Когда вступает в силу закон о запрете контактных зоопарков

Что говорит закон

Такого понятия как «контактные зоопарки» новый закон не упоминает. Но запрет на их деятельность, по мнению законодателей, прямо вытекает из положений п. 4 ст. 15 ФЗ № 458:

«Осуществление деятельности, предусматривающей использование животных в культурно-зрелищных мероприятиях, основной целью которых является предоставление посетителям физического контакта с животными, не допускается».

Запрет контактных зоопарков распространяется только на случаи, когда прямой контакт с животными – основная цель культурно-зрелищного мероприятия.

Если физическое взаимодействие зрителей с питомцами предполагается, но не является основной целью культурного мероприятия – они останутся законными. Но, лишь при соблюдении условий п. 5 ст. 15 ФЗ № 458:

«…такие мероприятия осуществляются при условии наличия в местах их проведения недоступной для людей зоны с укрытиями, куда животным должен быть обеспечен постоянный беспрепятственный доступ».

Норма вступает в силу с 1 января 2021 года. До этого времени владельцы контактных зоопарков могут работать законно, после – обязаны либо закрыться и передать животных в приют, либо приобрести статус обычного зоопарка. Для рынка зооразвлечений предпочтителен второй путь. Все, что им нужно для легальной работы – это:

N 172-ФЗ ст 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
  1. Обеспечить работу зоопарка в местах постоянного содержания животных, специально предназначенных для этого зданиях и сооружениях.
  2. Воздвигнуть на территории содержания животных зоны, вольеры либо домики, в которых животные смогут беспрепятственно укрыться от зрителей.
  3. Исключить либо минимизировать физический контакт зрителей и животных, указать об этом в правилах работы зоопарка.
  4. Получить лицензию.

Почему запретят контактные зоопарки?

Еще с момента появления такой формы развлечения, как контактные зоопарки, зоозащитники «трубят» про «алчность бессовестных и лишенных моральных принципов коммерсантов», «произвол чиновников» и «антисоциальное и негуманное поведение людей». Опуская эмоции, эксперты выделяют ряд объективных причин, по которым контактные зверинцы действительно должны быть закрыты, а именно:

  • нарушение «Правил техники безопасности и производственной санитарии для зоопарков (зоосадов) СССР” (утв. Минкультуры СССР 25.07.1973 г.), которые запрещают контакт животных с посетителями;
  • содержание питомцев, занесенных в Красную книгу РФ, что нарушает ст. 60 ФЗ «Об охране окружающей среды»;
  • отсутствие у зверинцев ветеринарных сертификатов, сопроводительных документов на корм, что нарушает Приказ Минсельхоза № 281 от 17.07.2014;
  • совместное содержание животных различных видов и направлений, что нарушает СП 13.4.086-96 и ВП 13.4.1318-96 и т.д.

А кроме перечня нормативных нарушений зоозащитники указывают и на чудовищные условия содержания питомцев, крошечные клетки, нарушения режимов питания и сна, постоянный стресс для питомцев, жестокость и ежедневные случаи случайного умерщвления животных «по неосторожности» посетителями.

Контакты с дикими животными опасны и для самих посетителей – питомцы могут быть не привиты, а это создает риск заражения бешенством, ящуром и другими опасными заболеваниями. В 2021 году в одной только Москве Роспотребнадзор зарегистрировал 31 случай укусов посетителей контактных зоопарков.

Двойной смысл

Но все это не позволяет однозначно ответить, закроют ли контактные зоопарки в России. Не дает конкретного ответа и закон. Прямого запрета на работу зверинцев он не предусматривает – в нем вообще не содержится понятия «контактный зоопарк».

Нельзя найти в законе и запрета на организацию таких «живых уголков» в торговых центрах и заведениях общественного питания.

Согласно п. 3 ст. 15 Закона, организовывать культурно-зрелищные мероприятия с животными можно лишь в «местах содержания животных». А таким местом, согласно п. 8 ст. 3 Закона, является любое здание, сооружение, помещение или иное строение либо территория, используемые в целях содержания животного большую часть суток самим владельцем.

