- Что является налоговой базой по транспортному налогу
- Как определить налоговую базу по транспортному налогу – примеры
- Когда транспортный налог платить не нужно
- Порядок расчета транспортного налога
- Льготы по транспортному налогу
- Как определяется налоговая база по транспортному налогу
- ТС с двигателем
- Воздушные транспортные средства
- Водные буксируемые ТС
- Неклассифицируемые ТС
- Не подлежат налогообложению
- Вычисление налоговой базы транспортного средства
- Транспорт, на который налоговая база не рассчитана
- Налоговые нормы
- Судебная практика
- Об обязанностях владельцев ТС (бывших и настоящих)
- Исключения
Что является налоговой базой по транспортному налогу
В соответствии со стат. 359 НК налоговая база (НБ) по транспортному налогу уточняется по каждому из объектов в собственности отдельно. При этом показатель может быть различным в зависимости от конкретного вида ТС (транспортное средство). В частности, согласно п. 1 стат. 359 НК, НБ определяется как:
- Мощность объекта в лошадиных силах – для ТС с двигателем.
- Статистическая тяга по паспорту – для воздушных ТС с реактивным двигателем.
- Валовая вместимость ТС в регистровых тоннах – для несамоходных водных объектов, то есть подлежащих буксировке.
- Единица ТС – в части прочих воздушных и/или водных объектов передвижения.
Соответствующие разъяснения налоговиков даны в разд. V Приказа МНС № БГ-3-21/177 от 09.04.03 г. Согласно указанному разделу налоговая база по транспортному налогу определяется по данным технической документации, переносимым в регистрационные свидетельства. В отдельных случаях требуется пересчет метрических показателей (кВт) во внесистемные (л. с.) посредством умножения на специальный коэффициент 1,35962 (п. 19 разд. V).
К примеру, у катера мощность равна 155 кВт, путем перевода получается значение в лошадиных силах, равное 210,74 л. с. Округление выполняется до сотого знака.
Если в регистрационных и технических документах обнаружены расхождения, берутся показатели из техдокументации. А в случае полного отсутствия сведений о мощности объекта в расчетах допускается использование результатов проведенной по нормам стат. 95 НК экспертизы или представленного юрлицом экспертного заключения (п. 22 раздела V). При этом привлечение к вопросу эксперта возможно только на контрактной основе.
Как определить налоговую базу по транспортному налогу – примеры
К примеру, на организацию зарегистрирован легковой автомобиль, мощность которого по техпаспорту составляет 130 кВт. Для расчета ТН необходимо перевести показатель в лошадиные силы: 130 х 1,35962 = 176,75 л. с. Результат округляется до второго значения после запятой. Затем уточнить ставку налога в нужном регионе и произвести вычисления.
Если предприятие владеет воздушным ТС, предположим, самолетом, для расчета налога требуется взять за налоговую базу тягу реактивного двигателя. Значение приведено в техпаспорте на объект. Если же техническая документация не содержит данные о мощности, поскольку у объекта нет двигателя, а значит, валовой вместимости, за НБ берется единица ТС.
Нередко предприятия в течение календарного года продают и/или приобретают новые объекты. Как в этой ситуации меняется расчет ТН? В соответствии с п. 3 стат. 362 НК при этом требуется применять специальный коэффициент владения, определяемый путем деления месяцев фактического использования ТС (согласно регистрационным правам) на 12. Предположим, юрлицо реализовало в июне (12.06) один из принадлежащих ему л/авто. Согласно правилам расчета июнь уже не включается в вычисления, поскольку снятие с учета произошло до 15-го числа. Значит, налог нужно начислить за январь-май 2017 г. Если же права на авто передаются после 15-го числа, такой месяц должен быть исключен из времени фактического владения транспортом. Документальным подтверждением выступают свидетельства о регистрации объекта или снятии с учета.
Когда транспортный налог платить не нужно
Согласно п.2 ст.358 НК РФ, не облагаются транспортным налогом:
- Весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил.
- Автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке.
- Промысловые морские и речные суда.
- Транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом.
- Суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов
- Тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции.
При этом, к сельскохозяйственным производителям относятся, в том числе и граждане, ведущие личное подсобное хозяйство.
Об этом напоминает Минфин РФ в своем Письме от 28.07.2008г. №03-05-04-04/07:
«В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 358 Кодекса не являются объектом налогообложения тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции.
Федеральным законом от 29.12.2006 №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» сельскохозяйственными товаропроизводителями с 1 января 2007 года признаны, в частности, и граждане, ведущие личное подсобное хозяйство в соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» (далее — Федеральный закон №112).
