Обучение и развитие персонала — зачем необходима система обучения?

Содержание
  1. Для чего нужна система обучения сотрудников
  2. Кого обучать?
  3. Чему обучать?
  4. Кто будет обучать?
  5. Современные тренды в обучении персонала
  6. Обучение персонала: тренды на ближайшие годы
  7. Виды и подвиды
  8. Вид 1. Подготовка персонала
  9. Вид 2. Переподготовка персонала
  10. Вид 3. Повышение квалификации
  11. Как подготовить сотрудников к обучению?
  12. Методы обучения персонала
  13. Копирование
  14. Семинары и конференции
  15. Деловые игры
  16. Тренинги
  17. Самостоятельное обучение
  18. Онлайн обучение персонала (eLearning)
  19. Индивидуальное обучение
  20. Групповое обучение
  21. Дистанционное обучение персонала
  22. Стажировка — Secondment
  23. Делегирование и усложнение заданий
  24. Наставничество (mentoring)
  25. Коучинг (coaching)
  26. Buddying
  27. Shadowing
  28. Рабочие и проектные группы
  29. Организация процесса обучения персонала
  30. Шаг 1. Определение целей обучения
  31. Шаг 2. Создание специальных Положений и Политики
  32. Шаг 3. Составление программы обучения
  33. Шаг 4. Выбор формата обучения
  34. Шаг 5. Создаем или выбираем обучающие курсы
  35. Шаг 6. Находим и подготавливаем обучающих тренеров
  36. Шаг 7. Обучаем сотрудников предприятия
  37. Шаг 8. Оценка эффективности обучения
  38. Не забывайте о культуре
  39. Не торопитесь
  40. Персонализируйте свой подход
  41. Используйте технологии в своих интересах
  42. Получите поддержку от членов команды
  43. Устранение неполадок в режиме реального времени
  44. Давайте оперативную обратную связь
  45. Назначьте групповую работу
  46. Оставайтесь вовлеченным
  47. Профессиональная помощь в обучении персонала — обзор ТОП-3 компаний по предоставлению услуг
  48. 1) Триумф
  49. 2) Гранит-Консалтинг
  50. 3) MegaPeople
  51. Как не попасться на удочку мошенников
  52. Повышение эффективности офисных сотрудников
  53. «Босс Контроль «
  54. Pay Punch
  55. CrocoTime
  56. Disciplina.ru
  57. Как выбрать провайдера и программу обучения — 4 простых совета
  58. Совет 1. Уделяйте внимание визуальным средствам, сопровождающим процесс
  59. Совет 2. Познакомьтесь с преподавателем и изучите отзывы о нем
  60. Совет 3. Определите актуальность программы
  61. Совет 4. Уточните условия проведения обучения
  62. Чем занимается T&D / L&D-менеджер?
  63. Типология T&D-менеджеров
  64. Как стать менеджером по корпоративному обучению персонала?

Для чего нужна система обучения сотрудников

Обучение сотрудников напрямую связано с тем, насколько компания будет конкурентноспособной и какое место займет на рынке. Недостаточно принять на работу квалифицированных специалистов: рынок постоянно находится в развитии, внедряются новые технологии, появляются новые тенденции, которые требуют от сотрудников регулярного обновления знаний.

Более того, очень сложно найти персонал, изначально полностью советующий требованиям компании: зачастую даже в организациях, относящихся к одному сегменту, действуют различные стандарты и правила работы. К тому же, обучающие программы в вузах и ссузах изменяются очень медленно и не отвечают потребностям современного бизнеса. Решением этих проблем является внедрение программ корпоративного обучения.

Кого обучать?

В первую очередь необходимо обратить внимание на отношение сотрудника к самой идее обучения. Можно разделить персонал на 3 группы.

Перваягруппа (и очень полезная в данной ситуации) – те, кто и так постоянно старается совершенствоваться и развиваться, люди, которые с энтузиазмом воспринимают любые мероприятия такого рода. В плане мотивации с ними проблем нет, здесь, главное, правильно определить направление и эффективно использовать потенциал сотрудника. Но, увы, таких немного.

Вторая (наверное, самая многочисленная группа) – это, так называемая «золотая середина» – люди, которые готовы к обучению, если они четко будут понимать, что в итоге они получат. Четкая мотивация – это залог успеха с такими сотрудниками. Чем может быть мотивирован сотрудник? Конечно, вопросы мотивации персонала – это тема для не одной статьи, но давайте очертим несколько пунктов:

  • Поддержание на необходимом уровне и повышение профессионального уровня квалификации.
  • Получение профессиональных знаний, в том числе и вне сферы профессиональной деятельности.
  • Приобретение разносторонних знаний для своей профессиональной деятельности.
  • Повышение материального благосостояния.
  • Продвижение по карьерной лестнице.

Этого для начала будет вполне достаточно.

И третья (самая бесперспективная группа) – это те, кто негативно относится к любым переменам, спокойно сидит себе и делает свою работу (и, вполне возможно, что достаточно успешно). Чтобы заставить такого сотрудника сменить свой привычный ритм, необходимо очень постараться. Как говорится: «Еж – птица гордая, не пнешь – не полетит». Но и к ним можно найти подход, если того требует бизнес. Мотивация в таком случае может быть даже агрессивной, главное положительный результат. Также необходимо позаботиться о том, чтобы обретенные навыки и знания не пропали со временем. Все знают о том, что делается через силу – надолго в голове не задерживается. Все, что вынес сотрудник в результате обучения, должно быть немедленно применено на практике.

Чему обучать?

Сферы обучения персонала разнообразны и всегда направлены на развитие профессиональных навыков, умений и знаний сотрудников, которые, в свою очередь, должны быть ориентированы на цели соответствующих подразделений, определяющиеся бизнес-стратегией компании. И на этот вопрос должен в первую очередь ответить руководитель, так как ему нужно знать, какой результат он хочет достичь.

Кто будет обучать?

Учебный процесс можно организовать по-разному: задействовать опытных специалистов и менеджеров компании, нанять внешних преподавателей, тренеров, экспертов. В основном фирмы используют смешанные методы обучения персонала, а крупные организации формируют корпоративные учебные центры и внутренние университеты. Современная рыночная среда очень динамично меняется, поэтому компании могут добиться успеха только тогда, когда будут поднимать эффективность и качество своей работы на существенно новый уровень. Современный рынок предоставляет огромное количество программного обеспечения и услуг различных учебных центров для обучения персонала.

Анализ некоторого программного обеспечения управления персоналом для организации и автоматизации процесса обучения приведен ниже в таблицах.

