Кто является сторонами социального партнерства по ТК РФ?

Содержание
  1. О социальном партнерстве и его принципах
  2. Трудовое законодательство о социальном партнерстве
  3. Статья 25 ТК РФ. Стороны социального партнерства (действующая редакция)
  4. Комментарий к ст. 25 ТК РФ
  5. Принципы, уровни и формы социального партнерства
  6. Стороны и представители сторон социального партнерства
  7. Кто выступает со стороны работников?
  8. Представители работодателей
  9. Роль государства в соцпартнерстве
  10. Формы социального партнерства
  11. 1. Равноправие сторон
  12. 2. Уважение и учет интересов сторон
  13. 3. Заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях
  14. 4. Содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе
  15. 5. Соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
  16. 6. Полномочность представителей сторон
  17. 7. Свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда
  18. 8. Добровольность принятия сторонами на себя обязательств
  19. 9. Реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами
  20. 10. Обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений
  21. 11. Контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений
  22. 12. Ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений
  23. Коллективные переговоры
  24. Коллективные договоры и соглашения
  25. Процедура создания договора
  26. Правомочия работодателей
  27. Ответственность сторон социального партнерства (гл. 9 ТК РФ)
  28. Итоги

О социальном партнерстве и его принципах

Социальное партнерство держится, развивается на принципах координирования экономической и социальной деятельности между руководством, бизнесом и организацией, объединяющей сотрудников предприятия для решения текущих вопросов (профессиональным союзом).

Социальное товарищество создается в период зрелости рыночного общества между рынком труда, достигшем высокой степени культуры, и делегатами трудящихся в виде профсоюзов. Взаимодействие бизнеса и общества выражается в четкой структуре взаимных отношений, которые складываются:

  • между работниками и нанимателями;
  • между лицами, наделенными полномочиями работодателя и государственными органами или органами местного управления.

Выбор целей взаимодействия выражается в гарантии координации интересов сторон по налаживанию деловых позиций (производственных и других тесно связанных с ними в соответствии со ст. 23 ТК РФ).

Законодательно закреплено 12 основополагающих принципов партнерства:

  1. Равенство сторон перед законом, судом.
  2. Признание достоинств с учетом интересов сторон.
  3. Причастность сторон к договорным отношениям.
  4. Государственное содействие развитию и укреплению социального партнерства на основе демократических положений.
  5. Приверженность сторон и их представителей трудовому законодательству, документам, рассматривающим нормы трудового права.
  6. Компетентность представителей всех сторон.
  7. Свободное право обсуждать вопросы, входящие в трудовую сферу.
  8. Свобода в принятии сторонами ответственности на себя.
  9. Реализация обязательств, взятых на себя сторонами.
  10. Неизменность исполнения взаимных договоренностей, обязательств.
  11. Контролирование выполнения принятых на себя коллективных договоров, соглашений.
  12. Взаимная ответственность участников за неисполнение по их вине коллективных обязательств, соглашений(ст. 24 ТК РФ).

Трудовое законодательство о социальном партнерстве

Социальное партнерство, основные положения которого содержит раздел II ТК РФ, ставит своей целью возможность урегулирования в рабочем порядке вопросов по трудовым взаимоотношениям, возникающих при взаимодействии работников и их работодателей (ст. 23 ТК РФ). Задачи этого процесса направлены не только на согласование действий в рамках трудового законодательства, но и на возможное увеличение эффективности работы организации-работодателя (в т. ч. за счет повышения заинтересованности работников в труде) без ущемления интересов сторон.

Поскольку принятие решений по темам, требующим обсуждения, может не только затрагивать интересы одного трудового коллектива, но и быть значимым для более широкого круга заинтересованных лиц (от их группы до масштабов всего государства), необходимость соцпартнерства может возникать на различных уровнях (ст. 26 ТК РФ):

  • федеральном, значимом для всей страны;
  • региональном или межрегиональном, касающемся одного или нескольких регионов государства;
  • отраслевом или межотраслевом, относящемся к одной или нескольким отраслям экономики;
  • территориальном, связанном с конкретным муниципальным образованием;
  • локальном, определяющем правила взаимодействия у одного работодателя.

К соцпартнерству, осуществляемому на уровне более высоком, чем локальный, по решению основных его участников (ст. 45 ТК РФ) в качестве третьей стороны могут быть привлечены органы государственной власти соответствующего значения (ст. 23 ТК РФ). Обязательным участие государства в этом взаимодействии будет в случаях, когда тема обсуждения:

  • относится к сфере, затрагивающей государственные интересы, и решения по ней могут привести к принятию законодательных решений;
  • затрагивает направления, частично или полностью финансируемые за счет средств соответствующего бюджета;
  • касается интересов государственного органа как работодателя, и в этом случае он может оказаться как второй, так и третьей стороной взаимодействия.

Статья 25 ТК РФ. Стороны социального партнерства (действующая редакция)

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.

Комментарий к ст. 25 ТК РФ

1. Норма ч. 1 статьи различает стороны социального партнерства и их представителей.

В деятельности соответствующих комиссий участвуют представители сторон, указанные в ст. ст. 29 — 31, 33, 34 ТК, однако они действуют от имени и в интересах сторон. Правовые последствия их действий наступают для работников и работодателей.

Представители сторон несут ответственность за неисполнение коллективного договора, соглашения лишь при наличии вины в неисполнении конкретных обязательств (см. коммент. к ст. 55).

