Производство в надзорной инстанции в 2024 — определение и назначение

Понятие и значение производства в надзорной инстанции

То, что производство в надзоре – это отдельная стадия, подтверждается следующими аспектами:

  • установленные сроки;
  • участники судопроизводства;
  • наличие процессуального статуса участников процесса;
  • итогом выступает принятие определённого особого постановления в документарной форме.

Из главы 48.1 УПК надзор можно определить следующим образом – это отдельная стадия уголовного судопроизводства по пересмотру вступивших в законную силу и действующих актов Верховным Судом РФ на предмет их законности.

Особая роль надзорной инстанции (в уголовном процессе) определяется несколькими аспектами:

  1. Эта стадия призвана осуществлять контроль соблюдения закона и обоснованности вступивших и уже исполняемых приговоров (постановлений) нижестоящих инстанций.
  2. Помимо самого обжалуемого приговора, наравне с ним проверку проходят все последующие акты, полученные в результате апелляционного и кассационного пересмотра.
  3. Протест вправе подать только специально обозначенное должностное лицо, которое регламентируется нормами уголовно-процессуального кодекса.
  4. Подача протеста не гарантирует пересмотр дела, он возможен только после предварительно принятого решения о допуске, выносимого на усмотрение судьи, который первоначально знакомится с материалами.
  5. Если жалоба подана с целью улучшения положения осуждённого, не действуют никакие процессуальные сроки. Когда бы ни был постановлен несоответствующий закону, ущемляющий права, признанного виновным человека, вердикт, он подлежит отмене или внесению в его текст изменений.
  6. Слушание дела на этапе «надзор» в уголовном процессе не является обязательным этапом. До этой стадии доходит нечасто, только в ситуациях, когда, по мнению осуждённого, он не добился правды в очередной раз.

Основные задачи, решение которых предусмотрел законодатель, это:

  1. Выявление нарушений закона в деятельности нижестоящих инстанций (результатах их работы).
  2. Самостоятельное исправление обнаруженных ошибок путём изменения либо возврат дела вследствие отмены решения с разъяснением нижестоящему органу допущенных нарушений.
  3. Установление проблем правоприменения в ситуациях, когда отсутствуют прямые нормы, официальные разъяснения, обобщение и проработка.

Выполняя задуманные законодателем задачи, этот этап судопроизводства имеет своё немаловажное значение:

  • гарантия конституционного права, осуждённый наделяется правом использовать все возможные способы своей защиты;
  • препятствие для исполнения вердиктов, вынесенных при несоблюдении материальных и процессуальных норм, не отвечающих принципам обоснованности и справедливости;
  • формирование общегосударственной практики применения закона, позиция Верховного Суда РФ (разъяснения Пленума ВС), заявленная с учётом принятого решения, является основополагающей для подобных случаев в будущем;
  • повышение уровня законности при использовании в деятельности судей разъяснений надзорного органа.

Пересмотр в порядке надзора нужен судебной власти как система самопроверки, сделанные выводы относительно правоприменительной деятельности обязательны для всех госорганов без исключения.

Кто может обратиться с жалобой

В соответствии со ст. 401.2 и 412.1 УПК РФ подать надзорную жалобу могут:

  • стороны дела: осужденные, оправданные, их защитники и уполномоченные (законные) представители, частный обвинитель, потерпевшие, гражданские истцы и ответчики в части гражданского иска, решение по которому содержится в приговоре;
  • другие лица, права, свободы и законные интересы которых были нарушены вынесенными судебными постановлениями;
  • Генеральный (военный, региональный) прокурор и его заместители.

Схожесть и различие с другими стадиями пересмотра судебных решений

Между разными этапами проверки на законность есть общие черты:

  1. Преследуемые цели.
  2. Правовое значение.
  3. Функция проверки работы нижестоящих органов, осуществляющих правосудие.
  4. Запрет на ухудшение положения осуждённого.
  5. Контроль законности и обоснованности выносимых актов (ст. 401.1 предусматривает тождественную задачу для кассации).
  6. Указания на ошибки и необходимость исправления обязательны для исполнения.
  7. Основания признания незаконными обжалуемых актов.