Программное обеспечение для организации и автоматизации процесса обучения в компании «1С:Электронное обучение. Корпоративный университет»:

Возможности и преимущества Недостатки и проблемы
  • Учет персонала для целей обучения.
  • Охватывает все стадии процесса обучения.
  • Управление пользователями.
  • Всесторонняя автоматизация и управление процессами дистанционного и очного обучения, а также оценки и развития персонала.
  • Разработка учебных материалов.
  • Организация и проведение обучения, управление учебным процессом.
  • Контроль знаний и анализ результатов обучения.
  • Технически возможно единовременное участие свыше 5000 пользователей.
  • Возможность быстро и эффективно тестировать или другим способом проверять знания учащихся.
  • Открытый код.
  • В случае отсутствия компетенций, необходимо привлекать стороннюю организацию.

 

Таблица 1 – Анализ программного продукта «1С:Электронное обучение. Корпоративный университет»

Когда лучше использовать?

  • Для компаний, работающих с системами 1С.
  • Если необходимо вести учет всех операций, связанных с обучением.

Данный программный продукт для управления персоналом пользуется большим успехом, так как необходимость обучения сотрудников, повышение их квалификации, аттестация – это неотъемлемая часть успешного предприятия. Отличающей чертой данной программы есть: простота в использовании, функциональные возможности как для руководителя, так и для отдела кадров, возможность доработки и наполнения базы теми учебными и аттестационными материалами, которые непосредственно необходимы для сотрудников вашего предприятия.

Программное обеспечение для организации и автоматизации процесса обучения в компании «Oracle Learning Management»:

Возможности и преимущества Недостатки и проблемы
  • Позволяет объединить в едином информационном сообществе всех участников процесса обучения.
  • Полная поддержка как классического очного обучения в аудитории, так и дистанционного обучения с использованием электронных курсов.
  • Предоставляет обучающимся и администраторам учебных курсов возможность самостоятельной работы через web-интерфейс.
  • Предоставляет возможность персонализации обучения.
  • «Тяжелая» система документооборота.
  • Требует СУБД Oracle.

Таблица 2 – Анализ программного продукта «Oracle Learning Management»

Когда лучше использовать?

  • Когда тематика обучения является специализированной и специфичной для компании.
  • При необходимости систематичного проведения обучения.

Программное обеспечение для организации и автоматизации процесса обучения в компании: «LMSOnline»:

Возможности и преимущества Недостатки и проблемы
  • Организация дистанционного обучения.
  • Формирование единой информационно-образовательной среды организации.
  • Построение образовательных порталов организаций.
  • Отличается не самым дружественным, перегруженным интерфейсом.
  • Большая часть функционала на практике не будет применима в большинстве компаний.

Таблица 3 – Анализ программного продукта «LMSOnline»

Когда лучше использовать?

  • При наличии достаточного бюджета на обучение.
  • Когда необходимо периодическое обучение сотрудников как новых, так и работающих.
  • Когда тематика обучения в корне разная.
  • Когда тематика обучения является специализированной и специфичной для компании.

Приведенные продукты помимо своего полезного действия имеют также ряд отрицательных сторон, показанных в предыдущих таблицах, что делает их в некоторых случаях непригодными для использования, учитывая возможности, потребности, специфику предприятий.

Программное обеспечение для организации и автоматизации процесса обучения в компании «WebEx, MeetingPlace»:

Возможности и преимущества Недостатки и проблемы
  • Возможность проведения опросов и тестирования во время сеансов связи.
  • Технически возможно единовременное участие до 5000 пользователей.
  • Существует специализированное решение для обучения – WebEx Training Center, которое имеет возможность управления контентом, проведения тестов, отслеживания успеваемости.
  • Отсутствие интерфейса на русском языке.
  • Большая часть функционала на практике не будет применима в большинстве компаний.

Таблица 4 – Анализ программного продукта «WebEx, MeetingPlace»

Когда лучше использовать?

  • При наличии достаточного бюджета на обучение.
  • Когда тематика обучения является специализированной и специфичной для компании.
  • При наличии квалифицированного специалиста для работы с программой.

Программное обеспечение для организации и автоматизации процесса обучения в компании «Система WebTutor»:

Возможности и преимущества Hедостатки и проблемы
  • Возможность:
  • проходить электронное обучение и тестирование;
  • подавать заявки на обучение (как очное, так и электронное);
  • просматривать статистику обучения.
  • Руководители могут также просматривать данные об обучении своих сотрудников, назначать учебные курсы и получать отчеты.
  • Высокая стоимость.
  • Долгий процесс внедрения системы (от 3–6 месяцев).
  • Неудобный интерфейс.
  • Сложная система выгрузки отчетов.
  • Основной модуль не включает возможность проведения веб-конференций.

Таблица 5 – Анализ программного продукта «WebTutor»

Рекомендуется для использования:

  • Компаниями при проведении процедур оценки, обучения и тестирования своих сотрудников, для создания программ развития персонала, а также для автоматизации работы внутрикорпоративного учебного центра.
  • Различными обучающими организациями или учебными центрами, продающими свои услуги по обучению другим организациям и компаниям.
  • При наличии квалифицированного специалиста для работы с программой.

Выше приведенные программы неудобны в использовании и доставляют массу трудностей своим пользователям, что негативно сказывается на обучении персонала и на анализе полученных данных.

Современные успешные компании работают гибко, создавая новые системы взаимоотношений как с партнерами по бизнесу, так и со своим персоналом. Такие компании вырабатывают адекватные стратегии, учитывая происходящие изменения, выстраивают новые приоритеты в развитии организации, гибко и эффективно выбирают методы обучения персонала.

На открытом рынке профессионала найти очень непросто. Профессионалами не рождаются, а становятся. Системный подход к организации обучения персонала позволит в самой ближайшей перспективе получить команду профессионалов и вывести свой бизнес на новый уровень.

Современные тренды в обучении персонала

На сегодняшний день основные современные тренды и подходы в обучении персонала концентрируются вокруг нескольких аспектов:

  • Персонализация обучения под нужды конкретного сотрудника;
  • Социальное обучение через соцсети;
  • Увеличение цифрового контента и мобильного обучения
  • Использование геймификации в программах развития персонала.

Обучение персонала: тренды на ближайшие годы

Профессия менеджера по обучению и развитию персонала уже изменилась и продолжает меняться. Это связано прежде всего с тем, что мероприятия по обучению и развитию сейчас реализуются через цифровое окно компьютера или смартфона. Цифровая грамотность — главный тренд нашего времени, и специалист в T&D должен владеть ею на высоком уровне, чтобы перевести все программы по обучению и развитию из офлайна в онлайн и обучать людей в новой цифровой реальности.