2. Законодатель подчеркивает особую роль органов государственной власти и органов местного самоуправления в системе социального партнерства. Они участвуют в создании и работе постоянно действующих органов социального партнерства, подготовке проектов и заключении соглашений различного уровня, однако не принимают на себя никаких обязательств. Их участие в системе социального партнерства объясняется необходимостью учитывать интересы общества в целом, координировать развитие коллективно-договорного регулирования трудовых отношений на различных уровнях, согласовывать государственное и договорное регулирование. Кроме того, они осуществляют своеобразное посредничество, помогают сторонам достичь соглашения и заключить взаимоприемлемые и сбалансированные договорные акты.

Поэтому они не признаются сторонами социального партнерства. Единственным исключением из этого правила являются случаи, когда соответствующие органы сами выступают в качестве работодателей (для работников, занятых в них) или представляют работодателей в соответствии со ст. 34 ТК.

Принципы, уровни и формы социального партнерства

Партнерство предполагает, прежде всего, наличие полномочий и равных прав у сторон и базируется на их взаимных:

  • уважении;
  • заинтересованности;
  • законопослушности;
  • ответственности;
  • свободах в обсуждении вопросов, выборе решений и принятии на себя обязательств;
  • обязанностях по выполнению принятых решений и осуществлению контролю за этим.

Государство должно содействовать поддержке и развитию демократических основ соцпартнерства (ст. 24 ТК РФ).

В зависимости от состава участников и значимости вопроса выработанные решения (принятые по ним документы) могут возникать на различных уровнях (ст. 26 ТК РФ): от федерального (законодательного, отраслевого, межотраслевого) до локального (действительного в пределах одной организации). Федеральный, региональный и территориальный уровни социального партнерства предполагают создание таких документов, как законы или соглашения соответствующего уровня и охвата заинтересованных сторон. Локальный акт — это коллективный договор.

В путеводителе по кадровым вопросам от КонсультантПлюс детально раскрыт порядок оформления коллективного договора. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Разнообразны также и формы взаимодействия, в выборе которых стороны достаточно свободны, и ни одна из этих форм не является для сторон обязательной. Это могут быть:

  • разработка документов;
  • принятие решений;
  • переговоры;
  • консультации;
  • обмен сведениями;
  • создание комиссий, комитетов, 3-сторонних органов.

Основой процесса являются переговоры. Участие в них с каждой из сторон может принимать как единственный участник, так и их коллектив (группа работодателей или представителей работников). Право инициировать процесс по своей инициативе есть у обеих сторон (ст. 36 ТК РФ).

Стороны и представители сторон социального партнерства

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей (ст. 25 ТК РФ). Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.

Работодатели и работники могут и сами реализовывать свои права в сфере социального партнерства. Однако на практике обычно возникает необходимость в действиях представителей, которые могли бы выступать от имени больших групп работников и работодателей.

Представителями работников в социальном партнерстве могут выступать:

  • профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов;
  • иные представители, избираемые работниками.

Правовые основы деятельности профсоюзов, их право на представительство установлены в Федеральном законе от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (в ред. от 2 июля 2013 г.).

Профессиональный союз (профсоюз) — это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Профсоюзы в соответствии с законодательством участвуют в правовом регулировании социально-трудовых отношений на всех этапах их развития.

Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем может представлять первичная профсоюзная организация — добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, на одном предприятии, в одном учреждении, одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого им в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза.

При наличии в организации двух или более первичных профсоюзных организаций ими создается единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и его заключения. Формирование единого представительного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. При этом представитель должен быть определен от каждой профсоюзной организации.

Если единый представительный орган не создан в течение пяти календарных дней с момента начала коллективных переговоров, то представительство интересов всех работников организации осуществляет первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников.

Если ни одна из первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников, то общее собрание (конференция) работников тайным голосованием определяет первичную профсоюзную организацию, которой поручается формирование представительного органа.

В соответствии со ст. 30 ТК РФ профсоюзы могут представлять и интересы работников, не являющихся членами профсоюза.

ТК РФ предусматривает возможность существования иных представителей работников в случаях, когда:

  • имеющаяся профсоюзная организация объединяет менее половины работников;
  • в организации отсутствует первичная профсоюзная организация.

В первом случае на общем собрании (конференции) работники могут поручить представительство своих интересов имеющейся профсоюзной организации либо иному представителю, во втором — иному представителю. Таким иным представителем могут быть советы, комиссии, комитеты, органы общественной самодеятельности и т.п. Отметим, что наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления профсоюзной организацией своих полномочий.

Конвенция МОТ N 135 «О защите прав представителей трудящихся на предприятии и предоставляемых им возможностях» (Женева, 2 июня 1971 г.) исходит из того, что когда на одном и том же предприятии существуют как представители профессионального союза, так и выборные представители, должны быть приняты соответствующие меры, когда это необходимо, для того, чтобы наличие выборных представителей не использовалось для подрыва позиции заинтересованных профсоюзов или их представителей, а также для того, чтобы поощрять сотрудничество по всем соответствующим вопросам между выборными представителями и заинтересованными профсоюзами и их представителями. Функции непрофсоюзных представителей не могут включать деятельность, которая признана в качестве исключительной прерогативы профессиональных союзов в соответствующей стране.

Исходя из содержания ст. 29 ТК РФ исключительной функцией профессиональных союзов является участие в социальном партнерстве на уровнях, более высоких, чем уровень организации.

