Ответственность за сокрытие несчастного случая на производстве

Содержание
  1. Несчастный случай на производстве: понятие и нормативная база
  2. Что считается страховым случаем на производстве
  3. Основополагающие законы
  4. Что такое сокрытый НС — понятие
  5. Как проводится расследование — порядок и особенности
  6. Комиссия по расследованию несчастного случая на производстве
  7. Сроки расследования несчастного случая на производстве
  8. Дополнительное расследование несчастного случая на производстве
  9. Осмотр места происшествия, опрос пострадавших и очевидцев
  10. Решение комиссии по результатам расследования несчастного случая на производстве
  11. Определение степени вины пострадавшего при несчастном случае на производстве
  12. Ответственность работодателя
  13. Административная ответственность работодателя
  14. Штрафы работодателю и иное наказание по ст. 5.27.1 КоАП РФ
  15. Уголовная ответственность за несчастный случай на производстве
  16. Как оформить трагический инцидент на производстве
  17. Что важно знать пострадавшему работнику?
  18. Основания для жалобы
  19. Выводы

Несчастный случай на производстве: понятие и нормативная база

Определение дается в 2 нормативных актах. Это:

  • ТК РФ (ст. 227);
  • закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998 № 125-ФЗ (ст. 3).

Насчастный случай на производстве определяется как нестандартная ситуация, происходящая в период работы сотрудника, в результате которой он получает ущерб здоровью, временную или постоянную потерю трудоспособности или умирает.

Травма считается производственной, если происходит (ч. 3 ст. 227 ТК РФ):

  • на территории организации-работодателя;
  • за пределами рабочей зоны (помещения), в месте исполнения трудового задания;
  • в период передвижения к рабочему месту или возврата на служебном транспорте или личном, используемом по соглашению с руководством компании или его распоряжению в служебных целях;
  • по дороге к месту выполнения командировочного поручения и обратно;
  • в период рабочих передвижений к месту исполнения задания как на служебном, так и муниципальном транспорте, а также пешком;
  • при перемещении на транспорте в качестве сменщика в период междусменного отдыха;
  • в период междусменного перерыва во время вахтового труда, в том числе и в период нахождения на судне в освободившееся от вахтовой и судовой деятельности время.

Не только сотрудники могут получить такую травму. К ним приравниваются (ч. 2 ст. 227 ТК РФ):

  • трудящиеся, обучающиеся по ученическому договору;
  • ученики в период производственной практики;
  • приобщенные к труду осужденные;
  • привлеченные к общественным работам на основе административного или уголовного судопроизводства;
  • лица, осуществляющие выполнение работ в производственных кооперативах или крестьянско-фермерских хозяйствах;
  • лица с психическими заболеваниями, трудящиеся на лечебно-производственных предприятиях в рамках трудотерапии.

Что считается страховым случаем на производстве

Страховой случай – это происшествие, повлекшее причинение вреда здоровью любой степени тяжести.

По закону работодатель должен действовать следующим образом:

  1. Оказать первую медицинскую помощь пострадавшему, а при необходимости – вызвать бригаду скорой помощи.
  2. Произвести внутреннее расследование обстоятельств произошедшего, уведомив соответствующие госорганы.
  3. Составить акт по итогам расследования и представить сообщение по унифицированной форме в ФСС в течение 24 часов после любого происшествия.

На практике руководители пытаются скрывать несчастные случаи на производстве, дабы не привлекать внимания госорганов и не делать компенсационные выплаты пострадавшим. Здесь следует учитывать, что не все травмы являются производственными, а только произошедшие при определенных обстоятельствах (ст. 227 ТК РФ):

  • На территории предприятия.
  • За пределами организации при выполнении служебного задания.
  • Во время передвижения в автомобиле, использующимся в служебных целях по согласованию с руководством.
  • Во время командировки, в пути туда или оттуда.
  • В период выполнения поручений руководителя, если передвижение осуществлялось по городу пешком или на транспортном средстве.
  • Во время междусменного отдыха водителей.
  • В перерыве при работе вахтовым методом.

