Понятие и правовое положение регионального оператора

Содержание
  1. Понятие «региональный оператор»
  2. Статья 180 ЖК РФ. Функции регионального оператора (действующая редакция)
  3. Комментарий к ст. 180 ЖК РФ
  4. Зачем нужны региональные операторы
  5. Какой мусор вывозит региональный оператор
  6. Классификация отходов
  7. Полномочия регионального оператора
  8. Как выбирают региональных операторов
  9. Что обязан делать региональный оператор
  10. Наиболее часто встречающиеся вопросы по «мусорной реформе»:
  11. Как начисляется плата за ТКО?
  12. Кто предоставил операторам сведения о количестве прописанных?
  13. Организация работы с региональным оператором
  14. Руководитель регионального оператора
  15. А если соглашение уже есть, но не с регоператором?
  16. Чего нужно опасаться?
  17. Если не заключил договор с региональным оператором?
  18. Объединения и ассоциации региональных операторов . Обеспечение их деятельности
  19. Оплата региональному оператору за обращение с отходами
  20. Допускается ли перерасчет стоимости?
  21. Льготы на услуги регионального оператора
  22. Обязан ли арендатор помещения платить за вывоз мусора?

Понятие «региональный оператор»

Это определение закреплено в ст. 178 ЖК. Региональный оператор — юрлицо, зарегистрированное субъектами РФ в правовой форме фонда.

После того как решение о формировании фонда капстроительства многоквартирного дома принято, владельцы помещений заключают с региональным оператором соглашение. Стороной в нем выступают собственники, владеющие 50% голосов.

Если на сборах владельцев жилпомещений многоквартирного дома не сделан выбор о формировании фонда капстроительства в установленный законом срок, органы исполнительной власти самостоятельно выносят решение о поступлении средств на специальный счет регионального оператора.

Перечисленные денежные средства на счет регионального оператора в качестве взносов являются имуществом оператора (ч.1 ст.179 ЖК). Формирование специального фонда происходит на основании обязательственных отношений каждого владельца. Иными словами, владельцы квартир уже не являются собственниками денег, перечисленных в фонд. Взамен они получают законное право потребовать выполнение капремонта коллективного имущества дома в качестве и сроках, определенных муниципальной программой капремонта домов.

Собственники, не выразившие согласие с выбором регионального оператора, составляют заявление в РЕГ об отказе в подписании соглашения. Основания, указанные в заявлении, являются доказательственными в случае судебных тяжб.

Если на ремонтные работы потрачены средства, превышающие размеры фонда капстроительства, региональный оператор капитального ремонта домов покрывает убытки в счет будущих поступлений.

Статья 180 ЖК РФ. Функции регионального оператора (действующая редакция)

1. Функциями регионального оператора являются:

1) аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора;

2) открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета;

3) осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;

4) финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета;

5) взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;

6) иные предусмотренные настоящим Кодексом, законом субъекта Российской Федерации и учредительными документами регионального оператора функции.

1.1. Закупки региональным оператором товаров, работ, услуг в целях выполнения функций регионального оператора, установленных частью 1 настоящей статьи, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанный порядок должен предусматривать конкурентные способы определения региональным оператором поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с учетом повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности, открытости и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, аудит и контроль закупок, порядок формирования и ведения реестра недобросовестных подрядчиков федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Информация о закупках региональным оператором товаров, работ, услуг размещается в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

2. Порядок выполнения региональным оператором своих функций, в том числе порядок осуществляемого им финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

3. Региональный оператор открывает счета в российских кредитных организациях, которые соответствуют требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и отобраны им по результатам конкурса. Порядок проведения и условия такого конкурса определяются Правительством Российской Федерации. Положения настоящей части также распространяются на открытие региональным оператором специальных счетов в случаях, если вопрос о выборе российской кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, в соответствии с пунктом 5 части 4 статьи 170 настоящего Кодекса считается переданным на усмотрение регионального оператора.

4. Региональный оператор вправе открывать счета, за исключением специальных счетов, в территориальных органах Федерального казначейства или финансовых органах субъектов Российской Федерации, если это предусмотрено законами субъектов Российской Федерации.

Комментарий к ст. 180 ЖК РФ

1. В ч. 1 комментируемой статьи содержится неисчерпывающий перечень функций, выполняемых региональным оператором.

