Все что важно знать об издевательствах в школе

Содержание
  1. Чужой среди своих
  2. С чего начались унижения в школе?
  3. Негласное правило в буллинге: «Ты либо со всеми, либо – не вмешивайся»
  4. Понятие морального издевательства над ребенком
  5. Роль учителя
  6. Виды издевательств над ребенком
  7. Безразличие к ребенку
  8. Невнимательное отношение к ребенку
  9. Запрет на общение с друзьями
  10. Принуждение ребенка к незаконным действиям
  11. Оскорбление и унижение ребенка в разговоре
  12. Угрозы и запугивание
  13. Издевательства над детьми с расстройствами обучения и внимания
  14. Почему некоторые жертвы сами становятся задирами
  15. Как издевательства влияют на обучение
  16. Как издевательства влияют на эмоции и социализацию
  17. Незаметные издевательства: как наблюдатели могут помочь
  18. Как учителя и родители моделируют поведение задир
  19. Как семьи, школы и общественность могут помочь
  20. Почему издеваются над детьми?
  21. Как выбирают жертву
  22. Виды буллинга
  23. Что делать
  24. Как избежать школьной травли или избавиться от нее навсегда
  25. Обращение в суд
  26. Алгоритм действий
  27. Предотвращение буллинга: как помочь себе самоcтоятельно
  28. Подготовиться к обороне
  29. Словесная травля
  30. Физические издевательства
  31. Сексуальное насилие
  32. Советы психологов
  33. Выводы

Чужой среди своих

Раньше объяснение буллингу было простым: ребенок, позволяющий себе издеваться над другими, на самом деле неуверенный в себе, потому таким образом пытается компенсировать свои страхи.

Но многочисленные исследования опровергли этот факт. Ведь оказалось, что агрессоры, в большинстве своем, достаточно сильны духом и амбициозны. Почему же они так себя ведут?

Объяснение достаточно банально: это норма для коллектива, в котором постоянно находится булли, и, более того, это постоянно поощряется. Иногда такие выходки являются способом подтвердить свой авторитет в компании или попыткой доказать, на что он способен.

Стать жертвой травли может кто угодно. Но чаще всего это те, кто не может постоять за себя и дать отпор. А также интроверты, всегда держащиеся вне коллектива, реже дети, которые ведут себя вызывающе.

Зацепка может быть любой: толстый, худой, «очкарик», мямля, заика.

Сложность подобной проблемы состоит в том, что родители, как правило, узнают о ней постфактум. Само чадо, скорее всего, будет молчать и уверять всех в том, что все в порядке, несмотря на грязную или порванную одежду, синяки, царапины, испорченные канцелярские принадлежности.

Звоночком к тому, что немедленно требует обратить внимание на взаимоотношения в школе, может также быть отказ ее посещать, излишняя замкнутость, внезапные истерики, злость. Если до этого встречи и общение с друзьями были регулярными и вдруг сошли на нет – обязательно поинтересуйтесь почему.

Далее нужно начать действовать. Но только руководствуясь разумом, а не эмоциями. Ведь часто первое желание, возникающее у взрослых в таком случае – отомстить, сиюжеминутно поговорить с родителями обидчика или еще лучше – обсудить этот острый вопрос на родительском собрании.

Все это делать категорически не рекомендуется. Помочь таким образом вряд ли получиться, а вот ухудшить ситуацию – вполне. Ведь чадо с этого момента может стать не только «толстушкой» или «очкариком», а и «ябедой», «нюней» и «маменькиным сыночком».

С чего начались унижения в школе?

Небольшая предыстория событий, без неё история будет неполной. В любой школе в те времена, когда я учился, в обязательном порядке наличествовал такой школьник, которым все помыкали. Наша типа «элитная» школа так же имела своего «героя». Назову его условно Дик. Парню не повезло. Как и мне в своё время (об этом позже). Дик жил с бабушкой и был вполне себе нормальным парнем. Но в какой-то момент времени, что-то перевернулось. Я не знаю в чём была причина, но его начали гнобить. По жёсткому. Одноклассники, старшеклассники и даже младшие классы не чурались бросить ему обидное оскорбление, а бывали и моменты, что собиралась группа малолеток и хреначила его от души толпой. Он всё это терпел. Хотя по комплекции был далеко не слабым человеком.

Я на него смотрел с жалостью, мне не приходило в голову, что она его месте могу оказаться и я. Ан нет жизнь та ещё стерва и не такие сюрпризы подбрасывает.

Любопытен тот факт, что когда сверстники взялись за меня, Дик воспрянул духом и решил, что всё на этом его страдания закончились. Разумеется, первым на ком он решил улучшить свой социальный статус был я.

Помню, как-то бродя по пустым коридорам школы, я наткнулся на него. И он бросил мне в лицо, что-то типа «Эй, ты Машка». За что моментально отгреб порцию ненормативной лексики и разговор «по понятиям». Сейчас это можно сравнить с ауе, которое резко начало набирать обороты. Ни когда, кстати, не понимал какой смысл в разговорах по понятиям и как эта дрянь пролазила в школы. По всей видимости, пошло это дело от мелких уголовников, которые «мотали срок» в колониях для не совершеннолетних, а выходя на волю, привносили эту «блатную культуру» в свои родные дворы, от куда эта дрянь попадала в школы.

Как видно из моего предыдущего абзаца, среди тех, кого «прессовали» в школах была и своя иерархия. Всё как в тюрьмах в миниатюре.

Я отвлекся. Началось всё с того, что в школу сделали перевод сразу из других школ, так как появились тематические классы и их наполняли учениками из других школ, в которых таковых не имелось.

Попал к нам в школу и человечек, который выбрал меня в качестве Жертвы для своих постоянных насмешек, оскорблений и унижений. Назову его условно (на самом деле у меня только ненормативная лексика в адрес этого гада). Вот пусть он и будет — Гад.

В школе была традиция с диким ором спускаться по ступенькам лестниц и нестись в столовую. Ну ясен пень энергия и гормоны бьют из всех щелей. Что-то вроде такого же, кстати, частенько кого-то сбивали с ног, человек катился по ступенькам. Травмы, ушибы, кровь из носу были нормальным делом:

Фотография взята из открытых источников.