Представителями работодателя согласно абзацу 1 ст. 33 ТК РФ являются руководители организаций, работодатели — индивидуальные предприниматели (лично) или другие полномочные лица.

Основанием для представительства может быть закон, учредительные документы, уставы организации и иные нормативные правовые акты, а также доверенность, выданная работодателем.

При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представителями работодателей могут быть только объединения работодателей. Объединение работодателей — это некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Особенности правового положения объединений работодателей устанавливаются соответствующим Федеральным законом. Согласно данному Закону такое объединение создается на основании решения его учредителей. Учредителями объединения работодателей могут быть не менее двух работодателей или двух объединений работодателей. Объединения работодателей могут создаваться по территориальному, отраслевому, межотраслевому, территориально-отраслевому принципам и быть общероссийскими, региональными, межрегиональными и территориальными.

Объединения работодателей могут следующее:

  1. формировать согласованную позицию членов объединения работодателей по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений и отстаивать ее во взаимоотношениях с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления;
  2. согласовывать с другими объединениями работодателей позицию объединения работодателей по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений;
  3. отстаивать законные интересы и защищать права своих членов во взаимоотношениях с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления;
  4. выступать с инициативой проведения коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению соглашений;
  5. наделять своих представителей полномочиями на ведение коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению соглашений, участвовать в формировании и деятельности соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, примирительных комиссиях, трудовом арбитраже по рассмотрению и разрешению коллективных трудовых споров;
  6. вносить в установленном порядке предложения о принятии законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения и затрагивающих права и законные интересы работодателей, участвовать в их разработке;
  7. принимать в установленном порядке участие в реализации мер по обеспечению занятости населения;
  8. проводить консультации (переговоры) с профессиональными союзами и их объединениями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления по основным направлениям социально-экономической политики;
  9. получать от профессиональных союзов и их объединений, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления имеющуюся у них информацию по социально-трудовым вопросам, необходимую для ведения коллективных переговоров в целях подготовки, заключения и изменения соглашений, контроля за их выполнением;
  10. участвовать в мониторинге и прогнозировании потребностей экономики в квалифицированных кадрах, а также в разработке и реализации государственной политики в области среднего и высшего профессионального образования, в том числе в разработке федеральных государственных образовательных стандартов, формировании перечней профессий, специальностей и направлений подготовки, государственной аккредитации образовательной деятельности профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
  11. осуществлять иные права.

Представителями работодателей — федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов РФ, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за выполнением соглашений, формировании комиссий по регулированию социально-трудовых отношений и осуществлении их деятельности также являются соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, иные государственные органы, органы местного самоуправления.

Кто выступает со стороны работников?

Представителями со стороны работников могут быть органы:

  • профсоюзные, от имени которых обычно действуют их руководители, получающие такое право в соответствии с учредительными документами профсоюза;
  • непрофсоюзные, избираемые на общем собрании членов того коллектива, который они будут представлять.

Чем выше уровень взаимодействия социальных партнеров, тем больше масштаб профсоюзного органа, участвующего в нем. При этом допускается создание объединенных (общероссийских, региональных, отраслевых, межотраслевых) органов. Они формируются за счет включения в них пропорционального количества представителей каждого из профсоюзов-участников или делегирования полномочий самому представительному из них.

В ряде случаев (при ведении коллективных переговоров, споров, при разработке коллективного договора) законодательство обязывает первичный профсоюзный орган быть представителем всего трудового коллектива, даже если не все работники состоят в этом профсоюзе. Это происходит, если (ст. 37 ТК РФ):

  • членами профсоюзной организации является большая часть всех работников;
  • имеется несколько профсоюзов, и они образуют единый орган, уполномоченный представлять в переговорах интересы большинства работников;
  • общим собранием работников профсоюзной организации первичному профсоюзному органу поручено вести переговоры от имени всего трудового коллектива.

Непрофсоюзный выборный орган избирается на общем собрании членов трудового коллектива (коллективов) и создается при:

  • отсутствии соответствующего профсоюзного органа;
  • наличии нескольких профсоюзных органов, членами которых (по отдельности или совместно) является меньше половины работников, если ни один из этих органов не уполномочен представлять интересы всего коллектива.

Когда представители избираются от нескольких коллективов, они до начала переговоров формируют общую позицию по намеченным к рассмотрению вопросам и в процессе обсуждения выступают как единый орган.

Представители работодателей

Обычный работодатель в целях соцпартнерства чаще всего представлен:

  • руководителем организации;
  • работодателем-ИП;
  • уполномоченными ими на это лицами.

Вместе с тем возможно представление интересов работодателя:

  • членами правления или совета директоров;
  • управляющей организацией;
  • внешним или конкурсным управляющим;
  • руководителем обособленного подразделения, которому делегированы такие полномочия;
  • государственным органом (министерством) — для работодателей, являющихся государственными или муниципальными органами, учреждениями, предприятиями.

Допускается также частичная передача полномочий, когда представитель, назначенный руководителем, участвует в разработке документа, а окончательное решение по этому документу принимает сам руководитель.

Когда формируется орган, работающий на более высоких уровнях, предполагающих представление интересов группы работодателей, они для этих целей объединяются в соответствующие некоммерческие организации. Такие объединения могут быть (ст. 4 закона «Об объединениях работодателей» от 27.11.2002 № 156-ФЗ):

  • общероссийскими и общероссийскими отраслевыми (межотраслевыми);
  • межрегиональными и межрегиональными отраслевыми (межотраслевыми);
  • региональными и региональными отраслевыми (межотраслевыми);
  • территориальными и территориальными отраслевыми (межотраслевыми).

