Как устроено голосование о поправках в Конституцию. Что важно знать. Как будет проходить голосование по поправкам в Конституцию

Голосование и установление результатов выборов

Избирательное право

Выборы проводятся тайным голосованием на основе всеобщего равного и прямого избирательного права, которое гарантировано избирательным законодательством независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и социального положения, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Участие в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе принуждать граждан голосовать за кого-либо из кандидатов, а также препятствовать свободному волеизъявлению избирателей.

Проголосовать может гражданин РФ, достигший на день выборов 18 лет, дееспособный и не находящийся в местах лишения свободы по приговору суда. Все избиратели участвуют в выборах лично, дистанционное голосование российским законодательством не предусмотрено. Исключение сделано только для российских космонавтов, находящихся в день выборов на орбите, – они голосуют через доверенное лицо во время специального телесеанса связи с Центром управления полетами (ЦУП).

Такую практику ввели в конце 1980-х годов на орбитальном комплексе “Мир”. До этого космонавты голосовали в прямом эфире в ходе телесеанса связи с ЦУП без участия доверенных лиц. 18 марта 2018 года Центр управления полетами обеспечит голосование находящегося на Международной космической станции бортинженера Антона Шкаплерова.

Методы подсчёта

Итоговый результат подводится согласно набранным голосам. Могут применяться различные методы.

Способы голосования

  • В гладиаторских боях зрители использовали жестикуляцию, чтобы проголосовать, оставить ли жить проигравшего гладиатора. Отогнутый большой палец, символизирующий вынутый из ножен меч, означал смерть, сжатый же в кулак означал жизнь.
  • Бюллетени используются в большинстве стран мира на официальных выборах и референдумах.
  • Электронное голосование охватывает как электронные средства голосования (электронная демократия), так и технические электронные средства подсчёта голосов.
    • SMS-голосование используется в различных интерактивных программах, играх, опросах. Стоимость зависит от оператора мобильной связи и от условий самого голосования.
    • Интернет-голосование применяется в различных официальных и неофициальных опросах. Впервые использовано в Эстонии на парламентских выборах: возможность проголосовать по Сети использовали 3 % граждан Эстонии.

Правила подготовки к голосованию на выборах

Началу голосования непосредственно предшествует осмотр членами участковой комиссии и иными лицами, перечень которых установлен федеральным законодательством, пустых ящиков для голосования, их опечатывание участковой комиссией и пломбирование, информирование участковой комиссии о количестве избирателей, о количестве исключенных из списка избирателей в связи с участием в выборах на других избирательных участках, о количество избирателей, которые по заявлению включены в список для участия в голосовании на данном участке.

Время и помещение для голосования. Избирательный бюллетень

Продолжительность времени голосования на выборах в день голосования не может составлять менее десяти часов. День голосования – это обычно календарный выходной день, время голосования – с 8 до 20 часов местного времени. По общему правилу, избиратели голосуют на своих избирательных участках (где они внесены в списки избирателей) в специально предусмотренных помещениях для голосования.

Помещения для голосования размещаются в таких местах и оборудуются таким образом, чтобы быть максимально доступными для посещения избирателями и обеспечивать свободу выбора и тайну волеизъявления граждан. В помещении для голосования либо непосредственно перед ним участковая избирательная комиссия оборудует стенд, на котором размещается вся необходимая наглядная информация, способная оказать помощь избирателю как в определении его выбора, так и в процедуре голосования (биографические данные о кандидатах, указания – кем выдвинут, сведения об имуществе и доходах и др.).

Голосование проводится с помощью бюллетеней. Избирательные бюллетени являются документами строгой отчетности, их изготовление осуществляется только по распоряжению и под контролем соответствующей избирательной комиссии с использованием предусмотренных законом необходимых степеней защиты. Число изготовленных бюллетеней не может превышать число зарегистрированных избирателей более чем на 1,5 %. При этом число бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, не может превышать число избирателей, включенных в списки избирателей по данному избирательному участку на день передачи бюллетеней, более чем на 0,5 % и составлять не менее 70 % от числа избирателей, включенных в список.

