Что такое государственный контракт по 44-ФЗ – понятие и особенности?

Содержание
  1. Понятие государственного контракта
  2. Особенности процедуры
  3. Законодательный регламент государственных контрактов
  4. Этапы осуществления сделки
  5. Заключение госконтракта
  6. Общий алгоритм заключения госконтракта
  7. Как заключить госконтракт по 44-ФЗ: пошаговая инструкция
  8. Сроки подписания госконтракта
  9. Исполнение госконтракта
  10. Ограничения по совершению сделки
  11. Условия заключения государственного контракта
  12. Прочие условия сделки
  13. Идентификатор госконтракта
  14. Причины для прекращения контракта
  15. Расторжение госконтракта
  16. Контракт разрывает заказчик
  17. Контракт разрывает поставщик
  18. Что нового в обеспечении и исполнении госконтракта
  19. Как заключить госконтракт, если аукцион ушел в минус
  20. Как заключить госконтракт с физическим лицом
  21. Как заключить госконтракт без торгов
  22. Открытый и закрытый реестры
  23. Казначейское сопровождение
  24. Правила контроля
  25. Идентификатор госконтрактов
  26. Судебная практика и законодательство — 44-ФЗ о госзакупках
  27. В чем состоят отличия контракта от договора по 44-ФЗ, и в какой ситуации подписывается контракт?
  28. Контракты и договоры регулируются не только 44-ФЗ, но и Гражданским кодексом.
  29. Согласно далее следующему примечанию, далее по тексту 44-ФЗ будет применяться термин «контракт».

Понятие государственного контракта

Государственным контрактом в специализированных нормативных актах принято считать договор, заключаемый на поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения госпотребностей, заложенных в бюджете определенного уровня (федерального, муниципального, регионального или во внебюджетных фондах).

Вопрос: Как отразить в учете торговой организации (принципала) выплату вознаграждения гаранту (банку) за предоставление банковской гарантии в целях обеспечения исполнения государственного контракта на поставку товара?
Согласно договору о выдаче банковской гарантии, заключенному между организацией и банком, вознаграждение гаранта за выдачу гарантии составляет 5 000 руб. и перечислено гаранту в день выдачи гарантии. Срок выданной гарантии составляет 90 дней. Согласно учетной политике организации вознаграждения за выдачу гарантий учитываются в периоде вступления гарантий в силу.

Обозначенные потребности (госнужды) озвучиваются через размещение государственного заказа. При этом заказчиком выступает определенный государственный орган или бюджетное учреждение, которые планируют свои закупки периодом не меньше 3 лет и публикуют эти планы в Единой информационной системе в свободном доступе.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! При значительных объемах таких закупок (более чем на 100 млн руб. в год) закон требует от организации иметь в штате специализированную службу для заключения госконтрактов.

Противоположной стороной договора может стать любое предприятие, организация, физлицо – индивидуальный предприниматель. Форма собственности, хозяйствования, а также юридический адрес при этом значения не имеют.

Как в счете-фактуре указать информацию об идентификаторе государственного контракта?

Преобладающий способ выбора партнера – это победа его на организуемых для этой цели торгах, которые проходят на тендерных площадках. Но законы Российской Федерации не запрещают сотрудничество государства с поставщиком, когда он один, напрямую, без организации тендера (в случае, когда этот поставщик принадлежит к сфере естественной монополии).

Потребности государства – это нужды в поставках определенных товаров, работ, услуг, требующихся державе для решения важных задач:

  • жизнеобеспечение;
  • оборона;
  • госбезопасность;
  • выполнение международных обязательств;
  • целевые программы – муниципальные либо региональные.

В государственном контракте, как и в любом другом, прописываются права и обязанности сторон – поставщика и заказчика, а также особенности их взаимоотношений в процессе выполнения заказа.

Можно ли привлекать субподрядчиков для исполнения государственных контрактов?

Особенности процедуры

Госконтракты, по 44 ФЗ, имеют определенную структуру, могут быть связаны с государственными организациями и с отдельными компаниями. В некоторых случаях допускается заключение подобного соглашения и с иностранными субъектами, например, если у государства нет возможности найти необходимые товары внутри страны. Госконтракт – это способ осуществления определенных действий. Например, возведение сооружений, реализация продуктов питания – все эти действия в рамках заключенного соглашения происходят на абсолютно законных основаниях.

Законодательный регламент государственных контрактов

Главные законодательные основы порядка размещения, заключения или расторжения государственных контрактов содержатся в Бюджетном и Гражданском кодексах Российской Федерации.

Особенности государственных контрактов регламентируются определенными федеральными законами, а именно:

  • Федеральным законом №135-ФЗ «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года (с изменениями и дополнениями);
  • Федеральным законом №60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 13 декабря 1994 года;
  • Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05 апреля 2013 года.

Этапы осуществления сделки

Госконтракт – это определенная последовательность действий, которая предполагает несколько этапов, каждый из которых имеет некоторую продолжительность. Проанализируем специфику каждого из них, чтобы понять принцип заключения такой сделки.

На первом этапе осуществляется оформление правоотношений между контрагентом и государством. Именно на этой стадии осуществляет непосредственное составление будущего проекта. Его разработка осуществляется органом власти, который выступает в качестве основного заказчика. Готовый вариант проекта представители властных структур направляют поставщику товаров или услуг. В том случае, если вторая сторона в полном объеме удовлетворена условиями договора, происходит заключение госконтракта. Подписание соглашения осуществляется в срок до 30 дней, далее происходит передача экземпляра договора контракта государственному органу, в задачу которого будет входить разработка проекта соглашения.

