- Что такое утилизационный сбор и когда он появился
- Постановление правительства 1291 об утилизационном сборе
- Пункт 1. Компенсация для северян
- Пункт 2. Продление уведомительного периода до 31 октября 2020 года
- Кто должен платить утилизационный сбор?
- Что означает печать «утилизационный сбор» в ПТС?
- И что, с 2012 года никаких изменений с утильсбором не случалось?
- Как изменились ставки утилизационного сбора в России с 1 апреля 2018 года?
- Увеличение утилизационного сбора на автомобили с 1 января 2020 года
- Когда и кому нужно платить?
- Кто освобождается от уплаты?
- Как на это отреагировали дилеры и автопроизводители?
- Так что, ждать подорожания?
- Сколько госбюджет получает от утильсбора?
- Формула расчета
- Ставки и коэффициенты
- Примеры расчета размеров утилизационного сбора для разных категорий транспортных средств
- Полный перечень ставок на утилизационный сбор в рублях:
- На спецтехнику
- На прицепы и полуприцепы
- На мотоциклы
- Утилизационный сбор на легковые автомобили
- Утилизационный сбор на грузовой автомобиль (категории B,C в т.ч седельный тягач, рефрижератор, фургон, самосвал)
- Утилизационный сбор на специальный транспорт (на шасси грузового автомобиля категории «С»)
- Утилизационный сбор на автобусы (категории D)
- Утилизационный сбор на самосвалы, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья (карьерные самосвалы)
- Утилизационный сбор на шасси колесных транспортных средств
- Утилизационный сбор на грейдеры и планировщики
- Утилизационный сбор на бульдозеры
- Утилизационный сбор на экскаваторы, экскаваторы-погрузчики, экскаваторы-бульдозеры
- Утилизационный сбор на перегружатели колесные
- Где ставится отметка об оплате?
- Возврат утилизационного сбора
- Штраф за неуплату сбора
- Заключение
Что такое утилизационный сбор и когда он появился
Утилизационный сбор ввели в 2012 году. Создание такого инструмента поддержал Владимир Путин, который тогда был премьер-министром. Сбор стал не только попыткой позаботиться об экологии (собираемые деньги должны были пойти на организацию мощностей по утилизации старых автомобилей и их частей), но и мощным государственным рычагом воздействия на автомобильные компании и инструментом поддержки брендов с локализованным производством.
Утильсбор появился после вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Создание единого торгового пространства означало постепенное снижение импортных пошлин на иностранную продукцию, в том числе на автомобили: сначала с 30 до 25 процентов, а в течение следующих семи лет ещё на 10 пунктов.
Такие послабления могли привести к тому, что в Россию хлынул бы поток дешёвых подержанных иномарок, а локализованные новые автомобили проигрывали им в цене. Чтобы этого не допустить и стимулировать отечественный рынок, в Минпромторге предложили ввести новую заградительную пошлину для импорта как подержанных, так и новых машин. К популяризации утильсбора подключили даже российский «Гринпис»!
По новым правилам и компании-импортёры, и частные покупатели при ввозе иномарки должны платить фиксированный сбор. Базовая ставка для легковых автомобилей составила 20 000 рублей. Эта сумма умножалась на различные коэффициенты, зависящие от возраста машины, мощности двигателя, массы и так далее.
Например, новый автомобиль с мотором объёмом менее одного литра имел коэффициент 0,86, а такой же старше трёх лет — уже коэффициент 5,3. Машины с объёмом двигателя до двух литров считались по ставкам 1,34 и 8,26 соответственно, а в случае с моторами больше 3,5 литра коэффициенты составляли от 5,5 до 35,01.
Для ясности рассмотрим расчёт утильсбора для импортного Mercedes-Benz E-классас бензиновым мотором объёмом 1,8 литра, который в 2012 году стоил около 1,9 млн рублей.
Для этого нам необходимо знать категорию легкового автомобиля (в данном случае это М1), а также соответствующий коэффициент (для ввоза в коммерческих целях нового автомобиля с мотором объёмом от 1 до 2 литров он составляет 1,34). Умножаем базовые 20 000 рублей на 1,34 и получаем 26 800 рублей.
Если бы такой автомобиль, но уже старше трёх лет, для собственного пользования ввозил частник, то базовую ставку надо было бы умножить на 0,15. То есть утильсбор составил бы 3000 рублей (не путайте с таможенным сбором).
Значительно больше пришлось бы заплатить за ввоз подержанного E-классастарше трёх лет для коммерческой организации или для перепродажи. В этом случае коэффициент составил бы 8,26, а сумма утильсбора взлетела до 165 200 рублей!
