Социальная работа с неблагополучными семьями с детьми в современных условиях

Причины сиротства в современном обществе

Достаточно большое количество исследований направлены на классификацию сиротства, а также на выявление основных причин данного явлений. Например, современные авторы выделяют различные категории детей-сирот:

  • Прямые сироты – те дети, которые лишились опеки родителей в результате смерти одного из родителей, или сразу обоих;
  • Условные сироты – тот тип детей, которые имеют одного или обоих живых родителей, которые документально известны органам социальной защиты. При этом родители не выполняют свои обязанности в связи с лишением родительских прав, или из-за отказа от своих собственных детей;
  • Временные сироты – дети, которые были переданы самими родителями на попечение государству. Основная причина – наличие документально подтвержденных материальных трудностей. При этом родительские права сохраняются за родителями, и они могут в любой момент забрать ребенка обратно;
  • Социальные сироты – это особая категория сиротства. В ней дети находятся полностью на попечении государства. Это происходит в связи с тем, что оба биологических родителя здоровы и обладают материальными благами, но по определенным причинам не занимаются ребенком, его социализацией и воспитанием. При этом юридически они не лишены родительских прав, но по факту о детях не заботятся, в связи с чем заботу о ребенке берет на себя государство и различные общественные системы.

Спектр причин сиротства достаточно широк. К ключевым мы можем отнести следующие причины и факторы: кризисные ситуации и проявления в семье. К ним относится нарушение структуры семьи, ее функционального назначения, рост числа разводов и количества неполных семей (один родитель, или отец, или мать).

Замечание 1

Также к причинам можно отнести асоциальный, девиантный образ жизни родителей, падение материального и духовного жизненного уровня, ухудшения условий проживания и содержания детей, нарастание психического и эмоционального конфликта между родителями, а также между родителями и детьми.

Сиротство как проблема современного социума

В русском языке слово «сирота» означает ребенка, которые лишился одного или сразу двух родителей. В обыденной речи, а также в большинстве теоретических исследований используются два ключевых понятия: сирота (сиротство) и социальная сирота (социальное сиротство).

Чаще во многих современных исследованиях сиротство принято рассматривать как особое социальное явление, которое обусловлено наличием в современном обществе таких детей, родители которых умерли, а также детей, которые остались без попечения родителей по различным причинам. Такие дети имеют право на особую защиту со стороны социальных работников, а также со стороны государства.

Проблема сиротства является одной из актуальных в современном мире, и особенно в нашей стране. Специалисты по-разному оценивают количество сирот, но в среднем на сегодняшний день это число составляет более полумиллиона человек. Причем, как отмечают ученые, всего 10% от этого числа – настоящие сироты, которые лишились родителей. Остальные – это так называемые «социальные сироты». Это дети, которые лишены семьи при живых родителях. Например, родители лишены родительских прав по причинам жестокого обращения с ребенком, а также из-за присутствия вредных привычек (алкоголизм, наркотическая зависимость), криминализация.

Когда ребенок остается без попечения

С точки зрения закона детьми, оставшимся без попечения, являются несовершеннолетние, чьи родители живы, но по разным причинам не могут или не хотят заботиться о них:

  • лишены родительских прав или ограничены в них
  • признаны безвестно отсутствующими или умершими;
  • признаны недееспособными
  • отбывают наказание в местах лишения свободы или находятся под стражей в связи с подозрением в преступлении;
  • злостно уклоняются от воспитания;
  • отказываются забирать их из образовательных или медицинских учреждений;
  • установить родителей невозможно (подкидыши или потерявшиеся дети);
  • пребывание с родителями несет угрозу жизни и здоровью ребенка и вынуждает изъять его из семьи;
  • иные случаи (например, тяжелая болезнь, длительные командировки или работа в другом городе и т.п.).

Иногда возможна комбинация этих причин. Например, один из родителей недееспособен, а второй попал в места лишения свободы.

Родителей, которые не заботятся о ребенке, могут заменить другие родственники: бабушки или дедушки, тети или дяди по материнской (отцовской) линии, совершеннолетние братья и сестры. В этом случае они в короткие сроки оформляют опекунство (попечительство), и ребенок официально переходит под их ответственность. Если же таких взрослых не нашлось, ответственность за несовершеннолетнего несут государственные органы. Ребенка помещают в специальные учреждения, где заботятся о нем и обеспечивают всем необходимым до совершеннолетия.

Надо отметить, что формально ребенок, которого родители отправили пожить на пару недель к бабушке, также считается оставленным без попечения родителей. Однако если этот срок не превышает 30 дней, органы опеки не обязаны принимать активное участие в его судьбе, если к этому нет объективных причин. К ним прежде всего относится угроза жизни и здоровью, а также сомнения в легитимности прав взрослого. Но когда ребенок находится без родителей (даже под присмотром других взрослых) больше месяца, социальным службам придется принять меры. Они должны будут либо призвать родителей более добросовестно исполнять свои обязанности, либо официально оформить опекунство на ухаживающего за ребенком взрослого (постоянно или временно), либо поместить ребенка в социальные учреждения.

Куда помещаются дети, оставшиеся без попечения

Приоритетным считается воспитание детей в семье. Поэтому органы опеки стараются в кратчайшие сроки найти тех, кто мог бы взять на себя заботу о детях, оставшихся без попечения: найти им усыновителей или опекунов. Если это сделать не удается, детей помещают в государственные социальные учреждения, на сотрудников которых ложатся соответствующие функции.

