Особенности банкротства естественных монополий

Содержание
  1. Общее понятие о субъектах права, имеющих особый статус при проведении процедуры банкротства
  2. Кто может быть признан несостоятельным
  3. Стороны процесса
  4. Перечень субъектов банкротства юридического лица
  5. Кредитор, как субъект банкротного процесса
  6. Особенности правового статуса должника
  7. Обязанности
  8. Права
  9. Особенности правового статуса конкурсного кредитора
  10. Арбитражный управляющий
  11. Обязанности
  12. Права
  13. Особенности банкротства естественных монополий
  14. Юридические тонкости
  15. Критерии и признаки несостоятельности
  16. Механизм запуска процесса
  17. Процессуальные особенности
  18. Пошаговая процедура банкротства
  19. Подача заявления о банкротстве в арбитражный суд
  20. Рассмотрение заявления о банкротстве и введение наблюдения
  21. Финансовое оздоровление
  22. Внешнее управление
  23. Конкурсное производство
  24. Особенности проведения отдельных процедур банкротства

Общее понятие о субъектах права, имеющих особый статус при проведении процедуры банкротства

В Федеральном законе № 127 «О банкротстве» есть специальная глава (9-я), которая полностью посвящена определению того, кто может иметь статус особого хозяйствующего субъекта и имеется полный перечень таких юридических лиц. К таким по смыслу этого закона относятся, прежде всего:

Арбитражный суд
  • предприятия и организации, имеющие статус градообразующих, т.е. тех, где работает большая часть населения города или поселения
  • стратегические предприятия и приравненные к ним другие хозяйствующие субъекты
  • финансовые, кредитные организации, предоставляющие финансовые услуги, как бизнесу, так и населению
  • компании и организации, имеющие статус естественных монополий, в том числе и локальных (имеющие значение в рамках конкретной территории)
  • компании, работающие в сфере массового жилищного строительства и связанные с девелоперскими проектами (компании – застройщики).

Кроме этого списка в состав компаний и предприятий, имеющих особый порядок банкротства, может быть определен отдельными постановлениями Правительства РФ или правовыми актами региональных властей применительно к конкретным компаниям, имеющих важное региональное или федеральное значение.

Далее будут рассмотрены особенности банкротства каждой из приведенных в списке категорий компании — должников:

  1. Банкротство предприятий, имеющих стратегическое значение

Это одна из самых больших категорий компаний, предприятий, входящих в перечень юридических лиц, имеющих особенности банкротства отдельных категорий должников, так как практически в каждом городе страны имеется ряд компаний, работающих по государственным заказам или имеющие отношение к стратегически важным отраслям экономики. В первую очередь это касается компаний, связанных с обороной, с обеспечением безопасности и т.п.

Стратегические предприятия и организации считаются несостоятельными, неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и(или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и(или) обязанности не исполнены в течение 6-ти месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. Дело о банкротстве возбуждается если требование к должнику составляет в совокупности не менее чем 500 тыс. руб. (пп.3 и 4 ст.190 Закона о банкротстве)

При банкротстве подобных предприятий и организаций важно учитывать тот факт, что непосредственное участие в процессе банкротства принимает не только руководство такой копании, но и его номинальный собственник в виде Правительства РФ, отраслевых министерств и ведомств, а также соответствующих региональных правительств.

  1. Банкротство градообразующих предприятий и организации

В ФЗ № 127 содержится четкое указание на то, какие компании могут попасть под определение градообразующее предприятие. Такими субъектами права могут считаться юридические лица, число сотрудников которых составляет не менее 25 % от общей численности трудоспособного населения данного города, поселения или территории, где расположены основные производственные помещения и цеха.

Кроме этого, в Законе содержится указание на то, что общая штатная численность персонала такого предприятия должна быть не менее 5 000 человек, включая и тех, кто работает не на постоянной основе — по отдельным трудовым контрактам (договорам).

В чем состоит особенность банкротства таких компаний и бизнесов:

  1. при проведении банкротства непосредственное участие во всех арбитражных процедурах принимают местные (муниципальные или региональные власти), так как ликвидация подобных предприятий имеет существенный социальный резонанс.
  2. срок конкурсного производства по делу о банкротстве градообразующего предприятия увеличен до 2.5. лет, что связано с целью иметь больше времени для восстановления работы компании, ее платежеспособности. В некоторых особых случаях такой срок может быть арбитражным судом продлен до 10 лет.
  3. при продаже компании предусматривается реализация ее имущественного комплекса как единого целого (т.е. сохранения основной производственной структуры компании) и гарантия сохранения не менее 50% численного состава персонала.
  4. Банкротство сельскохозяйственных предприятий

Сельхозпредприятия в определенном смысле тоже можно отнести к группе стратегических и градообразующих компаний, так как они выполняют свою роль в деле обеспечения продовольственной безопасности тех или иных территорий и предоставления рабочих мест населению.

К данной категории юридических лиц приравниваются организации, деятельность которых направлена на производство и переработку сельхоз продукции. При этом выручка юридического лица от продажи данной продукции должна составлять не менее 50% от всего получаемого дохода (включая переработку сырья и реализацию готовой продукции).