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона №112 личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.
Таким образом, при совместном осуществлении ведения личного подсобного хозяйства гражданином и членами его семьи на земельном участке, находящемся в собственности данного гражданина, соответствующие транспортные средства, зарегистрированные на гражданина или членов его семьи, не являются объектом налогообложения согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 358 Кодекса.»
Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации поручается довести вышеуказанное письмо Минфина до нижестоящих налоговых органов Письмом ФНС РФ от 04.08.2008г. №ШС-6-3/548@.
Порядок расчета транспортного налога
Сумма транспортного налога, которую нужно будет заплатить в бюджет, зависит:
- От того, сколько месяцев в году транспортное средство принадлежало налогоплательщику по данным ГИБДД.
Например, если автомобиль был приобретен (или продан) в середине года, то и сумма транспортного налога будет меньше, чем за целый год.
Согласно п.3 ст.362 НК РФ, в случае регистрации, снятия транспортного средства с регистрации* в течение календарного года, исчисление суммы налога (авансового платежа) производится с учетом коэффициента, определяемого как:
- отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в году.
При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц.
В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.
*Снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.
- От налоговой базы (для автомашин – от мощности двигателя в лошадиных силах).
Согласно положениям ст.359 НК РФ, налоговая база по транспортному налогу определяется отдельно по каждому транспортному средству следующим образом:
- В отношении транспортных средств, имеющих двигатели* — как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
*За исключением воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, — как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы.
- В отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, — как валовая вместимость в регистровых тоннах.
- В отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных выше — как единица транспортного средства.
- От налоговой ставки.
Согласно ст.361 НК РФ, налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ соответственно в зависимости от:
- мощности двигателя,
- тяги реактивного двигателя, или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя,
- один килограмм силы тяги реактивного двигателя,
- одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства в следующих размерах:
Наименование объекта налогообложения |
Налоговая ставка (в рублях) |
Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | |
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно |
2,5 |
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно |
3,5 |
свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно |
5 |
свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно |
7,5 |
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) |
15 |
Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | |
до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно |
1 |
свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно |
2 |
свыше 35 л.с. (свыше 25,74 кВт) |
5 |
Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | |
до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно |
5 |
свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт) |
10 |
Автомобили грузовые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | |
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно |
2,5 |
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно |
4 |
свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно |
5 |
свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно |
6,5 |
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) |
8,5 |
Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы) |
2,5 |
Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | |
до 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно |
2,5 |
свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт) |
5 |
Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | |
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно |
10 |
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) |
20 |
Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | |
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно |
20 |
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) |
40 |
Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | |
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно |
25 |
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) |
50 |
Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны валовой вместимости) |
20 |
Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы) |
25 |
Самолеты, имеющие реактивные двигатели (с каждого килограмма силы тяги) |
20 |
Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства) |
200 |
Вышеуказанные налоговые ставки могут быть увеличены или уменьшены законами субъектов РФ, но не более чем в 10 раз*.
*Указанное ограничение размера уменьшения налоговых ставок не применяется в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно.
Так, например, законом города Москвы от 09.07.2008г. года №33 «О транспортном налоге» (с учетом изменений, внесенных Законом г.Москвы от 14.11.2012г. №55), с 2013 года установлены следующие налоговые ставки:
Налоговым кодексом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и/или их экологического класса.
Количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска транспортного средства.
Обратите внимание:В случае, если налоговые ставки не определены законами субъектов РФ, налогообложение производится по вышеприведенным налоговым ставкам в соответствии с п.4 ст.361 НК РФ.
- От доли в праве собственности на транспортное средство.
Если автомобиль принадлежит на 100% одному собственнику, то доля составляет единицу, если машина принадлежит 2м собственникам 50% на 50%, то доля составляет 0.5 (для каждого налогоплательщика – его часть доли).
Льготы по транспортному налогу
Согласно ст.356 НК РФ, при установлении транспортного налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться:
- налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Положения НК РФ не предусматривают перечень льгот по транспортному налогу. Соответственно, их наличие или отсутствие – свободная воля законодательных органов субъектов РФ.
Статьей 4 закона города Москвы №33 установлено, что от уплаты транспортного налога освобождаются следующие физические лица (льгота распространяется только на одно транспортное средство, зарегистрированное на граждан нижеуказанных категорий):
1) Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, граждане, награжденные орденом Славы трех степеней*.
2) Ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды Великой Отечественной войны*.
3) Ветераны боевых действий, инвалиды боевых действий*.
4) Инвалиды I и II групп*.
5) Бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны*.
6) Один из родителей (усыновителей), опекун, попечитель ребенка-инвалида*.