Избирательные бюллетени печатаются на русском языке, но по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации избирательные бюллетени могут быть также отпечатаны и на государственном языке республики, входящей в состав РФ, или на языках народностей Российской Федерации на территориях их компактного проживания. Текст бюллетеня размещается только на одной его стороне.

При проведении голосования по отдельным кандидатам в избирательном бюллетене кандидаты располагаются в алфавитном порядке с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения, места жительства, основного места работы или службы, занимаемой должности, рода занятий каждого зарегистрированного кандидата, а также информации о том, кем выдвинут данный кандидат (в порядке самовыдвижения – записывается слово “самовыдвижение”, или – избирательным объединением). Сведения о принадлежности кандидата к какому-либо общественному объединению включаются в избирательный бюллетень только по желанию кандидата.

При проведении голосования по спискам кандидатов (в частности, при избрании не менее половины депутатов законодательного органа субъекта федерации, избираемых по региональным спискам, выдвинутым избирательными объединениями) в избирательных бюллетенях содержатся следующие сведения:

  • наименования и символы (если они имеются) избирательных объединений, выдвинувших зарегистрированные списки кандидатов в депутаты (с указанием наименования общественных (избирательных) объединений). Располагаются они в бюллетене не в алфавитном порядке, а в соответствии с результатами жеребьевки, которую проводит соответствующая избирательная комиссия субъекта РФ.
  • под наименованием избирательного объединения, помещаются фамилии, имена и отчества первых трех кандидатов из выдвинутых ими списков кандидатов;
  • в бюллетень вносятся также фамилии, имена и отчества первых трех кандидатов, отнесенных к соответствующей региональной группе.

В конце перечня кандидатов (избирательных объединений) может помещаться строка “Против всех кандидатов” (“Против всех списков кандидатов”), а справа от нее расположен пустой квадрат. На лицевой стороне избирательного бюллетеня в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой избирательной комиссии, заверенные печатью участковой избирательной комиссии.

Порядок голосования на выборах

К голосованию избирателей непосредственно применяются следующие правила:

  1. Голосование осуществляется каждым избирателем лично;
  2. Законодательство не допускает возможность голосования одним избирателем за другого избирателя;
  3. Для получения бюллетеня избиратель обязан предъявить паспорт или иной документ, его заменяющий. При условии голосования на основании открепительного удостоверения данный документ также подлежит предъявлению избирательной комиссии;
  4. Избиратель в момент получения бюллетеня отражает сведения о серии и номере своего паспорта в списке избирателей. Эти сведения могут быть внесены список избирателей членом участковой комиссии. Правильность внесенных сведений подтверждается подписью избирателя. При наличии у избирателя открепительного удостоверения в списке избирателей делаются дополнительные отметки. Избиратель обязан расписаться за каждый бюллетень при условии участия в нескольких выборах. Член избирательной комиссии, осуществляющий выдачу бюллетеня, также проставляет свою подпись в соответствующей графе списка избирателей;
  5. Избиратель выражает свой выбор посредством представления любого знака в квадрате, относящемся к определенной кандидатуре, выбранной избирателем. При наличии в перечне позиции «Против всех» избиратель может поставить любой знак в квадрат этой позиции, если не один из кандидатов его не устраивает;
  6. По просьбе избирателя, испортившего бюллетень, избирательная комиссия вправе осуществить замену этого бюллетеня. При произведении такой замены делается отметка в списке избирателей. Испорченный бюллетень погашается сразу после замены;
  7. Те избиратели, которые лишены возможности самостоятельного осуществления росписи за избирательные бюллетени или заполнения бюллетеней, имеют право обратиться к любому лицу, не входящему в состав избирательной комиссии, с просьбой о помощи. В этом случае в списке избирателей делается соответствующая отметка с указанием данных лица, осуществляющего помощь;
  8. За соблюдением порядка голосования осуществляет контроль председатель участковой комиссии, распоряжения которого обязательны для всех участников голосования. Председатель участковой комиссии может замещаться его заместителем или секретарем избирательной комиссии;
  9. Избиратели опускают заполненные бюллетени в ящики для голосования или технические устройства, предназначенные для подсчета голосов. При использовании для голосования конвертов избиратель самостоятельность запечатывает бюллетень в конверт.