В некоторых ситуациях исполнение госконтрактов возможно только на основании результатов торгов. В таком случае сначала осуществляется размещение заказа на официальном сайте государственных структур, далее проводится конкурс. Победитель получает право на подписание соответствующего соглашения с представителями властных структур.

Заключение госконтракта

Контракт с государством заключается по специальным правилам, детально обозначенным в ФЗ №44. Для того чтобы подписать его, нужно правильно пройти несколько обязательных этапов:

    1. «Что нужно государству?» Сначала следует определиться, какие товары, услуги или работы составляют нужды госзаказчика. Для этого нужно заглянуть в план государственных закупок и план-график, которые ведутся с 1 января 2015 года.
    2. Размещение закупки. Определение поставщика с помощью конкуренции, через участие в тендере (запрос котировок, анализ предложений, конкурс, аукцион) либо оформление договоренности с единственным поставщиком.

ВАЖНО! На сегодня такие торги происходят преимущественно онлайн, на специальных сертифицированных электронных торговых площадках.

  1. Разработка проекта контракта. Проект обычно разрабатывает бюджетное учреждение или госорган, выступающие в качестве заказчика. В нем предварительно согласовываются отношения сторон, могут быть указаны дополнительные условия, например, текущий контроль со стороны представителя бюджета и др.
  2. Подписание письменного документа. Как и большинство соглашений, имеющих юридические последствия, госконтракт заключается в простой письменной форме.

Общий алгоритм заключения госконтракта

Согласно ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, госконтракт заключается с участником, победившим в конкурсной закупке, или же с единственным подрядчиком. Чаще всего госконтракты оформляются на основе проведения торгов. Обе стороны договора должны соблюдать определяемые законом сроки подписания контракта.

Как заключить госконтракт на основе результатов электронного тендера? Ст. 83.2 44-ФЗ подразумевает следующие этапы:

  1. Выявляется победитель онлайн-торгов.
  2. Итоговый протокол заносят в систему.
  3. В течение 5 дней с момента размещения итогового протокола заказчик публикует в ЕИС проект договора без подписей. Еще на этапе конкурса потенциальные исполнители могут изучить данный документ. Это предусмотрено ч. 2 ст. 50 44-ФЗ. После того, как тендер завершился, в проект вносят корректировки, которые были оговорены в процессе торгов. Это касается сведений о подрядчике, продуктах, услугах и их стоимости.
  4. В течение 5 дней с момента размещения проекта победитель закупки должен подписать его. Если условия исполнителя устраивают, он ставит электронную подпись и публикует договор на предусмотренной для этого онлайн-площадке. Если подрядчиком вносятся поправки, то оформляется и публикуется протокол разногласий.
  5. После поставщика договор заверяет заказчик. На это ему дается 3 рабочих дня. Если был составлен протокол разногласий, то у заказчика также есть 3 дня, чтобы принять новые условия либо отказаться от них. В последнем случае ему необходимо также письменно обосновать причины отказа. После этого в течение 3 дней исполнитель должен подписать новый проект и опубликовать его в системе.

Чем победителю торгов грозит признание его уклонившимся от заключения госконтракта?

  1. Подрядчика заносят в реестр ненадежных поставщиков, если недобросовестность его действий будет подтверждена. Если подписанию контракта с его стороны препятствовали технические причины, то в реестр его могут не включить.
  2. При наличии обеспечения исполнения контракта заказчик вправе удержать его.
  3. Заказчик имеет право требовать возмещения убытков через суд.
  4. Заказчик может подписать договор с конкурсантом, занявшим по результатам тендера второе место. Об этом говорится в ч. 14 ст. 83.2 44-ФЗ. После того, как победителя признали уклонившимся и занесли это в протокол, второму участнику в течение 5 дней должны предоставить проект договора. Отказ участника от подписания никаких последствий для него не несет.

Если заказчик со своей стороны допустил какие-либо нарушения в процессе заключения контракта, то исполнитель может подать на него жалобу в ФАС.

Как заключить госконтракт по 44-ФЗ: пошаговая инструкция

В России государственные закупки регулируются Федеральным Законом №44. Согласно правовым нормам, заключение госконтракта возможно в результате конкурса, аукциона, запроса котировок или предложений.

1. Как заключить госконтракт по 44-ФЗ?

В соответствии с 44-ФЗ, предприятие, желающее стать заказчиком, должно подходить под следующие условия:

  • Организация, которая ежегодно проводит госзакупки на сумму более 100 000 000 рублей, должна иметь в своем составе подразделение, отвечающее за участие в тендерах и оформление извещений.
  • Организация ведет планирование закупок. Планы рассчитываются на 3 года, их размещают в ЕИС для публичного просмотра.

2. Риски госзаказа

В ФЗ-44 существует ряд правил, регулирующих проведение электронных торгов и заключение госконтрактов.

Они связаны с антидемпинговой политикой. Теперь необходимо подтверждать добросовестность поставщика, назвавшего в ходе аукциона цену более чем на 25% ниже. Таким образом, по новым условиям подрядчик обязан предоставить обеспечение исполнения контракта. Сумма обеспечения должна быть в 1,5 раза больше суммы, указанной в извещении и документах заказчика. Если же размер НМЦК составляет не более 15 000 000 рублей, то надежность поставщика подтверждается минимум тремя ранее заключенными госконтрактами, и стоимость хотя бы одного из них должна быть равна цене, предложенной конкурсантом, или дороже на 20%.

Исполнение госконтракта подразумевает и некоторые риски. По законодательству, как заказчик, так и исполнитель могут подвергнуться санкциям.

Подписывая контракт, важно понимать, что указанная в нем сумма не может быть изменена в ходе реализации договора.

Самое большое количество госконтрактов заключается на уровне регионов РФ. Главные заказчики – это органы государственной власти.