7) Лица, имеющие автомобили легковые с мощностью двигателя до 70 лошадиных сил (до 51,49 кВт) включительно.
8) Один из родителей (усыновителей) в многодетной семье.
9) Физические лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991г. №1244-1, федеральными законами от 26.11.1998г. №175-ФЗ и от 10.01.2002 года №2-ФЗ*.
10) Физические лица, принимавшие в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах*.
11) Физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику*.
*Данные льготы не распространяются на легковые автомобили с мощностью двигателя свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт).
Налогоплательщикам — физическими лицами, вышеуказанные льготы предоставляются по их заявлению на основании документа, подтверждающего право на льготу.
При наличии у налогоплательщика права на получение льгот по нескольким основаниям льгота предоставляется по одному основанию по выбору налогоплательщика.
Вышеуказанные льготы не распространяются:
- на водные и воздушные транспортные средства,
- снегоходы и мотосани.
При возникновении (утрате) права на льготы в течение года исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, предшествующих месяцу (следующих за месяцем) возникновения (утраты) права на льготы, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.
При этом коэффициент рассчитывается до трех знаков после запятой.
Как определяется налоговая база по транспортному налогу
Не во всех случаях мощность двигателя влияет на определение базы по фискальным платежам. Это говорит о необходимости учета и других показателей. Чаще всего не нужно производить расчет рассматриваемой величины. Связано с тем, что на заводах-производителях авто изначально в документации указываются параметры, которые важны при определении базы.
ТС с двигателем
Основной группой являются те, что обладают мотором. В связи с этим, база для них устанавливается на основании оценки мощности данного агрегата. Важно учесть, что измерение происходит только в лошадиных силах. Другие показатели применяться не могут.
К данной категории относят:
- легковые авто;
- мотоцикл;
- автобус и прочее.
В качестве исключения выступают аппараты, с помощью которых передвигаются в воздушном пространстве. Эти средства отнесены к другой группе.
Воздушные транспортные средства
Следующая категория представлена судами воздушного типа. В их устройстве обязательным элементов выступает мотор. Однако, при установлении размера базы применяется тяга реактивного мотора. Данная величина имеет статическое выражение.
Измерение рассматриваемого показателя происходит при взлетах. Устанавливается он как килограммы силы. В эту группу удастся включить вертолеты и прочие средства, перемещающиеся в воздушном пространстве.
Водные буксируемые ТС
Другая группа представлена водными аппаратами. Их нельзя отнести к средствам самоходного типа. При установлении базы используется валовая вместимость. Указанный показатель определяется в тоннах. Найти величину можно в технической документации на конкретный вид средства. В данном случае категория не важна.
Неклассифицируемые ТС
Есть средства, которые отнести к определенной категории не получится. В их устройстве может быть мотор или нет. Для установления базы учитывается единица такого средства.
Не подлежат налогообложению
Объекты, не подлежащие налогу:
- Судна с весловым управлением и судна, с мотором тяговая сила, которых не превышает пяти лс,
- Автотранспорт, приспособленный и оборудованный для водителя-инвалида, и также автомобили, с мотором мощность, которых не достигает ста лошадиных сил.
- Автомобили, дарованные органами социальной защиты населения согласно порядкам установленным законодательством РФ,
- Промышленные водные транспортные средства,
- Водные, воздушные транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров, которые считаются собственностью компаний или частных лиц предпринимательской работы. Их работа должна быть ориентирована на пассажирские перевозки или же на перевозку многотоннажного груза.
Спецмашины:
- Трактор,
- Комбайны самоходные,
- Молоковозы,
- Спецтранспорт для перевоза птиц и скота,
- Спецтранспорт скорой ветеринарной помощи,
- Спецтранспорт перевоза удобрений,
- В целом практически весь транспорт, который используется в сельхозработах.
- Служебный транспорт, находящийся на балансе федеральных служб или исполнительной власти.
- Транспорт, который находится в федеральном розыске, но только в случае если факт кражи или угона подтвержден самим владельцем транспорта и выдан соответствующий документ в органах ГИБДД,
- Воздушный транспорт санитарно-медицинских служб,
- Водный транспорт, занесённый в единый Российский международный реестр судов,
- Водные станционные плавающие платформы, плавающие буровые установки.
Вычисление налоговой базы транспортного средства
Сейчас постараемся описать, как произвести расчет базы транспортного налога. Налогообложению подлежит транспорт и машины, оснащённые механизмом, самоходный и буксируемый.