Разъяснить, какое конкретно помещение либо сооружение подходит для этих целей, должно Правительство. Но соответствующего нормативного акта пока нет. Это дает повод для разночтений.

В Госдуме уверены, что контактные зоопарки в том виде, в котором они существуют, должны перейти в форму лицензированных зоопарков, где есть живой уголок. То есть цель введенного запрета не закрытие зверинцев, а регулирование их деятельности и введение новых рамок работы. Требования нового закона не так уж и сложно выполнить, поэтому предприниматели легко смогут обзавестись лицензией.

Некоторые бизнесмены могу обойтись и простым удалением из названия зоопарка слова «контактный», поскольку нормы закона не предусматривают конкретной техники его исполнения.

Другие положения Закона

Запрет контактных зоопарков – не единственное, что урегулировал ФЗ № 458. Среди других важных положений:

  • запрет на содержание в квартирах диких животных перечень которых, будет составлен Правительством;
  • численность домашних животных должна быть соразмерной возможности их владельца обеспечить условия, соответствующие ветеринарным и санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам;
  • запрет на бои животных, пропаганду жестокого обращения с ними и распространение материалов, содержащих сцены жестокого обращения с животными;
  • обязанность специальных служб вести видеофиксацию отлова животных, обязанность приютов вести учет животных, маркировать несмываемыми метками, стерилизовать, размещать информацию о принятых питомцах в интернете;
  • обязанность владельца собак обеспечивать «уборку мест общего пользования от загрязнений продуктами жизнедеятельности» при их выгуле, запрет на выгул потенциально опасных собак без намордника и поводка;
  • запрет на умерщвление животных кроме случаев несовместимых с жизнью болезней и травм.

Новые требования к помещениям

Если «трогательный» зоопарк находится на небольшой территории в торговом комплексе, то о надлежащих условиях содержания зверей говорить сложно. В первую очередь, необходима большая территория. Но основная задача торговых центров — получение прибыли, и хотя общение с животными привлекает посетителей, выделять значительные площади либо экономически не выгодно, либо помещения уже заняты другими арендаторами.

С 01.01.2021 закон о запрете контактных зоопарков в торговых центрах РФ будет решать эту проблему через пункт 3 статьи 15 Федерального закона № 498-ФЗ. В нем сказано, что животные, которых используют в зрелищных мероприятиях, могут содержаться только:

  • в специальных зданиях;
  • в специальных сооружениях;
  • на обособленных территориях.

Соответственно, часть площади торгового комплекса не подпадает под эти определения.

Как работает и на кого распространяется запрет

Новое требование не означает, что подобные заведения полностью перестанут существовать, когда заработает закон о контактных зоопарках 2021 года (когда вступит в силу статья 15).

Пункт 5 статьи 15 Федерального закона № 498-ФЗ сохраняет возможность использования животных для контакта с людьми (если это не является основной целью заведения).

Для этого должны быть соблюдены два условия:

  1. Наличие у животного специальной зоны, в которую отсутствует доступ для людей. В данной зоне должно быть укрытие для животного.
  2. Животное в любой момент может отказаться от контакта с людьми и укрыться в недоступной зоне (т.е. должен быть постоянный беспрепятственный доступ для зверя в его «личную» зону).

Таким образом, если контактный зоопарк может продолжить деятельность, если выполнит ряд условий:

  • сменит название и вывеску с контактного зоопарка на обычный зоопарк;
  • сменит помещение (например, переедет из торгового центра за город на отдельную территорию или займет отдельное здание);
  • соорудит в клетках для животных недоступные для человека зоны с укрытием.

При соблюдении названных требований «трогательные» зоопарки смогут продолжить свою работу под другим названием и с более комфортными условиями для животных.

