Постановление правительства 1291 об утилизационном сборе — что такое утилизационный сбор?

Содержание
  1. Что такое утилизационный сбор и когда он появился
  2. Постановление правительства 1291 об утилизационном сборе
  3. Пункт 1. Компенсация для северян
  4. Пункт 2. Продление уведомительного периода до 31 октября 2020 года
  5. Кто должен платить утилизационный сбор?
  6. Что означает печать «утилизационный сбор» в ПТС?
  7. И что, с 2012 года никаких изменений с утильсбором не случалось?
  8. Как изменились ставки утилизационного сбора в России с 1 апреля 2018 года?
  9. Увеличение утилизационного сбора на автомобили с 1 января 2020 года
  10. Когда и кому нужно платить?
  11. Кто освобождается от уплаты?
  12. Как на это отреагировали дилеры и автопроизводители?
  13. Так что, ждать подорожания?
  14. Сколько госбюджет получает от утильсбора?
  15. Формула расчета
  16. Ставки и коэффициенты
  17. Примеры расчета размеров утилизационного сбора для разных категорий транспортных средств
  18. Полный перечень ставок на утилизационный сбор в рублях:
  19. На спецтехнику
  20. На прицепы и полуприцепы
  21. На мотоциклы
  22. Утилизационный сбор на легковые автомобили
  23. Утилизационный сбор на грузовой автомобиль (категории B,C в т.ч седельный тягач, рефрижератор, фургон, самосвал)
  24. Утилизационный сбор на специальный транспорт (на шасси грузового автомобиля категории «С»)
  25. Утилизационный сбор на автобусы (категории D)
  26. Утилизационный сбор на самосвалы, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья (карьерные самосвалы)
  27. Утилизационный сбор на шасси колесных транспортных средств
  28. Утилизационный сбор на грейдеры и планировщики
  29. Утилизационный сбор на бульдозеры
  30. Утилизационный сбор на экскаваторы, экскаваторы-погрузчики, экскаваторы-бульдозеры
  31. Утилизационный сбор на перегружатели колесные
  32. Где ставится отметка об оплате?
  33. Возврат утилизационного сбора
  34. Штраф за неуплату сбора
  35. Заключение

Что такое утилизационный сбор и когда он появился

Утилизационный сбор ввели в 2012 году. Создание такого инструмента поддержал Владимир Путин, который тогда был премьер-министром. Сбор стал не только попыткой позаботиться об экологии (собираемые деньги должны были пойти на организацию мощностей по утили­зации старых автомо­билей и их частей), но и мощным государ­ственным рычагом воздействия на автомобиль­ные компании и инструментом поддержки брендов с локализо­ванным производством.

Утильсбор появился после вступления России во Всемирную торговую органи­зацию (ВТО). Создание единого торгового простран­ства означало постепенное снижение импортных пошлин на иностранную продукцию, в том числе на автомобили: сначала с 30 до 25 процентов, а в течение следующих семи лет ещё на 10 пунктов.

Такие послабления могли привести к тому, что в Россию хлынул бы поток дешёвых подер­жанных иномарок, а локализо­ванные новые автомобили проигрывали им в цене. Чтобы этого не допустить и стимулировать отече­ственный рынок, в Минпромторге предложили ввести новую загради­тельную пошлину для импорта как подер­жанных, так и новых машин. К популяри­зации утильсбора подключили даже россий­ский «Гринпис»!

По новым правилам и компании-импортёры, и частные покупатели при ввозе иномарки должны платить фиксиро­ванный сбор. Базовая ставка для легковых автомо­билей составила 20 000 рублей. Эта сумма умножалась на различные коэффи­циенты, зависящие от возраста машины, мощности двигателя, массы и так далее.

Например, новый автомобиль с мотором объёмом менее одного литра имел коэффи­циент 0,86, а такой же старше трёх лет — уже коэффи­циент 5,3. Машины с объёмом двигателя до двух литров считались по ставкам 1,34 и 8,26 соответ­ственно, а в случае с моторами больше 3,5 литра коэффи­циенты составляли от 5,5 до 35,01.

Для ясности рассмотрим расчёт утильсбора для импортного Mercedes-Benz E-классас бензиновым мотором объёмом 1,8 литра, который в 2012 году стоил около 1,9 млн рублей.

Для этого нам необходимо знать категорию легкового автомо­биля (в данном случае это М1), а также соответ­ствующий коэффи­циент (для ввоза в коммер­ческих целях нового автомобиля с мотором объёмом от 1 до 2 литров он составляет 1,34). Умножаем базовые 20 000 рублей на 1,34 и получаем 26 800 рублей.

Если бы такой автомобиль, но уже старше трёх лет, для собственного пользо­вания ввозил частник, то базовую ставку надо было бы умножить на 0,15. То есть утильсбор составил бы 3000 рублей (не путайте с таможенным сбором).