Одной из функций регионального оператора, определенных ст. 180 Жилищного кодекса Российской Федерации, является осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете регионального оператора либо на специальных счетах, открытых у регионального оператора.

Понятие технического заказчика определено в Градостроительном кодексе Российской Федерации (ГрК РФ). В частности, исходя из содержания п. 22 ст. 1 и иных положений ГрК РФ, ст. 182 ЖК РФ (см. комментарий к ней) применительно к капитальному ремонту МКД технический заказчик — это индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, которые уполномочены застройщиком и от имени застройщика заключают договоры о выполнении инженерных изысканий (в случае необходимости), о подготовке отдельных разделов проектной документации (в зависимости от содержания выполняемых работ), о капитальном ремонте МКД, подготавливают задания на выполнение указанных видов работ, предоставляют лицам, выполняющим инженерные изыскания, осуществляющим подготовку проектной документации и капитальный ремонт МКД, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждают проектную документацию, осуществляют иные функции.

На основании ч. 1.1 ст. 180 ЖК РФ закупки региональным оператором товаров, работ, услуг в целях выполнения функций регионального оператора осуществляются в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 1 июля 2016 г. N 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах», на основе конкурсных процедур.

Как следует из п. 3.2 Методических рекомендаций, утвержденных Приказом Минстроя России от 28 января 2016 г. N 41/пр «Об утверждении методических рекомендаций по созданию специализированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и обеспечению их деятельности», нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и уставом регионального оператора могут быть предусмотрены дополнительные функции помимо функций, установленных ЖК РФ, если иное не предусмотрено в нормативных правовых актах РФ.

Согласно письму Минстроя России от 7 июля 2014 г. N 12315-АЧ/04 «Об отдельных вопросах, возникающих в связи с реализацией законодательства Российской Федерации по вопросам организации капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» (вместе с «Информацией по актуальным вопросам функционирования региональных систем капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и деятельности региональных операторов») «в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 180 Жилищного кодекса к функции регионального оператора отнесено осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.

Частью 2 той же статьи определено, что порядок выполнения региональным оператором своих функций, в том числе порядок осуществляемого им финансирования капитального ремонта, устанавливается законом субъекта Российской Федерации».

2. Порядок выполнения региональным оператором своих функций, в том числе порядок осуществляемого им финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, устанавливается законом субъекта Российской Федерации (ч. 2 ст. 180 ЖК РФ).

3. Согласно ч. 3 комментируемой статьи региональный оператор открывает счета в российских кредитных организациях, которые соответствуют требованиям, установленным ч. 2 ст. 176 ЖК РФ (величина собственных средств (капитала) банка должна составлять не менее чем двадцать миллиардов рублей), а также требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ, утвердившим Положение о проведении конкурса по отбору российских кредитных организаций для открытия счетов региональным оператором (Постановление Правительства РФ от 23 мая 2016 г. N 454).

Зачем нужны региональные операторы

В 2016-2018 годах Правительство России, многочисленные министерства и ведомства разрабатывали нормативные акты, совершенствующие обращение с ТКО. Даже понятие «твердые бытовые отходы» ушло в прошлое и больше не может использоваться в законодательных и нормативных актах, официальных документах. Его заменили на — твердые коммунальные отходы.

В соответствии с реформой, все регионы (области, республики, края) обязаны:

  • разработать территориальную схему и программу обращения с ТКО;
  • выбрать регионального оператора. Он самостоятельно или через субподрядчиков выполняет все виды работ с мусором на отведенной ему территории.

В новом законодательстве говорится о том, что под региональным оператором понимается организация, которой надлежит координировать все процессы, имеющие отношение к бытовому мусору. Ему надлежит решать, как собирать мусор, где размещать или перерабатывать. Дополнительная нагрузка — проблемы с незаконными полигонами. Зона действия — как вся область или край, так и отдельные районы, если регион занимает большую площадь. Операторы выбираются специальной комиссией на условиях тендера на 10 лет.

Все вышесказанное позволяет предположить, что региональным операторам придется улучшать экологическую обстановку в стране. Они же будут регулировать экономические отношения, связанные со сбором мусора, его утилизацией или захоронением.

Какой мусор вывозит региональный оператор

Региональный оператор обязан вывозить только твердые коммунальные отходы (ТКО).