Что изменится для собственников зоопарков

Владельцы таких заведений обеспокоены из-за вступления в силу нового закона, и не только из-за условий к площади и обустройству содержания зверей. Они опасаются, что их бизнес окажется на грани разорения. Такая ситуация может возникнуть из-за оттока посетителей: люди не всегда готовы специально ехать за город в зоопарк, им удобнее зайти в торговый центр рядом с домом.

К тому же, есть ряд других требований: с 01.01.2021 заведения должны начать лицензировать свою деятельность. Такая обязанность распространяется на:

  • зоопарки;
  • зоосады;
  • зоотеатры;
  • дельфинарии;
  • океанариумы;
  • цирки.

На получение разрешений им отвели два года. Лицензия должна быть оформлена до 01.01.2022. После указанной даты подобный вид деятельности без лицензии не допускается.

Таким образом, если владелец контактного зоопарка сможет создать требуемые условия и получить лицензию, то зоопарк продолжит свою работу (возможно, на новой территории). В противном случае животным необходимо будет обеспечить содержание до их смерти или передать другим лицам, в приют для животных.

Причина запрета

Если опустить эмоциональную сторону вопроса, можно выделить несколько объективных причин, в связи с которыми и была запрещена деятельность контактных зоопарков:

  1. Нарушение законодательства о санитарии в зоопарках. Согласно нормативному акту, контакт посетителей таких мест и их обитателей запрещен.
  2. В некоторых зоопарках содержатся питомцы, занесенные в Красную книгу, что является серьезным противоправным деянием.
  3. У таких зверинцев отсутствуют все необходимые ветеринарные сертификаты, документы на корм.
  4. В контактных зоопарках животные разных видов проживают совместно, что тоже нарушает правовые нормы.

Важно! Помимо нарушений с точки зрения законодательства, зачастую собственники контактных зоопарков уделяют мало внимания содержанию животных, и вопросам их безопасности.

Иные положения акта

Среди других положений нового ФЗ можно выделить:

  1. Запрещается пропагандировать жестокое обращение с животными.
  2. Запрещается устраивать бои животных и осуществлять их натравливание друг на друга.
  3. Отдельные виды диких животных запрещено содержать дома. Полный перечень таких зверей оговаривается соответствующим Постановлением Правительства.
  4. Численность животных, проживающих в одном доме, должна быть соразмерна его размерам. Владелец должен контролировать соответствие условий их проживания всех санитарным и ветеринарным требованиям.
  5. Запрещено выгуливать животных в непредусмотренных для этого местах.
  6. Владельцы должны убирать за своими животными. Потенциально опасные породы собак должны выгуливаться исключительно на поводке и в наморднике.
  7. Владельцы должны предпринять меры для препятствования нежелательному размножению животных.
  8. Если у человека нет возможности содержать своего питомца, он должен самостоятельно позаботиться о поиске ему нового дома или передать его в приют.

На кого действует запрет

ФЗ допускает контакт животных и людей, но только если это не является основной целью деятельности зоопарка. Помимо этого, владелец должен следить за соблюдением двух условий:

  1. У каждого животного должна быть своя специальная зона без доступа посетителей, чтобы он мог там отдохнуть.
  2. У животного постоянно должен быть доступ в зону отдыха.

Собственник должен продолжать осуществлять свою деятельность при соблюдении нескольких условий:

  1. Изменить наименование и вывеску.
  2. Изменить помещение на соответствующее всем условиям, оговоренным в законодательстве. Допускается или реконструкция уже имеющегося здания, или изменение месторасположения зоопарка.
  3. Соорудить у каждого животного в клетке небольшое пространство, в котором он сможет укрыться от людей и отдохнуть.

Домашние питомцы

  • Хозяева обязаны удовлетворять потребности животных в еде, воде, сне и движении, а также обеспечивать нужный уход и ветеринарную помощь.
  • Выгуливать животных позволено только в специальных местах. Собаки должны быть на поводке, когда переходят дороги, дворы, детские и спортивные площадки.
  • Отходы питомцев должны быть утилизированы, то есть за собаками на улице нужно убирать.
  • Хозяева должны заботиться о том, чтобы у животного не было нежелательного потомства.
  • Правительство составит перечень животных, которых запрещено держать дома. В частности, дома нельзя будет содержать диких животных. Их будут конфисковывать.
  • Правительство также создаст список пород собак, которые могут быть опасны. Этих собак можно будет выгуливать только в наморднике. Отпускать их можно на огороженной территории, которая принадлежит хозяевам. На входе обязательно должно быть предупреждение о “злой собаке”.