Налоговая база указывается производящим предприятием в техническом документе. Владельцу нужно просто найти технические характеристики транспорта и внести их в бланк декларации. С данным бланком обратитесь в налоговою инстанцию, и она сама с данных вами характеристик произведет расчет вашей налоговой базы. Транспортный сбор производится один раз в год.
База налогообложения указанная в технических паспортах или согласно с законодательством:
- Технические параметры наземного транспорта оснащенного моторам указана в техпаспорте. Измеряется в лошадиной силе.
- Тяговая сила воздушных транспортов, оборудованных воздушно-реактивными моторами, указывается в техпаспортах. Измеряется в кгс.
- Тяговая сила любого водного транспорта, который не оборудован мотором и способен передвигаться только с помощью буксира, также указывается в техпаспорте. Измеряется в тоннаже.
- Мощность других средств передвижения, без классификации, измеряется в их собственном весе.
Транспорт, на который налоговая база не рассчитана
Ссылаясь на статью 358, гласящая, что на ниже описанный транспорт налоговая база не рассчитывается:
- Весловые судна. Судна с двигателем, не мощнее пяти лошадиных сил,
- Легковой автотранспорт, оснащенный для людей с инвалидностью.
- Судна промышленного назначения,
- Спецтехника, используемая в сельхоз работах и изготовлении сельскохозяйственной продукции,
- Угнанный транспорт, находящийся в официальном розыске.
- Смерть плательщика, владельца транспортного средства.
- Прочие официально подтверждённые обстоятельства, имеющие факторы для прекращения оплаты налога.
Автовладелец, чей транспорт попал под налоговую базу, в обязательном порядке должен оплачивать налог согласно законодательству РФ. Оплачивать нужно там, где находиться ваш автотранспорт, то есть в конкретном городе и районе. Вносится налог в строго отведенные даты для этого, в противном случае вас ожидает штрафная санкция.
Налоговые нормы
В абзаце 1 ст. 357 НК РФ сказано, что плательщиками транспортного налога являются лица, на которых по законодательству РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Это (в силу п. 1 ст. 358 НК РФ) ТС (в том числе автомобили), зарегистрированные в соответствующих органах в установленном порядке.
Следовательно, обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от государственной регистрации транспортного средства, а не от фактического наличия или использования данного ТС налогоплательщиком. Такое мнение разделяют и чиновники контролирующих органов (см. письма Минфина России от 18.02.2016 № 03‑05‑06‑04/9050, ФНС России от 28.08.2013 № БС-3-11/3076@), и судьи (см. Определение КС РФ от 24.03.2015 № 541-О[1]).
Исключение из этого правила составляют случаи, предусмотренные абз. 3 – 5 ст. 357 (в данной норме перечислены лица, которые не признаются плательщиками транспортного налога[2]) и п. 2 ст. 358 НК РФ (здесь поименованы ТС, которые не являются объектом налогообложения[3]).
Согласно п. 1 ст. 362 НК РФ налогоплательщики – юридические лица исчисляют сумму транспортного налога (авансового платежа) самостоятельно. И как следует из п. 3 названной статьи (в редакции, действовавшей в 2015 году), обязанность по уплате налога возникает у налогоплательщика с месяца постановки транспортного средства на государственный регистрационный учет и прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия с учета этого ТС в регистрирующих органах.
С 01.01.2016 момент возникновения (утраты) обязанности по уплате транспортного налога определяется в ином порядке. Изменения в п. 3 ст. 362 НК РФ внесены Федеральным законом от 29.12.2015 № 396-ФЗ. Согласно обновленной норме начиная с первого отчетного периода 2016 года налог исчисляется в зависимости от даты регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства в соответствующем государственном органе.
Так, если ТС поставлено на регистрационный учет до 15-го числа включительно или снято с учета после 15-го числа, то при исчислении транспортного налога за полный месяц принимается месяц регистрации (снятия с регистрации) ТС.
В свою очередь, если регистрация ТС произошла после 15-го числа или снятие ТС с регистрации осуществлено до 15-го числа включительно, то месяц регистрации (снятия с регистрации) не учитывается при расчете налога.
Из приведенных правовых норм следует: транспортное средство (в нашей ситуации автомобиль) является объектом налогообложения до тех пор, пока остается зарегистрированным за налогоплательщиком в определенном законом порядке. Прекращение регистрации признается основанием для прекращения взимания транспортного налога. Иных причин для неначисления налогоплательщиками – юридическими лицами данного налога (кроме угона ТС или возникновения права на налоговую льготу) законодательством не установлено.