Значительно больше пришлось бы заплатить за ввоз подер­жанного E-классастарше трёх лет для коммер­ческой организации или для пере­продажи. В этом случае коэффи­циент составил бы 8,26, а сумма утильсбора взлетела до 165 200 рублей!

Аналитики PricewaterhouseCoopers в 2012-м рассчитали, что введение утильсбора будет ежегодно приносить бюджету до четырёх милли­ардов долларов. При этом на создание всей инфра­структуры для уничтожения старых машин, в том числе заводов по переработке, требовалось вдвое меньше.

Компании со сборочными предприятиями в России поначалу от уплаты утильсбора освободили, но обязали создать инфра­структуру для утилизации в будущем, а также построить пункты переработки во всех крупных населённых пунктах (с населе­нием не менее полумиллиона человек).

С 2014 года сбор распространили на всех — даже на тех, у кого есть полноценное произ­водство в России. Однако тем, кто вложился в создание полноценной производ­ственной базы, правитель­ство начало предо­ставлять различные субсидии и преференции.

Постановление правительства 1291 об утилизационном сборе

Постановление от 26 декабря 2013 года №1291. С 1 января 2014 года вступает в силу новая редакция Федерального закона. В соответствии с договорённостями, достигнутыми с партнёрами по ВТО, статьёй 241 Федерального закона предусмотрено установление обязанности по уплате утилизационных сборов всеми без исключения участниками рынка, включая российских производителей автомобилей (в настоящее время отечественные производители, принявшие на себя обязательства по дальнейшей утилизации произведённой ими техники, указанные сборы не уплачивают). Кроме того, Федеральным законом в новой редакции устанавливается обязанность по уплате утилизационных сборов в отношении шасси. Подписанным постановлением акты Правительства Российской Федерации приводятся в соответствие с Федеральным законом в новой редакции.

Пункт 1. Компенсация для северян

Кадровику следует обратить внимание, что правила пункта 1 Постановления № 887:

  • являются временными — применяются к обстоятельствам, связанным с ограничительными коронавирусными мерами в 2020 году;
  • касаются исключительно работодателей и работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
  • применяются в отношении лиц, имеющих право в соответствии со ст. 325 ТК РФ на оплату 1 раз в 2 года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории РФ к месту отпуска и обратно, но не реализовавшие такое право в 2020 году из-за коронавирусных ограничительных мер.

Особенности отпускной компенсации для северян по Постановлению № 887 смотрите на рисунке:

Если работодатель выплатил компенсацию сотруднику заранее, но из-за ограничительных мер поездка в отпуск не состоялась, возвращать или нет компенсацию зависит от действий перевозчика (транспортной компании, услугами которой хотел воспользоваться отпускник):

Установлены ограничения по срокам (п. 2 Особенностей, утв. Постановлением Правительства № 887):

  • 7 рабочих дней с даты выхода из отпуска дается работнику, чтобы информировать работодателя о том, что он оплатил билеты, но из-за ограничительных мер не воспользовался ими. Способ информирования работодатель закрепляет в локальном акте.
  • 3 рабочих дня с даты выхода из отпуска есть у работника для представления работодателю отчета о расходах, если отпускная поездка состоялась. К отчету следует приложить подлинники билетов или бумажные распечатки электронных проездных документов.

Пункт 2. Продление уведомительного периода до 31 октября 2020 года

Пункт 2 Постановления 877 должен порадовать работодателей, не успевших до 30.06.2020 проинформировать своих работников о праве выбора формы трудовой книжки. Крайний срок уведомительной процедуры перенесли на 31.10.2020.
Для информирования работодателю разрешено использовать не только письменную форму — подходящий способ следует закрепить в локальном акте, учитывая мнение профсоюзного органа (при его наличии).

По Информации ПФ РФ с начала года 1, 4 млн работников подало заявление о выборе ведения трудовой книжки в электронном виде.

Кто должен платить утилизационный сбор?

Перечень плательщиков утилизационного сбора приводится в части 3 статьи 24.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления»:

3. Плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые:

  • осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию;
  • осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации;
  • приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора;
  • являются владельцами транспортных средств, в отношении которых утилизационный сбор не был уплачен в соответствии с абзацем пятым пункта 6 настоящей статьи, при помещении таких транспортных средств под иную таможенную процедуру при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны, применяемой на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, за исключением случаев помещения таких транспортных средств под таможенную процедуру реэкспорта.

Чаще всего с утилизационным сбором сталкиваются автовладельцы, которые ввозят автомобиль в Россию из-за рубежа. При этом, если машина ввозится менее чем на 6 месяцев, то сбор не уплачивается. Данный вопрос рассмотрен в отдельной статье.

Что означает печать «утилизационный сбор» в ПТС?

Штамп утилизационный сбор ставится на лицевой части ПТС в графе «Особые отметки» (в левой части страницы). Он означает, что сбор в отношении указанного автомобиля уплачен.

