Салават Фидаи – знаменитый художник из Уфы делает миниатюры на карандашах

Все видео из ТикТока Salavat Fidai:

 Салават Фидаи (@salavat.fidai) – известный художник и создатель скульптурных миниатюр из России. Салават Фидаи родился в республике Башкоторстан, в с. Красный Восход в 1972 году, 27 ноября. Воспитывался в семье преподавателей искусства. Салават стал популярен как создатель миниатюрных скульптур на кончике карандаша.

Аккаунт в Инстаграм – https://www.instagram.com/salavat.fidai/ (794 тысячи подписчиков), канал на Ютуб – https://www.youtube.com/channel/UCa37DpgglN4-hWfQSxQf7Cg, где видео Салавата набирают сотни тысяч просмотров. Страница в Фейсбуке – https://www.facebook.com/salavatfidaiart (95730 подписчиков), страница в Тик Ток – https://www.tiktok.com/@salavat.fidai (8,8 миллионов подписчиков).

Зарегистрировался в Тик Ток 19 сентября 2019 года. На первом видео он выточил два сердца на кончине красного карандаша. Видео собрало 7 100 000 просмотров, 1 400 000 лайков, 8318 репостов, 2767 комментариев, в которых люди восхищались этим произведением искусства.

Всего он выложил в Тик Ток 220 клипов, которые собрали 171800000 лайков. В среднем видео набирает 5 000 000 просмотров. В топ-3 наиболее популярных вошли: выточка двух сердец на кончике зеленого карандаша (49,2 млн. зрителей), выточка слова “Love” по буквам на четырех цветных карандашах (36,2 млн. зрителей), жесты пальцев рук, выточенные на кончиках черных карандашей (32,6 млн. посмотревших).

Имеет 27 подписок. Среди них есть @hcsalavat, @zaching, @tiktok, @evgeny_kulik1, @hobopeeba, @tiktok_russia, @slimzmusicc, @yasminartdrawing, twins.verz, @michael_zajkov.

Каналы с похожей тематикой: @guicapivara_, @jamesllewis, @yufmuhacir40.

Хитрость

Сколько зарабатывает Salavat Fidai в ТикТок?

Когда зарегистрировался19 сентября 2019.

Рейтинг аккаунта в стране2 место.

Рейтинг аккаунта в мире201 место.

Салават Фидаи в “ТикТок”

Важную роль в росте популярности творчества Фидаи сыграло приложение для коротких видео “ТикТок”. На момент написания статьи в “ТикТок” у Салавата Фидаи было 11 миллионов подписчиков.


Фигуры из карандашей. Скриншот видео Салавата Фидаи (https://www.tiktok.com/@salavat.fidai/video/6895720997664640258)

“ТикТок”, как считает Салават Фидаи, представляет собой уникальную платформу, способную сделать знаменитым любого человека благодаря работе специальных алгоритмов буквально за секунды. При этом “ТикТок” – как и любые другие современные онлайн-сервисы – не обязательно подразумевает заработок и бегство от “обычной” работы. Прежде всего это платформа для самовыражения и творчества.

Совет Салавата Фидаи для тех, не может найти свой путь

Для безуспешно ищущих свой путь людей художник рекомендует временную передышку. В вечной погоне за сиюминутными вещами, в условиях ежедневной “передозировки” информацией человек не успевает быть счастливым, видеть себя и мир вокруг.

Поэтому Салават предлагает остановиться, перестать делать то, что привычно, шаблонно делалось днями, месяцами и годами ранее. Сделать паузу – настолько длинную, насколько это получится.

По признанию Салавата Фидаи, в его жизни подобная остановка, пауза длилась один год. В этот год Салават удалил все аккаунты каких-либо соцсетей и сервисов. Он переместил фокус внимания вовнутрь себя, пытаясь услышать свой внутренний голос. В стремлении обрести истинное “я” Салават много читал, часто выезжал на природу. Он изменил имидж, практиковал сыроедение, вегетарианство (при этом вегетарианцем он остаётся и по сей день).

Данная пауза, по словам художника, необходима, чтобы человек нашёл мир внутри себя и гармонию с внешним пространством. Когда внутри человека утвердятся гармония и мир, он будет способен услышать то, “что Вселенная шепчет ему” (“шелест утренних звёзд“, по выражению Вадима Зеланда, автора “трансерфинга реальности”).

Образы и мысли, которые будут приходить к ищущему человеку в это время, могут быть неожиданными. Многие люди вспомнят себя такими, какими они были в раннем детстве, вспомнят детские мечты. Сам Салават Фидаи вспоминает, что, по словам мамы, в детстве он любил рисовать – и отдавал этому занятию столько энергии и внимания, что забывал про еду, другие игры, общение с друзьями.

Но чтобы вспомнить себя настоящего, отыскать “внутреннего ребёнка”, человеку необходимо остановиться, перестать бежать.