Рассмотрим практический пример:

Игнатьев Н.Н. трудоустроен в организации водителем (дальнобойщик). Во время перевозки груза произошло крупное ДТП не по его вине, в результате чего пострадала часть товара, а также сам водитель. Он с диагнозом «ЗЧМТ, СГМ, политравма» был госпитализирован в больницу. По закону водитель несет ответственность за целостность груза, однако здесь его вины нет, поэтому взыскать денежные средства с него руководитель не может.

Кроме того, Игнатьеву должна быть выплачено пособие по нетрудоспособности в размере 100% от среднего заработка, стаж работы при этом не учитывается. Также ему полагается компенсация на лечение от работодателя.

Директор нарушит требование закона, если не сообщит о произошедшем в ФСС и другие органы.

Также важно учитывать категории работников, которым полагаются выплаты при получении травмы на производстве:

  • Граждане, трудоустроенные по ученическим договорам.
  • Ученики, проходящие в компании производственную практику.
  • Осужденные, если в их обязанности входит труд.
  • Выполнение общественных работ в качестве наказания за административное или уголовное правонарушение.
  • Лица с психическими заболеваниями, приобщающиеся к труду для профилактических мер трудотерапии.
  • Люди, выполняющие работы в фермерских хозяйствах или на производственных кооперативах.

Основополагающие законы

Порядок расследования и документального оформления случившегося регламентирован основным кодифицированным актом трудового законодательства. Глава 36 ТК РФ определяет комплекс мер, согласно которым осуществляется установление и оформление несчастных случаев.

Кроме того, федеральным законодательством предусматривает обязательное страхование сотрудников на случай утраты трудоспособности вследствие рассматриваемых случаев, либо приобретения заболевания, причиной которого являются особенности трудовой деятельности в период ее осуществления (ФЗ № 125).

За пострадавшим работником на законодательном уровне закреплено право на обжалование проведенного работодателем расследования (ст. 231 ТК РФ), если по его результатам у работника и работодателя возникли определенные разногласия.

Сделать это можно следующими способами:

  • обратиться с жалобой в территориальное отделение государственной трудовой инспекция;
  • обжаловать действия нанимателя в судебном порядке.

При этом первой инстанцией все-таки должна выступать Государственная инспекция как досудебный способ урегулирования разногласий с нанимателем. И только при отсутствии положительного результата целесообразно обращаться в суд.

Что такое сокрытый НС — понятие

Если сотрудник компании получает травму, увечья, работодатель обязан уведомить об этом соответствующие органы, в том числе, трудовую инспекцию.

По результатам расследования инцидента пострадавшему назначается компенсация из средств Фонда социального страхования, в который все компании делают отчисления. О добровольном и обязательном страховании работников от несчастных случаев можно прочитать здесь.

Когда уведомления инстанций не происходит, речь идет о сокрытом несчастном случае на производстве.

Порой работник и его руководство приходят к соглашению, в рамках которого компания выплачивает компенсацию, обеспечивает лечение, взамен сотрудник соглашает не придавать делу огласки.

Последствия умалчивания и сокрытия могут быть серьезными:

  1. Повторение инцидента. Если не принять мер по устранению причин получения травмы, могут пострадать и другие работники.
  2. Отдаленные последствия травмы. При решении вопроса на официальном уровне осложнения после травмы могут быть вылечены за счет государства или компании. Если все делается полюбовно, то после того, как скандал уляжется, фирма может отказать сотруднику в финансовой поддержке.
  3. Увольнение из-за потери или снижения трудоспособности. Если увечья были такими серьезными, что человек не может продолжать свою работу, не готов выполнять ее в полной мере, компания может оставить его лишь на время, после чего следует увольнение.

Скрывать несчастные случаи, приведшие к травме на производстве, не выгодно ни самому пострадавшему, ни его коллегам.

Как проводится расследование — порядок и особенности

Сокрытие несчастных случаев недопустимо, необходимо проведение в их отношении расследования.

Инициировать расследование несчастного случая на производстве должна трудовая инспекция. Поводом для этого становится обращение родственников, поступление информации из Фонда социального страхования, из медицинского учреждения или полиции, от журналистов.

Инспектор изучает обстоятельства дела, сообщает родственникам и пострадавшему сотруднику информацию о причитающихся выплатах и компенсациях.