Виды и подвиды

В зависимости от цели, которую ставит перед собой руководитель в отношении группы работников, выделяют три вида обучения:

  1. Подготовка сотрудников — этот вид связан с первичным освоением специализированных знаний, умений и навыков, важных для выполнения определенной работы.
  2. Переподготовка — требуется в тех случаях, когда работник меняет специализацию внутри организации.
  3. Повышение квалификации — касается тех, кто претендует на повышение.

Потребность в переподготовке и повышении квалификации может также возникнуть, когда меняются требования к профессии или должности.

Иногда выделяют еще адаптационное обучение. Его цель — комфортная адаптация новых работников, освоение ими своих трудовых функций.

Классификаций методов обучения персонала существует множество. Чаще всего выделяют активные и пассивные (по степени вовлеченности обучаемого в процесс), групповые и индивидуальные, длительные и краткосрочные, очные и заочные методы.

Еще одно основание для деления методов на две большие группы — возможность совмещать учебу с работой. Будет ли достигнута поставленная цель, если обучение пройдет без отрыва от производства?

Учеба вне рабочего процесса позволяет сотруднику абстрагироваться от текущих задач, выйти за рамки привычных алгоритмов действий. Широко используются формы лекций, семинаров, тренингов, деловых игр и пр. Обучение на рабочем месте более специфичное, оно отличается практической направленностью, напрямую связано с производственными функциями сотрудника. В этом случае применимы наставничество, делегирование полномочий, ротация, копирование, метод усложняющихся заданий и пр.

Неправильно подобранные методы могут свести на нет положительный эффект от проведенного обучения. И здесь надо отталкиваться от поставленных целей и задач.

«Важно правильно снять информацию с руководителя и оценить исходную ситуацию. Бывает так, что пришел запрос на навыковое обучение для сотрудников, а после анализа вводных мы понимаем, что надо прорабатывать бизнес-процессы. Такое тоже случается», — предостерегает руководитель корпоративного университета компании СКБ Контур Александра Лузина.

Вид 1. Подготовка персонала

Цель подготовки сотрудников — получение необходимых знаний и навыков для выполнения определенных задач.

Вид 2. Переподготовка персонала

Из названия это вида обучения становится понятно, что переподготовка – это получение знаний работниками в связи со сменой профессии, либо изменениями требований к ней.

Вид 3. Повышение квалификации

Этот вид предполагает получение работниками дополнительных знаний в связи с изменением квалификационных требований к той или иной должности, специальности и т.д.

Такое обучение поможет сотруднику без потерь адаптироваться к новым условиям и продолжать выполнять свои обязанности на должном уровне.

Порой повышение квалификации – это единственный способ сохранить за собой свое рабочее место.

Как подготовить сотрудников к обучению?

Если у вас идеальная команда, направить сотрудников на обучение не составит труда. Но чащу всего, увы, люди не настолько мотивированы и с недовольством соглашаются учиться, даже несмотря на то, что курсы проходят за счет компании. Советуем пройти эти несколько шагов, чтобы обучение не было в тягость и принесло интернет-магазину реальную пользу.

1. Соберите сотрудников, объясните им, для чего вы покупаете дистанционные курсы. Объяснение “ну, просто так надо”, “все так делают, и мы сделаем”, “потому что я сказал” не подходят. Четко обозначьте проблему, которую вы хотите решить с помощью онлайн-обучения, и расскажите сотрудникам, чему они научатся и как это повлияет на их работу. Если они сами в теме и могут предложить интересные программы — стоит прислушаться.

2. Сформируйте группу, которая будет проходить обучение. Подумайте, что вам в первую очередь нужно: обучить новых сотрудников, повысить квалификацию старожилов, обучить одного человека или просто улучшить психологический климат в коллективе. Исходя из цели соберите группу.

Совет: если группа набирается большая, включите в ее состав как успешных работников, так и аутсайдеров. Секрет прост: более слабые будут тянуться за лидерами, и даже если вначале не очень-то горели желанием проходить обучение, потом обязательно втянутся. Ну а если не втянутся — делайте выводы, нужны ли вам такие аморфные сотрудники вообще.

3. Узнайте, есть ли у сотрудников все необходимое, чтобы начать обучение. В офисе это сделать легко: просто пройдите по кабинетам и осмотрите рабочие места. Кроме компьютера и доступа к интернету, позаботьтесь о микрофоне и вебкамере: все это тоже может понадобиться. Удаленным сотрудникам перечислите деньги на покупку необходимых атрибутов обучения, если их не имеется.

4. Позаботьтесь о том, кто будет заменять ваших сотрудников на время обучения. Если в интернет-магазине есть стажеры — отлично, пусть пробуют себя “в полях”. Если нет — садитесь на телефон сами или привлекайте партнеров. Дольше недели обучение вряд ли будет длиться — справитесь.

5. Предупредите клиентов на сайте, что сотрудники проходят обучение и возможны трудности с обратной связью. Обязательно извинитесь при этом и отметьте, что впоследствии качество обслуживания заметно улучшится. Словом, переведите возможный негатив в позитив.

6. Составьте инструкции и дайте их каждому сотруднику. Например, как зарегистрироваться на сайте организаторов обучения, как ввести логин и пароль, как войти в программу, установить “Скайп” и так далее.

7. Сами пройдите обучение вместе с сотрудниками. Пусть вы многое уже знаете — все равно некоторые нюансы работы того же менеджера вам еще незнакомы. Совместная учеба сблизит вас с подчиненными и даст возможность контролировать их работу впоследствии со знанием дела.

Методы обучения персонала

В зависимости от целей и задач обучающий процесс может быть организован как с отрывом от производства или частичным отрывом от производства, так и без отрыва — на рабочем месте. Методы обучения персонала разнообразны, и их выбор зависит от предмета обучения, сроков и бюджета, например:

  • Самообучение, менторство, коучинг и наставничество;
  • Систематические лекции и курсы повышения квалификации;
  • Получение дополнительного высшего образования;
  • Конференции и семинары;
  • Практические тренинги и деловые игры.

Копирование

Здесь все предельно ясно. Новый работник наблюдает за действиями более опытного сотрудника, повторяет все его движения, как бы считывая их.

копирование

Чем точнее он их повторяет, тем быстрее разовьется у новичка нужный профнавык.

Семинары и конференции

Конференция позволяет участникам находить решение проблем в процессе активного коллективного обсуждения.

На семинарах закрепляется прослушанный лекционный материал, проверяется его усвоение. Обычно семинар проходит в виде активного обсуждения темы, которое позволяет рассмотреть ее со всех сторон, разобрать сложные вопросы с использованием практического опыта не только преподавателя, но и самих обучающихся.

обучающий семинар

В отличие от лекций, семинары проводятся сравнительно небольшими группами (10-15 чел.)

Деловые игры

Разыгрывается реальная профессиональная ситуация, при которой участники игры (обучающиеся) пытаются решить поставленную условием задачу.

