Закон о транспортной безопасности: основные положения 16 ФЗ, цели и требования

Транспортная безопасность: характеристика и правовое регулирование

Под системой безопасности на транспорте подразумевается закрепленный законодательно комплекс мер, направленный на защиту пассажиров и их багажа, а также грузов. Он распространяется на все виды транспорта:

  • Авиация.
  • Железнодорожные перевозки.
  • Водный транспорт.

Система обеспечения безопасности для каждого вида транспорта имеет свои особенности. Общее правовое регулирование данной отрасли в РФ осуществляется следующими нормативно-правовыми актами:

  • Федеральный закон номер 16-ФЗ “О транспортной безопасности”, принятый 9 февраля 2007 года.
  • Приказ Минтранспорта РФ № 212 “О порядке подготовки сил ОТБ” от 31 июля 2014 года.
  • Приказ Минтранспорта РФ № 231 “О требованиях к знаниям, умениям и навыкам сил ОТБ” от 1 августа 2014 года;
  • Приказ Минтранспорта РФ № 243 “Об утверждении типовых программ обучения” от 8 сентября 2014 года.

По некоторым видам транспорта действуют межгосударственные и межправительственные соглашения, затрагивающие, в том числе, вопросы безопасности.

Зачем нужна транспортная безопасность

Система ОТБ позволяет своевременно обнаружить и предупредить угрозу незаконного вмешательства в работу транспортного комплекса государства, тем самым обеспечив полную безопасность перемещения пассажиров и перевозки грузов на любые расстояния.

Общая характеристика и правовое регулирование

Транспортная безопасность, как совокупность нормативно-правовых актов, комплекс мер по защите пассажиров, багажа и грузов, распространяется на всю транспортную систему, но имеет для каждого вида транспорта свои особенности. В транспортную безопасность входят авиационная безопасность, транспортная безопасность на железнодорожном транспорте и метрополитенах, транспортная безопасность на морском и речном транспорте

Для правового регулирования во многих странах приняты соответствующие законодательные акты:

  • Закон об авиационной и транспортной безопасности (англ.)(США) принят 19 ноября 2001 года
  • Закон о железной дороге и транспортной безопасности (англ.) (Великобритания) от 2003 года
  • Федеральный закон «О транспортной безопасности» (Россия) от 09.02.2007 № 16-ФЗ

Так же по некоторым видам транспорта существуют межгосударственные и межправительственные соглашения затрагивающие вопросы транспортной безопасности.

Международной морской организацией ИМО (англ. International Maritime Organization, IMO) разработан и принят Международный кодекс по охране судов и портовых средств дающий рекомендации об организации обеспечения транспортной безопасности при выполнении международных морских перевозок.

Для обеспечения авиационной безопасности Международной организацией гражданской авиации (ИКАО от англ. ICAO — International Civil Aviation Organization) принято «Приложение 17 к Конвенции о международной гражданской авиации»

Обеспечение транспортной безопасности

Изменения в статьях 8-12.3, регулирующих непосредственное обеспечение безопасности на транспорте, федерального закона №16 от 09.02.2007 вступают в силу 30.01.2021.

Правительство РФ по представлению Минтранса РФ и по согласованию с ФСБ РФ и МВД РФ устанавливает требования по транспортной безопасности по каждому виду транспорта (в том числе по программе «Антитеррор»), которые должны учитывать положенные уровни безопасности (статья 7 ФЗ №16 от 09.02.2007) для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, а также для ее объектов, не подлежащих категорированию. Эти требования обязательны для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры, перевозчиками, в том числе иностранными на территории РФ, как и требования, предусмотренные международными договорами РФ.

Субъекты транспортной инфраструктуры в отношении ТС, объектов, не подлежащих категорированию за исключением объектов морского транспорта, судов, для которых применяются требования КТМ РФ и Международного кодекса по охране судов и портовых средств, а также ледоколов обязаны разрабатывать и утверждать паспорта обеспечения транспортной безопасности ТС или объектов транспортной инфраструктуры. Типовые формы этих документов, разделенные по видам транспорта, должны быть утверждены Правительством РФ.