Порядок расследования подразумевает проведение ряда действий:

  1. Опрос пострадавшего, родственников, работников цеха или отдела.
  2. Изучение объяснительных и других документов, которые подписывал травмированный сотрудник и его непосредственные руководители.
  3. Проверка системы учета посещаемости, отметки о количестве времени, проведенном в офисе или цеху.

Задача инспектора состоит в том, чтобы доказать, что травма была получена в момент работы, а не по дороге в офис, что на время нахождения сотрудника в больнице никто не отмечал его присутствие на работе.

Комиссия по расследованию несчастного случая на производстве

Для расследования несчастного случая, в том числе группового, в результате которого один или несколько пострадавших получили легкие повреждения здоровья, работодатель незамедлительно создает комиссию в составе не менее 3 человек.

В состав комиссии включаются специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя, представители работодателя, представители профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа, уполномоченный по охране труда. Комиссию возглавляет работодатель или уполномоченный им представитель.

Состав комиссии утверждается приказом (распоряжением) рабо­тодателя. Руководитель, непосредственно отвечающий за безопасность труда на участке (объекте), где произошел несчастный случай, в состав комиссии не включается.

В расследовании несчастного случая у работодателя – физического лица принимают участие указанный работодатель или полномочный его представитель, доверенное лицо пострадавшего, специалист по охране труда, который может привлекаться к расследованию несчастного случая и на договорной основе.

Каждый пострадавший или уполномоченный им представитель имеет право на личное участие в расследовании несчастного случая на производстве, происшедшего с ним.

Для расследования несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в том числе группового) со смертельным исходом, в состав комиссии дополнительно включаются государственный инспектор труда, представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (по согласованию), представитель территориального объединения организаций профес­сиональных союзов.

При расследовании несчастных случаев с застрахованными в состав комиссии также включаются представители исполнитель­ных органов страховщика (по месту регистрации страхователя).

Работодатель образует комиссию и утверждает ее состав во главе с государственным инспектором труда.

По требованию пострадавшего (в случае смерти пострадавшего – его родственников) в расследовании несчастного случая может принимать участие его доверенное лицо. В случае если доверенное лицо не участвует в расследовании, работодатель или уполномоченный им его представитель либо председатель комиссии обязан по требованию доверенного лица ознакомить его с материалами расследования.

При несчастном случае, происшедшем в организации при экс­плуатации опасных производственных объектов, подконтрольных территориальному органу федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности, состав комиссии утверждается руко­водителем соответствующего территориального органа. Возглавляет комиссию представитель этого органа.

При крупных авариях с числом погибших 5 человек и более в состав комиссии включаются представители федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственно­го надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и общероссийского объединения профессиональных союзов.

Возглавляет комиссию руководитель государственной инспекции труда – главный государственный инспектор труда соответствую­щей государственной инспекции труда или его заместитель по охране труда. А при расследовании несчастного случая, происшедшего в организации или на объекте, подконтрольных территориальному органу федерального органа исполнительной власти, осуществляю­щего функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности, – руководитель этого территориального органа.

Члены комиссии организуют встречи с пострадавшими, их доверенными лицами и членами семей в целях ознакомления их с ре­зультатами расследования, при необходимости вносят предложения по вопросам оказания им помощи социального характера, разъясняют порядок возмещения вреда, причиненного здоровью пострадавших, и оказывают правовую помощь по решению указанных вопросов.

Сроки расследования несчастного случая на производстве

Расследование несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили легкие повреждения здоровья, проводится комиссией в течение 3 дней.

Расследование несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в том числе группового) со смертельным исходом проводится комиссией в течение 15 дней.

Сроки расследования несчастных случаев исчисляются в календарных днях, начиная со дня издания работодателем приказа об образовании комиссии по расследованию несчастного случая.

Несчастный случай на производстве, о котором не было свое­временно сообщено работодателю или в результате которого нетрудоспособность у пострадавшего наступила не сразу, расследуется комиссией по заявлению пострадавшего или его доверенного лица в течение 1 месяца со дня поступления указанного заявления.

При необходимости проведения дополнительной проверки обстоятельств несчастного случая, получения соответствующих медицинских и иных заключений сроки могут быть продлены председателем комиссии, но не более чем на 15 дней.

