Оформление справки о ДТП: сроки выдачи, особенности заполнения

Содержание
  1. Как получить страховые выплаты по Каско, ОСАГО
  2. Кто выдает документ о дорожно-транспортном происшествии?
  3. Что такое справка по форме 154 и зачем она нужна
  4. Кем и для чего выдавался документ?
  5. Какая информация была в справке по форме 154
  6. Особенности заполнения
  7. Образец заполнения справки по форме 154 для страховой
  8. Почему отменили справку и что вместо нее?
  9. Что изменилось с отменой справки по форме 154 о ДТП
  10. Какой документ от ГИБДД теперь нужен для выплаты по КАСКО
  11. Извещение о ДТП
  12. Приложение к документу подтверждающему ДТП
  13. Почему отныне необходимо всегда заполнять извещение о ДТП
  14. Какая документация нужна от инспектора ГАИ ГИБДД
  15. У водителя нет бланка извещения о ДТП
  16. Кто должен заполнить извещение?
  17. Как заполнять извещение об аварии
  18. Лицевая сторона документа
  19. Оборотная сторона
  20. Важные нюансы при заполнении извещения о ДТП
  21. Нужна ли печать
  22. Внесение изменений при ошибке
  23. Если не указаны повреждения
  24. Если при ДТП есть пострадавшие?
  25. Подводные камни
  26. Какой срок отводится на предоставление извещения в СК?
  27. Обязан ли виновник сдавать свой экземпляр извещения о ДТП в СК
  28. Отказ второго участника подписывать документ
  29. Что делать, если ГИБДД не определила виновных в аварии
  30. Если виновник аварии скрылся с места ДТП
  31. Какую бумагу выдаст ГИБДД, если виновник аварии скрылся
  32. Что, если инспектор не указал нужных данных в документах?
  33. Что делать дальше после получения
  34. Что делать если справка потерялась
  35. Когда возможен отказ в выдаче
  36. Срок действия и подачи в страховую
  37. Нелегальные способы получения справки
  38. Заключение

Как получить страховые выплаты по Каско, ОСАГО

Каждая страховая компания имеет право устанавливать собственные правила и условия, по которым можно получить деньги.

Но есть и общие условия, обязательные для всех:

  1. Заявлять на выплаты страхового возмещения могут только двое – владелец транспортного средства и страхователь. Например, если отец застраховал машину сына (собственника), то обратиться к страховщику могут оба. Но если по ОСАГО, за рулём была, к примеру, супруга собственника, то она будет считаться потерпевшей, но документами займутся отец или сын. Есть исключение, когда оформлена Генеральная доверенность на водителя или третье лицо уполномочено вести юридические дела человека. Но в этом случае нужно чтобы третье лицо имело юридическое образование, имело нотариально заверенную доверенность.
  2. В выплатах могут отказать, если машина не в том состоянии, как на проверке при заключении договора. Это будет означать, что страхователь не выполнил свои обязанности по договору. Когда технические или юридические изменения с транспортом происходят без ведома страховщика, договор становится недействительным.
  3. Не поможет никакая справка, если за рулём ТС во время аварии находился человек, не вписанный в полис ОСАГО.
  4. Если при подписании договора была предоставлена недостоверная информация.
  5. Если авария случилась во время обучения вождению, гонках, соревнованиях.
  6. Если экспертиза докажет, что повреждения были нанесены умышленно. По этому пункту вы должны помнить, что фотографии с места происшествия вам помогут доказать правоту.

Обычно все пункты, по которым не будут выплачиваться деньги, обязательно включены в договор.

Относительно Каско, помните, что пакет страховых услуг выбираете вы сами. Поэтому определите наиболее уязвимые для вашего автомобиля ситуации, которые в вашем городе, регионе случаются достаточно часто.

Помните, что страховые выплаты по ДТП в условиях ОСАГО не компенсируют материальные потери самого виновника.

Кто выдает документ о дорожно-транспортном происшествии?

На основании приказа МВД России от 01 апреля 2011 года прибывший на место аварии сотрудник ГИБДД обязан оформить и выдать справку о том, что авария действительно имела место. Такую бумагу часто сокращенного называют просто справкой номер 154.

Выдать оформленную справку о ДТП участникам аварии должны сразу же, на месте происшествия, если нет никаких факторов, затрудняющих этот процесс.

Если по некоторым причинам невозможно выдать документ немедленно (необходима эвакуация транспорта, наличие жертв, необходим вызов дополнительного эксперта и т.д.), его должны выдать в отделении ГАИ.

Что такое справка по форме 154 и зачем она нужна

Справкой 154 называют свидетельство о дорожно-транспортном происшествии. Она была утверждена приказом МВД в 2011 году, номером 154.

Следует разобраться в цели оформления справки о ДТП. Она заключалась в возмещении урона, нанесенного транспорту при попадании в аварию. Чтобы пострадавшему водителю отремонтировали авто по ОСАГО, страховой нужно было предъявить справку. Единственный случай, когда заполнение бланка не требовалось, являлось написание Европротокола. В этом случае участникам столкновения необходимо правильно заполнить извещение.

Юрист и адвокат по автомобильному праву. Специализируется на административном и гражданском праве, страховании.
В подавляющем количестве случаев гражданам, купившим КАСКО, не требовалось оформление справки № 154. Для уточнения тонкостей рекомендуется ознакомиться с порядком добровольного страхования страховой организации. Его разрабатывает страховщик самостоятельно.
Оформлением справки должны заниматься сотрудники полиции, которые уполномочены осуществлять разбор автомобильных аварий.