Салавата Фидаи озвучил и другой способ найти себя.

Он связан с тем, чтобы какое-то время жить без денег. Нужно попытаться отвлечься от денег либо представить, что есть столько денег, что они и не нужны. И в этих условиях попробовать понять, чем человек готов заниматься не ради денег.

Если это дело совпадёт с тем, о чём человек мечтал, будучи ребёнком, – значит, в этом занятии и будет, скорее всего, заключаться его призвание, жизненный путь. В этом призвании, по словам Фидаи, соединяются дух человека как части макрокосма и разум человека. В результате этого соединения рождается состояние счастья.

Биография

Салават Фидаевич Фидаи родился 27 ноября 1972 года в селе Красный Восход, Республики Башкортостан. Он воспитывался в семье учителей, которые преподавали искусство в школе.

Салават Фидаи получил начальное художественное образование, закончив 8 классов Республиканской художественной гимназии-интернат имени К. А. Давлеткильдеева, но не продолжил далее обучаться искусству. После окончания в 1995 году юридического факультета Восточной экономико-юридической гуманитарной академии, Салават Фидаи более 20 лет работал руководителем в коммерческих предприятиях.

В декабре 2013 года Салават Фидаи увольняется с руководящей должности уфимской компании и решает стать художником. С 2014 года Салават Фидаи занимается только изобразительным искусством как художник и скульптор.

Творчество

Творческий путь Салавата Фидаи начинается с 2000 года, когда он экспериментировал в цифровой фотографии. Креативные фото натюрмортов с овощами и фруктами, которые вошли в серию «Тихая жизнь вещей», были созданы с использованием «световой кисти». Эти работы были представлены в 2004 году на выставке «Столичная история» в г.Москва, а также на фотовернисаже «Эрос: времена и лики» в г.Санкт-Петербург в 2005.

С 2014 года он начитает создавать картины в стиле экспрессионизма и импрессионизма. Салават впервые выставляет свои картины из серии «Дождливый город» в январе 2015 на выставке  «МУЗА ДОЛЖНА РАБОТАТЬ» в Санкт-Петербурге. В результате творческого поиска новых материалов он интересуется миниатюрным искусством. Он создаёт миниатюрные картины на семенах тыквы, подсолнечника и зёрнах риса, а также оригинальные копии картин Ван Гога на спичечных коробках. В апреле 2015 года Музей Винсента Ван Гога в Амстердаме публикует в своём официальном твиттере миниатюрную копию картины «Звёздная ночь», которую Салават Фидаи сделал на семечке тыквы.

В конце 2014 года Салават Фидаи открывает для себя новый материал — графитовые стержни карандашей. В период с ноября 2014 по февраль 2015 он создаёт первые микроминиатюры на кончиках карандашей.

Салават Фидаи использует в своей работе стереомикроскоп и нож со сменными лезвиями. Первые его микроскульптуры были сделаны из карандашей с грифелем диаметром 5 мм. В дальнейшем Салават стал использовать обычные карандаши с 2 мм грифелем. Он также работает и с меньшим диаметром грифеля: 0,5 мм и 0,35 мм механических карандашей.

В период с 2014 по 2017 год Салават Фидаи создал более 250 микроскульптур из графита.

В начале 2016 года была издана книга-фотоальбом «The Pencilbook» с работами Салават Фидаи за 2013—2014 год и его автобиографией. Средства на издание книги были собраны поклонниками на краудфандинговом проекте на Indiegogo.com

В июне 2016 года и в декабре 2017 в официальном аккаунте Instagram США опубликовали фото микроскульптур Салавата Фидаи.

В 2017 году Салават Фидаи создал  бюст президента Дональда Трампа  и Владимира Путина из грифеля карандаша диаметром 5 мм, портрет Путина находится в Музее «Русский Левша»  в Санкт-Петербурге.

В период с 2015 по 2021 год Салават Фидаи провёл свои выставки в городах России, Великобритании, Сингапуре, США, ОАЭ.

Удивительные фигурки на кончике карандаша вырезает художник из Уфы Салават Фидаи. Его работы выставляются по всему миру.

Людей восхищают эти произведения миниатюрного искусства, на создание каждого из которых уходит минимум 12 часов. Салават работает под микроскопом при помощи ножа для рукоделия. Грифели любит более твердые. Говорит, что поначалу портил по 2–3 карандаша, но теперь обходится почти без ошибок и отходов.

Салават Фидаи: «Не пачки, как многие думают. Да, некоторые писали в соцсетях, что вокруг тебя, наверное, горы опилок от заточенных карандашей, у тебя там целыми пачками карандаши стоят. Нет».

