Отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками: как установить факт содержания?

Содержание
  1. Что такое разграничение государственной собственности на землю?
  2. Что такое право пользования землей?
  3. Нормативные основы разграничения государственной собственности
  4. Статья 16 ЗК РФ. Государственная собственность на землю
  5. Комментарий к Статье 16 ЗК РФ
  6. Другой комментарий к Ст. 16 Земельного кодекса Российской Федерации
  7. Статья 72.В совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся:
  8. Отличие права аренды от собственности на земельный участок
  9. Виды права пользования землей
  10. Порядок разграничения госземли
  11. Что такое право распоряжения землей?
  12. Особенности распоряжения землями сельхозназначения
  13. Принципы разграничения земель, находящихся в государственной собственности
  14. Как установить факт принадлежности ЗУ, других природных ресурсов и водных недр?
  15. Кто вправе распоряжаться землей? Кому это запрещено?
  16. Кто не может распоряжаться ЗУ?
  17. Права, обязанности и отношения
  18. Передача полномочий
  19. Проблемы разграничения государственной собственности на землю

Что такое разграничение государственной собственности на землю?

В первую очередь, это довольно сложный процесс, который включает в себя разраничение всей госземли на 3 уровня:

  • Российская федерация (федеральная собственность);
  • субъектов РФ (собственность региональная);
  • муниципалитетов (муниципальная собственность).

В процессе разграничения участков проводятся мероприятия по землеустройству и кадастровые работы для последующего кадастрового учета и регистрации каждого земельного надела на том или ином уровне власти.

Что такое право пользования землей?

Законодательное регулирование того, что означают правомочия владеть, распоряжаться и пользоваться имеющимся участком, содержится в Гражданском и Земельном кодексах. Анализируя имеющиеся в них сведения, можно выявить, что право пользования участком земли:

  • это правомочие, отличное от права собственности</span>;
  • возникает из некоторых видов договоров;
  • означает, что пользователь участка земли может пользоваться им по своему усмотрению (но согласно целевому назначению), извлекать выгоду из такого пользования, плоды и т.п.

Нормативные основы разграничения государственной собственности

Разграничение государственной собственности — это размежевание объектов собственности внутри федерации между публично-правовыми образованиями. Аналогов разграничению государственной собственности «по-российски» не отыскать ни в одном стабильном государстве, и вот почему: в зарубежных странах сам объем государственной собственности по сравнению с Россией не так велик (1), процессы государственного строительства в зарубежных странах происходят на твердой почве стабильного законодательства, не ведающего кардинальных российских перемен (2), в современном мире вообще преобладают тенденции к консолидации, а не к разъединению (3). Иными словами, в случае консолидации государственных образований каждый «приходит» со своим уже четко обозначенным имуществом.

В России же наоборот — формирующаяся федерация наделяла свои субъекты имуществом из бывшего единого фонда, и процесс этот получил наименование разграничения государственной собственности. К слову сказать, разграничению была подвергнута и государственная собственность бывшего СССР. К примеру, странами СНГ было подписано Соглашение о распределении всей собственности бывшего Союза ССР за рубежом от 6 июля 1992 г.1, согласно которому зарубежная собственность разделяется между сторонами в соответствии со шкалой фиксированных долей в активах бывшего СССР (доля России составляет 61,34%).

Разграничение государственной собственности — одно из немногих явлений экономической реформы, поименованных в Конституции РФ 1993 г. Статья 72 (п. «г») Конституции относит к предмету совместного ведения Российской Федерации и се субъектов разграничение государственной собственности. При этом Конституция лишь зафиксировала этот процесс в то время, когда он уже проводился в стране в широкомасштабном режиме.

Государственная собственность имеет двух номинальных субъектов — РФ и субъект РФ. Поскольку согласно ст. 12 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации отделено от государственной власти, оно базируется на другой форме собственности — муниципальной. Теоретически государственная и муниципальная собственность образуют публичную форму собственности, основанную на одинаковых принципах, но, к сожалению, понятие публичной собственности не употребляется в нашем законодательстве.

Однако процесс разграничения государственной собственности захватил-таки муниципальный уровень, так как был начат до принятия Конституции 1993 г. Поэтому разграничение государственной собственности в России подразумевало распределение единого массива государственной (а вернее сказать, публичной) собственности по трем уровням собственников — федеральному, субъектов федерации и муниципальному.

Исторически законодательная основа разграничения государственной собственности в России была заложена дополнением в 1990 г. Конституции РСФСР статьей 11.1 и Законом РСФСР от 24 декабря 1990 г. «О собственности в РСФСР». В них в самой общей форме перечислялись объекты государственной собственности федерации и ее субъектов.

Основным нормативным актом, регламентирующим процесс разграничения государственной собственности в России, стало постановление Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов

Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». Данное постановление впервые дало критерии пообъектного разграничения единого массива государственного имущества. Целью процесса разграничения ставилась последующая ускоренная приватизация государственной собственности в регионах (в период перестройки отношения разграничения собственности рассматривались как временные, существующие лишь для возможной приватизации когда-то единого государственного имущества.

Основные позиции названного постановления возможно свести к следующему.

1. На базе государственной формы собственности в Российской Федерации формируются три вида собственности: федеральная собственность (1), государственная собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга — государственная собственность субъектов РФ (2), муниципальная собственность (3).