Бланк № 154 использовался в судебных разбирательствах со страховой либо инициатором аварии по вопросам возмещения нанесенного вреда автомобилю. В бланке из ГИБДД обозначалась информация о повреждениях, причиненных авто в результате происшествия. Сведения использовались пострадавшим для защиты своих интересов.

Справка прикладывалась к пакету документации для страховой:

  • заявление на возмещение ущерба от столкновения;
  • гражданский паспорт заявителя (оригинал и копия);
  • удостоверение водителя;
  • ИНН;
  • техпаспорт на транспорт;
  • бланк автогражданки;
  • чеки об оплате услуг эвакуаторщика;
  • свидетельство о проведении медицинского осмотра пострадавшего.

Кем и для чего выдавался документ?

Справка о ДТП №154 входила в пакет необходимых документов для получения страховых выплат вследствие аварии. Ее форма была утверждена приказом МВД России № 154 от 1 апреля 2011 года. Не выдавалась она только при совокупном выполнении сразу нескольких условий: наличие только механического ущерба, заключение договоров страхования участниками аварии в одной компании и отсутствие расхождений в мнениях по поводу виновника ДТП и нанесенных повреждений. После того как водитель получал справку на руки, она передавалась страховщику. В это время необходимо было, предварительно изучив договор страхования, подготовить требуемый от компании пакет документов, оригиналы и копии. В офисе на справке ставилась соответствующая отметка. Благоприятный исход предполагал назначение страховых выплат в течение 20 дней.

Какая информация была в справке по форме 154

В образце бланка присутствовала следующая информация:

  • причины автомобильного происшествия, его дата, время, место;
  • координатные точки ДТП, полученные с устройства навигации (ГЛОНАСС);
  • количество граждан, участвовавших в столкновении, их персональная информация;
  • сведения о количестве машин, попавших в аварию (их марка, госномера, год выпуска, информация о собственниках);
  • сведения о страховой, клиенты которой пострадали в ДТП, реквизиты полисов;
  • медицинские свидетельства о состоянии здоровья участников ДТП;
  • сведения о наличии либо отсутствии противоправного деяния;
  • подробный перечень повреждений, которые получил транспорт.
 Ранее использовался 2-сторонний бланк справки для страховой. Сведения в него вносились на месте аварии работником ГИБДД. Он должен был подписать официальную бумагу, указать свои ФИО, звание.

Если в результате ДТП пострадали люди, то на место столкновения вызывается скорая помощь. В этом случае в дополнение к справке формировалась еще одна бумага. Далее пострадавший мог получить от работников ГИБДД официальную бумагу с приложением. В ней указывалась такая информация:

  1. Персональные данные о пострадавших. Если определить личность пострадавшего не получалось, то в соответствующем блоке делалась отметка.
  2. Кто является пострадавшим: водитель, пассажир, пешеход.
  3. Обозначался факт вызова скорой помощи.
  4. Приводилась характеристика нанесенного вреда человеку (гибель, ухудшение состояния здоровья).

В приложение к заявке вносились сведения о 4-х пострадавших. Если их больше, то работники ГИБДД заполняли дополнительные листы приложения для страховой.

При отсутствии пострадавших граждан и серьезных повреждений транспорта справка оформлялась быстро. Она передавалась пострадавшим сразу после внесения необходимых данных. В соответствии с законом, справку обязан был выдавать работник ГИБДД на протяжении суток.

Срок годности справки о ДТП составлял 3 года. Если один из участников аварии получил телесные повреждения либо погиб, то бланк действует бессрочно. В этом случае судиться с виновником происшествия пострадавший может на протяжении жизни. При обращении в судебную инстанцию через 20-30 лет суд не откажет в приеме документов. При наличии доказательной базы исковое требование о возмещении урона будет удовлетворено.

В случае утраты справки водители могли взять дубликат в отделении ГИБДД. Он полностью соответствовал утраченному оригиналу.

Обратиться в ГИБДД можно на протяжении 3-х лет. Именно столько в архиве ГИБДД хранится документация. На протяжении 15 дней водитель должен был обратиться к страховщику для оформления документации на возмещение урона.

Особенности заполнения

Форма подлежала заполнению сотрудником, прибывшим на место аварии. Данные вписывались печатными буквами во избежание разночтений в типовой бланк со штампом ГИБДД. Достоверность вносимых сведений подтверждалась подписью сотрудника Госавтоинспекции и участников происшествия. В справке должна была содержаться следующая информация:

  • Условия, место и время произошедшей аварии, в том числе географические координаты по данным ГЛОНАСС;
  • Данные об участниках ДТП и их транспортных средствах (марки, номера ТС, сведения о владельцах);
  • Результаты медосмотра потерпевших вследствие ДТП;
  • Определение характера противоправного деяния — уголовное преступление, административное правонарушение;
  • Описание повреждений, зафиксированных на транспортных средствах. При этом скрытые дефекты могли быть обнаружены не сразу.

При наличии пострадавших заполнялось приложение к справке. В первую очередь, указывались общие сведения обо всех пострадавших. Если личность одного или нескольких из них не была установлена на месте, об этом делалась специальная пометка. Необходимо было указание категории лиц, у которых зафиксированы телесные повреждения (водитель, пешеход, пассажир). Обязательной была информация о том, была ли вызвана скорая помощь, и какова степень нанесенного вреда (в случае смерти отмечался и данный факт). Пример заполнения такой справки представлен на рисунке 1.

Рисунок 1 — Справка о дорожно-транспортном происшествии

Как видно на изображении, сначала отмечалась информация о самом дорожно-транспортном происшествии, далее вносились сведения о первом участнике аварии, его автомобиле и полученных повреждениях, а затем о втором участнике ДТП, его транспортном средстве и повреждениях. В конце необходимо было указать данные сотрудника, заполнившего документ, в том числе ФИО, должность, подразделение, телефон. Также сотрудник должен был поставить актуальную дату и свою подпись.

