Целевая субсидия в 2024 году: что это, кому и как выдается, перечень, правила использования и возврата

Кому и на что предоставляется

Целевая субсидия направляется организациям, функционирующим на государственной основе, из бюджета Российской Федерации или региональных органов. Данная мера государственной поддержки фактически предоставляется организациям (юридическим лицам), работающим на бюджетной основе. А также автономным учреждениям (статья 145 Бюджетного кодекса), которые подтверждают обоснованность запроса денежных средств на цели, актуальные для предприятия, необходимые для повышения его показателей, восстановления платежеспособности.

Такими целями являются:

  • проведение ремонтных работ капитального характера в зданиях, находящихся в собственности учреждения, разработка сметы, проекта;
  • возмещение затрат, произведенных вследствие стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций;
  • формирование основных фондов, требующее затрат больше 2 миллионов рублей, включая обустройство территории;
  • компенсация затрат на коммунальные услуги зданий предприятия (отопление, водоснабжение, водоотведение, электроэнергия), при накоплении задолженностей;
  • обеспечение выполнения государственного задания.

ВНИМАНИЕ! Организация при планировании расходов и понимании, что ей требуется больший объем денежных средств в виде целевой субсидии на определенные нужды, не входящие в этот список, может оформить заявку, где укажет свои потребности. Этот вариант рассматривается учредителем, осуществляющим субсидирование, в индивидуальном порядке.

Механизм выделения и получения субсидий

Порядок предоставления целевых субсидий представляет собой целостную систему, которая основывается на четком прогнозировании предстоящих затрат, направленных на увеличение имущественной составляющей производства. Он выглядит следующим образом:

  • организация анализирует показатели своей деятельности и делает выводы о том, на какие цели необходимы денежные средства из бюджета;
  • подготавливает документацию, где изложена информация о предстоящих операциях, осуществляемых с целевыми суммами, которые направляются в бюджетное учреждение (в качестве необходимых сведений указывается название, цель, код классификации, остатки по субсидированию с прошлого года, планируемая выплата в текущем году);
  • сформированная информация подается учредителю, который рассматривает и оценивает данные на целесообразность, просчитывает риски, принимает решение о выделении предложенной суммы;
  • после того как последующие действия по перечислению денег на счета учреждения согласованы, принято положительное решение, они направляются на специальный лицевой счет, открытый для таких выплат.

ВАЖНО! Отправление заявки на субсидирование может производиться в электронном виде для ускорения процесса рассмотрения и принятия решения. Если уровень рассмотрения заявки региональный, срок обработки информации не превышает 1 месяца с момента подачи документов. При выделении денег из федерального бюджета, вопрос обсуждается вышестоящими органами не более 2 месяцев с момента отправки заявки.

Пакет документов для получения субсидии

Процедура взаимодействия органа-учредителя и подведомственного учреждения, претендующего на субсидию, должна быть прописана более детально.

Первый этап — подача учреждением пакета документов, на основании которого орган-учредитель будет принимать решение (пп. «а» п. 4 Общих требований). В комплект необходимо включить пояснительную записку, где учреждение здравоохранения должно обосновать необходимость выделения из бюджета средств на ту или иную цель. Приложить потребуется и расчет суммы субсидии (в том числе предварительную смету на выполнение работ или оказание услуг, проведение мероприятий, приобретение движимого имущества), предложения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), статистические данные.

Помимо пояснительной записки в зависимости от цели предоставления субсидии в пакет документов, в частности, войдут:

  • перечень объектов, подлежащих ремонту, акт их обследования и дефектная ведомость, предварительная смета расходов;
  • программа мероприятий (конференций, симпозиумов и др.);
  • информация о планируемом к приобретению имуществе.

Некоторые органы-учредители уже включили в свои порядки требования к пакету документов, который собирает учреждение.

К примеру, подавать заявку и финансово-экономическое обоснование запрашиваемого размера субсидии необходимо учреждениям Республики Алтай[5]. В качестве обоснования может выступать:

  • информация о стоимости планируемого к приобретению особо ценного движимого имущества, подтверждаемая, как минимум, тремя коммерческими предложениями поставщиков;
  • либо информация о сроках и стоимости ремонтных работ, подтверждаемая предварительными сметами расходов.