Список лиц, допускаемых в помещения для голосования, устанавливается федеральным законодательством. Наблюдение за ходом голосования может осуществляться этими лицами в непрерывном порядке или в любой самостоятельно выбранной ими промежуток времени.

При выявлении нарушения членом избирательной комиссии законодательства Российской Федерации при проведении выборов нарушитель подлежит немедленному удалению из помещения для голосования и отстранению от участия в работе избирательной комиссии.

Аналогичные правила распространяются на наблюдателей и иных лиц, присутствие которых допускается в помещении для голосования в соответствии с законодательством Российской Федерации. Обеспечением безопасности населения и охраны общественного порядка в помещениях для голосования занимаются правоохранительные органы.

Законодательство допускает возможность проведения выборов с помощью электронного голосования. Такое решение принимается либо Центральной избирательной комиссией России, либо региональными избирательными комиссиями по поручению Центральной избирательной комиссии. Эта же комиссия осуществляет утверждение порядка голосования в электронной форме.

Порядок и виды голосования

Избиратели вправе голосовать только лично, избирательные бюллетени выдаются избирателям при предъявлении паспорта или заменяющего его документа, а в списке избирателей соответственно проставляются серия и номер паспорта или заменяющего его документа и личная подпись избирателя, удостоверяющего получение бюллетеня, и подпись члена участковой избирательной комиссии, выдавшего бюллетень.

Заполнение избирательного бюллетеня осуществляется в специально оборудованной кабине или месте, где не допускается присутствие посторонних лиц, кроме самого голосующего. Процедура заполнения избирательного бюллетеня максимально проста: избиратель проставляет любой знак (крестик, галочку и т.п.) в квадрате, расположенном справа от того кандидата (списка кандидатов), за кого он голосует. Если избиратель не определился с выбором или считает, что ни один из кандидатов (списков кандидатов) не являются, с его точки зрения, достойными избрания, то он проставляет соответствующий знак в квадрате, расположенном справа от строки “Против всех кандидатов” (“Против всех списков кандидатов”).

В соответствии с принципом всеобщности выборов и в целях соблюдения конституционных прав граждан избирательные комиссии обязаны обеспечить возможность участия в голосовании всем избирателям, внесенным в списки избирателей. Для этого помимо основного голосования на избирательном участке законодательством предусматривается голосование вне помещения для голосования (“на дому”), досрочное голосование, голосование по открепительному удостоверению и голосование по почте. Голосование вне помещения для голосования проводится для обеспечения избирательных прав граждан, которые не могут самостоятельно по уважительной причине (состояние здоровья, инвалидность) прибыть в помещение для голосования.

В настоящее время досрочное голосование в традиционном порядке проводится только на выборах в органы местного самоуправления. Избиратель, который в день голосования по уважительной причине (отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья) будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прибыть в помещение для голосования на избирательном участке, на котором он включен в список избирателей, может проголосовать досрочно путем заполнения бюллетеня в помещении соответствующей территориальной, окружной, муниципальной избирательной комиссии (за 15 – 4 дня до дня голосования) или участковой комиссии (не ранее чем за три дня до дня голосования). При этом избиратель подает в соответствующую комиссию заявление, в котором указывает причину досрочного голосования.

Голосование осуществляется при соблюдении тайны голосования. Бюллетень, заполненный проголосовавшим досрочно избирателем, вкладывается в конверт, который заклеивается. На месте склейки на конверте ставятся подписи двух членов комиссии. Указанные подписи заверяются печатью комиссии, а также подписью избирателя. Запечатанный конверт с бюллетенем хранится у секретаря соответствующей комиссии до дня голосования. В день голосования председатель участковой избирательной комиссии в присутствии членов участковой комиссии и наблюдателей сообщает об общем количестве избирателей, проголосовавших досрочно, предъявляет для визуального ознакомления запечатанные конверты с бюллетенями и список избирателей, проголосовавших досрочно. После этого председатель комиссии вскрывает поочередно каждый конверт и опускает бюллетени в стационарный ящик для голосования.