Так что если штамп в документе стоит, то это является скорее преимуществом, чем недостатком. Собственник автомобиля в будущем вправе рассчитывать на бесплатную утилизацию автомобиля.

Если же такого штампа в ПТС нет, то имеет смысл изучить ситуацию подробнее.

Это связано с тем, что до 1 сентября 2012 года утилизационный сбор уплачивать было не нужно. Т.е. при покупке машины, ПТС на которую выдан до 1 сентября 2012 года, отсутствие штампа об уплате сбора не должно вызывать никаких проблем.

При покупке автомобиля, ПТС на который выдан после 1 сентября 2012 года, нужно иметь в виду, что если утилизационный сбор уплачен не был, то его придется заплатить Вам.

И что, с 2012 года никаких изменений с утильсбором не случалось?

Как бы не так! Базовая ставка для легковушек до настоящего времени осталась на перво­начальном уровне, но повыша­ющие коэффи­циенты регулярно росли. Наиболее заметное за последние годы повышение утильсбора произошло совсем недавно, 1 января 2020 года. Вот как коэффи­циенты выглядели в прошлом году.

 

Виды и категории транспортных средств (ТС) Коэффициент расчёта для новых ТС Коэффициент расчёта для ТС, с даты выпуска которых прошло более 3 лет
С электродвигателем, за исключением гибридных 1,63 6,1
С рабочим объёмом двигателя не более 1000 куб. см 2,41 6,15
С рабочим объёмом двигателя свыше 1000 куб. см, но не более 2000 куб. см 8,92 15,69
С рабочим объёмом двигателя свыше 2000 куб. см, но не более 3000 куб. см 14,08 24,01
С рабочим объёмом двигателя свыше 3000 куб. см, но не более 3500 куб. см 12,98 28,5
С рабочим объёмом двигателя свыше 3500 куб. см 22,25 35,01
Ввозимые физлицами для личного пользования, вне зависимости от объёма двигателя 0,17 0,26

 

Для легковых автомобилей ставки в среднем выросли на 110,7 процента. Для машин с двигателем до одного литра утильсбор повысился на 46,1 процента, а для автомобилей с двигателем от 3,5 литра — на 145 процентов! В самом массовом сегменте — автомобилей с моторами объёмом от одного до двух литров — сбор подскочил на 112,4 процента.

В правительстве тогда заявили, что эти изменения — «ответ на снижение таможенных ставок для сохранения общего уровня тарифной защиты».

Как изменились ставки утилизационного сбора в России с 1 апреля 2018 года?

Согласно вышеприведённому Постановлению, утилизационный сбор на легковой и грузовой автотранспорт был повышен. Индексация ставок была связана с нынешним состоянием рынка в области вопросов связанных с природоохранной деятельностью и утилизацией транспортных средств, в частности.

Сбор на новые авто с объемом двигателя до одного литра повысился на 16,2%, до двух литров – на 90%, до трех литров – на 49,3%. Для автомобилей с объемом двигателя более трех литров ставка не повысилась. Для электромобилей сбор увеличился на 14,8%.

Отдельно прописаны ставки для новых автомобилей, собранных на базе шасси 2017 года выпуска. Для них до конца 2018 года продолжали действовать старые коэффициенты.

В отдельный раздел вынесены седельные тягачи. Например для тягачей старше трех лет с полной массой 12-20 тонн коэффициент в два раза выше, чем для прочих грузовиков аналогичного возраста и грузоподъемности.

Увеличение утилизационного сбора на автомобили с 1 января 2020 года

В 2020 году величина утилизационного сбора на легковые машины в некоторых сегментах вырастет более чем в 2 раза. Увеличение тарифов коснется не всех сегментов рынка. Как будет рассчитываться увеличение: базовые ставки утильсбора не изменятся: 20000 для легковых автомобилей и 150000 для коммерческого транспорта. Индексация будет проведена с помощью повышающих коэффициентов за год выпуска, тип кузова и объем двигателя.

Пересмотр тарифов значительно пополнит бюджет России. (За счет импорта: 77,3 миллиарда в 2020 против 54 миллиардов в 2019; за счет выпускаемых в РФ автомобилей 338,4 против 204,2 миллиардов). Предполагаемый размер увеличения утилизационного сбора для разных типов автомобилей:

  • Машины с объемом двигателя до 1 литра рост 46,1%.
  • Новые легковые автомобили с объемом двигателя 1-2 литра – 112,4% 178,4 тыс. рублей. (вместо 84 тысяч раньше).
  • Машины с объемом от 3,5 литров – 145%.
  • Подержанные иномарки, возрастом более 3-х лет с объемом двигателя 1-2 литра будут платить столько же, сколько и раньше – 313800 рублей.

Новая инициатива Минпромторга моментально вызвала волну обсуждений в СМИ. Денис Мантуров (Глава Минпромторга РФ) ранее заявлял, что доля утилизационного сбора составит не более 1,5-2% стоимости машины.

Когда и кому нужно платить?

