Как построить дом на средства материнского капитала: пошаговая инструкция

Условия для получения маткапитала на строительство

Правом на улучшение условий проживания могут воспользоваться граждане, у которых в период после 2007 года появились дети (родились или были усыновлены).

С 2021 года МК выдается и при рождении первого ребенка, однако это возможно лишь при появлении на свет малыша после 1 января этого года.

Государственная поддержка распространяется только на лиц, являющихся гражданами РФ. Возводимый жилой дом должен располагаться на участке, находящемся на территории Российской Федерации. При этом сама земля должна иметь допустимый вид разрешенного использования (ИЖС) и принадлежать владельцу сертификата или супругу.

Вновь построенная недвижимость должна быть пригодна для проживания и оформляется в собственность всех членов семьи, а именно супруга и детей. Доли могут быть выделены как сразу после возведения дома, так и через полгода после окончания строительных работ, однако в последнем случае владелец сертификата должен дать письменное обязательство об этом, оформляемое нотариально.

Использовать МК для возведения жилого дома можно несколькими путями. Это непосредственно зависит от того, каким образом будет происходить строительство – самостоятельно либо при помощи строительной фирмы.

Общий алгоритм действий

  1. Выбрать подходящий земельный участок.
  2. Заключить договор с фирмой-подрядчиком.
  3. Обратиться в Пенсионный фонд с пакетом документов.
  4. Дождаться положительного решения и перечисления денег строительной организации.
  5. Строительство дома.
  6. Подписание заказчиком акта выполненных работ.
  7. Подтверждение целевой траты материнского капитала в ПФ: предоставление акта выполненных работ, распределение имущественной доли между всеми членами семьи.
Четкое соблюдение правил и требований ПФ по целевому использованию материнского капитала, а также следование алгоритму всех этапов строительства, начиная от выбора земельного участка и заканчивая распределением доли, — гарантия получения средств.

Покупка и оформление земельного участка в собственность

Перед тем, как оформлять маткапитал на строительство дома, нужно понимать, что земельный участок, на котором планируется возводить жильё должен принадлежать владельцу материнского сертификата (или супругу).

Оформление участка в собственность может происходить следующими способами:

  1. Купить земельный участок;
  2. Зарегистрировать право наследования;
  3. Составить договор ренты.

Важно помнить! Денежные средства государственной поддержки направляются только в случае улучшения жилищных условий.

Выбрать строительную фирму

Если Вы планируете строить дома самостоятельно своими силами, то этот шаг можете пропустить.

Но если будете привлекать строительную фирму, то к выбору нужно отнестись более ответственно.

При выборе фирму нужно учитывать:

  1. Количество выполненных работ (построенных домов и т.д.);
  2. Время существования на строительном рынке;
  3. Отзывы клиентов.

Важно знать! Перед заключением договора подряда со строительной компанией нужно уведомить её, что вы будете привлекать материнский капитал при расчёте.

Не все частные компании работает по данной схеме взаиморасчётов.

Собрать документы и обратиться в Пенсионный Фонд РФ

Прежде чем начать строительство на деньги материнского сертификата, придётся подготовить определённый пакет документов.

В обязательный состав документов входят:

  1. документ, удостоверяющий личность;
  2. СНИЛС;
  3. непосредственно сам сертификат;
  4. правоустанавливающие документы на землю, собственником которой является владелец материнского сертификата либо его супруг;
  5. письменно оформленное разрешение на возведение жилой недвижимости;
  6. заверение, что построенная недвижимость будет оформлена в собственность семьи не позднее, чем в течение 6 месяцев с момента окончания работ.

Документы из представленного выше перечня являются основными. В зависимости от индивидуальных особенностей ситуации могут дополнительно понадобиться и другие справки.

Полный перечень следует уточнить в ПФ РФ перед подготовкой пакета документов. Следует обратить внимание, что все бумаги должны быть действительны на дату предъявления. Это поможет существенно сократить время на проведение процедуры.

Готовый пакет документов передаётся в Пенсионный фонд, он рассматривается 30 дней. Это время отводится ПФ РФ для принятия положительного или отрицательного решения.

Если строительство будет одобрено, половину суммы переведут собственнику материнского сертификата. Остальные деньги выплачивают не ранее, чем через 6 месяцев. Однако придётся представить документы, подтверждающие процесс строительства, в течение этого полугодия.

Получение денежных средств на расчётный счёт

Последний шаг данной процедуры – это получение денег на расчётный счёт.