Так вот, в один из таких дней, этот Гад и дал мне пинка по ниже спины. Я обернулся, чтобы посмотреть, что случилось. Он стоял над верхней ступеньке и внимательно на меня смотрел, на мою реакцию. Подняться наверх через всю эту толпу было совершенно не реально. Толпа понесла меня дальше. На следующий день я снова отгреб от него, кажется рюкзаком. И понеслась эпопея унижений сроком на 4 долгих года.

Самое жуткое в этой ситуации было то, что этот Гад начал «мутить» с девчонкой, которая знала меня до школы. Наши родители общались. Как проходили унижения? Понятно что оскорбления, понятно что тумаки и оплеухи, понятно что меня заставляли делать то, чего я не хочу. Например, отдавать честь как в нацисткой Германии при появлении его перед моими глазами. Ясно дело, что я старался избегать всяческих контактов с этим персонажем. Постоянно сидел в классе, чтобы лишний раз не натыкаться на него. К сожалению, уроки у нас были в одно и то же время, поэтому натыкался я на него регулярно.

На почве всех этих неприятностей, у меня началось даже не знаю как назвать нервный срыв что ли? Я начал рвать волосы с головы. Сначала по одному волосику, потом по несколько, потом уже пучками. Родственники заметили это дело и закипишили. Но! Я молчал. Не хотел рассказывать об этом. Помня о том, что когда я рассказал о том, как меня ставили на деньги был большой шум и травля со стороны сверстников. Родственники решили, что это от нервов, так как близились выпускные экзамены и я очень мощно готовился к поступлению в вуз.

Весь этот трэш закончился тем, что у нас случился выпускной вечер в школе. Гад пришел на вручение аттестатов под героином (семья у него не бедная была, так что возможность приобрести эту гадость имелась). Там он в последний раз попытался меня унизить, перед незнакомыми мне девушками. Я не повелся на провокации и свалил от греха подальше.

Мораль: если вы чувствуете, что ваш ребенок становится изгоем, что его гнобят и унижают в школе, решайте вопрос жестко, как можно жестче. Либо сразу в секцию по боевым искусствам, чтобы мог сдавать сдачу.

Либо заявление в полицию, чтобы они уже разбирались и к психологу в срочном порядке. Если во время не принять меры, ваш ребенок может ожесточиться и в будущем это приведет к неприятным последствиям. Он будет воспринимать мир во круг себя постоянным врагом и относится к людям с недоверием и опаской.

Сказать что так со мной и произошло, не уверен. Хотя, иногда во мне просыпается не свойственная мне жестокость, при чем в отношении близких людей.

Негласное правило в буллинге: «Ты либо со всеми, либо – не вмешивайся»

Итак, что мы имеем. Жертвами травли дети становились по абсолютно разным причинам: проблемные зубы, полнота, фамилия, национальность, неуверенность в себе. И это лишь малый список из большого числа рассказанных историй.

Страшно, когда ребенок идет в школу, где должно быть безопасно, а возвращается оттуда с ушибами и синяками, потому что одноклассникам не понравилась его одежда. Страшно, когда подросток не боится высказывать свое мнение, а ему за это объявляют бойкот. Страшно, когда милую и добрую девочку годами унижают из-за того, что ее фамилия созвучна с каким-нибудь смешным словом.

Главная причина травли в школе, которую, на мой взгляд, иллюстрируют все эти истории – желание ученика самоутвердиться за счет тех, кто слабее. Агрессоры всегда выбирают в жертву беззащитного человека: так они кажутся себе сильнее.

Сказать, что агрессорами всегда выступали ребята из неблагополучных семей − нельзя. «Это были обычные мальчики из обычных семей, не асоциальные личности, они не стояли на учете. У кого-то полные семьи, у кого-то нет» − поясняет одна из жертв школьного буллинга. Судя по историям, агрессором может стать любой человек, и крайне редко можно это предугадать.

Невольно вспоминается еще одна история. Девочка рассказала родителям, что над ее одноклассницей издеваются. Мама решила показать дочери советский фильм «Чучело» про то, как девочку травили в школе. Семиклассница Юля, так зовут рассказчицу, после просмотра кино возмутилась жестокости детей. Тогда мама спросила ее, пробовала ли Юля заступиться за одноклассницу, которую травят? Она ответила: «Нет. Как бы ни было жалко, но я ничего не скажу».

И это неудивительно. Свидетели буллинга чаще всего не вступаются за жертву, потому что боятся сами стать объектом травли. Кроме того, дети нередко присоединяются к буллингу, потому что другие «тоже так делают». «Ты либо вместе со всеми, либо, если ты против, не вмешивайся» — так звучит негласное правило.

А вот что рассказчики говорят о действиях учителей: они  «…иногда давали подзатыльники», «…заняли позицию наблюдателей», «говорили нам не обращать внимания…», и «вряд ли догадывались». Получается, в одних случаях педагоги были в курсе, что над ребенком в классе издеваются, но ничего с этим не делали. В другом — даже и не представляли, что ученицу травят, что сомнительно, ведь девочка убежала в слезах прямо с урока. Почему педагоги не вмешивались – вопрос, который требует отдельных размышлений. Но, может, если бы они мгновенно среагировали на первые же признаки буллинга, то и жертв травли было бы значительно меньше, а, может, и не было бы вовсе.

Понятие морального издевательства над ребенком

Если родители часто насмехаются над ребенком, стараются выставить его неумелым, никчемным человеком, за которого им стыдно перед родными и знакомыми, они его подвергают моральному и психологическому издевательству.

Такое поведение взрослых наносит непоправимый ущерб формированию детской психики, его мировоззрению, психологической адаптации в обществе, да и просто самоуважению. Иногда родители делают это машинально, не осознавая своей вины и ошибок в воспитании, хуже если осознанно унижают и подвергают его страданиям.

Роль учителя

О роли учителя в школьной травле существуют два противоположных, но одинаково вредных мифа. Первый — учитель ничего не знает о буллинге, поэтому с него взятки гладки. Второй — учитель прекрасно понимает, что происходит в классе, и разберется без участия родителей.

Первый миф поддерживают сами учителя. Если мама ребенка придет в школу и пожалуется классному на травлю, в большинстве случаев тот сделает вид, что впервые об этом слышит. Однако, как показывают исследования, педагоги не только прекрасно осведомлены о травле, но и способны описать реальную структуру класса лучше, чем психологи, вооруженные самыми точными методиками.