В то же время стадия судебного надзора существенно отличается от апелляции:

  • по виду судебных актов, направленных для пересмотра;
  • по субъектному составу (апелляции неизвестны такие субъекты, как заявитель, иные лица);
  • процессуальными сроками, их урегулированием (для апелляции они прописаны в соответствующей главе кодекса, для надзора– законом не предусмотрены);
  • процедурой пересмотра (апелляция – повторение с новым исследованием доказательств, в надзоре доказательственную базу не подвергают сомнениям);
  • уполномоченным госорганом, осуществляющим функции контроля и кругом его полномочий.

Главное отличие – это обжалование акта, приводящегося во исполнение исправительной системой, для апелляционного обжалования предусмотрены короткие сроки до начала выполнения приговора.

Моменты, отличающие от кассационного порядка, содержатся в таблице.

Кассационное обжалование Обжалование в порядке надзора
Участники судопроизводства
Осуждённый/оправданный, защитник, представитель, потерпевший, частным обвинитель, гражданский истец, гражданский ответчик (по вопросам исковых требований), а также иные лица (заявитель, которому отказали завести дело, владелец имущества, на которое наложен арест или выступает предметом преступления), прокурор не ниже заместителя прокурора субъекта РФ. Заявители, должностные лица (Генпрокурор РФ, заместители)
Поставленные задачи
Проверка соблюдения законности и обоснованности в решениях органов правосудия.
Обжалуемые документы
Вынесенные районными и мировыми судами, а также в апелляции. Те же + кассационные определения, постановления нижестоящей надзорной инстанции.
Госорган, рассматривающий дело
Ст. 401.3 определяет правильность обращения. В обобщённом виде – это высшие органы правосудия в субъекте РФ, в военном округе, а также Верховный Суд. Верховный Суд РФ
Гарантия разбирательства при получении жалобы
Правильно составленная жалоба гарантирует рассмотрение и вынесение определения. Такой гарантии нет, решение об истребовании материалов зависит от мнения судьи, осуществляющего первоначальную проверку.
Рассматриваемые вопросы
проверяет соответствие законодательству и основным принципам заключительной резолюции по обвинению, но только в части, обжалуемой лицом, и в отношении тех осуждённых, о ком идёт речь в жалобе или представлении Неограничен прошением заявителя, уполномочен проверить все, что считает необходимым, объем исследования границ не имеет. При множественности лиц, признанных совершившими преступление, проверочные функции будут затрагивать всех соучастников, даже если ходатайство заявлено лишь одним.
Сроки принесения протеста
Не имеют ограничений, обжалование возможно в период исполнения наказания.

Порядок действий при получении жалобы, который будет рассмотрен далее, также не аналогичен кассационному.

Порядок производства в суде надзорной инстанции

Процедура рассмотрения, установленная на основе многолетней практики, состоит из нескольких этапов:

  1. Подача жалобы. На этом этапе лицо, имеющее законное право обратиться, составляет документ с учётом всех обязательных требований, содержащихся в кодексе. Представление направляется и подписывается главным лицом в прокурорской иерархии.
  2. Если направленное ходатайство имеет нарекания к содержанию, в нём отсутствуют обязательные для написания пункты, а именно:указание адресата, которому направлено обращение (Верховный Суд РФ),сведения о самом заявителе (Ф.И.О., адрес, при заключении под стражу – места отбывания наказания, данных о том, какое положение занимает в процессе), подробная информация обо всех имеющихся решениях по рассматриваемому делу, с указанием реквизитов, содержания, принимавшие их органы,аргументация обращения, законодательно установленные причины для пересмотра, указание на нарушаемые принятыми актами права и свободы лиц, ранее не участвовавшие в процессе,просительная часть, где излагается желание заявителя;роспись подающего лица,то в течение десятидневного срока поданные документы возвращаются назад. А также причиной возврата будет считаться отсутствие документов, с печатью и подписью государственного органа, подлежащих отмене или изменению, по мнению жалобщика.
  3. Приложенные документы и само обращение сначала тщательнопросматривается одним судьёй ВС РФ, материалы дела остаются в месте первоначального рассмотрения и только при необходимости судья истребует их.
  4. После изучения судья решает вопрос о направлении в Президиум ВС либо об отказе в передаче с обязательным обоснованием своей позиции, которая при желании оспаривается заявителем. Председатель ВС РФ или его заместитель, сочтя постановление не обоснованным, отменяет его и передаёт жалобу на рассмотрение. Лицо, отменившее постановление лишается возможности принимать участие в дальнейшем разбирательстве.
  5. Заседание Президиума. Период, отведённый для установления отсутствия/наличия нарушений, составляет от 1 месяца – только по приложенным отправителем копиям, до 2 месяцев в случае запроса материалов дела там, где оно находится (ст. 412.5, 412.6 УПК РФ).