Порядок перечисления денег зависит от того, кому они переводятся:

  1. если на счет владельца материнского сертификата, то перечисление производится в 2 этапа: 1) через 2 месяца часть средств (не более половины от всей суммы), 2) остальная доля не раньше, чем через полгода;
  2. если на счет подрядчика, то перечисление производится 1 платежом.

Строительство дома

Если строительство будет осуществляться своими силами, то закон устанавливает сроки для владельца материнского сертификата: нужно успеть построить фундамент дома и его каркас за 6 месяцев (полгода). Так как только после этого будет перечислена на расчётный счет оставшаяся часть денег.

Получить деньги от ПФ и построить дом на материнский капитал

Если работы будут выполняться строителями (специалистами), то требуется меньше времени, поэтому в таком случае вся сумма переводится сразу им на счет.

В редакции федеральных законов.

Настоящий Федеральный закон устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.

Статья 1. Законодательство Российской Федерации о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей

1. Законодательство Российской Федерации о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также из издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, — меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом (далее — дополнительные меры государственной поддержки); (В редакции Федерального закона от 28.11.2015 № 348-ФЗ)

2) материнский (семейный) капитал — средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом;

3) государственный сертификат на материнский (семейный) капитал — именной документ, подтверждающий право на дополнительные меры государственной поддержки.

Статья 3. Право на дополнительные меры государственной поддержки

1. Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:

1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;

2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;

3) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года;

4) женщин, родивших (усыновивших) первого ребенка начиная с 1 января 2021 года; (Пункт введен — Федеральный закон от 01.03.2021 № 35-ФЗ)

5) мужчин, являющихся единственными усыновителями первого ребенка, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2021 года. (Пункт введен — Федеральный закон от 01.03.2021 № 35-ФЗ)

2. При возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не учитываются дети, в отношении которых данные лица были лишены родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление, а также усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц.

3. Право женщин, указанных в части 1 настоящей статьи, на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у отца (усыновителя) ребенка независимо от наличия гражданства Российской Федерации или статуса лица без гражданства в случаях смерти женщины, объявления ее умершей, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности и повлекшего за собой лишение родительских прав или ограничение родительских прав в отношении ребенка (детей), а также в случае отмены усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки. Право на дополнительные меры государственной поддержки у указанного лица не возникает, если оно является отчимом в отношении предыдущего ребенка, очередность рождения (усыновления) которого была учтена при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки, а также если ребенок, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, признан в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации, после смерти матери (усыновительницы) оставшимся без попечения родителей. (В редакции Федерального закона от 01.03.2021 № 35-ФЗ)

4. В случаях, если отец (усыновитель) ребенка, у которого в соответствии с частью 3 настоящей статьи возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, или мужчина, являющийся единственным усыновителем ребенка, умер, объявлен умершим, лишен родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершил в отношении своего ребенка (детей) умышленное преступление, относящееся к преступлениям против личности и повлекшее за собой лишение родительских прав или ограничение родительских прав в отношении ребенка (детей), либо если в отношении указанных лиц отменено усыновление ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, их право на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у ребенка (детей в равных долях), не достигшего совершеннолетия, и (или) у совершеннолетнего ребенка (детей в равных долях), обучающегося по очной форме обучения в образовательной организации (за исключением организации дополнительного образования) до окончания такого обучения, но не дольше чем до достижения им возраста 23 лет. (В редакции федеральных законов от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 01.03.2021 № 35-ФЗ)

5. Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у ребенка (детей в равных долях), указанного в части 4 настоящей статьи, в случае, если женщина, право которой на дополнительные меры государственной поддержки прекратилось по основаниям, указанным в части 3 настоящей статьи, являлась единственным родителем (усыновителем) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, либо в случае, если у отца (усыновителя) ребенка (детей) не возникло право на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, указанным в части 3 настоящей статьи.

6. Право на дополнительные меры государственной поддержки, возникшее у ребенка (детей в равных долях) по основаниям, предусмотренным частями 4 и 5 настоящей статьи, прекращается в случае его смерти или объявления его умершим.

7. Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) первого, второго, третьего ребенка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), и может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) первого, второго, третьего ребенка или последующих детей, в связи с рождением (усыновлением) которых возникло указанное право, за исключением случаев, предусмотренных частью 61 статьи 7 настоящего Федерального закона. (В редакции Федерального закона от 01.03.2021 № 35-ФЗ)

Статья 4. Федеральный регистр лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки

1. В целях обеспечения учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, и реализации указанного права осуществляется ведение федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки (далее — регистр).