Дети до 3 лет помещаются в дома ребенка. После этого их переводят в детские дома или приюты. Дети школьного возраста также могут воспитываться в школах-интернатах. При этом внутри каждого типа учреждения также существует дифференциация. Например, есть отдельные интернаты, куда помещают детей с умственной отсталостью. Временно дети могут размещаться в социально-реабилитационных центрах и других аналогичных учреждениях. Например, туда привозят тех, кто сбежал из дома.

При этом как только появится возможность устроить ребенка в семью (или вернуть биологическим родителям), это должно быть сделано незамедлительно.

Кто является законным представителем ребенка

В тот момент, когда ребенок утрачивает родительское попечение, обязанность защищать его права и интересы переходит к органам опеки. Это не требует какого-то специального подтверждения: издания приказа, распоряжения и т.п. Достаточно самого факта, что родители в данный момент не выполняют свои обязанности, и за ребенком некому присматривать. До тех пор, пока они не устроят его дальнейшую судьбу, законными представителями становятся сотрудники органов опеки. Впоследствии эта функция переходит к взрослым, которым ребенка передали – усыновители, опекуны либо администрация социального учреждения.

Начиная с 10 лет, ребенок может решать, хочет ли он быть усыновленным, вернуться к биологическим родителям и т.п. Если он на это не согласен, его мнение будет решающим и органу опеки нужно будет искать другой вариант устройства.

При этом в ряде случаев органы опеки продолжают отслеживать дальнейшую судьбу ребенка. Например, при оформлении опеки они регулярно проверяют условия проживания несовершеннолетнего, а опекун предоставляет ежегодный отчет о расходовании средств, выделенных на подопечного.

Цель и задачи социальной работы с детьми

Все интернаты для детей сирот обязаны проводить социальную работу с детьми. Комплекс мероприятий направлен на достижение следующих задач:

  • развитие детей как творческих личностей;
  • формирование базовых навыков, которые можно будет использовать в дальнейшем;
  • развитие навыков самодисциплины, уверенности, мотивированности на достижение тех или иных целей;
  • формирование навыков самостоятельности, решения сложных задач без сторонней помощи.

Меры социальной поддержки

Комплексная социальная поддержка детей сирот предусматривается российским законодательством. Сюда входит ряд привилегий, особенности которых будут рассмотрены ниже.

Обеспечение жильем

Право на получение жилья является гарантированным, обеспечиваемым местными органами власти. Расходы на реализацию проекта ложатся на субъектов Российской Федерации. В соответствии с законодательством, снятие ребенка с учета является невозможным без соответствующего разрешения органов опеки.

Если сирота имеет закрепленное за собой жилье любой формы собственности, сохранение прав возможно на момент пребывания в любых образовательных учреждениях, на территории ВС или мест лишения свободы. При отсутствии закрепленного жилья, после завершения обучения, службы или отбывания наказания муниципалитет обязан оформить жилплощадь в порядке вне очереди.

Государственная социальная стипендия

Для студентов, которые обучаются по программе среднего профессионального образования, государство предусматривает стипендию в размере 809 рублей. Тем, кто желает получить высшее образование на магистратуре, стать бакалавром, стипендия составляет 2227 рублей.

Государственная социальная стипендия выплачивается раз в месяц на период обучения. Ее могут приостановить, если по результатам сдачи сессии возникли задолженности. Возобновление происходит с момента, когда все они будут ликвидированы.

Льготы и выплаты

Система государственных учреждений, которая включает в себя детские дома школы интернаты, предусматривает ряд дополнительных льгот:

  • получение высшего образования за государственный счет;
  • получение 2-го среднего образования на бесплатной основе;
  • зачисление на полное гособеспечение до момента окончания обучения;
  • бесплатное проживание и питание на период нахождения в образовательных учреждениях;
  • один раз сироты обеспечиваются мягким инвентарем, обувью, одеждой. На их счета начисляются денежные пособия;
  • бесплатный проезд в общественном транспорте (за исключением такси).

Технологии в социальной работе с детьми-сиротами, детьми оставшимися без попечения родителей

Татьяна Ивановна Сенченкова
Технологии в социальной работе с детьми-сиротами, детьми оставшимися без попечения родителей

1. Теоретические основы технологии социальной работы с детьми-сиротами

Понятие и проблемы детей сирот

В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей. И в этом случае общество и государство берет на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей.

Основанное на положениях ст. 121 Семейного кодекса законодательное определение терминов «дети сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей» дано Законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей — сирот, оставшихся без попечения родителей». Установлено, что дети сироты — это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи со следующими обстоятельствами:

отсутствием таковых или лишением их родительских прав,

ограничением их в родительских правах,

признанием безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными,

отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей,

подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений

уклонением родителей от воспитания детей или защиты их прав и интересов,

отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных заведений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Социальный сирота — это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях.

Социальное сиротство — социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т. д.