Несостоятельность или банкротство таких организаций имеет следующие отличительные особенности:

  • Поскольку данная деятельность является сезонной, процедуры банкротства могут продлеваться до окончания сбора урожая, с учетом времени, необходимого для продажи продукции.
  • В случае стихийных бедствий и других форс-мажорных обстоятельств период внешнего управления может быть продлен на 1 год.
  • При конкурсном производстве право на покупку реализуемого имущества должника в первую очередь предоставляется соседним предприятиям такого же профиля.
  • если банкротству подлежит фермерское хозяйство (т.е. фактически индивидуального предпринимателя), то не подлежит продаже на конкурсных торгах имущество, принадлежащее семье фермера — включая и то, которое необходимо для работы по профилю фермы.
  1. Особенности банкротства финансовых организаций

Под финансовыми организациями в ст. 180 Федерального закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» понимаются:

  • 1) кредитные организации;
  • 2) страховые организации;
  • 3) профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  • 4) негосударственные пенсионные фонды;
  • 5) управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
  • 6) клиринговые организации;
  • 7) организаторы торговли;
  • 8) кредитные потребительские кооперативы
  • 9) микрофинансовые организации или МФО

Основаниями для применения мер по предупреждению банкротства финансовой организации являются (ст. 182.2):

  • неоднократный отказ в течение месяца в удовлетворении требований кредиторов по денежным обязательствам. При этом под таким отказом понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение требований кредиторов по денежным обязательствам в течение 10 рабочих дней со дня возникновения обязанности удовлетворения таких требований, если иное не предусмотрено Законом о банкротстве;
  • неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей в срок свыше 10 рабочих дней со дня наступления даты ее исполнения;
  • недостаточность денежных средств для своевременного исполнения денежных обязательств и (или) обязанности по уплате обязательных платежей, если срок исполнения таких обязательств и (или) обязанности наступил.

Закон о банкротстве требует, чтобы финансовая организация при возникновении указанных оснований совершила ряд действий, в частности в течение 15 дней с даты их возникновения, направила в контрольный орган уведомление об этом с приложением утвержденного полномочным органом компании, плана восстановления ее платежеспособности.

К специфическим особенностям банкротства финансовых организации следует отнести, прежде всего, следующие:

  1. Процедура банкротства сокращена до двух последовательных этапов — наблюдение и конкурсное производство, а также ограничено сроками – не более 6 месяцев, плюс 3 месяца в качестве дополнительного срока по усмотрению арбитражного суда.
  2. При проведении конкурсного производства и, в частности — выплате долгов кредиторам, в первую очередь учитываются интересы клиентов финансовых организаций — вкладчиков банков, клиентов страховых компаний и т.п.
  3. при банкротстве инвестиционных фондов и брокерских компаний обеспечиваются интересы инвесторов, вложивших свои деньги в ценные бумаги. При продаже имущества такой финансовой организации — банкрота имущество компании и ценные бумаги ее клиентов имеют различный статус. Т.е. они не могут быть объединены в один имущественный комплекс и проданы с конкурсных торгов.
  4. Банкротство компаний застройщиков или девелоперов

Основной спецификой банкротства компаний, работающих в сфере массовой жилищной застройки (девелоперские проекты) является то, что кроме интересов кредиторов таких компаний (банки, подрядные организации), также существенно затрагиваются интересы довольно большой социальной группы — инвесторов или дольщиков строительства.

К основным особенностям банкротства компаний — застройщиков относятся, прежде всего, следующие:

  • при банкротстве застройщика каждый инвестор (дольщик) имеет право на получение компенсации в виде предоставления ему жилья в том жилищном проекте, в котором он изначально участвовал. По своему усмотрению такой инвестор может получить компенсацию в денежном виде после реализации имущества компании — банкрота.
  • при конкурсном производстве учитываются в первую очередь интересы клиентов компании – застройщика. Т.е. интересы дольщиков строительства включены в первую очередь требований при проведении конкурсного управления имуществом застройщика — банкрота.

Кто может быть признан несостоятельным

Прежде чем рассматривать тонкости юридического положения сторон, участвующих в деле о банкротстве, стоит разобраться, по отношению к каким категориям субъектов российское законодательство вообще позволяет применять процедуры несостоятельности.

Гражданский кодекс в 65 статье определяет, что несостоятельными могут быть признаны все юрлица-должники, за исключением таких категорий организаций:

  • политпартии;
  • церкви, религиозные общины и их объединения;
  • публично-правовые компании;
  • казенные предприятия федерального уровня;
  • государственные корпорации, фонды и компании, создаваемые отдельным Законом, если такой Закон не содержит прямого указания на возможность признания их банкротом.

Федеральным законом о банкротстве (№ 127-ФЗ) в главе 10 предусмотрена также возможность несостоятельности граждан-должников, включая индивидуальных предпринимателей.

Стороны процесса

Статья 2 закона № 127-ФЗ, который регулирует все особенности процесса признания и урегулирования несостоятельности в РФ, определяют следующие стороны процедуры банкротства:

  • Должник – лицо, неспособное в срок и в полном объеме выполнить предъявленные ему законные требования других физически и юридических лиц по денежным обязательствам или уплате обязательных платежей в бюджет.
  • Кредитор – гражданин или организация, имеющий к должнику требования по денежным обязательствам.
  • Арбитражный управляющий – участник соответствующей саморегулируемой организации, который согласно решению арбитражного суда руководит процессом урегулирования задолженностей.

Рассмотрим отдельно правовой статус каждого из субъектов процедуры банкротства.

Перечень субъектов банкротства юридического лица

На основании сложившейся практики применения указанного выше закона можно выделить следующие виды субъектов банкротного процесса:

  • собственно компания-должник;
  • конкурсные кредиторы должника;
  • залоговые кредиторы;
  • арбитражный управляющий;
  • государственные органы, уполномоченные на участие в процессе признания должника несостоятельным, с финансовой точки зрения, а также контролирующие лица.
К числу субъектов банкротного процесса относить третьих лиц было бы неправомерно, так как это широкий круг лиц нередко разнопланового типа, однако, ввиду их права на участие в процессе, они также могут иметь определенный статус (например, если речь идёт о поручителях должника, которые взяли на себя обязательства перед кредиторами о непосредственном участии в погашении задолженности перед таковыми).

Отдельно в качестве субъекта банкротного процесса выделять третьих лиц не имеет смысла, так как они могут получать права всех участников процесса за исключением арбитражного управляющего, а все обязанности их сводятся к тому, чтобы не мешать осуществлению процедуры признания должника финансово несостоятельным.