Судебное заседание проводится при участии лиц, обратившихся с ходатайством. Прокурор присутствует обязательно.Неявка других участников не препятствует заседанию. Все происходящее фиксируется в протоколе. Ознакомившиеся с протоколом участники при обнаружении неточностей или искажения приносят замечания.

Докладчик объясняет обстоятельства дела, коллеги могут спрашивать и уточнять интересующие моменты.Потом заслушивается прокурор. Участники, вызванные в заседание, вправе выступить, давая пояснения по существу. При явке нескольких лиц, первым заслушивают заявителя.

Любой из вопросов выносится на голосование, большинство голосов является решающим фактором. Именно большинство, равенство количества проголосовавших за пересмотр даёт прямо противоположный отрицательный результат.По окончании заседания принимается постановление, не подлежащее оспариванию, действующее с момента провозглашения.

Важно понимать, что отмена обвинительного вердикта для осуждённого не даёт оснований полагать появление оправдательного вердикта при новом разбирательстве.

Пределы прав надзорной инстанции

Суд правомочен выйти за рамки полученного ходатайства.

Многие авторы научной юридической литературы и студенты в курсовых заданиях отмечают ревизионный характер проверки, что означает полный контроль законности поступающих документов:

  • правовые нормы должны применяться корректно, особенно это касается специального законодательства в области материального права;
  • процедурные нарушения должны отсутствовать.

При этом законодатель подчёркивает важный признак изъянов, выявление которых становится причиной отмены или изменения. Этот признак – существенность.

Какие нарушения можно считать существенными, указано в нескольких примерах:

  1. Имело место изготовление протокола секретарём в заседании по частям, каждая из которых отдельно не была заверена, только в конце стояла подпись председательствующего и секретаря, а между тем ведение протокола осуществлялось двумя лицами.
  2. Отказ в допросе свидетеля, о вызове которого настаивала сторона обвинения, по причине того, что его слова «не относятся к существу предъявленного обвинения», является препятствием к представлению доказательств. Сторона обвинения была лишена возможности подтвердить обвинение.
  3. Описательно – мотивировочная часть не содержит описания умысла, не расписано, почему сделаны такие выводы, если исследованные доказательства не в полной мере подтверждают эту позицию.
  4. Признание виновным за совершение нескольких преступлений, когда состав одного охватывает состав другого и назначение наказания в большем размере.
  5. Непредставление переводчика на любом этапе следствия и судебного заседания.

Несущественным нарушением можно посчитать, к примеру, отказ в допросе свидетеля, характеризующего личность подсудимого.

Какие действия входят в круг полномочий Верховного Суда РФ, это:

  • отказ в удовлетворении протеста;
  • отмена и прекращение производства;
  • возврат без рассмотрения по существу (ст.412.4);
  • изменение документа;
  • отмена и передача для нового разбирательства.

Следует понимать, что отмена может коснуться не всех представленных актов, а только вынесенных в определённой инстанции – кассации или апелляции, соответственно новое рассмотрение продолжится именно с указанного момента.

При отмене или внесении изменений в определения, постановления, акцентируется внимание на разъяснение причин. В новом процессе важно не повторять аналогичных ошибок.

