению 18 арбитражного апелляционного суда от 2015 г. по делу №А07-13054/2015 заказчик не имел права применять антидемпинговые меры, поскольку НМЦК была снижена не на 25 %, а на 24,9973 %.

Для расчета коэффициента уменьшения стоимости договора используют формулу:

Коэффициент снижения = Окончательное ценовое предложение поставщика / НМЦК в извещении.

Допустим, согласно документам, НМЦК составляет 1 000 000 рублей, а сумма госконтракта равна 850 000 рублей, тогда коэффициент рассчитывается как: 850 000 / 1 000 000 = 0,85.

Закон № 44-ФЗ и упрощенная система налогообложения

По Закону № 44-ФЗ, о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, уменьшение цены контракта на сумму НДС в случае, если победитель торгов находится на упрощённой системе налогообложения, является незаконным.

Ограничения по одностороннему изменению цены контракта

В Законе № 44-ФЗ отсутствуют положения, позволяющих заказчику в одностороннем порядке уменьшать цену контракта в зависимости от применяемой победителем системы налогообложения, следовательно, контракт заключается по цене, предложенной победителем (Письмо ФАС России от 18.06.2019 № ИА/50880/19 «О разъяснении положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ „О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд“ в части заключения государственного контракта с победителем закупки, применяющим упрощенную систему налогообложения»).

Двойное налогообложение поставщика

В случае выставления лицами, не являющимися налогоплательщиками НДС, в том числе организациями и индивидуальными предпринимателями, перешедшими на УСН, покупателю товаров (работ, услуг) счета-фактуры с выделением суммы НДС вся сумма налога, указанная в этом счете-фактуре, в соответствии с пунктом 5 статьи 173 НК РФ подлежит уплате в бюджет.

Вместе с тем, ФАС России обращает внимание, что в указанных случаях зачастую на стадии исполнения государственного контракта заказчики отказываются подписывать акт сдачи-приемки товара, если не выставлена счет-фактура с выделением суммы НДС, ссылаясь на условие контракта, что цена включает НДС.

Таким образом, под угрозой одностороннего расторжения контракта и включения в реестр недобросовестных поставщиков, исполнители, применяющие УСН, вынуждены выставлять счет-фактуру и уплачивать НДС, что фактически приводит к двойному налогообложению и ущемлению их прав.

В этом случае уменьшение суммы контракта на сумму НДС является явной дискриминацией прав исполнителя, который находится на упрощённой системе налогообложения, т.к. в своей деятельности он уплачивает НДС поставщикам в составе единого платежа (счета), при этом у него отсутствует право на его возмещение со стороны заказчика. Таким образом, у исполнителя, находящегося на упрощенной системе, обязанность уплаты НДС есть, а права на его возмещение нет. Налоговая нагрузка в данной ситуации полностью ложится на исполнителя. При этом, обязанность уплатить НДС в бюджет прямым платежом есть ни что иное как двойное налогообложение.

НДС как прибыль поставщика

В отдельных случаях суды поддерживают подход, согласно которому сумма НДС признается прибылью участника закупки, ведь возможность уменьшения цены контракта на сумму НДС ввиду применения упрощенной системы налогообложения законодательством не предусмотрена, так как участник не является плательщиком данного налога (Определение Верховного Суда РФ от 16.11.2018 № 308-ЭС18-18914 по делу № А53-29054/2017</a>; Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 18.12.2017 № Ф03-4850/2017</a>; Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 07.07.2017 по делу № А15-3160/2016).

Таким образом, существует четкая позиция, согласно которой уменьшение цены контракта, заключаемого в соответствии с Законом № 44-ФЗ, на размер НДС в случае победы исполнителя, который находится на упрощенной системе, является незаконным.

Алгоритм изменения цены

Порядок изменения цены вследствие невозможности исполнить контракт на прежних условиях включает следующие шаги:

  1. Исполнитель направляет заказчику письмо с предложением уменьшить цену контракта.
  2. Заказчик рассматривает предложение и формирует запрос в вышестоящий орган исполнительной власти о снижении цены закупки.
  3. Орган исполнительной власти созывает комиссию для рассмотрения вопроса о снижении цены закупки.
  4. Комиссия принимает решение о снижении цены или об отказе.

В письме к заказчику исполнитель приводит расчеты, указывающие на невозможность выполнить обязательства в связи с ростом тарифов, повышением стоимости сырья и т. д.