2. Из числа объектов государственной собственности, подпадающих под разграничение на основе этого постановления, исключены:

  • земля и ее недра, водные ресурсы, лесной фонд, растительный и животный мир (виды собственности на них определяются в соответствии с законодательными актами России)2В Концепции управления государственным имуществом и приватизации в РФ в отношении объектов недвижимости значится задача формирования объектов управления, исключающая возможность распоряжения одной частью объекта без другой в случаях, когда они составляют единое целое (земельные участки и расположенные на них здания и сооружения). Практика распоряжения федеральными землями органами местного самоуправления, когда пользователю федеральной недвижимости приходится заключать два несвязанных между собой договора, признана противоречащей мировой практике.</span>;
  • объекты, ранее переданные в собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов, районов, в порядке, установленном Законом РСФСР от 21 ноября 1990 г. «О дополнительных полномочиях местных Советов народных депутатов в условиях перехода к рыночным отношениям»;
  • объекты, ранее находившиеся в государственной собственности и отчужденные в законном порядке в собственность граждан и юридических лиц;
  • собственность иностранных государств и международных организаций;
  • объекты интеллектуальной собственности;
  • объекты, ранее созданные и содержавшиеся за счет средств государственного бюджета СССР и находящиеся за пределами территории Российской Федерации, правовой режим которых определяется другими законодательными актами Российской Федерации и международными соглашениями.

3. Для разграничения государственной собственности на федеральную и собственность субъектов федерации безразличны такие критерии, как нахождение на чьем-либо балансе и ведомственная подчиненность предприятия. Списки объектов установлены путем прямого перечисления.

4. Определены следующие категории объектов собственности (перечислены по родовым признакам):

а) федеральная собственность:

  • объекты, относящиеся исключительно к федеральной собственности;
  • объекты, которые могут передаваться в государственную собственность субъектов Российской Федерации;

б) муниципальная собственность.

5. В отношении объектов исключительной федеральной и муниципальной собственности презюмируется их принадлежность Российской Федерации и муниципальному образованию в силу обладания перечисленными характеристиками и нахождения в соответствующем перечне. До момента определения собственника любых объектов они относятся к федеральной собственности.

6. В отношении государственной собственности субъектов федерации действует остаточный принцип формирования — передаются объекты, не относящиеся к федеральной или муниципальной собственности. Эта правовая конструкция весьма сходна с закрепленным позднее, в Конституции России от 12 декабря 1993 г., подходом к определению предметов ведения субъекта Российской Федерации (ст. 73 российской Конституции). Кроме того, в категорию объектов, подлежащих передаче в государственную собственность субъектов федерации, попали объекты производственной сферы (а проще говоря, предприятия как объекты в соответствии с советской правовой доктриной) и ряд учреждений. Иных объектов постановление не касается.

7. Процедура передачи объектов в государственную собственность субъектов Российской Федерации представляет из себя административный порядок и регламентируется следующим образом. Передача оформляется постановлением Правительства России, которое обязано принять окончательное решение в трехмесячный срок со дня регистрации предложений Верховных Советов, Советов народных депутатов национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований в Госкомимуществе России. Если по истечении трехмесячного срока решение Правительства не будет принято, предложения Верховных Советов, Советов народных депутатов считаются удовлетворенными. В этом случае принятие объектов в собственность оформляется решением Верховного Совета, Совета народных депутатов, внесшего предложения. Право собственности субъектов Российской Федерации на объекты возникает с момента принятия решения соответствующего органа, т.е. не требуется регистрации права собственности, официального опубликования решения и т.п.

8. Постановление содержит новеллу, не прижившуюся в последующем законодательстве, — право Верховного Совета, Совета народных депутатов передавать на договорных началах объекты (кроме объектов федеральной собственности, разрешенных к передаче в государственную собственность), находящиеся в государственной собственности субъектов федерации в административное управление министерствам, ведомствам Российской Федерации. Очевидно, мысль была такова — сохранить элементы прежнего ведомственного подчинения предприятий (институт административного права), но уже на договорной основе и в условиях федеративного государства. Неудача заложена уже в посылках данного умозаключения, поскольку управление объектом собственности преследует цели экономические, а не административные, и даже попытка внедрения подобных административных договоров, непривычных для России, не смогла исправить общий тон и не была реализована.

9. Определен общий режим управления и распоряжения объектами федеральной собственности. В первоначальной редакции постановления эти права отданы напрямую комитетам по управлению имуществом. Постановлением Верховного Совета РФ от 21 июля 1993 г. № 5475-1 внесены изменения, согласно которым такие полномочия осуществляет Правительство РФ. Правительство РФ может делегировать министерствам и ведомствам следующие полномочия в отношении объектов федеральной собственности, в том числе и в отношении подведомственных им предприятий: заключение договоров с руководителями предприятий, организаций и учреждений, утверждение уставов предприятий, организаций и учреждений, заключение договоров аренды имущества и учредительных договоров, — в соответствии с законодательными актами РФ. Правительство РФ может делегировать свои полномочия органам исполнительной власти субъектов РФ в порядке, определенном Федеративным договором и законами Российской Федерации.

10. Предусмотрена возможность участия органов власти субъектов Российской Федерации в решении вопросов регулирования деятельности предприятий и объектов, находящихся в федеральной собственности; возможность участия территориальных органов управления в регулировании деятельности предприятий и объектов, находящихся в федеральной собственности, и центральных органов государственного управления — в регулировании деятельности предприятий и объектов, передаваемых в государственную собственность субъекта федерации.

Более детально процедура осуществления разграничения государственной собственности определялась распоряжением Президента РФ от 18 марта 1992 г. № 114-рп, которым было утверждено Положение об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности (ныне оно утратило силу).