По образованию Салават юрист, но в детстве закончил художественную школу и всегда увлекался миниатюрой — писал картины на семенах и зернах. Затем творческие поиски привели к графитовым стержням. Салават выложил фотографии первых работ в Сеть, и людям, в том числе и за границей, понравилось. Поклонники даже помогли собрать деньги на издание фотокниги на английском языке и покупают фигурки по цене от 500 долларов. Сам автор настаивает, что он не Левша, подковавший блоху, не просто умелый ремесленник, а настоящий художник.

Салават Фидаи: «Графит — это такой же материал для скульптора, как мрамор или гранит. Я поэтому не гонюсь за масштабом, мне больше нравится художественная составляющая».

Салават Фидаи способен создать произведение искусства даже из тончайшего грифеля сечением 0,35 миллиметра. Подробности — в сюжете программы «Чудо техники».

История про Салавата Фидаи.

40-летний уфимец просыпался каждое утро и просто как робот шел на работу. Он всей душой ненавидел офис с таблицами и отчетами. Каждый день он себя спрашивал: «Вот так пройдет вся моя жизнь?»

Салават был из творческой семьи, посещал уроки рисования в школе. Однажды, после вопроса друга, рисует ли он, Салават ответил, что не брал кисти в руки уже больше 20-ти лет. Этот разговор и стал тем самым звоночком на изменения в жизни. Чем он хотел заниматься — не знал.

В одночасье все изменить было очень сложно: обязательства перед семьей, кредиты, долги. Да еще и как вот так начать себя искать, особенно, когда тебе далеко не 20 лет?

Видимо желание все изменить пересилило страхи и решение было принято. Он продал дом, чтобы погасить все кредиты и уволился.

Искал себя целый год. Рисовал картины маслом, но продавать не умел. Вся финансовая подушка была израсходована. Семья начала продавать ненужную бытовую технику. В этот момент появился соблазн пойти обратно на работу в офис. Но благодаря поддержке жены и детей, отступать от мечты не стал.

Он продолжил пробовать себя: рисовал картины известных художников на спичечных коробках, на семечках тыквы, подсолнечника и зёрнах риса и выкладывал работы в Инстаграм. Писал обычные картины маслом. Первую такую картину купил бывший начальник Салавата. Так он стал хоть что-то зарабатывать пока не открыл для себя микроскульптуры из грифеля карандаша.

Это и стало настоящей страстью.

Широкую известность мастер приобрел благодаря соцсети TikTok, где показывает за 15 секунд недельную работу над микроскульптурой. Работы Салавата покупают коллекционеры со всего мира, рекламодатели и музеи. Его заказчиками являются миллиардеры из рейтинга Forbes, как России, так и Америки.

Представьте себе, такие карандаши стоят от 1000 до 10000 долларов.

Сюда очень подходит одна цитата: «Или нужно делать то, что не делает никто, или делать так, как никто не делает».

Больше его потрясающих работ можно увидеть в этом коротком видео (оно без звука). За постороннюю картинку на 24 секунде прошу прощения) Поздно заметила.

Выставки

  1. Участие в фотовыставке «Столичная история» в ЦДСХ в г. Москва, сентябрь 2005
  2. Участие в фотовернисаже «Эрос. Времена и лики» в ЦВЗ «Манеж» в г. Санкт-Петербург, сентябрь 2007. [3]
  3. Участие в выставке молодых художников «Муза должна работать», Творческий кластер «Артмуза», г. Санкт-Петербург, январь 2015. [4]
  4. Первая персональная выставка в галерее LAUNCH! Gallery в городе Калвер-Сити, США, июнь 2016.
  5. Персональная экспозиция микроскульптур на вокзале Кингс Кросс, Лондон, по заказу компании Virgin Trains, сентябрь 2016. [15]
  6. Персональная экспозиция микроскульптур на Международной книжной ярмарке в экспо-центре г. Шарджа, ОАЭ, ноябрь 2016. [19]
  7. Участие в выставке «Рекорды и Невероятные факты. «TИТИКАКА», г. Архангельск, Россия, февраль 2017. [20]
  8. Персональная выставка «Игра престолов» в галерее K+Curatorial Space [21] , Сингапур по заказу компании HBO Азия, май 2017. [16] [17] [22] [23]
  9. Участие в выставке «Рекорды и Невероятные факты. «TИТИКАКА», г. Санкт-Петербург, Россия, июль 2017.
  10. Персональная выставка «Игра престолов» в г.Куала-Лумпур, Малайзия, при участии компании HBO Asia и Astro, июль 2017. [24] [25] [26] [27]
  11. Участие в выставке «Невидальщина: Маленькие чудеса в искусстве» от Международной гильдии мастеров и Витебским областным краеведческим музеем в г.Витебск, Белоруссия, август 2017. [28]
  12. Участие в выставке «Невидальщина» в Музее микроминиатюры «Русский Левша» МГМ, г. Санкт-Петербург, Россия, декабрь 2017. [14] [29]
  13. Персональная выставка микроскульптур «Игра престолов» в г.Бангкок, Таиланд, при участии компании HBO Asia и AIS D.C, август 2017. [30] [31]
  14. Персональная выставка микроскульптур из карандаша в галерее Samuel Owen Gallery, Гринвич, США, декабрь 2017 [32]
  15. Первая масштабная выставка в России «На кончике карандаша», Музей рекордов и фактов ТИТИКАКА, г. Санкт-Петербург, октябрь 2021. [33] [34]

