Сколько процентов составляет НДС на лекарственные препараты в 2021 году

НДС на товары и услуги в размере 10%: основания для исчисления

Какие товары и услуги медицинского профиля будут облагаться ставкой НДС в 10%? В соответствии со Статьей 164 Налогового кодекса РФ, исчисление налога по ставке 10% может происходить по отношению к продукции российского и иностранного происхождения.

Речь идет о:

  • лекарственных средствах (в т. ч. и субстанциях, применяющихся в разработке препаратов, а также субстанции, на основе которого лекарства производятся в самих аптеках);
  • изделия медицинского профиля.

Основанием для использования ставки 10%-ной ставки НДС для товаров медицинского назначения является подтверждение соответствия кодов в Общероссийском классификаторе продукции (ОКП2) для российских продуктов, и Товарной номенклатуре ВЭД для иностранных медпрепаратов данным в Перечне продукции, облагаемой НДС 10%.

Данный документ актуализирован правительственным Постановлением №688 от 15 сентября 2008 года.

Правомерность применения ставки в 10% для компании, реализующей медицинский товар или услугу, подтверждается наличием специальной документации – регистрационных удостоверений с указанием кодов, входящих в правительственный Перечень.

В каких случаях применяется размер НДС в 18%?

Если компания продает ту или иную продукцию медицинского профиля, коды которой не входят в категории товаров с пониженной ставкой НДС в 10%, налоги по ним исчисляются по процентной ставке 18%. Данное положение регулируется Статьей 164 Налогового кодекса РФ, а также Письмом Министерства финансов РФ от 27.06.2017 № 03-07-07/40295.

Таким образом, оплачивать 18% НДС будут компании, продающие следующие категории продукции:

  • медицинское сырье и вещества, не являющиеся лекарственными субстанциями;
  • продукты лечебного питания и БАД;
  • препараты дезинфекционного назначения;
  • товары ветеринарного профиля;
  • косметические средства и парфюмерные изделиях.

Освобождение от уплаты НДС: когда возможно

В вопросах освобождения товаров и услуг медицинского профиля от уплаты НДС, Статья 149 Налогового кодекса РФ (пп.1 п. 2) дает четкие предписания: нулевая ставка налогообложения применяется к российской и зарубежной медицинской продукцией, которая входит в Перечень, утвержденный Правительством РФ.

Последняя и актуальная редакция Перечня услуг и продукции, импорт и продажа которых не облагается налогом, изложена в Постановлении Правительства РФ от 30.09.2015 № 1042.

Согласно документу, компаниям продавцам и распространителям платить налоги не придется за следующие категории товаров:

  • медицинские инструменты и изделия стратегического профиля (хирургические инструменты, радиационные установки, оборудование для обследования, лабораторные наборы и пр.);
  • линзы офтальмологического назначения и оправы очков;
  • устройства для реабилитации инвалидов (мотоколяски, автотранспорт с ручным управлением, оборудование для санузлов, книги со специальным шрифтом и т. д.);
  • товары протезно-ортопедического назначения, а также материалы для их производства.

Что касается медицинского сервиса, реализация которого, согласно законодательству, не облагается НДС, в его льготный перечень входит:

  • сервис, представленный по медстраховке;
  • работа скорой медицинской помощи;
  • медицинское обслуживание беременных женщин и новорожденных, инвалидов и тяжелобольных людей;
  • услуги патологоанатомического профиля.
Отсутствие необходимости платить налоги за медицинские товары и услуги подразумевает, при этом, предоставление компанией-реализатором в налоговые органы специальной документации.

Речь идет о подаче регистрационных свидетельств, лицензий, контрактов с поставщиками продукции льготной категории, выписок из банков о финансовых транзакциях за поставки товаров, а также всей технической документации на товары: сертификатов производителя, национальных и отраслевых стандартов.

Какими правовыми документами регулируются порядок продажи товаров и услуг?

Особенности продажи препаратов и изделий медицинского назначения изложены в Законе «Об обращении лекарственных средств» (ФЗ №61-ФЗ от 12.04.2010 года), а также в Постановлении Правительства РФ №1007 от 04 октября 2012 года.

Особое внимание в документах, регламентирующих реализацию товара, акцентируется на предоставлении покупателю полной и исчерпывающей информации о происхождении товара, регистрационных сведений, правилах отпуска препаратов и их медицинскому назначению.

Таким образом, применение той или иной ставки налогообложения при реализации товаров и услуг медицинского назначения, регламентируется конкретными предписаниями Налогового кодекса РФ, правительственных Постановлений, Писем Министерства финансов.

