- Правовое регулирование
- Статья 19.15 КоАП РФ. Проживание гражданина Российской Федерации без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта)
- Комментарий к статье 19.15. КоАП РФ:
- Другой комментарий к статье 19.15 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ
- Какой паспорт является просроченным
- Размер штрафа за просрочку
- Как назначается штраф
- В какой срок необходимо оплатить штраф
- Ответственность за неуплату штрафа
- Что такое «место жительства»
- Можно ли проживать в квартире без регистрации
- Факт проживания без регистрации
- Штраф положен за проживание по недействительному паспорту
- Два месяца считают с момента подачи заявления о замене паспорта
- Небольшая просрочка с заменой паспорта может быть признана малозначительной
- Ответственность иностранных граждан
- Как избежать штрафов
Правовое регулирование
Обязанность регистрироваться по месту проживания определяется на основании Постановления Правительства №713. Раздел II определяет обязанность зарегистрироваться по месту своего пребывания и порядок, в котором эта процедура происходит (речь идёт о временной регистрации), а раздел III посвящается регистрации по месту жительства.
Ответственность за нарушение данного требования установлена в статье 19.15.1 КоАП РФ. Статья 19.15 определяет ответственность за проживание без документа, идентифицирующего личность. Нарушение правил, установленных законодателем наказывается на основании статья 19.15.2.
Статья 19.15 КоАП РФ. Проживание гражданина Российской Федерации без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта)
Новая редакция Ст. 19.15 КоАП РФ
1. Проживание по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении гражданина Российской Федерации, обязанного иметь документ, удостоверяющий личность гражданина (паспорт), без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), или по недействительному документу, удостоверяющему личность гражданина (паспорту), —
влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.
2. Нарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, -влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Комментарий к статье 19.15. КоАП РФ:
1. Комментируемая статья предусматривает административную ответственность за нарушение норм Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (с изм. и доп.), а также норм, установленных Указом Президента РФ от 13 марта 1997 г. N 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» (с изм. и доп.), Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» (с изм. и доп.).
2. Объектом правонарушения являются отношения в сфере порядка управления в Российской Федерации.
Паспорт гражданина РФ является основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на территории РФ. В соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 828, паспорт обязаны иметь все граждане РФ, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории РФ (см.: Административный регламент Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина на территории Российской Федерации (РГ. 2010. 5 марта)). Названным выше Законом РФ (ст. 3) установлено, что в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и месту жительства.
3. Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, характеризуют проживание или пребывание гражданина РФ без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному такому удостоверению либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства.
Содержание понятий «место пребывания» и «место жительства» определено в Законе РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1, указанном в п. 1 комментария к данной статье. Именно с данными понятиями, как представляется, связывается установление законодателем ответственности за проживание или пребывание без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта). Совмещение в диспозиции ч. 1 данной статьи положений об отсутствии документа, удостоверяющего личность, и регистрации по месту пребывания или по месту жительства предписывает должностному лицу, принимающему решение о возбуждении дела о данном правонарушении, устанавливать в случае отсутствия у гражданина РФ удостоверения личности гражданина (паспорта) его регистрацию по месту пребывания или жительства.
Следует учитывать, что документы на регистрацию в соответствии со ст. 6 данного Закона должны быть поданы в органы регистрационного учета не позднее 7 дней со дня прибытия гражданина на новое место жительства.
Что касается установленного упомянутым Законом трехдневного срока регистрации по месту пребывания, то согласно Постановлению Правительства РФ от 22 декабря 2004 г. N 825 указанный срок регистрации наступает по истечении 90-дневного срока пребывания гражданина РФ, в течение которого такая регистрация не требуется.
Следует также иметь в виду уведомительный характер регистрации граждан РФ по месту жительства (см.: Постановление Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1998 г. N 4-П // СЗ РФ. 1998. N 6. Ст. 783), что, однако, не отменяет обязательности самой регистрации.
В соответствии с п. 9 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 (с изм. и доп. на 11 ноября 2010 г.), граждане вправе уведомить орган регистрационного учета о сроке и месте своего пребывания по почте или в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего доступа.
Органы регистрационного учета в 3-дневный срок со дня поступления документов, перечень которых определен указанными Правилами, регистрируют граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, и выдают им соответствующее свидетельство. По желанию гражданина этот документ может быть направлен по почте. Собственнику (нанимателю) в 3-хдневный срок направляется уведомление о регистрации лица, подавшего заявление.