О начале творческого пути

«Cначала были картины. Картины я писал маслом. Это было классно, клево, но их очень тяжело продавать за рубеж, потому что нужно пройти очень длинный бюрократический путь, чтобы вывести картину. Российская Федерация, скажем так, защищает свои картины, написанные маслом. Я потому и завязал с этим, что тяжело продавать за рубеж. В России ты никому не нужен, весь покупатель — там. Поэтому я перешел на другие материалы и стал интересоваться миниатюрой. Сначала были коробки (Салават делал копии картин известных художников, помещая их на спичечные коробки. — Forbes), потом семена различных растений, а потом я нашел карандаши. И карандаши зашли лучше всего — и по цене, и по спросу, и по отзывам в социальных сетях. Я решил этим заниматься, мне это было творчески интересно. Поэтому получилось так, что карандаши [стали] нужны коллекционерам, музеям, рекламодателям. И несколько музеев выкупили у меня коллекции: в Австралии, в США. В Санкт-Петербурге — пока единственный музей в России, который заинтересовался [моим] искусством — это музей [микроминиатюры] «Русский Левша».

О стоимости интеграций

«Иногда ценник за видео [на TikTok] может начинаться от $500, иногда он может быть в 10-20 раз выше. И доходы, соответственно, тоже такие скачущие — так же как, например, у Дины (Саевой, популярного TikTok-блогера с 17,9 млн подписчиков. — Forbes): если крупный бренд ее подпишет на несколько роликов — это будет хорошая сумма. А если будет всего один ролик — раскрутить одну песню, к примеру, — это будет маленькая сумма. Думаю, [я уже поработал] практически со всеми западными кинокомпаниями, которые делают блокбастеры для наших экранов: и Marvel, то есть это уже Disney, и 20th Century Fox, и Warner Bros. Делал [миниатюрные скульптуры] персонажей тех блокбастеров или мультфильмов, которые сейчас пойдут на экран».

О заработках и заказчиках

«Коллекционеры со всего мира постоянно заказывают [мои работы]. То есть [пополняют] личную коллекцию. Чаще всего они объясняют это тем, что это просто что-то прикольное, что-то интересное. Дарят [миниатюры] в подарок — известные персоны друг другу дарят, крупные бизнесмены, потому что чем еще удивить человека? Есть коллекционеры, которые покупают [мои работы] и убирают их в стол, шкаф или сейф. Я у них спрашивал: «Почему вы так делаете?» Я всегда интересуюсь, куда пойдет эта работа, и прошу, чтобы ее сфотографировали — где она теперь, как она пристроилась. Многие мне говорят: «Она в сейфе». «А почему?». — «Это инвестиция». Я говорю: «Как объясните?» Он [покупатель] говорит: «Ты — молодой перспективный художник, сейчас твоя работа стоит $10 000, а через 5 лет это будет $100 000. Дай Бог тебе здоровья, но когда-нибудь она будет и $1 млн стоить. Пускай пока полежит».

В пять раз дороже за 10 лет: как выгодно инвестировать в молодых художников

Когда коллекционеры заказывают [мои миниатюры], там минимальный ценник — от $1000 или от €1000. И он может быть намного выше, когда речь идет о какой-то уникальности. Это когда я подписываюсь, что я больше не буду повторять [эту работу]. Иногда заказчик говорит: «Ты вот это сделаешь — и все. Ты не должен больше повторять». Иногда я подписываю документ, что я не должен никому говорить, что я сделал и для кого. В первый раз, когда мне такое предложили, я был просто в шоке и по дурости назвал низкую цену. Но когда такое повторилось, я уже стал серьезно поднимать ценник. Я говорил: «Ребята, извините, за молчание нужно платить». Всегда чешется [язык] сказать, у кого какая работа. Это лица первый величины в странах по всему миру. Не буду говорить [кто] — я бумаги подписывал. Люди первой величины в шоу-бизнесе, в мире моды. Были [заказчики из рейтинга миллиардеров Forbes] и из российского, и из американского. Вообще соотношение клиентов за пределами России [к россиянам] — один к ста. То есть один — из России, сто — за рубежом.