Отчет о расходовании целевой помощи

Каждое учреждение, реализовавшее в текущем году право на субсидирование, обязано оформить отчет о расходовании денежных средств, предоставленных в качестве помощи организации.

Субъект самостоятельно издает постановление, где изложен порядок предоставления, использования, отчетности, контроля и возврата остатков денег. Обычно отчетность направляется учредителю ежеквартально, а в конце года направляется общий отчет с результатами выполнения показателей, предполагающих результативность после предоставления бюджетных средств.

Местные органы берут на себя обязательство по сбору всех документов, подтверждающих расходы, оформление отчета по установленной форме и отправке полученных данных. Принимающий отчет орган проводит оценку качества использования ранее направленной материальной помощи в течение 30 рабочих дней. Он делает выводы о том, насколько предприятие достигло планируемых показателей с помощью их сравнения в процентном соотношении в соответствии с планом и фактическим результатом.

ВАЖНО! Учреждению, формирующему отчет, необходимо указывать реальные траты, так как при неполном расходовании помощи следует вернуть оставшуюся часть средств. Если со стороны проверяющего юридического лица в документации обнаружится неверная информация или нерациональное использование бюджета, получатель может быть привлечен к ответственности.

Правовая основа

Изменение порядка выдачи субсидий на иные цели обусловлено принятием Общих требований[1]. В них установлены единые для всех органов, осуществляющих функции и полномочия учредителей, правила, которые должны быть учтены при доработке нормативных актов на местах.

Нужно успеть до 1 января 2021 года: федеральные органы исполнительной власти обязаны привести свои порядки в соответствие Общим требованиям, а органам власти субъектов РФ и органам местного самоуправления это сделать рекомендуется.

С названной даты вступают в силу и сами Общие требования, принятые во исполнение норм абз. 4 п. 1 ст. 78.1 БК РФ (поправки внесены Федеральным законом от 27.12.2021 № 479-ФЗ). А значит, отношения бюджетных (автономных) учреждений, получающих целевые субсидии, и органов-учредителей будут дополнительно регламентироваться на общефедеральном уровне.

Что представляет собой новая система регулирования, покажем на схеме.

Общие требования унифицируют процесс взаимодействия органов-учредителей и подведомственных учреждений. В порядках теперь необходимо будет указывать:

  • цели, условия и алгоритм предоставления субсидий;
  • сроки и формы подачи учреждением отчетности о достигнутых результатах;
  • формы контроля за соблюдением целей и условий выдачи субсидии.

Большинство этих положений органы-учредители включили в свои порядки в виде общих норм, но потребуется их детализация.

Рассмотрим новые условия выдачи субсидий и сравним их с теми, которые сейчас установлены в отношении бюджетных и автономных учреждений здравоохранения.

Требования к учреждению-получателю

Согласно пп. «е» п. 4 Общих требований на дату, определенную правовым актом, или на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключить соглашение либо принять решение о предоставлении субсидии, у учреждения должны отсутствовать:

  • неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов;
  • просроченная задолженность по возврату субсидий и бюджетных инвестиций в бюджет, из которого планируется предоставить целевую субсидию (кроме случаев, когда целевые средства выдаются на мероприятия по реорганизации или ликвидации учреждения, предотвращение аварийной (чрезвычайной) ситуации, ликвидацию ее последствий и осуществление восстановительных работ, погашение задолженности по судебным актам, вступившим в законную силу, исполнительным документам).

То есть основным условием, которому должно соответствовать претендующее на целевую субсидию учреждение, будет отсутствие задолженности перед бюджетом. Хотя орган-учредитель может установить и дополнительные требования к учреждению-получателю.

Как показывает выборочный анализ действующих правовых актов, изданных в отношении учреждений здравоохранения, данное правило сейчас вводится редко. Это означает, что в ближайшие месяцы органы-учредители должны будут внести в свои порядки соответствующие нормы, а учреждениям придется учитывать новые требования при подаче заявок на предоставление целевых субсидий.

Бухгалтерский учет целевых субсидий

У специалиста, занимающегося учетом расходов и доходов на предприятии, реализующем субсидирование, имеется план бухгалтерских счетов под названием «Учет государственной помощи». К нему прилагается инструкция, которая утверждена , действующим с 31 октября 2000 года, номер 94н. Согласно этому документу, для бухгалтерского учета субсидий используется пункт «Целевое финансирование».

