Порядок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, согласно статье 67 44-ФЗ

Что такое электронный аукцион и когда он проводится

Под электронным аукционом понимают закупку, которая:

  • проводится в электронной форме и осуществляется на электронной торговой площадке (ЭТП
  • проходит в формате открытых торгов в реальном времени, то есть участники видят заявки друг друга и могут улучшить их ценовые предложения.

Под под улучшением в данном случае понимается подача заявки с ценой ниже, чем у конкурентов, поскольку электронный аукцион по 44-ФЗ проводится на понижение стоимости контракта.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru. 

Электронный аукцион считается самой прозрачной процедурой из всех способов определения поставщика. Его недостаток в том, что критерием отбора на этапе торгов является лишь цена. Поэтому закупать посредством аукциона можно далеко не любые товары, работы или услуги, а лишь такие, для которых можно:

  • точно описать объект закупки;
  • оценить заявку исключительно по цене.

Такие объекты закупки включены в перечень, утвержденный Правительством РФ. Товары, услуги и работы, которые в него вошли, нужно закупать строго через электронный аукцион. Но есть исключение: если условия закупки объекта из аукционного перечня «вписываются» в запрос котировок или предложений либо заключение контракта с единственным поставщиком, то можно провести соответствующую процедуру. Так, если цена контракта на закупку товара из аукционного перечня не превышает 100 тыс. рублей, можно вместо аукциона провести закупку у единственного поставщика.

Кроме того, заказчик может закупать посредством аукциона и другие товары, работы или услуги, если их можно четко описать и оценить лишь по цене.

Суть электронной процедуры

Сторонами электронного аукциона являются:

  • заказчик;
  • поставщики;
  • ЭТП.

ЭТП представляет собой ресурс в интернете, который дает остальным сторонам технические возможности для взаимодействия в целях проведения торгов и заключения контрактов. Управляется каждая площадка оператором, то есть владеющим ею юридическим лицом. К торгам по 44-ФЗ допускается не любая ЭТП, а лишь те из них, которые отвечают определенным требованиям. В настоящее время есть всего 6 площадок, которые допущены к проведению процедур в рамках госзакупок. Однако вскоре ЭТП может стать больше.

Чтобы стать участником торгов на ЭТП, нужно пройти аккредитацию. Пока эта процедура проводится на каждой площадке отдельно, однако после перехода всех закупок в электронную форму вместо этого достаточно будет лишь зарегистрироваться в ЕИС.

Статья 67. Порядок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе

  1. Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
  2. Срок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе не может превышать семь дней с даты окончания срока подачи указанных заявок, а в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей, такой срок не может превышать один рабочий день с даты окончания срока подачи указанных заявок.

По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.

  1. Участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.

  1. Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
  2. По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:

1) об идентификационных номерах заявок на участие в таком аукционе;

2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий идентификационный номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;

3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе;

4) о наличии среди предложений участников закупки, признанных участниками электронного аукциона, предложений о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если условия, запреты, ограничения допуска товаров, работ, услуг установлены заказчиком в документации об электронном аукционе в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

  1. Указанный в части 6 настоящей статьи протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в единой информационной системе.
  2. В случае, если по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия приняла решение об отказе в допуске к участию в таком аукционе всех участников закупки, подавших заявки на участие в нем, или о признании только одного участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, его участником, такой аукцион признается несостоявшимся. В протокол, указанный в части 6 настоящей статьи, вносится информация о признании такого аукциона несостоявшимся.
  3. В течение одного часа с момента поступления оператору электронной площадки указанного в части 6 настоящей статьи протокола оператор электронной площадки обязан направить каждому участнику электронного аукциона, подавшему заявку на участие в нем, или участнику такого аукциона, подавшему единственную заявку на участие в нем, уведомление о решении, принятом в отношении поданных ими заявок, сведения о наличии среди предложений участников закупки, признанных участниками электронного аукциона, предложений о поставке товаров российского происхождения в случае, если документацией об электронном аукционе установлены условия, запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. В случае, если аукционной комиссией принято решение об отказе в допуске к участию в таком аукционе его участника, уведомление об этом решении должно содержать обоснование его принятия, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует данная заявка, предложений, содержащихся в данной заявке, которые не соответствуют требованиям документации о таком аукционе, а также положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нарушение которых послужило основанием для принятия этого решения об отказе.