Под ТКО понимаются те отходы, которые поступают от жильцов многоквартирных и частных домов. Кроме остатков пищи сюда включаются упаковки и тара от продуктов питания, пакеты, бытовая техника, старая и поломанная мебель. К ТКО относят такие же отходы, которые образуются в ходе деятельности субъектов хозяйственной деятельности – индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Не являются ТКО, которые формально можно к ним отнести, но они способны:

  1. Нанести вред здоровью и жизни людей;
  2. Сделать неработоспособной технику по приему мусора.

Поэтому батарейки, отходы с высокой температурой, устройства с содержанием ртути и других опасных веществ к ТКО не относятся, региональным оператором не принимаются. Это касается также снега и льда – их вывозом владелец или пользователь помещений и территории занимается самостоятельно или отдельно.

Региональный оператор вывозит собранный мусор в места, которые отмечены на соответствующей территориальной схеме. На ней отмечены данные о населении, его численности, учитываемые и прогнозируемые объемы отходов, схемы и маршруты вывоза ТКО из городов и других населенных пунктов. Кроме того, такие схемы содержат данные о лицензированных полигонах, станциях перегрузки мусора, его сортировки. Намечены на них и планируемые к постройке производства по переработке ТКО.

Классификация отходов

В контексте вышесказанного необходимо учитывать, что региональный оператор по вывозу мусора не работает с опасными веществами. Законодатель все отходы классифицировал на 5 категорий, а именно:

1 класс — чрезвычайно опасные

В него собраны наиболее опасные для людей и окружающей среды вещества, включая ртуть.


2 класс — высокоопасные

Отходы нефтяной промышленности, включая предметы с содержанием кислоты (аккумуляторные батареи и другие).


3 класс — умеренно опасные

Масла и краски, фильтры и другие отработанные изделия, которые пропитаны химическими соединениями, включая лакокрасочные стройматериалы.


4 класс — малоопасные

Остатки бумажной продукции и стройматериалов, другие предметы с небольшим содержанием нефтепродуктов, включая автомобильную резину, щебень, известь и т.п.


5 класс — практически неопасные

Все отходы, которые не наносят вреда окружающей среде, а также жизни и здоровью человека.

Для справки! Чтобы собирать, хранить, перевозить и обрабатывать отходы первых четырех классов, требуется специальная лицензия.

Региональный оператор как раз занимается сбором, перевозкой, переработкой и утилизацией 5 класса отходов. Это не только пищевые отходы, мусор после уборки помещений и территории, но и остатки черных металлов, затвердевший цемент, зола после сжигания дерева и соломы, фасовочный картон, бумага без полиграфии и т.п. При наличии дополнительных возможностей, оформленной лицензии он может заниматься сбором, переработкой и утилизацией других, более опасных отходов.

Полномочия регионального оператора

С целью эффективного выполнения своих должностных обязанностей, проведения капремонта имущества коллективного пользования, региональный оператор, который контролирует поступления в специальный фонд капремонта домов обязан:

  • в установленный законом срок составлять и предоставлять в адрес собственников квартир предложения, необходимый перечень работ, смету, порядок финансирования капремонта и иные документы, связанные с капремонтом домов;
  • подготавливать задание, проектные документы, являться ответственным за их качество и соответствие нормативной базе;
  • привлекать сторонних субподрядчиков, заключать соглашения;
  • контролировать работу субподрядчиков, соответствие проведенных работ проектным документам многоквартирного дома;
  • принимать работы, подписывать акты и иные документы;
  • учитывать взносы и иные средства, поступающие в фонд капстроительства отдельно по дому и отдельно по владельцам жилых квартир;
  • на основании письменного заявления собственников, предоставлять документы об операциях по спецсчету.

В соглашении предусматриваются дополнительные функциональные обязанности регионального оператора.

Как выбирают региональных операторов

Ранее уже подчеркивалось, что регионального оператора нельзя назначить. Его выбирают в ходе конкурса. Правительство «облегчило» жизнь регионам и в постановлении от 05.09.2016 года подробно расписало, как проводится аукцион, кто и как принимает решение.