Как новый закон защитит животных

Запрет выгула опасных собак без намордника

Выгул собак потенциально опасных пород без намордника и поводка независимо от места выгула запрещается, за исключением случаев, если потенциально опасная собака находится на огороженной территории, принадлежащей ее владельцу. О наличии такой собаки должна быть сделана предупреждающая надпись при входе на данную территорию.

Список собак ранее был уже утвержден Правительством РФ. Среди них, например, амбульдог, питбульмастиф или волко-собачьи гибриды.

Запрет контактных зоопарков

«Осуществление деятельности, предусматривающей использование животных в культурно-зрелищных целях, основной целью которой является предоставление зрителям или посетителям физического контакта с животными, не допускается», — гласит статья 15 закона, вступающая в силу с 1 января. Физический контакт с животными будет возможен лишь «при условии наличия недоступной для людей зоны с укрытиями, куда животным должен быть обеспечен постоянный беспрепятственный доступ».

Также этой статьей предусмотрено, что к животным, участвующим в культурно-зрелищных мероприятиях, нельзя применять лекарственные средства, способные причинить вред их здоровью.

Запрет на содержание диких животных дома

С 1 января дикие животные, содержащиеся или используемые в условиях неволи с нарушением требований, установленных законом (а он, в частности, предусматривает запрет держать диких животных в квартирах), подлежат конфискации в случаях и в порядке, которые установлены законодательством РФ. Конфискованные дикие животные в неволе подлежат возвращению в среду их обитания. Перечень таких животных также был утвержден Правительством РФ. Среди них, например, королевская кобра, крокодилы, львы, тигры, медведи и многие другие.

Регулирование деятельности приютов

Вступает в силу статья, комплексно регулирующая деятельность приютов для животных. В соответствии с ней в отношении животных, находящихся в приютах для животных, владельцы приютов и уполномоченные ими лица несут такие же обязанности, как владельцы животных.

При этом закон категорически запрещает умерщвлять животных в приютах, только если ветеринаром установлено, что животное страдает от «тяжелого неизлечимого заболевания или неизлечимых последствий острой травмы, несовместимых с жизнью».

Правила обращения с безнадзорными животными

С 1 января возможна только программа «отлов — стерилизация — вакцинация — возврат в прежнее место обитания», причем с неснимаемой меткой. После отлова безнадзорное животное немедленно должно быть передано в приют, а сам процесс отлова и выпуска на прежнее место обитания будет фиксироваться на видео. Запрещен отлов животных с данными владельцами (например со специальными бирками на ошейниках), необходимо будет обеспечить возврат зверя владельцу.

В редакции Федерального закона от 27.12.2021 № 447-ФЗ

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет, цели правового регулирования и сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными.

2. Положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям в области охраны и использования животного мира, отношениям в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, отношениям в области аквакультуры (рыбоводства), отношениям в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, отношениям в области содержания и использования сельскохозяйственных животных и отношениям в области содержания и использования лабораторных животных.

3. Благотворительная деятельность, добровольческая (волонтерская) деятельность в области обращения с животными осуществляются в соответствии с законодательством о благотворительной деятельности.

4. Отношения, возникающие при перевозке животных, регулируются законодательством в области транспорта, ветеринарным законодательством Российской Федерации и международными договорами с участием Российской Федерации.