Специфики российскому разграничению государственной собственности добавил тот факт, что наряду с административной процедурой разграничения существовал договорной порядок — на основе внутригосударственного договора. Нормативным обоснованием заключения внутригосударственных договоров послужила ч. 3 ст. 11 Конституции РФ — «разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий». Причем принципы заключения таких договоров были выработаны им вдогонку, когда все договоры были заключены и исполнены, в 1999 г., в недолго просуществовавшем Федеральном законе от 24 июня 1999 г. № 119-ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации».

Техника договорного разграничения государственной собственности такова. Между органами государственной власти РФ и органами конкретного субъекта РФ заключается договор о разграничении предметов ведения и полномочий, в числе которых, как правило, обозначено и разграничение государственной собственности. На основании такого государственно-правового договора органы исполнительной власти РФ и ее субъекта заключают конкретное соглашение административно-правового характера о разграничении государственной собственности. Соглашения заключались в эпоху «парада суверенитетов» с наиболее проблемными и сильными субъектами РФ (Татарстан, Башкортостан, Свердловская область, Северная Осетия, Нижегородская область, Якутия, Краснодарский край и др.).

Именно в результате договорного разграничения государственной собственности появилась категория совместной собственности Российской Федерации и ее субъекта (общей собственности, собственности совместного ведения)3Еще Ульпиан называл общую собственность матерью раздоров, а в Дигестах Юстиниана говорилось: противно природе, чтобы, если я держу какую-либо вещь, и ты рассматривался бы как держащий ее (D. 41.2.3.5.). В то же время нельзя отрицать, что ряд объектов необходимо держать в общей собственности федерации и ее субъектов (или выработать механизм совместного управления ими). Особенно это касается природных ресурсов; во всяком случае вопрос следует четко регламентировать в законодательстве. Соответственно, в отношении таких объектов чрезвычайно важен вопрос о передаче полномочий по управлению ими.. Совместная форма собственности поименована также в Соглашении стран СНГ о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности от 9 октября 1992 г. Сейчас можно сказать, что эта категория не прижилась в нашем законодательстве и постепенно исчезла даже из региональных законов. Действительно, режим общей собственности определен только гражданским законодательством (совместная собственность супругов, крестьянского (фермерского) хозяйства).

Хотя имеются любопытные нормативные акты, в которых прослеживается признание долевой собственности: распоряжение Правительства РФ от 31 октября 2006 г. № 1494-р о заключении концессионного соглашения в отношении автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр» в г. Санкт-Петербурге как объекта общей долевой собственности Российской Федерации и г. Санкт-Петербурга, распоряжение Мингосимущества РФ от 18 мая 1999 г. № 674-р «О создании комиссии по определению долей РФ и Владимирской области в имуществе, закрепленном за ГТРК «Владимир»».

Наконец, долевая собственность закреплена в Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» — имущество Российской Федерации в виде доли в праве собственности на имущество может быть отчуждено на основании решения Правительства Российской Федерации, в том числе посредством создания на базе имущества, составляющего общую долевую собственность, хозяйственного общества с возможной последующей продажей принадлежащих Российской Федерации акций (вкладов) другим участникам этого хозяйственного общества по рыночной цене.

Вопрос долевой собственности важен и при реорганизации предприятий. Так, специалисты считают, что слияние и присоединение унитарных предприятий возможны только в том случае, если имущество реорганизуемых организаций принадлежит одному собственнику, поскольку исключается общая долевая собственность Российской Федерации и (или) ее субъектов.

В ст. 13 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» назван такой способ приватизации государственного или муниципального имущества, как внесение этого имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ. В то же время в п. 7 ст. 43 этого закона назван в качестве исключения другой способ: создание на базе имущества, находящегося в общей долевой собственности Российской Федерации и иного субъекта права собственности, хозяйственного общества, в том числе общества с ограниченной ответственностью. Так, Н. Щербакова задастся вопросом: следует ли трактовать этот закон так, что участие публично-правовых образований в открытых акционерных обществах осуществляется по правилам приватизационного законодательства, а участие в иных организационно-правовых формах юридических лиц регулируется субсидиарно ГК РФ?

Проблема общей долевой собственности промелькнула и в практике ВАС РФ (постановление Президиума ВАС РФ от 9 июля 2002 г. № 3111/00). В деле РФ против Иркутской области о признании права собственности на акции Иркутскэнерго Иркутской областью был предъявлен встречный иск к Российской Федерации о признании права общей долевой собственности Российской Федерации и Иркутской области на те же акции, в котором было отказано (основания в судебном решении не приводятся).

Так или иначе соглашения о разделе собственности не столько заполнили вакуум законодательного регулирования, сколько установили отличный от имеющегося порядок. В результате длительное время параллельно действовали два производства по разграничению государственной собственности:

  1. административное производство по постановлению Верховного Совета РСФСР (доконституционное), представляющее собой нормативно закрепленный порядок первичного раздела собственности и дальнейшего движения объектов государственной собственности в пределах двух форм — государственной и муниципальной;
  2. санкционированное Конституцией РФ договорное производство — на основании соглашений органов исполнительной власти Российской Федерации и се субъектов, представляющее собой упрощенный, «экстренный» вариант раздела собственности между федерацией и субъектом федерации посредством действий исполнительной власти.

Ситуация усугубляется еще и тем, что два производства по разграничению собственности действовали одновременно в отношении одного субъекта РФ. Так, разграничение государственной собственности с Башкортостаном произведено соглашением. Однако распоряжением Правительства РФ от 8 сентября 1998 г. № 1303-р из федеральной в государственную собственность Республики Башкортостан передано государственное предприятие «Стерлитамакский машиностроительный завод» Минэкономики России в порядке, предусмотренном постановлением Верховного Совета РСФСР.