Эти объединения являются законодательно независимыми в своих действиях и не подвержены вмешательству в их деятельность органов государственной власти (ст. 6 закона «Об объединениях работодателей» от 27.11.2002 № 156-ФЗ).

Допускается отсутствие прямого участия работодателя в объединении, но с возможностью делегирования права представления его интересов этим объединением.

Подписанные объединением работодателей соглашения, связанные с соцпартнерством, обязательны к исполнению для (ст. 48 ТК РФ):

  • всех членов этого объединения;
  • работодателей, уполномочивших объединение быть представителем их интересов;
  • работодателей, не участвовавших прямо или косвенно в разработке соглашения, но присоединившихся к нему после его подписания.

В постоянно действующих 3-сторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений, созданных на федеральном уровне, работодателей могут представлять только их объединения (ст. 35 ТК РФ).

Роль государства в соцпартнерстве

Государство в соцпартнерстве выполняет 2 роли:

  • содействия в укреплении и развитии этого процесса (ст. 24 ТК РФ), что выражается в законодательном регулировании процедур взаимодействия, установлении гарантий и ответственности для участников переговоров;
  • участия в работе 3-сторонних комиссий, которое является обязательным, если прямо предусмотрено в ТК РФ или других законах соответствующего уровня.

Привлечение государства к процессу соцпартнерства позволяет ему быть в курсе тенденций, возникающих в обществе в части трудовых взаимоотношений, и своевременно принимать управленческие решения в этой области.

Формы социального партнерства

Сотрудничество между партнерами осуществляется в разных формах:

  • коллективных переговоров на этапе подготовки программных документов (при ведении договоров, соглашений);
  • на этапе отработки методов общей слаженной работы осуществляются консультации по вопросам трудового законодательства;
  • к управлению организацией привлекаются работники и их представители;
  • возникающие споры по трудовым проблемам разрешаются при участии представителей работников и работодателей.

Складывающаяся современная рыночная экономика проходит свой путь развития поэтапно, в различных формах. В этом выражается её социализация. Важным элементом этого процесса является совершенствование социального партнерства.

Кто является сторонами социального партнерства? Социальное партнерство представляет собой взаимодействие предпринимательства и общества. Соответственно сторонами такого партнерства выступают работники и работодатели или доверенные лица, обладающие полномочиями в установленном по закону порядке представителей (гл. 4 ТК РФ).

Со стороны работодателей могут быть представлены органы законодательной, исполнительной и судебной власти, что предусматривается ст. 25 ТК РФ. Социальное партнерство в трудовой сфере имеет многоуровневую систему (ст. 26 ТК РФ):

  1. Федеральный уровень.
  2. Межрегиональный — осуществляется на территории двух или более субъектов РФ.
  3. Региональный (национально-территориальный по республикам, автономным областям).
  4. Отраслевой уровень в отдельных отраслях (сельское хозяйство, промышленность).
  5. Территориальный уровень в границах муниципального образования.
  6. Локальный или местный эшелон с определением обязательств работников и работодателя в трудовой области (ст. 26 ТК РФ).

Социально-трудовая сопричастность предусматривает коллективные переговоры на должном уровне, умение готовить проекты коллективных договорных документов и заключать договоры, осуществлять должный контроль их выполнения. Такой объем необходимой работы ведут органы социального партнерства, комиссии, в составе которых работают уполномоченные представители сторон.

Социально-трудовые отношения на уровне федерации регулирует Российская трехсторонняя комиссия. В ее состав входят поверенные общероссийские объединения профессиональных союзов и работодатели, представители Правительства РФ. Аналогичные комиссии образуются в других субъектах РФ (территориальный, отраслевой и локальный).

В круг обязанностей комиссий, регулирующих социально-трудовые отношения, входит рассмотрение проектов нормативной документации, разработанной аппаратом управления на местном уровне сообща с органами исполнительной власти. Решения, принятые соответствующими комиссиями, мнения относительно проектов в обязательном порядке рассматриваются федеральными органами власти, органами местного самоуправления.

Система общественного партнерства — это совокупность организационных, правовых, экономических и разрешительных мер. Она действует на любом уровне экономики (от федерального уровня до отдельно взятого предприятия или организации).

1. Равноправие сторон

Равноправие сторон признается основным принципом социального партнерства. Однако для создания подлинно равных возможностей в ходе коллективных переговоров законодатель в ст. 39 Трудового кодекса РФ предусмотрел ряд гарантий для представителей работников как более уязвимой и слабой стороны.

2. Уважение и учет интересов сторон

Конвенция МОТ N 98 «О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров» (1949) закрепляет принцип добровольности переговоров, что предполагает создание возможности свободно и самостоятельно определить круг обсуждаемых вопросов и содержание коллективного договора, соглашения. Обязательства по коллективному договору или соглашению стороны принимают на себя добровольно.

3. Заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях

К сожалению, не всегда сами стороны в полной мере заинтересованы участвовать в договорных отношениях. Чаще всего от коллективных переговоров, заключения коллективных договоров и соглашений отказывается работодатель. Однако именно взаимная заинтересованность сторон позволяет сторонам достичь компромисса и урегулировать взаимные интересы.

4. Содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе

Это является одним из принципов и условий более широкого использования социально-партнерских отношений для формирования социальной и экономической политики государства.

5. Соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Социальные партнеры должны соблюдать нормы и правила ведения коллективных переговоров, определения содержания коллективных договоров и соглашений. Условия коллективных договоров и соглашений, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, не подлежат применению (ст. 9 ТК РФ). Следовательно, они должны расширять социальные гарантии, которые установлены трудовым законодательством.

6. Полномочность представителей сторон

Полномочность представителей сторон обеспечивается соблюдением порядка, установленного для определения представителей и для наделения их соответствующими полномочиями – правами и обязанностями (ст. 29–34 ТК РФ).

7. Свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда

Согласно Конвенции МОТ N 98 «О праве на организацию и на ведение коллективных переговоров» каждая из сторон свободна в выборе круга вопросов, относящихся к сфере труда, которые требуют обоюдного обсуждения и решения. Именно этот принцип учтен законодателем при определении круга вопросов, включаемых в коллективные договоры и соглашения (ст. 41, 46 ТК РФ).

8. Добровольность принятия сторонами на себя обязательств

Каждая сторона социального партнерства добровольно, а не под каким-либо давлением извне принимает на себя обязательства по коллективному договору или соглашению, то есть стороны договариваются путем консенсуса о принятии обязательств.

9. Реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами

Этот принцип играет большую роль в эффективности действия коллективного договора и соглашения. Реализация этого принципа требует обоснованной аргументации предлагаемых условий, выдвигаемых каждой стороной социального партнерства. Поэтому принятые по соглашению обязательства не должны быть пустыми обещаниями, их выполнение должно реально обеспечиваться.

10. Обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений

Этот принцип означает признание сторонами социального партнерства юридических последствий заключения коллективных договоров и соглашений. В соответствии со ст. 40 и 45 ТК коллективные договоры и соглашения представляют собой правовые акты, которые входят в систему актов, регулирующих трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения. Следовательно, они обладают юридической силой, обязательные к исполнению. За неисполнение коллективного договора и соглашения предусмотрена юридическая ответственность.

11. Контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений

Выполнению коллективных договоров, соглашений способствует контроль, осуществляемый полномочными на то органами (ст. 51 ТК РФ). Данный контроль необходим для своевременного выявления и устранения причин, по которым обязательства, включенные в коллективный договор, соглашение, не выполняются. В связи с этим каждая сторона проверяет выполнение обязательств другой стороной. Статья 51 Трудового кодекса РФ наделяет органы контроля правом принимать необходимые меры к обеспечению выполнения коллективного договора, соглашения.

12. Ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений

Законодательством предусмотрена ответственность сторон социального партнерства и их представителей за неисполнение по их вине коллективных договоров, соглашений, а также нарушение нормативных правовых актов, регламентирующих коллективно-договорную работу (ст.ст. 54, 55 ТК РФ, ст. 5.28–5.31 КоАП РФ).

Коллективные переговоры

Определение коллективных переговоров дано в Конвенции Международной Организации Труда (далее — МОТ) N 154 1981 г. «О содействии коллективным переговорам» (не ратифицирована, но предполагается ратифицировать).

Под коллективными переговорами понимаются «все переговоры, которые проводятся между работодателем, группой работодателей, с одной стороны, и одной или несколькими организациями трудящихся — с другой, в целях: а) определения условий труда и занятости; б) регулирования отношений между работодателями и трудящимися; в) регулирования отношений между работодателями или их организациями и организациями трудящихся».

Таким образом, согласно конвенции МОТ коллективные переговоры охватывают все стороны взаимоотношений между работниками и работодателями, т.е. не существует таких вопросов по поводу применения наемного труда, которые не могли бы явиться предметом коллективных переговоров.

Следовательно, коллективные переговоры это универсальное средство согласования интересов субъектов социального партнерства, подготовки правовых актов социального партнерства.

Они могут проводиться на всех уровнях социального партнерства, начиная с локального уровня и заканчивая федеральным уровнем.

Законодательство РФ, в частности глава 6 ТК, определяют лишь общую схему проведения коллективных переговоров при заключении коллективного договора или соглашения.

Эта общая схема конкретизируется сторонами самостоятельно в ходе переговоров.

При ведении коллективных переговоров по другим вопросам порядок ведения переговоров устанавливается сторонами.

Представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения и имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров.

Предложить ведение коллективных переговоров на локальном уровне от имени работников вправе: 1) первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников организации, индивидуального предпринимателя.

Если у работодателя нет такой организации, то: 2) единый представительный орган, созданный на пропорциональной основе двумя или более первичными профсоюзными организациями, объединяющими в совокупности более половины работников данного работодателя, или; 3) первичная профсоюзная организация, объединяющая менее половины работников, уполномоченная общим собранием (конференцией) работников при согласии ее выборного органа направить работодателю предложение о начале коллективных переговоров, в случае если ни одна из первичных профсоюзных организаций или в совокупности первичные профсоюзные организации, пожелавшие создать единый представительный орган, не объединяют более половины работников данного работодателя, или; 4) иной представительный орган, избранный на общем собрании (конференции) тайным голосованием, если не определена первичная профсоюзная организация, объединяющая менее половины работников или работники у данного работодателя не объединены в какие-либо профсоюзные организации (ст. 37 ТК).

Предложение о начале коллективных переговоров направляется в письменной форме, в котором целесообразно указать предполагаемую дату начала переговоров, состав представителей в работе комиссии по ведению коллективных переговоров со своей стороны и их полномочия.

Представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение 7 календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей со своей стороны для участия в комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочия.

Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров указанного ответа.

Для ведения коллективных переговоров по подготовке проекта коллективного договора из представителей работников и работодателей образуется комиссия, которая оформляется приказом работодателя.

ТК напрямую не устанавливает срок ведения переговоров, но из анализа правовых норм можно сделать вывод, что он не может превышать 3-х месяцев.

Следовательно, коллективный договор должен быть заключен не позднее 3 месяцев после начала переговоров.

Участникам переговоров предоставляется полная свобода в выборе и обсуждении вопросов, составляющих содержание коллективного договора.

Представители сторон в ходе переговоров должны: предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения переговоров; с пониманием относиться к доводам друг друга, внимательно выслушивать их, совместно искать возможные решения, позволяющие максимально удовлетворить интересы сторон; в ходе переговоров вправе прерывать заседания, проводить консультации, экспертизы, запрашивать необходимые сведения; не разглашать полученные сведения, если они относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой).

Разработанный проект договора комиссия передает на рассмотрение представителей работников и работодателя.

Представители работников передают проект для обсуждения на собраниях в структурных подразделениях работодателя.

Работодатель обязан обеспечить это обсуждение.

Все предложения и замечания по проекту договора передаются в комиссию, которая дорабатывает проект и передает его сторонам.

Стороны выносят проект договора на рассмотрение общего собрания (конференции) работников.

После одобрения проекта собранием (конференцией) он подписывается сторонами и в семидневный срок направляется работодателем для уведомительной регистрации в соответствующий орган по труду.

При недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий.

Неурегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в соответствии с ТК о порядке разрешения коллективных трудовых споров.

Коллективные переговоры по подготовке и заключению соглашений ведут комиссии, образованные на соответствующих уровнях социального партнерства.

Представителями работников являются соответствующие профсоюзы (объединения профсоюзов), представителями работодателей — объединения работодателей.

В случае если соглашением предусматривается финансирование из бюджета любого уровня третьей стороной соглашения, обязательно являются представители органов исполнительной власти или органов местного самоуправления.

Порядок ведения переговоров определяется сторонами соглашения.

Коллективные договоры и соглашения

Договоренности, достигнутые между сторонами социального партнерства, оформляются в форме правовых актов социального партнерства.

В российском законодательстве выделяются два вида правовых актов социального партнерства: коллективные договоры и соглашения.

В то же время международные акты о труде используют для обозначения правовых актов социального партнерства единое понятие — коллективный договор.

Правовые акты социального партнерства в российском законодательстве подразделяются на два вида в зависимости от сферы их действия.

Коллективный договор действует в рамках одного работодателя, соглашение — в отношении нескольких работодателей.

Коллективный договор — это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

Коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях.

Трудовое законодательство не предусматривает обязательное заключение коллективного договора.

Но если одна из сторон обратилась к другой с предложением о начале коллективных переговоров по подготовке проекта коллективного договора и его заключения — другая сторона обязана начать переговоры и не позднее 3-х месяцев заключить коллективный договор на согласованных условиях.

Содержание и структура коллективного договора определяется сторонами.

Закон (ст. 41 ТК) дает лишь общие рекомендации по содержанию и структуре коллективного договора.

Под содержанием коллективного договора понимаются согласованные сторонами условия (положения), призванные регулировать социально-трудовые отношения у данного работодателя.

С правовой точки зрения положения, включенные в коллективный договор, принято подразделять на: нормативные (содержащие локальные нормы, регулирующие социально-трудовые отношения у работодателя); обязательственные (содержащие конкретные обязательства сторон с указанием сроков их выполнения и исполнителей, ответственных за их выполнение); информационные (информирующие работников об основных нормах трудового законодательства, об условиях отраслевых соглашений и др.).

Коллективный договор не может содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством.

Если такие условия включены в коллективный договор, то они не подлежат применению (ст. 9 ТК).

В настоящее время государство регламентирует меру труда и потребления практически только в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также в целом по народному хозяйству устанавливает минимальный размер оплаты труда, правила по охране труда, гарантии и компенсации связанные с работой в тяжелых и вредных условиях труда.

Все остальное — вид, система, размеры оплаты труда, премирование, различные доплаты и компенсации, социально-бытовые услуги устанавливаются работодателями самостоятельно, исходя из имеющихся у них ресурсов и способности представителей работников достичь в переговорах с представителями работодателя желаемых результатов.

В Трудовом кодексе содержится много статей где конкретные вопросы не урегулированы и указывается что они подлежат урегулированию в коллективном договоре.