Однако вопреки второму мифу менять ситуацию учителя не стремятся. Более того — порой педагоги сами участвуют в травле ребенка. Унизительно комментируют ответ жертвы. Ставят более низкую оценку. «Не замечают», как ребенка шпыняют в школьном коридоре. Казалось бы, мелочь, но агрессоры понимают — учитель «свой».

«Чтоб не убежал, они сдвигали парты и прижимали меня к стене. Однажды это заметила англичанка и отругала их за порчу школьного имущества. На меня ей было фиолетово» (Олег)

Подобное поведение в большей степени характерно для молодых педагогов. В ситуации, когда зарплата учителя стремится к уровню бюджета прожиточного минимума, а о престиже профессии просто неудобно говорить, пассивное участие в травле жертвы — это один из немногих способов поднять свой авторитет у остальной части класса. Однако и опытные педагоги не гнушаются буллингом — ведь в отсутствие реальной цели травля жертвы действительно помогает сплотить детей. Учителя младших классов, способные сами обозначать жертву, используют угрозу унижений как дополнительную нагрузку к плохой оценке.

Иногда учителя настраивают против ребенка не только класс, но и родителей, которые пришли разобраться с ситуацией. Чаще всего это подается в красивой обертке: «Ваш ребенок такой умный (тонкий, ранимый, талантливый) — его неизбежно будут травить обычные дети». Верить этому нельзя — учитель не хвалит ребенка, учитель выгораживает себя. Однако порой педагоги напрямую обвиняют родителей в том, что они не научили сына «взаимодействовать с коллективом». В этом случае учителю стоит напомнить, что коллектив — это группа, нацеленная на решение общественно полезных целей, например, обучения. А класс, в котором основной целью является травля жертвы, не может называться коллективом.

«Наш классный руководитель хороший, он такого делать не будет», — думают многие. К сожалению, не факт. Даже хорошие учителя порой опускаются до травли. Часто неосознанно затравленный ребенок поневоле вызывает у многих педагогов отторжение.

«Больше всего я ненавидела, когда мама приходила с родительского собрания и говорила бабушке с дедушкой, как же „нам“ повезло с классной руководительницей. А эта замечательная классная очень любила шутить на тему того, что деловой стиль одежды подходит всем, кроме меня, потому что на мне все как на корове седло» (Алина). Однажды мама все-таки отпросилась со своего завода к «заслуженному учителю», который вел продленку. Маме было сказано «Ваша дочь — слишком упрямая, и ее надо ломать».

Разумеется, к мнению учителей можно, а в некоторых случаях нужно прислушиваться. Но для родителя на первом месте должны быть не интересы «коллектива», а чувства его собственного ребенка.

Виды издевательств над ребенком

Моральные издевательства могут проявляться в разных видах и ситуациях. Давайте рассмотрим основные из них.

Безразличие к ребенку

Если ребенок в течение длительного времени предоставлен сам себе, а взрослые пропадают на работе, он чувствует себя одиноким и покинутым.

Иногда родители, находясь дома, рядом с детьми, совершенно не обращают на них внимания, на вопросы отвечают неохотно, или вообще не отвечают, не играют с ним, не рассказывают сказки и интересные истории. В такой ситуации ребенок, хоть и находится рядом с близкими, чувствует, что он им мешает, не нужен, и страдает от этого морально.

Невнимательное отношение к ребенку

Не обнимая и не лаская ребенка, вы тем самым обрекаете его на чувство одиночества. Он начинает думать, что не любим родителями и не нужен им.

Еще хуже, когда родители высмеивают своих детей в присутствии посторонних людей. Становясь объектом насмешек, ребенок страдает от этого, может на долго затаить злобу на близких.

Запрет на общение с друзьями

Изолируя подростка от друзей и знакомых, вы лишаете его возможности нормального общения. Часто запреты вызывают взрыв негативных эмоций. Если он обещал друзьям, что примет участие в футбольном матче, а вы его не пустили на игру, то тем самым выставили его обманщиком перед сверстниками. Он может стать объектом насмешек.

Принуждение ребенка к незаконным действиям

Принуждение детей с помощью обмана или угроз к совершению развратных действий, воровству и лжи, является формой морального издевательства над ними.

Бывает и так, что родители даже не догадываются, что над их ребенком совершается издевательство кем-то из посторонних взрослых. Поэтому необходимо как можно чаще беседовать с детьми, призывать к тому, чтобы они доверяли вам и рассказывали обо всех странных контактах и разговорах.

Оскорбление и унижение ребенка в разговоре

Дети сильно страдают от того, когда в грубой форме их высмеивают перед их друзьями и сверстниками, унижают и оскорбляют. Слова ранят порой сильнее, чем физическое воздействие, взрослые должны помнить об этом.

Угрозы и запугивание

Стараясь заставить детей поступить так, как считают правильным, родители угрожают им расправой. Она может выражаться как в физическом воздействии, так и в виде запрета на общение с кем-то: друзьями, домашним любимцем, посещением спортивной секции.

У ребенка вырабатывается чувство страха перед той или иной ситуацией, что плохо действует на неокрепшую психику.

Издевательства над детьми с расстройствами обучения и внимания

Жертвами издевательств может стать кто угодно, вне зависимости от статуса или способностей. Но когда у детей есть какие-либо расстройства, которые отличают их от других, они подвержены особому риску.

Дети с расстройствами обучения и внимания часто получают специальную поддержку в школе, что выделяет их . У них также может быть низкая самооценка или некое чувство беспомощности. Задиры обращают внимание на такие вещи. И они используют их против таких детей.

Не всегда жертвы издевательств слабые и кроткие. Некоторые дети с расстройствами, вроде СДВГ, становятся жертвами издевательств, потому что:

  • Они могут отвлекать и раздражать окружающих

  • Они испытывают тревожность и часто настроены агрессивно

  • Их легко расстроить и вывести из себя

  • Они продолжат пререкаться, даже если они в невыгодном положении

Вне зависимости от поведения или характера ребенка, издевательства могут повлиять на его обучение, самооценку и социальную жизнь.

