Объекты и субъекты земельных правоотношений

Понятие «земельные правоотношения»

Под «земельными правоотношениями» понимают общественные отношения, складывающиеся между органами власти, организациями и частными лицами по поводу приобретения (приватизации, купли-продажи и иных сделок с землей), распределения, использования и охраны земель и которые регулируются нормами земельного права.

Земля становится объектом земельных отношений (как разновидности общественных отношений) не из-за того, что она – объект природы, составная часть окружающей среды, а в результате ее использования человеком в процессе хозяйственной деятельности. Это важное обстоятельство определяет экономическое, социальное и экологическое значение земельных отношений. Тем не менее, земля как объект общественных отношений продолжает оставаться объектом природы даже тогда, когда используется человеческий труд. В этом одна из основных особенностей земли в качестве объекта общественных отношений и соответственно самих земельных отношений.

Содержание земельных пра­воотношений – совокупность корреспондирующих (взаимосвязанных) прав и обязанностей их участников, реализуемых ими посредством соверше­ния определенных действий или воздержания от их совершения.

В ст. 3 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ (далее – ЗК РФ) «Отношения, регулируемые земельным законодательством» закреплено, что земельное законодательство закрепляет отношения по использованию и охране земель, недр, водных объектов, лесов, особо охраняемых природных территорий в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения). К отношениям по использованию и охране земли и природных ресурсов применяются законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, об охране объектов культурного наследия народов РФ, специальные федеральные законы, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством. В п. 3 указанной статьи ЗК РФ отмечается, что имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ним регулируется гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным и водным законодательством, специальными федеральными законами.

Ввиду того, что земля рассматривается законодателем одновременно и как природный объект, природный ресурс, используемые как средство производства в сельском и лесном хозяйстве, основу осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории России, и как недвижимое имущество, объект права собственности и иных прав на землю, то земельные отношения тесно связаны с нормами других отраслей права.

Особого внимания требует изучение вопроса о соотношении земельного и гражданского законодательства. В целом, исходя из предмета регулирования гражданского законодательства (ст. 2 Гражданского кодекса РФ (ч.1) от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ) (далее – ГК РФ), которое определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и иных вещных прав, регулирует договорные обязательства, а также имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников, можно сделать вывод о том, что осуществление прав на землю, а также совершение сделок с земельными участками относится к сфере гражданского законодательства. Данное утверждение находит свое подтверждение и в самих нормах ЗК РФ. Так, согласно п. 4 ст. 11 ЗК РФ при объединении земельных участков, принадлежащих на праве общей собственности разным лицам, у них возникает право общей собственности на вновь образуемый земельный участник в соответствии с гражданским законодательством. Аналогичным образом положения п. 1 ст. 23 ЗК РФ свидетельствуют о том, что ЗК РФ не относит к предметам своего регулирования вопросы установления сервитута, находящегося в сфере гражданского права, ограничиваясь только публичным сервитутом.

На практике применяются положения как гражданского, так и земельного права. В соответствии с п. 1 ст. 39 ЗК РФ условия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяются гражданским законодательством, ЗК РФ, федеральными законами. Вместе с тем следует учитывать, что согласно п. 3 ст. 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Виды правоотношений в области земельного права

В системе права традиционно выделяют два основных вида земельных правоотношений по характеру содержания правоотношений (по функциональному назначению):

регулятивные земельные отношения – отношения, складывающиеся в процессе реализации земельно-правовых норм, не связанные с применением юридической ответственности, и которые выражаются, как правило, в совершении участниками данных отношений позитивных действий. Традиционно, на практике возникают именно такие отношения (изъятие земельного участка у собственника для государственных или муниципальных нужд, заключение договора аренды земли и т.д.)

правоохранительные земельные правоотношения возникают в связи с совершенными правонарушениями, либо с наличием угрозы их совершения и реализуются при применении юридической ответственности. К примеру, самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы влечет наложение административного штрафа на виновных граждан, должностных лиц и юридических лиц.