Если завершить расследование несчастного случая в установленные сроки не представляется возможным в связи с необходимостью рас­смотрения его обстоятельств в организациях, осуществляющих экспертизу, органах дознания, органах следствия или в суде, то решение о продлении срока расследования несчастного случая принимается по согласованию с этими организациями, органами либо с учетом принятых ими решений.

В случае невозможности завершения расследования в указанный срок в связи с объективными обстоятельствами председатель комиссии обязан своевременно информировать пострадавшего или его доверенных лиц о причинах задержки.

Дополнительное расследование несчастного случая на производстве

Государственный инспектор труда при выявлении сокрытого несчастного случая, поступлении жалобы, заявления, иного обращения пострадавшего (его законного представителя или иного доверенного лица), лица, состоявшего на иждивении погибшего в результате несчастного случая, либо лица, состоявшего с ним в близком родстве или свойстве (их законного представителя или иного доверенного лица), о несогласии их с выводами комиссии по расследованию несчастного случая, а также при получении сведений, объективно свидетельствующих о нарушении порядка расследования, проводит дополнительное расследование несчастного случая в соответствии с требованиями независимо от срока давности несчастного случая.

Дополнительное расследование проводится, как правило, с привлечением профсоюзного инспектора труда, а при необходимости – представителей соответствующего федерального органа исполни­тельной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, и исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя).

По результатам дополнительного расследования государственный инспектор труда составляет Заключение о несчастном случае на производстве по форме 5, предусмотренной Приложением 1 к постановлению Минтруда России от 24.10.2002 N 73 и выдаст предписание, обязательное для выполнения работодателем (его представителем).

Государственный инспектор труда имеет право обязать работодателя (его представителя) составить новый акт о несчастном случае на производстве, если имеющийся акт оформлен с нарушениями или не соответствует материалам расследования несчастного случая. В этом случае прежний акт о несчастном случае на производстве признается утратившим силу на основании решения работодателя (его представителя) или государственного инспектора труда.

Осмотр места происшествия, опрос пострадавших и очевидцев

Первоочередной задачей членов комиссии при расследовании несчастных случаев является незамедлительный и тщательный осмотр места происшествия.

Сохранить до начала расследования несчастного случая на производстве обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к аварии – обязанность работодателя.

Осмотр места происшествия дает наиболее четкое представление, что явилось причинами несчастного случая. Результаты осмотра места происшествия заносятся в протокол, утвержденный постановлением Минтруда России от 24.10.2002 N 73.

После осмотра места происшествия члены комиссии должны выявить и опросить очевидцев несчастного случая и должностных лиц (руководителей подразделений, участков и пр.), а также по возможности провести опрос пострадавшего (пострадавших). Именно очевидцы и пострадавшие, как правило, дают наиболее точные сведения о том, что произошло в действительности.

В ходе опроса пострадавших и очевидцев члены комиссии должны попросить их подробно и последовательно описать обстоятельства произошедшего несчастного случая.

У пострадавшего от несчастного случая на производстве следует выяснить:

  • Какую работу осуществлял пострадавший в момент несчастного случая.
  • Кто и когда поручил выполнить данную работу пострадавшему.
  • Когда приступил к выполнению данной работы.
  • Какие инструменты и приспособления использовались.
  • В каком положении и какой позе находился пострадавший в момент несчастного случая.
  • В каком состоянии находилось оборудование, инструменты, приспособления перед несчастным случаем.
  • Какое самочувствие было у пострадавшего перед несчастным случаем.
  • Когда, кто и как проводил обучение и инструктаж пострадавшего по безопасному производству работ.
  • Какие средства индивидуальной защиты были у пострадавшего, и пользовался ли он ими при выполнении работы.
  • Находился ли кто-либо из посторонних на рабочем месте.
  • Соблюдал ли пострадавший требования безопасности производства работ и пр.

У очевидцев несчастного случая на производстве, кроме того, следует выяснить:

  • Где конкретно они находились в момент несчастного случая.
  • Какую работу выполняли.
  • Нарушал ли ранее пострадавший требования безопасного производства работ, если нарушал, то как часто, и было ли известно об этом руководителю работ, какие меры принимались к нарушителю.
  • Как вел себя пострадавший перед несчастным случаем и после несчастного случая;
  • что, по их мнению, явилось причиной несчастного случая и пр.