3. Срок заключения госконтракта по аукциону в соответствии с 44-ФЗ

На сроки заключения госконтракта влияет разновидность закупки. Перед вами таблица со сроками подписания контракта поставщиком. Он всегда первым заверяет договор подписью. Только после него это может сделать заказчик.

Способы определения поставщикаКогда заключается контракт
Открытый онлайн-конкурсКонтракт заключается не раньше, чем через 10 дней от начала конкурса
Онлайн-конкурс с ограниченным участиемКонтракт заключается не раньше, чем через 10 дней от начала конкурса
Двухэтапный онлайн-конкурсКонтракт заключается не раньше, чем через 10 дней от начала конкурса
Закрытый онлайн-конкурсКонтракт заключается не раньше, чем через 10 дней от начала конкурса
Электронный аукционКонтракт заключается не раньше, чем через 10 дней от начала аукциона
Закрытый онлайн-аукционКонтракт заключается не раньше, чем через 10 дней от начала аукциона
Запрос котировок в электронном видеКонтракт заключается не раньше, чем через 7 дней с момента публикации
Запрос предложений в электронном видеКонтракт заключается не раньше, чем через 7 дней с момента публикации

4. Исполнение государственного контракта

Чтобы заключить госконтракт по 44-ФЗ, исполнитель обязан предоставить заказчику обеспечение исполнения.

Обычно его сумма составляет 10-30% от НМЦК. Обеспечением может являться не только денежная сумма, указанная в контракте, но и гарантия банка. Чаще всего поставщики предоставляют именно её, так как в этом случае не требуется извлекать деньги из оборота, чтобы подтвердить свою надежность.

По 44-ФЗ подходят документы лишь тех банков, которые имеют лицензию на выдачу гарантий и включены в соответствующий реестр.

5. Идентификатор государственного контракта

Согласно ст. 6.1 Федерального закона №275 «О государственном оборонном заказе», все заключенные госконтракты должны иметь индивидуальные идентификационные номера.

Под этим кодом контракт заносят в реестр.

Номер состоит из 25 знаков. В каждом блоке номера зашифрована информация:

  • идентификатор государственного заказчика;
  • способ подтверждения надежности подрядчика, на основании которого подписан госконтракт;
  • период действия контракта;
  • порядковый номер контракта, который зависит от внутренней нумерации заказчика.

Идентификатор – это уникальный код, который никогда не повторяется. Его присваивают контрактам не только в области ГОЗ, но и в других отраслях.

О том, как присваивается ИГК договорам, не относящимся к сфере гособоронзаказа, поясняется в ст.5 ч.2 415-ФЗ.

Сроки подписания госконтракта

Главное правило: подрядчик всегда подписывает первым, а заказчик – после него. Поэтому предельные сроки устанавливаются для подрядчиков. Они зависят от того, каким способом выбирали партнера-поставщика для госучреждения или бюджетного органа. Для каждого конкурентного метода предусмотрены свои периоды для подписания. Они приведены в таблице 1.

Таблица 1

Когда подрядчик должен подписать государственный контракт

Способ, которым был определен поставщикГраничные сроки подписания поставщиком
КонкурсС момента размещения протокола
1Открытый конкурс10 дней
2Конкурс с ограниченным участием10 дней
3Конкурс в два этапа10 дней
4Закрытый конкурс10 дней
5Закрытый конкурс с с ограниченным участием10 дней
6Закрытый конкурс в два этапа10 дней
АукционС даты размещения протокола или проекта контракта
1Электронный аукцион5 дней
2Открытый аукцион10 дней
Запрос котировокНе раньше недели и не позже 20 дней (указывается в извещении на проведение запроса)
Запрос предложенийНе раньше недели с даты размещения итогового протокола, не позже 20 дней с даты подписания протокола

Исполнение госконтракта

ФЗ №44 гласит, что обязательное условие заключения контракта – это подтверждение перед заказчиком обеспечения его исполнения. Обычно это гарантия суммы, составляющей 10-30% от начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Обеспечение принимается исключительно в форме:

  • гарантии от кредитного финансового учреждения (банка);
  • денег в указанном количестве.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Гарантию вправе дать не любой банк, а только тот, который имеет необходимую лицензию и значится в Реестре банков Минфина РФ.

Ограничения по совершению сделки

Существуют определенные ограничения по подобным сделкам. Контракт можно заключать только через десять дней после подписания протокола проведенных торгов, но не позднее чем через 20 дней после проведения процедуры. В том случае, если поставщиком не будет подписан соответствующий договор в установленные законодательством сроки, право на заключение соглашения с представителями власти переходит иному хозяйствующему субъекту.

Госконтракт – это способ частного поставщика заявить о себе, своей деятельности на уровне государства. Победителем становится та фирма, которая предложит наиболее выгодные условия сделки в рамках проводимых торгов. Компания, которая отказывается от заключения государственного контракта, заносится в специальных реестр ненадежных контрагентов. В таком случае компанию лишают права на протяжении трех лет участвовать в госзаказах и торгах.

Условия заключения государственного контракта

Существует разделение условий, связанных с заключением сделки между поставщиком услуг или товаров и представителями государственных структур, на несколько видов:

  • обязательные;
  • существенные;
  • прочие.

К первой группе относятся те условия, которые связаны со сроком, стоимостью, предметом, порядком оплаты. Если контрагент осуществляет свою деятельность по УСН, в таком случае контракт не включает НДС. В противном случае размер налога на добавленную стоимость указывают в составе стоимости по заключаемому контракту.

