Контроль и запись переговоров в уголовных делах по УПК РФ: основания и порядок проведения, сроки и представление результатов

Контроль и запись телефонных переговоров

Телефонные переговоры — это устный обмен информацией, который ведется по абонентским телефонным сетевым линиям, радиотелефонам и по другим радиопереговорным устройствам.

Данное следственное действие заключается в контроле и записи телефонных переговоров физических лиц. Оно отличается от оперативно-разыскного мероприятия прослушивания телефонных переговоров (ПТП), во-первых, по правовому регулированию — контроль и запись переговоров регулируется нормами УПК, а прослушивание телефонных переговоров — Законом об ОРД. Во-вторых, контроль и запись переговоров проводится на основании мотивированного постановления дознавателя, согласованного с прокурором и санкционированного судом, а ПТП — на основании разрешения руководителя оперативно-разыскного органа и с санкции суда. В-третьих, контроль и запись переговоров возможны только при наличии возбужденного уголовного дела, а ПТП осуществляется до возбуждения уголовного дела, в процессе расследования и после его приостановления. В-четвертых, результаты контроля и прослушивания телефонных переговоров являются доказательствами по делу, а результаты оперативно-разыскного мероприятия ПТП могут быть использованы в тактических целях и в качестве ориентирующей информации. В-пятых, субъектом контроля и записи переговоров является следователь, а ПТП — работник органа дознания, уполномоченного на проведение оперативно-разыскных мероприятий.

С помощью контроля и записи телефонных переговоров субъектов уголовно-процессуальной деятельности и других субъектов возможно решение следующих частных задач:

  • определение направления раскрытия и расследования преступления;
  • установление подозреваемых, свидетелей, потерпевших;
  • получение сведений о связях подозреваемого, обвиняемого и иных лиц;
  • установление участников преступного события и места их нахождения;
  • обнаружение возможных мест сокрытия орудий преступлений, вещественных доказательств, трупов и их частей, лиц, скрывающихся от следствия и суда;
  • выбор тактических приемов проведения отдельных следственных действий.

Дополнительными частными задачами являются: предупреждение совершения и раскрытие других преступлений (например, преступлений прошлых лет); установление вероятных мест хранения и сокрытия похищенного, каналов его сбыта; обнаружение мест хранения вещей и предметов, изъятых из гражданского оборота и запрещенных для использования.

Классификация

Контроль и запись переговоров можно классифицировать по различным основаниям.

По процессуальному положению прослушиваемого субъекта контроль и запись переговоров осуществляется в отношении подозреваемых, обвиняемых, потерпевших и свидетелей.

По объему контроль и прослушивание телефонных переговоров отдельных субъектов могут быть основными и дополнительными (например, если вначале не прослушивался сотовый телефон, который субъект приобрел после начала этого следственного действия).

По очередности проведения различают: первичные и повторные контроль и запись телефонных переговоров. Последний вариант применяется в случае, если первичные контроль и запись были проведены некачественно либо проведение их было рассчитано на то, что подозреваемый (обвиняемый), успокоившись после первичного контроля и прослушивания телефонных переговоров, будет вести себя более открыто, общаться по телефону с соучастниками преступления.

По количеству контролируемых и прослушиваемых субъектов — единичный и групповой, когда контролируются, прослушиваются и записываются не только проводные линии связи, но и радиотелефонные, сотовые, радиорелейные и другие каналы нескольких субъектов (подозреваемых, обвиняемых или лиц, связанных с ними).

Контроль и запись телефонных переговоров допускается лишь при производстве по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях. В соответствии со ст. 15 УК под тяжкими и особо тяжкими преступлениями понимаются преступления, за совершение которых судом может быть назначено наказание на срок свыше пяти лет лишения свободы.

Процессуальным основанием для проведения контроля, прослушивания и записи телефонных переговоров является судебное решение, поскольку это следственное действие ограничивает конституционные права граждан.

Фактическим основанием для проведения указанного следственного действия служит информация о том, что субъект обладает сведениями, которые могут иметь значение для расследования уголовного дела. Такая информация может быть получена в результате проведения следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий. Достаточность оснований для производства контроля и записи переговоров отдельных субъектов определяется по внутреннему убеждению следователя и прокурора, на основе закона, жизненного и профессионального опыта.

Однако закон предусмотрел и особый (исключительный) порядок контроля и записи телефонных переговоров в отношении потерпевшего, свидетеля или их близких родственников.

Во-первых, это наличие угрозы насилия, например причинения смерти, телесных повреждений, уничтожения имущества путем поджога, взрыва, вымогательства и других преступных действий. Необходимо, чтобы указанные действия содержали признаки состава преступления.

Во-вторых, требуется письменное заявление потерпевшего, свидетеля, их близких родственников и всех членов семьи. Контролироваться, прослушиваться и записываться могут лишь их личные телефоны. Если согласие перечисленных лиц отсутствует, т.е. от них не поступало письменного заявления, то требуется судебное решение.