Аналитики PricewaterhouseCoopers в 2012-м рассчитали, что введение утильсбора будет ежегодно приносить бюджету до четырёх миллиардов долларов. При этом на создание всей инфраструктуры для уничтожения старых машин, в том числе заводов по переработке, требовалось вдвое меньше.
Компании со сборочными предприятиями в России поначалу от уплаты утильсбора освободили, но обязали создать инфраструктуру для утилизации в будущем, а также построить пункты переработки во всех крупных населённых пунктах (с населением не менее полумиллиона человек).
С 2014 года сбор распространили на всех — даже на тех, у кого есть полноценное производство в России. Однако тем, кто вложился в создание полноценной производственной базы, правительство начало предоставлять различные субсидии и преференции.
Постановление правительства 1291 об утилизационном сборе
Постановление от 26 декабря 2013 года №1291. С 1 января 2014 года вступает в силу новая редакция Федерального закона. В соответствии с договорённостями, достигнутыми с партнёрами по ВТО, статьёй 241 Федерального закона предусмотрено установление обязанности по уплате утилизационных сборов всеми без исключения участниками рынка, включая российских производителей автомобилей (в настоящее время отечественные производители, принявшие на себя обязательства по дальнейшей утилизации произведённой ими техники, указанные сборы не уплачивают). Кроме того, Федеральным законом в новой редакции устанавливается обязанность по уплате утилизационных сборов в отношении шасси. Подписанным постановлением акты Правительства Российской Федерации приводятся в соответствие с Федеральным законом в новой редакции.
Пункт 1. Компенсация для северян
Кадровику следует обратить внимание, что правила пункта 1 Постановления № 887:
- являются временными — применяются к обстоятельствам, связанным с ограничительными коронавирусными мерами в 2020 году;
- касаются исключительно работодателей и работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
- применяются в отношении лиц, имеющих право в соответствии со ст. 325 ТК РФ на оплату 1 раз в 2 года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории РФ к месту отпуска и обратно, но не реализовавшие такое право в 2020 году из-за коронавирусных ограничительных мер.
Особенности отпускной компенсации для северян по Постановлению № 887 смотрите на рисунке:
Если работодатель выплатил компенсацию сотруднику заранее, но из-за ограничительных мер поездка в отпуск не состоялась, возвращать или нет компенсацию зависит от действий перевозчика (транспортной компании, услугами которой хотел воспользоваться отпускник):
Установлены ограничения по срокам (п. 2 Особенностей, утв. Постановлением Правительства № 887):
- 7 рабочих дней с даты выхода из отпуска дается работнику, чтобы информировать работодателя о том, что он оплатил билеты, но из-за ограничительных мер не воспользовался ими. Способ информирования работодатель закрепляет в локальном акте.
- 3 рабочих дня с даты выхода из отпуска есть у работника для представления работодателю отчета о расходах, если отпускная поездка состоялась. К отчету следует приложить подлинники билетов или бумажные распечатки электронных проездных документов.
Пункт 2. Продление уведомительного периода до 31 октября 2020 года
Пункт 2 Постановления 877 должен порадовать работодателей, не успевших до 30.06.2020 проинформировать своих работников о праве выбора формы трудовой книжки. Крайний срок уведомительной процедуры перенесли на 31.10.2020.
Для информирования работодателю разрешено использовать не только письменную форму — подходящий способ следует закрепить в локальном акте, учитывая мнение профсоюзного органа (при его наличии).
По Информации ПФ РФ с начала года 1, 4 млн работников подало заявление о выборе ведения трудовой книжки в электронном виде.
Кто должен платить утилизационный сбор?
Перечень плательщиков утилизационного сбора приводится в части 3 статьи 24.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления»:
3. Плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые:
- осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию;
- осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации;
- приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора;
- являются владельцами транспортных средств, в отношении которых утилизационный сбор не был уплачен в соответствии с абзацем пятым пункта 6 настоящей статьи, при помещении таких транспортных средств под иную таможенную процедуру при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны, применяемой на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, за исключением случаев помещения таких транспортных средств под таможенную процедуру реэкспорта.
Чаще всего с утилизационным сбором сталкиваются автовладельцы, которые ввозят автомобиль в Россию из-за рубежа. При этом, если машина ввозится менее чем на 6 месяцев, то сбор не уплачивается. Данный вопрос рассмотрен в отдельной статье.
Что означает печать «утилизационный сбор» в ПТС?
Штамп утилизационный сбор ставится на лицевой части ПТС в графе «Особые отметки» (в левой части страницы). Он означает, что сбор в отношении указанного автомобиля уплачен.
Так что если штамп в документе стоит, то это является скорее преимуществом, чем недостатком. Собственник автомобиля в будущем вправе рассчитывать на бесплатную утилизацию автомобиля.
Если же такого штампа в ПТС нет, то имеет смысл изучить ситуацию подробнее.