По ФЗ №89 уплата утилизационного сбора предусмотрена для граждан и юридических лиц. На основе части 6 статьи 24.1 платить взнос придётся покупателям следующих категорий ТС:

  • автомобили, зарегистрированные на льготников, не плативших УС;
  • произведенные в России;
  • ввезённые зарубежные машины;
  • техника, приобретаемая в Калининградской области;
  • авто с ранее неуплаченным взносом.

Покупка техники на вторичном рынке требует внимательности от будущего владельца. Нужно убедиться в том, что УС оплачен. В противном случае после заключения сделки оплатить взнос перед регистрацией придется покупателю.

Кто освобождается от уплаты?

Категорий владельцев техники, имеющих право не оплачивать утилизационный взнос, мало.

В список, который не облагается УС, попали машины:

  • беженцев и переселенцев;
  • восстановленные ретро экземпляры с оригинальным двигателем, другой комплектацией, старше 30 лет;
  • дипломатов, представителей консульств;
  • соотечественников, вернувшихся в Россию по Госпрограмме переселения;
  • подержанные возрастом более 30 лет, не задействованные в коммерции;
  • выпущенные с конвейера и зарегистрированные в Калининграде и области;
  • обладающие иммунитетом, так как ввезены на срок менее полугода.

Если владелец попадает в освобожденную категорию, то нужно документально подтвердить льготу. Для этого собственник обращается в таможню с бумагами, устанавливающие факт освобождения от утилизационного взноса.

Как на это отреагировали дилеры и автопроизводители?

Против изменения коэффициентов выступили как сами автопроиз­водители, так и дилеры. Они и без того были недовольны ростом ставки НДС с 18 до 20%, а повышение утильсбора означало для них новые расходы и, как следствие, рост цен.

Ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) направила письмо президенту Владимиру Путину с просьбой не допустить повышения утильсбора. Дилеры заявили, что это приведёт к значитель­ному подорожанию автомо­билей и существенному падению продаж.

«Увеличение ставок утилизационного сбора приведёт к увели­чению стоимости товаров, что крайне негативно отразится не только на автомо­бильном рынке, который и так уже несколько месяцев находится на грани суще­ственного падения, но и на экономике в целом, так как смежные отрасли с автомо­бильной также пострадают», — говорилось в письме РОАД. Эксперты спрогнози­ровали, что импортные машины подорожают на 2–3 процента, а локализо­ванные — на 1–1,5 процента.

Об этом же просила и Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ).

Но в правительстве планы не поменяли. Более того, глава Минпром­торга Денис Мантуров сразу предупредил, что в 2021 или 2022 году утильсбор проиндекси­руют опять. Именно это сейчас и происходит.

Базовая ставка утилизационного сбора на легковые машины вырастет с 20 до 25 тысяч рублей, а на грузовики и прицепы — со 150 до 187,5 тысяч. При этом Мантуров не ожидает роста цен на машины россий­ского выпуска, из-за того что произво­дителей таких автомо­билей поддер­живает государ­ство. В стоимости импортных машин, по оценке министра, доля утильсбора — всего 2–5 процента.

В ведомстве уточнили, что на новые размеры сбора влияют экономи­ческие факторы, включая изменение курса рубля, уровень инфляции и динамику рынка. Минпромторг добавил, что рост утильсбора нивели­руется уменьше­нием ввозных пошлин: в 2018–2019 году для легковых автомо­билей она упала с 20 до 15%.

Итак, когда новые ставки начнут действовать, для транс­портных средств, ввозимых физиче­скими лицами для личного пользо­вания, вне зависи­мости от объёма двигателя, они составят не более 4500 рублей для новых автомо­билей и не более 6500 рублей для подер­жанных. Ставки для машин, импортируемых с коммер­ческими целями, естественно, будут выше.

Так что, ждать подорожания?

Если машина импортная, ни на какие субсидии при её покупке рассчиты­вать нельзя, и произво­дители включают все допол­нитель­ные расходы в цену. Если же у произво­дителя есть свои заводы в России и подписаны соглашения с правитель­ством, то покупатели получат господдержку, которая помогает сдер­живать резкий рост цен. Но такие меры не всегда способны покрыть все негативные факторы, среди которых — падение курса рубля (–30 процентов по отношению к евро по итогам 2020 года по данным Центробанка) и дефицит машин из-за простоя в пандемию. Да и сами госпрограммы распро­страняются на ограни­ченный набор локализо­ванных в России моделей не дороже 1,5 млн рублей. А в РФ выпускают и машины, которые стоят намного дороже!

Аналитик брокерской компании Alpari Александр Лосев считает: утильсбор уже включён в цену автомобиля в автосалоне, а любая допол­нительная нагрузка тут же будет пере­ложена на плечи потреби­теля. По его словам, так эта схема работает в любом секторе экономики России.