Есть еще второй вид доходов, который сейчас превышает все остальные. Это промоушн песен на TikTok. Там целая очередь из заказов: видимо, людям всегда хочется чем-то еще удивить [других]. То есть мне дают песню, я делаю под нее видео, показываю [автору] на одобрение, мне говорят «окей» — и все, мы выкладываем. Сейчас цены — где-то от $500 за одну песню, и это будет в том случае, если от меня не требуют какую-то эксклюзивную скульптуру — тогда цена будет выше. Если это какой-то эксклюзивный заказ — они [заказчики] заморочились, сказали: «Нам нужно именно так и никак иначе» — и мне творчески это будет интересно, то я соглашусь, но цену буду существенно повышать. [Такой заказ] может и $3000 стоить. Я выбрал для себя такую тактику: если я не хочу делать —  я поставлю такую цену, что если они вдруг на нее согласятся, то я, скорее всего, скажу: «Ну, окей. За эти деньги, скорее всего, стоит это сделать».

О продвижении в соцсетях

«Зачем мне дилеры? Все эти дилеры, союзы художников, все эти старперские галереи, издательства, критики — это пережиток прошлого, сейчас есть интернет. TikTok и Instagram тому пример: тебе никто не нужен, если ты хоть чуть-чуть понимаешь в SMM. То есть клиент всегда сам придет на твой контент. Тебе просто нужен скоростной интернет и возможность показать свое искусство в каких-то соцсетях. И если твой контент интересный, тебе ничего не нужно делать, он сам «сарафанится». Там эффект снежного кома: паблики начинают [его] друг у друга воровать. Конечно, в конце выяснится, что даже твое имя не «кредитуют», то есть не пишут, что ты создал [этот контент]. Тем не менее работы становятся узнаваемыми, твои «видосы» узнают. Сейчас китайцы и индусы очень много воруют [контента в интернете]. Мне постоянно присылают мои подписчики [примеры того], что в китайском TikTok мое видео без упоминания моего имени набрало полмиллиарда просмотров. Обидно немножко, да.

Думаю, [без соцсетей] у меня не получилось бы, потому что это как писать письмо на деревню дедушке: мало работать, мало быть выдающимся художником — нужно это еще и показать людям. Потому что, если ты будешь делать в стол или оставишь [работы] в своей мастерской, никому не покажешь [их], как об этом узнает весь мир? Поэтому нужен Instagram, нужны другие соцсети, в том числе TikTok. И нужно не просто фотографировать и не просто снимать, а делать это на высоком профессиональном уровне. Картинка должна быть сочной, яркой, вкусной, привлекательной, потому что в этой пестрой ленте ты должен как-то выделиться, иначе тебя просто пролистают — и все».

О смене карьерного пути в 40 лет

«Первое, что я сделал, — это закрыл все кредиты. Как я их закрыл? Продал свой двухэтажный дом, который только что построил. В итоге получилось, что, продав дом, я стал строить другой дом, но поскромнее уже — одноэтажный. Но зато стал финансово независимым. У меня появились деньги, на которые моя семья могла жить около года. Честно говоря, их не хватило на целый год, потому что мы привыкли к определенному уровню жизни и не хотели его терять. А когда не хватило денег, стал продавать какое-то имущество из дома — не как люди, которым нужно получить дозу, а чтобы просто прокормить семью. Продал свой любимый горный велосипед — новенький еще, не запылившийся. Потом, когда я уже продал несколько картин, понял, что на это можно худо-бедно жить. И был такой момент, когда я все-таки сорвался и сказал супруге, что не получается — наверное, придется на работу возвращаться. Стыдно было возвращаться в ту же компанию: я хоть и хорошо расстался [с работодателем], но понимал, что возвращаться туда же — это не то. Стал искать другие предложения, начал ходить на собеседования и так далее. Но в один вечер супруга говорит: «Слушай, давай-ка ты еще попробуй, потому что я чувствую, что это не то, это не твое. Давай ты будешь художником». Именно благодаря супруге и поддержке детей я все-таки остался на этом пути».

О TikTok

«Это был, конечно, шок, потому что, например, в Instagram я за 6 лет до сих пор не набрал миллиона подписчиков. А в TikTok за месяц набрать миллион, потом в следующий месяц — опять миллион и в третий месяц — еще миллион, — это полный вынос мозга. Ты видишь, какой там охват, какая там активная аудитория, и просто теряешь самообладание, думаешь: вау! И TikTok для меня был просто экспериментом. Я понимал, что Instagram уже как-то загибается, Facebook — вообще ни о чем, YouTube — это как-то не мое, Likee мне не понравилась. Попробовал еще какие-то похожие на TikTok платформы — тоже не понравились. И тут моя младшая дочь, Сонечка, говорит: «Давай вот это попробуй». Я говорю: «Давай посмотрим». Сели с ней, на ее телефоне я посмотрел [видео на TikTok], она объяснила, что и как делать. Я пошел к себе в кабинет, где-то спустя два дня у меня что-то получилось, и я выложил первое видео. Условно, в 9 вечера я выкладываю видео, пошел посмотреть кино, возвращаюсь, а тут миллион просмотров у этого видео!