Если кратко резюмировать основные положения Постановления, можно выделить следующее:

  • комиссия должна состоять, как минимум, из 5-ти человек. Предполагается, что ни один из них не является бенефициаром участников конкурса. Это же относится к мужьям/женам, детям и иным близким родственникам. Также никто из членов комиссии не должен состоять в браке с кем-либо из руководителей компаний-претендентов;
  • результаты торгов будут отменены, если выяснится, что решение принималось при непосредственном участии кого-либо из оценщиков поданных заявок или сотрудником (сотрудниками) организации, желающей стать региональным оператором;
  • чтобы решение было принято, необходимо, чтобы за него проголосовало простое большинство членов комиссии. Если голоса разделились пополам, решающий голос остается за председателем экспертной группы;
  • сообщение о выборе регоператора размещается на сайте torgi.gov.ru. На подачу заявок дается 20 дней. Организаторы имеют право установить свои требования, касающиеся обеспечения заявки. Вся информация доступна для просмотра.

Обратите внимание! Стать региональным оператором может не любой желающий. Обязательно выполнение перечисленных ниже требований:

  • наличие регистрации в соответствии с законодательством РФ. Помимо этого придется получить лицензию на обращение с отходами 1-4 классов опасности</span>;
  • в Арбитражном суде не рассматривается дело о признании предприятия банкротом;
  • отсутствуют административные правонарушения, позволяющие контролирующим инстанциям приостановить деятельность на срок до 90 дней;
  • нет задолженностей по уплате налогов, пеней и сборов в бюджеты всех уровней;
  • в отношении руководящего состава не возбуждались уголовные дела по экономическим преступлениям. Это же относится к главным бухгалтерам.

Комиссия, решая, кто же из претендентов может стать региональным оператором, обязана учитывать следующие критерии:

  • стоимость услуг;
  • предлагаемое качество сервиса. Для оценки данного показателя выработано несколько критериев.

Заявка на участие состоит из 2-х частей. В первой указывается общая информация о претенденте. Во второй — предложения по цене и т. д. Конверты с заявками вскрываются только в момент рассмотрения. До этого никто не должен знать, кто и что обещает.

Что обязан делать региональный оператор

Приведенный ниже перечень услуг не является полным и исчерпывающим. Он может меняться в зависимости от региональных условий. Но в целом говорить о следующих обязанностях регоператора:

  • обращение с ТКО. За основу берутся положения госпрограммы и схемы, разработанной на уровне региона;
  • заключение договоров с жителями многоквартирных и частных домов, управляющими компаниями, ТСЖ, коммерческими структурами на вывоз мусора;
  • поиск субподрядчиков для выполнения отдельных работ по сбору и транспортировке отходов, если это предусмотрено Правилами торгов;
  • заключение контрактов с мусороперерабатывающими или сжигающими заводами, специализированными полигонами для захоронения и/или обезвреживания ТКО;
  • планирование работы в сфере обращения с отходами в пределах собственных полномочий;
  • организация раздельного сбора ТКО, установка баков под металл, пластик, бумагу и т. д.;
  • сбор, транспортировка, утилизация или обезвреживание опасных отходов, например, ламп, содержащих ртуть.

Помимо этого, оператору придется заниматься составлением предусмотренных на законодательном уровне форм отчетности, ликвидировать стихийные и несанкционированные свалки, рассматривать претензии от потребителей, касающиеся качества услуг. Также предполагается, что в случае возникновения природных или техногенных аварий региональным операторам придется принимать участие в ликвидации их последствий.

Наиболее часто встречающиеся вопросы по «мусорной реформе»:

Закон, регулирующий сбор, транспортировку и утилизацию мусора, вступил в законную силу почти полгода назад. Но вопросов у населения меньше не стало. Попытаемся ответить на наиболее популярные:

Как начисляется плата за ТКО?

При расчете платы учитывается количество проживающих в квартире или частном доме. Эта цифра умножается на тариф, установленный на региональном уровне.

Если у гражданина в собственности несколько квартир или коммерческих объектов, платить придется за все. То, что квадратные метры никак не используются, значения не имеет. Если никто не прописан, плата начисляется по числу собственников.

Кто предоставил операторам сведения о количестве прописанных?

Поставщики услуг при расчете платы могут ориентироваться на данные из ЕГРН, ГИС ЖКХ, паспортных столов. Если по разным причинам в квитанциях неверно указана информация о количестве прописанных, собственнику недвижимости необходимо получить справку о составе семьи или выписку из домовой книги и передать ее в офис оператора.

Организация работы с региональным оператором

Чтобы наладить сбор и вывоз ТКО с многоквартирных или частных домов, необходимо подписать договор на вывоз мусора с региональным оператором. Аналогично должны поступать субъекты хозяйственной деятельности.