В качестве финансовых операций рассматриваются:

  • количество поступивших дотаций;
  • сколько их использовано согласно поставленным целям в плане;
  • какую часть необходимую вернуть, не израсходованную по целевым назначениям.

Способы отражения субсидирования в бухгалтерских документах делятся на два вида:

  • поступившая сумма учитывается сразу же после ее поступления в качестве финансовой задолженности, которая погасится после всех вложений по целевым направлениям;
  • полученные средства отражаются на балансе, когда они переведены, а после каждого вида затрат сведения об этом факте заносятся в специальную форму. Таким образом, они учитываются сразу после проведенных работ или закупки оборудования.

Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности

Согласно п. 20 ПБУ 13/2000 остаток средств по счету учета средств целевого финансирования в части предоставленных организации бюджетных средств отражается в бухгалтерском балансе по статье «Доходы будущих периодов» (код строки 1530) либо обособленно в разделе «Краткосрочные обязательства».

Требование о раскрытии информации о полученной государственной помощи в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах содержится в п. 27 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». Аналогичное требование содержит и п. 22 ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи», в соответствии с которым производится формирование в бухгалтерском учете информации о государственной помощи, предоставляемой коммерческим организациям.

Пунктом 4 Приказа Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (далее — Приказ № 66н) предусмотрено, что необходимые пояснения могут оформляться в табличной и (или) текстовой форме, а содержание пояснений, оформленных в табличной форме, определяется организациями самостоятельно с учетом приложения № 3 к Приказу № 66н.

Порядок расчета субсидии

Порядок расчета размера целевой субсидии и (или) сам ее размер органу-учредителю тоже нужно будет устанавливать в своем правовом акте. Как сказано в пп. «г» п. 4 Общих требований, данный акт должен содержать информацию, обосновывающую размер субсидии (формулы расчета, порядок их применения), а также указание на источник ее получения. Расчет не понадобится применять лишь в случаях, когда размер субсидии определен законом (решением) о бюджете, решениями Президента РФ, Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации.

Сейчас порядок расчета субсидии кое-где приводится, а вот формулы расчета — редкость.

В частности, в Ростовской области (см. сноску 4 к настоящей статье) прописали такой порядок в отношении каждой цели субсидии. Однако ее размер во многих случаях рассчитывается исходя из потребности в этих расходах, определенной на основании заявок учреждений, и в пределах средств, предусмотренных для регионального минздрава законом о бюджете. Хотя в данном документе встречаются и формулы. Так, размер субсидии на обеспечение доноров бесплатным питанием (выплату денежной компенсации) высчитывается на основании планируемого количества доноров из расчета 5% действующей на дату сдачи крови величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной в регионе.

Другой подход использовали в Свердловской области — порядок расчета объема целевой субсидии утвердили отдельным нормативным актом[6]. В нем приведены три основных метода расчета:

  • плановый метод — расчет производится в соответствии с показателями, указанными в нормативных правовых актах, областных целевых программах, принятых в установленном порядке, договорах (соглашениях), заключенных субъектом РФ (от его имени);
  • метод индексации — объем бюджетных ассигнований текущего (отчетного) финансового года умножается на сводный индекс потребительских цен;
  • нормативный метод — расчет осуществляется на основании условных расчетных нормативов, а также нормативов, утвержденных соответствующими правовыми актами.

Таким образом, по новым правилам размер субсидии будет рассчитываться и обосновываться на двух этапах. Сначала это нужно сделать учреждению — путем представления в составе заявки финансово-экономического обоснования и подтверждающих документов. А потом орган-учредитель должен рассчитать окончательную сумму посредством применения утвержденных методов расчета или формул.

Соглашение о предоставлении субсидии

В силу пп. «д» п. 4 Общих требований типовая форма соглашения о предоставлении целевой субсидии устанавливается Минфином, финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований — в отношении бюджетных и автономных учреждений федерального, регионального и муниципального уровня соответственно. Однако в субъектах РФ и муниципальных образованиях типовые формы далеко не всегда утверждаются финансовыми органами. Обычно форма приводится в приложении к порядку, изданному региональным правительством или отраслевым органом власти.