Почему некоторые жертвы сами становятся задирами

Дети, над которыми раньше издевались, часто сами становятся задирами. Некоторые дети с диагнозом СДВГ воспринимаются как задиры из-за своего агрессивного и импульсивного поведения. Такими детьми легко манипулировать и задиры часто этим пользуются, провоцируя у них поведение, из-за которого они попадут в неприятности. Если задира-манипулятор остается безнаказанным, ребенок с диагнозом СДВГ снова станет жертвой.

Как издевательства влияют на обучение

Многие дети с расстройствами обучения и внимания сами прекрасно понимают, что они отличаются от своих сверстников. Поэтому, когда задиры привлекают внимание к их слабостям, их самооценка страдает еще сильнее.

Как это может повлиять на обучение Вашего ребенка? Допустим, у него проблемы с общением. Если каждый раз, когда он читает вслух в классе, задиры смеются, то ребёнок может отказываться читать по требованию учителя на уроке.

Что, если у Вашего ребенка проблемы с речью и задиры издеваются над ним каждый раз, когда его отпрашивают с уроков, чтобы пойти на прием к логопеду? Ваш ребенок может начать сопротивляться сеансам и отвлекаться во время этих сеансов.

Издевательства могут серьезно повлиять на успеваемость ребенка. У детей, над которыми издеваются в школе, часто более низкие оценки, чем у тех детей, которых не трогают. Они реже принимают участие в классных дискуссиях и меньше общаются с одноклассниками. И они часто прогуливают уроки или вовсе бросают школу.

Как издевательства влияют на эмоции и социализацию

Издевательства могут привести к эмоциональному выгоранию. Из-за этого ребенок может потерять интерес к общению с другими, особенно, если при этом у него проблемы с социализацией.

Дети, над которыми издевались, склонны к:

  • Депрессии и тревожности

  • Повышенному чувству грусти и одиночества

  • Нарушению расписания сна и приема пищи

  • Потере интереса к вещам, которые им раньше нравились

  • Низкой самооценке

  • Плохим привычкам, вроде приема наркотиков и алкоголя

  • Суицидальным мыслям

Такие проблемы не пропадают сами собой, когда ребенок уходит из школы. У детей, над которыми издевались в течении долгого времени, могут сформироваться социальные и эмоциональные проблемы, которые могут остаться с ними на всю жизнь.

Незаметные издевательства: как наблюдатели могут помочь

Задиры часто издеваются тогда, когда взрослые не смотрят за детьми: в школьных коридорах, в автобусе, на площадке, в столовой, и так далее. В таких ситуациях важно, чтобы другие дети — наблюдатели — вмешались и остановили задир или рассказали о них учителям.

Как учителя и родители моделируют поведение задир

Учителя и родители должны следить за своим поведением, поскольку они подают пример детям.

Учитель, который критикует или комментирует успеваемость ученика, который испытывает проблемы с учебой, подрывает его самооценку. Когда другие ученики это видят, они могут решить, что издеваться над кем-то — нормально.

То же самое и с родителями. Когда дети видят, как их родители смеются над кем-то, кто выглядит или ведет себя неординарно, они могут решить, что они могут так же вести себя со сверстниками.

Как семьи, школы и общественность могут помочь

К счастью, школы, родители и сами дети начинают очень серьезно относиться к проблеме издевательств. Многие сообщества предлагают помощь в борьбе с задирами. Многие школы принимают меры против издевательств.

Когда семьи узнают о проблеме издевательств в школе, они начинают вмешиваться и разбираться. Вы — лучшая защита ребенка от издевательств, но Вы не одиноки. Не стесняйтесь привлекать учителей и пользоваться помощью специалистов.

Проблема издевательств — это ответственность, которая лежит на всех: на задирах, жертвах и наблюдателях. Проблема не будет устранена, пока каждый не приложит свои усилия.

Почему издеваются над детьми?

Причин для морального издевательства над ребенком у родителей более, чем достаточно:

  • возвращение домой в стрессовом состоянии;
  • постоянная занятость на работе, в результате чего не хватает времени на семью;
  • отсутствие нужного количества денег;
  • незнание основ воспитания;
  • общественная изоляция;
  • ребенок не оправдал ожиданий.

Если в родительской семье детей подвергали моральному издевательству, то став родителями, они точно так же будут поступать и со своими детьми.

Как выбирают жертву

Принято считать, что жертв буллинга выбирают по объективным причинам — должен быть какой-то повод. Действительно, ребенка могут дразнить за то, что он очкарик. Или рыжий. Или прыщавый. Или самый умный. Или самый глупый. Самый молчаливый. Самый навязчивый…

По сути, объектом насмешек может стать любая особенность ребенка. Существуют ли дети вообще без особенностей? Если да, то причиной издевательств может стать тот факт, что этот мальчик, в отличие от других, «самый обычный». Жертву могут дразнить даже за «отсутствующую» особенность — порой кличку «жирный» получает далеко не самый упитанный ребенок в классе.

«В начальной школе я носила брекеты. Помогло. Но кривозубой меня перестали называть только в лицее»(Нина).

По результатам исследований, жертвы травли более чувствительны к насмешкам, ярче («забавнее») реагируют на издевательства. Однако, скорее всего, это не причина буллинга, а ее закономерный результат. Если ребенок уже стал изгоем, советы «не обращай внимания» или «им надоест, они отстанут» принесут только вред. Не надоест и не отстанут. Напускная невозмутимость только раззадорит мучителей.

Стать жертвой травли может абсолютно любой ребенок. И чаще всего причина не в особенностях детей, а в случайном стечении обстоятельств.

Виды буллинга

Основных видов травли четыре. И в большинстве случаев они чередуются и дополняют друг друга.

Физические издевательства могут варьироваться от «невинных» тычков до самого жестокого избиения. В представлении родителей именно они являются наиболее опасными. Однако физическое насилие заметно — и это повышает шансы того, что ребенку в итоге помогут.

Поэтому, чтобы не оставлять улик, мучители могут использовать эмоциональный, или психологический буллинг. Как и в случае физического насилия, диапазон психологического воздействия очень широк — от распускания грязных слухов про жертву до коллективного игнорирования.

Эмоциональный буллинг часто путают с обычной непопулярностью в классе. Однако невнимание и презрение — абсолютно разные вещи. С непопулярным ребенком общаться неинтересно, с отверженным — опасно: можно оказаться на его месте.