Кроме того, по основному хозяйственному назначению земельные отношения могут складываться:

  • в процессе сельскохозяйственного производства;
  • при использовании земли в промышленности и строительстве;
  • при использовании земли в лесном хозяйстве и т.д.

Земельные правоотношения могут быть классифицированы и по иным основаниям, широко используемым в гражданском праве:

— по критерию содержания – на имущественные и неимущественные;

— по критерию определенности состава субъектов – на абсолютные и относительные;

— по степени взаимной обязанности их участников – на отношения равноправия (партнерские отношения) и отношения подчиненности одной стороны другой и т. д.

На содержание земельных правоотношений влияют следующие факторы:

  • особенности объекта земельного правоотношения;
  • правовой статус субъектов земельных правоотношений;
  • правовое регулирование тех видов отношений, которые составля­ют основу данного правоотношения.

Земельные правоотношения, как это уже отмечалось — общественные (фактические) отношения, урегулированные нормами права, либо сложившиеся в результате действия этих норм. Земельные правовые отношения, несомненно, обладают рядом спе­цифических черт, отличающих их от других видов правоотношений: особенности объекта, субъектов, содержания, оснований возникновения, изменения и прекращения. Они непосредственно связаны с объективными закономерностями развития человеческого общества и общественного производства; являются особым видом имущественных отношений, которые возникают, изменяются и прекращаются по поводу земли; являются сложными, комплексными отношениями, при этом регулирование их осуществляется нормами как земельного, так и гражданского, административного, экологического и иных отраслей законодательства.

Содержание земельных правоотношений

Способы определения содержания земельных правоотношений. Содержание земельных правоотношений составляют права и обязанности, установленные нормами земельного законодательства, в соответствии с которыми субъекты земельных правоотношений используют и обеспечивают охрану находящихся в их собственности, владении, пользовании, аренде либо на иных основаниях земельных участков.

В законодательстве используются особые способы определения содержания земельных правоотношений: публично-правовой и частноправовой. Публично-правовыми способами являются: определение основного целевого назначения земель путем разделения земель на категории, зонирование и установление ограничений прав собственников. Частноправовым способом определения содержания прав и обязанностей собственника земли является сервитут. Устанавливая сервитуты, частные земельные собственники сами регулируют некоторые возникающие между ними отношения по поводу земли.

Целевое назначение земельного участка. Содержание земельных правоотношений зависит в первую очередь от основного целевого назначения земельного участка, т.е. от того, к какой категории земель он относится.

Все земли имеют различное качество, отличаются друг от друга природными характеристиками и показателями, имеют различное экономическое и социальное значение в жизни общества. В отношении некоторых земель на первый план выходит их экологическое значение. С учетом этих обстоятельств, для организации рационального использования и охраны земель все земли в нашей стране подразделяются на различные категории. В основе выделения таких категорий земель лежит основное целевое назначение соответствующих земель. Определение основных целей, для которых могут использоваться земли, объективно необходимо, чтобы правильно организовать процесс их использования.

Соответствующие исполнительные органы государственной власти на основании данных государственного земельного кадастра определяют основное целевое назначение земель, решая вопрос об использовании тех или иных земель либо в сельском или лесном хозяйстве, или для размещения населенных пунктов, промышленных, транспортных и иных объектов и сооружений.

Значение подразделения земель на категории для определения содержания прав и обязанностей субъектов земельных правоотношений заключается в том, что нахождение участка земли в составе той или иной категории определяет содержание и объем прав и обязанностей соответствующего субъекта, использующего землю на законных основаниях. Права и обязанности, например, собственника сельскохозяйственных земель отличаются от прав и обязанностей собственника земель, которые отнесены к категории земель промышленности, транспорта, связи и т.п. Таким образом, основным фактором, определяющим содержание земельных правоотношений, является основное целевое назначение земель, в составе которых находится земельный участок.