Для собственников квартир процедура упрощается тем, что такое соглашение заключается с оператором:

  1. Управляющей компанией (УК);
  2. Товариществом собственников жилья (ТСЖ);
  3. Жилищным кооперативом (ЖК).

То есть, от имени владельцев квартир переговоры ведет и подписывает документы ответственное лицо одной из указанных организаций, которая обслуживает многоэтажный дом.

А вот жители частного сектора вынуждены индивидуально обращаться и заключать подобные соглашения.

Важно знать! Подписание договора на вывоз мусора с региональным оператором – это не право, а обязанность владельцев жилой и коммерческой недвижимости.

Указанная обязанность закреплена законодательно не только Законом об отходах производства и потребления. Соответствующие нормы предусмотрены , а также актами Правительства РФ (постановления , ).

Руководитель регионального оператора

Руководитель регионального оператора фонда капремонта назначается специальным открытым конкурсом (178.1 ЖК РФ).

Отказать в назначении на данную должность могут в связи с:

  • недееспособностью либо с ограниченной дееспособностью кандидата, признанной в установленном законом порядке;
  • постановкой лица на учет в нарко- или психодиспансер;
  • наличием судимости (неснятая и непогашенная);
  • наличием непогашенного наказания за админправонарушение.

Депутатство и госслужба также станут препятствием к назначению на данную должность. В таком случае при выборе на должность руководителя оператора специального фонда капремонта, лицо обязано в течение месяца сложить депутатские полномочия, либо уволиться с госслужбы.

Претенденты на должность руководителя проходят квалификационный экзамен. Назначенный руководитель также проходит экзамен каждые 3 года. Предъявляемые требования, порядок проведения экзамена, вопросы, формирование результата устанавливаются местными исполнительными органами, на которые возложены функции внедрения госполитики и правовое регулирование в области ЖКХ.

А если соглашение уже есть, но не с регоператором?

Ранее заключенные соглашения с фирмами, которые занимаются вывозом ТКО, стали недействительны с 01.01.2019. То есть, местные компании выводятся с рынка этих услуг. Если собственники жилья или руководители субъектов хозяйственной деятельности продолжают с ними сотрудничество, они рискуют дважды оплатить вывоз мусора.

По закону (№458-ФЗ от 29.12.2014), услуга оплачивается только региональному оператору. Однако это справедливо при наличии соответствующего соглашения, которое оператор заключает с исполкомом субъекта РФ. Обе стороны обязали это сделать до 01.01.2019 и как указано выше, это реализовано на 80%. Для остальных субъектов действуют переходной период в 1 год, а в исключительных случаях – 3 года.

Для справки! Перечень региональных операторов по обращению с отходами можно уточнить на официальном сайте министерства жилищно-коммунального хозяйства субъекта федерации или у нас на сайте — https://vyvoz.org/blog/regionalnye-operatory/perechen-regionalnyh-operatorov.

Если с территории начался вывоз ТКО, организованный региональным оператором, на граждан и организации, которые здесь находятся, ложиться обязанность оплачивать его услуги. Тот факт, что они перечислили деньги местной фирме, которая занималась сбором и вывозом мусора, не снимает эту обязанность. Но есть и исключение.

Граждане и предприятия могут и дальше сотрудничать с организацией, не являющейся региональным оператором. Необходимое условие – она является муниципальным предприятием, у которой спецтехника оснащена в соответствии с предъявляемыми Законодателем требованиями, а также подключена к ГЛОНАСС. К ним обращаются и в том случае, если региональный оператор не определен.

Чего нужно опасаться?

Организацию, указанную в квитанции, необходимо проверять на наличие лицензии по обращению с отходами.

Как и в остальных сферах, которые связаны с деньгами, вывоз мусора не исключает мошенников. Выгодные предложения от сомнительных организаций (или их представителей) рекомендуется проверять на законность их деятельности.

Во-первых, она обязательно лицензируется (). Рассматривать такие предложения нужно с проверки наличия лицензии. По Закону о защите прав потребителей последние имеют право требовать это документ, проверять его действительность, уточнять орган, который выдал разрешение.

Во-вторых, за последствия недобросовестного вывоза и утилизации мусора нести материальную ответственность придется, в том числе, и владельцу квартиры, дома, руководству субъекта хозяйственной деятельности.

На практике это означает, что если мусор был вывезен в соседний двор, об этом стало известно, собственники дома будут не только оштрафованы. Их заставят оплатить сбор и вывоз этих ТКО. А тарифы на разовые услуги у операторов выше.

