- Основанием проведения проверки всегда является Приказ руководителя антимонопольного органа
- Что проверяет ФАС
- Виды проверок
- Плановые и внеплановые проверки
- Этапы проверки
- Подготовка к проверке
- Порядок процедуры
- Как себя вести во время выездной проверки ФАС
- Правовая основа
- Права и полномочия сотрудников ФАС при проведении проверок
Основанием проведения проверки всегда является Приказ руководителя антимонопольного органа
При проведении проверки:
- Должностные лица обязаны предъявлять свои служебные удостоверения.
- Антимонопольный орган вправе проверять деятельность структурных подразделений проверяемого лица, в т.ч. его филиалов и представительств.
- Если действия должностных лиц оформляются протоколами, к ним прилагаются фотографические снимки и негативы, киноленты, видеозаписи и другие материалы, выполненные при проведении действия.
Срок проведения проверок составляет не более 1 месяца с даты начала, указанной в приказе, по дату передачи или направления по почте проверяемому лицу акта проверки. Проверка может быть продлена на 2 месяца руководителем антимонопольного органа. Основания продления:
- Проведение экспертиз, исследований, испытаний;
- Осуществление перевода на русский язык документов, представленных проверяемым лицом на иностранном языке;
- Проведение других необходимых мероприятий, без которых невозможно оценить соответствие деятельности проверяемого лица требованиям антимонопольного законодательства.
Но общий срок антимонопольной проверки не может превышать 3 месяца.
По результатам составляется акт проверки в двух экземплярах. Один экземпляр вручается или направляется по почте заказным письмом с уведомлением о вручении проверяемому лицу или его представителю не позднее последнего дня срока проведения проверки. Приложениями к данному акту являются протоколы проведения действий по осуществлению антимонопольного контроля, объяснения должностных лиц проверяемого лица, другие материалы.
Помните! Срок предъявления в антимонопольный орган письменных возражений на акт проверки – 15 дней с даты получения акта проверки.
После рассмотрения акта проверки, возражений проверяемого лица и иных материалов ФАС принимает одно из следующих решений:
- О составлении докладной записки в целях проведения правовой экспертизы и решения вопроса о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства;
- О приобщении акта и материалов проверки к материалам дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае, если проверка проводилась в рамках такого дела;
- О передаче материалов проверки в соответствующий орган государственной власти по подведомственности в случае, если в ходе проверки были выявлены признаки нарушения законодательства, контроль исполнения которого не входит в компетенцию антимонопольного органа;
- О передаче материалов проверки в структурное подразделение (отдел территориального органа), проводившее проверку, в случае отсутствия оснований для принятия мер реагирования или для приобщения к материалам дела, если проверка проводилась в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Решение, принятое по результатам рассмотрения акта проверки, может быть обжаловано в территориальный орган ФАС. Срок рассмотрения жалобы — 30 дней со дня регистрации. Срок совершения действий по исполнению решения – 10 дней со дня принятия решения по жалобе.
По результатам проверки в случае выявления соответствующих признаков может быть возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства. При этом должны быть соблюдены следующие сроки:
- 1 месяц для рассмотрения поступивших материалов и принятия решения о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства. Издание приказа о возбуждении дела и создание комиссии;
- 15 дней со дня издания приказа о возбуждении дела и создании комиссии – вынесение определения о назначении дела к рассмотрению;
- 3 месяца со дня вынесения определения о назначении дела к рассмотрению – рассмотрение дела комиссией ФАС.
Общий срок рассмотрения дела – 9 месяцев со дня вынесения антимонопольным органом определения о назначении дела к рассмотрению.
По итогам принимается решение, на его основании выдается предписание. Решение должно быть изготовлено в полном объеме в течение 10 рабочих дней со дня оглашения резолютивной части.
Что проверяет ФАС
Федеральная антимонопольная служба контролирует соблюдение на предприятии антимонопольного законодательства и законодательства в сфере рекламы.
