Закрытый аукцион с учетом положений статьи 111 Федерального закона №44-ФЗ: правила и порядок проведения

Содержание
  1. Статья 111 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ. Особенности осуществления закупок в соответствии с решением Правительства Российской Федерации
  2. Что регулирует ст. 111 44-ФЗ
  3. Предмет регулирования
  4. Закупки для обеспечения деятельности заказчиков на территории иностранного государства
  5. Услуги по кредитованию
  6. Закупки товара, производство которого создается или модернизируется или осваивается в РФ
  7. Встречные инвестиционные обязательства
  8. Закрытый аукцион с учетом положений ст. 111 — это
  9. Предмет нормативного регулирования
  10. Условия закупок в соответствии с положениями статьи 111
  11. Правила и особенности проведения закрытых процедур (закрытого аукциона)
  12. Этапы проведения закрытого аукциона
  13. 1 этап. Согласование с ФАС
  14. 2 этап. Документы к закрытому аукциону
  15. 3 этап. Извещение о проведении закрытого аукциона.
  16. 4 этап. Аукционная документация для участия в закрытом аукционе согласно ст. 111.
  17. 5 этап. Разъяснение и изменение
  18. 6 этап. Направление сведений об участниках ФАС
  19. 7 этап. Прием и рассмотрение заявок
  20. 9 этап. Заключение контракта по итогам закрытого аукциона в рамках 44-ФЗ

Статья 111 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ. Особенности осуществления закупок в соответствии с решением Правительства Российской Федерации

Статья 111. Особенности осуществления закупок в соответствии с решением Правительства Российской Федерации

1. Правительство Российской Федерации вправе определить особенности осуществления конкретной закупки, в том числе установить способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), не предусмотренный статьей 24 настоящего Федерального закона, а также в целях создания для Российской Федерации дополнительных технологических и экономических преимуществ (в том числе встречных обязательств) вправе определить дополнительные условия исполнения контракта, не связанные с его предметом.

2. Порядок осуществления закупок, установленный настоящим Федеральным законом, применяется к закупке, в отношении которой Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 настоящей статьи установлены особенности ее осуществления и (или) дополнительные условия исполнения контракта, с учетом таких особенностей и (или) таких условий.

Что регулирует ст. 111 44-ФЗ

Указанная статья 44-ФЗ дает возможность Правительству установить особенности проведения закупок через такие меры, как:

  1. Назначение способа определения поставщика, который не был предусмотрен 44-ФЗ.
  2. Определение дополнительных договорных условий, которые не были связаны с предметом договора.

Структурно ст. 111 44-ФЗ состоит из нескольких блоков, в которых предусмотрены особенности закупок:

  1. Обеспечение деятельности заказчика на территории иностранного государства (ст. 111.1).
  2. Услуги по кредитованию (ст. 111.2).
  3. Закупки товара, производство которого было создано и модернизировано с учетом специального инвестиционного контракта (ст. 111.3).
  4. Контракты со встречными инвестиционными обязательствами поставщика-инвестора по модернизации производства на российской территории.

В ст. 111 44-ФЗ несколько раз вносились изменения: в 2017 году через Приказ №211, в 2015 году — №226, 2016 году — №365. Эти изменения касались особенностей осуществления закупок по отдельным блокам статей, а также скорректировали особенности проведения заказов на территории иностранных государств.

Статья 111 44-ФЗ тесно взаимосвязана с другими статьями 44-ФЗ. В их числе ст. 21, в которой содержатся условия планирования с учетом некоторых особенностей; ч. 10.1 ст. 31, содержащая запрет на отстранение участников при заключении контрактов на поставку лекарств по ст. 111.4; п. 6 ч. 1 ст. 33, в которой приведены особенности описания объекта закупки при поставках лекарств на основании ст. 111.4. В п. 47 и 48 ч. 1 ст. 93 содержатся случаи закупок у единственного поставщика по ст. 111.3 и 111.4, а в п. 2, 3 ст. 95 – условия одностороннего отказа от договора по данным статьям.