Такая методика позволяет обучаться, играя.

Тренинги

В тренингах теоретический блок сведен к минимуму. Большая его часть — это ситуационные практические задания, в ходе которых участники отрабатывают необходимые профнавыки.

Этот метод основан на активных формах обучения с использованием ролевых игр и групповых дискуссий.

Самостоятельное обучение

Работники без чьей-либо помощи изучают необходимый материал.

Самостоятельное обучение имеет ряд преимуществ:

  • обучение в индивидуальном темпе;
  • в любом месте в удобное время;
  • экономия времени и средств.

Но есть и ряд негативных моментов при самообучении:

  • невозможность задать вопросы и обсудить сложные моменты во время изучения материала;
  • снижение мотивации;
  • отсутствие контроля.

В век высоких технологий и интернета самостоятельное обучение проходит весьма разнообразно с использованием видео, аудио, спецпрограмм.

Особо популярно самостоятельное обучение с помощью видео-уроков. «То, что я слышу, я забываю. То, что я вижу, я запоминаю» — резонно замечал Конфуций.

Видео-уроки позволяют обучающемуся наглядно представить ситуацию, в деталях и в движении.

Онлайн обучение персонала (eLearning)

Онлайн обучение — это популярный метод обучения, при котором создаются обучающие порталы с использований возможностей Интернета. Организация создает собственный учебный портал, куда загружается библиотека учебных материалов, книги, лекции, презентации, видео уроки, электронные курсы и т.п. Каждый сотрудник обладает индивидуальным логином и паролем, проходить обучение в любое удобное время и самостоятельно выстраивать график занятий.

Индивидуальное обучение

Если интернет-магазин маленький, сотрудников немного, нецелесообразно оплачивать групповое обучение. Ну если только самый общий курс — об основах работы интернет-магазина. Лучше подобрать каждому работнику свой формат: бухгалтеру — программы современного учета, менеджеру — техники продаж, дизайнеру — работу в графических программах. Единственный минус такого обучения: контролировать каждого вы не сможете, поэтому — только доверие и, конечно, дальнейшая оценка результатов работы.

Групповое обучение

  1. Видеокурсы. Как правило, это серия обучающих видеоуроков: сотрудники смотрят их онлайн, а затем общаются с организатором на предмет понимания, проходят практические занятия. Например, первый урок: виды целевой аудитории интернет-магазина. Второе занятие: способы обратной связи с клиентами. Третий урок: отработка возражений покупателей. Современные видеокурсы — это не нудные лекции, а яркие ролики в лучших традициях YouTube. Такая информация воспринимается легко и непринужденно.
  2. Интенсивы. Это концентрированные курсы, где участники получают огромное количество информации в короткие сроки. Интенсивы похожи на обычные курсы: включают в себя теорию и практику. Обычно они проводятся каждый день — например, в течение рабочей недели.
  3. Видеоконференции, вебинары. Как правило, посвящены одной теме или направлению. Например, разбор кейсов по увеличению продаж в интернет-магазинах, создание современного сайта, обучение конкретной технике продаж — например, холодных звонков. Вебинар обычно длится не более часу-двух, онлайн-конференция — может и дольше. Ведущий, или спикер, общается с участниками, которые могут сидеть за мониторами в разных концах света. Каждый может задавать вопросы устно или с помощью сообщений.
  4. Тренинги. Предполагают чисто практические занятия: меньше теории, больше “мяса”. Часто проводятся в форме игры, мастер-класса, совместной работы. Это отличный способ для тренировки определенных навыков и умений сотрудников. Например, отработка возражений клиентов, упражнения по концентрации внимания и памяти, обучение конкретным методикам продаж. Вот пример, симулятор холодных звонков: менеджеры по продажам прослушивают множество записей телефонных разговоров и учатся на примерах других, как надо и как не стоит делать. После такого тренинга на любой вопрос они будут отвечать автоматически и уверенно.

виды дистанционного обучения

Дистанционное обучение персонала

С развитием коммуникационных технологий все большую силу набирают формы дистанционного обучения — типа вебенары и занятия через Skype. Такой метод обучения используется как для проведения стандартных программ повышения квалификации и тренингов, так и для полных курсов высшего образования. Преподаватели и ученики могут общаться в онлайне режиме. При этом ученики получают мгновенный доступ к широкой библиотеке, включая базы данных со спецификой по отраслям.

Стажировка — Secondment

Направление сотрудника на работу в другое подразделение компании, находящееся в другом городе или даже стране на определенный срок для замещения сотрудника, для заполнения определенных сложных позиций внутри организации, также может рассматриваться и как форма обучения и развития персонала, и как форма ротации кадров. Такая ротация кадров в большинстве случае носит временный характер — на срок от нескольких месяцев до нескольких лет. При ротационном горизонтальном перемещении сотрудников внутри организации работник получает возможность приобретения нового профессионального опыта и дополнительных компетенций.

Делегирование и усложнение заданий

Руководитель передает часть функций и полномочий в рамках определенного проекта своим подчиненным. Иногда менеджер осуществляет поэтапное усложнение задач для сотрудника с учетом объема ответственности и сложности. Такой подход к обучению позволяет сотрудникам приобретать новые практические управленческие навыки, принимать решения в рамках определенных задач.

Наставничество (mentoring)

Система наставничества предполагает обучение между участниками коллектива, когда более опытный сотрудник (Mentor) закрепляется за менее опытным сотрудником и помогает ему усвоить определенные компетенции, приобрести новые знания и опыт как в профессиональной сфере, так и в вопросах личностного развития.

Коучинг (coaching)

Очень часто идет в связке с наставничеством, основное отличие состоит в том, что коуч помогает сотруднику развивать и использовать уже имеющийся потенциал, что позволяет работнику достичь максимальной производительности. Коуч может быть «внутренний», т.е. из самой организации (на пример: линейный менеджер, специально обученный специалист внутри организации), или профессиональный «внешний» коуч.

Buddying

Работа в паре двух успешных сотрудников при абсолютно равноправных взаимоотношениях, при которых пользу извлекают обе стороны за счет изучения опыта друг друга.

Shadowing

Менее опытный или новый сотрудник копирует действия более опытного специалиста. Очень часто эта форма обучения используется при найме молодых сотрудников, выпускников вузов для успешной адаптации в организации.

Рабочие и проектные группы

В рамках одного проекта или задачи внутри организации создается рабочая группа из сотрудников разных отделов. В процессе они обмениваются опытом и приобретают новые знания и умения.