Кредитор, как субъект банкротного процесса

Еще одним субъектом банкротного процесса является кредитор. Данным термином обозначаются конкурсные и залоговые кредиторы, принимающие участие в процедуре признания финансово несостоятельным юридического лица. Все они имеют схожие обязанности, но права, зафиксированные в указанном выше Федеральном законе, у них будут различаться из-за правового отношения к имеющемуся у должника имуществу.

Особенности правового статуса должника

В соответствии с гражданским законодательством должник это лицо (предприятие), которое должно предпринять какие-либо действия по требованиям кредиторов. Это может быть: передача товара, выполнение работы, оказание услуги, уплата денежной суммы.

В сфере банкротства должник – сторона, которая обязана уплатить лишь денежное обязательство кредитору в течение срока, который установлен Законом. Закон о банкротстве может быть отнесен только к юридическим лицам и гражданам. Исключением являются казенные предприятия и учреждения, политические партии и религиозные организации.

Должник, по отношению к которому произошло вынесение решения о признании несостоятельным в арбитражном суде, должен прекратить свою хозяйственную деятельность и быть исключен после окончания процедуры конкурсного производства из Единого государственного реестра юридических лиц.

Представитель работников должника и учредители признаются как лицо, которое участвует в арбитражном процессе, он должен присутствовать на собрании кредиторов, но без права голоса.

Обязанности

Что касается обязанностей кредитора, то в соответствии с положениями рассмотренного выше федерального нормативного акта к ним будут относиться:

  • обращение в арбитражный суд в случае установления наличия неисполненных вовремя обязательств у должника перед самим кредитором (вне зависимости от того, идет ли речь о залоговом или конкурсном кредиторе);
  • участие в голосовании по ключевым вопросам, в том числе по принятию или непринятию отчета арбитражного управляющего (участвовать в таком голосовании могут только конкурсные кредиторы);
  • принятие решений о необходимости обращения в арбитражный суд для рассмотрения ключевых вопросов при ведении дела о признании должника финансово несостоятельным;
  • участие в собраниях кредиторов для изучения предоставляемых материалов по ходу банкротного процесса, а также в отношении деятельности других кредиторов в таком процессе;
  • принятие решений о возможности реализации имущества, находящегося в залоге (данная обязанность характерна для залогового кредитора в отношении предмета залога, которым обеспечены обязательства должника перед таким кредитором);
  • иные обязанности, которые могут быть возложены на кредиторов на основании соответствующего решения арбитражного суда.

Права

Права кредиторов имеют некоторые отличия в зависимости от статуса (идет ли речь о залоговом или конкурсном кредиторе):

  • право участвовать в голосовании по ключевым вопросам с предоставлением информации о том, какова позиция кредитора и чем она обосновывается (данное право доступно конкурсным кредиторам и тем залоговым кредиторам, которые отказались от своего права на преимущественную реализацию предмета залога с целью исполнения обязательств должника перед ними);
  • право влиять на принимаемые решения путем использования преимущественного количества голосов в соответствии с объемом требований, включенных в специальный реестр;
  • право обращения в арбитражный суд с целью заявления своих требований и включения их в реестр требований с последующим отражением информации о них в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве;
  • право ходатайствовать об изменении или уточнении сведений о размере требований, включенных в реестр требований кредиторов;
  • право на получение для ознакомления реестр требований кредиторов;
  • право на участие в процедуре заключения мирового соглашения начиная с выступления в арбитражном суде с ходатайством о подписании такого соглашения и заканчивая контролем за исполнением этого документа;
  • право на обращение в суд с заявлением о расторжении заключенного ранее мирового соглашения по причине его неисполнения одной или несколькими сторонами;
  • право на выкуп задолженностей у других кредиторов с целью проведения мероприятий по финансовой стабилизации положения должника;
  • иные права, которыми может быть наделен кредитор, вне зависимости от того, идет ли речь о залоговом или конкурсном кредиторе. Такое наделение может быть осуществлено на основании специального решения арбитражного суда или собрания кредиторов (например, наделение правом выступления в арбитражном суде от имени всех существующих кредиторов должника).

Особенности правового статуса конкурсного кредитора

Кредитор — лицо, в пользу которого должник должен произвести какое-либо действие, лицо, обладающее правом требования от должника выполнения его обязательств. Это может быть:
  • передача имущества или продукции,
  • оказание услуг,
  • оплата денежной суммы (Гражданский Кодекс Российской Федерации).

В процессе банкротства участвуют только те кредиторы по денежным обязательствам, которые являются стороной в денежном обязательстве должников и обладают имущественной или денежной претензией по отношению к потенциальному банкроту.

Кредиторами могут быть как российские, так и иностранные физические и юридические лица, а также само государство (Российская Федерация), его субъекты и муниципальные образования.

Право на подачу заявления в арбитраж имеют только те лица, которые признаны в соответствии с Законом о банкротстве конкурсными кредиторами.

Арбитражный управляющий

Арбитражный управляющий является еще одним участником банкротного процесса, то есть его субъектом. Перечень прав и обязанностей этого лица зафиксирован в положениях соответствующих статей Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и может меняться в зависимости от того, на каком из этапов банкротной процедуры он осуществляет свою деятельность.

Обязанности

К числу основных обязанностей, присущих арбитражному управляющему, относятся:

  • принятие мер, направленных на всестороннюю защиту имущества компании-должника, в том числе путем обращения в арбитражный суд с целью получения информации о возможности приостановления процедуры исполнительного производства, если в ходе такой процедуры может быть изъято какое-либо имущество, которое впоследствии может пополнить конкурсную массу либо иным способом повлиять на осуществление расчетов с кредиторами, в том числе на этапах финансового оздоровления или внешнего управления;
  • анализ финансового состояния компании-должника, а также тех результатов, которые были достигнуты в рамках осуществления им финансово-хозяйственной, инвестиционной и иной коммерческой деятельности;
  • ведение и предоставление собранию кредиторов реестра требований кредиторов, а также публикация сведений, содержащихся в таком реестре, в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве;
  • обязанность по выявлению признаков фиктивного банкротства, а также по совершению административных правонарушений или уголовных преступлений руководителями или учредителями компании, а также сообщение о таких выявленных фактах в уполномоченные государственные органы для дальнейшего осуществления мероприятий по предупреждению таких правонарушений или преступлений;
  • осуществление всех необходимых расходов для проведения процедуры банкротства и расчетов с кредиторами, заявившими свои требования, в разумном виде с обязательным предоставлением отчетов о таких расходах собранию кредиторов;
  • иные обязанности, которые могут быть наложены на арбитражного управляющего на основании соответствующего решения арбитражного суда для исполнения положений банкротного законодательства.