Результаты опроса пострадавшего, очевидцев и других лиц занести в протокол, форма которого утверждена постановлением Минтруда России от 24.10.2002 N 73.

Решение комиссии по результатам расследования несчастного случая на производстве

На основании собранных документов и материалов комиссия:

  • Ус­танавливает обстоятельства и причины несчастного случая.
  • Определяет, был ли пострадавший в момент несчастного случая связан с производственной деятельностью работодателя и объяснялось ли его пребывание на месте происшествия исполнением им трудовых обязанностей.
  • Квалифицирует несчастный случай как несчастный случай на производстве или как несчастный случай, не связанный с производством.
  • Определяет лиц, допустивших нарушения требований охраны труда.
  • Определяет меры по устранению причин несчастного случая и предупреждению аналогичных несчастных случаев.

В случаях разногласий, возникших между членами комиссии в ходе расследования несчастного случая (о его причинах, лицах, виновных в допущенных нарушениях, учете, квалификации и др.), решение принимается большинством голосов членов комиссии. При этом члены комиссии, не согласные с принятым решением, подписывают акты о расследовании с изложением своего аргументированного особого мнения, которое приобщается к материалам расследования несчастного случая.

Особое мнение членов комиссии рассматривается руководителя­ми организаций, направивших их для участия в расследовании, которые с учетом рассмотрения материалов расследования несчастного случая принимают решение о целесообразности обжалования выводов комиссии.

Определение степени вины пострадавшего при несчастном случае на производстве

Если при расследовании несчастного случая с застрахованным комиссией установлено, что грубая неосторожность застрахованного содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, то с учетом заключения профсоюзного органа или иного уполномоченного застрахованным представительного органа данной организации комиссия определяет степень вины застрахованного в процентах, которая указывается в п. 10 акта формы Н-1.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» степень вины застрахованного не может быть определена более 25%, а размер ежемесячных страховых выплат может уменьшиться соответственно степени вины застрахованного.

При определении вины пострадавшего необходимо убедиться, что:

  • пострадавший был ознакомлен в установленном порядке под роспись с требованиями охраны труда (с ним были проведены все необходимые инструктажи, обучение и проверка знаний требований охраны труда, что подтверждается протоколами проверки знаний, программами обучения и журналами посещений занятий);
  • пострадавший был обеспечен в полной мере исправными и сертифицированными средствами индивидуальной защиты и обучен пользованию ими;
  • в инструкциях по охране труда, действующих в организации и имеющих отношение к несчастному случаю, полностью отражен процесс безопасного производства работ;
  • лица, проводившие инструктаж, обучение и проверку знаний требований охраны труда у пострадавшего, прошли в установленном порядке обучение, проверку знаний и обладают достаточными знаниями по охране труда.
Члены комиссий (включая их председателей), проводящие в уста­новленном порядке расследование несчастных случаев на производстве, несут персональную ответственность за соблюдение установленных сроков рас­следования, надлежащее исполнение обязанностей, а также объективность выводов и решений, принятых ими по результатам проведенных расследований.

Контроль за соблюдением работодателями (юридическими и физическими лицами) установленного порядка расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве в подчиненных (подведомственных) организациях осуществляется в соответствии со ст. 353 ТК РФ федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, а также профессиональными союзами и состоящими в их ведении инспекторами труда в отношении организаций, в которых имеются первичные органы этих про­фессиональных союзов.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением установлен­ного порядка расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве осуществляется федеральной инспекцией труда.

Ответственность работодателя

Недобросовестные наниматели, в том числе уклоняющиеся от соблюдения норм трудового права в части официального оформления трудовых правоотношений со своими работниками, всячески стараются уйти от ответственности в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств на производстве.

Наказание для таких работодателей предусмотрено в рамках административного законодательства.

Согласно ст. 15.34 КоАП РФ сокрытие факта наступления страхового случая влечет наказание в виде штрафа в размере:

  • от 300 до 500 руб., если нарушитель – физическое лицо;
  • от 500 до 1000 руб., если правонарушение совершено должностным лицом;
  • от 5000 до 10 000 руб., для виновных юридических лиц (организация, предприятие).