Это связано с тем, что до 1 сентября 2012 года утилизационный сбор уплачивать было не нужно. Т.е. при покупке машины, ПТС на которую выдан до 1 сентября 2012 года, отсутствие штампа об уплате сбора не должно вызывать никаких проблем.
При покупке автомобиля, ПТС на который выдан после 1 сентября 2012 года, нужно иметь в виду, что если утилизационный сбор уплачен не был, то его придется заплатить Вам.
И что, с 2012 года никаких изменений с утильсбором не случалось?
Как бы не так! Базовая ставка для легковушек до настоящего времени осталась на первоначальном уровне, но повышающие коэффициенты регулярно росли. Наиболее заметное за последние годы повышение утильсбора произошло совсем недавно, 1 января 2020 года. Вот как коэффициенты выглядели в прошлом году.
Виды и категории транспортных средств (ТС) | Коэффициент расчёта для новых ТС | Коэффициент расчёта для ТС, с даты выпуска которых прошло более 3 лет |
---|---|---|
С электродвигателем, за исключением гибридных | 1,63 | 6,1 |
С рабочим объёмом двигателя не более 1000 куб. см | 2,41 | 6,15 |
С рабочим объёмом двигателя свыше 1000 куб. см, но не более 2000 куб. см | 8,92 | 15,69 |
С рабочим объёмом двигателя свыше 2000 куб. см, но не более 3000 куб. см | 14,08 | 24,01 |
С рабочим объёмом двигателя свыше 3000 куб. см, но не более 3500 куб. см | 12,98 | 28,5 |
С рабочим объёмом двигателя свыше 3500 куб. см | 22,25 | 35,01 |
Ввозимые физлицами для личного пользования, вне зависимости от объёма двигателя | 0,17 | 0,26 |
Для легковых автомобилей ставки в среднем выросли на 110,7 процента. Для машин с двигателем до одного литра утильсбор повысился на 46,1 процента, а для автомобилей с двигателем от 3,5 литра — на 145 процентов! В самом массовом сегменте — автомобилей с моторами объёмом от одного до двух литров — сбор подскочил на 112,4 процента.
В правительстве тогда заявили, что эти изменения — «ответ на снижение таможенных ставок для сохранения общего уровня тарифной защиты».
Как изменились ставки утилизационного сбора в России с 1 апреля 2018 года?
Согласно вышеприведённому Постановлению, утилизационный сбор на легковой и грузовой автотранспорт был повышен. Индексация ставок была связана с нынешним состоянием рынка в области вопросов связанных с природоохранной деятельностью и утилизацией транспортных средств, в частности.
Сбор на новые авто с объемом двигателя до одного литра повысился на 16,2%, до двух литров – на 90%, до трех литров – на 49,3%. Для автомобилей с объемом двигателя более трех литров ставка не повысилась. Для электромобилей сбор увеличился на 14,8%.
Отдельно прописаны ставки для новых автомобилей, собранных на базе шасси 2017 года выпуска. Для них до конца 2018 года продолжали действовать старые коэффициенты.
В отдельный раздел вынесены седельные тягачи. Например для тягачей старше трех лет с полной массой 12-20 тонн коэффициент в два раза выше, чем для прочих грузовиков аналогичного возраста и грузоподъемности.
Увеличение утилизационного сбора на автомобили с 1 января 2020 года
В 2020 году величина утилизационного сбора на легковые машины в некоторых сегментах вырастет более чем в 2 раза. Увеличение тарифов коснется не всех сегментов рынка. Как будет рассчитываться увеличение: базовые ставки утильсбора не изменятся: 20000 для легковых автомобилей и 150000 для коммерческого транспорта. Индексация будет проведена с помощью повышающих коэффициентов за год выпуска, тип кузова и объем двигателя.
Пересмотр тарифов значительно пополнит бюджет России. (За счет импорта: 77,3 миллиарда в 2020 против 54 миллиардов в 2019; за счет выпускаемых в РФ автомобилей 338,4 против 204,2 миллиардов). Предполагаемый размер увеличения утилизационного сбора для разных типов автомобилей:
- Машины с объемом двигателя до 1 литра рост 46,1%.
- Новые легковые автомобили с объемом двигателя 1-2 литра – 112,4% 178,4 тыс. рублей. (вместо 84 тысяч раньше).
- Машины с объемом от 3,5 литров – 145%.
- Подержанные иномарки, возрастом более 3-х лет с объемом двигателя 1-2 литра будут платить столько же, сколько и раньше – 313800 рублей.
Новая инициатива Минпромторга моментально вызвала волну обсуждений в СМИ. Денис Мантуров (Глава Минпромторга РФ) ранее заявлял, что доля утилизационного сбора составит не более 1,5-2% стоимости машины.