Что должно быть в первой части заявки

Набор сведений зависит от того, что является объектом закупки:

  • товар;
  • услуга или работа;
  • услуга (работа), для оказания (исполнения) которой нужен товар.

Если закупается товар

В первой части заявки участник выражает свою готовность поставить товар, соответствующий приведенным характеристикам. Кроме того, подтверждается согласие участника с условиями поставки, оговоренными заказчиком в документации.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

В техническом задании могут фигурировать такие параметры предмета закупки, как товарный знак, фирменное название, патент, образец и так далее. В общем случае закон обязывает добавлять к этой фразе «или эквивалент», но есть исключения.

Если конкретное наименование товара указано, участник может просто дать свое согласие на его поставку. Если поставщик предлагает эквивалент, он должен прописать в первой части заявки показатели эквивалентности. Но бывает, что в документации не фигурирует упоминание товарного знака. В этом случае участник должен прописать конкретные показатели предложенного им товара, подтверждая тем самым, что они соответствуют параметрам, установленным в документации.

Также в первую часть заявки в обязательном порядке должна быть включена информация о стране происхождения товара.

Перечисляя характеристики товара, можно приложить его фото, эскиз, опытный образец либо любое другое наглядное изображение.

Кстати, если приложить фото товара, который не отвечает условиям заказчика, но при этом указать характеристики правильного товара, то отклонить заявку заказчик будет не вправе (решение Арбитражного суда Ставропольского края от 15 января 2016 года № А63-9452/2015).

Если закупаются работы или услуги

Когда предметом закупки является выполнение работ либо оказание услуг, достаточно прописать свое согласие на исполнение всех требований, установленных в документации аукциона.

Если закупаются работы или услуги, для которых нужен товар

В этом случае поставщик в первой части заявки дает свое согласие на осуществление работ или оказание услуг, обязуясь при этом:

  • при указании в документации только товарного знака (когда это разрешено) — использовать конкретный товар;
  • при указании «или эквивалент» — применять конкретный товар либо его эквивалент (в заявке перечисляются параметры эквивалентности);
  • при отсутствии указания на товарный знак — использовать товар, соответствующий указанным в документации характеристикам (необходимо привести эти характеристики).

Чего нельзя требовать в первой части заявки

Заказчик не может требовать, а поставщик не должен указывать в заявке какую-либо иную информацию, помимо упомянутой выше. Заказчику этим правилом пренебрегать не стоит, ведь иначе ответственное должностное лицо будет оштрафовано по части 4.2 статьи 7.30 КоАП на 3000 рублей.

Кроме того, заказчик не должен требовать от участника заполнения заявки по определенной форме. Образец включается в аукционную документацию, но руководствоваться им и участник не обязан.

Рассмотрение первых частей заявок

Не более 7 дней с даты окончания приема заявок комиссия заказчика рассматривает их первые части. Причины отказа есть всего две:

  1. Участник неправильно оформил согласие на поставку товара, оказание услуги или выполнение работы либо же указал неверные параметры объекта закупки.
  2. Участник указал в заявке недостоверную или неполную информацию.
  3. Рассмотрев все заявки, комиссия составляет протокол, в котором перечисляют всех участников с присвоенным им порядковыми номерами и указывает в отношении каждого из них информацию о допуске либо недопуске к участию в аукционе. Если участник получил отказ, это решение должно быть обоснованным. Следует указать положение документации или закона, которые нарушил этот участник.
  4. Протокол направляется на ЭТП и размещается в ЕИС до окончания срока рассмотрения заявок. Оператор торгов в течение часа после получения протокола должен направить всем участникам уведомление о решение заказчика.
  5. Случается, что ни одна заявка в итоге рассмотрения их первых частей к аукциону не запускается. В этом случае считается, что аукцион не состоялся.

На этапе рассмотрения заявок на участие в процедуре закупки заявки рассматриваются на предмет соответствия требованиям, установленным документацией к процедуре. На основании результатов рассмотрения заявок принимается решение о допуске Участников к следующей стадии.

Чтобы рассмотреть заявки на участие в процедуре, выполните следующие действия:

1) Нажмите на соответствующую процедуре иконку. Откроется форма «Рассмотрение заявок на участие», содержащая список заявок, поданных Участниками закупки

Форма «Рассмотрение заявок на участие».