Помимо этого, в ходе проведения проверок по жалобам работников, а также при расследовании производственных ЧП уполномоченными гос. органами выявляется множество фактов нарушения работодателем правил по охране труда, которые и стали причиной трагических событий. За подобного рода нарушения предусмотрена как административная (ст. 5.27 и 5.27.1 КоАП РФ), так и уголовная ответственность (ст. 143, 216, 217, 125 УК РФ).

Административная ответственность работодателя

Чтобы понять, какую ответственность несет работодатель за сокрытие страхового случая, достаточно ознакомиться с положениями ст. 15.34 КоАП РФ. Согласно данной статье, за утаивание производственной травмы для руководителей организаций предусмотрены следующие санкции:

  • Штраф для граждан – до 500 руб.
  • Административная ответственность должностных лиц заключается в выплате штрафа до 1 000 руб.
  • Юридические лица платят до 10 000 руб.

Оплата штрафов должна быть произведена в срок, указанный в постановлении или решении суда.

Если будет установлено, что происшествие произошло по вине работодателя, дополнительно к нему применяются санкции ст. 5. 27 КоАП РФ:

  • За несоблюдение требований по охране труда и ведению документооборота – штрафы до 50 000 руб. в зависимости от формы деятельности.
  • Если директор ранее привлекался к административной ответственности, штрафы возрастают до 70 000 руб.

Расследованием несчастных случаев на производстве занимается Государственная инспекция по охране труда, но при необходимости могут привлекаться и сотрудники полиции.

Ответственность работодателя за происшествие наступает лишь при условии, что будет доказана его вина и имеется соответствующее решение суда.

За сокрытие несчастного случая предусмотрено более мягкое наказание, но стоит учитывать, что при желании трудовая инспекция может провести внеплановую проверку, дабы выявить все обстоятельства произошедшего. О проверочных мероприятиях руководителей оповещают за 24 часа до визита инспектора, а по итогам может быть составлен протокол о привлечении к административной ответственности либо предписание об устранении нарушений.

Штрафы работодателю и иное наказание по ст. 5.27.1 КоАП РФ

Ст. 5.27.1 КоАП РФ в каждой своей части может расцениваться как вариант наказаний за факт производственного травмирования, так как посвящена нарушениям законодательных установок по охране труда, что, собственно, и является в большей степени причиной возникновения нештатных травмирующих ситуаций на производстве. Соответственно нормам ст. 5.27.1 КоАП РФ:

  1. Пренебрежение государственными требованиями по охране труда наказывается предупреждением либо штрафными выплатами:
    • для сотрудников и ИП — от 2 000 до 5 000 руб.;
    • для юрлиц — от 50 000 до 80 000 руб.
  2. Несоблюдение процедуры проведения спецоценки трудовых условий либо ее непроведение грозит предупреждением или штрафными санкциями:
    • для сотрудников и ИП — от 5 000 до 10 000 руб.;
    • для организаций — от 60 000 до 80 000 руб.
  3. Разрешение сотруднику вести трудовую деятельность без необходимого обучения знаниям норм охраны труда, а также без медосмотров, психиатрических заключений или с игнорированием медпротивопоказаний влечет штрафные санкции:
    • для сотрудников и ИП — от 15 000 до 25 000 руб.;
    • для предприятий — от 110 000 до 130 000 руб.
  4. Непредоставление сотрудникам индивидуальных защитных средств карается штрафом:
    • для сотрудников и ИП — от 20 000 до 30 000 руб.;
    • для предприятий — от 130 000 до 150 000 руб.
  5. Повторное совершение перечисленных нарушений грозит:
    • сотрудникам — штрафными санкциями в размере от 30 000 до 40 000 руб. либо дисквалификацией продолжительностью от 1 до 3 лет;
    • ИП — штрафом от 30 000 до 40 000 руб. либо остановкой рабочей деятельности длительностью до 90 дней;
    • организациям — штрафными выплатами от 100 000 до 200 000 руб. либо приостановкой рабочего функционирования на срок до 90 дней.