Воспитание и образование детей-сирот является актуальной социально-педагогической проблемой. Дети-сироты в силу их особого социального статуса часто более подвержены негативному воздействию общественных процессов, таких, как апатия, потребительское отношение к жизни, асоциальное поведение, наркотизация и т. д. Среди многих проблем вхождения в жизнь общества для детей-сирот доминируют неумение жить самостоятельно, строить свою семью. Разрыв между их представлениями о жизни и реальностью проявляется в отсутствии способностей ориентироваться в современной ситуации, изменять свое поведение и запросы в зависимости от обстоятельств, в неумении работать и др.

Технологии социальной работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

В работе с детьми-сиротами, детьми оставшимися без попечения родителей применяются различные технологии и программы. Каждая из них имеет свою специфику, но у них у всех одна конечная цель.

Основными целями социальной работы с данной категорией являются:

— создание системы социального обслуживания детей как государственно-общественной целостной системы социально-психологического сопровождения человека;

— выявление факторов, обусловливающих развитие социального поведения несовершеннолетних и молодёжи;

— оказание экстренной помощи детям оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

— увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;

— создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может сохранять чувство собственного достоинства и уважения к себе со стороны окружающих;

— достижение такого результата, когда у клиента отпадает необходимость в помощи социального работника (конечная цель).

В наше непростое время социально-экономической нестабильности и кризисных явлений во всех сферах жизни особенно сильно страдают наименее защищенные слои населения, и в первую очередь дети.

Каждый ребенок в разные периоды своей жизни, а также в зависимости от социальных условий, в которых он может оказаться по независящим от него причинам, может оказаться в трудной жизненной ситуации и соответственно, будет нуждаться в помощи и защите в разной степени.

В связи с этим трудные жизненные ситуации детей классифицируются следующим образом:

— дети, оставшиеся без попечения родителей;

— дети, проживающие в малоимущих семьях;

— дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов;

— дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;

— дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;

— дети – жертвы экологических и техногенных катастроф;

— дети – жертвы стихийных бедствий; дети – инвалиды;

— дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии;

— дети с отклонениями в поведении;

— дети, жизнеспособность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств;

— дети – жертвы насилия;

— дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;

— дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях.

У воспитанников масса проблем, так как в государственном учреждении у них нет чувства постоянного дома. Некоторым детям приходилось менять до шести населенных пунктов, включая место рождения и обучения после окончания школы, четыре или пять детских учреждений.

В 15–18 лет подростки вынуждены уходить из реабилитационного центра в неизвестность, решать проблему жилья, прописки.

Как минимум, она заключает в себе изменение места жительства и разрушение домашних связей. Домашние связи у детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, разрушаются несколько раз:

1) собственно домашние связи и разлучение с родственниками;

2) домашние связи, когда ребенок начинает считать детское учреждение – домом, а воспитателей и детей – родственниками. Подобные переезды оставляют психологическую травму на всю жизнь. Переезд из одного учреждения в другое для одних воспитанников – ожидание чего-то нового, для других – страх перед будущим. Те, кого обижали в реабилитационном центре, ждут, что жизнь переменится к лучшему.

У детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, на протяжении истории призрения была возможность повысить свой статус в государственном учреждении относительно беспризорного. Это реализуется за счет государства и за счет образования или профессии, которые обязательно стараются дать ребенку в воспитательном учреждении. На этом пути ребенка часто ограничены в получении школьного образования, многие из них не могут учиться в обычной школе, равняться в своих знаниях на детей, у которых есть родители.

Ограничения с получением специальности и работы связаны с жилищной проблемой. Закон предписывает выпускнику государственного учреждения возвращаться по месту рождения, с которым иногда связан только сам факт рождения.

Дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, которые не общались с родителями во время пребывания в детском учреждении, или ничего не знают о своих родителях, начинают наводить о них справки. Некоторые молодые люди это делают после окончания школы, другого учебного заведения, после службы в армии. Когда приходится устраиваться на работу и заново решать проблему прописки и жилья. Одни молодые люди могут узнать только о том, что родители были, но теперь их больше нет, другим удается получить сведения и о своей бывшей прописке или месте проживания, а значит – претендовать на жилье.

Если родители и дети соглашаются жить вместе, то нередко молодые люди начинают вести такой же асоциальный образ жизни, как и их родители. Можно говорить о негативной социализации.

Иногда сами дети, делая вывод, что лучшая защита – это нападение, начинают издеваться над родителями, выгоняют их, продают жилье.

В некоторых случаях подросткам легче ассоциировать себя с негативной средой. Стать бомжами, вступить в банду, но не возвращаться к своим родителям.

До окончания школы (9 или 11 классов) дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации находятся в одном пространстве – детском учреждении, разной степени открытости/ закрытости и представляют собой определенную группу детей, подростков, связанных территориальным единством.

Дети каждой группы (детского учреждения) живут в одинаковых условиях, получают одинаковое воспитание и образование, имеют один социальный статус – воспитанника. Причина того, что дети объединены в группировку «воспитанники реабилитационного центра», заключается в опеке государства и в отсутствии родительской заботы. Коллективное единство – детское учреждение. Новый коллектив, как и все общество вне детского учреждения – чужие. Если социализация проходит успешно, то чужак становится своим, «вписывается» в группу.

В качестве основных показателей социализации можно отметить:

– насколько успешно воспитанник сумел дальше продолжить свое образование, получить профессиональную подготовку;

– насколько успешно воспитанник сумел устроиться на работу;

– насколько успешно он сумел создать свою семью, воспитать своих детей;

– развитие социальной активности, самостоятельности, ответственности;

– отсутствие девиантного поведения.