В случаях и порядке, предусмотренных законом, избиратель, который в день голосования не будет иметь возможность прибыть в помещение для голосования того избирательного участка, где он включен в список избирателей, вправе получить в соответствующей комиссии открепительное удостоверение и принять участие в голосовании на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования в пределах избирательного округа, где данный избиратель обладает активным избирательным правом.

Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрена возможность голосования избирателей по почте. При этом учитываются голоса избирателей, поступившие в соответствующую избирательную комиссию не позднее времени голосования в день голосования. Порядок голосования по почте при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления до урегулирования этого вопроса федеральным законом определяется Центральной избирательной комиссией РФ.

Подсчет голосов и установление итогов голосования

Подсчет голосов осуществляется членами участковой избирательной комиссии, обладающими правом решающего голоса, открыто и гласно; при этом могут присутствовать: члены вышестоящей избирательной комиссии, зарегистрированный кандидат или его доверенное лицо, уполномоченные представители или доверенные лица избирательных объединений (зарегистрировавших списки кандидатов), наблюдатели, представители средств массовой информации. Перед вскрытием избирательных ящиков подсчитываются и погашаются все неиспользованные бюллетени для голосования, их общее число оглашается и заносится в протокол об итогах голосования (одновременно подсчитываются испорченные избирателями бюллетени, оглашается их общее число и заносится в протокол и в его увеличенную форму).

В первую очередь вскрываются переносные избирательные ящики. Подсчет бюллетеней ведется таким образом, чтобы не была нарушена тайна голосования. Подсчитывается и оглашается общее число извлеченных бюллетеней установленной формы. Затем вскрываются стационарные ящики для голосования. Члены участковой избирательной комиссии сортируют избирательные бюллетени: во-первых, по голосам: поданным за каждого кандидата (каждый список кандидатов); поданным против всех кандидатов (списков кандидатов); во-вторых, отделяются бюллетени неустановленной формы и недействительные бюллетени. Бюллетенями неустановленной формы признаются бюллетени, не изготовленные официально либо не заверенные избирательной комиссией.

Недействительными считаются бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателя (не содержат отметок в квадратах, расположенных напротив фамилий кандидатов, наименований избирательных объединений, позиций “против всех кандидатов”, “против всех списков кандидатов”, число отметок в указанных квадратах превышает число отметок, установленное законом). Другими словами, когда любой знак проставлен более чем в необходимом по закону числе квадратов либо не проставлен ни в одном из них. Последующий подсчет голосов производится только по действительным бюллетеням. Недействительные бюллетени подсчитываются и количество их фиксируется отдельно.

Установление результатов выборов и их опубликование

Протоколы участковых избирательных комиссий передаются в вышестоящую избирательную комиссию (территориальную, окружную или др.), а окончательное установление итогов выборов осуществляет избирательная комиссия, организующая соответствующие выборы. Она обладает таким правом по закону (например, на выборах в Государственную Думу РФ таким правом наделена Центральная избирательная комиссия РФ).

Выборы могут быть признаны не состоявшимися или недействительными. Выборы признаются не состоявшимися, если: – в них приняло участие менее 20 % от числа избирателей, внесенных в списки избирателей (на выборах Президента России – не менее 50 %), – в одномандатном или едином избирательном округе число голосов избирателей, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов по отношению к другому кандидату (другим кандидатам), меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов, – менее чем два списка кандидатов при голосовании за списки кандидатов получили согласно закону право принять участие в распределении депутатских мандатов, – за списки кандидатов, получившие согласно закону право принять участие в распределении депутатских мандатов, было подано в сумме 50 или менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, – все кандидаты выбыли при проведении повторного голосования или не один из них не получил необходимое для избрания число голосов.