Права

Если говорить о правах арбитражного управляющего, то в общем виде они выглядят следующим образом:

  • организовывать все необходимые собрания кредиторов, в том числе если такие собрания происходят по инициативе какого-либо кредитора вне установленного графика;
  • организовывать сбор комитета кредиторов, если такой комитет был создан;
  • в случае наличия такой необходимости арбитражный управляющий имеет право выступать в арбитражном суде с различными заявлениями и ходатайствами, предусмотренными положениями законодательства о банкротстве;
  • также арбитражному управляющему дано право привлекать для полноценного исполнения взятых на себя обязательств других сторонних лиц, в том числе компетентных специалистов, если иными способами он не сможет исполнить возложенные на него обязанности;
  • арбитражный управляющий также имеет право запрашивать и получать все необходимые сведения о компании-должнике, даже если такие сведения составляют какой-либо вид государственной или коммерческой тайны;
  • еще одним правом арбитражного управляющего является получение вознаграждения за выполняемую работу, а также компенсационных выплат за понесенные расходы на проведение банкротного процесса;
  • право на подачу заявления в арбитражный суд об освобождении арбитражного управляющего от возложенных на него обязанностей по различным причинам для прекращения участия в деле о банкротстве.

Особенности банкротства естественных монополий

Российские физические и юридические лица банкротятся по правилам Гражданского кодекса и отдельного ФЗ «О несостоятельности» за номером 127.

Банкротство субъектов естественных монополий выделено в отдельный параграф 6 Главы 9 127-ФЗ. Особенностям признания финансовой несостоятельности таких компаний в части погашения долговых обязательств посвящены ст. 197-201 127-ФЗ. В частности, отличительные черты этапа внешнего управления приведены в ст. 200 127-ФЗ, конкурсного производства – в ст.201 127-ФЗ.

Право на признание компании банкротом находится в исключительной компетенции арбитражного суда.

Для того чтобы к компании применялись требования параграфа 6 Главы 9 127-ФЗ, необходимо, чтобы она была признана арбитражным судом субъектом естественных монополий. При отнесении компании к данному типу арбитражный суд руководствуется положениями ФЗ «О естественных монополиях» от 1995 года №147-ФЗ, а также сведениями из реестра субъектов естественных монополий от ФАС РФ.

На основании ст. 3 ФЗ-147 «О естественных монополиях» под естественной монополией понимается такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение текущего спроса со стороны покупателей более эффективно при отсутствии нормальной рыночной конкуренции из-за технологических особенностей производства. Товары (работы и услуги) субъекта естественной монополии не подлежат замене, из-за чего спрос на данный товар в меньшей степени подвержен влиянию ценового фактора.

За включение и исключение компаний-монополистов из реестра монополий отвечает ФАС. Организация-должник вправе обратится в антимонопольную службу для исключения сведений о себе из реестра. Но это не гарантирует лишения ее статуса монополиста в суде: согласно сложившейся судебной практике, сам по себе факт отсутствия сведений об определенной организации в реестре не служит доказательством того, что компания не относится к субъектам монополий.

На основании ст. 4 147-ФЗ сферами деятельности субъекта естественной монополии являются:

  • передача тепловой энергии;
  • водоснабжение;
  • водоотведение и пр.

Субъект естественных монополий может заявить о своем банкротстве при его соответствии ряду признаков. Они отличаются от тех, которые применяются по отношению к иным юридическим лицам, заявляющим о своем банкротстве. В общем случае юрлицо может заявить о финансовой несостоятельности при задолженности в размере 500 тыс. р. и более, а также просрочке продолжительностью от 3 месяцев и более.

На основании п. 2 ст. 197 127-ФЗ субъекты естественных монополий считаются неспособными погасить требования кредиторов при наличии задолженности по оплате:

  • требований кредиторов в части денежных обязательств;
  • выходных пособий и зарплате для работников организации и бывших сотрудников;
  • обязательных платежей в виде налогов и сборов (перед ПФР, ФСС, ФНС).
Указанные требования по п. 3 ст. 197 127-ФЗ должны быть подтверждены отдельным исполнительным документом, который выдал суд, при этом судебным приставам не удалось погасить данные требования через процедуру взыскания имущества по ст. 94 ФЗ «Об исполнительном производстве» и указанный факт нашел документальное закрепление.

Таким образом, кредиторам по отношению к субъекту естественной монополии гораздо сложнее заявить о своих претензиях к должнику, чем в стандартном процессе банкротства. Связано это с тем, что на них накладывается обязанность предварительного прохождения процесса исполнительного производства. Кредиторы при этом должны придерживаться следующего порядка действий:

  1. Обратиться в суд для подтверждения своих требований и взыскания их в рамках исполнительного производства.
  2. Передать исполнительный документ в службу судебных приставов и дождаться начала исполнительного производства.
  3. В рамках исполнительного производства приставы обязаны заняться розыском и реализацией имущества компании.
  4. Только если по результатам исполнительного производства задолженность не удастся погасить, кредиторы вправе обратится в суд с заявлением о банкротстве.

Для подтверждения факта недостаточности имущества кредитор должен приложить к заявлению соответствующий акт, выданный службой судебных приставов.