Наличие подтверждающих документов (сертификатов, регистрационных удостоверений, лицензий и пр.) и соответствие кодов продукции законодательным положениям льготного налогообложения позволяет компаниям-реализаторам избежать уплаты налогов, или же использовать сниженную ставку НДС в 10%.

Во всех остальных случаях налоги по медицинским товарам и услугам будут исчисляться по ставке 18%.

Документы для растаможки лекарственных средств, вакцин и медицинских изделий юридическими лицами

Партия товаров сопровождается следующими документами:

  • Договор (международный контракт) – подтверждает факт купли-продажи, устанавливает предмет договора, ответственность сторон, стоимость товара. Данный документ составляется как минимум на двух языках.
  • Паспорт сделки – если сумма контракта более 50000 евро.
  • Инвойс – это основной документ, требующийся для таможенного оформления. Его также составляют на двух языках – русском и английском. В нем указывается информация о товаре и сделке. Важно, чтобы сведения в договоре и инвойсе совпадали. Сокращать такие слова, как улица, город и т.д. не разрешается.
  • Транспортные документы – подтверждают договоренность по поводу оказания транспортно-логистических услуг. В зависимости от вида используемого транспорта различают железнодорожную накладную, авиационную накладную, коносамент, CMR. Также потребуется упаковочный лист с переводом, санитарный паспорт на транспортное средство, санитарные книжки водителей-экспедиторов, грузчиков.
  • Спецификация на груз – сопроводительный документ, в котором указываются наименования, количество, цены и качественные показатели каждого товара по артикулу, маркам.
  • Лицензия, выданная МРЭТ, по согласованию с Министерством здравоохранения РФ.
  • Разрешительные документы: сертификат качества или декларация соответствия (на лекарственные средства сейчас не требуются).
  • Письмо о содержании спирта.
  • Сертификат качества от изготовителя.
  • Документ, подтверждающий регистрацию товара – СГР (оформляется в Роспотребнадзоре).
  • Регистрационное удостоверение (РУ) на медицинские изделия и медицинскую технику.
  • Удостоверение со сроком действия ЛС.
  • Маркировка (указывают объем, состав, дозировку, форму выпуска, наименования производителя и поставщика, их контактные данные) – с 1 июля 2020 года стартовал последний этап обязательной маркировки лекарственных препаратов и фармацевтических товаров. Подробнее об этом в отдельном разделе.

Важно! Если препараты относятся к наркосодержащим, на них необходимо получить спецразрешение от Министерства здравоохранения РФ.

Незарегистрированный препарат можно ввезти, если он:

  • является выставочным образцом;
  • ввозится для проведения экспертизы, клинических исследований;
  • необходим для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям (об этом подробнее ниже).

При экспорте лекарственных средств ограничения, установленные для внешнеторговой деятельности, не действуют.

Регистрационное удостоверение

Регистрационные удостоверения необходимо оформлять на лекарственные средства, вакцины, продукцию медицинского назначения. Зарегистрированная продукция под собственным номером заносится в реестр Росздравнадзора. Стандартно оформление документа занимает порядка 6 месяцев, но из-за пандемии коронавируса, согласно постановлению ЕАК №21 от 21.03.2020 продолжительность процедуры сокращена до 3 дней. Для регистрации необходимо заранее ввезти:

  • образцы для лабораторных испытаний;
  • документацию от производителя;
  • сертификат качества ISO.

Срок действия оформленных по новым правилам РУ – до 1 января 2021 года, в то время как срок действия РУ законом конкретно не определен.

Медицинские изделия одноразового использования освобождены от регистрации в настоящее время, если они зарегистрированы в стране-изготовителе. В этом случае в течение 3 дней нужно передать информацию о медицинском изделии в органы Росздравнадзора, включая сведения о:

  • партии;
  • серии;
  • дате изготовления;
  • сроке годности;
  • количестве;
  • заводском номере;
  • месте хранения на территории РФ.

Важно! Неиспользованные до 1 января 2021 года зарегистрированные таким образом медицинские изделия должны быть уничтожены.

Для получения временного РУ, если нет РУ страны-изготовителя, предоставляют в Росздравнадзор:

  • заявку;
  • сведения о регистрации производителя;
  • инструкцию или другую техническую и эксплуатационную документацию;
  • фото товара;
  • доверенность на посредника при необходимости;
  • разрешительные документы при наличии.

Обязательная маркировка лекарственных средств

С 1 июля 2020 года введена обязательная маркировка лекарственных препаратов с помощью кода Data Matrix. Перечень лекарственных препаратов, подлежащих обязательной маркировке, соотнесенный с кодами ТН ВЭД ЕАЭС, не установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2020 г. N 1556, а также распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2018 г. N 792-р «Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации», что вызывает определенные проблемы. Данный вопрос находится на этапе урегулирования с Минпромторгом России и Минздравом России.