Статья 16 ЗК РФ. Государственная собственность на землю

Новая редакция Ст. 16 ЗК РФ

1. Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

2. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.

Комментарий к Статье 16 ЗК РФ

1. Положения комментируемой статьи регламентируют правовой режим государственной собственности на землю, которая составляет основу суверенитета любого государства.

Содержание государственной собственности на землю сформулировано в п. 1 ст. 16 ЗК по остаточному принципу: земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, принадлежат на праве собственности государству <163>. Тем самым законодатель отграничивает государственную собственность от частной и муниципальной форм собственности, в равной мере признаваемых и защищаемых в РФ на основании ч. 2 ст. 8 Конституции РФ.

Следует напомнить, что государственная собственность на землю возникла в результате национализации земель, произведенной на основании Декрета «О земле», принятого II Всероссийским съездом Советов 27 октября 1917 года <164>. В годы советской власти земля, недра, леса и другие природные ресурсы рассматривались как объекты исключительной государственной собственности. Это означало, что никто, кроме государства, не может быть собственником указанных природных объектов. Они были полностью изъяты из гражданского оборота. Кроме того, весь земельный фонд, находящийся в границах СССР, являлся единым и неделимым объектом государственной собственности без разграничения его между административно-территориальными единицами (республиками, областями, краями и т.п.).

С распадом СССР и образованием нового суверенного государства — РФ монополия государства на землю сменилась презумпцией равенства всех форм собственности на землю (ч. 2 ст. 9 Конституции РФ).

Исходя из федеративной формы государственного устройства РФ государственная собственность согласно п. 1 ст. 214 ГК подразделяется на федеральную собственность и собственность субъектов РФ. Федеральной собственностью признается имущество, принадлежащее на праве собственности РФ. В свою очередь, собственностью субъектов РФ охватывается имущество, принадлежащее на праве собственности республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам, входящим в состав РФ.

Применительно к земельным отношениям состав федеральной собственности и собственности субъектов РФ закреплен в ст. ст. 17 и 18 комментируемого Кодекса <165> соответственно.

Как следует из п. 2 ст. 9 и п. 2 ст. 10 комментируемого Кодекса, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности и собственности субъектов РФ, осуществляют соответственно РФ и субъекты РФ <166>. При этом соответствующие полномочия от имени указанных публично-территориальных образований реализуют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 1 ст. 214 ГК).

Так, полномочия собственника от имени РФ по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в федеральной собственности, возложены на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом <167>. В качестве примера регионального органа государственного власти можно назвать Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга, который в соответствии с п. 1.2 Положения <168> проводит государственную политику в сфере управления и распоряжения государственным имуществом Санкт-Петербурга, а также контроля за его использованием и сохранностью.

Следует обратить внимание на то, что в качестве объекта государственной собственности комментируемая статья, вслед за ч. 2 ст. 9 Конституции РФ, называет землю как природный объект и природный ресурс. Вместе с тем в дальнейших положениях ЗК конкретизируется, что в федеральной собственности и собственности субъектов РФ находятся земельные участки (ст. ст. 17, 18).

Рассматриваемая норма посвящена одному из принципов земельного законодательства РФ, а именно разграничению государственной собственности на землю на федеральную собственность, собственность субъектов РФ и муниципальную собственность (подп. 9 п. 1 ст. 1 ЗК).

В юридической науке отмечается, что законодательная формулировка о «разграничении» является не вполне удачной, поскольку «государственную собственность» можно разграничить только на собственность РФ и субъектов РФ. В границы государственной собственности на землю собственность муниципальных образований не может включаться хотя бы в силу того, что согласно ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти <169>.

Признавая предпочтительность употребления в данном контексте термина «публичная собственность», заметим, что вышеуказанная формулировка была введена в правовое поле сразу после распада СССР Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» <170> и, как представляется, имела целью разграничить некогда единую государственную собственность и перераспределить различные объекты имущества, в том числе и землю, между публично-территориальным образованиями.

В соответствии с п. «г» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ разграничение государственной собственности находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Это означает, что разграничение осуществляется на основании федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, последние из которых не могут противоречить федеральным законам (ч. ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ).

Так, отношения в сфере разграничения государственной собственности на землю согласно п. 2 комментируемой статьи регламентируются положениями ЗК и другими федеральными законами <171>.

При этом правовую основу в данном вопросе составляют нормы Закона о введении в действие ЗК, в ст. 3.1 которого определены критерии разграничения государственной собственности на землю между публично-территориальными образованиями <172>.

По общему правилу, закрепленному в ст. 131 ГК, право собственности на земельные участки у РФ, субъектов РФ или муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством РФ.

При разграничении государственной собственности на землю государственная регистрация права собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица, в котором указывается основание возникновения такого права (ст. 30.1 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество).

В силу п. 5 ст. 3.1 Закона о введении в действие ЗК изданные Правительством РФ до 1 июля 2006 года акты об утверждении перечней земельных участков, на которые, соответственно, у РФ, субъектов РФ и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю <173>, служат основанием для государственной регистрации.

Общий перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержден Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2006 года N 404 <174>.

Как следует из ст. ст. 6 и 13 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в ЕГРП.

