Zarplatto.ru

Осуществление обнародования произведения: положения и способы

Содержание

Законодательная база

Творческие люди, которые производят интеллектуальную собственность, автоматически становятся правообладателями личных трудов. Однако посвящение общественности в такие произведения проходит по установленным правилам. Этот момент закреплен на уровне законодательства и отражен в статье 1268 Гражданского Кодекса РФ.

Положение вмещает три пункта, где оговорены вероятные варианты использования такого инструмента. Первая часть статьи закрепляет исключительное право владельца интеллектуальной собственности на обнародование творчества доступным путем. Причем под термином «обнародование» подразумевается публичный доступ к созданному объекту.

Обнародование произведения — это премьера авторских трудов перед широкой общественностью

Обратите внимание! Одним из вероятных вариантов тут считается публикация, которая включает и создание копии с оригинального экземпляра.

Второй пункт закрепляет тезис о вероятности перехода прав обладания на обнародование авторской собственности к третьему лицу при условии подписания соответствующего контракта. Третья часть рассматривает шансы на ознакомление общественности с произведением после смерти автора.

Здесь сказано о вероятности огласки чужих трудов гражданами, которые получили такие права в соответствии с требованиями закона. В этой роли выступают законные наследники покойного. Однако при письменном отказе первого правообладателя на такое развитие событий, публикация или подобные действия становятся невозможными.

Модель выражения творчества

Перейдем к изучению формы, в которой создатель интеллектуальной собственности вправе закрепить результаты творческой работы. Здесь юристы различают такие варианты модели воплощения творчества:

  1. Запись на бумажном носителе. В эту группу включаются рукописи, нотные записи, распечатки с электронных дисков, машинописные труды.
  2. Устное исполнение. Здесь подразумевают монологи, литературные чтения, публичные выступления.
  3. Визуальная форма. В такую категорию входят живопись, наброски, чертежи, фотографии или кадры видеосъемки, рисунки.
  4. Трехмерные объекты. Сюда юристы относят макеты, скульптуры, модели и строенияГолосовые и видеозаписи. В этой ситуации принимаются механические, цифровые, магнитные и оптические формы подачи материала.

Учитывая периодическое развитие технических параметров, перечисленный перечень видов не исключает применения иных современных технологий отражения личных трудов. Информация о создании торговой марки здесь.

Принципы и формы

 
Обнародование творчества доступно в любой форме, позволяющей донести информацию до публики

Теперь подробнее поговорим о видах обнародования творчества и выясним, для каких объектов применяются установленные формы выражения.

Поскольку определение предполагает ознакомление публики с интеллектуальными трудами автора с согласия этого человека, такой доступ осуществляется пятью основными путями.

Первым вариантом закон предполагает издательство трудов. В таких ситуациях публикуются книги, монографии, статьи и подобные печатные материалы.

Второй способ – демонстрация. Вариант допускает публичный показ с помощью соответствующих технических ресурсов.

Сюда включаются дефиле, спектакли и театральные постановки, фильмы, балеты и аналогичные произведения.

Здесь заметно сходство с третьей формой – исполнением. В этом случае допускаются доклады, поэтические чтения, выступления музыкантов.

Эфирное вещание становится четвертым вероятным способом. Здесь применяется описанные выше методики подачи информации с помощью радио и телевидения.

Законодательство предусматривает обнародование в материальной либо нематериальной форме

Пятым вариантом становится передача программ, баз и иного обеспечения с использованием компьютерной техники.

В этой ситуации допускается запись с электронных носителей или жесткого диска ПК.

Уместно помнить, что в случае с обнародованием трудов посредством материальных объектов, например, при публикации книг, автор сохраняет права собственности на содержимое, но не приобретает авторства на носитель информации.

Аналогичное правило применяется и к владельцу материальных объектов. Иными словами, реализация книг не означает приобретения авторских прав на изданное произведение.

Причем к числу материальных объектов относятся бумажные издания, электронные формы хранения сведений, фото и видеозаписи. Однако первичная рукопись остается в собственности создателя творения.