Срок данного следственного действия не может превышать шесть месяцев. Если необходимость в нем отпадет, то оно прекращается по постановлению следователя, но не позднее истечения срока расследования по уголовному делу. Данное следственное действие осуществляется оперативно-разыскными подразделениями МВД России, ФСБ России, Минюста России с подключением к стационарной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, других юридических и физических лиц.

Этапы контроля и записи телефонных переговоров

Контроль и запись переговоров в тактическом плане можно разделить на три этапа: подготовительный, контрольно-исследовательский, заключительный — этап фиксации полученных результатов и их использование в процессе доказывания.

Подготовка этого следственного действия обусловлена его спецификой и характеризуется определенными сложностями.

Прежде всего с учетом всех обстоятельств уголовного дела следователю необходимо выбрать время его проведения. Здесь действует принцип: чем быстрее будут проведены контроль и запись телефонных и иных переговоров, тем надежнее и эффективнее будут результаты. Безотлагательность данного следственного действия — необходимое условие его проведения. В процессе подготовки этого следственного действия необходимо иметь достаточный объем информации, который может быть получен при проведении других следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий.

Собираемая информация должна касаться следующих категорий сведений. В отношении объекта контроля и прослушивания телефонных переговоров должны быть получены полные данные о личности: фамилия, имя, отчество, год и место рождения, семейное положение, образование, профессия, место учебы или работы, место жительства и регистрации. Необходимо установить также образ жизни указанного объекта, его наклонности, интересы, увлечения, привычки, окружение по месту жительства, работы, учебы. Желательно выяснить, имеет ли он радиотехническое образование, не увлекается ли радиотехникой, иной деятельностью, которая может касаться различных средств связи (проводной, беспроводной), не обладает ли знаниями организации и тактики оперативно-разыскных мероприятий.

Следующая группа сведений должна касаться связей объекта контроля и прослушивания телефонных переговоров, его близкого окружения. Необходимо установить все связи объекта, их характер, специфику, особенно наличие средств телефонной коммуникации: номера телефонов в жилище, по месту работы, вид связи, который преимущественно используется (сетевая, сотовая и т.д.). Устанавливается наличие телефона у объекта контроля и прослушивания телефонных переговоров, номер как домашнего, так и служебного телефона. Проверяется также, нет ли номера, который оформлен на другое лицо или зарегистрирован по другому адресу, не является ли телефонная связь ведомственной, не осуществляется ли телефонная связь через коммутатор, кто в основном пользуется телефоном. Такие данные можно получить путем проверки по компьютерным базам «Телефон» и данным ОВИР (отдела виз и регистраций). Следователь самостоятельно направляет запросы в различные телефонные узлы, на телефонные станции и дает поручение оперативно-разыскным органам об установлении каналов связи, которыми пользуется названный объект.

После принятия решения о проведении контроля и записи переговоров следователь выносит соответствующее постановление, в описательной части которого должны быть указаны основания для проведения рассматриваемого следственного действия.

Здесь же указываются фактические данные, являющиеся основанием для предположения о том, что лицо, переговоры которого планируется контролировать, может сообщить сведения, имеющие значение для установления характера, обстоятельств и участников расследуемого события. В постановлении также определяется, по каким каналам связи будут контролироваться переговоры, в течение какого срока и каким органом.

Затем постановление о возбуждении ходатайства направляется дознавателем прокурору, а следователем — руководителю следственного органа, после чего оно передается судье для получения разрешения на производство данного действия.

Следователь, дознаватель и прокурор имеют право участвовать в рассмотрении ходатайства и высказывать свои доводы в пользу проведения этого следственного действия. Полученное разрешение направляется для исполнения в один из перечисленных выше органов.

Следователь в течение всего срока проведения контроля и записи телефонных переговоров в праве в любое время истребовать от оперативно-разыскного органа, осуществляющего его проведение, фонограмму для осмотра и прослушивания. Целесообразно также установление графика представления справок или сводок о прослушивании переговоров и их участниках. Следователь может обязать оперативно-разыскные аппараты представлять письменную сводку записи переговоров незамедлительно, если она содержит сведения, требующие производства неотложных процессуальных или оперативно-разыскных действий.

Наиболее эффективно составление графика личного прослушивания записи следователем. Иногда этот график может меняться с учетом производимых следственных действий. В некоторых ситуациях они проводятся для стимулирования контактов лица, переговоры которого контролируются, или возможных его собеседников. В данном случае рекомендуется использовать метод рефлексивного управления, заключающийся в формировании у названных субъектов желания начать диалог, без уведомления их об осуществляющемся контроле. В этих целях может имитироваться случайная утечка информации из органов расследования. Например, при использовании в ходе допроса приема большей осведомленности, чем есть на самом деле, у допрашиваемого может возникнуть впечатление, что его изобличили конкретные лица, с которыми и он захочет пообщаться. В подобных случаях рассматриваемое следственное действие является элементом тактической операции (комбинации). Ее планирование включает в себя подготовку и проведение комплекса взаимосвязанных следственных действий, а иногда и оперативно-разыскных мероприятий, выполняемых в определенной последовательности, с применением конкретных тактических приемов.