Статья 2. Правовое регулирование отношений в области обращения с животными

Отношения в области обращения с животными регулируются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) владелец животного (далее также – владелец) – физическое лицо или юридическое лицо, которым животное принадлежит на праве собственности или ином законном основании;

2) деятельность по обращению с животными без владельцев – деятельность, включающая в себя отлов животных без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию), возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия, предусмотренные настоящим Федеральным законом;

3) дикие животные, содержащиеся или используемые в условиях неволи (далее также – дикие животные в неволе), – дикие животные, изъятые из среды их обитания (в том числе ввезенные на территорию Российской Федерации из других государств), потомство таких животных (в том числе их гибриды);

4) домашние животные – животные (за исключением животных, включенных в перечень животных, запрещенных к содержанию), которые находятся на содержании владельца – физического лица, под его временным или постоянным надзором и местом содержания которых не являются зоопарки, зоосады, цирки, зоотеатры, дельфинарии, океанариумы;

5) жестокое обращение с животным – обращение с животным, которое привело или может привести к гибели, увечью или иному повреждению здоровья животного (включая истязание животного, в том числе голодом, жаждой, побоями, иными действиями), нарушение требований к содержанию животных, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (в том числе отказ владельца от содержания животного), причинившее вред здоровью животного, либо неоказание при наличии возможности владельцем помощи животному, находящемуся в опасном для жизни или здоровья состоянии;

6) животное без владельца – животное, которое не имеет владельца или владелец которого неизвестен;

7) использование животных в культурно-зрелищных целях – использование животных при осуществлении деятельности в области культуры, отдыха и развлечений (в том числе в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах), на выставках животных, в спортивных соревнованиях, в процессе производства рекламы, при создании произведений кинематографии, для производства фото- и видеопродукции, на телевидении, в просветительской деятельности, в целях демонстрации (в том числе в местах розничной торговли, местах оказания услуг общественного питания);

8) место содержания животного – используемые владельцем животного здание, строение, сооружение, помещение или территория, где животное содержится большую часть времени в течение суток;

9) обращение с животными – содержание, использование (применение) животных, осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев и осуществление иной деятельности, предусмотренной настоящим Федеральным законом, а также совершение других действий в отношении животных, которые оказывают влияние на их жизнь и здоровье;

10) потенциально опасные собаки – собаки определенных пород, их гибриды и иные собаки, представляющие потенциальную опасность для жизни и здоровья человека и включенные в перечень потенциально опасных собак, утвержденный Правительством Российской Федерации;

11) служебные животные – животные, специально подготовленные и используемые (применяемые) в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, охраны военных, важных государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики и иных объектов, а также в иных целях, установленных законодательством Российской Федерации;

12) условия неволи – искусственно созданные условия жизни животных, которые исключают возможность их свободного передвижения вне специально оборудованных мест и при которых полное жизнеобеспечение животных зависит от человека.

Статья 4. Основные принципы обращения с животными

Обращение с животными основывается на следующих нравственных принципах и принципах гуманности:

1) отношение к животным как к существам, способным испытывать эмоции и физические страдания;

2) ответственность человека за судьбу животного;

3) воспитание у населения нравственного и гуманного отношения к животным;

4) научно обоснованное сочетание нравственных, экономических и социальных интересов человека, общества и государства.

Глава 2. Полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области обращения с животными

Статья 5. Полномочия федеральных органов государственной власти в области обращения с животными

1. К полномочиям Правительства Российской Федерации в области обращения с животными относятся:

1) утверждение перечня животных, запрещенных к содержанию;

2) установление в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона перечня случаев, при которых допускаются содержание и использование животных, включенных в перечень животных, запрещенных к содержанию;

3) установление перечня случаев, при которых допускается использование домашних животных в предпринимательской деятельности;

4) утверждение перечня потенциально опасных собак;

5) установление требований к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию;

6) установление в соответствии с частью 3 статьи 15 настоящего Федерального закона перечня случаев, при которых допускается использование животных в культурно-зрелищных целях вне мест их содержания или за пределами специально предназначенных для этого зданий, сооружений, а также на необособленных территориях;

7) утверждение методических указаний по организации деятельности приютов для животных и установлению норм содержания животных в них;

8) утверждение методических указаний по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев;

9) установление порядка организации и осуществления федеральными органами исполнительной власти государственного надзора в области обращения с животными;

10) установление порядка обращения с конфискованными дикими животными в неволе, возврат которых в среду их обитания невозможен;

11) иные предусмотренные законодательством полномочия в области обращения с животными.

2. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти:

1) устанавливают порядки обращения со служебными животными;

2) осуществляют лицензирование деятельности по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах;

3) устанавливают порядок организации деятельности общественных инспекторов в области обращения с животными, в том числе форму удостоверения, порядок его выдачи, порядок взаимодействия таких инспекторов с органами государственного надзора в области обращения с животными;

4) осуществляют иные предусмотренные законодательством полномочия в области обращения с животными.

Статья 6. Передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обращения с животными органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Полномочия федеральных органов исполнительной власти по лицензированию деятельности по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”.

Статья 7. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными

1. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными относятся:

1) установление порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по организации деятельности приютов для животных и нормам содержания животных в них;

2) установление порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев;

3) установление порядка организации и осуществления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственного надзора в области обращения с животными;

4) иные полномочия, предусмотренные законодательством в области обращения с животными.

2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе создавать приюты для животных и обеспечивать их функционирование на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными

Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления и настоящим Федеральным законом.

Глава 3. Требования к содержанию и использованию животных

Статья 9. Общие требования к содержанию животных

1. К общим требованиям к содержанию животных их владельцами относятся:

1) обеспечение надлежащего ухода за животными;

2) обеспечение своевременного оказания животным ветеринарной помощи и своевременного осуществления обязательных профилактических ветеринарных мероприятий в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области ветеринарии;

3) принятие мер по предотвращению появления нежелательного потомства у животных;

4) предоставление животных по месту их содержания по требованию должностных лиц органов государственного надзора в области обращения с животными при проведении ими проверок;

5) осуществление обращения с биологическими отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. В случае отказа от права собственности на животное или невозможности его дальнейшего содержания владелец животного обязан передать его новому владельцу или в приют для животных, которые могут обеспечить условия содержания такого животного.

Статья 10. Особые условия, обеспечивающие защиту людей от угрозы причинения вреда их жизни и здоровью животными

1. При обращении с животными не допускаются:

1) содержание и использование животных, включенных в перечень животных, запрещенных к содержанию, утвержденный Правительством Российской Федерации. Данный запрет не распространяется на случаи содержания и использования таких животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах или в качестве служебных животных, содержания и использования объектов животного мира в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания либо диких животных в неволе, которые подлежат выпуску в среду их обитания, а также на иные случаи, установленные Правительством Российской Федерации;

2) натравливание животных на людей, за исключением случаев необходимой обороны, использования служебных животных в соответствии с законодательством Российской Федерации или дрессировки собак кинологами.

2. Организаторы мероприятий, в которых осуществляется использование животных в культурно-зрелищных целях, обязаны обеспечивать безопасность людей.

Статья 11. Защита животных от жестокого обращения

1. Животные должны быть защищены от жестокого обращения.

2. При обращении с животными не допускаются:

1) проведение на животных без применения обезболивающих лекарственных препаратов для ветеринарного применения ветеринарных и иных процедур, которые могут вызвать у животных непереносимую боль;

2) натравливание животных (за исключением служебных животных) на других животных;

3) отказ владельцев животных от исполнения ими обязанностей по содержанию животных до их определения в приюты для животных или отчуждения иным законным способом;

4) торговля животными в местах, специально не отведенных для этого;

5) организация и проведение боев животных;

6) организация и проведение зрелищных мероприятий, влекущих за собой нанесение травм и увечий животным, умерщвление животных;

7) кормление хищных животных другими живыми животными в местах, открытых для свободного посещения, за исключением случаев, предусмотренных требованиями к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию, установленными Правительством Российской Федерации.

Статья 12. Запрещение пропаганды жестокого обращения с животными

1. Запрещается пропаганда жестокого обращения с животными, а также призывы к жестокому обращению с животными.