Зонирование. До самого последнего времени основное целевое назначение земель было главным и практически единственным обстоятельством, которое влияло на содержание прав и обязанностей субъектов земельных правоотношений. Однако реальные потребности нашей все усложняющейся жизни вызвали появление новых правовых инструментов регулирования земельных отношений. Таким инструментом стало зонирование территорий.

Зонирование как метод регулирования использования земель, особенно в больших городах, впервые был применен в США. В начале, двадцатого столетия в нескольких городах были приняты ордонансы (решения) муниципалитетов, ограничивающие высоту сооружаемых зданий для обеспечения охраны здоровья и безопасности населения. Ордонансы по зонированию обычно определяют цели использования определенных земель, типы и размер сооружений, которые могут быть построены в этих районах, а также порядок их размещения. Применительно к жилым зданиям нередко устанавливаются требования, касающиеся минимального размера земельных участков, высоты этажей зданий. Специальные зоны с особыми требованиями к сооружениям устанавливаются для аэропортов, зон исторической застройки. Зонирование применяется для регулирования использования сельскохозяйственных земель, охраны окружающей среды и т.д.

Зонирование использования земель в США имеет большое сходство с подразделением земель по категориям в нашей стране. Однако зонирование территорий по российскому законодательству имеет несколько иной характер. Зонирование территорий в России представляет собой дополнительный по отношению к подразделению земель на категории способ регулирования использования земель, как правило, в пределах отдельных категорий. Посредством зонирования уточняются и детализируются правила использования и охраны земель, регулируется порядок хозяйственной деятельности в публичных интересах.

Градостроительный кодекс в ст. 1 определяет территориальное зонирование как деление территории на зоны при градостроительном планировании развития территорий и поселений с определением видов градостроительного использования установленных зон и ограничений на их использование. Правовой режим использования территориальных зон определяется градостроительной документацией и градостроительными регламентами.

Зонирование территорий населенных пунктов устанавливает разрешенное использование земельных участков и иных объектов недвижимости в градостроительстве и соответственно определяет содержание прав и обязанностей собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков.

Зонирование территорий населенных пунктов имеет два основных отличительных признака. Во-первых, оно связано с градостроительной деятельностью. И, во-вторых, в процессе зонирования регулируются строительство и использование объектов недвижимости как взаимосвязанного комплекса зданий, строений, сооружений и земельного участка, на котором они расположены.

Зонирование применяется также в отношении земель особо охраняемых природных территорий, например национальных природных парков. На их территориях могут быть выделены различные функциональные зоны, в том числе: заповедная, особо охраняемая, познавательного туризма, охраны историко-культурных объектов, обслуживания, посетителей и др. Поскольку в границах национальных парков могут находиться земельные участки иных пользователей, а также собственников, то на содержание их прав и обязанностей не может не оказывать влияния существующий правовой режим хозяйственной деятельности на территории национального парка.

Содержание земельных правоотношений зависит также от экологического зонирования, предусмотренного Федеральным законом от 1 мая 1999 г. № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал». При экологическом зонировании содержание земельных правоотношений насыщается экологическими требованиями в зависимости от того, в пределах какой экологической зоны находится участок земли.

Ограничения прав лиц, использующих земельные участки. Указанные виды зонирования следует отличать от установления различного рода зон, предусмотренных в земельном законодательстве и законодательстве об охране окружающей среды и о природных ресурсах (зоны с особыми условиями использования земель, санитарные зоны, охранные зоны и т.д.). Установление таких зон не является зонированием. Задача установления зон в целях, предусмотренных законодательством, — ограничить права лиц, использующих земельные участки.

Земельное законодательство предусматривает различные случаи установления ограничений прав собственников земельных участков. Ограничение прав лиц, использующих земельные участки, представляет собой установление в административном порядке запретов на отдельные виды хозяйственной деятельности по использованию земли либо требований о воздержании от совершения определенных действий или предоставление ограниченной возможности использовать чужой земельный участок для строго определенных целей.