Когда и кому нужно платить?
По ФЗ №89 уплата утилизационного сбора предусмотрена для граждан и юридических лиц. На основе части 6 статьи 24.1 платить взнос придётся покупателям следующих категорий ТС:
- автомобили, зарегистрированные на льготников, не плативших УС;
- произведенные в России;
- ввезённые зарубежные машины;
- техника, приобретаемая в Калининградской области;
- авто с ранее неуплаченным взносом.
Покупка техники на вторичном рынке требует внимательности от будущего владельца. Нужно убедиться в том, что УС оплачен. В противном случае после заключения сделки оплатить взнос перед регистрацией придется покупателю.
Кто освобождается от уплаты?
Категорий владельцев техники, имеющих право не оплачивать утилизационный взнос, мало.
В список, который не облагается УС, попали машины:
- беженцев и переселенцев;
- восстановленные ретро экземпляры с оригинальным двигателем, другой комплектацией, старше 30 лет;
- дипломатов, представителей консульств;
- соотечественников, вернувшихся в Россию по Госпрограмме переселения;
- подержанные возрастом более 30 лет, не задействованные в коммерции;
- выпущенные с конвейера и зарегистрированные в Калининграде и области;
- обладающие иммунитетом, так как ввезены на срок менее полугода.
Если владелец попадает в освобожденную категорию, то нужно документально подтвердить льготу. Для этого собственник обращается в таможню с бумагами, устанавливающие факт освобождения от утилизационного взноса.
Как на это отреагировали дилеры и автопроизводители?
Против изменения коэффициентов выступили как сами автопроизводители, так и дилеры. Они и без того были недовольны ростом ставки НДС с 18 до 20%, а повышение утильсбора означало для них новые расходы и, как следствие, рост цен.
Ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) направила письмо президенту Владимиру Путину с просьбой не допустить повышения утильсбора. Дилеры заявили, что это приведёт к значительному подорожанию автомобилей и существенному падению продаж.
«Увеличение ставок утилизационного сбора приведёт к увеличению стоимости товаров, что крайне негативно отразится не только на автомобильном рынке, который и так уже несколько месяцев находится на грани существенного падения, но и на экономике в целом, так как смежные отрасли с автомобильной также пострадают», — говорилось в письме РОАД. Эксперты спрогнозировали, что импортные машины подорожают на 2–3 процента, а локализованные — на 1–1,5 процента.
Об этом же просила и Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ).
Но в правительстве планы не поменяли. Более того, глава Минпромторга Денис Мантуров сразу предупредил, что в 2021 или 2024 году утильсбор проиндексируют опять. Именно это сейчас и происходит.
Базовая ставка утилизационного сбора на легковые машины вырастет с 20 до 25 тысяч рублей, а на грузовики и прицепы — со 150 до 187,5 тысяч. При этом Мантуров не ожидает роста цен на машины российского выпуска, из-за того что производителей таких автомобилей поддерживает государство. В стоимости импортных машин, по оценке министра, доля утильсбора — всего 2–5 процента.
В ведомстве уточнили, что на новые размеры сбора влияют экономические факторы, включая изменение курса рубля, уровень инфляции и динамику рынка. Минпромторг добавил, что рост утильсбора нивелируется уменьшением ввозных пошлин: в 2018–2019 году для легковых автомобилей она упала с 20 до 15%.
Итак, когда новые ставки начнут действовать, для транспортных средств, ввозимых физическими лицами для личного пользования, вне зависимости от объёма двигателя, они составят не более 4500 рублей для новых автомобилей и не более 6500 рублей для подержанных. Ставки для машин, импортируемых с коммерческими целями, естественно, будут выше.
Так что, ждать подорожания?
Если машина импортная, ни на какие субсидии при её покупке рассчитывать нельзя, и производители включают все дополнительные расходы в цену. Если же у производителя есть свои заводы в России и подписаны соглашения с правительством, то покупатели получат господдержку, которая помогает сдерживать резкий рост цен. Но такие меры не всегда способны покрыть все негативные факторы, среди которых — падение курса рубля (–30 процентов по отношению к евро по итогам 2020 года по данным Центробанка) и дефицит машин из-за простоя в пандемию. Да и сами госпрограммы распространяются на ограниченный набор локализованных в России моделей не дороже 1,5 млн рублей. А в РФ выпускают и машины, которые стоят намного дороже!
Аналитик брокерской компании Alpari Александр Лосев считает: утильсбор уже включён в цену автомобиля в автосалоне, а любая дополнительная нагрузка тут же будет переложена на плечи потребителя. По его словам, так эта схема работает в любом секторе экономики России.