Порядок регистрации граждан по месту жительства определен п. п. 16 — 18 Правил. Ныне также предусмотрена возможность представления заявления установленной формы о регистрации по месту жительства и копий необходимых документов в электронной форме через единый портал.
Органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне, или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, являются эти органы, в остальных населенных пунктах — органы местного самоуправления.
Следует учитывать, что контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации возлагается на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, его территориальные органы и органы внутренних дел.
Административная ответственность за данное правонарушение наступает при проживании или пребывании гражданина по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) в случае внесения в него отметок, не предусмотренных Положением «О паспорте гражданина Российской Федерации», либо при истечении сроков действия паспорта после 30 дней со дня достижения гражданином 25-летнего или 45-летнего возраста.
Объективная сторона по ч. 2 данной статьи характеризуется допущением лицом, ответственным за соблюдение правил регистрационного учета, либо гражданином в занимаемом им или в принадлежащем ему на праве собственности помещении проживания граждан РФ, нарушающих установленный названными нормативными правовыми актами порядок.
4. Субъектом предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи административного правонарушения является гражданин РФ, достигший 16-летнего возраста, а ч. 2 — юридическое лицо, должностное либо физическое лицо, ответственные за обеспечение правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения (см. ст. 2 Закона), должностные лица, ответственные за выдачу и замену паспортов, обеспечение контроля за регистрацией граждан.
При этом законодателем в данной статье не установлены дифференцированные штрафные санкции для юридических и должностных лиц.
К ответственности за данное правонарушение не могут быть привлечены военнослужащие, проходящие военную службу по призыву.
5. С субъективной стороны вина предполагает умысел либо неосторожность, например при несвоевременной замене документа, удостоверяющего личность (паспорта).
6. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (ст. 23.67), а также органов внутренних дел (полиции) (ст. 23.3).
Протоколы о совершении данных правонарушений составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3) и органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).
Другой комментарий к статье 19.15 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ
1. Согласно Федеральному закону от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» под гражданством Российской Федерации понимается устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
В соответствии со ст. 5, 6 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» гражданами РФ являются:
а) лица, имеющие гражданство РФ на день вступления в силу настоящего Федерального закона;
б) лица, которые приобрели гражданство РФ в соответствии с указанным Федеральным законом.
Гражданин РФ, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин РФ, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.
Приобретение гражданином РФ иного гражданства не влечет за собой прекращения гражданства Российской Федерации.
Согласно ст. 10 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина РФ или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ, определяются федеральным законом.
В соответствии с Положением о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 828 (в ред. Постановления Правительства РФ от 25 сентября 1999 г. N 1091), паспорт гражданина РФ является основным документом, удостоверяющим его личность на территории Российской Федерации.
Паспорт обязаны иметь все граждане РФ, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории РФ. Бланки паспорта изготавливаются по единому для всей Российской Федерации образцу и оформляются на русском языке.
Исчерпывающий перечень сведений, записей и отметок, подлежащих внесению в паспорт, определен п. 4, 5 указанного Положения, а также п. 4 Инструкции о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 15 сентября 1997 г. N 605 (в ред. Приказа МВД России от 4 апреля 2002 г. N 320). В частности, соответствующими органами регистрационного учета в паспорте производятся отметки о регистрации гражданина по месту жительства и снятии его с регистрационного учета.
Согласно Федеральному закону от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» основными документами, удостоверяющими личность гражданина РФ, по которым граждане РФ осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, признаются: паспорт гражданина РФ; дипломатический паспорт; служебный паспорт; паспорт моряка (удостоверение личности моряка). Статус документов, удостоверяющих личность гражданина РФ, в указанных случаях определен ст. 8 — 13 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».
2. Ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения:
— государственных и муниципальных предприятий и учреждений, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения либо праве оперативного управления;
— жилищно-эксплуатационных организаций государственного и муниципального жилищного фонда;
— жилищно-строительных и жилищных кооперативов;
— гостиниц, кемпингов, туристских баз, санаториев, домов отдыха, пансионатов, больниц, домов-интернатов для инвалидов, ветеранов, одиноких престарелых, гостиниц-приютов и других учреждений социального назначения;
— организаций иных организационно-правовых форм.
Органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются органы внутренних дел, являются органы внутренних дел, в остальных населенных пунктах — органы местного самоуправления.