Перечень заявок участников закупки отображается в табличной части формы.

Форма «Рассмотрение заявок на участие», перечень заявок участников.

По каждой из заявок в таблице доступны следующие операции:

Просмотр содержимого заявки

Для просмотра содержимого нужной заявки, нажмите иконку «Содержимое заявки» напротив этой заявки в таблице. Откроется форма «Заявка на участие в процедуре».

«Подать запрос на разъяснения положений заявки»

Для подачи запроса на разъяснение положений заявки участника закупки, нажмите иконку «Подать запрос на разъяснения положений заявки» напротив этой заявки в таблице. Откроется форма «Запрос на разъяснение положений заявки».

Запрос на разъяснение положений заявки.

Заполните поля на форме:

 Организации – флажками отметьте организации, которым Вы хотите отправить запрос,

 Текст запроса — введите текст запроса в соответствующее поле,

 Документы разъяснения – прикрепите документы, содержащие информацию, относящуюся к Вашему запросу, воспользовавшись кнопкой «Обзор».

Далее нажмите на кнопку «Подписать и направить» для отправки запроса. Появится форма подтверждения с текстом запроса. Если передаваемые данные корректны, нажмите «Подписать». Откроется диалоговое окно со списком сертификатов ЭП. Выберите необходимый сертификат и нажмите на кнопку «ОК».

Через непродолжительное время запрос будет отправлена, и появится сообщение об успешной его отправке.

«Посмотреть ответы на запросы на разъеснение положений заявки»

Для просмотра ответов на запросы на разъяснение положений заявки, нажмите иконку «Посмотреть ответы на запросы на разъеснение положений заявки» напротив этой заявки в таблице. Откроется форма «Разъяснение положений заявок на участия» с активной вкладкой «Ответы на запросы», содержащая только данные по выбранной заявке.

«Просмотр регистрационных сведений участника закупки»

Для просмотра регистрационных сведений Участника закупки, нажмите иконку «Регистрационные сведения участника закупки» напротив нужной заявки в таблице. Откроется форма «Регистрационные сведения участника закупки».

«Добавить в реестр проверенных контрагентов»

Для внесения Участника закупки в реестр проверенных контрагентов, нажмите иконку «Добавить в реестр проверенных контрагентов» напротив соответствующей заявки в таблице. В результате, поставщик добавится в Ваш собственный «Реестр проверенных контрагентов», строка, в которой содержатся данные по этой заявке, подсветится зеленым цветом, и статус заявки изменится на «Проверенный».

В дальнейшем аналогичная метка будет появляться при рассмотрении заявок этого же поставщика на участие в других закупках. При повторном нажатии на иконку откроется форма «Реестр проверенных поставщиков».

2) Для принятия решения по заявкам можно (не обязательно!) воспользоваться функционалом голосования членов комиссии.

Для этого заполните следующие данные на форме:

 Блок «Сведения о комиссии»:

В данном блоке можно отразить голосование в электронной форме членов утвержденной комиссии.

o Члены комиссии, присутствующие на заседании

Выберите присутствующих на заседании членов комиссии, посредством установки соответствующих флажков.

Блок «Сведение о комиссии» на форме рассмотрения заявок.

 Блок «Голосование членов комиссии».

Данный блок появляется на форме рассмотрения заявок после того, как вы отметите первого члена комиссии, присутствующего на заседании.

Блок «Голосование членов комиссии» на форме рассмотрения заявок.

В блоке отражаются результаты голосования членов комиссии по каждой из заявок участников закупки.

Каждый пользователь, являющийся членом комиссии, может войти в систему под своими учетными данными и самостоятельно принять решение по заявкам, либо голоса может выставить пользователь, рассматривающий заявки.

По каждому члену комиссии необходимо заполнить следующие данные:

o Решение по заявке

Установите положение переключателя в одно из значений: «За», «Против», «Воздержался»

o Основание для решения

Данное поле доступно к заполнению, в случае выбора значения «Против» в поле «Решение по заявке».

o Путь к файлу

При необходимости прикрепите файл, используя кнопку «Выбрать и загрузить файл».

Результаты голосования будут отражены в автоматически формируемом протоколе подведения итогов.