Образец заполнения справки по форме 154 для страховой

Стандартный образец бланка выглядит так.

Если в аварии участвовали более двух автомобилей, к основному листу прилагается дополнительный. Отдельно заполняется другая сторона документа, при наличии пострадавших.

Почему отменили справку и что вместо нее?

О своем желании избавиться от лишних хлопот по оформлению ДТП полицейское ведомство предупреждало еще два года назад, ссылаясь на то, что извещение о ДТП, которое водители заполняют самостоятельно, и так дает страховщикам сведения обо всех обстоятельствах аварии. При этом Госавтоинспекцию явно не заботила необходимость внести поправки в закон об ОСАГО: МВД ожидало, что Центробанк (а на него в России возложено регулирование страхового рынка) и Российский союз страховщиков решат эту проблему сами, разработав новые правила ОСАГО. Но при этом никто, включая рядовых сотрудников ГИБДД, не верил, что справки все-таки отменят. Так что 20 октября гром грянул почти для всех.

С этой даты в МВД действует новый внутренний регламент* работы инспекторов ГИБДД, и в нем появилось немало новшеств — например, теперь разрешается размещать камеры фотовидеофиксации в местах действия временных дорожных знаков, а инспекторы получили право останавливать водителей вне стационарных постов без объяснения оснований. Но отмена «справки по форме 154» (так ее называли, потому что образец утверждался приказом МВД России от 01.04.2011 №154) — самое резонансное новшество.

При этом ГИБДД формально не снимала с инспекторов обязанности собрать информацию об участниках ДТП и повреждениях автомобилей, и 18 октября в региональные подразделения Госавтоинспекции было направлено внутреннее разъяснение, в котором говорится, что после 20 октября инспекторы должны вместо оформления «справки по форме 154» вносить дополнительные сведения в протокол или постановление об административном правонарушении, либо в определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Этих документов по замыслу МВД будет достаточно для обращения в страховую компанию. Но на практике, как обычно, все работает по-другому.

Еще один пример того, что краткость — не всегда добродетель, особенно если дело касается заполнения документов о ДТП. Описывая обстоятельства происшествия инспектор «пояснил», что «транспортные средства получили механические повреждения правая задняя дверь с накладкой осаго EEEXXXXXXXXXX согласие, осаго бмв: ЕЕЕХХХХХХХХХХ Росгосстрах повр: пербампер. лев угол». Судя по всему, пострадавшему автомобилисту предстоят незабываемые минуты общения со страховой компанией

Наши вопросы о том, как водитель и инспектор должны теперь общаться при оформлении ДТП, в пресс-службе МВД оставили без ответа. Однако Российский союз страховщиков и службы аварийных комиссаров смогли немного прояснить ситуацию и помогли составить эту шпаргалку, хотя РСА и оговорился, что детали нового механизма оформления аварий до конца не ясны, поэтому не исключены задержки в рассмотрении страховых случаев.

Что изменилось с отменой справки по форме 154 о ДТП

Ранее справка по форме № 154 в Москве и прочих городах страны вручалась каждому гражданину, который участвовал в автомобильном происшествии. В бланке отображались сведения о каждом водителе, попавшем в аварию, и устанавливалась виновность инициатора ДТП.

Документация о столкновении, использующаяся сегодня (протокол, постановление), оформляется на инициатора ДТП. Вручается бланк только нарушителю. Остальные граждане, участвовавшие в автомобильном происшествии, должны самостоятельно обратиться в ГИБДД. Сотрудник предоставит заявителю копии необходимой документации для страховой.

В настоящее время при заполнении протоколов работники ГИБДД руководствуются новыми правилами. В блоке «Обстоятельства» либо в дополнении к официальному бланку обозначается информация, состоящая из нескольких подразделов:

  • ФИО и даты рождения каждого гражданина, участвовавшего в столкновении;
  • сведения о транспорте, попавшем в автомобильное происшествие;
  • реквизиты автогражданки, название страховых организаций;
  • сведения о нанесенном уроне автомобилям.

Представленный перечень информации не соответствует объему данных, который ранее присутствовал в справке № 154 для страховой. Подробное описание автомобильного происшествия используется в случае, если потребуется оформление документации для судебных разбирательств. В этом случае пострадавший участник должен настаивать на том, чтобы работник ГИБДД указал в бланке протокола сведения для страховой и суда.

Они выглядят следующим образом:

  • дата и время столкновения;
  • информация о каждом авто, участвовавшем в автомобильном происшествии (госномер, VIN-код, марка, модель);
  • сведения о хозяевах машин, попавших в аварию;
  • реквизиты страховых документов с наименованием страховой;
  • наличие (отсутствие) состава правонарушения со стороны каждого участника;
  • информация об отправке граждан, попавших в аварию, в медучреждение, для прохождения процедуры освидетельствования на наличие алкоголя в крови.

Какой документ от ГИБДД теперь нужен для выплаты по КАСКО

В соответствии с законами страны, КАСКО оформляется добровольно. Параметры страхования выбираются страхователем и впоследствии могут быть изменены в связи с преобразованиями в регламенте ГИБДД. При возникновении аварии пострадавшему участнику рекомендуется обратиться к работникам ГИБДД за копией документации об открытии административного дела в отношении инициатора ДТП.

Если в отношении инициатора столкновения не возбудили административное производство, то пострадавшему нужно получить свидетельство об отказе. Далее гражданин может обратиться в суд.