Муниципальный заказчик направляет запрос о снижении цены в городскую администрацию, а региональные и федеральные заказчики – в Правительство РФ.

Комиссия изучает изложенные исполнителем аргументы, при необходимости проводит аудит уже исполненной части контракта и осуществляет анализ рынка. После установления правомочности аргументов исполнителя комиссия анализирует, на какую сумму можно увеличить бюджет закупки.

Итоговое решение оформляется в виде Постановления местных или федеральных властей, документ должен содержать сумму, на которую увеличена цена контракта, аргументацию и дату принятия решения.

Решение комиссии оформляется в виде Постановления главы города или Правительства РФ и вступает в силу с момента подписания, становясь неотъемлемой частью контракта. Дополнительное соглашение при этом не заключается.

При уменьшении финансирования закупки из бюджета заявление в исполнительную власть направляет заказчик. Орган исполнительной власти проверяет данные заявления и выпускает постановление об изменении цены конкретной закупки без созыва комиссии на основании:

  • заявления заказчика;
  • нормативного акта об урезании бюджета;
  • расчетов суммы снижения цены закупки.

1. Увеличение цены контракта по 44 ФЗ

Существует не так много вариантов, при которых можно разбогатеть, поэтому некоторые лица прибегают к нечестным способам, хотя этого делать категорически нельзя.
Если заказчик остался доволен заключением контракта с поставщиком, тогда можно продолжать выполнять условия, который указаны в договоре. При этом можно увеличить объем работ по контракту или количество товаров.
Поставщик ни в коем случае не может производить увеличение НМЦК. Даже при условии, когда в работе или оказании услуг будет иметься особая нужда, но поставщик не может их выполнять без наличия заключения нового контракта.
В данном случае не может оказывать значение как выполняет свою работу поставщик или в какие самые короткие сроки он осуществляет поставку товаров.
Поставщик не должен вестись на просьбы заказчика по увеличению объема работ, даже если заказчик обещает за это хорошо заплатить. Если вы сделаете это, то вы можете остаться без оплаты и потратите свое время на судебные разбирательства.
Данный способ может подойти, если вы осуществили уменьшение цены на закупку или понизили при котировке цену контракта. Подробнее о том как происходит заключение контракта по 223 ФЗ смотрите в данной статье.

2. Увеличение цены контракта на 10 процентов

При осуществлении уменьшения НМЦК вы имеете возможность с помощью дополнительного соглашения увеличить цену контракта на 10 процентов, но она должна быть не больше НМЦК. Но вместе с ценой контракта должно произойти увеличение количества товара, услуг, они указаны в контракте.
Стоит обратить особое внимание на то, что поставщик они не указаны в спецификации.

3. Изменение увеличения цены контракта 44 ФЗ

Существуют ситуации, при которых происходит внесение корректировок при увеличении цены государственного контракта, они указаны в ст 95 44 ФЗ. Согласно принятому решению Правительства России может происходить изменение цены, при условии того, что контракт существующей стоимости просто невозможно.
Контракт может быть изменен со стороны местной организацией, но при условии того, что исполнять контракт на прежних условиях уже нельзя, а также если срок контракта составляет менее 1 года. Может произойти изменение цены контракта, если происходит изменение цен на услуги и товары, которые регулируются Правительством России.
Цена договора может быть скорректирована, если происходит изменение лимитов бюджетных средств, которые выделяются для обеспечения потребностей заказчика.
В большинстве случае происходит сокращение бюджетного финансирования, а при этом объемы закупок ТРУ снижаются. На основании этого процесса происходит составление дополнительного соглашения с исполнителем, но помимо этого происходит рост стоимости контракта согласно 44 ФЗ. Данное действие полностью регламентируется п 6 ст 161 БК РФ.
При ситуациях с привлечением к участию иностранных организаций рост стоимости возможен при заключении госконтракта, на основании которого предусматривается совершение работ по лечению граждан России за рубежом и др работ. Но только если эта возможность прописана в контракте.