Если не заключил договор с региональным оператором?

Теоретически собственники квартир или домов могут заявить, что они не нуждаются в услугах регионального оператора, договор с ним заключать не будут. Если нет соответствующего соглашения с муниципальным предприятием, тогда может возникнуть вопрос о том, куда исчезает мусор этих хозяйств.

Этот вопрос может поставить сам региональный оператор, подав иск в суд с требованием взыскать плату за фактически оказанные услуги. Суд обратит внимание ответчика на следующее:

  1. Он обязан организовать вывоз ТКО по закону ();
  2. По нормам накопления ТБО один человек образует 200-280 кг отходов в год;
  3. Планируется ужесточение ответственности за отсутствие организованного вывоза мусора.

Ситуация усложнится, если оператор сможет доказать (есть факты), что ответчик выбрасывал отходы в соседний двор или по его вине образовалась несанкционированная свалка. Кроме штрафа и других выплат, направленных на оплату по устранению таких свалок, ответчика обяжут оплатить услуги компании за прошедший период.

Апеллирование к тому, что создано безотходное производство, требует неопровержимых доказательств. Как правило, на практике такое хозяйство является мифом. Рекомендуется просмотреть список региональных операторов по обращению с ТКО и выбрать подходящую организацию.

Объединения и ассоциации региональных операторов . Обеспечение их деятельности

С целью проведения деятельности отстаивания интересов собственников и для повышения эффективности исполнения функциональных обязанностей, операторы могут создавать и входить в соответствующие ассоциации либо союзы.

Ассоциация региональных операторов – некоммерческая организация, ее деятельность не должна противоречить нормам закона. Правовое положение данного юрлица регулируется жилищным законодательством (ст. 178 ЖК), федеральными законами, подзаконными актами местного значения.

Деятельность регионального оператора находится под контролем федерального органа исполнительной власти. Помимо этого, власти на местах:

  • разрабатывают методы и рекомендации по созданию операторов фонда;
  • контролируют деятельность фондов, в частности, ход проведения капремонта многоквартирного дома;
  • проводят финансовый контроль, обеспечивают публичность результата;
  • проводят специальный конкурсный выбор и назначение лица руководителем регионального оператора фонда;
  • осуществляют формирование специальных форм отчетов и порядок их составления;
  • устанавливают единые квалификационные требования к претенденту или руководителю, возглавляющему фонд капстроительства многоквартирных домов.

Оплата региональному оператору за обращение с отходами

 

Изменение стоимости связано не только с тем, что услуга переходит из жилищной категории в коммунальную.
Меняется и порядок расчета.До внесения поправок в закон за основу брался метраж квартиры, дома. Теперь учитывается количество проживающих лиц и установленные нормативы по среднему количеству отходов с одного человека.

Для справки! Данные нормативы необходимо уточнять в регионе проживания на официальных сайтах министерства жилищно-коммунального хозяйства субъекта федерации.

Тариф может меняться и в самом субъекте. Региональному оператору по вывозу мусора предоставляется возможность устанавливать рентабельную стоимость. Но она ограничивается максимальным значением, превышать которое недопустимо.

Предельные тарифы региональных операторов по обращению с отходами устанавливаются тарифной комиссией субъекта федерации. Как указано выше, цена на вывоз ТКО колеблется от 110 до 140 р. на одного жильца. Если в семье трое членов семьи, им придется ежемесячно оплачивать за эту услугу 330-420 р.

Платежка при этом меняет форму записи. В разделе коммунальных услуг появляется дополнительная строка об обращении с отходами. Но в строке содержания жилого помещения эти услуги исключаются, стоимость в ней должна быть ниже на эту величину.

Обязанность информировать об указанных изменениях в десятидневный срок лежит на ЖК, ТСЖ, УК. Срок исчисляется с даты начала работы регионального оператора. Отдельного собрания и решения собственников многоквартирного дома не требуется. Но они имеют право потребовать письменное обоснование и подтверждение установленной стоимости.

Если она завышена, ее можно опротестовать в судебном или претензионном порядке. Жалоба на регионального оператора по вывозу мусора подается и в контролирующие органы: Роспотребнадзор, Антимонопольный комитет и другие.

Кроме того, контроль деятельности регионального оператора осуществляет министерство жилищно-коммунального хозяйства субъекта федерации, прокуратура и полиция.