«В Минпромторге уверены, что автомобили отечественного произ­водства не подорожают, а иномарки если и вырастут в цене, то незначи­тельно. В это мало верится, — рассуждает Лосев. — Новое повышение утильсбора может привести к подорожа­нию автомо­билей в среднем на 4–6 процентов». По его же словам, за последние два-три года утильсбор стал одним из механизмов «накачи­вания денег в бюджет».

«Предполагается, что вся выгода от повышения утилизаци­онного сбора в 2021 году будет направлена на активи­зацию спроса на рынке. Допол­нитель­ные финансовые поступ­ления в бюджет дадут властям возмож­ность в дальнейшем поддер­живать программы льготного автокредито­вания, льготные программы лизинга и сохранить дисконт в предложе­ниях газомоторной техники. Иными словами, потребитель должен сначала заплатить, чтобы потом пользо­ваться преферен­циями», — подытожил Лосев.

На 2021 год заложено более 16 миллиардов рублей, которые будут распре­делены по различным программам. Речь идёт о льготном авто­кредито­вании и лизинге, а также скидке на газо­моторную технику. Эти меры помогут продать около 93 тысяч автомобилей.

Проще говоря, правительство старается ограничить допол­нитель­ными пошлинами ввоз автомо­билей, собранных за границей, а на полученные от них средства поддер­живает тех, кто сборку уже локализовал. Однако источники Журнала Авто.ру среди автопроиз­водителей признают, что и тут условия созданы неравные. Некоторые компании продают модели с минималь­ным процентом локализации, а льготы получают на уровне брендов, использующих большое количество отече­ственных компонентов. Поэтом некоторые произво­дители просили чиновников дифферен­цировать ставку утильсбора в зависи­мости от объёмов инвестиций в произ­водство в РФ. Но пока этого не произошло.

Сколько госбюджет получает от утильсбора?

По данным Министерства финансов, в 2019 году бюджет получил 206,34 млрд рублей с локализо­ванных транспортных средств (включая шасси и прицепы к ним), а с импортных — 54 млрд рублей. В 2020 году за локализо­ванные авто­мобили собрали 248,36 млрд рублей. Согласно закону о бюджете, по планам на 2021 год такой сбор принесёт 326,53 млрд рублей, а в 2022-м— 344,5 млрд.

Собранные платежи Минпромторг направляет на те самые госпрограммы поддер­жания спроса на авто­мобили и промыш­ленные субсидии для компаний, подписав­ших с правитель­ством специнвест­контракты.

А ещё чиновники не отказываются и от поддержки экологи­ческого имиджа этого платежа. Как рассказали в Минпромторге коррес­понденту Журнала Авто.ру, сейчас сбор произво­дители платят «для обеспече­ния экологиче­ской безопас­ности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации автомобильной техники».

Формула расчета

Наверное самой главной причиной введения утилизационного сбора было вступление в августе 2012 года Российской Федерации в ВТО. Помимо тех выгод, которые государство получило или получит от членства в организации, появился и значительный недостаток — размер пошлин на ввозимый товар значительно снизился. Тогда было принято решение о введение сбора на утилизацию, чтобы бюджет страны не потерял значительных вливаний денежных средств. Но данный сбор распространился не только на иностранные компании, но и на российских производителей и простых потребителей, которые самостоятельно покупают транспорт за границей.

Расчет размера утилизационного сбора регулируется несколькими законодательными актами, в числе которых Постановление Правительства РФ № 81 от 06.02.2016 (ред. от 11.05.2016) «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним» и Постановление Правительства РФ № 1291 от 26.12.2013 (ред. от 15.11.2017) «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним». Данные нормативные акты определяют правила взимания, исчисления и взыскания утилизационного сбора. Согласно их положениям, формула расчета выглядит следующим образом:

Ус = Бс х К, где:

  • Ус — это размер утилизационного сбора;
  • Бс — это базовая ставка;
  • К — коэффициент расчета.

Данная формула является универсальной для всех видов и типов транспортных средств, различаются только ее составляющие, которые зависят от возраста машины, ее массы, объема двигателя внутреннего сгорания и категории транспортного средства. При этом согласно положениям Постановлений для частных (физических) лиц ставки для расчета будут несколько ниже, чем для юридических лиц (организаций, предприятий и т.д.), поскольку ввозимый ими транспорт будет предназначен для личного пользования.

Ставки и коэффициенты

Согласно Постановлению Правительства №1291 размер базовой ставки равен 20 000 рублей для транспортных средств категории М1 и для машин с электродвигателем. Для всех остальных машин, в том числе самоходных и прицепов к ним (согласно Постановлению Правительства №81) базовая ставка равна 150 000 рублей. Таким образом, только за легковые автомобили с подходящими параметрами размер утилизационного сбора не будет столь велик, а за грузовые автомобили, коммерческие, грузопассажирские, пассажирские и другие автобусы, сельскохозяйственную, строительную и прочую технику придется уплачивать госсбор из расчета базовой ставки в 150 000 рублей. При этом важнейшую роль играют размеры расчетных коэффициентов, которые приведены в таблице ниже.