Организация процесса обучения персонала

Непрерывность процесса обучения в организации является одним из наиболее важных факторов развития персонала. Считается, что успешная система обучения в той или иной мере должна охватывать всех сотрудников компании, поскольку именно квалификация персонала рассматривается как одно из условий достижения корпоративных целей и задач. В целом, выделяется несколько вариантов стратегии:

Изучить стратегию конкурентов, перенять опыт и обучать свой персонал по такому же принципу, аналогичным знаниям, навыкам и умениям;

Изучить передовые методы, прогнозировать тенденции развития рынка и двигаться, опираясь на стратегию компании, т.е. быть впереди конкурентов;

Принять во внимание специфику, опираясь на собственную стратегию и экономическую ситуацию, двигаться собственным курсом.

Схематично непрерывность процесса обучения можно представить следующим образом:

Шаг 1. Определение целей обучения

Первым шагом к созданию системы обучения является определение его целей и задач, например, изменение бизнес-процессов, обучение корпоративным нормам, адаптация или же повышение компетенций сотрудников.

Обязательно необходимо прописать регламент обучения. Это позволит систематизировать действия и процедуры, направленные на обучение и развитие персонала, установить взаимные права и обязанности компании и её сотрудников.

Строгих правил по составлению подобных документов нет — необходимо ориентироваться на индивидуальные потребности компании и принципы её корпоративной культуры. В зависимости от стиля компании учеба может проходить в директивном порядке, либо с учётом предложений сотрудников.

Шаг 2. Создание специальных Положений и Политики

В нашей компании для регламентирования процесса обучения были приняты такие документы, как «Положение о развитии и обучении персонала» и «Политика в области развития и обучения персонала».

В «Положение о развитии и обучении персонала» были включены цели, задачи и формы обучения, описаны процедуры планирования и организации внешнего и внутреннего обучения сотрудников, порядок взаимодействия структурных подразделений, а также закреплены ответственность, полномочия и обязанности работников. Кроме того, положением регламентируется бюджет, выделяемый на обучение, и оценка результатов обучения.

Принципы обучения, его правила, нормы и ограничения отражены в «Политике в области развития и обучения персонала». Документ включает положения о том, что обучение является обязательным для всех сотрудников компании, вне зависимости от филиала.

Также он регламентирует связи с политиками других сфер и стратегическими целями компании. Например, если стратегической целью компании является внедрение производственных стандартов, то политика  в области обучения и развития будет связана с политикой организации производства услуги, способствуя её эффективной реализации.

Шаг 3. Составление программы обучения

Составление программы обучения следует начать с определения целевых групп обучающихся.

В нашей компании учебные направления разделяются по принципу «школ»: «Школа директоров филиалов»; «Школа управляющих»; «Школа производственного персонала»; «Школа помощников директоров» — и так для каждой категории персонала.

Список предметов для каждого сотрудника определяется исходя из его профиля должности и на основе результатов ежегодной оценки персонала.

Шаг 4. Выбор формата обучения

Обучение в компании может быть очным, дистанционным, либо внешним. Очные занятия ведут, как правило, специалисты из других организаций либо старшие сотрудники компании. Дистанционный формат хорошо подходит для автоматизации корпоративного обучения в региональных офисах, так как он позволяет обучить неограниченное количество сотрудников, а также проводить тестирование и следить за успеваемостью в онлайн-режиме. Не стоит ограничивать персонал в направлениях обучения, лучше дать ему возможность, помимо обязательных курсов, выбирать любые интересные им предметы. Таким образом, сотрудники смогут не только углубить знания в своей специализации, но и получить представление о другом направлении бизнеса. Реклама

При создании СДО важно учитывать, чтобы у сотрудников, руководящих процессом обучения, была возможность отслеживать число и сроки прохождения назначенных курсов и формировать статистику. Мотивировать сотрудников совершенствоваться помогают элементы геймификации, например, корпоративные подарки в качестве поощрения за пройденные курсы.

С момента основания у нас в компании Корпоративного учебного центра в 2011 году, на базе системы дистанционного обучения (СДО) было создано 140 электронных курсов, направленных на развитие управленческих, профессиональных и корпоративных компетенций. Помимо СДО в компании существует электронная библиотека, в которой собраны российские и иностранные книги, статьи на тему маркетинга, управления, ведению переговоров и так далее, а также собственные разработки экспертов компании. Таким образом, сотрудники имеют возможность закрепить и дополнить свои знания.

Особое внимание следует уделить обучению высокопотенциальных сотрудников (HiPo). HiPo — это наиболее продуктивные сотрудники, носители уникальных компетенций, они постоянно стремятся достичь лучших результатов в своей работе, браться за новые и интересные задачи. Чтобы сохранить HiPo в команде, необходимо не давать им скучать и стоять на месте. Наиболее действенным в данном случае является создание индивидуального карьерного плана, включающего стажировки, участие в стратегически важных проектах и программах компании. В некоторых случаях будет целесообразно специально под высокопотенциального сотрудника запустить в компании бизнес-проект, в котором он сможет самореализоваться и получить необходимый опыт.

Шаг 5. Создаем или выбираем обучающие курсы

В компаниях, где есть собственные учебные центры, как правило, разрабатываются свои обучающие программы.

Такие программы в полной мере отвечают потребностям фирмы. Но только в том случае, если они сделаны профессионально. Иначе лучше подобрать курсы, предлагаемые специализированными разработчиками.

Шаг 6. Находим и подготавливаем обучающих тренеров

Обучение персонала проводят как штатные тренеры, так и приглашенные. Если в фирме имеются свои наставники, способные обучать, не забывайте проверять их уровень подготовки, регулярно отправляйте на повышение квалификации. Ведь они такие же сотрудники, и им также важна актуальность имеющихся знаний!

Достаточно распространен вариант обучения с приглашенными тренерами. Тщательно отбирайте таких специалистов: собирайте отзывы, запрашивайте документацию, подтверждающую уровень их профессионализма, проверяйте лицензии.

Шаг 7. Обучаем сотрудников предприятия

Проанализируйте и утвердите график обучения и его программу. Создайте условия для его прохождения.

Некоторые компании проводят курсы по выходным дням. Затем компенсируют эти дни, присоединяя их к очередному отпуску.

Обучая сотрудников, не устраняйтесь от контроля этого процесса. Зная, что вы держите «руку на пульсе», сотрудники будут более ответственны, да и тренеры не расслабятся.

Шаг 8. Оценка эффективности обучения

С точки зрения оценки эффективности наиболее простым способом является онлайн тестирование. Если речь идёт об очном обучении, часто используются анкеты обратной связи от участников тренинга, которые позволяют внести корректировки в план обучения и сделать его максимально полезным. Реклама

Другим способом является исследование изменения профиля компетенций с помощью ежегодного ассессмент-центра: оцениваются как компетенции изначально присущие кандидату при трудоустройстве, так и компетенции, которые сотрудник должен был приобрести в компании.