3) Для допуска Участника закупки к участию в торгах или отклонения заявки такого Участника закупки нажмите на слева от нужной заявки в списке заявок участников. Появится раскрывающий список, в котором следует заполнить следующие данные:

 Блок «Общее решение комиссии по договору участия»:

o Допустить участника закупки к участию в процедуре;

o Отказать в допуске к участию в процедуре,

o Основание для решения.

Выберите одно из значений списка. При выборе значения «Отказать в допуске к участию в процедуре» укажите причину отклонения заявки в поле «Основание для решения».

Решение о допуске / отказе в допуске к участию в процедуре.

 Блок «Соответствие участника критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства (СМСП)»

o Является СМСП;

o Не является СМСП.

Если информация о процедуре была размещена в ЕИС, то дополнительно необходимо указать соответствие участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства (СМСП) на основе изученных данных о нем (документы заявки, декларация СМСП и пр.). Появится дополнительный раскрывающий список возможных действий, выберите одно из значений данного блока.

Решение о принадлежности участника закупки к СМСП.

4) Если информация о процедуре была размещена в ЕИС, на форме «Рассмотрение заявок» появляется блок «Данные для осуществления публикации протокола на zakupki.gov.ru».

Блок «Данные для осуществления публикации протокола на zakupki.gov.ru».

Если отправлять протокол для размещения в ЕИС не требуется, дополнительно заполните следующие поля:

 «Не отправлять протокол на ООС»

Активируйте поле «Не отправлять протокол на ООС».

Если размещение в ЕИС требуется, заполните поля:

 Тип протокола по классификатору на ООС;

 Дата подписания протокола;

 Дата и время проведения процедуры;

 Место рассмотрения предложений.

5) После заполнения всех обязательных полей, прикрепите протокол рассмотрения заявок.

Вы можете прикрепить составленный системой протокол рассмотрения заявок, предварительно сохранив его на своем компьютере с помощью кнопки «Скачать». Скаченный из системы протокол при необходимости можно отредактировать или прикрепить любой свой протокол.

Прикрепление протокола рассмотрения заявок.

6) Нажмите на кнопку «Подписать и направить». Откроется форма подтверждения.

7) Перечитайте текст в форме подтверждения, если необходимо изменить какие-либо данные, нажмите на кнопку «Назад». Для продолжения — нажмите на кнопку «Подписать». Откроется диалоговое окно со списком сертификатов ЭП.

8) Выберите необходимый сертификат и нажмите на кнопку «ОК».

Появится соответствующее уведомление об успешном завершении операции.

9) Если был опубликован протокол с отключенным признаком «Не отправлять протокол на ООС», то его необходимо разместить на zakupki.gov.ru

Сроки рассмотрения первых частей заявок 44 ФЗ

Срок рассмотрения первых частей заявок устанавливается заказчиком и указывается им в извещении. Еще одним источником, в котором можно будет найти данную информацию является аукционная документация.
На законодательном уровне происходит установление максимальной границы, по которой срок рассмотрения аукционной документации не может быть больше 7 дней, данное требование определяется в соответствии с ч 2 ст 67. Что касается минимального срока рассмотрения заявки, то по ним никаких требований не установлено. При наличии ситуации, когда заказчик спешит с заключением контракта, то он может выделить на это 1 день.
До дня, который будет выступать в виде завершения периода рассмотрения первой части заявки, то при этом заказчик должен направить оператору ЭТП оформленный протокол в соответствии со всеми правилами. которые указаны в законе протокол для его последующего размещения. При этом процедура по осуществлению размещения протокола будет иметь 1 день. После того, как протокол размещается, то оператор ЭТП должен направить каждому участнику оповещение о допуске к процедуре или же не допуске.
Тот день, который будет прописан в извещении и будет выступать в качестве крайнего срока по рассмотрению заявок и размещению протокола. Заказчик может выполнять данные действия за более короткие сроки. Но все же в его полномочия не входит оказание влияния более быстрого проведения аукциона.

Протокол рассмотрения заявок

Когда принято решение в отношении каждого заявителя, должен быть составлен итоговый протокол рассмотрения первых частей заявок. Протокол составляется в тот же день, когда заявки рассмотрены. Безотлагательно он направляется оператору ЭТП, а также публикуется в ЕИС.