Таблица — Перечень категорий транспортных средств и соответствующих им коэффициентов для расчета размера утилизационного сбора в 2018 году
Категория транспортного средства Расчетный коэффициент
Новое ТС ТС старше 3 лет
Легковые автомобили массой до 3,5 т
С электродвигателем 1,42 5,3
С ОД не более 1000 куб.см 1,42 5,3
С ОД 1000-2000 куб.см 2,21 8,26
С ОД 2000-3000 куб.см 4,22 16,12
С ОД 3000-3500 куб.см 5,73 28,5
С ОД свыше 3500 куб.см 9,08 35,01
Ввозимые, купленные физлицами 0,17 0,26
Грузовые, грузопассажирские автомобили с массой
Не более 2,5 т 0,83 0,88
2,5-3,5 т 1,32 2,06
3,5-5 т 1,65 2,64
5-8 т 1,82 4,56
8-12 т 2,21 6,91
12-20 т 2,43 10.06
20-50 т 4,79 11,8
Автобусы массой
Не более 5 т (с ОД 5000-10000 куб.см) 2,64 4,4
Свыше 5 т (с ОД свыше 10000 куб.см) 3,3 5,2
С ОД не более 2500 куб. см (и с электродвигателем) 0,99 1
С ОД 2500-5000 куб. см 1,98 3
Поскольку основными плательщиками утилизационного сбора (согласно статье 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления») являются заводы-изготовители (крупнейшие производители), лица, занимающиеся ввозом транспортных средств из-за границы, официальные дилеры, то, следовательно, и цены на производимые (ввозимые) ими транспортные средства с введением в действие Постановления Правительства увеличились на величину государственного сбора. За уплату утильсбора производители должны отчитываться в Налоговую службу, подавая расчетную декларацию, соответственно, расчет размера платежа они осуществляют самостоятельно. Рассмотрим несколько примеров таких расчетов.

Примеры расчета размеров утилизационного сбора для разных категорий транспортных средств

Легковой автомобиль Vesta седан, выпущенный в 2017 году, имеет рабочий объем двигателя 1596 куб.см. Размер утилизационного сбора для такого автомобиля будет равен:

20 000 х 2,21 = 44 200 рублей, где:

  • 20 000 — базовая ставка;
  • 2,21 — расчетный коэффициент.

В том случае, если бы завод-изготовитель по какой-либо причине не совершил уплату, то утильсбор обязан был заплатить владелец автомобиля. Размер платежа равен:

20 000 х 0,17 = 3 400 рублей, где:

  • 20 000 — базовая ставка;
  • 0,17 — расчетный коэффициент.

Автобус ПАЗ-3205, выпущенный в 2013 году, имеет рабочий объем двигателя 4670 куб.см и массу 4680 кг. По какой-то причине утильсбор на автобус уплачен не был, поэтому его новый владелец (директор автобусного парка) обязан совершить оплату в размере:

150 000 х 4,4 = 660 000 рублей, где:

  • 150 000 — базовая ставка;
  • 4,4 — расчетный коэффициент.

За неуплату утилизационного сбора не предусмотрено никаких штрафных санкций, однако Налоговая служба в установленном порядке имеет право взыскивать данный платеж с должника. При этом отсутствие оплаты может неблагоприятно сказаться на владельце вновь приобретенного транспорта, поскольку без особой отметки в ПТС «Утилизационный сбор оплачен» будет невозможно зарегистрировать транспортное средство в Госавтоинспекции или Гостехнадзоре.

Полный перечень ставок на утилизационный сбор в рублях:

Виды и категории транспортных средств Сумма утилизационного сбора в рублях РФ
До 3х лет с даты выпуска Старше 3х лет с даты выпуска

На спецтехнику

Автомобиль младше 3-х лет старше 3-х лет
Специальные транспортные средства, кроме автобетоносмесителей 285 000 1 725 000
Автобетоносмесители 853 500 2 242 500

 

На прицепы и полуприцепы

Автомобиль младше 3-х лет старше 3-х лет
Прицепы и полуприцепы 96 000 1 207 500

Обратите внимание, утилизационный сбор уплачивается только за прицепы категории О4, т.е. тяжелее 10 тонн. Если прицеп имеет меньшую массу, то утилизационный сбор не уплачивается.

На мотоциклы

Утилизационный сбор за мотоциклы не взимается.

Утилизационный сбор на легковые автомобили

Расчёт утилизационного сбора на легковой автомобиль происходит по формуле умножив базовую ставку на коэффициент.

Базовая ставка × Коэффициент = Сумма утилизационного сбора

Базовая ставка утильсбора на легковые автомобили составляет 20000 рублей.

Значения Коэффициента указаны в постановлении Правительства от 11 декабря 2015 г. N 1350.

Для физических лиц (физлиц) размер утилизационного сбора зависит от возраста легковых автомобилей.