«На день святого Валентина у входа в школу раздавали сердечки с номерами, чтоб каждый нашел себе пару. Кто найдет — тому конфеты. Получилось, что у мальчика из моего класса был один номер со мной. Узнав об этом, он демонстративно порвал свое сердечко» (Мария)

«Серая мышка» может привлечь внимание интересным увлечением, учебными успехами, новыми гаджетами. Затравленному это принесет только вред. Его положение схоже со статусом задержанного из криминальных сериалов — все, что он сделает, будет использовано против него.

«Новый телефон? Родители хотят, чтоб ты чувствовал себя менее ущербным?». «Какое красивое платье! Обидно, что на тебе оно висит как на пугале».

Это — словесная травля. Обесценивание. И обесценить можно абсолютно все. Если мальчик займется плаванием, все станут спрашивать, не жмет ли ему «купальник». Займется боксом — будут на каждой перемене «учить держать удар». Если девочка вместо очков станет носить линзы, одноклассницы очень «расстроятся», заявив, что очки хотя бы скрывали ее «кривоносость».

Словесная травля легко превращается в кибербуллинг — издевательства в интернет-пространстве. Для современных детей информационное пространство куда более реально, чем для их родителей — но интернет-травля к тому же происходит онлайн. Нельзя отдохнуть от хулиганов дома — ребенка могут преследовать практически круглосуточно, поддерживая жертву во взвинченном состоянии до следующего учебного дня.

Что делать

Универсальных рецептов того, как справиться с травлей в школе, не существует. Однако важно помнить: нет детей, которых травят, есть классы, в которых любой может подвергнуться издевательствам. Нельзя обвинять ребенка, называть его слабаком, подзуживая дать сдачи. Не поможет. В лучшем случае жертву перестанут избивать — однако никто не помешает обидчикам обзываться или незаметно портить вещи ребенка. Но скорее всего, попытка отпора просто сорвет обидчикам всякие тормоза. Совет не обращать внимания может помочь на стадии, когда класс только выбирает жертву — в этом случае есть шанс попасть в категорию наблюдателей (однако их роль тоже незавидна).

Травля — это болезнь класса, и решать ее нужно системно. Если учитель адекватный — можно обратиться за помощью к нему. Но адекватный — не вежливый, не хороший предметник, а тот, который готов реально разобраться с проблемой.

Порой удается найти поддержку у других родителей. На вашей стороне могут быть мамы и папы других жертв, их защитников, порой — сторонних наблюдателей. Помощь может прийти и с самой неожиданной стороны — нередко родители зачинщиков приходят в ужас, когда узнают, чем их чадо на самом деле занимается в школе.

Если поддержка найдена, с классом придется работать комплексно. Как именно — хорошо расписано в статье психолога Людмилы Петрановской.Важно помнить: чем раньше удастся определить проблему и начать работу, тем больше шансов на успех. В младшей школе авторитет взрослого выше, а отношения в классе более пластичны.

Если решить проблему не получилось, лучше перейти в другую школу. Однако нельзя превращать это в бегство. «Где не будут бить» — плохой мотив. Нужна уважительная причина — перевестись в заведение с более высоким уровнем педагогов, или хорошим спортзалом, или эстетическим уклоном. Лучше всего, если ребенок сам выберет школу в соответствии со своими интересами.

«Не могу сказать, что в началке меня прямо травили, но помню, что отношение одноклассников было лучшим мотивом, когда поступала в гимназию» (Света)

К переводу следует подготовиться. Часто затравленные дети, попадая в новый класс, по привычке воспринимают даже самые доброжелательные шутки одноклассников как угрозу и избегают общения. Это не сделает ребенка изгоем — однако роль серой мышки тоже не самая завидная.

За помощью лучше обратиться к психологу — простые наставления вряд ли помогут. Можно обратиться к частному или государственному специалисту. А можно — к психологу в той школе, в которую ребенок собирается перейти. Тянуть с визитом не следует: психологическая травма — не насморк, и за один сеанс не лечится. Кроме того, хорошо, если психолог будет работать с ребенком и в период адаптации в новом коллективе.

Как избежать школьной травли или избавиться от нее навсегда

Школьная пора, счастливая пора… Далеко не для всех. Для некоторых детей каждый день в школе является настоящим испытанием. Потому что одноклассники снова будут «травить». Что такое травля и как с ней бороться?

Травля или более популярное сейчас слово «буллинг» — это распространенное явление, с которым так или иначе сталкивался каждый. Это когда тебя задирают, обижают, крадут вещи, толкают, игнорируют, смеются и многое-многое другое. Главная цель — принизить ребенка, причинить ему моральную или физическую боль. Вспомните фильм Быкова «Чучело». Мы говорим именно об этой проблеме. Так давайте разберемся, как распознать травят ли вашего ребенка, как помочь и как нужно себя вести, чтобы травля прекратилась.

Как распознать травлю?

Зачастую дети не говорят о своих проблемах, они боятся: если вмешаются взрослые — станет только хуже. Поэтому стоит внимательно следить за поведением своего ребенка, особенно если он поменял школу или класс, став «новеньким».

Признаками травли могут быть синяки и царапины, которые он не может и не хочет объяснять, ложь по поводу того, как именно они появились. Часто «теряющиеся» вещи, сломанная техника, пропавшие украшения или одежда, если ваш ребенок по природе своей не «растеряша». Также ребенок может искать поводы не ходить в школу, прикидывается больным, теряет интерес к обучению, начинает хуже учиться.

Самыми серьезными признаками травли является деструктивное поведение: нанесение себе повреждений, побеги из дома, резкое падение самооценки. Если вы заметили один из этих признаков — возможно, причиной стала травля.

Что делать родителям?

Есть несколько вещей, которые помогут родителям и детям справиться с этой проблемой. Если вы выяснили, что ребенка травят, покажите, что вы выслушали его, поняли и не оставите это без внимания. Успокойте ребенка и окружите его заботой, дайте знать, что цените его откровенность.

Объясните, что он ни в чем не виноват. Никто не виноват, если его оскорбляют, унижают, бьют или игнорируют. Оправдывать травлю нельзя. Даже если ваш ребенок как-то задел других ребят, нормальной реакцией на это станет разовое решение конфликта, а не постоянные издевательства. Ваш ребенок ошибся и за ошибки не надо расплачиваться всю жизнь.