Обратите внимание! Еще возможно получить отсрочку и возможность отгружать, принимать и продавать медикаменты без спецкода, если обратиться в Росздравнадзор за специальным согласованием.

Участниками оборота лекарственных средств являются:

  • производители;
  • импортеры;
  • оптовые организации;
  • отдельные аптеки и медицинские учреждения.

Все они должны взаимодействовать с информационной системой мониторинга «Честный знак». Сначала изготовитель или импортер должен получить коды и нанести их на упаковку. Далее весь путь товара от поставщика потребителю отслеживается через систему, благодаря тому, что на каждом этапе участники оборота передают соответствующие сведения.

Маркировка должна наноситься на первичную упаковку лекарственных препаратов для медицинского применения, если вторичная упаковка не предусмотрена или на потребительскую упаковку, за исключением случаев, указанных в частях 5 и 8 статьи 13 Федерального закона N 61-ФЗ.

Обратите внимание! Лекарственные препараты, использующиеся для лечения больных гемофилией, мусковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей, произведенные до 31 декабря 2019 г., а также иные лекарственные препараты, произведенные до 1 июля 2020 г., подлежат обороту без нанесения средств идентификации до истечения их срока годности. Также возможно хранение, перевозка, отпуск, реализация, передача иных немаркированных лекарственных препаратов, если они произведены до 1 июля 2020 года.

Особенности ввода в оборот лекарственных препаратов без нанесения средств идентификации, выпущенных с 1 июля по 1 октября 2020 г., а также ввоза в Российскую Федерацию без нанесения средств идентификации в целях ввода в оборот лекарственных средств, за исключением вышеназванных средств, определяется постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2020 г. N 955 «Об особенностях ввода в гражданский оборот лекарственных препаратов для медицинского применения».

Коды ТН ВЭД и таможенные платежи

Медикаменты, БАДы, вакцины и медицинские изделия относятся к разным группам ТН ВЭД.

Лекарственные препараты регистрируются под кодами 3003… или 3004. Группа 3003 характерна тем, что все товары, которые в нее входят, растамаживаются по нулевой ставке таможенной пошлины. Товары, относящиеся к группе 3004, – 0%, 3%, 4%, 5%, 6,5%.

БАДы относятся к кодам: 2106909803, 2106909200, 2106909809. Для них установлена ставка импортной таможенной пошлины в размере, соответственно, 10%, 10% и 12%.

Что касается вакцин, то они могут предназначаться не только для человека, но и для животных. Это следует учитывать. Вакцины для людей входят в группу ТН ВЭД 3002 2… В ней отдельно выделяется вакцина против краснухи. Она регистрируется под кодом 3002 20 000 1 и растамаживается по 2-процентной ставке таможенной пошлины. При этом вакцины, целевое назначение которых подтверждается, пошлиной не облагаются. Вакцины для людей против гепатита B регистрируются под кодом 3002 20 000 2. Для них также пошлина составит 2%. На прочие вакцины для людей (код 3002 20 000 9) установлена ставка таможенной пошлины в размере 2%. Ветеринарные вакцины регистрируются под кодом 3002 30 000 0. Таможенная пошлина – 3%.

Перечень продукции медицинского назначения слишком обширный, и представить его здесь не представляется возможным. Ставка таможенной пошлины на тот или иной товар определяется путем отнесения его к тому или иному коду ТН ВЭД. Так, изделия медицинского назначения могут относиться к группам 3005…, 39…, 4202…, 62…, 6307…, 7010…, 9004…, 9018 и другим.

НДС определяется по коду ТН ВЭД и отдельным постановлениям правительства РФ. Большая часть лекарственных средств и продукции медицинского назначения растамаживается по ставке 10%. Перечень продукции установлен Постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 N 688 (ред. от 06.02.2020) «Об утверждении перечней кодов медицинских товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов». К примеру, сюда относятся:

Налогообложению не подлежат, согласно ст.149 НК РФ, некоторые медицинские товары отечественного и зарубежного производства. Перечень товаров утвержден Постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 №1042 (ред. от 11.07.2020). В этом перечне всего 5 категорий товаров, целевое предназначение которых нужно будет доказать:

  • медицинские изделия;
  • линзы и оправы для очков, предназначенных для коррекции зрения;
  • технические средства для профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов;
  • протезно-ортопедические изделия, а также сырье и материалы для них;
  • медицинские товары для предупреждения и предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV).