Таблица 1. Утилизационный сбор на автомобили для физических лиц

Размер утилизационного сбора на легковые автомобили для физических лиц
Возраст легкового автомобиля k 1 Сумма, руб.
Новые до 3-ёх лет 0,17 3400 руб.
Старше 3-ёх лет 0,26 5200 руб.

1 – коэффициент (k)

ВАЖНО! За ввоз прицепов для легковых автомобилей, грузоподъемностью до 10 тонн утильсбор не уплачивается

Для юридических лиц и Индивидуальных предпринимателей (ИП) утилизационный сбор зависит от возраста автомобиля и объема двигателя.

Таблица 2. Утилизационный сбор на автомобили для юридических лиц и ИП

Размер утилизационного сбора на легковые автомобили для юридических лиц и ИП
Виды и категории легковых автомобилей Новые до 3-ёх лет Старше 3-ёх лет
k 1 Сумма, руб. k 1 Сумма, руб.
1. Электромобиль (без гибридного двигателя) 1,42 28400 5,3 106000 руб.
2. С объемом двигателя:
Не более 1000 куб. см 1,42 28400 5,3 106000 руб.
Свыше 1000 куб. см, но не более 2000 куб. см 2,21 44200 8,26 165200 руб.
Свыше 2000 куб. см, но не более 3000 куб. см 4,22 84400 16,12 322400 руб.
Свыше 3000 куб. см, но не более 3500 куб. см 5,73 114600 28,5 570000 руб.
Свыше 3500 куб. см 9,08 181600 35,01 700200 руб.

1 – коэффициент (k)

Утилизационный сбор на грузовой автомобиль (категории B,C в т.ч седельный тягач, рефрижератор, фургон, самосвал)

полной массой не более 2,5 тонны

178500

189000

полной массой свыше 2,5 тонны, но не более 3,5 тонны

300000

432000

полной массой свыше 3,5 тонны, но не более 5 тонн

300000

456000

полной массой свыше 5 тонн, но не более 8 тонн

313500

786000

полной массой свыше 8 тонн, но не более 12 тонн

438000

1192500

полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн

496500

1735500

Седельные тягачи полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн

850500

3469500

Автосамосвалы полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн

418500

1735500

Автомобили-фургоны, включая рефрижераторы, полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн

507000

1735500

Транспортные средства полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн

1002000

2035500

Седельные тягачи полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн

1002000

2035500

Автосамосвалы полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн

945000

2035500

Автомобили-фургоны, включая рефрижераторы, полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн

825500

2035500

Утилизационный сбор на специальный транспорт (на шасси грузового автомобиля категории «С»)

специальные транспортные средства кроме автобетоносмесителей (бетономешалок на базе шасси)

285000

1725000

автобетоносмесители (бетономешалки на базе шасси)

853500

2242500

Утилизационный сбор на автобусы (категории D)

с объемом двигателя не более 2500 куб. сантиметров

214500

217500

с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой

171000

172500

с объемом двигателя свыше 2500 куб. сантиметров, но не более 5000 куб. сантиметров

342000

517500

с объемом двигателя свыше 5000 куб. сантиметров, но не более 10000 куб. сантиметров

591000

759000

с объемом двигателя свыше 10000 куб. сантиметров

990000

1558500

Утилизационный сбор на самосвалы, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья (карьерные самосвалы)

полной массой свыше 50 тонн, но не более 80 тонн

3360000

7668000

полной массой свыше 80 тонн, но не более 350 тонн

6195000

7920000

полной массой свыше 350 тонн

9165000

9900000

Утилизационный сбор на шасси колесных транспортных средств

шасси грузовых автомобилей полной массой не более 3,5 тонны

300000

468000

шасси грузовых автомобилей полной массой свыше 3,5 тонны, но не более 5 тонн

300000

456000

шасси грузовых автомобилей полной массой свыше 5 тонн, но не более 8 тонн

313500

786000

шасси грузовых автомобилей полной массой свыше 8 тонн, но не более 12 тонн

438000

1192500

шасси грузовых автомобилей полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн

496500

1735500

шасси грузовых автомобилей полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн

1002000

2035500

шасси автобусов полной массой не более 5 тонн

456000

759000

шасси автобусов полной массой свыше 5 тонн

570000

897000

Утилизационный сбор на грейдеры и планировщики

мощность силовой установки менее 100 л.с

552000

1466250

мощность силовой установки не менее 100 л.с и менее 140 л.с

724500

1897500

мощность силовой установки не менее 140 л.с и менее 200 л.с

1035000

2794500

мощность силовой установки не менее 200 л.с

1380000

4088250

Утилизационный сбор на бульдозеры

мощность силовой установки менее 100 л.с

690000

2070000

мощность силовой установки менее 100 л.с и менее 200 л.с

1207500

6037500

мощность силовой установки менее 200 л.с и менее 300 л.с

1449000

9487500

мощность силовой установки менее 300 л.с и менее 400 л.с

1725000

12075000

мощность силовой установки не менее 400 л.с

2587500

17250000

Утилизационный сбор на экскаваторы, экскаваторы-погрузчики, экскаваторы-бульдозеры

мощность силовой установки менее 170 л.с

690000

2932500

мощность силовой установки менее 170 л.с и не менее 250 л.с

1035000

4312500

мощность силовой установки не менее 250 л.с

1380000

6986250

Утилизационный сбор на перегружатели колесные

мощность силовой установки менее 100 л.с.