Разновидности прав автора: личные и исключительные

Права копирайтеров на написанные ими тексты называются авторскими правами.

Авторские права перечисляются и классифицируются в главе 70, которая входит в часть четвертую ГК РФ. Авторские права делятся на:

Личные неимущественные (право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения). Эти права невозможно передать другому человеку. Их нельзя продать, подарить, завещать и т. д.

Исключительные. Их также называют имущественными. Сюда относится право использовать произведение. Формы этого использования могут быть разными: воспроизведение произведения, его распространение, публичный показ, перевод и т. д. Главное отличие исключительного права от личных неимущественных прав в том, что исключительное право может становиться предметом сделок. Исключительное право можно продавать, сдавать «в аренду», завещать и т. д.

Объекты авторского права

Согласно ст. 1259 Гражданского Кодекса — это произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения. Часть произведения (в том числе название произведения или его персонаж), если по своему характеру она может быть признана самостоятельным результатом творческого труда автора и выражена в объективной форме (см. виды объектов авторского права), также является объектом авторского права.

Виды объектов авторского права

Авторское право распространяется как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме:

  • письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и так далее);
  • устной (публичное произнесение, публичное исполнение и так далее);
  • изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертёж, кино-, теле-, видео– или фотокадр и так далее);
  • звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и так далее);
  • объёмно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и так далее);

и в других формах.

Объекты авторского права

  • литературные произведения;
  • драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
  • хореографические произведения и пантомимы;
  • музыкальные произведения с текстом или без текста;
  • аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);
  • произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
  • произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
  • произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;
  • фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
  • географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
  • другие произведения.

К объектам авторского права также относятся:

  • программы для ЭВМ (в том числе операционные системы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код;
  • производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства);
  • сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда;

Производные произведения и составные произведения охраняются авторским правом независимо от того, являются ли объектами авторского права произведения, на которых они основаны или которые они включают.

Не являются объектами авторского права

  1. официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления (законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера), официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;
  2. государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное);
  3. произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;
  4. сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).
  5. Авторское право также не распространяется на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных и иных задач, открытия, факты, языки программирования

Авторское право и право собственности

Авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный носитель (вещь), в котором произведение выражено.

Переход права собственности на данный объект сам по себе не влечет передачи каких-либо прав на произведение, выраженное в этом объекте, за исключением случаев отчуждения оригинала произведения (рукописи, оригинала произведения живописи, скульптуры и т.п.) его собственником, обладающим исключительным правом на произведение, но не являющимся автором (если договором не предусмотрено иное).

Виды и формы обнародования произведения

Определение вида обнародования непосредственно связано с конкретной формой выражения и предполагает согласие автора на ознакомление с его произведением. Практика и законодательство позволяют пять основных путей:

  1. Издательство труда. Речь идет о публикации книг, печатных материалов, статей, монографий.
  2. Исполнение. Способ реализуется в форме поэтических чтений, докладов, выступлений артистов и музыкантов.
  3. Транслирование программ и различного обеспечения с помощью компьютерной техники – запись с жесткого диска компьютера или электронных носителей.
  4. Демонстрация. Способ подразумевает использование различных технических ресурсов для осуществления публичного показа. В эту категорию включены показы дефиле, постановки в театрах, показ фильмов, спектаклей, балетов и других произведений такого рода.
  5. Вещание в эфире. Этот вариант сочетает все перечисленные способы демонстрации путем транслирования по радио или телевидению.
В соответствии с положениями законодательства обнародование может иметь материальную или нематериальную форму.

Обнародование авторских трудов за счет использования материальных объектов (например, публикация книги) позволяет сохранить авторское право собственности на содержательную часть, но не влечет приобретение авторства на информационный носитель. Такое правило по аналогичному принципу распространяется на владельцев материальных объектов.