Если участники ДТП заполнили Европротокол, то дальнейшие действия пострадавшего для оформления возмещения по КАСКО аналогичны процедуре получения компенсации по ОСАГО. Пострадавшему нужно подготовить полный пакет документации для страховой и предоставить его вместе с извещением о ДТП.

Извещение о ДТП

Под извещением о ДТП подразумевается официальная бумага, которая составляется на месте аварийного инцидента. В ней описываются подробные сведения о фигурантах аварии, их ТС, о типе столкновения, нанесенных увечьях, а также в нее должны вписать стороны свое видение этой ДТП. Бланк включает самокопирующуюся лицевую часть и оборотную сторону.

Приложение к документу подтверждающему ДТП

Приложение к справке о факте дорожно-транспортного происшествия составляется в том случае, если есть пострадавшие люди. Приложение имеет также строгую форму и так же заполняется сотрудником ГИББД.

При оформлении приложения к справке о ДТП должна быть указана следующая информация:

  • сведения о пострадавших общего характера,
  • категория пострадавших (водитель, пешеход, пассажир),
  • сведения о вызове скорой помощи и степень повреждений (в том числе может быть указан факт смерти).

Если на месте невозможно установить личность потерпевших, об этом указывается в соответствующей графе.

В одном приложении есть возможность указать максимум четырех пострадавших лиц. Если в ходе аварии пострадало больше людей, автоинспектору следует вписать их в другой бланк приложения.

Почему отныне необходимо всегда заполнять извещение о ДТП

В связи с тем, что получение справки о ДТП для страховой не представляется возможным, аварийные комиссары и сотрудники РСА рекомендуют приступать к оформлению извещения самостоятельно. Заполнять бланк для страховой необходимо при каждом столкновении. При этом все блоки официальной бумаги должны быть заполнены.

При заполнении блоков официального бланка требуется проявить внимательность и осторожность. Сведения должны быть внесены после того, как участники ДТП пришли к обоюдному согласию по каждому пункту документа. Стороны должны прийти к согласию, так как извещение подписывается каждым гражданином, попавшим в аварию.

Если в автомобильном происшествии участвовало больше 2 машин, то потребуется формирование нескольких извещений для страховой. Их количество должно соответствовать числу столкновений автомобилей. На оборотной стороне бланка потребуется указать общее количество граждан, участвовавших в ДТП.

Специалисты советуют внести в извещение для страховой как можно больше информации об автомобильном происшествии:

  • момент столкновения рекомендуется зафиксировать на фото- и видеоносителях;
  • указать информацию обо всех водителях и их транспорте.

При отсутствии навыков рекомендуется воспользоваться услугами аварийного комиссара.

Какая документация нужна от инспектора ГАИ ГИБДД

В новых правилах указано, что заменяет справку о ДТП теперь ксерокопия протокола от работника ГАИ ГИБДД и распоряжение об админ. правонарушении или отказа в открытии админ. производства. В этих процессуальных бумагах должна содержаться та же информация, которая вписывалась и в справку об аварии. Протокол и распоряжение должны отражать не только сам факт нарушения правил на дороге и наименование административного взыскания, но и:

  1. Фамилию, имя, отчество, дату рождения и фактический адрес проживания всех лиц, задействованных в инциденте.
  2. День, месяц, год и точное время аварии.
  3. Информацию о столкнувшихся автомобилях.
  4. Серию, номер действующих полисов страхования ОСАГО всех фигурантов аварии и название страховых учреждений.
  5. Направление автовладельцев на прохождение медицинской экспертизы на определение наркотиков и алкоголя в крови.
  6. Описание визуальных увечий, которые получили машины во время столкновения.

У водителя нет бланка извещения о ДТП

В процессе оформления аварийного происшествия на дороге не важно, кто из участников предоставит бланк извещения для заполнения. Если ни у одной из сторон его нет, то можно попытаться позаимствовать его у других автовладельцев, следующих мимо.

Кто должен заполнить извещение?

Никакой разумный человек не захочет добровольно принять участие в ДТП. Но, несмотря на это, желательно чтобы в машине всегда хранился чистый формуляр извещения и пишущая ручка.

Справка! В статье 11 пункте 7 ФЗ «Об Осаго» указано, что автовладельцы, ставшие прямыми участниками ДТП, обязаны внести информацию во все пункты формуляра извещения и передать сведения о случившемся страховым учреждениям, с которыми у них заключены договора. Сделать это нужно, даже если привлекались работники ГАИ ГИБДД.

Но есть и исключение из этого положения. Например, если виновник согласен выплатить потерпевшему денежную компенсацию, а она тоже не против этого. Если инцидент на дороге оформляется по европротоколу, то извещение – это единственная бумага, доказывающая, что ДТП действительно было и кому-то причинен материальный убыток.

Как заполнять извещение об аварии

Каждый автовладелец должен быть в курсе, как правильно оформить извещение об аварии, так как эта бумага должна быть обязательно оформлена, если произошло столкновение на дороге.

Запомните следующие правила:

  1. Бумага должна быть не порванной, не помятой и без пятен.
  2. Писать на формуляре следует только шариковой ручкой и только синего цвета, а не гелиевой или вообще карандашом/фломастером.
  3. Весь текст должен быть написан печатными буквами.
  4. Если остались незаполненные графы, то возле них должен стоять просто прочерк.