2. Регистр содержит следующую информацию о лице, имеющем право на дополнительные меры государственной поддержки:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования;

2) фамилию, имя, отчество, а также фамилию, которая была у лица при рождении;

3) дату рождения;

4) пол;

5) (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 01.03.2021 № 35-ФЗ)

6) серию и номер паспорта или данные иного документа, удостоверяющего личность, дату выдачи указанных документов, на основании которых в регистр включены соответствующие сведения, наименование выдавшего их органа;

7) дату включения в регистр;

8) сведения о детях (фамилию, имя, отчество, пол, дату и место рождения, реквизиты свидетельств о рождении, очередность рождения (усыновления), гражданство);

9) сведения о материнском (семейном) капитале (размере материнского (семейного) капитала, выбранном направлении (направлениях) распоряжения им и о его использовании);

10) сведения о прекращении права на дополнительные меры государственной поддержки.

3. Информация о лице, содержащаяся в регистре, относится в соответствии с законодательством Российской Федерации к персональным данным граждан (физических лиц).

4. Ведение регистра осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения и социального развития.

5. Информация о лицах, содержащаяся в регистре, является государственным информационным ресурсом, функции оператора которого осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации.

6. Информация о лицах, содержащаяся в регистре, предоставляется Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами по межведомственным запросам органов, предоставляющих государственные услуги, или органов, предоставляющих муниципальные услуги, с соблюдением требований Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных». (Часть введена — Федеральный закон от 01.07.2011 № 169-ФЗ)

7. Информация об установлении дополнительных мер государственной поддержки лицам, указанным в части 2 настоящей статьи, размещается в Единой государственной информационной системе социального обеспечения. Размещение и получение указанной информации в Единой государственной информационной системе социального обеспечения осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». (Часть введена — Федеральный закон от 07.03.2021 № 56-ФЗ)

Статья 5. Государственный сертификат на материнский (семейный) капитал и его выдача

1. Лица, указанные в частях 1, 3 — 5 статьи 3 настоящего Федерального закона, или их законные представители, а также законные представители ребенка (детей), не достигшего (не достигших) совершеннолетия, в случаях, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 3 настоящего Федерального закона, вправе обратиться непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — многофункциональный центр) в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал на бумажном носителе или в форме электронного документа (далее — сертификат) путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами либо получить сертификат в беззаявительном порядке в соответствии с частью 12 настоящей статьи в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки. (В редакции Федерального закона от 01.03.2021 № 35-ФЗ)

11. Документы (копии документов, сведения), необходимые для вынесения решения о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата, запрашиваются Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами в органах, предоставляющих государственные услуги, органах, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы (копии документов, сведения) находятся в распоряжении таких органов либо организаций и лицо, получившее сертификат, не представило указанные документы самостоятельно. Соответствующие органы и организации обязаны рассмотреть межведомственные запросы Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов и направить ответ в срок, не превышающий пяти календарных дней со дня их поступления в такие органы и организации. (Часть введена — Федеральный закон от 01.07.2011 № 169-ФЗ)

12. Решение о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата выносится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, и сведений, запрашиваемых в соответствии с частью 4 настоящей статьи, в сроки, установленные частью 3 настоящей статьи. При поступлении в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о государственной регистрации рождения (усыновления) ребенка (детей), содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, и на основании сведений о страховом номере индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования женщины, родившей (усыновившей) ребенка (детей), территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации запрашивает сведения о государственной регистрации рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), а также сведения, указанные в части 4 настоящей статьи. (Часть введена — Федеральный закон от 01.03.2021 № 35-ФЗ)

2. Форма сертификата, правила подачи заявления о выдаче сертификата и правила выдачи сертификата (его дубликата) устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (В редакции Федерального закона от 23.07.2008 № 160-ФЗ)

3. Решение о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата выносится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в пятнадцатидневный срок с даты приема заявления о выдаче сертификата. Срок принятия решения о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата приостанавливается в случае непоступления в срок, установленный частью 4 настоящей статьи, запрашиваемых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации сведений. При этом решение о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата выносится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее чем в месячный срок с даты приема заявления о выдаче сертификата. (В редакции Федерального закона от 30.10.2021 № 390-ФЗ)