Важный момент

Рассматривая суть надзорной деятельности, необходимо понимать отличия ее объектов от таковых при кассационном пересмотре. Первый охватывает более широкую сферу. Это доказывается следующими положениями:

  • В качестве предмета кассационного обжалования выступает только решение и определение судебного органа первой инстанции, в то время как надзорный пересмотр может использоваться для постановлений, определений суда любой инстанции.
  • Вследствие многократной отмены решения с направлением его на новое разбирательство может быть принято несколько актов. Возможность кассационного обжалования распространяется только на последнее постановление, не вступившее в законную силу. При этом обоснованность и законность ранее отмененных актов не проверяется. Судебно-надзорными инстанциями являются органы, осуществляющие оценку соответствия закону всех ранее обжалованных постановлений, решений, определений.

Порядок рассмотрения

Как действует надзорная инстанция в гражданском процессе? Рассмотрение дел на заседании осуществляется не более месяца, а в ВС – не больше 2-х до вынесения определения. Дело, которое разбирает суд надзорной инстанции, докладывается председателем, его заместителями либо иными членами президиума по поручению вышестоящих должностных лиц. Зачитывать обстоятельства может также другое должностное лицо данного органа, ранее не участвовавшее в заседании. Если рассмотрение дела происходит в коллегии, то докладывает один из судей из ее состава. Такой же порядок установлен и для уголовного процесса.

Участие прокурора

В заседании участвуют стороны дела или их представители, прочие лица, которые подали жалобу или представление прокурора, если их интересы и права непосредственно затронуты данным постановлением. Рассмотрение дела может осуществляться с привлечением:

  • Прокурора края, республики, городов федерального значения, автономных округов или областей, военного округа или флота либо его заместителя в президиуме соответствующего суда.
  • Должностного лица по поручению. Его привлекают к заседанию, проводимому в Коллегии по гражданским делам ВС и Военной коллегией ВС.
  • Генпрокурора или его заместителя в Президиуме ВС РФ.

Ход заседания

Производство в надзорной инстанции осуществляется в соответствии с установленным порядком. Докладчиком излагаются обстоятельства дела, содержание постановлений, мотивы жалобы либо представления прокурора, а также определения о передаче заявлений с делом на рассмотрение. Члены президиума или коллегии могут задать выступающему вопросы. Лица, которые определены в ст. 386, ч. 3, в случае своей явки могут давать объяснения по делу. Первым при этом будет выступать лицо, которое подало представление прокурора или надзорную жалобу. По результатам разбирательства президиум принимает постановление, а коллегия выносит определение. Решения по делам, которые рассматривает инстанция надзорная, принимаются большинством голосов. Если за и против пересмотр дела количество проголосовавших одинаковое, то жалоба или представление подлежат отклонению. О своем решении суд надзорной инстанции или коллегия сообщает участникам спора.

Основания для изменения или отмены решений

В соответствии с законом, инстанция надзорная вправе рассматривать решения, принятые с нарушением норм права. Без их устранения невозможно восстановление и защита ущемленных интересов и свобод, а также публичных прав, охраняемых государством. Данное положение установлено в ст. 387 ГПК.

Порядок возбуждения дела в гражданском процессе

Весь процесс возбуждения надзорного производства в рамках гражданского права подробно расписан в главе 41.1 ГПК РФ. Данную процедуру можно представить в виде нескольких последовательных этапов:

  1. Подготовка жалобы и сопутствующих материалов в соответствии с правилами, прописанными в ст.391.2391.3 ГПК РФ.
  2. Изучение представленного заявления на предмет возможности дальнейшей работы с ним.
  3. Вынесение определения об отказе или приеме поданной жалобы.
  4. Рассмотрение заявление на судебном заседании Президиума ВС РФ.
  5. Вынесение окончательного постановления и вступление его в законную силу.

Что должна содержать жалоба?