Среди обязательных условий контракта выделяют: место выполнения работ, процедуру принятия товара, ответственности сторон. Например, оговаривается казначейское сопровождение госконтрактов. В том случае, если контрагент нарушает условия сделки, он вынужден будет выплатить неустойку государству, которая исчисляется в полном соответствии со ставкой рефинансирования Центробанка, действующей на тот временной промежуток.

Казначейское сопровождение госконтрактов в 2017 году позволило усилить контроль подобных сделок, не допускать траты государственных денег.

Если одной из сторон договора удастся доказать, что причиной невыполнения условий, указанных в контракте, стали объективные причины, какие-то форс-мажорные обстоятельства, в таком случае сторона договора не будет выплачивать неустойку.

Прочие условия сделки

Прочими условиями считают обеспечение контракта. Под ним понимают финансовую гарантию выполнение поставщиком услуг либо товаров по заключенному государственному контракту. Как осуществляется сопровождение? Госконтракт предполагает участие третьей стороны, в задачу которой входит проверка соблюдения условий сделки обеими сторонами. В основном в качестве такого стороннего наблюдателя выступает именно казначейство, являющееся гарантом финансовой стороны соглашения.

Если контрагент властного органа не сумеет решить задачи, поставленные в контракте, в таком случае у заказчика появляется возможность возместить убытки, возникшие из-за подобной ситуации.

Идентификатор госконтракта

Чтобы данные госконтракта попали в соответствующий реестр, он должен получить определенный идентификатор. Это присваиваемый контракту условный номер-код из 25 цифр, уникальный и неповторимый, который не может принадлежать более никакому контракту, даже с тем же исполнителем и у того же заказчика. Позиции кода обозначают:

  • идентификационный код заказчика;
  • способ, который стал определяющим для поставщика;
  • период актуальности контракта (начало и завершение);
  • порядковый номер контракта (согласно внутренней нумерациии каждого отдельно взятого госзаказчика).

Идентификатор положен не всем госконтрактам, хотя его и можно присвоить – право на это у заказчика есть всегда. В обязательном порядке этот код назначается государственным заказам в оборонной сфере, а также в других, регламентированных в ст. 5 ч. 2 ФЗ №415.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! С 2017 года этот идентификатор, если он наличествует, требуется указывать в специальном поле счета-фактуры, в том числе и корректировочного. Изменения внесены в ст. 169 Налогового кодекса РФ.

Причины для прекращения контракта

Есть определенные условия, при соблюдении которых можно прекратить заключенный государственный контракт. Например, это допускается в том случае, когда обе стороны приняли решение о прекращении правоотношений. Кроме того, сделка завершается в том случае, если контракт был аннулирован по судебному решению.

В этом случае в качестве инициатора о расторжении договора выступает одна из сторон контракта. Например, если контрагент не выполнил обязательства, которые были изложены им в договоре, в установленные сроки, либо выполнил их в неполном объеме, в таком случае у второй стороны (заказчика) есть право на аннулирование сделки в судебном порядке.

Расторжение госконтракта

Эта процедура находится в ведении Гражданского кодекса РФ. Расторжение возможно в одном из 3 законодательно предусмотренных случаев:

  • по соглашению сторон;
  • в результате судебного решения;
  • в случае отказа одной из сторон от исполнения обязательств по контракту.

Если с первыми двумя способами расторжения все относительно прозрачно, то с односторонним расторжением может возникнуть ряд вопросов.

Контракт разрывает заказчик

Если в контракте указывались условия, гласящие, что заказчик может оказаться вправе его разорвать в одностороннем порядке и эти условия наступили, то муниципальный (государственный) заказчик вправе прекратить действие контракта в соответствии с ч. 9 ст. 95 ФЗ №44. Это может произойти по следующим причинам:

  • товары, услуги, работы ненадлежащего качества;
  • поставка недоукомплектованной продукции;
  • нарушения временных рамок;
  • выявленные в ходе исполнения недостатки не исправляются.

Если к моменту одностороннего расторжения поставщик уже исполнил часть заказа, то новый контракт, естественно, должен быть уменьшен на соответствующее количество товара (работ, услуг).

Контракт разрывает поставщик

Одностороннее прекращение контракта с госзаказчиком подрядчик может осуществить по таким причинам:

  • поставленные товары, оказанные услуги или выполненные работы не оплачены своевременно;
  • работы, услуги или товар не приняты без надлежащих на то оснований;
  • заказчик специально препятствует исполнению обязательств подрядчика по контракту.

Тексты государственных контрактов чаще всего являются типовыми, соответствующие шаблоны можно скачать в интернете.

Что нового в обеспечении и исполнении госконтракта

Чаще всего в документации конкурса указано о необходимости внести обеспечение исполнения контракта. Однако в соответствии со ст. 96 44-ФЗ, если это закупки или запрос котировок у единственного подрядчика, заказчик сам решает, выдвигать ли данное требование.

Если законом предусмотрено обязательное внесение обеспечения, то при заключении госконтракта это условие должно быть соблюдено. Таким образом, участник, победивший в закупках, обязан внести обеспечение до того, как контракт будет подписан.

Отсутствие обеспечения или его несоответствие требованиям конкурса влечет за собой признание заключенного госконтракта ничтожным. Если поставщик не предоставляет обеспечение в указанные сроки, то его считают уклонившимся от подписания контракта.

Зачем необходимо обеспечение исполнения контракта? Во-первых, поставщик, таким образом, подтверждает свою благонадежность. Во-вторых, если он нарушит условия договора, заказчик в качестве компенсации удерживает обеспечение.

В 2019 году появились нововведения, которые касаются обеспечения по госконтрактам. Теперь в торгах с преимуществами для СМП и субъектов НКО сумма обеспечения рассчитывается от цены контракта, а не от НМЦК.