Должностные лица, выполняющие технические операции, должны обращать внимание на поведение прослушиваемого субъекта, используемые им средства шифровки смысла передаваемой информации, применение системы обусловленных звонков без вербального обмена информацией, вступление в диалог от имени вымышленного лица и т.д.

Инструктаж операторов звукозаписи — совсем не лишнее мероприятие. При этом следователю стоит сообщать сведения не только о лицах, проживающих и работающих с названными субъектами, но и о специфике дикции, лексическом запасе, других особенностях речи прослушиваемого. В некоторых случаях следует предупреждать операторов об осторожности людей, чьи переговоры предстоит контролировать, и потребовать от них соблюдения исключительной конфиденциальности проводимого следственного действия.

Средства и приемы технического обеспечения контроля и записи переговоров зависят от технических характеристик используемых при переговорах каналов связи. Можно лишь отметить, что все регистрируемые контакты должны фиксироваться в специальных журналах с указанием даты, точного времени начала и окончания диалога, характеристик участников и его краткого содержания.

При получении фонограммы в соответствии с намеченным графиком или в связи с фиксацией важных, по мнению операторов, сведений следователю прежде всего нужно ознакомиться с упаковкой и сопроводительным письмом. Данные о состоянии упаковки, содержащихся на ней и в сопроводительном письме сведениях заносятся в протокол осмотра.

Для участия в осмотре упаковки фонограммы приглашаются понятые, а при необходимости — специалисты в области проведения и воспроизведения звукозаписи, фоноскопической экспертизы. В ходе осмотра или в процессе специального исследования в некоторых сложных ситуациях возникает необходимость установления пола субъектов, участвующих в зафиксированных переговорах. Для этого могут приглашаться специалисты в области актерского искусства, вокала, психологии, психолингвистики и т.д.

Конфиденциальный характер зафиксированных на фонограммах данных требует получения от участников такого осмотра подписи о неразглашении ставшей им известной информации.

К участию в осмотре могут привлекаться и лица, показания которых прослушиваются. Прежде всего это добросовестные свидетели и потерпевшие, а также подозреваемые и обвиняемые, изъявившие желание сотрудничать со следствием. В процессе осмотра фонограммы они могут пояснить, с кем велись переговоры, что означают те или иные выражения, чем объясняются те или иные звуки на фонограмме и т.д.

Фонограмма — это обычно флэш-носитель, диск или кассета, которые передаются следователю в опечатанном виде с сопроводительным письмом, в котором указаны даты и время начала и окончания записи переговоров, краткие характеристики используемых при этом технических средств. По результатам осмотра и прослушивания фонограммы следователь составляет протокол осмотра по аналогии с процедурой следственного осмотра. В необходимых случаях для участия в осмотре и прослушивании фонограммы следователь приглашает специалиста. В качестве специалистов могут выступать эксперты-криминалисты, эксперты, проводящие фоноскопические экспертизы, и другие специалисты в области радиотехники. Для участия в этом следственном действии приглашаются и понятые, которые предупреждаются о неразглашении данных, полученных в ходе его проведения. В протоколе обязательно отражаются: начало записи телефонных переговоров (дата, время), фамилия, имя и отчество абонента; содержание разговора должно излагаться дословно. Возможно составление нескольких протоколов осмотра фонограммы, поскольку иногда случается так, что в связи со значительным объемом протокола важные сведения «растворяются» в материалах уголовного дела.

В тактических целях следователь решает вопрос об участии в осмотре и прослушивании фонограммы лиц, чьи телефонные переговоры записаны. Это могут быть подозреваемые, обвиняемые, свидетели, потерпевшие и иные лица — все зависит от следственной ситуации по уголовному делу. Прежде всего следователь привлекает к участию добросовестных свидетелей и потерпевших, которые изъявили желание сотрудничать с органами предварительного расследования. Все лица, участвующие в осмотре и прослушивании фонограммы, вправе в том же протоколе или отдельно изложить свои замечания по его содержанию.

В соответствии с законом ход и результаты осмотра и прослушивания фонограммы фиксируются в протоколе данного следственного действия (ст. 166, 167, 186 УПК).

Все участвующие в осмотре и прослушивании фонограммы уведомляются об использовании определенных технических средств при его проведении. Помимо общих сведений во вводной части протокола отражаются условия осмотра: освещенность, звукоизоляционные характеристики помещения, аппаратура, на которой прослушивается фонограмма, фотоаппаратура, видеоаппаратура и т.д.

В описательной части протокола фиксируются сведения о целостности упаковки и наличии печатей на фонограмме, указываются индивидуальные признаки, дословно излагаются фрагменты записи, которые, по мнению следователя, имеют отношение к доказыванию по уголовному делу.