Для нормального развития личности необходимо удовлетворение не только биологических, но и социальных, духовных потребностей ребенка.

Если удалось воспитать личность с осознанным отношением к себе, другим, обществу, Родине и т. д., личность с активной жизненной позицией, умеющую строить жизненную перспективу, конструктивно решать конфликты, умеющую взаимодействовать с окружающими, – то можно смело прогнозировать успешную социализацию такой личности.

Таким образом, социальная работа с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию широко развита и имеет различные направления, но ориентированы они в основном не на профилактику кризисных ситуаций, а на «борьбу» с последствиями попадания ребёнка в данную категорию граждан.

Невозможно разработать универсальный метод социальной помощи, технологию или программу способную одновременно эффективно решать различные проблемы данной категории детей.

Поскольку характер проблем попадающих под классификацию дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию очень широк и разнообразен. В структуру комплекса входит ряд подразделений:

служба социальной работы с семьей, которая занимается выявлением дезадаптированных детей на территории района, сотрудничает с различными учреждениями, органами правопорядка и общественными организациями. В функции этой службы входят так же анализ факторов социальной дезадаптации, изучение особенностей личностного развития и поведения детей, анализ жизненных ситуаций в семьях, определение причин возникновения конфликтов, корректирование семейных отношений. Кроме этого, специалисты способствуют изменению отношения детей к учебной деятельности, восстановлению их социального статуса, оказывают помощь в профессиональной ориентации, получении специальности и трудоустройстве родителей. Специалисты службы взаимодействуют с ИДН, РОНО и др., проводят первичный прием клиентов, накапливают информацию, проводят необходимую социальную работу с семьями и отдельно с детьми, корректируют деятельность других служб комплекса, осуществляют индивидуальный подход, т. е. учитывают реальную жизненную ситуацию.

юридическая служба, которая консультирует клиентов по всем юридическим вопросам, составляет документы, необходимые для защиты прав клиента, отстаивает интересы клиентов.

психологическая служба, которая проводит психодиагностику, информирует социальных работников о психических особенностях клиентов, вырабатывает конкретные рекомендации по предотвращению и разрешению конфликтных ситуаций.

Основные направления работы с детьми-сиротами, детьми оставшимися без попечения родителей

Учитывая особенности контингента детей, попадающих в ЦССВ необходимо продумать содержание работы с детьми, хотя довольно разумной является мысль о разделении на временные этапы нахождения ребенка в каждом конкретном учреждении. Пребывание ребенка в Центре имеет четко выраженную конечную цель, которой предшествует конкретная промежуточная.

Выделение целей облегчает воспитателю, педагогу и самому ребенку прослеживать его жизненный путь, позволяет добиваться конечных целей, постепенно усложнять требования к ребенку. Такое содержание работы позволяет увидеть и почувствовать изменения в самом себе, в своем поведении, в образе жизни, быть активным участником всей работы.

Время пребывания ребенка в центре, помогает воспитателю сосредоточить внимание на развитии именно тех навыков, которые необходимы в данный момент. Овладение навыками, необходимыми для нормальной жизни на каждом временном этапе, легко увидеть, они облегчают адаптацию ребенка к жизни как в учреждении, так и выживании вообще.

Время пребывания ребенка в ЦССВ будет разным по длительности, но условно оно делится на несколько этапов:

Первый этап условно называется этапом формирования чувства безопасности, который, может охватывать время от начала работы по устройства ребенка в конкретное учреждение до 5-6 недель пребывания в нем.

Второй этап направлен на организацию жизни ребенка в центре. Данный этап охватывает весь период пребывания ребенка в конкретном учреждении и по длительности продолжатся от трех месяцев до самостоятельного выхода в жизнь.

Третий этап включает организацию и проведение разного вида реабилитационной работы с детьми. На данном этапе предполагаются индивидуальные и групповые формы работы с детьми и подростками в течении всего времени пребывания в центре.

Четвертый этап предполагает самоопределение воспитанников центра, в том числе и профессиональные. Данный этап охватывает все время пребывания ребенка в данном учреждении, а виды работы и формы зависят от возраста ребенка.

Пятый этап связан со временем, когда воспитанник покидает центр и его готовят к выходу в самостоятельную жизнь. Время его прохождения очень индивидуально, зависит от конкретной цели, которую реализует воспитанник учреждения.

Сроки прохождения этапов по времени будут зависеть от многих причин и определяться следующими факторами:

— возможностями территорий по оказанию социальной помощи детям и подросткам;

— возрастом ребенка и конечной целью его пребывания в данном учреждении;

— профессиональным самоопределением воспитанника;

— целью его самостоятельной жизни.

Таким образом, разделение времени пребывания ребенка в центре на этапы позволяет четко разграничить функции, которые при этом выполняют все специалисты, имеющие отношение к ребенку.

2. Особенности социальной работы с детьми-сиротами. Анализ деятельности ЦССВ

Жизнь ребенка в условиях центра, ограниченных социальных влияний, обуславливает особое психоэмоциональное развитие ребенка.

Поэтому психолого-педагогическое сопровождение — важная часть в становлении и социализации личности воспитанника.