Таким образом, реализация книги не влечет приобретение авторских прав на изданный труд. Материальным объектом считается бумажное издание, фотография, видеозапись, разновидности электронных форм хранения. При этом в собственности создателя произведения остается только первичная рукопись.

Случаи исключения

Авторские права распространяются не на все произведения. Это обусловлено природой формирования объекта. Процесс включает две составляющие – идею и техническое воплощение. Законодатель регламентирует ограничение права авторства на определенные категории:

  • научное открытие и факт;
  • система и принцип;
  • идея и концепция;
  • методика и процесс.

Автор может применять эти группы в виде тематики в уникальном произведении. Но выражение требует индивидуальной подачи и специфичной систематизации информации.

О правомочности

Авторство определяется комплексом прав имущественного и неимущественного типов. В первом случае создатель интеллектуальной собственности получает материальную выгоду, пользуясь плодами личного труда.

Второй способ предполагает фактическое законодательное закрепление нематериальных привилегий, которые полагаются конкретному лицу. Разберемся подробнее с этими группами.

Статья 1268 ГК РФ. Право на обнародование произведения

Новая редакция Ст. 1268 ГК РФ

1. Автору принадлежит право на обнародование своего произведения, то есть право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.

При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.

Обязательно почитайте!  Что будет при разводе, если квартира куплена в браке, но оформлена на одного из супругов?

2. Автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения.

3. Произведение, не обнародованное при жизни автора, может быть обнародовано после его смерти лицом, обладающим исключительным правом на произведение, если обнародование не противоречит воле автора произведения, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном).

Комментарий к Ст. 1268 ГК РФ

1. Комментируемая статья регулирует особенности осуществления личного неимущественного права автора – права на обнародование произведения. Существо указанного права было весьма удачно подмечено представителями персонального течения, которые указывали, что сущность авторской защиты заключается в том, что произведение искусства как продукт духа автора составляет его личное достояние и что никто не имеет права заставлять автора против своей воли говорить открыто с публикой, передавать ей часть своей личности и своего имени.

2. Законом установлен ряд способов обнародования; перечень способов обнародования является открытым, главный критерий – произведение должно стать доступным любому заинтересованному лицу, при этом существенное значение имеет воля автора. Обнародование произведения – всегда действие, воля автора должна быть направлена именно на обнародование произведения, а не на сообщение его узкому кругу лиц, например представление работы для рецензирования известному кругу лиц.

3. Пунктом 2 ст. 1268 ГК РФ установлена презумпция согласия автора, передавшего произведение по договору для использования, на обнародование, при этом следует учитывать, что указанная презумпция опровержению не подлежит.

4. Пункт 3 ст. 1268 ГК РФ определяет правила относительно обнародования произведения после смерти автора. Соответствующая возможность предоставлена прежде всего наследникам по закону или по завещанию, при этом последние связаны волей автора, выраженной в одной из установленных законом форм. Видится, что нарушение воли автора относительно запрета на обнародование его произведения не повлечет для обладателя исключительных прав каких-либо отрицательных последствий иных, нежели моральных, так как по требованию о защите нарушенного права на обнародование надлежащего истца более не существует законного способа уничтожить экземпляры обнародованного произведения по иску иного лица.

Другой комментарий к статье 1268 ГК РФ

1. В абзаце 1 п. 1 комментируемой статьи указывается и поясняется еще одно личное неимущественное субъективное право автора – право на обнародование произведения.

В отличие от других личных неимущественных авторских прав – права авторства, права на имя, права на неприкосновенность произведения, которые существуют и действуют в течение всего периода существования и использования произведения, право на обнародование произведения имеет разовый характер: оно реализуется только один раз, после чего это право прекращает свое существование. Исключение составляет случай, предусмотренный ст. 1269 ГК РФ, он будет рассмотрен особо; вообще упомянутая статья содержит исключение, которое применяется очень редко и не колеблет общего правила.