Подумайте о том, какой может быть выход вместе. Вовлеките ребенка в разговор, это поможет малышу вернуть контроль над ситуацией, обратить внимание на детали, понять логику других ребят. Также это покажет, что мама и папа не вздумают решить проблему без их ведома, чего дети очень боятся.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ НЕ НРАВЯТСЯ ДРУЗЬЯ РЕБЕНКА

Когда вы уже разобрались в ситуации, стоит пойти и поговорить с учителем или классным руководителем. Спросите, что он намерен сделать, чтобы прекратить травлю? Сохраняйте спокойствие, не давите, а именно задайте вопрос. Если руководитель не намерен разбираться в ситуации — обратитесь к администрации или директору. Убедитесь, что вас действительно услышали, запускать эту ситуацию нельзя ни в коем случае.

Можно поговорить с родителями обидчика. Донесите до них мысль, что если это будет продолжаться, вопрос придется поднять на родительском собрании. Возможно, ваш сын или дочь не единственная жертва агрессора.

Если ребенок не уверен в своих силах — предложите ему записаться в спортивную секцию или кружок, там он сможет найти новых друзей и стать уверенней в себе. Обеспечьте ему комфортную обстановку дома и поддерживайте во всем.

Если ситуация зашла слишком далеко, спросите не хочет ли он поменять класс или школу. Но помните, что это крайняя мера, от которой в большинстве случаев можно отказаться.

Что не надо делать родителям?

Многие родители, стараясь сделать как лучше, делают «как всегда». Постарайтесь исключить из своей речи следующие фразы: «Ты сам виноват», «Ты так себя ведешь», «Ты их провоцируешь», «Тебя травят, потому что…». Обвиняя ребенка, вы оправдываете его обидчиков и тем самым усугубляете ситуацию.

Также избегайте фраз «не обращай внимания», «дай им сдачи», «не делайте так, ему же больно». Такими фразами вы можете навредить. Оставлять ситуацию без внимания, мол, само как-нибудь рассосется, нельзя. Так и совет «дать сдачи» может привести к усугублению конфликта, если ваш ребенок не сможет защититься. Неумелые попытки сопротивления только распалят агрессию.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВЗРОСЛЫЙ НА УЛИЦЕ КРИЧИТ НА СВОЕГО РЕБЕНКА

А вмешиваясь в конфликт и показывая, что ваш ребенок страдает, вы указываете на то, что он слабый, а они сильные, тем самым уничтожая самооценку своего чада и повышая ее у обидчиков.

Не говорите сразу о переводе ребенка в другое учебное заведение. Сначала разберитесь, нельзя ли решить конфликт здесь. На новом месте может быть то же самое, ваш ребенок снова станет «новеньким», а к поведению жертвы он мог уже привыкнуть. Но если ни родители, ни учителя не реагируют на конфликт — смело забирайте документы.

Что делать ребенку?

Во-первых, посоветуйте не реагировать на провокации. На подколки надо отвечать не обидой и агрессией. Ответ должен быть спокоен и достоин. Если вашего ребенка обвиняют в том, чего он не совершал, пусть твердо отрицает свою вину и занимается своими делами, не давая затянуть себя в открытый конфликт.

Также иногда полезнее промолчать, чем начать оправдываться, тех, кто не реагирует задирать не интересно. Это касается и обидных реплик. Когда на прозвище ваш ребенок начинает дуться или плакать — это распаляет интерес. Но, если он спокойно ответит: «Да, ты верно заметил, я ношу очки», — это может сбить противника с толку. Почему он не бесится и не обзывается в ответ? Странный какой-то, может лучше с ним и не связываться.

КОГДА МОЖНО ОТПУСКАТЬ РЕБЕНКА ГУЛЯТЬ ОДНОГО?

Еще один способ отделаться от обидчиков — это завоевать авторитет в классе. Это может быть достижение в учебе, спорте или увлечении. Рано или поздно кто-то обратится к вашему сыну/дочери за помощью с домашкой или вопросом. Тут важно поставить себя правильно. Помогать только в ответ на хорошее обращение.

Очень помогает поиск соратников. В классе всегда есть те, кто держит нейтралитет (обычно это самые умные дети), если удастся подружиться или хотя бы начать с ними общаться, это поможет обидчикам понять, что ваш ребенок не «униженный и оскорбленный», а обычный человек со своими увлечениями и друзьями.

Травля всегда разная, все зависит от личности обидчика, поэтому если эти советы вам не помогают, обратитесь к школьному психологу или классному руководителю, которые лучше знают, кто и как будет себя вести в той или иной ситуации.

Что не надо делать ребенку?

Ребенку ни в коем случае нельзя эмоционально реагировать на обиды. Спокойствие и только спокойствие. Игнорирование бывает лучшим выходом. Ему не стоит лезть в драку, если он не уверен в своих силах, проигрыш еще сильнее обрадует противников, и травля продолжится.

Многие дети принимают свою роль жертвы и терпят все, что с ними делают, а вдруг отстанут? Может и отстанут, а может и нет. Поэтому нельзя давать себя бить, отнимать вещи или ломать их. Надо позволить вмешаться другой стороне — родителям или учителям.

Многие дети стараются начать угождать своим обидчикам — становятся «прилипалами», терпят травлю и выполняют поручения лидера, думая, что они поднимутся со временем по «социальной лестнице» и изгоем станет кто-то еще. Такая позиция очень вредит самооценке, не надо входить в компанию обидчиков, нужно основывать свою.

Какие у травли могут быть последствия?

22% учеников жалуются на снижение успеваемости из-за травли в школе. Жертвы буллинга куда чаще страдают головной болью и болеют. У каждого четвертого подростка, столкнувшегося с этой проблемой, возникает мысль о самоубийстве! Мальчики, подвергающиеся травле, наносят себе физические повреждения в четыре раза чаще, чем те, кого не травят.

Очень опасен долгосрочный эффект травли. У девочек очень часто развивается посттравматическое стрессовое расстройство — реакция организма на психическую травму. Таким расстройством страдают: жертвы терактов; ветераны, пришедшие с войны; люди, пережившие войны, геноцид, природные катастрофы.

Девочки, побывавшие в роли жертв, во взрослом возрасте чаще лежат в психиатрических клиниках и принимают нейролептики, транквилизаторы и антидепрессанты, причем это никак не зависит от того, были они психически здоровы на момент начала травли или нет.