В антимонопольном (или иначе – конкурентном) праве речь идет о:
- Недобросовестной конкуренции;
- Монопольно высоких или низких ценах на товар;
- Распространении ложной информации о конкурентах;
- Нарушение порядка ценообразования;
- Разглашении чужой коммерческой тайны и так далее.
В сфере рекламы ФАС проверяет: соответствует ли она требованиям закона о рекламе, содержит ли она исключительно правдивую информацию.
Организуется проверка на основании приказа руководителя антимонопольного органа или его заместителя.
Осуществлять антимонопольные проверки могут:
- Инспекция центрального аппарата (минимум три человека);
- Инспекция территориального органа (минимум два человека);
- Совместная инспекция центрального и территориального органов;
- Допускается привлечение к проверке правоохранительных органов или необходимых экспертов.
Виды проверок
Для реализации возложенных на неё полномочий Федеральная антимонопольная служба вправе проводить два вида проверок:
- плановые проверки. Они проводятся на основании специально согласованных с Прокуратурой Российской Федерации в лице ее территориальных подразделений планов проверок. Оповестить о проведении таковой сотрудники ФАС должны проверяемую организацию не менее, чем за три дня до ее начала. Оповещение происходит либо заказным письмом, либо личным визитом. Включение в план проверок одной и той же организации возможно не чаще, чем один раз в три года. План проверок составляется ежегодно, а с его содержанием можно ознакомиться на сайте Федеральной антимонопольной службы. В случае если руководитель включённой в план проверок организации считает, что данное действие неправомерно, он вправе его оспорить. Это реально осуществить путём написания письма с просьбой исключить из плана проверок. Однако придётся сформировать доказательную базу такого исключения, например, в виде подтверждения проведения плановой проверки внутри трехлетнего периода (то есть с момента последней проверки три года ещё не прошло). Если письмо не было удовлетворено, возможно обратиться в суд, но следует учитывать, что процесс судебного разбирательства может затянуться и придётся проверяющих принять. В этом случае возможно оспорить вынесенные правовые акты по итогам такой проверки, как не являющейся правомерной;
- внеплановые проверки. О такой проверке сотрудники ФАС должны оповестить проверяемую организацию не позднее одних суток до начала такой проверки. Проведение внепланового изучения той или иной организации может быть осуществлено по заявлению юридических или физических лиц, чьи экономические права и интересы были ущемлены каким-либо образом, по инициативе государственных органов, в том числе выступающих в качестве контролирующих и надзорных структур, а также по заявлениям от правоохранительных органов либо по заявлению или информации, опубликованной в средствах массовой информации. Чаще всего внеплановые проверки завершаются вынесением представления об исправлении выявленных нарушений и уплате штрафа в качестве меры ответственности за выявленные нарушения.
Плановые и внеплановые проверки
Плановые проверки осуществляются не чаще, чем раз в три года, при этом первая проверка проходит по истечении трех лет с момента регистрации юрлица. Уведомление о плановой проверке направляется руководству компании не позднее, чем за трое суток до визита сотрудников ФАС.
Внеплановые проверки проводятся при наличии следующих оснований:
- заявлений заинтересованных лиц;
- представлений прокуратуры;
- информации в СМИ;
- жалоб от пострадавших конкурирующих компаний.
Проверки проходят в двух формах – документарной и выездной. При документарной проверке ФАС запрашивает копии необходимых документов по почте, а при выездной сотрудники ФАС наносят визит на территорию компании для личного осмотра документов и иных проверяемых объектов.
Этапы проверки
Если разложить по ступенькам все этапы проверки ФАС, то мы получим:
- Оповещение. О плановой проверке ФАС обязана проинформировать проверяемого минимум за трое суток до инспекции. Сделать это она может заказным письмом с уведомлением или лично. Внеплановая проверка тоже не приходит без предупреждения. О ней проверяемому обязаны сообщить не позднее чем за сутки. «Внезапной проверкой» будет лишь инспекция на соблюдение запрета на картели (ст.11 Закона о защите конкуренции).
- Документарная проверка. Все запрашиваемые инспекцией документы необходимо предоставить в течение 10 дней.