Предмет регулирования

Ст. 111 44-ФЗ с комментариями позволяет правительству РФ устанавливать особенности проведения конкретных закупок:

  • назначить способ определения поставщика, не предусмотренный 44-ФЗ;
  • определить дополнительные условия исполнения договора, не связанные с его предметом.

В статье несколько блоков, в отношении которых предусмотрены особенности:

  1. Закупки для обеспечения деятельности заказчиков на территории иностранного государства.
  2. Услуги по предоставлению кредита.
  3. Закупки товара, производство которого создается или модернизируется или осваивается на территории РФ в соответствии со специальным инвестиционным контрактом (СПИК).
  4. Контракт, предусматривающий встречные инвестиционные обязательства поставщика-инвестора по созданию или модернизации или освоению производства товара на территории субъекта РФ.

Закупки для обеспечения деятельности заказчиков на территории иностранного государства

Заказчики вправе не размещать заказы для предприятий уголовно-исполнительной системы, СМП, СОНКО, не соблюдать требования к банковскому сопровождению, отмене тендера, не применять антидемпинговые меры, не размещать информацию в единой информационной системе и др. согласно ч. 1 111.1.

Казначейское сопровождение таким заказам не требуется.

Дополнительная информация содержится в Письмах Минэкономразвития России от 20.05.2015 № Д28и-1344, от 30.11.2015 № ОГ-Д28-15137, от 21.12.2015 № ОГ-Д28-16562, от 31.03.2017 № Д28и-1396.

Услуги по кредитованию

Предусмотрен запрет менять поставщика за исключением случаев правопреемства (ч. 5 ст. 95). Но согласно 111.2 банк (исполнитель по контракту) вправе передать требование об оплате заказчиком кредита в залог Банку России в обеспечение взятых этим банком кредитов. Т.е. если банк взял кредит у Банка России, то по выигранному тендеру в рамках 44-ФЗ он может переложить обязанность по оплате своего кредита у ЦБ РФ на заказчика в качестве залога (если договором не предусмотрено иное).

Закупки товара, производство которого создается или модернизируется или осваивается в РФ

Заказчик вправе закупать товары вне торгов по регулируемым ценам, если они создаются, модернизируются, осваиваются на территории России согласно СПИК.

Правительство вправе принимать акты, определяющие инвесторов, являющихся единственными поставщиками товаров. Согласно Постановлению от 27.02.2017 № 231, ведется реестр единственных поставщиков. Условия для включения в него:

  • СПИК заключен с РФ, субъектом или муниципальным образованием;
  • объем инвестиций превышает 3 млрд.руб.;
  • производство осуществляется российским юрлицом и страна происхождения товара — РФ;
  • СПИК содержит отлагательные условия.

Встречные инвестиционные обязательства

Заключать контракт с единственным поставщиком вправе только заказчики субъекта РФ, а также муниципальных образований, которые находятся на территории субъекта.

Порядок определения предельной цены единицы товара, производство которого создается или модернизируется и (или) осваивается на территории субъекта РФ, установлены Постановлением от 22.12.2016 № 1441.

Особенности планирования заказов и проведения конкурсов по данным контрактам установлены Постановлением от 12.11.2016 № 1166.

Закрытый аукцион с учетом положений ст. 111 — это

Закрытый аукцион регламентируется 86 — 91 и 111 статьей в 44 ФЗ. Победитель определяется путем определения конкурсанта, который смог предложить самую наименьшую из всех предложений цену за подписания сделки.

Предмет нормативного регулирования

Положения рассматриваемой статьи дают Правительству Российской Федерации определять некоторые условия, которые должны быть соблюдены участниками закупочного процесса при проведении особых видов закупочных процедур.

Так, в частности, на основании норм указанной выше статьи федерального нормативного акта государственные и муниципальные заказчики должны руководствоваться правовыми актами Правительства Российской Федерации относительно:

  • выбора того способа определения поставщика или исполнителя по контракту, который не включен в Федеральный закон №44-ФЗ, если такой способ был признан, как возможный, в специальном Постановлении или Распоряжении Правительства Российской Федерации;
  • формирования перечня дополнительных условий, которые могут быть включены текст договора или контракта и не связаны с самим предметом договора.