Выборы признаются соответствующей избирательной комиссией недействительными при наличии одного из следующих оснований:

  • при проведении голосования или установлении итогов голосования допущены нарушения, которые не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;
  • выборы признаны недействительными на части избирательных участков, списки избирателей на которых в совокупности включают не менее чем одну четвертую часть общего числа избирателей, внесенных в списки избирателей на момент окончания голосования в соответствующем избирательном округе;
  • по решению суда.

В случае признания выборов не состоявшимися, если ни один из кандидатов не набрал необходимого большинства голосов избирателей, проводится повторное голосование; во всех остальных случаях признания выборов недействительными или не состоявшимися проводятся повторные выборы.

При повторном голосовании в избирательные бюллетени включаются только два кандидата, набравшие в первом туре наибольшее, по сравнению с другими кандидатами, число голосов избирателей. Повторные выборы проводятся в общем порядке, в сроки, установленные соответствующими законодательными актами для каждого вида выборов.

Избирательная комиссия предоставляет для ознакомления избирателям, кандидатам, доверенным лицам, наблюдателям, представителям СМИ итоги голосования по каждому избирательному участку, территории, на которую распространяется ее деятельность, результаты выборов по избирательному округу в объеме данных, содержащихся в ее протоколе об итогах голосования и протоколах об итогах голосования непосредственно нижестоящих избирательных комиссий.

Избирательные комиссии направляют общие данные о результатах выборов по избирательному округу в средства массовой информации в течение одних суток после определения результатов выборов. Официальное опубликование (обнародование) общих результатов выборов осуществляется соответствующей избирательной комиссией не позднее чем через один месяц со дня голосования.

Избирательные комиссии всех уровней, кроме участковых, публикуют (обнародуют) полные данные, которые содержатся в протоколах комиссий соответствующего уровня об итогах голосования и о результатах выборов не позднее двух (региональных и местных) и трех (федеральных) месяцев со дня голосования.

Голосование на участках и на дому

Общероссийское голосование проводится в более короткие сроки. Такое решение было принято, чтобы минимизировать риск заражения COVID-19 на участках.

  • Участки в дни голосования будут открыты с 8 до 20 часов по местному времени.
  • Как сказала глава ЦИК Элла Памфилова, за час голосования на участке смогут проголосовать не более восьми человек.
  • Голосовать, как и всегда, можно на избирательном участке по месту прописки. Чтобы сменить место голосования, нужно подать заявление через портал «Госуслуги», в МФЦ, территориальный избирком и участковый избирком
  • Помимо избирательных участков голосование будет проходить на дому. Для этого нужно подать заявление через портал «Госуслуги» или обратиться лично или по телефону (об этом можно попросить другого человека) на избирательный участок по месту прописки. По заявлению гражданина члены комиссии придут к нему домой с переносной урной для голосования, куда можно будет опустить заполненный бюллетень.

Как можно проголосовать онлайн

Если пользователь подал заявление, но потом передумал голосовать онлайн, он может прийти на свой участок 1 июля.

Когда будут известны результаты голосования

  • Закон о внесении поправок в Конституцию Владимир Путин подписал еще в марте, после того, как его одобрили Дума и Совет Федерации. Тогда планировалось, что голосование пройдет 22 апреля. Чтобы поправки вступили в силу, согласиться с ними должны больше половины голосующих. Порога явки на голосовании не будет.
  • Согласно закону, подсчет голосов не может занимать больше пяти дней. После этого в течение трех дней ЦИК публикует результаты.

Электронное голосование на выборах

При проведении выборов вместо голосования с использованием бюллетеней, изготовленных на бумажном носителе, может проводиться электронное голосование с помощью систем КЭГ (комплекс электронного голосования).

Решение о проведении электронного голосования принимается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации или по ее поручению соответствующей избирательной комиссией субъекта Российской Федерации.

Вместе с решением об электронном голосовании, ЦИК РФ должен установить:

  • порядок электронного голосования на выборах
  • порядок подсчета голосов избирателей и установления итогов голосования на избирательном участке
  • форму протокола участковой комиссии об итогах голосования, а также особенности установления вышестоящими комиссиями итогов голосования и определения результатов выборов с учетом итогов электронного голосования на выборах

В декабре 2011 года на выборах в Госдуму КЭГ были оснащены 320 участков.