Необходимо различать также понятия «сервитут» и «ограничение прав». Содержание этих понятий различно. Сервитут — право ограниченного пользования чужим участком земли. Ограничение права — установление запрета или требование о воздержании совершения действий либо право ограниченного использования чужого земельного участка, устанавливаемое на основании законодательства в административном порядке.

Таким образом, содержание и объем прав и обязанностей субъектов земельных правоотношений зависит от основного целевого назначения соответствующей категории земель и дополнительных факторов: вида территориальной, функциональной либо экологической зоны, установленных ограничений и сервитутов.

Субъекты земельного права

Субъектами земельного права являются граждане и юридические лица, Российская Федерация, ее субъекты, муниципалитеты. Чтобы участвовать в земельных отношениях, гражданин должен быть правосубъектным, то есть обладать правоспособностью и дееспособностью. В ГК РФ даны понятия «правоспособности» и «дееспособности» в ст. 17 и 21. Данные определения применимы в земельных отношениях.

Правоспособность – это способность иметь права и нести обязанности, которая признается всеми, возникает с момента рождения и продолжается до смерти.

Качество является врожденным и принадлежит человеку по естественному праву. С наступлением совершеннолетия возникает способность человека своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, исполнять гражданские обязанности. Это называется гражданской дееспособностью, возникающей с наступлением 18-летнего возраста. Если гражданин вступил в брак раньше 18-летнего возраста, он считается дееспособным с момента вступления в брак.

В статье 48 ГК РФ дается определение юридического лица как организации, имеющей в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении имущество обособленного типа. Юрлицо может приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Правоспособность и дееспособность юрлиц появляется в одно и то же время.

Праводееспособность юридического лица бывает общей и специальной. Под общей праводееспособностью понимается возможность иметь гражданские и земельные права, которые полностью соответствуют целям деятельности, определенной в уставных документах.

Специальная праводееспособность предусмотрена для государственных и муниципальных унитарных предприятий и некоммерческих организаций. Возникает при создании юрлица, заканчивается при его ликвидации.

РФ, ее субъекты и муниципалитеты участвуют в земельных отношениях как органы власти, которые издают предписания, обязательные к исполнению, и как собственники земельных участков, владеющие, пользующиеся и распоряжающиеся ими.

Иностранные граждане и юрлица тоже могут быть субъектами прав. Раньше иностранцами могла оформляться собственность земельных участков под приватизированными объектами недвижимости. В новом ЗК говорится о том, что граждане и юридические лица других государств могут приобретать в собственность земельные участки, но с ограничениями. Существует список территорий вблизи границ РФ, где представитель других государств не вправе приобретать землю.

Субъекты земельных правоотношений и их деятельность отражены в ст. 5 ЗК, кроме того субъектный состав может уточняться в НПА. Субъекты имеют права на землю с учетом категорийности земель. В составе земельного фонда находится категория лесного фонда. Лесные участки предоставляются в соответствии с ЛК РФ. Категория водного фонда предоставляет объекты водопользования в соответствии с ВК РФ. То есть регламентация прав и обязанностей происходит по Лесному и Водному кодексам РФ.

ЗК РФ отмечает субъект земельного права с особым статусом Это лица, относящиеся к малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. Земельные участки, где коренные народы осуществляют свою деятельность, особо охраняются и предоставляются в безвозмездное пользование. Если земельные участки изъяты для нужд государства, малочисленным народам предоставляются равноценные участки и возмещаются убытки, которые причинены изъятием.

Объекты земельного права

Объектами земельных отношений являются земля, земельные участки, части земельных участков, об этом говорится в ст. 6 ЗК РФ. Земля как объект и ресурс природы не может быть объектом правоотношений, так как это не юридическая категория. Поэтому объектом земельных отношений является индивидуализированная часть земли – земельный участок.

Земельный участок – это часть земной поверхности с границами, которые определены федеральным законодательством (ст. 11.1 ЗК).