Какие товары входят в последнюю группу, вы можете увидеть ниже:

Что касается медицинских изделий, то они освобождаются от налогообложения, только при предоставлении в налоговый орган регистрационного удостоверения (РУ) медицинского изделия, оформленного в соответствии с правом ЕАЭС, или до 31 декабря 2021 года регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

С 30 марта 2020 года, в связи с распространением коронавируса, действует обнуление ввозных пошлин на отдельные наименования лекарственных средств и изделий медицинского назначения, согласно п.1.8 «Плана первоочередных мероприятий (действий) по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции» от 17 марта 2020 года. Категории товаров, освобождаемые от ввозных пошлин, пересекаются с теми, что освобождены от уплаты НДС, но этот перечень значительно обширнее, поэтому полный список мы здесь не приводим.

В частности это:

  • бинты, марля, вата (3005…);
  • противовирусные дезинфицирующие средства (380894…);
  • вакцины; наборы для диагностики (3002…);
  • трубки, шланги для медицинских целей (3917…);
  • бахилы (3926…0);
  • емкости для дезинфицирующих средств (392330…, 3926909709, 701090…);
  • защитная одежда и очки (3926 20 000 0, 4015…, 6203…, 6204…, 6207…, 6208…, 6210…, 6211, 9004 90…;
  • респираторы и маски (6307 90…);
  • лабораторные термосумки (4202 99 000 0);
  • шприцы, катетеры, иглы и подобное (9018 31…, 9018 32…).

Уточнить информацию можно обратившись к Решению Совета ЕЭК от 16.03.2020 № 21 «О внесении изменений в некоторые решения Комиссии Таможенного союза и об утверждении перечня товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза в целях реализации государствами – членами Евразийского экономического союза мер, направленных на предупреждение и предотвращение распространения коронавирусной инфекции 2019-nCoV» в ред. от 27.05.2020 №53.

Пример возврата средств за лекарства через соцвычет в ИФНС

В 2020 году Сергей Петрович Сидоров болел бронхитом, тратил деньги на лечение страдающей от повышенного артериального давления и катаракты матери, на дезинфицирующие и гормональные препараты для 17-летней дочери и на «инъекции красоты» для жены.

В налоговом периоде Сидоров заработал 350 000 руб. Из этой суммы был удержан налог на доходы в размере 45 500 руб.

Для лечения бронхита он покупал прописанные врачом аспирин и эритромицин. На лекарства Сидоров потратил 200 руб. Матери для лечения он купил амлодипин и пиреноксин на сумму 600 руб., а дочери — хлоргексидин, йод и бетаметазон на сумму 300 руб. Инъекции ботокса для жены обошлись в 15 000 руб.

Сидоров С. П. имеет право на получение вычета с сумм, потраченных на лекарства, приобретенные по рецептам для себя, матери и дочери. Суммарно это составило 1 100 руб. (200 + 600 + 300). А вот деньги, потраченные на приобретение косметологических средств жене, он не сможет вернуть в виде соцвычета.

Подав вместе с налоговой декларацией и другими документами рецептурные бланки врача, чеки, копии своего свидетельства о рождении и свидетельства о рождении дочери, Сидоров сможет претендовать на возврат из бюджета 143 руб. (13% от 1 100). Деньги будут перечислены на его расчетный счет на основании поданного заявления.

О формах рецептов

В рецептах названия препаратов отображаются на латинице, а способ применения лекарства должен быть обязательно указан на русском языке, причем недопустимы общие фразы типа «внутреннее». Допускается выписка лекарств лишь на рецептах, оформленных на бланках № 148-1/у-88, № 107-1/1, № 148-1/у-04 (л) или № 148-1/у-06 (л).

Врачи при выписке рецептов соблюдают порядок, прописанный в приказе Минздрава от 14.01.2019 № 4н. Рецепты могут быть изготовлены на компьютере. Вносить правки в рецепты нельзя — в случае допущенной ошибки лучше заполнить новый рецептурный бланк.

Для подтверждения того, что приобретенные лекарства были назначены врачом, налогоплательщик должен быть готов предъявить рецепт, на котором будет проставлена отметка: «Для налоговой» с указанием налогового номера плательщика. Такой рецепт выписывается на основании приказа Минздрава от 25.07.2001 № 289/БГ-3-04/256 (приложение 3).

В соответствии с приказом Минздрава от 14.01.2019 № 4н бланк № 148-1/у-88 используется при выписке:

  • психотропных средств из списка III или находящихся на учете медпрепаратов (причем наркотические и психотропные лекарства из списка II выписывают на бланке спецрецепта по форме 107/у-НП);
  • анаболиков;
  • лекарств с небольшим содержанием наркотических и психотропных средств (прекурсоров);
  • индивидуально изготовленных лекарств с содержанием наркотических веществ и психотропов из списка II в малой дозе (не более высшей разовой).