Размер обеспечения должен быть равен авансу или больше. Чтобы не вносить обеспечение, поставщик может подтвердить свою надежность, предоставив документы, из которых следует, что ранее он успешно исполнил три заключенных госконтракта. Общая сумма этих контрактов должна быть не менее НИЦК.

Кроме того, в 2019 году был установлен срок для возврата обеспечения поставщику: не позднее 30 дней после выполнения всех условий контракта. Если речь идет о торгах с преимуществом для СМП, то крайний срок возврата – 15 дней после исполнения договора.

Какой срок должен быть у банковской гарантии, стороны решают сами. Однако она должна действовать не менее 30 дней после выполнения контракта.

В июле 2019 года внесены изменения в правила замены обеспечения. По новым условиям, если гарант лишился лицензии на финансовые операции, то подрядчик обязан предоставить другое обеспечение. Это необходимо сделать в течение месяца после того, как заказчик был об этом проинформирован. Если подрядчик не успел к сроку, ему начисляют пени. Расчет происходит в соответствии с ч. 7 ст. 34 44-ФЗ, то есть по тем же правилам, что действуют в случае неисполнения обязательств по госконтракту.

Изменения затронули и уменьшение обеспечения. Если у банка была отозвана лицензия, то поставщик, предоставляя новую гарантию, имеет право на уменьшение суммы обеспечения. Также изменился способ обеспечения, а исполнение контракта должно быть прописано в договоре поэтапно.

Государственные заказчики с июля 2019 года имеют право требовать от поставщиков банковскую гарантию или обеспечение в виде денежных средств, если контракт подразумевает гарантийные обязательства.

44-ФЗ не регулирует сроки действия заключенных госконтрактов. Они устанавливаются в зависимости от условий закупки и её предмета. Даже если срок контракта подошел к концу, он имеет свою силу до исполнения всех условий, оговоренных в нем.

После того, как контракт был подписан, проводятся определенные процедуры, установленные законодательством:

  1. Прием продукции или услуги, проверка товара на соответствие заявленному качеству.
  2. Внесение заказчиком оплаты за поставку товара или выполнение услуги, а также исполнение иных договоренностей.
  3. Действия заказчика и подрядчика, если изменились условия госконтракта или он был расторгнут по правилам ст. 95 44-ФЗ.

Чтобы определить качество выполненных услуг, заказчик может пригласить специальных экспертов, которые выдадут заключение. Затем оно размещается в ЕИС для открытого просмотра.

Как заключить госконтракт, если аукцион ушел в минус

Федеральное законодательство разрешает в рамках онлайн-аукциона предлагать цену ниже нуля. В ч. 23 ст. 68 Закона № 44-ФЗ говорится о том, если во время онлайн-торгов стоимость госконтракта уменьшается до половины процента от первоначальной суммы или ниже, то аукцион проводится на право заключить контракт. И в этом случае заказчику в ходе аукциона следует увеличивать цену контракта. Закон № 44-ФЗ устанавливает следующий порядок проведения такого аукциона:

1) стоимость контракта в ходе аукциона не должна превысить 100 000 000 рублей;

2) конкурсант не имеет права предлагать цену выше максимально допустимой для этого поставщика. Предельная сумма указывается в решении об одобрении или о совершении по итогам торгов сделок от имени участника аукциона;

3) сумма обеспечения исполнения заключенного госконтракта зависит от начальной стоимости контракта, которая прописана в извещении о проведении конкурса.

Согласно этим правилам, победителем торгов является подрядчик, предложивший самую большую цену за право заключить контракт. Кроме того, его заявка на участие в конкурсе должна соответствовать нормам документации, о которых упоминается в ч. 13 ст. 69 Закона № 44-ФЗ.

В такой ситуации контракт оформляется лишь после того, как победитель внес на предназначенный для этого счет денежную сумму, равную предложенной им заказчику за право заключить контракт. Также подрядчик обязан предоставить обеспечение исполнения контракта.

В проекте контракта заказчиком подтверждается право исполнителя заключить контракт по предложенной им цене, а также необходимо прописать схему расчета штрафов в случае ненадлежащего исполнения.

В реестре контрактов указывается не стоимость договора, а делается отметка «право заключить контракт».

Как заключить госконтракт с физическим лицом

Иногда заказчикам приходится сталкиваться с тем, что победителем аукциона становится физическое лицо. Конечно, такие ситуации достаточно редки, да и суммы контрактов, как правило, маленькие. Но все же Закон № 44-ФЗ регулирует подобные отношения, устанавливая для них определенные правила.

Итак, как заключить госконтракт с гражданином?

  1. Физическое лицо или индивидуальный предприниматель?В реальности лишь небольшое количество заказчиков понимают, в чем заключается отличие индивидуального предпринимателя от физического лица. Для многих эти понятия равноценны. Конечно, такое представление ошибочно.

    Гражданский Кодекс РФ обязывает физическое лицо зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, если его деятельность можно охарактеризовать следующим образом:

    • имеются стабильные связи с поставщиками и клиентами;
    • имущество приобретается или производится с целью получения дохода;
    • существуют взаимосвязи между сделками, заключенными за конкретный период.

    Это далеко не полный перечень признаков, на основании которых физическое лицо признается предпринимателем.

  2. Варианты заключения контракта с физическим лицом Заключить договор с физическим лицом можно в результате конкурса или напрямую. Это регламентируется положениями ст.93 Закона 44-ФЗ. Законом такие сделки не ограничиваются.

    Обычно речь идет о небольших суммах, поэтому они регулируются п.4-5 ст.93 Закона № 44-ФЗ. Редко, но бывают ситуации, когда стоимость контракта достаточно велика, а исполнителем выступает физическое лицо. Вот эти случаи:

    • услуги, связанные с творческой деятельностью;
    • услуги по проведению экскурсии;
    • услуги преподавателя.