В заключительной части протокола указывается: осуществлялась ли во время производства данного следственного действия аудиозапись, видео-, фотосъемка и т.д., как опечатывалась фонограмма и какие схемы, таблицы прилагаются к протоколу; какие заявления поступили от участников следственного действия, их процессуальное положение, фамилия, имя, отчество, содержание заявлений, подписи понятых, специалиста (эксперта), иных лиц, участвующих в осмотре и прослушивании фонограммы, порядок ознакомления с протоколом.

Фонограмма в полном объеме приобщается к материалам уголовного дела на основании постановления следователя как вещественное доказательство и хранится в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность прослушивания и тиражирования фонограммы посторонними лицами и обеспечивающих ее сохранность и техническую пригодность для повторного прослушивания, в том числе в судебном заседании.

В случае необходимости следователь для идентификации личности участников телефонных переговоров вправе назначить фоноскопическую и лингвистическую экспертизы, о чем выносит постановление, которое вместе с фонограммой записи переговоров направляет в соответствующее экспертное учреждение. Полученные сведения следователь может использовать в тактических целях, а именно в процессе допроса подозреваемых, обвиняемых либо проведения таких следственных действий, как обыск, выемка и т.д.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 211-ФЗ в часть 1 статьи 186 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

1. При наличии достаточных оснований полагать, что телефонные и иные переговоры подозреваемого, обвиняемого и других лиц могут содержать сведения, имеющие значение для уголовного дела, их контроль и запись допускаются при производстве по уголовным делам о преступлениях средней тяжести, тяжких и особо тяжких преступлениях на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном статьей 165 настоящего Кодекса.

2. При наличии угрозы совершения насилия, вымогательства и других преступных действий в отношении потерпевшего, свидетеля или их близких родственников, родственников, близких лиц контроль и запись телефонных и иных переговоров допускаются по письменному заявлению указанных лиц, а при отсутствии такого заявления — на основании судебного решения.

3. В ходатайстве следователя о производстве контроля и записи телефонных и иных переговоров указываются:

1) уголовное дело, при производстве которого необходимо применение данной меры;

2) основания, по которым производится данное следственное действие;

3) фамилия, имя и отчество лица, чьи телефонные и иные переговоры подлежат контролю и записи;

4) срок осуществления контроля и записи;

5) наименование органа, которому поручается техническое осуществление контроля и записи.

4. Постановление о производстве контроля и записи телефонных и иных переговоров направляется следователем для исполнения в соответствующий орган.

5. Производство контроля и записи телефонных и иных переговоров может быть установлено на срок до 6 месяцев. Оно прекращается по постановлению следователя, если необходимость в данной мере отпадает, но не позднее окончания предварительного расследования по данному уголовному делу.

6. Следователь в течение всего срока производства контроля и записи телефонных и иных переговоров вправе в любое время истребовать от органа, их осуществляющего, фонограмму для осмотра и прослушивания. Она передается следователю в опечатанном виде с сопроводительным письмом, в котором должны быть указаны даты и время начала и окончания записи указанных переговоров и краткие характеристики использованных при этом технических средств.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 4 марта 2013 г. N 23-ФЗ в часть 7 статьи 186 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

7. О результатах осмотра и прослушивания фонограммы следователь с участием специалиста (при необходимости), а также лиц, чьи телефонные и иные переговоры записаны, составляет протокол, в котором должна быть дословно изложена та часть фонограммы, которая, по мнению следователя, имеет отношение к данному уголовному делу. Лица, участвующие в осмотре и прослушивании фонограммы, вправе в том же протоколе или отдельно изложить свои замечания к протоколу.

8. Фонограмма в полном объеме приобщается к материалам уголовного дела на основании постановления следователя как вещественное доказательство и хранится в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность прослушивания и тиражирования фонограммы посторонними лицами и обеспечивающих ее сохранность и техническую пригодность для повторного прослушивания, в том числе в судебном заседании.

Уголовно-процессуальный кодекс (УПК РФ)

Ст. 186 УПК РФ в последней действующей редакции от 15 марта 2013 года.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Уголовно-процессуальный кодекс (УПК РФ) Часть вторая. Досудебное производство Раздел VIII. Предварительное расследование Глава 25. Обыск. Выемка. Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления. Контроль и запись переговоров. Получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами Статья 186. Контроль и запись переговоров Части статьи: 1 2 3 4 5 6 7 8 Сравнить с редакцией статьи от 12.08.200701.07.2002

Статья 186. Контроль и запись переговоров

[Уголовно-процессуальный кодекс] [Часть вторая] [Раздел VIII] [Глава 25]

1. При наличии достаточных оснований полагать, что телефонные и иные переговоры подозреваемого, обвиняемого и других лиц могут содержать сведения, имеющие значение для уголовного дела, их контроль и запись допускаются при производстве по уголовным делам о преступлениях средней тяжести, тяжких и особо тяжких преступлениях на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном статьёй 165 настоящего Кодекса.