431250

13213500

мощность силовой установки не менее 100 л.с. и не более 125 л.с.

569250

21614250

мощность силовой установки не менее 125 л.с. и не более 150 л.с.

690000

21614250

мощность силовой установки более 150 л.с

759000

27755250

Где ставится отметка об оплате?

Фактическая оплата УС фиксируется в паспорте транспортного средства. Подтверждение проставляется в разделе «Особые отметки».

Незаполненный раздел ПТС не дает право регистрировать новую машину. При льготах, освобождающих от взноса, обязательно указывается в паспорте основание для их предоставления. Утильсбор не уплачивается некоторыми категориями граждан, список которых указан в законе.

Приобретение ТС российских производителей на первичном рынке освобождает покупателя от взноса, так как сумма утилизационного сбора включена в цену. Лицам, купившим технику за границей, при ввозе нужно оплатить УС, и предоставить сведения на таможню.

При покупке автотехники на вторичном рынке отметка об утилизационном сборе в ПТС может отсутствовать по 2 причинам:

  • ТС ввезено в страну до 2012 г.;
  • выпущено с конвейера российским автоконцерном до 2012 г.

Возврат утилизационного сбора

Существует процедура возврата ошибочно уплаченных средств, направленных на УС. Оформление возможно при:

  • дополнительной уплате или взыскании сбора (при условии уже уплаченного взноса на ТС);
  • внесении большей суммы (например, при неправильно указанных коэффициентах в расчете).

Для получения денежной выплаты нужно обратиться:

  1. В таможенное управление (при ввозе ТС).
  2. В налоговую инспекцию (при покупке российского автомобиля).

Первое, что потребуется от водителя, это составление заявление на возврат ошибочно уплаченных денег. В дополнение предоставляются копии и оригиналы:

  1. ПТС.
  2. Паспорта владельца (или владельцев).
  3. Квитанцию оплаченного УС.
  4. Бумаги, которые подтверждают ошибочность взноса.
  5. Банковские реквизиты получателя.

За возвратом неправильно уплаченного утилизационного сбора в России разрешено обратиться в течение трёх лет с даты оплаты. Период ожидания ответа занимает около месяца, выплата перечисляется на счет заявителя.

Штраф за неуплату сбора

На случай неуплаты УС административной или другой ответственности в российском законодательстве нет. Но отсутствие санкций для владельцев автомобилей не освобождает от необходимости внесения сбора, так как владелец не сможет зарегистрировать ТС в органах ГИБДД. Техника льготных категорий граждан без документально заверенного освобождения тоже не подлежит регистрации.

На оформление транспорта согласно закону предоставляется:

  • при ввозе автомобиля на срок действия транзитных номеров 20 суток;
  • 10 суток после покупки российской марки.

Езда на незарегистрированном транспортном средстве попадает под административную ответственность. Согласно предусмотренной статье оформляется штраф до 800 рублей. Но уплата взыскания не снимает обязательств по утилизационному сбору и регистрации автотехники. Повторное нарушение наказывается серьезнее:

  • владельца штрафуют на 5000 рублей;
  • лишают прав на срок до 90 суток.

Если таможенные органы обнаружили неуплату на ввезенный автомобиль в течение трёх лет, они направляют извещение. На оплату предоставляется 20 календарных дней. Игнорирование требований приводит к взысканию сбора через суд.

Заключение

Таким образом, для расчета размера утильсбора необходимо знать расчетный коэффициент, который устанавливается Правительством Российской Федерации и закрепляется законодательно, а также размер базовой ставки, который отличается в зависимости от категории транспортного средства. При этом стоит помнить, что для физического лица, которое приобретает автомобиль для личного пользования данный госсбор будет значительно ниже, чем для юридического лица.

Источники
  • https://mag.auto.ru/article/utilisetallageanalisis/
  • https://kvest-text.ru/programmy/81-postanovlenie-rf-po-utilizacionnomu-sboru.html
  • https://pddmaster.ru/avtomobili/utilizacionnyi-sbor.html
  • https://www.alta.ru/auto-vat/util_sbor/
  • https://bezotxodov.ru/utilizatsiya/utilizacionnyj-sbor
  • https://insur-portal.ru/util/raschet-utilizacionnogo-sbora
  • http://logisline.ru/information/utilizatsionnyy-sbor-v-2021-godu/
  • https://ucsol.ru/information/utilizatsionnyj-sbor

tett
Зарплатто.ру - сайт о зарплатах и доходах, деньгах и финансах