3. Органы регистрационного учета в трехдневный срок со дня поступления документов регистрируют в установленном порядке граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, и выдают им свидетельство о регистрации по месту пребывания. В случае отказа гражданам в регистрации по месту пребывания органы регистрационного учета обязаны в трехдневный срок со дня получения документов письменно уведомить их о причинах отказа.
Отказ органов регистрационного учета в регистрации граждан по месту пребывания может быть обжалован ими вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий в порядке подчиненности орган регистрационного учета или в суд.
Должностные лица, ответственные за регистрацию, а также граждане и юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, в трехдневный срок со дня обращения граждан передают документы вместе с адресными листками прибытия и формами статистического учета в органы регистрационного учета. Органы регистрационного учета в трехдневный срок со дня поступления документов регистрируют граждан по месту жительства и производят в их паспортах отметку о регистрации по месту жительства. Гражданам, регистрация которых производится по иным документам, удостоверяющим личность, выдается свидетельство о регистрации по месту жительства.
4. При регистрации граждан по месту пребывания и по месту жительства в соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 (в ред. Постановления Правительства РФ от 16 марта 2000 г. N 231), следует принимать во внимание Постановление Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1998 г. N 4-П, согласно которому п. 10, 12 и 21 указанных Правил признаны не соответствующими Конституции РФ, ее ст. 27 (ч. 1) и ст. 55 (ч. 3), что является основанием отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, основанных на них либо воспроизводящих их или содержащих такие же положения. Положения этих нормативных актов не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами до приведения их в соответствие с указанным Постановлением Конституционного Суда РФ.
5. Согласно Правилам регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в городе Москве и Московской области, утвержденным Постановлением Правительства Москвы и Правительства Московской области от 30 марта 1999 г. N 241-28, местом пребывания является гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в котором он проживает временно. Под местом жительства подразумевается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма, аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ.
Регистрация граждан по месту пребывания осуществляется в жилые помещения любых форм собственности без снятия с регистрационного учета по месту жительства, порядок осуществления регистрации граждан по месту пребывания и месту жительства в г. Москве и Московской области определен соответственно разд. 2, 3 указанных Правил.
6. Согласно п. 6 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации паспорт, в который внесены сведения, отметки или записи, не предусмотренные указанным Положением, является недействительным.
Недействительным является также паспорт, подлежащий замене, но своевременно не замененный его владельцем. Исчерпывающий перечень оснований замены паспорта определен п. 12 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации.
7. Должностные лица, указанные в п. 2 данного комментария, обязаны обеспечить регистрацию граждан после представления ими необходимых документов в сроки, определенные Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Несоблюдение указанных сроков для регистрации влечет применение к названным должностным лицам мер административной ответственности, предусмотренных ч. 2 комментируемой статьи.
8. Субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, являются должностное лицо, ответственное за обеспечение правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения, должностное лицо органов внутренних дел, ответственное за выдачу и замену паспортов, а также за обеспечение контроля за регистрацией граждан.
9. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются:
— начальниками территориальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним ОВД, их заместителями, начальниками территориальных отделов (отделений) милиции, их заместителями — в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 23.3 КоАП;
— старшими участковыми инспекторами, участковыми инспекторами — в соответствии с п. 9 ч. 2 ст. 23.3 КоАП.
10. В соответствии с ч. 1 ст. 28.6 КоАП при совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, протокол об административном правонарушении не составляется, а уполномоченным должностным лицом ОВД (см. п. 9 данного комментария, а применительно к административным наказаниям, установленным санкциями соответствующих статей КоАП, — также п. 5 комментария к ст. 19.16, п. 5 комментария к ст. 19.17) оформляется предупреждение либо налагается и взимается административный штраф (см. также ч. 2 ст. 28.6 КоАП).
Какой паспорт является просроченным
Говоря о просроченном паспорте, имеют в виду не только не замененный по достижении указанного возраста паспорт, но и паспорт, заменить который необходимо в связи с наступлением других обстоятельств.
К таким обстоятельствам относятся: изменение гражданином в установленном порядке фамилии, имени, отчества, изменение сведений о дате (число, месяц, год) и/или месте рождения; изменение пола.
Из вышеперечисленных оснований замены паспорта наиболее распространенным случаем является изменение фамилии в связи с вступлением в брак.
Положением о паспорте гражданина Российской Федерации установлен срок, в течение которого гражданин обязан сдать документы на замену паспорта – не позднее 30 дней после наступления обстоятельств, указанных выше.
Нарушение этого срока влечет за собой не только недействительность паспорта, подлежащего замене, но и привлечение к административной ответственности владельца этого паспорта.