Модель работы в Центре выстроена таким образом, что ребенок получает всестороннюю помощь и защиту силами того или иного подразделения учреждения.

Отделение воспитательно-реабилитационной работы оказывает воспитательные функции, в него помимо педагогов входят также психологи и учителя, оказывающие репетиторскую помощь.

В отделение социально-правового сопровождения входят социальные педагоги и юрист, которые отвечают за защиту прав и интересов ребенка, представление его интересов в различных учреждениях, сохранность его жилья и т. д.

Отделение постинтернатного сопровождения – это инновационный метод работы, направленный на поддержку детей, из числа детей-сирот, а также выпускников детских домов различного возраста. Им оказывается консультативная психологическая, социальная, юридическая и иная помощь по необходимости. Проводятся занятия по адаптации, занятия с семьями и детьми самих выпускников.

Отделение дополнительного образования обеспечивает организацию досуга ребенка, развитие его творческих способностей и сохранность физической формы и здоровья.

Отделение медицинских услуг помимо оказания ежедневной круглосуточной медицинской помощи отвечает также за проведение ежегодной диспансеризации воспитанников.

Педагогам ЦССВ известен метод проектирования, который является актуальным и имеет ряд положительных сторон: возможность использовать разнообразные методы и приемы, формирование важных социальных навыков, обучение детей самостоятельности и инициативности, возможность практически применить полученные знания, умения, навыки, развивать творческие способности детей. Работа ведется по следующим направлениям: образовательно-воспитательная, коррекционно-развивающая, культурно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа. На каждого ребенка составляется индивидуальный план развития и дальнейшего жизнеустройства воспитанника ЦССВ.

3. Рекомендации педагогам ЦССВ по работе с детьми-сиротами, детьми оставшимися без попечения родителей.

Одна из важнейших проблем в центре – потребность детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в любви. Депривация этой потребности влечет множество нарушений в развитии личности воспитанников.

Учитывая потребность у воспитанников центра в неформальном общении с взрослыми, искажением его форм, а так же то, что общение – ведущая деятельность для подростков, неумение конструктивно общаться, ведет к значительным трудностям в социализации воспитанников, в повседневном общении с детьми воспитателям необходимо использовать технологии развивающего общения.

Мероприятия, применяемые на практике в центре имеют свою направленность, и все они ведут к положительным результатам и нужны в нашем обществе.

Однако, идеальную социальную программу создать невозможно, поскольку невозможно подобрать универсальный метод решения, подходящий для всех проблем одновременно.

Можно рекомендовать педагогическому составу центра:

– создавать эмоционально – комфортную обстановку для воспитанников;

– удовлетворять важнейшие потребности – в безусловном принятии и любви, внимании, заботе, поддержке, признании и уважении;

– включать воспитанников в разнообразные виды деятельности для полноценного развития;

– в воспитательной работе сделать акцент не на формальное дисциплинирование, воспитание послушания, а на развитие личностного потенциала каждого ребенка;

Место сиротства в системе социальной работы

Практика социальной работы с детьми-сиротами, а также практика помощи им в России имеет достаточно глубокие культурные и исторические традиции. До 1917 года социальная помощь была напрямую связана с милосердием и благотворительностью. После 1917 года социальную защиту детей-сирот взяло на себя государство.

Замечание 2

С течением времени, после большого количества изменений, преобразований и реформ в России была создана система социально-правовой защиты несовершеннолетних (СПОН). Ее задача – воспитание и перевоспитание детей, которые оказались в трудной жизненной ситуации и остались без попечения родителей.

Со временем возникли органы опеки и попечительства. Их основные направления следующие:

  1. Выявление, строгий учет и дальнейшее устройство сирот в семьи, а также обеспечение приоритета семейных форм воспитания. В данном случае Орган опеки и попечительства взаимодействует с такими организациями, как службы ОВД, детские поликлиники, общеобразовательные учреждения;
  2. Осуществление четкого надзора за нормами условий проживания, а также за воспитанием детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей. В данном случае проводится тщательная работа с опекунами (попечителями), а также с подопечными детьми; ведется контроль за взаимоотношениями между попечителем и ребенком и оказывается необходимая помощь в преодолении возникших проблем;
  3. Осуществление надзора за условиями проживания и воспитания усыновленных детей. Органами опеки и попечительства ведется журнал учета граждан, которые изъявили желание усыновить ребенка. С кандидатом проводится тщательная психологическая работа, и только после окончательной проверки ребенок передается в новую семью;
  4. Участие в судебных заседаниях судов, которые связаны с делами ребенка, его воспитанием, защитой прав, свобод и интересов.

Сфера ответственности органов опеки и попечительства также достаточно широка. Сюда входит усыновление детей, оформление опеки и попечительства, вопросы так называемого патронажа и патронатного воспитания, оформление детей в детские учреждения и на временное пребывание в социальных приютах, изменение фамилии и имени несовершеннолетних, разрешение на регистрацию брака между несовершеннолетними в возрасте от 16 до 18 лет, разрешение на отчуждение собственности, в которой несовершеннолетний является собственником (обмен, продажа, покупка, процессы дарения). Сюда же входит разрешение актуальных и спорных вопросов в воспитании детей, которые раздельно проживают от своих родителей или опекунов.