Собственник может использовать по своему усмотрению все, что находится на участке и в земле, если Закон о недрах не предусматривает иного. Еще римские юристы утверждали, что право собственности на землю простирается вглубь под поверхностью и вверх над нею до бесконечности. Однако, если это воззрение принимать полностью, получается, что собственник может воспрепятствовать проведению тоннеля, проложению газопровода и т.д. Такое положение не может быть совместимым с интересами современного благоустройства. Так размышлял И.А.Покровский.

Закон о недрах определяет границу между землей и недрами как объектами различных правоотношений. Согласно Закону собственники земельных участков могут в границах участка, не применяя взрывных работ, осуществлять добычу полезных ископаемых, не находящихся на государственном балансе, а также строить подземные сооружения.

В ст.6 ЗК РФ понятие «земельный участок» является общим понятием, конкретизирующимся по отдельным категориям земель: лесной участок, водный участок, а также по видам разрешительного использования: дачный участок. В законодательстве применяются и синонимы понятия «земельный участок». Например, полоса отвода, сельскохозяйственные угодья, водно-болотные угодья, охотничьи угодья. В Европейской конвенции о ландшафтах предусмотрен такой объект правоотношений, как ландшафт. Конвенция пока не ратифицирована в России.

Оъектом законодательных отношений являются также земельные доли, они не упоминаются в ст. 6 ЗК РФ. Порядок пользования земельными долями обозначен в Законе об обороте земель. Здесь земельные доли рассматриваются как самостоятельный объект земельных отношений.

В ЗК применено понятие «часть земельного участка», но часть не может выступать в качестве самостоятельного объекта. Если земельный участок делится на две части, то каждой из них присваивается кадастровый номер. Собственник вновь образовавшейся части получает документ на земельный участок. То есть часть участка становится самостоятельным объектом.

Также невозможно приватизировать часть земельного участка. Если собственник хочет продать часть участка, то это будет возможно только тогда, когда произойдет разделение участка, составление межевого плана и постановка продаваемого самостоятельного участка на учет. Это подтверждено и судебной практикой. Если участок делится на части, права на прежний участок должны быть прекращены и зарегистрированы новые права на участки. Чтобы участок стал индивидуальным, готовится его межевой план, а затем земельный участок ставится на кадастровый учет. Поэтому собственник до того как заключить договор аренды должен индивидуализировать «часть» участка и получить кадастровый номер. В договорных документах в качестве предмета договора будет указываться земельный участок, индивидуализированный на местности.

Если здание находится на участке, который не делится и принадлежит нескольким лицам, они имеют право приобрести земельный участок в общую долевую собственность. При этом ЗК не имеет четких критериев классификации земельного участка в качестве делимого и неделимого. Критерии определены в ГК РФ ст.133, где говорится, что вещь, раздел которой в натуре невозможен без изменения ее назначения, является неделимой. Если разрешенное использование сохранено, земельный участок считается делимым, также следует соблюдать требования о минимальном размере земельного участка. Критерий сохранения разрешенного использования не универсален, он применяется только к категории земель населенных пунктов.

Разрешительное использование рассматривается как использование участка в соответствии с градостроительными регламентами, а они не устанавливаются в отношении земель сельхозугодий, лесного и водного фонда.

Критерии делимости и неделимости земельных участков определены в ГрК РФ в ч.4 ст.41:

  • правообладатели ставят вопрос о делимости/неделимости земельного участка;
  • размер земельного участка не должен превышать предельного размера, предусмотренного градостроительным регламентом;
  • разделение земельного участка возможно при наличии самостоятельных подъездов и подходов к каждому вновь образованному участку;
  • объединение земельных участков возможно при условии нахождения объединенного участка в одной территориальной зоне.

Почва, верхняя часть плодородного слоя, тоже является объектом земельных отношений. В Законе об охране окружающей среды земля и почва как объекты правовой охраны разделены. Он отдельно предусматривает необходимые меры по охране земель и почв при размещении энергетических объектов, эксплуатации сельскохозяйственных земель, мелиорации, размещении отходов. Закон устанавливает меры по охране редких почв.