2. Запрещаются производство, изготовление, показ и распространение пропагандирующих жестокое обращение с животными кино-, видео- и фотоматериалов, печатной продукции, аудиовизуальной продукции, размещение таких материалов и продукции в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в сети “Интернет”) и осуществление иных действий, пропагандирующих жестокое обращение с животными.

Статья 13. Требования к содержанию домашних животных

1. При содержании домашних животных их владельцам необходимо соблюдать общие требования к содержанию животных, а также права и законные интересы лиц, проживающих в многоквартирном доме, в помещениях которого содержатся домашние животные.

2. Не допускается использование домашних животных в предпринимательской деятельности, за исключением случаев, установленных Правительством Российской Федерации.

3. Предельное количество домашних животных в местах содержания животных определяется исходя из возможности владельца обеспечивать животным условия, соответствующие ветеринарным нормам и правилам, а также с учетом соблюдения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

4. Выгул домашних животных должен осуществляться при условии обязательного обеспечения безопасности граждан, животных, сохранности имущества физических лиц и юридических лиц.

5. При выгуле домашнего животного необходимо соблюдать следующие требования:

1) исключать возможность свободного, неконтролируемого передвижения животного при пересечении проезжей части автомобильной дороги, в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов, во дворах таких домов, на детских и спортивных площадках;

2) обеспечивать уборку продуктов жизнедеятельности животного в местах и на территориях общего пользования;

3) не допускать выгул животного вне мест, разрешенных решением органа местного самоуправления для выгула животных.

6. Выгул потенциально опасной собаки без намордника и поводка независимо от места выгула запрещается, за исключением случаев, если потенциально опасная собака находится на огороженной территории, принадлежащей владельцу потенциально опасной собаки на праве собственности или ином законном основании. О наличии этой собаки должна быть сделана предупреждающая надпись при входе на данную территорию.

7. Перечень потенциально опасных собак утверждается Правительством Российской Федерации.

Статья 14. Требования к содержанию и использованию служебных животных

1. Требования к содержанию и использованию служебных животных определяются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе в соответствии с порядками обращения со служебными животными, установленными федеральными органами исполнительной власти, которые используют служебных животных или в ведении которых находятся организации, использующие служебных животных.

2. Служебные животные, дальнейшее использование которых в служебных целях (в том числе для обеспечения учебного процесса) невозможно, передаются на возмездной или безвозмездной основе новым владельцам.

3. Информация о передаче на возмездной или безвозмездной основе служебных животных новым владельцам размещается владельцами служебных животных в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” и опубликовывается в средствах массовой информации.

4. В случае, если после размещения и опубликования информации, указанной в части 3 настоящей статьи, служебные животные не переданы новым владельцам в трехмесячный срок, их дальнейшие содержание и использование осуществляются в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи.

Статья 15. Требования к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию

1. Использование животных в культурно-зрелищных целях и их содержание осуществляются с учетом требований, установленных Правительством Российской Федерации.

2. Требованиями к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию определяются условия их использования, соблюдение которых позволяет обеспечивать наиболее эффективное использование таких животных .

Источники

  • https://pravoved.ru/journal/kontaktnye-zooparki/
  • https://zakon-navigator.ru/zakon-o-kontaktnyh-zooparkah-s-1-janvarja-2021-goda-chto-vazhno-znat/
  • https://zakonoved.su/%D0%B7%D0%B0%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%82-%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D0%B7%D0%BE%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2.html
  • https://zen.yandex.ru/media/currenttime/putin-podpisal-zakon-o-jivotnyh-on-zaprescaet-kontaktnye-zooparki-i-ne-tolko-5c26004a513acf00aa7465eb
  • http://duma.gov.ru/news/47392/
  • http://www.kremlin.ru/acts/bank/43912

tett
Зарплатто.ру - сайт о зарплатах и доходах, деньгах и финансах
0 0 голоса
Article Rating
Подписаться
Уведомить о
guest

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x
Adblock
detector