Такой порядок действий ставит кредиторов компаний-монополистов в невыгодное положение: на процедуру исполнительного производства могут уйти годы, что снижает возможность возврата ими денежных средств.

На основании п. 2, 3 ст. 197 127-ФЗ арбитражный суд может возбудить дело о банкротстве при соответствии субъекта естественных монополий таким признакам, как:

  1. Наличие непогашенной задолженности в течение 6 месяцев и более.
  2. Подтвержденные долговые обязательства в размере не менее 1 млн р.

Другой важной особенностью банкротства естественных монополий является то, что в деле участвует федеральный орган исполнительной власти, который ответственен за политику субъекта монополии (на основании ст. 198 127-ФЗ). На сегодняшний день таким органом власти является ФАС.

В п. 1 ст. 199 127-ФЗ указано, что дело о банкротстве может быть приостановлено арбитражным судом, если должник подал исковое заявление о признании недействительными нормативных актов об утверждении цен на товары и услуги, производимые монополией.

Юридические тонкости

Теперь рассмотрим правовые основания, которые регулируют эту процедуру. Основные положения для таких ситуаций указаны в 197 статье ФЗ №127. Тут сказано, что условиями для возбуждения дела о признании неплатежеспособности компании становятся требования кредиторов по денежным обязательствам, составляющие минимум 1 000 000 рублей. Причем в этом случае суду представляются доказательства накопленной недоимки.

Кроме того, тут еще одно условие – кредиторы документально обосновывают неспособность погашения должником требуемой суммы при реализации этим субъектом имущества, непосредственно используемого для производства. Причем на день подачи иска минимальный срок задолженности составляет полгода. По сходным правилам происходит и банкротство стратегических предприятий.

Важно! Описываемая операция – прерогатива Арбитражного суда.

Статья 198 Закона «О банкротстве» говорит, что в подобных процессах заинтересованной стороной выступает и орган исполнительной власти, который уполномочен Правительством на контроль отрасли функционирования должника. В случае подачи ответчиком ходатайства о несоответствии установленных государством тарифов реальной стоимости работ, процедура приостанавливается до вынесения судом конечного решения в этом вопросе.

Если оглашенный вердикт удовлетворяет запрос должника, и тарифы признаны незаконно установленными, процесс банкротства прекращается. Эти нюансы содержатся в п. 1–2 статьи 199. Практика ведения таких дел говорит о случаях выигрыша монополистов из-за ошибок кредиторов. В таких ситуациях не представляются доказательства об обращении взыскания собственности должника либо к процессу не привлекается антимонопольное ведомство.

Критерии и признаки несостоятельности

Как известно, по общему правилу, касающемуся всех категорий должников — юридических лиц, организация (юридическое лицо) считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязанности не исполнены в течение трех месяцев с наступления даты их исполнения. В основе понятия «банкротство» лежит презумпция, согласно которой участник имущественного оборота (юридическое лицо), не оплачивающий полученные им от контрагентов товары, работы, услуги, а также не уплачивающий налоги и иные обязательные платежи в течение определенного срока (более трех месяцев), не способен погасить свои обязательства перед кредиторами (п. 2 ст. 3 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

Закон об особенностях банкротства субъектов ТЭК исходит из иных критериев несостоятельности: должник считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение шести месяцев с момента наступления даты их исполнения и сумма кредиторской задолженности превышает балансовую стоимость имущества должника, в том числе права требования (ст. 2).

Таким образом, в отношении этой категории должников восстановлено действие принципа «неоплатности», когда в основе несостоятельности лежит превышение кредиторской задолженности над имуществом должника. Учитывая, что соотношение дебиторской и кредиторской задолженности у субъектов естественных монополий, как правило, складывается не в пользу последней, можно с большой степенью вероятности предположить, что судебные дела о банкротстве таких должников станут редким явлением.

Однако нельзя не видеть и «оборотную сторону медали»: длительное время не расплачиваясь с кредиторами и не испытывая при этом страха приближающегося банкротства, должник может попасть в ситуацию, когда исполнение судебных решений по искам кредиторов о взыскании задолженности потребует обращения взыскания на имущество, в том числе входящее в единый производственно — технологический комплекс субъекта естественной монополии (трубопроводы, энергоустановки, турбины и т.п.), при отсутствии возможности получить «спасательный круг» в виде одной из реабилитационных процедур несостоятельности (например, внешнего управления).

В целях избежания такой опасности в свое время предлагалось при определении наличия (или отсутствия) критериев банкротства сравнивать сумму кредиторской задолженности не со всем имуществом субъекта естественной монополии, а с той его частью, которая не входит в состав единого производственно — технологического комплекса. К сожалению, это положение «выпало» из законопроекта на одной из стадий его принятия. Быть может, некоторой компенсацией (довольно слабой) этой потери послужит норма, согласно которой, в случае если на основании решения суда обращено (?!) взыскание на имущество субъекта естественной монополии, входящее в состав единого производственно — технологического комплекса, руководитель должника в течение десяти дней с момента получения решения суда об обращении взыскания на указанное имущество обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве должника (п. 1 ст. 3 Закона).

Механизм запуска процесса

Если говорить о полномочиях лиц, которые вправе инициировать банкротство монополий, тут уместно изучить п. 3 ст. 197 рассматриваемого ФЗ. Здесь сказано, что дело возбуждается Арбитражным судом при условии, что притязания кредиторов по денежным обязательствам соответствуют указанной выше сумме в 1 000 000 рублей.

Кроме того, полномочия Арбитража в подобных делах распространяются и на вероятность закрытия дела. Здесь соблюдается условие – признание судом актов органов государственной власти недействительными основаниями для регулирования ценовой политики монополиста. Такие случаи встречаются в процессах банкротства коммунальных служб.

Процессуальные особенности

Прежде всего необходимо отметить, что Закон об особенностях банкротства субъектов ТЭК (ст. 6) значительно поднял порог подведомственности дел о банкротстве этой категории должников: заявление о признании должника банкротом может быть принято арбитражным судом лишь в том случае, если требования к должнику в совокупности составляют не менее пятидесяти тысяч минимальных размеров оплаты труда и указанные требования не погашены в течение шести месяцев.