Не забывайте о культуре

Вы хотите, чтобы ваш новый сотрудник чувствовал себя частью вашей команды, вовлеченным не только в то, что вы делаете, но и в то, кем вы являетесь.

Структурируя процесс адаптации, подумайте о том, чего вы ждете от новых сотрудников, как о части корпоративной культуры:

  • Какие основные ценности они должны разделять?
  • Какие модели поведения и отношения вы хотите иметь в своей компании?

Ищите возможности для интеграции культурного соответствия в обучение сотрудников. Например, если общественные работы имеют решающее значение для вашей миссии, вы можете включить в процесс адаптации командный волонтерский проект или задание на благотворительной основе.

Будьте внимательны к вашему новому сотруднику, есть ли у него определенные командные нормы, о которых следует знать — ему может быть трудно понять эти вещи самостоятельно, когда новичок перегружен работой по изучению новых задач, людей и процессов.

Не торопитесь

Адаптация часто может казаться марафоном как для вас, так и для вашего нового сотрудника. Вместо того, чтобы пытаться втиснуть информацию за год в неделю, сделайте обучение постепенным, непрерывным процессом.

Разделите большие темы на более мелкие, более управляемые задачи для обучения новых сотрудников. Предоставьте им возможность проверить новые знания в благоприятной среде, где они могут задавать вопросы и получать быструю обратную связь.

Помните, что новые сотрудники усваивают много информации одновременно. Оставляйте им время между занятиями, чтобы они могли осмыслить то, чему учатся. И не расстраивайтесь, если вашему новому сотруднику нужно повторять инструкции более одного раза — на самом деле, вам следует активно поощрять своих сотрудников задавать уточняющие вопросы, чтобы убедиться, что они понимают, чему вы их учите.

Персонализируйте свой подход

Люди воспринимают и обрабатывают информацию различными способами. Вы можете быть визуальным учеником, которому нужно видеть письменные описания, диаграммы и изображения, чтобы понять новую тему, но у вашего нового сотрудника может быть совершенно другой стиль обучения.

Прежде чем начать обучение, спросите новичков, как они учатся лучше всего, чтобы вы не тратили время на неэффективные методы обучения.

Вот несколько вопросов, которые помогут вам:

  • Новички предпочитают наблюдать, слушать или делать?
  • Нужно ли им время, чтобы все записать или попробовать на практике?
  • Они лучше решают проблемы самостоятельно или в группе?

Обучайте новых сотрудников так, чтобы это наилучшим образом соответствовало их учебным предпочтениям. В идеале ваше обучение должно включать в себя элементы различных учебных стилей, чтобы вы могли легко адаптировать его для будущих новых сотрудников.

Используйте технологии в своих интересах

Воспользуйтесь преимуществами технологий, которые упрощают обучение персонала и настраивают вашего нового сотрудника на успех.

  • Настройте для новых сотрудников способы электронного и удаленного заполнения кадровых документов и форм до начала их работы, чтобы вы могли быстрее перейти к другим процессам адаптации
  • Создайте вводное видео про вашу компанию и команду, чтобы новые сотрудники могли ознакомиться самостоятельно, а не спрашивать коллегу
  • Используйте инструменты управления проектами, например, Trello, чтобы дать новому сотруднику больше контроля над своим собственным процессом адаптации и выполнением необходимых задач
  • Используйте обучающие приложения или платформы для дополнительного профессионального развития, например, «АнтиТренинги». Это поможет автоматизировать обучение новичков и сэкономит ваше время.

Будьте открыты для новых инструментов и найдите то, что поможет вашим сотрудникам быстро освоиться.

Получите поддержку от членов команды

Не обязательно, чтобы один человек отвечал за обучение новых сотрудников. На самом деле новичку полезно учиться у нескольких членов команды и знакомиться с ними во время их работы. Каждый из них будет делиться своим набором навыков и опыта.

Оцените сильные стороны и таланты вашей команды. Подбирайте для людей учебные и тренировочные задания так, чтобы они могли лучше себя проявлять, но сделайте каждую задачу узкой и измеримой, чтобы избежать перегрузки.

Устранение неполадок в режиме реального времени

Обратите внимание на то, как проходит каждый этап обучения. Не ждите окончания недели или месяца, чтобы приступить к устранению неполадок и ошибок в процессе адаптации.

По мере того как вы будете выполнять свой план обучения, ежедневно задавайте себе следующие вопросы:

  • Что работает хорошо?
  • Какие возникают сложности?
  • К чему нам нужно вернуться позже?

Чаще взаимодействуйте со своими новыми сотрудниками. Задавайте вопросы и отвечайте на них. Дайте понять, что вы не ожидаете, что они сразу все поймут. Будьте гибкими и двигаясь вперед. Если часть обучения не работает, выясните, в чем проблема, и попробуйте другой способ.

Давайте оперативную обратную связь

По мере того как ваш сотрудник начинает чувствовать себя более комфортно в компании и своей роли, поделитесь своим мнением о его работе. Дайте ему знать, где он отлично справляется, и предложите помощь в тех областях, где ему стоит улучшить свою работу.

Предложение конкретных рекомендаций на раннем этапе обучения также поможет определить ожидания в отношении будущей работы.

Работайте с сотрудником, чтобы установить конкретные цели на первые несколько месяцев. Чего можно достичь в течение первого месяца? Первый квартал? Первые шесть месяцев? Дайте ему право самостоятельно нести ответственность за эти цели, но при необходимости окажите поддержку.

Назначьте групповую работу

Страшно быть новым членом команды. Новичок хочет произвести хорошее первое впечатление и не допускать больших ошибок, пока он осваивает основы.

Ослабьте давление на нового сотрудника, поместив его в небольшую группу (не более 3-5 человек) для решения реальной задачи, стоящей перед вашей компанией.

Задайте открытые вопросы,  например: «На что нам выделить маркетинговый бюджет на третий квартал?» или «Когда мы откроем новый магазин, что нам понадобится для его запуска?»

В небольшой группе каждый член команды – будь то интроверт, экстраверт, опытный менеджер или новичок – имеет возможность поделиться своими идеями и опытом. Эта атмосфера способствует критическому мышлению, укрепляет дух товарищества и поощряет творчество.

Оставайтесь вовлеченным

Новому сотруднику потребуется время, чтобы почувствовать себя полноценным, неотъемлемым членом команды. В зависимости от человека и занимаемой должности эта переходная фаза может длиться недели или месяцы.

Убедитесь, что вы и другие члены команды готовы ответить на вопросы, помочь в решении проблем и предложить поддержку на этом пути.

Ваши сотрудники – самый ценный актив вашей компании. Обучайте новых сотрудников и уделяйте внимание их развитию с самого начала, и тогда вы получите эффективную и сплоченную команду в долгосрочной перспективе.