Я думаю: «Не понял что-то». Еще полистал, все проверил — точно миллион просмотров. Думаю, как такое может быть. Дочери показал, она говорит: «Ничего себе, ты попал в «реки». Я говорю: «А что такое «реки»?» Она говорит: «Ну, в рекомендации». Не то чтобы я совсем бумер, который ничего не понимает, — именно технологии TikTok тогда не совсем были понятны. Я говорю: «Окей, давай другое видео выложим». Выложили — ну, условно там 500 000 просмотров в течение дня. Она говорит: «Не выстрелило, бывает. Хотя я никогда в жизни не видела, чтобы первое же видео столько набирало». И потом пошло-поехало. Что еще помогло — у меня был большой архив видеоматериалов, накопившийся за пять лет. Я начал подгонять их под формат TikTok. И вот эта регулярность выкладывания «видосов» привела к тому, что контент начал качать и дело пошло. У меня даже такая традиция потом появилась: когда есть миллион просмотров, я на всю катушку включаю знаменитый танец Джокера на лестнице и джигу-дрыгу танцую на радостях, но чтобы никто не видел.

До того как я пришел в TikTok, мне хватало [денег], чтобы, скажем, закрыть все мои потребности, но на что-то еще — нет. Сейчас я могу честно сказать, что благодаря TikTok я квартиру купил — пока в Уфе, но мечтаю, что когда-нибудь смогу в «Москва-Сити» квартиру себе купить — просто для понта. В Уфе я купил прекрасную квартиру в центре, сейчас там делаю ремонт, и я доволен. Если бы не было TikTok, я не знаю, через какое время у меня это получилось бы.

Деньги просто под ногами валяются. Просто вот ходишь и топчешь деньги — не переворачиваешь, они там внизу гниют. Образно это первое, чем является для меня TikTok. Во-вторых, это платформа c просто охрененным охватом, с огромным всепоглощающим алгоритмом, который перемалывает все и делает людей знаменитыми за секунды. Есть мой пример, пример Беллы Порч (19-летняя звезда TikTok из США, 47,8 млн подписчиков. — Forbes). Ну кто она такая? Она просто девочка, которая танцевала, у нее не было никакого промоушена. То есть обычный человек становится звездой и миллионером. Окей, отодвигаем деньги в сторону: TikTok — это площадка для самовыражения. Ты можешь хоть чем на ней заниматься. Придя в TikTok, если ты немножко подумаешь, посмотришь, понаблюдаешь — у тебя есть огромный шанс сделать даже что-то великое».

О затратах на раскрутку

«Всегда думают, что я, как и все остальные, вкладываю неимоверные деньги в свою раскрутку. На самом деле я такой, видимо, старой формации человек: чем-то напоминаю коммунистов. Никому не буду платить за раскрутку и промоушен. Считаю, что художник должен продвигать себя только своим искусством, своим контентом. Поэтому я не платил ни Instagram, ни Facebook, ни тем более TikTok или каким-то другим компаниям, чтобы меня продвигали, чтобы меня раскручивали. Постоянно попадается вот эта кнопка «не хотите ли продвигать свои видео?». Нет. Принципиально нет. Кстати, каюсь, я в Facеbook один раз попробовал. Просто спортивный интерес: что будет? И один раз попробовал в Instagram: что будет? Ничего не сработало. То есть я впустую деньги выкинул. Тогда я стал спрашивать у знакомых и друзей, кто этим занимался, и у спецов. Они говорят: «Ну, по-честному, нет, это не работает». Тогда я вообще махнул на это рукой и во всяких «гивах» и «взаимках» не стал участвовать и не обращался к каким-то блогерам за пиаром».

Родом из детства

Первую картину маслом купили бывшие коллеги Салавата. Две другие нашли хозяев за 5 и 7 тысяч рублей. «Однажды крутил в руках спичечный коробок, и вспомнилось – мы же в детстве их собирали, как марки. Они такие красивые были, с картинками, портретами, городами. А теперь невзрачные! Один из моих любимых художников Ван Гог, поэтому и на коробках сперва появился автопортрет знаменитого голландца, а затем и «Звездная ночь над Роной». Выложил готовые работы в Интернет, и они неожиданно имели успех. Собрали в Сети кучу перепостов и «лайков», иностранцы раскупили их по $100 за штуку», – рассказывает уфимский Левша.

Следующим этапом стали миниатюры на семечках и фигурки из грифеля карандаша – от клиентов не было отбоя. «Я завел профили во всех соцсетях, сделал сайт. Фотографирую творения тоже сам. Чтобы продавать работы за рубеж, нашел иностранный интернет-магазин»,  — говорит Салават.