2. При наличии угрозы совершения насилия, вымогательства и других преступных действий в отношении потерпевшего, свидетеля или их близких родственников, родственников, близких лиц контроль и запись телефонных и иных переговоров допускаются по письменному заявлению указанных лиц, а при отсутствии такого заявления — на основании судебного решения.

3. В ходатайстве следователя о производстве контроля и записи телефонных и иных переговоров указываются:

  • 1) уголовное дело, при производстве которого необходимо применение данной меры;
  • 2) основания, по которым производится данное следственное действие;
  • 3) фамилия, имя и отчество лица, чьи телефонные и иные переговоры подлежат контролю и записи;
  • 4) срок осуществления контроля и записи;
  • 5) наименование органа, которому поручается техническое осуществление контроля и записи.

4. Постановление о производстве контроля и записи телефонных и иных переговоров направляется следователем для исполнения в соответствующий орган.

5. Производство контроля и записи телефонных и иных переговоров может быть установлено на срок до 6 месяцев. Оно прекращается по постановлению следователя, если необходимость в данной мере отпадает, но не позднее окончания предварительного расследования по данному уголовному делу.

6. Следователь в течение всего срока производства контроля и записи телефонных и иных переговоров вправе в любое время истребовать от органа, их осуществляющего, фонограмму для осмотра и прослушивания. Она передается следователю в опечатанном виде с сопроводительным письмом, в котором должны быть указаны даты и время начала и окончания записи указанных переговоров и краткие характеристики использованных при этом технических средств.

7. О результатах осмотра и прослушивания фонограммы следователь с участием специалиста (при необходимости), а также лиц, чьи телефонные и иные переговоры записаны, составляет протокол, в котором должна быть дословно изложена та часть фонограммы, которая, по мнению следователя, имеет отношение к данному уголовному делу. Лица, участвующие в осмотре и прослушивании фонограммы, вправе в том же протоколе или отдельно изложить свои замечания к протоколу.

8. Фонограмма в полном объеме приобщается к материалам уголовного дела на основании постановления следователя как вещественное доказательство и хранится в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность прослушивания и тиражирования фонограммы посторонними лицами и обеспечивающих её сохранность и техническую пригодность для повторного прослушивания, в том числе в судебном заседании.

Комментарий к статье 186 УПК РФ

1. Контроль телефонных и иных переговоров — это прослушивание и запись переговоров путем использования любых средств коммуникации, осмотр и прослушивание фонограмм (п. 14.1 ст. 5 УПК). Данное следственное действие следует отличать от сходных с ним оперативно-розыскных мероприятий: прослушивания телефонных переговоров, звукового наблюдения, снятия информации с технических каналов связи, контроля сообщений <1>. Однако с точки зрения методов производства между ними нет принципиальных различий, поскольку само техническое осуществление прослушивания и звукозаписи производится оперативными подразделениями технической разведки ФСБ, ОВД, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в условиях конспирации, т.е. оперативно-розыскными средствами. Между прослушивающими переговоры органами и прослушиваемыми лицами нет и не может быть процессуальных правоотношений. Правоотношения возникают только при даче следователем поручения о контроле и записи переговоров, а также при истребовании и оформлении результатов этих действий.

———————————
<1> См.: Определение КС РФ от 15.07.2008 N 628-О-О.

Контроль и запись переговоров необходимо отличать и от сходных с ним следственных действий — выемки почтово-телеграфных отправлений (ст. 185) и получения информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами (ст. 186.1). Между ними существуют два основных отличия. Во-первых, выемка и получение информации состоят в изъятии материальных носителей, либо уже созданных самими участниками письменных переговоров (записки, письма, пейджинговые сообщения, документы электронной почты), либо хранящихся у операторов связи. При контроле и записи переговоров материальные носители — фонограммы — создаются по поручению следователя, поскольку переговоры ведутся устно. Во-вторых, при контроле и записи переговоров основным участником является специализированный орган (подразделение правоохранительных органов), который прослушивает и записывает их, представляет в определенном порядке фонограмму. В выемке и получении информации принимает участие обычный оператор связи, через который передаются сообщения или ведутся переговоры.

2. В качестве специального условия данного следственного действия закон признает наличие производства по преступлению средней тяжести, тяжкому или особо тяжкому (ст. 15 УК).

3. Без судебного решения данное следственное действие производится по письменному заявлению одного из участников переговоров, когда существует реальная угроза совершения насилия, вымогательства в отношении потерпевшего, свидетеля, их близких. При этом, однако, переговоры другого участника переговоров записываются без его согласия и без судебного решения. Это, на наш взгляд, не вполне согласуется с Конституцией РФ, которая предусматривает, что ограничение права на тайну телефонных переговоров допускается только на основании судебного решения (ч. 2 ст. 23) и устанавливает запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия (ч. 1 ст. 24).