Организация деятельности социального педагога в условиях детского дома

В условиях учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей деятельность социального педагога основывается:

  • на международном уровне — Конвенцией ООН о правах ребенка
  • на федеральном уровне — пакетом нормативно-правовых актов, разрабатываемых в рамках реализации основных направлений государственной политики по улучшению положения детей в РФ: федеральной программой «Дети России», в которую входят целевые программы «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Развитие социального обслуживание семьи и детей», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; ФЗ № 124 от 24.07.98 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»; ФЗ № 159 от 21.12.96 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; ФЗ № 120 от 24.06.99 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; ФЗ № 12 от 13.01.96 «Об образовании» и др.

На уровне учреждения социальный педагог работает на основании должностной инструкции и Положения о деятельности реабилитационной службы детского дома.

На основании выше перечисленного, деятельность социального педагога детского дома строится по следующим направлениям:

Защита материальных, жилищных и социальных прав воспитанников

  • определение социального статуса воспитанников — оно предполагает лишение или ограничение родителей в родительских правах, признание их через суд безвестно отсутствующими, оформление инвалидности и гражданства воспитанникам;
  • работа с документацией — формирование личных дел воспитанников, сбор недостающих в личном деле воспитанника документов и сведений о родителях, братьях и сестрах, наличии и сохранности имущества, квартиры, ценных бумаг, открытие счетов в сбербанке;
  • социальная диагностика детского коллектива или статистический мониторинг, обеспечивающий целостное представление о результативности деятельности системы социальной службы детского дома, о качественных и количественных изменениях социального статуса воспитанника;
  • контроль соблюдения социальных прав воспитанников в детском доме;
  • обеспечение защиты личных прав воспитанников: получение общего среднего образования, предоставление свободного времени в распорядке дня, исключение вредного влияния, своевременное получение паспорта и регистрации и т.д.;
  • обеспечение льгот, предусмотренных Правительством России, в период обучения детей, при выпуске их и поступлении на учебу или работу;
  • взаимодействие с судом, загсом, комитетом соц. защиты населения, органами управления образованием и здравоохранением, нотариатом и т.д. по вопросам назначения и выплаты алиментов с родителей, начисления пенсий по утрате родителей и инвалидности и т.д.

Отслеживание постдетдомовской адаптации

Содержанием данного направления определяется:

  • запросы в отделы образования по месту проживания воспитанников, взятых под опеку или возвращенных в семью;
  • ведение картотеки выпускников;
  • оказание помощи выпускникам, оставшимся без попечения родителей, в поступлении на учебу или работу и получении благоустроенного жилья, комнаты в общежитии;
  • мониторинг адаптации выпускников к самостоятельной жизни до достижения ими 23 лет. Поскольку выпускников в нашем детском доме ещё не было, то одной из форм работы по данному направлению можно назвать интегрированный спецкурс «Старт», разработанный проблемной группой детского дома, в рамках реализации которого у воспитанников-выпускников формируются умения и навыки, необходимые для их жизненного становления и обеспечения социально-психологической готовности к самостоятельной жизни.

Информационно-консультационная работа с воспитанниками, их родственниками и педагогами по вопросам нормативно-правовых документов, актуальных проблем воспитанников и т.д. реализуется через индивидуальные консультации и деятельность клуба «Подросток», который организован специально для воспитанников старшего возраста с целью формирования социально-психологической готовности к самостоятельной адаптации в социуме.

Работа по проблемам семьи предполагает выяснение общих проблем родовой семьи воспитанника и ее особенностей. У воспитанника детского дома институт семьи как образец для собственного поведения либо отсутствует вообще (сирота), либо является недееспособным (социальное сиротство). Поэтому большое значение уделяется работе с социально благополучными родственниками. Первоначально обследуются материально-бытовые условия проживания родственников, и если условия позволяют, то ведется работа с ними по возвращению детей в семью (на данный момент семьи родственников посещают 27% воспитанников нашего детского дома). Также формирование у детей позитивного образа семьи ведется через консультации по семейному законодательству РФ и воспитательные мероприятия, посвященные Дню Матери, Дню Отца, Дню Семьи (они включают в себя симультанные и деловые игры, практикумы, библиотерапию, моделирование ситуаций, тренинги, встречи с интересными людьми.)

Профессиональное определение воспитанников.

Роль социального педагога в комплексном профопределении воспитанников заключается:

  • в подборе профессиограмм;
  • индивидуальном выборе профессионального учебного заведения для воспитанника и оформлении пакета документов для поступления в учебное заведение;
  • консультировании воспитанников и педагогов детского дома по трудовому законодательству через деятельность клуба «Подросток»;
  • временном трудоустройстве воспитанников старше 14 лет в свободное от учебы время.

Одним из направлений работы социального педагога детского дома является профилактика асоциального поведения воспитанников, которая состоит в предупреждении и коррекции социальных отклонений и социальной дезадаптации. Цель этой работы — успешная социализация наших выпускников в обществе, в том числе, через формирование социальных моделей поведения. Содержанием данного направления выступают:

  • правовое просвещение (деятельность клуба «Подросток», курс правовых знаний, цикл бесед инспектора по делам несовершеннолетних).
  • профилактика школьной дезадаптации (информирование участников образовательного процесса о школьной успеваемости, о нарушениях дисциплины, прогулах, внесение корректив в совместную образовательно-воспитательную деятельность).
  • профилактика девиантного поведения и самовольных уходов воспитанников (установление норм поведения на территории детского дома, выявление асоциального окружения воспитанников, обеспечение занятости во внеучебное время через трудоустройство и посещение учреждений дополнительного образования).
  • деятельность Совета по профилактике на базе учреждения (выявление и индивидуальная работа с детьми «группы риска», индивидуальные отчеты воспитанников инспектору отдела по делам несовершеннолетних об успеваемости и дисциплине, ведение «дневников поведения» в школе и детском доме).