2. Право на обнародование произведения – это право осуществить такое действие (или дать другому лицу согласие на осуществление такого действия), которое делает произведение доступным для всеобщего сведения (доступным публике, обществу). Перечень таких действий, относящихся к произведению, предусмотрен в п. 1 комментируемой статьи, и он не носит ограниченного, закрытого характера. Это – опубликование произведения, его публичный показ, публичное исполнение, сообщение в эфир. В этот перечень, конечно, следует включить и доведение произведения до всеобщего сведения.

Реализация прав на обнародование всегда сочетается с осуществлением определенного правомочия по использованию произведения, т.е. с осуществлением какого-либо имущественного права. В этой связи право на обнародование – частично – переходит по наследству и может быть предметом договора.

3. При реализации своего права на обнародование произведения автор решает (для себя) вопрос, готово ли его произведение и следует ли представлять его на суд публике.

Кроме того, автор должен учитывать что, хотя и необнародованное, и обнародованное произведение охраняются авторским правом, эта охрана имеет значительные различия:

1) к обнародованному произведению применимы многочисленные случаи свободного использования (ст. 1273 – 1276, 1280 ГК РФ), в то время как к необнародованному произведению они не применимы;

2) срок действия исключительного права на обнародованное произведение исчисляется иначе, чем на необнародованное;

3) презумпция копирования со стороны нарушителя применяется ко всем обнародованным произведениям, а к необнародованным эта презумпция применяется лишь в том случае, если будет установлено, что нарушитель знал о необнародованном произведении (имел к нему доступ).

Произведение, состоящее из отдельных частей, может быть обнародовано лишь частично. Обнародование элементов содержания произведения в иной форме, чем они фигурируют в произведении (см. п. 5 ст. 1259 ГК РФ), не является обнародованием произведения. Так, публикация автореферата диссертации не является обнародованием самой диссертации, обнародование анонса кинофильма не делает кинофильм обнародованным.

Для признания произведения обнародованным не имеет значения, какое число лиц фактически ознакомились с произведением; важно лишь, что произведение было доступно для всеобщего сведения.

4. В абзаце 2 п. 1 комментируемой статьи содержится определение понятия “опубликования произведения”. Опубликование (или выпуск в свет) произведения – это выпуск в обращение (в гражданский оборот) экземпляров (копий) произведения. Опубликование, таким образом, имеет место в том случае, когда произведение воплощено в каком-либо материальном носителе (ст. 1227), и эти материальные носители (экземпляры, копии) поступают в гражданский оборот в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики.

Какое число экземпляров произведения должно быть выпущено в обращение для того, чтобы считать опубликование состоявшимся, зависит от характера произведения. Важное значение для решения этого вопроса имеет и последующее депонирование некоторых экземпляров произведения в общедоступном месте (библиотеке, информационном центре и т.п.).

Опубликование (выпуск в свет) произведения, конечно, осуществляется с согласия автора (или иного правообладателя), но это не особое личное неимущественное право, это один из способов реализации права на обнародование произведения. Любое опубликованное произведение является обнародованным; однако не любое обнародованное произведение является опубликованным.

Опубликование произведения может быть как первым, так и последующим. Первое опубликование произведения означает и обнародование произведения, если оно до этого момента не было обнародовано.

Опубликование является одним из самых надежных доказательств факта обнародования произведения.

5. Опубликование ранее обнародованного произведения увеличивает число случаев, когда произведение может использоваться свободно.

6. Международные договоры об авторском праве, а также законодательство зарубежных стран по авторскому праву, решая вопрос о предоставлении авторско-правовой охраны отдельным категориям иностранных произведений, оперируют как понятием “опубликование” (выпуск в свет – Published Works, erschienene Werke), так и понятием “обнародованное, но неопубликованное произведение” (Works Made available to the Public, veroffentliche Werke). По Всемирной конвенции об авторском праве (ст. VI) выпуском в свет считается воспроизведение в материальной форме и распространение среди публики экземпляров произведения, которое можно прочесть или зрительно воспринять иным образом. По Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений [ст. 3 (3)] произведение выпущено в счет, если экземпляры произведения выпущены в обращение в таком количестве, которое способно удовлетворить разумные потребности публики. При этом не считается выпуском в свет представление драматического, музыкально-драматического или кинематографического произведения, исполнение музыкального произведения, публичное чтение литературного произведения, сообщение по проводам или передача в эфир литературных или художественных произведений, показ произведения искусства и сооружение произведения архитектуры.