Изменение цены контракта при пересмотре НДС

В 2019 году действовало еще одно основание для изменения цены. Оно связано с увеличением налоговой ставки НДС с 18 до 20% в текущем году. До октября 2019 года заказчикам разрешено было изменять цену по контрактам при условии, что они были подписаны до 2019 года, но только в пределах увеличения размера НДС. Если заказчики не успели изменить цену и ставку налога в контракте, то они должны работать на прежних условиях. Для увеличения цены по указанному основанию необходимо было одновременное соблюдение четырех условий:

  • государственный контракт менялся по соглашению сторон;
  • контракт подписан до 2019 года, а приемка работ происходит после 2019 года;
  • в контракте была указана прежняя ставка НДС;
  • изменение контракта допускается исключительно в пределах доведенных до заказчика лимитов.

Для поставщиков необходимость пересмотра цены контракта в условиях роста НДС очевидна, а у заказчиков с этим могли возникнуть определенные сложности, так как они не вправе не учитывать бюджетные лимиты.

Нередко споры вызывал вопрос в отношении включения НДС в цену контракта, в котором победил «упрощенец» (организация, применяющая УСН). Прямого ответа в 44-ФЗ относительно того, нужно ли исключать НДС, не содержится. Но в письме Минфина №03-07-11-72354 от 2017 года министерство высказало несогласие с уменьшением цены контракта для поставщика на УСН на сумму НДС.

Изменение цены до подписания контракта

Изменение цены контракта в большую сторону допустимо до подписания государственного контракта, но при соблюдении ряда правил. Такая необходимость у заказчика может быть вызвана желанием закупить дополнительный товар за счет сэкономленной суммы. В данном случае заказчик может попробовать приобрести дополнительные товары на сумму разницы между НМЦК и ценой контракта, если победитель согласится на такие условия.

Для того чтобы увеличить цену контракта до НМЦК, необходимо соблюдение некоторых дополнительных условий:

  1. Данный порядок может действовать только при договорах поставки товаров, при закупке работ и услуг увеличить цену контракта нельзя.
  2. Цена должна находиться в пределах НМЦК.
  3. Условия об увеличении цены должны содержаться в закупочной документации.
  4. Цена единицы товара рассчитывается в виде деления новой цены контракта на количество предмета закупки.
Поставщик может принять предложение заказчика или отказаться от него. В последнем случае контракт подписывается по старым условиям, которые стали известны по результатам закупки. Никаких санкций для поставщика за отказ от предложения заказчика не предусмотрено.

Если поставщик принял предложение заказчика, то контракт подписывается на новых условиях без дополнительных соглашений.

Как снизить цену контракта в электронном запросе котировок?

При проведении электронного запроса котировок по 44-ФЗ ценовые условия также могут меняться. Ценовые условия могут измениться и для запроса котировок в электронной форме. Понижающий коэффициент для этого вида конкурентной борьбы возможно применять в следующих случаях:

  • понижение регулируемых тарифов на поставляемую продукцию (п.5 ч.1 ст.95 44-ФЗ);
  • уменьшение бюджетного лимита для казенных учреждений (п.6 ч.1 ст.95 44-ФЗ).

Иных случаев, кроме этих двух, не предусмотрено (ч.1 ст.95 44-ФЗ, Письмо Минфина № 24-03-07/79960 от 01.12.2017 г., Минэкономразвития № Д28и-999 от 18.04.2016 г.). В нормативной документации дается разъяснение: т.к. для запроса котировок не требуется составление закупочной документации, то и порядка исчисления понижающего коэффициента от суммы НМЦК, нет.

За нарушение положений законодательства к заказчику применяется штраф – от 20 тыс. руб. до двойного размера потраченного бюджета (ч.4, 5 ст. 7.32 КоАП РФ).

Возможно ли уменьшение цены контракта на сумму НДС по 44-ФЗ

В тендерах на госзакупки могут участвовать предприятия на УСН. В таких случаях обе стороны договора должны понимать, как будет определяться цена контракта и есть ли необходимость в том, чтобы вычитать НДС из основной цены?

По закону 44-ФЗ, уменьшать цену договора на размер данного налога запрещено, если исполнитель использует УСН.

В 44-ФЗ нет положений, позволяющих заказчику произвести уменьшение цены контракта на основе информации о системе налогообложения победителя тендера. При подписании контракта используется цена, заявленная победителем, о чем говорится в письме Федеральной антимонопольной службы РФ от 18.06.2019 № ИА/50880/19 «О разъяснении положений ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок ТРУ для государственных и муниципальных нужд» в части заключения государственного контракта с победителем закупки, применяющим УСН».