4. При рассмотрении заявления о выдаче сертификата территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе проверять достоверность сведений, содержащихся в представленных документах, и в случае необходимости запрашивать дополнительные сведения в соответствующих органах, включая сведения о фактах лишения родительских прав, об отмене усыновления, о совершении в отношении ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности и повлекшего за собой лишение родительских прав или ограничение родительских прав в отношении ребенка (детей), а также иные сведения, необходимые для формирования и ведения регистра, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и Единой государственной информационной системы социального обеспечения. Указанные запросы территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации подлежат рассмотрению соответствующими органами в срок, не превышающий одного рабочего дня с даты поступления таких запросов. (В редакции Федерального закона от 01.03.2021 № 35-ФЗ)

5. Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее чем через один рабочий день с даты вынесения соответствующего решения уведомляет лиц, указанных в части 1 или 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, об удовлетворении либо об отказе в удовлетворении их заявлений через многофункциональный центр, или с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, или иным способом в порядке, установленном статьей 52 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». При этом указанные лица имеют право получить в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации или многофункциональном центре выписку из регистра о выдаче сертификата. (В редакции Федерального закона от 01.03.2021 № 35-ФЗ)

6. Основаниями для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата являются:

1) отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с настоящим Федеральным законом;

2) прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным частями 3, 4 и 6 статьи 3 настоящего Федерального закона;

3) представление недостоверных сведений, в том числе сведений об очередности рождения (усыновления) и (или) о гражданстве ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникает право на дополнительные меры государственной поддержки;

4) прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки в связи с использованием средств материнского (семейного) капитала в полном объеме.

7. В случае отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата в соответствующем уведомлении излагаются основания, в соответствии с которыми территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации было принято такое решение. Решение об отказе в удовлетворении заявления о выдаче сертификата может быть обжаловано в вышестоящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации или в установленном порядке в суд.

8. Лица, подавшие заявление о выдаче сертификата, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за достоверность сведений, содержащихся в представляемых ими документах.

9. Лица, у которых возникло право на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, предусмотренным частями 3 — 5 статьи 3 настоящего Федерального закона, или их законные представители вправе обратиться с заявлением о выдаче сертификата в порядке, установленном настоящей статьей.

10. По достижении ребенком (детьми) совершеннолетия либо по приобретении им (ими) дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия законные представители обязаны передать сертификат.

Как получить средства на самостоятельную стройку

Для наглядности следует рассмотреть алгоритм действий при ведении строительных работ по возведению дома своими силами:

  1. Разработать проект будущего строительства.
  2. Направить в местное управление архитектуры уведомление о планируемом строительстве.
  3. Предоставить в государственный пенсионный фонд следующие документы: паспорт, свидетельства о рождении детей, свидетельство о браке (при необходимости), сертификат на маткапитал, правоустанавливающие документы на земельный участок, согласование строительства с управлением архитектуры, реквизиты банковского счета для перечисления денежных средств.
  4. Получение денежных средств в размере 50% от суммы материнского капитала.
  5. Осуществление строительных работ.
  6. Предоставление подтверждения строительства через 6 месяцев после получения денег. Подтверждающим документом в данном случае может служить акт освидетельствования, выданный архитектурным управлением.
  7. Получение оставшейся части денег.

Как правило, каких-либо дополнительных бумаг по завершению всех необходимых работ и оформлению вновь возведенного строения в контролирующий орган не предоставляется.

Можно ли построить дом на дачном участке под маткапитал?

Дачными считаются дома, которые были построены на территории садоводческих и огородническое некоммерческих товариществ (СНТ и ОНТ), дачных некоммерческих партнерств (ДНП) и т.п. Создавать объекты ИЖС на таких участках нельзя. Это значит, что предоставить в Пенсионный фонд разрешение на возведение объекта индивидуального жилищного строительства и распорядиться средствами по этому направлению не получится.

Однако с 01.01.2021 года в действие вступил федеральный закон «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд…», которым вносится много важных изменений:

  • понятие «дача» на законодательном уровне больше не существует;
  • появилась возможность построить жилой дом на садовом земельном участке, если возводимое строение не является:
    • садовым домом — зданием, на размещение которого не требуется разрешение на строительство, предназначенным для сезонного использования, удовлетворяющим бытовые и другие потребности, связанные с временным пребыванием в нем граждан;
    • хозяйственной постройкой — под это понятие в соответствии с новым законом подпадают различные сооружения и постройки хозяйственного назначения (сараи, теплицы, навесы, бани и т.п.).
Благодаря принятым нововведениям в 2021 году у россиян появилась возможность законно направить материнский капитал на строительство дома на дачном участке (просто он как таковой перестанет быть «дачным», а станет садовым — СЗУ).