Судебная практика
Такой формальный подход к начислению транспортного налога согласуется с позицией высших арбитров, озвученной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 15.12.2011 № 12223/10 по делу № А40-62640/09‑151‑457. В данном постановлении сделан следующий вывод: списание транспортного средства с баланса организации без снятия его с учета в регистрирующем государственном органе не освобождает налогоплательщика, на которого зарегистрировано это транспортное средство, от обязанности по исчислению и уплате транспортного налога, поскольку в силу императивных положений ст. 357, 358, 362 НК РФ признание лиц налогоплательщиками, определение объекта налогообложения и возникновение обязанности по исчислению и уплате транспортного налога основано на сведениях о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы.
Предметом данного судебного разбирательства стали транспортные средства, списанные организацией с баланса по причине утилизации. Между тем налоговики придали обозначенной позиции высших судей универсальный характер и стали применять ее в том числе к сделкам по купле-продаже транспортных средств. Судебные органы считают это допустимым (см., например, Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2016 по делу № А79-4212/2015).
Впоследствии Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ продемонстрировала несколько иной (менее формальный) подход к порядку начисления транспортного налога (Определение от 17.02.2015 № 306-КГ14-5609 по делу № А55-23180/2013).
Арбитры пояснили: вывод Президиума ВАС сделан с учетом того, что при утилизации (списании) транспортного средства юридическое лицо, за которым оно зарегистрировано, обязано снять его с учета по указанному основанию в органах ГИБДД по месту регистрации, представив соответствующие документы, регистрационные знаки и ПТС.
Об обязанностях владельцев ТС (бывших и настоящих)
Напомним, что в рассматриваемой нами ситуации обязанность по изменению регистрационных данных об автомобиле возложена на нового собственника. Соответствует ли это условие договора закону? Не должен ли прежний владелец перед продажей ТС снять его с учета в органах ГИБДД?
Ответ однозначен: нет, не должен. Порядок регистрации в органах ГИБДД регламентирован Административным регламентом МВД о предоставлении государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним[5] (далее – Административный регламент). В его п. 65 установлены лишь два основания для снятия ТС с учета:
- вывоз за пределы Российской Федерации на постоянное пребывание;
- утилизация.
Как видим, такое основание для снятия транспортного средства с регистрационного учета, как его продажа, Административным регламентом не предусмотрено. Должны быть изменены регистрационные данные о владельце ТС. Соответствующая обязанность возложена на нового владельца автомобиля, что следует из п. 56.1 Административного регламента и п. 6 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД (далее – Правила). Здесь установлено, что изменение регистрационных данных в связи с переходом права собственности производится на основании заявления нового владельца транспортного средства.
Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ № 938 и п. 4 Правил на это новому собственнику либо лицу, от его имени владеющему, пользующемуся или распоряжающемуся транспортным средством, отведено десять суток после его приобретения.
Нарушение правил государственной регистрации транспортных средств чревато привлечением организации и ее должностных лиц к административной ответственности. Согласно ч. 1 ст. 19.22 КоАП РФ размер штрафных санкций составляет:
- для должностных лиц – от 2 000 до 3 500 руб.;
- для организаций – от 5 000 до 10 000 руб.
Как указано в Постановлении ВС РФ от 20.02.2015 № 31-АД15-4, по смыслу ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за несоблюдение правил регистрации ТС составляет два месяца и исчисляется по прошествии десяти дней с момента, когда новый владелец автомобиля обязан изменить его регистрационные данные в соответствующих органах.
Исключения
Но существуют и те транспортные средства, которые вовсе не облагаются налогом. Следовательно, налоговая база в отношении их также не рассчитывается. К таким транспортным средствам относятся:
- Водный транспорт без двигателя (весельные лодки) или с двигателем, чья мощность не превышает 5 лошадиных сил.
- Легковые автомобили, мощность двигателя которых не превышает 100 лошадиных сил.
- Легковые автомобили, оборудованные для людей с ограниченными возможностями.
- Транспортные средства, которые используются для осуществления пассажирских перевозок.
- Оборудование, необходимое для ведения сельскохозяйственной деятельности.
- Транспортные средства, которые числятся в угоне.
- Транспортные средства, которые используются для воинской службы.
За использование этих транспортных средств налог не взимается.
- https://www.zakonrf.info/content/articles/transportniy-nalog-nalogovaya-baza/
- https://www.klerk.ru/buh/articles/347984/
- https://JuristPomog.com/administrative/traffic-police/transportnyj-nalog-nalogovaya-baza.html
- https://dorpex.ru/avtomobilnyie-sovetyi/kak-opredelit-nalogovuyu-bazu-transportnogo-naloga
- https://www.klerk.ru/buh/articles/443487/
- https://grazhdaninu.com/nalogi/transportnyiy/nalogovaya-baza.html