    Физические лица также могут принимать участие в закупках. Но комиссия должна понимать, что к заявке от такого конкурсанта предъявляются иные требования.

  3. Особенности заявки физического лица на участие в закупке Для каждого вида закупок существует своя форма заявки. Мы опустим эти подробности и расскажем лишь о том, какие особенности имеет заявка на участие в аукционе от физического лица.

    В частности, гражданин указывает не название организации и ее местонахождение, а свои фамилию, имя, отчество и адрес проживания. Выписку из ЕГРЮЛ гражданин предоставить не может, поэтому он прикладывает копии документов, подтверждающих личность.

    Несколько слов об ИНН. По закону его необходимо указывать лишь учредителям юридических лиц, поэтому комиссия конкурса не может требовать этого от физического лица.

  4. Учет НДФЛ при заключении контракта с физическим лицомПри заключении госконтракта с физическим лицом, которое не является предпринимателем, учитывается НДФЛ. Часть 13 статьи 34 Закона № 44-ФЗ определяет, что стоимость контракта не должна быть больше суммы НДФЛ.

    Однако зачастую данное требование заказчики игнорируют. В отличие от комиссии, которая строго следит за его соблюдением.

  5. Гражданско-правовые или трудовые отношения? Иногда проверяющие органы считают заключенный госконтракт с физическим лицом трудовым договором. Чаще всего это происходит, если действия подрядчика регламентируются внутренним распорядком предприятия, которое является заказчиком. И заказчик же определяет, как должна быть оказана услуга.

    Если комиссия сомневается в том, что отношения являются гражданско-правовыми, и заказчик не может представить соответствующие доказательства, то проверяющие органы будут вправе признать договор трудовым.

Как заключить госконтракт без торгов

  1. Общие положенияГосзаказчики могут заключать самые разные сделки. Среди них встречаются и контракты в области внешней экономической деятельности. Существует отдельное понятие, характеризующее такую сделку. Важно понимать, что прямые контракты ВЭД и прямые закупки по 44-ФЗ – это абсолютно разные вещи. Прямой контракт ВЭД – это договор российского импортера напрямую с производителем продукции. Поэтому такие контракты больше относятся к таможенному законодательству, чем к контрактной системе.

    Прямой контракт по 44-ФЗ – это закупка продукции у единственного подрядчика без проведения конкурса. Данная процедура является предметом ст. 93 44-ФЗ. Существует два типа соглашений:

    • на сумму не более 100 000 руб.;
    • на сумму до 400 000 руб.

    Если это малая закупка, то заказчику нет необходимости обосновывать нецелесообразность проведения конкурса, чтобы определить подрядчика, цену госконтракта и другие условия.

    В таком случае размещать сведения о такой закупке в ЕИС необязательно. Но заказчику нужно занести всю информацию в журнал регистрации договоров и сохранить документы. Ведь по окончании финансового года все закупщики отчитываются по госконтрактам, а отчеты публикуются в ЕИС.

    С 01.03.2019 появился ЕАТ «Березка» – единый агрегатор торговли для малых закупок и госконтрактов на предоставление лекарств по решению лечебной комиссии. Эта платформа позволяет органам исполнительной власти федерального уровня и казенным учреждениям их ведомства оформлять прямые контракты. Это не относится к силовым структурам, которые проводят закупки тем же способом, что и раньше.

    Если того требуют специальные акты на уровне муниципалитета или субъектов РФ, региональные и муниципальные закупщики должны заключать госконтракты через агрегатор.

    Агрегатор «Березка» доступен на сайте agregatoreat. Теперь здесь можно не только заключить контракт до 100 000 рублей (в соответствии с ч. 4 ст. 93) и до 400 000 рублей (в соответствии ч. 5 ст. 93), но и провести закупку лекарственных средств на сумму 200 000 рублей, что регламентировано ч. 28 ст. 93.

  2. Прямые контракты до 100 000 рублей Соглашение до 100 000 рублей можно заключить, если за год объем закупок по этому основанию составляет не более 50 000 000 рублей. Эти ограничения не распространяются на мероприятия, которые закупщики проводят для того, чтобы обеспечить муниципальные потребности сельских поселений.

    Важно понимать, что для заключения госконтракта на сумму до 100 000 рублей необходимо включить в него основание, по которому закупщик оформляет заказ. В этом случае основанием считается п. 4 ч. 1. ст. 93 44-ФЗ.

  3. Прямые контракты до 400 000 рублейВ таких закупках могут участвовать государственные или муниципальные учреждения культуры, деятельность которых связана с сохранением и популяризацией объектов культуры и истории. Также закупки такого рода могут осуществлять государственные или муниципальные образовательные учреждения, перечень которых есть в п. 5 ч. 1 ст. 93. Сумма госконтракта не должна составлять более 400 000 рублей, а годовой объем закупок не должен превышать 20 000 000 рублей и быть на 50% больше, чем СГОЗ.

    Важно понимать, что если закупщик превысит указанные рамки, то его могут привлечь к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ. Минимальный штраф, который грозит нарушителю, – 30 000 рублей. Чтобы не попасть в такую ситуацию, заказчик должен следить за потраченной суммой и фиксировать договоры такого рода в отдельном реестре.

    Как заключить госконтракт в соответствии с этими правилами? Закупщик устанавливает предмет заказа, его стоимость и условия договора. Далее он предоставляет изложенные требования потенциальному подрядчику. Если последний согласен с условиями, то стороны переходят к подписанию госконтракта.