Особенности земельных правоотношений

Виды земельных правоотношений имеют свои особенности, которые влияют на характер их применения. Особенности земельных отношений:

  • непосредственно связаны с объективными закономерностями развития человеческого общества и общественного производства;
  • являются особым видом имущественных отношений, которые возникают, изменяются и прекращаются по поводу земли;
  • являются сложными, комплексными отношениями, регулирование которых осуществляется нормами как земельного, так и гражданского, административного, экологического права.

В зависимости от ситуации один и тот же субъект может вступать в различные правоотношения. Например, гражданин обращается в органы местной власти с заявлением о выделении ему земельного участка. В данном случае он вступает в процессуальные, регулятивные, относительные правоотношения. Решением органов власти гражданину предоставлен в собственность земельный участок, теперь в отношении него действуют абсолютные правоотношения – право собственности на землю. Гражданин, реализуя это право, сдает участок в аренду и между землевладельцем и арендатором возникают материальные, регулятивные правоотношения по поводу договора аренды. При осуществлении всех этих действий гражданин выступает субъектом земельных правоотношений, которые, являясь различными по характеру, между тем, взаимосвязаны между собой.

В тоже время правоотношения имеют и существенные отличия. Например, регулятивные правоотношения являются закреплением порядка осуществления тех или иных действий, которые носят добросовестный характер, не нарушают пределы прав других субъектов. А охранительные правоотношения, напротив, являются средством применения ответственности за противоправное поведение.

Основания возникновения и прекращения земельных правоотношений

Основания возникновения земельных правоотношений. Основаниями возникновения земельных правоотношений служат юридические факты. Обычно такими юридическими фактами являются: договоры и административные акты исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также судебные решения.

Рассмотрим основания возникновения земельных правоотношений в сфере права собственности на землю. Основания приобретения права, собственности на земельные участки как недвижимое имущество конкретизированы в гл. 14 ГК РФ. Из всех перечисленных в ГК РФ оснований к приобретению права собственности на землю, в том числе к приобретению права частной собственности на землю, имеет отношение только ст. 234 ГК, регулирующая вопросы приобретательной давности.

Согласно ст. 234 ГК лицо — гражданин или юридическое лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Данная норма применима к земле как основному виду недвижимого имущества.

Для того чтобы приобрести право собственности на земельный участок на основании приобретательной давности, необходимо соблюдение ряда обязательных условий. Прежде всего, нужно, чтобы лицо владело земельным участком, на который у него не было никаких прав, оформленных в установленном законодательством порядке. Такое владение земельным участком должно быть добросовестным. Это значит, что фактическое владение земельным участком не может быть основано на каких-либо незаконных действиях владельца, образующих, например, составы уголовного преступления или административного проступка. Нельзя приобрести право частной собственности на основании приобретательной давности на земельный участок, который был незаконно самовольно занят фактическим владельцем. Владение земельным участком должно быть открытым, о факте такого владения должны быть осведомлены любые другие лица, и непрерывным, т.е. в течение сроков, установленных законом.

Применение приобретательной давности в отношении земельных участков имеет свои особенности, которые заключаются в первую очередь в том, что приобретательная давность может быть применима только в отношении тех земельных участков, которые находятся в частной собственности и которыми лицо владеет при соблюдении указанных выше условий. Все иные земельные участки не считаются бесхозным имуществом, поскольку являются государственной или муниципальной собственностью.

Что касается ст. 219 ГК, регулирующей вопросы возникновения права собственности на вновь создаваемое имущество, то она неприменима к такому объекту недвижимости, как земля. Земля как объект природы не может быть создана вновь.

Среди юридических фактов — оснований приобретения права частной собственности на землю наибольшее значение имеют договоры или сделки, а также административные акты исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. На основании совершения различных сделок с землей право собственности на земельный участок переходит от одного собственника к другому. В результате принятия административных актов (решений) о предоставлении земельных участков указанными органами граждане и юридические лица приобретают права на землю.