Профессиональная помощь в обучении персонала — обзор ТОП-3 компаний по предоставлению услуг

Если в вашей компании нет специалистов по обучению персонала, задачу стоит поручить профессиональным специализированным компаниям.

1) Триумф

триумф
Кадровый центр «Триумф» занимается кадровыми проектами с 1997. Агентство оказывает услуги высочайшего качества. Свидетельством служит клиентская база компании, где есть Газпром и РБК, Райффайзенбанк и Банк Открытие, Химинвест и Гедеон Рихтер, а также множество других известных фирм.

Основные направления деятельности:

  • подбор, адаптация персонала;
  • курсы повышения квалификации дистанционно;
  • разработка корпоративных стандартов;
  • разработка систем мотивации и стимулирования;
  • консультационная поддержка в решении конфликтных ситуаций;
  • оценка персонала.

Все специалисты кадрового центра имеют большой практический опыт и необходимый образовательный уровень, который они постоянно поддерживают в актуальном состоянии.

2) Гранит-Консалтинг

гранит-консалтинг
Компания более 7 лет оказывает юридические и консалтинговые услуги на всей территории России от Калининграда до Владивостока.

13822 юрлица стали уже постоянными клиентами «Гранит-Консалтинг».

Услуги компании:

  • сертификация;
  • СРО;
  • негосударственная экспертиза;
  • бухуслуги;
  • юридические услуги;
  • подготовка, профессиональная переподготовка и обучение персонала;
  • кадровые услуги.

Это лишь частичный перечень. Посетите сайт компании и ознакомьтесь с ним более подробно. Там же вы сможете найти полезные публикации, отзывы клиентов и много другой нужной информации.

3) MegaPeople

mega-people
«MegaPeople»- тренинговый центр, занимающийся обучением и развитием персонала, разрабатывает эффективные тренинги и курсы повышения квалификации. Посетите сайт компании.

Там вы найдете:

  • подробную информацию о компании и ее сотрудниках;
  • расписание открытых тренингов;
  • программы обучения по большому количеству направлений;
  • полезные публикации;
  • форму обратной связи.

На сайте компания предлагает своим посетителям бесплатно пройти пробный онлайн тренинг по продажам. Испытайте свои силы, но и составьте мнение об обучающих курсах.

Как не попасться на удочку мошенников

Дистанционных курсов в интернете сейчас — видимо-невидимо. Встречаются среди них и мошенники. Проверьте организаторов со всех сторон, чтобы деньги за обучение не пропали даром.

  1. Выбирайте не коучей-одиночек (если, конечно, это не Радислав Гандапас), а серьезные, проверенные временем компании. У них имеются необходимые сертификаты и лицензии на обучение и внушительный опыт работы. У диванных гуру — как правило, только хорошо подвешенный язык и огромные амбиции.
  2. Почитайте отзывы в интернете. Просто забейте название компании, имя коуча, контакты или банковские реквизиты в поисковик и наслаждайтесь. Если вас что-то насторожит — лучше не связываться и поискать более надежный вариант.
  3. Следите, чтобы условия обучения были максимально прозрачными. Хорошие тренеры сами расскажут, как будет проходить обучение, как и за что переводить оплату, распишут программы на каждый день, предоставят гарантии. Если на ваши вопросы не дают никакой конкретики, отделываются громкими фразами и лозунгами — бегите подальше.
  4. Проверьте, насколько долго компания или коуч работает на рынке. Если домен сайта или страница в соцсети зарегистрированы месяц назад, а его владелец поет сладкие песни о годах эффективной работы — понятно, что это мошенник.
  5. Обратите внимание на цену. Если она слишком занижена — ясно, что тут что-то не так. Бесплатный сыр бывает только в мышеловке: скидка размером 80-90% — явный развод. Ни один коуч не будет работать в убыток себе. В лучшем случае вашим сотрудникам предложат чудо-программу или скрипт, которая “будет делать все за них”, в худшем — просто кинут.

И самое главное — не останавливайтесь на единственном обучении! Проводите его регулярно: курсы по повышению квалификации раз в год, разовые вебинары и тренинги — каждый квартал. Так вы укрепите свою корпоративную культуру, будете держать сотрудников в тонусе ну и, конечно, заметно повысите их профессионализм. Помните: главное — системность!

Повышение эффективности офисных сотрудников

Тренд на создание максимально комфортных условий для сотрудников в офисе имеет свои побочные эффекты – иногда чрезмерная забота о коллективе со стороны руководителей приводит к тому, что работники расслабляются и становятся менее эффективными. Для борьбы с подобными явлениями используют ряд специализированных сервисов.

«Босс Контроль «

На входе в большую часть офисных помещений уже давно устанавливаются турникеты, с помощью которых можно собирать данные о посещаемости сотрудников – для прохода в офис нужно приложить пропуск. Проблема здесь в том, что настройка работающих локально систем контроля – не самое простое дело.

В свою очередь, «Босс Контроль» – это облачный сервис, который состоит из терминалов контроля доступа и сервиса обработки данных. Терминал вешается на стену, сотрудники с его помощью отмечаются на входе, а затем система формирует отчеты о посещаемости.  Если сотрудник без уважительной причины опаздывает, уходит с работы пораньше или часто ходит на перекуры – это сразу станет известно менеджменту.  В итоге сотрудники больше времени проводят на рабочем месте.

Pay Punch

Биометрическая система учета посещаемости сотрудников и отработанного ими времени. По аналогии с предыдущим инструментом, в офисе также устанавливается специальный прибор, к которому сотрудники прикладывают палец или руку. Таким образом осуществляется контроль отработанного времени, что особенно удобно в случае необходимости расчета заработной платы в почасовом режиме.

Информация о посещаемости сотрудников автоматически передается руководству и бухгалтерии. Поскольку система биометрическая, то обмануть ее, например, попросив коллегу в офисе приложить карточку отсутствующего в нем сотрудника, не получится.

CrocoTime

Однако сам факт нахождения в офисе и на рабочем месте еще не говорит о том, что сотрудник эффективно работает. Ничто не мешает ему «создавать видимость» бурной деятельности, на самом деле тратя время на не относящихся к работе сайтах или в развлекательных приложениях. Потери от такого непродуктивно времяпрепровождения могут быть весьма существенными – по разным оценкам, это наносит общий урон экономике страны в сотни миллиардов рублей в год.


Для того, чтобы узнать, какой процент рабочего времени сотрудник потратил на решение бизнес-задач, а сколько «прокрастинировал» на развлекательных ресурсах, помогает сервис CrocoTime. На основе собранных данных он высчитывает коэффициент продуктивности каждого сотрудника, а также предоставляет руководству отчеты о том, какие ресурсы отнимают у работников больше всего времени.