Вместе с тем в п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 24 марта 2005 года N 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» <175> отмечается, что поскольку в соответствии с п. 10 ст. 3 Закона о введении в действие ЗК до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права собственности на землю для осуществления распоряжения государственными землями не требуется, при разрешении споров, связанных с государственной регистрацией перехода права собственности на земельные участки из состава государственных земель при их отчуждении, государственной регистрацией обременений (ограничений) права государственной собственности на земельные участки и сделок с такими земельными участками, следует учитывать, что указанная государственная регистрация осуществляется без государственной регистрации в ЕГРП ранее возникшего права государственной собственности на земельный участок.

Кроме того, следует добавить, что в вышеупомянутой п. 10 ст. 3 Закона о введении в действие ЗК предусмотрен порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, исходя из которого право распоряжаться такими земельными участками оставлено за органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, за исключением случаев, установленных законодательством РФ.

Другой комментарий к Ст. 16 Земельного кодекса Российской Федерации

1. Положения, касающиеся права государственной собственности на землю, предусмотрены в ГК РФ. Действующее законодательство признает, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (п. 2 ст. 214 ГК РФ).

Государственная собственность на землю возникла в результате национализации земель, осуществленной на основании Декрета от 26 октября (8 ноября) 1917 г. «О земле», принятого II Всероссийским съездом Советов. До недавнего времени земля, недра, воды, леса и животный мир рассматривались как объекты права исключительной государственной собственности. Считалось, что никто другой в стране, кроме государства, не может быть собственником земли. Исключительность права государственной собственности означала также, что в пределах страны не могло быть никому не принадлежащих, т.е. бесхозных участков земли, вод, недр и лесов.

Из исключительности права государственной собственности на указанные объекты вытекал принцип неотчуждаемости природных объектов. Земля, недра, леса и воды были полностью изъяты из гражданского оборота и не могли быть предметом купли-продажи, дарения, наследования, аренды, так как это противоречило принципу их национализации.

Проведенные в России политические и экономические преобразования были направлены на демонополизацию государственной собственности на землю. Следствием этого стал отказ от концепции исключительной государственной собственности на природные объекты. Понятие права исключительной государственной собственности было заменено в Конституции РСФСР 1978 г. на формулировку, согласно которой земля, ее недра, воды, растительный и животный мир признавались достоянием народов, проживающих на соответствующей территории (ч. 1 ст. 11).

В государственной собственности находятся земли, не принадлежащие гражданам, юридическим лицам и муниципальным образованиям. Земли, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации, являются федеральной собственностью (ст. 17 ЗК РФ). Земли, которые принадлежат субъектам РФ, рассматриваются как государственная собственность субъекта РФ (ст. 18 ЗК РФ).

2. Правовой основой для признания права собственности на землю за всеми субъектами РФ является Федеративный договор. Согласно Договору о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти суверенных республик в составе РФ (ст. III) земля, ее недра, воды, растительный и животный мир являются достоянием (собственностью) народов, проживающих на территории соответствующих республик. Федеративным договором закреплено право государственной собственности республик на землю и иные природные ресурсы. Часть 4 ст. 5 Конституции РФ предусмотрела, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны. Таким образом, из принципа равенства всех субъектов РФ следует вывод о том, что и иные субъекты РФ имеют возможность иметь в собственности землю и другие природные ресурсы.

Это положение подтверждается также тем, что согласно разделу второму Конституции РФ «Заключительные и переходные положения», в случае несоответствия положениям Конституции РФ положений Федеративного договора, действуют положения Конституции РФ.

Согласно Федеративному договору статус федеральных природных ресурсов определяется по взаимной договоренности федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ. Согласно п. «г» ст. 72 Конституции РФ разграничение государственной собственности отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ. Статья 214 ГК РФ в принципе закрепила возможность отнесения земли и других природных ресурсов, не находящихся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, к федеральной собственности или к собственности субъектов РФ.

Впервые правовые критерии выделения федеральных природных ресурсов были определены в Указе Президента РФ от 16 декабря 1993 г. N 2144 «О федеральных природных ресурсах». В основе разграничения государственной собственности на природные ресурсы Указом был заложен критерий их общегосударственного значения.

К федеральным природным ресурсам Указ относил земельные участки и другие природные объекты, предоставляемые для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ; земельные участки, занятые федеральными энергетическими, транспортными и космическими системами, а также другими объектами, находящимися в федеральной собственности; земельные участки, водные и иные природные объекты федеральных государственных природных заповедников, национальных природных парков, государственных природных заказников, курортных и лечебно-оздоровительных зон, других особо охраняемых природных территорий федерального значения; виды растений и животных, занесенные в Красную книгу РФ и др., а также иные природные ресурсы по взаимной договоренности федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ.

Ранее действовал Федеральный закон от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю». Закон определял правовые основы разграничения государственной собственности на землю на федеральную собственность, собственность субъектов РФ и муниципальную собственность.

В настоящее время правовой основой разграничения государственной собственности на землю является ст. 3.1 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в которой закреплены критерии такого разграничения.

В соответствии со ст. 30.1 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок.

Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержден постановлением Правительства РФ от 30 июня 2006 г. N 404.

Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, указанными в ст. 3.1 данного Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов РФ, осуществляется органами местного самоуправления этих поселений, если законами субъектов РФ не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, а также если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в субъектах РФ — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге осуществляется органами исполнительной власти этих субъектов РФ, если их законами не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, а также если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Статья 72.В совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся:

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

г) разграничение государственной собственности;

д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

  1. Положения настоящей статьи в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа.

Отличие права аренды от собственности на земельный участок

Лицо, пользующееся землей даже на законных основаниях, распоряжаться ею не может, поскольку правомочие распоряжения земельным участком принадлежит исключительно его собственнику. Граждане, таковыми не являющиеся, могут владеть и пользоваться землями на основании иных вещных или обязательственных прав, закрепленных в статьях 20—23 ЗК РФ соответственно:

  • бессрочного пользования;
  • пожизненного наследуемого владения;
  • аренды;
  • ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут).