«В Минпромторге уверены, что автомобили отечественного производства не подорожают, а иномарки если и вырастут в цене, то незначительно. В это мало верится, — рассуждает Лосев. — Новое повышение утильсбора может привести к подорожанию автомобилей в среднем на 4–6 процентов». По его же словам, за последние два-три года утильсбор стал одним из механизмов «накачивания денег в бюджет».
«Предполагается, что вся выгода от повышения утилизационного сбора в 2021 году будет направлена на активизацию спроса на рынке. Дополнительные финансовые поступления в бюджет дадут властям возможность в дальнейшем поддерживать программы льготного автокредитования, льготные программы лизинга и сохранить дисконт в предложениях газомоторной техники. Иными словами, потребитель должен сначала заплатить, чтобы потом пользоваться преференциями», — подытожил Лосев.
На 2021 год заложено более 16 миллиардов рублей, которые будут распределены по различным программам. Речь идёт о льготном автокредитовании и лизинге, а также скидке на газомоторную технику. Эти меры помогут продать около 93 тысяч автомобилей.
Проще говоря, правительство старается ограничить дополнительными пошлинами ввоз автомобилей, собранных за границей, а на полученные от них средства поддерживает тех, кто сборку уже локализовал. Однако источники Журнала Авто.ру среди автопроизводителей признают, что и тут условия созданы неравные. Некоторые компании продают модели с минимальным процентом локализации, а льготы получают на уровне брендов, использующих большое количество отечественных компонентов. Поэтом некоторые производители просили чиновников дифференцировать ставку утильсбора в зависимости от объёмов инвестиций в производство в РФ. Но пока этого не произошло.
Сколько госбюджет получает от утильсбора?
По данным Министерства финансов, в 2019 году бюджет получил 206,34 млрд рублей с локализованных транспортных средств (включая шасси и прицепы к ним), а с импортных — 54 млрд рублей. В 2020 году за локализованные автомобили собрали 248,36 млрд рублей. Согласно закону о бюджете, по планам на 2021 год такой сбор принесёт 326,53 млрд рублей, а в 2024-м— 344,5 млрд.
Собранные платежи Минпромторг направляет на те самые госпрограммы поддержания спроса на автомобили и промышленные субсидии для компаний, подписавших с правительством специнвестконтракты.
А ещё чиновники не отказываются и от поддержки экологического имиджа этого платежа. Как рассказали в Минпромторге корреспонденту Журнала Авто.ру, сейчас сбор производители платят «для обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации автомобильной техники».
Формула расчета
Наверное самой главной причиной введения утилизационного сбора было вступление в августе 2012 года Российской Федерации в ВТО. Помимо тех выгод, которые государство получило или получит от членства в организации, появился и значительный недостаток — размер пошлин на ввозимый товар значительно снизился. Тогда было принято решение о введение сбора на утилизацию, чтобы бюджет страны не потерял значительных вливаний денежных средств. Но данный сбор распространился не только на иностранные компании, но и на российских производителей и простых потребителей, которые самостоятельно покупают транспорт за границей.
Расчет размера утилизационного сбора регулируется несколькими законодательными актами, в числе которых Постановление Правительства РФ № 81 от 06.02.2016 (ред. от 11.05.2016) «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним» и Постановление Правительства РФ № 1291 от 26.12.2013 (ред. от 15.11.2017) «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним». Данные нормативные акты определяют правила взимания, исчисления и взыскания утилизационного сбора. Согласно их положениям, формула расчета выглядит следующим образом:
Ус = Бс х К, где:
- Ус — это размер утилизационного сбора;
- Бс — это базовая ставка;
- К — коэффициент расчета.
Данная формула является универсальной для всех видов и типов транспортных средств, различаются только ее составляющие, которые зависят от возраста машины, ее массы, объема двигателя внутреннего сгорания и категории транспортного средства. При этом согласно положениям Постановлений для частных (физических) лиц ставки для расчета будут несколько ниже, чем для юридических лиц (организаций, предприятий и т.д.), поскольку ввозимый ими транспорт будет предназначен для личного пользования.
Ставки и коэффициенты
Согласно Постановлению Правительства №1291 размер базовой ставки равен 20 000 рублей для транспортных средств категории М1 и для машин с электродвигателем. Для всех остальных машин, в том числе самоходных и прицепов к ним (согласно Постановлению Правительства №81) базовая ставка равна 150 000 рублей. Таким образом, только за легковые автомобили с подходящими параметрами размер утилизационного сбора не будет столь велик, а за грузовые автомобили, коммерческие, грузопассажирские, пассажирские и другие автобусы, сельскохозяйственную, строительную и прочую технику придется уплачивать госсбор из расчета базовой ставки в 150 000 рублей. При этом важнейшую роль играют размеры расчетных коэффициентов, которые приведены в таблице ниже.