Значительно ужесточены и требования, предъявляемые к кредиторам, инициирующим дело о банкротстве субъекта естественной монополии в арбитражном суде: кредитор, обращающийся в арбитражный суд с заявлением о банкротстве должника, должен приложить к своему заявлению либо решение суда о взыскании соответствующей задолженности, либо доказательства, свидетельствующие о признании его требований должником (например, положительный ответ на претензию), либо документы с исполнительной надписью нотариуса. Иными словами, кредитор должен доказать, что он, действуя добросовестно, пытался получить с должника задолженность в обычном порядке, а теперь обращается с заявлением о банкротстве должника, имея к нему обоснованные, установленные судом или подтвержденные бесспорными документами требования.

Расширен круг лиц, участвующих в деле о банкротстве должника — субъекта естественной монополии ТЭК: в их число вошли орган управления топливно — энергетическим комплексом, а также органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и местного самоуправления по месту нахождения должника (ст. 7 Закона).

Закон о банкротстве субъектов ТЭК придает определенное правовое значение действиям должника по обжалованию актов соответствующих органов исполнительной власти в части утверждения тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию, газ, на перекачку нефти и транспортировку газа, предшествовавшим возбуждению дела о банкротстве, а также величине дебиторской задолженности со стороны потребителей, снабжение которых в соответствии с законодательством не подлежит ограничению или прекращению либо осуществляется в обязательном порядке. Сведения о соответствующих исках и о размере задолженности таких потребителей должны включаться должником в отзыв на заявление кредитора о банкротстве должника (ст. 9).

Дело в том, что в соответствии со статьей 6 Федерального закона «О естественных монополиях» к субъектам естественных монополий применяются специальные методы регулирования их деятельности, суть которых как раз и состоит в установлении тарифов (цен) на производимые ими товары, работы и услуги, а также в определении потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и потребителей, в отношении которых не допускается ухудшение их обеспечения топливно — энергетическими ресурсами ниже определенного минимального уровня. Данное обстоятельство безусловно подлежит учету при рассмотрении дел о банкротстве субъектов естественных монополий ТЭК.

В связи с этим становится понятным положение, содержащееся в пункте 2 статьи 10 Закона об особенностях банкротства субъектов ТЭК, согласно которому в случае, если должником (до принятия заявления о его банкротстве арбитражным судом) было подано исковое заявление в суд, арбитражный суд о признании недействительным акта органа исполнительной власти, установившего заниженные тарифы (цены) на товары, работы или услуги субъекта естественной монополии, производство по делу о банкротстве подлежит приостановлению до принятия соответствующего судебного акта по указанному исковому заявлению.

После принятия такого судебного акта производство по делу о банкротстве должно быть возобновлено. Однако необходимо учитывать, что признание акта органа исполнительной власти недействительным может служить дополнительным к указанным в статье 51 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» основанием принятия решения об отказе в признании должника банкротом. Такое решение принимается арбитражным судом, в частности, если им будет установлено, что причиной неплатежеспособности субъекта естественной монополии послужили неправильно установленные тарифы (цены) на его товары, работы, услуги (ст. 11 Закона).

Пошаговая процедура банкротства

Процедура признания финансовой несостоятельности субъекта естественной монополии предполагает прохождение следующих этапов.

Подача заявления о банкротстве в арбитражный суд

В арбитражный суд по местонахождению должника подается заявление о признании компании банкротом. Инициировать данную процедуру вправе компания-должник, ее кредиторы или уполномоченный орган. Заявление должно содержать указание на размер задолженности, перечень кредиторов и причину возникновения долговых обязательств. Копия заявления направляется всем участника дела о банкротстве. В случае подачи заявления кредиторами должник имеет право передать арбитражному суду отзыв на него с описанием собственного видения финансовой ситуации в компании.

Рассмотрение заявления о банкротстве и введение наблюдения

При рассмотрении заявления о банкротстве суд оценивает его на обоснованность с учетом требований к подобного рода организациям. В частности, рассматривается неспособность погасить требования кредиторов в течение 6 месяцев и более и наличие совокупной задолженности от 1 млн р.

Суды отказывают в начале процесса признания финансовой несостоятельности по заявлению кредиторов в случае, если кредиторы не прошли предварительно процесс взыскания задолженности в рамках исполнительного производства. Без соответствия законодательным условиям заявление может быть отклонено или возвращено.

Если все законодательные требования к заявлению были выполнены, то суд выносит определение о введении этапа наблюдения и назначении временного управляющего. На этом этапе формируется реестр требований и проводится первое собрание кредиторов.

Финансовое оздоровление

Финансовое оздоровление предприятия – необязательный этап банкротства. Оно вводится по инициативе компании-монополиста или собрания кредиторов. По сути, оздоровление – это рассрочка по долговым обязательствам компании.

Данный этап предполагает разработку должником плана оздоровления и графика погашения задолженности на период до 2 лет. Субъекту естественных монополий также стоит обзавестись поручителями или гарантами исполнения обязательств, что повысит шансы на одобрение судом графика погашения долга.

Если по результатам этапа финансового оздоровления проблему с просроченной задолженностью удаться решить, то суд может полностью прекратить процесс банкротства. В случае если по результатам этапа платежеспособность не была восстановлена, то вводится этап конкурсного производств или внешнего управления.

Внешнее управление

По ходатайству кредиторов в отношении должника допускается введение этапа внешнего управления. В рамках данного этапа руководство юрлица отстраняется от дел, и его полномочия передаются к профессиональному внешнему управляющему. Им разрабатывается специальный план по выводу компании из кризиса и нормализации ее платежного баланса. В комплекс мероприятий может входить закрытие непрофильных активов и нерентабельных подразделений, отказ от невыгодных сделок, продажа имущества должника и пр.