Использование положений происходит в следующих случаях:

  • если есть необходимость обеспечить полноценное функционирование организации-заказчика на территории иностранного государства (в данном случае следует опираться на использование положений статьи 111.1, принятой для более качественного применения основной статьи – под номером 111);
  • если происходит закупка услуг, связанных с кредитованием организации-заказчика (в данном случае опираться следует на положения статьи 111.2);
  • если в качестве предмета закупки выступает товар, который был произведен в результате модернизации имеющихся мощностей на основании специального инвестиционного контракта (такой контракт заключается с компанией-производителем товара, в последующем выкупаемого государственным или муниципальным заказчиком на основании положений статьи 111.3);
  • если целью заключения контракта является осуществление модернизации производственных технологий и мощностей, а сам контракт носит характер встречно-модернизационного.

Условия закупок в соответствии с положениями статьи 111

Если речь идет о проведении закупок на основании положения статьи 111 и других, принятых в рамках ее исполнения, то к числу основных особенностей таких закупок относятся:

  • отсутствие необходимости соблюдать правила организации банковского сопровождения сделки;
  • возможность для заказчика отказа от проведения антидемпинговых мер;
  • передача заказчику права принятия решения о возможности или невозможности размещения информации о проведении закупочной процедуры в Единой информационной системе в сфере закупок;
  • право заказчика отказать в предоставлении преференций учреждениям, входящим в состав уголовно-исполнительной системы, а также в состав различных обществ инвалидов (преференции предоставляются на основании статей 28-29 Федерального закона №44-ФЗ);
  • право заказчика отказаться от установления преимуществ при участии в закупочных процедурах организациям, имеющим статус субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций;
  • невозможность изменения кредитующей организации для заказчика в случае заключения кредитного договора за исключением случаев, когда такое изменение спровоцировано возникновением ситуации правопреемственности либо решением Центрального Банка Российской Федерации о лишении кредитного учреждения, выступившего исполнителем по заключенному договору, лицензии на оказание финансово-кредитных услуг;
  • возможность осуществления закупок товаров без торгов при наличии специально регулируемых на них цен в тех случаях, когда такие товары производятся на территории Российской Федерации на основании специальных инвестиционных контрактов. Объем привлекаемых в таком случае инвестиций не может превысить три миллиарда рублей, а сам контракт может быть заключен с Российской Федерацией, субъектом федерации или муниципалитетом;
  • возможность заключения встречного инвестиционного контракта принадлежит только региональным и муниципальным заказчикам, а его предельное ценообразование может быть сформулировано только на основании положений Постановления Правительства Российской Федерации №1441, принятого в 2016 году.

Все такие особенности Министерство экономического развития разъяснило в письмах №№Д28и-1344, ОГ-Д28-15137, ОГ-Д28-16562, сформированными в 2015 году, и №Д28и-1396, сформированного в 2017 году.

Правила и особенности проведения закрытых процедур (закрытого аукциона)

Несмотря на то что Правительству Российской Федерации дано право устанавливать специальные закупочные процедуры для выполнения закупок в рамках использования статьи 111 указанного Федерального закона, наиболее часто используется вариант в виде закрытого аукциона.

По итогам закрытого аукциона победителем будет признан тот участник, который смог предложить наиболее низкую цену исполнения обязательств по контракту или договору без снижения качества исполнения таких обязательств.

На данном факте сходство между открытой (и наиболее распространенной) и закрытой формами процедуры заканчиваются.

Данные о том, когда и по какому поводу будет проводиться закрытый аукцион, в Единой информационной системе не фиксируются, так как публикация таких сведений прямо запрещена действующим законодательством, как вероятно влекущая опасность для безопасности государства. Однако в том случае, если сама закупка не является государственной тайной, но некоторые технические характеристики закупаемого товара защищаются соответствующими нормами законодательства, извещение о проведении такой закупки подлежит размещению в Единой информационной системе в срок не менее, чем тридцать дней до дня вскрытия поданных заявок. Это необходимо для того, чтобы заинтересованные лица могли принять участие в такой закупке, получив предварительно всю необходимую информацию относительно защищенных законодательством технических характеристик товаров. Если вся закупка составляет государственную тайну, то извещение о ней публикации в Единой информационной системе в сфере закупок не подлежит.