Лицевая сторона документа

Лицевая сторона извещения об аварии включает 17 пунктов. С первого по восьмой и семнадцатый может заполнить один из участников инцидента на дороге, а во все другие графы каждый автовладелец должен вписать данные самостоятельно:

  1. Геолокация ДТП.
  2. День, месяц, год и примерное время ДТП.
  3. Общее число автомобилей, получивших увечья.
  4. Число потерпевших и погибших людей (при наличии).
  5. Данные об итоге освидетельствования на наличие в крови алкоголя и наркотиков (эта графа заполняется только в случае привлечения работников ГАИ ГИБДД).
  6. Полученный ущерб другими ТС или имуществом третьих лиц.
  7. Данные об очевидцах инцидента на дороге (ФИО, адрес фактического проживания, мобильный номер для связи). Если их нет, то это тоже нужно указать.
  8. Номер нагрудного знака работника ГАИ ГИБДД, если аварию оформлял инспектор.
  9. Сведения о ТС участниках аварии.
  10. ФИО и фактический адрес проживания владельца автомобиля.
  11. ФИО, фактический адрес проживания, мобильный телефон, номер и категория водительских прав человека, сидевшего за рулем ТС в момент свершения ДТП. Если он не является собственником транспорта, то еще дополнительно нужно указать название бумаги, на основании которой он вел авто.
  12. Информацию о страховых учреждениях (название фирмы, номер полиса страхования и период окончания его действия).
  13. Место на автомобиле, куда был произведен первый механический удар (указывается стрелочкой на картинке).
  14. Характер и список визуально обнаруженных увечий.
  15. Замечания сторон инцидента на дороге.
  16. Обстоятельства ДТП. Здесь каждый участник должен описать, что он сделал перед столкновением. Внизу нужно обязательно вписать количество пунктов (предпринятых действий).
  17. Схема аварии (графическое изображение).
  18. Подписи автовладельцев. Ставятся они на двух экземплярах такого документа.

Как только извещение заполнено и подписано, его листы разделяются. После этого внести изменения в документ уже невозможно. Так как оригинальный и самокопирующийся экземпляр полностью равнозначны, то кому какая часть достанется, не имеет значения.

Оборотная сторона

На оборотной стороне извещения каждый автовладелец должен заполнить графы самостоятельно.

Всего их семь:

  1. Машина: галочкой помечается ТС, автовладелец которого заполняет бланк с обратной стороны.
  2. Обстоятельства аварийного происшествия на дороге: кратко описывается инцидент на дороге с указанием наименования улиц, положения ТС на дороге и т.д.
  3. Указывается, собственник ли сидел за рулем в момент ДТП или нет.
  4. Сведения о других машинах, которые участвовали в аварии (если это больше двух ТС).
  5. Нанесенный имущественный ущерб другим владельцам авто (указываются их личные данные).
  6. Галочкой отметить, передвигается ли машина самостоятельно. Если нет, то нужно вписать ее текущее месторасположение.
  7. Примечания: дополнительная информация, которая относится к аварии. К примеру, фотография или видеозапись.

Если на обратной стороне бланка извещения не хватило места для отражения всех нюансов происшествия, то нужно в графе «С приложением» поставить галочку на «Да» и делать дальше записи на чистом новом листке А4 формата. Но не забудьте на нем указать, к какой графе относится текст и кто именно его написал.

Важные нюансы при заполнении извещения о ДТП

Обстоятельства аварийной ситуации на дороге могут быть совершенно разными, собственно, как и итог. Но не зависимо о того, каков был характер ДТП, и чем все закончилось, извещение должно быть заполнено всегда. При этом важно быть в курсе, как действовать в затруднительных ситуациях.

Нужна ли печать

Обе формы справки о ДТП требуют наличие двух официальных печатей – круглой печати и углового штампа. Они считаются обязательным реквизитом, потому что подтверждают достоверность заполненной информации. А заверяет ее уполномоченный инспектор ГИБДД.

Страховая компания может отказаться от принятия документов, аргументируя это отсутствием подлинности фактов. Без этого не будет проводиться выплата как по ОСАГО, так и по КАСКО.

Такие меры предусмотрены для того, чтобы предотвращать появления случаев мошенничества и подделки документации.

Любая страховая компания скептически и с особой внимательностью относится ко всем предоставленным документам, а также фактам, которые они свидетельствуют.

Поэтому они с особой внимательностью будут их проверять. При оформлении ДТП обратите внимание, чтобы все печати были на месте, иначе страховая компания не примет предоставленный документ, мотивируя свои действия отсутствием подлинности справки.

Внесение изменений при ошибке

Оформляется и выдается справка непосредственно после наступления ДТП и на том же месте.

Если же по каким-либо обстоятельствам были допущены ошибки в оформлении данного документа или же не заполнены важные аспекты, которые пригодятся для дальнейшего расследования дела и обращения в страховую компанию, то предусматривается возможность внесения изменений, если инспектор ГИБДД не внес все повреждения в справку или на месте преступления не обнаружили виновника, а сделали это позже.

Если не указаны повреждения

В большинстве случаев справка о ДТП предназначается для того, чтобы предоставить ее в страховую компанию.

Главный фактор для определения размера компенсационной выплаты – это масштабы повреждений, при этом, каждое увечье транспортному средству фиксируется в обязательном порядке, потому что далее будет невозможно доказать страховщику тот факт, что они возникли во время ДТП.

СК очень скептически и бдительно относятся к таким деталям, потому что существует множество случаев мошенничества со стороны их клиентов.

Заполняет документ исключительно инспектор ГИБДД, поэтому он должен сразу же на месте происшествия со своими коллегами осмотреть тщательно транспортные средства и описать весь ущерб.

Если все действия происходят ночью, нужно освободить трафик на автостраде, то времени для дневного осмотра места происшествия не будет.

Бывает так, что при подобных обстоятельствах правоохранитель допускают ошибки при оформлении, или же упускают из внимания некоторые важные детали.