Субъекты транспортной инфраструктуры должны разработать паспорта безопасности в течение месяца с момента вступления в силу вышеописанных норм. Два экземпляра паспорта, а также его электронный вариант в течение семи дней после его утверждения должны быть направлены в госорган, отвечающий за транспортную безопасность. Один из экземпляров с отметкой о получении будет возвращаться субъекту транспортной инфраструктуры в течение десяти дней с момента получения документации госорганом.

Перед разработкой паспорта безопасности субъектом транспортной инфраструктуры должно быть проведено обследование ТС или ее объектов, в том числе в отношении безопасности от незаконного вмешательства. Результаты такого обследования вписываются в приложение паспорта безопасности.

Информация, которая содержится в планах обеспечения транспортной безопасности, является сведениями с ограниченным доступом и государственной тайной.

Меры, которые необходимы для защиты от актов незаконного вмешательства, согласно планам и паспортам обеспечения ТБ, должны применяться с момента принятия груза к перевозке до его выдачи получателю.

При принятии на работу сотрудников, отвечающих за транспортную безопасность, необходима аттестация, проводимая компетентным госорганом в области обеспечения ТБ.

Обязанности субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков

Субъектам транспортной инфраструктуры и перевозчикам добавили следующие обязанности:

  1. Предоставлять в госорганы, которые отвечают за обеспечение транспортной безопасности, исчерпывающие сведения для категорирования и составления реестра ТС и объектов транспортной инфраструктуры.
  2. Обеспечивать на ТС или объекте транспортной инфраструктуры доступ госорганам, отвечающим за обеспечение транспортной безопасности, а также ФСБ РФ, МВД РФ, Минтрансу РФ к сведениям с технических средств обеспечения транспортной безопасности.
Для досмотра, необходимого для обеспечения безопасности, должна проводиться проверка граждан, багажа, иных вещей физических лиц, ТС с целью выявления провоза оружия, взрывчатки и иных незаконных предметов и веществ в зону транспортной безопасности, которые могут быть использованы для выполнения актов незаконного вмешательства. Кроме того, такая проверка должна выявить граждан и ТС, которые не имеют законных оснований для допуска в зону безопасности.

Субъект транспортной инфраструктуры также может провести повторный досмотр при получении сведений об угрозе безопасности.

Права подразделений транспортной безопасности

Подразделения транспортной безопасности имеют право:

  1. Приобретать, хранить и применять специальные средства.
  2. Приобретать, хранить и применять служебное огнестрельное оружие.
  3. Приобретать, хранить и применять боевое ручное стрелковое оружие.
Сотрудники подразделений должны проходить профессиональные медицинские осмотры ежегодно, включая консультацию нарколога и проверку допуска к работе с огнестрельным оружием.

Сотрудники, пройдя профподготовку и медосмотр, имеют право:

  • носить и хранить служебное огнестрельное оружие и специальные средства, а сотрудники ведомственной охраны — носить и хранить боевое ручное стрелковое оружие;
  • применять физическую силу, служебное оружие и специальные средства, согласно ФЗ №77 от 14.04.1999, а сотрудники ведомственной охраны — применять боевое ручное стрелковое оружие.
За превышение полномочий сотрудники несут ответственность, согласно законодательству РФ. Сотрудники, работающие с оружием и спецсредствами, в том числе по хранению и учету, должны проходить обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию.

Сотрудники имеют право задерживать граждан, которые нарушают требования транспортной безопасности, а также изымать оружие и иные вещества и материалы при отсутствии законных оснований на их ношение и хранение для передачи в МВД РФ или ФСБ РФ.

Иные права

Правительство Российской Федерации по представлению Минтранса РФ по согласованию с ФСБ РФ и МВД РФ имеет право определить суда с ядерными реакторами или суда, перевозящие ядерные материалы, объекты транспортной инфраструктуры, вокруг которых должны быть установлены зоны безопасности, защищающие от актов незаконного вмешательства (часть 8.1 статьи 12.3 ФЗ №16 от 09.02.2007). Границы таких зон, а также порядок финансирования реализации транспортной безопасности устанавливаются, согласно порядку, разработанному Правительством РФ.

Задачи и описание ФЗ № 16

Целью Федерального закона о транспортной безопасности № 16-ФЗ от 9 февраля 2007 г. считают обеспечение стабильной и безопасной работы городских ТС. Также согласно этому документу население РФ защищают от терактов.