Запрещается публикация сведений о проведении закупочного мероприятия государственному заказчику в том случае, если речь идет о закупке страховых и охранных услуг для ценностей государственных музеев и фондов, хранилищ, а также если речь идет о закупке специальных технических услуг для обеспечения работы судей и судебных приставов.

В том случае, если имеет место полностью закрытая процедура, на заказчика ложится обязанность направить приглашения на участие в такой процедуре всем потенциальным исполнителям. Срок отправки таких приглашений в данном случае составляет не менее десяти дней до даты вскрытия поданных заявок.

В тексте приглашения необходимо указать:

  • данные о самом заказчике, проводящем закрытую закупочную процедуру, а также возможные варианты связи с уполномоченными контактными лицами по вопросам участия в такой сделке;
  • предмет закупки, который подробно описан в извещении и документации к такой закупке;
  • доступные способы получения всей документации к проводимой закупочной процедуре для ознакомления потенциального участника с условиями участия в такой процедуре;
  • способ, которым может воспользоваться потенциальный участник для подачи документов для участия в такой процедуре, а также порядок действий для такой подачи.
Для того чтобы в ходе проведения закрытой закупочной процедуры не возникло нарушения действующего законодательства в части защиты конкуренции, заказчик обязан уведомить Федеральную антимонопольную службу об использовании закрытой процедуры и предоставить в ее адрес всю подробную информацию о самой процедуре (дату, место проведения, предмет закупки, причину объявления такой закупки закрытой), а также перечень потенциальных участников, которым были направлены приглашения к такому участию.

Если речь идет о проведении закрытой процедуры, а именно закрытого аукциона, действиям заказчика будут присущи следующие особенности:

  • уведомление Федеральной антимонопольной службы об использовании закрытого способа закупки;
  • отсутствие публикации документации (нельзя путать с извещением) в Единой информационной системе в сфере закупок;
  • размещение сведений о предоставленном обеспечении в виде банковской гарантии в специальном закрытом реестре;
  • публикация сведений о заключенном контракте по итогам закрытой процедуры в специальном закрытом реестре.

В том случае, если в качестве предмета закупки выступают товар, услуга или работа, которые в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации №471-р, датированным 2016 годом, могут закупаться только на основании электронной процедуры, то такой аукцион должен быть проведен с использованием функционала электронной торговой площадки, но так же в закрытом режиме. Проведение таких торгов возможно только на одной электронной торговой площадке – «Автоматизированной системе торгов государственного оборонного заказа», где проводят свои торговые процедуры государственные органы, занимающиеся обеспечением безопасности Российской Федерации.

Если говорить о последних изменениях, которые коснулись порядка проведения закрытых торгов, то в соответствии с положениями Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчик не имеет права выделять лоты внутри одного предмета закупки, а у исполнителя появилась обязанность делать шаг аукциона, превышающим сумму в сто рублей.

Что касается перечня товаров, которые должны закупаться в соответствии с положениями статьи 111 с использованием закрытых процедур, он изменению не подлежит.

Этапы проведения закрытого аукциона

Давайте рассмотрим какие есть этапы в проведении данного вида закупки:

1 этап. Согласование с ФАС

Необходимо обсудить само проведение такой процедуры — как закрытый аукцион с уполномоченным органом, следует отправить обращение, которое законодательством строго не регламентировано. К данному обращению следует также приложить документацию из второго пункта Подряда, который был утвержден Минэкономразвитием 31.03.15 под номером 189:

  • Указание причины, по которой данные закупки составляют гостайну;
  • Описание закупаемого объекта;
  • Список с претендентами на участие.