На выборах президента РФ в марте 2012 года комплексы электронного голосования применялись на 337 избирательных участках в семи субъектах Федерации (всего было использовано 311 КЭГ, из них 146 были в Татарстане, остальные были установлены в Кабардино-Балкарии, Мурманской и Томской областях, Республиках Коми, Марий Эл, Хакасии, Чечне), а также за границей – в Латвии, Германии, Казахстане (на Байконуре) и Польше.

Комплекс обработки избирательных бюллетеней

Комплекс обработки избирательных бюллетеней (КОИБ) – электронное устройство для автоматизированного подсчета голосов избирателей на выборах в России.

Для голосования при помощи КОИБ используются специальные бумажные бюллетени, которые тут же сканируются, и в реальном времени происходит подсчет голосов. КОИБ может автоматически передавать информацию в вышестоящую избирательную комиссию. Кроме того, он может проводить автоматизированное выполнение прочих стандартных процедур, предусмотренных избирательным законодательством. Например, выводить протокол избирательной комиссии на подключенный к нему принтер. Программа КОИБ останавливает прием бюллетеней в указанное время. После этого сотрудник избирательной комиссии может вставить флешку и скопировать данные с устройства для предоставления их в территориальную избирательную комиссию.

Что делать тем, кто не может прийти на участок?

Если по каким-то причинам нет возможности выйти из дома, нужно подать заявление лично, по телефону (можно попросить другого человека) на избирательный участок по месту прописки до 17:00 1 июля. По заявлению члены комиссии придут к вам домой с переносным ящиком для голосования.

ЦИК намерен расширить возможность по голосованию на дому не только для маломобильных граждан, но и для тех, кто заботится о них.

Большинство в избирательном праве

Большинство – понятие конституционного права, используемое при проведении различных форм голосования. В избирательном праве принято различать абсолютное, простое, относительное и квалифицированное.

Абсолютным считается большинство, составляющее более 50% голосов от общего числа избирателей, или депутатов, установленного Конституцией или законами. То есть общее число – конституционное число.

Простое большинство представляет собой набор кандидатом превышение половины голосов избирателей, принимающих участие в голосовании. Как правило, состоявшимися считаются выборы, когда в голосовании приняло участие более половины лиц, внесенных в избирательные списки. В результате «простое большинство» в таком случае означает, что избранный получил 25% и плюс один голос от общего числа избирателей. Такое правило действует, например, при выборах президентов. Второе значение обозначает принятие решения большинством голосов присутствующих на заседании или даже большинством голосов принявших участие в голосовании. В основном, такая форма принятия решений применяется при обсуждении процедурных вопросов.

Относительным большинством считается число голосов победившего кандидата, за которого проголосовало больше избирателей, чем за соперника. Здесь действует принцип относительности, отсюда и название. Такой принцип применяется при выборе депутатов по территориальным избирательным округам. Неважно, на сколько больше голосов получил победитель, важно, что больше, чем его соперники. Выборы могут считаться несостоявшимися в том случае, когда менее 25% избирателей приняло участие в голосовании. Метод относительно большинства используется при определении путем голосования предпочтения одного из предложенных вариантов разрешения обсуждаемого вопроса.

Квалифицированным считается большинство, когда кандидат избирается самым высоким числом избирателей, отдавших за него свои голоса, например, 2/3, ¾, от общего числа избирателей или числа избирателей, участвовавших в голосовании.

Источники
  • https://tass.ru/info/5036091
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5
  • https://spravochnick.ru/gosudarstvennoe_i_municipalnoe_upravlenie/organizaciya_vyborov/pravila_golosovaniya_na_vyborah/
  • https://be5.biz/pravo/i026/12.html
  • https://www.rbc.ru/politics/11/06/2020/5edf6f519a79470bf89d2be5
  • http://yopolis.ru/wiki/vybory/izbiratelnyj-protsess/yetapy-vyborov/golosovanie
  • https://tass.ru/politika/8034515

tett
Зарплатто.ру - сайт о зарплатах и доходах, деньгах и финансах
Adblock
detector