Это такие вопросы как: 1) принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников (ст. 8); 2) установление дополнительных форм участия работников в управлении организацией (ст. 52, 53); 3) установление иного порядка обязательного участия профкома в рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя, чем установленный ч. 1-3 ст. 82 ТК (ч. 4 ст. 82); 4) установление ежедневной работы (смены) для работников кинематографии и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков, средств массовой информации, профессиональных спортсменов (ч. 3 ст. 94); 5) установление списка работ, на которых продолжительность работы в ночное время уравнивается с дневной (ч. 3-4 ст. 96 ТК); 6) установление перечня должностей работников с ненормированным рабочим днем (ст. 101); 7) установление графиков сменности (ч. 3 ст. 103); 8) установление второго выходного дня при пятидневной рабочей неделе (ч. 3 ст. 111); 9) установление порядка и условий предоставления дополнительных отпусков (ст. 116); 10) установление порядка индексации заработной платы (ст. 134); 11) установление системы заработной платы, размеров тарифных ставок, окладов, различного рода выплат (ст. 135); 12) установление порядка выплаты заработной платы (ст. 136); 13) установление иных периодов, чем предусмотрены ст. 139, для расчета средней зарплаты (ч. 6 ст. 139); 14) установление тарифной системы оплаты труда для работников небюджетных организаций (ст. 143); 15) установление конкретных размеров повышенной заработной платы работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда (ст. 147); 16) установление конкретных размеров оплаты за сверхурочную работу (ст. 152); 17) установление конкретных размеров повышенной заработной платы за работу в ночное время (ст. 154); 18) установление порядка и размеров возмещения расходов, связанных со служебными командировками (ст. 168); 19) установление гарантий и компенсаций работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях, не имеющих государственной аккредитации (ст. 173, 174, 175); 20) установление иных случаев выплаты выходного пособия, нежели предусмотренные законодательством (ст. 178); 21) установление дополнительных категорий работников, пользующихся преимущественным правом оставления на работе при сокращении численности или штата работников (ст. 179); 22) установление дополнительных отпусков работникам, осуществляющим уход за детьми (без сохранения заработной платы) (ст. 263); 23) установление особенностей трудоустройства лиц в возрасте до 18 лет (ст. 272 ТК); 24) установление для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях 36 часовой недели (ст. 320); 25) установление для работников в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях оплаты стоимости проезда в пределах территории РФ для медицинских консультаций или лечения (ст. 323) и другие.

Отсюда, в первую очередь, следует, что цель ведения коллективных переговоров для работников заключается не в том, чтобы повторить в коллективном договоре правовые нормы, а в том чтобы получить определенные материальные и социальные блага сверх тех, которые они получат и не заключая коллективный договор, а также конкретизировать положения правовых норм, которые изложены в общем виде.

Во-вторых, переговоры между сторонами — это своего рода торг, в результате которого представители работников должны учитывать финансовые возможности работодателя.

Согласно ст. 43 ТК коллективный договор заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного коллективным договором.

Стороны имеют право продлить его действие на срок не более трех лет.

Действие коллективного договора распространяется на всех работников данного работодателя, филиалов, представительств.

Соглашение — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

В зависимости от сферы регулирования социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения.

Как и в коллективный договор, в соглашение не могут включаться условия, ограничивающие права или снижающие гарантии, установленные трудовым законодательством.

Если же такие условия будут включены в соглашение, то они не могут применяться.

Соглашения могут быть как двусторонними, так и трехсторонними.

То есть, стороной соглашения помимо представителей работников и работодателей являются органы исполнительной власти или органы местного самоуправления.

Соглашения, предусматривающее полное или частичное финансирование из соответствующих бюджетов всегда бывают трехсторонними.

Порядок разработки проекта соглашения и его заключения предусмотрен в ст. 47 ТК.

Проект разрабатывается в ходе коллективных переговоров в рамках соответствующей комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Порядок и сроки разработки проекта соглашения и его заключения определяет сама комиссия.

Соглашение подписывается представителями сторон и это означает его заключение.

При этом содержание и структура любого соглашения определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включение в соглашение.

В ст. 45 ТК даются краткие рекомендации по содержанию соглашений.

В них могут включаться взаимные обязательства сторон по вопросам оплаты труда; условий и охраны труда; режима труда и отдыха, развития социального партнерства, иные вопросы, определенные сторонами.

Изменения и дополнения соглашения должны производиться в том же порядке, что и его принятие.

Срок действия соглашения в пределах трех лет определяется сторонами.

Они же вправе продлить действие соглашения на срок не более трех лет.

Распространение действия соглашения на работодателей зависит от их членства в объединении работодателей, заключивших это соглашение.

Действие соглашения распространяется на всех работодателей, являющихся членами такого объединения.

Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением (ст. 48 ТК).

Нормы ТК (ст. 49) предусматривают процедуру уведомительной регистрации коллективного договора, соглашения, которая осуществляется в соответствующих органах по труду.

Обязанность направить в 7-дневный срок подписанный сторонами коллективный договор, соглашение возлагается на работодателя.

Однако с этим не связывается вступление названных актов в юридическую силу.

Такое значение имеет не уведомительная регистрация, а подписание коллективного договора, соглашения его сторонами.

При осуществлении регистрации коллективного договора, соглашения соответствующий орган по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, а также в соответствующую государственную инспекцию труда.

Условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению.

Процедура создания договора

Разрабатывается колдоговор комиссией, состоящей из законных представителей в согласии со ст. 42 ТК РФ. На эту процедуру отводится не более 3 месяцев рабочего времени (ст. 40 ТК РФ). В результате общественных переговоров между членами комиссии по насущным вопросам появляется согласованный документ.

При достижении согласия по всем рассматриваемым вопросам документ подписывают переговаривающиеся стороны. При таких обстоятельствах договор считается заключенным. В случае появления разногласий по любым вопросам подписывается документ только в согласованной части. По разногласиям оформляется соответствующий протокол.

Дальнейшая практика предусматривает урегулирование несогласованных моментов путем проведения последовательных процедур (гл. 61 ТК РФ):

  1. Работа примирительной комиссии.
  2. Привлечение физических лиц или организаций к организации переговоров.
  3. Вынесение спорных вопросов на разбирательство в трудовом арбитраже.