Если исполнитель не платит НДС, используя УСН, и выставляет клиенту счет-фактуру с выделением суммы НДС, налог необходимо уплатить в бюджет, согласно п. 5 ст. 173 НК РФ.

ФАС РФ обращает внимание на то, что в указанных случаях заказчики нередко не подписывают акт сдачи-приемки без счета-фактуры с выделением суммы НДС. При этом они ссылаются на пункт, по которому цена включает НДС. В результате чего договор может быть расторгнут в одностороннем порядке, а сам исполнитель окажется в реестре недобросовестных поставщиков. В итоге компаниям на УСН приходится подготавливать требуемый документ и уплачивать НДС. Иными словами, такие участники тендера подвергаются двойному обложению налогом.

Уменьшение размера контракта на сумму данного налога представляет собой несоблюдение прав исполнителя на «упрощенке», так как он уплачивает НДС в составе единого платежа поставщикам и лишен возможности вернуть сумму из средств заказчика. Иными словами, исполнитель на УСН обязан уплатить НДС, но не имеет права его возместить. Такая обязанность – это повторная уплата налога.

В некоторых случаях суды подтверждают, что НДС – прибыль исполнителя, так как цена контракта не должна быть сокращена на эту сумму при работе на УСН, ведь в данном случае поставщик не считается плательщиком НДС (Определение Верховного Суда РФ от 16.11.2018 № 308-ЭС18-18914 по делу № А53-29054/2017; Постановление Арбитражного суда ДФО от 18.12.2017 № Ф03-4850/2017; Постановление Арбитражного суда СКФО от 07.07.2017 по делу № А15-3160/2016).

Уменьшение цены контракта на сумму НДС является незаконным при работе с поставщиком на УСН.

Закупка у единственного поставщика

Уменьшение цены контракта при закупке у единственного поставщика осуществляется без созыва комиссии, а путем заключения дополнительного соглашения, при этом в орган исполнительной власти муниципалитета направляется извещение об уменьшении цены контракта с приведением обоснований в течение одного рабочего дня после подписания соглашения. Исполнительный орган власти может оспорить уменьшение цены в течение 3 дней после получения извещения.

Как составить дополнительное соглашение об уменьшении цены контракта?

Когда исполнитель согласен с изменяемыми условиями договора, составляется дополнительное соглашение. В нем прописываются стандартные пункты:

  • новая цена;
  • новый объем поставки, если снижение произошло из-за сокращения поставки (пп. «б» п.1 ч.1 ст.95 44-ФЗ);
  • новые ценовые условия. Если количество продукции не изменилось, можно обойтись только этим пунктом (пп.«а» п.1, п.5 ч.1 ст.95 44-ФЗ);
  • измененная величина применяемых штрафов (при необходимости).

Дополнительное соглашение составляется в 2-х экземплярах и подписывается обеими сторонами. В течение 5 рабочих дней после подписания организатор торгов направляет откорректированные сведения в органы, ответственные за ведение реестра контрактов. В противном случае заказчика ждет штраф – 20 тыс. руб.

Ответственность за нарушение порядка пересмотра стоимости

При нарушении заказчиком порядка изменения цены ему грозит ответственность в виде штрафа.

Если лицо подпишет допсоглашение об уменьшении или увеличении стоимости по основаниям, которые не прописаны в 44-ФЗ, то его привлекут к административной ответственности по ч. 4, 5 ст. 7.32 КоАП на сумму от 20 тыс. р. или в двухкратном размере от дополнительно потраченных денежных средств из бюджета.

Источники
  • https://pravo.team/zakupki/44/izmenenie-tseny.html
  • https://cett.biz/poleznaya-informaciya/statii/umenshenie-tseny-po-44-fz/
  • https://zakonguru.com/goszakupki/44/izmenenie-ceny.html
  • https://goskontract.ru/kontrakt/kak-umenshit-tsenu-kontrakta
  • https://azbukatenderov.ru/zakazchiku/koefficient-snizheniya-nachalnoj-maksimalnoj-ceny-kontrakta.html
  • https://www.klerk.ru/buh/articles/490299/
  • https://cpp-group.ru/baza-znaniy-smp/poleznye-stati-i-sovety/uvelichenie-tseny-kontrakta/

tett
Зарплатто.ру - сайт о зарплатах и доходах, деньгах и финансах