- Если в документах обнаружены признаки нарушения законодательства — ФАС приезжает с проверкой на предприятие. Будут осмотрены территория, помещения, взяты образцы и назначены экспертизы.
- Когда исследования окончены составляется акт проверки в двух экземплярах. Экземпляр проверяемого вручается ему под расписку. Также к акту прилагаются материалы дела (протоколы действий инспекции, показания и объяснения участников).
- Если обнаружены нарушения, инспекторы выдают предписание о его устранении. Серьезные или повторные нарушения могут стать поводом для возбуждения административного дела.
- В течение 15 дней после получения заключения проверяемый может подать в ФАС свое возражение в письменном виде.
Проверка длится не более 30 дней.
Продлить ее возможно максимум еще на два месяца, если:
- Требуется провести экспертизу (например, проверить достоверность рекламы);
- Необходимо перевести документы;
- Для вынесения решения нужна дополнительная информация.
Подготовка к проверке
Чтобы избежать выявления нарушений ФАС, штрафов и судебных исков, в преддверии проверок проводятся следующие мероприятия:
- обучение сотрудников;
- оборудование помещений средствами видеофиксации;
- наведение порядка в документации.
Сотрудники компаний должны быть готовы к неожиданному визиту ФАС и знать, как отвечать на типичные вопросы и какие права есть у прибывших инспекторов. В частности, сотрудник КПП имеет право не пустить на территорию компании лиц, ФИО и должности которых не указаны в уведомлении о предстоящей проверке.
Средства видеозаписи позволяют предотвратить факт коррупции (например, вымогательство взятки) со стороны проверяющих органов, кроме того, записанные разговоры можно использовать при обжаловании предписаний в суде.
Перед приведением документов в порядок следует воспользоваться услугами частных аудиторских фирм – они проведут репетицию проверки, помогут выявить действующие нарушения и составят рекомендации по их исправлению.
При визите проверяющих на территорию юрлица важно обеспечить им сопровождающих и вести аудиозапись, а также требовать акты при изъятии любых документов или материальных ценностей.
Порядок процедуры
Проверка ФАС состоит из следующих этапов:
- Выпуск приказа о плановой или внеплановой проверке и назначение ответственных лиц.
- Оповещение проверяемой компании.
- Подготовка к проверке.
- Выезд сотрудников ФАС на территорию проверяемого юрлица.
- Проведение проверочных мероприятий.
- Составление акта о проверке в двух экземплярах.
- Вынесение предписания по итогам проверки.
Приказ о проверке составляется в соответствии с и должен содержать следующие сведения:
- наименование отделения ФАС;
- ФИО должностных лиц и экспертов, назначенных на проведение проверки;
- реквизиты проверяемого юрлица;
- основания для проверки;
- цели и предмет проверки;
- даты начала и окончания проверки.
Уведомление должно содержать дату и время начала проверки, основания и объекты проверки, а также данные уполномоченных лиц и номер приказа ФАС. Если проводится документарная проверка без выезда с осмотром, то в уведомлении указывается список документов, которые нужно переслать в ФАС для проверки.
Акт о проверке составляется в соответствии с В данном документе перечисляются выявленные нарушения, и указываются лица, зафиксировавшие нарушение и привлекаемые в качестве понятых.
Как себя вести во время выездной проверки ФАС
Во время самой проверки соблюдайте несколько рекомендаций:
- Проверьте удостоверения проверяющих, совпадают ли они с приказом о проведении плановой проверки или распоряжением о внеплановой. Желательно сделать со всех документов копии или хотя бы переписать основные данные.
- Проверяющих должно быть минимум двое.
- Тщательно проверьте изначально предъявленные документы. В приказе (или распоряжении) должно быть правильно указано название вашей организации, дата составления не должна быть будущим числом, должна совпадать дата начала проверки. Обязательно наличие на приказе подписи руководителя антимонопольного органа или его заместителя и оттиска гербовой печати.
Если документы оформлены неверно, или в распоряжении указаны другие инспекторы, вы можете отказать в доступе на свою территорию. В таком случае обязательно оформить акт о воспрепятствовании доступу.