Размер штрафа за просрочку
Ответственность за проживание по недействительному паспорту предусмотрена статьей 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 этой статьи проживание по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении гражданина Российской Федерации, обязанного иметь документ, удостоверяющий личность гражданина (паспорт), без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), или по недействительному документу, удостоверяющему личность гражданина (паспорту), влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.
Как видно из содержания статьи, проживание по просроченному (недействительному) паспорту, по сути, приравнивается к проживанию без паспорта. И ответственность за эти нарушения наступает одинаковая.
Размер штрафа за проживание по недействительному паспорту в городах федерального значения Москве или Санкт-Петербурге значительно увеличивается. В соответствии с частью 2 вышеуказанной статьи штраф составляет от трех до пяти тысяч рублей.
Следует отметить, что внося поправки в Кодекс об административных правонарушениях, законодатель регулярно изменяет размер штрафа за просроченный паспорт. И эти изменения всегда только в сторону увеличения его размера.
Как назначается штраф
При назначении наказания за просроченный паспорт, так же как и за любое другое административное правонарушение учитывается следующие факторы:
- характер совершенного административного правонарушения;
- личность нарушителя;
- его имущественное положение;
- обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность.
В связи с этим, нарушитель в своем объяснении может ссылаться на обстоятельства, которые являются смягчающими и должны быть приняты во внимание при назначении наказания.
В статье 4.2 КоАП РФ содержится перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность. В числе таковых признаются:
- раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
- добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;
- добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении;
- совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
- совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка, а также другие обстоятельства.
При назначении наказании могут признаваться смягчающими и другие обстоятельства, не указанные в Кодексе. Однако ссылаясь на эти обстоятельства, желательно иметь документальные подтверждения о их наличии.
В какой срок необходимо оплатить штраф
Человек, на которого составлен административный протокол за просроченный паспорт и наложено административное взыскание в виде штрафа, имеет право на обжалование вынесенного решения. На это дается 10 суток.
После истечения этого срока, если постановление не обжаловано, то оно вступает в законную силу.
После вступления постановления в законную силу отводится 60 дней для уплаты назначенного административного штрафа.
Таким образом, после вынесения решения о наложении штрафа у нарушителя имеется в запасе 70 суток на его уплату.
Ответственность за неуплату штрафа
Если штраф, назначенный за просроченный паспорт, в установленный срок не уплачен, то в соответствии со статьей 20.25 Кодекса об административных правонарушениях на нарушителя может быть наложен штраф в 2-кратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей.
Кроме штрафа санкцией вышеуказанной статьи предусмотрен административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
К нарушителю применяется один из трех вышеуказанных видов наказания.
При этом от уплаты штрафа, наложенного за просроченный паспорт, нарушитель не освобождается и должен оплатить его в полном объеме.
Практика свидетельствует о том, что основными причинами, которыми граждане объясняют нарушение сроков замены паспорта, являются две: «не знал» или «забыл».
Однако, как известно, незнание закона не освобождает от ответственности. А забывчивость в отношении основного документа, удостоверяющего личность, предъявление которого в наше время требуется практически повсеместно, вообще недопустима.
Надеемся, что наша статья поможет вам избежать неприятных моментов, связанных с привлечением к административной ответственности и уплатой штрафа за просроченный паспорт.
Что такое «место жительства»
Если гражданин имеет в собственности жилое помещение, в котором прописан и живёт постоянно, никаких трудностей не возникнет. Вопросы появляются к тем, кто не имеет постоянного места пребывания, меняет жильё или долгое время живёт в местах, не предназначенных для этого.
К месту жительства относятся только:
- Помещения, оформленные как жилые постройки в кадастре: дом, квартира, комната;
- Помещения, в которых возможна постоянная или временная регистрация.
Не относятся к местам проживания:
- Строения в СНТ, не оформленные как жилые дома. Например, у человека в собственности есть дачный участок, зарегистрированный в кадастре, но на нём числятся только «постройки»: баня, дачный домик, сарай и т.д;
- Строения, оформленные как небытовые постройки: склад, гараж, магазин, подсобное помещение и т.д;
- Возведённые временные пристанища: палатки, вагончики, бараки;
- Передвижные дома, фургоны, пригодные для временных ночёвок, но не пригодные для постоянного проживания.