Работа по передаче детей на воспитание в семью является одним из направлений деятельности социального педагога и заключается:

  • в занесении воспитанников в региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей и своевременной коррекции информации о них;
  • в консультировании потенциальных опекунов и усыновителей;
  • в подготовке документации для процесса оформления опеки или усыновления.

Все вышеназванные направления находят отражение в годовом плане работы социального педагога.

Критериями оценки эффективности работы социального педагога мы считаем:

  1. Степень разрешения актуальных проблем воспитанников.
  2. Степень защищенности прав воспитанника в детском доме (жилищных, материальных, социальных).
  3. Подготовленность выпускника к самостоятельной жизни.

По данным критериям и направлениям работы в конце каждого учебного года социальный педагог анализирует эффективность своей деятельности.

Одним из самых критических моментов из жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является переход из-под опеки государства к самостоятельной жизни. Воспитываясь в семье, ребенок гармонично адаптируется в общество, учится соизмерять свои потребности с возможностями, обслуживать себя, заботиться о близких. В детском доме у детей ограничены контакты с внешним миром и обеднены условия для приобретения собственного опыта. Низкий уровень социальной компетентности, свойственной воспитанникам-сиротам, впоследствии нарушает процесс включения их в жизнь общества, снижает возможность усвоения принятой системы ценностей, норм, знаний и представлений. Если не проводить специальную работу по социализации ребенка-сироты, то, выйдя из стен детского дома, он будет испытывать большие затруднения, оказавшись один на один с самостоятельной жизнью.

Наиболее характерными затруднениями выпускников в период постинтернатной адаптации являются:

  • проблемы интеллектуального, эмоционального и личностного развития;
  • затруднения профессионального самоопределения, дальнейшего профессионального образования и трудоустройства;
  • затруднения в самостоятельной организации быта и досуга, непрактичность;
  • затруднения в ориентации в системе служб социальной поддержки;
  • правовая некомпетентность;
  • возврат в кризисные условия после выпуска.

Выше названное определяет, что конечным результатом воспитания и образования воспитанников интернатного учреждения должна стать готовность к самостоятельной жизни. В настоящее время в нашем детском доме проживает 10 воспитанников старшего школьного возраста, что составляет примерно 30% от общего числа детей. Поэтому наиболее актуальным вопросом в деятельности педагогического коллектива на данный момент является вопрос о комплексном сопровождении выпускников детского дома. Основной выпуск воспитанников из детского дома придется на 2008-2010 уч.г., следовательно, разработка пошагового планирования по подготовке выпускников, их адаптации к обществу должна найти отражение в обозначении перспектив деятельности детского дома, определении путей, способов построения системы сопровождения данной категории детей.

Подготовка воспитанника к самостоятельной жизни возможна лишь при консолидации усилий всего коллектива детского дома и на основе активизации внутреннего личностного потенциала субъектов воспитательно-образовательного процесса. Всем этим требованиям отвечает особый вид помощи — комплексное сопровождение развития ребенка.

Выпуск воспитанника-выпускника и его дальнейшее сопровождение (постинтернатная адаптация) является последним этапом в психолого-педагогическом, медико-социальном сопровождении. На данном этапе наиболее важно определить:

  • во-первых, место и роль комплексного сопровождения выпускников в едином воспитательно-реабилитационном пространстве детского дома (т.е. ответить на вопрос «зачем?»).
  • во-вторых, содержание сопровождения в период подготовки воспитанников к выпуску из детского дома (т.е. ответить на вопрос «что?»).
  • в-третьих, эффективные формы, методы комплексного сопровождения выпускников (т.е. ответить на вопрос «как?»).

Анализ имеющихся в учреждении ресурсов по сопровождению воспитанников выявил необходимость определения основных факторов, способствующих успешной подготовке их к выпуску из детского дома. Таковыми являются:

  • благоприятный прогноз относительно состояния физического и психического здоровья ребенка;
  • благоприятный прогноз относительно дальнейшего жизнеустройства воспитанника;
  • достаточный уровень социальной компетентности выпускника;
  • благоприятный прогноз школьного обучения;
  • наличие нескольких вариантов продолжения образования;
  • наличие нескольких вариантов трудоустройства;
  • наличие лица, несущего ответственность за постинтернатную адаптацию.
  • Исходя из данных факторов, нами были выделены показатели готовности к выпуску:
  • состояние физического и психического здоровья воспитанников;
  • возможные варианты жизнеустройства;
  • наличие благополучных родственников, обеспечивающих благоприятный семейный климат в период адаптации;
  • материальное благосостояние (разные источники дохода, наличие имущества);
  • уровень социальной компетентности;
  • учебная успеваемость, возможность дальнейшего обучения;
  • профопределение, возможность получения работы по профессии, разные варианта трудоустройства;
  • наличие интересов, склонностей необходимых для организации конструктивных форм досуга;
  • наличие лица ответственного за постинтернатную адаптацию.