Если же факт ошибки был обнаружен, то следует обратиться в органы ГИБДД с заявлением, чтобы сообщить о нарушениях.

Как правило, разрешают вносить изменения, но при этом предусматривается повторный осмотр транспортного средства с целью обнаружения причин появления данных повреждений.

Если при ДТП есть пострадавшие?

Если в дорожно-транспортном происшествии были людские жертвы или травмы у участников аварии, то кроме формы 154 сотрудником полиции выдается специальное приложение.

В данном приложении указываются данные о пострадавших, а именно:

  1. Фамилии и имена отчества всех пострадавших в ходе ДТП, если личность неизвестна, то в графе делаются необходимые записи;
  2. Указывается категория, к которой принадлежал пострадавший (шофер, пассажир или пешеход);
  3. Данные о вызове неотложной помощи, а так же описывается характер полученных травм.

Обычная форма дополнения к справке 154 вмещает сведения только о пострадавших в количестве 4-х человек, если таковых было больше, то заполняется еще одно приложение.

Важно! Водитель после заполнения инспектором ДПС формы 154 обязан проверить ее на соответствие с действительностью. Наиболее важным разделом является «Повреждения» если будут указаны неверные сведения, то размер страховой компенсации может сократиться. Лучше всего сфотографировать оригинал документа, на случай его потери.

Аварийные происшествия часто случаются вдали от населенных пунктов, в таком случае при наличии связи необходимо вызвать сотрудников полиции, указав свои координаты. Если связь отсутствует, то следует направиться в сторону ближайшего поста ДПС, предварительно сфотографировав место происшествия со всех ракурсов.

Подводные камни

После введения в обиход новой формы 154 в ней появился пункт под названием «Возможные скрытые повреждения», они указывают на раннюю аварийность вашего авто. По уверениям страховых компаний, он никаким образом не влияет на размер страховой выплаты. Однако на практике было замечено, что связь все же есть.

Имеются проблемы и с уточнением точных координат, старый образец справки не требовал такой точности, а установка ГЛОНАСС удовольствие дорогостоящее.

Главной проблемой нового формата справки 154 первое время было отсутствие мокрой печати. В МВД, таким образом, хотели упростить жизнь автовладельцам, избавив их от простаивания в очередях. Но вышло так, что страховые компании отказывались принимать не скрепленные печатью документы, но эта проблема сейчас практически не возникает.

Какой срок отводится на предоставление извещения в СК?

Работники ГАИ ГИБДД никакого отношения к бланку извещения об аварии не имеют и отметок и печатей своих на нем не ставят. Касается он только участников, то есть автовладельцев и оформлением должны полностью заниматься они. Когда заполнение бумаг завершено, один экземпляр себе забирает одна сторона, а второй – другая. Текст бланков должен быть одинаковым. Затем не позднее, чем через 5 рабочих дней, все стороны должны передать бумагу в страховое учреждение, в котором приобретался полис страхования ОСАГО.

Обязан ли виновник сдавать свой экземпляр извещения о ДТП в СК

Автовладелец, чьи действия стали причиной аварийной ситуации на дороге, обязан в течение 5 суток с момента ДТП направить свой экземпляр извещения об аварии страховому учреждению, где ранее приобретал полис ОСАГО, в том случае, если оформлен инцидент был по европротоколу. При невыполнении этого обязательства, страховщик вправе потребовать с него сумму, которую выплатил пострадавшей стороне на устранение ущерба. Оговорен этот момент подробно в статье 14 ФЗ «Об Осаго». Кроме этого, на протяжении 15 дней он не должен сдавать свое ТС на ремонт или утилизировать его. За это время его машину должны изучить сотрудники страхового учреждения.

Отказ второго участника подписывать документ

Если второй участник аварийного инцидента на дороге по какой-то причине не хочет заполнять извещение об аварии или даже расписываться на нем, то тогда без привлечения работника ГАИ ГИБДД не обойтись, даже если машины практически не пострадали. Личные данные второй стороны ДТП можно вписать и собственноручно, но обязательно нужно указать в 15 пункте «Замечания», что сам человек отказался оформлять документ. Если есть очевидцы происшествия, то их ФИО и номера телефонов тоже нужно вписать в извещение.

Что делать, если ГИБДД не определила виновных в аварии

В соответствии с законами страны, в некоторых аварийных ситуациях виновник не может быть определен. Транспорт попадает в ДТП из-за того, что один из участников движения нарушил правила езды. Но не за каждый проступок на дороге предусмотрена административная ответственность.

К примеру, согласно п. 10.1 ПДД, если водитель авто попал в ДТП без превышения скоростного режима из-за потери управления. В этом случае нарушитель не может привлекаться к ответственности административного характера. Страхователи не выявляют возникновения страхового случая, из-за чего отремонтировать пострадавший транспорт по ОСАГО не получится.

То есть, если на инициатора столкновения работники ГИБДД не оформят административный протокол (постановление), то страховая откажет в возмещении ущерба пострадавшему гражданину. В этом случае для получения компенсации водитель, автомобиль которого пострадал от действий другого участника движения, может обратиться в суд. Исковое требование необходимо подкрепить документацией о ДТП.

Если участники аварии оформили Европротокол без вызова ГАИ, то для восстановительных работ по ОСАГО открытие административного дела в отношении инициатора не потребуется. Участникам дорожного происшествия необходимо правильно оформить Европротокол для страховой и подписать его. Поэтому, перед внесением данных, следует договориться обо всех нюансах ДТП.

Выплаты по ОСАГО производятся на основании извещения об аварии, административного протокола или административного постановления.

Если участники ДТП направили в страховую пакет документации, по которому нельзя определить инициатора, то компенсация рассчитывается в долевом отношении.