В законе четко прописаны требования, которым должна соответствовать надзорная жалоба. Структура этого документа представлена следующими пунктами:

  1. название судебного органа, в который направляется ходатайство о пересмотре дела;
  2. информация о заявителе (Ф.И.О., адрес и статус в конкретном разбирательстве);
  3. имена и адреса иных участников;
  4. сведения о судебных органах, которые ранее рассматривали конкретное дело, и принятых ими решениях (речь идет о суде первой, апелляционной и кассационной инстанции);
  5. реквизиты дела, которые были присвоены судом первой инстанции;
  6. описание оснований пересмотра вынесенного решения с приведением конкретных доводов и доказательств;
  7. просьба, которую выражает заявитель в рамках своей жалобы.
Лицо, желающее оспорить вступившее в силу судебное постановление, обязательно должно подписать заявление.

При этом к нему следует приложить:

  • доверенность (если от имени заявителя действует другое лицо);
  • копии судебных постановлений, которые были приняты ранее;
  • квитанцию о внесении госпошлины.

Срок подачи согласно ГПК РФ

В соответствии с п.2 ст.391.2 ГПК РФ надзорная жалоба (представление) подаются в ВС РФ в течение 3 месяцев с момента вступления в силу судебного решения, которое подлежит обжалованию. При наличии уважительных причин пропущенный срок подачи заявления может быть восстановлен.

Как изучается ходатайство?

После поступления жалобы ее начинает изучать судья ВС РФ в соответствии с порядком, прописанным в ст.391.5 ГПК РФ. В рамках данного этапа:

  1. рассматриваются и изучаются материалы, приложенные к заявлению;
  2. анализируются основания, по которым подана жалоба;
  3. выносится определение об отказе или дальнейшем рассмотрении дела.

Сроки рассматривания поданных жалоб, представлений

Ходатайство о пересмотре дела может рассматриваться в течение следующих промежутков времени (ст.391.6 ГПК РФ):

  • до 2 месяцев – в том случае, если не было истребования;
  • до 3 месяцев – если имело место истребование.

Кроме того, в последнем случае может быть принято решение о продлении срока рассмотрения представленного ходатайства. Обычно это происходит при поступлении сложного дела.

Результаты рассматривания

По итогу рассмотрения ходатайства лицами, недовольными принятым судебным постановлением, может быть принято одно из следующих решений:

  1. О возврате документа заявителю – случаи, когда это может произойти описаны в ст.391.4 ГПК РФ. Причинами отказа могут быть:
    • несоответствие содержания и формы жалобы требованиям, описанным в законе;
    • заявителем является лицо, не имеющее право инициировать надзорное производство;
    • ходатайство представлено несвоевременно и при этом отсутствуют уважительные причины для восстановления срока обжалования;
    • заявитель пожелал забрать свою жалобу;
    • в документе речь идет о пересмотре судебных решений, которые не входят в перечень, приведённый в ч.2 ст.391.1 ГПК РФ.
    Жалоба, оставленная без рассмотрения, должна быть возвращена заявителю в течение 10 дней с момента ее поступления в ВС РФ.
  2. О принятии дела в производство и дальнейшем его рассмотрении – в этом случае судья тщательно изучает и анализирует все представленные материалы. По итогам данной процедуры выносится определение о передаче жалобы в Президиум ВС РФ для дальнейшего разбирательства или об отказе в этом.

Пересмотр постановлений

Порядок пересмотра судебных постановлений регламентируется положениями ст.391.10391.11 ГПК РФ. Так, Председатель ВС РФ (или заместитель) может передать дело в Президиум данного органа государственной власти. Причем основная цель такого действия заключается в устранении нарушений, допущенных нижестоящими судами при проведении разбирательства.

Общий срок рассмотрения жалобы Президиумом ВС РФ не должен превышать 2 месяцев. Этот период исчисляется с момента поступления соответствующего определения судьи. По итогам данного этапа Президиум выносит окончательное постановление по делу, содержание которого доводится до сведения всех участников разбирательства. Данный документ начинает действовать с его момента принятия. При этом обжаловать такое решение не получится.

Особенности надзорной жалобы

Порядок подачи надзорной жалобы имеет следующие особенности.

  1. Подаётся в Президиум суда субъекта РФ или в Верховный суд РФ, куда направляются заявления в основном посредством почты. Эти органы являются единственными уполномоченными на пересмотр постановлений и определений учреждением.
  2. Она подаётся лишь определенным кругом лиц.
  3. Такая жалоба должна подаваться лишь на решения суда, которые уже имеют законную силу.
  4. Данный документ подаётся до окончания трехмесячного срока.
  5. При направлении жалобы в Президиум необходимо уплатить государственную пошлину.