4. Техническое осуществление контроля и записи переговоров уголовно-процессуальными нормами не регулируется. В результате фиксируются переговоры всех лиц, пользующихся определенным телефоном или находящихся в определенном помещении. В то же время процессуальный закон допускает контроль и запись переговоров в отношении определенного лица. Возникает проблема доказательственного значения зафиксированных переговоров других лиц, которые фактически были записаны без судебного решения. Например, прослушиваются переговоры адвоката, подозреваемого в даче взяток. В результате записаны переговоры его супруги по домашнему телефону, других адвокатов по рабочему телефону. Представляется, что законодателю следовало бы установить обязанность органов, осуществляющих прослушивание переговоров, немедленно устранять из записи разговоры лиц, не имеющих отношения к данному делу, а также предусмотреть в законе запрет на использование таких «лишних» записей в качестве доказательств, материалов ОРД и т.д., т.к. они получены без судебного решения, вынесенного в отношении этих лиц.

Другой комментарий к статье 186 УПК РФ

1. Комментируемая статья включена в УПК в целях регулирования уголовно-процессуальных отношений, возникающих в связи с действием ст. 23 Конституции, согласно которой каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

2. Законодатель определил жесткие пределы применения контроля и записи переговоров установлением: а) преступлений (тяжкие и особо тяжкие), по уголовным делам о которых может быть допущено указанное ограничение прав и свобод граждан; б) круга лиц, в отношении которых подобные действия могут быть проведены (подозреваемые, обвиняемые и другие лица); в) категорического указания на наличие постановления судьи, разрешающего проведение указанных действий; г) предельного срока, в течение которого допускается их осуществление (до 6 месяцев).

3. Юридическим фактом, порождающим правовые отношения следователя и судьи в связи с постановкой вопроса об осуществлении контроля и записи телефонных и иных переговоров, является ходатайство следователя об этом перед судом.

См. приложение 89 к ст. 476; приложение 11 к ст. 477.

4. Установление контроля и записи переговоров допускается прежде всего в отношении обвиняемого и подозреваемого. Относительно «других лиц» также допускается осуществление указанных мер, но это возможно только при условии, если следователь обладает фактическими данными, указывающими на то, что «другие лица» могут располагать сведениями о преступлении либо иными сведениями, имеющими значение для уголовного дела. Инициатором проведения действий, ограничивающих права и свободы граждан в рассматриваемых случаях, является, как правило, следователь, хотя к вынесению постановления с ходатайством перед судьей о разрешении их проведения его могут побудить указания прокурора или начальника следственного отдела.

5. Согласно ч. 2 комментируемой статьи следователь вносит ходатайство суду о разрешении рассматриваемых вопросов в связи с заявлениями потерпевшего, свидетеля, их близких родственников, других указанных в законе лиц об осуществлении контроля и записи их переговоров. С таким заявлением они могут обратиться к следователю при условии, что существует реальная угроза применения в отношении их вымогательства, насилия и иных преступных действий (в целях изменения указанными лицами, например, своих показаний). Следует сделать две оговорки.

Первая касается возможности установления контроля (и, соответственно, записи) переговоров, кроме перечисленных участников уголовного процесса и их близких родственников, также и других лиц.

Вторая заключается в том, что в отношении лиц, указанных в ч. 2 комментируемой статьи, меры по контролю и записи переговоров могут быть осуществлены и без их заявлений по ходатайству следователя, обоснованность которого, естественно, должна быть подтверждена решением судьи. Указание на это обстоятельство в тексте закона является обоснованным, отвечает интересам охраны прав, свобод, жизни и здоровья граждан, которые, к сожалению, далеко не всегда склонны к обращениям за помощью в правоохранительные органы даже при наличии грозящей им опасности.

6. В случаях принятия по инициативе следователя мер по осуществлению контроля и записи переговоров потерпевших и других лиц, упомянутых в ч. 2 комментируемой статьи, следователь, как представляется, должен предупредить указанных лиц о проводимых мероприятиях и разъяснить им цели, которые при этом преследуются.

7. Действия, проведение которых допускается комментируемой статьей, законодатель относит к числу следственных действий, о чем свидетельствует ее место в УПК. Поэтому те требования, которые закон предъявляет к решениям о проведении и фиксации результатов следственных действий вообще, относятся и к рассматриваемым действиям. Но, кроме того, при их проведении необходимо соблюдать специальные требования, которые установил законодатель в ч. 1 комментируемой статьи.

8. Поскольку применение рассматриваемых мер возможно только по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях, по которым производство предварительного следствия обязательно, постольку постановление о возбуждении перед судом ходатайства о необходимости проведения указанных действий может вынести следователь, но не орган дознания или дознаватель.