Правомочие пользования, являясь одним из компонентов права собственности, представляет собой ограниченное вещное право и лишь дает возможность землепользователю через использование предоставленной земли реализовать свои потребности в соответствии с условиями договора и действующими законами (о предоставлении государственного акта на право пользования землей можно знать в этом материале).

Виды права пользования землей

Закон регулирует следующие виды:

  • Постоянное (бессрочное) пользование – сейчас это право уже не возникает, однако продолжает действовать у тех, у кого оно появилось до принятия ЗК РФ.
  • Сервитут – это ограниченное пользование чужой землей, возникающее из договора или закона при наличии особых условий для этого.
  • Пожизненное наследуемое владение – это право, как и постоянное (бессрочное) пользование, уже не предоставляется, однако имеет место быть у тех, кто его приобрел ранее.
  • Аренда или субаренда – предполагает право пользования участком земли в течение определенного времени и на возмездной основе.
  • Срочное безвозмездное пользование – означает, что граждане или юрлица могут передавать свою землю в пользование на определенное время и не требовать за это оплату. Об этом сторонами заключается соответствующий договор.

Порядок разграничения госземли

Государственная земля разграничивается строго на безвозмездной основе и строго в соответствии с российским законодательством. Земля, находящаяся в «частных руках» не подлежит никакому разграничению и передаче от собственника государству (кроме случаев вынесения судебного решения, о чем уже говорилось).

Существует 3 временных этапа развития правоотношений по разграничению госземель.

  1. До принятия №101-ФЗ земля разграничивалась на основании договоров между РФ и регионами. Однако при наличии договорных взаимоотношений между двумя уровнями власти, невозможно было принять ряд важных законов (Лесной кодекс РФ, по которому все лесные участки – это собственность федеральная).
  2. Во время действия №101-ФЗ. В этом законе не было четкой концепции того, как разграничивать госземли из-за длительности этой процедуры и плохой развитости госкадастра земельных участков.
  3. С 01.07.2006 года было оформлено право РФ на землю принятием федерального закона – №137-Ф3 от 25.10.2001г. «О введении в действие Земельного Кодекса РФ».

Он четко установил, какие земли отнесены к федеральной собственности.

На сегодня процесс разграничения выглядит следующим образом.

Соответствующим исполнительным органом госвласти или органа муниципалитета подается заявление о предоставлении земли субъекту РФ или муниципалитету в собственность, с указанием конкретного основания возникновения такого права. Пакет документов подается в орган госрегистрации права собственности – Росреестр.

В таком случае в регистрирующий орган предоставляется правоустанавливающий документ на этот объект недвижимости и кадастровый план надела, на котором видно, что здание там находится.

Критериями для отнесения того или иного участка к федеральной, региональной или местной собственности являются:

  • расположение на земельном наделе зданий, строений, сооружений, отнесенных к собственности либо Российской Федерации, либо субъекта РФ, либо муниципалитета;
  • передача участков или органам власти (федеральной, региональной, местной) или госпредприятиям, некоммерческим организациям, которые были созданы соответствующими органами;
  • другие случаи, прямо прописанные в законе.

Исключительно к госсобственности п. 4 ст. 87 ЗК РФ относит земли промышленности, а также иного спецназначения. Это, к примеру, те, что заняты: энергетическими системами, объектами атомной энергии, информатики и связи, обороны и безопасности страны, космической деятельности и др.

Что такое право распоряжения землей?

Как уже было сказано, распоряжаться своим земельным наделом может только собственник. Он имеет документ, подтверждающий принадлежность ему участка – это свидетельство о праве собственности, а значит, все дальнейшие действия на участке он может совершать без чьего-либо разрешения, но в пределах закона и не нарушая, при этом прав других собственников и, в целом, иных лиц.

Правомочие распоряжения включает в себя возможность выполнять такие действия:

  • Собственник может изменять фактическое состояние земли на участке, что ведет к изменению его юридического статуса. Например, через освоение земельного надела под огородничество и садоводство.
  • Распоряжение выражается и в смене лиц, вновь приобретающих статус собственника. Если это касается одного владельца земельного надела, то он вправе весь участок или его часть продать, подарить, сдать в аренду, завещать, обменять на другой и т.д. Закон предусматривает всего 10 способов по отчуждению земельного надела.
  • Если речь идет о праве долевой собственности, то каждый владелец может передать свою долю удобным для себя способом третьим лицам.

Напротив, у пользователя землей по тем основаниям, которые были описаны в предыдущем разделе статьи, отсутствует право распоряжения.

Особенности распоряжения землями сельхозназначения

Регулирование именно данной категории земель осуществляется специальным ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», от 24.07.2002 № 101.

Земли с/х назначения – это земли, расположенные за пределами сельских и городских поселений, которые предоставляются для ведения сельского хозяйства.

В соответствии с названным законом, на гражданина или организацию, имеющих в собственности сельхозучасток, налагаются определенные ограничения в части распоряжения им.

При продаже такого участка, его собственник обязательно должен путем направления письменного извещения сообщить о своем намерении в высший исполнительный региональный орган или муниципальный орган власти, так как эти субъекты имеет право преимущественной покупки сельхоз земли за счет средств регионального или местного бюджета соответственно. Если в отношении собственника поступил отказ приобрести участок либо ответ на письмо не пришел в течение месяца, то законный владелец сможет продать участок любому другому лицу на свое усмотрение.