На бланках № 148-1/у-04 (л) и 148-1/у-06 (л) осуществляется выписка лекарств для бесплатного получения, а также гражданам, имеющим право на скидку.

На бланке рецепта № 107-1/у выписываются лекарства:

  • подлежащие контролю, в которых кроме небольших психотропных и наркологических доз содержатся иные фармакомпоненты;
  • все остальные не указанные выше медпрепараты.

Срок действия оформленных рецептурных бланков различный — от 10 дней до 3 месяцев (отмечается врачом). Заполненные рецептурные бланки по форме № 107-1/у действуют на протяжении 2 месяцев, а в особых случаях (при хронических заболеваниях) — до года. Нормативный срок каждого из бланков указан в п. 21 порядка, утвержденного приказом Минздрава от 20.12.2012 № 1175н.

Также важно обратить внимание на то, чтобы на заполненном рецептурном бланке слева вверху стоял штамп медучреждения с указанием всех его контактных данных. На бланках форм № 148-1/у-04(л) и № 148-1/у-06(л) отведено место для нанесения специального кода. Расшифровать запись можно самостоятельно, если ознакомиться с п. 5 приложения 3 приказа Минздрава от 20.12.2012 № 1175н.

Рецепт на бланках форм № 148-1/у-04(л) и № 148-1/у-06(л) оформляется врачом на 2 одинаковых бланках (одинаковые номера и серии): один выдается пациенту — для аптеки, а второй — остается в медицинской карте. В аптеке на рецепте делаются пометки о выдаче лекарств в полном/неполном объеме. Запись датируется.

В связи с тем, что для большого числа медпрепаратов, которые приобретаются за деньги пациентов, установлена форма рецепта № 107-1/у, именно этот рецепт и рекомендуется выписывать для получения соцвычета. Рецепт по форме № 107-1/у для налоговых органов может быть выписан лечащим врачом по требованию налогоплательщика в течение 3 лет после окончания налогового периода (календарного года), в котором были произведены расходы на приобретение лекарств, с указанием даты фактического назначения лекарства. Такие рецепты выписываются на основании записей, сделанных в медицинской карте (письмо Минздрава РФ от 12.02.2002 № 2510/1430-02-32).

Вычет на медматериалы при дорогостоящем лечении

ФНС в письме от 18.05.2011 № АС-4-3/7958 разъяснила особую ситуацию в случае получения налогоплательщиком дорогостоящего лечения, сумма по которому для получения вычета не ограничена. Т. е. она принимается к вычету, исходя из фактических затрат. Под дорогостоящим лечением понимается медуслуга из перечня, утвержденного постановлением от 19.03.2001 № 201, кроме того, медучреждение должно иметь соответствующую лицензию на оказание такого вида услуг.

Это означает, что при отсутствии медматериалов в лечебном учреждении, которое предоставляет услуги по дорогостоящему лечению, пациент может отдельно закупить их, а впоследствии получить по ним соцвычет. Важным условием является обязательное подтверждение, что приобретенные медматериалы пошли именно на данное дорогостоящее лечение.

Для подтверждения права на соцвычет по закупленным медматериалам пациенту придется предоставить в свою ИФНС:

  • справку из медучреждения, проводящего дорогостоящее лечение, о том, что лечащий врач назначил данные медсредства;
  • квитанцию или иной платежный документ о подтверждении оплаты за выписанные врачом медсредства;
  • справку об оплате за дорогостоящие услуги (если они были получены бесплатно, то должна стоять сумма 0 руб.).

Письмо Минфина России от 18.02.2019 № 03-07-07/9851

Письмо Министерства финансов Российской Федерации
от 18 февраля 2019 г. N 03-07-07/9851

Вопрос: Общество приобретает и реализует на территории РФ лекарственные средства для медицинского применения и лекарственные средства ветеринарного назначения иностранного производства.

В соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 164 НК РФ налогообложение НДС по ставке 10% производится при реализации и ввозе в РФ лекарственных средств, включая фармацевтические субстанции, лекарственные средства, предназначенные для проведения клинических исследований лекарственных препаратов. При этом коды видов указанных товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) и Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС) утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 N 688 “Об утверждении перечней кодов медицинских товаров, облагаемых НДС по налоговой ставке 10 процентов”.

Согласно п. 26 ст. 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ “Об обращении лекарственных средств” (далее – Закон) документом, подтверждающим факт государственной регистрации лекарственного препарата, является регистрационное удостоверение лекарственного препарата.

Частью 1 ст. 33 Закона установлено, что перечень лекарственных препаратов, прошедших государственную регистрацию, содержится в государственном реестре лекарственных средств.