Открытый и закрытый реестры

В действительности таких реестров два — открытый и закрытый. В последний передается информация о контрактах, содержащих данные, составляющие государственную тайну.

Правила ведения закрытого реестра в целом совпадают с правилами открытого в части состава информации и порядка ее предоставления заказчиком. Разница лишь в том, что открытый реестр должен быть публичным и вестись в электронной форме в ЕИС. Ну, а природа закрытого реестра такова, что он недоступен для обычных пользователей, поэтому не размещается публично. Вестись такой реестр может на бумаге или на электронных носителях, в том числе съемных.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Все соглашения, никоим образом не связанные с государственной тайной, попадают в открытый реестр. Ведется он Федеральным казначейством и публикуется в ЕИС (раздел «Реестр контрактов, заключенных заказчиками»). Воспользоваться им может любой желающий совершенно бесплатно.

Казначейское сопровождение

Использование механизма казначейского сопровождения госконтрактов имеет своей целью более полный контроль за использованием бюджетных средств, выделенных для удовлетворения тех или иных нужд государственных и муниципальных заказчиков.

Государственные контракты подлежат контролю в случаях, когда речь идет:

  • о предоставлении средств из бюджета на общую сумму более ста миллионов рублей;
  • о денежных средствах, которые предоставляются в качестве субсидий и инвестиций;
  • о соглашениях, на основании которых делаются взносы в уставный капитал или имущество юридических лиц, источниками финансирования которых являются перечисляемые средства из государственного бюджета;
  • о предоставлении средств на основании нормативных актов, в содержании которых предусмотрено перечисление средств в качестве субсидий. Исключением являются нормативные акты, по которым планируется заключение соглашения о перечислении субсидии;
  • о контрактах, которые заключаются в целях исполнения государственного оборонного заказа теми государственными учреждениями, которые занимаются обеспечением безопасности и обороноспособности Российской Федерации.

Правила контроля

Что касается проведения процедуры контроля за заключенными государственными контрактами, то осуществляется это следующим образом:

  • территориальные подразделения, образованные Федеральным Казначейством (ТОФК) в каждом субъекте Российской Федерации, открывают в учреждениях Центрального банка специальные счета, на которых будет происходить учет денежных средств юридических лиц, которые не являются участниками бюджетного процесса;
  • сами юридические лица, выступающие в качестве исполнителей по государственным контрактам, открывают счета в тех территориальных управлениях Казначейства, к которым они относятся по факту регистрации юридического лица. На эти счета им будут перечислены денежные средства в счет оплаты выполнения обязательств по тому или иному контракту.

Однако, чтобы списать средства с данного счета, юридическому лицу придется предоставить в ТОФК достаточно обширный пакет документов, в который входят:

  • сам государственный контракт в бумажном виде или в виде электронного документа, подписанного всеми участниками закупочной процедуры с использованием квалифицированных цифровых подписей всех участников процедуры;
  • платежные поручения, подтверждающие факт перечисления денежных средств от государственного заказчика к исполнителю;
  • документы об исполнении всех взятых обязательств по контракту либо их части, если частичная оплата предусмотрена условиями такого контракта;
  • документы, которые смогут подтвердить право на получение целевых бюджетных средств со специальных счетов ТОФК (накладные, акты приемки, акты выполненных работ и т. д.).

Идентификатор госконтрактов

Для того чтобы при проведении процедуры по перечислению денежных средств исполнителю по контракту должностное лицо Федерального Казначейства имело представление о том, о каком контракте идет речь, каждому заключаемому контракту присваивается специальный идентификатор – уникальный номер, формируемый заказчиком по итогам заполнения позиций в реестре проводимых закупок.

Сам по себе идентификатор представляет собой цифровой код, состоящий из двадцати цифр. Использование данного кода обязательно во всех документах исполнения, а также платежных поручениях, которые оформляются по контрактам, имеющим казначейское сопровождение.

В том случае, если заказчик по каким-то причинам код-идентификатор контракта не сформировал, могут возникнуть серьезные проблемы с перечислением средств исполнителю, а на заказчика будут наложены меры ответственности за нарушение требований действующего закупочного законодательства.

Судебная практика и законодательство — 44-ФЗ о госзакупках

Приказ Минэкономразвития России от 06.04.2017 N 169 (ред. от 17.08.2020) “О создании и порядке работы постоянно действующей комиссии по обоснованности закупок Министерства экономического развития Российской Федерации” (вместе с “Положением о порядке работы постоянно действующей комиссии по обоснованности закупок Министерства экономического развития Российской Федерации”)

В целях организации работы по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для нужд Министерства экономического развития Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” приказываю:

<Письмо> Минтруда России от 10.03.2017 N 11-3/10/П-1850 <Рекомендуемые подходы к определению структуры и состава общественных советов по проведению независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования>

– отсутствие организации в реестре недобросовестных поставщиков по результатам оказания услуг в рамках исполнения контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”.

Приказ Генпрокуратуры России от 31.05.2017 N 372 (ред. от 28.02.2020) “О введении в действие Инструкции об обеспечении форменным обмундированием прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, о порядке его ношения, учета, хранения и выдачи”

7.9. В соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” при оценке соответствия поставляемого товара требованиям государственного контракта получателем может проводиться экспертиза. Экспертиза может проводиться получателем своими силами или с привлечением экспертов, экспертных организаций. При привлечении экспертных организаций (экспертов) получатель уведомляет поставщика о дате и месте проведения экспертизы, а также об экспертной организации (эксперте), осуществляющей экспертизу. По факту необходимости проведения экспертизы или привлечения экспертной организации (эксперта) получатель информирует Генеральную прокуратуру Российской Федерации о предполагаемой дате проведения экспертизы и ее стоимости.