Что делают родители?

Всегда ли родители знают о правилах поведения при травле и какие выходы они выбирают? Мы собрали комментарии родителей с форума u-mama, чтобы показать вам различные взгляды на эту проблему.

«Переводите ребенка, не портите ему жизнь. Это ж сколько комплексов будет у него».

«Узнать надо, в чем причина травли. Если не устранить, то в новой школе будет то же самое».

«Меня саму травили в школе. Причина была в том, что я была отличницей в школе, где не принято учиться, „не такая“. При этом давили, что я якобы толстая (гнобители были не худее) — фигура была не причиной, а поводом, даже когда я сильно похудела, гнобить не перестали. Но виновата я была сама — когда меня обзывали и били, я начинала плакать. Если бы не плакала, а дала отпор, то вероятно бы отстали».

«Да, раньше проще все решалось. Я в первый же день врезала в ухо самому оторве, он на учете стоял, и боксер был, а я самая мелкая, да еще отличница и новенькая посреди года. Так и зауважали на все оставшиеся 9 лет».

«К школьному психологу вместе с замдиректором по праву. Припугнут там травителей, к чему ведет их кривая дорожка. Многим помогает вовремя остановиться, если дети не испорченные уже».

«Учителя сейчас очень боятся одной фразы: „Вы, как классный руководитель, несете ответственность за организацию травли в отношении моего ребенка и мною будут направлены жалобы в соответствующие инстанции“».

«Никогда не разговаривала с родителями. Только с детьми и на их языке. Слегка, как мне показалось, припугнула. Больше они моего сына не то что не задирали, близко подойти боялись. Непедагогично, но действенно».

«Моего обижали ребята во дворе. Он был тогда самым младшим. То кепку закинут на дерево, то еще какую-нибудь пакость сделают. Я пошла да спросила у ребят, почему вы его обижаете? Они ответили, что он не умеет себя вести в коллективе, играть сообща не умеет, все время спорит, хочет руководить и все игры портит. Ладно, все ясно. Сделали выводы, живем и воспитываемся дальше».

«Ваш ребенок имеет право ответить обидчику адекватно (в том числе и физически если надо) предупредив его об этом как минимум два раза. Примерно так «мне неприятно то, что ты делаешь, если ты намерен продолжать, я … «(озвучить ответное действие). Угроза приводится в исполнение без предупреждения, если действия повторяются даже после состоявшегося разговора. Дети травят того, кто не дает отпора».
«Вам может помочь дневник, где вы с ребенком вместе будете записывать подробно: что делали обидчики, что в ответ делал он, каков был результат. Вначале пусть сам запишет цель — чего он хочет в отношениях с этими ребятами. (Чтобы отстали — тоже цель). Там же можно выделить отдельную колонку, где он сможет спланировать, как ответить в следующий раз, если старый способ не сработал. Это придаст ему уверенности, снизит тревогу от того, что он может сделать что-то не так и обеспечит вашей поддержкой».

Обращение в суд

Обращение в суд является последней мерой по защите вашего ребёнка от травли. Только до подачи заявления необходимо пройти досудебное урегулирование конфликта.

При отсутствии досудебного разбирательства вам могут вернуть исковое заявление.

Нет однозначных указаний, в каких случаях следует обращаться в суд. Всё зависит от степени тяжести оскорблений по отношению к ребёнку. Это могут быть и словесные оскорбления, и физические издевательства.

Алгоритм действий

  1. Выяснить подсудность вашего дела. Дела подобного рода являются подсудностью мировых судей.
  2. Составление заявления в свободной форме (практикуется электронные формы) с указанием паспортных данных заявителя, его адреса. В текстовой части – изложение сути.
  3. Сбор доказательств. Доказательная база должна быть очень убедительной. Это могут быть фотоснимки, видеосъёмка, аудиозапись, показания очевидцев, скриншот аккаунта (заверенная нотариусом).
  4. Квитанция об уплате госпошлины.

Каждый родитель при необходимости будет защищать своего ребёнка. И от издевательств тоже. Столкнувшись с подобной ситуацией, нужно изучить законодательную основу, чтобы грамотно вести диалог. Стучитесь во все двери! При необходимости обращайтесь в судебные органы. Берегите своего ребёнка от издевательств в школе. Здесь закладывается залог счастливой жизни каждого.

Если вы подозреваете или есть подтверждение, что ваш ребенок подвергается насилию или травле — посетите школу. Не откладывайте это. Цель: выяснить знают ли учителя, что в школе, классе происходит настоящая травля детей.

Если знают, что предпринимают для защиты детей? Помните: учителя в состоянии контролировать и принимать меры по предотвращению дальнейшего насилия. Тесное сотрудничество родителей, учителей и детей может снизить вероятность издевательств над детьми в школе. Успешное сотрудничество родителей и учителей — это защита для детей.

Предотвращение буллинга: как помочь себе самоcтоятельно

Бывает, ситуации в которых подросток сам вызывает негативное отношение к себе. Это ни в коем случае не оправдывает агрессора. Но исправить ситуацию в таком случае подростку нужно попытаться, начав с себя.

  • Если проблемой является плохая успеваемостьнужно уделить учебе больше времени и приложить больше усилий. Это поможет избежать насмешек сверстников, и позволит закончить школу с хорошими результатами. Пропуска занятий — тоже касается.
  • От части физических недостатков вполне можно избавиться. Могут потребоваться, просто занятия спортом (фитнесом или танцами). Это поможет избавиться от лишнего веса, сделать красивой осанку, нарастить мышцы – и просто стать выносливее, увереннее в себе!
  • Если то и дело возникают прыщи – проконсультироваться можно у косметолога и диетолога. Специалисты обязательно помогут найти средства по уходу, подберут безопасную диету и расскажут, как правильно замаскировать проблемные участки кожи.
  • Также стоит задуматься о своем стиле. Не нужно одеваться в школу экстравагантно, привлекая к себе насмешки и чрезмерное внимание.
  • Девушкам не рекомендуется носить в школу короткие юбки и прозрачные топы, такая одежда для школы не подходит и может послужить причиной сексуальных действий к себе.
  • Важно научиться всегда соблюдать личную гигиену – это необходимо для здоровья и приятного общения в коллективе.