Собственник не вправе изменять правовой режим своей сельхозземли, то есть менять ее разрешенное использование и целевое назначение. Особенно это касается земель, на которых производится пашня или сенокос.

Есть зоны сельхозземель, где разрешение на такое изменение условно разрешенное, но и в этом случае, чтобы это сделать, собственнику придется понести значительные траты на проведение процедуры общественных слушаний, а также обращаться в администрацию.

Подводя итог, по вопросу возможности распоряжения земельными наделами необходимо выделить несколько ключевых моментов:

  • Распоряжаться могут только собственники участков – в этом главное отличие пользования от собственности.
  • Формы распоряжения могут быть разнообразными (сдавать в аренду и субаренду, продавать, завещать, передавать в качестве части уставного капитала юрлиц и др.).
  • Для некоторых категорий земель установлены ограничения по распоряжению. Например, для сельхозземель.

Принципы разграничения земель, находящихся в государственной собственности

Под принципами разграничения понимаются некие основополагающие юридические положения, на которых базируется процесс разграничения госземель. Существует целый ряд таких регулирующих принципов.

  • Закрепление на уровне Конституции РФ полномочий государственный органов в сфере разграничения земель госсобственности. Такие полномочия отнесены к совместному ведению РФ и ее субъектов.
  • Приоритет в регулировании вопроса разграничения именно федеральных законов.
    Первоочередный контроль процесса разграничения госземель специализированным органом власти – Росимущество, а также ответственность должностных лиц при выполнении возложенных на них полномочий.
  • Безвозмездная основа приобретения земельных наделов в результате разграничения.
  • Единство порядка оформления права собственности на разграниченный участок: проведение землеустроительных работ, постановка на кадастровый учет и государственная регистрация должны быть едиными для всех участников процесса разграничения.
  • Обеспечение и сохранение прав и интересов граждан и юрлиц на земельные объекты.
  • Сохранение целевого назначения наделов в соответствии с земельным законодательством.
  • Сохранение и учет значения земельных участков в области экономики, истории и стратегического развития страны.
  • Законодательное регулирование обращения с неразграниченными землями.

Как установить факт принадлежности ЗУ, других природных ресурсов и водных недр?

Если собственник утратил документы, подтверждающие его имущественные права, а также в случаях, когда эти документы были испорчены, землевладелец и землепользователь может обратиться в суд для установления факта владения и пользования землей в порядке особого производства (п. 6 ч. 2 ст. 264 ГПК РФ). Об утрате прав пользования ЗУ можно прочесть тут, а о том, как правильно составить иск об устранении препятствий в пользовании землей, подробнее узнайте здесь.

Процедура необходима и в случае приобретения имущества в собственность не собственниками по приобретательной давности (ст. 234 ГК РФ).

Статья 234 ГПК РФ. Порядок заочного производства

При рассмотрении дела в порядке заочного производства суд проводит судебное заседание в общем порядке, исследует доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, учитывает их доводы и принимает решение, которое именуется заочным.

В отношении недвижимости, в том числе земли, действует условие добросовестного, открытого и непрерывного владения участком в течение 15 лет.

Дополнительными условиями для заявителя могут стать подтверждение отказа в выдаче документа о праве собственности или невозможности его восстановления, а также отсутствие спора по вопросу принадлежности земель.

Если участок зарегистрирован ранее на другое лицо, на его территории осуществлена самовольная постройка или сделка по приобретению земли оформлена не надлежащим образом, установить обозначенный факт будет невозможно.

Кто вправе распоряжаться землей? Кому это запрещено?

Распоряжаться землей вправе только ее собственник, то есть субъект права собственности. Наряду с государством, собственниками являются физлица – это:

  • российские граждане;
  • иностранцы;
  • люди, не имеющие гражданства, но которые проживают в России.

Помимо этих категорий граждан, могут распоряжаться и те лица, которые получили свои земельные участки на праве пожизненного наследуемого владения, которое было актуально до введения в действие Земельного кодекса. Из названия этого права уже понятно, что единственным действием по распоряжению землей является передача ее по наследству. На таком праве передавались участки:

  • членам объединений садоводов, огородников, дачников (на основании специального федерального закона № 66);
  • гражданам для садоводства до 01.01.1991 года;
  • если в собственность приобреталось здание, строение или сооружение, то на землю, которая была под этими объектами, устанавливалось рассматриваемое право;
  • для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства</span>;
  • для военнослужащих, которые служили от 10 до 15 лет.

Иных вариантов того, как можно распорядиться земельным объектом, без наличия права собственности, закон не предусматривает.

Запрещается распоряжаться участком земли тем лицам, которые не относятся к собственникам. В этот перечень входят:

  • арендаторы и субарендаторы;
  • пользователь землей на безвозмездной основе;
  • лицо, имеющее участок земли на праве постоянного (бессрочного) пользования;
  • лица, которые пользуются сервитутом в отношении участка в чужой собственности, который может быть как по договору между гражданами, так и возникать из распоряжения госоргана, если дело касается нужд населения;
  • собственники, владеющие участками с определенным правовым режимом.

В последнюю категорию законных владельцев включаются те, кто имеет такие участки:

  • сельхозучастки;
  • лесные и охотничьи угодья;
  • земли, выделенные под фермерство;
  • участки, предназначенные для природоохранных целей (охотничьи и рыборазводящие хозяйства и для выполнения подобных задач);
  • земли, на которых осуществляются научные исследования, проводится обучение и т.п.

Кто не может распоряжаться ЗУ?