Категория транспортного средства | Расчетный коэффициент | |
---|---|---|
Новое ТС | ТС старше 3 лет | |
Легковые автомобили массой до 3,5 т | ||
С электродвигателем | 1,42 | 5,3 |
С ОД не более 1000 куб.см | 1,42 | 5,3 |
С ОД 1000-2000 куб.см | 2,21 | 8,26 |
С ОД 2000-3000 куб.см | 4,22 | 16,12 |
С ОД 3000-3500 куб.см | 5,73 | 28,5 |
С ОД свыше 3500 куб.см | 9,08 | 35,01 |
Ввозимые, купленные физлицами | 0,17 | 0,26 |
Грузовые, грузопассажирские автомобили с массой | ||
Не более 2,5 т | 0,83 | 0,88 |
2,5-3,5 т | 1,32 | 2,06 |
3,5-5 т | 1,65 | 2,64 |
5-8 т | 1,82 | 4,56 |
8-12 т | 2,21 | 6,91 |
12-20 т | 2,43 | 10.06 |
20-50 т | 4,79 | 11,8 |
Автобусы массой | ||
Не более 5 т (с ОД 5000-10000 куб.см) | 2,64 | 4,4 |
Свыше 5 т (с ОД свыше 10000 куб.см) | 3,3 | 5,2 |
С ОД не более 2500 куб. см (и с электродвигателем) | 0,99 | 1 |
С ОД 2500-5000 куб. см | 1,98 | 3 |
Примеры расчета размеров утилизационного сбора для разных категорий транспортных средств
Легковой автомобиль Vesta седан, выпущенный в 2017 году, имеет рабочий объем двигателя 1596 куб.см. Размер утилизационного сбора для такого автомобиля будет равен:
20 000 х 2,21 = 44 200 рублей, где:
- 20 000 — базовая ставка;
- 2,21 — расчетный коэффициент.
В том случае, если бы завод-изготовитель по какой-либо причине не совершил уплату, то утильсбор обязан был заплатить владелец автомобиля. Размер платежа равен:
20 000 х 0,17 = 3 400 рублей, где:
- 20 000 — базовая ставка;
- 0,17 — расчетный коэффициент.
Автобус ПАЗ-3205, выпущенный в 2013 году, имеет рабочий объем двигателя 4670 куб.см и массу 4680 кг. По какой-то причине утильсбор на автобус уплачен не был, поэтому его новый владелец (директор автобусного парка) обязан совершить оплату в размере:
150 000 х 4,4 = 660 000 рублей, где:
- 150 000 — базовая ставка;
- 4,4 — расчетный коэффициент.
За неуплату утилизационного сбора не предусмотрено никаких штрафных санкций, однако Налоговая служба в установленном порядке имеет право взыскивать данный платеж с должника. При этом отсутствие оплаты может неблагоприятно сказаться на владельце вновь приобретенного транспорта, поскольку без особой отметки в ПТС «Утилизационный сбор оплачен» будет невозможно зарегистрировать транспортное средство в Госавтоинспекции или Гостехнадзоре.
Полный перечень ставок на утилизационный сбор в рублях:
Виды и категории транспортных средств | Сумма утилизационного сбора в рублях РФ | |
До 3х лет с даты выпуска | Старше 3х лет с даты выпуска | |
На спецтехнику
Автомобиль | младше 3-х лет | старше 3-х лет |
Специальные транспортные средства, кроме автобетоносмесителей | 285 000 | 1 725 000 |
Автобетоносмесители | 853 500 | 2 242 500 |
На прицепы и полуприцепы
Автомобиль | младше 3-х лет | старше 3-х лет |
Прицепы и полуприцепы | 96 000 | 1 207 500 |
Обратите внимание, утилизационный сбор уплачивается только за прицепы категории О4, т.е. тяжелее 10 тонн. Если прицеп имеет меньшую массу, то утилизационный сбор не уплачивается.
На мотоциклы
Утилизационный сбор за мотоциклы не взимается.
Утилизационный сбор на легковые автомобили
Расчёт утилизационного сбора на легковой автомобиль происходит по формуле умножив базовую ставку на коэффициент.
Базовая ставка утильсбора на легковые автомобили составляет 20000 рублей.
Значения Коэффициента указаны в постановлении Правительства от 11 декабря 2015 г. N 1350.
Для физических лиц (физлиц) размер утилизационного сбора зависит от возраста легковых автомобилей.
Таблица 1. Утилизационный сбор на автомобили для физических лиц
Размер утилизационного сбора на легковые автомобили для физических лиц | ||
Возраст легкового автомобиля | k 1 | Сумма, руб. |
Новые до 3-ёх лет | 0,17 | 3400 руб. |
Старше 3-ёх лет | 0,26 | 5200 руб. |
1 – коэффициент (k)
ВАЖНО! За ввоз прицепов для легковых автомобилей, грузоподъемностью до 10 тонн утильсбор не уплачивается
Для юридических лиц и Индивидуальных предпринимателей (ИП) утилизационный сбор зависит от возраста автомобиля и объема двигателя.