К тому же, если добиться своих требований на этой инстанции не удалось, то в последующем искать справедливости надо будет в международных судах.

Лица, правомочные подать жалобу

Надзорная жалоба по гражданскому делу направляется следующими лицами:

  • лицами, что участвовали в предыдущих судебных заседаниях по данному делу;
  • третьими лицами, чьи правомочия и интересы затронуты соответствующим решением;
  • прокурором, если на предыдущих заседаниях он участвовал, Генпрокурором или их заместителями;
  • госорганами в целях защиты положений законодательства.

Третьи лица при направлении заявления должны конкретно указать, какие правомочия затронуты соответствующим решением.

Образец жалобы

Как написать надзорную жалобу?

Образец надзорной жалобы по гражданскому делу выглядит следующим образом:

В Президиум … областного(краевого, республиканского и т. д.) суда РФ

(указывать иную информацию не нужно)

Заявитель: (указываются данные подающего заявление лица)

Участники дела: (указываются данные ответчика и третьих лиц)

(необходимо указать адреса с индексом и номера телефонов)

Жалоба

(надзорная, на решения по гражданскому делу)

Я 22.03.2017 года (указывается дата обращения в начальную инстанцию) обратился в суд Советского района (указываются данные суда и имя принявшего акт судьи) с исковым заявлением к ответчику (можно указать несколько лиц и их Ф.И.О.) о (описывается предмет рассмотрения). Своим актом (определением, решением) суд постановил (описывается соответствующий акт).

(далее описываются акты, вынесенные на апелляции или кассации)

С указанными судебными актами не согласен, потому что (описывается обстоятельство, которое совпадает с одним из пунктов статьи 391.9 ГПК РФ).

Исходя из этого прошу (четко излагается требование об отмене акта и отправке гражданского дела на перерассмотрение).

Список приложенных документов в суд:

  • копия заявления;
  • копия акта суда начальной инстанции;
  • копии актов суда, вынесенной апелляции или кассации;
  • Квитанция об уплате пошлины.

Дата: подпись:

Приложение к жалобе

К написанной жалобе обязательно приложение некоторой документации.

К таковой относятся:

  • копия этого заявления, в количестве на каждого участника;
  • копии всех принятых ранее актов судов;
  • документ, подтверждающий оплату пошлины;
  • доверенность, если заявление подаётся через представителя.

 

Если у лица недостаточно средств для оплаты госпошлины, к жалобе в суд необходимо приложить ходатайство об отсрочке в её оплате.

Государственная пошлина

Уплата государственной пошлины — обязательное условие принятия заявления об отмене обретшего законную силу акта суда к производству. Без этого заявления не подаются. В таком случае суд правомочен отказать в приёме этого заявления до устранения данного недостатка.

Размер пошлины, оплачиваемой при направлении жалобы в надзорный орган, небольшой.

А именно:

  • физические лица платят 200 рублей;
  • предприятия и организации платят 4000 рублей;
  • государственные учреждения, Генеральный прокурор или заместители не оплачивают эту пошлину.

Если не хватает средств для оплаты пошлины, а время подачи заявления истекает, нужно подать его с ходатайством о получении отсрочки в её оплате. Об удовлетворении ходатайства или обратном надзорный орган выносит специальный акт — определение.

Источники
  • https://pro-ugolovnoe.ru/pravo/protsess/nadzornoe-proizvodstvo
  • https://UgKK.ru/sledstvie-i-sud/chto-takoe-nadzornaya-zhaloba.html
  • https://ugolovnoe.com/pravo/protsess/nadzornoe-proizvodstvo
  • https://BusinessMan.ru/new-instanciya-nadzornaya.html
  • https://pravovoi.center/zpp/sud/nadzornaya-instanciya.html
  • https://provolochek.ru/zhaloby/nadzornaya.html

tett
Зарплатто.ру - сайт о зарплатах и доходах, деньгах и финансах