Кроме того, теперь установлено, что типовая форма помимо положений о цели, размере субсидии, графике ее перечисления, правах и обязанностях сторон должна содержать, например:

  • значения результатов предоставления субсидии, которые должны быть конкретными, измеримыми и соответствовать результатам федеральных или региональных проектов (программ) (если субсидия предоставляется в рамках их реализации), и значения показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии (в том числе в части материальных и нематериальных объектов и (или) услуг, планируемых к получению при достижении результатов проектов);
  • основания и порядок внесения изменений в соглашение, в том числе при уменьшении органу-учредителю ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии;
  • основания для досрочного расторжения соглашения по решению органа-учредителя в одностороннем порядке, в том числе в связи с нарушением учреждением целей и условий предоставления субсидии, установленных правовым актом и (или) соглашением;
  • запрет на расторжение соглашения учреждением в одностороннем порядке.

В связи с этим органам на местах потребуется не только внести в типовую форму необходимые положения, но и переутвердить ее, если ранее она не была утверждена финансовым органом.

На федеральном уровне такая работа уже проведена. Изменения в типовую форму[7], утвержденную Приказом Минфина РФ от 31.10.2016 № 197н, внесены Приказом Минфина РФ от 30.10.2021 № 172н и станут применяться начиная с соглашений, заключаемых на 2021 год.

Например, к обязанностям учредителя отнесено установление значений результатов предоставления субсидии, а федеральное учреждение должно будет обеспечить достижение этих значений. При невыполнении заданных показателей орган-учредитель сможет в одностороннем порядке расторгнуть соглашение с учреждением.

Как отображаются в бухгалтерских счетах

Согласно правилам бухгалтерского учета, целевые поступления должны быть отражены как появление финансирования на определенную сумму (в тот момент, когда решение по выдаче бюджетных средств принято, и вся необходимая документация подготовлена) и возникновение на эту же сумму задолженности.

Учет капитальных расходов

Зачисление стоимости внеоборотных активов, купленных за счет бюджета, на доходы будущих периодов происходит в момент их ввода в эксплуатацию. На счет внереализационных доходов сумма поступает постепенно, за весь период полезного использования оборудования или ОС. Это происходит ежемесячно на амортизационные отчисления.

ООО “Южная зорька” закупила оборудование на полученные из бюджета ресурсы. Операция отражена в бухгалтерских проводках следующим образом:
  • Дт 76 Кт 86— гос. помощь утверждена в составе бюджета;
  • 51 76— деньги поступили на счет;
  • 08 60— учтена покупка оборудования;
  • 01 08— оборудование введено в эксплуатацию;
  • 86 98— субсидии признаны доходами будущих периодов;
  • 20 02— начислена ежемесячная амортизация;
  • 98 91— сумма амортизационных начислений учтена в качестве внереализационных доходов.

Учет текущих расходов

Когда организация получила деньги на покрытие текущих расходов, их списание с восемьдесят шестого счета происходит в момент фактического расходования на целевые нужды. Признание в качестве доходов будущих периодов части финансирования наступает в момент принятия на склад материалов или начисления заработной платы сотрудникам компании.

  • Дт 76 Кт 86 — 2 000 000 рублей— государственная помощь принята к учету;
  • 51 76 — 2 000 000 рублей— поступили денежные средства;
  • 10 60 — 500 000 руб.— на полученные деньги куплены материалы;
  • 86 98 — 500 000 руб.— сумма, потраченная на покупку материалов, отнесена на доходы будущих периодов;
  • 20 10 — 100 000 руб. — материалы, переданные в производство;
  • 91 86 — 100 000 руб.— внереализационный доход, как стоимость материалов, переданных в производство.

Отражение возврата

Субсидии подлежат возврату в том случае, когда:
  • покупка внеоборотных активов, на которые выделялись средства, больше не актуальна;
  • после реализации целевой программы образовался остаток (возвращается остаток);
  • в результате проверки были обнаружены нарушения.

Если бюджетные деньги возвращаются в тот же год, когда и были получены, то достаточно сделать обратную проводку:

  • Дт 76 Кт 51— перечисление полученного пособия обратно в бюджет.
Если возврат производится в следующем году, то операции по счетам будут следующими:
Материалы по теме

Оформление и получение субсидий на улучшение жилищных…

Пред. След. 1 из 50
  • Дт 86 Кт 76— задолженность в бюджет;
  • Дт 91.1 Кт 86— восстановление долга.

Как списывать субсидию

Списывать субсидию в общем случае нужно в соответствии с пунктом 9 ПБУ 13/2000. То есть в периоды признания расходов, на финансирование которых она получена.