Материнский капитал на строительство дома, не дожидаясь 3 лет

В законодательстве напрямую не предусмотрено распоряжение маткапиталом на строительство объекта ИЖС, не дожидаясь исполнения 3 лет ребенку. Однако получить средства сертификата досрочно можно, если взять кредит на строительство дома под материнский капитал.

В случае, если заявитель собирается направить деньги на уплату первоначального взноса, в отделение ПФР необходимо предоставить:

  • копию кредитного договора или договора займа на строительство жилья;
  • копию ипотечного договора (если заключение такого предусмотрено).

Документы, необходимые для направления средств мат. капитала на погашение основного долга и процентов по кредиту или займу на проведение строительства:

  • копию кредитного договора;
  • справку от кредитора об остатке основного долга и задолженности по процентам;
  • копию ипотечного договора (если заключение такого предусмотрено);
  • выписку из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН);
  • копию разрешения на строительство дома;
  • подтверждение получения займа посредством безналичного перевода на банковский счет владельца сертификата или его супруги (супруга).
Семьи могут распорядиться капиталом по этому направлению даже если кредит был получен до рождения или усыновления ребенка, с появлением которого возникло право на маткапитал.

Первоначальная оплата через кредитование

В этом случае алгоритм примерно такой: обращение к строительной фирме-подрядчику, составление договора, оформление кредита для оплаты и начало строительства.

На заметку! При погашении кредита, взятого на возведение дома (только целевого), за семейным капиталом можно идти в ПФ, не дожидаясь исполнения 3 лет ребенка (нововведение 2021 года).

Помимо погашения финансового обязательства в течение срока договора, материнским капиталом можно «закрыть» первоначальный взнос по кредиту.

 

«Пример из жизни» В семье появился второй или любой последующий ребенок, возникла необходимость срочного расширения жилплощади, и лучшего варианта, чем строительство своего дома, нет, но у семьи не хватает сбережений для начала его возведения. Тогда оформляется кредит, начинается стройка, а средства материнского капитала ПФ перечисляет кредитной организации сразу (в течение 30 дней), а не после достижения 3 лет ребенком.

 

Необходимые документы

Что нужно предоставить ПФ, если семья только хочет построить дом, и для этого нужны средства материнского капитала:

  1. Свидетельство о праве собственности на землю (договор о долгосрочной аренде), на которой будет стоять дом. Он должен быть оформлен на владельца сертификата (мать) или законного мужа.
  2. Разрешение на строительство.
  3. Реквизиты банковского счета строительной фирмы, которая в договоре указала возможность расплачиваться с ней средствами материнского капитала, сам договор.
  4. Обязательство, оформленное у нотариуса, в котором прописано выделение равных долей в будущем доме для всех членов семьи (и несовершеннолетних детей тоже), не позже 6 месяцев после получения кадастрового паспорта.
  5. Целевой кредитный договор (если такой оформлялся), справка о перечислении займа и о размере задолженности.
  6. Сертификат на материнский капитал и паспорт владельца.
  7. Свидетельства о рождении детей.
Законодательством предусмотрены две формы использования материнского капитала на строительство дома (до начала стройки и компенсация трат на уже построенный объект) и для каждого случая предоставляются необходимые документы в ПФ
Источник ysad.ucoz.ru

Что нужно предоставить, если семья заявляет о необходимости компенсации трат на уже произведенное строительство (кроме документов из списка выше):

  • свидетельство о браке;
  • СНИЛС заявителя;
  • акт выполненных работ строительства;
  • копию банковского договора об открытии счета, куда поступят деньги материнского капитала;
  • выписку на жилой дом из ЕГРН.

Далее владельцем сертификата пишется заявление в Пенсионный фонд с просьбой предоставить средства материнского капитала в качестве компенсации за уже построенный дом. Сотрудник, принявший заявление, при этом пишет расписку о получении полного перечня документов, указывает срок рассмотрения прошения. Закон отводит для этих целей 30 календарных дней.