Disciplina.ru

Еще одна система повышения эффективности офисных сотрудников. Disciplina.ru не только собирает информацию об использующихся программах и приложениях, но и следит за соблюдение рабочего графика, а также фиксирует переработки.

Впоследствии создаются отчеты, позволяющие понять структуру рабочего дня каждого конкретного сотрудника – на какие задачи у них уходит больше всего времени, в какие периоды они работают больше или меньше. Эти данные помогают руководству оптимизировать рабочие процессы так, чтобы не перегружать работников, но и не позволять им чрезмерно расслабляться.

Как выбрать провайдера и программу обучения — 4 простых совета

Сделать выбор всегда сложно. Дельный совет в такой ситуации будет кстати.

Вам в помощь я подготовила несколько небольших советов, которые позволят правильно сориентироваться на рынке обучения персонала.

Совет 1. Уделяйте внимание визуальным средствам, сопровождающим процесс

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» — это крылатое выражение как нельзя лучше передает важность визуальных средств в обучении.

Научно доказано, что в мире порядка 60% всего населения — визуалы – люди, воспринимающие окружающий мир с помощью зрения.

Макеты, плакаты, слайды, презентации, фильмы – все это визуальные средства, применяемые для сопровождения обучающего процесса. Такие средства делают обучение наглядным и «живым».

Совет 2. Познакомьтесь с преподавателем и изучите отзывы о нем

К выбору преподавателя следует подходить со всей ответственностью. Именно от его мастерства, уровня подготовки, профессионального чутья, умения подать материал и донести его до слушателей, во многом зависит и результат обучения.

По словам педагога-новатора В.Ф.Шаталова преподаватель, кроме высоких профессиональных качеств и глубокого знания предмета обучения должен уметь запускать так называемый механизм «соленого огурца».

«Главное – создать рассол, тогда какой бы огурец не был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится!».

Умение создать такую обстановку, такой «рассол» в среде обучающихся наиважнейшее качество хорошего педагога-наставника.

Вы выбрали курсы профессиональной переподготовки или обучения? Перед принятием окончательного решения узнайте, кто будет вести его. Постарайтесь лично встретиться с ним еще до начала обучения. Помните первое впечатление — самое верное!

Совет 3. Определите актуальность программы

Ознакомьтесь с программой обучения. Посмотрите, насколько она сейчас актуальна и полезна именно для вас. Возможно, большинство тем вам уже хорошо знакомо, и вы просто-напросто заскучаете на этих занятиях.

Совет 4. Уточните условия проведения обучения

Условия обучения – это обстоятельства, при которых оно проходит.

Основные условия, на которые необходимо обратить внимание:

  • сроки;
  • время занятий (ежедневно, по определенным дням, вечернее, дневное, по выходным и т.п.);
  • стоимость курса;
  • форма (дневная, вечерняя, очная, дистанционная, индивидуальная, групповая и пр.);
  • какой документ выдается по окончанию обучения.

Полезные рекомендации по выбору обучающей компании узнайте из видеоролика.

Чем занимается T&D / L&D-менеджер?

Менеджер по обучению и развитию персонала сегодня — это не только преподаватель, который дает знания и обучает навыкам, и не просто специалист по подбору. Он прежде всего помогает сотрудникам найти свой персональный трек обучения и развития, а затем успешно по нему двигаться, развиваясь в выбранном направлении.
Сейчас можно встретить два названия этой специализации, принятых в разных компаниях — T&D и L&D-менеджер. Есть ли разница между ними?
«Когда мы говорим training, то подразумеваем инструменты для обучения. Learning — это больше про личность и ее развитие. Иными словами, learning — это процесс, в котором человек научается, получает новые навыки. А training — это один из нескольких способов, которые компания может предложить для развития сотрудника»

Типология T&D-менеджеров

Продолжая тему знаний, умений и навыков T&D-специалистов, я поделюсь типологией, которую разработала с моей командой обучения и развития персонала. В ней описываются 5 типов T&D-специалистов настоящего
и ближайшего будущего. Эта типология — живая и подвижная, и с помощью нее можно легко визуализировать развитие в профессии.
1«I-специалист»Этот сотрудник имеет базовое T&D-образование и владеет глубокой экспертизой в одном из направлений. Например, он может быть сертифицирован по системе DISC.
DISC — это поведенческая модель из 4 ступеней, с помощью которой специалисты исследуют поведение людей в определенных ситуациях. DISC позволяет выявить особенности поведенческого типа человека и определить, насколько он подходит для работы
над теми или иными задачами.
2«T-специалист»
Помимо базового T&D-образования и глубокой экспертизы в одной из сфер, имеет неглубокие знания и навыки в других направлениях обучения
и развития персонала. Например, у специалиста есть опыт проведения Центров оценки кандидатов на определенную позицию в качестве наблюдателя, или ролевой модели.
3«M-специалист»
Ко всему выше перечисленному уже обладает глубокой экспертизой
в нескольких T&D-областях. Например, он может быть сертифицированным асессором для проведения Центров оценки и развития персонала,
а также сертифицированным коучем.
4«W-специалист»
Кроме базового образования и глубокой экспертизы в нескольких направлениях имеет дополнительные навыки. Например, очень актуальные сейчас умения упаковки обучающего контента в цифровой формат
или навыки программирования.

Как стать менеджером по корпоративному обучению персонала?

Меня часто спрашивают коллеги, которые только начинают свой профессиональный путь: как попасть в команду T&D, что для этого необходимо? Я выделю три самых важных момента:
1получить профильное HR или T&D-образование;2уметь эффективно работать в состоянии неопределенности;3иметь выраженную на высоком уровне компетенцию growth mindset
— способность взрослого человека учиться и переучиваться в течение всей жизни.
Все зависит от желания и мотивации человека: в моей команде я вижу примеры, когда специалисты начинали с нуля и достигали больших успехов в этой профессии.
«Из софт скиллс для T&D-менеджера особенно важны: умение постоянно учиться (life long learning), гибкость, креативное, стратегическое и критическое мышление, навыки тайм-менеджмента и эффективной коммуникации».

Источники

  • https://www.klerk.ru/job/articles/462445/
  • https://efsol.ru/articles/staff-training-and-development.html
  • https://hrhelpline.ru/obucheniye-personala/
  • https://top-career.ru/blog/training_and_development_manager
  • https://kontur.ru/articles/4664
  • https://hiterbober.ru/businessmen/obuchenie-personala.html
  • https://www.insales.ru/blogs/university/kak-obuchat-sotrudnikov
  • https://antitreningi.ru/info/hr/10-samyh-effektivnyh-sposobov/
  • https://rb.ru/list/doveryaj-no-proveryaj/

tett
Зарплатто.ру - сайт о зарплатах и доходах, деньгах и финансах