При этом нужно помнить, что, как правило, сумма субсидии, учтенная на счете 86, отражается по кредиту счета 98 в качестве доходов будущих периодов и относится на прочие доходы на счете 91 по мере расходования (п. 8 ПБУ 13/2000).

Но если же вся сумма субсидии единовременно направляется на покрытие каких-либо расходов, например, по зарплате, в составе прочих расходов ее можно отразить единовременно и не затрагивать счет 98. Так можно поступить с субсидией по постановлению № 576.

Расходы, оплаченные за счет субсидии (зарплата и пр.), отражаются в бухгалтерском учете в обычном порядке учета затрат.

Если субсидия направлена на выплату зарплаты работникам, то с выплаченных сумм нужно удержать НДФЛ и начислить страховые взносы. Однако для малых предприятий во втором квартале 2021 года страховые взносы начислять не нужно, поскольку для них действует льгота в виде нулевого тарифа.

Рассмотрим пример.

Пример 2. Как списать субсидию на зарплату

Продолжим предыдущий пример.

Предположим, фирма приняла решение направить полученную сумму на выплату зарплаты за вторую половину мая.

31 мая бухгалтер сделал проводку:

  • Дебет 86 Кредит 91
    • 121 300 руб. – принято решение полностью направить субсидию на выплату зарплаты за вторую половину мая 2021 г.;
  • Дебет 20 Кредит 70
    • 121 300 руб. – начислена зарплата сотрудникам за май 2021 г.

Срок выплаты зарплаты за вторую половину месяца в компании – 5 число следующего месяца.

5 июня бухгалтер сделал проводки:

  • Дебет 70 Кредит 68
    • 15 769 руб. (121 300 руб. х 13%) – удержан НДФЛ;
  • Дебет 70 Кредит 51
    • 105 531 руб. (121 300 – 15 769) – перечислена зарплата сотрудникам.

В бухучете субсидия отражается в доходах, произведенные за счет нее затраты – в расходах. В налоговом учете такие доходы и расходы не учитываются.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Нормативная база

Правила формирования в бухгалтерском учете информации о получении и использовании государственной помощи, предоставляемой коммерческим организациям, в том числе субсидий, установлены ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи».

Получатель принимает бюджетные средства к бухгалтерскому учету при наличии двух условий (п. 5 ПБУ 13/2000):
  • имеется уверенность, что условия предоставления этих средств организацией будут выполнены;
  • имеется уверенность, что указанные средства будут получены.

Средства бюджетной субсидии учитываются как возникновение целевого финансирования и задолженность по этим средствам. Как только деньги фактически поступили, задолженность уменьшается и соответственно увеличиваются счета учета денежных средств, капвложений и т. п. (п. 7 ПБУ 13/2000).

В общем случае возникновение целевого финансирования отражают на дату вынесения решения о предоставления субсидии.

Проводки такие:

  • Дебет 76 Кредит 86
    • принято решение о выплате субсидии;
  • Дебет 51 Кредит 76
    • получена субсидия.

В случае с субсидией на зарплату и неотложные нужды по постановлению № 576 можно сократить количество записей, исключив отражение задолженности по субсидии на 76 счете, и ограничиться проводкой:

  • Дебет 51 Кредит 86
    • получена субсидия на расчетный счет.

Поясним на примере.

Пример 1. Как отразить получение субсидии по постановлению № 576

Фирма является малым предприятием. Работает в пострадавшей отрасли. Численность работников в марте – 10 человек.

Фирма подала заявление на субсидию 14 мая 2021 г. за апрель. ИФНС рассмотрела заявление и сочла, что все условия соблюдены. Так как заявление получено в первой половине месяца, то выплата произведена после 18 мая.

21 мая инспекция информировала компанию о выплате субсидии в сумме 121 300 руб. (12 130 руб. х 10 чел.).

Бухгалтер сделал проводку:

  • Дебет 51 Кредит 86
    • 121 300 руб. – получены средств целевого финансирования.

Федеральный закон от 22 апреля 2021 г. № 121-ФЗ освобождает субсидии пострадавшим от коронавируса от налогообложения с 1 января 2021 года. Эти средства не облагаются налогом на прибыль, налогом по УСН и ЕСХН.

 

tett
Зарплатто.ру - сайт о зарплатах и доходах, деньгах и финансах