Последствия построенного дома с использованием суммы, выделенной под материнский капитал, даже если она не перекрывает и половины затрат на строительство, — еще одна счастливая семья, которая улучшила жилищные условия.

Документы на постройку дома за маткапитал

При обращении в ПФР вместе с заявлением о распоряжении владельцу сертификата на МСК необходимо предоставить основной и дополнительный перечень документов, который зависит от способа строительства дома (строительство объекта ИЖС собственными силами, с привлечением подрядной организации или получение материнского капитала за уже построенный дом).

Основной список документов согласно постановлению Правительства РФ :

  1. Сертификат на маткапитал или его дубликат.
  2. Удостоверение личности заявителя и его места жительства.
  3. Свидетельство пенсионного страхования владельца сертификата (СНИЛС).
  4. Брачное свидетельство — если одной из сторон сделки или обязательств по строительству жилья является супруг владельца сертификата, либо если работы по постройке дома выполняются им самостоятельно.
  5. В случае если за распоряжением обращается доверенное лицо заявителя, необходимо дополнительно предоставить документы, удостоверяющие его личность и полномочия.
  6. Копию подтверждения права собственности получателя сертификата или его супруги земельный участок под строительство дома или документов, подтверждающих права:
    • постоянного пользования;
    • пожизненного наследуемого владения;
    • аренды земельного участка;
    • безвозмездного временного пользования.
  7. Нотариально заверенное обязательство оформить объект ИЖС в общую долевую собственность для каждого члена семьи (супругов и детей) в течение 6 месяцев после:
    • получения кадастрового паспорта на дом — при строительстве своими силами;
    • ввода объекта ИЖС в эксплуатацию — в случае привлечения подрядной организации;
    • перечисления Пенсионным фондом средств маткапитала — при использовании МСК в качестве компенсации затрат за уже выполненное строительство.

Все копии документов предоставляются только в сопровождении оригиналов. После проверки оригиналы будут возвращены заявителю.

Если по обращению принимается положительное решение, то средства маткапитала будут перечислены не позднее месяца и десяти рабочих дней с момента регистрации заявления.

Можно ли продать дом, построенный на материнский капитал

После того, как строительство закончено и все обременения сняты (например, ипотека), дом, построенный с привлечением маткапитала, нужно оформить в общую собственность семьи — обладателя сертификата, его супруга и детей. Далее распоряжаться домом можно в обычном порядке, предусмотренным семейным и гражданским законодательством. Следовательно, семья сможет его продать.

Для законного оформления продажи дома, собственниками в котором являются дети, продавцу заранее нужно обратиться органы опеки и попечительства. Данный орган выдает разрешение на продажу, если не нарушаются имущественные интересы несовершеннолетних, что в отношении права детей на материнский капитал компенсируется такими способами:

  1. Взамен проданного жилья, несовершеннолетним гражданам предоставляются аналогичные по площади или стоимости доли в новом жилье.
  2. Предоставление малолетним собственникам денежной выплаты, равной стоимости их доли, на банковский счет, открытый на имя детей, средства с которого до достижения ребенком 18 лет могут расходоваться только с разрешения органов опеки и попечительства.
  3. Выделение детям долей в другом имеющемся имуществе, например, в доме либо квартире родственника.

Во всех указанных ситуациях величина квадратных метров, приходящихся на каждого ребенка, не должна уменьшаться, а жилищные условия не могут быть ухудшены. Только с согласия опеки в отдельных случаях возможно уменьшение квадратных метров в новом жилище, если площадь в нем по стоимости больше стоимости первого дома.

Если на момент продажи жилья все дети уже достигли 18 лет, сделка становится стандартной — требуется только согласие на продажу всех собственников дома.
Источники
  • https://pfrp.ru/faq/materinskij-kapital-na-stroitelstvo-doma.html
  • https://m-strana.ru/articles/kak-postroit-dom-za-materinskiy-kapital/
  • https://RichPro.ru/stati/kak-poluchit-potratit-ispolzovat-materinskij-kapital-na-stroitelstvo-doma-svoimi-silami.html
  • http://www.kremlin.ru/acts/bank/24820
  • https://materinskij-kapital.ru/use/uluchshenie-zhilishchnyh-uslovij/stroitelstvo-doma/
  • http://materinskiy-kapital.molodaja-semja.ru/kak-ispolzovat/na-uluchshenie-zhilishchnyh-usloviy/stroitelstvo/

tett
Зарплатто.ру - сайт о зарплатах и доходах, деньгах и финансах