Можно ли проживать в квартире без регистрации
С одной стороны, Конституция РФ устанавливает свободу передвижения. Так, статья 27 устанавливает, что каждый имеет право выбирать место жительство на территории России и свободно передвигаться. Однако, право выбора места жительства не противоречит обязанности уведомления органов о выборе.
Постановление Правительства №713 накладывает на граждан ряд обязательств:
- если лицо проживает на территории, которая не является его место регистрации, оно обязано обратиться в регистрирующий орган, но только в том случае, когда срок пребывания составляет от 90 дней (пункт 9);
- срок пребывания определяется по соглашению с лицом, которое предоставляет помещение (пункт 10);
- регистрация по месту пребывания в медицинских и санаторных учреждениях, гостиницах, а также в местах лишения свободы, реализуется представителями организаций (пункт 14);
- при регистрации по месту пребывания не нужно сниматься с учёта по месту жительства (пункт 15);
- при изменении места жительства, лицо должно обратиться в регистрирующий орган в течение семи дней (пункт 16).
Фактически, закон позволяет проживание в квартире без изменения места регистрации или постановки на учёт по месту пребывания в срок, не больше 90 дней. Если планируется более длительное пребывание, то регистрация обязательна.
Факт проживания без регистрации
Каким образом обычно устанавливается факт проживания без регистрации? Контролировать соблюдение законодательства о регистрации в России должна миграционная служба. Обычно специалисты ведомства не предпринимают сами мер по розыску людей, которые не оформили прописку в установленные сроки.
А факт длительного проживания без соответствующей регистрации выясняется в тот момент, когда лицо подает заявление о постановке на учет.Ведь рано или поздно человеку придется обратиться за постановкой штампа в паспорте о регистрации.
Иначе ему будет закрыт доступ к образовательным, медицинским, страховым услугам. Он не сможет трудоустроиться или оформить положенные субсидии или пособия.Как определяются указанные сроки? Допустим, человек продал квартиру.
7 дней начинают отсчитываться не с момента заключения договора купли-продажи, а после переезда в новую квартиру и вступления в права собственности. На период, предшествующий покупке, можно оформить временную регистрацию у родственников.
В качестве документального подтверждения того, что сроки регистрации не были нарушены может выступать свидетельство о вступлении в права собственности; договор купли-продажи недвижимости; билеты на поезд или самолет, подтверждающие дату прибытия в регион.
Штраф положен за проживание по недействительному паспорту
Паспорт гражданина России подлежит обмену в связи с достижением определенного возраста гражданина дважды: в 20 и 45 лет (п. 1 постановления Правительства РФ от 08.07.97 № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации», далее — Положение). По достижении этого возраста документ становится недействительным.
Для замены паспорта не позднее 30 дней после наступления 20-летнего или 45-летнего возраста гражданину необходимо представить документы для обмена в территориальный орган ФМС России лично либо через должностных лиц многофункциональных центров оказания государственных (муниципальных) услуг (п. 15 Положения). Если же 30-дневный срок нарушен, гражданину грозит административная ответственность за проживание по месту жительства или по месту пребывания по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту). Размер штрафа зависит от региона проживания, по общему правилу он составляет 2000—3000 руб., а для жителей Москвы и Санкт-Петербурга — 3000—5000 руб. (ст. 19.15 КоАП РФ).
Два месяца считают с момента подачи заявления о замене паспорта
Общий срок привлечения к административной ответственности составляет два месяца со дня совершения административного правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Однако применительно к рассматриваемому случаю в законе не сказано, в какой момент начинает течь срок давности привлечения по данному правонарушению — на 31-й день после дня рождения, или в день подачи заявления о замене паспорта, или в какой-то другой момент.
Судебная практика в данном вопросе складывается в пользу ФМС России: суды полагают, что предусмотренное ч. 1 ст. 19.15 КоАП РФ правонарушение длится до прекращения обстоятельств, с которыми закон связывает наступление ответственности. Поскольку штраф предусмотрен за проживание без действующего паспорта, то правонарушение будет длиться до получения действующего паспорта или до задержания гражданина с просроченным паспортом сотрудниками органов внутренних дел. В рассматриваемом случае двухмесячный срок привлечения к административной ответственности начал течь со дня обнаружения административного правонарушения (постановление Самарского областного суда от 17.04.2014 № 4а-259/2014, решение Московского городского суда от 13.03.2012 № 7-0474, решение Ярославского областного суда от 26.12.2011 по делу № 30-2-290/2011), то есть со дня обращения гражданина с заявлением о замене паспорта (решение Московского городского суда от 08.02.2011 по делу № 7-198).