Протокол должен содержать такие сведения:

  • порядковый номер заявки
  • информацию о том, что претендент допущен к процедуре и признан участником аукциона
  • сведения об отказе в допуске к аукциону (в этом случае нужно представить обоснование: данные заявки, которые нарушают документацию заказчика, а также само это нарушенное положение документации);
  • решение каждого члена комиссии относительно каждого подавшего заявку лица.

Бывает, что подана только одна заявка на участие в электронном аукционе, а иногда из всех поданных заявок допускается только одна либо ни одной. В этом случае аукцион должен быть признан несостоявшимся. Сведения об этом отражаются в протоколе.

Размещение протокола рассмотрения первых частей заявок

После того, как произойдет рассмотрение первых частей заявок, то после этого заказчик обязан отправить оператору ЭТП данный протокол и после опубликовать его на ЕИС.
Протокол рассмотрения первых частей заявок может в себе содержать следующие составляющие:

  • номер заявки на участие в аукционе;
  • допуск участника аукциона, которым была подана заявка и о признании его участником этой закупки или же о поступившем отказе в его допуске, с наличием обоснования решения и указанием особых положений документации, заявка которых носит соответствие всем установленным требованиям в ее состав также входят все решения, которые были приняты аукционной комиссией по допуску или не допуску к участию участников.

В обязанности оператора, входит отправка каждому из участников аукциона или единственному участнику оповещения о принятии решения по заявкам, которые были поданы. Оператор должен будет выполнить данное действие в течение 1 часа.
Если по итогу принимается решение об отказе в допуске к участию, то в этом случае оповещение обязано включать в себя обоснование и отметку тех положений аукционной документации, в которых были найдены ошибки.

Аукцион не состоялся

Итак, электронный аукцион признан несостоявшимся. Что дальше? План действий зависит от того, имеются ли претенденты на заключение контракта или нет.

Есть лишь один претендент

На аукцион может быть подана лишь одна заявка. Либо заявок подано несколько, но по итогам рассмотрения первых частей решено, что требованиям соответствует лишь одна из них. То есть к аукциону допущен лишь один участник. Понятно, что в такой ситуации проводиться он не может, однако с участником может быть заключен контракт, как с единственным поставщиком.

Оператор площадки должен не позже одного рабочего дня после того, как окончился прием заявок, направить документы участника заказчику. Далее аукционная комиссия рассмотрит его заявку – первую и вторую части – и примет решение, соответствуют ли они требованиям аукциона. В итоге будет составлен протокол, в котором заказчик укажет свое решение. Если будет признано, что заказчик соответствует всем требованиям, с ним будет заключен контракт.

Участники есть, но ценовых предложений нет

Еще один возможный вариант, когда аукцион признается несостоявшимся — допущенные до него участники в ходе торгов не подавали ценовые предложения. В этом случае заказчик рассматривает все вторые части заявок и определяет, кто из участников аукциона полностью соответствует требованиям. Контракт будет заключен с тем из них, кто признан соответствующим и направил заявку раньше других.

Претендентов нет

Такое возможно в ситуации, когда на аукцион не поступило ни одной заявки или по итогам рассмотрения первых частей ни одна из них не была признана соответствующей требованиям. В этом случае заказчик должен поменять свои плановые документы и провести запрос предложений. Если нормы закона 44-ФЗ позволяют, можно провести закупку другим способом.

Видео-инструкция формирование протокола рассмотрения первых частей заявок

Источники

  • https://pravoved.ru/question/2093941/
  • https://zakupki-kontur.ru/news/elektronnyj-aukcion-po-44-fz-prosto-o-slozhnom/
  • https://44fzrf.ru/poryadok-rassmotreniya-pervyih-chastey-zayavok-na-uchastie-v-elektronnom-auktsione/
  • https://zakupki-kontur.ru/news/elektronnyj-aukcion-vse-o-pervoj-chasti-zayavki/
  • https://cpp-group.ru/baza-znaniy-smp/poleznye-stati-i-sovety/rassmotrenie-pervykh-chastey-zayavok/
  • https://etpgpb.ru/help/articles/160-rassmotrenie_zayavok_na_uchastie_v_protsedure/

tett
Зарплатто.ру - сайт о зарплатах и доходах, деньгах и финансах