Таблица 2. Утилизационный сбор на автомобили для юридических лиц и ИП
Размер утилизационного сбора на легковые автомобили для юридических лиц и ИП | ||||
Виды и категории легковых автомобилей | Новые до 3-ёх лет | Старше 3-ёх лет | ||
k 1 | Сумма, руб. | k 1 | Сумма, руб. | |
1. Электромобиль (без гибридного двигателя) | 1,42 | 28400 | 5,3 | 106000 руб. |
2. С объемом двигателя: | ||||
Не более 1000 куб. см | 1,42 | 28400 | 5,3 | 106000 руб. |
Свыше 1000 куб. см, но не более 2000 куб. см | 2,21 | 44200 | 8,26 | 165200 руб. |
Свыше 2000 куб. см, но не более 3000 куб. см | 4,22 | 84400 | 16,12 | 322400 руб. |
Свыше 3000 куб. см, но не более 3500 куб. см | 5,73 | 114600 | 28,5 | 570000 руб. |
Свыше 3500 куб. см | 9,08 | 181600 | 35,01 | 700200 руб. |
1 – коэффициент (k)
Утилизационный сбор на грузовой автомобиль (категории B,C в т.ч седельный тягач, рефрижератор, фургон, самосвал)
полной массой не более 2,5 тонны
178500
189000
полной массой свыше 2,5 тонны, но не более 3,5 тонны
300000
432000
полной массой свыше 3,5 тонны, но не более 5 тонн
300000
456000
полной массой свыше 5 тонн, но не более 8 тонн
313500
786000
полной массой свыше 8 тонн, но не более 12 тонн
438000
1192500
полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн
496500
1735500
Седельные тягачи полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн
850500
3469500
Автосамосвалы полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн
418500
1735500
Автомобили-фургоны, включая рефрижераторы, полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн
507000
1735500
Транспортные средства полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн
1002000
2035500
Седельные тягачи полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн
1002000
2035500
Автосамосвалы полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн
945000
2035500
Автомобили-фургоны, включая рефрижераторы, полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн
825500
2035500
Утилизационный сбор на специальный транспорт (на шасси грузового автомобиля категории «С»)
специальные транспортные средства кроме автобетоносмесителей (бетономешалок на базе шасси)
285000
1725000
автобетоносмесители (бетономешалки на базе шасси)
853500
2242500
Утилизационный сбор на автобусы (категории D)
с объемом двигателя не более 2500 куб. сантиметров
214500
217500
с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой
171000
172500
с объемом двигателя свыше 2500 куб. сантиметров, но не более 5000 куб. сантиметров
342000
517500
с объемом двигателя свыше 5000 куб. сантиметров, но не более 10000 куб. сантиметров
591000
759000
с объемом двигателя свыше 10000 куб. сантиметров
990000
1558500
Утилизационный сбор на самосвалы, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья (карьерные самосвалы)
полной массой свыше 50 тонн, но не более 80 тонн
3360000
7668000
полной массой свыше 80 тонн, но не более 350 тонн
6195000
7920000
полной массой свыше 350 тонн
9165000
9900000
Утилизационный сбор на шасси колесных транспортных средств
шасси грузовых автомобилей полной массой не более 3,5 тонны
300000
468000
шасси грузовых автомобилей полной массой свыше 3,5 тонны, но не более 5 тонн
300000
456000
шасси грузовых автомобилей полной массой свыше 5 тонн, но не более 8 тонн
313500
786000
шасси грузовых автомобилей полной массой свыше 8 тонн, но не более 12 тонн
438000
1192500
шасси грузовых автомобилей полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн
496500
1735500
шасси грузовых автомобилей полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн
1002000
2035500
шасси автобусов полной массой не более 5 тонн
456000
759000
шасси автобусов полной массой свыше 5 тонн
570000
897000
Утилизационный сбор на грейдеры и планировщики
мощность силовой установки менее 100 л.с
552000
1466250
мощность силовой установки не менее 100 л.с и менее 140 л.с
724500
1897500
мощность силовой установки не менее 140 л.с и менее 200 л.с
1035000
2794500
мощность силовой установки не менее 200 л.с
1380000
4088250
Утилизационный сбор на бульдозеры
мощность силовой установки менее 100 л.с
690000
2070000
мощность силовой установки менее 100 л.с и менее 200 л.с
1207500
6037500
мощность силовой установки менее 200 л.с и менее 300 л.с
1449000
9487500
мощность силовой установки менее 300 л.с и менее 400 л.с
1725000
12075000
мощность силовой установки не менее 400 л.с
2587500
17250000
Утилизационный сбор на экскаваторы, экскаваторы-погрузчики, экскаваторы-бульдозеры
мощность силовой установки менее 170 л.с
690000
2932500
мощность силовой установки менее 170 л.с и не менее 250 л.с
1035000
4312500
мощность силовой установки не менее 250 л.с
1380000
6986250
Утилизационный сбор на перегружатели колесные
мощность силовой установки менее 100 л.с.