На эти конвенционные нормы могут ссылаться иностранные авторы и иные правообладатели при определении самого факта и пределов охраны своих произведений в России.

7. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи, если автор передает по договору другому лицу произведение для использования, то считается, что он тем самым дает согласие на обнародование этого произведения.

Общий смысл этой нормы ясен и состоит в том, что в договоре можно не отражать согласие автора на обнародование своего произведения, поскольку это согласие предполагается, презюмируется. Иными словами, личное право на обнародование считается включенным в имущественное право на соответствующее использование произведения.

Следует считать, что эта норма является диспозитивной: в договоре может быть предусмотрено иное. Действительно, договором о приобретении в собственность картины, скульптуры, рисунка может быть предусмотрено, что это произведение будет использовано путем размещения в помещении, недоступном для широкой публики, что право на обнародование лицензиару не передается.

В комментируемой норме указывается на то, что она применяется к договорам, в соответствии с которыми “произведение передается другому лицу для использования”.

Под это определение не подпадают ни договоры об отчуждении исключительного права (ст. 1234, 1285 ГК РФ), ни лицензионные договоры (ст. 1235, 1286 ГК РФ). Лишь в договоре авторского заказа (п. 1 ст. 1289 ГК РФ) указано о передаче заказчику созданного произведения; при этом в ст. 1288 ГК РФ поясняется, что речь идет о передаче заказчику “материального носителя” произведения.

Таким образом, строго формальное толкование этой нормы, которая, кстати сказать, имеет право на существование, приводит к выводу, что данная норма применима только к договорам авторского заказа.

Но такое толкование существенно сужает сферу применения этой нормы, которая исходя из ее общего смысла должна применяться более широко. В связи с этим следует считать, что в данном случае законодатель допустил небрежность и данная норма должна применяться ко всем договорам об отчуждении исключительных авторских прав, а также ко всем лицензионным договорам (ст. 1285 – 1289 ГК РФ). Это толкование представляется наиболее логичным.

8. В пункте 3 комментируемой статьи содержатся правила, касающиеся обнародования произведения после смерти автора.

В этот период времени вопрос об обнародовании произведения решается лицом, обладающим исключительным правом на произведение (правообладателем).

Однако это лицо имеет право обнародовать (посмертно) произведение лишь в том случае, если это не противоречит воле автора, определенно выраженной им в завещании, письмах, дневниках или ином письменном документе.

Следует считать, что к праву на обнародование по аналогии применимы нормы абз. 1 п. 2 ст. 1267 ГК РФ.

Если автор в завещании или в ином письменном документе запретил обнародование произведения после своей смерти, права правообладателя этого произведения фактически “парализуются”.

Видимо, вопрос о реализации права на посмертное обнародование произведения в этом случае может быть предметом судебного рассмотрения.

Право авторства (ст. 1265 ГК РФ)

Право авторства — это право признаваться автором произведения. Право автора на имя (ст. 1265 ГК РФ) — это право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно. Указанные права неотчуждаемы и непередаваемы, в том числе при переходе исключительного права на произведение по договору к другому лицу. Отказ от этих прав ничтожен. Права охраняются бессрочно.
Что означает все вышеизложенное на практике? Например, вы заключили договор авторского заказа на создание сценария или договор об отчуждении исключительных прав на готовый сценарий. В обоих случаях вы остаетесь автором произведения. Это право невозможно передать другому лицу, а если в договоре будет указан переход авторства другому лицу, указанное положение не будет иметь юридической силы. Таким образом вы не теряете право на указание в титрах фильма в качестве автора сценария.
Исключением из этого правила будет переработка вашего сценария правообладателем в новое произведение (сценарий) на основе вашего. В этом случае вы можете быть не указаны в качестве автора сценария в титрах. Я более подробно рассмотрю указанную ситуацию далее.