Большее распространение имеют случаи совершения сделок между собственником земельного участка и иным лицом, в результате чего право собственности на землю переходит к данному лицу — правоприобретателю.

Один из наиболее распространенных способов приобретения в частную собственность земельных участков — приватизация. Под приватизацией земель понимается приобретение права частной собственности физическими или юридическими лицами на земельные участки, находившиеся в государственной или муниципальной собственности.

Земельное законодательство предусматривает различные процедуры приватизации земельных участков: приобретение земельных участков в частную собственность на торгах; приватизация земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий</span>; предоставление земельных участков в собственность отдельным категориям граждан; приватизация земельных участков, ранее предоставленных в пользование гражданам, и приватизация земель сельскохозяйственного назначения для организации крестьянских (фермерских) хозяйств. Вопросы приватизации земель будут рассмотрены применительно к правовому режиму соответствующей категории земель.

Приобретение права частной собственности на земельные участки в порядке приватизации может осуществляться на основании заключения договоров купли-продажи земельного участка или на основании издания административного акта — решения соответствующего органа о предоставлении земельного участка в собственность. Так, право частной собственности может быть приобретено в результате совершения договора купли-продажи земельного участка, заключенного по результатам торгов, или на основании факта приватизации государственного или муниципального предприятия и последующего заключения договора купли-продажи земельного участка.

Административный акт — решение органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка также является основанием приобретения права частной собственности юридическими лицами и гражданами. На этом основании приобретают землю в собственность, в частности, граждане-землепользователи при перерегистрации прав на земельные участки, а также граждане при организации крестьянских (фермерских) хозяйств. Кроме того, земельные участки могут быть предоставлены в собственность определенным категориям граждан, которые имеют льготы на получение земельных участков.

В законодательстве предусмотрены основания возникновения земельных правоотношений по поводу прав на землю, производных от права собственности, т.е. прав на землю лиц, которые не являются земельными собственниками. Так, право пожизненного наследуемого владения может возникнуть на основании административного акта — решения органа местного самоуправления о переоформлении прав на земельный участок или на основании решения о предоставлении земельного участка на данном титуле. Право пожизненного наследуемого владения может возникнуть в результате наследования земельного участка, принадлежавшего наследодателю на этом титуле. Основанием возникновения права постоянного (бессрочного) пользования обычно является административный акт — решение о предоставлении земельного участка.

Отношения по поводу сервитута, как правило, возникают на основании договора или судебного решения. Что касается, например, лесного сервитута, то лесное законодательство допускает возможность его установления на основании договора, а также актов государственных органов или актов органов местного самоуправления.

Особенности имеют основания возникновения права временного пользования земельным участком. Обычно основанием права пользования служебным земельным наделом является решение администрации организации, которая предоставляет земельный участок своему работнику. В случае отсутствия у этой организации свободных земель служебный земельный надел может быть предоставлен на основании решения органа местного самоуправления. Право пользования землями для изыскательских работ возникает на основании решения органа местного самоуправления о проведении изыскательских работ и договора, заключаемого с собственником земли, землевладельцем, землепользователем или арендатором, который регистрируется в соответствующем органе местного самоуправления.

Основаниями возникновения прав, которые имеют обязательственный характер, служат соответствующие договоры.

Особенностью возникновения земельных правоотношений в сфере управления использованием и охраной земель является то, что такие правоотношения возникают на основании решений исполнительных органов государственной власти. На основании административных актов возникают правоотношения в связи с проведением работ по ведению государственного земельного кадастра, учета земель, землеустройства и т.д.

Аналогичными могут быть основания возникновения охранительных земельных отношений, например решение об установлении водо-охранной зоны водного объекта, в результате чего права лиц, использующих земельные участки, ограничиваются. Охранительные правоотношения возникают также при совершении правонарушений, предусмотренных земельным законодательством.