Уголовная ответственность за несчастный случай на производстве

В рамках Уголовного кодекса компания несет ответственность за производственное травмирование своих сотрудников по нескольким статьям. А именно:

  1. Причинение неумышленного тяжкого ущерба здоровью человека в результате несоблюдения норм по охране трудовой деятельности сотрудником, на которого возложена такая обязанность, наказывается (ч. 1 ст. 143 УК РФ):
    • штрафными выплатами в размере до 400 000 руб. или зарплаты (другого дохода) осужденного в сумме за 1,5 года; либо
    • обязательной рабочей деятельностью продолжительностью от 180 до 240 часов;
    • исправительным трудом до 2 лет; либо
    • принудительной работой до 1 года; либо
    • тюремным заключением до 1 года с лишением возможности работать на определенных должностях на этот же срок или без такого ограничения.
  2. Несоблюдение норм по охране трудовой деятельности сотрудниками, обязанными это делать, если это повлекло гибель человека, наказывается (п. 2 ст. 143 УК РФ):
    • принудительной рабочей деятельностью продолжительностью до 4 лет; или
    • тюремным заключением до 4 лет с лишением правомочий работать на определенных должностях или вести определенную деятельность на протяжении 3 лет либо без такого дополнительного ограничения.
  3. Если в результате игнорирования норм по охране труда погибло 2 и более людей, сотрудникам, обязанным соблюдать такие нормативные установки грозят:
    • принудительные работы длительностью до 5 лет; или
    • тюремное заключение до 5 лет с запрещением вести определенную деятельность в течение 3 лет или без такого ограничения.

Кроме того, уголовная ответственность по факту произошедшего производственного трагического события может последовать:

  1. В рамках ст. 216 УК РФ — отступление от требований безопасности при ведении горных, строительных и иных работ предполагает наказание от штрафных выплат до 80 000 руб. до тюремного заключения продолжительностью до 7 лет с запретом работать на указанных должностях или вести определенную деятельность на протяжении до 3 лет или без такого ограничения в зависимости от тяжести содеянного.
  2. По ст. 217 УК РФ — нарушение режима безопасности на взрывоопасных объектах карается разбросом от штрафа до 80 000 руб. до заключения продолжительностью до 7 лет с запретом работать на определенных должностях или вести обозначенную деятельность в течение 3 лет либо без такого ограничения.
  3. А также по ст. 125 (оставление в опасности), с вариацией наказания от штрафных санкций до 80 000 руб. до лишения свободы в течение года.

Как оформить трагический инцидент на производстве

Действуя в рамках законодательства, при наступлении трагического инцидента на предприятии работодатель должен последовательно провести ряд необходимых мероприятий и оформить соответствующие документы.

Обязанности руководства предприятия в случае производственной травмы определены ст. 228 ТК РФ. Это:

  • организация медпомощи потерпевшему и транспортировки его в учреждение здравоохранения при необходимости;
  • проведение мероприятий по пресечению прогресса аварийной ситуации и возможных последствий для граждан;
  • сохранение окружающей обстановки в том виде, в каком она была на момент ЧП, для осуществления дальнейшего расследования (если обстановка может измениться, ее надо запечатлеть в схемах, фотоснимках, с помощью видеосъемки и т. д.);
  • незамедлительное сообщение о произошедшем в трудовую инспекцию и другие надлежащие госорганы, перечисленные в ст. 228.1 ТК РФ;
  • оповещение о произошедшем родственников потерпевшего, если речь идет о тяжком увечье или гибели работника;
  • проведение прочих мероприятий, способствующих расследованию произошедшего.

Перечень документов, которые потребуется оформить, приведен в постановлении Минтруда РФ от 24.10.2002 № 73 и включает:

  • протокол осмотра места инцидента;
  • акт о случившемся;
  • протокол опроса потерпевших или свидетелей;
  • сообщение о последствиях несчастного случая и принятых мерах.

Что важно знать пострадавшему работнику?

При наступлении случая, предусмотренного страховым соглашением первое, что обязан сделать работодатель – известить о произошедшем событии гос. инстанции, в числе которых:

  1. Прокуратура (структурное подразделение, расположенное по месту происшествия).
  2. Госинспекция по труду (районное отделение).
  3. Страховая компания, с которой у нанимателя заключено соглашение (обычно – территориальное отделение ФСС).
  4. Муниципальные, либо региональные органы исполнительной власти (администрация).
  5. В отдельных случаях дополнительно уведомляется профсоюзная организация (при несчастных случаях на судах), а также территориальный орган Роспотребнадзора (в случаях массового отравления сотрудников).