Обязательно почитайте!  Алименты с премии в 2020 году - удерживаются, по итогам года, за прошлый период

Право на неприкосновенность произведения и защита произведения от искажений (ст. 1266 ГК РФ)

Не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями.
На практике это означает, что если вы заключили договор об отчуждении исключительных прав на сценарий или договор авторского заказа на создание сценария и в нем не была указана передача вами права на внесение изменений в сценарий, то никаких изменений в сценарий вносится не может. Передача исключительного права на сценарий по договору не предусматривает возможность вносить в него изменения, это должно быть указано отдельно.
Никаких изменений, сокращений или дополнений не может быть внесено в ваши тексты, сценарии, тритменты и заявки без вашего письменного согласия в договоре.

Право на обнародование произведения (ст. 1268 ГК РФ)

Автору принадлежит право на обнародование своего произведения, то есть право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.
При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.
Автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения.
То есть если вы заключили договор с другим лицом (договор авторского заказа, лицензионный договор, договор об отчуждении исключительных прав на произведение) — это означает, что право на обнародование произведения перешло к правообладателю. Это может быть не указано прямо в договоре, но это подразумевается законом.
А вот без письменного договора обнародовать ваше произведение нельзя.
Есть только одного исключение из этого правила. Договор о предоставлении права использования произведения в периодическом печатном издании может быть заключен в устной форме (п. 2 ст. 1286 ГК РФ).

Право на отзыв (ст. 1269 ГК РФ)

Автор имеет право до фактического обнародования произведения отказаться от ранее принятого решения о его обнародовании (право на отзыв) при условии возмещения лицу, которому отчуждено исключительное право на произведение или предоставлено право использования произведения, убытков, причиненных таким решением.
Указанные правила не применяются к служебным произведениям (если вы работаете по трудовому договору) и к произведениям, вошедшим в сложный объект (например, фильм).

Право на экономическую выгоду

Материальные имущественные права позволяют автору пожизненно извлекать выгоду из результата личных интеллектуальных трудов

Начнем с понятной для читателей категории – материального права.

Этот тип предполагает пожизненное пользование автором личными произведениями и получение за такие действия вознаграждения.

Простейшим примером тут становится служебное авторство – корреспондент готовит материал и получает материальную компенсацию за использование сюжета директором.

Соответственно, рассматриваемая категория предусматривает реализацию авторства в доступной для общества форме с целью получения гонорара.

Сюда включаются воспроизведения оригинала и распространение копий, право на импорт и публичный показ, эфирное вещание и воплощение проектов.

Если планируется распространение произведения в виде аренды, такие действия нуждаются в подписании контракта.

Внимание! В отношении автора описанное право действует пожизненно и на протяжении 50 лет после кончины.

В ситуации с наследованием юристы говорят о сходных условиях эксплуатации. Если же право передано на основании заключенного соглашения, законодательство не устанавливает конечных сроков. Эти нюансы оговариваются сторонами сделки индивидуально.

Право на отзыв и право следования

Правомочия автора наделяют его правом на отзыв. Его применение актуально, если правообладатель после обнародования творения принимает решение отказаться от его дальнейшего широкого использования. В этом случае отказ может проявляться в нежелании заключать контракты по отчуждению исключительного права на объект или оформляться более решительным действием – путем отзыва.

Ранее это понятие включалось в общее обозначение права на обнародование. На сегодняшний день самостоятельный вид права, регламентированный статьей 126 ГК РФ.