431250
13213500
мощность силовой установки не менее 100 л.с. и не более 125 л.с.
569250
21614250
мощность силовой установки не менее 125 л.с. и не более 150 л.с.
690000
21614250
мощность силовой установки более 150 л.с
759000
27755250
Где ставится отметка об оплате?
Фактическая оплата УС фиксируется в паспорте транспортного средства. Подтверждение проставляется в разделе «Особые отметки».
Незаполненный раздел ПТС не дает право регистрировать новую машину. При льготах, освобождающих от взноса, обязательно указывается в паспорте основание для их предоставления. Утильсбор не уплачивается некоторыми категориями граждан, список которых указан в законе.
Приобретение ТС российских производителей на первичном рынке освобождает покупателя от взноса, так как сумма утилизационного сбора включена в цену. Лицам, купившим технику за границей, при ввозе нужно оплатить УС, и предоставить сведения на таможню.
При покупке автотехники на вторичном рынке отметка об утилизационном сборе в ПТС может отсутствовать по 2 причинам:
- ТС ввезено в страну до 2012 г.;
- выпущено с конвейера российским автоконцерном до 2012 г.
Возврат утилизационного сбора
Существует процедура возврата ошибочно уплаченных средств, направленных на УС. Оформление возможно при:
- дополнительной уплате или взыскании сбора (при условии уже уплаченного взноса на ТС);
- внесении большей суммы (например, при неправильно указанных коэффициентах в расчете).
Для получения денежной выплаты нужно обратиться:
- В таможенное управление (при ввозе ТС).
- В налоговую инспекцию (при покупке российского автомобиля).
Первое, что потребуется от водителя, это составление заявление на возврат ошибочно уплаченных денег. В дополнение предоставляются копии и оригиналы:
- ПТС.
- Паспорта владельца (или владельцев).
- Квитанцию оплаченного УС.
- Бумаги, которые подтверждают ошибочность взноса.
- Банковские реквизиты получателя.
За возвратом неправильно уплаченного утилизационного сбора в России разрешено обратиться в течение трёх лет с даты оплаты. Период ожидания ответа занимает около месяца, выплата перечисляется на счет заявителя.
Штраф за неуплату сбора
На случай неуплаты УС административной или другой ответственности в российском законодательстве нет. Но отсутствие санкций для владельцев автомобилей не освобождает от необходимости внесения сбора, так как владелец не сможет зарегистрировать ТС в органах ГИБДД. Техника льготных категорий граждан без документально заверенного освобождения тоже не подлежит регистрации.
На оформление транспорта согласно закону предоставляется:
- при ввозе автомобиля на срок действия транзитных номеров 20 суток;
- 10 суток после покупки российской марки.
Езда на незарегистрированном транспортном средстве попадает под административную ответственность. Согласно предусмотренной статье оформляется штраф до 800 рублей. Но уплата взыскания не снимает обязательств по утилизационному сбору и регистрации автотехники. Повторное нарушение наказывается серьезнее:
- владельца штрафуют на 5000 рублей;
- лишают прав на срок до 90 суток.
Если таможенные органы обнаружили неуплату на ввезенный автомобиль в течение трёх лет, они направляют извещение. На оплату предоставляется 20 календарных дней. Игнорирование требований приводит к взысканию сбора через суд.
Заключение
Таким образом, для расчета размера утильсбора необходимо знать расчетный коэффициент, который устанавливается Правительством Российской Федерации и закрепляется законодательно, а также размер базовой ставки, который отличается в зависимости от категории транспортного средства. При этом стоит помнить, что для физического лица, которое приобретает автомобиль для личного пользования данный госсбор будет значительно ниже, чем для юридического лица.
- https://mag.auto.ru/article/utilisetallageanalisis/
- https://kvest-text.ru/programmy/81-postanovlenie-rf-po-utilizacionnomu-sboru.html
- https://pddmaster.ru/avtomobili/utilizacionnyi-sbor.html
- https://www.alta.ru/auto-vat/util_sbor/
- https://bezotxodov.ru/utilizatsiya/utilizacionnyj-sbor
- https://insur-portal.ru/util/raschet-utilizacionnogo-sbora
- http://logisline.ru/information/utilizatsionnyy-sbor-v-2021-godu/
- https://ucsol.ru/information/utilizatsionnyj-sbor