Допускается ли перерасчет стоимости?

Если собственник не проживает в квартире, то можно подать заявление на перерасчет стоимости вывоза мусора.

Не только завышение цены на услуги является основанием для жалобы с требованием о перерасчете стоимости. Другой случай – не проживание собственника в квартире или доме, приостановление или прекращение деятельности субъекта хозяйственной деятельности.

Основание для перерасчета стоимости – заявление региональному оператору. В нем необходимо изложить причину обращения, обосновать ее, ссылаясь на подтверждающие документы, потребовать уменьшить цену на услуги, пересчитать ее за прошедший период.

В качестве подтверждающих документов со стороны физического лица, являющегося собственником жилья, предоставляются:

  1. Договор об обучении в учебном заведении на стационаре;
  2. Справка о лечение в медицинском или санаторно-курортном учреждении;
  3. Оплаченные квитанции за проживание в гостинице;
  4. Командировочные удостоверения, проездные документы;
  5. Подтверждение о временной или постоянной регистрации в другом регионе;
  6. Письменное подтверждение из охранной организации о приеме под сохранение жилого помещения на период отсутствия владельца;
  7. Письменные подтверждения российского консульства, выданные в стране пребывания туриста;
  8. Выписка, справка из садового товарищества о нахождении на его территории в определенный период.

Перечень указанных документов не исчерпывающий. Основной принцип – они подтверждают, что владелец жилья какое-то время (должен точно указываться период) находился не по месту постоянной прописки. Юридические лица предоставляют выписки из ЕГРЮЛ о приостановлении или прекращении деятельности, локальные акты об увольнении персонала.

Льготы на услуги регионального оператора

Несмотря на изменения, стремление сделать эту услугу более рентабельной, льготы на вывоз мусора сохраняются. Причина – это такая же коммунальная услуга, как и другие, на которые правительством выдаются субсидии.

Для справки! Льготы предоставляются при отсутствии задолженности по коммунальным услугам и при наличии оформленного соглашения с региональным оператором.

В частности, на льготы могут рассчитывать семьи, у которых ежемесячная плата по коммунальным счетам превышает 22% их совокупной заработной платы. Чтобы оформить субсидию, нужно обратиться в орган социальной защиты по месту проживания с соответствующим заявлением. К нему нужно приложить:

  1. Документы, удостоверяющие личность членов семьи;
  2. Справку о ее составе;
  3. Справки с места работы каждого взрослого жильца, в том числе и о размере заработной платы.

При удовлетворении обращения соцслужба назначает размер субсидии. Она автоматически отображается в платежных документах, начиная со следующего платежного периода.

Обязан ли арендатор помещения платить за вывоз мусора?

Еще один интересный случай, который вызывает споры между коммунальщиками и собственниками квартир, когда жилое помещение отдается в аренду под коммерческие цели – магазин, салон, парикмахерская, фитнес-зал. И владелец считает, что после подписания договора на аренду, все проблемы, включая с ТКО и региональным оператором, ложатся на арендатора.

Такое поведение и отношение может повлечь нежелательные последствия, в том числе и финансовые потери, о которых указывалось выше. Пытаться переложить ответственность за вывоз мусора на арендатора – неправильная тактика. Соглашение с региональным оператором обязан заключать именно собственник. Об этом указано в Постановлении Правительства №356 (п.148). А порядок компенсации расходов по вывозу мусора владельца дополнительно устанавливается договором аренды.

Источники
  • https://advokat-malov.ru/kapitalnyj-remont/pravovoe-polozhenie-regionalnogo-operatora.html
  • https://www.zakonrf.info/jk/180/
  • https://musor.moscow/blog/regionalnyj-operator-po-musoru/
  • https://zen.yandex.ru/media/id/5e9d47de92055a0c646ed898/kto-takoi-regionalnyi-operator-po-obrasceniiu-s-tverdymi-kommunalnymi-othodami-5ea011830efcae26c2f4c4c7
  • https://akb-most.ru/practics/stat/novellyi-jilischnogo-zakonodatelstva-ili-kto-takoy-regionalnyiy-operator-i-dlya-chego-on-nujen/
  • https://vyvoz.org/blog/regionalnyj-operator-po-vyvozu-musora/
  • https://www.9111.ru/%D0%BA%D1%82%D0%BE_%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D1%80%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80/

tett
Зарплатто.ру - сайт о зарплатах и доходах, деньгах и финансах