На основе показателей выявляется уровень готовности к выпуску, который характеризуется как достаточный, недостаточный и критический (например: достаточный уровень, когда выпускник имеет благоприятный прогноз социальной адаптации по всем показателям).

В ходе анализа внутренних ресурсов детского дома нами были выделены потенциальные возможности для организации работы с воспитанниками:

  • опыт комплексного решения проблем воспитанников детского дома;
  • квалифицированные кадры;
  • наличие устойчивых связей с социальными институтами.

Это позволило нам разработать интегрированный спецкурс «Старт». Интегрированный спецкурс для воспитанников-выпускников «Старт» — это система работы по формированию умений и навыков, необходимых для их жизненного становления и обеспечения социально-психологической готовности детей к самостоятельной жизни.

Целью спецкурса нами было определено- максимально подготовить воспитанника к конструктивной самореализации после выпуска.

Задачи спецкурса были конкретизированы по субъектам деятельности. Так, по отношению к педагогам выдвинута задача: определить содержание, механизмы реализации, формы работы по подготовке воспитанников к выпуску из детского дома.

По отношению к воспитанникам:

  1. Сформировать конструктивную реальную программу самореализации.
  2. Освоить способы поведения в различных жизненных ситуациях.

Основными принципами, которые соблюдались при разработке спецкурса «Старт» являлись:

  • принцип ориентации на личность воспитанника, его внутренние резервы, потребностно-мотивационную сферу, формирующиеся на всех этапах жизни воспитанников;
  • принцип субъект- субъектного взаимодействия и рефлексивной активности воспитанников как адекватной реакции на возникающие социально-педагогические ситуации в реальном процессе жизнедеятельности;
  • природосообразности (воспитание детей сообразно их полу, возрасту, формирование ответственности за развитие самих себя, за последствия своих действий и поведения);
  • эффективности социального взаимодействия (расширение сфер общения, формирование социально-бытовых умений и навыков);
  • концентрации воспитания на развитие социальной и культурной компетенции (стратегия и тактика воспитания направлены на помощь воспитаннику в освоении социокультурного опыта и свободном самоопределении в социальном окружении).

Особенности и специфичность спецкурса «Старт» можно характеризовать рядом признаков:

Спецкурс является составной частью комплексного сопровождения воспитанника-выпускника. По содержанию он дополняет и расширяет деятельность специалистов, педагогов детского дома по психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению. Каждое подразделение реабилитационной службы детского дома проводит свой блок занятий.

Знания, умения, навыки воспитанниками приобретаются в процессе взаимодействия с социумом, поэтому имеют практическую направленность.

Основной формой работы социального педагога в рамках спецкурса является инструктивно-практическое занятие, что позволит отработать социальные навыки на практике, освоить способы поведения в реальных жизненных условиях (например: «Как осуществлять коммунальные платежи», «Как пользоваться услугами сбербанка», «Как сделать ремонт в квартире» и т.д.).

В результате занятий по данному спецкурсу воспитанник получит конкретные рекомендации в форме «Справочника выпускника», содержащего алгоритм действий в проблемных ситуациях с указанием адресов социальных институтов, оказывающих правовую, социальную помощь населению.

Содержание спецкурса направлено на формирование достаточного уровня социальной готовности выпускника к самостоятельной жизни. Под социальной готовностью мы понимаем:

Способность выпускника к адаптации в различных социальных условиях, умение строить конструктивное взаимодействие с окружающими.

Достаточный уровень правовой культуры (реализуется через направления воспитательной работы и работу социального педагога).

Достаточный уровень знаний, умений, навыков, необходимых для эффективного, межличностного взаимодействия (реализуется через направления воспитательной работы, работу педагога- психолога).

Достаточный уровень умений и навыков действовать в условиях конструктивного конфликта, в том числе трудового, (реализуется через направления воспитательной работы, работу педагога-психолога, социального педагога).

Достаточный уровень социально-бытовых навыков.

Умение конструктивно организовать свое свободное время (реализуется через организацию дополнительного образования, детского самоуправления).

Таким образом, основным содержанием спецкурса является: формирование способности выпускника к адаптации в различных социальных условиях, развития достаточного уровня социально-бытовых навыков.

Исходя из содержания спецкурса, работа строится по 4 блокам:

1 блок: правовая и социальная защита;

2 блок: социально-бытовая ориентировка;

3 блок: трудоустройство;

4 блок: взаимодействие с социумом, инфраструктурами города.

Источники

  • https://spravochnick.ru/sociologiya/socialnaya_rabota_kak_nauka/sirotstvo_v_socialnoy_rabote/
  • https://lawinfo24.ru/family/opeka/socialnaya-rabota-s-detmi-ostavshimisya-bez-popecheniya-roditelej
  • https://opekarf.ru/opeka-i-popechitelstvo/nad-detmi/sotsialnaya-rabota-s-sirotami
  • https://www.maam.ru/detskijsad/tehnologi-v-socialnoi-rabote-s-detmi-sirotami-detmi-ostavshimisja-bez-popechenija-roditelei.html
  • https://urok.1sept.ru/articles/522412

tett
Зарплатто.ру - сайт о зарплатах и доходах, деньгах и финансах