Сотрудники страховой определяют соотношение суммы урона в денежном выражении к количеству граждан, участвовавших в аварии.

Если виновник аварии скрылся с места ДТП

Если виновник аварийной ситуации на дороге пытается уехать с места инцидента, не дождавшись правоохранительных органов или не попытавшись решить ситуацию мирным путем, то есть явно хочет избежать ответственности, то обязательно нужно вызвать службу ГАИ ГИБДД, постараться запомнить его приметы и рассказать как можно подробней о случившемся. В подобной ситуации оформление аварийного происшествия будет произведено, но потерпевшая сторона получит только ксерокопию определения о возбуждении дела об административном правонарушении. Получит она в этом случае страховую компенсацию от страховой или нет, зависит от итога расследования. Если правоохранительные органы отыщут виновника, то пострадавший сможет получить компенсационную выплату по ОСАГО или взыскать нужную сумма на ремонт ТС через судебный орган. Если его так и не найдут, то потратиться на восстановление ТС придется самому.

Какую бумагу выдаст ГИБДД, если виновник аварии скрылся

Порядок действий в этом случае не меняется. Вместо утратившей актуальность справки о ДТП для страховой, пострадавшему водителю будет вручено постановление о совершении административного проступка. В нем будет обозначено то, что инициатор столкновения скрылся. Работники ГИБДД начнут расследование. Если виновный гражданин будет найден, то, при наличии у него страхового полиса, пострадавший гражданин сможет восстановить машину.

Если по итогам расследования виновник аварии не будет найден, то компенсацию урона для авто по ОСАГО оформить не получится. Машину придется восстанавливать самостоятельно.

Что, если инспектор не указал нужных данных в документах?

Допустим, инспектор, будучи в курсе нововведений, справку о ДТП по старой форме выдавать отказался, но при этом описание происшествия ни в какие другие документы не внес — то ли намеренно, то ли по рассеянности. Сами водители тоже ничего не заполняли. Что дальше? Это, возможно, самый неприятный случай. При наиболее благоприятном исходе страховщик попросит дооформить извещение вместе с другими участниками ДТП, ну а если сделать это невозможно и нет шансов получить от полиции документ, в котором содержалось бы указание на виновника аварии и на ее последствия, то дело пахнет отказом в выплате и необходимостью добиваться возмещения через суд.

* Официально он называется «Административный регламент исполнения МВД РФ государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства РФ в области обеспечения безопасности дорожного движения»

Что делать дальше после получения

Повторим, что в большинстве случаев справка от ГИБДД после наступления ДТП предназначается для доказательства факта происшествия страховой компании.

Поэтому после получения данного документа у сторон ДТП есть трехдневный срок для обращения к страховщику.

Кроме справки следует иметь в пакете документации такое:

  1. Паспорт гражданина РФ и ксерокопии его заполненных страниц.
  2. Код налогоплательщика.
  3. Водительские права.
  4. Технический паспорт на автотранспорт.
  5. Непосредственно саму справку о ДТП от правоохранителей.
  6. Полис ОСАГО.
  7. Заключение медицинского осмотра потерпевшего.
  8. Квитанции об услугах эвакуатора.

При этом следует обратиться в правоохранительные органы для расследования дела, чтобы наказать административных или уголовных правонарушителей – все зависит от последствий наступившей аварии.

Что делать если справка потерялась

После подачи документов по ОСАГО или страховке КАСКО в страховую компанию или любую другую службу, участники происшествия должны знать, где получить копию справки о ДТП. Эта информация будет полезна, так как нередко возникают случаи утери или порчи подобных документов.

Копия справки предоставляется в том же отделении ГИБДД, где была выдана ранее. Получателю нужно предъявить паспорт, чем он удостоверит свою личность участника происшествия и право на ее повторное получение.

Таким образом, справка о ДТП форма 154-1 является официальным подтверждением причинения ущерба автомобилю в результате ДТП и может служить основанием для получения страховой компенсации. Любые неточности этого документа могут поставить под сомнение правомерность требований пострадавшего лица в отношении выполнения страховой своих обязательств. Именно поэтому проверять правильность содержания этой бумаги нужно еще до подписания.

Бывают случаи, когда по каким-либо причинам справка была потеряна или испорчена. Отчаиваться в таких ситуациях не стоит, потому что предусматривается повторная выдача бланка.

Иногда даже достаточно сделать ксерокопию образца у инспектора ГИБДД, потому что при происшествии заполняются несколько экземпляров.

Для того, чтобы получить копию справки, нужно подтвердить свою личность предоставлением паспорта.

Но приказ МВД РФ с 2009 года разрешает рассматривать запрос автомобилистов для получения копии справки о дорожно-транспортном происшествии.

Когда возможен отказ в выдаче

Изначально отметим, что участники происшествия (виновник и пострадавший) должны получить справку об аварии для того, чтобы иметь возможность немедленно обратиться к страховщику за получением компенсации.

Если же сотрудники ГАИ отказывают в выдаче, то причина должна быть правомерной и объясненной.

Если инспектор ее не обосновывает, то уже есть повод обратиться в правоохранительные органы с жалобой на его работу. Объяснительная должна подаваться обязательно в письменном виде.

Приказ МВД РФ №185 регламентирует то положение, согласно которому справки о ДТП выдаются сразу же на месте ДТП.

Если выдача оттягивается или переносится в отделение ГИБДД, то такие действия не являются правомерными со стороны сотрудников ГАИ.

Не всегда справка об аварии при участии автомобильного транспорта является востребованной. Нужна ли справка о ДТП при европротоколе?