С учетом того, что субъект естественных монополий выполняет важные социальные функции, и его услуги представляют особую ценность для рядовых потребителей, в отношении работы внешнего управляющего вводятся некоторые ограничительные меры.

На основании п. 1 ст. 200 127-ФЗ управляющему запрещено прекращать обязательства субъекта монополии перед конечными потребителями. На основании п. 2 ст. 200 127-ФЗ управляющий не вправе отчуждать имущество должника, продавать его на торгах, если оно входит в единый технологический комплекс.

На основании п. 2 ст. 200 127-ФЗ к имуществу, которое представляет единый технологический комплекс, относят недвижимость, иное имущество для производства товаров, запасы сырья и расходных материалов.

На основании п. 6 ст. 201 127-ФЗ перепрофилирование нерентабельных производств или их закрытие на этапе внешнего управления допускается в порядке федерального законодательства.

В ходе внешнего управления федеральные, региональные или муниципальные власти вправе отсрочить продажу имущества должника на период до 3 месяцев в целях разработки комплекса мер по восстановлению платежеспособности компании.

Конкурсное производство

Если арбитражный суд придет к выводу, что восстановление платежеспособности компании не представляется возможным, то он вводит в ее отношении этап конкурсного производства. На данной стадии компания получает статус банкрота и по завершении процедуры ликвидируется.

На данной стадии формируется конкурсная масса из принадлежащего должнику имущества. Она в дальнейшем направляется на погашение требований кредиторов.

Особый статус компании-монополиста накладывает отпечаток на процедуру продажи принадлежащего ей имущества. Так, покупатель обязан иметь лицензию на оказание подобного рода услуг в сфере естественной монополии. Покупатель также берет на себя обязательства по договорам поставки на предприятии-банкроте. Он должен обеспечить должное качество работ и услуг и гарантировать их доступность.

Имущество должника, которое применяется для производства товаров и услуг в условиях монополии, выставляется на продажу в виде единого лота. При этом преимущественным правом покупки имущества субъекта естественной монополии обладают федеральные, региональные и муниципальные власти.

Имущество реализуется в форме конкурса, где в качестве условий выступают требования к покупателю по 127-ФЗ. Если покупатель нарушает установленные договором купли-продажи условия, то договор купли-продажи с ним расторгается, уплаченные за лот денежные средства возвращаются, а само имущество передается властям в федеральную собственность.

Таким образом, отличительной чертой субъекта естественной монополии является осуществление деятельности в условиях рынка естественной монополии. Такие компании банкротятся по особым правилам, которые перечислены в 6 параграфе Главы 9 127-ФЗ. В качестве признаков банкротства по 127-ФЗ выделяют: совокупный размер задолженности субъекта естественной монополии перед кредиторами, работниками, бюджетными и внебюджетными инстанциями составляет 1 млн р. и более, а продолжительность просрочки – 6 месяцев с даты исполнения. Кредитор должен получить у приставов исполнительный документ, подтверждающий невозможность взыскания имущества и погашения долга в рамках исполнительного производства.

Особенности проведения отдельных процедур банкротства

Содержащиеся в Законе об особенностях банкротства субъектов ТЭК специальные правила в той или иной степени касаются всех процедур банкротства, за исключением мирового соглашения.

В отношении процедуры наблюдения законодатель посчитал необходимым ужесточить требования, предъявляемые к порядку принятия первым собранием кредиторов решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом. Для принятия такого решения собранию необходимо набрать три четверти от общего числа голосов кредиторов. Кроме того, несмотря на наличие такого решения собрания кредиторов, представление органами исполнительной власти и местного самоуправления ходатайства о введении внешнего управления делает для арбитражного суда обязательным принятие определения о введении внешнего управления (ст. 12 Закона).

Применительно к таким процедурам, как внешнее управление и конкурсное производство, специальные правила, установленные Законом, направлены главным образом на обеспечение сохранности и целостности имущества субъекта естественной монополии ТЭК, составляющего его единый производственно — технологический комплекс. Этим целям, в частности, служат положения, ограничивающие полномочия внешнего управляющего по распоряжению имуществом должника в период внешнего управления: последний ни при каких условиях не вправе отчуждать имущество, входящее в единый производственно — технологический комплекс должника. Более того, не допускаются перепрофилирование или закрытие производства, связанного с функционированием единого производственно — технологического комплекса, а также любые иные меры по восстановлению платежеспособности должника, не отвечающие требованиям его безопасного функционирования (статьи 17 и 19 Закона).

Сделки по отчуждению имущества должника — субъекта естественной монополии ТЭК, входящего в состав единого производственно — технологического комплекса, совершенные после возбуждения дела о банкротстве (в период наблюдения — должником, при внешнем управлении — внешним управляющим), а также самим должником в течение шести месяцев, предшествовавших подаче заявления о признании должника банкротом, в соответствии со статьей 18 Закона могут быть признаны недействительными на основании решения арбитражного суда.

Данное положение Закона содержит в себе некоторые неясные моменты и оставляет место для различного толкования. Прежде всего, надо бы различать сделки, совершенные с соответствующим имуществом после возбуждения дела о банкротстве, и сделки, совершенные за шесть месяцев до этого момента.

В первом случае при наличии императивной нормы, запрещающей внешнему управляющему отчуждать имущество должника, входящего в состав единого производственно — технологического комплекса, мы должны признать, что сделки, нарушающие этот запрет (совершенные в период внешнего управления), являются ничтожными (то есть недействительными независимо от решения суда). Однако Закон не содержит аналогичного запрета в отношении сделок, совершаемых в период наблюдения (до введения внешнего управления).