9. Составив мотивированное ходатайство (требования, предъявляемые к нему, представлены в ч. 3 комментируемой статьи), следователь направляет его в суд (с согласия прокурора). При этом ходатайство о производстве данного действия направляется в районный или военный суд соответствующего уровня по месту производства предварительного следствия или производства следственного действия (см. приложение 89 к ст. 476).

10. Установление предельного срока осуществления контроля и записи телефонных и иных переговоров означает, что фактически срок может потребоваться существенно меньший, чем 6 месяцев, но при всех условиях он не может его превышать. Во-первых, действие не может быть продолжено свыше 2 месяцев, если срок предварительного следствия не продлен в соответствии с правилами ст. 162 УПК. Во-вторых, если отпала дальнейшая необходимость в проведении указанных действий, следователь, не дожидаясь истечения установленного судьей срока, должен вынести постановление о прекращении контроля и записи переговоров, причем в любом случае — не позднее окончания предварительного расследования по данному уголовному делу (см. приложение 90 к ст. 476).

11. В течение всего срока производства контроля и записи телефонных и иных переговоров следователь вправе в любое время истребовать от органа, их осуществляющего, фонограмму для осмотра и прослушивания.

12. При осмотре и прослушивании фонограммы участвуют понятые (обязательные участники) и наряду с ними факультативные участники — специалист, а также лица, телефонные или иные переговоры которых записаны.

13. К протоколу о результатах осмотра и прослушивания фонограммы, наряду с общими правилами составления подобных документов (протоколов) следственных действий (см. коммент. к ст. 166), комментируемая статья предусматривает и специальные требования. Примечательно, что в протоколе должна быть дословно изложена та часть фонограммы, которая, по мнению следователя, имеет отношение к данному уголовному делу. Приобщается же к уголовному делу постановлением следователя фонограмма в полном объеме.

Судебная практика признает недопустимыми доказательствами данные протокола расшифровки и прослушивания фонограммы, если сами указанные действия проведены с нарушением процессуальных норм (БВС РФ. 2006. N 1. С. 25).

14. См. образец бланка протокола осмотра и прослушивания фонограммы (приложение 91 к ст. 476).

15. Рассматривая фонограмму как вещественное доказательство, законодатель распространил на нее общие правила обращения с вещественными доказательствами и порядка их приобщения к уголовному делу постановлением следователя. В то же время, учитывая своеобразие проводимого следственного действия, к хранению фонограммы предъявляются специальные требования. Она должна храниться в опечатанном виде, но при этом еще должны быть соблюдены условия, исключающие возможность прослушивания и тиражирования ее посторонними лицами. В то же время важно обеспечить не только ее сохранность, но и техническую пригодность для повторного прослушивания, в том числе в судебном заседании.

Изменения ст. 186 УПК РФ

  • с изменениями от 15.03.2013 Статья 186. Контроль и запись переговоров
  • с изменениями от 12.08.2007 Статья 186. Контроль и запись переговоров
  • с изменениями от 01.07.2002 Статья 186. Контроль и запись переговоров

Когда допускаются контроль и запись переговоров

В криминалистике этот вид следственных действий начал использоваться относительно недавно — с 2001 года. Понятие и сущность контроля и записи переговоров заключаются в том, что органы дознания или следствия поручают соответствующему учреждению прослушивать переговоры граждан с применением специальных средств.

Для использования этого способа потребуются особые основания контроля и записи переговоров, которые могут быть как фактическими, так и юридическими.

Фактические и юридические основания

Фактическими определяются следующие:

  • наличие сведений, позволяющих предполагать, что полученные данные будут иметь особое значение для расследования дела и его разрешения;
  • информация о том, что пострадавший, свидетели или иные лица, причастные тем или иным образом к происшествию, получали угрозы применения к ним насилия.

Юридическими признаются такие:

  • постановление следователя и решение суда в первом случае;
  • его ходатайство с согласия прокурора или его руководителя.

На сколько устанавливается слежка

Контроль и запись переговоров как следственное действие могут применяться в течение полугода. Они прекращаются в случае, когда их необходимость уже отпадает. Например, расследование достигло своей цели: преступник был найден, а все обстоятельства происшествия прояснены.

Однако не допускается прекращение прослушивания до того, как будет окончено предварительное расследование.

В каком случае подобные действия считаются незаконными

Противоправными будут считаться записи переговоров, сделанные не по условиям, перечисленным в ст. 186 УПК РФ.

При этом нужно учитывать, что следователь имеет право поручать проведение прослушивания органу дознания по п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ и ФЗ об ОРД. Тогда это будет считаться уже не следственным действием, а оперативно-розыскным мероприятием.

Записи будут предоставляться следователю в соответствии с нормативно-правовыми актами вместе с письменной формой их фиксации. Цели контроля и записи переговоров в этом случае носят исключительно вспомогательный характер для расследования преступления.

Все остальные случаи, без предупреждения самих граждан, будут считаться правонарушениями, так как ч. 2 ст. 23 Конституции РФ обеспечивает их правом на тайну переписки, телефонных разговоров и т.д.