Через год в Instagram мастера было уже 140 тысяч подписчиков. «Признаться, заказов приходит гораздо больше, чем я готов делать. Стоимость постепенно повышается и зависит от сложности изделия. Сейчас она от $100 и до $1 тыс., если это индивидуальный сложный заказ. Иногда отказываю. Допустим, человек просит портрет его жены на семечке. А я не хочу ставить на поток ремесленную работу. Мне интересно бросать вызов самому себе, – продолжает Фидаи. – Недавно вырезал из карандаша голову лошади – пожалуй, это оказалось самым сложным. Делал «Черного мустанга» для себя, но его тут же купили за $1 тыс. Героев из сериала «Во все тяжкие», например, тоже хотел оставить, но продал за $550». Однажды Салават в шутку нарисовал миньонов, любимых персонажей своих детей, шариковой ручкой на банане. Юмор оценили в Интернете. «Правда, монетизировать роспись по банану я не собираюсь. И кстати, сам шедевр был дома съеден неустановленным ребенком, так что оригинал утрачен». 

Первая работа художника, выполненная на спичечном коробке
Первая работа художника, выполненная на спичечном коробкеФото: Личный архив Салавата Фидаи

Новости партнеров

10комментарии

«Графит многим более понятен, он ближе к народу»

— Сколько стоит одна ваша работа?

— Цены разные. Зависит от сложности, заказчика. Начинаются от тысячи долларов и выше. Суммы могут до многозначных чисел доходить в зависимости от объекта.

— Как происходит продажа миниатюр? Вам работы заказывают — и вы делаете, либо вы что-то мастерите, что сами хотите, — и готовую работу видят и покупают?

— Бывает и так, и так. Если есть вдохновение, сам что-то выдумываю, это от меня исходит. Но бывает, и заказчик предлагает, если мне идея нравится, я соглашаюсь и делаю. Когда мне не нравится предложение, я просто отказываюсь.

— Где живут ваши основные покупатели?

— В России можно по пальцам сосчитать — здесь единицы людей, кто у меня заказывали что-либо. Сейчас в Санкт-Петербурге представлены шесть скульптур на выставке «Титикака». Музей «Русский Левша» (Петербург) приобрел пять моих работ. Две работы приобрели ребята из Казани для своей выставки. В России в итоге сейчас можно увидеть менее 20 моих работ. Все остальные скульптуры продаются за рубежом, в основном в США. Информация о выставках и публикациях есть на моем сайте.

— Есть ли какие-то миниатюры, которые вам самому нравятся?

— На сегодняшний день я уже много сделал и что-то конкретно выделить не могу. Нравится «Железный трон», «Титан Браавоса», «Эйфелева башня», «Робот Валл-и».

Желающих было много, немало что-то подобное предлагали — сделать разные личности. В планах нет ничего такого. Я отказывался от таких заказов, творческого интереса здесь нет

— Вы в свое время делали фигурки Путина и Трампа. Кого еще из мировых лидеров вы готовы «взять на карандаш»?

— Мне это пока неинтересно. Желающих было много, немало что-то подобное предлагали — сделать разные личности. В планах нет ничего такого. Я отказывался от таких заказов, творческого интереса здесь нет.

— Много ли в мире, кроме вас, мастеров миниатюры? Или их можно сосчитать по пальцам одной руки?

— Любой вид искусства можно разделить по жанрам, по технике. Технику исполнения тоже можно разделить по уровню, которого человек достиг в своем мастерстве. Я знаю единицы людей, кто делает миниатюры на семечках за рубежом: в США, Турции, Японии. Есть те, кто делает миниобъекты в игольном ушке, на кончике волоса — такие мастера есть и у нас, на Украине, но их 2—3 человека. Тех, кто занимается с карандашами, графитом, кто достиг определенного уровня, я лично знаю трех—четырех человек во всем мире. Мало таких.

— Вы скульптуры вырезаете на грифеле. Не пытались ли работать с другими материалами — спичками, кончиками волос, иголками и другими?

— Не пытался. С деревом в таком масштабе тяжелее работать, потому что у него структура пористая, мягкая. Микрообъекты практически невозможно сделать из дерева. Чем меньше объект, тем должен быть прочнее, плотнее материал. К графиту я приспособился, мне нравится этот материал. А раньше пытался делать из мела, камня, воска, но другие материалы мне так не нравятся. Графит многим более понятен, он ближе к народу: все знают, что такое карандаш, могут представить масштаб.

Микрообъекты практически невозможно сделать из дерева. Чем меньше объект, тем должен быть прочнее, плотнее материал

— Какие карандаши вы используете в работе — определенной твердости-мягкости, какой-то марки?

— Твердость — HB и тверже: 2H, 3H. Мягкие — они более хрупкие. Марку определенную я тоже предпочитаю, но озвучивать не буду, чтобы не делать им рекламу. Скажу лишь, что этот зарубежный производитель мне наиболее подходит по качеству.

«Предпочитаю делать что-то свое»

— Сколько времени уходит на создание одной минискульптуры или маленькой картины?