Основания прекращения земельных правоотношений. Статья 39 ЗК РСФСР предусматривала основания прекращения права собственности на землю, пользования земельными участками и их аренды:

  1. добровольный отказ от земельного участка или его части;
  2. истечение срока, на который был предоставлен земельный участок;
  3. прекращение деятельности предприятия, учреждения, организации, крестьянского (фермерского) хозяйства;
  4. использование земли не по целевому назначению;
  5. прекращение трудовых отношений, в связи с которыми был предоставлен служебный надел;
  6. нерациональное использование земельного участка, а также изменение состава сельскохозяйственных угодий путем перевода более ценных сельскохозяйственных угодий в менее ценные;
  7. использование земельного участка способами, приводящими к снижению плодородия почв, ухудшению экологической обстановки;
  8. систематическая неуплата земельного налога, арендной платы в установленные договором аренды сроки;
  9. неиспользование в течение одного года земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного производства, за исключением случаев, вызванных стихийными бедствиями, периода мелиоративного строительства, и двух лет для несельскохозяйственного производства;
  10. выделение из земель сельскохозяйственных предприятий земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, выходящим из состава этих предприятий;
  11. переход права собственности на строение, сооружение;
  12. изъятие (выкуп) земель для государственных, общественных и иных нужд, а также с целью их предоставления гражданам;
  13. смерть землевладельца, арендатора.

В настоящее время эта статья признана недействующей. Однако по некоторым из оснований, указанных в этой статье, земельные отношения могут быть прекращены и в настоящее время.

Так, собственник земельного участка может во всякое время отказаться от права собственности согласно ст. 236 ГК. Истечение срока, на который был предоставлен земельный участок во временное пользование, и ныне является основанием прекращения земельных правоотношений, исходя из содержания ч. 2 ст. 45 ЗК. Согласно ч. 1 ст. 86 ЗК прекращение трудовых отношений, в связи с которыми был предоставлен служебный надел, также является основанием прекращения земельных правоотношений. Систематическая неуплата арендной платы в сроки, установленные договором аренды, может быть основанием для расторжения договора и соответственно прекращения земельных правоотношений. Выделение из земель сельскохозяйственной организации земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, выходящим из ее состава, прекращает право на землю этой организации. Продолжает действовать ст. 37 ЗК, согласно которой при переходе права собственности на строение, сооружение или при передаче их другим предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам вместе с этими объектами переходит и право пользования земельными участками. Изъятие (выкуп) земель для государственных, общественных и иных нужд согласно ст. 28 и 29 ЗК является и в настоящее время основанием прекращения прав на землю.

Что касается случаев использования земли не по целевому назначению; нерационального использования земельного участка, а также изменения состава сельскохозяйственных угодий путем перевода более ценных сельскохозяйственных угодий в менее ценные; использования земельного участка способами, приводящими к снижению плодородия почв, ухудшению экологической обстановки; систематической неуплаты земельного налога; неиспользования в течение одного года земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного производства, за исключением случаев, вызванных стихийными бедствиями, периода мелиоративного строительства, и двух лет для несельскохозяйственного производства, то по действующему законодательству такие действия или бездействия не являются основаниями для прекращения земельных правоотношений. Основания прекращения земельных отношений, указанные в гл.17 ГК, пока не применяются, поскольку нормы этой главы еще не действуют.

Следует также отметить, что основаниями прекращения земельных правоотношений могут быть различные договоры. Например, в результате договора продажи земельного участка право собственности на него у собственника-продавца прекращается. Земельные правоотношения могут быть прекращены в результате истечения срока действия договора и т.д.

 

Источники
  • https://advokat-malov.ru/pravo-na-zemlyu/soderzhanie-zemelnyh-pravootnoshenij.html
  • https://be5.biz/pravo/z006/4.html
  • https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/zemelnoe-pravo-rossii/zemelnye-pravootnoshenija/
  • https://advokat-malov.ru/pravo-na-zemlyu/ponyatie-zemelnye-pravootnosheniya.html

tett
Зарплатто.ру - сайт о зарплатах и доходах, деньгах и финансах