Пунктами 1 и 3 ст. 33 Закона предусмотрено ведение государственного реестра лекарственных средств для медицинского применения и лекарственных средств для ветеринарного применения, а именно:

– ведение государственного реестра лекарственных средств для медицинского применения в РФ осуществляется Минздравом России. Государственный реестр лекарственных средств размещен на официальном сайте Минздрава России в сети Интернет;

– ведение государственного реестра лекарственных средств для ветеринарного применения в РФ осуществляется Минсельхозом России. Государственный реестр лекарственных средств для ветеринарного применения размещен на официальном сайте Россельхознадзора в сети Интернет.

Согласно ч. 14 ст. 29 Закона в период проведения процедуры подтверждения государственной регистрации лекарственного препарата его обращение в РФ не приостанавливается.

Заявления о подтверждении государственной регистрации лекарственного препарата для медицинского применения и лекарственного препарата для ветеринарного применения поданы обществом в Минздрав России и Россельхознадзор соответственно (что подтверждается отметкой о приеме на заявлении).

Может ли общество при ввозе и реализации на территории РФ лекарственных средств для медицинского применения и лекарственных средств ветеринарного назначения, у которых истек срок действия регистрационных удостоверений, применять пониженную ставку НДС 10%, предусмотренную пп. 4 п. 2 ст. 164 НК РФ, в период прохождения процедуры подтверждения государственной регистрации?

Ответ:

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо от 14.12.2018 о применении ставки налога на добавленную стоимость (далее – НДС) в отношении лекарственных средств, по которым истек срок действия регистрационных удостоверений, и сообщает.

Согласно подпункту 4 пункта 2 и пункту 5 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) налогообложение НДС по ставке 10 процентов производится при реализации и ввозе в Российскую Федерацию лекарственных средств, включая фармацевтические субстанции, лекарственные средства, предназначенные для проведения клинических исследований лекарственных препаратов, и лекарственные препараты, изготовленные аптечными организациями. При этом перечни кодов видов указанных товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической (ОКПД2) и Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. N 688.

На основании примечаний к данным перечням коды ОКПД2 и ТН ВЭД ЕАЭС, приведенные в перечнях, применяются в том числе в отношении лекарственных препаратов, которые включены в государственный реестр лекарственных средств или сведения о которых содержатся в едином реестре зарегистрированных лекарственных средств Евразийского экономического союза. При этом лекарственные препараты должны быть зарегистрированы в установленном порядке уполномоченным органом и иметь документ, подтверждающий их регистрацию.

Статьей 4 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ “Об обращении лекарственных средств” предусмотрено, что регистрационное удостоверение лекарственного препарата является документом, подтверждающим факт государственной регистрации лекарственного препарата.

Таким образом, в отношении лекарственных средств, на которые регистрационные удостоверения отсутствуют, в том числе по причинам истечения срока их действия, пониженная ставка НДС в размере 10 процентов не применяется. Соответственно, по таким лекарственным средствам следует применять ставку НДС в размере 18 процентов.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Разъяснения официальных органов

Далее покажем, что интересовало налогоплательщиков в минувшем году и какие ответы они получили от официальных органов.

Вопрос:

Правомерно ли применение пониженной ставки НДС в отношении медицинский изделий, в регистрационных удостоверениях которых указаны коды ОКП, а не ОКПД 2?

Ответ:

Минфин ответил: начиная с 01.01.2017 при рассмотрении данного вопроса следует руководствоваться Постановлением № 688 в редакции Постановления № 50 (письма от 31.10.2018 № 03-07-07/78235, от 06.09.2018 № 03-07-07/63701, от 04.09.2018 № 03-07-07/63078).

Заметим: в отношении кодов ОКПД 2 видов медизделий, не включенных в Постановление № 50, рекомендовано обращаться в Минпромторг (см. также Письмо Минфина России от 28.06.2018 № 03-07-07/44705).

Вопрос:

Какая должна быть ставка НДС при ввозе на территорию РФ и реализации в России одного и того же товара: одинаковая или она устанавливается по разным кодам (при ввозе в соответствии с кодами ТН ВЭД ЕАЭС, а при реализации – по кодам, определенным Постановлением № 50)? Если товар ввезен по ставке НДС 18%, а в дальнейшем Правительством РФ для него установлена ставка НДС 10%, может ли этот товар быть реализован по льготной ставке (при соблюдении условия о включении в реестр лекарственных средств)?