Согласно п. 2 Федерального закона о транспортной безопасности № 16-ФЗ, для достижения вышеназванных целей выполняют несколько специальных задач. В этом случае проводят такие мероприятия:

  • заблаговременно определяют перечень потенциальных террористических и иных актов незаконного вмешательства;
  • оценивают уровень уязвимости ТС;
  • дают конкретные категории разнообразным видам ТС;
  • разрабатывают и вводят в действие различные мероприятия для устранения террористических или иных опасностей;
  • проводят должностную аттестацию и подготовку будущих сотрудников;
  • создают различные программно-аппаратные комплексы;
  • проводят регулярную сертификацию ТС.

Основные положения закона

В законе о транспортной безопасности № 16-ФЗ есть 13 статей. Этим законом установлены процедуры и мероприятия, при применении которых устраняют различные опасности при эксплуатации ТС.

Под действие федерального закона о транспортной безопасности номер 16 попадают такие ТС:

  • ТС для транспортировки граждан, грузов, животных и др.;
  • автобусы, троллейбусы;
  • автомобильный спецтранспорт, на котором перевозят опасные грузы;
  • корабли и самолеты;
  • троллейбусы, автобусы;
  • поезда.

Перечень субъектов и объектов транспортной инфраструктуры

Согласно п. 9 ст. 1 федерального закона о транспортной безопасности № 16-ФЗ, субъектами инфраструктуры считают юридических лиц, ИП и физических лиц, которые являются собственниками следующих объектов:

  • ж/д станций,
  • автовокзалов;
  • автобусных станций;
  • метро;
  • аэропортов;
  • морских портов;
  • автомобильных дорог и ж/д путей;
  • зданий, оборудования, которые обеспечивают ежедневную работу городского и иного транспорта.

Требования к должностным лицам — сотрудникам безопасности на транспорте

Основные законные требования к сотрудникам безопасности установлены в приказе Минтранса РФ № 43 от 8 февраля 2011 г. Согласно этому документу, эти работники выполняют такие действия:

  • оценивают степень уязвимости инфраструктурных объектов и ТС — например, анализируют возможность возникновения теракта;
  • разрабатывают план по защите пассажиров от ЧП и отвечают за его реализацию;
  • следят за текущим состоянием действующей инфраструктуры и самих ТС;
  • своевременно оповещают МВД, Минтранс и ФСБ о вероятных угрозах или возможном совершении терактов.
Важно! Также должностные лица соблюдают несколько конкретных ограничений при приеме соискателя в ряды сотрудников службы охраны аэропорта или иного аналогичного объекта, где проводят наблюдение, досмотр пассажиров и иные подобные мероприятия.

Ответственность за нарушение транспортной безопасности

В законодательстве Российской Федерации предусмотрена административная и уголовная ответственность за нарушение транспортной безопасности.

Перевозка пассажиров и опасных грузов – это не только бизнес, но и ответственность за жизнь и здоровье тех, кто пользуется услугами автоперевозчиков.

В соответствии со ст.4 ФЗ №16: «Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.»

Именно перевозчик должен обеспечить выполнение Требований по обеспечению транспортной безопасности.
Государственные органы осуществляют контроль и проверки соблюдения субъектами транспортной безопасности выполнения данных Требований. В случае выявленных нарушений выносится постановление о привлечении субъекта к административной ответственности или возбуждается уголовное дело.

Административная ответственность за нарушение требований в области транспортной безопасности

К административной ответственности привлекаются перевозчики, у которых отсутствуют необходимые документы по транспортной безопасности, указанные в Требованиях.
Например, у субъекта не проведена оценка уязвимости, нет плана транспортной безопасности (либо он не реализован), нет приказов о назначении ответственных лиц за ТБ.
В случае выявления нарушений на субъект налагается штраф до 100 000 рублей. В особых случаях применяет административное приостановление деятельности организации на срок до 90 суток.

1. Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

3. Действие (бездействие), предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное умышленно, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией орудия совершения или предметов административного правонарушения или без таковой либо административный арест на срок до десяти суток; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административный арест на срок до десяти суток; на индивидуальных предпринимателей — от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией орудия совершения или предметов административного правонарушения или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудия совершения или предметов административного правонарушения или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

Уголовная ответственность за нарушение требований в области транспортной безопасности

К уголовной ответственности субъект транспортной инфраструктуры может быть привлечен по решению суда. К примеру, если на транспортном средстве субъекта произошел теракт (Акт незаконного вмешательства) и в результате его погибли люди, то следственные органы в обязательном порядке проведут проверку соблюдения требований транспортной безопасности.
В случае, если в ходе следствия будет установлено, что теракт можно было предотвратить, если бы субъект выполнил требования обеспечения транспортной безопасности (например, обеспечил требуемый контроль за доступом в зону транспортной безопасности), то в отношении субъекта и лиц, ответственных за транспортную безопасность, может быть возбуждено уголовное дело по статье 263.1 УК РФ.
Статья подразумевает наказание в зависимости от причиненного ущерба – от штрафа до лишения свободы на срок от пяти до восьми лет.

1. Неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, —
наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо ограничением свободы на срок до одного года.

2. Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств лицом, ответственным за обеспечение транспортной безопасности, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, —
наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные группой лиц по предварительному сговору либо повлекшие по неосторожности смерть человека, —
наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

4. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой либо повлекшие по неосторожности смерть двух и более лиц, —
наказываются лишением свободы на срок от пяти до восьми лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей.

Часто задаваемые вопросы:

Как происходит проверка? На каком основании?
Проверка может быть плановой и внеплановой. Более подробно читайте в нашей статье.

Что происходит при проверке?
Инспектор имеет при себе перечень (чек-лист), в котором указаны документы по транспортной безопасности, которые должны быть на предприятии. Отсутствие этих документов является основанием для привлечения к административной ответственности.

Можно оплатить штраф и на этом закончить?
К сожалению, нет. К примеру, у Вас получена категория, но Вы не провели оценку уязвимости в установленный срок. При проверке инспектор выпишет штраф и предоставит постановление, согласно которому Вам необходимо будет в установленный срок устранить все нарушения по транспортной безопасности. Если Вы не выполните предписания, то на Вашу организацию будет наложено более серьезное наказание, вплоть до административного ареста деятельности.

Я занимаюсь перевозкой пассажиров, но никогда не слышал про ФЗ №16. Нужно ли проходить оценку уязвимости и делать план ОТБ, ведь до этого работали нормально?
Да, нужно. Федеральный Закон №16 вступил в силу в 2007 году, и, хотя в некоторых регионах подразделения Ространснадзора работают не так активно, как в центральных, но ситуация в любой момент может измениться и в любой день к Вам может явиться инспектор с проверкой.

Наша компания начала проводить оценку уязвимости и пришло постановление о проверке. Что делать?
Закон в данном случае не дает четкого определения и конечное решение остается за инспектором. Как показывает практика, штраф в данном случае налагается, но в меньшем размере, чем если бы в организации вообще не занимались соблюдением требований по транспортной безопасности.

Нашу организацию оштрафовали? Что теперь делать? Можете ли Вы помочь?
Да, конечно же! Наша компания является аккредитованной организацией в области обеспечения транспортной безопасности. Специалисты нашей компании помогут Вам реализовать предписанные в постановлении требования, чтобы инспекция при повторной проверке никаких нарушений транспортной безопасности не выявила.

Заключение

По закону о безопасности транспортных средств № 16-ФЗ от 9 февраля 2007 г. перевозчик обеспечивает надежную защиту пассажиров, а также перевозит различные грузы (без их утери или брака). Кроме того, ответственные должностные лица отвечают за пожарную безопасность ТС.

Источники
  • https://www.snta.ru/press-center/chto-takoe-transportnaya-bezopasnost/
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B1%D0%B5%D0%B7%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C
  • https://zakonguru.com/izmeneniya/transportnay-bezopasnost.html
  • https://zakonoved.su/zakon-16-o-transportnoj-bezopasnosti.html
  • http://npo-cstb.ru/info/articles/otvetstvennost-za-narushenie-transportnoy-bezopasnosti/
  • https://www.testw.ru/vopros.html?id_test=919&id_vopros=67852

tett
Зарплатто.ру - сайт о зарплатах и доходах, деньгах и финансах