Находящиеся в собственности земли не ограничены в обороте, а значит, собственники могут продавать их, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться ими иным образом.

Лица, получившие свои участки по праву пожизненного наследуемого владения до вступления в силу действующего Земельного кодекса, вправе распорядиться ими единственным образом – передать по наследству.

Иным гражданам, не являющимся собственниками участков, распоряжаться ими запрещено. Этот запрет распространяется на арендаторов и субарендаторов, землепользователей на безвозмездной основе и на праве бессрочного пользования, а также на лиц, пользующихся сервитутом и владеющих участками с определенным правовым режимом. К последней категории причисляют законных владельцев:

  • сельскохозяйственных наделов;
  • лесных и охотничьих угодий;
  • фермерских земель;
  • участков, предназначенных для природоохранных целей, осуществления научных исследований, обучения и т.д.

Права, обязанности и отношения

Права и обязанности собственников земель и других участников земельно-имущественных отношений закреплены в .

Собственник и землепользователь вправе:

  1. использовать для личных и хозяйственных нужд располагающиеся в границах надела полезные ископаемые, не состоящие на балансе государства, пресные подземные воды, озера и пруды, а также урожай, собранный на территории участка;
  2. возводить разнообразные жилые и нежилые сооружения в соответствии с установленными законом нормами.

Собственники земельных участков и лица, таковыми не являющиеся, обязаны:

  1. пользоваться и распоряжаться землями в соответствии с их целевым назначением, категориальной принадлежностью и разрешенным использованием, не нанося вред окружающей среде;
  2. сохранять на участках установленные в соответствии с законодательством знаки межевания, специальные геодезические отметки и т.п.;
  3. проводить мероприятия по охране земель, соблюдать регламент пользования лесами, водными и другими природными ресурсами;
  4. своевременно начинать и завершать освоение и возделывание земель в случаях, если соответствующие сроки прописаны в договорах;
  5. производить необходимые платежи, не допуская задержек и образования задолженности;
  6. соблюдать требования градостроительных регламентов, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных норм и требований;
  7. не допускать разрушения, засорения, заражения вредителями и ухудшения плодородия почвы на землях, предназначенных для сельского хозяйства;
  8. выполнять другие требования, предусмотренные Земельным кодексом и иными федеральными законами, регулирующими земельные отношения.

Передача полномочий

Законный владелец не обязан реализовывать в полной мере все правомочия относительно находящегося у него в собственности земельного участка, а может делегировать возможности владения и пользования другим лицам – как физическим, так и юридическим. При этом право собственности сохраняется за первоначальным обладателем, а объем переданных прав владения и пользования ограничен волей полноправного хозяина земли.

Например, в случае сервитута – ограниченного права пользования участком (чаще всего, для осуществления прохода и проезда через него, а также проведения необходимых благоустроительных, сельскохозяйственных и природоохранных работ) – передается только правомочие пользования. А при передаче участка на хранение в порядке секвестра – запрета или ограничения, налагаемого органами власти, – только право правомочия владения без пользования. О всех видах пользования ЗУ, в том числе серветуте и других, можно подробно прочесть тут.

Аренда земельного участка предполагает переход обоих правомочий к арендатору. В случае пожелания собственника земли о полном отчуждении участка и переходе его к новому субьекту права собственности последний приобретает и правомочие распоряжения имуществом.

Право собственности на землю провозглашено Конституцией РФ и включено в перечень основных прав и свобод гражданина. Собственник обладает полным набором правомочий и может по своему усмотрению, но не вразрез с законом, владеть, пользоваться и распоряжаться земельным участком, а также передавать полномочия этих действий частично или полностью другим лицам.

На нашем сайте вы можете ознакомиться со всеми нюансами предоставления земельных участков: куда обращаться с заявлением, где закреплено право льготного предоставления земли, и что делать, если администрация дала отказ в получении ЗУ.

Знание юридических аспектов земельно-имущественных отношений позволяет в полной мере осуществлять права и обязанности их участников.

Проблемы разграничения государственной собственности на землю

Можно сказать, что в общем, на сегодня процедура разграничения значительно упростилась, а объем права собственности на участки каждого из трех уровней стал конкретным и закрепленным на уровне закона.

Тем не менее, в свете новшеств появилась проблема, когда контроль за перечнями участков земли, которые могут принадлежать федерации, субъектам и муниципалитетам на праве собственности, возложен на регистрирующий права на недвижимость орган – Росреестр (а ранее эти функции осуществлялись специально уполномоченными органами в сфере исполнительной власти).

Так вот передача контрольных функций на регистрирующий орган породила множество дополнительных споров. В частности о том, есть ли достаточные полномочия у того или иного органа власти на распоряжение конкретным участком.

Институт разграничения государственной собственности на земельные наделы дает достаточную свободу для экономического и культурного развития регионов, а также городских и сельских поселений.

Источники
  • https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/sobstvennost/formy/procedura-razgranicheniya-gosudarstvennoj-sobstvennosti.html
  • https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/ispolzovanie-vladenie
  • https://isfic.info/talap/publis65.htm
  • http://ZKodeksRF.ru/gl-3/st-16-zk-rf
  • http://obschestvoznanie-ege.ru/%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%83%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F/%D0%B5%D0%B3%D1%8D-%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%83%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D1%80%D1%84-%D1%81%D1%82/
  • https://pravoved.online/polzovanie-zu/otlichiya-vo-vladenie-polzovanie-i-rasporyazhenie-zu

tett
Зарплатто.ру - сайт о зарплатах и доходах, деньгах и финансах