Подготовиться к обороне

О ситуациях, которые отчасти могли быть спровоцированы самими подростками, мы уже поговорили. Но как быть, когда ненависть связана с физическими особенностями, которые невозможно исправить, хорошей учебой или иными успехами?

Важно научиться защищаться! Освоить базовый и необходимый набор оборонительных приемов не очень сложно.

  • Физическим методам обороны обучают в спортивных секциях. Для этого подойдут следующие виды спорта: самбо «самозащита без оружия»; кекусинкай-карате; кикбоксинг; джиу-джитсу и т.п.
  • А для противостояния психологическому давлению можно прочесть несколько тематических книг, записаться на прием к специалисту.

Словесная травля

Способов справиться со словесной травлей есть несколько:

  • Игнорировать нападающего. Цель словесного буллинга – унизить, подорвать самолюбие. Если слова обидчика не задевают жертву, то противнику становится не интересно, его силы иссякают.
  • Часто нападающий действует вместе с более слабыми сторонниками. Если удается выставить лидера на посмешище, то его авторитет ослабнет и нападки пройдут
  • Важно – всегда сохранять вежливость! Разговор в агрессивной форме может привести к физической травле, которая намного опаснее.
  • Иногда лучше вовремя уйти из помещения. Это позволит ослабить позицию обидчика, и даст время справиться со своими эмоциями.
  • Нельзя поддаваться на провокации. Никогда не стоит делать то, что считаешь не нужным, когда тебя подстрекают.

Физические издевательства

  • Основное правило – любыми путями всегда избегать драк.
  • По крайней мере, до тех пор, пока нет возможности защититься.
  • Нельзя стесняться, попросить родителей/родственников встретить из школы или позвонить в определенное время. Если их присутствие может навредить, можно сделать так, чтобы они оставались незаметными.

Если уйти – нет возможности? Нужно привлекать к себе внимание взрослых, особенно если нападающих — несколько. Вести себя шумно, махать руками, кричать – обратить внимание окружающих.

Если ситуация вышла из-под контроля, тогда придется вступать в бой. Бить — со всей яростью, вкладывая в удары всю силу. Получая достойный отпор, обидчик, чаще всего, отступает и оставляет в покое свою жертву– навсегда или на время.

Сексуальное насилие

Девушкам важно запомнить и объяснить, что ОПАСНО оставаться одной с парнем или компанией мужчин, если возникает даже маленькое в их добропорядочности и намерениях. Особенного внимания заслуживает ситуация, в которой отношения с парнями были конфликтными, а потом резко наладились. Лучше предупредить неприятности!

  • Если опасность почувствовалась уже на встрече, главное постараться незаметно уйти. Обидчики могут попытать помешать это сделать, тогда нужно создавать как можно больше шума – кричать, звать на помощь. Это поможет отпугнуть нападающих.
  • Нельзя умалчивать о происшествии. Ситуация может повторяться.
  • Важно рассказать родителям, попросить помощи.

Советы психологов

Важно делать акцент на необходимость обсуждения в семье возникших проблем. Иногда не удается преодолеть травлю, тогда достаточно просто поменять школу, зачастую, на новом месте – ситуация сложится намного лучше. Ребенок найдет друзей, жизнь нормализуется. Главное не позволять подросткам и детям – замыкаться в себе! Важно помнить, что выход есть из любой ситуации. Как пример – книги и фильмы, в которых разбираются подобные случаи. Самые популярные из них – «Чучело», «Костолом», «Молчание до гроба» и другие.

«Начинает травлю всегда один: чтобы утвердить свой авторитет, получить какую-то выгоду или просто развлечься, — объясняет экзистенциальный психолог Светлана Кривцова. — Остальные дети, наблюдая за действиями буллера, либо их игнорируют, либо возмущаются и пытаются вмешаться. Но видя, что жертва не сопротивляется, а учитель их инициативу не поддерживает, дети испытывают беспомощность, и их настроение может измениться — от сочувствия жертве к раздражению и равнодушию».

Видеокомментарий экзистенциального психотерапевта Светланы Кривцовой: «Нет лучшего средства против буллинга чем хорошее чувство юмора!»

Основные правила:

  1. Лучше всего с травлей сможет помочь справиться лидер: староста, классный руководитель, директор и т.д. Человек, который значим в коллективе
  2. Для преодоления травли нужно вводить общие и единые для всех правила поведения
  3. Ситуация буллинга всегда требует вмешательства третьей стороны

Выводы

  • Задиры издеваются над другими детьми, чтобы почувствовать себя сильными.

  • Издевательства могут негативно повлиять на обучение, социальные навыки и самооценку ребенка. Это особенно затрагивает детей с расстройствами обучения и внимания.

  • Родители, школы и общественность могут помочь детям в защите от издевательств.

Источники
  • https://nashideti.temaretik.com/1637064266606185040/chto-delat-esli-nad-vashim-rebenkom-izdevayutsya-v-shkole/
  • https://zen.yandex.ru/media/id/5ac9a53c5f4967871962eb35/kak-unijaiut-detei-v-shkole-5b69211519d91600a84e54ae
  • https://zen.yandex.ru/media/activityedu/detskaia-jestokost-realnye-istorii-o-travle-v-shkole-5d47d39dc31e4900ad3ca576
  • https://detki.guru/psihologiya-rebenka/moralnoe-nasilie-nad-rebenkom-i-ego-strashnye-posledstviya.html
  • https://news.tut.by/society/524870.html
  • https://www.fastfword.com/izdevatelstva-v-shkole
  • https://zen.yandex.ru/media/id/5dd66e7bcf927e718e2e168a/sindrom-izgoia-chto-delat-esli-nad-rebenkom-izdevaiutsia-v-shkole-5dd78107ac2c132205516f59
  • https://tlum.ru/news/cto-delat-esli-rebenka-unizaut-v-skole/
  • https://pravovoi.center/ugolovnoe-pravo/prestupleniya-protiv-lichnosti/protiv-zhizni-i-zdorovya/prichinenie-vreda/izdevatelstvo-v-shkole-nad-rebenkom.html
  • https://inha.ru/article/bulling-travlya-v-shkole/

tett
Зарплатто.ру - сайт о зарплатах и доходах, деньгах и финансах