У ФАС на рассмотрение имеется всего 10 дней. Причинами отказа могут послужить:

  • если не будет обоснована сама закупка;
  • наличие бездоказательности закрытого метода для определения необходимого поставщика;
  • неправомерное снижение участвующих заказчиков.

В досудебном или в судебном порядке происходит обжалование отказа от ФАС.

2 этап. Документы к закрытому аукциону

Не рекомендуется размещать документацию в ЕИС и СМИ, т.к. размер штрафа за это составляет 15000 руб или же за это может быть назначена уголовная ответственность по ст. 282 УК РФ. Наказание назначается если данные о гостайне находятся в общем доступе. Срок наказания составляет от 4 месяцев и до 7 лет. Документация закрытого аукциона имеет стандартный вид и имеет основные требования.

3 этап. Извещение о проведении закрытого аукциона.

Когда участник входит в перечень ФАС, тогда ему заказчиком отправляется приглашение, данное действие производится в течение 10 дней. Если же гостайне можно отнести документацию, контракт, а закупка не засекречена извещение о закупке можно встретить в ЕИС за 30 дней до открытия заявки.

4 этап. Аукционная документация для участия в закрытом аукционе согласно ст. 111.

Участник имеющий интерес, подает запрос на документацию аукциона. Необходимые документы участникам выдаются заказчиком в течение 2 дней после момента получения ими запроса, если обращение к ним происходит через приглашение. Когда извещение о закрытом аукционе публикуется в ЕИС у заказчика есть всего 3 дня. Участники принимающие участие в аукционе должны обладать соответствующим допуском к документам с гостайной.

5 этап. Разъяснение и изменение

Заказчики имеют такую обязанность, как отвечать на вопросы поставщика, когда они у них возникают. Ответ на них участники должны получить в течение 2 дней после их получения, запросы на разъяснения рассматриваются за 3 дня до окончания срока подачи заявок. Если время подачи заявок истекло, то в этом случае заказчик имеет право на вопросы не отвечать.

6 этап. Направление сведений об участниках ФАС

В ряд обязанностей заказчика входит оглашение сведений в ФАС об имеющихся поставщиках, для этого следует отправить информацию, в которую входит:

  • список участвующих, по их запросам направляются документы аукциона,при условии публикации извещения в ЕИС;
  • копии приглашений для участников

В антимонопольный орган отправляются перечисленные данные до момента открытия заявок в течение 5 дней.

7 этап. Прием и рассмотрение заявок

Прием заявок происходит до открытия к ним доступа, это все должно прописываться в извещении или в документации к закрытому аукциону, а полученные в установленное время заявки отправляются на регистрацию. Рассмотрение заявок происходит после 10 дней как окончился прием. Должны соответствовать требованиям поданные участниками аукциона документы. Далее в конце рассмотрения происходит составление протокола, в котором прописаны:

  • данные об участниках;
  • результат того кто будет допущен к торгам, а кто нет;
  • данные о решении комиссии.

9 этап. Заключение контракта по итогам закрытого аукциона в рамках 44-ФЗ

На данном этапе подписывается протокол закрытого аукциона, а с победителем заключается контракт в течение 10 дней. Для начала исполнитель подписывает документ, затем в назначенный срок он его обратно возвращает заказчику. Когда будет получена уплата обеспечения контракта, только тогда заказчик имеет право подписать контракт. В общем заключение контракта закрытого аукциона не отличается от заключения контракта в открытой процедуре.
Источники
  • https://bazanpa.ru/gd-rf-zakon-n44-fz-ot05042013-h2052517/glava7/statya111/
  • https://zakonguru.com/goszakupki/44/stata-111.html
  • https://goskontract.ru/docs/fz44/statya-111
  • https://cpp-group.ru/baza-znaniy-smp/poleznye-stati-i-sovety/uchastie-v-zakrytom-auktsione-po-44-fz-s-uchetom-polozheniy-st-111/
  • https://pravo.team/zakupki/44/statya-111.html
  • https://www.zakonrf.info/doc-32672656/gl7-st111/

tett
Зарплатто.ру - сайт о зарплатах и доходах, деньгах и финансах