Ответ:

Положительный ответ дан в письмах Минфина России от 03.04.2018 № 03-07-07/21465 и 03-07-07/21477: организация, которая ввозит и реализует продукцию, предусмотренную в перечнях, утвержденных #50#, вправе применять ставку НДС в размере 10%. В отношении продукции, не включенной в данные перечни, применяется ставка 18%.

Вопрос:

Правомерен ли вычет уплаченного при ввозе на территорию РФ лекарственных средств по ставке НДС 18%, если при их реализации в России применяется ставка 10%? (Речь идет о лекарственных средствах ветеринарного назначения.)

Ответ:

Минфин (см. Письмо от 21.05.2018 № 03-07-07/34009) ответил положительно, а ФНС (Письмо от 24.05.2018 № 03-07-15/34977)направила данное разъяснение для сведения и использования в работе.

Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ к лекарственным средствам относятся вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий.

Как уже было отмечено, коды ОКПД 2 и ТН ВЭД ЕАЭС применяются в отношении лекарственных препаратов, которые включены в ГРЛС или сведения о которых содержатся в ЕРЗЛС ЕАЭС, при этом лекарственные препараты должны быть зарегистрированы в установленном порядке уполномоченным органом и иметь документ, подтверждающий их регистрацию.

Пунктом 3 ст. 33 Закона № 61-ФЗ предусмотрено ведение государственных реестров как для медицинского, так и для ветеринарного применения.

С учетом сказанного Минфин указал: в отношении ввозимых и реализуемых в РФ лекарственных средств ветеринарного назначения применяется ставка НДС 10% в случае, если коды видов данных товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС и ОКПД 2 преду­смотрены Постановлением № 688, они зарегистрированы в установленном порядке уполномоченным органом и по ним имеется документ, подтверждающий их регистрацию (регистрационное удостоверение), а также они включены в государственный реестр лекарственных средств, размещенный на официальном сайте Минсельхоза России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

К сведению: аналогичное разъяснение направлено в ФТС Письмом Минфина России от 25.05.2015 № 03-07-07/29486.

Причем если при ввозе на территорию РФ лекарственных средств ветеринарного назначения НДС таможенникам уплачен по ставке 18%, то (несмотря на реализацию таких лекарственных средств на территории РФ по ставке в размере 10%) вычет «ввозного» НДС (при соблюдении необходимых условий) можно заявить в полном объеме, то есть по ставке 18% (см. также Письмо Минфина России от 20.04.2018 № 03-07-07/26854).

Вопрос:

Правомерно ли при реализации в России применять ставку НДС 10% по ввезенным лекарственным препаратам для ветеринарного применения, зарегистрированным на территории государств – участников ЕАЭС, имеющим выданные уполномоченными госорганами регистрационные удостоверения, но не включенным в соответствующие реестры (ГРЛС, размещенный на сайте Минсельхоза, и ЕРЗЛС ЕАЭС)?

Ответ:

Подобные обстоятельства (отсутствие ввозимых на территорию РФ лекарственных препаратов в одном из реестров – ГРЛС либо ЕРЗЛС ЕАЭС) не дают возможности налогоплательщику применить пониженную ставку НДС. Об этом Минфин высказался в Письме от 23.10.2018 № 03-07-07/75876.

Вопрос:

Вправе ли налогоплательщик, применявший в 2017 году ставку НДС 18%, не производить корректировки в бухгалтерском и налоговом учете, не вносить исправления в договоры с покупателями, не составлять корректировочные первичные документы и не сдавать «уточненки» по НДС за 2017 год? Какие последствия могут возникнуть у покупателей – контрагентов налогоплательщика в части заявленного ими к вычету в 2017 году НДС?

Ответ:

Специалисты финансового ведомства подчеркнули: если до 25.01.2018 налогоплательщиком при реализации медицинских товаров, коды которых в соответствии с ОКПД 2 поименованы в Постановлении № 50, применялась ставка 18%, за период с 01.01.2017 по 25.01.2018 пересчитывать предъявленные продавцом и принятые к вычету покупателем суммы налога в связи с установлением по таким медицинским товарам ставки 10% не следует (Письмо от 05.06.2018 № 03-07-07/38391).

Здесь уместной будет ссылка на одно дело – № А40-208681/2017 (когда в аналогичной ситуации недовольства со стороны покупателей же возникли).

По договору поставки поставщик обязался передавать покупателю в собственность товары ветеринарного и санитарного назначения, а покупатель – принять и оплатить товар. В период с 01.01.2017 при поставке товара поставщиком применена ставка НДС в размере 18%, тогда как реализуемые ветеринарные препараты должны облагаться по ставке 10%. 19.10.2017 покупатель (истец) обратился к ответчику с требованием об изменении ставки НДС в выставленных счетах-фактурах. В ответ на заявление ответчик (поставщик) указал на то, что ветеринарные препараты не содержатся в перечне (с учетом периода – ОКП) товаров, облагаемых по льготной ставке, что и явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд.

Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал (другие инстанции, включая кассацию – см. Постановление АС МО от 31.05.2018 № Ф05-6446/2018, поддержали коллег), исходя из того, что правовые основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют, истцом избран ненадлежащий способ защиты. Согласился с выводом и ВС РФ – в Определении от 06.08.2018 № 305-ЭС18-10932 указано, что возложение на ответчика обязанности внести изменения в принадлежащие ему первичные документы путем отражения НДС по иной ставке приводит лишь к необходимости совершить действия по обращению в налоговый орган для уточнения налоговых обязательств по уплате данного налога в рамках заключенного договора, поэтому избранный способ защиты не может обеспечить восстановление нарушенного, по мнению истца, права. Кроме того, порядок оформления и предъявления счетов-фактур регулируется законодательством о налогах и сборах, в то время как установленные положениями ГК РФ способы защиты к налоговым правоотношениям неприменимы.

Вопрос:

Правомерно ли выставление контрагентом корректировочных счетов-фактур в связи с изменением ставки НДС с 10 на 18%?

Ответ:

Минфин дал ответ: если ставка НДС, указанная в выставленных при отгрузке товаров счетах-фактурах, меньше ставки налога, которая должна быть при такой отгрузке, и документы, перечисленные в п. 10 ст. 172 НК РФ, не оформляются, то корректировочные счета-фактуры продавцом не выставляются, а в счета-фактуры, выставленные при отгрузке товаров, вносятся исправления в порядке, установленном п. 7 Правил заполнения счета-фактуры (Письмо от 06.11.2018 № 03-07-11/79611).

Кстати, в своем обращении к специалистам финансового ведомства налогоплательщик упомянул и о другом их письме (от 13.09.2018 № 03-07-07/65650), содержащем, в свою очередь, ссылку на Письмо Минсельхоза России от 28.10.2016 № ИЛ-25-23/11799, из которых, собственно, понятны причины: вопрос возник не без участия таможенников. Последние указали на неправомерность применения ставки НДС 10%, причем налогоплательщик не смог (в судебном порядке) обосновать свою позицию. Установив, что ввозимый налогоплательщиком товар является не готовым кормом либо готовым продуктом, используемым для кормления животных, а кормовой добавкой, которая может входить в состав кормов, суд пришел к выводу, что такой товар не может облагаться НДС по ставке 10% на основании пп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ. Возможность отнесения товара к готовым продуктам в том смысле, который придается данному понятию положениями ТН ВЭД ЕАЭС и пояснени­ями к товарной позиции, не означает автоматического возникновения оснований для применения льготной ставки НДС (постановления АС СЗО от 07.06.2018 № Ф07-6235/2018 по делу № А66-6775/2017, АС ВВО от 01.02.2018 по делу № А11-2476/2017).

Итоги

У налогоплательщика есть право в отношении удерживаемого с его доходов НДФЛ воспользоваться социальным вычетом в размере расходов, потраченных на лечение (свое или членов семьи). В частности, он может нести расходы по приобретению лекарств. До 2019 года вычет возможен только на лекарства по перечню из постановления Правительства РФ от 19.03.2001 № 201. С вычета за 2019 год, в т.ч. за 2020 год, данное ограничение снимается. К документам, подтверждающим факт назначения врачом именно этого лекарства, предъявляются определенные требования.

Для получения вычета со всеми документами, подтверждающими право на него, нужно обратиться в ИФНС либо в году осуществления расходов на лечение (тогда вычет можно учесть по месту работы), либо по завершении этого года (тогда возвращать налог будет ИФНС). В последнем случае вместе с документами, подтверждающими право на вычет, придется сдать еще декларацию по форме 3-НДФЛ и справки по форме 2-НДФЛ, подтверждающие сумму удержанного за год налога.

Источники
  • https://zakonguru.com/nalogi-2/nds/obekt/na-med-tovary-i-uslugi.html
  • https://sbcargo.ru/poleznaya-informatsiya/tamozhennoe-oformlenie-medikamentov-vaktsin-bad-i-meditsinskikh-prinadlezhnostey/
  • https://nalog-nalog.ru/ndfl/vychety_ndfl/perechen_lekarstvennyh_sredstv_dlya_nalogovogo_vycheta/
  • https://www.alta.ru/tamdoc/19a09851/
  • https://www.audit-it.ru/articles/account/tax/a34/978275.html

Tikhanova-k@mail.ru
Зарплатто.ру - сайт о зарплатах и доходах, деньгах и финансах
Adblock
detector