— Зависит от объекта, сложности, сюжета. Что-то я делаю в течение дня — хватает 8—12 часов, а некоторые вещи делаю 3 или 4 дня. Допустим, «Железный трон» я делал в течение недели. Над статуей Браавоса (в форме гладиатора) тоже трудился около недели. Все зависит от сложности: от 8 часов до недели и больше.

— Вы сказали, что делаете картины на спичечных коробках. Также вы рисуете на рисовых зернышках, на различных семечках. Как пришла идея использовать такой вид «холста»?

— На семечках я не первый стал рисовать. Еще в древнем Китае и в древней Японии рисовали на рисовых зернах. Искусство миниатюры не я придумал. Просто в интернете у других художников увидел, вдохновился.

Зависит от объекта, сложности, сюжета. Что-то я делаю в течение дня — хватает 8—12 часов, а некоторые вещи делаю 3 или 4 дня. Допустим,
«Железный трон» я делал в течение недели

А со спичечными коробками как получилось? Я жил в Советском Союзе, коллекционировал спичечные коробки. Тогда они выпускались с интересными этикетками, посвящались чему-либо: корабли, самолеты, известные личности. В то же время коллекционировал и марки. А сейчас спичечные фабрики помещают на свою продукцию какую-то дурацкую рекламу или что-то такое скучное, одноцветное, однообразное. Вот я решил разукрасить их, сделать их снова симпатичными — это уже была оригинальная, моя собственная идея, больше я нигде такого не встречал, чтобы разукрашивали спичечные коробки.

— Вас уже называют уфимским Левшой. Вы все-таки левша или правша?

— Правша. Левша — это имя собственное, связано с тем, кто блоху подковал.

— А вы пробовали сами подковать блоху?

— Могу легко это сделать, но эта ниша уже занята. Неинтересно повторять, предпочитаю делать что-то свое.

— Кто ваши любимые художники прошлого?

— Два самых любимых — Винсент Ван Гог и Леонардо да Винчи. Ван Гог и своей судьбой интересен, и его импрессионизм мне очень нравится. Мне близка его биография, его творчество. А Леонардо да Винчи нравится как талантливый разносторонний человек: он и художник, и изобретатель, и скульптор.

— Вы их работы не пробовали копировать, перенося на свой материал?

— Ван Гога я копировал на спичечные коробки. Леонардо да Винчи — еще нет пока, просто им восхищаюсь.

 

Тайный покупатель

О копии «Звездной ночи…» на тыквенной семечке узнали даже в Музее Ван Гога и разместили на официальных страничках в соцсетях. После этого Салават отправил работу в Амстердам и получил в ответ благодарственное письмо. Теперь творение красуется в кабинете директора. Кроме «Черного мустанга» он выполнял еще несколько дорогих заказов. Причем приватных, и их детали по условиям контракта разглашать автор не вправе. «Могу сказать лишь, что это известные на Западе люди. Один из них – музыкант с миллионами поклонников. Другой – популярный рэпер. А третью работу заказали сотрудники в подарок боссу, имя которого тоже широко известно», — говорит Салават.

Фидаи знают и серьезные иностранные коллекционеры. «А до этого были обычные люди – американцы, австралийцы, которые хотели прикупить вещицу для себя или в подарок. 90% заказов из США, примерно 5% – Австралия и Европа (Германия, Италия, Франция). Несколько просьб из Японии, Восточной Азии. И всего один покупатель – из России». Миниатюры кудесника не нашли отклика и у художественных критиков в родном городе: после вопроса, состоит ли он в Союзе художников, им с Салаватом оказалось «не о чем говорить». «У меня лежит больше 10 приглашений в зарубежные галереи. Они предлагают персональную выставку, а мне показывать нечего – все продаю. Надеюсь, со временем подкоплю работы и сделаю экспозицию. Но только в Европе», – делится мужчина.

Сейчас он с женой и детьми живет на съемной квартире и достраивает дом. В нем, конечно, будет мастерская. Хотя уфимскому миниатюристу хватает всего 50 квадратных сантиметров на столе – под лампу, лупу и ноутбук. «Семья во время работы поначалу вокруг суетилась, мешала. И я решил творить по ночам. Теперь они знают, что трогать меня, пока я занят, нельзя – на каждый заказ уходит в среднем до 18 часов. В месяц делаю 5–10 работ. Но какого-то норматива не ставлю, – говорит Салават. – Мечтаю издать открытки с произведениями и коллекционные карточки. А еще решил поделиться опытом и в январе выпускаю книгу-фотоальбом с рассказами о моем творчестве и советами для таких же начинающих свой путь людей. Жизнь слишком короткая, чтобы растрачивать ее попусту, а потом жалеть об этом». 

tett
Зарплатто.ру - сайт о зарплатах и доходах, деньгах и финансах