Как защитить свои права

Если вы подозреваете, что ваш телефон или смартфон прослушиваются, то вы должны знать, что это незаконно сразу по нескольким законодательным актам.

Во-первых, право на тайну телефонных разговоров обеспечивает ст. 23 Конституции РФ, на которую можно ссылаться, так как это главный нормативно-правовой акт страны.

Во-вторых, ответственность за подобные действия предусматривается по ст. 137 и ст. 138 УК РФ. Если в первой предусмотрены наказания за разглашение тайны телефонных разговоров, то во второй — за сбор и получение сведений о личной жизни лиц без их на то разрешения.

Контроль и запись иных переговоров

В УПК указаны две разновидности контроля и записи переговоров: телефонные и иные. К иным переговорам следует относить информацию, получаемую по некоторым техническим каналам связи, и устную речь.

Закон об ОРД в перечне оперативно-разыскных мероприятий выделяет такое действие, как снятие информации с технических каналов связи. Ведомственные инструкции к техническим каналам связи относят телексные, факсимильные, селекторные, радиорелейные каналы передачи данных, линии абонентского телеграфирования, различные переговорные устройства, основанные на использовании радиоволн, и компьютерные сети.

Снятие информации с технических каналов связи и наложение ареста на почтово-телеграфные отправления имеют некоторое сходство, поскольку сущность их состоит, как правило, в снятии письменной информации — факсимильной, телексной, пейджинговых сообщений, отправленной по электронной почте. Поэтому к иным переговорам следует относить передачу любой устной речи при помощи телефонной связи и иных технических каналов связи. Контроль и запись иных переговоров предполагает фиксацию устной речи, независимо от способа ее передачи.

Запись устной речи, вербального общения между различными субъектами, например подозреваемым и свидетелем, возможна по поручению следователя оперативно-разыскными аппаратами, если при этом не будут нарушены конституционные права указанных лиц. Контроль и запись устных переговоров может осуществляться в общественных местах, в жилище свидетеля, потерпевшего с их письменного согласия. Для проведения контроля и записи устной речи в жилище подозреваемого, обвиняемого, их близких родственников необходимо судебное разрешение.

Как правило, такое общение может фиксироваться с помощью акустической аппаратуры, аудио-, видеотехники, которая негласно устанавливается в общественных местах, служебных помещениях и на иных объектах, для проникновения на которые не требуется судебного разрешения. О результатах применения контроля и записи устных переговоров оперативный работник составляет рапорт, к которому прилагается видео-, аудиозапись устной речи. Полученные аудио-, видеозаписи осматриваются в том же порядке, что и фонограммы телефонных переговоров.

Судебная практика по статье 186 УПК РФ:

  • Решение Верховного суда: Определение N 81-АПУ16-1, Судебная коллегия по уголовным делам, апелляция Следователем диски не опечатывались и не упаковывались в периоды перерыва их осмотра и прослушивания В процессе осмотра и прослушивания оптических дисков он (Бутченко) не участвовал , чем нарушена ч.7 ст. 186 УПК РФ. Протокол осмотра дисков не соответствует требованиям УПК РФ. Указывает на ненадле- жащее опечатывание вещественных доказательств и отсутствие подписей понятых…
  • Решение Верховного суда: Определение N 81-АПУ15-22, Судебная коллегия по уголовным делам, апелляция Киселев, Н Силантьев, он и Магомедов А.Р., не были опечатаны, а поэтому в связи с несоблюдением ч. 3 ст. 186-1 УПК РФ их следует отнести к недопустимым доказательствам, отсутствие сопроводительного письма к детализации соединений абонента, находившегося в пользовании Силантьева М.Н., влечет признание данных детализации недопустимыми доказательствами…
  • Решение Верховного суда: Определение N 70-АПУ13-8, Судебная коллегия по уголовным делам, апелляция Судом дана правильная оценка законности и обоснованности проведенных оперативно-розыскных мероприятий. Тот факт, что расшифровка разговоров имела место без участия осужденных, не противоречит требованиям ч.7 ст. 186 УПК РФ, в редакции ФЗ от 18.12.2001 года № 177-ФЗ, действовавшего на момент выполнения следственных действий…
Источники
  • https://crimlib.info/%D0%A2%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BB%D1%8F_%D0%B8_%D0%B7%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B8_%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2
  • https://base.garant.ru/12125178/045a09dbc4608fed5fd8eb27472fb508/
  • https://dogovor-urist.ru/%D0%BA%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D1%81%D1%8B/%D1%83%D0%BF%D0%BA_%D1%80%D1%84/%D1%81%D1%82_186/
  • https://proupkrf.ru/st_186_upk_rf
  • https://prava.expert/uk/sud/kontrol-i-zapis-peregovorov.html
  • https://www.zakonrf.info/upk/186/

tett
Зарплатто.ру - сайт о зарплатах и доходах, деньгах и финансах