Следовательно, в этих случаях подлежат применению общие правила, предусмотренные Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», в частности пунктом 2 статьи 58, согласно которому органы управления должника могут совершать сделки, связанные с распоряжением имуществом должника, при условии получения предварительного согласия временного управляющего относительно сделок с недвижимостью либо с иным имуществом, стоимость которого превышает десять процентов балансовой стоимости активов должника. Видимо, учитывая не только «букву», но и «дух» Закона, можно было бы признать, что такие сделки являются оспоримыми и для признания их недействительными арбитражный суд должен располагать доказательствами, подтверждающими, что отчужденное имущество входило в состав единого производственно — технологического комплекса.

Во втором случае, когда речь идет о сделках, совершенных с указанным имуществом за шесть месяцев до возбуждения дела о банкротстве должника, такие сделки, конечно же, являются оспоримыми. Признание их недействительными возможно лишь в том случае, если будет доказано, что контрагент должника в сделке, совершая ее, знал или должен был знать о том, что должник находится в состоянии неплатежеспособности. В противном случае (если это не будет доказано) данный контрагент окажется в положении добросовестного приобретателя, у которого нельзя отобрать полученное имущество, в том числе и в порядке реституции по недействительной сделке.

Еще одна неточность обнаруживает себя в положении о том, что сделка по отчуждению имущества, входящего в состав единого производственно — технологического комплекса, «может быть признана недействительной на основании решения арбитражного суда». Дело в том, что споры о признании сделок недействительными рассматриваются не в рамках дела о банкротстве, а в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством, и если в качестве контрагента по сделке выступает физическое лицо, рассмотрение дела о недействительности такой сделки относится к компетенции судов общей юрисдикции.

Вернемся, однако, к положениям Закона, направленным на обеспечение сохранности и целостности единого производственно — технологического комплекса субъекта естественной монополии. Эта задача решается и применительно к конкурсному производству. Имущество, входящее в единый производственно — технологический комплекс должника, признанного банкротом, может быть продано конкурсным управляющим только по конкурсу путем выставления его на торги единым лотом. Причем обязательными условиями конкурса должно быть обеспечение сохранения единого производственно — технологического комплекса в соответствии с его целевым назначением, а также наличие у покупателя лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности (ст. 20 Закона).

Другую группу специальных правил, устанавливающих особенности банкротства субъектов естественных монополий, объединяет идея сохранения на протяжении всех процедур банкротства и по их окончании договорных обязательств субъектов ТЭК перед потребителями, в отношении которых действуют нормы, не допускающие ограничения или прекращения снабжения их топливно — энергетическими ресурсами.

Именно по этим причинам существенно ограничены (например, по сравнению со ст. 77 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)») правомочия внешнего управляющего по отказу от исполнения договоров должника: внешний управляющий лишен возможности отказываться от исполнения договоров энергоснабжения, поставки газа, транспортировки или распределения газа, нефти и нефтепродуктов, заключенных с потребителями, снабжение которых не подлежит ограничению или прекращению, в том числе на основе международных договоров Российской Федерации (п. 2 ст. 16 Закона).

Эта идея проводится и применительно к конкурсному производству после объявления должника — субъекта естественной монополии ТЭК банкротом. Одним из обязательных условий участия в конкурсе по продаже имущества должника (единого производственно — технологического комплекса) является согласие покупателя принять на себя обязательства должника по договорам энергоснабжения, поставки газа, транспортировки или распределения газа, нефти или нефтепродуктов (ст. 20 Закона).

В Законе об особенностях банкротства субъектов ТЭК более рельефно, нежели в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)», просматривается его реабилитационная направленность. В этих целях, в частности, значительно увеличены сроки внешнего управления; первоначально эта процедура вводится арбитражным судом на срок не более полутора лет, впоследствии она может быть продлена до пяти лет.

Продление срока осуществляется арбитражным судом по ходатайству не только собрания кредиторов, но и соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления, а также внешнего управляющего. Кроме того, если должник является градообразующей организацией, срок внешнего управления может быть продлен и до десяти лет под поручительство субъекта Российской Федерации или муниципального образования (ст. 14 Закона).

Чрезвычайно важно, что в осуществлении государственной политики в области несостоятельности (банкротства) наряду с государственным органом по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению будет участвовать и орган федеральной исполнительной власти, осуществляющий управление топливно — энергетическим комплексом (ст. 5 Закона).

И, наконец, несколько слов о влиянии нового Закона на судьбу ранее возбужденных дел о банкротстве субъектов естественных монополий ТЭК. По предложению Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Федеральный закон «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно — энергетического комплекса» введен в действие с обратной силой и подлежит применению арбитражными судами при рассмотрении дел о банкротстве независимо от того, когда арбитражным судом было принято заявление о признании субъекта естественной монополии ТЭК банкротом.

Более того, в Законе имеется прямое указание о прекращении производства по делам, возбужденным до его вступления в силу (до 1 июля 1999 г.), если должники по таким делам не обладают установленными указанным Законом признаками банкротства, а именно: наличие задолженности на сумму более пятидесяти тысяч минимальных размеров оплаты труда; задержка уплаты долга или обязательных платежей на срок свыше шести месяцев; превышение общей суммы кредиторской задолженности и недоимок по обязательным платежам над балансовой стоимостью имущества должника.

Источники
  • http://tv-bis.ru/bankrotstvo/806-osobennosti-bankrotstva-otdelnyih-kategoriy-dolzhnikov.html
  • https://bankroty.su/pravovoj-status-subektov-v-bankrotstve/
  • https://zakonguru.com/bankrotstvo/yuridicheskix-lic/subyekty.html
  • https://spravochnick.ru/ekonomika_predpriyatiya/bankrotstvo/subekty_bankrotstva/
  • https://zakonguru.com/bankrotstvo/yuridicheskix-lic/estestvennykh-monopoliy.html
  • https://prava.expert/bankrotstvo/estestvennyh-monopolij.html
  • https://WiseLawyer.ru/poleznoe/13048-osobennosti-nesostoyatelnosti-bankrotstva-subektov-estestvennykh-monopolij-toplivno

tett
Зарплатто.ру - сайт о зарплатах и доходах, деньгах и финансах