Данные органы должны быть уведомлены в обязательном порядке в случае тяжелых травм пострадавшего, его смерти, либо при групповом ЧП. Срок извещения — сутки.

Результатом проведенного расследования считается акт. Он составляется в нескольких экземплярах, один из которых должен быть вручен пострадавшему, его доверенному лицу, либо родственникам (в случае смерти).

Кроме того, пострадавшему важно знать, что в случае получения травмы или увечья во время исполнения трудовых обязанностей, но за пределами производственных площадей работодателя, он вправе самостоятельно обратиться за помощью в медицинское учреждение. При этом оформляется специальная учетная форма, подлежащая обязательному направлению в Государственную инспекцию по труду. На основании этого документа инициируется расследование обстоятельств получения обратившимся в больницу работником травмы или увечья.

Одним из способов недобросовестных работодателей избежать возможные последствия, и уйти от ответственности являются попытки переложить собственную вину на лицо или организацию, не являющуюся субъектом страхования.

На сегодняшний день судебная практика применения норм трудового законодательства в части надлежащего оформления и регистрации ЧП на производстве полностью сложилась. В связи этим любое отклонение от установленного законодателем порядка регистрации и документальной фиксации происшествий подобного плана, и тем более сокрытие несчастного случая на производстве, является основанием для обжалования действий недобросовестного работодателя в суде.

Основания для жалобы

Исходя из определения производственного травматизма, обратиться с жалобой на нанимателя можно в случае:

  • отказа в оформлении полученной травмы или увечья;
  • невыплате причитающихся в связи с наступлением несчастного случая сумм;
  • несоблюдения установленной законодательством процедуры документального оформления несчастного случая.

Чтобы лучше понимать в каких обстоятельствах полученные работником повреждения подлежат обязательной документальной фиксации, нужно обратиться к положениям ст. 227 ТК РФ. В соответствии с ней несчастным случаем признаются телесные повреждения и отравления, полученные человеком во время исполнения обязанностей предусмотренных трудовым соглашениям. Данный вред должен повлечь за собой утрату трудоспособности (временную, либо постоянную) или смерть.

При этом в качестве провоцирующих причинение вреда факторов рассматриваются:

  • непосредственно связанные с действиями работника факторы (например, травма, полученная в ходе работы на производственном оборудовании, либо причиненная другим сотрудником, падение и т. п.);
  • внешние способы воздействия на него (стихийные бедствия, техногенные аварии и др.).

Кроме того, важно обратить внимание на обстоятельства, влияющие на квалификацию причиненного здоровью вреда.

Несчастный случай на производстве будет иметь место, если вред причинен:

  • непосредственно на территории работодателя;
  • по дороге на работу, либо при возвращении с нее на служебном, муниципальном, личном ТС (если последний используется в служебных целях) или пешком;
  • в рабочей командировке</span>;
  • во время междусменного отдыха при передвижении на ТС;
  • в перерывах между сменами, в том числе на судне в период отдыха после вахты или иной трудовой деятельности.

Так как любое происшествие на предприятии, повлекшее тяжелые последствия для его работников, подлежит обязательной регистрации и расследованию, игнорирование этих требований можно считать грубым нарушением действующего законодательства, выражающемся в сокрытии обстоятельств ЧП, в связи с чем подобные действия работодателя квалифицируются по статье 15. 34 КоАП РФ.

Выводы

Сокрытие несчастных случаев на производстве встречается довольно редко. Компаниям незачем делать это, ведь правильное оформление инцидента во всех инстанциях помогает сотруднику получить компенсацию из страхового фонда, а не из кармана работодателя.

Надолго скрыть травму довольно сложно: многие сотрудники в курсе, она фиксируется в учреждении здравоохранения. А штрафы и компенсация, выданная частным образом, в совокупности слишком разорительны для бизнеса.

Своевременное оповещение инстанций об инциденте позволяет разрешить конфликт наилучшим образом и для работника, и для предприятия. Вот почему большинство работодателей предпочитает такие инциденты оформлять в соответствии с требованиями закона.

Источники

 

tett
Зарплатто.ру - сайт о зарплатах и доходах, деньгах и финансах