Коллегиальный договор после его подписания становится обязательным для всех работников определенного работодателя (отраслевого, подразделения). Договорной документ действует в течение 3 лет (ст. 43 ТК РФ). Начало — дата подписания или специально обозначенный в тексте день. По согласованию сторон договор можно продлить на новый срок, но не более 3 лет, а также можно дополнить или изменить деловой документ.

В жизни нередко происходит смена наименования работодателя или его преобразование (реорганизация), смена руководства работодателя. Во всех этих процедурах договор не меняется. Он действует при слиянии, разделении или ликвидации предприятия.

При обстоятельствах, когда меняется собственник, договор действителен до 3 месяцев со дня изменения, потом заключается в другой редакции или продлевается на новый срок до 3 лет.

Коллективный договор упорядочивает многие организационные вопросы, предоставляет работникам некоторые преимущественные права, обеспечивает доплаты, заинтересовывает к сотрудничеству с данным работодателем, который заключил такой договор с работниками.

Правомочия работодателей

Ответственность сторон социального партнерства подразумевает, что и работодатель имеет ряд обязанностей по отношению к своим работникам. Какие же это обязанности? В первую очередь работодатели обязаны:

  • оформлять со своими работниками трудовые отношения в том порядке, который содержат нормы трудового законодательства;
  • соблюдать все нормы трудового законодательства;
  • обеспечивать сотрудников работой согласно условиям трудового соглашения;
  • оплачивать труд сотрудников и соблюдать сроки оплаты;
  • проводить коллективные переговоры и заключать соглашения;
  • рассматривать жалобы сотрудников на нарушение трудового законодательства и принимать соответствующие меры;
  • гарантировать право на участие работников в профсоюзных организациях;
  • обеспечивать работникам необходимые условия труда;
  • компенсировать работникам ущерб и убытки, которые были нанесены им в связи с выполнением трудовых функций.

В сфере труда работодатель имеет и свои определенные права. Трудовое законодательство определяет, какие именно права имеют работодатели:

  • заключать и вносить изменение или расторгать трудовые отношения;
  • требовать от сотрудников выполнения трудовых функций;
  • требовать от работников выполнения условий трудового распорядка;
  • вознаграждать за хорошо выполненную работу;
  • проводить материальные и дисциплинарные взыскания;
  • защищать свои права с помощью создания соответствующих профсоюзов;
  • проводить необходимые коллективные переговоры;
  • создавать внутренние документы организации.

Ответственность сторон социального партнерства (гл. 9 ТК РФ)

На представителей сторон, которые уклоняются от участия в коллективных переговорах по заключению, изменению колдоговора, соглашения или неправомерно отказываются от подписания согласованного колдоговора, соглашения, налагается штраф в размере и порядке, установленных ФЗ. То же — за непредоставление информации, необходимой для коллективных переговоров или для контроля за соблюдением колдоговора, соглашения (ст. 54 ТК РФ). Аналогично штрафуются и представители работодателя или работников, виновные в нарушении или невыполнении предусмотренных колдоговором, соглашением обязательств (ст. 55 ТК РФ).

За нарушение прав работников в сфере соцпартнерства предусмотрена административная ответственность работодателя / его представителей (ст.ст. 5.28 — 5.34 КоАП РФ):

— за уклонение от участия в переговорах о заключении колдоговора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения;

— за непредоставление информации, необходимой для коллективных переговоров и для контроля за соблюдением колдоговора, соглашения;

— за необоснованный отказ заключать колдоговор, соглашение;

— за нарушение или невыполнение обязательств по колдоговору, соглашению;

— за уклонение от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах;

— за невыполнение соглашения;

— за увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и забастовкой.

За указанные нарушения требований в сфере соцпартнерства административные штрафы на работодателя или его представителя налагаются небольшие (1000 — 5000 руб.). Вместе с тем возможность привлечь к ответственности нарушителей трудового законодательства в части реализации указанных прав работников — важная защитная мера, обеспечиваемая государством. Задача каждого члена профсоюза — использовать любую возможность защиты установленных Конституцией и Трудовым кодексом РФ прав и свобод членов профсоюза.

Итоги

Сторонами социального партнерства являются 2 обязательных стороны (работники и работодатель) и 3-я сторона (государство), которая участвует в нем либо по приглашению обязательных сторон либо в случаях, определенных законодательно. Стороны равны в своих правах, но различаются в порядке формирования состава представителей, которые от их имени участвуют в работе основного органа соцпартнерства.

Источники
  • https://naimtruda.com/otnoshen/otvetstvennost-storon-sotsialnogo-partnerstva-v-sfere-truda.html
  • https://nalog-nalog.ru/socialnoe_partnerstvo/kto_yavlyaetsya_storonami_socialnogo_partnerstva_tk_rf/
  • https://www.zakonrf.info/tk/25/
  • https://nalog-nalog.ru/socialnoe_partnerstvo/storony_socialnogo_partnerstva_v_sfere_truda/
  • http://be5.biz/pravo/t009/3.html
  • https://www.protrud.com/2016/05/02/%D1%87%D1%82%D0%BE-%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D0%BF%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%BD%D0%B5%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE/
  • http://be5.biz/pravo/t021/3.html
  • https://advokat-malov.ru/socialnoe-partnerstvo-v-sfere-truda/storony-socialnogo-partnerstva.html
  • https://www.solidarnost.org/articles/zaschita-prav-rabotnikov-40.html

tett
Зарплатто.ру - сайт о зарплатах и доходах, деньгах и финансах