- Помимо руководителя, необходимо оповестить о начале проверки бухгалтерию, юридическое и производственное подразделение.
- Пригласите юристов для защиты своих интересов. Они могут помогать вам проверять документы и обдуманно отвечать на вопросы.
- Содействуйте работе проверяющих, не мешайте им получать необходимые данные, но и не переусердствуйте — не стоит предлагать документов больше, чем было запрошено.
- Не оставляйте проверяющих без присмотра. Организуйте сопровождение каждому сотруднику инспекции.
- Следите за верным составлением актов и протоколов. Требуйте, чтобы любые действия протоколировались, если что-то изымается — обязательно должен быть составлен акт приема-передачи.
- Оставляйте себе копии передаваемых инспекции документов.
- Записывайте весь ход проверки, даже собственные ответы на вопросы.
Правовая основа
Осуществление контроля ложится на плечи Прокуратуры Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службы. В ведение последней отдан непосредственный контроль за осуществлением мероприятий, направленных на соблюдение действующего законодательства в сфере закупок. Такие полномочия ФАС регулируются сразу несколькими нормативными актами:
- Федеральным законом №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для удовлетворения государственных и муниципальных нужд». В частности, в данном законе о возможности проведения проверок Федеральной антимонопольной службой говорится в статье 99. Статья 104 говорит о Реестре недобросовестных поставщиков, заполнение которого также относится к ведению Федеральной антимонопольной службы. Включение в указанный реестр исполнителей по контрактам осуществляется в случаях зафиксированного нарушения действующего законодательства в сфере закупок, а также условий того контракта, обязательства по которому были взяты на себя конкретным исполнителем, но не были реализованы;
- Федеральным законом №135-ФЗ «О защите конкуренции». В данном законе проведению проверок посвящена статья 25.1, которая регламентирует порядок и основные правила проведения проверок сотрудниками Федеральной антимонопольной службы;
- Постановлением Правительства №331 от 30.06.2004, которое осуществило утверждение Положения о Федеральной антимонопольной службе, в частности, об основных направлениях деятельности данной службы;
- Постановлением Правительства №189 от 07.05.2004. В рамках данного Постановления происходит утверждение основных вопросов, которые рассматривают Федеральной антимонопольной службой.
Права и полномочия сотрудников ФАС при проведении проверок
Так как проведение любой проверки требует обязательного осуществления специальных мероприятий, предусмотренных регламентами Федеральной антимонопольной службы, сотрудники данной службы в рамках проверочных мероприятий наделены определенными правами и полномочиями, к которым относятся:
- право свободного и беспрепятственного доступа на территорию проверяемого юридического или физического лица, за исключением личного помещения, используемого для проживания (для случаев проверки физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей либо без такой регистрации, если они выступают в качестве субъекта экономической деятельности и участника антимонопольных правоотношений);
- право на получение необходимых для проведения проверки документов и информации вне зависимости от формы таких документов (в том числе и электронных), а также вне зависимости от содержания таких документов, то есть даже в том случае, если содержащиеся в них сведения представляют государственную тайну;
- осуществлять осмотр территорий проверяемого юридического или физического лица, предоставленных документов, объектов недвижимого имущества. Осуществлять такой осмотр проверяющие сотрудники ФАС должны только в присутствии понятых (не менее двух человек), а все результаты осмотра фиксировать в специально составляемом протоколе осмотра;
- проводить фото- и видеосъемку, а также запрашивать изготовление копий документов в бумажном или электронном варианте;
- изымать предоставленные для проверки документы с обязательным составлением акта приема-передачи таковых и в присутствии понятых.
- https://avtconsulting.ru/kak-prohodit-proverka-antimonopolynh-organov-i-kak-obzhalovaty-ee-rezulytat/
- https://kakzarabativat.ru/pravovaya-podderzhka/proverka-fas/
- https://zakonguru.com/goszakupki/proverki-fas.html
- https://pravo.team/zakupki/proverki-fas.html