Нет, потому что оформление данного документа при мелкой аварии осуществляется без присутствия инспектора ГИБДД, а справку заполнять может исключительно правоохранитель.

Если инспектор ГИБДД без законной обоснованности отказывает вам в выдаче справки о происшествии, то его действия можно обжаловать в прокуратуре, в результате чего могут проводиться по отношению к нему дисциплинарные санкции.

Например, незаконным будет отказы от выдачи, когда причиной является отсутствие бланков документа, или же правоохранитель утверждает, что для дела требуется другая форма, а ее временно нет на руках, а использовать другой аналог категорически запрещено.

Если же сотрудник ГАИ поступает так в вашем случает, то рекомендовано сразу же обратиться в его отделение (откуда и выехал наряд на место дорожно-транспортного происшествия), для того, чтобы обжаловать действия.

Таким образом, понятно, что отказывать в выдаче данного документа сторонам происшествия у правоохранителей нет права, на каждом месте происшествия, если не оформляется европротокол, они выдают справку.

Для получения денежной компенсации после наступления страхового случая участники происшествия предоставляют пакет официальных документов, которые с юридической силой подтверждают факт происшествия.

Одним из таких важных компонентов является и справка о ДТП от ГИБДД. Все страховые компании без исключения не предоставляют материальную компенсацию по страховым случаям, если нет такого документа. Особенно это касается случаев при получении выплат по ОСАГО.

Существует ряд ситуаций, когда можно не предоставлять справку: если ущерб был нанесен лишь комплектующим транспортного средства, если между участниками ДТП нет претензию друг к другу, если виновник признал свою вину и берет на себя право предоставлять материальную компенсацию потерпевшим из собственных денежных средств.

Но все же в большинстве случаев справка предназначена для получения страховой премии по полису ОСАГО от виновного лица.

Стороны происшествия должны бдительно относиться к оформлению документации, чтобы страховщик мог объективно оценить ситуацию и предоставить денежные средства для решения ситуации.

Страховые компании находят к чему придраться, поэтому следует бдительно относиться к заполнению всей документации, включая справку ГИБДД.

Помните, что отказы в выдаче данного документа практически исключены, потому что их обязательной наличие предусматривает законодательство РФ.

Срок действия и подачи в страховую

Существует негласный регламент сроков подачи документации о дорожно-транспортном происшествии в страховую компанию.

В интересах самих пострадавших сообщить страховщика в то же день, когда наступил страховой случай. Но исключением считаются ситуации, когда пострадавших с увечьями увозят каретой скорой помощи.

Статистика показывает, что сроки подачи справки о ДТП в СК составляют 2-7 дней, хотя стороны получают ее сразу же после оформления ДТП.

Отметим, что сам документ не имеет ограничений в сроке действия. Это значит, что справка выдается бессрочно.

Документ содержит все ключевые и нужные для расследования факты об аварии. Бывают исключения, когда в справку вносятся не все повреждения, которые получил автотранспорт.

Поэтому страховой агент будет возмещать зафиксированный ущерб, а не то, что есть по факту. Ведь принимаются ко вниманию лишь юридически обоснованные факты.

Все остальные последствия будут расцениваться как скрытые повреждения, которые были до аварии.

Для участников ДТП следует обращать внимание на полноту данных справке, нежели беспокоиться о сроках подачи или времени действия документа.

Можно повременить с подачей справки в страховую компанию в отдельных случаях, особенно, когда авария произошла в ночное время.

Разрешается провести экспертизу позже, хотя потерпевшие доставляются в медицинское учреждение для получения неотложной помощи сразу же.

Нелегальные способы получения справки

До сих пор в интернете можно встретить предложения о покупке справки о ДТП, оформленной задним числом. Приобретая «левую» справку, недобросовестные водители рассчитывают получить компенсацию ОСАГО или КАСКО, увеличить размер повреждения и сумму выплат, доказать свою невиновность. Покупка нелегальной справки является прямым нарушением закона, влечет следующие последствия:

  • страховщик вправе подавать запрос в ГИБДД для подтверждения законности выданных бланков;
  • при выявлении факта представления незаконно полученного документа, заявитель привлекается к уголовной и гражданской ответственности (как правило, по ст. 159 УК РФ за мошенничество);
  • если по незаконному бланку уже перечислена страховка, ее взыскивают через суд.

Заключение

При оформлении документации для страховой стоит проявлять внимательность и осторожность. При обнаружении неточностей в возмещении ущерба будет отказано. Ранее, когда оформлялись справки за номером 154, ответственными за ошибки были работники ГИБДД. Сегодня ответственность за правильность заполнения документации лежит на водителях транспорта, попавших в аварию.


Источники

  • https://avtoved.com/dtp/info/spravka-o-dtp
  • https://zakon-voditel.ru/oformlenie-dtp/spravka-o-dtp
  • https://avtojur.com/strahovanie/osago/spravka-o-dtp
  • https://insur-portal.ru/dtp/spravka-154-dlya-sk
  • https://zakon-auto.ru/dtp/spravka-o-dtp.php
  • https://autoreview.ru/articles/kak-eto-rabotaet/spravka-dtp
  • https://auto-pravda.online/dtp/147-spravka-o-dtp-dlya-strahovoy-kompanii.html
  • http://avtopravozashita.ru/dtp/oformlenie-dtp/spravka-o-dtp.html
  • https://pdd-helper.ru/spravka-iz-gai-o-dtp-dlya-strahovoj-154/
  • https://osagokasko.net/spravka-o-dtp-forma-154-1/
  • https://33urista.ru/article/spravka-o-dtp-dlya-strahovoj

tett
Зарплатто.ру - сайт о зарплатах и доходах, деньгах и финансах