Важным моментом является возможность реализации права в любое время после предоставления разрешения на обнародование и даже после осуществления процесса. В правовом контексте последствия такого решения можно обозначить двумя ситуациями:

  1. Произведение еще не обнародовано после получения согласия автора. Создатель должен направить соответствующее сообщение лицо, в пользу которого произведено отчуждение исключительного права или предоставлено разрешение на использование, и конкретизировать отказ от решения. Публичное обращение в этом случае не требуется.
  2. Произведение уже обнародовано на основании добровольного согласия автора. Ситуация предполагает обязательное публичное обращение для прекращения бездоговорного использования объекта. Ранее выпущенные экземпляры могут быть изъяты.
Рассматриваемое право не может быть применено в отношении таких объектов, как программы ЭВМ, служебные произведения и произведения, представляющие собой составные части сложных объектов.

Если автор использует право на отзыв, такое действие предполагает компенсацию упущенной выгоды в пользу лиц, которые правомерно рассчитывали на использование произведения в коммерческих целях. На сегодняшний день право на обнародование как юридическая категория продолжает изучаться и совершенствоваться. Это сложный вопрос правоприменительной практики, игнорирование которого может повлечь существенное нарушение авторских прав и материальные потери.

Неимущественная категория

Перейдем к описанию второго типа авторских прав. Здесь применяется две такие характеристики:

  • бессрочное действие;
  • возникновение со дня появления трудов.

К числу таких привилегий относится право на авторство. В ситуациях с незаконным присвоением этого права после смерти создателя произведения наследникам уместно отстаивать справедливость в суде и требовать компенсации.

Сюда же включаются права на защиту репутации и использование имени или псевдонима. Защита предполагает получение разрешения создателя произведения на изменение третьими лицами трудов посредством иллюстраций, комментариев и корректив.

 Автор вправе отменить решение об обнародовании творчества и отозвать произведение

Важно! Рассматриваемое в статье право на обнародование относится к изучаемой категории.

Эти действия предполагают однократное ознакомление общественности с творением. Причем закон четко не указывает минимального числа лиц, которые присутствуют при обнародовании. Однако важным условием тут становится публикация произведения не в узком кругу, а для широкой публики. Последним правом, относящимся к описываемой категории, становится шанс на отзыв.

Иными словами, создатель труда вправе отменить решение об обнародовании. В таких ситуациях требуется компенсация упущенной выгоды для людей, использующих произведение в коммерческих целях. Кроме того, здесь не обойтись без публичного оглашения принятого решения, если публика уже ознакомилась с творчеством автора.

Субъекты авторского права

Субъектами авторского права, то есть лицами, обладающими исключительным правом на произведение, считаются прежде всего авторы произведений.

В ряде случаев это положение имеет в известной степени лишь формальный характер:

  • правообладателями часто являются различные предприятия (издательства, радио- и телекомпании и т. д.), приобретающие монопольное право на коммерческое использование произведения;
  • если произведение создано служащим, работающим по найму, то исключительное право на произведение возникает, как правило, у нанимателя;
  • в случае создания произведения изобразительного искусства или фотопроизведения по договору заказа субъектом исключительного права становится заказчик.

Субъектами авторского права являются также наследники автора или иного обладателя авторского права. Авторское право наследников ограничено определённым сроком, который начинает течь после смерти автора, а также в ряде случаев и по объёму.

Ещё одним, специфическим субъектом авторского права, являются организации, управляющие имущественными правами авторов на коллективной основе. В зарубежных странах данные организации получили широкое распространение.

Подробнее о личных неимущественных правах на тексты

Личные неимущественные права связаны с личностью автора и потому неотчуждаемы. Их невозможно передать другому человеку по договору. Эти права остаются с автором на всю его жизнь.

Когда копирайтер продает текст заказчику, происходит отчуждение исключительного права. Теперь материалом распоряжается заказчик. Но личные неимущественные права остаются у автора. Переход исключительного права от копирайтера к заказчику никак не влияет на личные неимущественные права копирайтера.