Приказ Росрезерва от 27.02.2017 N 35 Об утверждении Порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Федерального агентства по государственным резервам

по строке 1001 – суммы оплаты в соответствующем финансовом году по контрактам (договорам), заключенным до начала очередного финансового года, при этом в графах 7 – 9 указываются суммы оплаты по контрактам, заключенным в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” <2> (далее – Федеральный закон N 44-ФЗ), а в графах 10 – 12 – по договорам, заключенным в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” <3> (далее – Федеральный закон N 223-ФЗ);

Приказ Управления делами Президента РФ от 11.05.2017 N 180 (ред. от 04.04.2018) Об утверждении Порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности федерального государственного бюджетного и автономного учреждения, подведомственного Управлению делами Президента Российской Федерации

в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”

Приказ МВД России от 27.03.2017 N 151 Об утверждении Положения об управлении реализацией федеральной целевой программы “Повышение безопасности дорожного движения в 2013 – 2020 годах

19. Определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) мероприятий Программы осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”

<Письмо> ФАС России от 01.04.2016 N АК/21351/16 “По вопросу правомерности установления заказчиками в описании объекта закупки торговых наименований лекарственных препаратов”

Таким образом, Законом о контрактной системе предусмотрены случаи, при которых заказчик вправе указывать торговые наименования лекарственных средств при осуществлении закупки лекарственных средств, а именно в случае закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 Закона о контрактной системе (осуществления закупок лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний).

Приказ Росимущества от 15.05.2017 N 136 “Об утверждении регламента размещения и актуализации информации на официальном сайте Федерального агентства по управлению государственным имуществом в информационно-телекоммуникационной сети Интернет”

Информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, проводимых Росимуществом в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”. Поддерживается в актуальном состоянии.

<Письмо> ФАС России от 12.03.2014 N АД/8919/14 “О направлении разъяснений и обзора судебной практики по вопросам, связанным с порядком обеспечения муниципальным бюджетным учреждением, являющимся хозяйствующим субъектом, возложенных на него функций по реализации полномочий органа местного самоуправления, при условии установленного запрета совмещения функции органа власти и хозяйствующего субъекта”

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон о контрактной системе).

<Письмо> ФАС России от 16.11.2016 N ИА/79173/16 “По вопросу размещения заказчиками в единой информационной системе в сфере закупок технической части документации о закупках в форматах, не позволяющих осуществлять поиск, копирование и печать фрагментов текста”

Таким образом, из вышеуказанных положений Закона о контрактной системе и Правил следует, что заказчик, уполномоченный орган обязаны разместить информацию о закупке на официальном сайте Российской Федерации в сети “Интернет” без каких-либо ограничений, связанных с ее ознакомлением.

В чем состоят отличия контракта от договора по 44-ФЗ, и в какой ситуации подписывается контракт?

В практике государственных закупок был прецедент, когда муниципальный заказчик подписал с поставщиком договор на сумму до 100 тыс. р., а казначейство признало это наименование неправомерным, так как, по его мнению, следовало подписывать не договор, а контракт.

Контракты и договоры регулируются не только 44-ФЗ, но и Гражданским кодексом.

Под договором понимается соглашение, которое было достигнуто двумя или более лицами в части установления, прекращения или изменения гражданских прав и обязанностей (согласно ст. 420 ГК).

Аналогичное определение приводится и в отношении контракта. Согласно Главе 30 ГК, контракт является разновидностью договора, который направлен для удовлетворения государственных нужд.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 1 ФЗ-44 «О контрактной системе….», данный закон регулирует вопросы заключения гражданско-правовых договоров, предметом которого выступает поставка товаров, выполнение определенных работ и оказание услуг от лица РФ, российского субъекта или муниципальных органов власти, а также бюджетным учреждением или юрлицом.

Согласно далее следующему примечанию, далее по тексту 44-ФЗ будет применяться термин «контракт».

С учетом вышеизложенного термин «контракт» для 44-ФЗ выступает синонимом «гражданско-правового договора» и между ними не приводится различий. Но стоит отметить, что по Гражданскому кодексу некоторые виды договоров именуются в законодательстве именно контрактами, чтобы их можно было отличать от прочих договоров.

В частности, по ч. 1 ст. 2 ГК в качестве государственных и муниципальных контрактов можно рассматривать договоры, которые заключаются государственными и муниципальными заказчиками при выполнении заказов на поставку товаров по п. 1 ст. 525 ГК или исполнение подрядных работ по п. 1 ст. 763 ГК. Бюджетный кодекс также рекомендует использовать термин «контракт» применительно к государственным или муниципальным заказчикам.

Общее и различия между договором и контрактом Договор и контракт обладают одинаковой структурой и включают такие сведения, как наименование сторон, предмет контракта, ответственность сторон, условия поставки, порядок оплаты, возникновение обстоятельств непреодолимой силы, прочие условия и пр.

Источники
  • https://assistentus.ru/vedenie-biznesa/gosudarstvennyj-kontrakt/
  • https://BusinessMan.ru/goskontrakt—eto-chto-takoe-gosudarstvennyie-kontraktyi.html
  • https://cett.biz/poleznaya-informaciya/statii/kak-zaklyuchit-goskontrakt/
  • https://zakupki-kontur.ru/news/reestr-kontraktov-v-eis/
  • https://zakonguru.com/goszakupki/44/goskontrakt.html
  • https://legalacts.ru/doc/44_FZ-o-kontraktnoj-sisteme/
  • https://44fzrf.ru/otlichiya-kontrakta-ot-dogovora-po-44-fz/

Tikhanova-k@mail.ru
Зарплатто.ру - сайт о зарплатах и доходах, деньгах и финансах
Adblock
detector