Как протокол, так и постановление о привлечении к ответственности могут быть составлены в отсутствие лица, совершившего правонарушение, при его надлежащем уведомлении (ч. 4.1 ст. 28.2, ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ). Если протокол и постановление были вынесены в течение двух месяцев со дня подачи заявления о замене паспорта, то получение данных документов на заседании комиссии в органе ФМС России по истечении этого срока не является основанием для признания их недействительными. Если же протокол и постановление были вынесены позже, чем через два месяца после подачи заявления о замене паспорта, можно говорить о пропуске срока давности привлечения лица к административной ответственности.
Ссылка в протоколе об административном правонарушении на паспорт гражданина с истекшим сроком действия при установлении соответствия содержащихся в нем сведений о личности гражданина не является основанием для признания протокола недействительным (постановление Пермского краевого суда от 28.10.2013 по делу № 44а-813-2013, решение Московского городского суда от 13.03.2012 № 7-0474).
Небольшая просрочка с заменой паспорта может быть признана малозначительной
Избежать административного наказания можно, указав суду на малозначительность совершенного правонарушения. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).
Если правонарушение будет признано малозначительным, то суд может освободить гражданина от административной ответственности, ограничившись устным замечанием (ст. 2.9 КоАП РФ, п. 21 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5).
Исходя из сложившейся судебной практики по делам о привлечении к ответственности по ст. 19.15 КоАП РФ, признать правонарушение малозначительным возможно в случае небольшого срока проживания по недействительному паспорту, если такое правонарушение допущено впервые или же не создало угрозу охраняемым общественным отношениям, не причинило вреда интересам общества и государства и не повлекло иных неблагоприятных последствий (решение Свердловского областного суда от 13.02.2014 по делу № 72-93/2014).
Ответственность иностранных граждан
Иностранный гражданин может не оформлять регистрацию на территории РФ, если он не планирует находиться здесь дольше 3 месяцев. Во всех остальных случаях грозят штрафы:
- До 7 тысяч рублей с физического лица, не зарегистрированного в РФ и не являющегося гражданином РФ;
- До 7 тысяч рублей с собственника, допустившего проживание иностранца на своей территории;
- до 500 тысяч рублей, если собственник – юридическое лицо.
Прибывая в страну с целью учиться или работать, иностранец получает вид на жительство. В течение недели после этого он обязан временно зарегистрироваться в жилом помещении. С этим связано множество правонарушений. Дело в том, что у многих трудовых мигрантов не хватает подлинных документов для прохождения полного цикла регистрации. Фиктивную «прописку» пытаются оформить:
- Иностранцы, у которых недостаточно документов, либо они подложные;
- Те, кто не планирует жить в помещении, где зарегистрировался. В случае совершения таким гражданином правонарушения его практически невозможно поймать и привлечь к ответственности, так как фактически неизвестно, где он живёт. Поэтому фиктивная регистрация карается особенно сурово.
Собственник помещения, где зарегистрирован «фиктивный мигрант», привлекается к ответственности:
- Административной: штраф до 500 тысяч рублей либо удержание процента от дохода в течение последующих трёх лет;
- Уголовной: принудительные работы или лишение свободы до 3 лет;
- Лишение права занимать определённые должности и осуществлять некоторые виды трудовой деятельности.
Как избежать штрафов
Достаточно подготовить документы и обратиться в миграционный контроль (паспортно-визовая служба, районный паспортный стол, миграционная служба и тд).
Граждане России:
- паспорт;
- заявление о постановке на временный учёт;
- листки убытия и прибытия;
- согласие собственника на регистрацию на его территории (в идеале – присутствие собственника на регистрации);
- на детей до 14 лет потребуется свидетельство о рождении.
Иностранцы:
- внутренний паспорт своего государства, переведённый на русский язык и нотариально заверенный;
- миграционная карточка.
- https://xn--80aajrcjbjmedh4bq.xn--p1ai/zhilishche/prozhivanie-bez-registracii-koap.html
- http://KoAPKodeksRF.ru/rzd-2/gl-19/st-19-15-koap-rf
- https://koap-kodeks.ru/st-19.15-koap-rf
- https://rukoaprf.ru/st-19.15-koap-rf
- https://zen.yandex.ru/media/id/5a9939011410c32fe3e26333/kakoi-shtraf-polojen-esli-vovremia-ne-pomenial-pasport-5a9d356cad0f2294a8ec3f21
- https://www.eg-online.ru/consultation/264047/