Вот эти права:

  • Право авторства. Это право дает копирайтеру возможность называться автором произведения.
  • Право автора на имя. Дает копирайтеру возможность использовать или давать право использовать свое произведение под своим именем, под псевдонимом или анонимно. Поэтому даже когда текст передан заказчику за плату, заказчик не может опубликовать материал под чужим именем. Заказчик должен узнать у автора, под каким именем публиковать текст: под именем автора, под псевдонимом или без имени.
  • Право на неприкосновенность произведения и его защиту от искажений. Заказчик не может без согласия автора вносить какие-либо правки в текст, изменять, дополнять его и т. д.
  • Право на обнародование произведения. Написав текст, автор может опубликовать его самостоятельно или дать разрешение на опубликование другому человеку. Когда автор пишет на заказ, происходит второе.

Подробнее об исключительном праве на тексты

Исключительное право — это возможность использовать результат интеллектуальной деятельности (в нашем случае текст) любым незапрещенным способом.

Именно это право передается копирайтером заказчику при оплате работы.

В части четвертой ГК РФ перечислены способы использования произведения. Большая часть из этих способов относится скорее к музыке и фильмам, чем к текстам:

  • Воспроизведения произведения
  • Его распространение
  • Публичный показ
  • Импорт экземпляров
  • Прокат
  • Публичное исполнение
  • Сообщение в эфир
  • Другие формы использования произведения.

Виды договоров, регулирующих имущественные права авторов

Копирайтер и заказчик должны заключить договор, чтобы заказчик получил исключительное право на текст. Часто автор и заказчик договариваются об этом устно, в переписке по электронной почте или в соцсетях. Это быстрее, чем заключать договоры по всем правилам, но рискованно для обеих сторон.

Гражданский кодекс предлагает два варианта договоров, касающихся исключительного права:

  • Договор об отчуждении исключительного права
  • Лицензионный договор

При этом относительно исключительного права могут заключаться и другие договоры, например, договор залога имущественных прав. Также исключительное право можно внести в качестве уставного капитала юридического лица.

Договор об отчуждении исключительного права

Его можно сравнить с куплей-продажей. После заключения этого договора покупатель становится обладателем исключительного права на текст, то есть он покупает это право. Копирайтер лишается этого права, но личные неимущественные права у него остаются.

В договоре две стороны:

  • Правообладатель. В нашем случае это копирайтер.
  • Приобретатель. Это может быть человек, компания, госорган или муниципалитет.

Правообладатель и приобретатель должны составить договор в письменной форме. Этот договор нельзя заключить устно. Также в договоре нужно указать стоимость имущественных прав (например, 4000 рублей за статью) или порядок определения этой стоимости (например, 500 рублей за 1000 знаков текста без пробелов). Без этого договор считается незаключенным.

Вознаграждение может быть в форме:

  • Единовременного платежа
  • Роялти — процента от дохода, который получил заказчик, используя текст
  • Сочетания единовременного платежа и роялти

Выводы

  • Часть четвертая Гражданского кодекса РФ регулирует интеллектуальную собственность и авторское право.
  • Авторские права делятся на два вида: личные неимущественные и исключительные (имущественные).
  • Личные неимущественные права не могут быть предметом сделок, их нельзя передавать, продавать, дарить, завещать и т. д.
  • Исключительные права могут быть предметом сделок.
  • Для передачи исключительного права в ГК РФ предусмотрены договор отчуждения исключительного права и лицензионный договор.
Источники

  • https://prava.expert/intellektualnoe-pravo/obnarodovanie-proizvedeniya.html
  • https://zen.yandex.ru/media/content_guru/raznovidnosti-avtorskih-prav-na-teksty-i-kakimi-dogovorami-oni-reguliruiutsia-5a9925c500b3ddaebaf5f70f
  • https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1104402
  • https://zakonadvice.ru/intellektualnoe-pravo/avtorskoe-pravo/pravo-na-obnarodovanie-proizvedeniya/
  • http://GKodeksRF.ru/ch-4/rzd-7/gl-70/st-1268-gk-rf
  • https://gkrf24.ru/statia-1268-gk
  • https://tvkinoradio.ru/article/article15911-otchuzhdenie-isklyuchitelnih-prav-na-scenarij

[свернуть]

Ссылка на основную публикацию